История легендарного революционного крейсера «Аврора»

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?

В этот день был спущен на воду крейсер «Аврора» — будущий символ Октябрьской революции.
Он был спущен на воду  в С-Петербурге при личном участии императора Николая II. Для понимания, что же снится крейсеру Аврора, предлагаю вспомнить ее его долгий и славный боевой  и жизненный путь…

История «Авроры»
Бронепалубный крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года в Петербурге (в Новом адмиралтействе). Корабль однотипный с заложенными ранее «Палладой» и «Дианой».

В российском флоте существовала (и существует) традиция преемственности названий кораблей, и новые крейсера унаследовали имена парусных фрегатов. Крейсер получил свое имя от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.

Постройка новой Авроры заняла более шести лет — «Аврору» спустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут, а в состав флота (после завершения всех достроечных работ) крейсер вошёл только 16 июля 1903 года.

Основное предназначение корабля — ведение разведки, уничтожение торговых судов неприятеля, прикрытие линейных кораблей от атак вражеских миноносцев, дозорная служба. Вести артиллерийские дуэли с современными броненосцами того времени корабль не мог по причине слабой брони и недостаточной огневой мощи. Зато Аврора обладала солидным (около семи тысяч тонн) водоизмещением и, вследствие этого, хорошей мореходностью и автономностью. При полном запасе угля (1430 тонн) «Аврора» могла без дополнительной бункеровки дойти от Порт-Артура до Владивостока и вернуться обратно.

25 сентября 1903 года (всего через неделю после укомплектования, закончившегося 18 сентября) «Аврора» с экипажем в 559 человек под командованием капитана 1-го ранга И. В. Сухотина покинула Кронштадт.

В Средиземном море «Аврора» присоединилась к отряду контр-адмирала А. А. Вирениуса. Началась война и 5 апреля 1904 года «Аврора» вернулась в Кронштадт, где её включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Рожественского, готовившейся к походу на Дальневосточный театр боевых действий.

Адмирал Рожественский был оригинал и (возможно в целях конспирации) давал боевым кораблям прозвища, с соленым флотским юморком. Крейсер «Адмирал Нахимов» называл «Идиотом», броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидным убежищем», яхту «Светлана» звал «Горничной», а «Аврора» удостоилась «почетного» титула «Проститутка подзаборная»))))

2 октября 1904 года в составе эскадры, сменив командира (им стал капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев( «Аврора» отправилась к Цусиме.

в Цусимском сражении «Аврора» выпустила по противнику 303 152-миллиметровых, 1282 75-миллиметровых и 320 37-миллиметровых снарядов.

За время боя крейсер получил 18 попаданий снарядов разных калибров, имел серьёзные потери экипажа — до ста человек убитыми и ранеными.


Погиб командир — его фотография экспонируется ныне в музее крейсера в обрамлении пробитого осколком японским снарядом стального листа обшивки и обгорелых досок настила палубы.

Но при всем этом кораблю удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны.

В 1909-1910 годах «Аврора» вместе с «Дианой» и «Богатырём» входила в состав отряда заграничного плавания, специально предназначенного для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского Инженерного училища, а также учениками Учебной команды строевых унтер-офицеров.
В ноябре 1911 года авроровцы принимали участие в торжествах в Бангкоке в честь коронации сиамского короля.

В 1910 году крейсер сопровождал императорскую яхту в Ригу.

Первую модернизацию крейсер прошёл после русско-японской войны, вторую, после которой принял сохранённый ныне внешний облик, — в 1915 году. Усилили артиллерийское вооружение корабля — число 152-мм орудий главного калибра сначала было доведено до десяти, а затем и до четырнадцати. Многочисленную 75-мм артиллерию демонтировали — размеры и живучесть эсминцев возросли, и трёхдюймовые снаряды уже не представляли для них серьёзной опасности.

Крейсер получил возможность принимать на борт до 150 мин — минное оружие широко применялось на Балтике и доказало свою эффективность. А зимой 1915-1916 на «Авроре» установили новинку — зенитные пушки. Но до второй модернизации славный крейсер мог и не дожить…

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота (вместе с «Олегом», «Богатырём» и «Дианой»). Крейсера выходили в дозор парами, и по истечении срока патрулирования одна пара сменяла другую.

11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских крейсера: заканчивающую дозорную службу «Палладу» и подошедшую ей на смену «Аврору». Командир германской субмарины верно оценил и классифицировал цели и атаковал. Попадание торпеды вызвало на броненосце «Паллада» детонацию погребов боезапаса, и крейсер затонул вместе со всем экипажем. А ветеран русско-японской войны крейсер «Аврора» сумел под шумок укрыться в шхерах.

О судьбоносной роли «Авроры» в событиях октября 1917 года всерьез говорить не стоит. Расстрелять Зимний дворец из орудий крейсер не мог. Он стоял в ремонте, и весь боезапас с него был выгружен. Но возможно, для залпа и эффекта большевики и нашли пару снарядов.

В гражданской войне и в боях с английским флотом «Аврора» участия не принимала. Сказывалась острая нехватка топлива и прочих видов снабжения.

В 1918 году «Аврора» стояла в глубоком резерве, без орудий, которыми вооружили самодельные легкие канонерские лодки.

В конце 1922 года «Аврору» — единственный, кстати, корабль старого императорского российского флота, сохранивший своё данное ему при рождении имя, — решено было восстановить в качестве учебного корабля. Крейсер отремонтировали, установили на нём десять 130-мм орудий вместо прежних 6-дюймовых, две зенитки и четыре пулемёта, и 18 июля 1923 года корабль вышел на ходовые испытания.

Затем в течение десяти лет — с 1923 по 1933 год — крейсер занимался уже знакомым ему делом: на его борту проходили практику курсанты военно-морских училищ.
Корабль совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах вновь возрождавшегося Балтийского флота. Но годы брали своё, и из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» после очередного ремонта в 1933-1935 годах стала несамоходной учебной базой. В зимнее время её использовали как плавбазу подводных лодок.

Во время Великой Отечественной войны старый крейсер стоял в гавани Ораниенбаума.

Орудия с корабля в очередной раз сняли, и девять его установленных на береговой батарее «стотридцаток» обороняли подступы к городу.

Немцы не обращали особого внимания на дряхлого ветерана, стремясь прежде вывести из строя лучшие советские корабли (такие, как крейсер «Киров»), однако свою порцию вражеских снарядов корабль всё-таки получил. 30 сентября 1941 года повреждённый в результате артиллерийского обстрела полузатонувший крейсер сел на грунт.

После снятия блокады Ленинграда в июле 1944 года крейсер вывели из состояния клинической смерти — подняли с грунта и (в который уже раз!) поставили в ремонт. С «Авроры» сняли котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны бортовых валов и сами валы, а также часть вспомогательных механизмов. Установили вооружение, стоявшее на корабле в 1915 году, — четырнадцать 152-мм орудий Канэ и четыре 45-мм салютные пушки.

В 1946 году, в ходе ремонта, «Аврора» сыграла конороль крейсера «Варяг» в одноимённом кинофильме. Тогда «Авроре», как истинной актрисе, пришлось даже загримироваться под свой персонаж — с орудий сняли щиты (на «Варяге» их не было), и установили четвёртую фальшивую трубу для правдивости образа самого геройского крейсера русско-японской войны.

Теперь крейсеру предстояло стать кораблём-памятником и одновременно учебной базой Нахимовского училища. В 1948 году ремонт был закончен, и восстановленная «Аврора» встала туда, где она стоит и по сей день — к Петроградской набережной напротив здания училища нахимовцев. А в 1956 году на борту «Авроры» открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея.

В советские годы, естественно, основное (да, пожалуй, и единственное) внимание уделялось революционному прошлому крейсера. Изображения «Авроры» присутствовали везде, где только можно, и силуэт трёхтрубного корабля сделался символом нашего города.

В 1967 году в Советском Союзе широко праздновалось 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. К юбилею снимали фильм «Залп «Авроры», где крейсер играл самого себя. Все съёмки производились на натуре. «Аврору» отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту. Зрелище было впечатляющее, и тысячи ленинградцев и гостей города следили за тем, как серая трёхтрубная красавица медленно и величественно плывёт по Неве.

Буксировка к месту стоянки после съемок 1967г.

Капитальная реставрация «Авроры» прошла в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь.

В доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую.

Суровой переделке подверглось и то, что находилось над водой. К юбилейной дате «Аврора» вернулась на привычное место, а далее встал вопрос о том, что же делать с остовом, оставшимся на верфи. Сдачу крейсера революции в металлолом в советские времена сочли бы идеологической диверсией. Вот и решили спрятать настоящую «Аврору» от глаз народа.

В ходе раставрации, «Аврору» потихоньку растаскивали на сувениры и военные и гражданские. С надводных частей отдирали обшивку из листовой меди, которой был покрыт весь корабль. Главный механик рыболовецкого совхоза «Балтика» Владимир Юрченко, как человек глубоко верующий хозяйственный отодрал весь кафель с душевой героического корабля и положил его на даче. И то верно, не пропадать же добру. Многие забирали двери вместе с косяками и вынимали иллюминаторы.

По воспоминаниям очевидцев, разграбившие реставрировавшие крейсер рабочие наткнулись на совершенно исправную систему пожаротушения. Она сработала, когда при помощи сварочного аппарата они стали вскрывать переборки. Половину корабля при этом залило пеной.

Отрезанный корпус хотели превратить в волнорез, но не сложилось. Труп Отрезанная часть затонула не там где планировалось. Ныне найти останки крейсера революции можно без проблем.

На фоне обломков охотно фотографируются случайные туристы, летом по остову азартно лазят местные мальчишки. Во время отлива корпус, вытянувшийся на 120 метров в длину, виден целиком.

А заново рожденный крейсер Франкинштейн «Аврора» был торжественно возвращен к вечной стоянке.

Современный крейсер представляет собой частичный новодел. Из самых заметных отличий от оригинала — применение сварных швов на новом корпусе вместо технологии заклепок.

На корабле в 1992 году вновь подняли андреевский флаг, крейсер числился в составе военно-морского флота России как №1. До недавнего времени на корабле служили офицеры и матросы. Все вспомогательные механизмы и системы жизнеобеспечения поддерживаются командой крейсера в работоспособном состоянии. В рабочем ухоженном состоянии и корабельные орудия.

В ночь на 6 июня 2009 года на корабле прошли банкет и торжественная презентация журнала «Русский пионер», на которых присутствовали в том числе высокие гости. Делом заинтересовалась прокуратура и крайним оказался Министр обороны и ВМФ, как надосмотревшие )))

1 декабря 2010 года «Аврора» лишилась статуса корабля №1 ВМФ России. Корабль стал филиалом Центрального музея ВМФ.

1 августа «Аврора» окончательно переведена в ведение Центрального военно-морского музея. Воинское подразделение, нёсшее службу на корабле, распустили. Экипаж крейсера «Аврора» переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала; статус корабля остался прежним.

В октябре 2011 на мачту крейсера «Аврора» повесили флаг с черепом и костями. Двое молодых людей и девушка просидели на мачте под «Веселым Роджером» около пяти часов, всполошив полицию, спасателей, комендатуру города и военных моряков.

Возмутители спокойствия назвались представителями организаций «Народная доля» и «Еда вместо бомб». Акцию «Памятный Октябрь или Авророво воскресение» они посвятили борьбе с кризисом, нищетой, олигархами, «повальной педофилией» и «религиозным экстремизмом».

Условный выстрел из головного орудия крейсера «Аврора» по дому народного артиста Михаила Боярского доложен был возвестить о начале Российской октябрьской политической постмодернизации (РОПП).

Лозунги были красивыми и революционными:

России от тиранов — волю! Народу — с нефти, газа — долю! Еда — это право, а не привилегия! Наше дело правое — мы не пиз..м!

Активистов удалось снять с мачт без потерь (для активистов). Дальнейшая их судьба гуманна и вызывает разочарование (дело было до пусей).

Сейчас официально экипаж набран из бывших военных моряков. Но кроме них на Авроре есть и матросы срочной службы. Они прикомандированы к кораблю и продолжают выполнять функции экипажа, как и раньше. Получается, что со статусом крейсера окончательно так и не разобрались.

Ныне «Аврора» опять покинула свое место у Нахимовского училища.

На судоремонтном заводе в Кронштадте прошел ремонт судна. Фото (С) Оксана Крайняя

К 16 июля 2016 года планируется завершение ремонта и скорее всего, к августу он уже будет на своем историческом месте.

Аврору на Кронштадтском морском заводе ремонтировали 2 года. Корабль вернулся к месту вечной стоянки в ночь с 15 на 16 июля. Срок эксплуатации «Авроры» продлен еще на 10 лет и в 2026 году кораблю снова потребуется новый ремонт.

Мой репортаж о возвращении Авроры

После этого ремонта Авроре окончательно отрезали ноги и теперь она никогда не сможет ходить сама. В 2014 году была идея поставить «Аврору» на ход, но теперь окончательно демонтировали системы, позволяющие поставить на нее двигатели.

Исторические фото и инфа (С) разные места интернета.

pantv.livejournal.com

«Аврора» не как символ Октябрьской революции

Крейсер «Аврора» с 1 декабря выведен из состава Военно-морского флота и переведен на баланс Военно-морского музея.

Обслуживанием и содержанием корабля, с борта которого, согласно советской исторической версии, был произведен орудийный выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца большевиками, отныне займутся гражданские специалисты. Как считает командование, все это позволит сделать из крейсера настоящий музей и вести там научную работу. «Аврора» в последние годы регулярно попадает в заголовки новостей — уже не в связи с революционными юбилеями, но по поводу светских вечеринок, которые проводила на крейсере, в частности, редакция журнала «Русский пионер». Это вызвало шумные протесты коммунистов и патриотов. Несколько месяцев назад о своей готовности заняться судьбой корабля заявлял миллиардер Михаил Прохоров.

О перспективах «Авроры» говорит директор Центрального военно-морского музея Петербурга Андрей Лялин:

— Гражданская жизнь на «Авроре» началась, когда был основан филиал музея, в 1950-е годы. Сегодняшний день — это совершенно другое отношение и к кораблю-музею, и к кораблю-памятнику. Да, у нас идет плановая замена военнослужащих, выполняющих функции технического обеспечения, уборки, бытовых нужд, квалифицированным гражданским персоналом. Это процесс не болезненный, этот процесс идет давно. Это нормальная процедура, которую диктует сегодняшний день. Это касается и оптимизации, и экономии, и профессионального подхода к делу.

Техническими функциями, эксплуатацией должны заниматься специалисты, которые этому учились, готовились, которые состоят в структуре и штате Центрального военно-морского музея. Эти кадры будут набраны из числа лиц, уволенных в запас, которые готовы дальше послужить в этих областях. Естественно, это будет происходить поэтапно. Мы берем людей на конкурсной основе. У нас уже есть много предложений от лиц, которые служили на кораблях, они знают их устройство.

Аналогичные объекты у нас уже переведены на такую схему работы — например, подводная лодка Д-2 («Народоволец»). Там военный персонал был заменен на обслуживающий. Все же музеи должны, наверное, обслуживать гражданские специалисты и, более того, выполнять там технические работы.

В музее как не было вечеринок, так и не будет. Тем более, что это же ведь не просто корабль, это символ нашего города. «Аврора» уже с 1944 года является учебной базой, и это очень правильно. Мы показываем всю историю развития «Авроры». Это памятник отечественного кораблестроения. Он принимал участие в февральских событиях, в четырех войнах, у него достаточно интересная история.

* * *
«Аврора» — заслуженный боевой корабль, и произведенный в 1917-ом матросом Евдокимом Огневым холостой выстрел из бакового орудия — всего лишь один и не самый значимый эпизод истории крейсера. Об этом рассуждает петербургский историк и публицист Лев Усыскин:

— Я происхожу из семьи военных кораблестроителей. Мне было лет семь, и мне была подарена такая игрушка — набор для склеивания крейсера из пластмассовых деталей, и вот этим мы занимались вместе с отцом — склеивали модель крейсера «Аврора», и он мне объяснял, что, зачем, как это все работает. То есть речь шла о том, что это произведение инженерного искусства, военный корабль с определенной боевой историей — он участвовал, например, в Цусимском сражении.

— Многие символы бывшей советской эпохи становятся героями фарсовых ситуаций — взрыв пальто на памятнике Ленину у Финляндского вокзала, вечеринка на крейсера «Аврора». Это ирония навсегда или она уйдет с поколением?

— Мы склонны путать две сущности — святыню и объект культурного наследия. Святыня — это вещь, с которой позволительно строго ограниченное количество разных манипуляций, то, что предписывает ритуал. А с объектом культурного наследия можно делать все, что угодно, лишь бы ему не причинялся вред. Мы еще не научились отделять одно от другого. Кстати, та же самая ситуация с мавзолеем Ленина. Обсуждают именно ритуальную сторону вместо того, чтобы четко и ясно понять, что это есть памятник архитектуры, конструктивизма — не только сам «кубик» мавзолея, но и его интерьеры, включая чучело Ленина. И, соответственно, требует охраны, и никаким образом не может быть разукомплектовано.

— Какое место должно занимать в музее истории новой, будущей, счастливой, демократической России то обстоятельство, что «Аврора» была автором того самого холостого выстрела, который якобы дал сигнал к штурму Зимнего?

— На мой взгляд, это не более существенное событие в жизни крейсера, чем его участие в Цусимской битве. Стреляла она из этой пушки или не стреляла, то, что произошло в октябре 1917-го, в любом случае бы произошло. А вот что происходило в 1905 году — это уже вопрос, который можно с интересом анализировать.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы «Время Свободы» читайте на странице «Подводим итоги с Андреем Шарым»

www.svoboda.org

Крейсер-музей «Аврора» — Не знающий своего прошлого

Крейсер «Аврора» это наверное самый известный военный корабль в России, символ Октябрьской революции. Но есть в истории крейсера и много других свершений — участие в Цусимским сражении русско-японской войны, спасательная операция в Мессине (пришли для получения золотой медали в честь русских моряков, принявших участие в спасательных работах во время землетрясения 1908 года, а попали на большой пожар), боевые действия в Первой мировой войне и защита Ленинграда в Великой Отечественной войне.
В сентябре 2014 года крейсер «Аврора» был отправлен в Кронштадт для ремонтных работ, после которых, в 2016 году, будет возвращен обратно на вечную стоянку у Петроградской набережной.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

1. Вид на корму Авроры

2.

3.

4. Информация для посетителей музея

5.

6.

7.

8. 76-мм зенитная пушка Тарновского — Лендера обр. 1914/15 гг., установлена в 1922 г.

9. Вентиляционные раструбы и кожух дымовой трубы

10. Шахта антенного кабеля для радиостанции

11.

12.

13. 152-мм пушка Канэ, все 152-мм пушки установлены в 1946 году

14.

15. Рубка

16. 152-мм пушка Канэ

17.

18. Гюйс-крепостной флаг

19. Вид на Неву с носа Авроры

20. Петроградская набережная, вид с Авроры

21.

22. Рубка

23.

24.

25.

26. На фото иностранцы у крепостного флага, они были очень удивлены, увидев английский флаг :))) и спрашивали: «а что это? это же не русский флаг?» . Хотя крепостной флаг на английский ну никак не похож 🙂

27.

28. Мемориальная радиорубка

29. она же

30.

31.

32. Барельеф с Лениным и его изречением «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»

33. История крейсера

34.

35. Андреевский флаг, поднятый в 1903 году, и Красный флаг, поднятый в 1917 году

36. Военно-морской флаг СССР, поднятый 23 февраля 1923 года после ремонта крейсера Аврора

37. Почетный Краснознаменный военно-морской флаг, поднимался со 2 ноября 1927 года в связи с награждением корабля орденом Красного Знамени

38. Краснознаменный военно-морской флаг, поднимался с 26 мая 1935 года

39. Ордена Октябрьской Революции  Краснознаменный военно-морской флаг, поднимался с 22 февраля 1968 года, торжественно спущен 26 июля 1992 года в связи с подъемом Андреевского флага на кораблях ВМФ России

40.

41.

42.

43.

44.

45. Исторические фотографии

46. Аврора участвовала в Цусимском сражении, в котором погиб командир крейсера капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев. Рамка фотографии сделана из досок обгорелой палубы, а паспарту из стали пробитой осколками обшивки

47. Стенд, посвященный участникам Октябрьского вооруженного восстания

48. Карта Петрограда со схемой вооруженного восстания 24-25 октября 1917 года

49. Курков Петр Иванович, машинный старшина, в июне 1917 г. от команды «Авроры» избран депутатом Петроградского Совета

50

51. Оружие матросов периода Октябрьской революции

52. Личные вещи матросов Авроры

53. Бушлат и бескозырка

54. Краснознаменный военно-морской флаг крейсера Аврора

55. Почетное знамя

56. На картине изображен подвиг моряков с Авроры при обороне Ленинграда. Из девяти 130-мм орудий «Авроры» (тогда на Авроре стояли 130-мм орудия) была сформирована артиллерийская батарея «А» , огневые позиции которой располагались в районе Дудергофа к юго-западу от Ленинграда. В сентябре 1941 г. в течение недели батарея вела бой с немецкими танками, сражаясь в полном окружении до последнего снаряда. Немцы понесли такие потери, что озлобленные добили даже раненых. К исходу восьмого дня боёв из 165 человек личного состава вышли к своим только 26 моряков

57. Военно-морской флаг Авроры

58. Военно-морской флаг Авроры

59.

60. Копия памятника русским морякам, установленного в Мессине. История его такова. Тогда, 28 декабря 1908 года, в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом произошло землятресение, считающееся сильнейшим в Европе. В результате были разрушены города Мессина, Реджо-Калабрия и Палми. Русская эскадра, совершавшая плавание по Средиземному морю, сразу пришла на помощь (про это есть интересный документальный фильм, который показывали по ТВ). Аврора в 1910 г. прибыла в Мессину для получения золотой медали в честь русских моряков, принявших участие в спасательных работах.  И в первую же ночь визита в городе вспыхнул большой пожар, аварийная партия с крейсера первой прибыла на место бедствия и вступила в борьбу с огнём задолго до приезда городской пожарной команды. Так русские моряки снова помогли итальянцам

61.

62.

63.

64.

65. Памятник возле вечной стоянки Авроры

66. А эта уточка гуляла возле Авроры по льду Невы

Еще корабли-музеи:
Крейсер-музей Михаил Кутузов, Новороссийск

Ещё Питер:
Исаакиевский собор, внешнее убранство
Исаакиевский собор, внутреннее убранство
Ночной зимний Питер
Вагон Санкт-Петербургской «Конки»

trof-av.livejournal.com

Крейсер Аврора — символ революции

Этим постом я завершаю свои заметки о посещении крейсера Авроры в конце лета 2018 года. Первые два поста были здесь и
здесь. В преддверии 101 годовщины Октябрьской революции обойти роль крейсера Аврора в памятных событиях 25 октября 1917 года невозможно. Ко всем известным фактам после посещения корабля у меня прибавилось убийство командира крейсера капитана 1 ранга М.И. Никольского  машинистом Брагиным и старшего офицера П. П. Ограновича матросом Бабиным сразу после известия о февральской революции.



Во всех революционных событиях, прошедших с 28 февраля по 25 октября 2017 года экипаж корабля принимал самое деятельное участие: в демонстрации 18 июня, в первой попытке большевиков взять власть 3-5 июля, во 2 съезде матросов Балтфлота 25 сентября, когда была вынесена резолюция о переходе власти к Советам рабочих и солдатских депутатов. А также во всех событиях 25 октября 2017 года, о чем извещает отдельная мемориальная табличка.

Еще один прошедший мимо меня факт: октябрьский переход власти к большевикам поддерживали 11 кораблей Балтийского флота. Кроме крейсера Авроры — два минных заградителя «Амур» и «Хопер», два эскадренных миноносца «Самсон» и «Забияка», два тральщика №14 и №15, линейный корабль «Заря свободы», учебное судно «Верный», сторожевое судно «Ястреб», яхта «Зарница». В первом зале музея есть диорама изображающая крейсер и 10 кораблей 25 октября в акватории Невы.

После революционных событий до 1923 года Аврора находилась на консервации, а затем стала учебно-боевым кораблем. В войне 1941-1944 года участвовала в обороне Ленинграда.

В 1946-1948 году его переоборудовали для обучения курсантов военно-морского училища им. Нахимова, но выходила в море с 17 ноября 1948 года Аврора только дважды — для ремонта в 80-х годах прошлого века и в 2014-2016 году.

noveltour.livejournal.com

«Аврору», символ большевистской революции, вернул к жизни кудесник из Моравского Краса | История | ИноСМИ

«Аврора» означает заря. Крейсер «Аврора», который в большевистской символике по значимости сопоставим с Лениным и серпом и молотом, был спущен на воду ровно 117 лет назад. В истории трехтрубное судно заявило о себе вечером седьмого ноября 1917 года в 9.45, когда своими выстрелами положило начало большевистскому путчу, известному как Великая Октябрьская революция. Но не будь прославленной фирмы Эриха Роучки из города Бланско, возможно, история пошла бы по другому пути.


Это произошло в 1911 году в Моравском Красе. Там, на окраине города Бланско, техник Эрих Роучка создал фирму, которая еще перед Первой мировой войной стала одной из лучших в своей сфере — в производстве электрических измерительных приборов и будильников.


Вскоре воспользоваться услугами компании, которая заимствовала свои ноу-хау в США у прославленного Томаса Эдисона, наперебой уже спешили крупные заказчики, в том числе российский флот. Ему была необходима модернизация, ведь репутация российского флота очень пострадала во время Русско-японской войны (февраль 1904 — сентябрь 1905 года). Русским досталось от японцев, которых прежде недооценивали, в важнейшем сражении у Цусимы. Тот позор пережил, понеся большие потери, и участвовавший в бою крейсер «Аврора», который спустили на воду 24 мая 1900 года. С большим трудом корабль сумел добраться до безопасного порта в филиппинской Маниле.

La Stampa
Беларусь сегодня

Прежде чем неповоротливые российский флот составил план модернизации, наступило лето 1914 года, и началась мировая война. «Авроре», которая все это время ходила в безопасные заморские плавания и даже приняла участие в коронации тайского короля Рамы Шестого, пришлось делать наспех новую обшивку, оснащать артиллерией и надежными измерительными приборами, но, главное, ее пришлось электрифицировать. Русские поддерживали связь с компанией Эриха Роучки, и уже планировалось подписание контракта. Однако шестого августа Австро-Венгрия объявила Российской империи войну. Тем не менее поставка из Моравского Краса была реализована. В чешском духе ее осуществили через посредника, которым стали нейтральные на тот момент США.


К концу первого года войны «Аврора» превратилась в конкурентоспособный боевой корабль, который, в том числе благодаря оборудованию из Чехии, успешно действовал в Балтийском море. Именно там, в области мелких шельфов и в стесненных условиях для маневра, пригодились замечательные измерители давления, глубины, скорости и курса. «Аврора» пользовалась репутацией счастливого и бессмертного корабля. Моряки говорили, что те, кто служит на «Авроре», точно выживут.


Но кто не выжил в войне, так это царский режим. В феврале 1917 года Николай Второй отрекся в пользу демократических правительств Георгия Львова, а затем Александра Керенского.


Но, как хорошо известно, в апреле 1917 года из швейцарской эмиграции в пломбированном вагоне выехал Владимир Ильич Ленин. Достаточно было двух месяцев, чтобы в Петрограде произошло одно из важнейших событий 20 века: седьмого ноября 1917 года там случилась так называемая Великая Октябрьская революция.


Разве важно, что она заключалась во «взятии» кучкой нищих Зимнего дворца, который был полупустым, и его «защищали» только отряд из 200 женщин и еще несколько мужчин-офицеров? Мистификатор Ленин решил эту проблему и приукрасил столкновение, которого в Петрограде даже не заметили, историей о массированном ударе революционеров. Ленин вообще был известный режиссер. Именно он решил, что операцию начнет выстрел с одного из кораблей, стоявших на якоре в Петрограде. Выбор пал на «Аврору» — судно с репутацией счастливого корабля и символ успеха.


Впоследствии название «Аврора», то есть заря, еще сыграет свою роль в большевистской мифологии. Кстати, те, кто постарше, еще помнят, как в школе на седьмое ноября ученикам приходилось рисовать, вырезать и вытачивать силуэт корабля с тремя трубами, который на плаву поддержали золотые чешские руки Эриха Роучки.


Эрих Роучка (1888 — 1986) — изобретатель без университетского образования


За свою жизнь Эрих Роучка запатентовал более 850 изобретений. Он также занимался медицинскими программами, направленными на борьбу с болезнями цивилизации.


Еще будучи гимназистом он начал конструировать разные приборы, а после окончания учебы в 1908 году начал работать сразу в нескольких компаниях. Высшее техническое учебное заведение он так и не окончил.


В 1911 году Эрих Роучка начал производить в Бланско, где его брат Яромир работал строителем, электрические измерительные приборы, о которых всегда мечтал. Он начал с штучной работы, создавая прототипы электрических измерительных приборов, вместе с семью сотрудниками своей компании. Роучка стал первым производителем электрических измерительных приборов в Центральной и Восточной Европе. Первые заказы ему удалось получить в Праге и Вене.


В 1911 году, взяв заем, Роучка построил небольшой завод, и добился больших успехов в сфере электрической измерительной техники. Во время Первой мировой войны завод расширялся благодаря заказам для австро-венгерской армии.

 

Также Роучка был первым европейским конструктором автоматизированных систем управления для паровых котлов высокого давления. Он создал новый тип автоматизированных встроенных котлов для центрального отопления крупных объектов бурым углем. Роучка также разработал методы эффективной переработки отходов для получения стали высокого качества.


В 1929 году Роучка создал новый завод по производству котлов и стали в Слатин-у-Брно. Из-за запрета на строительство новых цехов завод в Бланско был продан в 1934 году, и производство было перенесено в Брно. Во время Второй мировой войны Роучка был вынужден производить на своих заводах литье для немецкой армии, а в конце войны завод был разрушен бомбардировками. В 1948 году завод Роучки был национализирован.


После того как Роучка потерял завод, он ушел из предпринимательства. В 1952 году он работал в Исследовательском энергетическом институте в Брно, где, однако, его проекты так и не были реализованы. В 1959 году он решил эмигрировать в Западный Берлин и на протяжении нескольких лет работал в фирме AEG в городе Хайлигенхаус. Роучка умер 16 марта 1986 года в Эзельсдорфе под Нюнбергом. С 1994 года компания Metra Blansko, a.s. присуждает нескольким работникам Премию имени Эриха Роучки за успехи в труде.


За свою жизнь Эрих Роучка запатентовал более 850 изобретений. Он также занимался медицинскими программами, направленными на борьбу с болезнями цивилизации, выделяя на них большие средства. Роучка интересовался результатами здорового образа жизни, изучал некоторые болезни, такие как рак и туберкулез, и даже открыл частную лабораторию. Там он проводил эксперименты на белых крысах и излагал свои выводы в специализированных статьях.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Символ Октябрьской революции крейсер «Аврора» был спущен на воду 24 мая 1900 года : Мнения : ВладТайм

В этот день ровно 116 лет назад произошло великое событие, запомнившееся людям еще на долгие годы, а именно — спуск крейсера «Аврора» на поверхность воды. Бронепалубное двумачтовое судно с водоизмещением 6,7 тонн, длинной 127 метров и шириной более 16 метров на тот момент было вооружено 14 орудиями калибром 152 мм и 6 зенитными пушками калибром 76 мм. Спущен крейсер был на верфи Нового Адмиралтейства (Санкт-Петербург). На мероприятии, посвященном выходу судна в свое первое плавание, присутствовали лично императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна, а также император Николай II, который и инициировал его спуск. Говоря об этом крейсере, позже ставшем символом Октябрьской революции, следует вспомнить, почему такая мощная машина носит столь нежное имя — «Аврора».  

 

Крейсер был назван именно так в честь одноименного 44-го пушечного фрегата, который обеспечивал оборону Петропавловска в годы Крымской войны. Корабль сумел выстоять перед английской эскадрильей, превосходящей по силам практически вдвое больше. Крейсер, названный в честь фрегата и имевший во главе 71-летнего капитана, прослужившего на судне «Аврора» большую часть своей жизни, позже также неоднократно способствовал русской армии в противостоянии вражеским войскам — в 1903 году «Аврора» официально вступила в строй боевых кораблей. Первое сражение, в котором судно принимало участие, состоялось спустя пять лет во время Русско-японской войны. Боевое крещение крейсер, к сожалению, прошел с ущербом для себя — борт корабля был значительно поврежден, кроме того, в бою погибли 15 членов его экипажа. Всё же «Авроре» удалось покинуть «горячую точку» и уйти в Манилу — здесь она простояла разоруженной до самого окончания войны.  

 

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику. После ремонта судно было переведено в ряды флота Морского кадетского корпуса, где оно долгое время состояло в учебном отряде. За годы своего пребывания там «Аврора» успела совершить целый ряд плаваний, начиная от Атлантического океана, и заканчивая Средиземным морем, Таиландом и Индонезией. Во время Первой мировой войны судно было направлено нести службу в Балтийском море, где оно пробыло вплоть до 1916 года и своего возвращения в Петроград.

 

После прохождения очередного ремонта «Аврора» отстаивалась в порту родного города до момента пока холостым выстрелом из её пушки не был отдан сигнал о начале Октябрьской революции. Произошло это 7 ноября 1917 года. Впоследствии крейсер принимал участия в Гражданской и Великой Отечественной войнах. «Аврора» вышла в свое последнее плавание через несколько лет после окончания ВОВ — 17 ноября 1948 года крейсер был пришвартован в Санкт-Петербург на вечную стоянку.  

 

Стоит отметить, что даже после окончания своей «карьеры» крейсер использовался учениками Ленинградского нахимовского училища. Позже из него сделали музей, а еще спустя некоторое время — филиал Центрального военно-морского музея. До сегодняшнего дня статус крейсера по-прежнему не изменился, кроме того, что теперь он официально признан объектом культурного достояния России. В 1992 году на флагштоке «Авроры» появилось полотно Андреевского военно-морского корпуса. Относительно недавно, в сентябре 2014 года, судно было отправлено в Кронштадт на прохождение очередного этапа ремонтных работ. Завершить их обещают уже в этом году, после чего «Аврора», символ Великой октябрьской революции, снова будет пришвартована в Петербурге на вечную стоянку.

 

Следует напомнить, что крейсер «Аврора» был спроектирован по типу аналогичного судна «Диана». Заказ на постройку таких кораблей был обусловлен неблагоприятной внешнеполитической обстановкой, которая наблюдалась в конце XIX века. Изначально Российская империя была взволнована противоречиями с Англией, однако позже их удалось урегулировать дипломатическим путем. Тут же начала возрастать «германская угроза» со стороны Балтийского моря. Все это в результате привело к полной корректировке судостроительной программы, создававшейся на протяжении 20 лет, и заказу трех крейсеров, один из которых позже получил название «Аврора».  

 

Строительством судна занимался Балтийский завод. Специалисты предприятия были выбраны для выполнения работ, так как только они смогли предоставить готовые чертежи и проекты будущих кораблей в течении месячного срока. В их основу лег английский крейсер «Тэлбот» с водоизмещением 6000 тонн. Около года происходило обсуждение всех деталей и технических характеристик будущего судна и только потом началось его строительство. Корабли «Диана» и «Паллада» проходили каждый этап строительства одновременно, а вот «Аврора» все время отставала от графика. Именно поэтому некоторые историки утверждают, что судно можно считать не частью проекта по созданию крейсеров, а его отдельным дополнением.
Поделиться:

www.vladtime.ru

Что тебе снится крейсер «Аврора»

Ноябрь 9th, 2017 Валентина Лаптева

КРЕЙСЕР «АВРОРА»-символ Октябрьской революции

Когда речь заходит об «Авроре», вспоминаются стихи М. Матусовского:

Дремлет притихший северный город

 Низкое небо над головой

 Что тебе снится крейсер Аврора

 В час когда утро встает над Невой.

Строительство легендарного корабля началось в1897 году. Вспомните, в советское время он присутствовал практически на всех открытках, посвященных годовщине революции. Этот бронепалубный корабль считается одним из главных символов октябрьского переворота.

Наименование дано в честь фрегата с одноименным названием  «Аврора», участвующего в защите Петропавловска-Камчатского в период Крымской войны. В 1900 году корабль был спущен на воду в присутствии Николая II, который даже не подозревал, что в последствии будет значить для него этот крейсер. В 1903 году после испытаний крейсер «Аврора» благополучно вступил в строй Российского флота и  участвовал ни много, ни мало в четырех войнах и двух революциях.

Это с «Авроры» в ночь революционного переворота был дан выстрел (согласно советской мифологии), который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца.

Впоследствии из «Авроры» сделали плавучий музей революции. С тех пор корабль находится на постоянной стоянке в том месте, откуда был сделан исторический залп.

В фондах библиотек есть книги, посвященные этому великому крейсеру:

Халилецкий, Г.Г. «Аврора» уходит в бой: повесть / Г.Г. Халилецкий.- Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1971.- 367 с.

Повесть «Аврора уходит в бой» посвящена историческому прошлому времен русско-японской войны. Рассказ основан на материалах дневников, мемуаров,  свидетельств членов экипажа, служивших на крейсере Аврора. Автор описывает переход эскадры с Балтики в Тихий океан. «Аврора»–участник Цусимского сражения (1905) и символ Октябрьской революции.

Об авторе

Аммон, Г.А. Героические корабли российского и советского Военно-Морского Флота: альбом/ Г.А. Аммон, С.С. Бережной.- М.: Терра-Азбука, 1981.- 208 с.: ил. -(За нашу Советскую Родину!)

Красочное издание рассказывает о героических кораблях,  чьи имена навсегда вписаны в летопись боевой славы России, о беспримерном мужестве и верности воинскому долгу их экипажей, о славных делах российских и советских моряков.

Среди них – Краснознаменный ордена Октябрьской революции крейсер «Аврора».

«Утром 25 октября 1917 года на борт корабля прибыл посыльный с воззванием «К гражданам России», написанным В. И. Лениным. «Всем! Всем! Всем! «, — отстукивал старший радиотелеграфист «Авроры» Федор Алонцев, возвещая на весь мир о низвержении буржуазного Временного правительства.

В 21 час 45 минут комиссар «Авроры» машинист А. В. Белышев подал команду «Носовое, огонь! «, и комендор Евдоким Огнев произвел исторический выстрел холостым зарядом. Штурм Зимнего дворца начался.»

Аннинский, Лев. Выбор каперанга Никольского / Л. Аннинский // Родина. — 2017. — N 2. — С. 39-41.

О командире крейсера «Аврора» М.И. Никольском, который стал первой жертвой Февральской революции. Командир «Авроры» был убит машинистом крейсера за отказ нести красный флаг.

Каперанг (Капитан I-го ранга) Никольский был блестящим офицером флота и его надеждой. Морской кадетский корпус окончил в числе первых, за что был удостоен премии имени адмирала Нахимова. Павел Нахимов стал его кумиром. Адмирал  погиб от вражеской пули, а жизнь каперанга оборвала пуля, выпущенная своим.

Кантор, Юлия. «Пятно позора на команду крейсера...» / Ю. Кантор // Родина. — 2016. — N 11. — С. 11-16.

Воспоминания очевидцев о штурме Зимнего дворца, драматических событиях ночи с 25 на 26 октября 1917 года, овеянных огромным количеством мифов. Но и почти сто лет спустя дым от холостого выстрела «Авроры» не рассеялся. 25 октября 1917 года стрельбу по Зимнему дворцу, в котором размещался госпиталь с сотнями раненых, вела не «Аврора», а орудия Петропавловской крепости. Вот такой поворот истории.

Информацию подготовила Валентина Лаптева

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

nakhodka-lib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *