Воздушный парад на день ВВС пройдет в Москве
12 августа военные летчики приглашают к полудню всех, увлеченных авиацией в парк культуры и отдыха «Патриот». Там состоится грандиозный армейский фестиваль, приуроченный к 105-летию создания Военно-воздушных сил России. Гостям не нужно будет покупать билеты — все уже оплачено!
«На протяжении более чем 2 часов в демонстрационных полетах будет задействовано более 150 воздушных судов. Летчики авиагрупп высшего пилотажа «Стрижи», «Русские витязи», «Соколы России» и «Беркуты» продемонстрируют мастерство группового и одиночного пилотажа, технику ведения воздушного боя. Фигуры высшего пилотажа покажут и пилоты перспективных авиационных комплексов Т-50, а фронтовые штурмовики Су-25 затянут небосвод дымами цветов российского триколора», — сообщили в Минобороны России.
Как стало известно «КП», зрители фестиваля увидят театрализованную историческую реконструкцию эпизодов развития отечественной авиации с момента ее зарождения до наших дней.
В параде в честь дня ВВС над Военно-патриотическим парком «Патриот» примут участие 150 военных самолетов
В небо поднимутся восстановленные самолеты периодов Первой и Второй мировых войн «Фарман», «Пайпер-КЭБ», Як-52, Як-30, Як-18, «Дуглас ДС-3», По-2, Ил-2, МиГ-3 и МиГ-15.
Гости праздника смогут на месте испытать свой вестибулярный аппарат на учебных тренажерах и авиасимуляторах.
А уже после обеда в парке Патриот в рамках Армейских международных игр-2017 пройдет заключительный этап «Эстафеты» конкурса «Танковый биатлон-2017» и церемония закрытия Армейских международных Игр-2017.
ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
Воздушный парад в честь 105-летия ВВС России и авиационный фестиваль «Форсаж-2017». Прямая трансляция и фоторепортаж
Как в парке «Патриот» 12 августа 2017 года проходит воздушный парад в честь 105-летия ВВС России и авиационный фестиваль «Форсаж-2017» (подробности)
www.msk.kp.ru
Военно-воздушные силы Родезии: на честном слове, аренде и контрабанде
Сколько может техника обходиться без запчастей в условиях частой эксплуатации? Неделю? Месяц? Год? Авиация Родезии сумела поставить рекорд, по-видимому, никем не превзойдённый – 15 лет. В условиях международной изоляции и эмбарго военно-воздушные силы непризнанной страны выполняли боевые задачи, летая в буквальном смысле «на честном слове и на одном крыле». И не просто выполняли, а действовали с максимальной эффективностью – по результативности ВВС Родезии в Африке уступали, пожалуй, только своим коллегам из ЮАР.
Военно-воздушные силы Родезии берут своё начало с 1935 года, когда в стране было развёрнуто первое лётное подразделение. К тому времени в стране уже действовала приличная система гражданской авиации: 3 аэропорта, 27 взлётно-посадочных полос и 20 частных аэродромов – но что касается военного аспекта лётного дела, то его попросту не существовало. Однако ввиду ухудшавшейся международной обстановки (в военном министерстве Великобритании понимали, что война не за горами) было принято решение о создании на британских территориях структур, которые могут быть использованы в военных целях – в том числе и ВВС. 1 ноября 1935 года на свет появилось Подразделение ВВС – резервистская часть, организационно входившая в 1-й (пехотный) Батальон Родезийского полка. Надо сказать, что у неё образовалось немало противников: многие депутаты Законодательной ассамблеи и ряд военных чинов считали военную авиацию делом бессмысленным и затратным – и поэтому новорождённая часть несколько раз оказывалась под угрозой расформирования. Однако здравый смысл всё же победил – в июле 1936 года правительство официально объявило о создании Военно-воздушного подразделения Вооружённых сил Южной Родезии. Интересно, что первым курсантам, которые приступили к обучению, было всего 16 лет. Обучение пилотов проходило на самолётах de Havilland DH.60 Moth и de Havilland DH 82 Tiger Moth предоставленных Великобританией. К декабрю 1937 года была построена военно-воздушная база в Крэнборне с двумя ВПП, ангарами, мастерскими, казармами и т.п. Тогда же у ВВС Южной Родезии появилось 15 собственных самолётов: 6 бомбардировщиков Hawker Hart, 6 самолётов-корректировщиков Hawker Audax и 3 истребителя Gloster Gauntlet.
С началом Второй мировой войны личный состав Военно-воздушного подразделения начал постепенно передаваться в состав Королевских ВВС Британии – а сама часть получила название 1-й эскадрильей ВВС Южной Родезии. Процесс был завершён к весне 1940 года, и тогда же последовало очередное переименование: 237-я (Родезийская) эскадрилья КВВС. А сама страна, Южная Родезия, превратилась фактически в огромное лётное училище: в рамках плана по подготовке военных лётчиков для Британской империи в стране целая сеть учебных заведений по подготовке лётчиков и техников из стран Британского содружества и Союзных наций. Всего за годы войны в Южной Родезии прошли обучение более 10 000 л/с ВВС разных стран. Только на авиабазе Торнхилл, открытой в 1941 году, в течение военных лет было подготовлено почти 2 000 пилотов и 300 штурманов.
Во Второй мировой войне родезийские лётчики воевали в трёх эскадрильях:
- №237 (истребительная эскадрилья) в Абиссинии, Северной Африке и Европе;
- №266 (истребительная эскадрилья) в Битве за Британию и Европе;
- №44 (бомбардировочная эскадрилья) в Европе.
В 237-й эскадрильи служил лётчик Ян Дуглас Смит (будущий премьер-министр Родезии). В июне 1944 года, возглавляя авианалёт на железнодорожную станцию в долине р. По в Италии, он был сбит. Смиту удалось избежать пленения, он сумел выйти к итальянским партизанам и с их помощью перейти линию фронта к союзным войскам.
237-я и 266-я эскадрильи после войны были расформированы, а 44-я ещё долгое время оставалась в строю – входя в состав Командования бомбардировочной авиации КВВС.
Маркировка самолётов Родезийских ВВС в зависимости от времени использованияВ 1947 году состоялся визит королевской четы в Южную Родезию – это был жест благодарности доминиону за вклад во Вторую мировую войну. (В пропорциональном отношении к численности населения страна послана на фронт больше людей, чем любая другая британская территория, и больше, чем сама Британия – не говоря уж о том, что родезийцы воевали практически на всех театрах Второй мировой). Среди прочих милостей, которых Его Величество Георг VI удостоил Южную Родезию, было и обещание развернуть в стране полноценные военно-воздушные силы – что и случилось в ноябре того года. Их численность на тот момент составляла немногим менее 70 офицеров и нижних чинов, летавших на учебно-тренировочных North American Harvard T-6 Texan, приобретённых у ВВС ЮАР и Великобритании. Чуть позже на вооружении ВВС Южной Родезии появились Douglas C47 и Avro 652. В 1951 году для подготовки резервистов были приобретены 22 Supermarine Spitfire Mark XXII. В 1952–53 годах ВВС Южной Родезии вступили в эпоху реактивной авиации – на вооружение были взяты 16 истребителей-бомбардировщиков de Haviland Vampire FB9, 16 учебных Vampire T11 и 16 учебных Percival Provost T52.
В 1952 году ВВС были перебазированы на постоянной основе на авиабазу в Нью-Саруме и получили новое наименование Родезийские Военно-воздушные силы Федерации (с 1953 по 1963 страна входила в государственное образование – Федерация Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда [также Центрально-Африканская Федерация]). Через короткое время была добавлена приставка «Королевские» и введены новая форма и знаки отличия.
КРВВСФ были ответственны за защиту воздушного пространства Федерации и ведение боевых действий как внутри, так и (при необходимости) за её пределами. Помимо этого Федерация взяла на себя обязательства по подготовке пехотных и лётных кадров для Британского Ближневосточного командования – как часть вклада в дело защиты интересов Британского содружества. В 1959 году Федерацией были закуплены 4 транспортных самолёта Canadair Argonaut C4 и 15 лёгких бомбардировщиков English Electric Canberra B2.
«Канберра» родезийских ВВС (1970-е)В 1958 году эскадрильи «Вампиров» вместе с Королевскими ВВС приняли участие в подавлении мятежа в протекторате Аден. В 1961 году военно-транспортная авиация Родезии привлекалась к обеспечению британских войск во время кувейтского кризиса, а также доставляла продовольствие в пострадавшие от наводнения районы в Кении. В 1959–1963 годах эскадрильи «Канберр» регулярно привлекались к выполнению задач совместно с Королевскими ВВС на Кипре. В 1963 году 1-я эскадрилья получила 12 истребителей-штурмовиков Hawker Hunter FGA9.
«Хантер» родезийских ВВС (1970-е)В целом Королевские Родезийские ВВС оставались небольшим, но чрезвычайно эффективным видом вооружённых сил – чем родезийцы по праву гордились. В то время как в Королевских ВВС соотношение составляло 300 человек на один самолёт, в родезийских соотношение было на порядок меньше, а действовала авиация куда эффективнее.
warspot.ru
Фуражка ВВС парадная
Фуражка ВВС парадная купить очень легко — закажите его в ВОЕНТОРГ НОГИНСК, ВОЕНТОРГ БАЛАШИХА или КАПТЁРКА ВОЕНТОРГ
Фуражка — головной убор. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
Фуражка Военно-воздушных сил Российской Федерации парадная с верхом синего цвета, голубым околышем и голубым кантом. Фуражка укомплектована кокардой и металлизированным филигранным шнуром. Высота тульи -7 см.
Только в КАПТЁРКЕ ВОЕНТОРГ
Фуражка ВВС парадная- Отлично носится
- Качественная вышивка!
- Материал цветоустойчив.
- Не деформируются со временем
- Соответствие всем техническим условиям (ТУ)
Фуражка ВВС парадная прослужит вам долгие годы.
Наш магазин предлагает вам ФУРАЖКИ только от надёжных производителей.
Мы рады Вам помочь в любое время)
Нашивка под заказ!
Вы можете приобрести данный товар в любом из наших магазинов ВОЕНТОРГ НОГИНСК, ВОЕНТОРГ БАЛАШИХА или в нашем Интернет-Военторге КАПТЁРКА
Фуражку ВВС парадную вы можете купить в ВОЕНТОРГ НОГИНСК КАПТЁРКА, ВОЕНТОРГ БАЛАШИХА КАПТЁРКА или приехав к нам в Военторг Ногинск из города Электросталь, Электроугли, Монино, Чкаловский, Купавна, Черноголовка, Орехово-Зуево, Павловский-Посад или в ВОЕНТОРГ БАЛАШИХА из Реутов, Дзержинский, Москва, Железнодорожный.
ВОЕНТОРГ КАПТЕРКА предлагает Вам заказать и купить не раздумывая данный товар!
#ВоенторгКаптёрка #АрмейскийМагазин #КАПТЁРКА #ВоенторгБалашиха #РоссийскаяАрмия #kapterka.com #ВоенторгЭлектросталь#военторгногинск #Балашиха #ВЫШИВКАНАЗАКАЗ #Орехово_Зуево #МОСКВА #ВВС #Фуражка #Фуражки #ФуражкаВВСВВС #ФуражкаВВСпарадная #ПараднаяфуражкаВВСВВС #Параднаяфуражка #ВВСРФ
Любые армейские товары в интернет-магазине военторга: магазин военной одежды санкт петербург, военторг казань сайт, военторг севастополь, военторг в туле, военторг магазин пермь, онлайн магазин военторг. Наш магазин для военных осуществляет доставку в любой регион России и СНГ. Армейский магазин `Военторг` — военторг магазин пермь, магазин военной одежды вднх, магазин военной истории, военторг атака. Специальный армейский магазин Военторг. Военный магазин на вднх, военный магазин в самаре, военторг киев, ЮнАрмия, День ПВ, День Пограничника, День Разведки, День ПогранСлужбы, Погранец, День Погранца, Бывших Пограничников не бывает, дембель, дембельский берет, берет на дембель, берет для дембеля, отбивка беретов, отбивка берета, берет на заказа, дембельская форма, ДМБ, Спиннер, Спиннеры. Военная форма, обувь, головные уборы, форма охраны, военная форма, камуфляж, военная одежда, милитари, армейский магазин, военный магазин, военторг, voentorg, военторги москвы, фонари.
kapterka.com
ВВС России готовятся к параду Победы 2014
9 мая 2014 года на Красной площади пройдет Парад Победы. Ожидается, что общая численность военнослужащих, участвующих в 140-м военном параде на главной площади страны, составит: около 11 тысяч человек, более 100 единиц вооружения и военной техники и 69 единиц авиационной техники — это количество символизирует 69-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Как сообщает пресс-служба Минобороны России, подготовку к военному параду проходят более 200 курсантов первого курса, 200 офицеров и слушателей ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», прибывших из Воронежа в подмосковный поселок Алабино.
2013 год
Возглавляет парадный расчет заслуженный военный специалист Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, начальник академии генерал-лейтенант Геннадий Зибров. В составе парадного расчета ВВС более 20 человек — участники боевых действий, награжденные государственными наградами. Военнослужащие знаменной группы ВВС пронесут по Красной площади Знамя ВВС, а также Боевое знамя ВУНЦ ВВС, — сообщается на сайте Минобороны РФ.
В местах постоянной дислокации летные экипажи проходит первый этап подготовки для участия в воздушной части парада, посвященному 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., который пройдет 9 мая на Красной площади в Москве. Тренировка самолетов оперативно-тактической авиации проходит на аэродромах в Кубинке и Липецке, дальней авиации — на аэродромах Энгельс и Шайковка , военно-транспортной авиации — на аэродроме Мигалово, армейской авиации — в Торжке, а также на других аэродромах ВВС.
2013 год
Во время военного парада 9 мая 2014 года над Красной площадью в едином воздушном строю на высоте 200 метров пролетят:
|
|
|
Пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи» продемонстрируют над главной площадью страны «кубинский бриллиант» в составе 9 самолетов Су-27 и МиГ-29, летчики Липецкого государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России покажут воздушное построение «тактическое крыло» в составе 10 самолетов Су-34, Су-27 и МиГ-29. Запланировано, что над Красной площадью пройдет группа из 4 самолетов Як-130.
2013 год
Ранее в СМИ сообщалось, что на состоявшемся селекторном совещании военного ведомства, одной из главных тем стала подготовка к параду Победы. Начиная с этой недели, на подмосковном полигоне в Алабино проводятся тренировки. В свете последних событий этот праздник приобретает особый смысл, об этом сказал министр обороны Сергей Шойгу:
«В этом году мы будем праздновать 69-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Для граждан нашей страны и бывших республик СССР День Победы всегда был особым праздником. Однако сегодня мы все являемся свидетелями того, что на постсоветском пространстве все большее распространение получает идея неонацизма. В этих условиях празднование Дня Победы в текущем году приобретает важнейшее политическое значение. Мы должны в очередной раз продемонстрировать миру категорическое неприятие фашизма Россией. В Крыму и Севастополе празднование Дня Победы приобретает особую значимость в связи с тем, что в этом году полуостров отмечает 70-летие освобождение от немецко-фашистских захватчиков», — сказал Сергей Шойгу.
Планируется проведение военных парадов в 25-и городах страны. По традиции самым масштабным станет, уже 140-й по счету, военный парад на Красной площади в Москве. Командовать парадом будет заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Олег Салюков.
2014 год
В начале недели уже состоялась первая репетиция парада Победы 2014 — в Подмосковном Алабино на специальной площадке, которая имитирует Красную площадь в Москве. В тренировке участвовали около 11 тысяч военнослужащих, свыше 100 единиц современного вооружения и военной техники, в том числе автомобили «Тигр», бронетранспортеры БТР-82А, танки Т-90А, самоходные гаубицы «Мста-С», зенитные ракетные комплексы БУК-М2У», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», пусковые установки зенитной ракетной системы «С-400», а также ракетные комплексы «Тополь-М». Тренировки в Алабине будут проводиться три раза в неделю, затем ночные репетиции пройдут непосредственно на Красной площади.
Читайте также:
< Назад | Вперед > |
---|
pro-samolet.ru
Парад Победы 2013. Авиационная часть парада, 9 мая 2013 года.
Пролет парадного строя авиации ВВС России над Красной Площадью в честь 68-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.10:50-10:57, Москва, Софийская набережная, возле Большого Москворецкого моста.
1. Первая группа состоит из 5 вертолетов: крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт Ми-26 (04 желтый) и 4 многоцелевых вертолёта Ми-8 (80 желтый, 82 желтый, 84 желтый, 85 желтый). Вертолеты базируются в Торжке, Тверская область.
2. Следующая группа состоит из 4 ударных вертолётов Ми-28 (48 желтый, 49 желтый, 50 желтый, 211 синий). Одни из самых новых вертолетов Ми-28, базируются в Торжке (?), Тверская область, 221 синий — Будёновск.
3. Следом пролетает группа из 4 двухместных боевых вертолётов Ка-52 (46 красный, 51 красный, 54 красный, 55 красный). Базирование — аэродром Кореновск.
4. За вертолетами следует советский тяжелый турбовинтовой транспортный самолёт Ан-22 «Антей» (RA-09341). Самолет базируется на аэродроме Мигалово, город Тверь.
5. Следующий в парадном строю тяжёлый дальний транспортный самолёт Ан-124-100 «Руслан» (RA-82032). Место базирования — Сеща, Брянская область.
6. За «Русланом» пролетает самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 (50 красный — RF-50601). Базируется на аэродроме Иваново-Северный, город Иваново.
На этом самолете у меня временно перестала записывать карточка на фотоаппарате, поэтому его фотографии нет.
7. Над Красной Площадью группа из 3 тяжелых военно-транспортных самолётов Ил-76 (RA-76551, RA-78776, RA-76733). Аэродром базирования — Мигалово, Тверь.
8. Следом пролетает группа из 4 многоцелевых истребителей четвёртого поколения МиГ-29СМТ (01 красный, 06 красный, 08 красный, 72 красный). Аэродром базирования — Курск.
9. Следующая группа состоит из 4 двухместных сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия МиГ-31 (92 синий, 93 синий, 94 синий, 95 синий). Самолеты базируются на аэродроме Саваслейка.
10. В парадном строю группа из 4 фронтовых бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности Су-24М (38 белый, 44 белый, 47 белый, 61 белый). Машины базируются в Воронеже, аэродром Балтимор.
11. Над площадью 4 фронтовых бомбардировщика Су-34 (24 красный, 25 красный, 26 красный, 27 красный). Базируются на аэродроме Балтимор, Воронеж.
12. Следом пролетает группа из 3 дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3 (22 красный — RF-95956, 35 красный — RF-94266, 49 красный — RF-94139). Место базирования — Шайковка, Калужская область.
13. В воздухе группа самолетов, имитирующих дозаправку в воздухе: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 «Белый Лебедь» (17 красный — RF-94110, Валерий Чкалов) и самолёт-заправщик Ил-78М (52 синий — RF-94277). Ту-160 базируется в Энгельсе, Саратовская область. Ил-78М — в Дягилево, Рязань.
14. Над Красной Площадью 3 турбовинтовых стратегических бомбардировщика-ракетоносца Ту-95МС (10 красный — RF-94128 — «Саратов», 19 красный — RF-94123 — «Красноярск», 17 красный — RF-94259). Это самый быстрый винтовой самолёт в мире. Базируются самолеты в Энгельсе, Саратовская область.
15. Следующая группа представлена десятью самолетами: четыре Су-34 (02 красный, 03 красный, 04 красный, 07 красный), четыре Су-27мс3 (04 красный, 51 красный, 54 красный, 62 красный) и два МиГ-29СМТ (22 красный, 24 красный). Су-34 — Воронеж, МиГ-29СМТ — Курск, Су-27см3 из Крымска.
16. Над Красной Площадью единственные в мире пилотажные группы на боевых самолетах: Русские Витязи и Стрижи (Кубинка). В строю пять самолетов Су-27 (10 синий, 12 синий, 16 синий, 20 синий, 24 синий) и четыре МиГ-29 (03 синий, 05 синий, 06 синий, 10 синий).
17. Замыкает парадный строй авиации ВВС России группа из 6 самолетов Су-25 (33 красный, 70 красный, 71 красный, 72 красный, 73 красный, 88 красный). Самолеты базируются в Липецке, 33 — Приморско-Ахтарск.
dimich-135.livejournal.com
ВВС на крутых виражах | Журнал «Воздушно-космическая оборона»
Зигзаги в строительстве российской военной авиации в 1990-е гг.
«ВКО» предлагает вниманию читателей некоторые аспекты становления и развития Военно-воздушных сил России с момента их образования в 1992 г. и по сегодняшний день. Особое внимание уделяется анализу условий принятия соответствующих решений и совершенствованию организационного строительства и форм применения ВВС.
Современные Военно-воздушные силы России представляют собой объединенные в 1997 г. в единый вид Вооруженных Сил Войска противовоздушной обороны и дореформенные ВВС. Поэтому анализу должны подлежать периоды становления ВВС и Войск ПВО Российской Федерации с 1992 по 1995 гг. в рамках пятивидовой структуры, после их объединения (1998-2000 гг.) и современный этап строительства и развития ВВС (после 2000 г.).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
На состояние Военно-воздушных сил, взглядов на их организационное строительство и формы применения оказывал и продолжает оказывать влияние широкий спектр условий экономического, политического, научного и военного характера. В зависимости от степени и характера влияния на состояние и развитие ВВС, а также теории их организационного строительства и применения можно выделить общие, особенные и единичные факторы для каждого исторического периода их развития.
Следует отметить три общих фактора, определяющих состояние ВВС и динамику их развития, а также и эволюцию взглядов на их организационное строительство и применение. Во-первых, это складывающаяся военно-политическая и военно-стратегическая обстановка. Во-вторых, изменение приоритетов в развитии и оснащении ВС ведущих иностранных государств под влиянием существенных достижений в научно-технической области и, в-третьих, состояние экономики нашей страны. Указанные факторы выполняют опосредованную роль, выступая исходным мотивом в развитии военно-теоретических взглядов на развитие ВВС России.
К особенным факторам, непосредственно влияющим на развитие российских ВВС, прежде всего относятся новые боевые средства. К таковым следует отнести средства воздушно-космического нападения с их значительно возросшими боевыми возможностями. Помимо этого, существенно изменились взгляды на их применение в войне. К этой же группе факторов следует отнести субъективные решения и действия военно-политического руководства России. Ошибочные подходы в военном строительстве, изменении структуры Вооруженных Сил и приоритетности финансирования видов и родов ВС привели к существенному ослаблению темпов их развития. Наметилось серьезное отставание отечественной военной науки. По ряду позиций обеспечения военной безопасности Российской Федерации обозначилась откровенная деградация.
К числу единичных факторов следует отнести выработанные в этот период конкретные идеи и положения военно-теоретических разработок. В ряде случаев целью научных изысканий ставилось теоретическое обоснование принимаемых недальновидными представителями военно-политического руководства страны откровенно волюнтаристских решений.
Характер влияния различных факторов на состояние и развитие ВВС с течением времени после создания российских Вооруженных Сил менялся. В связи с этим для более детального анализа целесообразно процесс строительства ВВС разделить на три основных периода.
ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ВВС
С 5 мая 1992 г. начинается формирование Вооруженных Сил РФ, их становление в структуре и составе, оставшихся от предшественника — ВС СССР. Эффективному созданию военной организации государства должна была способствовать высокая законотворческая активность президента и правительства России, Государственной Думы. В срочном порядке требовалось сформировать нормативно-правовую базу строительства, мобилизации и применения ВС РФ.
Основные периоды строительства ВВС РФ и их содержание.
В полном объеме этого в начальный период существования российской армии сделано так и не было. Приоритетность разработки основных документов не соответствовала порядку их рассмотрения органами законодательной и исполнительной власти. Содержание принимаемых нормативно-правовых актов порой требовало их существенной корректировки уже сразу после принятия. Строительство ВС РФ базировалось на существующей правовой и нормативной базе с учетом того, что новая армия и флот являются правопреемниками ВС СССР.
Основополагающие документы по строительству ВС России — Концепция национальной безопасности и Военная доктрина — были приняты со значительным опозданием. В частности, «Основные положения Военной доктрины РФ» были утверждены Указом Президента РФ за № 1833 лишь спустя полтора года после начала создания российской армии — 2 ноября 1993 г.
Имеющиеся проблемы осложнялись еще и тем, что доставшиеся России войска по структуре, боевому и численному составу не соответствовали новым задачам и требованиям. Отошедшие к новому государству группировки никак нельзя было считать целостным военным организмом. В них были нарушены оперативно-стратегическое построение, системы боевого управления и связи, обеспечения.
Первоначально в основу строительства ВС РФ была положена Военная доктрина СССР, носившая оборонительную направленность и их пятивидовая структура. Основным содержанием практической деятельности руководства страны и армии в 1992-1993 гг. стало возрождение видов Вооруженных Сил из того, что осталось на территории России и завершение их формирования.
Неимоверными усилиями к середине 1990-х годов в основном удалось стабилизировать как внешне- так и внутриполитическую обстановку в стране.
После операции многонациональных сил «Буря в пустыне» (Ирак, 1991 г.) в строительстве вооруженных сил ведущих государств мира наметилась тенденция приоритетного развития средств воздушно-космического нападения. Так, в США, при общем сокращении военного бюджета 1993 г. на 2%, ассигнования на развитие СВКН были увеличены на 6%. Это способствовало возрастанию их ударной мощи в 1995 г. уже примерно в 1,5 раза. Увеличение боевых возможностей группировок СВКН обусловливалось полномасштабной реализацией программ создания и развертывания качественно нового поколения стратегических и оперативно-тактических средств нападения наземного, морского и воздушного базирования.
Приоритетное развитие СВКН обусловливалось их способностью в короткие сроки создавать мощные группировки сил, действовать по ключевым объектам страны и ВС противника практически на всю глубину территории любого государства мира и достигать максимальной внезапности действий, особенно применением крылатых ракет.
На практике силы воздушно-космического нападения получили возможность самостоятельно решать задачи войны в целом. Все это было нормативно закреплено в новых концепциях и руководящих документах США и НАТО по применению своих вооруженных сил. Так, уже в 1992 г. был введен в действие Устав ВВС США (AFM 1-1) «Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США», где на боевом опыте, полученном в войне с Ираком, были уточнены формы, способы, порядок организации управления, применения и всестороннего обеспечения ВВС США в настоящее время и на ближайшую перспективу.
Изменения в направленности подготовки и развитии вооруженных сил иностранных государств нашли свое отражение и в направленности исследований военных ученых Российской Федерации. Эту работу возглавил Центр военно-стратегических исследований Генерального штаба ВС РФ. Под его эгидой на основе материалов ГРУ ГШ и Центров оперативно-тактических исследований (ЦОТИ) видов ВС был проведен анализ подготовки и ведения многонациональными вооруженными силами во главе с США войны в Персидском заливе. Специалистами были сделаны соответствующие выводы, в том числе и в части, касающейся дальнейшей направленности развития ВС РФ. Скорректированы задания на выполняемые НИР, сформированы новые технические задания на проведение очередных исследований, общей направленностью которых стало дальнейшее исследование проблем строительства ВС РФ в новых условиях.
Организационная структура Военно-воздушных сил на 1.10.1992 г.
ЦОТИ видов и Тыла Вооруженных Сил были детально разработаны и обоснованы с помощью видовых НИО дальнейшие направления развития войск и сил и их организационной структуры. Это было осуществлено в условиях дальнейшего сокращения боевого и численного состава ВС и финансирования. Помимо этого, в этот момент корректировались взгляды на ведение современных войн и военных конфликтов и вырабатывались наиболее рациональные формы применения войск и сил при решении задач сдерживания агрессии и в миротворческих операциях по поддержанию мира. Фактически ЦОТИ видов ВС в начале 1990-х гг. стали связующим звеном между теоретическими исследованиями и их претворением в жизнь в практике войск. Их силами с привлечением ведущих ученых видовых академий и НИО проведена значительная работа по уточнению «Основ подготовки и ведения операций Вооруженными Силами», которые вышли в свет уже в 1993 г. (Дополнения и уточнения).
СТРОИТЕЛЬСТВО ВВС (1992-1994 гг.)
За свою историю Военно-воздушные силы неоднократно подвергались различным организационным изменениям. В последние десятилетия существования Советской Армии наиболее характерными были мероприятия, касающиеся изменения порядка подчиненности объединений ВВС. К моменту образования российских Вооруженных Сил ВВС подошли в качестве самостоятельного вида ВС, имеющего в непосредственном подчинении воздушные армии ВГК и объединения ВВС на территориях военных округов.
Общая численность ВВС на 1 января 1992 г. составляла почти 485 тыс. чел., в том числе около 367 тыс. — военнослужащих. Окончательно оформившийся в начале 1992 г. распад СССР неравномерно сказался на составе и численности родов авиации. В силу особенностей оперативного построения группировок ВВС за пределами России остались самые боеготовые авиационные соединения и части, оснащенные наиболее современной авиационной техникой. В республиках прежнего СССР осталось более 3,4 тыс. самолетов, из них более 2,5 тыс. — боевых, в том числе более 40 — стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС.
Самая значительная группировка авиации осталась на территории Украины. В силу ее геостратегического положения в республике базировалось до 200 самолетов Дальней и около 300 самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации. Их прикрытие осуществлялось группировкой истребительной авиации в составе более чем 400 самолетов. Также на территории бывшей союзной республики базировалось более полутора сотен самолетов военно-транспортной авиации и более сотни боевых вертолетов. Для подготовки летного состава имелось около 500 учебных самолетов.
На аэродромах Казахстана было сосредоточено немногим менее шести сотен самолетов боевой авиации ВВС бывшего Советского Союза, в том числе до 130 ударных самолетов бомбардировочной и истребительно-бомбардировочной авиации, более 250 истребителей и до 120 самолетов дальней авиации.
Третьей по количеству оставленных самолетов была авиационная группировка в Белоруссии. Она насчитывала более 350 самолетов, в том числе до 170 боевых самолетов бомбардировочной, штурмовой и истребительно-бомбардировочной авиации, до 100 самолетов-истребителей, до 30 самолетов ВТА.
Группировка авиации в Туркменистане составляла более 250 самолетов и состояла из штурмовой, истребительно-бомбардировочной (до 100 боевых самолетов) и истребительной авиации (более 150 авиационных комплексов).
В Узбекистане и Киргизии было оставлено примерно по 200 боевых самолетов. При этом основу группировки авиации Узбекистана составили ударные самолеты фронтовой авиации (бомбардировщики, штурмовики и истребители-бомбардировщики), а Киргизии — истребительная авиация.
На территории отделившихся от России республик осталась и наиболее развитая и подготовленная для базирования современной авиации аэродромная сеть. Оставшаяся в составе ВВС России авиационная группировка имела в своем составе двенадцать объединений и около 7,4 тыс. самолетов, что составляло до 65% самолетного парка ВВС СССР.
В странах Восточной Европы остались еще две воздушные армии, которые в кратчайшие сроки подлежали выводу на территорию России. В Московском и Северо-Кавказском военных округах, ставших приграничными, сохранились только учебные летные части вузов и слабо развитая инфраструктура.
Динамика изменения численности и боевого состава Военно-воздушных сил
Аэродромная сеть ВВС России по сравнению с аэродромной сетью ВВС СССР сократилась почти вдвое, и особенно резко на Западе. Около 70% аэродромов ВВС оказались в европейской части России, остальные — на Востоке. От Ленинграда до Байкала боевая авиация отсутствовала полностью. Поскольку ранее все силы были брошены на первоочередное оснащение и переоборудование инфраструктуры приграничных районов Советского Союза, то аэродромы, оставшиеся на территории России, требовали капитального ремонта, а укрытиями авиация была обеспечена менее чем на 20%.
Парадокс сложившейся авиационной группировки состоял в том, что построена она была наоборот: в первом оперативном эшелоне была Дальняя авиация, а истребительная авиация имела свои аэродромы в глубине России, за аэродромами ДА. Это полностью противоречило требованиям военного искусства по созданию группировок авиации. Кроме того, оставшаяся на территории России авиационная группировка по большей части имела более старую технику, нежели находящаяся на территории бывших союзных республик.
Одновременно с формированием российских Вооруженных Сил правительство России приняло решение о сокращении их численности. Оно планировались и осуществлялось в рамках вывода войск с территории государств Восточной Европы. Организационно-штатные мероприятия, проводимые в ВВС в первые годы их становления, были направлены на сокращение воинских частей, оснащенных устаревшими образцами авиационной техники. Одновременно проводилось глубокое реформирование и сокращение летных военно-учебных заведений и учебных авиационных полков из их состава.
Было упразднено Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (ЕВВАУЛ), расформированы ряд учебных авиаполков Ейского, Качинского ВВАУЛ и Краснодарского ВОЛТУ. Высвобождающиеся аэродромы, фонды и городки использовались для размещения выводимых боевых соединений и воинских частей. К исходу 1994 г. на территории СКВО и МВО практически «с нуля» были сформированы две воздушные армии (4-я и 16-я ВА). Каждая в своем составе имела по две авиадивизии и 3-5 полков армейского подчинения.
В ходе реформирования ВС России сокращался боевой состав ВВС, снижался статус органов военного управления и численность воинских формирований их обеспечения и охраны. Катастрофическая динамика сокращения боевого и численного состава войск в столь жесткие сроки объективных причин, как сегодня уже можно с уверенностью констатировать, не имела. К 1995 г. количество самолетов ВВС России по сравнению с 1992 г. сократилось еще на четверть. Боевой состав ОВВС НАТО на Западе стал более чем в семь раз превышать состав группировки ВВС РФ в этом регионе.
В результате в составе ВВС осталось 7 объединений и 24 соединения (около 120 авиационных полков). Всего — до 1750 частей общей численностью 230 тыс. в/с. Основная часть ВВС была объединена в четыре оперативно-стратегических объединения — командования ДА, ВТА, ФА и Резерва и подготовки кадров.
К 1997 г. численность ВВС была доведена до 189 тыс. в/с. Количество авиационных полков сократилось до 95.
ИДЕОЛОГИЯ: ОШИБКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Без всякого сомнения, в этот период развития ВВС России особое место в анализе направлений и особенностей организационного строительства и развития форм применения ВВС отводилось идеям руководства вида Вооруженных сил того периода. Прежде всего, главнокомандующего ВВС генерала армии П.С. Дейнекина, раскрытых им в докладах, статьях и научных работах. Поскольку почти все его выступления и статьи фактически разрабатывались при участии академика РАЕН и АВН, доктора военных наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Российской Федерации генерал-майора авиации В.Г. Рога, то все материалы целесообразно рассматривать как их совместную позицию.
Квинтэссенция их взглядов была сосредоточена в выступлении Главнокомандующего ВВС перед руководящим составом ВС, офицерами и генералами Военной академии Генерального штаба 5 сентября 1995 г. Предлагалось уточнить предназначение ВВС.
В докладе оно прозвучало так: «ВВС — универсальный и высокоманевренный вид ВС, предназначенный для ведения боевых действий и проведения воздушных операций в различных видах военных действий на континентальных, океанских театрах войны (военных действий) и удаленных военно-географических районах. Им принадлежит решающая роль в завоевании господства в воздухе».
Поясняя свою позицию, авторы полагали, что в таком предназначении нашли свое отражение «основные свойства ВВС, формы их оперативного применения в сочетании с различными видами военных действий (оборона, наступление, контрнаступление) и с решением главнейшей стратегической задачи ВС РФ — завоеванием господства в воздухе».
И далее П.С. Дейнекин и В.Г. Рог подчеркивали, что «:первостепенное значение имела, имеет и будет иметь авиационная поддержка Сухопутных войск, Мобильных сил и сил флота в операциях и бою», «:ВВС ВС РФ, наряду с СВ, принадлежит и будет принадлежать основная роль в решении стратегических задач ВС РФ в крупномасштабной войне», «..роль авиации в вооруженной борьбе неуклонно возрастает. : Одной из важнейших причин этого — боевые свойства авиации, которые свойственны только ей, и которые позволяют ВВС непрерывно и с высокой эффективностью днем и ночью решать задачи в операциях Сухопутных войск — главного вида ВС России, а также в операциях других видов ВС».
Однако в этих тезисах заметны три существенных несоответствия современным тенденциям строительства и развития военной авиации.
Первое — изучив глубоко опыт применения ВВС США в Ираке и «на основании исследований, проведенных Главкоматом ВВС», роль ВВС в пояснении к предлагаемому определению была сведена лишь к обеспечивающим действиям группировок сухопутных войск и сил флота «в обороне, наступлении или контрнаступлении».
Организационная структура ВВС ВС РФ (1995 г.)
Второе — в действующих в то время нормативных документах по применению ВС, стратегические задачи ВС РФ были сформулированы в их предназначении. И звучали они так «: пресечение военных провокаций и отражение агрессии,:в случае войны дать сокрушительный отпор агрессору и нанести ему решительное поражение». И никакой «главнейшей стратегической задачи ВС РФ — завоевания господства в воздухе» они не имели, так что ссылаться на них было неправомерно.
И третье. Прошло уже четыре года после «Бури в пустыне». Главнокомандующий ВВС и его консультант уже имели к тому времени всесторонний анализ действий ВВС многонациональных сил и ОВВС НАТО в зоне Персидского залива. Однако рассуждая о «возрастании роли авиации в вооруженной борьбе», П.С. Дейнекин и В.Г. Рог, похоже, так и не сумели сделать правильных выводов о роли, месте и предназначении ВВС в будущих войнах (или хотя бы ознакомиться с заключениями Центра военно-стратегических исследований ГШ ВС РФ по этому вопросу). Фактически оба генерала продолжали нацеливать руководящий состав ВС РФ и своих подчиненных на подготовку Военно-воздушных сил к войнам по образу и подобию Второй Мировой войны.
Ошибочность выводов, сделанных ими в отношении «первостепенного значения авиационной поддержки», к сожалению, существенно отразилась на дальнейшей практике строительства ВВС. Заблуждения привели к искусственному занижению возможностей боевой авиации и в целом к снижению возможностей ВС РФ по стратегическому сдерживанию агрессии. С легкой руки П.С. Дейнекина и В.Г. Рога в перспективные образцы авиационной техники закладывалась устаревшая идея первоочередного обеспечения поддержки сухопутных войск.
По этой причине имевшаяся и создаваемая «авиация наземного (морского) поля боя» ни в коем случае не могла стать фактором сдерживания противника от развязывания агрессии. В современной войне сдержать агрессора можно лишь мощной противовоздушной (противоракетной) обороной и угрозой применения оружия по объектам на его территории. Однако создаваемая авиационная техника не имела, да и сегодня не имеет даже теоретической возможности нанесения со своих аэродромов ударов по объектам потенциального агрессора из-за малого радиуса действия.
Ошибочность этой позиции нашла отражение и в организационной структуре ВВС. В целом опыт Великой Отечественной войны и неудачного эксперимента с ВВС в 1980-х гг. (приказ Министра обороны СССР от 5.01.1980 г.) ими воспринимался правильно. Осознавалась и необходимость централизации управления авиацией. Ясна была и недопустимость непосредственного подчинения ВВС командующим войсками военных округов. Однако в реализации этих положений были допущены, на наш взгляд, существенные ошибки.
Централизацию управления авиационными объединениями со стороны Главнокомандующего ВВС предлагалось обеспечивать через четыре командования — фронтовой авиации (ФА), дальней авиации (ДА), военно-транспортной авиации (ВТА) и Резерва и подготовки кадров (РПК).
Данная структура, по мнению П.С. Дейнекина и В.Г. Рога, в наибольшей степени отвечала принципу централизованного управления и обеспечивала «:потребность широкого маневра авиасоединений и частей ФА, ДА, ВТА с Запада на Восток и с Востока на Запад».
Учитывая ограниченный состав фронтовой авиации (около 1,4 тыс. боевых самолетов), особенно важно, как полагали авторы, было обеспечить ее широкий маневр, укрепляя при этом принцип централизованного управления авиационными объединениями именно через авиационное командование ФА.
Справедливо задать вопрос — а насколько это было правильно в конкретных условиях обстановки?
Продолжение следует.
Сергей ВОЛКОВ
полковник, кандидат военных наук,
старший научный сотрудник,
профессор АВН Российской Федерации
www.vko.ru
Воздушный парад в честь 105-летия ВВС России и авиационный фестиваль «Форсаж-2017». Фоторепортаж
Смотрите прямую видеотрансляцию и фото наших корреспондентов с места событийФото: Михаил ФРОЛОВ
12 августа 2017 г. в парке «Патриот» прошел грандиозный авиационный фестиваль «Форсаж-2017», посвященный 105-летию ВВС России. Всех гостей фестиваля ждало впечатляющее авиашоу — в демонстрационных полетах примут участие более 150 воздушных судов. Свое мастерство показали летчики авиагрупп высшего пилотажа «Стрижи», «Русские витязи», «Соколы России» и «Беркуты».
Для зрителей также приготовили театрализованную реконструкцию разных эпизодов развития российской авиации с момента ее зарождения до наших дней. А еще все желающие могли и сами почувствовать себя пилотами — на учебных тренажерах и авиасимуляторах.
Смотрите фото наших корреспондентов с места событий.
Среди зрителей на трибуне — министр обороны Сергей ШойгуФото: Михаил ФРОЛОВ
Парад начался с пролета воздушного построения «Тактическое крыло». Перед зрителями пронеслись десять боевых самолетов Су-34, Су-30СМ и Су-35.
Следом — знаменная группа Ми-8, четыре вертолета с флагами видов и родов российских ВС
Самолеты Як-30 и МиГ-15 показали воздушный бой. Тем временем на земле шел самый настоящий бой.
Вскоре в небо над парком «Патриот» поднялся СР-10 — новый ярко-красный учебно-тренировочный самолет.
В Рамках исторической части авиашоу зрителям показали «Летающие легенды» — восстановленные воздушные суда времен Первой и Второй мировых войн.
Легендарный штурмовик времен Великой Отечественной войны ИЛ-2Фото: Михаил ФРОЛОВ
Авиашоу в парке «Патриот» — историческая реконструкция развития отечественной авиации с рождения до нашего времени. Вслед за легендарными военными самолетами перед зрителями появились десяток моделей самолетов Ан.
Ан-72. За специфическое размещение двигателей, пилоты ласково называют самолет «Чебурашка»Фото: Михаил ФРОЛОВ
На сцене появилась дальняя авиация. Стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 МС, прекрасно показавшие себя в ходе сирийской кампании.
Также над парком пролетели Фарман, Дуглас ДС-3, Ил-2, истребитель МиГ-3 и множество других машин.
Пилоты демонстрировали возможности современных самолетовФото: Михаил ФРОЛОВ
Символ «холодной войны» — стратегический бомбардировщик ТУ-95Фото: Михаил ФРОЛОВ
За 2,5 часа парада над «Патриотом» пролетели более 150 машин — практически всех типов современных самолетов дальней, военно-транспортной и оперативно-тактической авиации. Это не говоря уже о вертолетах!
Министр обороны Сергей Шойгу уехал с парада за рулемФото: Михаил ФРОЛОВ
www.kp.ru