Древнеримский костюм | Magicdrems’s Blog

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
Основой римского мужского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума били короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.

Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников — две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» — плащ и

magicdrems.wordpress.com

История появления обуви

Обувь каменного века — первые модели обуви.

Начало применения древними людьми в поседневной жизни обуви датируется эпохой палеолита, в эпоху культурного подъема, около 50000 до нашей эры. Проводятся и другие исследования, связанные с изобретением обуви, в частности, изменения ступни древнего человека, предположительно связанные с использованием обуви

Благодаря этим исследованиям было выяснено, что в исторический период от 26 до 30 тысяч лет до новой эры люди уже носили обувь, по свойствам сопоставимую с современной

Древнейший из всех найденных образец обуви из кожи был обнаружен в горах Армении, возраст находки около 5,5 тысяч лет. Это туфли из мягкой кожи, именуемые чарохи, именно такой конструкции обувь носят жители горных деревень Армении до сих пор.

Башмакам Снежного человека Эци из альпийского города Больцано, Италия более 5300 лет, которые не так хорошо сохранились, как образец из Армении. Технологически его обувь напоминает сандалии, и они ничем не отличаются от гораздо более поздних сандалий римского легионера. Под эти сандалии Эци надевал меховые носки, утепленные сухой травой.

Забавно, но некоторые жители теплых стран, привыкшие носить легкую обувь, во время резкого похолодания носят босоножки… с теплыми вязаными носками.

Технологии производства обуви, плетеной из растительных волокон, были известны во всем древнем мире. Об этом говорит находка в североамериканской пещере, вблизи от городка Ламос – там был обнаружен целый склад из трехсот пар плетеной из травы обуви, их возраст по утверждению американских ученых – более 9000 лет. Такие же сандалии плетут аборигены Навахо до сих пор.

Благодаря этим примерам мы видим преемственность обувных технологий из прошлого в настоящее. А таких примеров много – Япония, Китай, Месопотамия, Израиль, Египет

Древний Восток

Об обуви Древнего Египта, благодаря сухому климату и находкам в пирамидах, известно довольно много фактов. Египтяне носили сандалии из папируса, которые как две капли воды походят на современные сланцы – вьетнамки, поистине, все новое – это то, что люди смогли вынести из прошлого. Более того, из папируса плели туфли, близкие к современным – шлепанцы, как без задников, так и с ремешками для фиксации на ноге. Из Древнего Египта идет также традиция разуваться перед входом в дом.

Изготовление крепкой обуви из мягких и хрупких стеблей папируса были связаны с большими трудозатратами, и поэтому стоили очень дорого. По словам Геродота, стоимость сандалий для фараона могла быть сопоставима со стоимостью содержания целого города

У жителей Древней Месопотамии были сандалии с задником, и сапоги, очень похожие на современные.

Древние Израильтяне изготавливали свою обувь из выделанных кож, болотного тростника, овечьей шерсти и дерева. Основные типы той обуви — сандалии из кожи и тростника, закрытые башмаки (закрывавшие ступню до лодыжки, на каблуках и со шнурками), а военные люди и путники носили сапоги в высоким голенищем. В каблуках древне-израильской обуви имелись специальные выемки, в которых носили глиняные бутылочки с благовониями, что было признаком достатка. Существовало много правил приличия, связанных использованием обуви. Ходить без обуви считалось верхом неприличия. Обувь снимали в особо важных , торжественных случаях — при входе в храм, при приеме важных гостей, в суде или при продаже дома. В Ветхом Завете описано множество случаев употребления обуви

Античные времена

В Элладе изготавливали традиционные греческие сандалии с перекрещивающимися ремешками от ступни до щиколотки и выше, делали туфли с задником, первые женские сапоги со шнурками, персикаи — мягкие кожаные сапоги — чулки, а так же эндромиды — сапожки с открытым носком – все то, что является модной летней обувью до сих пор – а ведь им уже несколько тысяч лет.

Самым важным изобретением древних греков стало создание парной обуви – была придумана обувь отдельно на левую и правую ногу. К этому общепринятому сегодня конструкционному решению люди не могли прийти несколько тысячелетий. По преданию, это изобретение помогли сделать гетеры. Они просили обувщиков набивать на подошвы гвоздики, чтобы из следов получалась надпись, приглашающая следовать за ними – это была своеобразная реклама

Актёры в античных театрах использовали котурны (гречес. kothornos, латин. cothurnus — обозначает как высокий сапог, так и трагедию, трагический стиль) — обувь на высокой платформе. Игравшие богов и героев надевали котурны, увеличивая свой рост. Древние греки давно заметили, что высокая платформа добавляет походке и осанке величия и изящности. Поэтому платформа быстро нашла свое место в гардеробе римских императоров, и стала пользоваться большой популярностью у античных модниц

Обувать котурны — calzare il coturno (итал.) — иносказательно писать трагедии и быть трагическим актёром

Встал на котурны — говорят о человеке, который ведет себя напыщенно, чванливо


Древний Рим

В Древнем Риме обувь была еще более разнообразной – поскольку это была огромная империя, то обувная римская мода впитала в себя традиции обувного производства со всей Европы, Средиземноморья, Ближнего Востока и Северной Африки: calceus — закрытые башмаки на шнурках , летние solea — состоящие из подошвы и ремешков, soleae ligneae – сандалии на деревянной подошве, socci (soccus лат. — комедия)— плетеная веревочная обувь , в Риме ее носили женщины, щеголи и комические актёры. Солдаты носили сандалии caligae – башмаки с прочной шипастой подошвой. Именно из-за caligae римский император Калигула приобрел свое имя. Уже тогда начали формироваться правила поведения, которые были связаны с обувью – например, в Италии до сих пор находиться в общественных местах, если на вас открытая обувь, неприемлемо. Женщины в Риме носили белую обувь, мужчины – черную. Обувь для торжественных случаев была пурпурной, и украшалась драгоценными камнями, жемчугом и золотом. Патриции носили обувь с четырьмя ремнями, простолюдины – с одним


Скифские народы, древнее население юга России, носили невысокие сапоги из мягкой выделанной кожи. Это был кожаный чулок на войлочной подкладке, обтягивавший ногу до икры, и закрепленный кожаными ремешками или шнурками. Верхний край чулок украшали лоскутный орнамент и вышивка. Примечательно, что скифы украшали даже подошву сапог – вышивали их бисером. Женская обувь была красного цвета с узорчатой вышивкой, по голенищу шла шерстяная манжета, украшенная аппликациями. 

Скифы так же использовали и войлочную обувь, украшая ее вышивкой и бисером

Средневековая обувь

В Средние века классическим сандалиям Европа предпочла длинноносые туфли – пулены (poulaines — нос корабля). Пулены носили знатные особы, и чем длиннее носы были у туфель, тем значительнее в глазах современников выглядел владелец этих туфлей. Началось даже соперничество, у кого носы туфель длиннее, и пулены достигали поистине гигантских размеров в длину. Некоторые модники привязывали носки ботинок к коленям завязками с бубенцами, или носили специальные деревянные сабо с длинными носами. Наконец, французскому королю Филиппу IV Красивому пришлось издать указ, регламентирующий длину туфель. Оттуда и пошла фраза «жить на широкую ногу»

Эпоха Возрождения и Реформация

В 15 веке жизнь модников значительно облегчилась, обувь стала более широкой и короткой, и назывались «охзен» – бычьи морды и кухмаулер (kuhmauler) — коровьи морды. Носки таких туфель достигали 16 см в ширину. Чем сильнее расширялась передняя часть туфлей, тем уже становилась задняя, и в начале 16 столетия обувь стала такой мелкой, что ее приходилось привязывать к ноге специальными завязками. Обувь была кожаной или бархатной, шилась из шелков и шерсти разнообразных цветов. Мыски туфлей украшали вырезы, а для пущего изящества сапожники приколачивали к обуви деревянные каблуки. Женские туфельки этого времени были нейтральными – правила хорошего тона запрещали женщинам выставлять напоказ даже кончики туфель. В конце 16 века в моду вошли высокие мягкие сапоги из замши и кожи, это была сугубо мужская обувь, и надевали ее охотники и наездники

Обувь эпохи барокко и классицизма

Между 17 и 18 веками юбки дам сильно укоротились, и сапожникам добавилось работы. Женщины перестали носить грубую мужскую обувь, и потребовались новые изящные туфли — парчовые, бархатные и шелковые. Подошва и каблуки стали выше, обувь красивее, и ее старались показать всем. Наиболее высокими каблуки и подошвы стали при Людовике XIV в 17 веке – король был маленького роста, и хотел казаться выше. Каблуки красили в красный цвет, и эта эпоха даже называется Эпохой Красных каблуков. На туфлях — даже на мужских — были огромные шелковые банты. Для повседневного гардероба использовались ботфорты – высокие сапоги с широкими голенищами. Их одевали с канонами – короткими штанишками с кружевами. Кавалеры носили шпоры – даже если были без коня. В европейских деревнях носят сабо из дерева

Обувь эпохи просвещения

В 18 веке снова в моде острый нос, а в начале 19 века появляются первые оксфорды – кожаные туфли классического типа. Эти туфли впервые появились в Шотландии, там же появились и первые броги – оксфорды с дырочками. Дело в том, что эти теперь официальные ботинки сначала носили шотландские крестьяне. Они и придумали делать на оксфордах (тогда они назывались Balmoral) отверстия для вентиляции. Все современные мужские классические туфли восходят к этой обуви.

Современная обувь.

Двадцатый век подарил развивающемуся обувному делу ассиметричные обувные стельки, которые стали повторять очертания стопы. В двадцатые годы в моде снова сандалии, в послевоенные годы дизайнеры пытаются снизить стоимость обуви, используя войлок, парусину, кирзу, резину. Так же, как и в прошлом, обувь показывала социальный статус владельца – у аристократов были в моде узкие туфли, рабочие и сельские жители носили сапоги и ботинки.

Наибольшее развитие в 20 столетии получила женская обувная мода – в ней использовался весь богатейший опыт предыдущих поколений. В женской современной обуви смешались все стили и направления, от классики до деревянных сабо, от греческих и римских сандалий и котурнов до скифских и сирийских сапог. И весь этот огромный обувной мир брошен к ногам современных модниц.

Автор: Andrey Kupchinskiy, [email protected]

obuv-i-sumki.ru

Ответьте плз, буду очень благодарен:)

По горизонтали: 7. Римский воин. 8. «Всякий любит собственное …больше, чем оно, оживши, полюбило бы его» . Шутка Аристотеля. 10. Европейские племена, покорённые Цезарем. 11. Один из самых знаменитых римских ораторов, которого современники называли «римским Демосфеном» . Вошёл в историю, как автор фразы «Карфаген должен быть разрушен» . 12. Римский император, который ввёл платные туалеты и автор исторической фразы на этот счёт «деньги не пахнут» . 15. Разрушенный и засыпанный пеплом римский город во время извержения Везувия, запечатлённый на самом известном полотне К. Брюллова. 18. Костлявый плод, который римляне называли «карфагенским яблоком» . 19. Величественное сооружение Древнего Рима для гладиаторских боёв, дошедшее до наших дней. 20. Один из семи главных римских холмов. 21. Почтенная замужняя женщина в Древнем Риме. 24. Император, говоривший в ответ на непочтительность, злословие и оскорбительные стишки о нём, что в свободном государстве должны быть свободны и мысль, и язык. 26. Малый триумф, торжественное вступление полководца-победителя в Рим верхом или пешком — но не колеснице, в отличие от триумфа. 27. Красная краска, добываемая римлянами из крови морских улиток. 31. Священный холм, крепость, где находились важнейшие государственные учреждения и храм Юпитеру. 33. Римский наместник в Иудее, во время правления которого был предан казни Иисус Христос. 34. Знаменитый врач гладиаторов, которого называли «первым истинным анатомом, оказавший большое влияние на средневековую медицину. 35. Император-деспот, назначивший своего коня консулом. 36. Почётное пожизненное звание в Древнем Риме.

По вертикали: 1. Сын Юлия Цезаря и египетской царицы Клеопатры. 2. Загородный дом, усадьба римлянина. 3. Постановление римского императора. 4. «Познай самого себя» , призывал этот римский поэт, классик «суровой сатиры» . 5. Начальник десяти римских воинов. 6. Ягода, которой начинал и заканчивал свои знаменитые пиры Лукулл, один из богатейших людей своего времени. 9. Римский император, жена которого Мессалина стала символом неистового разврата, а его родная мать, встречая какого-нибудь глупца, говорила: «Боже великий, да он же такой дурак, как мой …». 13. Казнь каждого десятого римского воина, практиковавшаяся за трусость в бою. 14. Наместник провинции во времена Римской республики. 16. Римский поэт, следовавший принципу «ничему не удивляться» . 17. Серебряная монета, равная четырём сестерциям. 22. Государственный чиновник в Древнем Риме, имевший право носить чёрные ботинки. 23. Один из семи главных римских холмов. 25. Римская женщина, вошедшая в историю как образец добродетели. Обесчещенная Секстом, сыном Тарквиния Гордого, покончила с собой на глазах у мужа. 28. Римский поэт, оставшийся в веках как мастер любовной лирики, считавший, что нет ничего глупее глупого смеха. 29. Оружие, которым был заколот Юлий Цезарь. 30. Римский полководец и политический деятель, семь раз избирался консулом и возглавлял борьбу с Суллой. 32. Последний, и самый известный, великий римский историк.

ОТВЕТЫ. По горизонтали. 7. Легионер. 8. Творение. 10. Галлы. 11. Катон. 12. Веспасиан. 15. Помпеи. 18. Гранат. 19. Колизей. 20. Виминал. 21. Матрона. 24. Тиберий. 26. Овация. 27. Пурпур. 31. Капитолий. 33. Пилат. 34. Гален. 35. Калигула. 36. Патриций. По вертикали. 1. Цезарион. 2. Вилла. 3. Декрет. 4. Ювенал. 5. Декан. 6. Виноград. 9. Клавдий. 13. Децимация. 14. Проконсул. 16. Гораций. 17. Денарий. 22. Сенатор. 23. Квиринал. 25. Лукреция. 28. Катулл. 29. Кинжал. 30. Марий. 32. Тацит.

это кроссворд, по твоим вопросам

otvet.mail.ru

История обуви от древних времен до наших дней

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с аппликациями из кожи.

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами — «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда одежда рыцарей состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и сыромятную кожу. Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная обувь: валенки и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

fb.ru

Обувь Древнего Рима | Модный сезон

Ранний Рим тяготел к копированию с греческих образцов. Красноречивый Цицерон в книге «Об ораторе» высказывает горечь по поводу ношений сикионей, импортированных с Пелопиннеса. Он утверждал, что этот импорт носят только бездельники, прекрасно известные обществу своей изнеженной жизнью. И хотя сикиония сама по себе очень красивая обувь, пишет Цицерон, она не отвечает истинному темпераменту римских граждан, которые должны всегда оставаться рациональными, трезвыми и позитивными… Всё же можно утверждать, что Цицерон успел сделать немало для пропаганды отечественного, то бишь римского обувного производства.

Театральная жизнь Рима тоже начиналась с греческих сюжетов, хотя и с учётом местного колорита. Обувь актёров была отличием, накладываемым на жанр: трагедию символизировали упоминаемые ранее котурны, а комедию – лёгкая туфли сокус, напоминающая нынешние – носки.

Вообще говоря, римляне придавали символике гораздо большее значение, чем греки. На положение в обществе указывала также и обувь – кальцеус (ботинок или туфля, охватывающая лодыжку, типа полусапог). Кальцеус не могли носить те, кому не разрешалось носить тогу. Кальцеус красного цвета сначала были атрибутом самых высоких магистратур, а позднее – императоров. Чёрные и белые кальцеусы со скрещёнными спереди ремнями носили только сенаторы. Выражение «кальцеус мутаре» – «надеть обувь» – у Цицерона в переносном смысле означало «стать сенатором».

Простые жители носили перо – практичный высокий сапог из сыромятной кожи, покрывавший три четверти ноги. Котурны, исключая театральный контекст, служили элегантной обувью для охоты, причём зачастую они украшались официальными портретами императоров с красивой металлической окантовкой.

Солдаты были обуты в калиги – подбиты гвоздями ботинки с открытым верхом. Возвращаясь домой с богатой добычей, солдаты заменяли бронзовые гвозди в своих калигах на золотые или серебряные. Кстати, император Кай Август был прозван Калигулой именно потому, что на заре своего кровавого правления, как простой солдат, ходил в подбитых гвоздями ботинках.

Вообще, римские императоры славились своими причудами. У Клавдия Нерона были серебряные подошвы, а у его жены Поппеи – золотые. Нерон как никто другой понимал толк в обувной символике, поэтому именно в его правление сенаторам, подозреваемым в приверженности к христианству, было запрещено носить кальцеусы красного цвета. Однако, как мы знаем, даже эта исключительная мера не смогла остановить распространение христианства.

В отличие от женщин благородного поведения, проститутки носили сандалии, демонстрируя привлекательность своих ног. Закрытая же обувь разрешалась только целомудренным дамам.

Сенатор Люциус Вителлиус имел обыкновение носить под своей тогой правую туфлю любовницы. Разумеется, сенатору доставалось «на орехи» за подобное поведение, но поскольку, как известно, дурной пример заразителен, и другие мужчины повадились носить под тогами туфли своих возлюбленных, а те, чтобы хоть как-то спасти безрассудных кавалеров от публичных нареканий, стремились, как повествует Овидий в «Искусстве любви», втискивать свои ноги в очень маленькие туфельки… Видимо, отсюда пошла мода на маленькую, элегантную женскую ступню.

Римляне имели сменную обувь – лёгкие сандалии солеас. Они состояли из тонкой кожаной подошвы, удерживались на ноге верхом из полосок кожи или ткани и застёгивались сзади. Женские солеас имели цветной верх. Выйти из дому в солеас считалось верхом неприличия, такую разнузданность могли позволить себе проститутки и гомосексуалисты. Отправляясь в гости, сандалии брали в гости. За господами их обувь несла рабыня. Если не было слуги, римляне приносили свои солеас подмышкой. Придя в гости, они надевали их, но поскольку в изнеженном Вечном городе ели, пили, читали и дискутировали лёжа, а стало быть разутыми, то латинское выражение «солеас депонерум» («снять сандалии») звучало как приглашение к столу.

Пока господа предавались чревоугодию, за их сандалиями присматривали молодые рабы. От скуки они частенько развлекались тем, что прятали обувь тех хозяев, чьи слуги зазевались. Переполох и поиски пропавших сандалий были завершающими аккордами пира. С окончанием застолья гости требовали у слуг свою обувь.

Не имея обуви, в гости ходить было невозможно. Поэтому босиком по улицам вечного города расхаживали только рабы и курьеры, которым император Клавдий отказал в праве носить обувь. Обоснование такого решения было примитивным: чтобы быстро бегать, нужно быть босым.

Что до всевозможных запретов, то их в императорском Риме было предостаточно. Так, например, чрезвычайно высокие цены на обувь вынудили Диоклетиана в 310 году до нашей эры издать декрет, зафиксировавший стоимость товаров по отношению к растущим ценам. Нам этот декрет более интересен потому, что в нём вся обувь древних римлян была каталогизирована на 3 группы – калиги, галлики и вавилоники, которые в свою очередь были разделены на 23 типа. Каталогизация обуви стимулировала рождение новых её типов. Новые варианты создавались в зависимости от функционального использования и даже времени дня. Император Аврелий сделал ещё одну попытку навести в этом деле порядок, запретив мужчинам носить цветную обувь и оставив право выбора материала и цвета за женщинами. Кстати, до этого запрета у римлян не существовало чёткого различия между обувью для мужчин и обувью для женщин.

Профессию сапожника в Древнем Риме горделиво величали искусством. Эта профессия контролировалась гильдией сапожников. Сапожники подразделялись на изготовителей сандалий и изготовителей военной обуви (калигов). В каждой сапожной мастерской было несколько учеников, которые обеспечивали постоянство ассортимента в магазине обуви. Сами же мастера работали на заказ.

Когда в Риме произошёл пожар, стали чеканить монеты из металла, используемого для подбивания обуви. Это вызвало инцидент типа «чёрного рынка»: сапожники взбунтовались и закрыли мастерские. После этого покупатели обслуживались, что называется, из-под прилавка – за непомерно высокие цены. А самые богатые римляне принимались мастерами даже по ночам за плату монетами из драгоценного металла… [18]

на Ваш сайт.

modnitsi.ru

Римское общество. Сословия в Древнем Риме

Римское общество отличалось строгой иерархией и состояло из граждан, рабов и тех, кто не имел римского гражданства.

Римское гражданство

Полноправные римские граждане могли участвовать в народных собраниях, избирать должностных лиц и выставлять собственную кандидатуру на выборах, отстаивать свои материальные интересы в суде, самостоятельно совершать религиозные обряды и вступать в законный брак с другими гражданами. Кроме того, только римские граждане имели право носить тогу и кожаные башмаки, полностью закрывавшие ногу. При этом они обязаны были нести воинскую повинность и платить налоги.

Все дети римских граждан, рожденные в законном браке, приобретали права и обязанности своих родителей. Большинство жителей римских провинций не имели римского гражданства, они получили его только в 212 г. по эдикту императора Каракаллы.

Сенаторы

Сенаторы

Римские граждане делились на несколько сословий. Родовая знать составляла высшее, сенаторское сословие (рис. 1). Его представители были членами сената и принимали участие в управлении государством. Сенаторы носили белую тунику с широкой пурпурной вертикальной полосой спереди и высокие кожаные башмаки. Одним из признаков принадлежности к сенаторскому сословию был золотой перстень, который мужчины носили на правой руке. В цирках и театрах сенаторы обычно занимали особые места.

Всадники

Всадники

Чуть ниже сенаторов на иерархической сословной лестнице стояли всадники (рис. 2). Представители этого сословия были родом из зажиточных семей и занимались в основном предпринимательством, их даже называли римской «денежной аристократией». Они носили белую тунику с пурпурной, но более узкой, чем у сенаторов, вертикальной полосой. В праздничные дни всадники надевали короткий плащ с красными полосами.

В цирках и театрах они занимали места за сенаторами.

Знатные чиновники (нобили)

Знатные чиновники (нобили)

В Риме за исполнение государственных должностей не платили денег, поэтому быть консулом или другим магистратом могли себе позволить только состоятельные римляне (сенаторы, всадники, реже — богатые плебеи). Постепенно из бывших магистратов и их потомков образовалась чиновная, или служилая, знать, нобили (рис. 3).

Плебеи

Плебеи

Большинство римского населения составляли плебеи (рис. 4, 5) — свободнорожденные граждане, происходившие из незнатных и небогатых семей. Плебеи, жившие в Риме и других городах, были ремесленниками или держали небольшие торговые лавки; немногочисленные жители деревень, крестьяне, занимались сельским хозяйством. Самые бедные римские граждане назывались пролетариями.

Плебеи

Клиенты

Некоторые из плебеев предпочитали зарабатывать на жизнь не тяжелым физическим трудом, а оказывать мелкие услуги знатным и богатым гражданам. Таких римлян, живших за чужой счет, называли клиентами.

Рабы и вольноотпущенники

Рабы

Рабы (рис. 6) были собственностью своих хозяев и не имели никаких прав. Они выполняли наиболее тяжелую работу, при этом хозяин по своему усмотрению мог наказать раба или даже продать его. Рабами становились по разным причинам: попав в плен или по суду за долги; дети рабов тоже были рабами. Накопив денег или заслужив особое благорасположение хозяина, раб мог получить свободу. Бывшие рабы составляли особое сословие вольноотпущенников.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *