Содержание

Что такое крылатые ракеты

Сейчас администрация Обамы размышляет над тем, какого рода военные действия ей стоит предпринять – и стоит ли их предпринимать вообще – против правительства сирийского президента Башара Асада, которого обвиняют в применении химического оружия против мирного населения его собственной страны. Самым вероятным вариантом развития событий является авиаудар с использованием крылатых ракет по военным и государственным объектам, таким как президентский дворец и склады химического оружия. Ниже вы найдете информацию о том, что из себя представляют эти крылатые ракеты.

Крылатые ракеты – это быстродвижущиеся управляемые бомбы, которые могут перемещаться на предельно малых высотах параллельно земле. Они отличаются от некрылатых ракет прежде всего тем, что они могут перемещаться на очень дальние расстояния. От беспилотных самолетов они отличаются тем, что у них нет наземных пилотов – они движутся по заранее заданной траектории – а также тем, что их можно использовать только один раз.  Германия применила первые крылатые ракеты во время Второй мировой войны: они назывались «Фау-1», сокращенно от немецкого слова Vergeltung, означающего «возмездие». Впервые их запустили с военных баз на севере Франции для нанесения удара по Великобритании. Главной целью ракет «Фау-1», а также всех крылатых ракет, появившихся позже, является возможность атаковать, находясь на далеком расстоянии от противника и не теряя при этом пилотов.

Как действует крылатая ракета?

Все крылатые ракеты оснащены бортовой системой наведения, хотя ее типы могут варьироваться. К примеру, ракеты «Томагавк», которые ВМС США применяют с 1984 года, оснащены системой под названием Terrain Contour Matching (TERCOM), которая при помощи альтиметра и датчика инерции прокладывает траекторию полета по заранее заданной карте местности. Более новые модели «Томагавка» оснащены также GPS, кроме того, существует еще множество различных систем наведения.

Конструкция всех крылатых ракет приблизительно одинакова.  В них обязательно есть двигатель, как правило, реактивный двигатель с воздухозаборником, который толкает ракету вперед. В ней предусмотрен отсек для топлива и отсек для боеголовки или взрывчатки. Обе крылатые ракеты на изображениях, представленных ниже, были разработаны так, чтобы их можно было оснастить ядерными боеголовками, однако большинство крылатых ракет – а также все ракеты, когда-либо использованные в ходе боевых действий – оснащены традиционными, неядерными взрывчатыми веществами. В передней части ракеты обычно находится система наведения. Крылатые ракеты с крыльями и двигателями часто напоминают беспилотные самолеты.

Крылатые ракеты можно запускать с самолетов, подводных лодок, кораблей или наземных пусковых установок. Кроме США крылатые ракеты состоят на вооружении более 70 государств.

Разумеется. Если беспилотники стали знаковым оружием 2000-х и 2010-х годов, то в 1990-х годах таким оружием были крылатые ракеты. Смертоносные, запускаемые с дальнего расстояния и не имеющие на своем борту пилота, они позволяли уничтожать врагов, не рискуя жизнями американских военных. В 1990-е годы США совершили три масштабных удара с применением крылатых ракет.

В 1993 году власти Кувейта раскрыли заговор иракских разведывательных служб с целью убийства бывшего президента США Джорджа Буша-старшего. В ответ на это президент Билл Клинтон приказал ударить 23 крылатыми ракетами по штаб-квартире иракской разведки. В 1998 году Клинтон отдал приказ провести ракетный удар по заводу El Shifa Pharmaceuticals Industries в Судане, подозревая, что на самом деле там производят химическое оружие. Также в 1998 году Клинтон распорядился ударить крылатыми ракетами по Усаме бен Ладену, который в тот момент находился в афганской провинции Хост. Оба удара 19998 года стали ответом на бомбовые нападения на американские посольства в Восточной Африке.

После удара крылатыми ракетами в 1993 году между Ираком и США установились отношения неутихающей вражды, которые сохранялись на протяжении целого десятилетия. Америка (вместе с Соединенным Королевством и в определенный момент Францией) ввела над Ираком бесполетную зону, чтобы иракское правительство не имело возможности нападать на курдов на севере и шиитов на юге. Обеспечение бесполетной зоны переросло в серьезную проблему: иракские зенитные ракеты время от времени сбивали американские самолеты, и в ответ на это американцы бомбили иракские ракетные базы. Все это закончилось лишь в 2003 году, когда американские войска вторглись в Ирак и свергли Саддама Хусейна. Однако напряженная обстановка в Ираке сохраняется по сей день.

Предприятие El Shifa Pharmaceutical Industries, которое США уничтожили в 1998 году, оказалось самым обыкновенным фармацевтическим заводом. Его обломки остались нетронутыми, и сейчас они служат памятником некомпетентности американцев.

В результате ракетного удара по провинции Хост американцам не удалось уничтожить Усаму бен Ладена – для этого им потребовались еще 13 лет, вторжение в Афганистан, десятилетие поисков и специально обученные люди из числа морских котиков. Как говорится в документах, хранящихся в архивах Агентства национальной безопасности,  существуют доказательства того, что «эти удары не только не уничтожили Усаму бен Ладена, но и в конечном итоге сблизили «Аль-Каиду» и Талибан в политическом и идеологическом смыслах».

В докладе ВВС США от 2000 года говорится о нескольких недостатках крылатых ракет «Томагавк»:

«Несмотря на всеобщее согласие с тем, что «Томагавк» — это чрезвычайно эффективное оружие, у этих ракет есть некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что их траектория полета сравнительно предсказуема. Это является следствием того, что на некоторых участках местности, особенно в пустынях, встречается довольно мало рельефных особенностей, которые необходимы системе наведения. Вторая проблема заключается в том, что планирование миссии для систем наведения по рельефу местности занимает гораздо больше времени и представляет собой гораздо более сложную задачу  в вопросе требований к точности разведданных, чем можно было предположить. К примеру, чтобы применить «Томагавк», подразделению необходимо отправить запрос на пакет данных о цели в такие агентства, как Управление картографической службы Министерства обороны, чтобы собрать всю информацию, необходимую для проведения миссии. Третий недостаток состоит в том, что ракеты «Томагавк» нельзя использовать для поражения хорошо защищенных целей, потому что их боеголовки весом в 450 килограммов, точность удара и кинетическая энергия в момент удара не позволяют говорить о высокой вероятности уничтожения противника. Последним недостатком этих ракет является то, что «Томагавки» не могут атаковать движущиеся объекты, потому что их направляют в определенную точку на местности, а не на отдельный объект. Крылатые ракеты «Томагавк» также не могут атаковать перемещаемые цели, потому что их местоположение может измениться, пока миссия находится в разработке или пока ракета летит к своей цели».

С 2000 года системы наведения были в значительной степени усовершенствованы, однако в целом главные недостатки крылатых ракет сохраняются. Чтобы ракеты попали точно в цель, необходимо иметь точные данные разведки и подробные карты. Нужно также, чтобы враг оставался в  одном, относительно незащищенном месте.

Пока ответ на этот вопрос неизвестен. Ясно одно: скорее всего США не станут применять беспилотники. Беспилотники – это лучшее оружие для того, чтобы атаковать отдельных людей с безопасной высоты. Однако у сирийского правительства есть зенитное оружие, которое позволяет с легкостью сбивать беспилотники. Крылатые ракеты летают быстрее, бьют мощнее и поражают крупные неподвижные цели, такие как военные базы и дворцы. Кроме того, недалеко от Сирии у США есть масса крылатых ракет и всего несколько беспилотников.

Несколько изданий, в том числе New York Times, Los Angeles Times и Wall Street Journal, высказали предположение о том, США будут использовать крылатые ракеты, если администрация Обамы примет решение о нанесении удара. Один высокопоставленный чиновник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил NBC, что США, вероятно, проведут против режима Асада  трехдневную атаку с применением крылатых ракет. Разумеется, нет никаких гарантий того, что эти удары вообще будут нанесены. 28 августа, президент Обама заявил, что он еще не принял решение относительно того, стоит ли вторгаться в Сирию.

Запуск крылатых ракет кажется довольно мощным ударом, который президент может нанести, однако он вряд ли он будет решающим.

Оригинал публикации: FYI: What Are Cruise Missiles, And How Do They Work?

www.first-americans.spb.ru

Методы навигации крылатых ракет » Военное обозрение

Учитывая опыт боевого применения крылатых ракет, охватывающий шесть с половиной десятилетий, их можно рассматривать как зрелую и хорошо зарекомендовавшую себя технологию. За время их существования произошло значительное развитие технологий, используемых при создании крылатых ракет, охватывающих планер, двигатели, средства преодоления ПВО и системы навигации.


Благодаря технологиям создания, планера ракеты становились все более и более компактными. Теперь их можно разместить во внутренних отсеках и на внешних подвесках самолетов, корабельных пусковых установках трубного типа или торпедных аппаратах подводных лодок. Двигатели изменились от простых пульсирующих воздушно-реактивных двигателей через турбореактивные и жидкотопливные ракетные двигатели или прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД) к нынешней комбинации турбореактивных двигателей для дозвуковых тактических крылатых ракет, турбовентиляторных для дозвуковых стратегических крылатых ракет и прямоточных воздушно-реактивных двигателей или смешанных турбореактивных/ракетных конструкций для сверхзвуковых тактических крылатых ракет.

Средства преодоления ПВО возникли в 1960-х годах когда системы противовоздушной обороны приобрели большую эффективность. К ним относятся низкая высота полета с огибанием рельефа местности или полёт ракеты на предельно малой высоте над поверхностью моря с целью скрыться от радаров и все чаще форма повышающая малозаметность и радиопоглощающие материалы, призванные снизить радиолокационную заметность. Некоторые советские крылатые ракеты были также оборудованы передатчиками помех оборонительного назначения, призванных сорвать перехват зенитноракетных комплексов.

Наконец, за этот период значительно развилась и разнообразилась система навигации крылатых ракет.

Проблемы навигации крылатых ракет
Основной идеей всех крылатых ракет является то, что это оружие может быть запущено в цель вне пределов досягаемости систем противовоздушной обороны противника с целью не подвергать стартовую платформу ответной атаке. Это создает серьезные проблемы проектирования, первой из которых становится задача заставить крылатую ракету надежно переместиться на расстояние до тысячи километров в непосредственную близость к намеченной цели — и как только она будет находиться в непосредственной близости от цели, обеспечить боевой части точное наведение на цель чтобы произвести запланированный военный эффект.

Первая боевая крылатая ракета FZG-76/V-1

Первой боевой крылатой ракетой была немецкая FZG-76/V-1, более 8000 которых было применено, причем, в основном, по целям в Великобритании. Если судить по современным меркам то ее система навигации была достаточно примитивной: автопилот на базе гироскопа выдерживал курс, а анемометр расстояние до цели. Ракета выставлялась по намеченному курсу перед запуском и на ней выставлялось рассчетное расстояние до цели и как только одометр указывал, что ракета находится над целью, автопилот уводил её в крутое пикирование. Ракета обладала точностью в около мили и этого было достаточно для бомбардировки крупных городских целей, таких как Лондон. Главной целью бомбардировок было терроризирование гражданского населения и отвлечение воинских сил Великобритании от наступательных операций и направление их на выполнение задач ПВО.

Первая американская крылатая ракета JB-2 являющаяся копией немецкой V-1

В непосредственно послевоенный период США и СССР воссоздали V-1 и начали развитие своих собственных программ крылатых ракет. Первое поколение театра военных действий и тактического ядерного оружия вызвало создание крылатых ракет серии Regulus ВМС США, серии Mace/Matador ВВС США и советских серий Комета КС-1 и Комета-20 и дальнейшего развития технологии навигации. Все эти ракеты первоначально используют автопилоты на основе точных гироскопов, но также возможности корректировки траектории ракеты по каналам радиосвязи так, что ядерная боеголовка могла быть доставлена как можно точнее. Промаха в сотни метров может быть достаточно, чтобы уменьшить избыточное давление произведенное ядерной боеголовкой было ниже летального порога укрепленных целей. В 1950-х годах на вооружение поступили первые конвенциональные послевоенные тактические крылатые ракеты, прежде всего в качестве противокорабельного оружия. В то время как на маршевом участке траектории наведение продолжалось на основе гироскопа, а иногда и корректировалось по радиосвязи, точность наведения на конечном участке траектории обеспечивалась ГСН с РЛС малой дальности действия, полуактивной на самых ранних версиях, но вскоре вытесненной активными радарами. Ракеты этого поколения обычно летят на средних и больших высотах, пикируя при атаке на цель.

Межконтинентальная крылатая ракета Northrop SM-62 Snark

Следующий важный этап в технологии навигации крылатых ракет последовал с принятием на вооружение межконтинентальных крылатых ракет наземного базирования Northrop SM-62 Snark, предназначенных для автономного полета над полярными регионами для атаки крупными ядерными боеголовками целей на территории Советского Союза. Межконтинентальные расстояния представили перед конструкторами новый вызов — создать ракету способную поражать цели на расстоянии в десять раз больше, чем это могли сделать более ранние версии крылатых ракет. На Snark была установлена надлежащая инерциальная навигационная система использующая гиростабилизированный платформу и точные акселерометры для измерения движения ракеты в пространстве, а также аналоговый компьютер используемый для накопления измерений и определения положения ракеты в пространстве. Однако вскоре выявилась проблема, дрейф в инерциальной системе был слишком велик для оперативного использования ракеты, а ошибки инерциальной системы позиционирования оказались кумулятивными — таким образом, погрешность позиционирования накапливалась с каждым часом полета.


Решением этой проблемы стало другое устройство, предназначенное для выполнения прецизионных измерений географического положения ракеты на траектории её полета и способное исправить или «привязать» ошибки генерированные в инерциальной системе. Это фундаментальная идея и сегодня остается центральной в конструкции современного управляемого оружия. Так, накопленные ошибки инерциальной системы периодически сводятся к ошибке позиционного измерительного прибора.

Крылатая ракета Martin Matador

Для решения этой задачи была применена астронавигационная система или ориентация по звездам, автоматизированное оптическое устройство, осуществляющее угловые измерения известного положения звезд и использующая их для расчета положения ракеты в пространстве. Астронавигационная система оказались весьма точной, но и довольно дорогой в производстве и сложной в обслуживании. Также требовалось, чтобы ракеты, оснащенные этой системой, летели на большой высоте во избежание влияния облачности на линию визирования к звездам.

Менее известно, что успех астронавигационных систем, повсеместно послужил толчком в развитии в настоящее время спутниковых навигационных систем, таких как GPS и ГЛОНАСС. Спутниковая навигация основывается на аналогичной астронавигации концепции, но вместо звезд используются искусственные спутники Земли на полярных орбитах, а вместо естественного света искусственные СВЧ сигналы, а также используются измерения псевдо-диапазона, а не угловые измерения. В итоге эта система значительно снизила расходы и позволила осуществлять определение местоположения на всех высотах в любых погодных условиях. Несмотря на то, что технологии спутниковой навигации были изобретены в начале 1960-х годов, они стали оперативно использоваться только в 1980-е годы.

В 1960-е годы произошли существенные улучшения точности инерциальных систем, а также увеличилась стоимость такого оборудования. В результате это привело к противоречивым требованиям по точности и стоимости. Как результат возникла новая технология в области навигации крылатых ракет основанная на системе определения местоположения ракеты путем сопоставления радиолокационного отображения местности с эталонной картографической программой. Данная технология поступила на вооружение крылатых ракет США в 1970-е годы и советских ракет в 1980-е. Технология TERCOM (система цифровой корреляции с рельефом местности блока наведения крылатой ракеты) была использована, как и система астронавигации, для обнуления совокупных инерциальных системных ошибок.

Крылатая ракета Комета

Технология TERCOM относительно проста по замыслу, хотя и сложна в деталях. Крылатая ракета непрерывно измеряет высоту местности под траекторией своего полета, используя для этого радиолокационный высотомер, и сравнивает результаты этих измерений с показаниями барометрического высотомера. Навигационная система TERCOM также хранит в себе цифровые карты высот местности, над которой ей предстоит лететь. Затем с помощью компьютерной программы профиль местности, над которым пролетает ракета сравнивается с сохраненной в памяти цифровой картой высот с целью определить наилучшее их соответствие. Как только профиль согласован с базой данных, можно с большой точностью определить положение ракеты на цифровой карте, что используется для исправления совокупных ошибок инерциальной системы.

TERCOM обладала огромным преимуществом перед астронавигационными системами: она позволяла крылатым ракетам осуществлять полет на предельно низкой высоте необходимой для преодоления ПВО противника, она оказалась относительно дешевой в производстве и очень точной (до десятка метров). Это более чем достаточно для 220 килотонной ядерной боеголовки и достаточно для 500 килограммовой конвенциональной боеголовки применяемой против множества типов целей. И всё же TERCOM не была лишена недостатков. Ракета которая должна была пролететь над уникальной холмистой местностью, легко сравниваемой с профилем высоты цифровых карт, обладала превосходной точностью. Однако TERCOM оказалась неэффективна над водной поверхностью, над сезонно изменяемой местностью, такой как песчаные дюны и местностью с различной сезонной отражательной способностью радара, такой как сибирская тундра и тайга, где снегопады могут изменить высоту местности или скрыть её особенности. Ограниченная емкость памяти ракет часто затрудняла хранение достаточного количества картографических данных.


Крылатая ракета Boeing AGM-86 CALCM

Будучи достаточной для оснащенных ядерными боеголовками КР Томагавк RGM-109A ВМФ и AGM-86 ALCM ВВС, TERCOM была явно не достаточной для уничтожения обычной боеголовкой отдельных зданий или сооружений. В связи с этим ВМС США оснастили TERCOM крылатых ракет Томагавк RGM-109C/D дополнительной системой основанной на так называемой технологии корреляции отображения объекта с его эталонным цифровым образом. Эта технология была использована в 1980-е годы на баллистических ракетах Першинг II, советских КАБ-500/1500Кр и американских высокоточных бомбах DAMASK/JDAM, а также на последних китайских управляемых противокорабельных ракетных комплексах, предназначенных для борьбы с авианосцами.

При корреляции отображения объекта используется камера для фиксации местности перед ракетой, а затем информация с камеры сравнивается с цифровым изображением полученным с помощью спутников или воздушной разведки и хранящейся в памяти ракеты. Измеряя угол поворота и смещение, необходимые для точного совпадения двух изображений, прибор способен очень точно определить ошибку местоположения ракеты и использовать её для коррекции ошибок инерциальной и TERCOM навигационных систем. Блок цифровой корреляции системы наведения крылатых ракет DSMAC используемый на нескольких блоках КР Томагавк были действительно точными, но обладал побочными оперативными эффектами похожими на TERCOM, которую необходимо было программировать на полет ракеты над легко узнаваемой местностью особенно в непосредственной близости от цели. В 1991-ом году во время операции Буря в пустыне, это привело к тому ряд шоссейных развязок в Багдаде были использованы в качестве таких привязок, что в свою очередь позволило войскам противовоздушной обороны Саддама расположить там зенитные батареи и сбить несколько Томагавков. Также как и TERCOM блок цифровой корреляции системы наведения крылатых ракет чувствителен к сезонным изменениям контраста местности. Томагавки, оснащенные DSMAC также несли лампы-вспышки для освещения местности в ночное время.

В 1980-е годы в американские крылатые ракеты были интегрированы первые приемники GPS. Технология GPS была привлекательна, поскольку она позволяла ракете постоянно исправлять свои инерциальные ошибки независимо от рельефа местности и погодных условий, а также она действовала одинаково как над водой, так и над землей.

Эти преимущества были сведены на нет проблемой слабой помехозащищенности GPS, так как сигнал GPS по своей природе очень слабый, восприимчивый к эффекту «повторного изображения» (когда сигнал GPS отражается от рельефа местности или зданий) и изменению точности в зависимости от количества принимаемых спутников и тому, как они распределены по небу. Все американские крылатые ракеты на сегодняшний день оснащены приемниками GPS и пакетом инерциальной системы наведения, причем в конце 1980-х и начале 1990-х годов технологию механической инерциальной системы заменили более дешевой и более точной инерциальной навигационной системой на кольцевых лазерных гироскопах.

Крылатая ракета AGM-158 JASSM

Проблемы связанные с основной точностью GPS постепенно решаются путем введения широкодиапазонных методов GPS (Wide Area Differential GPS) при которых коррекционные сигналы действительные для данного географического положения транслируются на приемник GPS по радиоканалу (в случае американских ракет используется WAGE -Wide Area GPS Enhancement). Основными источниками сигналов этой системы являются радионавигационные маяки и спутники на геостационарной орбите. Наиболее точные технологии подобного рода, разработанные в США в 1990-е годы, способны исправить ошибки GPS до нескольких дюймов в трех измерениях и являются достаточно точными, чтобы попасть ракетой в открытый люк бронемашины.

Проблемы с помехоустойчивостью и «повторным изображением» оказались наиболее трудно решаемыми. Они привели к внедрению технологии так называемых «умных» антенн, как правило, основанных на «цифровом формировании луча» в программном обеспечении. Идея, стоящая за этой технологией проста, но как водится сложна в деталях. Обычная антенна GPS принимает сигналы со всей верхней полусферы над ракетой, таким образом, включая спутники GPS, а также вражеские помехи. Так называемая антенна с управляемой диаграммой направленности (Controlled Reception Pattern Antenna, CRPA) при помощи программного обеспечения синтезирует узкие пучки, направленные к предполагаемому месторасположению спутников GPS, в результате чего антенна оказывается «слепа» во всех других направлениях. Наиболее продвинутые конструкции антенн этого типа производят так называемые «нули» в диаграмме направленности антенны направленные на источники помех для дальнейшего подавления их влияния.

Крылатая ракетаТомагавк

Большая часть проблем получивших широкую огласку в начале производства крылатых ракет AGM-158 JASSM были результатом проблем с программным обеспечением приемника GPS, в результате которых ракета теряла спутники GPS и сбивалась со своей траектории.

Продвинутые приемники GPS обеспечивают высокий уровень точности и надежную помехоустойчивость к расположенным на земной поверхности источникам помех GPS. Они менее эффективны против сложных источников помех GPS развернутых на спутниках, беспилотных летательных аппаратах или аэростатах.

Последнее поколение американских крылатых ракет использует GPS-инерциальную систему наведения, дополняет её установленной в носовой части ракеты цифровой тепловизионной камерой, преследующей цель обеспечить возможности подобные DSMAC против неподвижных целей с соответствующим программным обеспечением и возможностью автоматического опознавания образов и против подвижных целей, таких как зенитно-ракетные системы или ракетные пусковые установки. Линии передачи данных, как правило, происходят от технологии JTIDS/Link-16, внедряемой для обеспечения возможности перенацеливания оружия в случае, когда подвижная цель изменила своё местоположение в время нахождения ракеты на марше. Использование этой функции главным образом зависит от пользователей обладающих разведкой и возможностями выявления таких перемещений цели.

Долгосрочные тенденции в развитии навигации крылатых ракет приведут к их большей интеллектуальности, большей автономности, большему разнообразию в датчиках, повышенной надежности и снижению стоимости.

topwar.ru

ВМФ России. Крылатые ракеты. — В берлоге у Лешего

— Класс, встать! Смирно! Товарищ подполковник! 124-й класс для занятий по психологии построен! Отсутствуют Новиков и Жеребненко. Дежурный по классу курсант Герасимов.
— Здравствуйте, товарищи курсанты!
— Здравия желаю, товарищ подполковник!
— Садитесь.
Это было первое знакомство с подполковником Ольховым. Он сел за свое место и так добродушно улыбнулся, разглядывая нас.
— Эх, ракетчики. Я вам завидую…
Наступила неловкая пауза и курсанты стали недоуменно переглядываться… Подполковник продолжил.
— Лучшему из вас я подарю это стерку.
— Зачем, товарищ подполковник? — раздался голос с «камчатки».
— А затем, что у вас есть шанс осуществить мою мечту. Когда вы однажды нажмете на «чудо-кнопку» и ракеты полетят в сторону городов США, этой стеркой вы, с улыбкой на лице, будете стирать с карты Мира Вашингтон, Нью-Йорк или Бостон….

Из «параноидальных» воспоминаний Морячка


Этот раздел посвящается крылатым ракетам, находящимся на вооружении военно-морского флота России…

Крылатая ракета на флоте появилась относительно недавно. Бесспорно, отправной точкой в бурном развитии ракетного оружия было потопление израильского эсминца «Эйлат» (более подробно об этом читайте http://cont.ws/post/77462). Процитирую:

Гибель «Эйлата» была крайне болезненно воспринята в Израиле. Главный штаб ВМС Израиля принял решение о создании противокорабельной крылатой ракеты, способной нейтрализовать советские ракеты П-15. Уже в 1970 году на вооружение ВМС Израиля была принята противокорабельная крылатая ракета «Габриэль».

Я не буду жестко разделять описываемые ракеты на тактические, оперативно-тактические и стратегические…. Начну снизу вверх- от старых ракет к новым.

1. П-15 (П-15М) «Термит»

Эта ракета была звездой 60-70 -х. Очень надежная и убойная. Яркий участник локальных войн на море («Война на истощение» (1967—1970), Индо-пакистанская морская война (1971), «Война Судного Дня» (1973), Ирано-иракская война).

Имела возможность установки двух типов головок самонаведения: тепловой и радиолокационной.

Скорость полета ракеты дозвуковая — 320 м/с.

Дальность полета по морским целям — 40 км, по береговым целям — 80 км.

Фугасно-коммулятивная боевая часть имела массу 480 кг. Существовал вариант установки на ракету и ядерной боевой части.

Существовал вариант и для берегового ракетного комплекса (более подробно об этом читайте http://cont.ws/post/85633).


Стрельба ракетного комплекса «Рубеж»

На сегодняшний день эти ракеты доживают свой век по мере вывода носителей из строя ВМФ. Основными носителями являются ракетные катера пр. 12411


Стрельба с борта ракетного катера проекта 12411.

В свое время я занимался подготовкой этих ракет к стрельбам. На Флоте ее любили за надежность. Сегодня очевидны ее недостатки. В-первую очередь — это очень малая дальность полета. Во-вторых, очень низкая помехоустойчивость. В-третьих, очень большие габариты.

Прощай, Термит! Американцы не зря тебя звали «Стикс».

2. П-120 «Малахит»

17 марта 1972 года комплекс был принят на вооружение для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1977 года — для подводных лодок проекта 670М.

Когда на Балтийском море появились малые ракетные корабли с шестью крылатыми ракетами на борту, в странах НАТО возникла паника. Дело в том, что ракеты оснащались ядерной боевой частью. Это меняло весь расклад сил….

«Малахит» отличается от «Термита» по многим параметрам. Во-первых, увеличилась дальность полета — до 150 км. Во-вторых, очень большая масса боевой части — 800 кг! (интересно, если такая ракета попадет в американский эсминец, долго он протянет?). В-третьих, возможность установки специальной боевой части массой до 2 Мегатонн.

Эксперты утверждают, что при выходе ракеты на цель, ближний рубеж обороны корабля противника неэффективен. Даже в случае прямого попадания в ракету артиллерийских выстрелов из «Вулкан-Фаланкс», ракета не сойдет с траектории полета.


Зенитно-артиллерийский комплекс «Вулкан-Фаланкс» входит в состав ближнего рубежа обороны многих современных кораблей

Сегодня эти ракеты находятся на борту только малых ракетных кораблей пр. 1234.1. (более подробно читай http://cont.ws/post/80114). Думаю, еще лет пять-семь, эти корабли прослужат. А, значит будут жить и «малахиты»


Малый ракетный корабль «Мираж» ЧФ РФ

Не смотря на то, что ракета имеет дозвуковую скорость полета и относительно не большую дальность, при достаточно больших габаритах, снимать их с вооружения еще рановато.

Примечание:

Во время грузино-югоосетинского конфликта (7—12 августа 2008 года) 10 августа произошёл российско-грузинский морской бой. Грузинский сторожевой катер при предположительной попытке атаки российских кораблей был полностью уничтожен попаданием 2-х ракет П-120, запущенных с малого ракетного корабля ЧФ РФ «Мираж». Уничтоженный грузинский катер предположительно «Георгий Торели»

3. П-100 «Москит»

Это моя любимая ракета. Звезда 80-90-х. Америкосы зовут ее «Солнечный ожог». До сегодняшнего дня существовало две модификации для флота. Москит с дальностью полета 100 км, и Москит-М с дальностью полета до 120 км.

Эта ракета в свое время была настоящим прорывом. В чем ее плюсы?

Во-первых, малая высота полета. Официально, заявленный диапазон 7-20 м.

Во-вторых, сверхзвуковая скорость полета — 2,5 М

В-третьих, возможность выполнения притивозенитного маневра


Пуск крылатой ракеты комплекса «Москит» с борта ракетного катера пр. 1241.1

Сегодня говорят о необходимости массовой «калибризации» нашего флота. В свое время планировалась массовая «москитизация». Москит должен был стать основным комплексом надводных кораблей. Сверхзвуковая скорость и боевая часть массой 300 кг — это действительно «солнечный ожог». На каких же кораблях сегодня размещен «Москит»?


Большой противолодочный корабль пр.1155.1 «Чабаненко»


Один из последних «ходовых» эсминцев пр.956 «Ушаков»

(Более подробно об эсминцах читай http://cont.ws/post/85578).


Ракетные корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум» пр.1239

(Более подробно о москитном флоте читай http://cont.ws/post/80114 ).


Ракетный катер пр.1241.1 несет на борту 4 ракеты комплекса «Москит»

(Более подробно о москитном флоте читай http://cont.ws/post/80114 ).

Почему же сегодня эта ракета считается морально устаревшей? Увы, при таких больших габаритах отмечается малая дальность действия.

Хочется отметить один важный факт. Американцы долго не могли найти противоядие против «солнечного ожога». И вот, свершилось:

24 октября 2014 года, на испытаниях зенитной ракетой SM-6 была успешно перехвачена низколетящая сверхзвуковая воздушная мишень GQM-163A, аналогичная по летным характеристикам «Москиту». Перехват был выполнен за радиогоризонтом, по внешнему предупреждению, с использованием активной радиолокационной головки самонаведения зенитной ракеты. Таким образом, была впервые успешно продемонстрирована на практике возможность эффективной борьбы с низколетящими сверхзвуковыми ракетами типа «Москит».

Сложно сказать, получит ли второе рождение «Москит», но на последней выставке RAE-2015 в Нижнем Тагиле, у меня был разговор с представителем Корпорации “Тактическое ракетное вооружение». Он утверждал, что разработана модификация «Москит-МВЕ». Основным новшеством является повышение дальности стрельбы до 240 км за счет введения комбинированной траектории полета.

4. П-1000 «Вулкан».

Ракета П-1000 «Вулкан» была разработана как развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности использовать без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500.

Ракета комплекса «Вулкан» разительно отличается от своей предшественницы, что не удивительно — удвоение дальности за счёт увеличения мощности и продолжительности работы твердотопливных стартовых ускорителей неминуемо должно было повлечь за собой значительное увеличение их массового-габаритных характеристик.

Ракета П-1000 «Вулкан» использует аналогичную П-500 «Базальт» комбинированную схему полета. Большую часть траектории ракета преодолевает на большой высоте, а вблизи цели снижается, и оставшееся расстояние проходит на сверхмалой высоте (около 15-20 метров), скрываясь от обнаружения радарами за горизонтом. Ввиду большего запаса топлива на П-1000, продолжительность ее маловысотного участка может быть увеличена, что делает ракету менее уязвимой к дальнобойным ЗРК неприятеля.

Согласно заявленным характеристикам, дальность полета ракеты составляет 1000 км против 500 у «Базальта». Однако, есть предположение, что на ракетах комплекса «Вулкан» продолжают ставить старые ускорители комплекса «Базальт». Поэтому, боюсь предположить, но сегодня, данные ракеты не летят дальше 700 км.

Итак, что мы имеем? Крылатая ракета со скоростью 2-2,5 М, с дальностью полета 700 км и массой боевой части 500 кг. Не забываем, что есть возможность установки ядерной боевой части (ориентировочно 350 килотонн). Серьезно? Несомненно!


Помню, в советские времена, крейсера с данными ракетами называли «Оскал социализма»

Сегодня, носителями данных ракет являются три крейсера пр.1164


Крейсер «Москва» пр.1164 на сегодняшний день находится у берегов Сирии.

Мой прогноз. Эти ракеты уйдут в Историю с последним списанным крейсером данного проекта. Т.е., еще лет 10 мы их будем иметь ввиду. А они будут иметь ввиду наших «западных партнеров».

5. П-700 «Гранит»

Американцы не зря прозвали эту ракету «Shipwreck». Что в переводится с англицкого, КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ. Эта ракета была создана для уничтожения конкретной цели — АВИАНОСЦА.

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка 3 элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и крылатой ракеты. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов. Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584—750 кг, либо тактическая ядерная, тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время, в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В бортовую центрально-вычислительную машину заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, кто перед ней — конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Таким образом, наши стратеги получили очень эффективное оружие. Скорость 2,5 М, дальность полета 600 км, высокая помехозащищенность, концепция «умная стая» — это составляющие боевого успеха. Не забываем о том, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Основные носители комплекса сегодня являются крейсера пр.1144, подводные лодки пр. 949А и авианесущий крейсер пр.1143 (номинально).


Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр.11442 в Суэцком канале, 2009 г.


Тяжелый авианесущий крейсер «Кузнецов» является носителем данного комплекса НОМИНАЛЬНО.


АПЛ «Воронеж» пр.949А 17 сентября текущего года выполнила стрельбы «Гранитом»

Данный комплекс будет стоять на вооружении еще относительно долго. Связано это с тем, что провести массовую модернизацию подводных лодок и кораблей в сегодняшних условиях невозможно, как по политическим, так и экономическим причинам.

———————————

Прежде, чем перейти к обзору наших новых комплексов, необходимо остановиться на одном важном моменте. Обратите внимание, все наши ракеты загружались в контейнер непосредственно в базе. Т.е. в каждую пусковую установку индивидуально. Пусковые установки, как правило, размещались побортно и занимали очень много места. Вывод напрашивается один — наши конструкторы делали ставку на высокую эффективность крылатых ракет, в ущерб их количеству на носителе.


Загрузка крылатой ракеты комплекса «Москит»

Америкосы давно отказались от этой концепции. Они считали, что лучше иметь на борту большое количество дозвуковых ракет, с меньшими габаритами.

Таким образом, наши конструкторы решили перенять опыт америкосов и создать новые ракетные комплексы, но уже в своих транспортно-пусковых контейнерах. Я считаю это очень правильным решением. По сути, это касета, набитая ракетами, которая дает очень много преимуществ:

— удобная транспортировка

— упрощение в обслуживании

— повышение боевой эффективности носителя.

Плавно переходим к современным ракетным комплексам морского базирования.

6. «Уран»

Это очень простой в обслуживании и надежный ракетный комплекс, разработка которого началась еще в СССР. По сути,это наш аналог американского Гарпуна, но с более высокими боевыми характеристиками ( о них чуть позже).

Итак, мы имеем небольшую ракету, с дальностью полета не превышающую 120 км на дозвуковой скорости, с массой боевой части 150 км.

Уникальность этого комплекса заключается в его габаритах. С появлением его на в нашем Флоте появилась возможность модернизировать москитный флот с минимальными затратами. Ракетные катера проекта 1241 сразу получили вторую жизнь.


Ракетный катер проекта 12418 ВМС Вьетнама.

У нас на флоте остались ракетные катера с 4 крылатыми ракетами на борту (4 Москита, или 4 Термита). Сегодня мы строим те же ракетные катера, но уже с 16 крылатыми ракетами. Согласитесь — разница ощутима!


Данными катерами заинтересовался Туркменистан и Казахстан

Пусковые установки, обеспечивают не только пуск ракет и хранение на корабле, но и безударную их погрузку в ТПК (транспортно-пусковой контейнер) на корабль при волнении моря. Они также снижают до допустимого для ракеты уровня ходовые, ударные и импульсные перегрузки, возникающие, например, при взрыве вблизи корабля мины, бомбы и другого оружия. Контроль состояния ракеты, ввод полетного задания и проведение пусковых операций автоматизированы; время подготовки к пуску из холодного состояния составляет 60 секунд.

Чем же «Уран» лучше «Гарпуна»?

К основным достоинствам ракеты Х-35 относят: комбинированную траекторию с маловысотным участком прорыва ПВО, небольшие габариты и массу изделия, относительно мощную боевую часть, помехозащищённую комбинированную автономную систему самонаведения, возможность залпового огня, большой потенциал модернизации.

Ракета может применяться днем и ночью, в любых метеоусловиях, при интенсивных помехах и огневом противодействии противника!

«Уран» отлично «обкатали» на Каспийском море на ракетном корабле 2 ранга «Татарстан» (подробнее читай http://cont.ws/post/78502 ). Стрельбы показали высокую надежность комплекса. Сегодня данными ракетами оснащены многие носители. Вот основные представители.


РК «Татарстан» пр.11661


СКР «Ярослав Мудрый» пр.11540


Корвет «Бойкий» пр.20380

Как я уже говорил, комплекс очень удобный для применения в различных условиях, в связи с тем, что транспортно-пусковой контейнер достаточно универсален.


Это применили в береговом ракетном комплексе «БАЛ» ( подробнее читай http://cont.ws/post/88899 )

А вот и вариант для простого контейнеровоза

Вариант для авто «фуры» то же неплох

Подведем итоги. Комплекс сделан «на славу»! Возможности применения ограничиваются только нашей фантазией. На сегодняшний день «Уран» проходит модернизацию для увеличения дальности полета ракеты до 300 км.

7. «Калибр-НК»

Достоверных данных по этой ракете вам никто не предоставит. И правильно сделают! Меньше знаем — крепче спим. Но, на основании данных из открытых источников, можно сделать определенные выводы.

КАЛИБР-НК — это универсальный комплекс крылатых ракет. Универсальность его заключается в том, что на корабль могут загружаться ракеты различного класса.

— Ракета класса «корабль-корабль» 3М-54 является сверхзвуковой ракетой с дальностью поражения цели до 300 км (масса боевой части 200 кг)

— Ракета класса «корабль-поверхность» 3М-14 является дозвуковой ракетой с дальностью поражения цели 1500…2500 км (масса боевой части до 450 кг)

— Ракета-торпеда класса «корабль-подводная лодка» 91Р является сверхзвуковой с дальностью поражения цели до 50 км (масса боевой части 200 кг)

В данный комплексе применены многие преимущества и наработки, связанные с комплексом «Яхонт», «Гранат» и «Гранит». Экспертами отмечаются:

— Высокая помехозащищенность

— Универсальность

— Высокая вероятность поражения (принцип «стаи»)


Комплекс «обкатывали» на РК «Дагестан»

Именно в этом комплексе и применен в полной мере принцип модульности, о котором я писал выше. Таким образом, мы в относительно небольшой корабль можем загрузить большее количество ракет, чем ранее.

Принцип модульности для крылатых ракет МВФ

К примеру, сравните боевую эффективность МРК «Мираж» (730 т) и МРК «Град Свияжск» (950 т). У Миража 6 ракет с дальностью до 150 км, а у Свияжска 8 ракет с дальностью до 300 км. (И не забываем, что у Миража ракеты дозвуковые). Плюс, на Свияжск можно загрузить ракеты 3М-14 и маленький корвет превращается в стратегическую «единицу». Эффект на лицо!


МРК «Град Свияжск» в Каспийском море


Подводная лодка пр.885 «Северодвинск»


ПЛ «Новороссийск» пр. 636.3


Ряд подводных лодок проекта 949А планируют модернизировать под комплекс Калибр

Подведем итоги! Наш флот постепенно избавляют от «разношерстных» ракет, вводя новые унифицированные комплексы. Недавний ракетный удар по боевикам ИГИЛ из Каспийского моря 106-й бригадой надводных кораблей комплексом «Калибр-НК» показал верность этого подхода. Ждем модернизацию Флота!

P.S. Хочется прокомментировать одну фразу господина Ищенко в его грандиозной статье «Как Россия одним залпом убрала с морских просторов флот США» (http://cont.ws/post/131821). Процитирую….

Поскольку ракетный залп может быть дан совершенно незаметными кораблями ближней морской зоны с удаления в тысячи километров, американские моряки увидят ракеты только в момент попадания в их корабль или на подлете. Принять эффективные меры самообороны они просто не успеют.

Господин Ищенко! В свое время, я писал диплом по ракете «3М-10». Цель дипломной работы была следующая. Я хотел доказать своим преподавателям, что если на ракету «Гранат» (которая может уничтожить наземную цель на дальности 3000 км) поставить головку самонаведения, то она будет способна уничтожить корабль на той же дальности.


Комплекс «Гранат», вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.

Председатель комиссии посмотрел на меня, улыбнувшись, и сказал: «Вы не первый, кто об этом мечтает. К сожалению, технически это невозможно. Но, продолжайте мечтать. Ставлю вам отлично!». Так вот, господин Ищенко. Технически, уничтожить корабль на дистанции свыше 1000 км да еще и дозвуковой крылатой ракетой невозможно и сегодня! Именно, поэтому ведущие мировые державы разрабатывают гиперзвуковые ракеты. Но, продолжайте мечтать, ставлю Вам пятерку.

Источник: КОНТ

alex-leshy.livejournal.com

Крылатые ракеты — это… Что такое Крылатые ракеты?


Крылатые ракеты

Крылатая ракета «Томагавк» в полёте

Пилотируемый японский самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Oka» в американском пособии.

Крыла́тая раке́та — как правило, беспилотный летательный аппарат однократного запуска, оснащённый крыльями, системой наведения и воздушно-реактивным двигателем. При этом существовали конструкции, и имеющие ракетные двигатели, и управляемые пилотами-смертниками. Устаревшие названия — самолёт-снаряд, планирующая бомба, управляемая бомба.

Достоинства

  • Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию, что создаёт трудности для ПВО противника.
  • Возможность движения на малой высоте вдоль изгибов рельефа, что затрудняет обнаружение.
  • Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью.

Недостатки

  • Иногда относительно небольшие скорости (порядка скорости звука).
  • Дороговизна.

Сравнение с самолётами

По сравнению с самолётами, основным достоинством крылатой ракеты является беспилотность, позволяющая как сохранить людей, так и уменьшить габариты и тем самым затруднить обнаружение. Поскольку крылатые ракеты рассчитаны на одноразовое применение, к ним предъявляются гораздо менее жёсткие требования по ресурсу двигателя и других агрегатов.

История

Беспилотный самолёт-снаряд Фау-1 можно считать прототипом современных крылатых ракет

Первые крылатые ракеты были разработаны и применены Германией в конце Второй мировой войны. Эти ракеты были известны под названием V1 («Фау-1») и использовались в боевых действиях против Великобритании. История крылатых ракет в России началась в сентябре 1944 года. Именно тогда в московское КБ были доставлены обломки V-1. Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею. Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А.И.Микоян.

Классификация

Крылатые ракеты делятся

  • по типу заряда:
  • по способу применения:
    • стратегические
    • тактические
    • оперативно-тактические
  • по типу базирования:

В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки см.- противокорабельная ракета.

Существующие системы

Российские крылатые ракеты

Крылатые ракеты производства США

  • AGM-28 Hound Dog — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования
  • AGM-86B — крылатая ракета класса воздушного базирования
  • BGM-109 Томагавк — стратегическая/тактическая крылатая ракета морского и наземного базирования
  • Гарпун (ПКР) — противокорабельная ракета морского и воздушного базирования
  • AGM-129 ACM — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования
  • AGM-158 JASSM — тактическая крылатая ракета воздушного базирования

Другие страны

Источники

  1. epochtimes.com.ua, Новые возможности Пакистана — ядерный удар в радиусе 700 км, 26 июля 2007

См. также

Ссылки

  • airships.narod.ru Крылатые ракеты. В начале большого пути.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Крылатское (станция метро, Москва)
  • Крылатые роллеры

Смотреть что такое «Крылатые ракеты» в других словарях:

  • КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ — (аэродинамические ракеты), самодвижущаяся УПРАВЛЯВМАЯ РАКЕТА, которая летит, обычно на небольшой высоте, используя современную систему наведения, включающую в себя контур распознавания территорий (TERСОМ). Современные крылатые ракеты достигают… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Крылатые ракеты подводных лодок — (КРПЛ)  крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой войны. Во второй половине… …   Википедия

  • Калибр (крылатые ракеты) — У этого термина существуют и другие значения, см. Калибр (значения). Эскиз ПКР 3М 54Э …   Википедия

  • РАКЕТЫ БОЕВЫЕ — оружие для поражения наземных, воздушных и морских целей. Делятся на баллистические ракеты и крылатые ракеты, на управляемые и неуправляемые; по назначению на противотанковые, зенитные, тактические, оперативно тактические и стратегические… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ракеты боевые — оружие для поражения наземных, воздушных и морских целей. Делятся на баллистические ракеты и крылатые ракеты, на управляемые и неуправляемые; по назначению  на противотанковые, зенитные, тактические, оперативно тактические и стратегические… …   Энциклопедический словарь

  • Ракеты и ракетные пусковые установки — Управляемые или неуправляемые ракеты, баллистические или крылатые ракеты, способные доставлять боеголовку или средство поражения на расстояние не менее 25 км, и средства, сконструированные или модифицированные специально для запуска таких ракет… …   Официальная терминология

  • Ракеты боевые —         доставляют средства поражения к цели. По конструктивным признакам Р. б. делят на баллистические ракеты (См. Баллистическая ракета) и крылатые ракеты (См. Крылатая ракета), на управляемые и неуправляемые; по назначению на противотанковые… …   Большая советская энциклопедия

  • Ракеты и торпеды — Смотри также: Баллистические ракеты Р 11ФМ Р 13 Р 15 Р 21 Р 27 Р 29 Р 29Р Р 29РМ Р 31 Р 39 Крылатые ракеты П 5 П 6 П 70 «Амет …   Военная энциклопедия

  • Баллистические ракеты подводных лодок — (БРПЛ)  баллистические ракеты, размещаемые на подводных лодках. Практически все БРПЛ оснащаются ядерными боезарядами и составляют Морские Стратегические Ядерные Силы (МСЯС)  одну из составляющих ядерной триады. Современные… …   Википедия

  • КРМБ — Крылатые ракеты подводных лодок (КРПЛ)  крылатые ракеты, приспособленные для транспортировки и боевого применения с подводных лодок. Впервые проект использования крылатых ракет с подводных лодок был разработан в Кригсмарине в годы Второй мировой… …   Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев, Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Подробнее  Купить за 940 руб
  • Противоракетная оборона и крылатые ракеты — в одной жизни, Малафеев В.П.. Воспоминания автора, работавшего в Конструкторском бюро № 1 ( «Стрела», «Алмаз» )над созданием аппаратуры управления крылатой ракеты X-22 и в ОКБ» Вымпел» (НИИРП) над созданием систем… Подробнее  Купить за 611 руб
  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев, Виктор Марковский. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Подробнее  Купить за 490 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Крылатые ракеты» >>

dic.academic.ru

Крылатая ракета Википедия

Современная российская ракета «Калибр» (макет)

Крыла́тая раке́та — беспилотный летательный аппарат однократного запуска, траектория полёта которого определяется аэродинамической подъёмной силой крыла, тягой двигателя и силой тяжести[1].

Также существовали конструкции, управлявшиеся пилотами-смертниками[2].

Устаревшее название сконструированной по самолётной (классической) схеме крылатой ракеты — самолёт-снаряд (термин вышел из употребления, поскольку им же называли планирующие авиабомбы[en], что приводило к путанице). Нередко термин «крылатая ракета» ошибочно считают эквивалентом более узкого англоязычного термина cruise missile, однако последний относится только к управляемым ракетам, у которых большая часть полёта к цели проходит с постоянной скоростью[3].

Достоинства[ | ]

  • Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию, что создаёт трудности для ПРО противника.
  • Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа, что затрудняет обнаружение ракеты радиолокационными средствами.
  • Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью.

Недостатки[ | ]

  • Относительно небольшие скорости (порядка скорости звука ~1150 км/ч).
  • Высокая стоимость по сравнению с другими боеприпасами.
  • Относительно малая мощность всех разрывных зарядов, за исключением ядерных.

Сравнение с самолётами[ | ]

По сравнению с самолётами, основным достоинством крылатой ракеты является беспилотность, позволяющая как сохранить людей, так и умень

ru-wiki.ru

Крылатая ракета | Virtual Laboratory Wiki

Файл:Tomahawk Block IV cruise missile.jpg Файл:Самолет-снаряд Ока.jpg

Крыла́тая раке́та — как правило, беспилотный летательный аппарат однократного запуска, оснащённый крыльями, системой наведения и воздушно-реактивным двигателем. При этом существовали конструкции, и имеющие ракетные двигатели, и управляемые пилотами-смертниками. Устаревшие названия — самолёт-снаряд, планирующая бомба, управляемая бомба.

    Достоинства Править

    • Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию, что создаёт трудности для ПВО противника.
    • Возможность движения на малой высоте вдоль изгибов рельефа, что затрудняет обнаружение.
    • Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью.

    Недостатки Править

    • Иногда относительно небольшие скорости (порядка скорости звука).
    • Дороговизна.

    Сравнение с самолётами Править

    По сравнению с самолётами, основным достоинством крылатой ракеты является беспилотность, позволяющая как сохранить людей, так и уменьшить габариты и тем самым затруднить обнаружение. Поскольку крылатые ракеты рассчитаны на одноразовое применение, к ним предъявляются гораздо менее жёсткие требования по ресурсу двигателя и других агрегатов.

    Файл:Memorial V1.jpg

    Первые крылатые ракеты были разработаны и применены Германией в конце Второй мировой войны. Эти ракеты были известны под названием V1 («Фау-1») и использовались в боевых действиях против Великобритании. История крылатых ракет в России началась в сентябре 1944 года. Именно тогда в московское КБ были доставлены обломки V-1. Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею. Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А.И.Микоян.

    Крылатые ракеты делятся

    • по типу заряда:
    • по способу применения:
      • стратегические
      • тактические
      • оперативно-тактические
    • по типу базирования:

    В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки см.- противокорабельная ракета.

    Существующие системы Править

    Российские крылатые ракеты Править

    Файл:Крылатая ракета(профиль).jpg

    Крылатые ракеты производства США Править

    • AGM-28 Hound Dog — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования
    • AGM-86B — крылатая ракета класса воздушного базирования
    • BGM-109 Томагавк — стратегическая/тактическая крылатая ракета морского и наземного базирования
    • Гарпун (ПКР) — противокорабельная ракета морского и воздушного базирования
    • AGM-129 ACM — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования
    • AGM-158 JASSM — тактическая крылатая ракета воздушного базирования

    Другие страны Править

    • Exocet (Франция)
    • Storm Shadow (Великобритания/Франция)
    • KEPD-150/350 TAURUS (Германия/Швеция)
    • YJ8-2 (Китай)
    • Hatf-VII Babur (Пакистан) — предназначен для использования с подводных лодок, надводных кораблей и мобильных наземных установок. Скорость — 880км/ч, дальность — 700 км, БЧ — ядерная/обычная[1].
    • Gabriel Mk1 (Израиль)
    • Hsiung Feng IIE (Тайвань)
    1. ↑ epochtimes.com.ua, Новые возможности Пакистана — ядерный удар в радиусе 700 км, 26 июля 2007

    Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Крылатая ракета. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .


    ru.vlab.wikia.com

    Противокорабельные крылатые ракеты морского базирования

    Противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) предназначе­ны для нанесения ударов по кораблям противника. Ими могут вооружаться как подводные лодки, так и надводные корабли различных классов и водоизмещений – от ракетных крейсеров до судов «москитного флота». Противокорабельные ракеты являются основным ударным средством современных кораблей в борьбе с надводными целями (не считая, конечно, палубной авиации, однако по-настоящему серьезными авианосными силами в настоящее время располагают только ВМС США).

    ПКР разрабатываются и используются в комплексе: корабль-носитель, пусковая установка, комплекс управления и сама ракета.

     

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ

    Специалисты обычно подразделяют ПКР на ракеты дальнего (более 200 км), среднего (40…200 км) и ближнего (5…40 км) действия.

    Выделяют противокорабельные ракеты с полубронебойной, фугасной, осколочно-фугасной, осколочной и ядерной боевой частью (БЧ).

     

    ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЦЫ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ

    Противокорабельные ракеты зародились как класс оружия в конце Второй мировой войны: немецкая «Хеншель» Hs293, японская «Окка» — правда, это были ракеты воздушного базирования, которые сбрасывались с бомбардировщиков. ПКР морского базирования начали развиваться в 1950-х гг., в первую очередь, благодаря стараниям советских специалистов. Американцы тогда были слишком увлечены возможностями ядерного оружия, считая его «абсолютным» на земле, на море и в воздухе. Советское же руководство считало необходимым иметь на вооружении флота специализированное противокорабельное оружие. Противокорабельные ракеты на вооружении ВМФ СССР были призваны компенсировать огромное превосходство НАТО в численности надводных кораблей.

    Во второй половине 1950-х гг. в СССР создается противокорабельная ракета П-15 «Термит» контейнерного хранения, которая могла быть установлена на любой надводный корабль или катер. В связи с принятием на вооружение стран НАТО зенитно-ракетных комплексов корабельного базирования советские ПКР уже не могли преодолевать ПВО вероятного противника, и советское руководство приняло решение о разработке противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полета. Создаются сверхзвуковые противокорабельные ракеты К10С и П-35.

    Противокорабельная ракета П-1000 «Вулкан»

    Только в 60-е гг. руководство стран НАТО должным образом оценило эффективность противокорабельных ракет. В конце 60-х – начале 70-х гг. на Западе создаются ПКР «Гарпун» (США), «Экзосет» (Франция), «Отомат» (Италия), а в 1981 г. принята на вооружение крылатая ракета большой дальности «Томагавк» (США). К этому времени концепция сверхзвуковой крылатой ракеты, идущей к цели на большой высоте, уже изжила себя – несмотря на большую скорость, она обнаруживалась средствами ПВО противника на большом удалении  и достаточно легко перехватывалась. Поэтому упор стал делаться на малозаметности ракеты: она должна была идти на высоте всего нескольких метров над водой, и таким образом оставаться «невидимой» как можно дольше. Однако для сверхзвуковых крылатых ракет такая концепция оказалась неприемлемой: слишком сильное сопротивление воздуха на малой высоте вызывало перерасход топлива и снижало радиус де            йствия ракеты. Поэтому в советских ПКР разработки 70-х – 80-х гг. – П-700 «Гранит» и П-800 «Оникс» была реализована комбинированная схема полета: большую часть траектории ракета шла в разреженных слоях атмосферы на высоте 15 – 20 тыс. м, а на конечном участке траектории снижалась до высоты 20-50 м. Была разработана и советская дозвуковая ПКР Х-35 со скоростью 0,9М и высотой полета на маршевом участке 10-15 м, а на конечном участке – 4 м.

    В целом, советский флот, никогда не располагавший мощной палубной авиацией, в борьбе с ВМС вероятного противника мог рассчитывать только на свои противокорабельные ракеты, которые были совершеннее западных аналогов. Для уничтожения крупных надводных кораблей противника, и прежде всего, авианосцев, предполагалось использовать залп из нескольких десятков ПКР П-500 «Базальт» и П-700 «Гранит». Эти сверхзвуковые дальнобойные ракеты с очень мощной БЧ составляли основное вооружение тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Киров», ракетных крейсеров типа «Слава», тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и атомных подводных ракетоносных крейсеров проекта 949А «Антей».

    Наиболее совершенным образцом российских ракетных комплексов данного типа сегодня является П-1000 «Вулкан». В данной ПКР реализована система «искусственного интеллекта»: ракеты в залпе обмениваются информацией, автоматически распределяются по целям во вражеском ордере кораблей в зависимости от их важности, осуществляют противозенитное маневрирование. Сверхзвуковая скорость ПКР (до 2,5М) и бронированная головная часть облегчают ракете прорыв через систему ПВО противника. Дальность стрельбы у П-1000 повышена до 700 км. В настоящее время корабли, ранее имевшие на вооружении ПКР П-500 и П-700, перевооружены ракетами П-1000.

    Для поражения кораблей водоизмещением до 20000 тонн в СССР/России создана ракета П-270 «Москит». Эта сверхзвуковая (скорость – до 2,8М) ракета, оснащенная БЧ массой 300 кг, может применяться на дальности до 120 км при полете над водой и до 250 км – при высотном полете. При полете над водой ракета проходит основной участок траектории на высоте 20 м, а у цели снижается до 7 м и может выполнять противозенитный маневр.

     

    ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПКР

    Как правило, ракетный комплекс включает следующие основные системы: хранения, контроля, предстартовой подготовки и старта. Ракета, в свою очередь, состоит из корпуса, боевой части (БЧ), двигателя с топливом и бортовой системы управления.

    Как известно, крылатая ракета (далее мы будем рассматривать только их) летит за счет подъемной силы, возникающей на ее несущих поверхностях. Противокорабельные ракеты имеют обычно крестообразное крыло и такое же оперение с рулями управления. Аэродинамическая компоновка чаще бывает выполнена по обычной (само­летной) схеме с рулями в хвостовой части (ПКР «То­магавк», «Гарпун», «Экзосет» и др.).

    ПКР «Томагавк»

    Корпус ракеты обычно изготавливается из алюми­ниевых сплавов. Общая масса рассматриваемых ракет колеблется в достаточно широких пределах: 300 кг («Си Киллер»), 850 кг («Экзосет» ММ-40) и 1225 кг («Томагавк»).

    На ПКР применяются полубронебойная («Гарпун», «Экзосет») или фугасная («Отомат») бое­вые части, которые считаются наиболее эффективными для поражения кораблей. Масса взрывчатого вещества (ВВ) БЧ колеблется от 60 («Си Киллер») до 180 кг («Гарпун») и 500 кг («Томагавк» и П-1000 «Вулкан»).

    Существуют также ядерные БЧ для ПКР. Ракета «Томагавк» BGM-109A оснащена ядерным боезарядом мощностью 200 кт. Ракеты П-700 «Гранит» и П-1000 «Вулкан» могут оснащаться ядерным боезарядом мощностью, по некоторым данным, до 500 кт.

    Большинство ракет с обычными БЧ имеет контактный взрыватель замедленного действия, рассчитанный на проникновение БЧ ракеты внутрь корабля. Часто дополнительно устанавливается и неконтактный взрыватель, срабатываю­щий при пролете ракеты над целью (в случае промаха). Обычно БЧ имеет и самоликвидатор, подрывающий ракету при промахе.

    В качестве маршевого двигателя на противокорабельных ракетах приме­няются турбореактивные (ТРД), турбовентиляторные (ТРДД) и твердотопливные (РДТТ) двигатели. ТРД и ТРДД, как известно, используют в качестве окислителя топлива (керосина) атмосферный воздух и принимаются на ракетах дальнего и среднего действия («Томагавк», «Гарпун», «Отомат» и др.). РДТТ оснащены практи­чески все ракеты ближнего действия («Габриэль», «Пингвин» и др.).

    ПКР «Экзосет»

    В случае применения на ракете маршевого ТРД, она снабжается пороховым стартовым двигателем (уско­рителем), который обеспечивает ее полет в первые се­кунды (2…6 с) до достижения скорости, при которой возможна нормальная работа маршевого ТРД. РДТТ, применяемые на ракетах ближнего действия, обычно имеют две ступени: одна, более мощная — для кратко­временной работы в момент старта (2…3 с), вторая маршевая — для обеспечения сравнительно длительного полета ракеты до цели (80…100 с). Двигатели ПКР производства стран НАТО обеспечивают только дозвуко­вые скорости полета 0,7…0,95М. В целом, при разработке противокорабельных ракет на Западе упор делался на высокую точность и малозаметность. В то же время советские (российские) ПКР «Гранит» и «Вулкан» развивают гораздо более высокую скорость, чем зарубежные ракеты – 2-2,5М. Это, а также бронирование головной части, повышают их возможности по прорыву ПВО противника.

    Бортовая система управления ракетой предназначена для поддержания заданной траектории и режима полета, а также для выбора цели и наведения на нее ракеты на конечном участке полета без участия средств наве­дения корабля. На рассматриваемых ПКР чаще приме­няются чисто автономные системы управления   («Гар­пун», «Отомат» и др.), которые освобождают экипаж корабля от необходимости наводить ракету на цель. Их инерциальная система основана на свойстве волчка со­хранять плоскость своего вращения; активная радиоло­кационная головка самонаведения  (ГСН)  является небольшим радиолокатором; инфракрасная же (тепловая) ГСН используется для наведения тепловое поле корабля. Что же касается полуактивной радиолокационной ГСН, то она предусматривает участие аппаратуры корабля, которой как бы высвечивает цель,    облучая ее своей РЛС для того, чтобы отраженные лучи использовались ГСН ракеты. При радиокомандной системе управления («Си Киллер», «Габриэль» Мк-1)  ракета наводится на цель с  корабля  с  помощью    закодированных    радио­команд.  При  этом  осуществляется     радиолокационное или оптическое слежение за целью и ракетой с корабля. На ракете «Томагавк» BGM-109A применена оригиналь­ная система наведения, кратко рассмотренная ниже.

    ТТХ некоторых противокорабельных крылатых ракет

     

    «Томагавк» BGM-109B

    Экзосет MM.40 blok 3

    «Отомат» Мк.2

    «Вулкан» П-1000

    Год принятия на вооружение

    1981

    2007

    1974

    1987

    Страна

    США

    Франция

    Италия

    СССР/Россия

    Дальность, км

    550

    180

    100

    700

    Тип БЧ

    Полубронебойная

    Полубронебойная

    Фугасная

    Фугасно-кумулятивная

    Масса БЧ, кг

    500

    160

    200

    500 (масса ВВ)

    Скорость, М

    0,95

    0,93

    0.9

    2-2,5

    Система наведения

    Инерциальная и активная РЛ ГСН

    Инерциальная и активная РЛ ГСН

    Инерциальная и активная РЛ ГСН

    Инерциальная и активная РЛ ГСН

    Как нетрудно заметить, все неавтономные системы наведения ракет, т. е. полуактивная радиолокационная, по лучу и командная предусматривают участие экипажа корабля в управлении ракетой до самой цели. Это, безусловно, сковывает маневры корабля.

    Рассматриваемые комплексы предусматривают по­лет ракет на высоте 10…15 м над поверхностью воды, что сильно затрудняет их обнаружение РЛС – корабля-цели. Система самонаведения (СН) ракеты «захваты­вает» цель на расстоянии 10…15 км и принимает уп­равление полетом на себя. На расстоянии 10…15 км от цели ракета иногда снижается до предельно малой высоты 2…5 м («Гарпун», «Экзосет» и др.), на кото­рой и летит до цели. Программой полета ракет «Гарпун» и «Отомат» Мк-2 на расстоянии 2…7 км до цели предусматривается подъем ракеты (горка) на 150…200 м с последующим пикированием на цель. Считается, что такая горка повышает эффек­тивность атаки маневрирующей цели и уменьшает ве­роятность пролета ракеты над кораблем-целью, особен­но в условиях волнения.

    Как правило, пусковые установки ПКР на кораблях используются и для их хранения. В этом случае они представляют собой круглые или прямо­угольные контейнеры, нередко спаренные. Хранение ракет в контейнерах с необходимым микроклима­том весьма важно для обеспечения надежности ракет, особенно в штормовых или в зимних условиях, а также для повышения их готовности к немедленному пуску. При этом срок хранения ракет в контейнерах ограничен определенным периодом времени: между периодами профилактического обслуживания — около года, а общий срок хранения — 10-15 лет.

    Пусковые установки иногда выполняются вращаю­щимися и с изменяемым углом возвышения, но имеют­ся и неподвижно закрепленные на палубе. Обычно программой полета ракеты предусматривается возмож­ность пуска ее со значительным углом от направления на цель, вплоть до 180° («Отомат» и др.), т. е. в обрат­ную сторону. Однако есть комплексы, где эти углы не­значительны и в этом случае ПУ предусматривается поворотной, чтобы в меньшей степени сковывать маневри­рование корабля перед пуском ракет.

    Основное оборудование систем контроля, проверки и пуска ракеты, так же как и системы управления, обычно размещается в соответствующем боевом посту УРО.

     

    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ РАКЕТ

    В настоящее время продолжается развитие противокорабельных ракет, прежде всего, в направлении дальнейшего повышения дальности их действия и снижения радиолокационной заметности. Вместе с тем, разработчики стараются идти по пути максимальной унификации создаваемой ракетной техники, чтобы на основе одного образца можно было создавать модификации для решения разнообразных задач. Примером такого подхода стал перспективный российский ракетный комплекс Club, на основе которого создан корабельный ракетный комплекс малой дальности Club-N или «Калибр». В данной ракете реализовано еще одно интересное техническое решение: весь путь ракета проходит на малой высоте и дозвуковой скорости, а при приближении к цели резко ускоряется.

    США в настоящее время разрабатывают ряд перспективных противокорабельных ракетных комплексов морского базирования. Здесь прослеживается тенденция адаптации вооружения американских ВМС под те задачи, которые сейчас перед ними чаще всего стоят. А это отнюдь не сокрушение флотов технологически развитых держав. В последнее время США воюют с гораздо более слабыми и отсталыми в технологическом плане странами, флот которых, в основном, состоит из небольших судов (так называемый, «москитный флот»). Тратить на такого противника дорогие ракеты с избыточными боевыми характеристиками нерационально, лучше обойтись менее совершенными, но более дешевыми образцами. Одной из первых подобных ракет стала Raytheon AGM-175 Griffin-B. Первоначально AGM-175 была создана в виде авиационной ракеты, затем на ее основе был разработан вариант морского базирования. Данная ракета используется с пусковой установки Mk.49 для пуска зенитных ракет, которой оснащены все современные американские военные корабли. Таким образом, новая ПКР просто входит в состав вооружения корабля без каких-либо конструктивных его доработок. Боевые характеристики противокорабельной ракеты AGM-175 очень скромные: она несет боевую часть весом всего в 5,9 кг и обладает дальностью до 5,5 км. Однако для борьбы с катерами «москитного флота» большего и не надо. Подобная ПКР, получившая название  «Бримстоун», разработана и европейскими конструкторами. Ее прототипом послужила противотанковая ракета. Она предназначена для уничтожения высокоскоростных маневрирующих катеров.

    Вместе с тем в США продолжают создаваться новые образцы противокорабельных ракет для противостояния флотам больших держав, и прежде всего, Китая. Китайские военные заявили о принятие на вооружение противокорабельных ракет с дальностью 200-250 км, что соответствует лишь последним модификациям ПКР «Гарпун». В то же время на складах ВМС США находится немало старых «Гарпунов» с дальностью всего 140-150 км. Таким образом, превосходство американского флота над китайским оказалось под вопросом.

    В начале 2000-х гг. под эгидой DARPA была начата разработка сверхзвуковой дальнобойной ПКР LRASM-A. Ее дальность должна составить 550-600 км. В настоящее время идут испытания, ее принятие на вооружение состоится не ранее 2015-2016 гг. В то же время разработка еще больее дальнобойного варианта этой ракеты LRASM-B была прекращена вследствие бесперспективности проекта.

    Индийская ПКР «БраМос»

    Однако все это использование уже достаточно старых технологий. Если говорить о попытках создать что-то революционное, то это такие образцы противокорабельных ракет, как RATTLRS и ArcLight.

    RATTLRS (Revolutionary Approach To Time Critical Long Range Strike – «Революционный принцип сокращения полетного времени») подразумевает создание ракеты с очень большой полетной скоростью – 3-4М. Целью создания ракеты RATTLRS является замена уже устаревающих ракет BGM-109B «Томагавк». Пока что вся информация о проекте засекречена, однако известно, что имеются определенные проблемы, и судьба его под большим вопросом.

    В проекте ArcLight была поставлена цель создать ПКР с максимальным радиусом действия. При ее разработке за основу взята противоракета SM-3. Согласно техническому заданию, ракета ArcLight должна поражать цели на дальности 3700 км, что существенно превосходит все когда-либо созданные образцы ПКР. «Платой» за дальность станет относительно легкая БЧ, которую сможет нести ракета – всего 120 кг. Состояние проекта в настоящее время не разглашается. Возможно, что он также будет свернут.

    Тем временем ракетные технологии, которые во времена «Холодной войны» были, по сути, прерогативой лишь первоклассных в военно-техническом отношении держав, теперь успешно осваиваются государствами, которые еще вчера относили к «странам третьего мира». В начале 2012 г. Ираном успешно испытана противокорабельная ракета собственной разработки «Гадер». Известно, что ее дальность составляет 200 км. Из обсуждений на западных форумах, можно сделать вывод, что данная ракета, во многом, аналогична американской ПКР «Гарпун».

    Индия при содействии России разработала свою сверхзвуковую противокорабельную ракету – «БраМос». Ее основой послужил экспортный вариант ракеты П-800 «Оникс» — «Яхонт». Масса БЧ ракеты составляет 300 кг. При полёте по комбинированной траектории (с подъемом на большую высоту) ее дальность составляет 300 км, а исключительно на малой высоте — 120 км.

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, в ближайшие десятилетия противокорабельные крылатые ракеты останутся основным вооружением флота. Вместе с тем флоты ведущих стран мира постепенно утрачивают «монополию», поэтому военно-политическому руководству развитых стран придется задуматься, как удержать превосходство в этой области. Совершенствование противокорабельных ракет будет идти, прежде всего, по пути понижения радиолокационной заметности, повышения экономичности ракетных двигателей, повышения гибкости управления и «интеллекта», расширения номенклатуры ракет и их удешевления. Вместе с тем, появление в ближайшее время «прорывных» образцов противокорабельных крылатых ракет, значительно превосходящих нынешний технологический уровень,  остается под вопросом.

    (Подготовлено: www.modernarmy.ru)

    www.modernarmy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *