Кагул (крейсер) — это… Что такое Кагул (крейсер)?
- Кагул (крейсер)
- У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул.
«Кагул»
с 25 марта 1907 г. — «Память Меркурия»
с 31 декабря 1922 г. — «Коминтерн»«Память Меркурия» в 1917 году Основная информация Тип Бронепалубный крейсер Государство флага Верфь Николаевское адмиралтейство Спущен на воду 20 мая 1902 Введён в эксплуатацию 1905 Выведен из состава флота 2 февраля 1943 Современный статус Затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома Параметры Водоизмещение 6645 т. Длина 134,1 м Ширина 16,6 м Осадка 6,3 м Бронирование палуба 35-70 мм, каземат 35-79 мм, башни 125 мм, рубка 140 мм. Технические данные Силовая установка 2 вертикальные машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля Винты 2 винта Мощность 19500 л. с. Скорость 23 узла Автономность плавания 5320 миль Экипаж 20/547 чел. Вооружение Артиллерия 12 х 152/45, 12 х 75/50, 8 х 47 мм, 2 х 37 мм, 2 х 64 мм Торпедно-минное вооружение 2 x 381-мм ТА (подв.) Кагул — русский бронепалубный крейсер типа «Богатырь».
В российском флоте
- 23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
- 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия». Одновременно с этим «Очаков» был переименован в «Кагул», что временами вызывает путаницу.
- Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 года по 1 мая 1914 года в Севастопольском порту.
- В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
В период гражданской войны и интервенции
- После падения Временного правительства в 12 ноября 1917 года большая часть[1][2] личного состава крейсера «Память Меркурия» приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг[1].
- Более 200 матросов и все офицеры за исключением одного мичмана из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно.
В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры.169 «Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание. Русское слово. — 1917. — 23 ноября. [2].
- 16 февраля собрание команды крейсера большинством голосов постановило
спустить украинский и поднять красный флаг[2]. Выведен в Севастополь.
- 28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение[3].
- 29 апреля 1918 года выпущенный матросами из тюрьмы адмирал Михаил Саблин принял командование, и пытаясь спасти флот от захвата наступающими немецкими частями приказал поднять украинские флаги находящемуся в Севастополе Черноморскому флоту. Это приказание выполнили не все корабли. А уже на следующий день, убедившись в истинных намерениях немцев, адмирал увел основную часть Черноморского флота, по не ясным причинам остались подводные лодки, которые по слухам личным составом были приведены в негодность. Часть судов ввиду ремонта или отсутствия личного состава остались в Севастополе
- После захвата крейсера германскими войсками использовался как плавучая казарма. В июле стоял под германским флагом. [7]
- Согласно некоторым воспоминаниям, в дальнейшем корабль стоял под украинским флагом[8][9].
- Существует версия, что в начале сентября 1918 года крейсер был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу»[10].
- 24 ноября 1918 г. захвачен Антантой с последующей передачей белогвардейцам[3].
- 19 февраля 1919 года разоружен, а в период с 22 по 26 апреля 1919 года,[3] по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы [11].
- 29 апреля 1919 года захвачен частями Красного Украинского фронта.
- 24 июня 1919 года корабль снова перешел под контроль белогвардейцев[3].
В советском флоте
- 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 года захвачен частями РККА и в 1921 году, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря.
- 31 декабря 1922 года переименован в «Коминтерн»
- В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй.
- «Коминтерн» в 1925 году «снялся» в фильме Сергея Эйзенштейна в роли броненосца «Потемкин».
- В 1930 году 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов.
- Корабль принимал участие в Великой Отечественной Войне.
- 16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией.
- 10 октября 1942 года разоружен и затоплен в качестве брандера в устье реки Хоби, севернее Поти, для создания волнолома.
- 2 февраля 1943 года исключен из списков судов ВМФ.
- 31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея N 626.
Примечания
- ↑ 1 2 Басов А. Н. Части бывшего целого. Украина // История военно-морских флагов — Научно-популярное издание. — М. ООО «Издательство „АСТ“», СПб. ООО «Издательство „Полигон“», 2004. — С. 138-139. — 310 с. — ISBN 5-17-022747, 5-89173-239-7. Тираж — 5 000.
- ↑ 1 2 3 Севастополь: хроника революций и гражданской войны 1917—1920 годов / Валерий Васильевич Крестьянников (сост.,науч.ред.и коммент.). — Севастополь : Крымский Архив, 2007. — 639с. — ISBN 966-572-928-4
- ↑ 1 2 3 4 Бронепалубный крейсер «Память Меркурия»
- ↑ Владимир Кукель Правда о гибели Черноморского флота
- ↑ Н. А. Монастырев. Гибель царского флота
- ↑ Граф Гаральд Карлович, На «Новике», Мюнхен, 1922
- ↑ Лорей Герман Операции германо-турецких сил. 1914—1918 — Издательство «Полигон». — СПб., 2003. — С. 470. — 528 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89173-207-6.
- ↑ Морской архив. «Морской вопрос Украйной не поднимался…»
- ↑ Шрамченко Святослав. Крейсер «Гетьман Іван Мазепа» // Табор. Каліш, 1932. Ч. 17. С. 82-84
- ↑ Істoрія українськoгo війська. — С. 434, 445.
- ↑ П. А. Варнек. Образование флота Добровольческой армии
См. также
Ссылки
Категории:- Бронепалубные крейсера России
- Суда по алфавиту
- Кагосима (город)
- Кагульский обелиск
Смотреть что такое «Кагул (крейсер)» в других словарях:
Крейсер первого ранга Тип «Богатырь» — Крейсер первого ранга Тип «Богатырь» (4 единицы) Богатырь Проект немецкой фирмы «Вулкан». Заложен 9.12.1899 г. Спущен 17.01.1901 г. Вст. в стр. 7.08.1902 г. (Штеттин/верфь «Вулкан»). Входил в состав 1 й Тихоокеанской … Военная энциклопедия
Крейсер «Коминтерн» — Крейсер «Коминтерн» (до 31.12.1922 г. «Память Меркурия», до 25.03.1907 г. «Кагул») 1905 Заложен 23.08.1901 г. в Николаеве, спущен 20.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г.. 24.04.1919 г. англичане в Севастополе… … Военная энциклопедия
Кагул (бронепалубный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул. «Кагул» с 25 марта 1907 г. «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. «Коминтерн» … Википедия
Кагул — Кагул: Кагул (Кахул) город в Молдавии. Кагул (озеро) озеро в Одесской области Украины. Кагул (река) река на территории Молдавии и Украины, приток Дуная. Сражение при Кагуле одна из ключевых битв русско турецкой войны 1768 1774. «Кагул» русский… … Википедия
Очаков (бронепалубный крейсер) — «Очаков»; с 25 марта 1907 года «Кагул» … Википедия
Очаков (крейсер) — «Очаков»; с 25 марта 1907 года «Кагул» … Википедия
Коминтерн (крейсер) — «Кагул» Память Меркурия в 1917 году Основная информация Тип Бронепалубный крейсер … Википедия
Память Меркурия (крейсер) — «Кагул» Память Меркурия в 1917 году Основная информация Тип Бронепалубный крейсер … Википедия
Олег (бронепалубный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Олег (значения). Координаты: 60°01′30″ с. ш. 29°32′00″ в. д. / 60.025° с. ш … Википедия
Богатырь (бронепалубный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богатырь (значения). «Богатырь» … Википедия
dic.academic.ru
Кагул (бронепалубный крейсер) — это… Что такое Кагул (бронепалубный крейсер)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул.«Кагул» с 25 марта 1907 г. — «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 г. — «Коминтерн» | |
---|---|
«Память Меркурия» в 1917 году | |
Служба: | Россия СССР |
Класс и тип судна | Бронепалубный крейсер |
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
Спущен на воду | 20 мая 1902 года |
Введен в эксплуатацию | 1905 год |
Выведен из состава флота | 2 февраля 1943 года |
Статус | Затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 6645 т |
Длина | 134,1 м |
Ширина | 16,6 м |
Осадка | 6,3 м |
Бронирование | Палуба — 35…70 мм, каземат — 35..79 мм, башни — 125 мм, рубка — 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов Бельвиля |
Мощность | 19 500 л. с. (14,3 МВт) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | 23 узла (42,6 км/ч) |
Дальность плавания | 5320 морских миль |
Экипаж | 20/547 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия | 12 × 152-мм/45, 12 × 75-мм/50, 8 × 47-мм, 2 × 37-мм, 2 × 64-мм |
Минно-торпедное вооружение | Два подводных 381-мм торпедных аппарата |
Кагул — русский бронепалубный крейсер типа «Богатырь». 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия».
В российском флоте
- 23 августа 1901 года заложен на эллинге Николаевского адмиралтейства, спущен на воду 20 мая 1902 года, вступил в строй в 1905 году.
- 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия». Одновременно с этим «Очаков» был переименован в «Кагул», что временами вызывает путаницу.
- Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 года по 1 мая 1914 года в Севастопольском порту.
- В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота.
В период гражданской войны и интервенции
- После падения Временного правительства в 12 ноября 1917 года большая часть[1][2] личного состава крейсера «Память Меркурия» приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг[1].
- Более 200 матросов и все офицеры за исключением одного мичмана из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно.
В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры. Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание. Русское слово. — 1917. — 23 ноября.[2].
- 16 февраля собрание команды крейсера большинством голосов постановило
спустить украинский и поднять красный флаг[2]. Выведен в Севастополь.
- 28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение[3].
- 29 апреля 1918 года выпущенный матросами из тюрьмы адмирал Михаил Саблин принял командование, и пытаясь спасти флот от захвата наступающими немецкими частями приказал поднять украинские флаги находящемуся в Севастополе Черноморскому флоту. Это приказание выполнили не все корабли. А уже на следующий день, убедившись в истинных намерениях немцев, адмирал увел основную часть Черноморского флота, по не ясным причинам остались подводные лодки, которые по слухам личным составом были приведены в негодность. Часть судов ввиду ремонта или отсутствия личного состава остались в Севастополе[4][5][6], в их числе и «Память Меркурия».
- После захвата крейсера германскими войсками использовался как плавучая казарма. В июле стоял под германским флагом. [7]
- Согласно некоторым воспоминаниям, в дальнейшем корабль стоял под украинским флагом[8][9].
- Существует версия, что в начале сентября 1918 года крейсер был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу»[10].
- 24 ноября 1918 г. захвачен Антантой с последующей передачей Добровольческой армии[3].
- 19 февраля 1919 года разоружен, а в период с 22 по 26 апреля 1919 года,[3] по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы[11].
- 29 апреля 1919 года захвачен частями Красного Украинского фронта.
- 24 июня 1919 года корабль снова перешел под контроль Вооружённых сил Юга России[3].
В советском флоте
- 14 ноября 1920 года оставлен Русской армией при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 года захвачен частями РККА и в 1921 году, после постановки на ремонт, включен в состав Морских сил Черного моря.
- 31 декабря 1922 года переименован в «Коминтерн»
- В 1923 году восстановлен и 7 ноября 1923 года в качестве учебного корабля вновь введен в строй.
- «Коминтерн» в 1925 году «снялся» в фильме Сергея Эйзенштейна в роли броненосца «Потемкин».
- В 1930 году 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов.
- Корабль принимал участие в Великой Отечественной войне.
- 16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией.
- 10 октября 1942 года разоружен и затоплен в качестве брандера в устье реки Хоби, севернее Поти, для создания волнолома.
- 2 февраля 1943 года исключен из списков судов ВМФ.
- 31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея N 626.
Примечания
- ↑ 1 2 Басов А. Н. Части бывшего целого. Украина // История военно-морских флагов. — Научно-популярное издание. — М. ООО «Издательство „АСТ“», СПб. ООО «Издательство „Полигон“», 2004. — С. 138-139. — 310 с. — ISBN 5-17-022747, 5-89173-239-7 Тираж — 5 000.
- ↑ 1 2 3 Севастополь: хроника революций и гражданской войны 1917—1920 годов / Валерий Васильевич Крестьянников (сост.,науч.ред.и коммент.). — Севастополь : Крымский Архив, 2007. — 639с. — ISBN 966-572-928-4
- ↑ 1 2 3 4 Бронепалубный крейсер «Память Меркурия»
- ↑ Владимир Кукель Правда о гибели Черноморского флота
- ↑ Н. А. Монастырев. Гибель царского флота
- ↑ Граф Гаральд Карлович, На «Новике», Мюнхен, 1922
- ↑ Лорей Герман Операции германо-турецких сил. 1914—1918. — Издательство «Полигон». — СПб., 2003. — С. 470. — 528 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89173-207-6
- ↑ Морской архив. «Морской вопрос Украйной не поднимался…»
- ↑ Шрамченко Святослав. Крейсер «Гетьман Іван Мазепа» // Табор. Каліш, 1932. Ч. 17. С. 82-84
- ↑ Істoрія українськoгo війська. — С. 434, 445.
- ↑ П. А. Варнек. Образование флота Добровольческой армии
См. также
Ссылки
Литература
- Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.1 // Морская коллекция. — 2010. — № 3.
- Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.2 // Морская коллекция. — 2011. — № 1.
- Крестьянинов В. Я. Часть I // Крейсера Российского Императорского флота 1856—1917. — СПб.: Галея Принт, 2003. — ISBN 5-8172-0078-3
dic.academic.ru
Кагул (бронепалубный крейсер) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Кагул.«Кагул» с 25 марта 1907 года — «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 года — «Коминтерн» | |
---|---|
Крейсер «Память Меркурия» в 1917 году. | |
Служба | |
Российская империя Российская империя → Российская республика Российская республика, УНР УНР, Германская империя Германская империя, Белое движение Белое движение, Советская Россия Советская Россия, → СССР СССР | |
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
Строительство начато | 23 августа 1901 года |
Спущен на воду | 20 мая 1902 года |
Введён в эксплуатацию | 1905 |
Выведен из состава флота | 2 февраля 1943 года |
Статус | затоплен в качестве волнолома |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1905: 7070 т 1941: 7838 т |
Длина | 134,1 м |
Ширина | 16,6 м |
Осадка | 6,8 м |
Бронирование | палуба — 35…70 мм каземат — 35…79 мм башни — 125 мм рубка — 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения + 1905: 16 котлов Бельвиля 1923: 10 котлов Бельвиля + 6 неисправных 1931: 6 котлов Бельвиля + 6 неисправных |
Мощность | 19 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 1905: 24,75 уз 1941: 10…14 уз |
Дальность плавания | 5320 морских миль |
Экипаж | 576 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия | 1905: 2 × 2 + 8 × 1 — 152-мм/45, 12 × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1914: 2 × 2 + 12 × 1 — 152-мм/45, 2[1] × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1923: 2 × 2 + 12 × 1 — 130-мм/55, 2 × 1 — 47-мм 1931: 8 × 1 — 130-мм/55, 4 × 1 — 75-мм/50, 2 × 1 — 47-мм 1941: 8 × 1 — 130-мм/55 |
Зенитная артиллерия | 1916: 2 × 1 — 76,2-мм 1923: 3 × 1 — 76,2-мм, 4[2] × 1 — 7,62-мм 1931: 3 × 1 — 76,2-мм, 2 × 1 — 37-мм, 4 × 1 — 7,62-мм 1941: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 2 × 1 — 37-мм, 2 × 4 — 7,62-мм 1942: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 3[3] × 1 — 25-мм[4], 4[3] × 1 — 12,7-мм |
Противолодочное вооружение | 1941: 2 × 1 бомбомёта БМБ-1 (40 бомб ) |
Минно-торпедное вооружение | 1905—1922: 2 × 1 — 381-мм подводных ТА (торпеды Уайтхеда) 1923: 200 мин обр. 1908/12 гг. 1941: 120 мин КБ-3 или 160 мин обр. 1926 г. |
Изображения на Викискладе | |
«Кагу́л» (назван в честь победы русских войск на реке Кагул) — русский, а затем советский бронепалубный крейсер типа «Богатырь».
25 марта 1907 года переименован в «Па́мять Мерку́рия» (в память об одержавшем победу в неравном бою бриге «Меркурий»).
31 декабря 1922 года переименован в «Коминте́рн» (сокращение от «Коммунистический интернационал»). Принимал участие в боевых действиях Первой и Второй мировых войн.
В Российском императорском флоте
Первая мировая война
Крейсер РИФ «Память Меркурия» в период Первой мировой войны.- В период Первой мировой войны участвовал в набеговых операциях Российского императорского флота (РИФ) на коммуникации и побережье противника, нёс разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. За 33 месяца участия в боевых действиях (с 29 октября 1914 по 31 июля 1917 года) произвёл 82 боевых похода общей продолжительностью 307 дней[5].
- 3 ноября 1916 года провёл успешную операцию по обстрелу занятого немецкими войсками румынского порта Констанца, в ходе которого крейсер выпустив в течение получаса 231 снаряд главного калибра, уничтожил 15 нефтехранилищ из 37, подавил одну 152-мм береговую батарею, отразил два нападения гидросамолётов, а также уклонился от атаки подводной лодки и избежал столкновения с плавающей миной.
- В мае 1916 года совместно с однотипным крейсером «Кагул» (бывший «Очаков») участвовал в Трапезундской операции, обеспечивая прикрытие транспортов, перевозивших из Мариуполя 127-ю пехотную дивизию 5-го Кавказского армейского корпуса (16 840 человек, 4208 лошадей и голов скота, 36 орудий, 1385 повозок и до 1000 тонн груза).
- Начиная с середины Первой мировой войны быстрое развитие авиации поставило вопрос о необходимости вооружения крейсеров зенитными орудиями, и в 1916 году черноморские крейсеры типа «Богатырь» (включая «Память Меркурия») получили по два 76-мм зенитных орудия Лендера.
- В начале 1917 года оба крейсера («Память Меркурия» и «Кагул») были направлены на ремонт, в ходе которого встретили Русскую революцию.
Видео по теме
В период гражданской войны и интервенции
- После падения Временного правительства 12 ноября 1917 года большая часть[6][7] личного состава крейсера «Память Меркурия» приняла решение не поднимать Георгиевского флага, а поднять вместо него сине-жёлтый флаг УНР[6].
- Более 200 матросов и все офицеры за исключением одного мичмана из команды крейсера отказались продолжать службу под ним и покинули судно.
В связи с поднятием на крейсере «Память Меркурия» украинского флага состоялся официальный уход с крейсера всех матросов-неукраинцев, к которым присоединились все офицеры. Совершилось перенесение единственного во всем русском флоте Георгиевского Андреевского флага, полученного бригом «Меркурий» за геройские дела с турками и унаследованного крейсером.
К борту крейсера была подведена баржа, на которую перешли все великороссы и офицеры, за исключением одного мичмана. Развернули Георгиевский флаг и под звуки музыки отчалили на буксире катера. Съехав на берег, направились в казармы. Сцена была потрясающая, матросы и офицеры плакали. По прибытии на берег флаг, простреленный неприятельскими снарядами, был перенесен в Морское собрание.
- 16 февраля собрание команды крейсера большинством голосов постановило спустить украинский и поднять красный флаг[7]. Выведен в Севастополь.
- 28 марта 1918 года законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение[8].
- 29 апреля 1918 года выпущенный матросами из тюрьмы вице-адмирал М. П. Саблин принял командование, и пытаясь спасти флот от захвата наступающими немецкими частями, приказал поднять украинские флаги находящемуся в Севастополе Черноморскому флоту. Это приказание выполнили не все корабли. А уже на следующий день, убедившись в истинных намерениях немцев, адмирал увел основную часть Черноморского флота (по неясным причинам остались подводные лодки, которые по слухам личным составом были приведены в негодность). Часть судов ввиду ремонта или отсутствия личного состава остались в Севастополе[9][10][11], в их числе и «Память Меркурия».
- После захвата крейсера германскими войсками использовался как плавучая казарма. В июле стоял под германским флагом[12].
- Согласно некоторым воспоминаниям, в дальнейшем корабль стоял под украинским флагом[13][14].
- Существует версия, что в начале сентября 1918 года крейсер был переименован в «Гетмана Ивана Мазепу»[15].
- 24 ноября 1918 года захвачен Антантой с последующей передачей Добровольческой армии[8].
- 19 февраля 1919 года разоружён (на корабле остались лишь 4 пушки в 2-х орудийных башнях главного калибра, приведённые в полную негодность), а в период с 22 по 26 апреля 1919 года[8], по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы[16].
- 29 апреля 1919 года захвачен частями Красного Украинского фронта.
- 24 июня 1919 года корабль снова перешёл под контроль Вооружённых сил Юга России[8].
- 14 ноября 1920 года оставлен Русской армией при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 года захвачен частями РККА, и в 1921 году после постановки на ремонт включён в состав Морских сил Чёрного и Азовского морей (МСЧиАМ) РККФ Советской России в качестве флагманского корабля.
- В 1922 году переклассифицирован в учебный крейсер — начиная с лета этого года на нём стала дислоцироваться школа старшин Морских сил Чёрного моря (МСЧМ) РККФ[17].
В Военно-Морском Флоте СССР
Флагман МСЧМ учебный крейсер «Коминтерн» во время восстановительного ремонта в Севастополе, 1923 год.- 31 декабря 1922 года переименован в «Коминтерн»[18].
- В 1923 году восстановлен: установлено новое вооружение и оборудование для минных постановок, демонтированы торпедные аппараты, удалось восстановить 10 из 16-и котлов. 7 ноября 1923 года крейсер вновь введён в строй.
- В 1925 году на борту «Коминтерна» снимали интерьерные сцены фильма «Броненосец «Потёмкин»» Сергея Эйзенштейна.
- В 1927 году в связи с вводом в строй крейсера «Червона Украина», учебный крейсер «Коминтерн» перестал быть флагманом МСЧМ ВМС РККА.
- Осенью 1928 года совершил визит в Стамбул (Турция)[19][20].
- В 1930 году демонтировано носовое котельное отделение вместе с 4 расположенными там котлами — на их месте разместили учебные классы. Несмотря на это, дымовая труба № 1 оставалась на корабле до 1941 года в качестве своего рода декоративного элемента. Также уменьшили число стволов главного калибра: были демонтированы обе орудийные башни — вместо них установлены одноствольные палубные артустановки того же калибра с щитовыми прикрытиями, а шесть 130-мм орудий на шкафуте заменены на четыре 75-мм пушки Канэ. В качестве дополнительного зенитного вооружения добавлены два 37-мм автомата обр. 1930 г., недавно запущенных в серийное производство.
- В 1931 году после окончания капремонта переклассифицирован в учебный корабль, то есть получает чисто «учебный» статус вместо «учебно-боевого», которым обладал в период службы как учебный крейсер.
- В начале 1941 года, в ходе очередного текущего ремонта демонтирована носовая дымовая труба. Убраны устаревшие 75-мм орудия, а две 47-мм пушки Гочкиса заменены тремя 45-мм полуавтоматами 21-К (оказавшиеся неудачными 37-мм автоматы обр. 1930 г. ещё ранее были заменены на 37-мм «Виккерсы»[en] — так называемые «пом-помы»). Усилено зенитно-пулемётное вооружение: четыре одноствольных 7,62-мм «Максима» заменены двумя счетверёнными установками. Установлено противолодочное вооружение — 2 бомбомёта БМБ-1. Также усовершенствованно оборудование для минных постановок, после чего в июне 1941 года перед началом Великой Отечественной войны «Коминтерн» переклассифицирован в минзаг и включён в состав Дивизиона минных заградителей Бригады кораблей охраны водного района Черноморского флота СССР (ЧФ СССР)[19].
Минный заградитель «Коминтерн» в 1941 году
На переднем плане подводная лодка Щ-209.Великая Отечественная война
- В июне 1941 года ставит минные заграждения в районе Севастопольской ВМБ, а затем в районе Одессы — перебазировавшись на Одесскую ВМБ, где включён в качестве флагманского корабля во вновь сформированный Отряд кораблей Северо-западного района ЧФ.
- В августе — сентябре 1941 года принимает участие в обороне Одессы, оказывая артиллерийскую поддержку обороняющимся сухопутным силам Красной Армии, что приводит к полному износу орудий главного калибра (за месяц боёв крейсер израсходовал около 2000 снарядов главного калибра и выставил около 5000 мин). Кроме того ещё 18 августа корабль получил многочисленные осколочные пробоины правого борта от близкого разрыва авиабомбы, приведшего к пожару (6 человек погибли, 46 получили ранения и ожоги).
- 7 сентября 1941 года забрав из осаждённой Одессы 544 раненных, «Коминтерн» в сопровождении эсминца «Бойкий» уходит в Севастополь, где ему заменили износившиеся стволы орудий. После чего перебазируется на Новороссийскую ВМБ.
- 16—17 сентября 1941 года сопровождает транспорты с войсками из Новороссийска в Ялту для 51-й отдельной армии.
- 7 октября 1941 года, после принятия решения об эвакуации ООР, приняв на борт почти 1500 защитников Одессы, «Коминтерн» доставляет их в Севастополь, после чего убывает для ремонта на Потийскую ВМБ.
- C ноября 1941 года по март 1942 года принимает участие в битве за Крым и обороне Севастополя. 7 ноября 1941 года, окончив ремонт, доставляет в Севастополь военные грузы, эвакуировав обратным рейсом около 3000 гражданских лиц, после чего до конца года совершает ещё 4 подобных рейса.
- Начиная с 29 декабря участвует в Керченско-Феодосийской десантной операции: совершает 3 рейса из кавказских портов в Феодосию, доставляя пополнение и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта.
- После потери Феодосии, в феврале — марте 1942 года выполняет ещё 4 рейса в осаждённый Севастополь. В свой 4-й рейс из Новороссийска в Севастополь крейсер вышел с конвоем 9 марта, в течение дня 10 марта отразили 10 атак немецких торпедоносцев, прибыв в Севастополь 11 марта. В тот же день повреждён авиабомбой (пробита палуба юта, разрушена часть правого борта и кормовых надстроек, потери в составе экипажа), при этом сбито 2 самолёта противника[21]. Однако корабль хода не потерял и продолжил нести службу, но всё же был «снят» с «севастопольской линии» и направлен на обеспечение воинских перевозок между Батуми и Новороссийском.
- 19 апреля 1942 года в результате налёта немецкой авиации на Новороссийский порт, «Коминтерн» получил ряд осколочных повреждений от близких разрывов бомб. Кроме того отказала левая паровая машина (№ 2), в связи с чем 2 дня спустя крейсер убыл на ремонт в Батуми. В ходе ремонта, помимо устранения повреждений, вновь усилено зенитное вооружение: прежние 76-мм пушки Лендера заменили на орудия 34-К обр. 1935 г., а два 37-мм «Виккерса» — на три 25-мм автомата[4]. Вместо двух 7,62-мм счетверённых зенитных «Максимов» установили четыре 12,7-мм пулемётов ДШК[3].
- С середины мая 1942 года, выйдя с ремонта, корабль возобновил воинские перевозки между портами Кавказа. Вскоре положение в Севастополе обострилось до предела и 19 июня «Коминтерн» приняв военные грузы и маршевое пополнение направился в Севастополь. Но к этому моменту немецкие войска вышли к Северной бухте, приём и разгрузка судов стали невозможны, крейсер получил приказ возвращаться обратно в Новороссийск.
- 2 июля 1942 года в ходе очередного налёта налёта немецкой авиации на Новороссийск, «Коминтерн» получил ещё одно прямое попадание авиабомбы, которое привело к тяжёлым повреждениям и вызвало пожар (потери убитыми и ранеными составили 69 человек). Повреждённый корабль ушел в Поти.
- 16 июля 1942 года при стоянке в Потийском порту, крейсер снова получил два прямых бомбовых попадания: одна бомба повредила среднюю дымовую трубу № 2 (по её номеру до реконструкции 1941 года)[21], вторая пробила трюм, но не взорвалась — прошла через котельное отделение и пробив обшивку ушла на дно. Вода через пробоину начала заполнять отсек и чтобы избежать взрыва котлов, пришлось стравить пар и остановить машины. Поступление воды удалось локализовать: под пробоину подвели пластырь, отсек осушили. Однако ввиду невозможности капитального ремонта, командованием принято решение о разоружении и затоплении корабля.
- 17 августа 1942 года «Коминтерн» приняв на борт маршевое пополнение для войск Закавказского фронта, ходом не более 8 узлов, с трудом управляясь, в сопровождении буксира и 2-х сторожевых катеров вышел в Туапсе. По прибытии высадив перевозимые части, корабль был полностью разоружён. Из орудий и личного состава крейсера сформировали несколько артиллерийских батарей Туапсинского оборонительного района, впоследствии принимавших участие в Туапсинской операции: из 130-мм орудий были сформированы 4 двухорудийные береговые батареи № 743, 744, 746, 747; из 76-мм орудий — трёхорудийная батарея № 173; из 45-мм орудий — трёхорудийная батарея № 770 (числившаяся противотанковой). Разоружённый корабль, приняв на борт около 500 эвакуируемых жителей Туапсе, вернулся в Поти.
- 10 октября 1942 года «Коминтерн» затоплен в качестве брекватера в устье реки Хоби, севернее Поти, для создания волнолома. Предварительно с корабля были сняты все сколь-нибудь ценные механизмы и оборудование.
- 2 февраля 1943 года исключён из списков кораблей Военно-Морского Флота СССР.
- 31 марта 1946 года на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокатерная артиллерийская батарея № 626.
- Останки корпуса до настоящего времени находятся в устье Хоби.
Командиры
Примечания
- ↑ 1 2 По другим данным: 4 × 1 — 75-мм/50.
- ↑ По другим данным: 2 × 1 — 7,62-мм.
- ↑ 1 2 3 Позже один из трёх 25-мм автоматов был заменён пятым 12,7-мм ДШК.
- ↑ 1 2 Устанавливались на «армейских» станках.
- ↑ Раздел VII. Боевые действия на море в Первую мировую войну 1914—1917 гг. : Действия на Чёрном море // Боевая летопись русского флота : Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. / под ред. д-ра воен.-мор. наук кап. 1 р. Н. В. Новикова. — М. : Воениздат, 1948.
- ↑ 1 2 Басов А. Н. Части бывшего целого : Украина // История военно-морских флагов. — М. : АСТ ; СПб. : Полигон, 2004. — С. 138—139. — 310, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-022747-7. — ISBN 5-89173-239-7.
- ↑ 1 2 3 Севастополь : хроника революций и гражданской войны 1917—1920 годов : [арх. 5 января 2009] / сост., науч. ред. и коммент. В. В. Крестьянникова. — Севастополь : Крымский Архив, 2007. — 639 с. — ISBN 966-572-928-4.
- ↑ 1 2 3 4 Бронепалубный крейсер «Память Меркурия».
- ↑ Владимир Кукель Правда о гибели Черноморского флота.
- ↑ Н. А. Монастырев. Гибель царского флота.
- ↑ Граф Гаральд Карлович, На «Новике», Мюнхен, 1922.
- ↑ Лорей Герман. Операции германо-турецких сил. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 470. — 528 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89173-207-6.
- ↑ Морской архив. «Морской вопрос Украйной не поднимался…».
- ↑ Святослав Шрамченко. Крейсер «Гетьман Іван Мазепа» // Табор. — Каліш, 1932. — Ч. 17. — С. 82—84.
- ↑ Історія українськогo війська. — С. 434, 445.
- ↑ П. А. Варнек. Образование флота Добровольческой армии.
- ↑ Платонов, 1991, Глава вторая. Капитальный ремонт, с. 15.
- ↑ Платонов, 1991, Глава третья. Наши командиры, с. 22.
- ↑ 1 2 «Коминтерн», минный заградитель Черноморского флота (1905—…) // РГА ВМФ. Ф. Р-861. Оп. 1; Оп. 2 (Опись № 2).
- ↑ Платонов, 1991, Глава седьмая. Стажёры, с. 56—58.
- ↑ 1 2 Арсений Рябикин. История трёхтрубного крейсера // Вокруг света. — 1971. — № 3 (1 марта). — ISSN 0321-0669.
- ↑ Платонов, 1991, Глава третья. Наши командиры, с. 26.
- ↑ Дмитрий Чураков. Репрессированные военнослужащие Красной Армии.. Капитаны 2-го ранга. Энциклопедия. Сайт «Рабоче-Крестьянская Красная Армия». — «Арест. 17.05.1937. Приговорён ВКВС 20.09.1937, обв.: участие в тер. организации. Расстрелян 20.09.1937. Реабилитирован 25.07.1957». Проверено 4 декабря 2016.
См. также
Ссылки
Литература
- Платонов В. И. Записки адмирала / [лит. запись С. В. Петровой]. — М. : Воениздат, 1991. — 318, [1] с., [8] л. ил. — ISBN 5-203-00737-3.
- Заблоцкий В. П. Вся богатырская рать : Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» : [ч. 1] // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — 2010. — № 3.
- Заблоцкий В. П. Вся богатырская рать : Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» : [ч. 2] // Морская коллекция : прил. к журн. «Моделист-конструктор». — 2011. — № 1.
- Крестьянинов В. Я. Часть I // Крейсера Российского императорского флота : 1856—1917. — СПб. : Галея Принт, 2003. — ISBN 5-8172-0078-3.
- А. Царьков. Крейсер «Коминтерн» (рус.) // Оружие : журн. — 2010. — Июнь (№ 06). — С. 52—57.
wikipedia.green
«Кагул» с 25 марта 1907 года — «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 года — «Коминтерн» | |
---|---|
Крейсер «Память Меркурия» в 1917 году. | |
Служба | |
Российская империя Российская империя → Российская республика Российская республика, УНР УНР, Германская империя Германская империя, Белое движение Белое движение, Советская Россия Советская Россия, → СССР СССР | |
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
Строительство начато | 23 августа 1901 года |
Спущен на воду | 20 мая 1902 года |
Введён в эксплуатацию | 1905 |
Выведен из состава флота | 2 февраля 1943 года |
Статус | затоплен в качестве волнолома |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1905: 7070 т 1941: 7838 т |
Длина | 134,1 м |
Ширина | 16,6 м |
Осадка | 6,8 м |
Бронирование | палуба — 35…70 мм каземат — 35…79 мм башни — 125 мм рубка — 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения + 1905: 16 котлов Бельвиля 1923: 10 котлов Бельвиля + 6 неисправных 1931: 6 котлов Бельвиля + 6 неисправных |
Мощность | 19 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 1905: 24,75 уз 1941: 10…14 уз |
Дальность плавания | 5320 морских миль |
Экипаж | 576 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия | 1905: 2 × 2 + 8 × 1 — 152-мм/45, 12 × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1914: 2 × 2 + 12 × 1 — 152-мм/45, 2[1] × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1923: 2 × 2 + 12 × 1 — 130-мм/55, 2 × 1 — 47-мм 1931: 8 × 1 — 130-мм/55, 4 × 1 — 75-мм/50, 2 × 1 — 47-мм 1941: 8 × 1 — 130-мм/55 |
Зенитная артиллерия | 1916: 2 × 1 — 76,2-мм 1923: 3 × 1 — 76,2-мм, 4[2] × 1 — 7,62-мм 1931: 3 × 1 — 76,2-мм, 2 × 1 — 37-мм, 4 × 1 — 7,62-мм 1941: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 2 × 1 — 37-мм, 2 × 4 — 7,62-мм 1942: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 3[3] × 1 — 25-мм[4], 4[3] × 1 — 12,7-мм |
Противолодочное вооружение | 1941: 2 × 1 бомбомёта БМБ-1 (40 бомб ) |
Минно-торпедное вооружение | 1905—1922: 2 × 1 — 381-мм подводных ТА (торпеды Уайтхеда) 1923: 200 мин обр. 1908/12 гг. 1941: 120 мин КБ-3 или 160 мин обр. 1926 г. |
Изображения на Викискладе | |
wikiredia.ru
«Кагул» с 25 марта 1907 года — «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 года — «Коминтерн» | |
---|---|
Крейсер «Память Меркурия» в 1917 году. | |
Служба | |
Российская империя Российская империя → Российская республика Российская республика, УНР УНР, Германская империя Германская империя, Белое движение Белое движение, Советская Россия Советская Россия, → СССР СССР | |
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
Строительство начато | 23 августа 1901 года |
Спущен на воду | 20 мая 1902 года |
Введён в эксплуатацию | 1905 |
Выведен из состава флота | 2 февраля 1943 года |
Статус | затоплен в качестве волнолома |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1905: 7070 т 1941: 7838 т |
Длина | 134,1 м |
Ширина | 16,6 м |
Осадка | 6,8 м |
Бронирование | палуба — 35…70 мм каземат — 35…79 мм башни — 125 мм рубка — 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения + 1905: 16 котлов Бельвиля 1923: 10 котлов Бельвиля + 6 неисправных 1931: 6 котлов Бельвиля + 6 неисправных |
Мощность | 19 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | 1905: 24,75 уз 1941: 10…14 уз |
Дальность плавания | 5320 морских миль |
Экипаж | 576 чел. |
Вооружение | |
Артиллерия | 1905: 2 × 2 + 8 × 1 — 152-мм/45, 12 × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1914: 2 × 2 + 12 × 1 — 152-мм/45, 2[1] × 1 — 75-мм/50, 8 × 1 — 47-мм, 2 × 1 — 37-мм 1923: 2 × 2 + 12 × 1 — 130-мм/55, 2 × 1 — 47-мм 1931: 8 × 1 — 130-мм/55, 4 × 1 — 75-мм/50, 2 × 1 — 47-мм 1941: 8 × 1 — 130-мм/55 |
Зенитная артиллерия | 1916: 2 × 1 — 76,2-мм 1923: 3 × 1 — 76,2-мм, 4[2] × 1 — 7,62-мм 1931: 3 × 1 — 76,2-мм, 2 × 1 — 37-мм, 4 × 1 — 7,62-мм 1941: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 2 × 1 — 37-мм, 2 × 4 — 7,62-мм 1942: 3 × 1 — 76,2-мм, 3 × 1 — 45-мм, 3[3] × 1 — 25-мм[4], 4[3] × 1 — 12,7-мм |
Противолодочное вооружение | 1941: 2 × 1 бомбомёта БМБ-1 (40 бомб ) |
Минно-торпедное вооружение | 1905—1922: 2 × 1 — 381-мм подводных ТА (торпеды Уайтхеда) 1923: 200 мин обр. 1908/12 гг. 1941: 120 мин КБ-3 или 160 мин обр. 1926 г. |
Изображения на Викискладе | |
wikiredia.ru
Кагул (1902) — Global wiki. Wargaming.net
Служба
Российская Империя
Исторические данные
23 августа 1901 года Заложен |
2 мая 1902 года Спущен на воду |
Июль 1908 году Введен в строй |
Общие данные
7070 / т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
134,1 / 16,6 / 6,8 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ЭУ
0
/ 20 400 Главная ЭУ (тип/мощность) |
24,75 / узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
1
/ 19500 Главная ЭУ (тип/мощность) |
23 / узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
Экипаж
571-601 чел. Общая численность |
19 чел. Офицеры |
12-17 чел. Мичманы |
540-565 чел. Матросы |
Бронирование
/ 80 мм. Пояс/борт |
30-70 мм. Палуба |
90-125 / / / мм. Башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) |
140 мм. Боевая рубка |
Вооружение
Артиллерия главного калибра
Вспомогательная артиллерия
Минно-торпедное вооружение
- 2 — 381-мм подводных ТА;
- 2 — 381-мм надводных ТА;
- 35 мин заграждения.
Однотипные корабли
«Кагул» — русский бронепалубный крейсер типа «Богатырь». 25 марта 1907 года переименован в «Память Меркурия». Под этим именем принимал участие в Первой мировой войне. С 23 октября по декабрь 1918 года был переименован в «Гетман Иван Мазепа».[1] В последний раз был переименован в «Коминтерн» 31 декабря 1922 года. Под этим именем крейсер и закончил свою славную службу.Общие сведения
История создания крейсера «Кагул» началась в 1898 году. Именно тогда был заключен контракт с немецкой фирмой Vulcan на разработку документации для серии современных крейсеров. Условием была возможность постройки кораблей на российских верфях, а первый корабль строили сами немцы — это был крейсер «Богатырь». Его имя получила и вся серия.
История создания
Копии чертежей для постройки крейсера начали поступать в конце 1899 года. Разбивка корпуса корабля на плазе началась в августе 1900 года. Первые конструкции — элементы внешней обшивки и днищевого набора — выставили на стапель крытого эллинга №7 Николаевского адмиралтейства лишь 14 марта 1901 года.
23 августа 1901 года произошла торжественная закладка бронепалубного крейсера «Кагул». Сразу же был размещен заказ на изготовление машин на заводе Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве. На постройке корабля в штатном режиме работало до 400 рабочих. А ближе к завершению стапельных работ их число увеличилось до 600.
В 1902 году ответственным за строительство крейсера был назначен инженер В.А. Лютер, а в помошники ему — В.Р. Матес и Д.О. Малецкий.
За время стапельных работ было израсходовано 130 839 пудов (2 143, 14 тонн) судостроительной стали. А машинных частей со всеми валами и вспомогательными механизмами — 11 470 пудов (187,88 тонн).
2 мая 1902 года[2] крейсер был спущен на воду. На церемонии спуска присутствовало более 2000 зрителей. Достройка корабля продолжалась до 1907 года.
15 января 1907 года «Кагул» отправился из Николаева в Севастополь для испытания машин. Крейсер был вооружен на тот момент только четырьмя 152-мм орудиями, которые находились в башнях. Остальные, в том числе и 75-мм орудия, установить еще не успели и они остались в Николаевском адмиралтействе.
27 января 1907 года была назначена комиссия для испытания, а 31 января крейсер 1 ранга «Кагул» был зачислен в состав Отдельного Практического отряда Черного моря.
1 марта 1907 года корабль прибыл в Новороссийск для погрузки угля. 15 марта вышел в море и направился в Севастополь для прохождения испытаний машин и механизмов.
25 марта 1907 года крейсер «Кагул» был переименован в «Память Меркурия».
19 апреля 1907 года завершились испытания механизмов. Во время них крейсер смог развить мощность 20 400 л.с. вместо проектных 19 500 л.с. При этом корабль смог показать наибольшую скорость хода в 24,75 узла.
16 мая 1907 года «Память Меркурия» вернулся в Николаев, оттуда вскоре он перешел в адмиралтейство для установки артиллерии и исправления найденных во время испытаний недостатков.
21 августа 1907 года крейсер направился в Севастополь. 26 августа там начались всесторонние испытания артиллерии стрельбой.
В июле 1908 года бронепалубный крейсер «Память Меркурия» полноценно вступил в строй Черноморского флота.
Описание конструкции
Крейсер «Кагул» имел три дымовые трубы, две мачты, развитый полубак и полуют. Корпус был клепанный из листов и профилей сименс-мартеновской стали. На 2/3 длины имел второе дно, через которое проходил вертикальный, водонепроницаемый киль. В носовой части киль переходил в литой форштевень таранного типа, а в кормовой — в ахтерштевень.
Основным элементом защиты крейсера «Кагул» служила карапасная броневая палуба с толщиной брони от 30 до 70 мм. Боевая рубка имела бронирование от 90 до 140 мм, крышу — 25 мм. Башни главного калибра имели вертикальные стенки переменной толщины 90 — 120 мм и 25-мм крышу.
Главная энергетическая установка была из двух автономных вертикальных четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения с вертикально-опрокинутыми цилиндрами, мощностью по 9750 л.с. каждая. Пар для машин вырабатывали 16 водотрубных паровых котлов треугольного типа системы Норманна. Котлы располагались в трех котельных отделениях: в носовом — четыре, в остальных — по шесть. Каждое отделение имело собственную дымовую трубу.
Вооружение
В качестве орудий главного калибра на крейсере «Кагул» использовались 12 скорострельных 152-мм орудий системы Канэ с длиной ствола в 45 калибров. Четыре орудия располагались в двух двухорудийных башнях в носу и корме корабля. Еще четыре орудия размещались в бортовых одноорудийных казематах. Оставшиеся четыре орудия размещались в открытых палубных установках за 25-мм щитами.
На крейсере было установлено 12 75-мм орудий системы Канэ с длиной ствола в 50 калибров. Все орудия располагались в открытых палубных установках. Шесть — побортно на верхней палубе, попеременно со 152-мм орудиями. Четыре — на полубаке и полуюте, по одному над каждым из казематов. Еще два орудия находились на переднем мостике по обеим сторонам от боевой рубки.
Так же на корабле были установлены четыре 47-мм орудия Гочкиса на уровне верхней палубы на носовых и кормовых боковых спонсонах. Еще по два таких же орудия были расположены на заднем мостике и на полубаке к корме от 75-мм орудий.
Два 37-мм шлюпочных орудия Гочкиса устанавливались на паровые катера для их участия в десанте. так же десант мог вооружаться двумя 63-мм десантными орудиями Барановского и двумя 7,62-мм пулеметами Максим.
«Кагул» был оснащен четырьмя 381-мм торпедными аппаратами, двумя надводными и двумя подводными. Надводные торпедные аппараты устанавливались в форштевне и ахтерштевне. Траверзные подводные торпедные аппараты располагались в специальном отделении под броневой палубой.
На крейсере в специальном минном погребе имелось 35 шаровых мин заграждения.
Модернизации и переоборудования
0
Вооружение корабля
- Сняты десять 75-мм орудий;
- Установлены четыре 152-мм орудий.
1
Вооружение корабля
2
Вооружение корабля
- В ходе Гражданской войны корабль был постепенно разоружен и к ее концу на нем остались только четыре башенные 152-мм орудия.
История службы
С 6 октября 1913 по 1 мая 1914 годов крейсер «Память Меркурия» прошел капитальный ремонт и перевооружение.
Первая мировая война
5 ноября 1914 года крейсер находился в хвосте колонны русских кораблей и активного участия в бое у мыса Сарыч не принимал.
22 декабря 1914 года корабль преследовал турецкий крейсер Mecidiye, но из-за аварии в машине был вынужден прекратить это и вернуться на базу.
8 февраля 1915 года крейсер принимал участие в затоплении в гавани Трабзона турецкого парохода «Воштинтон».
22 февраля 1915 года участвовал в уничтожении семи пароходов на рейде Эрегли.
5 марта 1915 года «Память Меркурия» и «Кагул» [3] участвовали в попытке догнать легкий крейсер Midilli [4], который обстрелял торпедную станцию у Феодосии.
15 марта 1915 года оба крейсера осуществляли разведку у болгарского и румынского побережья. После этого направились на соединение с главными силами флота у Босфора.
17 марта 1915 года крейсер участвовал в обстреле портов Козлу и Килимли. А в последующие дни и Зунгулдак.
20 марта 1915 года «Память Меркурия» и «Кагул» вновь безуспешно пытались догнать Midilli.
30 марта 1915 года крейсер вновь участвовал в обстреле Зунгулдака.
3 апреля 1915 года «Память Меркурия» вместе с линейными кораблями участвовал в безуспешном преследовании Yavûz Sultân Selîm [5] и Midilli, потопивших у Севастополя два русских парохода «Восточная звезда» и «Провиданс». Крейсер первым вступил в огневой контакт с кораблями противника, но результата это не принесло и с наступлением темноты преследование было прекращено.
2 мая 1915 года «Память Меркурия» и «Кагул» потопили в порту Козлу пароход «Некат».
4 мая 1915 года в том же порту, но самостоятельно крейсер уничтожил пароход «Сахир». А чуть позже, но уже в море — парусник с 950 тоннами угля.
9 мая 1915 года «Память Меркурия» и «Кагул» потопили у Эрегли пароходы «Хеллеспонт» и «Хиляль». Чуть позже в этот же день с крейсера заметили выход в море Yavûz Sultân Selîm и своевременная информация помогла без потерь обратить его в бегство.
7 июня 1915 года крейсер участвовал в обстреле Зунгулдака в Угольном районе.
10 августа 1915 года «Память Меркурия» и «Кагул» вместе с пятью эсминцами участвовали в обстреле Зунгулдака. При обстреле были потоплены буксир «Ади Ландана» и барк «Адиль».
1 октября 1915 года крейсер в составе флота участвовал в обстреле объектов в Угольном районе. В том числе корабль атаковал береговые объекты и порт Эрегли.
27 октября 1915 года участвовал в прикрытии самолетов, наносивших авиа удар по Варне.
С 23 по 25 ноября 1915 года «Память Меркурия» в составе 1-ой маневренной группы флота, флагманом группы являлся дредноут «Императрица Мария», участвовал в обстреле Зунгулдака, где были потоплены два парусника с грузом угля.
С 4 по 9 января 1916 года крейсер в составе уже 2-ой маневренной группы флота, в этот раз флагманом был дредноут «Императрица Екатерина Великая», выходил в море. За время похода корабли встретились с дредноутом противника Yavûz Sultân Selîm, но лишь обменялись залпами с большой дистанции. Однако противник обладал более высокой скоростью и ушел от преследования в Босфор.
«Память Меркурия» (крайний справа) замыкает строй бригады линкоров. 1914-1915 годы.13 мая 1916 года в Севастополе крейсер посетил император Николай II в рамках смотра Черноморского флота.
с 13 мая по 4 июня 1916 года «Память Меркурия» участвовал в прикрытии переброски войск из Мариуполя на Кавказский фронт.
С 5 по 6 июля 1916 года крейсер в составе 1-ой маневренной группы флота участвовал в очередной попытке перехватить Midilli и Yavûz Sultân Selîm. Но вновь противник ушел от преследования в Босфор.
19 октября 1916 года «Память Меркурия» в сопровождении эсминцев «Быстрый» и «Поспешный» обстрелял Констанцу, в которой в тот момент находились немецкие и болгарские войска. Крейсером было выпущено 106 снарядов, но результаты обстрела были признаны неудовлетворительными.
22 октября 1916 года «Память Меркурия» обстрелял объекты в порту Мангалия. Всего было выпущено 400 снарядов.
6 ноября 1916 года крейсер при поддержке эскадренного миноносца «Пронзительный» и миноносцев «Живой» и «Жаркий» вышел в море для повторного обстрела Констанцы. Обстрел длился 30 минут. За это время крейсер успел выпустить 231 снаряд, при этом было уничтожено 15 из 37 нефтяных баков. Во время операции по крейсеру был открыт огонь 152-мм береговых орудий, а также совершен налет двух гидросамолетов.
30 ноября 1916 года «Память Меркурия» под обстрелом 100-мм береговой батареи в Балчике уничтожил мельницу, которая снабжала мукой болгарскую армию. Корабль получил три попадания, но серьезных повреждений при этом не было. Три члена экипажа получили ранения.
8 декабря 1916 года «Память Меркурия» и «Пронзительный» по данным радиоразведки перехватили и потопили турецкие канонерские лодки №12 и №16 у мыса Кара-Бурну Румелийский (в 30 милях от входа в Босфор).
С 5 по 9 января 1917 года крейсер в составе маневренной группы участвовал в походе к берегам Анатолии. За время похода было потоплено 39 парусных судов противника.
18 января 1917 года участвовал в прикрытии минной постановки в Босфоре.
С 23 по 25 февраля 1917 года крейсер в составе 2-ой маневренной группы вновь ходил к берегам Анатолии.
С 17 по 26 мая 1917 года «Память Меркурия» участвовал в минировании Босфора минами типа «Рыбка», которые устанавливались с корабельных баркасов. Утром 26 мая на корабль совершил налет немецкий гидросамолет. Одна из бомб попала в корабль. От ее взрыва было ранено и контужено несколько членов экипажа.
23 июня 1917 года «Память Меркурия» с несколькими кораблями вновь пытался перехватить Midilli. Но вновь безуспешно.
19 июля 1917 года участвовал в прикрытии минной постановки у Босфора.
24 августа 1917 года «Память Меркурия» принимал участие в прикрытии высадки диверсионного десанта в турецком порту Орду и обратном приеме его на корабли после выполнения поставленных задач.
С сентября 1917 года «Память Меркурия» базировался в Одессе и должен был стать на ремонт и перевооружение на 130-мм артиллерию.
Гражданская война
25 ноября 1917 года[6] на гафеле крейсера был поднят украинский флаг. Это случилось после того, как в Киеве объявили независимую Украинскую Народную Республику (УНР). Это стало возможным из-за того, что большую часть команды корабля составляли украинцы.
27 ноября 1917 года в знак протеста корабль покинули 200 моряков и все офицеры, кроме мичмана В. Дьяченко. Покинувшие унесли с собой гвардейский Георгиевский Андреевский флаг.
Украинский флаг над крейсером «Память Меркурия». 1917 год.В начале декабря 1917 года «Память Меркурия» вместе с дредноутом «Воля» и тремя эсминцами участвовал в единственной операции под украинским флагом по прикрытию переброски из Трабзона в Одессу украинской части 127-ой пехотной дивизии.
В январе 1918 года ввиду угрозы со стороны расстрела броненосцами «Синоп» и «Ростислав» крейсер перешел на сторону большевиков. По одной из версии экипаж весь сошел на берег и присоединился к войскам Центральной Рады, по другой версии часть все таки перешли на сторону противника. Но так или иначе «Память Меркурия» перешел к большевикам. И при их эвакуации из Одессы крейсер ушел в Севастополь.
В марте 1918 года корабль был переведен в число судов второй линии и сдали на хранение в Севастопольский порт.
С мая по ноябрь 1918 года крейсер использовался, окупировавшими немцами Севастополь, как плавказарма для экипажей подводных лодок.
После их ухода и прихода бывших союзников, корабль не был использован никак. Однако 24 апреля 1919 года перед уходом из Севастополя англичанами были выведены из строя, по средствам подрыва головок четырех цилиндров, главные машины.
29 апреля 1919 года крейсер перешел под управление частей Красного Украинского флота.
24 июня 1919 года «Память Меркурия» был захвачен войсками Вооруженных сил Юга России.
14 ноября 1920 года корабль был оставлен Русской армией во время эвакуации в Стамбул.
22 ноября 1920 года крейсер был захвачен частями РККА[7].
До окончания Гражданской войны крейсер так и продолжал стоять в Южной бухте Севастополя. К этому времени на нем оставалось всего четыре башенных 152-мм орудия.
С августа 1921 года на борту «Память Меркурия» разместился РВС и штаб Морских сил Черного и Азовского морей. В это же время на корабле начались восстановительные работы. В ходе ремонта предполагалось перевооружить крейсер на 130-мм орудия.
31 декабря 1922 года[8] крейсер переименовали в «Коминтерн». Далее корабль продолжал уже службу под новым именем.
Командиры
См. также
Примечания
- ↑ Некоторые источники отрицают данное переименование.
- ↑ По другим источникам дата спуска корабля на воду была 20 мая 1903 года.
- ↑ Бывший однотипный крейсер «Очаков», который был переименован в «Кагул». Из-за этого часто бывают путаницы.
- ↑ Бывший немецкий крейсер SMS Breslau.
- ↑ Бывший немецкий SMS Goeben.
- ↑ По данным из других источников это произошло 12 ноября 1917 года.
- ↑ Рабоче-крестьянской Красной Армии.
- ↑ По другим данным 1 мая 1923 года
Литература и источники информации
Литература
- В.П. Заблоцкий Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 1. — Москва: 2010. — (Морская коллекция).
- В.П. Заблоцкий Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 2. — Москва: 2011. — (Морская коллекция).
Ссылки
Галерея изображений
Механизмы крейсера «Кагул».
«Кагул» во время достройки. 1904 год.
Крейсер «Память Меркурия» в походе. 1914-1916 годы.
Крейсер «Память Меркурия» в доке. 1916 год.
Крейсер «Память Меркурия». 1917 год.
wiki.wargaming.net
«Кагул» с 25 марта 1907 года — «Память Меркурия» с 31 декабря 1922 года — «Коминтерн» | |
---|---|
Крейсер «Память Меркурия» в 1917 году. | |
Служба | |
Российская империя Российская империя → Российская республика Российская республика, УНР УНР, Германская империя Германская империя, Белое движение Белое движение, Советская Россия Советская Россия, → СССР СССР | |
Класс и тип судна | бронепалубный крейсер |
Изготовитель | Николаевское адмиралтейство |
Строительство начато | 23 августа 1901 года |
Спущен на воду | 20 мая 1902 года |
Введён в эксплуатацию | 1905 |
Выведен из состава флота | 2 февраля 1943 года |
Статус | затоплен в качестве волнолома |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1905: 7070 т 1941: 7838 т |
Длина | 134,1 м |
Ширина | 16,6 м |
Осадка | 6,8 м |
Бронирование | палуба — 35…70 мм каземат — 35…79 мм башни — 125 мм рубка — 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные |
ru-wiki.ru