10 фактов об адмирале Эссене

Советская историография почти не упоминает об адмирале Николае Оттовиче фон Эссене по вполне объективным причинам. С одной стороны, было сложно найти что-либо отрицательное в биографии героя русско-японской войны, любимого ученика адмирала Макарова, создателя прогрессивных теорий береговой обороны и минной войны, человека, возродившего Балтийский флот после Цусимской катастрофы и не замеченного в расстрелах революционных матросов. Но в то же время хорошие слова об учителе адмирала Колчака шли бы вразрез с тогдашней политической линией. Вот некоторые факты из биографии адмирала Эссена, которая за время забвения успела обрасти легендами.

1. Николай Эссен родился 11 декабря 1860 года в давно обрусевшей семье остзейских немцев. Отец будущего флотоводца, статс-секретарь Отто Васильевич Эссен состоял товарищем (так в те времена официально называлась должность заместителя) министра юстиции. По легенде определяющими в выборе профессии между морской службой и юриспруденцией для юного Николая стали слова отца:

«Ты слишком мало уважаешь закон!» Впоследствии адмирал Эссен подтвердил мнение отца, за время своей карьеры неоднократно нарушая приказы начальников.

Адмирал Николай Оттович фон Эссен
Источник: panevin.ru

2. В 1880 году Николай Эссен вторым по выпуску (первым был будущий академик князь Б. Б. Голицын) окончил Морское училище и получил звание гардемарина. За отличные успехи в учебе его имя было начертано золотыми буквами на почетной мраморной доске. В 1884 году мичмана Эссена как способного молодого офицера направили на учебу в Николаевскую морскую академию на механическое отделение. Здесь же в январе 1886 года ему было присвоено очередное офицерское звание «лейтенант». Морскую академию он окончил по первому разряду в октябре 1887 года, а в 1889 году поступил на учебу в Артиллерийские офицерские классы, которые успешно окончил через два года, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации. В июне 1896 года Эссен был назначен командиром миноносца №104 (по другим данным – миноносца №120) водоизмещением около 80 тонн, входившего в состав практической эскадры Балтийского моря, которой командовал С. О. Макаров. Хотя Эссен пробыл в составе практической эскадры всего три месяца, он успел стать настоящим энтузиастом минного дела и заслужить уважение адмирала Макарова, впоследствии неизменно покровительствовавшего ему.

Здание Морского кадетского корпуса (до 1891 года – Морское училище)
Источник: panevin.ru

3. В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н. О. Эссен назначается командиром новейшего крейсера 2-го ранга (минного крейсера) «Новик» – первого в мире «многоцелевого» крейсера, способного как самостоятельно искать и атаковать цель, так и осуществлять постановку минных заграждений в открытом море. Приняв корабль в Данциге, Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана.

Крейсер 2-го ранга «Новик» на рейде Порт-Артура
Источник: keu-ocr.narod.ru

4. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел «Новик» в море на разведку. Встретив японские корабли, русские моряки атаковали их, выпустив торпеду по крейсеру «Якумо». Лишь повреждение, полученное от 8-дюймового снаряда, вынудило «Новик» возвратиться на базу. За этот бой Эссена наградили золотым оружием. По легенде он прокомментировал свое награждение так: «Я выстрелил, попали в меня, но наградили снова меня».

Золотое оружие «За храбрость» – наградное оружие Российской империи, имевшее статус
государственного ордена с 1807 по 1917 годы
Источник: antikvariat.ru

5. 16 марта 1904 года адмирал Макаров назначил Эссена командиром броненосца «Севастополь». Под его командованием «Севастополь» стал единственным кораблем Тихоокеанской эскадры, который 25 ноября того же года вышел на открытый рейд, намереваясь направиться навстречу эскадре Рожественского. В результате многочисленных повреждений от артиллерийского огня и торпед противника «Севастополь» был выведен из строя и по приказу командира эскадры оставлен основной частью экипажа. Благодаря энергии и умению Эссена восемьдесят человек, оставшиеся на борту, не только спасли корабль, но и возобновили обстрел японских позиций. В ночь на 6 декабря броненосец был отбуксирован для затопления на большой глубине, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях.

Эскадренный броненосец «Севастополь» в Кронштадте, сентябрь 1900 года
Источник: panevin.ru

6. В 1910 году Эссена назначают начальником Действующего флота Балтийского моря, а в мае 1911 года – командующим Балтийским флотом. Под его непосредственным руководством разрабатывается план операций флота на случай войны – в частности, создается система минно-артиллерийских позиций в Финском заливе. Интересно, что эта система заграждений была практически полностью повторена советским флотом в ходе Второй мировой войны.

Неизменный флагманский корабль Эссена – крейсер «Рюрик»
Источник: etoretro.ru

7. Адмирал Эссен фактически раньше царя Николая II отдал приказ о вступлении России в Первую мировую войну. В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В. Л. Канин докладывал о выполнении приказа Эссена: «Согласно приказу «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 4585 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут. При этом взорвалось 11 мин – всплывших не было»

Минные заградители «Нарова» и «Онега» (бывшие броненосные фрегаты «Генерал-адмирал»
и «Принц Эдинбургский»)
Источник: coollib.com

8. С именем Эссена связана и одна из самых удачных разведывательных операций в истории военного флота: русской морской разведке удалось не только захватить германскую шифровальную книгу, но и скрыть этот факт от противника. В результате германский флот покинул свои базы и ввязался в тщательно разработанную британцами операцию по его уничтожению, вошедшую в историю как Ютландское сражение (лишь ошибки британских адмиралов спасли германский флот от поражения). По легенде, узнав, что на погибшем германском крейсере «Магдебург» обнаружена шифровальная книга, адмирал Эссен задал начальнику разведки (ожидавшему от командующего долгих споров по предлагаемым оперативным мероприятиям, направленным на сокрытие от противника способности читать его шифрограммы) всего один вопрос:

«Где вы хотите, чтобы я подписал?» В дальнейшем Эссен так же безоговорочно утверждал все запланированные мероприятия разведки и иногда принимал в них личное участие.

Германский крейсер «Магдебург», потерпевший крушение
Источник: airgroup2000.com

9. По легенде, приведенной писателем Валентином Пикулем в книге «Моонзунд», после учений адмирал Эссен заявил отличившемуся комендору Павлу Дыбенко (после революции он станет первым советским командующим Балтийским флотом):

«Тебе либо в тюрьме быть, либо на моем месте!»

Евгений Евстигнеев в роли адмирала Эссена в фильме «Моонзунд» по одноименной книге В. Пикуля
Источник: kino-teatr.ru

10. После смерти адмирала Эссена 7 мая 1915 года морской министр адмирал Григорович поклялся назвать его именем лучший из новых кораблей русского флота. Фактически же имя Эссена было присвоено военному кораблю лишь спустя 96 лет, когда в июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Эссен» – второй корабль проекта 11356. Ввод корабля в строй планируется приурочить к 100-летию со дня смерти адмирала.

Закладная доска сторожевого корабля (фрегата) «Адмирал Эссен»
Источник: kgd.ru

warspot.ru

Николай Оттович фон Эссен — русский адмирал, командующий русским флотом Балтийского моря.

Николай Оттович фон Эcсен
Годы жизни 1860 — 1915
Место рождения Санкт-Петербург
Гражданство Российская империя
Годы службы 1880 — 1915

Основные события

Вершина карьеры

Был капитаном:

Награды

Биография

Адмирал Николай Оттович фон Эссен

Николай Оттович фон Эссен родился 11 декабря 1860 года в Санкт-Петербурге. Семья была состоятельной, культурной и образованной, а отец Николая был заместителем министра юстиции. Николай был прекрасно воспитан и образован. Говорил на английском, французском и, конечно, на немецком языке. После окончания гимназии поступил в Морской кадетский корпус, который с отличием окончил в 1881 году.

Будучи гардемарином, Николай Эссен провёл двухлетнее заграничное плавание на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский». Для него это было сложное испытание — тяжелейшие штормы в Атлантике и Тихом океане не забывались потом всю жизнь. В 1891 году Николай Оттович закончил артиллерийский офицерский класс.

В 1892 году начинается служба Эссена. Когда в 1900 году «Славянка» пришла в Петербург на ремонт, Эссен становится преподавателем теоретической механики в Морском кадетском корпусе. За пару недель Николая полюбили все учащиеся.

В 1902 году Николая вызвали в адмиралтейство, где он получил приказ ехать в Германию. 27 января 1904 года началась Русско-японская война. Будучи в плену, Николай разговаривал с японскими моряками, обсуждая прошедшие события. Узнав о гибели русского флота в Цусимском сражении, он был на грани самоубийства. Вернувшись в Россию, в 1906 году, Эссен был повышен до контр-адмирала. А в 1909 Николай становится главнокомандующим Балтийского флота.

В это время, в его составе появляются упаднические настроения, заметно ухудшилась воинская дисциплина. Николай изменяет систему обучения и воспитания флота. Он создал из своей бывшей 1-ой Минной дивизии, которой командовал два года, лучшее соединение флота, кузницу командных кадров.

  • В 1911 году ему было присвоено звание вице-адмирала, а в 1913 году он был произведен в адмиралы.

Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны под командованием адмирала Н. О. Эссена. Адмиралом были проведены блестяще организованные активные минные постановки в Южной Балтике, которые прикрывали путь на Петроград. 7 мая 1915 года Эссен умер от крупозного воспаления лёгких.

Семья

Cупруга, Мария Михайловна.

Родители Николая Оттовича относились к его профессиональному выбору очень тревожно и с большим сожалением. Они были убеждены в том, что их сын мог бы преуспевать совсем в других сферах, и при каждой встрече серьезно спрашивали сына, не думает ли он увольняться с военной службы после очередного возрастного ценза.

Отец Николая, Отто Васильевич, являлся в семье Эссенов неким «чиновным исключением», так как его дед и отец служили на флоте. 11 марта 1891 года Н. О. фон Эссен в Ревеле женился на Марии Михайловне Линден. В мае 1894 года у Н. О. фон Эссена родился сын, которого назвали Антоний. Сын пошёл по стопам отца и стал морским офицером. Антоний Николаевич фон Эссен, был флагманским штурманом штаба дивизиона подводных лодок, командиром подводной лодки «АГ-14».

В июле 1898 года у лейтенанта Н. О. фон Эссена родилась дочь Ольга. В 1914 году Мария Михайловна фон Эссен (1860—1928) приступила к созданию благотворительного «Дамского Морского общества», чтобы помогать семьям моряков «как призванных из запаса, так и состоящих уже на действительной службе».

Эссен пробует еду на военно-транспортном судне

Карьера

Начало

  • 1874 год Принят в младший подготовительный класс Морского училища в СПб.
  • 1880 год Произведён в гардемарины.
  • 1888 год При сдачи зачёта стрельбы на кронштадтской батарее Александра III и главного инспектора морской артиллерии вице-адмирала, поразил цель вторым выстрелом. За блестящую стрельбу лично награждён Е. И. В. И. В. Александром III золотыми часами с императорской монограммой.

В 1892 году служба Эссена начинается на Тихоокеанском флоте. Первые 5 лет он был старшим артиллерийским офицером на крейсере «Адмирал Корнилов». Это была его первая командная должность. Увлеченность службой и способность вести за собой подчиненных — важнейшая черта характера Николая. Вскоре Эссена поставили старшим офицером канонерской лодки «Грозящий», затем командиром штабного корабля «Славянка». В 1899 году был повышен до капитана 2-го ранга.

В Германии

В 1902 году Николай Оттович Эссен с поднимается по трапу своего нового крейсера «Новик». Такого корабля в русском флоте еще не было. Он относился к типу легких бронепалубных крейсеров и развивал скорость до 25 узлов. Его вооружение состояло из 14 артиллерийских орудий и 5 торпедных аппаратов. Экипаж состоял из 328 человек. Подняв над детищем германской промышленности русский флаг, капитан Эссен повел его на Дальний Восток в состав русского Тихоокеанского флота.

Война с Японией 1904—1905 гг.

  • 1904 год Пожалован «За отличие в делах против неприятеля» золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость».

Утром 27 января 1904 года во время нападения японского флота на русские корабли в Порт-Артуре, Эссен вывел «Новик» в море на разведку. Обнаружив крупные силы противника, Новик атаковал отставший крейсер «Якумо». Это был тяжелый крейсер, однако скорость «Новика» была настолько высока, что враг не успевал наводить орудия. На «Якумо» возник пожар, однако и русский корабль получил повреждения и вернулся на базу. «Новик» был в боях с японской эскадрой, осуществлял ночные вылазки миноносцев на морских путях Японии, проводил разведку. За боевые заслуги Эссен был награжден орденом Святого Георгия IV степени и Золотым оружием с надписью «За храбрость» и произведен в капитаны 1-го ранга.

Броненосец «Севастополь»

«Севастополь» вёл бой с врагом, пытался участвовать в прорыве эскадры из Порт-Артура во Владивосток и был поврежден из-за мин. Находившись в гавани, вёл стрельбу по японской осадной артиллерии. Из всех выпущенных торпед по «Севастополю» японскими миноносцами, в цель попали всего лишь две. Под конец войны «Севастополь» остался последним кораблем русского флота, сохранившим боеспособность. Даже несмотря на повреждения, Эссен использовал корабельную артиллерию против сухопутных и морских целей. К сожалению, многочисленные повреждения вывели «Севастополь» из строя. 19 декабря 1904 года русский командир А. М. Стессель объявил о капитуляции Порт-Артура и началось уничтожение кораблей эскадры. Только «Севастополь», благодаря Эссену, из всех кораблей был выведен в море глубину 50 метров для затопления что не позволило японцам использовать его в своих целях. Эссен был последним, кто покинул броненосец.

Командующий Балтийским флотом

Проект: фрегат «Адмирал Эссен»

С 1909 года Николай Оттович был назначен командиром Балтийского флота. Эссен был руководителем разработки и принятии в 1912 году действий флота на случай войны. а так же командовал созданием минно-артиллерийских тактик для обороны Петербургского направления. Он был расстроен поведением императоров — великих князей, которые подталкивали страну к конфронтации с Германией, так как имели личные денежные и акционерные интересы во Франции. П. А. Столыпин и Эссен понимали, что Россия обязана избегать участия в войне. Отношения между Эссеном и высшими сферами были напряженными, однако другого такого адмирала больше не было и его терпели. Николай Оттович Эссен понимал, что успех в подготовке флота к войне зависит прежде всего от личного состава и его отношения к службе. Первые встречи с офицерами Балтфлота показали, что моральное состояние находится на низком уровне. Из-за поражения русского флота в войне с Японией они потеряли веру в себя и оружие, и стали разочаровываться в военно-морской службе. Среди малой части офицерского состава появились упаднические настроения, заметно ухудшилась воинская дисциплина и моральный дух. Эссен изменил способ обучения и воспитания флота. Он превратил свою бывшую 1-ю Минную дивизию, которой командовал два года, в лучшее соединение флота, кузницу командных кадров.

  • В 1911 году ему было присвоено звание вице-адмирала, а в 1913 оду он был повышен до адмирала.

Балтийский флот был под командованием адмирала Эссена в начале Первой мировой войны. Были проведены активные минные постановки в Южной Балтике, которые перекрывали путь на Петроград. Но, к сожалению, Николай Оттович заболевает и отправляется в Ревель, где проводит последние дни. На этом заканчивается карьера, как и судьба великого адмирала, Николая Оттовича фон Эссена…

  • 1915 год За успешное руководство флотом в первые месяцы войны, награждается орденом Белого орла с мечами.
  • 1915 год Награждается орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-й степени.

Смерть

Надгробье адмирала Эссена на Новодевичьем кладбище в Петербурге

В 1915 году, в апреле, адмирал отправился в Ревель. Он почувствовал себя больным. Преодолевая болезнь, Николай по-прежнему старался действовать энергично. 1 мая он ушел на миноносце в Ревель и окончательно слег. На третий день врачи признали положение опасным, а 7 мая Эссен умер. Похоронили его торжественно 9 мая на кладбище Новодевичьего монастыря в Петрограде. Памятник адмиралу сохранился до наших дней. На могиле поставили камень с надписью «Николай Оттович Эссен», с Георгиевским крестом и флагом командующего — гюйсом, наложенным на Андреевский флаг.

Память

  • В июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен фрегат «Адмирал Эссен». 7 ноября 2014 года он был спущен на воду. Предполагается, что фрегат будет нести боевую вахту на Черноморском флоте.
  • В фильме «Моонзунд» (1988) роль адмирала Эссена исполнил Евгений Евстигнеев, в фильме «Адмиралъ» (2008) — Андрей Толубеев.

Заметки

См. также

Галерея изображений

  • Император Николай II и адмирал Эссен (в центре) с офицерами Балтийского флота.

  • Адмирал Императорского Русского Балтийского пароходства Николай Эссен на эсминце «Пограничник».

  • Эссен на эсминце «Пограничник».

  • Николай Оттович фон Эссен

  • Вице-адмирал Николай Оттович фон Эссен (справа) и комендант Кронштадтской крепости генерал-лейтенант

Ссылки

wiki.wargaming.net

Адмирал Н. О. фон Эссен

 

 

Биография адмирала Николая Оттовича фон Эссена

 

Российский флотоводец

Командующий Балтийским флотом

 

Адмирал Н.О. фон Эссен.

 

Николай Эссен родился 11 декабря 1860 года в обрусевшей семье остзейских немцев.

В 1880 году Николай Эссен вторым по выпуску окончил Морское училище и получил звание гардемарина. За отличные успехи в учебе его имя было золотыми буквами выбито на почетной мраморной доске. В 1884 году мичмана Эссена как способного молодого офицера направили на учебу в Николаевскую морскую академию на механическое отделение. Здесь же в январе 1886 года ему было присвоено очередное офицерское звание «лейтенант». Морскую академию он окончил по первому разряду в октябре 1887 года, а в 1889 году поступил на учебу в Артиллерийские офицерские классы, которые успешно окончил через два года, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации.

Под Андреевским флагом служили 12 представителей рода Эссенов, семеро из них стали георгиевскими кавалерами. Первым в 1707 году службу в российском военно-морском флоте  начал Курт фон Эссен.

В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н. О. Эссен назначается командиром новейшего крейсера 2-го ранга (минного крейсера) «Новик» – первого в мире «многоцелевого» крейсера. Он способен был самостоятельно искать и атаковать цель и осуществлять постановку минных заграждений в открытом море. Приняв корабль в Данциге, Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана.

Эскадренный броненосец «Севастополь» в Кронштадте, сентябрь 1900 года. 

16 марта 1904 года адмирал Макаров назначил Эссена командиром броненосца «Севастополь». Капитан 1-го ранга Эссен Николай Оттович стал выполнять обязанности флаг-капитана (начальника штаба) эскадры. 25 ноября того же года «Севастополь» вышел на открытый рейд, намереваясь направиться навстречу эскадре Рожественского. Но попал под артиллерийский огонь и торпеды противника. В результате многочисленных повреждений «Севастополь» был выведен из строя и по приказу командира эскадры оставлен основной частью экипажа. Благодаря энергии и умению Эссена восемьдесят человек, оставшиеся на борту, не только спасли корабль, но и долгое время обстреливали японские позиции, отбиваясь от миноносцев противника. В итоге, повреждения полученные кораблем оказались несовместимыми с его дальнейшей службой. В ночь на 6 декабря броненосец был отбуксирован в район больших глубин и затоплен. Это не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях.

Николай II с офицерами Балтийского флота, рядом с ним адмирал Эссен.

В 1910 году Эссена назначают начальником Действующего флота Балтийского моря, а в мае 1911 года – командующим Балтийским флотом. Под его непосредственным руководством разрабатывается план операций флота на случай войны – в частности, создается система минно-артиллерийских позиций в Финском заливе.

С именем Эссена связана и одна из самых удачных разведывательных операций в истории военного флота: русской морской разведке удалось не только захватить германскую шифровальную книгу, но и скрыть этот факт от противника. В результате, германский флот не подозревая об этом покинул свои базы и ввязался в тщательно разработанную британцами операцию, вошедшую в историю как Ютландское — это сражение дорого обошлось германскому флоту.

20 мая 2015 года. Новодевичье кладбище, могила адмирала Эссена. 
Родственники и почитатили заслуг российского флотоводца.

Умер адмирала Эссена 7 мая 1915 года. После его смерти морской министр адмирал Григорович поклялся назвать его именем лучший из новых кораблей русского флота. Но текущие обстоятельства не позволили сделать это. Лишь спустя 96 лет, имя Эссена было присвоено военному кораблю. В июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен сторожевой корабль (фрегат) «Адмирал Эссен» – второй корабль проекта 11356. В рамках этого проекта предполагается построить шесть фрегатов для Черноморского флота. Головной фрегат «Адмирал Григорович» уже проходит испытания, второй корабль «Адмирал Эссен» находится в стадии строительства и будет сдан к концу 1915 года – то есть в год столетия со дня смерти адмирала Н.О. фон Эссена. 

Такой же сторожевой корабль (фрегат) проекта 11356 будет носить имя «Адмирал Эссен».

 

Памяти адмирала Николая Оттовича фон Эссена.

  Вернуться на титульную страницу

«Кают-Компания» 

 

staniko.ru

Адмирал Н.О. Эссен — гордость русского флота


Н.О. Эссен

11 (23) декабря 1860 года — родился видный флотоводец, адмирал (1913 г.) Николай Оттович фон Эссен. Его имя тесно связано с подвигами моряков Порт-Артурской эскадры и возрождением Балтийского флота после тяжелых испытаний русско-японской войны. По определению Государственной думы, он был «Славным защитником Андреевского флага, гордостью русского флота».

Примечательно, что еще в конце XIX века Эссен предвидел неизбежность военного столкновения России с Германией и настойчиво призывал «Учиться тому, что нужно на войне!» Во многом благодаря его энергичной деятельности Балтийский флот в полной боевой готовности встретил начало Первой мировой войны, и своими активными действиями заставил германское командование отказаться от боевой активности в северной части Балтийского моря.

Возмужание

Николай Оттович родился в Петербурге. Морские традиции его семьи насчитывали почти 200 лет. Их основатель Курт Эссен отличился в Гангутском сражении, и Петр I лично вручил ему именной абордажный кортик. Затем род Эссенов дал флоту семь георгиевских кавалеров. Пятнадцати лет Николай поступил в Морской корпус, и с того времени все его труды и помыслы были отданы морю и флоту. Окончив корпус вторым по выпуску, он отправляется в плавание на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский» в Средиземное море и на Дальний Восток.

В 1884 году мичмана Эссена направили на учебу в Николаевскую морскую академию. Закончив ее по первому разряду, он получил глубокие знания в области кораблестроения, вооружения и теории военно-морского дела. Затем для углубления теоретической подготовки и приобретения практических навыков в области артиллерии Н.О. Эссен закончил Артиллерийские офицерские классы, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации.

К этому времени он уже имел солидный опыт службы на кораблях и был отмечен командованием. В 1892 году Н.О. Эссен на крейсере «Адмирал Корнилов» ушел на Дальний Восток и стал начальником штаба командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова. Позднее Эссен вспоминал, что опыт, полученный под началом Макарова, «забыть невозможно, а пренебрегать им — преступно».

Эссен — участие в русско-японской войне


Фотография крейсера «Новик»
Из коллекции Ю. Чернова

В 1902 году Н.О. Эссен был назначен командиром новейшего легкого крейсера «Новик», принял его на судостроительном заводе в Германии и перевел в Порт-Артур, в состав эскадры Тихого океана. Русско-японская война позволила Эссену в полной мере проявить свои командирские качества. С первого дня войны «Новик» активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японцев на Порт-Артур, Н.О. Эссен вывел «Новик» в дальнюю разведку.

В море он встретил несколько японских кораблей и вступил с ними в бой. Умело маневрируя под убийственным огнем многочисленных японских орудий, «Новик» бесстрашно вел бой, используя всю свою артиллерию. Только после попадания 8-дюймового японского снаряда в среднюю часть левого борта командир приказал отходить, но перед этим выпустил торпеду, которая прошла совсем близко от японского крейсера. За этот бой Н.О. Эссен был награжден Золотым оружием с надписью «За храбрость».

По представлению командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала С.О. Макарова 16 марта 1904 года капитана 2 ранга Н.О. Эссена назначили командиром эскадренного броненосца «Севастополь». Германский морской атташе в Порт-Артуре, впоследствии адмирал, Э. Гопман писал тогда о нем: «Говорят, он кристально бескорыстный, крайне независимый человек». Под командой Эссена «Севастополь» стал самым активным и боеспособным кораблем эскадры.


Фото броненосца «Севаастополь»
Из коллекции Ю. Чернова

Броненосец неоднократно выходил в море, дважды подрывался на минах, но не прекращал контрбатарейную борьбу с японской осадной артиллерией. Когда начался прямой расстрел кораблей в гавани, «Севастополь» штормовой ночью перешел в бухту Белый Волк. Там корабль подвергался многочисленным атакам японских миноносцев, выпустивших по нему 180 торпед, две из которых достигли цели.

Напоминанием о героизме дерзкого командира может служить приказ начальника Квантунского укрепрайона генерал-лейтенанта А.М. Стесселя от 5 декабря 1904 года: «Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца «Севастополь», подвигом командира капитана 1 ранга Эссена, господ офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать Родине и потомкам, как «Севастополь» один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен никогда изгладиться из вашей памяти!.. Ура героям броненосца «Севастополь»!»

Когда 19 декабря 1904 года началось уничтожение кораблей эскадры, «Севастополь», единственный из всех, стараниями его командира был отбуксирован на глубокое место и затоплен, что не позволило японцам поднять и использовать его. За подвиги в этой войне Н.О. Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 1 ранга. Но главное, что он вынес из этой кампании — это богатейший опыт наблюдений и размышлений о проигранной войне.

Возрождение Балтийского флота

Вернувшись в Петербург, Н.О. Эссен занимал видные посты в управлении флотом и активно работал над реформированием морского ведомства и возрождением Балтийского флота после тяжелейших потерь в Цусимском сражении . При этом он решительно выступал против ограничения роли флота только оборонительными задачами. Когда же его назначили командиром Минной дивизии, она стала первым действительно боеспособным соединением Балтийского флота. В апреле 1907 года Эссена произвели в контр-адмиралы, а в 1911 году он стал командующим Балтийским флотом.

На этом посту он показал себя прямым последователем идей адмирала С.О. Макарова. Крупным достижением Эссена стало подчинение нуждам флота деятельности всех портовых учреждений. Большое внимание уделял он выдвижению инициативных офицеров. Высшей похвалой в его устах была аттестация: «Не боится ни моря, ни начальства!» Эссен решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке. Проводимые им интенсивные тренировки и многочисленные учения обеспечили высокую боеспособность флота.

Другим, не менее важным направлением его деятельности была реализация девиза С.О. Макарова «В море — дома». Благодаря его настойчивости корабли выходили в море в любое время года и в любую погоду, ночью и плавали в шхерах без лоцманов. В каждом походе отрабатывались навыки артиллерийского боя, торпедных атак, минных постановок и взаимодействие с войсками. Эта работа потребовала громадных усилий и увенчалась успехом только благодаря выдающимся дарованиям адмирала. Это обеспечило высокие боевые качества флота в целом и каждого корабля в отдельности. Посмотрите, например статью об эскадренном миноносце «Гром».

Большое внимание Николай Оттович уделял и развитию подплава. При нем была сформирована бригада подводного плавания, которая отрабатывала организацию засад подводных лодок у портов и морских баз противника. Во время войны малочисленные подводные силы Балтфлота своей активностью оказали сильное давление на неприятеля и держали его в постоянном напряжении. В германском флоте возник даже “психоз подводных лодок”, из-за которого крейсер “Тетис”, расстрелял свой тральщик, приняв его за подлодку. Несколько боевых походов во время войны совершила и подводная лодка «Минога» (о ней читайте здесь). В результате минной войны и активной деятельности наших подводных лодок противник был вынужден отказаться от использования Данцига как передовой маневренной базы и уйти в Свинемюнде.

Война

Неугомонный характер Н.О. Эссена проявлялся до самых последних дней его жизни. Летом 1914 года он начал постановку оборонительных минных заграждений, не дожидаясь разрешения свыше. К осени 1914 года, убедившись в надежности обороны Петрограда с моря, Николай Оттович тоже на свой страх и риск приступил к минной войне у военно-морских баз и на коммуникациях противника. В результате этого германский флот понес большие потери и вынужден был ограничить свою деятельность у наших берегов.


Н.О. Эссен на палубе миноносца «Пограничник»

Николай Оттович часто выходил в море. Во время одного из походов весной 1915 года он простудился, но по-прежнему, всего себя отдавал работе. У него было много планов, разрабатывались крупные и дерзкие операции у берегов противника, однако болезнь усиливалась, и 7 мая 1915 года Н.О. Эссен скончался в возрасте всего 54 лет. Похороны в Петрограде проходили при громадном стечении народа. Выражением общей скорби стали слова одного из ближайших соратников Эссена: «Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина». О боевой деятельности Балтийского флота после смерти Эссена читайте в статье «Бой у острова Готланд — упущенные возможности».

Адмирал Эссен всегда выделялся исключительной личной храбростью, придерживался наиболее смелых тактических решений, показал себя бесстрашным и умелым флотоводцем. Он брал на себя ответственность за важнейшие решения и всегда стоял за активное использование флота и его оружия. На каких бы постах ни находился Николай Оттович, его всегда отличало чуткое и благожелательное отношение к подчиненным, и они отвечали ему глубокой верой в своего адмирала.

В последовавших затем социальных катаклизмах затерялись имена героев, забылась клятва Морского Министра назвать именем адмирала Эссена лучший из новых кораблей, и сам флот, детище великого адмирала, через считанные годы был разорен, погибли или были рассеяны по свету взлелеянные им адмиралы и командиры. Но сейчас, спустя многие десятилетия, Россия воздает долг памяти Николаю Оттовичу Эссену и многим его соратникам.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Шалагин Б.Л. Взять море в свои руки. Нижний Новгород. 1996 г.
  • Житков К. Адмирал Н.О. фон Эссен. «Морской сборник» № 6 1915 г.
  • Скрицкий Н.В. Русские адмиралы. Москва. 2000 г.
  • Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот 1696-1917. Военно-исторический справочник. Москва. 1996 г.

Многие считают, что, если бы не смерть адмирала, Балтийский флот под командованием Н.О. Эссена мог бы достичь в этой войне гораздо больших успехов. Но приближалась революция, и какова была бы судьба Эссена после нее? У Вас, уважаемый читатель, есть свое мнение на этот счет. Поделитесь им в комментариях. Это будет интересно всем!

korvet2.ru

НИКОЛАЙ ОТТОВИЧ ЭССЕН. 100 великих адмиралов

НИКОЛАЙ ОТТОВИЧ ЭССЕН

Адмирал Эссен, герой обороны Порт?Артура, много сделал для восстановления Балтийского флота России и успешно руководил им в начале Первой мировой войны.

Николай Эссен родился 11 декабря 1860 года в давно обрусевшей семье остзейских немцев. Морские традиции семьи начал эстляндский дворянин Густав Эссен, произведенный в гардемарины Петром I еще в 1723 году. Отец будущего флотоводца, статс?секретарь Отто Васильевич Эссен, состоял товарищем министра юстиции.

Николай в 20 лет окончил с отличием Морской корпус; его имя в числе лучших воспитанников было занесено на мраморную доску. Гардемарин Эссен на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский» совершил 2?летнее заграничное плавание, пережил сильный шторм в Бискайском заливе, побывал в Неаполе, Пирее, Алжире, Триесте и других портах Средиземного моря, с великими князьями Сергеем и Константином ездил из Яффы в Иерусалим и Вифлеем. Получив звание мичмана, Эссен прослушал курс лекций по механическому отделу Николаевской морской академии, а в 1891 году окончил Адмиралтейский класс. В 1892–1893 годах он служил на крейсере «Адмирал Корнилов», в 1893–1897 годах — на крейсере «Владимир Мономах» Тихоокеанской эскадры и вернулся лейтенантом. В 1897–1902 годах лейтенант командовал миноносцем 120 («Пакерорт»), служил старшим офицером канонерской лодки «Грозящий» в Средиземноморской эскадре. В 1899 году его за заслуги произвели в капитаны 2?го ранга. Командуя пароходом «Славянка» — флагманским кораблем отряда миноносок, Эссен одновременно преподавал в Морском корпусе теоретическую механику и девиацию.

В 1902 году, приняв построенный в Германии быстроходный крейсер 2?го ранга «Новик», моряк перешел на Тихий океан. Мужество и умение капитан 2?го ранга продемонстрировал уже в первый день русско?японской войны 1904–1905 годов. Командир «Новика», посланный в разведку, на свой страх и риск атаковал японский крейсер «Якумо» и выпустил торпеду, которая прошла вблизи крейсера. «Новик» получил попадание 8?дюймового снаряда, но смог повернуть и уйти на базу. Этот смелый шаг на фоне неудач оказался очень заметен. За бой 27 января 1904 года моряка наградили золотым оружием.

Принявший командование эскадрой вице?адмирал С.О. Макаров поднял свой флаг на быстроходном крейсере и вышел на нем в море. Ему импонировал решительный и знающий моряк. Когда из?за столкновения эскадренных броненосцев «Пересвет» и «Севастополь» Макаров решил сменить командира последнего, он 16 марта 1904 года назначил на эту должность Эссена. Николай Оттович не был в восторге от перевода с быстроходного крейсера на неповоротливый броненосец. Тем не менее корабль уже через две недели был готов к действиям и стал одной из активнейших боевых единиц в обороне Порт?Артура. 2 апреля, в частности, его орудия главного калибра вели огонь через Ляотешаньский горный массив по японской эскадре. Корректировка позволила пристреляться, и, когда русские снаряды стали ложиться слишком близко, японцы удалились.

Когда после гибели Макарова командование эскадрой принял контр?адмирал В.К. Витгефт, поднявший флаг на «Севастополе», произведенный в капитаны 1?го ранга Эссен стал одновременно выполнять обязанности флаг?капитана (начальника штаба) эскадры. Он участвовал в совещаниях и предлагал решительные действия. Эссен считал необходимым прорываться всей эскадрой во Владивосток. Ввиду несогласия капитана 1?го ранга с мнением большинства командиров и командующего Витгефт 25 мая освободил его от должности флаг?капитана и перенес флаг на отремонтированный броненосец «Цесаревич».

Тем не менее Витгефту пришлось выполнить требование свыше. При возвращении эскадры после неудачной попытки 10 июня пробиться во Владивосток «Севастополь» подорвался на мине. Отремонтировали его к 25 июля. Эссен перевел броненосец в юго?западный бассейн, спасая от обстрела. Уголь, боеприпасы и все прочее грузили днем и ночью. 27 июля прибыло предписание императора немедленно уходить во Владивосток. Утром 28 июля эскадра выступила в море. Корабль Эссена шел в колонне броненосцев предпоследним. В ходе боя он получил повреждения, из?за которых скорость упала до 8 узлов. Это не позволило Эссену ни таранить противника, что он хотел, ни идти на прорыв. Так как все остальные корабли возвращались в Порт?Артур, отбивая атаки миноносцев, вслед за ними направился и ставший тихоходным «Севастополь».

После возвращения начали ремонт. Эссен считал, что задача состоит в том, чтобы дождаться прихода подкрепления с Балтики и выступить навстречу Рожественскому. Однако эскадра, которой командовал контр?адмирал Ухтомский, все больше становилась частью обороны Порт?Артура. На берег перевозили орудия, боеприпасы, отправляли отряды моряков. Броненосцы использовали как плавучие батареи. 10 августа, возвращаясь после обстрела японских позиций, броненосец вновь подорвался на мине. На сей раз 2?месячный ремонт проходил под обстрелом. Японцы редко попадали, ибо Эссен менял место стоянки. К 24 октября моряки завершили ремонт «Севастополя» и смогли вести ответный огонь по японским осадным батареям, используя указания целей с наблюдательного пункта.

23 ноября японцы заняли гору Высокая, с которой просматривали гавань. Используя корректировщиков, японская осадная артиллерия потопила одни за другим крупные корабли Тихоокеанской эскадры. «Севастополь» до времени прикрывала стенка гавани. 25 ноября Эссен добился разрешения принявшего командование эскадрой контр?адмирала Р.Н. Вирена вывести броненосец на открытый рейд. Вернув с суши часть экипажа, Эссен поставил корабль в бухте Белый Волк и приготовил его к атакам японских миноносцев. Капитан намеревался выйти в море, пополнить запасы угля в китайском порту или с зафрахтованного парохода, обойти Формозу и направиться навстречу эскадре Рожественского. Однако Вирен не дал разрешения.

Японцы неоднократно атаковали «Севастополь», выпустили массу торпед, но те взрывались в противоминных сетях. Позднее моряки соорудили бон. Тем не менее в начале декабря было обнаружено, что от близких взрывов броненосец получил многочисленные трещины обшивки и принял 2500 тонн воды. Оставшиеся на борту 80 человек (остальных отправили для подкрепления войскам на горе Ляотешань) спасли корабль благодаря энергии и умению командира. Через несколько дней «Севастополь» открыл огонь по позициям японцев, что явилось для них полной неожиданностью.

В ночь на 20 декабря поступило распоряжение Вирена выполнить секретный приказ об уничтожении судов в связи с капитуляцией Порт?Артура. Так как командир порта запретил взрыв, нарушавший условия капитуляции, пришлось ограничиться затоплением. Последним борт погружающегося судна покинул командир. Экипаж был взят в плен. Только 20 марта 1905 года Николай Оттович, награжденный за храбрость орденом Святого Георгия 4?й степени, вернулся в Петербург. После короткого отдыха его в мае назначили командиром 20?го флотского экипажа.

За время боевых действий моряк приобрел немалый боевой опыт. Летом того же года он выступил с лекцией, в которой подверг критике положение на флоте и высказал свое мнение о том, что необходимо готовить флот к активным действиям. Капитана 1?го ранга пригласил для беседы морской министр вице?адмирал А.А. Бирилев, а 10 июля его назначили заведующим Стратегической частью военно?морского ученого отдела Главного Морского штаба, оставив командиром экипажа. Подчиненные Эссену молодые офицеры, обладавшие боевым опытом, анализировали действия во время войны и состав сил отечественного и иностранных флотов, пытаясь представить, какой флот нужен России на будущее. По их инициативе был создан Морской генеральный штаб как орган оперативно?стратегического планирования и управления флотом.

Весной 1906 года Эссена командировали в Англию в качестве командира строящегося там крейсера «Рюрик». Но уже через полгода капитана 1?го ранга отозвали в Россию, доверив ему в августе 1906 года ответственную должность начальника Отряда минных крейсеров. Моряку предстояло командовать наиболее современными кораблями, построенными на собранные по подписке деньги. Интенсивные тренировки и многочисленные учения сделали из Отряда минных крейсеров основное боевое ядро возрождающегося Балтийского флота. Эскадренные миноносцы без лоцманов плавали в разных районах Балтийского моря, начали совершать зимние походы. В 1907 году инспектирующий контр?адмирал Энквист побывал на судах Отряда и высоко оценил состояние судов и подготовку команд, поздравив морского министра Дикова с появлением на Балтике современного боеспособного соединения. Старания моряка были оценены. 5 апреля Эссена произвели в контр?адмиралы. 27 августа Николай I, восхищенный учениями, назначил контр?адмирала в свою свиту с оставлением в должности.

Осенью отряд минных крейсеров преобразовали в 1?ю минную дивизию. В конце июля 1908 года общефлотские маневры на Балтийском море продемонстрировали, что кроме двух минных дивизий Балтийский флот располагает устаревшими кораблями с явно не соответствующей требованиям времени системой обучения и управления. В частности, минный заградитель «Волга» выставлял заграждение из 400 мин три дня. На таком фоне 1?я минная дивизия, продемонстрировавшая высадку и обеспечение десанта, выглядела блестяще. Сначала в ночь на 1 августа выставили мины на вероятном пути движения противника, утром быстро выбросили десант на берег, а когда канонерские лодки «противника» попытались приблизиться, то попали на условное минное поле, и эсминцы успели уйти.

Осенью было решено объединить морские силы Балтийского моря под рукой одного флагмана. Начальником Соединенных отрядов назначили Н.О. Эссена. Он формировал штаб и подбирал командиров кораблей, способных действовать самостоятельно.

Основной проблемой стал острый недостаток кораблей. «Программа развития морских вооруженных сил на 1909–1910 годы» не получала поддержки Думы, в которой большинство не представляло значения морской силы. Дело портили разногласия руководителей армии и флота. Эссену удалось в ожидании войны вернуть учебный Балтийский отряд, отправленный в плавание по странам Европы, и получить разрешение на закладку 4 дредноутов. С мая 1909 года контр?адмирал выводил разнородные силы флота в едином ордере, приучая команды к совместным действиям. В эту кампанию отрабатывали преимущественно действия отрядов. Создали отряд минных заградителей, партию траления Балтийского моря. В ноябре было утверждено Положение о береговых наблюдательных постах и станциях, которым была узаконена уже начатая на флоте Непениным система наблюдения и связи. Со временем она стала играть важное значение. Задержка постройки кораблей не позволяла рассчитывать на скорое создание бригад линейных кораблей и крейсеров, как и на осуществление планов по другим видам вооружений. Однако постепенно острый недостаток моряков после Цусимы уменьшался. Для улучшения подготовки кадров Эссен на 1910 год поставил задачу выходить в море с таянием льдов и возвращаться поздно осенью, звания специалистов 2?го класса присваивать офицерам только после экзамена. Для создания резерва унтер?офицеров учреждали школу юнг.

На пасху 1910 года Н.О. Эссена произвели в вице?адмиралы. Весной было решено показать членам Думы морские учения, чтобы получить поддержку планам развития флота. Из?за раннего таяния льдов в мае завершили подготовку одиночных кораблей. 23 мая моряки продемонстрировали «Бой по защите столицы от вторжения морских сил агрессора». Картина артиллерийской перестрелки и минных атак произвела неизгладимое впечатление на депутатов, особенно на Председателя Государственной Думы А.И. Гучкова, который обещал Эссену поддержку.

Летом 1910 года Балтийский отряд вновь ходил на Средиземное море. На сей раз, кроме целей учебных, это была и демонстрация силы Австрии, которая в 1908 году аннексировала Боснию и Герцеговину, а теперь угрожала Сербии. Эссен опасался столкновения, но все обошлось благополучно.

В 1911 году, наконец, вступили в строй новые корабли, что позволило сформировать бригаду линкоров и 1?ю бригаду крейсеров. Разворачивалась постройка укреплений на острове Нарген и у Порккала?Удда с переносом главной операционной базы флота в Ревель. Эссен с энтузиазмом отнесся к возможности выдвинуть флот дальше от столицы. Вскоре моряки успешно научились ходить в шхерах на значительных скоростях. Хорошо стреляли по щитам артиллеристы бригады линкоров.

Когда в 1912 году обсуждалась возможность войны с Германией, командующий морскими силами Балтийского моря настаивал на срочной постройке линейных кораблей и батарей для прикрытия минно?артиллерийской позиции. Так как германский флот обладал численным превосходством, вице?адмирал полагал необходимым, не ограничиваясь обороной, связать противника активными операциями у его берегов, в частности минными постановками. Совет флагманов, проходивший 25–26 января, не поддержал Эссена. Было решено в случае войны первоначально дать бой неприятелю на Нарген?Порккалауддской минно?артиллерийской позиции. Тем не менее флагман отдал приказ готовить план активных действий. В его замысел входили взрыв шлюзов Кильского канала и действия в Датских проливах, не позволяющие противнику прорваться на Балтику. Эссен был готов начать действия даже без разрешения правительства, чтобы решительным ударом нарушить планы врага. Он добился утверждения Думой 5?летней программы усиленного судостроения.

14 апреля 1913 году Эссена произвели в адмиралы. Флотоводец в Ревеле собирал силы на случай войны. Он поднял флаг на «Рюрике», но в любой момент был готов отправиться на любом корабле, а то и на самолете, считая необходимым каждый час тратить на подготовку к войне. И результаты уже сказывались. На общефлотских стрельбах 4 июля броненосцы и крейсера продемонстрировали сосредоточенную стрельбу по движущимся целям, а «Рюрик» ночью за 8 минут разбил щит.

В августе 1913 года после маневров эскадра из «Рюрика», 4 линкоров, бригады крейсеров, полудивизиона эсминцев и транспорта отправилась под флагом Эссена в зарубежный поход. Датские проливы прошли без лоцманов, в Северном море испытали шторм. 1 сентября прибыли в Портсмут. Будущих союзников встречали радушно и королева, и местные власти, и жители города. Затем адмирал заходил в Брест и норвежские порты, демонстрируя боеспособность русского флота.

В 1914 году дела по реконструкции Ревельского и Свеаборгского портов шли неплохо, сооружались батареи на берегах Финского залива. Но кораблей не хватало. Новые дредноуты, нефтяные эсминцы и крейсера могли вступить в строй только в 1915–1916 годах. Рассчитывали на то, чем флот располагал. Была приведена в состояние постоянной готовности служба связи. Уже 9 апреля соединения флота оставили базы и начали маневры. Командиры кораблей получили желтые пакеты с приказом распечатать в случае военных действий. За весну были проведены учения по постановке минных заграждений и их обороне. Намеченные на 2 июня общефлотские маневры пришлось отменить ввиду сведений о развертывании австрийской армии.

15 июля Австро?Венгрия объявила войну Сербии. Адмирал приказал выключить все маяки на Балтике. Император запретил начинать минные постановки. Адмирал, помня о судьбе Тихоокеанской эскадры, 17 июля 1914 года послал телеграмму морскому министру: «Если не получу ответа сегодня ночью, утром поставлю заграждение». Когда поступило разрешение ставить мины, корабли уже были на позиции. А 19 июля Германия объявила войну России. В тот же день адмирал поздравил моряков с днем, к которому они готовились всей жизнью и службой.

Первоначально действовали оборонительно. Германские легкие силы обстреляли Либаву, оставленную русскими, через неделю выставили минное заграждение в проходе, оставленном для купеческих судов у Наргена. Поход 26 августа 2 новых крейсеров в Финский залив кончился гибелью «Магдебурга», вылетевшего на камни у Оденсхольма. Самой ценной находкой явились выброшенные с борта крейсера немецкие коды. Получив их, служба радиоперехвата под командованием Непенина долгие месяцы знала содержание переговоров германских радиостанций, а после смены кодов новые шифры были быстро разгаданы.

В начале сентября Эссен с крейсерами и эсминцами ходил до Готланда. Немцы боя избегали: после неудачного сражения у Гельголанда с английским флотом главным силам на Балтике приказали уйти в Киль. Однако после появления русских у Готланда были посланы переброшенные из Северного моря корабли. Эссен приготовился к генеральному сражению. Но он не имел разрешения выходить за пределы позиции. С другой стороны, германские силы, связанные приказом не рисковать кораблями, ограничились крейсерством и потоплением финского парохода «Улеаборг» у Раумо. Через две недели усиленный германский флот, насчитывавший 14 линкоров, выходил к Виндаве (Вентспилсу) в расчете на то, что удастся выманить русский флот или прорваться в Финский залив, из которого Эссену было запрещено выходить даже в случае высадки десанта. Но 25 сентября германская армада удалилась после известия о появлении английских кораблей перед Бельтами.

Эссен, подчиненный командующему 4?й армией, не собирался сидеть сложа руки. В октябре прибыли присланные англичанами подводные лодки, которые вскоре вышли на патрулирование к Данцигской бухте и вызвали тревогу неприятеля, заставив германские корабли укрыться на базах. Сам адмирал поручил штабу подготовить планы минных постановок у берегов противника. 31 октября и 5 ноября эскадренные миноносцы поставили мины у Мемеля и Пиллау. На одной из мин подорвался и затонул броненосный крейсер «Фридрих?Карл». В ночь на 19 ноября минный заградитель «Амур», замаскированный под крейсер, при поддержке эскадры выставил мины восточнее Готланда. Затем вновь миноносцы выставили мины у Мемеля и Пиллау. Вскоре русские заграждения закрыли выход из Данцигской бухты к северу, а миноносцы уже ставили мины западнее.

Долгое время германское командование не знало о русских минных постановках. Гибель «Фридриха?Карла» и других судов приписывали атаке подводной лодки. Обнаружив истину, германское командование стало наращивать тральные силы на театре. В ответ русские минеры придумали средства для защиты мин от траления, готовили крейсера для минных постановок. 14 декабря крейсера и заградитель «Енисей» поставили сотни мин западнее Данцига. Сам адмирал на «Рюрике» участвовал в этом походе. Вскоре германские силы оставили Данциг как военно?морскую базу и переместились в Свинемюнде.

Ставка в начале 1915 года предписала нанести максимальный вред перевозкам грузов из Швеции в германские порты, несмотря на зимнюю погоду. Только что вылечившийся Эссен выехал в штаб и подписал приказ ставить минные заграждения между Борнхольмом и заграждением у банки Штольпе, а также у мыса Аркона — на основных коммуникациях противника. 14 января крейсера выставили эти заграждения незаметно для противника.

Несмотря на суровую зиму, сковавшую русские порты льдом, в море продолжали действовать подводные лодки. Германский флот терял корабли, подрывавшиеся на минах, ко дну шли транспортные суда. Теперь на счет мин относили даже гибель судов от атак подводных лодок. Теряя тральщики, германский флот был вынужден очищать от мин море у собственных берегов, но подрывы на минах продолжались до лета.

Февральский поход крейсера прервали из?за того, что «Рюрик» получил повреждения при столкновении с камнями недалеко от Готланда; однако эскадренные миноносцы А.В. Колчака и без их поддержки выставили минное заграждение. Эссен уже в Ревеле встречал возвращающиеся корабли.

17 марта русские войска легко заняли Мемель, но вскоре были вынуждены его оставить. Сухопутное командование не учло предложение Эссена отложить наступление до апреля, т. к. раньше льды не позволяли оказать поддержку армии с моря. Теперь командовавшему флотом на Балтике принцу Генриху передали часть сил Флота открытого моря с задачей разрушить Либавский порт и прервать морскую торговлю на северных путях. Однако обстрел отходящих от Мемеля русских войск не дал больших результатов, а шторм прервал действия в Або?Аландском районе, и немцы вернулись в Свинемюнде.

За успешную зимнюю кампанию Эссена наградили орденом Святого Владимира 2?й степени. Однако весенняя кампания усложнялась. Германское командование сменило коды. Теперь нельзя было следить так легко, как прежде, за действиями противника. Выход германских войск к побережью Балтийского моря неминуемо вел к повышению активности флота. 23 апреля U?26 потопила финляндский пароход «Фрак», что заставило Эссена приказать ставить все наличные противолодочные сети. Адмирал приказал крейсерам и миноносцам обновить минные заграждения перед Либавой. Сам флотоводец на ледоколе «Сампо» отправился в Ревель, посетил канонерские лодки. Он почувствовал себя больным. Бодрости придали сообщения Непенина, что новый германский код разгадан, и командира полудивизиона особого назначения эсминцев, что поставлены мины перед Либавой.

Эссен так и не получил разрешения выводить линейные корабли за минно?артиллерийскую позицию. Понимая важность Ирбенских проходов для обороны столицы, он усиливал их оборону. Преодолевая болезнь, адмирал по?прежнему старался действовать энергично. 1 мая он ушел на миноносце в Ревель и окончательно слег. На третий день врачи признали положение опасным, а 7 мая Эссен умер. Похоронили его торжественно 9 мая на кладбище Новодевичьего монастыря в Петрограде. Памятник флотоводцу сохранился до наших дней. На могиле поставили камень с надписью «Николай Оттович Эссен», с Георгиевским крестом и флагом командующего — гюйсом, наложенным на Андреевский флаг.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Адмирал Эссен (сторожевой корабль) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эссен.
«Адмирал Эссен»

сторожевой корабль Адмирал Эссен
Служба
Россия Россия
Назван в честь Николай Оттович фон Эссен
Класс и тип судна Сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ПСЗ «Янтарь» (Калининград)
Строительство начато 8 июля 2011
Спущен на воду 7 ноября 2014
Введён в эксплуатацию 7 июня 2016
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3620 т (стандартное)
4035 т (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2х30450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)[1]
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав. № 01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение 3M14T
Артиллерия 1×100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2×30мм АУ АК-630М[2]
Ракетное вооружение 1 x УВП 3С14[3], до 8 ПКР семейства Калибр (3M54T, 3M54T1)
2 × 3С90M1 УВП, 24 x ЗУР 9М317М[2], ЗРК Игла-С (8 шт.)
Противолодочное вооружение 1 x УВП 3С14[4], до 8 противолодочных ракет семейства Калибр (91РT2)
1× РБУ-6000 (48 ПЛУР 90Р / 90Р1 или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2×2-533 мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31
 Изображения на Викискладе

«Адмирал Эссен» — второй сторожевой корабль проекта 11356, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей.

Назван в честь адмирала Российского императорского флота, командующего флотом Балтийского моря во время Первой мировой войны Николая Оттовича фон Эссена (1860—1915).

История постройки корабля

Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» был заложен 8 июля 2011 года на стапеле ПСЗ «Янтарь» в Калининграде (заводской номер № 01358). 7 ноября 2014 года фрегат был спущен на воду.

Получил бортовой номер 751.

Основу ударного вооружения корабля составляют универсальные пусковые установки 3С14. Пусковые установки способны использовать ракеты Калибр, Оникс и Циркон, когда последние будут приняты на вооружение.[5]

Испытания

С 28 октября 2015 года начал проходить заводские ходовые испытания[6].

5 ноября 2015 года впервые вышел в море[7].

30 января 2016 года начал государственные испытания[8].

23 марта 2016 года, в рамках проведения государственных испытаний, покинул Ленинградскую военно-морскую базу Балтийского флота и вышел в море для совершения межфлотского перехода на Северный флот[9][10].

4 апреля 2016 прибыл на Северный флот для проведения стрельб. При переходе из районов Северо-Восточной Атлантики в составе отряда кораблей, возглавляемого большим противолодочным кораблем (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», экипаж отработал совместное маневрирование, проверил системы связи, а также навигационные и радиотехнические средства корабля.

В рамках испытаний «Адмирал Эссен» выполнил практические стрельбы в Баренцевом море из различных комплексов вооружения[11][12].

15 апреля 2016 завершил государственные испытания[13].

Передача корабля ВМФ России была запланирована на 26 мая 2016 года[14][15][16], однако за день до передачи было объявлено о необходимости дополнительных испытаний[17].

Передача флоту и подъём Военно-морского флага состоялась 7 июня 2016 года[18][19].

Служба

16 октября 2016 года фрегат «Адмирал Эссен» вышел из Балтийска для совершения межфлотского перехода с Балтийского на Чёрное море к месту постоянной службы в Севастополь[20]. Однако переход не состоялся, по причине повреждения у корабля винто-рулевой группы. В ноябре проходил ремонт винтов в плавучем доке[где?][21][22].

23 декабря 2016 года сообщено, что ремонт фрегата «Адмирал Эссен» завершен и корабль вернулся в Балтийск. Планировалось, что фрегат останется на Балтике до весны 2017 года[23].

В начале марта 2017 года фрегат «Адмирал Эссен» совместно с корветом «Сообразительный» успешно провёл артиллерийские стрельбы по морским целям в Балтийском море и 28 апреля 2017 года начал межфлотский переход с Балтийского флота к месту постоянного базирования на Черноморский флот[24][25][26].

5 мая 2017 года «Адмирал Эссен» усилил постоянное соединение Военно-Морского флота России в Средиземном море. Он проследовал через пролив Гибралтар и прибыл в акваторию Средиземного моря[27].

5 июля 2017 года «Адмирал Эссен» пришел в Севастополь после перехода с Балтики и выполнения боевых задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море[28].

9 июля 2017 года «Адмирал Эссен» вышел из Севастополя и направился к берегам Сирии, где вошёл в российскую группировку боевых кораблей[29].

30 июля 2017 года «Адмирал Эссен» принял участие в военно-морском параде РФ в сирийском Тартусе[30].

21 сентября 2017 года в пресс-службе Черноморского флота сообщили о том, что «Адмирал Эссен» возвращается в Севастополь после выполнения задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море[31].

22 сентября 2017 года фрегат «Адмирал Эссен» прибыл в Севастополь[32][33].

13 марта 2018 года «Адмирал Эссен» вышел из Севастополя и взял курс на Средиземное море[34].

В сентябре принял участие в масштабных учениях ВМФ РФ, проходивших в Средиземном море.

Боевое применение

В мае[35], июне[36] и сентябре[37] 2017 года корабль выполнял пуски крылатых ракет «Калибр» по укрытиям боевиков ИГИЛ в ходе операции российских войск в Сирии.

Командиры

  • Капитан 2 ранга Томашков Сергей Николаевич (ноябрь 2014 — по предположительно декабрь 2016 года)[38][39]
  • Капитан 2 ранга Куприн Антон Валерьевич[40]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Адмирал Эссен (фрегат) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эссен.
«Адмирал Эссен»

сторожевой корабль Адмирал Эссен
Служба
Россия Россия
Назван в честь Николай Оттович фон Эссен
Класс и тип судна Сторожевые корабли проекта 11356
Порт приписки Севастополь
Организация Черноморский флот ВМФ России
Изготовитель ПСЗ «Янтарь» (Калининград)
Строительство начато 8 июля 2011
Спущен на воду 7 ноября 2014
Введён в эксплуатацию 7 июня 2016
Статус в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3620 т (стандартное)
4035 т (полное)
Длина 124,8 м (наибольшая)
Ширина 15,2 м
Осадка 4,2 м (габаритная – 7,5)
Двигатели газотурбинная энергетическая установка
Мощность 2х30450 л. с., ГТА М7Н1 (8450 л. с. маршевая ГТУ, 22000 л. с. форсажная ГТУ), 4 ДГ WCM-800 по 800 кВт
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4850 миль (на 14 узлах)[1]
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 180 (18 офицеров), 20 морских пехотинцев
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Требование-М» или «Сигма», РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2М», РЛС общего обнаружения «Позитив-М1.2» (зав. № 01354-01356), НРЛС МР-212/201-1 «Вайгач-У»
Радиоэлектронное вооружение Комплекс РЭБ ПК-10 «Смелый» (4 ПУ КТ-216), СУ 5П-10 «Пума», СУ МР-123-02 «Вымпел», ПУТС «Пурга-11356»
Тактическое ударное вооружение 3M14T
Артиллерия 1×100мм АУ А-190
Зенитная артиллерия 2×30мм АУ АК-630М[2]
Ракетное вооружение 1 x УВП 3С14[3], до 8 ПКР семейства Калибр (3M54T, 3M54T1)
2 × 3С90M1 УВП, 24 x ЗУР 9М317М[2], ЗРК Игла-С (8 шт.)
Противолодочное вооружение 1 x УВП 3С14[4], до 8 противолодочных ракет семейства Калибр (91РT2)
1× РБУ-6000 (48 ПЛУР 90Р / 90Р1 или РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2×2-533 мм ДТА-53-956 (торпеды СЭТ-65, 53-65К)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31
 Изображения на Викискладе

«Адмирал Эссен» — второй сторожевой корабль проекта 11356, состоящий на вооружении Черноморского флота России. Корабль входит в состав 30-й дивизии надводных кораблей.

Назван в честь адмирала Российского императорского флота, командующего флотом Балтийского моря во время Первой мировой войны Николая Оттовича фон Эссена (1860—1915).

История постройки корабля

Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» был заложен 8 июля 2011 года на стапеле ПСЗ «Янтарь» в Калининграде (заводской номер № 01358). 7 ноября 2014 года фрегат был спущен на воду.

Получил бортовой номер 751.

Основу ударного вооружения корабля составляют универсальные пусковые установки 3С14. Пусковые установки способны использовать ракеты Калибр, Оникс и Циркон, когда последние будут приняты на вооружение.[5]

Испытания

С 28 октября 2015 года начал проходить заводские ходовые испытания[6].

5 ноября 2015 года впервые вышел в море[7].

30 января 2016 года начал государственные испытания[8].

23 марта 2016 года, в рамках проведения государственных испытаний, покинул Ленинградскую военно-морскую базу Балтийского флота и вышел в море для совершения межфлотского перехода на Северный флот[9][10].

4 апреля 2016 прибыл на Северный флот для проведения стрельб. При переходе из районов Северо-Восточной Атлантики в составе отряда кораблей, возглавляемого большим противолодочным кораблем (БПК) «Вице-адмирал Кулаков», экипаж отработал совместное маневрирование, проверил системы связи, а также навигационные и радиотехнические средства корабля.

В рамках испытаний «Адмирал Эссен» выполнил практические стрельбы в Баренцевом море из различных комплексов вооружения[11][12].

15 апреля 2016 завершил государственные испытания[13].

Передача корабля ВМФ России была запланирована на 26 мая 2016 года[14][15][16], однако за день до передачи было объявлено о необходимости дополнительных испытаний[17].

Передача флоту и подъём Военно-морского флага состоялась 7 июня 2016 года[18][19].

Служба

16 октября 2016 года фрегат «Адмирал Эссен» вышел из Балтийска для совершения межфлотского перехода с Балтийского на Чёрное море к месту постоянной службы в Севастополь[20]. Однако переход не состоялся, по причине повреждения у корабля винто-рулевой группы. В ноябре проходил ремонт винтов в плавучем доке[где?][21][22].

23 декабря 2016 года сообщено, что ремонт фрегата «Адмирал Эссен» завершен и корабль вернулся в Балтийск. Планировалось, что фрегат останется на Балтике до весны 2017 года[23].

В начале марта 2017 года фрегат «Адмирал Эссен» совместно с корветом «Сообразительный» успешно провёл артиллерийские стрельбы по морским целям в Балтийском море и 28 апреля 2017 года начал межфлотский переход с Балтийского флота к месту постоянного базирования на Черноморский флот[24][25][26].

5 мая 2017 года «Адмирал Эссен» усилил постоянное соединение Военно-Морского флота России в Средиземном море. Он проследовал через пролив Гибралтар и прибыл в акваторию Средиземного моря[27].

5 июля 2017 года «Адмирал Эссен» пришел в Севастополь после перехода с Балтики и выполнения боевых задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море[28].

9 июля 2017 года «Адмирал Эссен» вышел из Севастополя и направился к берегам Сирии, где вошёл в российскую группировку боевых кораблей[29].

30 июля 2017 года «Адмирал Эссен» принял участие в военно-морском параде РФ в сирийском Тартусе[30].

21 сентября 2017 года в пресс-службе Черноморского флота сообщили о том, что «Адмирал Эссен» возвращается в Севастополь после выполнения задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море[31].

22 сентября 2017 года фрегат «Адмирал Эссен» прибыл в Севастополь[32][33].

13 марта 2018 года «Адмирал Эссен» вышел из Севастополя и взял курс на Средиземное море[34].

В сентябре принял участие в масштабных учениях ВМФ РФ, проходивших в Средиземном море.

Боевое применение

В мае[35], июне[36] и сентябре[37] 2017 года корабль выполнял пуски крылатых ракет «Калибр» по укрытиям боевиков ИГИЛ в ходе операции российских войск в Сирии.

Командиры

  • Капитан 2 ранга Томашков Сергей Николаевич (ноябрь 2014 — по предположительно декабрь 2016 года)[38][39]
  • Капитан 2 ранга Куприн Антон Валерьевич[40]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *