Ошкош 2010 ч.23:Семейство самолетов вертикального взлета ч.1: Sea Harrier FA2

Отходя от праздников,как всегда лучше разгоняться потихоньку. Конечно, большие праздники требуют отдыха и реабилитации:-)))Мои закончились без особых жертв и разрушений:покатался на сноуборде и посетил Немецкий музей и два его филиала(транспортный и авиационный). Вспомним опять Ошкош 2010.Тут одним из очень интересных экспонатов был Sea Harrier FA2.Что о нем известно:
этот же пост,но с маленькими картинками

Ошкош 2010
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Sea Harrier FA2 — модернизированная версия палубного истребителя Sea Harrier FRS Mk.1 созданного для Королевского Флота Великобритании и ВМС Индии английской фирмой British Aerospace Military Aircraft Limited.

Основной задачей самолета является воздушное прикрытие флота, особенно от низколетящих ударных самолетов вооруженных УР класса «воздух- поверхность» большой дальности. Проект самолета оптимизирован для ведения воздушных боев с вторичными возможностями патрулирования и ударными возможностями в режиме «воздух-море» и «воздух-земля».
кабина

Контракт на модернизацию 29 Mk 1 в F/A. Mk 2 был подписан Министерством обороны Великобритании 7 декабря 1988.А первый полет F/A. Mk 2 совершил 19 сентября 1989.

Носовая стойка шасси закреплена на двух узлах из высокопрочного титанового сплава на передней и задней балках из алюминиевого сплава. Стойка убирается против полета в пространство между воздухозаборниками двигателя за задней герметизированной стенкой кабины. Носовая стойка самоориентирующаяся, управляемая, с рычажной подвеской и одним колесом, расположенным сзади. Стойка оборудована гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. В режиме самоориентации носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов в обе стороны.

переднее шасси

Модернизация началась в Kingston в октябре 1990 и продолжилась в Dunsfold и Brough. Поставка началась 2 апреля 1993. Sea Harrier F/A. Mk 2 были приняты на вооружение в марте 1995 года, поступив на борт HMS Illustrious. Первое оперативное задание было выполнено 25 декабря 1995. В общей сложности к ноябрю 1998 состояло на вооружении 26 F/A. Mk 2.
выхлоп

F/A. Mk 2 внешне отличается от FRS. Mk 1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

При работе двигателей на земле сопла обычно отклонены в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Поэтому шасси самолета имеет необычную конфигурацию с одной главной стойкой, расположенной центрально под фюзеляжем, стойками шасси на концах крыла и обычной носовой стойкой. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя.

шасси подкрыльевое

На самолете установлена импульсно-допплеровская РЛС Blue Vixen разработанная фирмой Marconi Electronic Systems. РЛС оптимизированная для совместного использования УР AIM-120 AMRAAM что уменьшает нагрузку на пилота, и защищена от воздействия систем РЭБ.

На самолете установлены 5 систем подвески вооружения реализованных на основе многоцелевых пусковых установок LAU-106A и LAU-7. Основным оружием самолета является УР AIM-120 AMRAAM, класса «воздух-воздух» с активной РЛ ГСН и мощной взрывчатой боеголовкой. Радиус действия — более 50 морских миль, скорость полета ракеты — 1.2 км в секунду. Для перехвата воздушных целей на ближнем расстоянии используется УР AIM-9M(L) Sidewinder. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность — более 50 миль, скорость — 0.3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.

Крепление крыла осуществляется с помощью шести узлов, установленных попарно на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло демонтируется. Вся эта операция выполняется за 5 часов 30 минут. Вертикальное и горизонтальное оперение также съемное.
крыло

Министерство обороны рассматривает также возможность использования более мощных двигателей Pegasus 11-61 вместо Pegasus 11-21.
хвостовое

Базирование всех самолетов осуществляется на Royal Naval Air Station Yeovilton, где размещены три эскадрона: два боевых и учебный, задачи которого — обучение молодых пилотов и доподготовка (переподготовка) летного состава. Другие два эскадрона обеспечивают формирование авиакрыльев для авианосцев класса «Invicible».


Наш самолет был построен в 1979 году как Sea Harrier FRS Mk.1 cn XZ439 это был фактически самолет на котором отрабатывали всю серию,а также 912002/db2 mode s code 53217275 принадлежит Nalls Aviation Inc , установлен двигатель Rolls-royce MK-104.Этот самолет первым 30октября 1980 года совершил взлет с рампы в море. В октябре 1989 его первым модифицировали в Sea Harrier FA2 установив импульсно-допплеровскую РЛС Blue Vixen и УР AIM-120 AMRAAM .

Rolls-royce MK-104 который стоит на этом самолете это Rolls-royce pegasus 11 он отличался от предыдущей версии 10 увеличенным воздушным потоком с вентилятором с модифицированными лопастями.Температура выхлопных газов была увеличена до 1511 градусов по цельсию.Он имел ресурс 800 часов.

Вообще,чтобы разобраться в родословной этих машин надо понимать вот что:Хоукер Сиддли «Харриер» (англ. Hawker Siddeley Harrier) GR.1/GR.3 и AV-8A — первое поколение семейства британских истребителей-бомбардировщиков «Харриер». Разработанный в 1960-х годах, «Харриер» стал первым в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки. Серийный выпуск начат в 1967 г. Состоял на вооружении Великобритании, США и нескольких других стран.Американцы заказали фирме Hawker Siddeley 102 самолета Harrier. В США Harrier получил название AV-8A(английское обозначение — Harrier Мк.50).
Дальнейшим развитем самолёта являются машины BAE Sea Harrier, BAE Harrier II, и AV-8B Harrier II, производившиеся на предприятиях British Aerospace (Великобритания) и McDonnell Douglas (США).
щиток

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Этот отсек имеет U-образное сечение, открытое сверху, что позволяет после снятия обтекателя и крыла устанавливать или снимать двигатель. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Передняя пара сопел, через которые вытекает относительно холодный воздух из контура вентилятора, смонтирована на фюзеляже при помощи однорядного шарикового подшипника большого диаметра. Вторая пара сопел, предназначенная для горячих газов, смонтирована на двигателе при помощи такого же подшипника и не связана с конструкцией фюзеляжа. Сопла поворачиваются пневмомотором от горизонтального положения на угол около 100 градусов, изменяя положение вектора тяги от маршевого до взлетного (90 градусов) и далее до тормозящего.

Обшивка фюзеляжа сразу за задними соплами двигателя защищена экраном из нержавеющей стали с малым коэффициентом температурного расширения. Этот экран прикреплен к усиленным точкам на боковой поверхности фюзеляжа винтами с анкерными гайками, под которыми прокладывается теплоизоляция.

От компрессора высокого давления отходят снизу четыре воздухопровода — на консоли крыла к обтекателям шасси, где расположены сопла управления по крену, а также в носовую и хвостовую части самолета. В хвостовой балке имеется несколько сопел: — для управления по тангажу совместно с носовым и для управления по курсу. Система реактивного управления включается, когда сопла двигателя переводятся на угол 20 или более градусов от горизонтального положения в режиме полета с малой скоростью или при выполнении вертикальных взлетов и посадок.


Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех — AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания «свой-чужой» AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.
кабина

Изначально эти самолеты имели неформальное прозвище «Shar» перевести я его не смог!!! Подскажите,что это значит?

воздухозаборники


В следующих двух постах мы посмотрим на машины сделаные Макдонел-дуглас из музея в Пенсаколе

  ЛТХ:  	 	
Модификация 	                           Sea Harrier FA2
Размах крыла, м 	                          7.70
Длина самолета, м 	                         14.17
Высота самолета, м 	                          3.61
Площадь крыла, м2 	                         18,68
Масса, кг 	 
  пустого самолета 	                          6616
  взлетная масса при вертикальном взлете 	  7992
  взлетная масса при взлете с разбегом 	         10210
  взлетная масса максимальная 	                 11880
Масса топлива, кг 	 
  внутреннего 	                                  2295
  в ПТБ 	                          2404 ( 2 х 1500 л)
Тип двигателя и 	         1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk106
Максимальная тяга, кН 	                       1 х 95,6
Максимальная скорость, км/ч. 	 
  на высоте 	                               М=1.25
  на уровне моря 	                         1200
Практический потолок, м 	                15300
Дальность действия, км: 	 
  при ВВП 	                                  135(вот это очень странная цифра и я пока не могу понять насколько она верна?)
  при взлетной массе 9700 кг 	                  795
Время патрулирования, мин: 	 
  при вертикальном взлете 	                   24
  при взлете с разбегом 155 м 	                   72
Макс. эксплуатационные перегрузки 	          7,8
Экипаж, чел 	                                    1
Вооружение: 	  Боевая нагрузка - 3855 кг на 6 узлах подвески:
 4 УР класса воздух-воздух средней дальности AIM-120В AMRAAM или
 4 УР AIM-9L Sidewinder или ASRAAM
 2 противорадиолокационными УР ALARM или
 2 ПКР Sea Eagle.
 2 контейнера с 30-мм пушкой Aden,  500-кг бомбы

igor113.livejournal.com

Морской Харриер

От реформаторских идей лейбористских правительств страдали в 60-е годы не только Королевские ВВС, но и флот. Этапным стало решение об отказе Великобритании от «нормальных» авианосцев. Последние два корабля этого класса, «Игл» и «Арк Ройял», предстояло эксплуатировать, самое позднее, до середины 70-х гг., после чего Королевский флот полностью лишался палубной авиации и её носителей. Правда, столь радикальные подходы вызвали оппозицию, и в начале 70-х гт. сформировалась концепция т.н. «крейсера со сплошной полетной палубой» (эвфемизм, вполне достойный советского «авианесущего крейсера»), а по сути — легкого авианосца. лишенного катапульт и аэрофинишеров и приспособленного для базирования СВВП и вертолетов. Первый такой корабль — будущий «Инвинсибл» — был заказан в апреле 1973 г., а тремя месяцами ранее, в январе, королевский флот выдал заказ на разработку viopcKoro варианта самолета «Харриер» GR.3.

К тому времени определенные наработки уже имелись — опытные Р. 1127 проходили испытания на палубе «Арк Ройяла» с 1963 г., -I требования к палубному варианту «Харри-ера» штаб морской авиации сформулировал в 1971 г. Адаптация «Харриера» к условиям морского базирования была проведена при создании AV-8A, однако такой вариант Королевский флот не устраивал. Ведь, по сути, AV-8A являлся самолетом-штурмовиком, предназначенным для оказания непосредственной авиационной поддержки десанту. Американцы, располагая многочисленной палубной авиацией и авианосцами, могли позволить себе обзавестись ешё и таким узкоспециализированным самолетом. А вот Королевскому флоту в перспективе предстояло обходиться единственным типом палубного самолета, поэтому он по определению должен быть многоцелевым. В первую очередь, заказчик потребовал придать «Харриеру» качества истребителя. Это означало, прежде всего, оснащение самолета бортовой РЛС, а также внесение ряда других изменений — например, улучшение обзора, бывшего отвратительным в задней полусфере. Кроме того, морские авиаторы потребовали сделать возможным применение с самолета противокорабельных ракет «Мартель» и (только ещё проектировавшихся) «Си Игл».

«Демонстратором технологии» для морского «Харриера» стал один из прототипов Р. 1127( RAF) — XV277, получивший новый носовой обтекатель и некоторые другие изменения. Самолет прошел интенсивные испытания, в том числе с пусками УР «Мартель». По их итогам в мае 1975 г. заказали 24 серийных самолета, получивших обозначение «Си Харриер» FRS.l (FRS — Fighter, Reconnaissance, Strike, т.е. «истребитель, разведчик, ударный).

 Самолеты «Си Харриер» FRS.1 комплек- I товались РЛС «Ферранти» «Блю Фокс». Она I была создана на основе станции Си Спрей. I разработанной для вертолета «Си Линке». Ра- I дар, считавшийся в середине 70-х гг. одним из I лучших в мире, имел четыре режима работы: I поиск воздушных целей, перехват воздушных I целей, поиск морских целей и картографирование местности. Моноимпульсная стан- I ция работала в диапазоне X (8-12 ГГц). Она I отличалась высокой надежностью (время на- I работки на отказ составляло 300 часов), но I имела и некоторые недостатки, прежде всего -отсутствие возможности обнаружения воз- I душных целей на фоне земли/моря. Вместо I прицельно-навигационной системы FE541. непригодной для условий палубного бази- I рования, установили спаренную гироскопи- I ческую платформу и навигационный радар «Декка» 72. Применили новый индикатор на фоне лобового стекла (ИЛ С) и бортовой компьютер. «Си Харриер» комплектовался обнаружителем радиолокационного облучения ARI 18223, а также радиооборудованием, адаптированным к флотским требованиям. Установка радара и другого дополнительного бортового оборудования вынудила применить генератор большей мощности.

Кресло пилота для улучшения обзора приподняли на 280 мм, а фонарь получил характерную выпуклую форму. Обзор назад и в стороны-вниз существенно увеличился, но одновременно ухудшилась путевая устойчивость — для компенсации этого явления пришлось увеличить площадь киля. Также в кабине установили новое катапультное кресло «Мартин Бейкер» Мк 10а класса «0-0» — обеспечивающее спасение пилота при катапультировании на нулевой высоте и нулевой скорости, то есть, из самолета, стоящего на ВПП.

Исходя из опыта создания AV-8A, в конструкции планера «Си Харриера» применили материалы, более стойкие к воздействию морской воды. Также и двигатель «Пега-сус» 14 (Мк 104) представлял собой «оморя-ченный» вариант модификации «Пегасус» 11 (Мк 103) — с заменой деталей из магниевых сплавов на более коррозионно-устойчивые. Тяга его была такой же, как у исходного варианта — 9760 кгс.

Для уменьшения габаритов «Си Харриера» при размещении в ангаре авианосца носовой обтекатель антенны РЛС мог откидываться влево — благодаря этому длина самолета уменьшалась с 14,5 до 12,7 м.

Штатным для «Си Харриера» считался взлет с коротким разбегом. Ввиду ограниченной длины полетных палуб будущих авианосцев типа «Инвинсибл» на них предусмотрели стартовый трамплин. Такой способ взлета получил название «ski jump» — «лыжный прыжок». При возвращении на палу5у осуществлялась вертикальная посадка. К срочности её выполнения предъявлялись особые требования ввиду ограниченности размеров палубы и близости корабельных надстроек, поэтому мощность реактивных рулей «Си Харриера» увеличили по сравнению с обычным «Харриером».

Количество узлов подвески на «Си Хар-тлере» осталось таким же, как и на сухопутном «Харриере». Состав вооружения расширили за счет УР класса «воздух-воздух» AIM-9 «Сайдeуиндер» (две ракеты на внешних подкрыльевых узлах) и противорадиолокационных УР «Мартель» (две — на внутренних подкрыльевых узлах). А вот ПКР «Си Игл» была тринята на вооружение и вошла в состав ар-сената «Си Харриеров» лишь в 1985 г. Характерно, что британские «Си Харриеры» «ваялись носителями ядерного вооружения — 5омб WE.177A. Этот достаточно компактный боеприпас весил 282 кг и имел мощность 10 кт в тротиловом эквиваленте. В 1992 г. WE.177A сняли с вооружения.

Ввиду финансовых затруднений постройка С ВВП для Королевского флота затягивалась -gервый «Си Харриер» FRS.1 (борт XZ450) впервые поднялся в воздух лишь 20 августа 1978 г. Пилотировал его Джон Фарли. Две недели спустя эта машина с блеском дебютировала на авиасалоне в Фарнборо, продемонстрировав, в частности, «лыжный прыжок» с применением трамплина, установленного на аэродроме. К тому времени фирма «Хаукер Сиддли» уже была национализирована и в 1477 г. вошла в состав концерна «Бритиш Аэроспейс». В обшей сложности до 1988 г. авиация Королевского флота получила 57 самолетов «Си Харриер» FRS. 1.

Королевский флот обзавелся и собственными двухместными «Харриерами», получив три самолета модификации Т.4А из состава ВВС. Один из них остался в базовом исполнении и служил для первоначального ознакомления летчиков со спецификой пилотирования СВВП. Две другие машины переоборудовали в вариант «Харриер» T.4N. Такие самолеты получили ТРД «Пегасус» Мк 104 и оборудование передней кабины, аналогичное «Си Харриеру» FRS.1. РЛС при этом не устанавливалась, и специфику работы с ней флотские пилоты осваивали на трех оборудованных радарами «Блю Фокс» самолетах «Хантер» T.8N. В 1983-1984 гг. морской авиации поставили ешё три вновь построенных «Харриера» T.4N.

Практически сразу же после своего «появления на свет» «Си Харриер» обзавелся и первым (как впоследствии оказалось — единственным) зарубежным заказчиком. ВМС Индии, имевшие в своем составе легкий авианосец «Викрант», подыскивали замену крайне устаревшим истребителям-штурмовикам «Си Хок», и новое предложение британского авиапрома пришлось как нельзя кстати. 29 ноября 1979 г. был подписан контракт, предусматривавший поставку шести одноместных самолетов «Си Харриер» FRS.51 и двух двухместных учебных «Харриер» Т.60. Поставки этой партии были осуществлены в 1983-1984 гг., а в 1990-1992 гг. ВМС Индии получили ешё 17 одноместных и два двухместных самолета. Наконец, в 2003 г. Индия купила два бывших британских «Харриера» Т.4.

Индийские «Си Харриер» FRS.51 отличались от FRS. 1 наличием бортового генератора кислорода и измененным составом ракетного вооружения: поскольку США не санкционировали поставку УР «Сайдуиндер», Индия приобрела аналогичные ракеты R.550 «Ма-жик» у Франции.

Опыт боевого применения «Си Харриеров» в Фолклендском конфликте показал, что, хотя эти СВВП и являются довольно эффективным средством воздушного боя, они обладают рядом недостатков. Некоторые из них оперативно устранялись прямо в ходе конфликта — так, малый боекомплект УР «воздух-воздух» был увеличен за счет введения спаренных ПУ для «Сайдуиндеров» (теперь «Си Харриер» мог нести четыре таких ракеты), а недостаточную продолжительность полета удалось увеличить благодаря применению подвесных топливных баков большей емкости. Но два фундаментальных недостатка — невозможность обнаружения целей на фоне земной/морской поверхности и применения УР «воздух-воздух большой дальности (BVR — Beyond Visual Range, т.е. «за пределами визуальной видимости») — требовали более серьезного вмешательства в конструкцию самолета. Уже в 1983 г. министерство обороны подписало с «Бритиш Аэроспейс» контракт на предварительные исследования направлений модернизации «Си Харриера», а в 1985 г. — соглашение о полномасштабной разработке модернизированного варианта, получившего обозначение FRS.2.

Ключевым элементом модернизации «Си Харриера» стал новый импульсно-доплеровский радар «Блю Виксен», разработанный фирмой «Ферранти». Станция, работавшая в диапазоне I (8-10 ГГц), на момент своего создания была одной из наиболее современных самолетных РЛС в мире — достаточно сказать, что именно «Блю Виксен» стала основой для РЛС CAPTOR перспективного истребителя «Еврофайтер» EF2000. Радар имел 11 режимов работы и обеспечивал, среди прочего, обнаружение низколетяших крылатых ракет, а также целей типа «slow-low» («низко и медленно» — например, вертолетов, летящих с небольшой скоростью на малой высоте). Дальность обнаружения воздушных целей достигала 150 км, а сопровождение было возможно на дальности 85 км. Весила станция 145 кг.

Под стать радару было и оружие класса «воздух-воздух» — «Си Харриер» FRS.2 стал первым британским самолетом, приспособленным для применения УР AIM-120В AMRAAM американского производства. Эта малогабаритная ракета (вес 152 кг — на треть меньше, чем у предшественницы, А1М-7 «Спарроу») имеет дальность стрельбы до 75 км. Она комплектуется комбинированной системой наведения — инерциальной и активной радиолокационной, что делает возможным применение AMRAAM по принципу «выстрелил и забыл» (отсутствует необходимость подсветки цели лучом самолетной РДС, как в случае со «Спарроу»). Самолет «Си Харриер» FRS.2 способен нести до четырех таких ракет: две на подкрыльевых узлах подвески и две на подфюзеляжных (вместо пушечных контейнеров).

Модернизации подверглось и другое бортовое оборудование: все его элементы теперь были связаны шиной передачи данных 1553В. Установили и новую станцию сигнализации о радиолокационном обнаружении «Маркони» «Скай Гардиан» 200.

Изменения планера модернизированного «Си Харриера» по сравнению с исходной модификацией были минимальными: крыло осталось прежним, фюзеляж же удлинили на 35 см за счет переделанной хвостовой части и нового обтекателя РЛС. С одной стороны, это дало дополнительные внутренние объемы для установки нового оборудования, а с другой — положительно сказалось на путевой устойчивости самолета.

Новым у «Си Харриера» FRS.2 был и двигатель — «Пегасус» 11-21 Мк 106 тягой 21750 фунтов (9865 кгс) — «оморяченный» вариант модификации Мк 105, устанавливавшейся на -Харриерах» второго поколения.

Предложения по модернизации были одобрены заказчиком, и в начале декабря 1988 г. представители министерства обороны и концерна «Бритиш Аэроспейс» подписали контракт, предусматривавший переделку всех находящихся в строю самолетов Си Харриер> FRS.1 в вариант FRS.2, вскоре получивших новое обозначение F/A.2 (Fighter/Attack —истребитель/ударный»). Практическую отработку нововведений осуществили на двух переделанных самолетах, считавшихся предсе-рийными. Первый из них вышел на испытания в сентябре 1988 г., второй — в марте 1989-го. В начале 1991 г. развернулись работы по серийной модернизации, а первая машина была передана заказчику в апреле 1993 г. В обшей сложности переделке подверглись 34 самолета. Помимо этого, в марте 1990 г. был подписан контракт на поставку 10 новых «Си Харриеров» F/A.2, впоследствии расширенный до 18 единиц. Поставки этих самолетов начались в октябре 1995 г.

Для подготовки пилотов «Си Харриеров» F/A.2 использовались двухместные учебные машины «Харриер» T.8N, оборудование передней кабины которых соответствовало модификации F/A.2. Морская авиация получила пять самолетов «Харриер» T.8N, два из которых были переоборудованы из флотских «Харриеров» T.4N, а три — из самолетов модификации Т.4А, ранее эксплуатировавшихся Королевскими ВВС.

Модернизировались и индийские «Си Харриеры». Правительство этой страны не приняло британский вариант модернизации, опасаясь возможных проблем с поставками из США УР AMRAAM. Вместо этого в 2005 г. подписали соглашение с израильскими фирмами, предусматривавшее доработку 14 самолетов. Машины получили многофункциональные РЛС «Эльта» EL/M-2032, а в состав вооружения включили УР класса «воздух-воздух» «Derby» BVRAAM с дальностью 50 км.

Летно-технические характеристики самолета «Си Харриер» F/A.2

 

«Си Харриер» F/A.2

Размах крыла, м

7,6

Длина самолета, м

14,2

Высота самолета, м

3,71

Площадь крыла, кв. м

18,68

Масса, кг: пустого самолета взлетная при укороченном взлете

6374 11 900

Тип и тяга двигателя, кгс

«Пегасус» 11-21 (Мк 106), 9865

Максимальная скорость у земли, км/ч

1180

Начальная скороподъемность, м/с

250

Потолок, м

16 000

Боевой радиус, км (с УР «воздух-воздух»)

1000

Перегоночная дальность, км

3600

 

 

 

 

 

techno-story.ru

от бесстрашного борца до последнего полета » Военное обозрение

Истребитель ВВС Великобритании «Харриер» после 40 лет службы был снят с вооружения, в результате сокращений расходов на оборону. Самолет, принятый на вооружение в 1969, отметил свою отставку заключительным полетом над аэропортом Коттесмор. На этих фото мы вспоминаем моменты из жизни одного из британских культовых реактивных истребителей.
1. Хоукер Сиддли «Харриер» заправляется в полете от заправщика «Виктор» Королевских ВВС.

2. 1969: Харриер взлетает с испытательного аэродрома Хоукер Сиддли в Дансфолде, Суррей

3. 1975: Харриер приземляется, поднимая пелену брызг, на авианосец Великобритании «Феарлесс», который пришвартовался у Гринвича.

4. 1982: Морпехи построились для проверки орудий на авианосце Ее королевского величества «Гермес» в Южной Атлантике.

5. Маргарет Тэтчер осматривает самолет ВМС Харриер во время посещения фабрики «Бритиш Аэроспейс» в Дансфолде, Суррей в 1982.

6. 1991: Принцесса Уэльская смотрит на принца Гарри. Он сидит в кабине Харриер GR5, во время посещения авиабазы ВВС Великобритании Уайтерринг.


7. Различные модели самолетов Харриер ВВС Великобритании во время полета.

8. Самолеты Харриер в строю во время полета

9. 1999: Инженер наземной команды ВВС Великобритании ремонтирует самолет Харриер. Он закрылся от дождя, который отложил дневные полеты с аэродрома Джойя дель Колле в южной Италии. Самолеты были в составе НАТО и участвовали в авианалетах на бывшую Югославию и Косово.

10. Наземная команда машет самолету Харриер GR7 во время приземления на базе в Кувейте, во время миссии в Ираке в 2003.

11. 2003: Харриер стоит на базе в Кувейте позади члена наземной команды. Фото сделано камерой ночного вида во время миссии в Ираке.

12. Харриер GR9 садится на снятый с вооружения авианосец Королевских вооруженных сил «Арк».

13. 2007: Самолет Гончей стоит на аэродроме Кандагара в Афганистане

14. Реактивные самолеты Харриер взлетают с аэродрома Коттесмор в Океме во время «последнего полета», после которого их снимут с вооружения.

15. Парад, отмечающий снятие самолетов-истребителей Харриер GR9 с вооружения ВВС Великобритании в Коттесмор.

16. Пилоты Харриера после полета.

17. Два Харриера во время полета на аэродроме Коттесмор. Воздушный парад прошел на 7 военных базах, также центрах городов Окема, Стамфорда и Линкольн Кафедрал.

18. Командир эскадрильи Саймон Джессетт машет из кабины Харриера после последнего полета

19. Харриеры в строю во время последнего полета над аэродромом Коттесмор.

topwar.ru

Эволюция «Харриера» в XXI веке охватит эпоху F-35

Палубный истребитель-штурмовик AV-8B «Harrier II +» ВМС Испании осуществляет дозаправку в воздухе через систему «шланг-конус». 13 самолётов модификации оснащаются БРЛС AN/APG-65, которая позволяет выполнять противовоздушные функции

Весной 1975 года, Министерство обороны Великобритании стало более внимательно присматриваться к разработке британской компании “Hawker Sideley” – проекту палубного истребителя-штурмовика P.1184  «Maritime Harrier», который был разработан к 1972 году. Десятью годами ранее в английских военных ведомствах бытовало мнение, что для Королевских ВМС Великобритании более целесообразным было бы приобретение крупной партии тяжёлых палубных многоцелевых истребителей F-4B/J «Phanton-II», имеющих скорость в 2,1М, практический потолок порядка 18200 м и хорошие перспективы по модернизации авионики и БРЭО, а первыми модификациями «Harrier GR.1/3», поступившими в ВВС в конце 60-х гг., планировалось оснащать только в ВВС.

Но после ознакомления с воздушной частью войны во Вьетнаме, военное руководство стало быстро менять своё мнение. Войска ПВО Северного Вьетнама получили на вооружение мощнейшие на то время ЗРК С-75, которые, действуя совместно с МиГ-17 и МиГ-21, прекрасно справлялись с менее маневренными тяжёлыми палубными «Фантомами», несмотря на их более совершенное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование, включая мощную и информативную СПО.

Британским ВМС требовалась более компактная палубная боевая машина, которая могла бы удобно управляться при полёте на сверхнизких высотах для преодоления ПВО, а также  подниматься в воздух и приземляться на совершенно неподготовленных площадках, что обеспечивало бы тактическую внезапность появления самолётов с непредсказуемого направления. При этом машина должна была иметь высокую полётную надёжность и лёгкость в обслуживании в условиях большой удалённости от британских берегов.

И концепция будущего палубного самолёта «Sea Hurrier FRS.1» была готова. Закупленные же в США и переделанные для британских ВВС F-4M «Phantom FGR. Mk2» и палубные «Phantom FGR. Mk1», входящие в состав 892-эскадрильи палубной авиации до 1978 года, были переведены в состав ВВС. В этом году в английском флоте закончилась эпоха палубной авиации со стандартным методом взлёта и посадки.

«Sea Harrier FRS.1» — первая серийная палубная модификация

Первый полёт СВВП «Си Харриер» палубной модификации «FRS.1» состоялся 20 августа 1978 года, самолёт пробыл в воздухе около получаса и испытания были признаны успешными, а модификация “FRS.1” пошла в серийное производство. В реальности, вертикальный взлёт осуществлялся только тогда, когда самолёт был практически без вооружения и не более, чем с 500-1000 кг топлива, в остальных случаях взлёт осуществлялся с коротким разбегом, а посадка вертикально, поэтому самолёт более относится к типу «STOVL» (Short Take off/Vertical Landing), который сейчас применяется в малозаметном многоцелевом истребителе F-35B. По этой причине для авианосцев ВМС Великобритании был разработан небольшой трамплин для укороченного взлёта.

Первая эскадрилья (800-я) «Харриеров FRS.1» была образована уже в конце 1979 года; она базировалась на борту авианосца “Invincible”. Именно она принимала участие в воздушном противостоянии за Фолклендские острова. Во время конфликта подтвердились отличные ЛТХ в ближнем воздушном бою с противником, не имеющим совершенных ракет «воздух-воздух» с качественными ИК/ПАРГСН, а также должных систем дальнего радиолокационного обнаружения воздушного базирования.

В 1988 году «British Aerospace», в состав которой теперь входила “Hawker Sideley”, разработала очередную универсальную версию палубного истребителя-штурмовика «Sea Harrier FA.2». В этом самолёте были значительно увеличены противовоздушные способности и даже появилось оборудование для обмена тактической информацией(первый образец сетецентрических устройств связи на ТВД) : установлена БРЛС «Blue Vixen» и станция тактической навигации AD2770 “Tacan ” (фирмы Marconi) и MADGE Microwave фирмы “Thomson”. Самолёт получил возможность применения ракет «воздух-воздух» с АРГСН  AIM-120 «AMRAAM» и противорадиолокационных ракет ALARM. «Sea Harrier FA.2» мог обеспечивать ближнюю ПВО АУГ британского флота, а также подавить прибрежную ПВО противника в радиусе 350-400 км. Этим всё и ограничивалось.

Роль завоевания господства в воздухе выполняли дальние сверхзвуковые перехватчики «Tornado F.2ADV» (скорость достигает 2340 км/ч), «Харриер» — не более 1090 км/ч. Именно низкая околозвуковая скорость стала главным препятствием в продвижении «Харриеров» как истребителей авиации ПВО, и в ХХI век они перешли уже исключительно в качестве многоцелевых штурмовиков, а возможность использования вооружения класса «воздух-воздух» сохранилась исключительно в целях самообороны. «British Aerospace» или “McDonnell Douglas” могли восстановить производство улучшенной версии “Sea Harrier” и в наши дни, оснастив их более мощными БРЛС типа AN/APG-79/83 и ракетами MBDA «Meteor» для выполнения задач перехвата на расстоянии более 100-120 км, но в условиях появления таких серьёзных противников поколения 4++ как МиГ-35 и Су-30СМ, а в будущем ПАК-ФА и J-31, надобность в медлительном «Харриере»-истребителе отпала полностью.

Уже в середине 80-х гг. Корпус морской пехоты США начал получение 328 штурмовиков AV-8B «Harrier II», которые в Англии получили название «Harrier Gr.Mk5». Новые самолёты получили более перспективное вооружение, американская модификация – тепловизионный оптико-электронный  прицельный комплекс для обзора ППС, а также синхронизированную с ним нашлемную систему целеуказания.

Известен и более интересный вариант, который сейчас находится на вооружении ВМС Испании, — AV-8B «Harrier II +». “Плюс” – единственная стоящая на вооружении модификация «Харриера», оснащённая БРЛС AN/APG-65, которая известна в составе РЛПК палубного многоцелевого истребителя F/A-18C. Дальность обнаружения истребителя составляет 65 км, «Харриер II+» по сей день не утеряли способностей ПВО, но их количество всего 13 штук.

Около 20 самолётов на данный момент остаются и в ВМС Италии. Но если во флотах стран Старого света «Харриеры» скорее «доживают последние годы» до перевооружения на более современные, высокоскоростные и малозаметные F-35A/B, то в КМП США планируется более долгосрочное использование оставшихся машин AV-8B.

Палубный истребитель-штурмовик AV-8B «Harrier II +» ВМС Испании осуществляет дозаправку в воздухе через систему «шланг-конус». 13 самолётов модификации оснащаются БРЛС AN/APG-65, которая позволяет выполнять противовоздушные функции

Ещё в 2012 году Командование военно-морских авиасистем “NAVAIR” сделало заявление относительно продления сроков службы палубных штурмовиков «Харриер II»  вплоть до 2030. Сроки, действительно, не маленькие. Дело в том, что даже после появления в КМП США F-35B, специализация которого будет сводится на воздушных боях и высокоточных ударах УАБ и ракетным вооружением по наземным и морским целям, «Харриеры» остануться более приемлемыми боевыми машинами-штурмовиками для низковысотных полётов и борьбы бронетанковой техникой, а также с различными модификациями армейских ЗРК сухопутных войск. F-35B – менее подходящий, и уж точно, непомерно дорогостоящий для этих целей аппарат. А для замены AV-8B каким либо более совершенным самолётом, тем более с КВВП, кандидатур пока что не предвидится.

Самолёты имеют достаточно солидный срок службы (около 30 лет), а поэтому очень остро становится вопрос запчастей, для приобретения которых американцам пришлось обращаться за помощью к Великобритании: у «Бритиш Аэроспейс» было закуплено 72 самолёта «Harrier GR.9», запчасти которого практически по всем узлам унифицированы с AV-8B.

Самая последняя новость о будущем американских «Харриеров» пришла 28 мая от ресурса «Asdnews.com». Говориться о начале третьего этапа модернизации ПО AV-8B, который проводится компанией «General Dynamics» для КМП США. Новое ПО, которое будет устанавливаться в БЦВМ «Харриеров», имеет открытую архитектуру, которая позволит быстро модернизировать БРЭО в дальнейшем, а также более быстро производить диагностику летных и боевых систем самолёта. «Харриеры» останутся на вооружении КМП ещё 15-20 лет, прослужат вместе с F-35B, и не исключено, что будут оснащены обзорными и боевыми системами нового поколения.

/Евгений Даманцев/

army-news.ru

Истребитель Harrier GR.5 (Великобритания)


На вооружение ВВС Великобритании с июля 1987 года поступают тактические истребители с вертикальным или коротким взлетом и посадкой Harrier GR.5, отличающиеся от самолета предшествующей модификации — Harrier GR.3 увеличенным радиусом действия и способностью нести значительно большую боевую нагрузку. Истребитель Harrier GR.5 (разработан английской фирмой «Бритиш аэроспейс» совместно с американской «Макдоннелл Дуглас») предназначается для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ведения воздушной разведки.

Для английских ВВС планировалось приобрести 96 самолетов Harrier GR.5. Программой предусматривалось производство 328 истребителей для авиации морской пехоты США (300 одноместных AV-8B и 28 двухместных учебно-боевых TAV-8B). Кроме того, планировались поставки нового самолета и третьим странам. В частности, ВМС Испании, имеющие на вооружении палубные истребители AV-8A «Матадор», заказали 12 AV-8B (в Испании получили обозначение EAV-8B). Определенный интерес к новому истребителю проявили и ВМС Италии.

Конструктивно Harrier GR.5 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и шасси велосипедной схемы. Его особенностью считается широкое применение в конструкции композиционных материалов, доля которых составляет 26,3 проц. Крыло неразборное. По сравнению с крылом самолета Harrier GR.3 имеет более толстый суперкритический профиль с относительной толщиной у корня 11,5 проц. и на конце 7,5 проц. Размах и площадь крыла также увеличены на 20 проц. и на 14,5 проц. соответственно. Стреловидность крыла по передней кромке уменьшена на 10 проц. Крыло изготовлено в основном из композиционных материалов, в частности, такие его элементы, как основной многолонжеронный кессон, нервюры, обшивка, закрылки, элероны, обтекатели подкрыльевых стоек. Передние и задние кромки крыла и законцовки выполнены из алюминиевого сплава.

По мнению английских специалистов, увеличение площади крыла и закрылков, а также применение зависающих элеронов, отклоняющихся на определенный угол в зависимости от положения реактивных сопел двигателя, значительно улучшили характеристики самолета при его использовании с коротким взлетом. Вместе с тем новшества, внесенные в конструкцию крыла, привели к росту лобового сопротивления, что явилось основной причиной уменьшения максимальной скорости полета почти на 80 км/ч по сравнению с Harrier GR.3. Полагают, что это уменьшение скорости можно сократить за счет незначительных изменений в сопряжении крыла и фюзеляжа, а также в конструкции воздухозаборников двигателя.

Фюзеляж несколько длиннее фюзеляжа самолета Harrier GR.3. Его носовая часть изготовляется в основном из композиционного графито-эпоксидного материала, центральная и хвостовая — из алюминиевого сплава. Два подфюзеляжных теплозащитных экрана и небольшая панель перед лобовым стеклом выполнены из титана. Внизу центральной части фюзеляжа между носовой и основной стойками шасси может устанавливаться своего рода «коробка», состоящая из двух жестко закрепленных продольных гребней и убирающегося поперечного щитка. Гребни крепятся к гондолам пушечных установок, поперечный щиток размещается за носовой стойкой шасси. Во время вертикального взлета и посадки «коробка» захватывает часть отраженных от земли выхлопных газов, в результате чего образуется воздушная подушка, способствующая приросту подъемной силы примерно на 500 кг.

Одноместная, с кондиционированием воздуха кабина новой конструкции полностью изготовлена из композиционных материалов. Сиденье летчика расположено на 30,5 см выше, чем на Harrier GR.3. За счет этого, а также вследствие применения нового фонаря достигается хороший круговой обзор.

Хвостовое оперение однокилевое, с управляемым стабилизатором. Киль, передние, задние кромки и законцовки стабилизатора изготовлены из алюминиевого сплава, руль поворота, триммер и основная часть стабилизатора — из композиционного графито-эпоксидного материала. Шасси состоит из двух подфюзеляжных основных и двух подкрыльевых вспомогательных стоек. Последние установлены примерно в середине консолей крыла. В тормозной системе шасси применены многодисковые тормоза, выполненные из углеродного композиционного материала. Давление в пневматиках подфюзеляжных стоек составляет 8,79 кг/см2, подкрыльевых — 10,55 кг/см2. В связи с увеличением эксплуатационной массы нового самолета произведено усиление стоек шасси.

Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя «Пегас» Мк105 фирмы «Роллс-Ройс» с изменяемым направлением вектора тяги (максимальная статическая тяга 9870 кгс). Предусмотрен кратковременный (на 4 с) перевод двигателя на повышенный температурный режим работы при вертикальной посадке. Сжатый воздух от высоконапорного компрессора используется для питания системы управления полетом, бортовой кислородной системы и для герметизации кабины.

Топливная система в основном аналогична топливной системе истребителя Harrier GR.3, однако за счет увеличения объема крыльевых топливных баков общая емкость внутренних топливных баков нового самолета достигает 4200 л, что на 45 проц. больше, чем у Harrier GR.3. Кроме того, на Harrier GR.5 могут подвешиваться четыре подвесных топливных бака емкостью по 1135 л. Предусмотрена дозаправка самолета топливом в воздухе.

Радиоэлектронное оборудование включает KB и УКВ помехозащищенные радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания IFF 4760 фирмы «Коссор», приемник системы посадки, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, инерциально-навигационную систему FIN 1075 фирмы «Ферранти», электронно-оптический индикатор с отображением данных на фоне лобового стекла, систему управления оружием фирмы «Хьюз эцкрафт», обеспечивающую применение различного управляемого оружия, в том числе с телевизионными и лазерными системами наведения.

Самолет оснащен также комплексной электронной системой радиоразведки и радиопротиводействия, включающей обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, станцию постановки активных помех, устройство выброса противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-40. Внизу носовой части фюзеляжа предусмотрено место для установки разведывательной инфракрасной станции переднего обзора.

Истребитель Harrier GR.5 оснащен двумя подфюзеляжными пушечными установками с 25-мм пушками «Аден» (боекомплект по 200 патронов). Для размещения другого оружия имеется девять узлов подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.


Размеры самолета, м:   
длина   14,12
высота   3.55
размах крыла   9,25
колея шасси   5,18
Площадь крыла, м2   21,37
Масса, кг:   
  пустого самолета   6250
  максимальная взлетная   13500
максимальной боевой нагрузки   
  при взлете с коротким разбегом   4170
  при вертикальном взлете   3000
Tоплива во внутренних баках , кг   3500
топлива во внешних баках , кг   3700 (4 х 1135 л)
Двигатель   1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.103
Тяга, кгс   1 х 9870
Максимальная скорость полета:   
  у земли, км/ч   1100
  на большой высоте   M=1,1
Взлетная дистанция   
  при взлете с коротким разбегом, м   370
Перегоночная дальность,. км   3825
Ограничения по перегрузке   7
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 25-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку.
 Девять узлов подвески:
 четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками.
 На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.

www.dogswar.ru

Многоцелевой истребитель c ВВП

Описание

В Великобритании с июля 1987 года поступают тактические истребители с вертикальным или коротким взлетом и посадкой Harrier GR.5 , отличающиеся от самолета предшествующей модификации — Harrier GR.3 (их сравнительные характеристики приведены в таблице) увеличенным радиусом действия и способностью нести значительно большую боевую нагрузку. Истребитель Harrier GR.5 (разработан английской фирмой «Бритиш аэроспейс» совместно с американской «Макдонелл Дуглас») предназначается для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ведения воздушной разведки. Судя по сообщениям иностранной прессы, для английских ВВС намечено приобрести 96 самолетов «Xappnep-GR.5». Программой предусматривается производство 328 истребителей для авиации морской пехоты США (300 одноместных AV-8B и 28 двухместных учебно-боевых TAV-8B). Кроме того, планируются поставки нового самолета и третьим странам. В частности, ВМС Испании, имеющие на вооружении палубные истребители AV-8A «Матадор», заказали 12 AV-8B (в Испании получили обозначение EAV-8B). Определенный интерес к новому истребителю проявляюти ВМСИталии. Конструктивно Harrier GR.5 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и шасси велосипедной схемы. Его особенностью считается широкое применение в конструкции композиционных материалов, доля которых составляет 26,3 проц. Крыло неразборное. По сравнению с крылом самолета Harrier GR.3 имеет более толстый суперкритический профиль с относительной толщиной у корня 11,5 проц. и на конце 7,5 проц. Размах и площадь крыла также увеличены на 20 проц. и на 14,5 проц. соответственно. Стреловидность крыла по передней кромке уменьшена на 10 проц. Крыло изготовлено в основном из композиционных материалов, в частности, такие его элементы, как основной многолонжеронный кессон, нервюры, обшивка, закрылки, элероны, обтекатели подкрыльевых стоек. Передние и задние кромки крыла и законцовки выполнены из алюминиевого сплава. По мнению английских специалистов, увеличение площади крыла и закрылков, а также применение зависающих элеронов, отклоняющихся на определенный угол в зависимости от положения реактивных сопел двигателя, значительно улучшили характеристики самолета при его использовании с коротким взлетом. Вместе с тем новшества, внесенные в конструкцию крыла, привели к росту лобового сопротивления, что явилось основной причиной уменьшения максимальной скорости полета почти на 80 км/ч по сравнению с «Xappиep-GR.3». Полагают, что это уменьшение скорости можно сократить за счет незначительных из-именений в сопряжении крыла и фюзеляжа, в также в конструкции воздухозаборников двигателя. Фюзеляж несколько длиннее фюзеляжа самолета «Харриер-GR.З». Его носовая часть изготовляется в основном из композиционного графито-эпоксидного материала, центральная и хвостовая — из алюминиевого сплава. Два подфюзеляжных теплозащитных экрана и небольшая панель перед лобовым стеклом выполнены из титана. Внизу центральной части фюзеляжа между носовой и основной стойками шасси может устанавливаться своего рода «коробка», состоящая из двух жестко закрепленных продольных гребней и убирающегося поперечного щитка. Гребни крепятся к гондолам пушечных установок, поперечный щиток размещается за носовой стойкой шасси. Во время вертикального взлета и посадки «коробка» захватывает часть отраженных от земли выхлопных газов, в результате чего образуется воздушная подушке, способствующая приросту подъемной силы примерно на 500 кг. Одноместная, с кондиционированием воздуха кабина новой конструкции полностью изготовлена из композиционных материалов. Сиденье летчика расположено на 30,5 см выше, чем на «Харриер-GR.З». За счет этого, а также вследствие применения нового фонаря достигается хороший круговой обзор. Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя «Пегас» Мк.105 фирмы «Роллс-Ройс» с изменяемым направлением вектора тяги (максимальная статическая тяга 9870 кгс). Предусмотрен кратковременный (на 4 с) перевод двигателя на повышенный температурный режим работы при вертикальной посадке. Сжатый воздух от высоконапорного компрессора используется для питания системы управления полетом, бортовой кислородной системы и для герметизации кабины. Топливная система в основном аналогична топливной системе истребителя Harrier GR.3, однако за счет увеличения объема крыльевых топливных баков общая емкость внутренних топливных баков нового самолета достигает 4200 л, что на 45 проц. больше, чем у Harrier GR.3. Кроме того, на Harrier GR.5 могут подвешиваться четыре подвесных топливных бака емкостью по 1135 л. Предусмотрена дозаправка самолета топливом в воздухе. Радиоэлектронное оборудование включает KB и УКВ помехозащищенные радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания IFF 4760 фирмы «Коссор», приемник системы посадки, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, инерциально-навигационную систему FIN 1075 фирмы «Ферранти», электронно-оптический индикатор с отображением данных на фоне лобового стекла, систему управления оружием фирмы «Хыоз эркрафт», обеспечивающую применение различного управляемого оружия, в том числе с телевизионными и лазерными системами наведения. Самолет оснащен также комплексной электронной системой радиоразведки и радиопротиводействия, включающей обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, станцию постановки активных помех, устройство выброса противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-40. Внизу носовой части фюзеляжа предусмотрено место для установки разведывательной инфракрасной станции переднего обзора. Истребитель Harrier GR.5 оснащен двумя подфюзеляжными пушечными установками с 25-мм пушками «Аден» (боекомплект по 200 патронов). Для размещения другого оружия имеется девять узлов подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух—воздух» малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационных ракет и топливные баки. Командование ВВС Великобритании планирует к 1990 году перевооружить на самолеты Harrier GR.5 три боевые и одну учебно-боевую эскадрилью. По мнению английских военных специалистов, новые истребители вертикального или короткого взлета и посадки, оснащенные современным вооружением, являются весьма эффективным средством оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

 

name=»TTX»>Тактико-технические  name=»TTX»>характеристики  :Harrier GR.5
Год принятия на вооружение
Размеры самолета, м:
длина 
высота 
размах крыла
колея шасси 
Площадь крыла, м2
Масса, кг:
— пустого самолета 
— максимальная взлетная 
максимальной боевой нагрузки
— при взлете с коротким разбегом  
— при вертикальном взлете 
Tоплива во внутренних  баках , кг
топлива во внешних баках , кг
Двигатель
Тяга, кгс
Максимальная скорость полета:
у земли, км/ч
-на большой высоте 
Взлетная дистанция
— при  взлете с коротким разбегом, м
Перегоночная дальность,. км 
Ограничения по перегрузке
Экипаж, чел
Вооружение:
— 1987

— 14,12
— 3.55
— 9,25
— 5,18
— 21,37

— 6250
— 13500

— 4170
— 3000
— 3500
— 3700 (4 х 1135 л)
— 1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.103
— 1 х 9870

— 1100
— M=1,1

— 370
— 3825
— 7
— 1
2 25-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку.
Девять узлов подвески:
четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками.
На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух» малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.

Фотографии и схемы

  • [ x] BAe Harrier GR. Mk 7A, Royal Air Force// Corel Professional Photos CD-ROM: Avation Photography II. #359076.
  • [ x] //
  • [ x] //
  • [ x] //
  • [ x] //
  • [ x] //
  • [ x] //
  • [ x] //
  • комментарии (0)
     

    www.airbase.ru

    от бесстрашного борца до последнего полета – Это интересно!

    Истребитель ВВС Великобритании «Харриер» после 40 лет службы был снят с вооружения, в результате сокращений расходов на оборону. Самолет, принятый на вооружение в 1969, отметил свою отставку заключительным полетом над аэропортом Коттесмор. На этих фото мы вспоминаем моменты из жизни одного из британских культовых реактивных истребителей.

    (19 фото)

    Источник

    1. Хоукер Сиддли «Харриер» заправляется в полете от заправщика «Виктор» Королевских ВВС.


    2. 1969: Харриер взлетает с испытательного аэродрома Хоукер Сиддли в Дансфолде, Суррей


    3. 1975: Харриер приземляется, поднимая пелену брызг, на авианосец Великобритании «Феарлесс», который пришвартовался у Гринвича.


    4. 1982: Морпехи построились для проверки орудий на авианосце Ее королевского величества «Гермес» в Южной Атлантике.


    5. Маргарет Тэтчер осматривает самолет ВМС Харриер во время посещения фабрики «Бритиш Аэроспейс» в Дансфолде, Суррей в 1982.


    6. 1991: Принцесса Уэльская смотрит на принца Гарри. Он сидит в кабине Харриер GR5, во время посещения авиабазы ВВС Великобритании Уайтерринг.


    7. Различные модели самолетов Харриер ВВС Великобритании во время полета.


    8. Самолеты Харриер в строю во время полета


    9. 1999: Инженер наземной команды ВВС Великобритании ремонтирует самолет Харриер. Он закрылся от дождя, который отложил дневные полеты с аэродрома Джойя дель Колле в южной Италии. Самолеты были в составе НАТО и участвовали в авианалетах на бывшую Югославию и Косово.


    10. Наземная команда машет самолету Харриер GR7 во время приземления на базе в Кувейте, во время миссии в Ираке в 2003.


    11. 2003: Харриер стоит на базе в Кувейте позади члена наземной команды. Фото сделано камерой ночного вида во время миссии в Ираке.


    12. Харриер GR9 садится на снятый с вооружения авианосец Королевских вооруженных сил «Арк».


    13. 2007: Самолет Гончей стоит на аэродроме Кандагара в Афганистане


    14. Реактивные самолеты Харриер взлетают с аэродрома Коттесмор в Океме во время «последнего полета», после которого их снимут с вооружения.


    15. Парад, отмечающий снятие самолетов-истребителей Харриер GR9 с вооружения ВВС Великобритании в Коттесмор.


    16. Пилоты Харриера после полета.


    17. Два Харриера во время полета на аэродроме Коттесмор. Воздушный парад прошел на 7 военных базах, также центрах городов Окема, Стамфорда и Линкольн Кафедрал.


    18. Командир эскадрильи Саймон Джессетт машет из кабины Харриера после последнего полета


    19. Харриеры в строю во время последнего полета над аэродромом Коттесмор.

    daypic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *