Содержание

Корветы проекта 20380 — возвращение к классике

Для Российского Военно-Морского Флота задача обороны прибрежной морской зоны была, есть и остается одной из самых насущных задач. Это вызвано большой протяженностью морских границ государства, наличием в прибрежной морской зоне большого количества стратегически важных объектов военного и экономического назначения. Подобной стратегии придерживались еще в Советском Союзе, где функцию по охране морских рубежей выполняли сторожевики. Не изменилась картина и в наши дни. Сегодня на смену устаревшим боевым судами пришли новые и совершенные боевые суда — корабли проекта 20380.

Боевая необходимость или дань традиции

Сторожевики в российском флоте — явление не новое. С кораблями этого класса русские моряки познакомились в годы Первой Мировой войны. Эти сравнительно небольшие военные суда стали универсальными боевыми единицами, выполняющими огромный объем боевой работы. За рубежом подобные суда классифицировались как фрегаты и корветы. В Российском флоте пошли своим путем, создав отдельный класс боевых судов – сторожевые корабли.

Появление этих судов в составе флота было вызвано острой необходимостью. Функции охраны побережья и морских рейдов, охрану конвоев и противодействие малым силами флота противника могли выполнять и эсминцы, однако эти корабли были немногочисленны. Строить новые эсминцы в большом количестве было дорогостоящим занятием. Посчитали, что будет выгоднее использовать для выполнения поставленных задач однотипные суда меньшего водоизмещения. Не следует сравнивать сторожевики по боевым и мореходным качествам с эсминцами – это совершенно разные по характеру применения боевые корабли. Такие корабли должны быть универсальными и строиться в массовом порядке.

Играл огромную роль и экономический фактор. Постройка одного сторожевого корабля, фрегата или корвета обходилась казне в два, в три раза дешевле, чем постройка одного эсминца. В Советском Союзе сумели оценить эти преимущества. В 20-е и в 30-е годы, в тяжелых экономических условиях постройка сторожевиков стала для СССР единственной возможностью поднять боеспособность своего флота. В предвоенное время, в годы войны сторожевые корабли стали самыми массовыми боевыми судами советского Военно-Морского Флота. Аналогичного принципа комплектования флота придерживались в СССР и в послевоенное время. На оснащении флота появились более мощные и совершенные корабли, ввиду которых класс сторожевых кораблей получил новое развитие.

В отличие от первых судов подобного класса, советские сторожевики (СКР) стали на порядок сильнее и мощнее. В Советском Союзе строятся корабли, которые по огневой мощи и техническому оснащению не уступают эсминцам. За рубежом советские сторожевики давно причисли к классу фрегатов, считая их полноценным боевыми судами. В СССР привыкли строить много и мощно. Соответственно и сторожевики стали больше в размерах, получили мощные средства вооружения. Такая тенденция сохранялась до последних дней существования Советского Союза. Для флота планировалось построить сторожевики проект 11540 – большие военные корабли океанского класса. Говорить о том, что флоту нужны СКР для охраны и обороны прибрежной морской зоны не приходилось. Эта ниша в советском ВМФ так и осталась незаполненной.

В России, которая унаследовала от Советского Союза огромный военный флот, пришлось с нуля решать задачу создания кораблей ближней морской зоны. Первоначально решить проблему должны были корабли проекта 12441, однако с «Новиком» — головным кораблем проекта — не сложилось. Проект был отклонен. Было решено начать строительство СКР в том виде и в том варианте, в котором эти корабли должны быть изначально. В таких условиях родился проект 22380, предусматривающий постройку малого сторожевого корабля для охраны ближней морской зоны.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Поручили это задание традиционно ЦМКБ «Алмаз», одному из ведущих отечественных проектно-конструкторских бюро страны. В техническом задании к будущему проекту указывались основные технические параметры нового корабля. Это должен был быть, в соответствии с западной классификацией, многоцелевой корвет проекта 20380. Говоря простым языком, было необходимо создать простой и дешевый надводный корабль 2-го ранга, предназначенный для выполнения боевых задач в прибрежных морских акваториях.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

В целом, ничего нового в предназначении новых боевых судов не было. Все перечисленные цели соответствовали этому классу кораблей, которые должны будут наглухо закрыть прибрежный морской фланг от посягательств.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2018 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

На данный момент мощности судостроительного завода в Комсомольске на Амуре загружены полностью. Следом за «Громким» ведется постройка еще двух однотипных корветов: кораблей «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Резкий», на котором начаты работы по формированию корпуса. Суда должны быть переданы Тихоокеанскому флоту в 2020-21 гг.

Особенности корветов проекта 20380

Не стоит думать о том, что корветы проекта 20380 стали чем-то новым для Российского флота. Внимательно присмотревшись к кораблям, можно увидеть внешнее сходство с другими боевыми судами, стоящими на вооружении отечественного флота. Подобная схема сегодня в разных вариантах реализована в ходе строительства других боевых кораблей. Малые ракетные корабли типа «Буян-М», хотя и обладают вдвое меньшим водоизмещением, имеют те же обводы корпуса и конфигурацию надстройки. Подобным сходством обладают и корабли проекта 22350, строившиеся для боевой службы в дальней морской зоне. Корабли разнятся только в размерах, в водоизмещении и в комплексе вооружений.

Следует отметить, что концепция развития современного российского военного флота, в корветах проекта 20380 получила максимальную реализацию. Конструкция кораблей продумана и проработана. Основные системы боевого судна автоматизированы и оснащены современными электронно-цифровыми приборами и устройствами.

Благодаря удачной конструкции, корабли имеют превосходные мореходные качества. Несмотря на то, что корветы считаются кораблями прибрежного действия, дальность плавания этих судов составляет 3500 км. На борту судна созданы комфортные условия для экипажа, который может автономно пребывать в боевом походе до 15 суток.

Все основные узлы и агрегаты корабля обладают высокой технологичностью и отличаются высокой степенью ремонтопригодности. Конструкция корабля позволяет осуществлять в дальнейшем его модернизацию. Двигательная установка корветов представлена двумя дизельными двигателями ДДА 12000 конструкции ОАО «Коломенский машиностроительный завод». В результате удачной компоновки корпуса корабля и двигателей, корабль водоизмещением 1500 тонн обладает хорошим ходом. Двухвальная двигательная установка позволяет кораблю двигаться с максимальной скоростью 27 узлов. Особо стоить отметить низкую шумность работающих двигателей, которая обеспечивает тем самым кораблю малую заметность в гидроакустическом диапазоне. В плане невидимости новые российские корветы представляют собой образец инженерной мысли. Помимо того, что сам корабль имеет специфическую конфигурацию надстройки и обводы корпуса, в конструкции корабля массово применены композитные материалы.

Навигационное оборудование, мачты и антенны могут быть убраны внутрь надстройки. Общая концепция выдержана в рамках использования технологии «Стелс». Корветы «Бойкий» и «Стойкий» во время испытаний на морском полигоне продемонстрировали удовлетворительные параметры радиолокационной заметности. Это особенно важно в условиях плавания в акватории Балтийского мора, где присутствуют береговые и авиационные комплексы противокорабельных вооружений стран НАТО.

Вооружение кораблей проекта 20380 универсально. На первых серийных судах, которые находятся в строю действующих флотов, установлены:

  • основное ударное вооружение, противокорабельный комплекс «Уран», оснащенный 8-мю ракетами Х-35;
  • оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», состоящий из артиллерийских 30-мм установок АК-630М и переносных ЗРК «Игла». В дальнейшем планируется оснастить корабли более совершенным ЗРК «Редут» с дальностью стрельбы 10 км;
  • артиллерийская 100-мм артустановка А-190, способная поражать все виды наземных и надводных целей на дистанции до 21 км;
  • противолодочный комплекс «Пакет-НК», в состав которого входят два торпедных аппарата калибром 330 мм.

В качестве вспомогательного противолодочного и поискового средства на корветах базируется вертолет Ка-27. Летательный аппарат размещается на открытой взлетно-посадочной площадке или в закрытом ангаре.

Навигационный комплекс корветов проекта 20380 представлен радиолокационной станцией обнаружения «Фурке-2». Для управления ракетным комплексом имеется своя РЛС целеуказания и система управления ракетным огнем «Монумент». Управление и позиционирование судном осуществляется с помощью системы спутниковой навигации СН-3101, ориентированной на ГЛОНАСС.

Для управления всеми боевыми система корабля имеется система БИУС «Сигма-20830» и СУО 5П-10-02 «Пума». Радиолокационное вооружение корвета усилено системой постановки радиоэлектронных помех, другими средствами радиоэлектронной борьбы.

В заключение

Корабли проекта 20380, корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий» сегодня составляют основу береговых сил Балтийского флота. Обладая совершенным комплексом вооружений и хорошими мореходными качествами, суда регулярно несут боевое дежурство по охране морских рубежей на Балтийском морском театре.

На Тихом океане службу по охране морских рубежей, в особенности рыбных промыслов в акватории Охотского моря, выполняет корвет «Совершенный».

Несмотря на удачную конструкцию кораблей, принято решение о модернизации проекта в рамках усиления огневых возможностей кораблей. Последующим развитием должны стать корабли проекта 20385 «Гремящий и «Проворный», строящиеся на Дальнем Востоке. Основное отличие этих двух судов – наличие на них тактического ударного вооружения, представленного УКСК Калибр.

warways.ru

Всё о корветах проекта 20380 и их модификациях

В ближайшем будущем российский флот будет иметь в своем составе 13 таких кораблей, и сегодня мы расскажем об этом проекте и каждом его представителе, но сперва вернемся к новостям о корветах «Громкий» и «Гремящий».

Корвет «Громкий» покинул Амурский судостроительный завод и взял курс на Владивосток 10 августа. 31 августа корабль, с помощью плавучего дока «Зея» и нескольких морских буксиров, был доставлен на достроечную базу завода в Приморье. В ближайшие месяцы начнется самый ответственный этап работ — заводские ходовые и государственные испытания.
 

Вывод «Громкого» из акватории АСЗ / Фото: Амурский судостроительный завод

На корвете «Гремящий», строящемся на заводе «Северная верфь», закончилась подготовка к заселению экипажа. Готовность корабля к приему команды вместе с личным составом проверяла комиссия 13-ой бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей. 

В ходе проверки судостроители предъявили комиссии жилые, служебные и санитарно-бытовые помещения, медицинский блок, камбуз.  Была продемонстрирована работа систем обеспечения жизнедеятельности корабля, дизель-генераторов, средств внутрикорабельной связи, проверена укомплектованность заказа аварийно-спасательными средствами. Для проверки работы камбузного оборудования — тестомесильного агрегата, пароконвектомата, плиты и духовых шкафов корабелы по сложившейся традиции организовали пробную варку обеда.

Экипаж будет вселяться на «Гремящий» поэтапно в течение 2 недель. Его задача – изучить работу систем и оборудования, в период швартовных испытаний отработать взаимодействие в штатных и внештатных ситуациях и подготовиться к выходу на ходовые испытания.
 

Корвет «Гремящий» у причала завода «Северная верфь» / ОАО «СЗ «Северная верфь»


Корветы проекта 20380, если по-простому, то малые сторожевые корабли — проект многоцелевых кораблей 3-го ранга ближней морской зоны. Их предназначение:
 

  • Действия в ближней морской зоне государства, ведение борьбы с надводными кораблями и подлодками противника;
  • Артиллерийская поддержа морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  • Патрулирование зоны ответственности с целью блокады.

В связи с тем, что первые корабли проекта долгое время не покидали Балтийское море, начали ходить слухи о недостаточной мореходности этих кораблей. Но после летней смены командования Балтийского флота выяснилось, что дальние походы этим кораблям по силам. И корветы это доказали своими походами за пределы Датских проливов — корветы «Бойкий» и «Сообразительный» с успехом совершили трехмесячный «круиз» по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану. 
 
Зенитный ракетный комплекс «Редут» на корвете «Стойкий» / Корабел.ру

По состоянию на 4 августа в боевом составе ВМФ РФ находится пять кораблей этого типа — «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» — в составе Балтийского флота и «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Ещё восемь корветов находятся в различных стадиях постройки на заводе «Северная верфь» и Амурском судостроительном заводе.

Разработка корвета началась после трудностей, связанных со строительством предыдущего многоцелевого корабля «Новик» проекта 12441, который так и не был достроен. В связи с этим, после нового конкурса, в котором победило конструкторское бюро «Алмаз», командованием ВМФ было принято решение начать строительство более простого и дешевого корабля проекта 20380. Новые корабли должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне.

 

Корвет «Стойкий» / Корабел.ру

Постройка головного корабля, под именем «Стерегущий», началась в декабре 2001 года на заводе «Северная верфь». Затем на этом предприятии, по проекту 20380 и его модификациям (проект 29385 и проект 20386), было заложено еще 8 кораблей: «Сообразительный» (проект 20380, 2003 год), «Бойкий» (проект 20380, 2005 год), «Стойкий» (проект 20380, 2006 год), «Ретивый» (проект 20380, 2015 год), «Строгий» (проект 20380, 2015 год), «Гремящий» (проект 20385, 2012 год), «Проворный» (проект 20385, 2013 год), «Дерзкий» (проекта 20386, 2016 год).

 

На Амурском судостроительном заводе строительство линейки корветов 20380 ведется с 2006 года. Именно тогда в мае, на предприятии был заложен корабль «Сообразительный». Затем было заложено ещё три корабля: «Громкий» (2012 год), «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (2015 год) и «Резкий» (2016 год).

В 2017 году, во время спуска на воду корвета «Гремящий», начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников сказал, что серия корветов проекта 20385 будет состоять из четырех кораблей, в дальнейшем будет осуществляться строительство корветов проекта 20386. Получается есть вероятность, что будет произведена закладка еще двух кораблей по проекту 20386.
 

Спуск на воду корвета проекта 20385 «Гремящий» / Корабел.ру

Отличия между проектами 20380, 20385 и 20386 в следующем:
  • Проект 20385 — модернизация 20380. Боекомплект зенитного ракетного комплекса «Редут» увеличен с 12 до 16 ячеек. Противокорабельные ракеты Х-35 «Уран» заменены на 8 ракет Калибр-НК.
  • Проект 20386 — проект корвета нового поколения на основе 20385. В нем будет реализован модульный принцип вооружения и возможность базирования беспилотного летательного аппарата.
Пусковые контейнеры для противокорабельных ракет «Уран» / Корабел.ру
  Одной из интересных особенностей кораблей проекта 20380 является их надстройка. Она выполнена из многослойных композиционных материалов по так называемой технологии «стелс». Ее особенностью является не только малая радиолокационная заметность, но и трудногорючесть.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) кораблей проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух дизель-дизельных агрегатов ДДА12000, созданных совместно специалистами Коломенского завода и «ЗВЕЗДЫ».
 

Корвет «Стойкий» / Корабел.ру

Из вооружения следует отметить наличие противокорабельного ракетного комплека «Уран-У». Противовоздушная оборона состоит из зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных ЗРК «Игла» (запуск с плеча или с палубной установки) и две 30-мм артустановки АК-630М (в корме). Артиллерийского вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту и дальностью стрельбы 21,3 км. Система противоторпедной защиты представлена комплексом «Пакет-НК», который состоит из двух четырехтрубных 330 (324) -мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов, могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен палубный Ка-27ПЛ. Кроме того, на кораблях в большом количестве устанавливается различное радиотехническое вооружение. 
 
Артустановка «А-190 на корвете «Стойкий» / Корабел.ру

По состоянию на сегодня — ближайшие корабли серии, которые получит флот, это «Громкий» и «Гремящий». Как уже было выше сказано, они вовсю готовятся к своему первому выходу в море.

В феврале 2018 года прошла информация, что, возможно, будет отменено строительство оставшихся корветов проекта 20380. В случае такой ситуации есть вероятность, что флот полностью сконцентрируется на постройке последней модификации корвета проекта 20386. И внешне это будет совершенно другой корабль. Его самой главной фишкой станет — принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля временно устанавливаемым вооружением (возможны модули с буксируемой ГАС «Виньетка», «Калибр-К» на 4 ракеты, модуль РЭБ и РТР и др.), что позволяет расширить круг решаемых задач. Также особенностью станет уменьшенное число экипажа, увеличенная дальность плавания, высокая скорость полного хода на тихой воде и развитом волнении моря.

 

Сторожевой корабль ‘Дерзкий’ / БФК-Проект, ООО

Если  же говорить в целом про проект и подвести промежуточные итоги, то лето 2017 года доказало правильность постройки подобных корветов для отечественного Военно-морского флота. 
 
Корвет «Сметливый» проекта 20380 / Корабел.ру
 
Корвет «Стойкий» / Корабел.ру

www.korabel.ru

Завершены госиспытания корвета «Совершенный» проекта 20380

Дата публикации: 4 июля 2017 года в 09:56.
Категория: Политика.

Корвет проекта 20380 «Совершенный»

Новый корвет проекта 20380 «Совершенный» завершил последний морской этап государственных испытаний и в ближайшее время будет принят в состав Тихоокеанского флота.

Как сообщил начальника отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту капитан 2 ранга Владимира Матвеева, в ходе испытаний были проведены маневренные и скоростные характеристики корвета, проверена работа всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля.

После завершения испытаний в море «Совершенный» вернулся на базу и сейчас на нем идет ревизия и окончательные покрасочные работы.

После подписания приемо-передаточного акта корвет в июле этого года войдет в состав Тихоокеанского флота России.

Корветы проекта 20380 относятся к кораблям кораблями ближней морской зоны, но по вооружению и судоходным качествам могут ходить по всем океанам. Разработаны в КБ «Алмаз». Имеют на вооружении крылатые ракеты «Уран» или «Калибр», зенитно-ракетный комплекс «Редут».

Головной корабль проекта 20380 «Совершенный» построен на Амурском судостроительном заводе. Готовность второго корвета этой серии, «Громкого» сейчас под 80%, планируется его передача флоту в октябре 2018 года.

Третий корвет, «Герой России Алдар Цыденжапов», предполагается получить 25 октября 2019 года, а четвертый, «Резкий», — 25 октября 2020 года.

Все эти корабли пополнят состав ТОФ.

Проект 20380

Новый российский многоцелевой сторожевой корабль (СКР) ближней морской зоны проекта 20380 был спроектирован для отечественного ВМФ в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге.

Разработанный на «Алмазе» боевой корабль стали классифицировать как корвет (ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР).

Непосредственное военно-научное сопровождение создания этого корабля осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. А всего в создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский ССЗ и др.).

Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр.20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойных композиционных материалов (трудногорючие многослойные стеклопластики и конструкционные материалы на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс».

Корпус корвета пр.20380 является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что стало одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки. В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Особое внимание уделено защите и повышению живучести корабля. Были реализованы новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет с 0,5 до 0,1. Кроме того, на кораблях пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в том числе по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

Корабль пр.20380 оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.

Основу его вооружения составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (боекомплект 8 ПКР Х-35, дальность стрельбы 130 км), расположенных поперек диаметральной плоскости в средней части (аналогично СКР пр.11540).

Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК «Кортик-М» (в носу), ПЗРК «Игла» (для запуска с плеча) и двумя 30-мм артиллерийскими установками АК-630М (в корме). При этом модернизированный вариант боевого модуля «Кортик» имеет сниженную на 2 т массу и увеличенную до 10 км дальность стрельбы ракетами.

Главное артиллерийское вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с боезапасом 332 снаряда (максимальная скорострельность 80 выстр./мин, дальность стрельбы 21,3 км, досягаемость по высоте – 15 км). Управление огнем 100-мм и 30-мм артиллерии осуществляется новейшей системой 5П-10 «Пума», антенный пост которой размещен на носовой надстройке.

Уникальная система противоторпедной защиты «Пакет-НК» представлена двумя четырехтрубными 330-мм аппаратами, расположенных побортно в лацпортах. Ее торпеды могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок.

Также для обнаружения и уничтожения подводных лодок предназначен вертолет постоянного базирования Ка-27.

Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе совмещенном с конструкцией фок-мачты, две НРЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации.

Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый».

Для самообороны и защиты от пиратов или подводных диверсантов на пр.20380 имеются две тумбовые 14,5-мм пулеметные установки и два гранатомета ДП-64. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов.

Для обеспечения радионавигации противолодочного вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты станции ОСПВ-20380.

.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

ГЭУ корвета пр.20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух пар двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током мощностью 380 В (50 Гц). За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне – впервые в отечественной практике на НК применили технологии, отработанные ранее на наших атомных ПЛ последнего поколения.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении противолодочных кораблей корвет пр.20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 99 человек.

Модификации. Помимо серийного корабля пр.20380 для отечественного флота ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший номер проекта 20382 и шифр «Тигр». Этот корабль отличается в основном наличием упрощенного вооружения в экспортном исполнении и наличием возможности заменять необходимые системы на аналоги западного производства в зависимости от требований заказчика.

Предполагается, что начиная с 5-го корабля типа «Стерегущий» в проект будут внесены некоторые изменения, в частности, касающиеся противокорабельного и зенитного вооружения. Вероятнее всего комплекс «Кортик-М» будет заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска (например «Полимент»), а ПКРК «Уран» – на «Оникс» или «Клаб» также с УВП.

Программа строительства. 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась закладка головного корвета «Стерегущий». Некоторое время спустя были заложены еще два однотипных – 20 мая 2003 г. «Сообразительный» и 27 июля 2005 г. «Бойкий», а затем еще два.

Всего планируется построить серию из 20 многоцелевых кораблей пр.20380 (по 5 на каждый из флотов), причем 4 из них должны быть сданы флоту до 2015 г.

Статус на 2008 г. Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Первые два корвета поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Они будут использоваться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.

Головной корабль серии – «Стерегущий» – впервые был представлен широй общественности на проходящем с 27 июня по 1 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Водоизмещение, тонн
• стандартное 1 800
• полное 2 220

Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) — 104,5 (н/д)
• ширина наибольшая (по КВЛ) — 13 (н/д)
• осадка наибольшая (средняя) — 7,95 (н/д)

Главная энергетическая установка:
• 4 дизеля 16Д49, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 23 320 (17 140)
• 4 дизель-генератора 22-26ДГ, мощность, кВт — 4 Х 630
2 вала; 2 пятилопастных гребных винта

Скорость хода, уз:
• наибольшая — 27
• экономическая — 14

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) ок. 4000 миль
Автономность, 15 сут.
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 99 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
• ПУ КТ-184 ПКРК «Уран»
ПКР 3М24 «Уран» (SS-N-25) — 2 Х 4

Зенитное ракетное:
• ПУ ПЗРК 9К38 «Игла» (SA-16 «Gimlet») — 8

Зенитное ракетно-артиллерийское (боезапас):
• ЗРАК «Кортик-М» (CADS-N-1B) — 2
– ПУ ЗУР 9М311М (SA-N-11 «Grison») — в каждом: 2 Х 4 (32)
– 30-мм автомат АО-18 (боезапас) — 2 Х 6 (3000)

Артиллерийское (боезапас):
• 100-мм АУ А-190-01 «Универсал» — 1 Х 1 (332)
• 30-мм ЗАК АК-630М — 2 Х 6 (6000)
• 14,5-мм пулеметная установка МТПУ — 2 Х 1 (н/д)

Торпедное вооружение (боезапас):
• 330-мм ТА ПТЗ «Пакет-НК» — 2 Х 4 (8)

Противодиверсионное (боезапас):
• гранатомёты ДП-64 — 2 (240)

Авиационное:
• вертолет Ка-27 («Helix-A») — 1

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

БИУС
«Сигма-20830»

РЛС общего обнаружения
1 х «Фуркэ-2»
1 х «Монумент-А» также для ЦУ ПКРК

НРЛС
1 х «Пал-Н»
2 х МР-231

ГАС
• «Заря-2» подкильная
• «Минотавр-М» протяженная буксируемая
• «Анапа-М» опускаемая
• «Пакет-А» целеуказания ПТЗ

Средства РЭБ
• ТК-25-2

Комплексы выстреливаемых помех
4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

Оптико-электронные приборы
4 х МТК-201М2.2
РЛС управления огнем
1 х «Монумент-А» для ПКРК «Уран»
2 х «Сандал-В» прием внешнего целеуказания
1 Х 5П-10 «Пума-02» для 100-мм АУ и ЗАК
1 Х МР-123-02 «Вымпел» (Bass Tilt) для ЗАК

Навигационный комплекс
• «Чардаш 20380»
• «Сюжет-КМ»
• CH-3101 спутниковая навигация
• ОСПВ-20380 радионавигация для вертолета

Комплекс радиосвязи
• «Рубероид»
• р/п «Бригантина»

РЛС госопознавания
3 Х «Пароль»

Новости по теме

vg-news.ru

Корвет «Совершенный» проекта 20380 во время заводских ходовых испытаний

Хорошая подборка фотографий проходящего заводские ходовые испытания известного тихоокеанского долгостроя — первого построенного на АО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре корвета «Совершенный» проекта 20380. Корабль находится на испытаниях с 30 января 2017 года.
















Напомним, что контракт на строительство головного тихоокеанского корвета проекта 20380 с заводским номером 2101 был заключен АО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) с Министерством обороны России еще 26 января 2006 года. Соответствующая закладка корвета «Совершенный» была произведена на АСЗ в Комсомольске-на-Амуре 30 июня 2006 года. Строительство корвета превратилось в долгострой, и соглашением от 12 февраля 2014 года контракт 2006 года на его постройку был расторгнут. Взамен в мае 2014 года Министерством обороны и АСЗ был заключен новый контракт на изготовление и поставку продукции для федеральных государственных нужд «Выполнение работ по строительству корабля проекта 20380 (зав. № 2101)» с обязательством АСЗ завершить строительство корабля заводским номером 2101 в соответствии с техническим проектом и утвержденной рабочей конструкторской документацией на корвет проекта 20380 с учетом ранее выполненных работ, приобретенных материалов, конструкций, оборудования, узлов и агрегатов, а также выплаченных АО «АСЗ» денежных средств.

22 мая 2015 года корвет «Совершенный» был выведен из строительного эллинга АСЗ в транспортно-спусковой плавучий док «Зея» проекта 17571, после чего в августе 2015 года был отбуксирован в этом доке на достроечно-испытательную базу АСЗ на АО «Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне на побережье Тихого океана для осуществления достройки, дооснащения и проведения швартовных и заводских ходовых испытаний корабля. При этом сроки сдачи корабля снова неоднократно переносились. Ожидается, что корабль войдет в состав 114-й бригады надводных кораблей Объединенного командования войск и сил на Северо-Востоке (ОКВС) Тихоокеанского флота с базированием на Камчатке (Завойко).

«Совершенный» стал первым боевым надводным кораблем, построенным на АСЗ более чем за 50 лет (последними построенными на предприятии боевыми надводными кораблями были большие ракетные корабли проекта 57бис). В настоящее время на АСЗ также ведется строительство трех следующих для этого завода корветов проекта 20380 — «Громкий» (заводской номер 2102, официально заложен 20 апреля 2012 года), «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проекта 20380 (заводской номер 2103, заложен 22 июля 2015 года) и «Резкий» (заводской номер 2104, заложен 1 июля 2016 года).

bmpd

cezarium.com

Корветы проекта 20380 — это… Что такое Корветы проекта 20380?

Корветы проекта 20380 — проект многоцелевых боевых надводных кораблей 2-го ранга ближней морской зоны (корветов)[5], разработанный для Военно-Морского Флота России. На конец 2011 года в боевом составе ВМФ России находится два корабля проекта — «Стерегущий» и «Сообразительный», ещё пять кораблей строятся.

История разработки

Проект нового российского многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны проекта 20380 (проектный шифр «Корвет-1»[6]) был разработан для ВМФ России в Санкт-Петербурге во ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз». Создание первого в истории российского флота проекта корабля, классифицируемого как многоцелевой корвет по международной классификации[7], во многом было обусловлено трудностями с реализацией предыдущего многоцелевого корабля проекта 12441 (головной корабль «Новик», заложенный ещё в 1997 году на верфях судостроительного завода «Янтарь» в своё время так и не был достроен). В связи с этими трудностями, после проведённого конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командованием ВМФ Российской Федерации было принято решение начать строительство более простого и дешёвого корабля проекта 20380. Военно-научное сопровождение создания корабля проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. Всего в создании корвета проекта 20380 приняло участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий (в том числе «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод и др.)[8]. Разработка технического проекта была завершена в начале 2001 года[6].

Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корвета проекта 20380 «Стерегущий»[9]. Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Назначение

Корветы проекта 20380 предназначены:

  1. для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника;
  2. для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах;
  3. для патрулирования зоны ответственности с целью блокады[8].

История строительства

Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корвет «Стерегущий» был заложен 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“». Некоторое время спустя на той же верфи были заложены ещё три однотипных корабля — «Сообразительный» (20 мая 2003 года), «Бойкий» (27 июля 2005 года), «Стойкий» (10 ноября 2006 года). Ещё один корвет, «Совершенный», был заложен 30 июня (по другим данным 1 июля) 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре[8]. Общий объём заказа составит семь корветов. Это станет возможным, если первый корабль, построенный в Комсомольске-на-Амуре, успешно пройдет тестирование ВМФ. Срок выполнения заказа будет ограничен 2017 годом.[10]. 31 марта 2010 года первый серийный корвет из данной серии, «Сообразительный», был спущен на воду на ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“»[11].

Всего командование ВМФ России планирует построить серию из 20 многоцелевых корветов проекта 20380 (по 3-8 на каждый из флотов). На сентябрь 2012 года 2 корвета (головной и первый серийный) уже сданы и ещё 5 должны быть сданы флоту до 2015 года[8].

Головной корабль серии — «Стерегущий» — впервые был представлен широкой общественности на проходившем в Санкт-Петербурге с 27 июня по 1 июля 2007 года III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр»[8].

17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 11 (по другим данным девяти[12]) корветов проекта 20385 (модификации проекта 20380 с усиленным зенитно-ракетным и противокорабельным вооружением). Контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года[13][12]. По оценке Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) минимальная цена корвета 20380 составляет 10 млрд руб[12]. Шесть корветов предполагается построить до 2020 года[14].

30 июня на военно-морском салоне в Петербурге Алжир заявил о переговорах по возможному строительству 3 корветов в варианте 20382 «Тигр» для своих ВМС[15]

Возможно строительство серии для ВМФ Росиии или на экспорт на Средне-Невском судостроительном заводе.[16]

Особенности конструкции

В целом от имеющихся сейчас на вооружении ВМФ Российской Федерации противолодочных кораблей корвет проекта 20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации корабельных систем[8].

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля[8].

Корпус и надстройка

Корпус корвета — стальной гладкопалубный. Он является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что является одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволили уменьшить потребную мощность его главной энергетической установки. Благодаря новой конструкции подводной части корпуса появилась возможность использовать менее мощную и одновременно более лёгкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18 % водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки корабля. При сохранении неизменными массы вооружения и ГЭУ за счёт уменьшения сопротивления движению корабля скорость полного хода корвета может быть увеличена на 1,5-2 узла[8].

Надстройка корабля идёт от борта до борта и выполнена из многослойных композиционных материалов (трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований малой радиолокационной заметности (так называемой технологии «стелс»)[8].

В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещён ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него[8].

Начиная с первого серийного корабля («Сообразительный») были «реализованы решения генерального заказчика, касающиеся вооружения, общекорабельных систем, комплекса связи, систем автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля»[17].

  • Вид 3/4 на корму.

  • В акватории Невы.

  • На параде в Санкт-Петербурге, 25 июля 2010.

  • Артиллерия «Стерегущего».

Главная энергетическая установка

Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух ДДА (дизель-дизельных агрегатов) ДДА12000, созданных специалистами Коломенского завода по заказу ФГУП «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“» для Военно-морского флота России и успешно прошедших межведомственные испытания в 2006 году. Каждый ДДА состоит из двух дизелей 16Д49 и реверс-редукторного агрегата. ДДА обеспечивают на режимах реверсирования высокую мощность при минимальных расходах топлива и масла; они оснащены современной микропроцессорной системой управления и контроля основных параметров работы[18]. Через суммирующие реверсивные редукторы двигательные агрегаты работают на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током напряжением 380 В (50 Гц)[8].

За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне — впервые в практике российского судостроения на надводном корабле применили технологии, отработанные ранее на российских атомных ПЛ последнего поколения[8].

При скорости экономического хода 14 узлов (полная — 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолёта составляет 99/100 человек[8].

Вооружение

Противокорабельный комплекс

Вооружение кораблей проекта 20380 включает в себя комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основой противокорабельного вооружения проекта является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырёхконтейнерных пусковых установок с боекомплектом из 8 противокорабельных ракет Х-35 и дальностью стрельбы 130 км. Контейнерные пусковые установки расположены поперёк диаметральной плоскости в средней части корпуса[8].

Зенитный ракетный комплекс
ЗРАК «Кортик-М»

Противовоздушная оборона корабля реализуется за счёт боевых возможностей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик-М» (на баке), переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» (для запуска с плеча) и двух шестиствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М (в корме). Дальность стрельбы ракетами ЗРАК «Кортик-М» достигает 10 км[8]. На серийных корветах вместо ЗРАК «Кортик-М» предполагается установить ЗРК «Редут» (ЗУР 9М96М, 9М96Е или 9М100) в ВПУ[19].

Артиллерия

Артиллерийское вооружение кораблей типа представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстрелов в минуту, дальностью стрельбы 21,3 км, досягаемостью по высоте — 15 км и боезапасом в 332 выстрела. Управление огнём корабельной артиллерии осуществляется с помощью системы управления артиллерийским огнём 5П-10 «Пума». Антенный пост системы размещён на носовой надстройке[8].

Противоторпедное, противолодочное и противодиверсантное вооружение

Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух четырёхтрубных 330-мм аппаратов, расположенных побортно в лацпортах. Торпеды, запускаемые из торпедных аппаратов могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Для обнаружения и уничтожения подводных лодок на корвете предусмотрен вертолёт постоянного базирования Ка-27ПЛ[8].

В целях ближней самообороны от пиратов или подводных диверсантов на корветах проекта 20380 установлены две тумбовые 14,5-мм пулемётные установки и два противодиверсантных гранатомёта ДП-64[8].

Радиотехническое вооружение
РЛС «Фуркэ»

Радиотехническое вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает радиолокационную станцию (РЛС) общего обнаружения «Фуркэ-2»; РЛС целеуказания управляемым ракетам «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты; две навигационных РЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовом бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяжённой буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя десятиствольными пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый»[8] (две между вертолётной площадкой и ангаром и две позади АУ А-190.

Целям обеспечения радионавигации противолодочного вертолёта служат смонтированные на крыше вертолётного ангара антенные посты станции ОСПВ-20380[8].

Мореходность

Улучшенная мореходность корветов проекта «Стерегущий», по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять корабельное вооружение при волнении моря силой до 5 баллов[8].

Боевая живучесть

Особое внимание при проектировании корвета было уделено защите и повышению живучести корабля. Конструкторами проекта были реализованы «новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля»[8]. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) на кораблях проекта была снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза (вероятность наведения на корвет противокорабельных крылатых ракет была снижена с 0,5 до 0,1 коэффициента. На корветах типа «Стерегущий» реализован комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести (взрывопожаробезопасности и конструктивной защиты от воздействия оружия противника)[8].

Модификации

  • 20382 — кроме проекта 20380, предназначенного для Военно-Морского Флота России, ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший проектный номер 20382 и шифр «Тигр». Основное отличие проекта от базового — наличие на нём упрощённого вооружения в экспортном исполнении, а также наличие возможностей замены систем вооружения на аналоги западного производства в зависимости от конкретных требований заказчика[8]. В базовом составе вооружения предлагаются — ударный противокорабельный комплекс «Яхонт» или «Калибр», два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Каштан-М» для противоракетной обороны, артиллерийское орудие А-190 калибра 100 мм, а также палубный вертолет типа Ка-27.
  • 20385[20][21][22] — Модернизация 20380. Боекомплект ЗРК «Редут» увеличен до 16 ячеек. Замена 8 ПКР Х-35 «Уран» на 8 ракет Калибр-НК.[23]

Модернизация

Начиная со 2-го корабля в проект внесены отдельные изменения. ЗРАК «Кортик-М» заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска, а с 5-го планируется провести замену противокорабельного комплекса «Уран» — на «Оникс» или «Калибр» также с УВП[8].

Представители

В рамках ГПВ-2020 ВМФ должен получить 18 корветов проекта 20380 и 20385, из них 11 проекта 20385,[24]от ОАО Судостроительный завод Северная верфь.[25]И 3-7 корветов проекта 20380 и 20385 от ОАО Амурский судостроительный завод.[26]

Представители проекта 20380

Представители проекта 20385

Оценка проекта

Критика проекта 20380 в основном концентрируется вокруг его слабого противовоздушного и противоракетного вооружения, недостаточной дальности плавания и ненадёжности двигателей. Так, отдельными авторами отмечалось, что один боевой модуль ЗРАК «Кортик» и два автомата АК-630М, установленные на головном корабле серии, не могут обеспечить эффективную защиту от современных средств воздушного нападения, что во многом объясняется задержкой с разработкой перспективного ЗРК «Полимент»[6]. Также отмечалось, что за недолгое время службы головного корабля проекта «Стерегущего» на нём дважды ломались оба среднеоборотных дизельных двигателя главной энергетической установки, что является признаком их недоработанности[52]. В целом, по мнению Ю. В. Апалькова, анализ боевых возможностей проекта пока произвести затруднительно.

См. также

Примечания

  1. ФГУП ЦМКБ «Алмаз»
  2. Сайт «АТРИНА» • Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр.20380 типа «Стерегущий»
  3. «Стерегущий» («Тигр»), многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  4. 1 2 YouTube — Корвет проекта 20382 «Стерегущий»
  5. «Северная верфь» в мае спустит на воду третий серийный корвет проекта 20380 «Стойкий»
  6. 1 2 3 Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1
  7. Центральное морское конструкторское бюро Алмаз. Флоту отечества / Шляхтенко А. В.. — ЛеКо, 2005. — С. 174, 175. — 2034 экз. — ISBN 5-91001-001-8
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 16 мая 2009.
  9. Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 18 февраля 2010.
  10. ЛизингInfo
  11. 1 2 Первый серийный корвет «Сообразительный» спущен на воду РиаНовости.
  12. 1 2 3 Минобороны повышает цену «Северной верфи». Предприятие получило новый крупный контракт
  13. «Северная верфь» построит для ВМФ России 17 боевых кораблей
  14. «Северная верфь» построит для ВМФ РФ 17 кораблей, сообщил источник
  15. Алжир намерен приобрести три российских корвета проекта 20382 «Тигр» — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники
  16. Средне-Невский судостроительный завод расширяет возможности
  17. «Северная верфь» спустила на воду первый серийный корвет «Сообразительный»
  18. Коломенский завод отправил на верфь дизель-дизельный агрегат для корвета «Бойкий»
  19. Третье поколение «Сообразительных». Зачем России корветы.
  20. Годовой отчет ОАО ЦМКБ «Алмаз» за период 01.11.2008 — 31.12.2009
  21. «Северная верфь» признана единственным поставщиком фрегатов проекта 22350 и корветов проекта 20385
  22. Годовой отчет ОАО НПО «Сатурн» за 2009 год
  23. 01.02.12 На «Северной верфи» заложен «Гремящий» — головной корвет проекта 20385
  24. «Северная верфь» построит для ВМФ России 10 корветов типа «Гремящий»
  25. Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»
  26. Амурский судостроительный завод взялся за корвет
  27. Яндекс. Фотки
  28. Lenta.ru: Оружие: ВМФ России приняли на вооружение новый корвет
  29. Корвет Балтийского флота «Сообразительный» стал гвардейским
  30. Корвет «Бойкий» проекта 20380 вышел на ходовые испытания
  31. Закладка корвета «Бойкий»
  32. Корвет «Бойкий» проекта 20380 вышел на ходовые испытания
  33. Чествование «Совершенного»
  34. 21.04.12 На Амурском судостроительном заводе заложен второй корвет для ТОФ — Военный паритет
  35. Надстройка для корвета «Совершенный» доставлена в Комсомольск-на-Амуре
  36. Завершена перевозка крупногабаритных неметаллических конструкций корвета «Совершенный»
  37. В Петербурге спущен на воду корвет «Стойкий»
  38. ВМФ начинает масштабное перевооружение, первое со времен СССР
  39. В Петербурге спущен на воду корвет «Стойкий»
  40. Закладка корвета «Громкий»
  41. Началось строительство корвета «Громкий»
  42. Закладка корвета «Громкий»
  43. Закладка корвета Гремящий
  44. «Гремящий» войдет в состав ВМФ в 2015-м | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
  45. Фрегат «Адмирал Головко» торжественно заложен на «Северной верфи»
  46. ЧП на Балтике: «Сообразительный» остался без…
  47. «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра»
  48. «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра»
  49. «Черноморский флот: вчера, сегодня, завтра»
  50. Госпрограмма вооружений приросла «Ясенями» и «Бореями»
  51. Амурский судостроительный завод взялся за корвет
  52. Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 148.

Литература

  • Апальков Ю. В. Противолодочные корабли. — Моркнига. — М., 2010. — С. 147. — 310 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903080-99-1

Ссылки

dic.academic.ru

Корвет «Громкий» проекта 20380 ВМС России

Корвет «Громкий» является вторым корветом проекта 20380, который будет построен на Амурском судостроительном заводе в городе Комсомольск-на-Амуре для Тихоокеанского флота. Первый корвет «Совершенный», 20 июля 2017 года вошел в состав Тихоокеанского флота.

Проект 20380 был разработан Санкт-Петербургским ЦМКБ «Алмаз» для ВМФ России.

Корветы проекта 20380 предназначены: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах; для патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

На май 2017 года в эксплуатации находятся уже четыре корвета данного проекта: «Стерегущий», в строю с 28 февраля 2008 года; «Сообразительный», в строю с 14 ноября 2011 года; «Бойкий», в строю с 16 мая 2013 года; «Стойкий», в строю с 18 июля 2014 года. Все они были построены ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь».

Основные характеристики корвета «Совершенный»: Водоизмещение стандартное 1800 тонн, полное 2220 тонн. Длина наибольшая 104,5 метра, по КВЛ 90 метров. Ширина 13 метров. Максимальная осадка 7,95 метров. Максимальная скорость хода 27 узлов, экономическая 14 узлов.

Двигатели: 4 дизеля 16Д49, 2 вала, 2 пятилопастных гребных винта. Мощность: 23320 л. с. или 17140 кВт.

Дальность плавания от 3500 до 4000 миль на 14 узлах. Автономность плавания по запасам провизии 15 суток. Экипаж составляет 99 человек.

Вооружение:

Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А», НРЛС 1 х «Пал-Н», ГАС «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации CH-3101.

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Сигма-20830», СУО 5П-10 «Пума-02», системы РЭП: 4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый», средства РЭБ: ТК-25-2.

Тактическое ударное вооружение нет.

Артиллерия: 1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).

Зенитная артиллерия: 2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35), 1 ЗРАК «Кортик-М» (32 ЗУР, 3000 выстрелов).

Противолодочное вооружение: 2х4 330-мм ТА Пакет-НК (8 торпед).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Корабль имеет стальной гладкопалубный корпус и надстройку, выполненную из многослойных композиционных материалов с учетом требований технологии «стелс».

Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25%.

В кормовой части корвета впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27.

Заложен 20 апреля 2012 года на стапеле Амурского судостроительного завода, строительный номер 2102. Планируется, что в середине июля 2017 года будет спущен на воду и приступит к прохождению испытаний. Войдет в состав Тихоокеанского флота ВМФ Российской Федерации. По сообщению от 06 июня 2017 года будет передан до 25 октября 2018 года. На данный момент готовность корабля составляет 80%. 28 июля 2017 года состоялся вывод из цеха и постановка в достроечный док. 21 июня 2018 года первый экипаж корвета приступил к заселению и его поэтапной приёмке от представителей промышленности. 10 августа с помощью трех речных буксиров док, в котором находился корвет успешно покинул территорию завода и взял курс на достроечную базу завода в Приморье. 31 августа доставлен во Владивосток с Амурского судостроительного завода в транспортном плавучем доке «Зея». 05 сентября был выведен из транспортного плавучего дока и поставлен у достроечного причала. 28 октября вышел из Владивостока на заводские ходовые испытания. По сообщению от 06 ноября снова вышел в акваторию залива Петра Великого для продолжения программы заводских ходовых испытаний. По сообщению от 15 ноября в рамках программы заводских ходовых испытаний впервые провёл артиллерийские стрельбы. По сообщению от 26 ноября в рамках программы заводских ходовых и государственных испытаний в акватории Японского моря впервые произвёл пуск крылатой ракеты комплекса «Уран» по морской цели. По сообщению от 27 ноября в акватории Японского моря провёл комплекс артиллерийских стрельб по морской мишени и по береговым целям. По сообщению от 06 декабря в рамках проводимых мероприятий корвет впервые принял на борт палубные вертолёты морской авиации.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Проект 20380 » Военное обозрение

Новый российский многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны проекта 20380 был спроектирован для отечественного ВМФ в ФГУП Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге. Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией предыдущего многоцелевого корабля аналогичного класса пр.12441, так как головной корабль «Новик», заложенный еще в 1997 г. на верфях ССЗ «Янтарь» в свое время так и не был достроен. В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило именно ФГУП ЦМКБ «Алмаз», командование ВМФ России приняло решение начать строительство более простого и дешевого корабля пр.20380, который стали классифицировать как корвет (ранее в ВМФ СССР такого класса не существовало, а аналогичные корабли классифицировались как СКР). Непосредственное военно-научное сопровождение создания этого корабля осуществлялось 1-м ЦНИИ Минобороны РФ. А всего в создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. «Аврора», Коломенский завод, Средне-Невский ССЗ и др.).


Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) пр.20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойных композиционных материалов (трудногорючие многослойные стеклопластики и конструкционные материалы на основе углеродистого волокна), что было выполнено с учетом требований так называемой технологии «стелс». Корпус корвета пр.20380 является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, что стало одной из главных его особенностей. Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки. В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения, размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27, там же имеется и значительный (до 20 т) запас топлива для него.

Особое внимание уделено защите и повышению живучести корабля. Были реализованы новейшие достижения по снижению заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена по сравнению с аналогичными кораблями примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет с 0,5 до 0,1. Кроме того, на кораблях пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в том числе по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

Корабль пр.20380 оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. Основу его вооружения составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (боекомплект 8 ПКР Х-35, дальность стрельбы 130 км), расположенных поперек диаметральной плоскости в средней части (аналогично СКР пр.11540). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК «Кортик-М» (в носу), ПЗРК «Игла» (для запуска с плеча) и двумя 30-мм артиллерийскими установками АК-630М (в корме). При этом модернизированный вариант боевого модуля «Кортик» имеет сниженную на 2 т массу и увеличенную до 10 км дальность стрельбы ракетами. Главное артиллерийское вооружение представлено универсальной 100-мм артустановкой А-190 с боезапасом 332 снаряда (максимальная скорострельность 80 выстр./мин, дальность стрельбы 21,3 км, досягаемость по высоте – 15 км). Управление огнем 100-мм и 30-мм артиллерии осуществляется новейшей системой 5П-10 «Пума», антенный пост которой размещен на носовой надстройке. Уникальная система противоторпедной защиты «Пакет-НК» представлена двумя четырехтрубными 330-мм аппаратами, расположенных побортно в лацпортах. Ее торпеды могут использоваться как непосредственно против идущих на корабль вражеских торпед, так и против подводных лодок. Также для обнаружения и уничтожения подводных лодок предназначен вертолет постоянного базирования Ка-27.

Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС «Сигма», включает РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2», РЛС целеуказания УРО «Монумент-А» в радиопрозрачном обтекателе совмещенном с конструкцией фок-мачты, две НРЛС, гидроакустический комплекс «Заря-2» с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станцию «Минотавр-М» с протяженной буксируемой антенной, ОГАС «Анапа-М», автоматизированный комплекс связи «Рубероид», средства РЭБ и навигации. Для самозащиты от средств обнаружения противника и его противокорабельных ракет корабль оборудован четырьмя пусковыми установками ПК-10 комплекса выстреливаемых помех «Смелый». Для самообороны и защиты от пиратов или подводных диверсантов на пр.20380 имеются две тумбовые 14,5-мм пулеметные установки и два гранатомета ДП-64. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов. Для обеспечения радионавигации противолодочного вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты станции ОСПВ-20380.

Модульный принцип архитектуры кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих устанавливать на них новые системы оружия и радиоэлектронного вооружения. Это снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет жизненного цикла корабля.

ГЭУ корвета пр.20380 представляет собой двухвальную дизельную установку, состоящую из двух пар двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага. 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт каждый обеспечивают потребителей током мощностью 380 В (50 Гц). За счет уменьшения уровня шумов механизмов его ГЭУ, была снижена заметность корабля в гидроакустическом диапазоне – впервые в отечественной практике на НК применили технологии, отработанные ранее на наших атомных ПЛ последнего поколения.

В целом от имеющихся сейчас на вооружении противолодочных кораблей корвет пр.20380 отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4000 морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 99 человек.

Модификации. Помимо серийного корабля пр.20380 для отечественного флота ФГУП ЦМКБ «Алмаз» параллельно разработало и его экспортный вариант, получивший номер проекта 20382 и шифр «Тигр». Этот корабль отличается в основном наличием упрощенного вооружения в экспортном исполнении и наличием возможности заменять необходимые системы на аналоги западного производства в зависимости от требований заказчика.

Предполагается, что начиная с 5-го корабля типа «Стерегущий» в проект будут внесены некоторые изменения, в частности, касающиеся противокорабельного и зенитного вооружения. Вероятнее всего комплекс «Кортик-М» будет заменен на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска (например «Полимент»), а ПКРК «Уран» – на «Оникс» или «Клаб» также с УВП.

Программа строительства. 21 декабря 2001 года на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась закладка головного корвета «Стерегущий». Некоторое время спустя были заложены еще два однотипных – 20 мая 2003 г. «Сообразительный» и 27 июля 2005 г. «Бойкий», а затем еще два.

Всего планируется построить серию из 20 многоцелевых кораблей пр.20380 (по 5 на каждый из флотов), причем 4 из них должны быть сданы флоту до 2015 г.

Статус на 2008 г. Новые корветы должны стать основой ВМФ России в ближней морской зоне. Первые два корвета поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Они будут использоваться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.

Головной корабль серии – «Стерегущий» – впервые был представлен широй общественности на проходящем с 27 июня по 1 июля 2007 г. в Санкт-Петербурге III Международном военно-морском салоне под своим экспортным названием «Тигр».

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Водоизмещение, тонн
• стандартное 1 800
• полное 2 220

Основные размерения, м
• длина наибольшая (по КВЛ) — 104,5 (н/д)
• ширина наибольшая (по КВЛ) — 13 (н/д)
• осадка наибольшая (средняя) — 7,95 (н/д)

Главная энергетическая установка:
• 4 дизеля 16Д49, суммарная мощность, л.с. (кВт) — 23 320 (17 140)
• 4 дизель-генератора 22-26ДГ, мощность, кВт — 4 Х 630
2 вала; 2 пятилопастных гребных винта

Скорость хода, уз:
• наибольшая — 27
• экономическая — 14

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) ок. 4000 миль
Автономность, 15 сут.
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 99 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
• ПУ КТ-184 ПКРК «Уран»
ПКР 3М24 «Уран» (SS-N-25) — 2 Х 4

Зенитное ракетное:
• ПУ ПЗРК 9К38 «Игла» (SA-16 «Gimlet») — 8

Зенитное ракетно-артиллерийское (боезапас):
• ЗРАК «Кортик-М» (CADS-N-1B) — 2
– ПУ ЗУР 9М311М (SA-N-11 «Grison») — в каждом: 2 Х 4 (32)
– 30-мм автомат АО-18 (боезапас) — 2 Х 6 (3000)

Артиллерийское (боезапас):
• 100-мм АУ А-190-01 «Универсал» — 1 Х 1 (332)
• 30-мм ЗАК АК-630М — 2 Х 6 (6000)
• 14,5-мм пулеметная установка МТПУ — 2 Х 1 (н/д)

Торпедное вооружение (боезапас):
• 330-мм ТА ПТЗ «Пакет-НК» — 2 Х 4 (8)

Противодиверсионное (боезапас):
• гранатомёты ДП-64 — 2 (240)

Авиационное:
• вертолет Ка-27 («Helix-A») —
1

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

БИУС
«Сигма-20830»

РЛС общего обнаружения
1 х «Фуркэ-2»
1 х «Монумент-А» также для ЦУ ПКРК

НРЛС
1 х «Пал-Н»
2 х МР-231

ГАС
• «Заря-2» подкильная
• «Минотавр-М» протяженная буксируемая
• «Анапа-М» опускаемая
• «Пакет-А» целеуказания ПТЗ

Средства РЭБ
• ТК-25-2

Комплексы выстреливаемых помех
4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

Оптико-электронные приборы
4 х МТК-201М2.2
РЛС управления огнем
1 х «Монумент-А» для ПКРК «Уран»
2 х «Сандал-В» прием внешнего целеуказания
1 Х 5П-10 «Пума-02» для 100-мм АУ и ЗАК
1 Х МР-123-02 «Вымпел» (Bass Tilt) для ЗАК

Навигационный комплекс
• «Чардаш 20380»
• «Сюжет-КМ»
• CH-3101 спутниковая навигация
• ОСПВ-20380 радионавигация для вертолета

Комплекс радиосвязи
• «Рубероид»
• р/п «Бригантина»

РЛС госопознавания
3 Х «Пароль»

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *