Содержание

Сабля, шашка, отличия и преимущества

 

В настоящее время существует много мифов о казачьем оружии, особенно это касается шашки и сабли. Исторически получилось так, что казаки вынуждены были принять на вооружение шашку, однако в 20-м веке было разрешено выходить на службу с «дедовским» оружием, с саблями, которые стали называть «клычами».

 Авторитетный специалист Феликс Русланович Наков утверждает, что шашка более совершенна, чем сабля и отличается от нее коренным образом. Некоторые современные казаки, в том числе и Павел Поляков утверждают, что т.н. «казачья» шашка обладает несравненно лучшими боевыми качествами, нежели сабля. И тут в очередной раз приходится определяться с терминами и классификацией. Иногда шашку называют саблей, случается и наоборот.

Итак, что такое сабля и что такое шашка.

Сабля – длинноклинковое, как правило, кавалерийское оружие с однолезвийной или полуторной заточкой и изогнутым клинком. Как правило, имеет защиту руки от простого крыжа до развитой чашки. Подвешивается на пояс как лезвием вниз, так и вверх. Длина клинка – от 50-60 см (экзотика типа западноафриканск

их или некоторых европейских образцов) до 1 метра, иногда более (черкесская сабля 18 века).

Шашка – длинноклинковое оружие с однолезвийной (редко — полуторной) заточкой, без гарды или даже простого крыжа. Подвешивается на пояс лезвием вверх. Длина клинка – от 65 до 85 см, могла быть и длиннее (об этом ниже). Клинок, может быть изогнут, слабо изогнут, а может быть прямым. Исторически шашка действительно была сначала ножом, по версии Панченко — подсаадашным, «подколчанным». У русских в 16-ом веке был распространен такой нож, причем имел ряд черт, делающих его схожим с шашкой. Но в 18-21-ом вв. шашка является «основным поясным» клинковым оружием, а это выдвигает к ней другие требования, нежели к ножу. В 18-20-м вв. шашка выполняла те же функции, что и сабля, что потребовало изменения техники владения. Более длинный клинок даже без защиты руки предполагает возможность применения ряда сабельных защит.


Сабля, как следует из ее определения – очень разнообразное оружие.

Шашки более схожи между собой. Главное – шашка ВСЕГДА без гарды, никогда (или практически никогда) не имеет пера-елмани на клинке и ВСЕГДА подвешивается вертикально, лезвием вверх. Похоже, для удобства ведения учета в Русской Императорской Армии шашками называли т.н. «драгунскую шашку» (суть сабля, хоть и подвешивается лезвием верх), а также азиатскую саблю туркменских конников. Точно также поляки, а именно Заблодский относит шашку к разновидности сабли. Кто же прав?

Для ответа на этот и ряд других вопросов нужно внимательно рассмотреть устройство шашки и сабли и их применение. И шашка, и сабля имеют схожие, а часто одинаковые клинки. Многие шашки прямо делались на привозных европейских сабельных клинках, иногда со старой сабли снималась старая рукоять и гарда и ставилась кавказская шашечная. Иногда делались собственные клинки. Таким образом, рубящие свойства шашки и сабли схожи. Феликс Наков обращает внимание на форму и конструкцию рукояти шашки, очень хорошо ложащуюся в руку. Действительно, рукоять, сделанная в кавказских традициях, очень удобна, но лично я не сравнивал с настоящими польскими, турецкими, азиатскими или французскими саблями. Длина и вес одноручного клинкового оружия ограничены примерно полутора килограммами, причем шашка, как правило, заметно легче большинства сабель. Но вес и баланс хотя и имеют большое значение, но не являются определяющими характеристиками в школе фехтования на том или ином оружии. Кроме того, есть ряд взаимоисключающи

х факторов. Если конструкция шашки более однообразна, то польская сабля, например, могла иметь разную гарду и клинок с елманью или без. Соответственно, вес и баланс разных сабель заметно различались и могли быть примерно схожи с шашечными параметрами, а могли и отличаться. За счет гарды баланс перемещался ближе к рукояти, за счет елмани – наоборот. Причем и гарда могла быть достаточно тяжелой, а могла и почти не влиять на развесовку. Но вот защитные свойства имели большое значение, определяя технику фехтования.

К различию шашки и сабли еще вернемся, нужно прояснить ситуацию с т.н. «казачьей» шашкой. И вот тут мифотворчества столько, что создается ситуация, сходная с известными конюшнями. Чего стоят школы «фланкировки», суть танцев с оружием, взятые из арсенала не казачьих войск, а Кубанского «Казачьего» Хора. Кроме этого есть еще и каскадёрско-трюковые приемы, неприменимые в схватке.

Многие умники пошли дальше: мало того, что они для своих показушных «выступлений» делают шашки с никогда не существовавшими рукоятями, так они еще выдают эти поделки за настоящие, истинные. Хотя явно срисовали их с эльфийских мечей из фильма «Властелин колец». Более умеренные говоря о «казачьей» шашке имеют ввиду «степовую» образца 1881 г. Эта шашка действительно отличается от традиционной кавказской конструкцией рукояти и заточкой клинка. Шашку пытались сделать более удобной для уколов и столь же пригодной для рубки. Но главное – была ухудшена конструкция рукояти, которая стала и менее прочной, и менее ремонтопригодной

.

Феликс Наков справедливо сравнивает шашку с большим ножом, когда говорит о заточке и рукояти. Рукоять кавказской шашки делается путем наложения щечек из дерева или рога на хвостовик клинка. Рукоять «степовой» — наборная, состоящая из трех частей, насаженных на хвостовик и скрепленных гайкой. «Степовая» рукоять быстро разбалтывается, и если щечку кавказской рукояти можно сделать из практически любой древесины, выстругав ножом и проделав отверстия для клепок, то для «степовой» так не получится. Кроме того, с рукоятью степовой шашки проводились эксперименты, ее ставили под углом к клинку для удобства укола. Т.е. ее конструкция так и не была доведена до ума, а главное – это и не нужно, т.к. кавказская шашка вполне хороша. Она вполне пригодна для нанесения рубящего и даже колющего удара.

Однако утверждать, что шашка «лучше» сабли в корне неверно.


Шашка, как правильно говорит Наков, быстро извлекается из ножен, более того, прямо из ножен можно наносить полноценный, разваливающий противника, удар. Но для войны такое свойство не является обязательным и главным. Для войны и большинства схваток важными являются поражающие свойства и защита руки, удерживающей оружие хотя бы от случайных и неприцельных ударов по защищенной в лучшем случае перчаткой руке. И здесь необходимо перейти к физическим основам фехтования и рубке.

Феликс Наков, а также очень многие апологеты шашки считают, что «шашкой рубили, но не фехтовали». На самом деле любая схватка на длинноклинковом оружии может рассматриваться, как фехтовальный поединок. И даже бой на карабинах со штыком или пиках. Другое дело, что построенная на постоянном контакте с вражеским оружием европейская школа (точнее, школы, ибо их множество) в фехтовании на шашках применима очень ограниченно. Для того, чтобы разобраться в этом, нужно понимать, что такое фехтование и из чего оно состоит.

Итак, шашка и сабля.

Если сравнивать шашку и саблю с одинаковыми клинками длиной около 80-85 см, то следует проанализировать отдельные свойства и характеристики. Это будут рубящие свойства, скорость первого удара, применимость в схватке, в которой возможности отступить нет, а оба противника не сумели первыми атаками добиться серьезных результатов (т.е., относительно длинный бой). Рубящие свойства. При одинаковых клинках — равные. Первый удар. Однозначное преимущество шашки. И это достаточно важно, если конница вела, к примеру перестрелку, а потом срочно возникла необходимость в рубке (неожиданная атака врага; либо сами шли в атаку наметом, стреляя из винтовок или автоматов (было и такое во время ВОВ), а то и из гранатометов, а после сближения некогда менять пустой магазин). Собственно, похоже так использовался и подсаадашный нож у конных лучников. И здесь шашка, не имеющая крестовины, извлекается быстро, надежно, да еще и позволяя наносить удар прямо из ножен. Удобна она и при самообороне (классический случай с Пачабгожевым).

Впрочем, правильно подвешенная сабля и хорошо подогнанное снаряжение позволяют свести преимущество шашки в этом вопросе к минимуму. Продолжительная схватка, либо перед боем у противников было время наизготовку. Здесь зависит от бойца, однако сабля позволяет использовать более богатый арсенал приемов. Т.е. при прочих равных здесь уже сабля имеет преимущество, хотя и боец, имеющий шашку, может его компенсировать активными передвижениями и обманными приемами. Но здесь огромную роль играет актуальность фехтовальной школы. Для сабли, похоже, следует признать наилучшей польскую крестовую школу. Ею пользовались и запорожские казаки, возможно, и донцы, а также русские дворяне (у кого были возможность и желание научиться, т.к. кто-то делал акцент на умение стрелять, а кто-то – на владение древковым оружием, а то и шпагой). Применимы многие ее аспекты и для шашки, тем более, что демонстрируемая Я. Синявским техника выполнения ударов актуальна и для рубки мишеней (Синявский при ударе саблей или пальцатой тоже делает доворот корпусом и тазом). В тоже время бойцу с шашкой требуется большая подвижность, нежели саблисту, который может позволить себе «перестукиваться

» с противником, не рискуя остаться без пальцев.

Ну и вопрос, почему черноморские казаки отказались от сабли, и перешли на шашку. Причины тут были социальные, наложилась и потеря независимости Польшей, и ликвидация Запорожского войска – государственного образования, в котором в том числе поддерживалась и некая система обучения военному делу, куда входило и искусство владения длинноклинковым оружием (саблей). Это не значит, что у запорожцев была СОБСТВЕННАЯ школа, но некий синтез из польской и иных традиций был. Но сначала разгром Сечи, а потом и переселение на Кубань, во-первых, разрушили эту традицию, во-вторых, сделали более актуальными стрельбу из ружья, владение пикой и кинжалом, а сабля, столь удобная для конных схваток, на некоторое время потеряла актуальность, противника не было. В 1820-ые годы, когда черноморцы стали вступать в конные схватки с горцами, выяснилось, что легкокавалерийск

ие сабли европейского образца не лучшим образом проявили себя против легковооруженной нестроевой конницы, к тому же и сами казаки не сражались в строю. Потребовалось найти средство противодействия, а т.к. горцы владели шашкой мастерски, то казаки переняли оружие и, отчасти, технику его применения у противника – так проще.

 

Материал прислан казаком Волжского войскового казачьего общества, ссылки на источник нет, при возникновении вопросов со стороны правообладателя, обращайтесь к администрации сайта.

Фото, из архива сайта «Казачество Москвы»

xn--80aaganktfrtb6aej6eud.xn--p1ai

Черкесские шашки и сабли — RUslanka.RU

Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков

Производство оружия в Черкессии.

На основании изучения археологических и письменных источников исследователи истории черкесов пришли к выводу о существовании у них со времен раннего средневековья ремесел, связанных с обработкой металла, кузнечного и серебряного дела. Именно они вышли за рамки домашней промышленности и достигли уровня профессионального ремесла. Кроме мирного применения, эти ремесла специализировались на производстве оружия, и были тесно связаны с его изготовлением и украшением.

Городов у черкесов не было, ремесло носило сельский характер. Специализированных центров с кузнечным, оружейным и ювелирным производством в Черкессии не возникло. Сырье для металлических изделий добывалось на месте, железные руды залегали на поверхности (самородное железо) в долине реки Шавдан, в Балкарии, в Чегемском ущелье. Черкесы собирали руду с поверхности земли (эксплуатации шахт и штолен черкесы не знали) и выплавляли в виде слитков — криц. Железо производилось сыродутным способом. Из местного металла изготавливались сельскохозяйственные орудия, предметы домашней утвари и оружие. Профессия кузнеца была широко распространена в Черкессии и пользовалась большим уважением. С профессии кузнеца связаны различные легенды и поверия. Покровителем кузнецов считался Тлебс (Тлебш) – бог железа и оружия. Существовало предание, согласно которому Тлебс был кузнецом, отличавшимся святой жизнью и изготавливавшим такие сабли, которые рассекали целые горы железа. По преданию Тлебс похоронен в лесу и его могила посыпана железными опилками. Тлебс очень любим народом, его имя произносится как клятва. В праздник, посвященный Тлебсу, черкесы молились, лили хмельные напитки на лемех и топор, и после этих обрядов ели, пили и предавались забавам, главной из которых была стрельба в цель, преимущественно в яйцо, поставленное на видном месте. К Тлебсу прибегали с молитвой об излечении раненого – (стр.32, 33 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Местного сырья для производства оружия и сельскохозяйственных орудий не хватало, поэтому значительное количество металла и готовых металлических изделий ввозилось из-за границы. С XII века большую роль во внешней торговле Черкессии стали играть генуэзские колонии. Генуэзские купцы проникли на северные и восточные берега Черного моря, и плавали по Кубани. В XIII – XIV веках они основали ряд поселений в Крыму и на Кавказе. Генуэзские торговые фактории основывались и в глубинных районах Черкессии. Оружие составляло существенную часть генуэзского экспорта. После турецкого завоевания генуэзцы были вытеснены с черноморского побережья Кавказа. Их города-колонии пришли в упадок, главными торговыми партнерами для Черкессии стали Крым и Турция, а центрами этой торговли Тамань и Темрюк. Через эти пункты проходили почти все товары, ввозимые в Черкессию. Э.Г.Аствацатурян в своей книге «Оружие Народов Кавказа» приводит отрывок из книги Тебу де Мариньи «Путешествие в Черкессию в 1818 году». В этом отрывке Тебу де Мариньи сообщает о ввозе оружия, цитирую: «шлемы, кольчуги и луки приходят к черкесам из Персии и Константинополя, они покупают их мало. Обычно турки поставляют черкесам дула ружей и пистолетов и лезвия сабель, которые черкесы затем налаживают на свой манер. Большая часть наконечников и прекрасных кинжалов, которыми они пользуются, делается далеко проживающей народностью кумыков» — (стр. 34 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Итак, кузнечное и оружейное дело было развито в Черкессии. Мастера работали частично на местном, частично на привозном сырье. Ввозилось не только сырье, но и готовые изделия – сельскохозяйственные орудия, предметы конского снаряжения, турецкое и крымское оружие, а также полуфабрикаты для изготовления оружия: стволы и клинки. Черкесские мастера – оружейники достигли высокого уровня профессионализма. О том, что производство оружия было широко развито у черкесов, свидетельствуют рассказы русских солдат, побывавших в плену у черкесов. Они утверждают, что почти в каждом ауле были мастера-оружейники. Оружейники удовлетворяли, главным образом, спрос рынка, но часть их изделий шла на продажу терским и кубанским казакам и офицерам кавказской армии.

Сабли

Ранние черкесские сабли XVII века были не только рубящим, но и колющим оружием, пригодным для прокола кольчуги. С этой целью кривизна клинка делалась незначительной, а конец клинка выковывался в виде узкого штыка, хвостовик отгибался в сторону лезвия к точке наибольшего упора руки на рукоять: рука, передвигаясь к концу рукояти, оказывалась на одной линии с острием клинка и создавала непосредственное давление в момент укола.

К XVII веку относятся хранящиеся в Оружейной Палате Московского Кремля черкесские полосы №№ 6067, 6068, 6069, 6070. две из них за №6067 и 6068 были записаны как черкесские в описи 1687 года. Оружиевед Э.Г.Аствацатурян считает, что термин «черкесский» в данном случае был употреблен не для указания места производства, а для обозначения определенного типа конструкции полосы. Так полоса за № 6068, значащаяся в описи 1687 года как «булатная черкесская», имеет на клинке и хвостовике очень характерный иранский картуш с надписью: «Работа Кельб-Али, сына Асадуллы, Исфахан». Иранское происхождение клинка и надписи сомнений не вызывают, полоса выполнена из булата. В описи 1885 года составители различали иранское происхождение и черкесский тип этой полосы – «полоса черкесская, XVII века, булатная, персидской работы» — (стр.49 Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.). из булатной стали более низких сортов выполнены полосы №6067 и №6070. Полоса за №6067 отмечена в описи 1687 года как «черкесский выков». Это можно понимать по-разному: скорее всего, имеется в виду иранская работа по черкесскому образцу, но не исключено изготовление полосы на Кавказе из булата. В адыгском языке есть термин для обозначения булатной стали — «чыр». Полоса за № 6069 – стальная, поэтому ее кавказское происхождение наиболее вероятно. Характерным черкесским признаком всех четырех полос является штыковой конец клинка. В собрании Государственного Исторического Музея хранится полоса подобного типа за № 1809, которую можно датировать XVI-XVII вв.

Ее клинок – стальной. Длина полосы – 1м 6см. Длина клинка – 97 см, четырехгранного штыка – 36 см. Под обухом расположены узкая полоса и два дола. С одной стороны клинка находится картуш, выполненный золотой насечкой по процарапанному фону. В картуше выведена арабская надпись «работал Хусейн».

Сабель более позднего времени XVIII-XIX веков среди коллекций черкесского оружия не встречается.

Черкесские Шашки

Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает «длинный нож». В письменных источниках слово «шашка» впервые было употреблено Джованни де Лукой в 1625 году, при описании оружия черкесов. – (стр. 50 Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.)

В XVIII веке и в первой половине XIX века черкесские дворяне, прежде всего кабардинцы, продолжали носить доспех, состоящий из кольчужной рубашки и рукавиц, пластинчатых налокотников и высокого шлема с низко спускавшейся на плечи кольчужной сеткой. Сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол кольчуги. Наряду с ними существовала потребность и в более легком оружии, им и явился длинный нож – шашка. Возможно предположить, что это оружие было рассчитано на отражение внезапного нападения: шашку носили на портупее таким образом, что воин одним движением вынимал ее из ножен, и не меняя положение руки наносил удар. В XVIII веке по мере все более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой, и исчезла потребность сабли со штыковым концом. В собраниях черкесского оружия не сохранилось ни одной черкесской сабли XVIII – XIX веков, по предположению Э.Г.Аствацатурян в XVIII — XIX веках сабли не производились. А сохранившиеся у населения сабли, потребность в которых отпала, с исчезновением кольчуги, из-за недостатка сырья переделывались в новые изделия, которые отвечали условиям времени – (любой кузнец-оружейник без особых усилий мог перековать сабельную полосу в шашечную без ущерба для качества изделия) – (стр.4, 33, 34, 50, 52, 72. Э.Г.Аствацатурян. С-Пб 2004г.). Но в собрании Государственного Исторического Музея хранится один уникальный экземпляр оружия за № 5391, в котором соединены шашечная рукоять и прямой клинок со штыковым концом, но это единственный экземпляр, поэтому говорить о массовом производстве такого вида оружия не приходится. Так, шашка осталась единственным видом длинноклинкового холодного оружия. Самая ранняя известная нам черкесская шашка хранится в Государственном Историческом Музее за № 15350 и имеет дату 1713 год.

Общая характеристика черкесских шашек XVIII – XIX – начала XX веков.

Небольшой изгиб клинков.

Средняя длина длинна клинков 72 – 78 см.

Средняя ширина клинков у пятки 3 см 3 мм или 3 см 5 мм.

Средняя толщина клинков у пятки 6 – 7 мм, а на боевом конце 3 мм.

Таким образом, шашка имела легкий и не длинный клинок, согласно кабардинской формуле «шашка должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение».

Характеризуя клинки черкесских шашек, мы должны расширить круг рассматриваемых предметов, так как однотипные клинки- (клейма и надписи) встречаются на черкесских, и на дагестанских, и на грузинских, и на казачьих шашках, и на некоторых видах грузинских сабель.

Материалом для клинков служила сталь. Иногда поверхность клинка была протравлена, и тогда становился виден рисунок сварочной стали. Поверхность клинков всегда отделывалась долами, которые придавали клинку известную декоративность и облегчали его вес, не уменьшая прочности. Форма и величина долов разнообразна: они могут быть широки, когда один или два дола занимают всю ширину клинка; узкими, и тогда три дола занимают половину ширины клинка. Долы могут быть мелкими или глубокими, но всегда полуовальной формы. Долы могут начинаться от пяты или отступая от неё на 15- 25 см. На 1/4 длины клинка от острия обух сведён на нет, верхний дол исчезает, клинок в поперечном сечении получает форму овала. Здесь находится центр удара клинка. На нижней трети клинка помещены изображения, надписи, и клейма. По надписям можно судить о происхождении клинка.

На шашках мы встречаем клинки преимущественно западноевропейского типа, реже клинки с арабскими надписями. Популярность на Кавказе западноевропейских клинков объясняется тем, что Кавказ очень нуждался в хорошей стали, и так как местного сырья для производства оружия не хватало, то по этому значительное количество металла и готовых металлических изделий ввозилась из- за границы, а немецкие, итальянские, венгерские, и польские клинки, попавшие на Кавказ в XVII- XVIII вв., были хорошего качества. Они получили широкое признание и такую популярность, что местные мастера стали предавать клинкам своей работы западноевропейский внешний вид, снабжая их клеймами и надписями, скопированными с подлинных европейских клинков. Поэтому только малая часть клинков западноевропейского типа, встречающихся на кавказском оружии, действительно являются подлинниками; значительная доля — это местные, зачастую очень искусные подделки, которые чаще всего выдают себя надписью. Дело в том, что кавказские мастера, копируя западноевропейские клинки, допускали много ошибок в латинских надписях, которые иногда переходя с клинка на клинок, превращались в потерянный смысл набор знаков — (стр.- 52 Э.Г.Аствацатурян. СПб. 2004 г.). На черкесских шашках, а также на шашках сделанных в других областях Кавказа, в Дагестане, Грузии, Хевсуретии и на некоторых саблях встречаются следующие виды западноевропейских клинков, подлинных и поддельных. Автор настоящий работы предлагает Вам рассмотреть эти клинки:

1. Клинки с изображением волка. Клеймо «волчок».

Клеймо «волчок» первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города, это изображение волка в XIV веки пассауские оружейники получили право выбивать на своих изделиях. Клеймо «бегущий волк» выполнялось глубокой инкрустацией – таушировкой медной проволокой. Так как клинки с этим клеймом пользовались большим спросом, то в XVI – XVII вв. появились многочисленные подражания «волчкам», в первую очередь на произведениях золингенских мастеров. Изображение волчка золингенцы наносили обычной гравировкой, часто сопровождая его личными клеймами мастеров и иногда надписью «in Solingen». Изредка изображение волчка сопровождают латинские буквы «Н М» – (стр. 3, 5, 17, 19, Э.Э.Ленц, С-Пб 1911г., стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г). Эти клинки кавказцы особенно ценили. Жители Кавказа считали, что это инициалы одного из участников крестовых походов, представителя знатного французского рода Henry Monmorancy, в фамильном гербе которого имелось изображение волка. Предполагали, что партия клинков с инициалами «Н М» была заказана для его свиты и оруженосцев, которые по обычаю времени носили на оружии герб своего владетеля – (сузерена). По легенде один из отрядов крестоносцев во время крестовых походов прибыл на Кавказ и обосновался там. Воины этого отряда имели мечи с гербом волка; со временем мечи попали к кавказцам, и были ими переделаны в шашки терс-маймун, которые, таким образом, ведут свое начало от крестовых походов. – (стр.60 И.А.Асхабов. стр. 53 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г). На кавказских шашках часто встречаются клинки с волчком. Крупнейший специалист по оружию Э.Э.Ленц считал, что поддельный волчок от золингенского можно отличить по более схематичному рисунку (например, у кавказских волчков не обозначалась открытая пасть зверя). Кроме того, кавказский волчок сопровождался по бокам розетками с крестиком внутри – «пчелами», как их называли кавказцы; пчелы не делались на золингенских клинках. В этих пчелах кавказцы видели указание на участие клинка в крестовых походах. Современный крупнейший специалист по кавказскому оружию Э.Г.Аствацатурян считает, что поддельный волчок можно еще определить по очень наивному (натуралистичному) изображению волка: кавказский мастер, видимо, только слышал о волчках и пытался изобразить настоящего волка – (стр.5, 19 Э.Э.Ленц С-Пб 1911г, стр.53 Э.Г.Аствацатурян, С-Пб 2004г. стр. 7 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.).

Встречается еще одна группа кавказских волчков – клеймо «волчок» сопровождается инициалами «М.Н.». Э.Г.Аствацатурян в своей книге «Оружие Народов Кавказа» пишет, что по рассказам местных жителей это были инициалы Великого Князя Михаила Николаевича, который в 1863 – 1881 гг. был на Кавказе наместником. Для подарков офицерам своей свиты он заказал очень хорошему дагестанскому мастеру, работавшему в Тифлисе, партию клинков, помеченным клеймом «волчок» и своими инициалами. Это клеймо стало модным среди конвоя наместника, и многие казаки-конвоиры начали вырезать его на своих клинках. В результате появилось много подобных волчков, которые стали называть «великокняжескими» — (стр.53, 54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г., стр.7 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.). Настоящие золингенские волчки встречаются на кавказских шашках, но это не старые клинки XVI – XVII вв, а изделия золингенских фабрик XIX века, изготовлявших их специально для Востока, и в частности, для Кавказа. Так как золингенские клинки и в XIX веке были высокого качества, то слава волчка не уменьшалась, но подлинных золингенских волчков на Кавказе было немного. Название «волчок» дали не только клеймам, но и самим клинкам русские, знавшие немецкое их наименование «wolfklinge». Кавказцы же видели в клеймах изображение иного животного, называемого ими по-персидски «терс-маймун», что означает «несуразная обезьяна», или по-чеченски «терс-маймал», что означает «ревущая обезьяна». Есть и еще одно толкование: в переводе с арабского – «терс» означает щит; «маймун» — есть значение и «обезьяна» и «благословенный». То есть можно перевести как «благословенный щит» – (стр. 58 И.А.Асхабов, стр.54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г).


2. Клинки с клеймом «гурда»

Клеймо «гурда» представляет собой серповидные зубчатые линии со словом «Генуя» между ними и тремя и более точками по бокам. Эти клейма были очень распространены на итальянских шпажных и сабельных клинках. Э.Э.Ленц считал, что первые полосы, стяжавшие себе почетную известность, возможно, и вышли из мастерских Генуи, дальнейшее же их производство с ней уже связано не было. Большая же часть клинков с этими клеймами изготовлялась в нижнеавстрийских и штирийских мастерских специально для вывоза в восточную Европу. Видимо, поэтому это клеймо больше распространено на саблях, чем на истинно европейском прямом оружии – (стр.12, 13 Э.Э.Ленц, стр.5 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.). Так как оружие с клеймом «гурда» было особенно любимо в Чечне, то более подробно оно рассматривается автором настоящей курсовой работы в соответствующем разделе, там же будут представлены новые версии происхождения гурды у чеченцев.

 

Отличить западноевропейское клеймо от его кавказской копии затруднительно. Большинство клинков с этим клеймом Э.Г.Аствацатурян считает кавказским производством. Обычно о подделке говорит какая-нибудь деталь: то гурда использована в качестве орнаментального мотива, то между зубцами мы видим не слово «Генуя», а бессмысленный набор букв или совсем другое слово. Иногда наряду со значком «гурда» кавказский мастер ставил свое собственное имя, написанное арабскими буквами. Ясно, что в этом случае мастер не пытался выдать свой клинок за европейский, он просто снабжал его популярной маркой – (стр. 54 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.6 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.).


3. Клинки с изображением трансильванского узла

Tо есть формулы белой магии, включающей узел с тремя кистями и нерасшифровывающейся надписью заговорного характера посередине узла. Родиной этих клинков была Трансильвания, временем производства XVII – XVIII века. Эти мало изогнутые, легкие и не слишком длинные кавалерийские венгерские клинки отличались упругой закалкой и поразительным звоном. Они оказались очень походящими для шашек. Изображение трансильванского узла встречается на клинках черкесских шашек, большинство из которых Э.Г.Аствацатурян считает работой местных мастеров. Э.Г.Аствацатурян считает, что в пользу этого соображения говорит неумелое воспроизведение латинских букв в надписях, а также чересчур упрощенное изображение узла. Сами по себе эти клинки высокого качества, правда, большая их часть, в отличие от венгерских подлинников, не имеет звона. Иногда встречаются курьезы. Так, на одном из клинков, №770.ГИМ мы видим и трансильванский узел, и латинскую надпись даже с датой 1769г., и одновременно подпись «Базалай». По-видимому, мастер для убедительности в добротности своего изделия снабдил его знаменитой маркой. – (стр.55 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.148 – 151 Б.Г.Трубников, стр.7 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.)

 

4. Клинки с изображением скачущего на коне гусара с саблей в руке и надписью «Vivat Hussar» (Да здравствует гусар), или пешего воина с надписью «Viviat Pandur» (Да здравствует пандур).

По происхождению они принадлежат к гусарским венгерским клинкам XVII века. Однако, венгерские подлинники встречаются очень редко, значительно чаще встречаются немецкие копии XIX века, а иногда местные копии с этих немецких. — (стр.55 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.144, 145 Б.Г.Трубников, стр.8, 9 Э.Г.Аствацатурян М 1982г.)

5. Клинки с изображением креста, Божьей Матери, венгерского герба, скачущего гусара с саблей в руке и надписями: «Patrona Hungaria Virgo Maria» (Покровительница Венгрии Дева Мария), «Pro Deo et Patria» (За Бога и Отечество), «Pro Deo et Patria et Libertate vitam» (Жизнь за Бога, Отечество и Свободу!).

Эти клинки также имеют венгерское происхождение. Венгерские подлинники почти не встречаются, распространены же немецкие клинки XIX века, подражающие венгерским, на которых изображения и надписи выполнены гравировкой с позолотой или травлением. Производство их связано с Золингеном: на некоторых, кроме изображений и надписей, можно видеть фабричную марку: «W.Glauberg», «Solingen», «Eisenhauer». Фирма W.Glauberg была основана в Золингене в 1857 году. Она выпускала все виды холодного оружия. Надпись «Eisenhauer» можно перевести как «Железный клык». Иногда можно видеть кавказские копии этих изображений и надписей, вплоть до фабричного клейма — марки. Их можно выявить по менее тщательной гравировке, искаженному шрифту надписей и ошибкам в них. Этого рода клинки, как более поздние и тяжелые, сравнительно редко используются на черкесских шашках, они были более характерны для Дагестана. – (стр.55, 56 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г., стр 150,151 Б.Г.Трубников.)

6. Клинки с изображением на обеих сторонах фигур скачущих гусаров и надписи «Vt Hussar» (Vivat Hussar – Да здравствует гусар), в окружении виньеток и трофеев.

Это гусарские прусские клинки времен семилетней войны (1756-1763 гг.). Они сильно отличаются от обычных шашечных клинков, эти клинки имеют резкий изгиб, начинающийся от рукояти, и резко вогнутые боковые стороны. Однако, несмотря на несхожесть по форме с шашечными, эти клинки изредка встречаются на шашках, в том числе и на черкесских – (стр.56 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г, стр.50, 51 Б.Г.Трубников, стр.8, 9, Э.Г.Аствацатурян М 1982г.).

7. Клинки с изображением солнца с человеческим лицом, полумесяца с человеческим профилем, звезд и руки с мечом, выходящей из облаков. Рисунки выполнены гравировкой.

Подобные клинки были характерны для немецких мастеров XVII – XVIII веков, особенно Петера Мюниха. Клинки прямые и изогнутые, были популярны в восточной Европе и на Кавказе. Кавказцы их очень любили и часто использовали для шашек, особенно черкесских – (шашки Аббас-Мирза за №1804, 3085 Г.И.М). Поддельные клинки отличить от европейских подлинников довольно трудно. Здесь, скорее всего, на подделку укажет новизна и четкость гравировки, а также сочетание этих изображений с какими-либо другими рисунками или надписями. На Кавказе эти клинки называли «Аббас-Мирза», причем сами кавказцы не могут обьяснить происхождение этого названия – (стр.9 Э.Г.Аствацатурян М. 1982г.).

8. Реже, чем венгерские и немецкие, на кавказских шашках встречаются польские клинки, подлинные и поддельные, XVII – XVIII веков.

Известны несколько клинков такого рода, например клинки середины XVIII века со слегка выгнутыми сторонами и с гравированным изображением всадника со щитом в одной руке и прямым мечом в другой, одноглавого польского орла и надписями «Vivat Naywyzsza wladza Szlachty», «Vivat szlachtic Pan y Fundator woyska» — (Да здравствует высшая власть шляхты!, Да здравствует шляхтич, господин и учредитель (основатель?) войска!).

К числу вышеописанных польских клинков отчасти и довольно условно можно отнести клинок XVII века со слегка выгнутыми сторонами и со скопированными с ошибками изображениями надписями. На клинке изображены всадник с обнаженным мечом в руке и одноглавый орел под короной. Не все надписи переводятся – «Domina confonda nos» — (По видимому: «Господи, соедини нас»), «Si Deno cisgnioni 1614 ANNO», «Domin Versovic». – (стр.57 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Автор настоящей работы, исходя из вышеупомянутых данных, считает возможным предположить, что этот клинок является кавказской копией, сделанной в подражание польским клинкам.

Клинки западноевропейского типа называли на Кавказе «френги», то есть европейские. Впрочем, в это понятие не входили клинки, имевшие собственные названия – «волчек» или «гурда» — (стр.12 Э.Э.Ленц.).

Свои характерные черты имеет прибор шашки.

Рукоять представляет собой наиболее оригинальную часть шашки, отличающую ее от сабли. Цельная рукоять надевалась на хвостовик, если же рукоять состояла из двух половин – щечек, то эти половины накладываются на хвостовик с обеих сторон и скрепляются друг с другом при помощи сквозных заклепок.

Черен рукояти имеет преимущественно овальное сечение и одинаковую толщину вверху и внизу. Длина черена рукояти 8-10 см.

Головка рукояти крупная, 5-7 см высоты, она слегка вытянута вверх и закруглена. Сверху на головке имеется клинообразный вырез, который разделяет ее на две половины – уши. Для черкесских шашек характерен узкий вырез, вследствие чего уши сближены. Назначение выреза объяснить не удается.

Основание рукояти расширено до ширины клинка и находит на него на 2-3 см, а затем сходит на нет. Рукоять устроена так, чтобы свободно входить в устье ножен по самую головку. Этот тип рукояти у русских получил название «кавказский образец».

Рукояти изготавливались из цельного куска черного рога. Широко распространен был еще один тип рукояти – деревянная, обложенная листовым серебром, и украшенная гравировкой и чернью.

Ножны черкесских шашек представляют собой две деревянные дощечки, обтянутые красным сафьяном, на которые сверху прикреплялись накладки коричневой, синей или черной кожи. На наконечнике накладки широкие, оканчивающиеся треугольником, а на устье – широкие, прямоугольные, в середине – треугольные. Накладки могли быть из бархата разного цвета. Обшивались накладки узким серебряным галуном. В изготовлении ножен участвовали женщины, они обшивали их кожей и сотканным ими галуном – (стр.36 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Узкие одна или две обоймицы делались из серебра, а чаще из железа, на которое сверху накладывался тонкий лист серебра, украшенный гравировкой и чернью. Одна обоймица располагалась в верхней части ножен, другая посередине.

Другой тип ножен, как правило, более поздний, представляет собой деревянную основу, обтянутую черной шагренью с серебряным прибором, украшенным чернью и гравировкой. Нередко серебряные накладки имитировали форму кожаных накладок, а чернь и гравировка – имитировали галун.

К кожаной плечевой или поясной портупее делался прибор из серебряных бляшек.

Завершая свой рассказ о черкесских шашках автор настоящей работы приводит подробное описание двух черкесских шашек, хранящихся в Государственном Историческом Музее.

Шашка Терс – Маймун №797 ГИМ

Длина общая – 90 см 2 мм, без ножен.

Длина клинка – 77 см.

Длина рукояти с ушами – 13 см 2 мм.

Длина черена рукояти – 8 см 2 мм.

Ширина клинка у пятки – 3 см 3 мм, в средней части клинка – 3 см., на боевом конце – 2 см.

Толщина клинка у пятки – 7 мм, в средней части клинка – 6 мм, на боевом конце – 3 мм, и сходит на нет.

Длина ножен – 85 см.

Клинок стальной, обух выступает над поверхностью клинка, в поперечном сечении клинок имеет форму остроконечного треугольника. Под обухом, отступая от пятки на 5 см, с двух сторон клинка проходит широкий длинный дол. На левой и правой сторонах клинка имеется клеймо «волчок», по бокам волчка стоят буквы «М.Н.» и пчелы – «крестики», на правой стороне клинка изображение волчка перевернуто вверх ногами. Клинок имеет кавказское происхождение, так как на пассауских и золингенских клеймах «волчок» буквы М. Н. и пчелы не ставились, а изображение волчка делалось одинаковым, не перевернутым. – (стр. 5, 19. Э.Э.Ленц).

Рукоять деревянная, обложена листовым серебром, на левой стороне головки рукояти (ухе) находится знак ордена Святой Анны 4 степени. Рукоять украшена традиционным черкесским орнаментом, состоящим из густых черных стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок – завитки и запятые. Этот орнамент выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки. Он характерен для середины XIX века.

Однако, форма рукояти закавказского типа, она имеет более сплющенную головку, уши головки рукояти слегка расставлены в стороны, основание и головка рукояти отделены от черена двумя поясками мелкой зерни.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, обтянутый красной кожей. Устье расширено так, чтобы рукоять свободно утапливалась в нем. Устье и наконечник полностью обвиты золотым галуном, средняя часть ножен также перевита золотым галуном. Обоймица – железная, с правой стороны на обоймице находится портупейное кольцо, с левой лицевой стороны обоймица украшена накладным тонким серебряным листом с гравировкой и двухлепестниками, выполненными гладкой чернью.

Шашка Аббас – Мирза № 3085 ГИМ

Длина общая – 86 см., без ножен.

Длина клинка – 73 см 5 мм.

Длина рукояти с ушами – 12 см 5 мм.

Длина черена рукояти 8 см.

Ширина клика у пятки – 3 см 3мм., в средней части клинка – 3 см, на боевом конце – 2 см 8 мм.

Толщина клинка у пятки – 5 мм, в средней части клинка 4 мм, на боевом конце – 2 мм, и сходит на нет.

Длина ножен – 81 см 5 мм.

Клинок прямой, стальной, однолезвийный, но острие обоюдоострый, на правой и левой стороне клинка изображен одинаковый рисунок – выходящая из облаков рука с мечом, солнце с человеческим лицом в окружении звезд, и полумесяц с человеческим профилем.

Клинок сточен так, что острие клинка, которое должно проходить через вершину угла, образованного краями лезвий боевого конца, деля его пополам, немного смещено в сторону обуха. На расстоянии 15 см от пятки с двух сторон клинка начинаются два узких неглубоких дола. Долы, которые располагаются под самым обухом -короче. Определить происхождение клинка довольно затруднительно.

Рукоять костяная, цельная, основание и головка рукояти условно отделены от черена двумя резными поясками, поверхность рукояти гладкая.

Ножны выполнены по форме клинка и представляют собой деревянный футляр, оклеенный черной кожей, сверху которой крепятся накладки из коричневой и красной кожи. Устье ножен широкое, в сечении имеет овальную форму для того, чтобы рукоять шашки утапливалась в нем. На устье накладка широкая, прямоугольная, из коричневой кожи, в середине накладки треугольные, из красной кожи, на наконечник накладка широкая, также из коричневой кожи, оканчивается треугольником. Все накладки обшиты узкими серебряными галунами. По середине ножен находится круглая выпуклая серебряная заклепка, украшенная гладкой чернью.

Кинжалы

Кинжалы работы мастеров Черкессии встречаются нечасто. Они, как правило, датируются серединой – третьей четвертью XIX века. Основным признаком для определения черкесских кинжалов служит орнамент и техника его исполнения, имеются также и конструктивные особенности. Исходя из этого можно выделить три типа черкесских кинжалов.

1 тип кинжалов

Кинжалы среднего размера, общая длина которых в ножнах составляет 50 см. Клинки имеют долы различной формы и числа: один, смещенный от центра – лезгинский тип, два посередине или четыре посередине — (стр. 35 Ю.А.Нацваладзе). Головка рукояти закруглена и слегка вытянута, и полностью обложена серебром. Рукоять скреплена с хвостовиком клинка двумя заклепками со шляпками, имеющими полусферическую форму. Ножны деревянные, оклеенные кожей, имеют серебряное устье, обоймицу и наконечник, или представляют собой серебряный футляр. Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой. Черневой орнамент нередко окаймлен рамками, внутри которых расположены гравированные завитки в форме запятой с точкой в утолщенной части. В орнамент вкраплены солярные розетки, они же украшают шляпки заклепок и шарик наконечника ножен. Фон разработан зигзагами и нередко позолочен – (стр.61 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Очень ценно для определения вещи, когда встречается имя мастера, особенно если это специфическое черкесское имя, например – кинжал XIX века за №15784ГИМ имеет надпись: «работал Хаджи Закишу», или кинжал за №16310ГИМ – «работа мастера Мухаммеда сына Аркукула Ипа Чан. Владелец Ильяс Хинди в Халебе – 24 июля 1872 год». Это работа черкесского мастера в Сирии после исхода с родины.

2 тип кинжалов

Кинжалы небольшого размера с клинками клиновидной формы, с небольшими ребрами жесткости или одним долом, проходящим по центру с каждой стороны клинка. У пятки клинок утолщен, середина его уплощена, иногда в нижней части выбиты клейма – кружочки. Рукояти выполнены из черного рога, бывают цельные или составные из двух половин, скрепленных двумя или тремя сквозными заклепками со шляпками полусферической формы. Под шляпками находятся серебряные прокладки разной формы: закрывающие все основание рукояти, или в виде полоски, имитирующей галун, загибающейся на левую сторону. Эта последняя форма прокладок характерна также для тифлисских кинжалов – (стр.355 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Третья прокладка, наложенная на середину рукояти, имеет фигурную форму. Встречаются рукояти, полностью обложенные серебром. Ножны выполнены из дерева, оклеены справа – черной, слева – темно-коричневой кожей. Прибор ножен: устье, обоймица, наконечник – серебряные, они украшены чернью и гравировкой. Орнамент содержит черкесские элементы: имитацию галуна, завитки, сито. Все детали обрамляют прокатки ложной зерни. Фон орнамента разработан мелкими зигзагами, иногда позолочен. –(стр.35 Ю.А.Нацваладзе, стр.62 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.). Э.Г.Аствацатурян считает, что эти кинжалы вызывают сомнения, возможно, они тифлисской работы.

3 тип кинжалов

Кинжалы с небольшими клинками, у которых серебряные детали прибора украшены сплошной крупной зернью, посаженной в розетки из крученой проволоки. Этот тип украшения стал модным в начале XX века.

Средняя общая длина кинжалов – 40 см без ножен.

Средняя длина клинков – 30 см., средняя ширина клинков – 3 см.

Рукояти выполнены из кости или рога с серебряными накладками или сплошь обложены серебром. Ножны деревянные, оклеенные черной кожей, имеют серебряные устья, обоймицу и наконечник, или представляют собой серебряный футляр. Вся поверхность серебряных деталей сплошь покрыта филигранными розетками, в центре которых шарики крупной зерни. – (стр.62 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.)

ruslanka.ru

Сабля, палаш и шашка — ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Я люблю кровавый бой!
Я рождён для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарский,
С вами век мне золотой!

Денис Васильевич Давыдов, 1815 г.



Существует воистину гигантское количество видов и типов сабель, поскольку сабля, в привычном нам виде, просуществовала, по крайней мере, тринадцать веков и претерпела изменений не меньше, чем меч. Сабля произошла от другого знакового оружия – палаша, прямого клинка с односторонней заточкой, потомка конного меча. Их праправнук шашка и вовсе использовалась моим дедом, благо кто не знает о Кущёвской атаке 1942 года, где Кубанская дивизия показала, кто такой настоящий казак. Джон Черчилль или «Безумный Джек» не менее достойно в 1941 году при высадке на норвежский остров Вогсёй играл на своей волынке «Марш камеронцев» и первым ринулся вперёд с палашом в руке, а в мае 1940 года вовсе застрелил из лука немецкого фельдфебеля! Син-гунто японцев покрыл себя несмываемым позором при казнях пленных и Нанкинской резне, где погибла четверть миллиона китайцев, а китайские мечи дао часто были единственным оружием тамошних партизан и после 1945 года. Это была одновременно лебединая песня клинков и закат их боевого применения, после Войны палаши, сабли, шашки, а тем более мечи, становятся атрибутом парадной формы, снарядами для исторического фехтования, статусными сувенирами и предметами коллекционирования, а так же игрушками ряженых «казаков».

Говоря об этом оружии, нужно подчеркнуть, что хотя были палаши и сабли пехотные и морские, однако это в основном оружие, пришедшее от всадников. И все усилия по их совершенствованию и модернизации были направлены, прежде всего, на конное применение, то, что конница, спешившись часто применяла сабли и палаши в пехотном строю, скорее исключение, чем правило. У пехоты были штыки, тесаки, полусабли, кинжалы, в общем, им хватало арсенала для того, чтобы уконтрапупить побольше ближних, пехота имела сабли и палаши, но они как показала практика были нефункциональны в пешем строю. А в более древние времена пехота ощетинивалась копьями, топорами, мечами, да ещё имея щиты, лезть саблей на такое войско бессмысленно. Поэтому сабли и палаши имели хождение наравне с мечами, но лишь потому, что войско было профессиональным конным, там как вспомогательное оружие сабля годится. Основным оружием всадника было тяжёлое копьё – оно делало всю работу, а так же палицы и прочие орудия ударно-дробящего действия. В который раз убеждаюсь, насколько предки были неглупыми и практичными людьми и если что-то нельзя объяснить, то нужно искать логичную причину. Например, при монголах на Руси сабли почти исчезают – значит, русичи бьются в основном с рыцарями, против романского типа прямого меча, где сабля не поможет, а как полезли турки – сабля вновь до Петра самое востребованное клинковое оружие.

По технологии саблю делать сложнее меча, такой сварной клинок более труден в изготовлении, поэтому она и появляется ко времени более-менее качественной стали. Железная сабля, наверняка была, но бронзовых точно не существовало, какой-то прототип бронзового палаша наверняка был, хотя это скорее односторонней заточки меч. Первые сабли были дорогими и украшенными атрибутами богатого воина, потому как до XII-XIII века их делали сварными, в общем, как и мечи, но приходилось ещё больше работать. Лучшими и самыми дорогими считались булатные сабли, а так же дорогие из дамасской стали.

Самый старый найденный в протоболгарском некрополе палаш Кубрата относится к началу V века, большинство самых старых палашей найдено в Северном Причерноморье, их использовали ранние авары, хазары, аланы, булгары.

Палаш (венг. pallos — «меч», «кинжал») контактное клинковое рубящее и колющее оружие с длинным прямым однолезвийным клинком длиной до 100 см, двусторонней (ранние образцы), чаще всего — односторонней или полуторной заточкой, со сложным эфесом.

Палаши характерны для Востока, Азии, Индии и Кавказа, происходят от рубящих мечей, постепенно приобретая традиционную изогнутую азиатскую рукоять. Имеют преимущество перед мечом в меньшем весе и простоте изготовления, были популярны у монголов, с XVI века используются в качестве вспомогательного оружия венгерскими гусарами, затем ими вооружаются кирасиры – облегчённые рыцари. Западноевропейский палаш происходил от тяжёлой седельной шпаги, вернее в России принято отделять палаш от шпаги, многие этого не делают, благо первые палаши назывались «валлонской шпагой», ширину и вес клинка палаша считаются больше, чем у классической шпаги, хотя ранние шпаги могли быть и тяжелее и шире палаша. К XIX веку двухстороннюю заточку сменила исключительно односторонняя. В это же время существовал абордажный морской палаш Скаллоп (Дузегги) с длиной клинка до 80 см, шириной — около 4 см, смысл такой большой гарды в ударах в челюсть, мощного клинка в разрубании канатов и прорубании дверей в тесном пространстве корабля.

Палаш с довольно интересной корзинчатой гардой распространился в Шотландии и Англии, хотя большого успеха за пределами этих стран не имел, как впрочем, скьявона и хаудеген (соответственно итальянский и немецкий вариант корзинчатого меча). Горский палаш оказался не самым удачным вариантом, хотя и вытеснил шотландский меч клеймор, использовался как статусное оружие офицеров и предмет шотландской национальной гордости, вышел из употребления в Первую мировую.

Не в последнюю очередь, из-за шотландских наёмников, палаш снова попадает в Россию, к самым ранним из сохранившихся русских палашей, относится палаш князя М. В. Скопина-Шуйского, общая длина 99 см, длина клинка 86 см, ширина клинка у пяты 4,3 см. Палаш состоял на вооружении драгунских полков в первой четверти XVIII века, с 1730-х годов кирасирских полков, конногренадёров, карабинеров, гусаров и драгун. Драгуны имели на вооружении палаши до 1817 года, некоторое время ими была вооружена конная артиллерия, производили их как в России, так закупали в знаменитом Золингене.

При Екатерине Великой на палашах гравируется вензель «Е II» (Екатерина II) под короной. В XVIII веке в русской армии различались армейские и гвардейские, солдатские и офицерские, кирасирские, драгунские и карабинерные палаши; общим для них был широкий, длинный и тяжёлый клинок, а отличались они формой эфеса и ножен. В первой трети XIX века были унифицированы различные типы палашей: драгунский образца 1806 года, кирасирский образца 1810 года и заменивший его кирасирский образца 1826 года. Палаши были на вооружении кавалергардов в качестве парадного оружия до революции.

Палаш неоднократно признавался чудовищно жестоким оружием, он наносил крайне опасные раны и после войны с Наполеоном много ходило разговоров чуть не о запрещении палашей. В настоящее время палаши используют как парадное оружие в самых разных странах.

Сабля в её привычном понимании появилась в VII веке у тюркских народов как результат модификации палаша, первые сабли найдены в куруке у с. Вознесенки (ныне г. Запорожье). Прообразы сабель можно проследить в Азии и на Дальнем Востоке со II в. до н. э.-II в. н.э., но в точности сказать, что изображено на рельефе или фреске не возьмётся никто. Какой-то вариант сабли или близкого к ней экспериментального оружия прослеживается в Китае, Японии и Корее, но учитывая их страсть к многопрофильному оружию, даже в V в. точно установить саблю по изображениям не удаётся. Сабля (венг. szablya от венг. szabni — «резать») рубяще-режуще-колющее клинковое холодное оружие со средней длиной изогнутого односторонней заточки клинка 80-110 см, с массой 0.8-2.6 кг. Сабля появилась, как идея уменьшить вес клинка при тех же рубящих способностях, за счёт уменьшения площади контакта и в целом с задачей справляется. Как бонус при небольшом изгибе появилась возможность наносить резаную рану, что значительно увеличивает шансы к быстрому выведению противника из строя за счёт большой кровопотери. Сохранилась сабля Карла Великого (мадьярская сабля).

С середины VII века сабли известны на Алтае, в середине VIII века в Хазарском каганате и распространяются среди кочевников Восточной Европы, они были короткими около 60—80 см, со скошенной рукояткой. В конце IX — X веке сабли от кочевников-мадьяр попадают на Русь, с XI века в южной Руси сабли используются наравне с мечами, но в Новгороде и Суздале широкого распространения не получают из-за постоянного контакта с тяжёлыми рыцарями, им противостоят только с мечами. В X—XI веке сабли эпизодически появляются в арабском мире, с XII века они получают более широкое распространение в Иране, Анатолии, Египте и на Кавказе. Их сабли этого времени были схожи с восточноевропейскими X века, в XIII веке сабли в исламских странах начинают вытеснять мечи и палаши. Монголы завозят популярные у них сабли по всему востоку, в Индию, в XV—XVI веках выделилось два основных типа исламских сабель: узкие и длинные шамширы значительной кривизны, свойственные Ирану, и более короткие и широкие киличи меньшей кривизны, свойственные Турции. У обоих вариантов была прямая рукоять, крестовина с перекрестьем на эфесе, средняя длина клинка около 75—110 см. Шамшир при этом настолько изогнут, что им можно только зарезать, производят удар с оттяжкой или укол из седла. Килич или килидж, клыч пережил в Османской империи много изменений, меняя убранство, изгиб и пропал в XIX веке.

Конструкция сабельной рукояти легче, чем у меча, черен, как правило, деревянный, с металлическим навершием (набалдашником), снабжённым кольцом для крепления темляка. В XIV веке на сабле получает распространение елмань, после чего сабля приобрела свойства преимущественно рубящего оружия. В это же время сабли становятся полностью преобладающим длинноклинковым оружием на Руси, они были как местного производства, так импортного. В Новгородских землях сабли, однако, ещё не вытеснили мечи, но всё же получили широкое распространение. Свойственные XIV—XV векам сабли, имевшие хождение в Восточной Европе, включая Русь, Кавказ, по сравнению с XIII веком изменились несильно: длина клинка остаётся в пределах 110—120 см, кривизна увеличивается до 6,5—9 см, масса от 0,8 до 1,5 кг. С конца XV — начала XVI веков сабельное производство в арабском мире достигло такого уровня, что стало влиять на Восточную Европу, где получили распространение импортные «восточные» сабли. Киличи турецкого типа отличались массивными клинками длиной 88—93 см, с елманью, при общей длине сабли 96—106 см, вес до 2,6 кг.

Большое влияние на сабли оказала Венгрия и Польша, со второй половины XVI века там происходило развитие рукояти. Отличием этих сабель была открытая (иногда — полузакрытая) рукоять со скошенным вперёд навершием в форме миндалевидной плоской оковки. В XVII веке из венгерско-польских появилась гусарская сабля с закрытым эфесом: со стороны лезвия от конца перекрестья к набалдашнику шла пальцевая дужка, защищавшая кисть руки; эта дужка иногда не была соединена с навершием рукояти. На перекрестье добавилось кольцо (палюх) для большого пальца, которое позволило быстро изменять направление ударов. Поляки испытывали просто мистическую страсть к саблям, у них было множество видов и типов сабель, как гусарская, карабела, костюшовка.

В странах Центральной и Западной Европе сабли не распространены до второй половины XVI века, признание они получили в XVIII—XIX веках, а в основном использовались мечи и шпаги. Ландскнехты пользовались двуручной саблей гросс-мессер, появившейся в XV веке в Венгрии. Для бедноты и школ фехтования использовали дюсак и масса различных тесаков. В XVI—XVII веках имела хождение укороченная «полусабля» — хенгер (англ. hanger).

В XVII—XVIII веках под восточноевропейским влиянием сабли распространяются по Европе и являются кавалерийским оружием, ими вооружают гусаров, драгун и конных гренадёров. Они происходили от сабель польско-венгерского типа.

Арабы не переставали пользоваться саблями, как Индия и весь Ближний Восток, а так же Турция, откуда привозили сабли в Европу как трофеи. У них были полумечи полусабли сеиф, а так же что-то вроде шашек флисса. Очень известен ятаган, появившийся в XVI веке, но его постоянно путают с киличом (клычом, килидж), из-за того, что киношники отчего-то показывают турок и арабов с неимоверной ширины и выгнутости клинком, упорно называя эту вратарскую клюшку ятаганом. На самом деле ятаган просто обратно выгнутый длинный нож типа фалькаты, максимум можно присвоить статус тесака. По легенде, султан запретил янычарам носить в мирное время сабли и они придумали боевые ножи длиной в руку (длина ятагана до 80 см, клинок 65 см., вес 800 г.). О ятаганах сложено огромное количество легенд, но распространения, кроме Турции и ближайших стран, он не получил, трофеи казаки редко использовали, предпочитая сабли, шпаги и палаши, русский солдат турка с ятаганом бил успешно и часто. Есть сведения о метании ятаганов, но единично метали и двуручные мечи, но справный солдат оружие из рук, даже разряженное не выпускает, за то сержант больно бьёт ещё в учебке, поэтому история развитого метания ятаганов сомнительна. Скимитар от персидского шамшир — устаревший обобщённый европейский термин для различных восточных сабель (ближневосточных, североафриканских, центральноазиатских), относится к таким саблям как: шамшир (Персия), килидж (Турция и Египет), нимча (Марокко), пульвар (Афганистан) и тальвар (Индия).

Шамшир

Килидж

Нимча

Пульвар

Тальвар

Во время Египетского похода французы ввели моду на сабли мамлюкского типа, а казаки, щеголявшие с таким популярным оружием в Париже только усилили её. Сабли стали применяться повсеместно в европейских армиях, независимо от родов войск, вплоть до авиации. В качестве церемониального оружия сабли во многих странах применяются до сих пор.

Самая дорогая сабля в мире принадлежала Наполеону – она была продана за 5 млн. долларов и объявлена национальным достоянием Франции. Кроме того, другая сабля Наполеона хранится в коллекции Государственного исторического музея в Москве, она была подарена Наполеоном графу Шувалову за спасение от толпы разъярённых французов в Оргоне. Удивительно, но эта сабля даже поучаствовала в Гражданской войне, будучи украденной из поместья Шуваловых в 1918 году и лишь годы спустя попала в Музей Красных Армии и Флота.

Шашка (черкесск.\адыг. «са

Первые образцы шашек как вспомогательное оружие используют в XII—XIII веках, до исчезновения доспехов и необходимости в подобного рода оружии шашки лишь дополняют мечи и сабли. Но пропадают даже кирасы и шашка в XIX веке вытеснила саблю сначала на Кавказе, а затем в России, будучи заимствованной у адыгов (черкесов) терскими и кубанскими казаками. В XIX веке шашка была принята на вооружение в Российской армии как уставной тип холодного оружия практически всех кавалерийских частей.

I. — Клинок.

II. — Эфес.

III. — Ножны.

а) — Боевая часть.

б) — Защитная часть.

1. Лезвие, 2. Острие, 3. Обух (тупьё), 4. Дол, 5. Фальшлезвие, 6. Центр удара, 7. Пятка, 8. Спинка, рукоятки, 9. Брюшко рукоятки, 10. «Гусёк» (навершие эфеса), 11. Отверстие для темляка, 12. Устье ножен, 13. Прорез первого ремня портупеи, 14. Обоймица, 15. Кольцо для второго ремня портупеи, 16. Наконечник ножен.

Шашка это наступательное рубящее оружие, не подразумевающее защитных приёмов и длительного фехтования, шашкой наносят быстрые мощные рубящие удары, от которых сложно закрыться или увернуться, укол шашкой возможен, но из-за баланса труден. Для удобства выхватывания ножны шашки крепились на одном или двух кольцах к поясной или плечевой портупее лезвием вверх, так как для выполнения рубящего удара сверху вниз шашку проще быстро вынуть из ножен именно из такого положения. Достоинство шашки дешевизна и массовость, а так же возможность быстро обучить паре простых и эффективных ударов неподготовленного рекрута. В строевом уставе кавалерии Красной армии (248 страниц) указаны всего три удара (направо, вниз направо и вниз налево) и четыре укола (вполоборота направо, вполоборота налево, вниз направо и вниз налево).

В России шашка была принята на вооружение всех кавалерийских частей, артиллерийской прислуги и офицерского корпуса. В 1881 году под руководством генерал-лейтенанта А. П. Горлова была проведена реформа вооружения с целью установления единого образца холодного оружия для всех родов войск. После Октябрьской революции 1917 года шашки были приняты на вооружение Красной Армии, кроме кавказских национальных частей, у которых остались шашки национального образца. Для командного состава была принята шашка драгунского образца, с 1919 года шашка являлась наградным холодным оружием. Выпуск шашек был прекращён в 1950-е годы в связи с расформированием кавалерийских частей Советской Армии, весной 1998 года крупносерийное производство шашек было возобновлено для коллекционеров и продаж.

Такой является изложенная очень кратко длинная история палашей, сабель и шашек. В эпоху, когда появился шпилечный патрон, холодное длинноклинковое оружие утратило своё многотысячелетнее господство, к счастью или к сожалению, не знаю. Отныне в рукопашной побеждает тот, у кого больше патронов, но это совершенно другая история.


p-i-f.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *