Тайная миссия ракетного линкора №3

Где и как будут модернизировать крейсер «Адмирал Лазарев»?

На Тихоокеанском флоте произошло многозначительное событие, никем, кажется, особенно не замеченное. Выведенный из боевого состава ВМФ России еще в 1999 году и с тех пор законсервированный тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до 1992 года — «Фрунзе») прошел доковый ремонт на 30-м судоремонтном заводе. Впервые за почти два десятилетия.

Почему об этом стоит поговорить? Дело в том, что долгие годы постсоветская судьба «Адмирала Лазарева» виделась весьма печальной. Второй из серии крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», он был спущен на воду на Балтийском заводе в Ленинграде в 1980 году. В строй вступил в 1984-м. На следующий год прибыл на Тихоокеанский флот, совершив переход через Атлантику и Индийский океан. Однако заниматься своим прямым делом –противостоять угрозам со стороны американских авианосцев — «Адмиралу Лазареву» пришлось очень недолго для корабля такого класса и такой стоимости.

В 1999 году он был выведен из боевого состава ТОФа. Тогда же, казалось, кораблю подписали смертный приговор: денег на ремонт не было, поэтому в Москве решено было атомный крейсер готовить к утилизации. Для этого его поставили в отстой в бухту Абрек залива Стрелок в районе поселка Шкотово. Но даже в те российские политические сумерки в верхах нашлись люди, которые решили бороться за ТАРКР. Они победили наполовину. То есть, резать крейсер не стали, но в 2004-2005 годах в бухте Большой Камень с корабля выгрузили компоненты ядерного топлива. Потом разогнали остатки экипажа.

По свидетельствам дальневосточников, нынче «Адмирал Лазарев» являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 6 декабря 2002 года. Тушить его тогда пришлось около четырех часов.

Однако до сегодняшнего дня ни одного решения по дальнейшей судьбе «Адмирала Лазарева» не обнародовано. Хотя по трем другим «Орланам» в последнее время ясность все же появилась.

«Адмирал Нахимов» (до 1992 года – «Калинин») ждал капитального ремонта в Северодвинске тоже с 1999 года. В 2011 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин, специально приехав в город, подписал контракт на модернизацию этого ТАРКРа. Сегодня работа идет полным ходом и обойдется Министерству обороны как минимум в 1,5 миллиарда долларов. А поскольку модернизацию намечено завершить лишь в 2018 году, выйдет эта модернизация, скорее всего, еще дороже.

Что получим взамен? В неплохо, по мнению экспертов, сохранившемся частично бронированном корпусе ТАРКРа установят частично новые атомные двигатели. Главные перемены, естественно, касаются оружия. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой «Адмирала Нахимова» разместят 80 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр». Причем, последний комплекс — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»).

Понятно, что более современными станут радиолокация и гидроакустика, а также системы связи и управления. Все вместе и дало основания назвать будущий «Адмирал Нахимов» многоцелевым ракетным линкором. И уж точно — самым мощным и современным из четырех собратьев-ТАРКРов.

Уже решено, что у заводской стенки в Северодвинске «Адмирала Нахимова» после 2018 года сменит нынешний флагман Северного флота и единственный оставшийся в строю «Орлан» — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (при закладке в 1986 году – «Куйбышев», потом – «Юрий Андропов»»). Ему предстоит модернизация примерно по той же программе.

А вот судьба самого старого из «Орланов» ТАРКР «Адмирал Ушаков» (заложен в 1973 году, до 1992 года – «Киров») не столь счастлива. С 1999 года он дожидался модернизации в том же Северодвинске. Причем — с невыгруженной активной зоной реактора. И лишь минувшим летом объявлено, что никакой модернизации этого корабля не будет – только утилизация. Она начнется в 2016 году. В бюджете «Росатома» на 2015-й уже заложена необходимая сумма на разработку необходимой проектной документации.

Известие хоть и печальное для флота, но, по крайней мере, четкое. А вот по «Адмиралу Лазареву», как уже сказано, — молчок. С чем он может быть связан? Понятно, что этот крейсер на пять лет моложе бывшего «Кирова» и по этой причине его корпус меньше изношен. Понятно, что наши адмиралы были бы счастливы вернуть его в строй, поскольку кораблей такого класса мы не закладывали десятилетиями и, увы, строить их, скорее всего, разучились.

А как еще расценивать слова вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что неудавшаяся история с приобретением у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» для наших кораблестроителей оказалось, безусловно, полезной? Потому что мы по французским лекалам на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге построили для первого из «Мистралей», уже названного в России «Владивостоком», кормовую часть. И, как сообщил, Рогозин, освоили за этим занятием современные западные технологии в деле производства крупных боевых кораблей.

Если таким образом нашим корабелам надо теперь учиться у французов – где уж тут самостоятельно строить новые крейсера? И сколько времени понадобится на восстановление забытых собственных навыков?

Словом, «Адмирала Лазарева» тоже хорошо бы модернизировать. Но где? В Северодвинске на знаменитом Центре судоремонта «Звездочка», специалисты которого уже приобретают необходимые навыки на «Адмирале Нахимове»? Но там атомоходы разных калибров уже в очередь стоят. Причем, очень тесно.

Во всяком случае, представитель пресс-службы «Звездочки» Евгений Гладышев, опережая события, уже заявил: «Даже если будет принято решение о доставке «Адмирала Лазарева» в Северодвинск, здесь для него просто не окажется места. Например, из двух пришедших недавно на модернизацию атомных субмарин мы смогли принять на «Звездочку» только одну. Вторая ожидает своей очереди у причальной стенки Беломорской военно-морской базы».

Если место на заводе и освободится, то только после окончательной разделки «на иголки» ТАРКР «Адмирал Ушаков». Но когда это произойдет, если демонтаж оборудования и выгрузка ядерного топлива начнутся лишь в 2016-м? А уж резка корпуса крейсера вообще где-то за временным горизонтом?

Однако северодвинская теснота – это полбеды. Настоящая беда – как давно обездвиженного «Адмирала Лазарева» притащить в Северодвинск? Если посмотреть на карту – пути всего два. Первый – вокруг почти всей Азии, всей Африки, а потом и всей Европы через Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. На такое вряд ли кто решится. О том, что может случиться, напоминает до сих пор лежащий на скалах у норвежского побережья списанный в начале 90-х артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск» (проект 68-бис). Проданный в Индию и в 1994 году отправленный из Североморска под буксирами за тридевять земель, в Норвежском море он штормом был выброшен на скалы. Кто даст гарантию, что подобного не случится и с лишенным хода огромным ТАРКРом, водоизмещение которого вдвое больше, чем у «Мурманска»?

Нет, этот путь в Северодвинск для такой экспедиции точно не подойдет. Тогда, выходит, в Берингов пролив и в сопровождении ледоколов по Северному морскому пути? Однако с какой бы скоростью там не таяли арктические льды, все они в ближайшие годы точно не исчезнут. И для изношенного корпуса ТАРКРа тоже могут представлять значительную опасность.

Тупик? Но ведь те, кто принимал решение затевать все же нынешний многомиллионной стоимости доковый ремонт «Адмирала Лазарева» на сравнительно слабосильном дальневосточном заводе, явно на что-то рассчитывают? На что? Ведь получается, что кроме как на Дальнем Востоке модернизировать этот корабль просто негде.

Именно так. И чтобы понять ход адмиральских мыслей, думается, стоит взглянуть на перспективы судоремонтного комплекса «Звезда», основные мощности которого расположены в Большом Камне. На нашем Дальнем Востоке это единственное предприятие, занимающееся утилизацией, ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок. Для этой цели «Звезда» имеет все необходимое. Но – лишь для плавучих сооружений, доковый вес которых не превышает 13500 тонн. Для такого исполина как «Адмирал Лазарев» маловато будет.

Однако дело в том, что с 2009 года этот судоремонтный комплекс усиленно модернизируют. Глобальный проект предусматривает, что через несколько лет со стапелей «Звезды» станут сходить даже супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн (то есть в 12 раз больше, чем у наших ТАРКРов). А кроме того — гигантские газовозы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока. Вот в них-то, очевидно, «Адмирала Лазарева» можно будет и поставить. И топать крейсеру далеко не придется. Главное – не утонуть до счастливого часа. Для чего доковый ремонт «Адмиралу Лазареву» и понадобился.

Комментарий президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова:

— Константин Валентинович, как, по вашему, где могут осуществить модернизацию «Адмирала Лазарева»?

— Проще всего сделать это в Северодвинске. Там, где такие работы уже проводят на «Адмирале Нахимове».

— Это понятно. Но как «Лазарева» на Север доставить? Под буксирами через арктические моря?

— Да нет. Рискованно. Только если привести в состояние, чтобы он мог двигаться самостоятельно.

— Это же практически невозможно. Корабль разукомплектован, ядерное топливо давно выгружено. Не безопаснее и не дешевле ли провести модернизацию на Дальнем Востоке? На той же «Звезде», где вскоре собираются строить даже супертанкеры?

— Все же супертанкер и атомный крейсер – это разные вещи.

— Но доки в Большом Камне собираются создавать достаточных размеров.

— Доки – не самая большая проблема. Главное – демонтировать старое и установить новое вооружение, электронику. Для этого необходимо специальное инженерное оборудование. Есть ли оно в Большом Камне – я не знаю. Да и информация такого рода не подлежит разглашению.

— Атомные подводные лодки-то там строят. И оружие на них устанавливают. Пусть другое, но все же… Чего не хватает – можно привести из Северодвинска. И бригады специалистов тоже. Если все равно тратить придется минимум 1,5 миллиарда долларов, то почему бы на это не пойти??

— Если разобраться – другого выхода, мне кажется, нет.

interpolit.ru

«Адмирал Лазарев» будет отремонтирован

http://7×7-journal.ru/post/64098

Архангельская область

  • Регион
    • А
    • Архангельская область
    • Б
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • В
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • И
    • Ивановская область
    • К
    • Калининградская область
    • Калужская область
    • Республика Карелия
    • Кировская область
    • Республика Коми
    • Костромская область
    • Курганская область
    • Курская область
    • Л
    • Липецкая область
    • М
    • Республика Марий Эл
    • Республика Мордовия
    • Мурманская область
    • Н
    • Новгородская область
    • О
    • Орловская область
    • Оренбургская область
    • П
    • Пензенская область
    • Псковская область
    • Р
    • Рязанская область
    • С
    • Смоленская область
    • Т
    • Тамбовская область
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • У
    • Республика Удмуртия
    • Ульяновская область
    • Город Усинск

7×7-journal.ru

Крейсерова соната. Юрий Селиванов

 

Чем меньше информации о судьбе российских крейсеров-исполинов в интернете, тем больше надежды на их блистательное возрождение

 

 

Внимательно прошерстил в интернете всё, что есть по модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР) проекта 1144 «Орлан» и к большому своему удовлетворению даже на самых дотошных любительских «военно-морских» сайтах не нашел никакой сколько-нибудь определенной, и, тем более — исчерпывающей информации. И это, откровенно говоря, меня… порадовало. Потому что вселенский и, по сути, предательский интернет-треп, из которого ЦРУ США могло выуживать практически любую информацию, уже порядком достал. Лично мне больше нравятся такие целенаправленные утечки, как та, что была организована накануне пресс-службой президента РФ, когда американцам «по секрету» сообщили о разрабатываемых в России нетрадиционных видах оружия для мегалетального воздействия на прибрежные территории США. Пускай теперь за океаном слегка поволнуются, а то что-то больно стали нос задирать.

 

Картинка, способная бросить Америку в дрожь

 

Что же касается реальных проектов модернизации вооруженных сил, то информация о них становится все менее доступной посторонним лицам, что вполне нормально для страны, руководство которой думает о её безопасности. Более того, эта закрытость дает основание для предположений о том, что реальные планы властей существенно отличаются, причем в лучшую сторону от тех, которые годами обсасываются в интернете.

 

Типичным в этом отношении случаем является дискуссия о дальнейшей судьбе ТАРКР проекта 1144 «Орлан». Широкой публике известны только самые общие факты, да и то далеко не все. В частности, несомненным является то, что крейсера этого проекта решено глубоко модернизировать. Более того, ТАРКР «Адмирал Нахимов» уже проходит соответствующую подготовку. Известно и то, что после «Нахимова» аналогичной процедуре подвергнется ныне действующий «Петр Великий». Что касается «Кирова» и «Адмирала Лазарева», то по этим кораблям в открытых источниках ясности никакой, слухи — в диапазоне от той же глубокой модернизации, до разделки на гвозди.

 

ТАРКР «Адмирал Нахимов» в стадии глубокой модернизации

 

Есть правда кое-какие детали, настраивающие на оптимистический лад. Самый проблемный из четырех крейсеров – «Адмирал Лазарев», казалось безнадежно застрявший на Дальнем Востоке, вдруг обнаружил признаки жизни.

 

ТАКР «Адмирал Лазарев» готовили «на иголки» целых 15 лет

 

В 2014 году он был поставлен в крупнейший док-восьмидесятитысячник на 30-м СРЗ в г.Фокино и вполне успешно прошел там доковый ремонт. В результате которого, во всяком случае — внешне, приобрел вполне пристойный вид и гарантированную плавучесть на ближайшие 5 лет. Согласитесь, что для корабля, который якобы подлежит безусловному списанию, это довольно странная метаморфоза. Зачем тратится на груду железа, если нет видов на ее дальнейшую реанимацию? Значит, такие виды есть.

 

ТАРКР «Адмирал Лазарев» после докового ремонта. Оказывается у него даже экипаж есть! Правда пока совсем небольшой

 

Сегодня в инете идет активная дискуссия – что будет дальше с «Лазаревым»? Считается что для модернизации по типу «Нахимова» его надобно перегнать в Северодвинск, что по Северному морскому пути, да еще с учетом отсутствия хода у самого корабля, представляется крайне сложной операцией, хотя и не выходящей за пределы возможного. Например, китайцы не так давно отбуксировали еще более крупный и тоже лишенный хода авианосец «Варяг» через половину земного шара к своим берегам. Так что переброска «Лазарева» в Северодвинск в упряжке из трех могучих ледоколов не такая уж и фантастика.

 

Китайцы отбуксировали «Варяг» через полмира — и никаких проблем!

 

Однако есть и варианты. Дальневосточный завод «Звезда» как раз сейчас проходит активную модернизацию, в результате которой получит мощности, необходимые как для постройки, так и для ремонта весьма крупных кораблей. Срок консервации «Лазарева» — 5 лет примерно равен сроку ввода этих мощностей на «Звезде». Так что никакого полярного конвоя может вообще не понадобиться.

 

Если такие радужные надежды имеют место даже в случае с казавшимся почти безнадежным «Лазаревым», то они тем более уместны в отношении ТАРКР «Киров», который, во-первых базируется прямо в Северодвинске, а во-вторых, по оценкам специалистов, находится в куда более пристойном состоянии, чем тот же «Лазарев», поскольку, образно говоря, не был так удален от центров цивилизации. Получается, что списание на иголки «Кирова» еще менее целесообразно, чем «Лазарева»! Не удивительно, что военное командование, насколько можно судить, отнюдь не спешит ставить крест на судьбе этих могучих и в каком-то смысле неповторимых кораблей.

 

И, на мой взгляд – правильно делает. Крейсеры «Орлан» еще послужат России, потому что будучи, в сущности, гигантскими морскими платформами для установки наиболее современных вооружений, имеют все шансы стать самыми грозными боевыми кораблями в мире. Даже по просочившимся в инет сведениям, глубокая модернизация предусматривает монтаж на том же «Нахимове» кассетной пусковой установки на 80 самых современных крылатых ракет, а также самой эффективной в мире ЗРС, аналогичной сухопутной С-400. Но с учетом вновь обнаруженной русскими способности не афишировать самые интересные подробности, не стоит исключать, что вооружение таких кораблей в действительности может оказаться еще более мощным и необычным. Это как с теми же «Калибрами» — весь мир обратил на них серьезное внимание только после того, когда ими ударили по позициям ИГИЛ.

 

 

С учетом природной склонности русских к таким сюрпризам, я бы внимательней присмотрелся и к судьбе еще одного атомного исполина – бывшего советского корабля-разведчика типа «Урал». Сейчас он, кстати, находится на помянутом выше заводе «Звезда» якобы в процессе утилизации. Однако специалисты говорят, что основой конструкции «Урала» является корпус того же атомного крейсера проекта «Орлан», вполне пригодный для дальнейшей эксплуатации. Сейчас с «Урала» фактически демонтировали только палубно-каютный комплекс и антенное оснащение, которые по факту уже не нужны. А вот что будет дальше – пока вопрос. Во всяком случае, лично меня несколько смутил тот факт, что министр обороны РФ С.Шойгу во время сентябрьского визита на «Звезду» стоял именно рядом с «Уралом» (был виден фрагмент его борта), но при этом ни на одном официальном снимке этого корабля не оказалось и в ведомственных комментариях к визиту он тоже отсутствовал. Несколько странная закрытость объекта, если это всего лишь груда металлолома! А ведь корпус «Урала» это тот же крейсер «Орлан» и потенциальная платформа для точно такой же глубокой ракетной модернизации! И если даже такое решение еще не принято, то почему бы об этом не задуматься?

 

Министр обороны РФ С.Шойгу принимает доклад на фоне атомохода «Урал»

 

Тем более, что перевооруженные «Орланы» могут стать прочной основой военно-морских группировок российского флота на весьма важных для РФ стратегических направлениях. Например — на том же ближневосточном. Уже сегодня вполне очевидно, что Сирия – это надолго. И с учетом этого, иметь в постоянной привязке к данному региону сверхмощный боевой корабль, который даже в единственном числе способен держать под надежным контролем военно-политическую ситуацию в таком ключевом регионе — очень заманчиво. А для того, чтобы такая боевая служба не проходила в режиме перманентного аврала, таких кораблей должно быть, как минимум, больше одного. Не говоря уже о том, что и на других стратегических направлениях их роль может оказаться неоценимой.

 

Скептики наверняка припишут мне шапкозакидательство и «непонимание» того, что такие корабли без мощной авиационной поддержки могут быть весьма уязвимы на большом удалении от своих баз. Но, во-первых — в той же Сирии, например, они могут весьма успешно взаимодействовать с находящимися там ВКС РФ и ВВС САР. А с другой стороны, далеко не всё и не всегда следует измерять только с позиций классической большой войны между Россией и НАТО, которая как раз менее всего вероятна.

 

А вот во всех остальных видах локально-региональных конфликтов, типа нынешнего сирийского, такие вынесенные на передовые рубежи ударные ракетные платформы ничего, кроме большой пользы России в защите ее стратегических интересов не принесут. Не говоря уже о том, грозные красавцы «Орланы», способные одним своим залпом поставить на колени достаточно крупное государство, даже в самое мирное время будут выглядеть крайне внушительно. И демонстрация российского флага с их помощью будет предельно убедительной. Да — это чистая психология. Но кто сказал, что психологические моменты в отношениях между народами и государствами менее важны, чем военно-стратегические?

 

Юрий Селиванов, специально для News Front

 

 

 

 

 

 

 

 

news-front.info

Новости модернизации крейсеров «Орлан»

В настоящее время силами отечественной судостроительной промышленности проводится капитальный ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан». На данный момент из четырех построенных кораблей этого типа в боевом составе флота остается только один. После завершения текущих работ количество крейсеров в строю будет удвоено.

Кроме того, в результате модернизации должны вырасти основные боевые характеристики восстанавливаемого крейсера, что положительным образом скажется на боеспособности флота в целом.

В последнее время официальными лицами были оглашены несколько новостей о ходе работ и планах по их завершению. По ряду причин, почти все последние новости о модернизации «Адмирала Нахимова» затрагивали только сроки выполнения требуемых работ. Технические подробности модернизации и другие интереснейшие аспекты реализуемого проекта в последнее время не затрагивались. Тем не менее, к настоящему времени уже были оглашены некоторые сведения на этот счет, а кроме того, высказывались многочисленные оценки.


Крейсер «Адмирал Нахимов», 1994 г. Фото Dodmedia.osd.mil

13 января отечественные средства массовой информации опубликовали новые сообщения о сроках завершения уже начатых работ. Представитель департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ Игорь Дыгало рассказал прессе, что текущая модернизация корабля «Адмирал Нахимов» должна завершиться в 2020 году. В соответствии с имеющимися планами предприятие «Севмаш» (г. Северодвинск) выполняет замену и обновление различных узлов и агрегатов. Выполняется модернизация систем жизнеобеспечения корабля, радиотехнического вооружения, а также корабельных энергетических систем.

Также в ходе ремонта и модернизации тяжелый крейсер лишится части артиллерийских и ракетных комплексов, вместо которых будут установлены системы новых типов. По результатам подобных обновлений корабль будет отличаться повышенными тактико-техническими характеристиками, благодаря чему сможет усилить потенциал надводных сил военно-морского флота.

22 февраля пресс-служба предприятия «Севмаш» сообщила о грядущем начале нескольких новых этапов ремонтных работ. В этом году завод, осуществляющий ремонт и модернизацию корабля, начнет получать крупногабаритное оборудование, необходимое для установки на крейсер. Какие именно агрегаты будут получены в первую очередь – пока не уточнялось.

Также в этом году начнется монтаж различных систем и трубопроводов. Также продолжается подготовка к проведению установки электрических систем. Отмечалось, что в ходе ремонта используется новая методика организации работ. При помощи трехмерного моделирования все необходимое оснащение корабля объединяется в одном виртуальном пространстве, что в значительной мере упрощает и ускоряет работы. Сообщается, что некоторые элементы корпусного оснащения уже были установлены на свои места с использованием новых подходов.

В течение нескольких следующих недель новые сообщения о ходе работ и сроках их выполнения не поступали. Новая уточненная информация была оглашена 23 марта. Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что «Адмирал Нахимов» вновь будет введен в боевой состав флота в течение трех-четырех следующих лет. Таким образом, корабль вернется к службе в 2020-21 годах. По словам главы ОСК, промышленность работает на эту задачу с учетом определенных изменений по объему работ.

В конце марта сразу несколько зарубежных изданий присоединились к обсуждению модернизации российских атомных крейсеров, однако их публикации представляют интерес не только в связи с представленной информацией. По некоторым данным и оценкам, в ходе модернизации корабли проекта 1144 «Орлан» должны будут получать перспективные гиперзвуковые ракеты типа «Циркон». Использование этого ракетного комплекса в составе вооружений «Адмирала Нахимова» и его «систершипов» пока не получило официального подтверждения, но уже вызвало специфическую реакцию за рубежом.


Крейсер «Калинин» (будущий «Адмирал Нахимов»), 1991 г. Фото US Navy

Как серьезные профильные средства массовой информации, так и издания с сомнительной репутацией начали обсуждать немногочисленные известные сведения о «Цирконе», а также предугадать перспективы использования такого оружия в составе комплекса вооружений модернизированных российских кораблей. Сразу ряд британских и американских журналистов пришел к пугающим выводам. По их мнению, существующие зарубежные корабли не имеют никаких средств защиты от «Циркона» или иного подобного вооружения, и поэтому вряд ли смогут пережить атаку обновленных российских крейсеров.

Напомним, модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» осуществляется в соответствии с проектом 11442М. Решение о проведении подобных работ было принято несколько лет назад. Контракт на выполнение ремонтных работ был подписан в середине 2013 года. В следующем году корабль поставили в наливной бассейн для проведения необходимых работ. Главным подрядчиком в рамках ремонта стал завод «Севмаш». Кроме того, в связи со сложностью работ и необходимостью использования различного оборудования, к проекту было привлечено большое количество субподрядчиков.

В ходе текущего ремонта тяжелый атомный ракетный крейсер должен получить различное новое оснащение. Кроме того, серьезнейшему обновлению подвергнется комплекс артиллерийского и ракетного вооружения. По имеющимся данным, судостроители уже поменяли часть корабельных энергетических систем. Также корабль нуждается в восстановлении главной энергетической установки и прочих основных элементов.

Ранее стало известно, что в рамках проекта 11442М был заключен контракт на поставку главных элементов обновленного комплекса вооружений. Крейсер лишится имеющихся наклонных пусковых установок ракетного комплекса П-700 «Гранит», являвшегося основным ударным средством корабля. Вместо них будут смонтированы 10 универсальных пусковых установок 3С-14-11442М. Каждая такая установка имеет в своем составе восемь ячеек для установки транспортно-пусковых контейнеров с ракетой того или иного типа.

По имеющимся данным, предлагаемые пусковые установки позволят крейсеру брать на борт и использовать крылатые ракеты различного назначения семейства «Калибр», противокорабельные «Ониксы» и даже перспективные изделия «Циркон». Общий боекомплект установок 3С-14-11442М должен состоять из 80 ракет. Количество изделий того или иного типа будет определяться в соответствии с поставленной боевой задачей, чему поспособствует универсальность установок.

При помощи универсальных пусковых установок корабль сможет использовать все доступные ракеты различного назначения. Так, в семействе «Калибр» имеются противокорабельные ракеты, оружие для атаки береговых целей, противолодочные боеприпасы и т.д. Благодаря предлагаемой модернизации комплекса ударного вооружения получится значительно повысить его боевой радиус. В зависимости от решаемой задачи, будет возможно поражение целей на дальностях не менее 1000-1500 км.


Крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш», 2015 г. Фото Bastion-karpenko.ru

По имеющимся данным, запланировано серьезное обновление средств противовоздушной обороны, которое будет осуществляться при помощи самых новых зенитных комплексов. В настоящее время «Адмирал Нахимов» несет ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт». В ходе модернизации эта система может быть заменена более новой С-300ФМ. Также возможно дополнение этого комплекса более новым «Полимент-Редут». По разным оценкам, боекомплект этих систем может быть доведен до 100 ракет. ПВО ближней зоны может быть улучшена при помощи комплексов «Палаш» или «Панцирь» в морском исполнении.

Для защиты от торпед или подводных лодок в ближней зоне предложено использовать малогабаритный минно-торпедный противолодочный комплекс «Пакет-НК». Подобные системы уже используются на отечественных боевых кораблях новых проектов, но для «Орланов» они являются новинкой.

В настоящее время крейсер несет спаренную артиллерийскую установку АК-130 с двумя стволами калибра 130 мм. Ранее упоминалось, что это оружие останется на своем месте. При этом в течение некоторого времени обсуждалась возможность применения более новой артиллерийской системы, в том числе с орудиями увеличенного калибра.

Корабль по-прежнему сможет перевозить и обслуживать многоцелевой вертолет Ка-27. Для обеспечения работы авиационной техники будет использоваться новое специальное оборудование. В частности крейсер должен будет получить комплекс взлета и посадки «Палубник-1-11442М». Несмотря на подобное переоснащение, авиационная техника сохранит все свои возможности, однако сможет решать поставленные задачи с повышенной эффективностью.

Запланировано серьезнейшее обновление комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Должны использоваться новые радиолокационные станции обзора и поиска целей, улучшенные навигационные системы, более совершенные средства связи и т.д. Предусматривается использование комплекса радиоэлектронной борьбы. Имеются сведения о применении новых опускаемой и буксируемой гидроакустических станций. Также корабль получит возможность приема сигналов с гидроакустических буев.

Как следует из имеющихся данных, основные размерения и водоизмещение корабля после модернизации не изменятся. Длина корабля по-прежнему будет составлять 251 м, максимальная ширина – 28,5 м, осадка – более 9 м. Полное водоизмещение должно превышать 26 тыс. т. «Адмирал Нахимов» сохранит существующую ядерную энергетическую установку на основе водо-водяного реактора типа ОК-650Б-3, дополненную котлотурбинными системами. Мощность главной энергоустановки – 140 тыс. л.с. Все это позволит сохранить ходовые характеристики на уровне исходного проекта. Максимальная скорость достигнет 32 узлов, дальность плавания будет неограниченной при автономности до 60 суток.


«Петр Великий». Фото Wikimedia Commons

В настоящее время на ремонте находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Обновление корабля должно завершиться в конце текущего десятилетия или в самом начале двадцатых годов. Согласно ранее оглашенным планам военного ведомства, после возвращения «Адмирала Нахимова» к службе на ремонт и модернизацию отправится «Петр Великий» – единственный крейсер проекта 1144, в настоящее времени остающийся в строю. Ремонт флагманского корабля Северного флота ранее планировалось выполнить в 2019-22 годах. В связи с некоторым переносом сроков завершения работ на «Адмирале Нахимове» эти планы должны быть скорректированы.

По понятным причинам, о точных сроках завершения модернизации «Петра Великого» пока говорить рано. Технические подробности этого проекта тоже остаются неизвестными. Вероятно, и этот крейсер модернизируют по новому проекту 11442М с соответствующим обновлением бортового оборудования.

Также модернизацию в дальнейшем может пройти третий корабль серии, «Адмирал Лазарев», служивший в составе Тихоокеанского флота. На протяжении нескольких последних лет дальнейшая судьба этого крейсера являлась темой многочисленных обсуждений и споров. Появлялись сведения о планируемом восстановлении корабля с последующим возвращением в строй. В дальнейшем, однако, публиковались и новости о грядущем списании и утилизации. На данный момент точные планы командования военно-морского флота неизвестны. По-видимому, они будут сформированы позже, в том числе и с учетом успехов текущей модернизации «Адмирала Нахимова». Кроме того, определение дальнейшей судьбы третьего «Орлана» требует учитывать возможности судостроительной промышленности и ремонтных предприятий.

Будущее головного крейсера проекта 1144 уже определено. В 2015 году корабль «Киров» (ранее «Адмирал Ушаков») решили отправить на утилизацию. Его ремонт невозможен по причине серьезных поломок важнейших агрегатов. До конца прошлого года командование планировало разработать проект утилизации, в соответствии с которым в ближайшее время начнется разделка корабля.

На данный момент в боевом составе российского военно-морского флота остается только один тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» – «Петр Великий». Еще один подобный корабль уже отправился на ремонт и модернизацию, благодаря которым в 2020-21 годах сможет вернуться в строй и пополнить группировку надводных кораблей Северного флота. Будущее третьего корабля пока не определено, а еще один вскоре отправится на утилизацию. Таким образом, в обозримом будущем – к середине следующего десятилетия – ВМФ получит два тяжелых крейсера с современным оборудованием и вооружением. В дальнейшем возможно обновление еще одного корабля.

Уже начатый ремонт позволит сохранить в боевом составе флота, как минимум, два корабля. За счет продления сроков службы и повышения боевых характеристик удастся создать задел для успешной и эффективной эксплуатации в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что после долгих лет простоя один или два корабля смогут вернуться к службе и в полной мере поспособствовать росту боеспособности флота в целом, избавив его от проблем прошлого.

https://topwar.ru/113686-novos…

https://cont.ws/@topwar/590145

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

ТАРК «Адмирал Лазарев» скорее всего утилизируют

Восстановление технической готовности и модернизация второго из четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК) проекта 1144 «Орлан» — «Адмирал Лазарев» не планируется, корабль будет утилизирован, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на Главный штаб ВМФ

 


«Решение о возвращении в строй атомного крейсера «Адмирал Лазарев» так и не принято. По всей видимости, корабль придется утилизировать в следующем году», — сказал собеседник агентства.


При этом он отметил, что официальных документов по этому вопросу пока не принято. Ожидается, что такой документ появится до конца текущего года.


По оценке представителя Главного штаба, корабль устарел морально и изношен физически, поэтому не способен ждать очереди на восстановление технической готовности еще несколько лет.


Кроме того, по мнению собеседника агентства, весьма проблематичной видится и транспортировка обездвиженного атомного крейсера с Дальнего Востока в Северодвинск. Региональные судоремонтные предприятия к восстановлению корабля столь крупного водоизмещения не будут готовы в ближайшие пять лет.


В 2018 году «Севмаш» планирует закончить ремонт и модернизацию крейсера «Адмирал Нахимов» и начать ремонт  ТАРК «Петр Великий».


По словам представителя Главкомата ВМФ, после модернизации на «Севмаше» крейсер «Адмирал Нахимов» станет флагманом Тихоокеанского флота и таким образом существенно укрепит мощь ВМФ на дальневосточном стратегическом направлении.


ТАРК «Адмирал Лазарев» строился на Балтийском заводе по проекту 1144.2 под именем «Фрунзе». Вступил в строй в 1984 году. Выведен из боевого состава Тихоокеанского флота в 1999 году. Через пять лет с корабля в Большом Камне были выгружены атомные энергетические установки, после чего крейсер был законсервирован. Предпринималось несколько попыток восстановить техническую готовность корабля.


В декабре 2014 года крейсер «Адмирал Лазарев» прошел доковый ремонт на «30-м судоремонтном заводе» Тихоокеанского флота. До сегодняшнего дня ни одного решения по дальнейшей судьбе «Адмирала Лазарева» не озвучивалось.


Всего для ВМФ было построено четыре ТАРК класса «Орлан». В боеготовом состоянии находится один из них – «Петр Великий». Выгрузка отработанного ядерного топлива с головного «Орлана» — «Адмирал Ушаков» запланирована на 2016 год, после чего будет рассматриваться вопрос о начале работ по резке его корпуса.

tehnowar.ru

“The Drive”, о модернизации ракетного крейсера “Адмирал Нахимов” – Выглядит впечатляюще!

Фото: mil.ru

 

Американское издание считает, что обновленный атомный крейсер проекта 1144 «Орлан» станет гордостью ВМФ России.

 

Информационный портал The Drive опубликовал материал на тему модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов». Военный специалист издания Тайлер Роговэй, посмотрев видео о ходе строительства «русского истребителя авианосцев», отметил: «Выглядит впечатляюще».

Дело в том, что западные военные эксперты скептически относятся к решениям командования ВМФ РФ по проекту «Орлан». Модернизация «Адмирала Нахимова», устаревшего еще десять лет назад, началась лишь в 2013-м году. Первоначально проект должен был завершиться в 2018-м году, постепенно дата сдачи сдвинулась на 2021-ый.

«Обычно это значит, что еще одной амбициозной идее по разработке российского оружия пришел конец, однако не в этот раз», – пишет Роговэй.

Обнародованные снимки и видео «гигантского российского корабля» говорят о том, что Россия действительно серьезно подошла к обновлению своего крейсера. Судно для установки современного вооружения «выпотрошено» практически полностью.

«Нет сомнений в том, что переоборудование корабля идет полным ходом. И это не просто косметический ремонт, направленный на то, чтобы выжать из крейсера еще несколько лет, это глубокая модернизация судна», – написал эксперт, отметив, что после реконструкции «Адмирал Нахимов» станет гордостью ВМФ РФ.

 

Модернизация предполагает монтаж 174 установок вертикального пуска (место складирования ракет, оснащенное аппаратурой для их запуска) – «больше чем, у любого другого надводного корабля и подводной лодки в мире. При этом 80 УВП будут заполнены современными противокорабельными ракетами такими, как дозвуковой «Калибр», сверхзвуковой «Оникс» и гиперзвуковой «Циркон». Кроме того, потенциал противовоздушной обороны судна будет усилен за счет использования зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф», поэтому остальные установки будут заполнены семейством связанных с ней ракет (40Н6Е, 48Н6ДМ, 9М96М).

 

«РУССКИЕ КРЕЙСЕРЫ. ИСТРЕБИТЕЛИ АВИАНОСЦЕВ»

 

https://politros.com/armiya/94079

pandoraopen.ru

Тайная миссия ракетного линкора № 3

Где и как будут модернизировать крейсер «Адмирал Лазарев»?

На Тихоокеанском флоте произошло многозначительное событие, никем, кажется, особенно не замеченное. Выведенный из боевого состава ВМФ России еще в 1999 году и с тех пор законсервированный тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев» (до 1992 года — «Фрунзе») прошел доковый ремонт на 30-м судоремонтном заводе. Впервые за почти два десятилетия.

Почему об этом стоит поговорить? Дело в том, что долгие годы постсоветская судьба «Адмирала Лазарева» виделась весьма печальной. Второй из серии крейсеров проекта 1144.2 «Орлан», он был спущен на воду на Балтийском заводе в Ленинграде в 1980 году. В строй вступил в 1984-м. На следующий год прибыл на Тихоокеанский флот, совершив переход через Атлантику и Индийский океан. Однако заниматься своим прямым делом –противостоять угрозам со стороны американских авианосцев — «Адмиралу Лазареву» пришлось очень недолго для корабля такого класса и такой стоимости.

В 1999 году он был выведен из боевого состава ТОФа. Тогда же, казалось, кораблю подписали смертный приговор: денег на ремонт не было, поэтому в Москве решено было атомный крейсер готовить к утилизации. Для этого его поставили в отстой в бухту Абрек залива Стрелок в районе поселка Шкотово. Но даже в те российские политические сумерки в верхах нашлись люди, которые решили бороться за ТАРКР. Они победили наполовину. То есть, резать крейсер не стали, но в 2004-2005 годах в бухте Большой Камень с корабля выгрузили компоненты ядерного топлива. Потом разогнали остатки экипажа.

На снимке: тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (проект 1144 «Орлан») и плавмастерская ПМ 74 (слева направо) на «Дальневосточном заводе «Звезда», 2005/ Фото: Владимир Саяпин/ ТАСС

По свидетельствам дальневосточников, нынче «Адмирал Лазарев» являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 6 декабря 2002 года. Тушить его тогда пришлось около четырех часов.

Однако до сегодняшнего дня ни одного решения по дальнейшей судьбе «Адмирала Лазарева» не обнародовано. Хотя по трем другим «Орланам» в последнее время ясность все же появилась.

«Адмирал Нахимов» (до 1992 года – «Калинин») ждал капитального ремонта в Северодвинске тоже с 1999 года. В 2011 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин, специально приехав в город, подписал контракт на модернизацию этого ТАРКРа. Сегодня работа идет полным ходом и обойдется Министерству обороны как минимум в 1,5 миллиарда долларов. А поскольку модернизацию намечено завершить лишь в 2018 году, выйдет эта модернизация, скорее всего, еще дороже.

Что получим взамен? В неплохо, по мнению экспертов, сохранившемся частично бронированном корпусе ТАРКРа установят частично новые атомные двигатели. Главные перемены, естественно, касаются оружия. Вместо прежних 20 пусковых установок исключительно противокорабельных ракет П-700 «Гранит» под палубой «Адмирала Нахимова» разместят 80 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр». Причем, последний комплекс — для стрельбы не только по морским, но и по береговым целям. Что придаст крейсеру принципиально новые боевые качества.

Иным станет и ПВО «Адмирала Нахимова». Вместо двух систем ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» планируется установить ЗРС «Редут-Полимент» (корабельный аналог ЗРС С-400 «Триумф»).

Понятно, что более современными станут радиолокация и гидроакустика, а также системы связи и управления. Все вместе и дало основания назвать будущий «Адмирал Нахимов» многоцелевым ракетным линкором. И уж точно — самым мощным и современным из четырех собратьев-ТАРКРов.

Уже решено, что у заводской стенки в Северодвинске «Адмирала Нахимова» после 2018 года сменит нынешний флагман Северного флота и единственный оставшийся в строю «Орлан» — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (при закладке в 1986 году – «Куйбышев», потом – «Юрий Андропов»»). Ему предстоит модернизация примерно по той же программе.

На снимке: ТАРК «Адмирал Нахимов» у причала ФГУП «ПО «Севмаш» в Северодвинске, 2006/ Фото: Максим Воркунков/ ТАСС

А вот судьба самого старого из «Орланов» ТАРКР «Адмирал Ушаков» (заложен в 1973 году, до 1992 года – «Киров») не столь счастлива. С 1999 года он дожидался модернизации в том же Северодвинске. Причем — с невыгруженной активной зоной реактора. И лишь минувшим летом объявлено, что никакой модернизации этого корабля не будет – только утилизация. Она начнется в 2016 году. В бюджете «Росатома» на 2015-й уже заложена необходимая сумма на разработку необходимой проектной документации.

Известие хоть и печальное для флота, но, по крайней мере, четкое. А вот по «Адмиралу Лазареву», как уже сказано, — молчок. С чем он может быть связан? Понятно, что этот крейсер на пять лет моложе бывшего «Кирова» и по этой причине его корпус меньше изношен. Понятно, что наши адмиралы были бы счастливы вернуть его в строй, поскольку кораблей такого класса мы не закладывали десятилетиями и, увы, строить их, скорее всего, разучились.

А как еще расценивать слова вице-премьера Дмитрия Рогозина о том, что неудавшаяся история с приобретением у Франции двух вертолетоносцев «Мистраль» для наших кораблестроителей оказалось, безусловно, полезной? Потому что мы по французским лекалам на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге построили для первого из «Мистралей», уже названного в России «Владивостоком», кормовую часть. И, как сообщил, Рогозин, освоили за этим занятием современные западные технологии в деле производства крупных боевых кораблей.

Если таким образом нашим корабелам надо теперь учиться у французов – где уж тут самостоятельно строить новые крейсера? И сколько времени понадобится на восстановление забытых собственных навыков?

Словом, «Адмирала Лазарева» тоже хорошо бы модернизировать. Но где? В Северодвинске на знаменитом Центре судоремонта «Звездочка», специалисты которого уже приобретают необходимые навыки на «Адмирале Нахимове»? Но там атомоходы разных калибров уже в очередь стоят. Причем, очень тесно.

Во всяком случае, представитель пресс-службы «Звездочки» Евгений Гладышев, опережая события, уже заявил: «Даже если будет принято решение о доставке «Адмирала Лазарева» в Северодвинск, здесь для него просто не окажется места. Например, из двух пришедших недавно на модернизацию атомных субмарин мы смогли принять на «Звездочку» только одну. Вторая ожидает своей очереди у причальной стенки Беломорской военно-морской базы».

Если место на заводе и освободится, то только после окончательной разделки «на иголки» ТАРКР «Адмирал Ушаков». Но когда это произойдет, если демонтаж оборудования и выгрузка ядерного топлива начнутся лишь в 2016-м? А уж резка корпуса крейсера вообще где-то за временным горизонтом?

Однако северодвинская теснота – это полбеды. Настоящая беда – как давно обездвиженного «Адмирала Лазарева» притащить в Северодвинск? Если посмотреть на карту – пути всего два. Первый – вокруг почти всей Азии, всей Африки, а потом и всей Европы через Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. На такое вряд ли кто решится. О том, что может случиться, напоминает до сих пор лежащий на скалах у норвежского побережья списанный в начале 90-х артиллерийский крейсер Северного флота «Мурманск» (проект 68-бис). Проданный в Индию и в 1994 году отправленный из Североморска под буксирами за тридевять земель, в Норвежском море он штормом был выброшен на скалы. Кто даст гарантию, что подобного не случится и с лишенным хода огромным ТАРКРом, водоизмещение которого вдвое больше, чем у «Мурманска»?

Нет, этот путь в Северодвинск для такой экспедиции точно не подойдет. Тогда, выходит, в Берингов пролив и в сопровождении ледоколов по Северному морскому пути? Однако с какой бы скоростью там не таяли арктические льды, все они в ближайшие годы точно не исчезнут. И для изношенного корпуса ТАРКРа тоже могут представлять значительную опасность.

Тупик? Но ведь те, кто принимал решение затевать все же нынешний многомиллионной стоимости доковый ремонт «Адмирала Лазарева» на сравнительно слабосильном дальневосточном заводе, явно на что-то рассчитывают? На что? Ведь получается, что кроме как на Дальнем Востоке модернизировать этот корабль просто негде.

Именно так. И чтобы понять ход адмиральских мыслей, думается, стоит взглянуть на перспективы судоремонтного комплекса «Звезда», основные мощности которого расположены в Большом Камне. На нашем Дальнем Востоке это единственное предприятие, занимающееся утилизацией, ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок. Для этой цели «Звезда» имеет все необходимое. Но – лишь для плавучих сооружений, доковый вес которых не превышает 13500 тонн. Для такого исполина как «Адмирал Лазарев» маловато будет.

Однако дело в том, что с 2009 года этот судоремонтный комплекс усиленно модернизируют. Глобальный проект предусматривает, что через несколько лет со стапелей «Звезды» станут сходить даже супертанкеры водоизмещением до 350 000 тонн (то есть в 12 раз больше, чем у наших ТАРКРов). А кроме того — гигантские газовозы, суда ледового класса, специальные суда спусковым весом до 29 000 тонн. Для этого в Большом Камне к 2018 году предусмотрено построить два крупнейших сухих дока. Вот в них-то, очевидно, «Адмирала Лазарева» можно будет и поставить. И топать крейсеру далеко не придется. Главное – не утонуть до счастливого часа. Для чего доковый ремонт «Адмиралу Лазареву» и понадобился.

Комментарий президента Академии геополитических проблем, доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова:

 — Константин Валентинович, как, по вашему, где могут осуществить модернизацию «Адмирала Лазарева»?

— Проще всего сделать это в Северодвинске. Там, где такие работы уже проводят на «Адмирале Нахимове».

 — Это понятно. Но как «Лазарева» на Север доставить? Под буксирами через арктические моря?

— Да нет. Рискованно. Только если привести в состояние, чтобы он мог двигаться самостоятельно.

 — Это же практически невозможно. Корабль разукомплектован, ядерное топливо давно выгружено. Не безопаснее и не дешевле ли провести модернизацию на Дальнем Востоке? На той же «Звезде», где вскоре собираются строить даже супертанкеры?

— Все же супертанкер и атомный крейсер – это разные вещи.

 — Но доки в Большом Камне собираются создавать достаточных размеров.

— Доки – не самая большая проблема. Главное – демонтировать старое и установить новое вооружение, электронику. Для этого необходимо специальное инженерное оборудование. Есть ли оно в Большом Камне – я не знаю. Да и информация такого рода не подлежит разглашению.

 — Атомные подводные лодки-то там строят. И оружие на них устанавливают. Пусть другое, но все же… Чего не хватает – можно привести из Северодвинска. И бригады специалистов тоже. Если все равно тратить придется минимум 1,5 миллиарда долларов, то почему бы на это не пойти??

— Если разобраться – другого выхода, мне кажется, нет.

Источник

www.pravda-tv.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о