203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2017; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2017; проверки требуют 15 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4) | |
---|---|
Общая информация | |
Страна | СССР |
Годы выпуска | 1937—1941 |
Выпущено, шт. | 889 |
Массогабаритные характеристики | |
Калибр, мм | 203,4 |
Длина |
ru.wikipedia.org
203-мм гаубица большой мощности Б-4 » Военное обозрение
В 1926 году командование Красной Армии пришло к выводу о необходимости создания нескольких новых артиллерийских орудий. Войскам требовались новые пушки различного назначения с разными характеристиками. Заседание Артиллерийского комитета определило нужды армии следующим образом: 122-мм корпусная пушка, 152-мм пушка и 203-мм гаубица большой досягаемости. Так началась история одного из самых интересных отечественных орудий – гаубицы большой мощности Б-4.Разработкой трех проектов нового оружия занялось конструкторское бюро Арткома. Группу, отвечавшую за создание гаубицы калибра 203 мм, возглавил Ф.Ф. Лендер. По решению Арткома, на разработку проекта отводилось 46 месяцев. Работы в КБ комитета продолжались до конца 1927 года. В сентябре 27-го ушел из жизни главный конструктор Лендер, и вскоре после этого проект передали ленинградскому заводу «Большевик» (Обуховский завод). Новым руководителем проектных работ стал А.Г. Гаврилов. Все дальнейшие работы по проекту нового орудия большой мощности велись именно там. Тем не менее, насколько известно, в дальнейшем специалисты КБ Арткома привлекались к выполнению некоторых работ, в частности к подготовке рабочих чертежей.
В середине января 1928 года завершилась разработка нового проекта. Специалисты предложили сразу два варианта самоходной гаубицы. При этом отличия орудий были минимальны: один из вариантов предусматривал использование дульного тормоза, а во втором проекте обошлись без этого агрегата. Специалисты Артиллерийского комитета рассмотрели два проекта и сделали свой выбор. По ряду причин технологического и эксплуатационного характера было решено продолжить разработку проекта пушки, не оснащенной дульным тормозом. По-видимому, конструкция орудия и лафета позволяла обойтись без дополнительных средств гашения импульса отдачи, ограничившись только противооткатными устройствами.
По имеющимся данным, уже в 1932 году ленинградский завод начал серийное производство новых орудий, хотя темпы строительства поначалу были не слишком высоки. Кроме того, в том же году появился проект модернизации орудия, направленный на повышение его мощности. С целью повышения характеристик было решено использовать новый ствол, который был длиннее старого на три калибра. Также изменилась форма казенника. Другие внешние отличия отсутствовали. Новый вариант гаубицы получил обозначение Б-4БМ («Большой мощности»). По аналогии старую версию назвали Б-4ММ («Малой мощности»). В ходе серийного производства и эксплуатации предпочтение отдавалось гаубице большей мощности. Во время ремонта гаубицы Б-4ММ получали новые удлиненные стволы, из-за чего орудия малой мощности постепенно были сняты с эксплуатации.
После проведения всех испытания в 1933 году орудие Б-4 приняли на вооружение. Оно получило официальное название «203-мм гаубица обр. 1931 года». В том же году началось производство новых гаубиц на заводе «Баррикады» (г. Сталинград). Тем не менее, освоение производства столкнулось с серьезными проблемами. До конца 33-го сталинградские рабочие собрали только одну гаубицу, но не успели сдать ее. Первые два орудия новой модели были сданы «Баррикадами» только в 1934 году. Следует отметить, что заводы «Большевик» и «Баррикады» в некоторой мере доработали конструкцию гаубицы. Производство некоторых деталей и узлов велось с учетом возможностей конкретного предприятия.
Подобные изменения позволили начать полномасштабное строительство новых орудий, но сказалось на сложности их обслуживания в войсках. Из-за переделки изначального проекта в соответствии с возможностями заводов-изготовителей войска получали орудия, имеющие достаточно большие отличия. Для исправления сложившейся ситуации в 1937 году был создан обновленный проект гаубицы на гусеничном ходу. В нем учитывались доработки и изменения, выполненные на предприятиях, а также вносились некоторые другие коррективы. Все это позволило избавиться от наблюдавшихся ранее различий. До начала 1937 года два завода выпустили и передали артиллеристам около 120 гаубиц.
Выпуск обновленных чертежей решил большую часть имевшихся проблем. Тем не менее, согласно некоторым источникам, гаубицы ленинградского и сталинградского завода все равно отличались друг от друга. В 1938 году комплект обновленной документации был передан Новокраматорскому машиностроительному заводу, который вскоре присоединился к изготовлению новых орудий.
После начала серийного производства гаубиц Б-4 специалисты Арткома и заводов-изготовителей несколько раз дорабатывали проект с целью повышения характеристик. Наибольшим изменениям при этом подвергался ствол. Изначально ствол был скрепленным и состоял из нескольких цилиндрических деталей. В дальнейшем было принято решение перейти на стволы с лейнером. Первый опытный лейнер для орудия Б-4ММ изготовили весной 1934-го, для Б-4БМ – к концу того же года. Ввиду определенных трудностей в дальнейшем гаубицы «Большей мощности» получали как скрепленные стволы, так и лейнеры. При этом производство лейнеров на «Баррикадах» началось только осенью 1938 года.
В том же 1934 году появилось предложение создать модификацию гаубицы Б-4, способную вести огонь нарезными снарядами. За счет полигональной формы боковой поверхности такие боеприпасы в теории должны были иметь более высокие характеристики. Для проверки такого предложения на заводе «Большевик» был изготовлен опытный ствол с особыми нарезами. В канале этого ствола имелись 48 нарезов крутизной 12 калибров. Глубина каждого нареза составляла 2 мм, ширина – 9 мм. Между нарезами оставалось поле шириной 4,29 мм. Такой ствол позволял использовать нарезные снаряды весом около 172-174 кг длиной 1270 мм с зарядом порядка 22-23 кг взрывчатого вещества. На боковой поверхности снарядов имелись нарезы глубиной 1,9 мм.
В конце 1936 года специалисты Научно-испытательного артиллерийского полигона проверили предложенную модификацию гаубицы, и пришли к неутешительным выводам. Поводом для критики проекта стали неудобство заряжания орудия, связанное с нарезной поверхностью снаряда, отсутствие заметных преимуществ перед Б-4 в базовом варианте и другие особенности опытной гаубицы для нарезных снарядов. Работы по этой тематике были свернуты ввиду отсутствия перспектив.
В 1936 году 203-мм гаубицы обр. 1931 г. получили новые стволы с измененной нарезкой. Ранее стволы имели 64 нареза шириной 6,974 мм с полями шириной 3 мм. В ходе эксплуатации выяснилось, что такая нарезка стволов или лейнеров может приводить к срыву полей нарезки. По этой причине был разработан новый вариант нарезки с нарезами шириной 6 мм и полями в 3,974 мм. В ходе испытаний таких стволов было выявлено их омеднение. Тем не менее, специалисты Артиллерийского управления справедливо решили, что подобный недостаток является приемлемой платой за избавление от ранее наблюдавшихся проблем.
Гаубица Б-4 получилась достаточно тяжелой, что сказалось на особенностях ее эксплуатации. К месту боевой работы орудие предлагалось доставлять в частично разобранном виде. Агрегаты лафета оставались на гусеничном буксируемом шасси, а ствол снимался и помещался на специальную ствольную повозку. Были разработаны два варианта повозки: гусеничный Б-29 и колесный Бр-10. Эти изделия имели как плюсы, так и минусы. К примеру, гусеничная ствольная повозка имела более высокую проходимость, однако в ходе эксплуатации регулярно ломались траки. Кроме того, чтобы стронуть с места повозку Б-29 с уложенным стволом требовалось усилие на уровне 1250 кг, поэтому в некоторых случаях ее приходилось буксировать сразу двумя тягачами. Колесная повозка требовала впятеро меньших усилий, но застревала на бездорожье.
Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 обстреливает финские укрепления
Летом 1938 года были проведены сравнительные испытания двух ствольных повозок, по результатам которых оба этих агрегата подверглись серьезной критике. И Б-29, и Бр-10 не отвечали предъявляемым требованиям. Вскоре завод №172 (г. Пермь) получил задание на разработку нового буксируемого лафета как для Б-4, так и для двух других орудий, создававшихся в то время (т.н. артиллерийский триплекс). Этот проект лафета, получивший обозначение М-50, не удостоился должного внимания, из-за чего к началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 по-прежнему комплектовались несовершенными лафетами и повозками.
Основным элементом 203-мм гаубицы большой мощности Б-4 был нарезной ствол длинной 25 калибров (нарезная часть – 19,6 калибра). Орудия различных серий выпускались со стволами нескольких типов. Это были скрепленные стволы без лейнера, скрепленные с лейнером и моноблочные с лейнером. По имеющимся данным, независимо от конструкции стволы гаубиц были взаимозаменяемы.
Запирание ствола производилось при помощи поршневого затвора системы Шнейдера. Принцип работы затвора зависел от типа ствола. Так, орудия со скрепленными стволами имели двух- или тректактный затвор. С монолитными стволами использовались только двухтактные затворы. Напомним, двухтактный затвор при отпирании поворачивается вокруг своей оси, выходя из зацепления со стволом (первый такт), а затем вынимается из казенника и одновременно с этим уходит в сторону, позволяя зарядить орудие (второй). В случае с трехтактной схемой затвор сначала выходит из ствола, используя специальную раму (второй такт) и только после этого отводится в сторону (третий).
Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Ствол гаубицы опущен для перезарядки орудия
Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.
Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.
К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.
Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.
Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.
203-мм гаубицы Б-4, буксируемые тягачами «Коминтерн» по Красной Площади во время первомайского парада 1941 года. Гаубицы Б-4 входили в состав гаубичных артиллерийских полков большой мощности Резерва Главного Командования
Гаубица Б-4 обслуживалась расчетом из 15 человек. В их распоряжении имелся подъемный кран для загрузки снарядов и ряд другого оборудования, облегчавшего эксплуатацию орудия. В частности, на боковых поверхностях лафета предусматривались два сиденья для наводчиков, прикрытые металлическими щитками. Механизмы управления наводкой были выведены на обе стороны орудия.
На большие расстояния орудие Б-4 перемещали в разобранном виде. Гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Превышение рекомендованных скоростей грозило повреждением или разрушением ходовой части.
Гаубица Б-4 могла использовать все имевшиеся на вооружении артиллерийские снаряды калибра 203 мм. Основными ее боеприпасами были фугасные снаряды Ф-625 и Ф-625Д, а также бетонобойные Г-620 и Г-620Т. Эти боеприпасы весили около 100 кг и несли от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. В послевоенный период номенклатура боеприпасов для орудия Б-4 расширилась специальным снарядом с ядерной боевой частью.
Орудие использовало раздельное картузное заряжание. Вместе со снарядом в камору предлагалось помещать один из 12 вариантов метательного заряда: от полного весом 15 кг до №11 весом 3,24 кг. Возможность комбинирования веса порохового заряда и угла возвышения ствола в сочетании с несколькими типами снарядов с разными характеристиками обеспечивала большую гибкость применения гаубицы. В зависимости от типа цели и дальности до нее можно было комбинировать угол вертикального наведения и вес метательного заряда. Дульная скорость снарядов колебалась от 290 до 607 м/с. Максимальная дальность стрельбы, достигавшаяся при оптимальной комбинации всех изменяемых параметров, достигала 18 км.
Дальнобойное орудие под командованием старшего сержанта Г.Д. Федоровского ведет огонь в период контрнаступления под Москвой — подпись под фотографией в экспозиции Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ в городе Санкт-Петербурге
Для загрузки снарядов и картузов с порохом использовался небольшой подъемный кран, расположенный на станинах лафета. Ввиду большой массы боеприпасов ручное заряжание было затруднительно. Перед подъемом на линию заряжания снаряды помещались в специальный лоток, который и поднимался краном. Подобная аппаратура облегчала работу расчета, но скорострельность была небольшой. Натренированный расчет мог делать один выстрел за две минуты.
Несмотря на все трудности, три завода за несколько лет смогли освоить выпуск гаубиц большой мощности Б-4 обр. 1931 г. На пике производства каждый из трех заводов ежегодно выпускал по несколько десятков орудий. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала 849 такими гаубицами, что превышало изначально требовавшееся количество.
Известно, что в августе 1939 года был утвержден новый мобилизационный план, в котором, помимо прочего, устанавливалась организационная структура артиллерии большой мощности. В составе Артиллерии Резерва Главного командования планировалось сформировать 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц Б-4 в каждом. Численность личного состава каждого полка – 1374 человека. 13 новых полков должны были иметь двойное развертывание. Войскам в общей сложности требовалось 612 новых орудий. В то же время, для удовлетворения требований военного времени нужно было дополнительно построить порядка 550-600 гаубиц.
Гаубица Б-4, приданная 1-му стрелковому батальону 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, в ходе Берлинской наступательной операции. Командир батальона — капитан С. Неустроев, будущий Герой Советского Союза
Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались гаубицы Б-4, стала Советско-финская война. К концу 1939 года на фронт было переброшено почти полторы сотни таких орудий, которые активно использовались для уничтожения финских укреплений. Орудия Б-4 показали себя неоднозначно. Мощности гаубицы хватало для уничтожения некоторых дотов, но нередко артиллеристам приходилось сталкиваться с более защищенными целями. Иногда для разрушения бетонного сооружения требовалось попасть в одну точку двумя или тремя снарядами. При этом для ведения эффективного огня гаубицу приходилось чуть ли не вручную подводить на расстояние около 200 м от цели. Общая мобильность гаубицы тоже оставляла желать лучшего из-за ограничений, связанных с ее транспортировкой.
Боевая работа артиллеристов осложнялась малыми углами горизонтальной наводки, из-за чего для перенесения огня на большой угол требовалось разворачивать все орудие. В некоторых ситуациях расчетам не хватало защиты от огня противника, из-за чего приходилось полагаться на спешно вырытые окопы и другие укрытия.
Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, гаубицы большой мощности Б-4 хорошо справлялись со своими обязанностями. Использование этих орудий позволило уничтожить большое количество финских укреплений и тем самым позволило войскам выполнить поставленные задачи. Из 140 с лишним гаубиц зимой 1939-40 годов было повреждено или потеряно только 4. Остальные по окончании войны вернулись в части. Удачные попадания бетонобойных снарядов оставляли от финских укреплений груду колотого бетона и согнутой арматуры. За это гаубица Б-4 получила прозвище «Карельский скульптор».
22 июня 1941 года в составе Артиллерии Резерва Главного командования имелись 33 гап б/м вооруженных гаубицами Б-4. По штату им полагалось 792 гаубицы, хотя фактическое их количество, по некоторым данным, не превышало 720. Начавшаяся война привела к потере некоторого количества орудий. За лето и осень 41-го красноармейцы по разным причинам потеряли 75 гаубиц. Производство такого оружия было сильно сокращено в пользу более актуальных систем, из-за чего за время войны было изготовлено и передано войскам только 105 гаубиц.
Часть потерянных орудий стала трофеями немецких войск. Так, 529-й гап б/м, не имея нужного количества тягачей, летом 41-го потерял 27 исправных орудий. В Вермахте трофейные Б-4 получили обозначение 20,3 см Haubitze 503(r) и ограниченно использовались во время различных операций. Для стрельбы из этих гаубиц немцы использовали трофейные бетонобойные снаряды Г-620 и пороховые картузы собственного производства. По ряду причин количество «немецких» Б-4 постоянно сокращалось. Так, к весне 44-го в распоряжении противника имелось лишь 8 трофейных орудий.
Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне — Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)
Ввиду малой мобильности и постоянного отступления войск командование Красной Армии еще летом 1941 года приняло решение отвести все гаубичные артиллерийские полки большой мощности в тыл. На фронт артиллеристы вернулись только к концу 1942 года, когда стратегическая инициатива начала переходить к Советскому Союзу. В дальнейшем гаубицы Б-4 активно использовались в различных наступательных операциях в качестве средства уничтожения укреплений противника.
Как и другие гаубицы, орудие обр. 1931 года предназначалось для стрельбы по навесным траекториям. Тем не менее, во второй половине войны красноармейцы освоили и стрельбу прямой наводкой. Первый такой случай произошел 9 июня 1944 года на Ленинградском фронте. Задачей артиллерии большой мощности было уничтожение хорошо защищенного крупного дота, прикрытого другими огневыми точками. Этот комплекс укреплений был основой обороны противника в районе, из-за чего его требовалось уничтожить в кратчайшие сроки. Артиллеристы-красноармейцы под командованием командира батареи гвардии капитана И.И. Ведмеденко, маскируя тягачи шумом боя, вывели на позицию две гаубицы Б-4. В течение двух часов гаубицы прямой наводкой с расстояния 1200 м били бетонобойными снарядами по стенам укрепления толщиной в несколько метров. Несмотря на нестандартный способ применения, орудия справились с задачей. Командир батареи, уничтожившей дот, был удостоен звания Героя Советского Союза.
В дальнейшем 203-мм гаубицы большой мощности обр. 1931 г. неоднократно вели огонь прямой наводкой. Широко известны кадры кинохроники, на которых расчет орудия стреляет таким образом на улицах Берлина. Тем не менее, основным способом стрельбы остался огонь «по-гаубичному», с большими углами возвышения. На момент окончания Великой Отечественной войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.
Характерной особенностью гаубицы Б-4 была низкая мобильность, обусловленная ограничениями используемого гусеничного лафета. Решением этой проблемы могло стать создание самоходной артиллерийской установки, вооруженной таким орудием. В тридцатых годах советские инженеры разрабатывали САУ СУ-14 на базе тяжелого танка Т-35. Максимальная скорость такой машины на шоссе достигала 22 км/ч. Было построено два опытных экземпляра, которые в 1940 году прошли испытания и были отправлены на хранение. В 41-м их отправили на станцию Кубинка для участия в обороне Москвы. Это был единственный случай боевого применения таких самоходок.
Уже после окончания войны военные вернулись к идее создания колесного лафета для Б-4 и других орудий. По ряду причин работы затягивались, в результате чего опытный экземпляр гаубицы Б-4М на колесном ходу появился только в 1954 году. Новый колесный лафет в определенной мере повторял конструкцию гусеничного. Системы крепления гаубицы остались прежними, верхний лафет так же не претерпел серьезных изменений. Нижние агрегаты лафета получили опорную плиту и четыре колеса. При подготовке к стрельбе колеса должны были подниматься, в результате чего опорная плита орудия опускалась на землю.
В 1954 году военные испытали новый лафет с орудием Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2. В следующем году его приняли на вооружение. Новыми агрегатами оснащались орудия Б-4 (после такой модернизации они обозначались как Б-4М), Бр-2 и Бр-5. Новые стволы, затворы и т.д. не производились. Модернизация заключалась в установке имеющихся агрегатов на новые лафеты.
Имея большую мощность и высокое могущество снарядов, гаубица обр. 1931 г. оставалась на вооружении до конца восьмидесятых годов. Более того, в середине шестидесятых номенклатуру ее боеприпасов дополнили новым специальным снарядом 3БВ2 с ядерной боевой частью. Такой боеприпас позволял значительно повысить боевые возможности старого орудия.
Гаубица большой мощности Б-4 калибра 203 мм является одним из самых известных артиллерийских орудий СССР времен Великой Отечественной войны. Орудие с характерной конструкцией и высокими характеристиками стало одним из символов любой наступательной операции Красной Армии. Все крупные операции, проводившиеся с конца 1942 года, осуществлялись при огневой поддержке 203-мм гаубиц, уверенно поражавших укрепления противника.
Советская 203-мм гаубица Б-4 ведет огонь в Берлине в ночное время
Советский солдат у 203-мм гаубицы Б-4 образца 1931-го года из состава 9-й гаубичной артиллерийской бригады.
Надпись на табличке: «Орудие №1442. Произвело первый выстрел по Берлину 23.4.45 г. Командир орудия — мл. с-т Павлов И.К. Наводчик — ефр. Царев Г.Ф.»
По материалам сайтов:
http://las-arms.ru/
http://prowars.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://vpk-news.ru/
http://technicamolodezhi.ru/
http://gorod.tomsk.ru/
topwar.ru
203-мм гаубица большой мощности Б-4
Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета.Люлька с орудием устанавливалась на т.н. верхний лафет – конструкцию, обеспечивавшую наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. С гусеничным шасси верхний лафет контактировал при помощи вертикального боевого штыря, на котором мог вращаться при использовании механизмов наведения. Конструкция лафета и ограничения, связанные с мощностью отдачи, позволяли осуществлять горизонтальную наводку только в пределах сектора шириной 8°. При необходимости перенесения огня на больший угол приходилось разворачивать все орудие.
К люльке крепился зубчатый сектор механизма подъема. С его помощью можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание.
Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции. Орудие оснащалось гусеницами шириной 460 мм, системой подрессоривания, тормозами и т.д. В задней части гусеничного хода предусматривалась станина с сошником для упора в грунт. Гусеничный лафет 203-мм гаубицы обр. 1931 года в дальнейшем использовался в качестве базы для других орудий: 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5.
Новая гаубица большой мощности была одним из самых крупных и тяжелых отечественных артиллерийских орудий того времени. В собранном виде орудие имело длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Ствольная повозка Б-29 на гусеничном ходу имела собственную массу на уровне 7,7 т, вес повозки со стволом достигал 13 т. Колесная повозка Бр-10 весила 5,4 т или 10,6 т со стволом.
fishki.net
Гаубица Б-4 | Военное оружие и армии Мира
В 1940-е годы 203-мм гаубица Б-4 стала символом отечественной артиллерии большой мощности Резерва Верховного Главнокомандования.
Входе Первой мировой войны тяжелые крупнокалиберные орудия осадной артиллерии «вышли» в полевую войну. Усиление полевых защитных сооружений и необходимость борьбы с укрытыми целями в глубине боевых порядков противника определили развитие артиллерии большой мощности в межвоенный период.
ГАУБИЦА АРГК
Создание орудий большой мощности для артиллерии Резерва Главного Командования стало одной из первых задач КБ Артиллерийского Комитета, образованного в начале 1927 года. Разработка «203-мм гаубицы большой досягаемости» велась здесь под руководством Ф. Ф. Лендера, после его смерти — А. Г. Гаврилова. Разработку лафета вел завод «Большевик». Впоследствии все работы перенесли на завод, где ими руководили А. Г. Гаврилов и Н. Н. Магдесиев. 203-мм гаубица получила заводской индекс Б-4. Первый опытный образец изготовили в начале 1931 года.
В 1932 году для увеличения дальности стрельбы увеличили длину ствола — так появилась гаубица Б-4 БМ («большой мощности»), эта модификация и стала основной. Официально 203-мм гаубица обр. 1931 г. была принята на вооружение только в 1934 году. Она предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных, броневых, деревоземляных сооружений, борьбы с крупнокалиберной или укрытой в прочных сооружениях артиллерией противника, подавления дальних целей.
Производство Б-4 организовали на заводах «Большевик» в Ленинграде и «Баррикады» в Сталинграде. Налаживание ее серийного выпуска потребовало немало времени. В 1938-м к производству привлекли и Новокраматорский завод им. Сталина.
УСТРОЙСТВО ОРУДИЯ
Б-4 имела скрепленный ствол либо ствол-моноблок — и тот и другой со сменным лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Затвор — поршневой, с четырьмя нарезными секторами и обтюратором типа Банжа. Лафет включал люльку ствола с противооткатными приспособлениями, верхний станок с лебедкой вооружения, механизмы наведения и нижний станок.
Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический, длина отката — переменная от 880 до 1400 мм. Верхний станок надевался на штырь однобрусного нижнего станка, снабженного откидным сошником, боевым ходом, двумя сидениями для размещения номеров расчета по-походному. Гусеничный боевой ход увеличивал не только проходимость орудия, но и его устойчивость при стрельбе, не требуя оборудования специальных платформ.
Кроме поворотного и подъемного механизмов секторного типа имелся механизм приведения ствола к углу заряжания. Заряжание производилось с помощью подъемного крана с лебедкой, снаряд и заряд подавались к казеннику на особой тележке-кокоре и досылались вручную прибойником. Орудие должно было буксироваться с использованием передка тягачом «Ворошиловец» или «Коминтерн», но чаще использовались народнохозяйственные тракторы С-65 «Сталинец». Ствол на походе возился на отдельной ствольной повозке.
БОЕКОМПЛЕКТ
Гаубица вела огонь выстрелами раздельно-картузного заряжания с фугасными и бетонобойными снарядами. Бетонобойный 203-мм снаряд пробивал железобетонное перекрытие толщиной до 1-1,25 м.
Метательный пороховой заряд размещался в нескольких матерчатых картузах. Переменный заряд позволял получать 10 значений начальной скорости снаряда. Средством воспламенения служила ударная трубка, вставлявшаяся в затвор после запирания канала ствола.
БОЕВАЯ БИОГРАФИЯ
Боевую службу 203-мм гаубицы обр. 1931 г. начали в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов и сразу заслужили доверие войск.
К началу Великой Отечественной войны в РККА имелось 849 гаубиц Б-4. Ими вооружались гаубичные полки большой мощности РВГК. Полк состоял из трех дивизионов по три двухорудийные батареи в каждом. Несмотря на тяжелую обстановку отступления первого периода войны, многие орудия большой мощности удалось сохранить и оттянуть в тыл, хотя часть их и попала в руки противника. Сохранение орудий и кадрового состава артиллерии большой мощности сыграли важную роль с развитием наступательных операций Красной армии во втором и третьем периодах войны. «При организации прорывов в общем грохоте артиллерийской канонады зазвучали «прекрасные голоса» 203-мм гаубиц и 280-мм мортир…» — вспоминал Маршал артиллерии Н. Д. Яковлев. Дивизионы 203-мм гаубиц сводились теперь в гаубичные бригады большой мощности РВГК. К концу войны в войсках имелось 760 таких гаубиц.
Огонь 203-мм гаубицы вели в основном по навесным траекториям — благо они допускали выбор наивыгоднейшей траектории. Но еще в ходе советско-финской войны Б-4 порой вели огонь по ДОТам прямой наводкой. Этот опыт пригодился в завершающем периоде Великой Отечественной — например, при штурме Кенигсберга и Берлина. Иногда для обрушения дома, обороняемого противником, достаточно было ударной волны от выстрела гаубицы вдоль стены.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Модернизация 203-мм гаубицы началась сразу после войны с задачей, прежде всего, увеличить ее подвижность. В 1955 году принят боевой ход, разработанный в СКБ-221 завода «Баррикады» под руководством Г. И. Сергеева. Он включал четыре колеса с резиновыми шинами и торсионной балансирной подвеской. Такая гаубица получила индекс Б-4М. Для буксировки использовался тягач АТТ. Скорость буксировки по грунтовым дорогам возросла до 20 км/ч, по шоссе — до 30 км/ч. Гаубица теперь возилась нераздельно — ствол на лафете просто оттягивался назад по-походному.
Нижний станок снабжен домкратом — с его помощью гаубица перед стрельбой опиралась на поддоны, и колесный ход разгружался. Механизм разворота в хоботовой части орудия позволял увеличить сектор обстрела до ±10°. Масса Б-4М в боевом положении составила 19 700 кг. В 1960-е годы в боекомплект ввели специальный (ядерный) снаряд ЗБВ2.
3686warfor.me
Самая тяжёлая дубинка русского бога войны (203-мм гаубица Б-4)
В XX веке отечественная артиллерия большой и особой мощности все более скатывалась к разряду второстепенных видов вооружения. И хотя к августу 1914 года она опережала весь мир по числу полевых 76-мм пушек, впервые со времен Ивана III не имела тяжелой артиллерии. Николай II и окружавшие его генералы Куропаткин и Сухомлинов, а также ведавший артиллерией великий князь Сергей Михайлович свято придерживались французской концепции, утверждавшей, что война может быть выиграна с помощью одних лишь 76-мм пушек.
Поражение в войне 1904—1905 годов несколько поколебало это мнение, и в результате была создана немногочисленная корпусная артиллерия, в состав которой вошли 107-мм пушки образца 1910 года и 152-мм гаубицы образца 1909 и 1910 годов. Причем по своей мощности эти орудия подходи-
ли более к дивизионной,чем к корпусной артиллерии. В 1911 году Николай II совсем упразднил тяжелую (осадную) артиллерию, состоявшую из орудий образца 1867 года. Новые полки тяжелой артиллерии Николай II планировал сформировать в 1921 году, а перевооружение крепостей с тяжелых орудий образца 1867 и 1877 годов на новые планировалось провести в 1930 (!) году.
Первая мировая война через пару месяцев после ее начала из маневренной превратилась в позиционную. Срочно понадобилась тяжелая сухопутная артиллерия. Однако русская промышленность не производила сухопутных орудий калибра 203 мм и выше (не считая трех десятков полустационарных 305-мм гаубиц образца 1915 года). Поэтому царское правительство срочно начало закупку тяжелых орудий за рубежом. Увы, в большинстве случаев был приобретен «металлолом».
Ценность французских орудий образца 1878 года была сомнительной. А все тяжелые японские орудия пришлось отправить в крепости, весьма удаленные от линии фронта, поскольку они вообще были небоеспособными. Лучше всех показали себя 203-мм английские гаубицы типа «VI» фирмы Виккерса. Однако у них был существенный недостаток—они были тяжелы и трудноперевозимы.
Сразу после окончания гражданской войны руководство РККА решило создать собственную 203-мм гаубицу с лучшей баллистикой, чем у гаубицы «VI», но с возможностью использования ее снарядов. Трофейные танки произвели большое впечатление на руководителей РККА, и было предложено поставить новую 203-мм гаубицу на гусеничный ход.
На заседании Артиллерийского комитета 11 декабря 1926 года было вынесено решение: «Поручить КБ Артко-ма в 4—6-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом от 22 марта 1927 года Артиллерийский комитет предписал КБ Арткома составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы артиллерийского резерва Главного командования и 152-мм пушки. Возглавил проектирование 203-мм гаубицы А.А.Лендер, а после его смерти — А.Г.Гаврилов.
Проект гаубицы Б-4 был закончен 16 января 1928 года. Рассматривалось два варианта: с дульным тормозом и без него, но с одинаковыми телами орудий и баллистикой. Предпочтение отдали стволу без дульного тормоза.
Рабочие чертежи качающейся части гаубицы разрабатывались КБ Арткома, а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу — конструкторским бюро завода «Большевик».
Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 изготовили на заводе «Большевик» в начале 1931 года. В июле— августе 1931 года на НИАПе проведены стрельбы для подбора зарядов к Б-4, а в 1932 году «Большевик» начал серийное производство гаубиц.
В этом же, 1932 году провели модернизацию гаубицы Б-4, позволившую улучшить ее баллистику. На тот же лафет наложили более длинный (на три калибра) и прочный ствол. Орудия со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а с новым стволом —«Б-4 большой мощности» (БМ). Гаубицы отличались и по устройству казенника: его бородка у БМ сзади имела вид прямоугольника с острыми краями, а у ММ сужена кверху и скруглена. Иных внешних отличий орудия не имели.
Чтобы не возвращаться более к гаубицам ММ, скажем, что они постепенно в ходе заводских ремонтов переделывались в вариант БМ, и уже в послевоенное время о них не было слышно. Единственный уцелевший образец ММ находится сейчас в Одессе на территории военного училища.
Официально 203-мм гаубица Б-4 была принята на вооружение 10 июня 1934 годаВ 1933 году производство Б-4 началось на заводе «Баррикады» (ныне ЦКБ «Титан»), но до конца года успели сделать лишь одно орудие, но и его не смогли сдать. Первые две Б-4 завод «Баррикады» сдал лишь в первом полугодии 1934 года.
Корректировка на заводах «Большевик» и «Баррикады» конструкции гаубицы применительно к своим производственным возможностям привела к выпуску двух практически различных орудий. Для разрешения этой ситуации в 1937 году выпустили единые чертежи. Но, судя по всему, полной унификации производства гаубиц заводам добиться не удалось. К тому же в 1938 году производство Б-4 было развернуто еще на одном заводе— новокраматорском.
До 1936 года канал ствола гаубицы Б-4 имел ширину поля нареза 3 мм, а ширину нареза 6,974 мм. В 1936 году по распоряжению Артиллерийского управления ширину поля увеличили до 3,974 мм, а ширину нареза уменьшили до 6,0 мм. После отстрела первых гаубиц с измененной нарезкой в АУ пошли жалобы на омеднение ствола. Но АУ ответило, что лучше омеднение, чем срыв полей нарезки, и распорядилось продолжить выпуск орудий с новой нарезкой.
Первоначально стволы гаубиц ММ и БМ выпускались только скрепленными. Опытные лейнеры к Б-4ММ были изготовлены на заводе «Большевик» в апреле 1934 года. Первый лейниро-ванный ствол Б-4БМ изготовили в конце 1934 года и далее производство скрепленных и лейнированных стволов Б-4БМ шло параллельно. Однако завод «Баррикады» до 1 сентября 1938 года не сделал ни одного лейнирован-ного ствола.
Не обошли Б-4 эксперименты с нарезными снарядами. В 1934 году завод «Большевик» получил заказ на разработку опытного ствола Б-4 для стрельбы такими снарядами. Параметры нарезов ствола: крутизна постоянная — 12 калибров, количество — 48, глубина 2,0 мм, ширина нареза 9,0 мм, ширина поля 4,29 мм.
Изготовление нового ствола затянулось, и стрельбы из него начались лишь в конце 1936 года.В декабре 1936 года на НИАПе из опытного ствола Б-4 велись стрельбы нарезными снарядами массой 172,5—174,4 кг длиной в 6,25 калибра, несущие 22,2 кг взрывчатого вещества. На снарядах имелись нарезы глубиной 1,9 мм. Однако по ряду причин, среди которых были неудовлетворительное заряжение и рассеивание снарядов, эксперименты с нарезными снарядами прекратили.
Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1 марта 1940 года на финском фронте их насчитывалось 142 единицы, в ходе боев четыре было потеряно или вышло из строя: одна в декабре 1939 года и три в январе — феврале 1940 года.
Война показала, что Б-4 крайне громоздки, труднотранспортируемы и в связи с малой мобильностью Б-4 большинство гаубичных полков большой мощности в 1941 году было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для в активных действий в ходе наступательных операций 1943— 1945 годов.
В Советской Армии Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии а РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках а насчитывалось 760 единиц Б-4.
Слабым местом гаубицы Б-4 была гу-) сеничная ходовая часть. В походе лафет Б-4 возился отдельно — на гусе-) ничном шасси и отдельно — ствол на специальной ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на а гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10).
При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно выходили из 4- строя траки на гусеницах. Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два трактора «Коминтерн» цугом —у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесные недостаточно мощны. Так, чтобы повернуть гаубицы на угол 30°, требовалось 15—20 минут и физические усилия двух расчетов. А для разрушения стенки финского ДОТа необходимо было попадание в одну и ту же точку как минимум двух снарядов. Расчеты с огромным усилием подтаскивали 17-тонную махину на дистанцию 1200 м—только с этого расстояния могли расстрелять ДОТ. Каковы были потери расчетов, говорить не приходится.
К 22 июня 1941 года в РККА имелось всего 849 гаубиц Б-4, из которых 41 нуждалась в капитальном ремонте. В 1938—1939 годах предпринималась попытка ввести 203-мм гаубицы в корпусные артиллерийские полки («полки второго типа»)— по шесть гаубиц в дивизион. Однако к началу войны Б-4 были выведены из корпуснойi артиллерии и оставались только в гаубичных артиллерийских полках боль шой мощности РВГК. По штату (от 19i февраля 1941 года) полк состоял из четырех дивизионов трехбатарейного состава. В каждой батарее числилось два орудия; соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку было 24 орудия, 112 тракторов, 242 автомобиля, 12 мотоциклов и 2304 человека личного состава (из них 174 офицера). К 22 июня 1941 года в составе РВГК насчитывалось 33 артиллерийских полка с гаубицами Б-4. Всего по штату во всех полках РККА должно было числиться 792 орудия, а фактически состояло лишь 727.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года потеряно 75 Б-4, в тот же период войсками от промышленности получено 105 гаубиц.
В ходе войны несколько Б-4 попало к немцам. Так, в городе Дубно они захватили 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей наши войска бросили в исправном состоянии 27 гаубиц. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503 (г). К марту 1944 года на Восточном фронте немцев использовалось восемь таких гаубиц, выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Масса полного немецкого заряда составляла 15,4 кг.
В связи с малой мобильностью Б-4 большинство гаубичных полков боль-1 шой мощности в 1941 году было отведено в тыл. Это сберегло матчасть для з активных действий в ходе наступательных операций 1943— 1945 годов.
В Советской Армии Б-4 до конца \ войны состояли только в артиллерии 1 РВГК. К 1 мая 1945 года в тридцати бригадах и четырех отдельных полках 1 насчитывалось 760 единиц Б-4.
Слабым местом гаубицы Б-4 была гусеничная ходовая часть. В походе лафет Б-4 возился отдельно — на гусеничном шасси и отдельно — ствол на специальной ствольной повозке. Ствольные повозки базировались на гусеничном (Б-29) и на колесном ходу (Бр-10). При эксплуатации ствольных повозок Б-29, изготовленных заводом «Большевик», постоянно выходили из X строя траки на гусеницах. Тяговое усилие Б-29 с места достигало 1250 кг. Для сравнения: колесная повозка Бр-10 со стволом имела тяговое усилие 250 кг. При гололедице повозку Б-29 могли тянуть лишь два трактора «Коминтерн» цугом —у одного трактора гусеницы проскальзывали. Колесныеже повозки застревали на плохих грунтовых дорогах.
В отчете о сравнительных испытаниях ствольных повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года не без основания записано: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявленным требованиям».
В 1938 году пермскому заводу № 172 поручили создать колесный лафет на гусеничном ходу для триплекса .(203-мм гаубица Б-4, 152-мм пушка Бр-2 и 280-мм мортира Бр-5), получивший индекс М-50. Однако руководство завода игнорировало заказ и к июню 1941 года так ничего и не сделало.
В конце 1953 года за разработку колесного хода для Б-4 в инициативном порядке взялись конструкторы КБ завода «Баррикады» во главе с Г.И.Сергеевым.
Разработка технического проекта нового лафета закончилась в апреле 1954
года, а уже в декабре 1954 года две опытные повозки с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 отправились на испытания. Новый колесный ход приняли на вооружение в 1955 году, 203-мм гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М, 152-мм пушка— Бр-2М, а 280-мм мортира — Бр-5М.
Модернизация главным образом заключалась в замене гусеничного хода колесным, что позволило значительно увеличить подвижность и маневренность этих орудий, повысить живучесть ходовой части и, что самое главное, осуществлять нераздельную транспортировку орудий на одной повозке.
Баллистические характеристики модернизированных орудий и выстрелы к ним не менялись.
Транспортировались Б-4М и Бр-2М с оттянутым стволом штатным тягачом
АТТ. Наибольшая скорость возки: по шоссе —до 35 км/ч, по грунтовым дорогам и булыжнику—до 20 км/ч, по пересеченной местности, пашне—до 15 км/ч.
На расстоянии 3—5 км орудия можно было перевозить с неоттянутым стволом со скоростью 8—10 км/ч.
В боевом положении орудие устанавливалось на два поддона и закреплялось растяжками. Из походного положения в боевое и обратно орудие переводилось непосредственно в орудийном окопе.
В систему артиллерийского вооружения РККА на 1933—1937 годы были включены 203-мм дивизионная мортира и 203-мм дивизионная гаубица. Эти орудия могли существенно усилить мощь нашей армии и снять с Б-4 несвойственные ей задачи, например, расстреливать в упор финские ДОТы (в 1940 году) или участвовать в уличных боях в Берлине и других городах (в 1945-м).
Было создано несколько опытных образцов 203-мм дивизионных мортир и 203-мм корпусных гаубиц. Но против них выступили приверженцы минометов в Главном артиллерийском управлении, в результате чего эти орудия так и не поступили на вооружение.
После войны в НИИ-58 под руководством В.Г.Грабина было разработано несколько артиллерийских систем большой и особой мощности, не имевших равных за рубежом. Однако все работы по тяжелой артиллерии прекратили в 1957 году по инициативе Н.С.Хрущева. И когда в середине 60-х годов ученые-ядерщики научились помещать атомный заряд в артиллерийский снаряд калибра 203 мм, то выяснилось, что стрелять-то им не из чего. И пришлось делать ядерный снаряд под старушку Б-4.
А.ШИРОКОРАД
«Моделист-конструктор» № 5’2001
techno-story.ru
203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4)
203-мм гаубица-пушка образца 1931 года (Б-4) | |
---|---|
Общая информация | |
Страна | СССР |
Годы выпуска | 1937-1941 |
Выпущено, шт. | 889 |
Массогабаритные характеристики | |
Калибр, мм | 203,4 |
Длина ствола, клб | 5087/25 |
Масса в боевом положении, кг | 17700 |
Масса в походном положении, кг | 19000 |
Углы обстрела | |
Возвышения (макс.), ° | 60 |
Снижения (мин.), ° | 0 |
Горизонтальный, ° | 8 |
Огневые возможности | |
Макс. дальность стрельбы, км | 17, 890 |
Скорострельность, выстр./мин | 1 выстрел в 2 минуты |
Б-4 (Индекс ГАУ — 52-Г-625) — это советская гаубица большой мощности калибра 203,4 мм (8 дюймов). Полное официальное название орудия — 203-мм гаубица образца 1931 года. Во время Советско-финской войны это орудие использовалось для разрушения ДОТов и ДЗОТов Линии Маннергейма. Оно активно и успешно использовалось в Великой Отечественной войне, благодаря мощности, превосходной баллистике 1-12 переменных зарядов и углу возвышения 60° обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. 203-мм гаубица обр. 1931 г. оправдала все возлагавшиеся на нее надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей и в уличных боях в больших городах, а после её окончания долго состояло на вооружении Советской Армии как в буксируемом варианте, так и на самоходном лафете.
История создания
В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик». 11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле-августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.
Производство
Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. Кроме того, в 1938 году к производству Б-4 присоединился третий завод — Новокраматорский. К 6 марта 1933 года в войсках имелось 7 гаубиц Б-4. К 1 января 1937 г. было изготовлено 119 гаубиц.
Организационно-штатная структура
Согласно утверждённому в августе 1939 года мобилизационному плану предполагалось иметь в Артиллерии Резерва Главного Командования 17 гаубичных артиллерийских полков большой мощности (гап б/м) по 36 гаубиц калибра 203 мм с численностью личного состава в каждом 1 374 человека. Из них 13 полков должны были иметь двойное развёртывание. Распределение полков по округам на 04.04.1940 выглядело так:
- ЛВО — 2 гап б/м
- БОВО — 1 гап б/м
- КОВО — 4 гап б/м
- ОдВО — 4 гап б/м
- МВО — 1 гап б/м
- СКВО — 1 гап б/м
- ЗакВО — 2 гап б/м
- СибВО — 1 гап б/м
- ЗабВО — 1 гап б/м
- 1 ОКА — 2 гап б/м
- 2 ОКА — 2 гап б/м
Общая потребность в орудиях (612 единиц) покрывалась полностью (на 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубицы Б-4), для покрытия потребности военного времени планировалось произвести ещё 571 гаубицу.
Боевое применение
Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили её «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры)
К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.
С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. После начала Великой Отечественной войны гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они вступили в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной Армии. В Красной Армии гаубицы Б-4 до конца войны состояли только в артиллерии РВГК.
В ходе ожесточённых боёв несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов.
Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза. В ночь на 9 июня 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта под шум перестрелки, заглушавшей рокот моторов, тягачи потащили к переднему краю два огромных массивных орудия на гусеничном ходу. Когда все стихло, лишь 1200 м отделяли замаскированные орудия от цели — гигантского дота двухорудийного полукапонира Карельского укреплённого района. Железобетонные стены двухметровой толщины; три этажа, уходящие под землю; бронированный купол; подступы, прикрываемые огнём фланговых дзотов, — это сооружение недаром считалось главным узлом сопротивления врага. И как только забрезжил рассвет, гаубицы Ведмеденко открыли огонь. В течение двух часов стокилограммовые бетонобойные снаряды крушили двухметровые стены, пока наконец вражеская крепость не перестала существовать.
Бригады, полки, дивизионы вооруженные Б-4
Полки
- 330 гап ОМ РГВК (46штук Б-4 на 22.06.41)
Бригады
- 44 бригада ОМ РГВК (ком.: )
- 104 гв.бригада большой мощности 12 АДП РГК
- 124 бригада ОМ РГВК (ком.: полковник Григорий Львович Гутин) [1]
- 163 бригада ОМ РГВК (ком.: полковник Ранович, начштаба: майор Пономарчук Илья Афанасьевич)
- 211 бригада ОМ РГВК ком. Подполковник Семенов Курская область в бригаде было 13 гаубиц
Отдельные дивизионы
- 34 отдельный арт. дивизион ОМ РГВК (бои за Берлин)
Характеристики и свойства боеприпасов
- Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0-15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг.
- Номенклатура боеприпасов :
- Фугасный снаряд Ф-625Д
- Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
- Бетонобойный снаряд Г-620
- Бетонобойный снаряд Г-620Т
- Cнаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
- Дульная скорость снаряда, м/с
- Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
- Бетонобойного: 607
- Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
- Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146
Тактико-технические характеристики 203-мм гаубицы Б-4 большой мощности
Ствол
- Калибр, мм 203,2
- Длина ствола, мм/клб 5087/25
- Длина канала, мм 4894
- Длина нарезной части, мм 3981
- Длина хода нарезов, клб 20
- Число нарезов 64
- Глубина нареза, мм 2,0
- Ширина нареза, мм 6,0
- Ширина поля, мм 3,97
- Масса ствола с затвором, кг 5200
Лафет
- Угол ВН, град 0—60°
- Угол ГН, град ±4°
- Длина отката переменная, мм … 850—1400
- Высота линии огня, мм 1920
- Ширина хода(на середине траков), мм 1910
- Длина системы в боевом положении, мм 9365
- Ширина системы в боевом положении, мм 2490
- Ширина трака, мм 460
Массовая сводка
- Откатные части со стволом 5440 кг
- Качающаяся часть 7900 кг
- Лафет 12 500 кг
- Система в боевом положении 17 700 кг
- Масса лафетной повозки с передком 13 800 кг
Орудийная повозка Бр-10
- Масса пустой повозки, кг около 5400
- Масса повозки Бр-10 со стволом, кг около 10 600
Орудийная повозка с колёсами тракторного типа
- Масса повозки со стволом, кг 9590
Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу)
- Масса повозки без ствола, кг.: около 7700
- Масса повозки со стволом, кг.: около 12 900
Эксплуатационные данные
- Расчёт, чел: 15
- Скорострельность, выстр/мин: 0,5
- Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15
- Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.
См. также
Примечания
- ↑ В составе бригады было четыре дивизиона. Каждый дивизион трехбатарейного состава. Всего в бригаде было 24 пушки калибра 203 мм. Боевой путь: Тбилиси (формирование)-Новороссийск-Днепропетровск-Ковель (1БФ)- Кюстрин-Варшава-Берлин
После введения правительством СССР буквенных индексов для машиностроительных производств, изделия разработанные на этих предприятиях получили эти индексы в наименованиях. Заводу «Большевик»(г. Ленинград) был присвоен индекс «Б», а изделия разработанные на этом заводе названы Б-4, Б-10 и т.д.[1]
Источники
- Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — ISBN 985-433-469-4
Ошибка в сносках?: Для существующего тега <ref>
не найдено соответствующего тега <references/>
dic.academic.ru
Годен к военной службе б 4
Глава медицинской комиссии на основании полученных оценок от различных врачей выносит конечное решение о предоставлении призывнику его категории пригодности для службы в армии. В том случае, если у разных членов комиссии будут различные мнения в отношении категории годности призывника, то ему будет поставлен низшая из тех, что определялись врачами. Если все врачи поставили парню категорию «Б», а один из них решил поставить «В», то призывнику будет присвоен разряд «В». После утверждения членами комиссии конечной категории она будет занесена в военный билет призывника. Категория годности «Б1»: Заболевания и какие войска Для присвоения подгруппы «Б1» у призывника должны быть обнаружены определенные несущественные проблемы с состоянием здоровья.
Категория годности б4
Призывнику немаловажно знать, что перевод из запаса в категорию невозможен.
Как осуществляется призыв к военной службе? Когда потенциальный служащий является в военкомат, в процессе освидетельствования определяется категория годности.
Как правило, она показывает, куда именно определять призывника.
Существует пять категорий призыва, они обозначаются буквами А, Б, В, Г, Д.
Некоторые обозначения предусматривают ограничения для служащих.
Категория годности Б присваивается, если человек имеет незначительные трудности со здоровьем, однако они не мешают ему служить, среди подобных недугов может быть близорукость.
Призывников с категорией Б часто направляют в спецподразделения вооруженных сил РФ.Важно
Немаловажно знать значение цифры 4, в любом случае она указывает на годность к военной службе (принимается во внимание, куда и на какую должность будет направлен гражданин).
По этому документу предположительно можно определить, в каких войсках будет служить молодой человек и подлежит ли он отправке на службу при имеющемся у него заболевании или будет освобожден от армии на определенный период.
Показатели годности к службе носят буквенное обозначение, их расшифровка выглядит следующим образом: 1. А – совершенно здоров, можно служить в любых войсках.
К службе абсолютно годен. 2. Б – есть некоторые ограничения, касающиеся выбора рода войск.
К службе вполне годен. 3. В – выдается военный билет, после комиссии отправляют в запас.Считается ограниченно годным, т.е. в мирный период гражданин не призывается на службу, подлежит призыву в военный период.
4.
Г – дается отсрочка ввиду имеющегося заболевания на период госпитализации.
Через отведенный срок (полгода, год) гражданин вновь проходит медосвидетельствование и, при полном выздоровлении, отправляется в армию.
Как работает «армейка»
Содержание
- 1 Как определяют годность?
- 2 Основные категории
- 3 Что значит категория Б?
- 4 Категории Б-1 и Б-2
- 5 Категория Б3
- 5.1 Категория Б3: физические данные
- 6 Категория Б4
- 6.1 Категория Б4: показатели здоровья
- 7 Изменение категории годности
- 8 Помощь юриста
Годность к службе определяется состоянием здоровья призывника, для оценки которой используются особые критерии — категории А, Б, В, Г, Д.
В армию призывают молодых людей, кому была присвоена категория годности А или Б.
Больше всего призывников входит в категорию Б. Она включает четыре модификации 1-4, которые указывают на имеющееся заболевание и на то, в каких войсковых частях может проходить службу молодой человек.
Что обозначает категория годности «б» в военном билете
Стоит отметить тот факт, что при начале судебного разбирательства в отношении оспаривания результатов медицинского освидетельствования в военкомате парня не могут отправить в армию ровно до момента вынесения судебного решения. Процесс осмотра врачами на медкомиссии предполагает ориентирование на внешние проявления патологий и заболеваний, а также на имеющиеся медицинские справки и амбулаторные карточки призывника.
Кроме того, члены медкомиссии должны изучить результаты таких анализов, как:
- Анализ крови и мочи;
- Флюорография;
- ЭКГ;
- Выписки из медицинской карты;
- Иные справки и документы, что могут быть получены по результатам проводившихся обследований.
После того как каждый врач завершает свой этап осмотра потенциального солдата в деле призывника указывается категория годности.
Категория годности «б»
Согласно действующим правилам и положениям, врачи медкомиссии при военкомате не могут самостоятельно определять диагноз, они имеют право лишь констатировать факт наличия того или иного заболевания у призывника на основании имеющихся медицинских документов, справок и выписок, а также по результатам проведенного осмотра. В некоторых случаях для подтверждения подозрений врачей о наличии определенной патологии у призывника он может быть направлен на прохождение углубленного обследования в рамках клинического стационара.
Лишь после получения итоговых результатов диагностики состояния здоровья молодого человека члены медкомиссии принимают решение о присвоении категории годности.
Если же призывник не согласен с итоговым приговором медкомиссии, то он его может обжаловать в судебной инстанции.
Категория годности б4: какие войска
Пример из нашей юридической практики Во время учебы в колледже у Андрея Б. диагностировали плоскостопие 3 степени, однако при прохождении призывных мероприятий диагноз не подтвердился.
Призывная комиссия утвердила молодому человеку категорию годности «Б-4».
Как мы помогли призывнику изменить категорию годности, читайте в разделе «Наша практика». Категории годности к армии Существует пять основных категорий годности. Они определяются по специальному документу – Расписанию болезней, в котором указаны заболевания, антропометрические данные и другая информация, которая дает понять, какой из категорий соответствует состояние здоровья призывника. К основным категориям относятся (расшифровка годности к военной службе):
- «А» – годен к военной службе.
Категории годности к военной службе
Запрошенные данные так же будут учитываться, при вынесении решения по вопросу признания кандидата годным или не годным к службе в той или иной силовой структуре[3]. Существует также ряд мифов о запрете на получение водительских прав. Однако, чаще всего лишь серьёзные заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания органов чувств, психические заболевания препятствуют в получении водительских прав, так, например, сердечные заболевания редко учитываются медицинской комиссией при установке возможности получения водительских прав. Однако, некоторые заболевания могут препятствовать не получению водительских прав в целом, а получению водительских прав с отдельной категорией или права заниматься профессиональной деятельностью в данной сфере. Например, водить автобус или такси[1][2].
advokat-dtp.com