разница. Расхождение течений в исламе :: SYL.ru
Слушая сводки новостей из Ближнего Востока, мы постоянно узнаём о враждующих суннитах и шиитах. То одни подорвали мечеть, то другие захватили заложников. Почему между ними продолжается противостояние? Кто такие шииты и почему они недолюбливают суннитов? Давайте разбираться.
Раскол
Сунниты – мусульмане, которые исповедуют ислам. Кто такие шииты? Они приверженцы той же религии, вот только, по мнению суннитов, их верование не является истинным. Раскол между мусульманами произошёл очень давно – приблизительно 13 веков назад. Причиной возникновения двух лагерей стало не принципиальное расхождение взглядов на религию, а банальное распределение политического влияния и борьба за власть. Когда срок правления последнего из четырёх халифов Али подошёл к концу, возник вопрос: кто займёт его почётное место? И тут понеслось…
Одни считали, что во главе халифата обязан стать только прямой потомок Пророка. Он будет не только достойным руководителем, но и лидером, что обладает высокими моральными и духовными качествами, чтит традиции ислама и является последователем своих уважаемых предков. Их назвали шиитами – с арабского это переводится как «власть Али». Другие же отрицали кровное родство правителя с Пророком и считали, что руководить халифатом сможет любой достойный мусульманин из общины. Их позиция опиралась на тезисы из книги – сунны. Именно поэтому их назвали суннитами.
Распространение
Суннизм и шиизм – наиболее многочисленные ответвления ислама. Первых в мире насчитывается больше миллиарда, вторых – около ста миллионов, а это всего лишь десятая часть представителей мирового исламизма. Среди суннитов можно встретить верующих практически из всех мусульманских стран: это арабы, катары, турки, татары. Шииты же в основном проживают в Азербайджане, Ливане, Иране и Ираке. Конечно, это всего лишь условное распределение, так как представители двух верований могут сосуществовать в одной стране, несмотря на многочисленные конфликты.
Как бы там ни было, но серьёзных противостояний между ними никогда не было. И в этом их позитивное отличие от христиан, которые, расколовшись, умудрились в XVII веке затеять войну, что длилась целых 30 лет. И эту тенденцию объяснить легко. Включая в общину представителей разных стран, среди которых не только жители Ближнего Востока, но и крымские татары, сунниты являются многочисленным направлением ислама. Шииты, зная о численном преимуществе противника, стараются избегать конфликтов.
Паломничество
Хадж – то, чем отличаются сунниты от шиитов. Они совершают священный ход абсолютно к разным местам. Шииты приезжают помолиться в Ирак – в Эн-Наджаф и Кербелу, где, по их преданию, обрели вечный покой Али и его сын Хусейн. В первом городе находится шикарный мавзолей халифа. Здание декорировано цитатами из Корана, тут расположена огромная библиотека с собранием религиозных текстов и писаний. Ежегодно в Эн-Наджаф приезжают десятки тысяч паломников. Тут проживают все духовные лидеры шиитов, здесь также расположен их университет и религиозные школы. Что касается Кербелы, то она находится в 80 км от Эн-Наджафа: в этом городе похоронен имам Хусейн – сын Али и внук пророка Мухаммеда.
Сунниты местами паломничества считают Мекку и Медину. В первом городе родился великий пророк Мухаммед, во втором он был похоронен. Для паломников тут созданы все условия: мечети регулярно обустраиваются и поддаются реконструкции. Например, в Большой мечети можно увидеть эскалаторы и современные аппараты для кондиционирования воздуха, а в Мечети Мухаммеда – автоматическую систему зонтиков, создающих тень для молящихся людей.
Отношения к сунне
Представители двух течений исповедуют Коран, который является их священной книгой. Они соблюдают пост во время Рамадана и следуют другим основным постулатам религии. Поэтому можно сделать вывод: много общего имеют сунниты и шииты. Разница лишь в их отношении к некоторым деталям, среди которых тексты сунны. Сунниты этой книге уделяют особое внимание, свято чтя описанные в ней учения. Они признают не только тексты членов семьи Мухаммеда, но и те, которые написаны его сподвижниками. В то же время шииты согласны лишь с писаниями кровных родственников Пророка. Другие постулаты они полностью игнорируют.
Есть и другие предпочтения, которыми существенно отличаются сунниты и шииты: разница, например, в их религиозных титулах. Шииты считают своих аятолла посланниками Аллаха на земле. Из-за этого сунниты называют их отступниками, обвиняют в ереси. Шииты, наоборот, осуждают чрезмерный догматизм сунны, говоря, что это приводит к появлению экстремистских движений – ваххабизма и других террористических группировок.
Культ имама
Чем отличаются сунниты от шиитов? Именно своими убеждениями, которые касаются спасения мира. Очень далеко в этом вопросе зашли шииты. По их представлению, имам является не только духовным лидером, но и прямым потомком Мухаммеда. Они верят в легенду, согласно которой двенадцатый по счёту халиф ещё в юном возрасте пропал без вести. Тело его так и не нашли, да и живым мальчугана больше никто не видел. Шииты считают, что он до сих пор находится среди людей и просто выжидает нужного часа, чтоб предстать перед верующими. Когда настанет его время, он станет лидером – мусульманским Мессией, – который спасёт мир и человечество, установив на грешной земле Царство Божье. При этом он поведёт за собой не только представителей ислама, но и христиан, буддистов и т. д.
Сунниты убеждены, что Спасителем может стать любой человек, а не только прямой потомок Пророка. Главное, чтоб будущий лидер обладал нужными качествами – сильным духом, железной волей, умением организовать толпу, убедить её действовать. Он обязан свято чтить догмы религии и учить массы основным постулатам священного ислама.
Обряды
Их проводят сунниты и шииты. Разница проявляется во многих аспектах – всего выделяют семнадцать основных отличий. Одно из основных – ритуал во время чтения молитвы. Шииты, обращаясь к Аллаху и произнося слова покаяния, кладут на специальный коврик небольшой кусок глиняной плиты. Он символ их преклонения перед всем тем, что создал Бог, а не человек. Глина – часть земли, которая является продуктом деятельности Аллаха. Именно планета и всё живое – главное для шиитов. Интересно, но иногда вера представителей этого направления бывает фанатичной. Например, во время траурной церемонии в день смерти сына Али, Хусейна, они наносят себе порезы и другие раны, почитая таким образом его светлую память.
Другое основное отличие содержится в тексте азана, что призывает верующих на обязательную молитву. Сунниты провозглашают его в первозданном виде, шииты же добавляют слова: суть этих фраз в признании халифов преемниками Аллаха, с чем категорически несогласны их оппоненты. Несмотря на существующие особенности, и те и другие – мусульмане. Сунниты и шииты должны объединяться, а не искать различия между собой, – считают многие представители исламской религий.
Выводы
И напоследок давайте подытожим основные аспекты, которыми существенно отличаются сунниты и шииты – разница представлена в следующих пунктах:
- Сунниты – более многочисленная община. Шиитов в несколько раз меньше.
- Сунниты наделяют духовной властью любого достойного представителя рода человеческого. Шииты – исключительно кровных потомков Мухаммеда.
- Сунниты не верят в пришествие Мессии. Шииты – свято ждут Спасителя.
- Сунниты почитают предание о Пророке – сунну. Шииты – абхар, что является вестью о Мухаммеде.
Эти принципиально разные взгляды существенно влияют на государственные законы мусульманских стран, особенно на те положения, которые регулируют жизнь семьи и общества. Отношения между общинами часто напряжённые. Противостояние началось ещё в 680 году, когда сунниты убили Хусейна – сына Али. С тех пор конфликты вспыхивают регулярно. Но, к счастью, не приводят к кровопролитной войне. И те, и другие – мусульмане, братья по крови и религии. Поэтому просто обязаны жить в мире и согласии.
www.syl.ru
Шииты и Сунниты — в чем разница?
Джума:
— Приветствую всех! Это программа, в которой доступным языком говорят о сложных процессах и явлениях на Ближнем Востоке и не только.
Хочу представить своего гостя. Сегодня в студии заместитель председателя совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов.
Рушан Рафикович, добрый день!
Аббясов:
— Добрый день!
Джума:
— Сегодня речь у нас пойдет о шиитах и суннитах. Многие о них слышали, многие слышали еще и о том, что между шиитами и суннитами существуют фундаментальные противоречия. Зачастую и вражда, к сожалению. Но мало кто знает причины. И, как показывает мой опыт, даже не все арабы об этом знают.
Аббясов:
— Сегодня, к сожалению, есть такая проблема. Она всегда стояла и очень часто принцип, которым пользуются англо-саксоны «Разделяй и властвуй», он сегодня очень активно пропагандируется. В том числе, и в религиозной среде.
Позвольте мне сделать некоторые исторические замечания, чтобы было понятно, откуда произошло вот это разделение. И два этих основных течения в исламе. В первую очередь, когда нашему досточтимому пророку Мухаммаду Всевышний дал первое откровение и когда он начал призывать людей к единобожию, это длилось около 23 лет. Конечно, там не было никаких течений, потому что по любым вопросам люди обращались к пророку. И пророк им всегда отвечал. Вопросы были совершенно разного характера. То, что мы видим сегодня из оставшихся для нас сунн, что мы называем путь нашего пророка. Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины.
Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы. Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки. И люди жили спокойно, не разделяясь на какие-либо течения.
После смерти, после того, как Всевышний забрал к себе нашего пророка и посланника Мухаммеда, а это произошло в 632 году по григорианскому летоисчислению, тогда возник первый спор: кто возглавит, как лидер мусульманскую умму. И здесь некоторая группа людей посчитала, что должно быть так называемая родственная преемственность власти. И мы знаем, что одним из таких, а у пророка при жизни были очень близкие люди – известные его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Али, Усман. Они впоследствии стали халифами, руководителями или предводителями мусульманской уммы.
Тегеран. На снимке: муллы идут слушать проповедь аятоллы Али Хаменеи, духовного лидера Ирана. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
Джума:
— Богатые люди, пустившие все свои деньги на развитие ислама.
Аббясов:
— Это люди, которые полностью были преданы пророку. И они всячески помогали ему, поддерживали во всех делах. И тратили свое имущество, свои деньги для того, чтобы закончить с тем невежеством, которое было во времена язычников, когда большое количество проливалось крови, когда было много смут. И даже живых детей закапывали. И вот пророк пришел с тем, чтобы установить там мир, спокойствие и порядок, что он и смог сделать. И отсюда и название нашей религии «ислам», как смирение, мир и спокойствие. И когда мусульмане приветствуют людей, они говорят «Ассалям Алейкум» вне зависимости от того, к кому это обращение. Они говорят «мир вам». Пусть будет мир. И ислам – это именно религия мира, добра и добрых отношений.
Это была основная миссия, чтобы на Аравийском полуострове прекратились невежественные языческие поклонения. И люди стали единобожниками.
Ближайшие сподвижники – это была такая общая семья, крепкая община. Но, к сожалению, сатана не дремлет, и он всегда пытается внести раскол. И такой первый раскол стал после смерти, как я уже отметил, пророка. И тогда возник вопрос: кто возглавит мусульманскую умму? Одним из самых близких людей к пророку был Абу Бакр Это человек, который был полностью предан пророку. Он его сопровождал в путешествиях, во время переселения из Мекки в Медину. Это был самый близкий ему человек. И косвенно посланник Аллаха как-то один раз не вышел возглавить молитву, есть такой интересный эпизод в истории, и он косвенно сказал Абу Бакру, чтобы он возглавил эту молитву. Абу Бакр стал имамом, предводителем молитвы. И через какое-то время пророк сам пришел и встал за Абу Бакром. Когда люди увидели, что рядом встал посланник, конечно, они Абу Бакра остановили, потому что все молитвы возглавлял сам пророк. И это было большой честью, чтобы за ним люди молились и совершали молитвы. И тогда он сказал: вы не должны были прерывать. То есть, он сделал некое замечание, что я пришел встать и помолиться за Абу Бакром, то есть, именно чтобы он проводил молитву.
Это, может, в какой-то мере, как рассчитывают сунниты, это было неким мягким намеком. Но при этом ислам – это религия демократии. Должна быть выбранность и должен быть выбор общин, чтобы встать и выбрать себе духовного лидера.
Джума:
— Опять же, не всех людей.
Аббясов:
— Не всех.
Джума:
— Не всей уммы.
Аббясов:
— И тут одна группа людей, когда возник острый вопрос, что должен быть руководитель, амир общины, они разделились. И сказали, что нет, должна быть родственная преемственность. И один из сподвижников пророка – это стал Али, которого они посчитали близким человеком. И сказали, что он должен возглавить мусульманскую умму, так как он был двоюродным братом пророка. И он же был зятем нашего пророка.
Джума:
— Я так понимаю, противоречия чисто политического характера.
Аббясов:
— Только политического, ибо даже слово «шиа», что называем сегодня «шииты», оно в переводе с арабского как некая партия. Это небольшая группа людей, которая в какой-то мере из-за своих политических воззрений, а как я сказал, основная причина, кто должен возглавить мусульманскую общину. И вот эта группа людей, которые называли себя «шиа», то есть, отделившаяся партия, они сказали, что обязательно должен выбираться человек из числа потомков пророка Мухаммада. А такой человек был. И считали, что он должен был возглавить мусульманскую общину и стать первым халифом. Это Али, то есть, праведный Али, который потом стал праведным халифом, но не первым. Он был двоюродным братом пророка и зятем. И от Фатимы и Али пошло потомство пророков. Это по женской линии, все-таки. По исламской традиции можно сказать, что родственные отношения передаются по мужской линии. Но вот у пророка было два внука. В детстве сыновья пророка, к сожалению, покинули мир по воле Всевышнего. И у него только от дочери Фатимы, которая была замужем за Али, пошли двое детей: Хасан и Хусейн, которых пророк очень сильно любил.
Еще раз подчеркну, это не религиозное деление. Если сравнивать с христианством: православие и католицизм, то там больше на религиозной основе произошло деление. В исламе на политической основе.
Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Джума:
— Халифата же давно нет! А вражда и недопонимание все еще остались. Почему так? И с какого периода началась именно вражда? Вооруженное столкновение между вот этими двумя направлениями? В том же Ливане недавно произошел теракт, в шиитском районе. Почему так? Когда все началось?
Аббясов:
— Началось, к сожалению, все тогда же, в седьмом веке. Уже одно из таких ярких событий: произошла мученическая смерть внука пророка. Пророк очень любил своих внуков. И то, что от рук самих мусульман погиб Хусейн…
Джума:
— Битва при Кербеле.
Аббясов:
— Да. Произошла страшная битва. И сегодня, например, шииты, помимо того, что отмечается в исламе два крупных праздника Ураза и Курбан Байрам, то Ашура, есть такой праздник – это месяц, когда начинается новый год по мусульманскому летоисчислению. В этот период мы видим, что произошла мученическая смерть внука пророка Хусейна. И мусульмане-шииты сегодня данное событие считают, как траурное событие. И мы видим, что иногда они себя истязают, бьют, вспоминая о событиях, что они не смогли защитить внука пророка.
Возвращаясь к сегодняшнему дню, мы очень часто бываем на разных мероприятиях, на конференциях. И между учеными исламского мира, а мы сидим все за одним круглым столом, мы общаемся, мы встречаемся, обсуждаем разные темы, где присутствуют и сунниты, и шииты. Ливан возьмем, Ирак. Там есть целые советы мусульманских ученых, где присутствуют как сунниты, так и шииты. Да, каждый в своем убеждении считает себя правым, но это в любой религии каждый считает, что он идет правильным путем. Но при этом в исламе есть очень четкое понимание того, что ты насильственно ни в коем случае не имеешь права навязывать свою точку зрения.
Но мы видим, что сегодня есть силы, которые пытаются применять систему «Разделяй и властвуй». И, к сожалению, используют вот этот фактор именно религиозного обоснования – конфликтности между суннитами и шиитами.
Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Джума:
— Причем, как с той, так и с другой стороны! Вспоминают исторические недоразумения, и на фоне этого идет вражда.
Аббясов:
— Именно так. И я думаю, что тут сильная политическая подпитка для того, чтобы развязать конфликт. Например, вспоминаю одну из этих встреч высшего исламского совета Ирака. Они приехали после свержения режима Саддама Хусейна. И они сказали следующее, а там председатель совета шиит, а его первый зам, как генеральный секретарь, представляет суннитскую часть. Они сказали следующее: я шиит, я готов быть суннитом. А суннит говорит: я суннит, но готов быть шиитом. У каждого есть свои убеждения, мы следуем предписаниям, которые есть, но у нас нет момента конфликтности. Мы, как ученые, призываем наши общины не конфликтовать, не проливать кровь, не сеять раздор. При Саддаме Хусейне, говорят они, было тяжело. Но сейчас, когда к нам вторглись военные США, Запада и так далее, нам стало в сто раз хуже. Притом, тогда мы более-менее жили, у нас не было конфликта, не допускали внутреннюю подоплеку конфликтности. Сейчас же специально развязывают, искусственным путем. Это были слова высшего совета исламского в Ираке.
Мы сегодня видим, что, к сожалению, некоторые политики в ряде государств применяют именно этот способ, когда пытаются развязать для своих внутренних политических целей конфликтность между суннитами и шиитами, как вы правильно отметили, вспоминая те или иные эпизоды истории, трактуя их в том или ином контексте. Тем более сегодня, как мы видим, это очень легко делается, применяя интернет, соцсети, настраивая одну группу против другой. И создавая вражду и конфликты.
Джума:
— Такой самый примитивный способ – зажечь толпу.
Помимо политических, идеологических, подчеркиваю, не религиозных различий, существуют ли какие внешние различия? В одежде, в поведении? В ритуалах?
Аббясов:
— В первую очередь хочу сказать, что нас объединяет. У нас нет ярких различий, например, как в том же христианстве. Нас объединяет вера в единого бога, чтение одного Корана, у нас нет второго издания Корана. Мы чтим Коран, его читаем, трактуем. И вера в пророка и посланника Всевышнего Мухаммада.
Конечно, есть определенные факт различий. Но больше, если посмотреть, они носят… Если в одежде, то это может быть в целом национальные приоритеты. Мы можем посмотреть, где у нас шиизм распространен? Иран. Если что-то ближе к нам, в арабских странах это Ирак, Ливан, Бахрейн. Если посмотреть наших соседей из бывшего СССР, это Азербайджан, где существенная часть населения именно шииты.
Джума:
— И понемножку они везде.
Аббясов:
— Да. Живут. И мы молимся в одних мечетях. Есть, конечно, в некоторых странах отдельные шиитские мечети. Например, у нас в Москве так же был построен комплекс в Отрадном, где есть отдельно суннитская и шиитская мечеть. Но при этом, подчеркну, что сунниты спокойно могут молиться в шиитских мечетях и наоборот.
Иран. Тегеран. На улицах висят знаки о запрете фотографированияФото: Анатолий ЖДАНОВ
Джума:
— Так везде? Я знаю, что вы четыре года жили в Катаре. Там так?
Аббясов:
— Когда я учился, сильных напряжений не было. Единственное, сейчас могут быть какие-то, на мой взгляд, геополитические моменты.
Мы заходили и в шиитские, и в суннитские мечети. Мы молились спокойно и не было проблем.
Внешне мусульмане сильно не отличаются. Единственное, есть особенности в поклонениях. Мусульмане все чтят пятикратную молитву, например, а в шиизме есть в некоторых мазхабах, течениях. У нас, помимо того, что есть два основных течения, идут определенные школы. В суннитском толке это четыре основных мазхаба: ханафи, шафи, ханбали, малики. Это все идет от названий ученых, которых разработали. В шиитском направлении, насколько мне известно, там около 12 основных.
Джума:
— Самое крупное – это джафари.
Аббясов:
— Да. Джафаритский мазхаб.
Есть небольшие различия в молитвах.
Турция. Стамбул. Большинство жителей Турции являются суннитами.Фото: Антон ПИКУС
Джума:
— А какие?
Аббясов:
— Например, пятикратная молитва. Шииты могут объединять. Совершается пять молитв у шиитов, но в пяти промежутках времени. Каждая молитва в определенное время. Например, в шиитских некоторых мазхабах есть объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. По времени. Но при этом, опять же, пять молитв.
Джума:
— Но правонарушением это не считается?
Аббясов:
— Мы знаем, что есть пять молитв. Например, когда сунниты отправляются в путь, то им тоже дозволено объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. В одно время совершить две молитвы. Но сам всевышний, как справедливый судья, рассудит всех.
Некоторые моменты поклонения. Про намаз. Даже слово «намаз» в фарси имеет персидское значение. Арабское «саляф». У нас настолько все переплетено. Мы понимаем друга друга и совершаем совместные молитвы.
Есть определенные тонкости в отношении молитв: кто как совершает, но основные моменты соблюдены. Это стояние и чтение суры с Корана, поясные и земные поклоны, восхваление Всевышнего. И пророка. И дополнительно некоторые мазхабы шиизма восхваляют так же Али. Приверженность потомства, родственных уз с пророком.
Джума:
— Как и перевод: люди дома, ты дома пророк.
Аббясов:
— И считается, например, имам. Если в суннитских направлениях имам избирается из числа уммы, то в шиитских мазхабах предпочтение отдается родственности. Но при этом и у суннитов это так же почитается, чтобы… Мы, например, знаем несколько лидеров, например, король Марокко, Иордании. Они считают себя так же из числа рода пророка Мухаммада.
Джума:
— Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия?
Аббясов:
— Безусловно. Именно на уровне богословия, ученых наших. Я очень много путешествую по миру, участвую в разных конференциях исламского, богословского характера. И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира. И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация – ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов.
Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти.
Чечня. Девушки на улице. Все мусульмане России являются суннитами.Фото: Евгения ГУСЕВА
Джума:
— Именно про суннитов. Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть!
Аббясов:
— Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество.
Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Рамзан Ахмедович Кадыров вообще сказал, что называйте из Иблисским государством, если хотите сохранить аббревиатуру ИГИЛ. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ. Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры.
Джума:
— Перевод такой же?
Аббясов:
— Да. Но так же слово «даеш» — это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык.
У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру.
Джума:
— Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии, например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается?
Аббясов:
— Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности.
В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения.
Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.
Джума:
— Различия чисто такие… Адаты. Традиции.
Аббясов:
— Да. У нас в России ислам – это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан – призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси (988 год). Волжская Булгария – именно оттуда пошло зарождение.
У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся.
У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог.
Джума:
— Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат. А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином?
Аббясов:
— Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний – обязанность каждого мусульманина. Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации!
Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как. Но при этом мы не должны забывать, что остаемся людьми. Все являемся творением Всевышнего. И мы ни в коем случае не должны никого оскорблять, унижать из-за вероисповедания. Ислам учит уважительно относиться ко всем, как наш пророк показывал и говорил о том, что мы должны с почтением относиться ко всем творениям Всевышнего. И даже отношение не только к людям, но и к животным ставится на очень высоком уровне. Пророк сказал: «Не уверует из вас тот человек, который не будет любить своего брата так же, как любит себя».
Джума:
— Спасибо вам большое!
www.kazan.kp.ru
российские мусульмане шииты или сунниты
российские мусульмане сунниты или шииты
В разделе Политика на вопрос Кто обьяснит в чем разница между синитами и шиитами? и кто наши российские мусульмане? заданный автором Mura лучший ответ это сУниты
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто обьяснит в чем разница между синитами и шиитами? и кто наши российские мусульмане?
Ответ от Ђэрыкы[гуру]
Татары-в основном сунниты.
Ответ от Mihail Ropot[гуру]
Одни из них кроме как в пророка Мухамеда верят ещё в святых имамов, другие этих имамов святыми не признают.
Ответ от SUnset man[гуру]
Сунниты-более традиционный ислам. Умеренный можно сказать. Шииты-фанатики. Самобичевание до крови по Хуссейну зятю пророка Мухаммада да будет мир над ним. Персы яркий пример шиитов. Воду мутят в исламском мире по черному. Сунниты по сравнению с ними ангелы небесные.
Ответ от Salvador salvadorovich[активный]
а ты сам кто такой
Ответ от Ѓдалите =) Меня[гуру]
Разницы не знаю… даже не вижу)
Ответ от В. В. З.[гуру]
Это как в книге про Гулливера. Одни разбивают яйца с тупого конца, другие с острого .
Ответ от Константин Баранов[гуру]
Сунниты в РФ состовляют около 80% от общего числа Мусульман-не забывайте есть ещё Суфийский ислам. На Кавказе в основном Шииты-это связано с влиянием Ирана. Средняя Азия-Сунниты.
Ответ от Абдуллах[эксперт]
В россии в основном суниты, а есть ещё просто люди каторые делают показуху что они мусульмане и таких очень много, особенно официальные представители российского муфтията, ( я небуду называть имя этого муфтия) вот пример: однажды на каком то мероприятии этот очень всем известный муфтий (и мусульманам и христианам и т. д. ) пил вино!! ! каторое категорически запрещено в исламе (это райский напиток), на замечание присутствующих в зале мусульман (мол, как это так? ведь этот напиток заприщен, он считается райским) он ответил, что ему можно, так как он муфтий и господь ему всё простит!! ! И вы спросите кто поставил этого нигодяя на столь высокий мусульманский пост, конечно же не мусульмане!! ! Шииты это просто чудики, а суниты идут по стопам пророка Мухаммада (с. а. в.)!
Ответ от Джокер[гуру]
да многие из них и сами не знаю — чем и как отличается…)) ) сказали — ты шиит — значит шиит, сказали — ты суннит — значит суннит…))
Ответ от Deleted[гуру]
Задолбала это свобода религии, айдате все примем альтернативу типа Конфуцианство, ли своё чего нибудь придумаем!
Ответ на вопрос:
Сунниты-хорошие мусульмане европейской расы, типа булгаров, есть исключения — узбекистан, ПОЛОВИНА ЕГИПТА. Они не воинственны, и боятся судного дня.
Шииты-те, из-за кого начнётся третья мировая война, живут на Кавказе, Пакистане, и т. д. Вообщем они хотят построить новый поряок «Исламская Империя».
Суфиты-мистики, их везде по немногу, но всё-равно их мало, они полностью альтернативны, и у них есть некоторые приоритеты к научному, духовному мистицизму, типа буддисты. К суфитам я более положителен, они развиваются.
Ответ от Пользователь удален[активный]
Шииты – это те кто не признают сподвижников и жен пророка Мухаммада (с. в. с) они о слушаются Мухаммада (с. в. с) и возводят лож на ислам. Шииты секта нельзя к ним прислушиваться, а сунниты истинные мусульмане которые следуют по пути пророка Мухаммада (с. в. с)
Вот только нельзя категорично говорить что такой-то народ шииты потому что в каждом народе может быть хоть один человек который не является шиитом, к примеру взять арабов если по нации они мусульмане это не означает что они такие прям истинные они ведь могут и не придерживаться ислама, а если придерживаются корана и сунны то действительно мусульмане пусть даже если по нации не мусульмане
Ответ от Sonata76[гуру]
Подавляющее большинство мусульман относятся к суннитам, шиизм исповедует около 10% мусульман. В нашей стране примерно тот же расклад: большинство сунниты, шииты только среди азербайджанцев.
Религиозная практика суннитов и шиитов во многом совпадает, но есть несколько различий.
После смерти пророка Мухамеда и его ближайших родственников, образовалось два религиозные направления, спорящие по поводу преемственности власти.
Шииты (араб. шиа -приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632)часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка»,считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка»,имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти «семье Пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды «назаконостью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды -другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али.
Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относились собственно «крайние» (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.
Шииты признают Коран Божественным откровением, но считают, что в нём во время усмановской редакции были упущены аяты, имеющие отношение к Али. Ими признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете самого Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Помимо Хаджа, шииты совершаю поломничество в некоторые из мест, связанных с именами шиитских имамов.
Сразу после смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Сунниты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) в отличие от шиитов не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.
Ответ от Leyla[гуру]
Чечня, Дагестан, Турция, татары-сунниты, Азербайджан, Иран-шииты. это грубый подсчт, потому как и те и другие меняют направление. разница не так уж велика, больше раздутого за многие столетия. в любом случае и те и другие мусульмане, Альхамдулиллах. Аллах всем в помощь
Ответ от Омар[гуру]
Тахнаева П. И. Об открытии историко-культурного…
dag.life›Мар›…-i-ob-otkrytii-istoriko…
Дух мемориала соответствует установкам Президента страны и завещанию имама Шамиля – жить в мире и согласии с русским народом, с Россией (курсив мой – П. Т.). Отвечает он и чаяниям князя Барятинского…
Шамиль призвал Кавказцев жить в дружбе так как был сохранен шариат
как закон для чеченцев и дагестанцев. Так было до 1928 года.
Ислам в Турции на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ислам в Турции
Исламские течения на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Исламские течения
Обочина на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Обочина
22oa.ru
Казань | Чем сунниты отличаются от шиитов? — БезФормата
АиФ.ru рассказывает о двух основных направлениях ислама. … Ответ редакции 3 + -
Ислам разделяется на два крупнейших течения — суннизм и шиизм. На данный момент сунниты составляют около 85 – 87% мусульман, а количество шиитов не превышает 10%. О том, как ислам раскололся на эти два направления и чем они отличаются, рассказывает АиФ.ru.
Когда и почему последователи ислама раскололись на суннитов и шиитов?Каковы различия в толковании ислама у суннитов и шиитов?
Больше всего последователей шиизма живёт в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Иране, Ливане и Йемене.
*Али ибн Абу Талиб — выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять пророка Мухаммеда; первый имам в учении шиитов.
**Арабский халифат — исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII–IX вв. Располагалось на территории современных Сирии, Египта, Ирана, Ирака, юга Закавказья, Средней Азии, севера Африки и юга Европы.
kazan.bezformata.ru
Кто обьяснит в чем разница между синитами и шиитами? и кто наши российские мусульмане?
Подавляющее большинство мусульман относятся к суннитам, шиизм исповедует около 10% мусульман. В нашей стране примерно тот же расклад: большинство сунниты, шииты только среди азербайджанцев.Религиозная практика суннитов и шиитов во многом совпадает, но есть несколько различий.
После смерти пророка Мухамеда и его ближайших родственников, образовалось два религиозные направления, спорящие по поводу преемственности власти.
Шииты (араб. шиа -приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632)часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка»,считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка»,имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти «семье Пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды «назаконостью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды -другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али.
Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относились собственно «крайние» (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.
Шииты признают Коран Божественным откровением, но считают, что в нём во время усмановской редакции были упущены аяты, имеющие отношение к Али. Ими признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете самого Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Помимо Хаджа, шииты совершаю поломничество в некоторые из мест, связанных с именами шиитских имамов.
Сразу после смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Сунниты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) в отличие от шиитов не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.
otvet.mail.ru
можно подробней узнать о татарской национаьности.
Материал из Википедии — свободной энциклопедииЧерновик [показать страницу] (сравнить) (+/-)
Последняя досмотренная версия (список всех) ; проверена 18 марта 2009. Требуется проверка изменений в шаблонах или изображениях.
Перейти к: навигация, поиск
Татары
Татарлар
Tatar woman, 18th century
Общая численность: 7 млн
Расселение: Россия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Румыния, Азербайджан, Турция, Беларусь, Польша, Литва, Болгария, Германия, Финляндия, США, Австралия и Китай
Язык: татарский, русский и др.
Религия: ислам суннитского толка, у татар-кряшен — православие
Родственные народы: Алтайская семья
Тюркская группа
Кыпчакская подгруппа
Тата́ры (самоназв. тат. татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне, на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. (перепись населения 2002) — 3,83 % населения России [1]. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения (52,9 % по переписи 2002 года [2]) Республики Татарстан. Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский) , средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский) . Верующие татары (за исключением небольшой группы — кряшен, исповедующих православие) — мусульмане-сунниты.
Респу́блика Татарста́н (Татарста́н; тат. Татарстан Республикасы, Tatarstan Respublikası) — правовое и демократическое государственное образование в Российской Федерации. субъект Российской Федерации [1], входит в состав Приволжского федерального округа. Татарстан — один из экономически развитых регионов России и всего мира.
Тата́рский язы́к (тат. татар теле, tatar tele) — национальный язык татар, второй по распространённости (после русского) язык Российской Федерации, государственный язык Республики Татарстан. Относится к кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.
В лексическом отношении он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем ногайскому, каракалпакскому, казахскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам.
Сунни́ты (от араб. أهل السنة Ахль ас-Су́нна — люди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. В отличие от шиитов, сунниты не признают идею о праве Али ибн Абу Талиба и его потомков на имамат. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.
По численности сунниты составляют более 1,12 млрд человек — более 90 % всех исповедующих ислам. [1]
Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммеда на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы) , в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.
otvet.mail.ru
Народы ислама в России
Народы ислама в России
В России проживают представители более 20-ти мусульманских народов (19 млн. человек), исповедующих ислам. Большинство из них имеют свою государственность в форме национальных республик, входящих в состав РФ.
На территории России преобладают мусульмане-сунниты (Приуралье, Поволжье). Шииты преимущественно проживают в ближайших к границе районах Северного Кавказа.
Представители ислама в Приуралье и Поволжье
Татары
Самый многочисленный народ ислама – татары (7 млн. чел.). Они расселены по обширной территории: Татарстан, Башкортостан, Средняя Азия, регионы Урала и Сибири. Современный татарский язык входит в тюркскую языковую семью (кыпчакская группа). Имеет 3 диалекта:
- Казанско-татарский.
- Западный (мишарский).
- Восточный (сибирские татары).
Ислам выступает фундаментом культуры татарского народа, предки которого принимали участие в создании великих империй Раннего Средневековья (держава гуннов, Великая Булгария, Тюркский каганат).
Башкиры
Еще один народ ислама, его представители живут в Башкортостане, Челябинской и Оренбургской областях, в Татарстане. Общая численность – около 1, 3 млн человек.
Представители ислама на Северном Кавказе
Чеченцы
Мусульмане-сунниты, исповедующие ислам. Выходцы из Чечни, Дагестана и Ингушетии. Численность – 899 тыс. человек.
Ингуши
В России проживает около 413 тыс ингушей, из которых большинство живет в самой Ингушетии (361тыс.). Ингуши являются мусульманами-суннитами.
Аварцы
Многочисленный народ современного Дагестана. Населяют большую часть горного региона. Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шиитского толка.
Лезгины
Народ России лезгинской подгруппы нахско-дагестанской языковой группы северокавказской семьи. Место жительства в России — юго-восток Дагестана. Численность — 257,3 тыс. человек. Исповедуют Ислам суннитского течения.
Кабардинцы
Исповедуют Ислам в северокавказском регионе России. Являются частью адыгской группы народов. Общая численность в России — 520 тыс. человек.
Ногайцы
Тюркский народ, проживающий в Дагестане. Общая численность составляет прим. 60 тыс. чел. Ногаи — мусульмане-сунниты.
Карачаевцы
Один из древних горских тюркских народов Северного Кавказа, вместе с родственными балкарцами говорящий на карачаево-балкарском языке. Исповедуют Ислам суннитского течения.
К более малочисленным народам ислама относятся: адыгейцы, рутульцы, кумыки, даргинцы, лакцы, табасаранцы, и другие.
Islam-today
Понравился материал? Будем благодарны за репост!
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru