Атомный эсминец «Лидер»: как Россия получит превосходство в Мировом океане

CC BY-SA 4.0 / Artem Tkachenko / Макет эсминца проекта 23560 (шифр «Лидер») на выставке «Армия 2015»

Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны. В российском Минобороны прошел согласование эскизный проект эскадренного миноносца «Лидер» Северного проектно-конструкторского бюро (город Санкт-Петербург). Техническое проектирование корабля нового поколения включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Начало строительства запланировано на 2025 год, однако резка металла для восьми эсминцев начнется уже в 2018 году.

Проект «Лидер» предусматривает строительство уникальных кораблей с учетом всех современных технологий и тенденций в области систем вооружения, средств связи, навигации и радиоэлектронного противодействия. Эсминец водоизмещением 15—18 тысяч тонн будет иметь ядерную энергетическую установку и, вероятно, в ближайшие десятилетия станет ключевым элементом системы обеспечения военно-морской мощи России в Мировом океане.

Эсминцы — это многоцелевые боевые корабли, предназначенные для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и летательными аппаратами противника. Современные тенденции таковы, что эсминцы становятся, по сути, ракетными крейсерами. Ставка делается на усиление боевых возможностей и огневой мощи, применение боевых информационно-управляющих систем нового поколения, введение в конструкцию элементов «невидимости», увеличение мореходности и повышение мощности. Автономность плавания при наличии ядерной энергетической установки не имеет ограничений. «Лидер» будет строиться уже по технологии снижения электромагнитной заметности за счет особой конструкции корпуса и благодаря применению специальных материалов.

Лучшие черты

Задачи перспективного эсминца — защита морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных и противодесантных операций. При этом «Лидер» сможет действовать самостоятельно и в составе ударных групп, в том числе авианосных.

В «Лидере» впервые воплощена концепция эсминца действительно нового поколения, и ключевая роль принадлежит Крыловскому государственному научному центру, где десятилетиями создается соответствующий научно-технический задел.

Советник генерального директора центра, доктор технических наук Валерий Половинкин отметил, что новый корабль совместит в себе качества сразу нескольких проектов: «Лидер» станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России — собственно эсминцы, большие противолодочные корабли и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан». Эсминец будет меньше кораблей 1144-го проекта, но лучше вооружен и оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Эти корабли с неограниченной автономностью плавания станут опорными точками в океане. Основным предназначением их станет борьба с наземными целями для поддержки десанта и с надводными силами противника, а также исключительно мощная противовоздушная и противолодочная оборона. В целом, корабль будет обеспечивать боевую устойчивость ВМФ России в области противовоздушной и противоракетной обороны во всех зонах Мирового океана».

По вооружению «Лидер» превзойдет ракетные крейсера ХХ века, и станет во всех отношениях станет прорывным кораблем, обладающим к тому же 7-бальной мореходностью и комфортными условиями для экипажа.

По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) эсминец превзойдет и американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, «Лидер» позаимствует многие удачные черты отечественного проекта 1144 (атомный ракетный крейсер «Орлан»), включая эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы — основное оружие.

Предположительно, корабль получит до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 «Прометей».

Облик корабля и его вооружение могут измениться в ходе выполнения технического проекта, однако уже известны основные характеристики: длина 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метров, скорость полного хода 32 узла, экипаж — до 300 человек, срок службы — не менее 50 лет.

Аналоги и перспективы

Принципиально новый корабль не может появиться на пустом месте. Он обязательно возьмет все лучшее от предшественников. В нашем случае это тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», которые не имеют зарубежных «однокласников». Это закономерно, в американском флоте крейсеры предназначены в основном для сопровождения многоцелевых авианосцев. Отечественные атомные надводные «монстры» создавались как самостоятельные единицы с высокой боевой устойчивостью. Вероятно, «Лидер» будет следовать той же традиции.

Основное оружие крейсеров проекта 1144 — сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) третьего поколения П-700 «Гранит».

При стартовой массе 7 тонн эти ракеты развивают скорость до 2,5 Махов, и доставляют на расстояние более 550 километров обычную боевую часть массой 750 кг (в ядерном оснащении — заряд-моноблок мощностью до 500 килотонн). Главное оружие «Лидера» — тоже ПКР.

Основа ПВО крейсера проекта 1144 — зенитный ракетный комплекс С-300Ф с боекомплектом из 96 зенитных ракет. На «Петре Великом» дополнительно установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» (поражает цели на расстоянии до 120 км, включая ПКР противника на высотах до 10 метров). Для «Лидера» в качестве основного комплекса ПВО и ПРО выбрали корабельный вариант С-500 «Прометей» с боекомплектом в 128 ракет. И здесь наблюдается преемственность.

Второй эшелон ПВО проекта 1144 — ЗРК «Кинжал», который поражает твердотопливными, одноступенчатыми, телеуправляемыми ракетами (128 единиц) воздушные цели, прорвавшиеся сквозь первую линию обороны. Дальность обнаружения целей в автономном режиме (без участия личного состава) — 45 километров. И новому эсминцу без второго эшелона не обойтись.

Третий рубеж ПВО — от 8000 до 50 метров — защищает комплекс ближней обороны «Кортик», который обеспечивает в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Боезапас — 192 ракеты и 36 тысяч снарядов. Ближнюю зону «Лидера» будут прикрывать два модуля корабельной версии ЗРПК «Панцирь».

Возможно, новый эсминец получит от «Орлана» и достаточно современный противолодочный комплекс «Водопад», ракето-торпеды которого сжатым воздухом выстреливаются стандартными торпедными аппаратами. Под водой запускается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает и доставляет боевую часть к цели по воздуху — на расстояние до 60 километров от корабля-носителя. Можно много интересного рассказать о системе бронирования и водонепроницаемых переборках проекта 1144 «Орлан». Возможно, эсминец «Лидер» станет еще более защищенным.

Безусловно, по-настоящему эффективный и универсальный атомный эсминец океанской зоны окажется дорогим, но даже небольшая серия таких кораблей позволит России наравне с передовыми странами последовательно отстаивать национальные интересы и осваивать ресурсы в самых удаленных районах Мирового океана.

Александр Хроленко
https://ria.ru

www.nasha-strana.info

откладывается или опаздывает? » Военное обозрение

Один из важнейших и интереснейших проектов отечественного военного кораблестроения – эсминец типа «Лидер». Пока он находится на ранних стадиях, но уже в ближайшем будущем должно стартовать строительство головного корабля новой серии. Впрочем, согласно последним заявлениям, закладка первого эсминца заметным образом смещается. По ряду причин, строительство удастся запустить только в начале следующего десятилетия – заметно позже, чем планировалось раньше.

Последние на данный момент официальные сведения о ходе проекта «Лидер» были оглашены 20 июня. Заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук, занимающийся вопросами кораблестроения, рассказал о последних достижениях и планах на будущее. По его словам, уже был выполнен аванпроект перспективного корабля, и теперь флот принимает решения. В ближайшее время инженеры-судостроители начнут разработку технического проекта. Строительство первого «Лидера» должно стартовать после 2020 года.


Таким образом, министерство обороны продолжает программу разработки нового корабля и готовится к будущему его строительству. Тем не менее, как следует из последних сообщений, закладка нового эсминца состоится с определенным опозданием относительно ранее оглашенных планов. Несколько лет назад военное ведомство опубликовало примерные планы на ближайшие годы, в которых присутствовала разработка нового эскадренного миноносца с последующим началом его строительства. На фоне последних сообщений эти планы выглядели весьма интересно.

Презентация «Оснащение современными образцами вооружения, военной и специальной техники», до сих пор присутствующая на официальном сайте Минобороны, охватывала период с 2013 по 2020 годы. В ней отражались планы относительно общих результатов перевооружения, а также желаемые закупки военной продукции и перспективные проекты. В «карточках» нескольких годов присутствовал некий проект эсминца. По всей видимости, речь шла именно о разработке, известной под шифром «Лидер».

Новый эсминец впервые упоминался в планах на 2013 год, срок реализации проекта – до начала 2019-го. Похожая информация сохранялась до 2017 года включительно. В планах на текущий 2018 год указывается, что проект эсминца будет реализован до 30 декабря. В следующие 2019 и 2020 годы эсминец в планах отсутствует: по-видимому, в связи с переходом от стадии проектирования к строительству.

Следует отметить, что подобные сроки разработки проекта и начала строительства головного корабля «Лидер» неоднократно упоминались в прошлом в официальных заявлениях и в различных публикациях прессы. Впрочем, позже появилась информация о возможном изменении графика работ. Теперь заместитель главкома ВМФ подтвердил, что закладка будущего «Лидера» состоится только в следующем десятилетии. При этом, как нередко бывает, в официальном сообщении не приводились причины смещения сроков.

Согласно ранее опубликованным данным, разработка проекта с шифром «Лидер» ведется Северным проектно-конструкторским бюро (г. Санкт-Петербург). Первые сообщения о начале работ в этом направлении появились еще в 2010 году. На тот момент речь шла о проработке предэскизного проекта. В дальнейшем новый эсминец несколько раз становился героем новостей. В основном они затрагивали те или иные технические особенности проекта. В феврале 2013 года стало известно, что командование флота утвердило предложенный предэскизный проект, и разработка нового корабля должна была перейти на следующий этап.

Лишь через два года Северное ПКБ продолжило работы; программа перешла в стадию эскизного проектирования. Эти работы были завершены примерно за полтора года – в конце 2016-го. Однако после этого имел место новый перерыв. По неким неустановленным причинам эскизный проект был утвержден с заметным опозданием – лишь в середине 2017 года. После этого организация-проектант могла приступить к разработке конструкторской документации, необходимой для последующего строительства корабля. Впрочем, и этот этап работ не стартовал без задержки.

Из недавних заявлений вице-адмирала Бурсука следует, что разработка технического проекта пока не начиналась, а военное ведомство занимается поиском необходимых решений. Старт очередного этапа опытно-конструкторских работ относят к ближайшему будущему. Все это оказало понятное влияние на сроки начала последующих работ. Закладку головного корабля проекта 23560 «Лидер» пришлось перенести на начало двадцатых годов, причем точная дата пока не называлась. Более того, пока нельзя исключать, что командованию вновь придется изменять планы и график работ.

Рассматривая доступные данные о ходе проекта «Лидер» совсем не трудно заметить, что разработчик корабля в лице Северного ПКБ прекрасно справлялся со своими задачами. Все стадии проектирования осуществлялись в минимальные сроки, а их результат, похоже, не подвергался серьезной критике и достаточно быстро утверждался заказчиком. Тем не менее, уже имели место две достаточно большие паузы, негативно сказывающиеся на общих сроках выполнения работ. Их причины пока не оглашались на официальном уровне, и потому приходится полагаться лишь на оценки и предположения.

Почему проект «Лидер», несмотря на все успехи, все еще достаточно далек от запуска строительства, и какие факторы мешают реализовать все планы в желаемые сроки? Располагая неполным объемом данных от официальных лиц, а также приняв во внимание некоторые предположения или даже слухи, можно найти сразу несколько ответов на этот вопрос. При этом очевидно, что проект 23560, отличаясь особой сложностью, попросту не мог не столкнуться с известными проблемами.

В первую очередь, фактором риска следует считать сложность и новизну проекта в целом. Российская судостроительная промышленность достаточно давно не разрабатывала и не строила столь крупные надводные корабли с выдающимися характеристиками. Частично потеряв опыт в этом деле, отрасль может столкнуться с известными проблемами, которые, среди прочего, должны привести к затягиванию работ. Впрочем, в области проектирования, по всей видимости, существенные проблемы такого рода отсутствуют. Известно, что на эскизное проектирование «Лидера» ушло не слишком много времени, и это дает повод для оптимизма.

Стоит отметить, что новые проблемы могут возникнуть в самом ближайшем будущем – на стадии технического проектирования. В частности, стоит ожидать некоторые затруднения с созданием и поставкой отдельных компонентов. Так, «Лидер» планируется оснастить ядерной энергетической установкой, разработка которой представляет весьма сложную задачу. Проблемы этого проекта, способные возникнуть на разных стадиях, негативно скажутся на всей программе строительства эсминцев. Также нельзя исключать те или иные затруднения по линии вооружений и бортового радиоэлектронного оборудования.


В проблему нового проекта 23560 может превратиться поиск площадки для строительства головного и серийных кораблей. Согласно наиболее реалистичным оценкам, будущий «Лидер» должен иметь длину порядка 200 м при ширине не менее 20 м и осадке более 5-6 м. Далеко не все отечественные судостроительные предприятия способны построить столь крупный корабль, а площадки с требуемым потенциалом уже загружены заказами на несколько лет вперед. В результате заказчику и исполнителю придется планировать строительство с учетом текущих и будущих возможностей промышленности.

Наиболее крупные площадки для строительства имеются у северодвинского завода «Севмаш», однако они полностью и на много лет вперед заняты строительством новых атомных подлодок и ремонтом атомного крейсера «Адмирал Нахимов». Схожим образом обстоит дело с Балтийским заводом, который сейчас строит ледоколы. Комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке пока не достроен, а на «Заливе» в г. Керчь продолжается модернизация. Также для строительства эсминцев можно будет использовать новую стапельную площадку с эллингом, которые в следующем году появятся на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге.

Вполне возможно, что несколько значительных перерывов в проектировании нового боевого корабля были связаны сразу с несколькими причинами разного рода, но на основании доступных данных можно сделать некоторые выводы. Наиболее серьезным фактором, больше всего влияющим на перспективы кораблестроения, следует признать именно специфику работы верфей. Все крупные площадки уже загружены заказами и занимаются решением наиболее актуальных задач. В таких условиях новый эсминец – при всех его положительных чертах и важности для флота – оказывается в непростой ситуации.

Впрочем, пока не стоит исключать и факторы, связанные с проектированием корабля и отдельных его систем, а также прочие затруднения, характерные для опытно-конструкторских работ. Но, как уже отмечалось, предэскизное и эскизное проектирование «Лидера» было выполнено в минимальные сроки, а паузы возникали между ними – это полностью оправдывает конструкторов и их разработку.

Все говорит о том, что министерство обороны и командование флота видят текущую ситуацию в сферах создания новых проектов и строительства уже заказанных кораблей, а также учитывает ее при составлении планов. Как минимум, до конца текущего десятилетия верфи не смогут найти свободное место для закладки головного «Лидера», и потому ВМФ решил не торопиться с его разработкой. Конструкторы-судостроители смогут в спокойной обстановке и без спешки проработать технический проект, выполнив все требования заказчика, а также вовремя обнаружив и исправив возможные недочеты.

В результате текущих решений строительство первого эсминца «Лидер» начнется не ранее 2020 года, а флот сможет получить этот корабль только в середине десятилетия. Конечно, такие сроки могут не устраивать командующих или общественность, но в текущей ситуации они оказываются разумным компромиссом между желаниями и возможностями. Тем более, в конечно итоге ВМФ России все равно получит новые корабли с высокими характеристиками и выдающимися боевыми возможностями.

***

Согласно ранее опубликованным данным, проект 23560 «Лидер» предусматривает строительство эсминца с управляемым ракетным вооружением, имеющего водоизмещение не менее 14-16 тыс. т. Корабль будет иметь длину порядка 200 м при осадке более 5-6 м. Ранее рассматривалась возможность использования ядерной или обычной энергетической установки; позже была выбрана система на основе реактора. С ее помощью корабль сможет развивать скорость до 30-32 узлов, а дальность плавания будет практически неограниченной. Автономность ограничивается только запасами продовольствия и возможностями экипажа.

Основным ударным вооружением «Лидера» станут крылатые ракеты нескольких типов, имеющие разное назначение. Такие изделия будут располагаться в ячейках универсальной пусковой установки, общий боекомплект – несколько десятков ракет всех типов. Также планируется использовать современные зенитные комплексы нескольких типов, способные организовать эшелонированную оборону. Предусматривается монтаж артиллерийской установки с орудием калибра 130 мм и современного торпедного комплекса. Также корабль сможет перевозить пару вертолетов.

На выставках последних лет несколько раз демонстрировался макет будущего эсминца, получивший узнаваемую многоярусную надстройку с характерными панелями, прикрывающими антенны разных систем. Впрочем, нельзя исключать, что на определенных этапах проектирования облик корабля заметным образом изменится.

В последние годы неоднократно поднималась тема возможной численности «Лидеров». Так, в 2016 году в сообщениях прессы упоминалась возможность строительства 20 эсминцев. Чуть позже были оглашены менее амбициозные планы в виде восьми кораблей. Новые сведения на этот счет более не поступали, и, по всей видимости, пока в планах военного ведомства действительно присутствует не более 8-10 перспективных кораблей типа «Лидер».

Новости последних лет не дают особого повода для оптимизма. Разработка предэскизного и эскизного вариантов нового проекта «Лидер», несмотря на некоторые задержки, была завершена еще в прошлом году. Однако на следующие работы уйдет определенное время, и закладка первого эсминца состоится не ранее 2020 года. Военно-морской флот России все же сможет получить новый крупный надводный корабль с современным оснащением и вооружением, но не в самое ближайшее время. Его придется ждать еще несколько лет.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
https://vz.ru/
http://mil.ru/
https://flotprom.ru/
https://tvzvezda.ru/

topwar.ru

на что будет способен российский эсминец нового поколения

Перспективный российский эсминец «Лидер» может стать «самым вооружённым» кораблём в мире, сообщает американский портал Military Watch. Будущий эскадренный миноносец должен получить новейшие комплексы ПВО и гиперзвуковые ракеты, способные преодолевать любую систему ПРО. Как полагает издание, по своим возможностям «Лидер» превзойдёт всех зарубежных конкурентов. По мнению экспертов, ввод в эксплуатацию подобных кораблей заметно усилит ВМФ. Предполагается, что реализация проекта начнётся после 2020 года. Чем уникален российский эсминец, выяснял RT.

Военно-морской флот РФ заметно увеличит боевую мощь после поступления на вооружение эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер» (в западной терминологии — «Шквал»), говорится в публикации американского портала Military Watch. Издание утверждает, что российские эсминцы станут «самыми серьёзно вооружёнными» кораблями в мире.

«Корабли «Шквал» планируется ввести в эксплуатацию в 2020-х годах. Технологии, которые будут реализованы в этом проекте, вполне могут сделать эти эсминцы одними из самых боеспособных кораблей в своём классе», — отмечают авторы материала.

Сообщается, что с большой вероятностью «Лидер» получит современное ударное вооружение — комплексы «Калибр» и гиперзвуковые противокорабельные ракеты  «Циркон». Также арсенал «Лидера» могут пополнить модифицированные ракеты, которые используются в новейшем авиационном комплексе «Кинжал».

  • Зенитный ракетно-пушечный комплекс морского базирования «Панцирь-МЕ»
  • © Ростех

От атаки авиации и ракет противника корабль будут защищать морские версии новейших зенитных комплексов С-500, С-350, «Панцирь» и система «Полимент-Редут», которая разрабатывается ЦКБ «Алмаз» специально для кораблей нового поколения.

Главная особенность «Лидера» — около 200 вертикальных пусковых установок «для различных типов вооружений, включая противокорабельные, подводные и противовоздушные».

Как полагает Military Watch, разработка проекта 23560 отражает стремление военного руководства РФ частично восстановить потерянную после распада СССР мощь ВМФ и обновить флот, выполняющий задачи в дальней (океанской) морской зоне.

Сочетание универсальности и мощи

 

«Лидер» — первый проект эскадренного миноносца в новейшей истории России. Эсминцы призваны прийти на смену крупным кораблям первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т), которые были построены в советские годы.

В перспективе «Лидер» должен заменить атомные крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий») и проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцы проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочные корабли проекта 1155.

Эсминец проекта 23560 является детищем АО «Северное проектно-конструкторского бюро» (СПКБ, Санкт-Петербург). Водоизмещение корабля составит свыше 10 тыс. т (в СМИ можно встретить данные о 15 и 18 тыс. т), длина — около 200 м, ширина — 20 м.

«Лидер» будет оснащён атомной силовой установкой, которая позволит увеличить автономность нахождения в море до 90 суток. Максимальная скорость корабля составит 30 узлов.

Помимо грозных ракетных комплексов, арсенал эсминца будет включать 130-мм артиллерийские установки А-192 и торпедные аппараты СМ-588. На палубе и в ангаре «Лидера» сможет разместиться несколько вертолётов Ка-27 или Ка-32.

«Корабли проекта 23560 позволят ВМФ выполнять широчайший спектр задач в дальней морской зоне, то есть за тысячи миль от пунктов базирования. Прежде всего, речь идёт о боевом дежурстве на океанских просторах и о сопровождении авианосцев», — пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По его мнению, «Лидер» станет многоцелевым кораблём, способным выполнять различные миссий ВМФ, включая демонстрацию силы. Как считает эксперт, опыт ВМС США и западных государств свидетельствует о высокой эффективности эскадренных миноносцев в классе кораблей первого ранга.

  • Ракетный крейсер первого ранга «Москва» на параде в честь Дня ВМФ, Севастополь, 2017 год
  • © Василий Батанов / РИА Новости

«Крейсера потихоньку уходят в прошлое, а фрегаты по своим возможностям всё же не дотягивают до эсминцев, которых выгодно отличает универсальность в сочетании с более серьёзной боевой мощью», — добавил Корнев.

«Усилят возможности ВМФ»

 

В западных СМИ можно встретить точку зрения о том, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики — отнюдь не случайна. Тем не менее, я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты Северного ПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • © Пресс-служба Северного флота / РИА Новости

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой Госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

«Если решение о строительстве «Прибоев» и «Шторма» действительно принято, то без «Лидера» ВМФ точно не обойтись. Потребность в новых эсминцах слишком велика. Однако и без авианосцев эти корабли однозначно усилят противолодочные, разведывательные и ударные возможности ВМФ», — резюмировал Корнев.

pravdoryb.info

Первый будущий эсминец класса “Лидер” получил свое название

Как стало известно, головной корабль будущей серии супер-эсминцев российского флота класса «Лидер» получил название  «Орлов-Чесменский», в честь графа Алексея Орлова, известнейшего российского флотоводца Екатерининской эпохи, одержавшего в 1770 году грандиозную победу над турецким флотом в Чесменской бухте.

 

 

Перспективные эсминцы класса «Лидер» являются, пожалуй, одним из наиболее обсуждаемых и «ожидаемый» проектов кораблей российского флота, который сможет в будущем поднять мощь ВМФ России на качественно новый уровень. Наиболее значимые дискуссии разворачиваются в СМИ и интернет-пространстве вокруг самой концепции корабля, но самое главное — перспектив его строительства вообще.

При этом сам облик корабля, как и перспективы его строительства фактически не декларируются высшим военно-политическим руководством России, что зачастую вызывает скептическое отношение к данному проекту. В частности, нередко в различных СМИ можно встретить скептическое отношение к самой возможности данного проекта. Это обосновывается следующими аргументами:

  • Заявлений о включении этих кораблей в будущую государственную программу вооружений на 2017-2025 годы. Впрочем, сама программа ещё не утверждена.
  • Эсминцам класса «Лидер» предстоит стать наиболее крупными кораблями за всю историю современного российского флота. В связи с этим, зачастую вызывает сомнения возможность самой их постройки в адекватный временной промежуток.
  • Если даже эсминцы и будут заложены, то они превратятся в «долгострой» и будут строится огромный срок.
  • Подвергается сомнению сама возможность строительства таких кораблей на существующих российских верфях.
  • Т.к. «Лидеры» будут иметь огромную стоимость, то высказываются сомнения в возможности изыскания средств на их постройку в текущей экономической ситуации. 

Действительно, эсминцы «Лидер» должны стать самыми крупными боевыми кораблями, построенными в истории современной России. При этом назвать их «эсминцами» можно с большим трудом. Фактически это настоящие тяжёлые ракетные крейсеры дальней океанской зоны — их водоизмещение составит по меньшей мере 14 тысяч тонн, а по своим боевым возможностям они будут существенно превосходить даже самый мощный на текущий момент корабль ВМФ России, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Скептическое мнение относительно постройки «Лидеров» вызвано и существующими темпами строительства фрегатов проекта 22350. Головной фрегат данного проекта, «Адмирал Горшков» был заложен в 2006 году, приступил к испытаниям в конце 2014 года, а в строй войдёт лишь в 2017 году. Однако столь длительные сроки строительства объясняются тем, что фрегаты проекта 22350 изначально создавались под перспективное вооружение, которое только предстояло создать, а также вызвало неизбежное в таком случае «затягивание» сроков его создания, которые в подобных случаях всегда превышают ожидаемые. 

Стоит заметить, что в настоящий момент ведётся тотальная реконструкция российских верфей и в частности «Северной верфи» с целью обеспечения постройки кораблей большого водоизмещения и реализации новейших технологий судостроения, позволяющих строить корабли со скоростью, намного превышающую существующую. Скорее всего столь радикальная и масштабная модернизация российских верфей производится и с целью обеспечения постройки в том числе и новейших эсминцев класса «Лидер». Об этом заявлял и глава российской Объединённой Судостроительной Корпорации (ОСК) — по его словам строительство «Лидеров» может быть начато после завершения реконструкции «Северной верфи».

Кроме того, косвенным признаком оценки самой возможности российских верфей строить корабли большого водоизмещения может быть следующий факт — в июне 2016 года был спущен на воду головной ледокол новейшего проекта 22220 «Арктика», водоизмещением в 33,5 тысячи тонн, при этом стапельный период строительства корабля занял лишь чуть более 2.5 лет («Арктика» была заложена в начале ноября 2013 года), а сдача корабля ожидается в декабре 2017 года. Конечно ледокол — это не боевой корабль, с огромной номенклатурой вооружения, но это и не «простой» гражданский корабль, а на порядок более сложный и технологичный. 

Таким образом, с огромной долей вероятности эсминцы «Лидер» будут заложены до 2020 года (в самом оптимистичном случае можно рассчитывать на закладку головного корабля в 2018 году), а то, что головной корабль получил название, пусть и «предварительное» по всей видимости, является лишним аргументом к тому, что «Лидеры» будут построены.

Эсминцы проекта 23560 «Лидер» скорее следует по классификации относить к крейсерам, судя по заявленным характеристикам это будут современные аналоги тяжёлых атомных ракетных крейсеров пр.1144, но при этом по сравнению с ними будут иметь в несколько раз больший арсенал вооружения. Модель этого перспективного эсминца была представлена на выставке «Армия-2015». Однако стоит заметить, что данный облик эсминца отнюдь не окончательный и очевидно находится на стадии детальной проработке.

Тем не менее, данная модель позволяет примерно оценить как набор вооружения корабля, так и применяемые технически решения. Судя по представленной модели, «Лидер» будет иметь несколько РЛС различного назначения, размещённых на огромной пирамидальной мачте с целью расширения радиогоризонта (что критически важно для обнаружения низколетящих целей), из которых будет сразу несколько многофункциональных РЛС, предназначенных для управления процессом поражения воздушных целей.

Согласно представленной модели, предварительный проект эсминца предусматривал следующий комплекс вооружения — 64 ячейки универсальных корабельных стрельбовых комплекса (УКСК), в каждую из которых может быть помещена либо сверхзвуковая противокорабельная ракета «Оникс», либо одна из крылатых ракет семейства «Калибр», либо (по некоторым данным) даже «морская» версия стратегической авиационной крылатой ракеты Х-101.

Зенитно-ракетное вооружение, представленного «предварительного» проекта «Лидера» включает 56 ячеек морского варианта ЗРК С-400 и 16 ячеек ЗРК «Полимент-Редут». Причём каждый из вышеуказанных ЗРК будет работать, по всей вероятности, под управлением «своей» РЛС, а следовательно смогут работать «параллельно» друг другу, в результате чего количество обстреливаемых целей и наводимых ракет будет достигать огромных значений.

Также стоит заметить, что вышеуказанное вооружение вполне вероятно будет полностью готово к моменту завершения строительства, учитывая, что ввод в строй головного корабля едва ли стоит ожидать раньше 2025 года. ЗРК «Полимент-Редут» скорее всего в ближайшем будущем будет полностью «доведён», а «морской» вариант зенитно-ракетного комплекса С-400 будет установлен на модернизируемом крейсере проекта 11442 «Адмирал Нихимов».

Также судя по имеющимся сведениям успешно ведутся работы по созданию принципиально новой боевой информационно-управляющей системы (БИУС) для управления всей номенклатурой вооружения перспективных кораблей, которая обеспечивает создание на корабле «единого информационного пространства». К примеру, в начале текущего года Объединённая Приборостроительная корпорация заявила о создании некоего «бортового компьютера» для модернизируемого «Адмирала Нахимов» и по всей видимости речь идёт о создании супер-компьютера, аналогичного устанавливаемым на корабли, оснащённых БИУС «Иджис», который будет «ярдом» информационно-управляющей системы корабля.

Конечно, учитывая огромную стоимость и сложность будущих эсминцев «Лидер» едва ли может идти речь о строительстве какой-либо крупной серии. Скорее всего их едва ли будет построено более 4 единиц.

Однако строительство и ввод в строй данных эсминцев, позволит создать на Северном и Тихоокеанском флоте мощнейшие корабельные ударные группы (КУГ) в составе модернизированного крейсера проекта 1144, 1-2 эсминцев «Лидер» и «эскорта» из нескольких фрегатов проекта 22350. По сравнению с существующими корабельными группировками ВМФ России, такая КУГ будет обладать гигантскими боевыми возможностями, в разы превосходящие возможности существующих КУГ Северного и Тихоокеанского флота.

Павел Румянцев

По материалам «Известия»

 

dfnc.ru

«Северное ПКБ» приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер» | Блог Дмитрий Савицкий

Россия построит атомные эсминцы

Новые корабли придут на смену атомным ракетным крейсерам типа «Петра Великого»

«Северное ПКБ» приступило к созданию технического проекта перспективного эсминца проекта 23560 «Лидер». Корабль будет обладать водоизмещением около 17,5 тыс. т, что приблизит его к самым большим атомным ракетным крейсерам российского Военно-морского фота проекта 1144 «Орлан» типа «Петра Великого». Как сообщил «Известиям» бывший замглавкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов, появление таких кораблей говорит о геополитических интересах руководства России. Резка металла под новый корабль, по данным Объединенной судостроительной корпорации, начнется в начале 2018 года. Всего планируется построить восемь кораблей подобного класса.

— Атомные крейсеры автономны, хорошо вооружены и способны решать различные задачи в любой точке мирового океана, — отметил Игорь Касатонов. — Кораблей подобного класса российский ВМФ не заказывал с 1989 года, что означает, что у страны снова появились геополитические интересы по присутствию в отдаленных регионах мира.

Советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин, где создавался аванпроект эсминца, рассказал «Известиям», что новый корабль должен будет совместить в себе качества сразу нескольких проектов. Эсминцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут «опорными точками в мировом океане».

Читайте еще:

[Жители сирийского Манбиджа: американцы не уступают в зверствах ИГИЛ]

Жители сирийского Манбиджа: американцы не уступают в зверствах ИГИЛ

В результате авианалета в ночь на 19 июля американской коалиции на сирийскую деревню Тухар погибло более 200 мирных жителей

— «Лидер» станет универсальным кораблем способным заметить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан», — рассказал «Известиям» Валерий Половинкин. — При этом корабль будет меньше кораблей 1144-го проекта, но будет нести куда большее количество вооружения. Автономность подобных кораблей обычно определяется запасами продовольствия, атомная энергетическая установка способна работать без перезарядки в течение нескольких лет.

По информации «Известий», новый эсминец получит атомную энергетическую установку РИТМ-200. Такой же агрегат устанавливается на перспективные ледоколы проекта 22220. Первый корабль серии — «Арктика» — спущен на воду в июне. Благодаря новой энергоустановке «Лидер» сможет развивать скорость до 30 узлов. Его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными кораблями типа «Арли Берк».

Судя по представленному на форуме «Армия-2015» макету, корабль получит от двух до четырех пусковых установок «Калибр» с ракетами «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны будет представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены по два боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Всего в арсенале эсминца окажется 200 ракет различного назначения.

Впрочем, как отметил эксперт в области военно-морских вооружений Александр Мозговой, окончательный облик «Лидера», набор его вооружений могут претерпеть существенные изменения в ходе выполнения технического проекта.

— Не так давно стали известны результаты эскизного проектирования корабля, которые показали, что его облик имеет значительные отступления от первоначального замысла, выработанного в рамках аванпроекта и одобренного Минобороны, — рассказал «Известиям» Александр Мозговой. — Учитывая высокий уровень инновационной составляющей и необходимость полной реализации научно-технического задела по перспективному эсминцу, скорее всего, на стадии технического проектирования будут внесены существенные изменения в его конструкцию, коснется это не только технического облика, но и дальнейших планов по строительству серии.

Как отмечает эксперт, выбор столь масштабного проекта вызван исключительно ситуацией, сложившейся в российском ВМФ с проблемой импортозамещения — отсутствием собственного производства газотурбинных энергетических установок. В отличие от них производство атомных у нас идет серийно. Об этом свидетельствует успех с реализаций программы строительства серии атомных ледоколов. При этом успешно зарекомендовавшие себя в ходе сирийской компании корабли проекта 21631, вооруженные ракетными комплексами «Калибр», не имеют возможности действовать на большом удалении от собственных берегов — автономность их плавания не превышает 30 суток. Это практически переход от Мурманска к Гибралтарскому проливу, у атомных эсминцев она неограниченна, — отметил Александр Мозговой.

— Исправление ошибок, допущенных при определение технического облика и боевых характеристик на любой стадии проектирования, а тем более в ходе постройки корабля, очень дорогостоящее удовольствие, — соглашается Игорь Касатонов.

По словам адмирала, ошибки приводят к недопустимому затягиванию сроков ввода кораблей новых проектов. Некоторые из них эксплуатируются в режиме опытной эксплуатации, проходят бесконечные доработки, которые в итоге не приводят к реализации изначально заложенных идей, именно поэтому сейчас наступает решающий момент в судьбе будущего проекта, отметил Касатонов.

На заставке — макет эсминца проекта «Лидер»

http://izvestia.ru/news/623192 .

×

cont.ws

В США эсминцу «Лидер» предрекли статус самого вооружённого корабля

Вашингтон, 25 июля 2018, 07:36 — REGNUM  Новейший российский эсминец «Лидер» проекта 23 560 обещает стать «самым серьезно вооруженным военным кораблем в мире». Эскадренный миноносец будет достойным конкурентом для потенциальных противников, пишет американское издание Military Watch.

По передовым характеристикам эсминец оставит далеко позади большинство существующих военных кораблей. Так, подобными, но менее современными ракетными комплексами, оснащены китайские эсминцы типа 055.

«Лидер» могут вооружить модифицированной версией ЗРК С-500 «Прометей», ЗРПК «Панцирь-С1», ЗРК «Полимент-Редут» и ЗРК С-350 «Витязь», модифицированными с учетом особенностей флота. На эсминце, отмечает издание, будет около 200 вертикальных пусковых установок, использующих системы «холодного пуска».

Перспективное оснащение крылатыми ракетами «Калибр», гиперзвуковыми ракетами большой дальности типа «Циркон» и модифицированной версией авиационно-ракетного комплекса «Кинжал» делает эсминец «Лидер» очень многообещающей разработкой, считает автор публикации. Тем самым Россия возвращает себе статус крупной военно-морской державы.

Как сообщало ИА REGNUM, предварительный проект нового атомного российского эсминца «Лидер» представило Северное проектно-конструкторское бюро. В командовании ВМФ, как заявил заместитель главкома по вооружению Виктор Бурсук, изучают проект. Строить первый корабль такого типа начнут не ранее 2021 года.

Читайте также: Для ВМФ России проектируются эсминцы «Лидер» с атомными энергоустановками

Читайте ранее в этом сюжете: Командование ВМФ России изучает аванпроект атомных эсминцев типа «Лидер»

regnum.ru

Почему срываются планы по созданию нового эсминца «Лидер» для ВМФ

ВМФ подтвердил планы по строительству одного из ключевых типов кораблей российского военно-морского флота будущего – нового эсминца. Создание нового основного корабля океанской зоны обсуждалось давно, но реализация проекта постоянно откладывалась. В чем состоят проблемы с постройкой этих кораблей, где именно их будут строить и какое вооружение они должны будут нести?

Строительство миноносца типа «Лидер» может начаться после 2020 года, сообщил РИА Новости заместитель главнокомандующего ВМФ Виктор Бурсук. Заявление представителя ВМФ означает, что слухи об отказе от планов по строительству этого корабля являются только слухами. Хотя стоит признать, что дыма без огня не бывает. По крайней мере, разговоры о строительстве нового эсминца вот уже много лет остаются лишь разговорами. И все же — от строительства эсминцев нового проекта никто и не думал отказываться.

По первоначальному плану Минобороны России на 2013-2020 гг. новый эсминец числился в разделе «Разработка перспективных образцов ВВСТ. Принятие на вооружение. Начало серийного производства» (надо полагать, имелась в виду закладка головного корабля) с датой «до 30.12.2018».

Согласно годовым отчётам Северного проектно-конструкторского бюро (СПКБ), эскизное проектирование эсминца пр. 23560 началось в апреле 2015 года и к концу следующего года было завершено на 100%. Разработку техпроекта планировалось начать в июне 2016 г.. Однако рассмотрение вариантов эскизного проекта затянулось, и его утверждение заказчиком состоялось ориентировочно в июле-августе 2017 г., после чего в процессе создания корабля была сделана пауза. Именно так — сделана пауза, а не дан красный свет, ибо без основного корабля океанской зоны полноценного военно-морского флота у России не будет (как не было бы армии без основного танка, а авиации — без истребителя завоевания господства в воздухе). Работа над проектом эсминца была приостановлена по крайней мере по двум причинам.

Сначала фрегаты

Первой причиной стали проблемы со строительством фрегатов. Ещё в 2005 г. бывший начальник управления кораблестроения ВМФ России Анатолий Шлемов озвучил «замысел командования ВМФ, поддержанный флотской наукой — последовательное создание головных кораблей: сначала корвет, затем фрегат, потом эсминец и далее авианосец». Если с корветами, пусть и со скрипом, дела идут, то постройка фрегатов пр. 22350 была благополучно сорвана заводом-строителем (Северная верфь) и разработчиком ЗРК «Полимент-Редут» («Алмаз-Антей»).

Как известно, головной корабль серии «Адмирал Горшков», строительство которого началось более 12 лет назад, до сих пор не передан флоту. Ещё три корпуса находятся в достройке и на стапелях, однако с 2013 г. не было заложено ни одного нового фрегата данного проекта и, скорее всего (несмотря на заявления о серийности 22350 в шесть единиц), заложено уже не будет. Вместо них предполагается строить улучшенную модификацию «Горшкова», которую называют 22350М (хотя по принятой пятизначной системе индекс должен быть 22351 или типа того).

О новом проекте известно очень мало: он будет иметь большее водоизмещение и лучше вооружён. Возможно, новый фрегат будет даже океанской зоны (мини-эсминец) и, как это ни парадоксально, первого ранга (по имеющимся данным, более 5000 тонн нормального или стандартного водоизмещения). Не исключено, что заказ на серию 22350М разместят на двух верфях — Северной (СПб) и ПСЗ «Янтарь» (Калининград), что было бы очень хорошо, поскольку на «Янтаре» умеют быстро строить корабли. В целом, как это ни обидно, в ГПВ 2018-2027 помимо атомных и неатомных подводных лодок вошли в основном фрегаты и корабли «береговой обороны» (ближней морской зоны), отодвинув создание надводной океанской компоненты ВМФ на 7-10 лет.

Новый стапель

Другой весомой причиной приостановки работ по созданию нового эсминца стало отсутствие подходящих построечных мест. О главных размерениях пр. 23560 можно лишь догадываться. Наиболее достоверное водоизмещение известно от бывшего замминистра обороны по военно-техническому обеспечению Юрия Борисова — 14 000 тонн. При полном водоизмещении в 14 000 тонн главные размерения должны быть близки к следующим — длина наибольшая 199 м, ширина наибольшая 22,5 м, осадка средняя 6,8 м (получены методом подстановки для коэффициентов теоретического чертежа, соизмеримых с аналогами, в частности — с ракетными крейсерами пр. 1164).

Крытые эллинги Севмаша (Северодвинск) в настоящий момент целиком и полностью заняты атомной подводной тематикой («Бореи», «Ясени», ПЛА спецназначения), судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке ещё не готов, керченский «Залив» ещё не восстановил свои компетенции. Возможности «Янтаря» ограничены габаритами передаточного (спускового) дока — длина до 170 м, петербургский Балтийский завод плотно занят атомными ледоколами, стапельные места действующего эллинга Северной верфи позволяют строить заказы с той же максимальной длиной, что и на «Янтаре».

В самом конце прошлого года между Северной верфью и Метростроем был подписан долгожданный контракт на строительство стапельной площадки с двухпролётным эллингом размером 250х140 м со сроком окончания работ в I кв. 2019 г. Активная фаза работ должна была начаться в апреле с.г. и, судя по опубликованным спутниковым снимкам, действительно началась. Новый эллинг в Санкт-Петербурге, в котором «для разогрева» сначала планируется построить два десантных вертолётоносца (УДК), снимет с повестки дня вопрос «где строить «Лидеры»?», однако для ускоренной постройки серии для двух флотов необходима ещё одна верфь, которой в идеале может стать ССК «Звезда».

23560: факты и догадки

Предположительные главные размерения нового эсминца приведены выше. Они близки к размерениям малопривлекательного внешне концепт-проекта Крыловского научного центра, пагодообразная надстройка которого вызывает ассоциации с японскими линкорами Второй мировой войны, однако растиражированное в СМИ водоизмещение (17 500 т) явно завышено. Озвученные же Юрием Борисовым 14 000 тонн хорошо вписываются в общемировую тенденцию увеличения водоизмещения основных надводных кораблей океанской зоны. Малосерийный (пока малосерийный) «Зумвальт» весит 16 000 т, китайский Type 055 — порядка 12 000 т, даже версия III блистательного «Арли Бёрка» (самого массового эсминца современности) вплотную приблизилась к 10 000 тонн.

Уже известно, что из двух вариантов главной энергетической установки (газотурбинной и атомной) выбрана атомная ГЭУ, которая позволит «Лидерам» чувствовать себя комфортно как в дальнем одиночном плавании (в мирное время), так и в составе корабельных авианосных и ударных групп (с атомными авианосцами нового проекта и крейсерами пр. 11442М).

О вооружении пр. 23560 можно судить только по концепт-проекту КГНЦ, однако здесь, в отличие от формы надстройки, фантазия его авторов, надо полагать, была всё же ограничена требованиями ВМФ (назовём это аванпроектом ТТЗ). Если так, то, согласно рекламным материалам, представленным на «Армии-2017», «Лидер» будет нести порядка 200 ячеек установок вертикального пуска для ракет различного назначения (128 ЗУР ПВО и ПРО, а также 64-72 КРБД, ПКР и ПЛУР), 130-мм артустановку (возможно, калибр будет увеличен до 152 мм), два вертолёта и пр.

Что касается новых сроков выполнения программы создания нового эсминца, то есть информация, что его техническое проектирование (основной этап разработки проекта, в ходе которого подтверждаются и детализируются решения принятые в эскизном проекте) начнётся после 2020 года, а постройка головного корабля — ориентировочно в 2025 г. (для скорейшего обновления основного корабельного состава ВМФ России очень хотелось бы, чтобы одновременно началось строительство двух заказов на Северной верфи и двух — на ССК «Звезда»).

По поводу серийности эсминцев пр. 23560 есть данные, что сначала планировалось заказать 12 кораблей (по шесть для СФ и ТОФ), затем это количество было сокращено до восьми единиц (4 плюс 4). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что серийность эсминцев определяется тем же критерием, что и серийность авианосцев, а именно — наличием двух корабельных авианосных групп, постоянно находящихся на боевой службе (одна из состава Северного, другая — Тихоокеанского флота) и обеспечивающих проекцию силы на любой район Мирового океана.

Количество эсминцев в КАГ должно быть не менее двух при наличии в ёё составе ещё, скажем, четырёх больших фрегатов пр. 22350М. Четыре ЭМ на боевой службе означает 12 в боевом составе ВМФ (плюс 4 в готовности сменить тех, кто на БС, плюс 4 в ремонте). Иначе постоянного присутствия не будет.

Трудности классификации

В заключение — немного семантики. Эсминец — это эскадренный миноносец, т.е. миноносец, способный действовать в составе эскадры (на переходе морем и в бою). Эсминцы появились незадолго до Русско-японской войны и предназначались в частности для охранения крупных боевых кораблей от атак миноносцев, отсюда их оригинальное название — контрминоносцы или истребители. В других европейских языках это название сохранилось до сих пор (англ. destroyer) и совсем не входит в противоречие со здравым смыслом. В русском же флоте термин «истребитель» некоторое время был в ходу, но не прижился — «эсминец» сочли более уместным и благозвучным.

Всё было хорошо, пока главным оружием эсминцев были мины, точнее — самодвижущиеся мины (торпеды).

Однако с принятием на вооружение крылатых ракет КСЩ и вступлением в строй вооружённого ими эсминца «Бедовый» (1958) явственно обозначился смысловой диссонанс. Чтобы привести в соответствие основное вооружение и класс, в 1966 г. все ракетные эсминцы (пр. 56М и 57бис) переклассифицировали в большие ракетные корабли, но всего через 10 лет было начато строительство новой серии эскадренных миноносцев (пр. 956 «Сарыч»).

Применительно к «Лидеру» с крейсерским водоизмещением и огромным ракетным боезапасом «эсминец» и вовсе режет слух. Некоторым оправданием в данном случае может служить непоколебимая верность военных моряков морским традициям. Ну или если Главный штаб ВМФ принял решение зарезервировать класс «крейсер» для ещё бОльших, нежели 23560, кораблей, которые рано или поздно могут сменить тяжёлые атомные ракетные крейсера пр. 11442М «Пётр Великий» и «Адмирал Нахимов».

agitpro.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *