Расшифровка БТР - "бронированный" или все-таки "транспортер" ?

Многих занимает вопрос, как переводится расшифровка БТР по буквам. Путаница часто возникает из-за того, что тремя заглавными буквами обозначено всего два слова. Расшифровка аббревиатуры БТР выглядит как "бронированный транспортер". Более логичным бы выглядела маленькая буква "р". Она не обозначает отдельного слова в аббревиатуре БТР. Расшифровка, по аналогии с БМП, также выглядела бы более понятно. БМП - боевая машина пехоты. А БТП мог бы обозначать бронированный транспортер пехоты, что лучше отражает суть машины, которая возит мотострелков, а не грузы. Однако исторически сложилась именно такая аббревиатура.

Первые опыты

Первые БТР в привычном нам понимании появились во время Первой мировой войны, когда англичане стали производить танки с возможностью перевозки пехоты. Однако уровень механизации армии тогда был невелик, и гораздо важнее было оснащение танками.

Действительно, массово БТР стали применяться во время Второй мировой войны. Особенную изобретательность в их производстве применили немцы, создавшие множество модификаций колесно-гусеничных транспортеров.

Характерно, что многие БТР тех лет, как и первые советские послевоенные машины, не имели бронированной крыши. Это не совсем соответствует расшифровке БТР. Это приводило к высокому риску уничтожения всего десанта одной гранатой. С другой стороны, из машин с открытой крышей легко десантироваться, а охваченная пламенем коробка современного БТР обычно становится братской могилой для экипажа. Как бы то ни было, все современные БТР имеют закрытый тип.

Моментом, который поставил жирный вопрос в стратегии развития БТР, стали арабо-израильские войны и широкое использование противотанковых гранатометов, перед которыми БТР был беззащитен.

Советский и американский пути

В вопросах стратегии развития БТР СССР И США разошлись даже больше, чем в танкостроении. СССР быстро перешел на легкие восьмиколесные машины, которые были возможны к транспортировке самолетом. США же делали ставку на БТР. Их выбор пал на гусеничный движитель, как, например, у невероятно популярного M113. Кроме того, американцы выпускают и легкие четырехколесные командные и разведывательные БТР. Европейские же компании использовали как советскую, так и американскую формулы, в зависимости от предназначения и покупателя машины.

Отдельное внимание необходимо уделить Израилю. Израильтяне первыми стали делать действительно тяжелые транспортеры, обратив особое внимание на слово "бронированный" в расшифровке БТР.

Перспективы

Этот вопрос остается дискуссионным. Многие аналитики видят будущее в тяжелых БТР, сопоставимых по бронезащите с танками. Но это ведет к фактическому срастанию классов БТР и БМП, к уменьшению мобильности и проходимости транспортеров, а также к серьезному возрастанию их цены. Однако в условиях военного конфликта с сопоставимым противником ставка на дорогую, качественную, но малочисленную технику срабатывает далеко не всегда. В большинстве случаев лучше комбинировать легкие и тяжелые вооружения.

Все-таки в расшифровке БТР главным словом является "транспортер". Каковым он и должен оставаться.

fb.ru

БТР (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Аббревиатура БТР может обозначать:

  • БТР (рус. Бронетранспортёр) — класс бронированных машин военного назначения, предназначенных для транспортировки личного состава.
    БТР-3 — украинский бронетранспортёр, разработанный на основе конструкции БТР-80.
    БТР-4 — линейка современных украинских бронетранспортёров.
    БТР-7 «Защитник» — украинский бронетранспортёр, глубокая модернизация советского бронетранспортёра БТР-70.
    БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов.
    БТР-50 (Объект 750) — советский бронетранспортёр на базе шасси лёгкого плавающего танка ПТ-76.
    БТР-50ПУ — советская командно-штабная машина на базе бронетранспортёра БТР-50.
    БТР-60 — советский бронетранспортёр, созданный в 1956—1959 годах для оснащения мотострелковых подразделений и замены устаревшего БТР-152.
    БТР-60М — один из вариантов модернизации советского бронетранспортёра БТР-60ПБ.
    БТР-80 — советский бронетранспортёр, созданный как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70.
    БТР-90 «Росток» (ГАЗ-5923) — российский бронетранспортёр, представленный в 1994 году.
    БТР-70 — советский бронетранспортёр, принятый на вооружение в 1971 году.
    БТР-70ДИ-02 «Свитязь» — украинская бронированная командно-штабная машина, разработанная на базе бронетранспортёра БТР-70ДИ.
    БТР-70М — украинский бронетранспортёр, модернизация советского бронетранспортёра БТР-70.
    БТР-94 — украинский бронетранспортёр, разработанный в 1990-е годы на базе советского бронетранспортёра БТР-80.
    БТР-112 — советский опытный гусеничный бронетранспортёр.
    БТР-152 — советский бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151.
    БТР-Д — советский авиадесантный бронетранспортёр, созданный на базе боевой машины десанта БМД-1.
    БТР «Носорог» — бронетранспортёр из вымышленной вселенной игры «Warhammer 40,000».
    БТР-Т — российский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр, предназначенный для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск.
    БТР-Э152В — советский опытный бронетранспортёр, созданный на базе бронетранспортёра БТР-152.
  • БТР Национал (цыг. Biathinalo Ternengoro Radio; Независимое молодёжное радио
    ) — македонский круглосуточный телеканал, вещающий на македонском и цыганском языках.
  • Баллистическая теория Ритца — отвергнутая фундаментальная физическая теория

ru.wikipedia.org

Расшифровка БТР - бронированный или все-таки транспортер ?

Многих занимает вопрос, как переводится расшифровка БТР по буквам. Путаница часто возникает из-за того, что тремя заглавными буквами обозначено всего два слова. Расшифровка аббревиатуры БТР выглядит как "бронированный транспортер". Более логичным бы выглядела маленькая буква "р". Она не обозначает отдельного слова в аббревиатуре БТР. Расшифровка, по аналогии с БМП, также выглядела бы более понятно. БМП - боевая машина пехоты. А БТП мог бы обозначать бронированный транспортер пехоты, что лучше отражает суть машины, которая возит мотострелков, а не грузы. Однако исторически сложилась именно такая аббревиатура.

Первые опыты

Первые БТР в привычном нам понимании появились во время Первой мировой войны, когда англичане стали производить танки с возможностью перевозки пехоты. Однако уровень механизации армии тогда был невелик, и гораздо важнее было оснащение танками.

Действительно, массово БТР стали применяться во время Второй мировой войны. Особенную изобретательность в их производстве применили немцы, создавшие множество модификаций колесно-гусеничных транспортеров.

Характерно, что многие БТР тех лет, как и первые советские послевоенные машины, не имели бронированной крыши. Это не совсем соответствует расшифровке БТР. Это приводило к высокому риску уничтожения всего десанта одной гранатой. С другой стороны, из машин с открытой крышей легко десантироваться, а охваченная пламенем коробка современного БТР обычно становится братской могилой для экипажа. Как бы то ни было, все современные БТР имеют закрытый тип.

Моментом, который поставил жирный вопрос в стратегии развития БТР, стали арабо-израильские войны и широкое использование противотанковых гранатометов, перед которыми БТР был беззащитен.

Советский и американский пути

В вопросах стратегии развития БТР СССР И США разошлись даже больше, чем в танкостроении. СССР быстро перешел на легкие восьмиколесные машины, которые были возможны к транспортировке самолетом. США же делали ставку на БТР. Их выбор пал на гусеничный движитель, как, например, у невероятно популярного M113. Кроме того, американцы выпускают и легкие четырехколесные командные и разведывательные БТР. Европейские же компании использовали как советскую, так и американскую формулы, в зависимости от предназначения и покупателя машины.

Отдельное внимание необходимо уделить Израилю. Израильтяне первыми стали делать действительно тяжелые транспортеры, обратив особое внимание на слово "бронированный" в расшифровке БТР.

Перспективы

Этот вопрос остается дискуссионным. Многие аналитики видят будущее в тяжелых БТР, сопоставимых по бронезащите с танками. Но это ведет к фактическому срастанию классов БТР и БМП, к уменьшению мобильности и проходимости транспортеров, а также к серьезному возрастанию их цены. Однако в условиях военного конфликта с сопоставимым противником ставка на дорогую, качественную, но малочисленную технику срабатывает далеко не всегда. В большинстве случаев лучше комбинировать легкие и тяжелые вооружения.

Все-таки в расшифровке БТР главным словом является "транспортер". Каковым он и должен оставаться.

autogear.ru

Слово БТР - Что такое БТР?

Слово бтр английскими буквами(транслитом) - btr

Слово бтр состоит из 3 букв: б р т


Значения слова бтр. Что такое бтр?

БТР-3

БТР-3 — современный украинский бронетранспортёр. Разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою.

ru.wikipedia.org

БТР-4

БТР-4 — линейка семейства современных украинских бронетранспортёров. Концепция бронемашины разработана в начале 2000-х годов КП ХКБМ им. А. А. Морозова.

ru.wikipedia.org

БТР-7

БТР-7 «Защитник» — украинский бронетранспортёр — боевая колёсная плавающая бронемашина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки...

ru.wikipedia.org

БТР-40

БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль.

ru.wikipedia.org

БТР-40 разрабатывался в Горьком в КБ под руководством В.А. Дедкова с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63.

Энциклопедия техники

БТР-50

БТР-50П (Объект 750) — бронетранспортёр на базе шасси лёгкого плавающего танка ПТ-76. Имеет высокую вместимость — 20 десантников. Также способен перевозить на крыше, на плаву, до 2-х тонн груза, например миномёт или 85-мм орудие...

ru.wikipedia.org

БТР-60

БТР-60, имевший также официальное, но значительно менее распространённое обозначение БТР-60П — советский бронетранспортёр. Создан в 1956—1959 годах для оснащения мотострелковых подразделений и замены в них устаревшего БТР-152...

ru.wikipedia.org

БТР-60 Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин.

Энциклопедия техники

БТР-70

БТР-70 — советский бронетранспортёр — боевая колёсная плавающая бронемашина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, в том числе и в условиях применения оружия массового поражения.

ru.wikipedia.org

БТР-70 Немало различных боевых машин высокой проходимости в советских сухопутных войсках. На есть среди них такая, значение которой для мотострелковых подразделений в современном общевойсковом бою трудно переоценить.

Энциклопедия техники

БТР-80

БТР-80 — советский бронетранспортёр. Создан в начале 1980-х годов как дальнейшее развитие бронетранспортёра БТР-70, с учётом выявленных в Афганской войне недостатков последнего, и предназначался для его замены в мотострелковых войсках.

ru.wikipedia.org

БТР-90

БТР-90 «Росток» (также обозначается как ГАЗ-5923) — российский бронетранспортёр. Боевая колёсная плавающая бронемашина, оснащённая вооружением, предназначенная для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск.

ru.wikipedia.org

Русский язык

БТР, нескл., м. и бэтээ́р, -а (сокр.: бронетранспортёр).

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова бтр

Авария произошла в рядом с Башкирским аграрным университетом. БТР провозил по городу музейную копию Знамени Победы.

В том числе БТР, бронированные грузовики и ракетные установки Град.

Въезд в город, десятки вооруженных людей, БТР и бункер с бойницами.

Перед зрителями выступили и челябинские стронгмены, которые на время тянули военный БТР.

Увесь минулий тиждень опозиція звинувачувала владу в організації інциденту, а влада вигадувала фантастичні версії того, як в центрі Києва з'явився БТР і провокатори.


  1. бряцать
  2. бряцающий
  3. бти
  4. бтр
  5. бубал
  6. бубенец
  7. бубенцов

wordhelp.ru

Бтр - это... Что такое Бтр?

Немецкий бронетранспортёр TPz 1 Fuchs («Фукс»)

Французский бронетранспортёр VAB

Бронетранспортёр (БТР) — боевая бронированная машина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений к месту выполнения поставленной боевой задачи. В исключительных случаях, при отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать пехоту пулемётным огнем.

Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и Боевая машина десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины в ходе проектирования. БТР, в основном, разрабатывался как транспортное средство пехоты, в то время, как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки пехоты огнем орудия и ПКТ в наступлении и обороне. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием, и различия между гусеничными БТР, БМП и БМД по их боевым свойствам практически исчезли. В свою очередь, БМД отличается способностью десантирования с помощью парашюта.

Визуально отличить такой БТР от БМП можно только по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП — пушка калибром от 20 мм и выше. БМП и БМД, в отличие от БТР, имеют более надёжную защиту от поражающего действия ядерного оружия.

Для БТР, в отличие от танков и БМП, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть как гусеничные, так и колёсные машины.

Опыт боевого применения

В условиях Афганской войны, среди личного состава мотострелковых подразделений БТР незаслуженно получили прозвище «жестянок». Этот факт обусловлен слабой защитой БТР от огня ручных противотанковых гранатометов. В этой связи стоит заметить, что основная задача БТР, которая ставилась перед проектировщиками, была создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, маневренного, надежного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту от стрелкового оружия. В условиях боевого применения, при столкновении с активной противотанковой обороной противника, БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей не является его основной задачей. Его задача — транспортировка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, БТР мог оборонять себя и личный состав огнем КПВТ и ПКТ.

История развития

Mark IX Бронетранспортёр на базе танка Mk I

Первые БТР были построены англичанами во время Первой мировой войны на базе танка Mk I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона. К началу Второй мировой войны колёсно-гусеничный БТР М2 («халфтрак») был разработан в США и стал самой массовой машиной этого класса того времени. Модификация М3 этого семейства боевых машин поставлялась по ленд-лизу в СССР, поскольку советские конструкторы и производственные ресурсы были ориентированы на разработку более нужных фронту танков и САУ. В канадских, затем американских и британских частях союзников в эрзац-бронетранспортеры переделывались шасси танков и САУ. После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.

Выдающиеся образцы БТР

  • Немецкие полугусеничные БТР Второй мировой войны SdKfz 251 и SdKfz 250.
  • Английский гусеничный БТР Второй мировой войны Bren.
  • Американские полугусеничные БТР Второй мировой войны M2 и M3.
  • Советская серия колёсных БТР с формулой 8х8 БТР-60, БТР-70, БТР-80 и её наследник БТР-90.
  • Немецкий колёсный БТР с формулой 6х6 TPz Fuchs («Фукс»).
  • Серия французских колёсных БТР с формулой 4х4 Ахзарит».

См. также

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Назначение БМП, БТР

Боевые и технические характеристики. Общая компоновка базовых машин. Назначение основных узлов и систем.

Назначение БМП, БТР

БМП - бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает маневренность, огневую мощь и защищенность личного состава. Появилась в 60-х гг. Современная БМП – гусеничная (реже колесная) машина высокой проходимости и подвижности, как правило, плавающая, авиатранспортабельная и десантируемая парашютным способом, оснащена фильтровентиляционной установкой, приборами ночного видения и др. оборудованием.

БТР - боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых войск (мотопехоты) и их огневой поддержки в бою.

Данная боевая техника берет свое начало со средних веков, когда наступающее войско укрывалось от стрел противника под передвижными, примитивными укрытиями (в виде настила из бревен на колесах). Некоторое подобие боевых машин появилось в годы Первой мировой войны. Это знаменитый ленинский броневик.

В годы Второй мировой войны всеми воюющими армиями широко использовались автомобили на гусеничном ходу, оборудованные листами металла, а также бронетранспортеры. Такими БМП и БТР, какими мы их знаем, стали уже в послевоенное время:

-БМП-1 – год выпуска 1966 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13 т.

-БМП-2 – год выпуска 1977 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 13,6 т.

-БМП-3 – год выпуска 1987 г. экипаж 3 человека, с отделением 10 человек, масса 18,7 т.

Боевая машина пехоты (БМП), бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты) для передвижения личного состава и ведения боя. Она повышает маневренность, огневую мощь войск и защищенность личного состава.

Российская боевая машина пехоты БМП была одним из наиболее заметных нововведений в тактике пехоты во второй половине XX века. Она была первой боевой машиной пехоты, представлявшей очередной этап развития пехотной тактики и технологии. БМП вызвала важное изменение в тактике мотопехоты, обеспечив пехотное отделение беспрецедентной огневой мощью, мобильностью и защитой. Позже другие армии получили машины вроде немецкой «Мардер», американской М2 «Бредли» и английской «Уорриор». Начиная с 1966 г. было изготовлено более 55 тысяч подобных машин, что в количественном отношении делает их одной из наиболее важных боевых машин из всех когда-либо построенных.

Появление БМП в 1967 г. было тем более удивительным, учитывая относительную отсталость Советской Армии в бронированных машинах пехоты. Во второй мировой войне Красная Армия была единственной крупной армией, не имевшей сколько-нибудь заметного количества бронетранспортеров. Такие машины, как немецкий SdKfz 251, английский «Юниверсал Кэрриер» и американский полугусеничный М3 были первой серьезной попыткой дать пехоте возможность держаться на поле боя вместе с танками и оказывать взаимную помощь. Как таковые, они были жизненно важным компонентом в деле развития современной общевойсковой тактики. Советская Армия не получила во второй мировой войне никаких бронированных машин пехоты потому, что им уделялось мало внимания – матушка-Россия сконцентрировала свои промышленные ресурсы на производстве танков и самоходных орудий. Немецкие офицеры давно пришли к выводу, что отсутствие моторизованной пехоты было одним из главнейших недостатков в тактике Советской Армии.

С глубокой древности быстрейшая доставка войск к месту сражения являлась одним из основных условий победы над противником. Однако в течение многих веков войнам приходилось рассчитывать только на свои собственные ноги, либо в лучшем случае, на гужевые повозки. В начале XX в. на «тропу войны» выходит автомобиль. Но уже в 1930-е годы военных перестала удовлетворять простая перевозка войск, им нужно было, что бы пехота доставлялась непосредственно на поле боя. Армиям потребовалось транспортное средство высокой проходимости, имевшее бы хорошую маневренность на поле боя и способное, несмотря на огонь противника, с минимальными потерями доставлять вооруженную пехоту прямо к переднему краю. И такие машины появились – к концу 1930-х годов в мире начал складываться новый тип боевой техники – бронетранспортер (БТР). В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия, с учетом новых тактических взглядов в соответствии с которыми бронетранспортеры должны поддерживать атакующие подразделения своим огнем, на БТР – 60ПБ было существенно усилено вооружение. Главным отличием БТР-60 ПБ от предыдущих модификаций стала башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ калибра 14,5-мм (боекомплект 500 патронов) и ПКТ-7,62-мм (2000 патронов). Оба пулемета имеют ленточное питание. Пулеметы смонтированы в жесткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели пулеметных лент, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Механизмы горизонтального наведения башни и вертикального наведения вооружения – ручные. Скорости наведения за один оборот маховика по горизонтали -21°, по вертикали - 4°. Вертикальный угол обстрела составил +35°/-5°.

В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитии БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.

Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы противника, расчетов тяжелого пехотного оружия (прежде всего – противотанковых средств) на больших, чем у БМП-1, дальностях, а также отражения атак воздушного противника и современных танков.

Противотанковые возможности вооружения БМП-1 к тому времени уже не соответствовали уровню защищенности основных боевых танков нового поколения, а эффективная дальность стрельбы была слишком мала. Командир машины должен был получить равные с наводчиком-оператором возможности наблюдения и управления оружием.

Был создан ряд опытных машин. Так, в 1972 г. КБ Курганского завода, используя элементы шасси БМП-1, создало «объект 680» массой 13 т. с двухместной башней с вынесенной установкой 30-мм автоматической пушки 2А42 и пулемета ПКТ.

КБ ЧТЗ последовательно разработало «объект 768» (1972 г.) с 73-мм полуавтоматическим орудием «Зарница» с удлиненным стволом и «объект 769» (1974 г.) массой 13,8 т, вместимостью 10 человек, усиленным до 320 л.с. двигателем и комплектом вооружения, включающим 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет и ПТРК «Конкурс», а также один пулемет в поворотной установке в корме корпуса – видно влияние германской «Мардер», объем корпуса для сохранения плавучести увеличили надгусеничными нишами.

Схожий комплекс вооружения в двухместной башне имел 13,6-тонный «объект 675» курганского КБ. Уже в 1977 г. Курганские конструкторы представили «объект 681» - вариант «объекта 680» с 73-мм орудием «Зарница», 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, ПТРК «Фагот».

В качестве основы новой БМП был выбран «объект 675». После доработки он был принят на вооружение в 1980 г. под обозначением БМП-2. Впервые БМП-2 была показана широкой общественности на военном параде в Москве в ноябре 1982 г.

На базе БМП-2 разработан ряд других машин, в том числе:

БМП-2Д – машина с дополнительным бронированием бортов корпуса и башни;

БМП-2К – машина управления с дополнительными средствами связи для обеспечения командования и взаимодействия между подразделениями и отдельными боевыми машинами;

БМП-2МПС – стандартный вариант БМП-2 приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10;

БРМ-2 – боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм автоматическая пушка 2А42.

 

1.1.2. Боевые и технические характеристики

Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих их боевые свойства.

Боевые и технические характеристики подразделяются на пять разделов: общие данные; вооружение; броневая защита; подвижность; средства связи и специальное оборудование.

К общим данным БТХ относятся: боевая масса, экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР) и основные размеры.

Боевая масса. Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая масса современных БМП и БТР находится в пределах 10–15 т.

Экипаж. Экипаж и десант современных БМП и БТР состоит из 9–11 человек.

Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.

Длинасовременных машин по корпусу составляет 5–8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10 м.

Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. Ширина современных боевых машин не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок, и составляет не более 3,4 м.

Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин – уменьшение их высоты.

Вооружениесовременных боевых машин состоит в основном из пушки и пулеметов. На некоторых машинах, например, БМП,применяются дополнительно противотанковые управляемые ракеты.

Броневая защитабоевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.

Противопульной броней называется такая броня, которая обеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня. Толщина противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах.

Противоснарядная броня обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках.

Существенное влияние на защищающую способность брони оказывает угол ее наклона к вертикали. Чем больше угол наклона, тем выше снарядостойкость брони. Так, например, при угле наклона в 60° увеличивается снарядостойкость броневого листа в два раза (без учета рикошетирования).

Подвижностьбоевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.

Скорость движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.

1. Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.

2. Средняя скорость движения зависит от большого числа различных факторов: от максимальной скорости, дорожных условий, типа коробки передач и механизма поворота, легкости управления и др. Ориентировочно можно считать среднюю скорость движения равной 0,5 от максимальной скорости.

Запас хода. Запасом хода называется число километров, которое может пройти машина, используя полностью запас топлива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.

Для увеличения запаса хода иногда на машинах могут применяться дополнительные емкости с топливом, устанавливаемые снаружи корпуса. С учетом дополнительных емкостей запас хода увеличивается в среднем в 1,5 раза.

Среднее давление. Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности. Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту). Чем оно меньше, тем выше проходимость машины.

Углы подъема и крена. Максимальная величина преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.

Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.

Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины и расположения центра тяжести. Если центр тяжести расположен посредине машины, то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.

Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7–1,0 м.

Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода зависит от высоты расположения воздухопритоков корпуса БТВ. Для танков она составляет 1,2–1,3 м.

Клиренс. Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на препятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4–0,5 м.

Перечисленные параметры по проходимости, кроме удельного давления, в общих характеристиках могут и не приводиться. Это объясняется тем, что они для различных современных машин незначительно отличаются от указанных средних значений.

Подвижность машины обеспечивается силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью. В боевой и технической характеристике в этом же разделе могут приводиться основные данные по двигателю, трансмиссии и ходовой части машины.

Все современные боевые машины оснащаются средствами связи и различным специальным оборудованием, значительно повышающим их боевые свойства.

К специальному оборудованию относятся: средства защиты от ядерного, химического и биологического оружия; автоматические системы противопожарного оборудования; оборудование подводного вождения; средства маскировки и др.

В характеристиках указывается наличие на машине того или другого специального оборудования.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Бронетранспортёр - это... Что такое Бронетранспортёр?

Немецкий бронетранспортёр TPz 1 Fuchs («Фукс») Французский бронетранспортёр VAB

Бронетранспортёр (броневой (бронированный) транспортёр, БТР) — боевая бронированная машина, предназначенная для доставки личного состава (стрелков) мотострелковых (пехотных, мотопехотных и так далее) подразделений к месту выполнения поставленной боевой задачи. В исключительных случаях, при отсутствии у противника противотанковых средств, БТР может поддержать пехоту пулемётным огнём.

Ранее, в период Первой мировой войны и после неё, классифицировался как транспортный танк или танк-транспортёр.

По советской классификации 1933 года «О системе танкового вооружения РККА» назывался транспортёр пехоты (на шасси лёгкого трактора).

Ближайшими по классу бронетранспортёру машинами являются боевые машины пехоты (БМП) и боевые машины десанта (БМД). Разница заключается в задачах, которые возлагались на машины. БТР в основном разрабатывался как транспортное средство пехоты, в то время как на БМП и БМД дополнительно возлагались задачи поддержки пехоты огнём орудия и ПКТ в наступлении и обороне. Хотя на многих БТР установлены достаточно мощные крупнокалиберные пулемёты, вооружение этих машин, как правило, не является стабилизированным и имеет упрощённые прицелы, что ограничивает его применение в основном целями самообороны. БМП и БМД отличаются от БТР лучшей защитой и более высокой огневой мощью. БТР же, имея колёсный ход, значительно превосходит их в скорости по дорогам с улучшенным покрытием. В свою очередь, БМД отличается способностью авиадесантирования с помощью парашюта. БТР по сравнению с БМП и БМД обычно имеет в разы меньшую стоимость в производстве из-за отсутствия на нём сложного и высокотехнологичного оборудования.

В последнее время разработаны варианты гусеничных БТР на базе танков с противоснарядным бронированием; таким образом, различия между гусеничными БТР, БМП и БМД по их боевым свойствам практически исчезли. Внешне отличить такой БТР от БМП можно только по основному вооружению, которое у БТР, как правило, пулемётное, а у БМП — пушка калибром от 20 мм и выше. Тем не менее ряд тяжёлых бронетранспортёров, таких как БТР-Т, имеет вооружение калибром свыше 20 мм, что фактически стирает границу между БТР и БМП. Другим, менее бросающимся в глаза отличием является то, что БМП и БМД, в отличие от БТР, имеют более надёжную защиту от поражающего действия ядерного оружия.

Для БТР, в отличие от танков и БМП, тип движителя не оговорён, поэтому среди БТР есть как гусеничные, так и колёсные машины.

История развития

250pxMark IX Транспортный танк (бронетранспортёр) на базе Mk I.

Первые БТР (в современном понимании) были построены англичанами во время Первой мировой войны как транспортный танк Mark IX на базе Mk I для транспортировки на поле боя до 50 пехотинцев. Между мировыми войнами пальма первенства в разработке БТР перешла к немецким конструкторам, разработавшим различные варианты машин с колёсно-гусеничным движителем и противопульным бронированием с рациональными углами наклона. К началу Второй мировой войны колёсно-гусеничный БТР М2 («халфтрак») был разработан в США и стал самой массовой машиной этого класса того времени. Модификация М3 этого семейства боевых машин поставлялась по ленд-лизу в СССР, поскольку советские конструкторы и производственные ресурсы были ориентированы на разработку более нужных фронту танков и САУ. В канадских, затем американских и британских частях союзников в эрзац-бронетранспортеры переделывались шасси танков и САУ.

После войны отсутствие в СССР БТР было признано большим упущением и в короткое время были созданы современные образцы этих машин. В государствах-участниках блока НАТО и не связанных с ним странах после Второй мировой войны были созданы разнообразные конструкции БТР, отражающие национальные точки зрения на функции подобных машин в собственных военных доктринах и концепциях.

Плавающие бронетранспортёры

M113 — типичный представитель авиатранспортабельных плавающих бронетранспортёров

Очень популярна концепция, согласно которой бронетранспортёр рассматривается как универсальное транспортное средство, способное не только защитить от пуль, но также и преодолевать водные препятствия. Эта концепция обрела популярность ещё в годы Второй мировой войны, когда стало очевидным, что отсутствие какой-либо брони у американских амфибий LVT-1 и LVT-2 (англ. Landing Vehicle Tracked — Десантный Транспорт Гусеничный) является их серьёзным недостатком, который тем не менее может быть легко исправлен за счёт применения бронирования, аналогичного плавающему танку LVT(A)-1 (англ. AArmored, Бронированный), основанному на том же самом дизайне, что и LVT-1 и 2.

При этом, в вооружённых силах СССР обязательным требованием к бронетраспортёрам была авитранспортабельность (ср. советские требования по ограничению массы и габаритов танка, рассчитанные на типичную железнодорожную грузовую платформу), с ограничением массы в 20 тонн — соответствующей грузоподъёмности Ан-12[источник не указан 794 дня] и Ми-26[1]. Что существенно повышает стратегические возможности переброски бронетраспортёров. Недостатком же является то, что необходимость уложиться в лимит 20 тонн (для сравнения, так и не принятый на вооружение вертолёт Ми-12 имел грузоподъёмность в 40 тонн), накладывает очень жёсткие ограничения на технические характеристики бронетранспортёров. Для сравнения, на Западе авиатранспортабельные бронетрансопортёры должны уложиться в лимит заданный техническими характеристиками транспортного самолёта Lockheed C-130 Hercules[2], ограниченный 18 тоннами[2], а при сложных погодных условиях 13-14 тоннами[2].

БТР LVTA4.

В то же время, помимо авиатранспортабельных бронетранспортёров морская пехота США широко использует бронетранспортёры предназначенные для транспортировки морем, а не по воздуху. Что позволяет без оглядки на прокрустово ложе авиатранспортабельности, получить не только хорошую мореходность, важную именно для военно-морских операций с участием морской пехоты, но также и большую грузоподёмность, которая может быть использована как для большего количества превозимых десантников, так и для более тяжёлого вооружения. Так например, если авиантранспортабельный бронетранспортёр M113 при массе около 11 тонн, перевозит 11 десантников и вооружён 12.7 мм пулемёт, то перевозимый морем AAV7 при массе в 23 тонны, перевозит 25 десантников и вооружён 40 мм гранатомётом.

Тем не менее, в течение многих лет морские пехотинцы США всё же были не слишком довольны мореходными характеристиками своих бронетранспортёров, указывая в качестве самого главного недостатка традиционно невысокую скорость движения по воде. Эта проблема разрешилась с появлением EFV (англ. Expeditionary Finghting Vehicle — Экспедиционный Боевой Транспорт), первоначально называвшегося AAAV — первого плавающего бронетранспортёра нового поколения (вторым стал китайский ZBD2000‎), благодаря сверхмощным водомётам, обеспечивающим глиссирование, имеющего скорость движения по воде, впятеро превышающую типичную скорость плавающего бронетранспортёра (~40-50 км/ч по воде против традиционных ~5-10 км/ч).

Что касается мотопехоты, то в начале двадцать первого века стала популярной идея об отказе как от плавающих, так и авиатранспортабельных бронетранспортёров (примерно аналогичных десантным), в пользу тяжёлых как более живучих в бою. С другой стороны, тяжёлые БТР серьёзно ограничивают возможности мотопехоты в ландшафтах, изобилующих водными препятствиями. Не случайно тяжёлая БТР «Ахзарит» применяется в пустынной и полупустынной местности, а для свободы действий в местности, не являющейся таковой, всё же необходима возможность преодоления водных препятствий.

Тяжёлые бронетранспортёры

Самый первый бронетранспортёр Mark IX, по ряду признаков можно было отнести как тяжёлым, так и лёгким бронетранспортёрам, так как с одной стороны он был создан на базе танка, а с другой подобно танкам того времени имел лишь противопульную защиту. Позднее в годы Второй мировой войны канадцами использовались эрзац-бронетранспортёры из танков и САУ, со снятыми башнями и крышами, получившие прозвище «Кенгуру». Эти машины, хоть и сохраняли большую часть танковой брони, не имели крыши и были уязвимы при попаданиях сверху.

В годы Холодной Войны идея тяжёлых бронетранспортёров не обрела популярности, а противопульная защита считалась достаточной. Основной причиной тому было то, что потенциальные противники в силу своей географической удалённости друг от друга делали ставку на десант. И если США, как получившие после Второй Мировой несомненное господство на море, ставили на свою морскую пехоту, то в СССР была сделана ставка на ВДВ. В результате и в той, и в другой стране обязательным требованием к бронетранспортёру была его способность к преодолению водных препятствий, которую было легче всего обеспечить при противопульном бронировании. Разница концепций заключалась главным образом в том, что американцы, благодаря господству на море, помимо небольших авиатранспортабельных бронетранспортёров (наподобие M113 с массой около 10 тонн), могли себе позволить и большие («монструозные» по советским меркам) бронетранспортёры наподобие AAV7.

Однако позднее широкое распространение дешёвых ручных противотанковых гранатомётов привело к появлению горькой шутки, согласно которой солдаты стали расшифровывать БМП как «Братская Могила Пехоты», так как бронетранспортёры (и БМП) легко уничтожались из РПГ вместе с экипажем и перевозимыми солдатами. Иными словами назрела явная необходимость создания тяжёлых БТР, способных выдержать обстрел из гранатомётов. Именно поэтому в начале 80-х годов XX века Израиль стал экспериментировать, переделывая под тяжёлые БТР различные танки. На основе полученного опыта, в том числе и во время Ливанской войны, на базе трофейных танков советского производства был создан тяжёлый бронетранспортёр «Ахзарит».

У израильской «Ахзарита» и украинской БМТ-72 в корме располагается компактный двигатель, оставляющий рядом с собою место для относительно узкого кормового люка, в целях компенсации узости оснащённого приподнимаемой крышкой, позволяющей десантирование с разбега. При этом у израильской «Намер» и иорданской «Темсах» двигатель располагается на носу, обеспечивая тем самым наличие в корме широкого люка для десантирования.

Что касается мотопехоты, то существенным доводом в пользу тяжёлых БТР является то, что специальная разновидность БТР, именуемая БМП, теоретически должна взаимодействовать с танками. А танки, за исключением плавающих, как известно, не способны с ходу (без специальной подготовки) преодолеть водное препятствие. И с этой точки зрения способность БТР и БМП к плаванию при взаимодействии с основными танками становится не столь критичной. В то же время, как показывает практика, плавающие обычные БТР и БМП из-за своего слабого бронирования способны полноценно взаимодействовать лишь с плавающими танками, а для полноценного взаимодействия с основными танками предпочтительны именно тяжёлые БТР.

Опыт боевого применения

В условиях Афганской войны среди личного состава мотострелковых подразделений БТР незаслуженно получили прозвище «жестянок». Этот факт обусловлен слабой защитой БТР от огня ручных противотанковых гранатомётов. В этой связи стоит заметить, что основной задачей, которая ставилась перед проектировщиками БТР, было создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, маневренного, надёжного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту лишь от стрелкового оружия. В условиях боевого применения при столкновении с активной противотанковой обороной противника БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача — перевозка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, экипаж (наводчик-оператор) БТР мог оборонять себя и личный состав огнем КПВТ и ПКТ.

Известные образцы БТР

Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

На странице обсуждения должны быть подробности.

  • Немецкие полугусеничные БТР Второй мировой войны SdKfz 251 и SdKfz 250.
  • Английский гусеничный БТР Второй мировой войны Bren.
  • Американская серия амфибий LVT: LVT(A)-2, LVT(A)-3
  • Американские полугусеничные БТР Второй мировой войны M2 и M3.
  • Советская серия колёсных БТР с формулой 8х8 БТР-60, БТР-70, БТР-80 и её наследник БТР-90.
  • Советский многоцелевой легкобронированный транспортер МТ-ЛБ (с многочисленными модификациями)
  • Немецкий колёсный БТР с формулой 6х6 TPz Fuchs («Фукс»).
  • Серия французских колёсных БТР с формулой 4х4 VAB.
  • Тяжёлый гусеничный израильский БТР «Ахзарит».
  • Плавающий бронетранспортёр EFV — первый в мире способный глиссировать
  • Бронетранспортёр БТР-40, боевая машина советских моторизованных стрелков в 1950-е годы.

  • Бронетранспортёр БТР-152, боевая машина советских моторизованных стрелков в 1950-е годы.

См. также

Примечания

Литература

Источники

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *