Истмийские игры в Древней Греции: мифы и реальная история

Олимпийские игры и их история общеизвестны. Но в Древней Греции они были далеко не единственными спортивными соревнованиями. Существовали еще Пифийские, Дельфийские, Немейские, Ликейские, а также Истмийские игры, сейчас почти совсем забыты.

Где проводились игры

Территория Греции эпохи Античности представляла собой множество самостоятельных государств, соперничавших друг с другом. Соперничество это касалось не только военной и экономической сфер, но и области культуры. Каждое более или менее сильное государство стремилось проводить яркие, зрелищные праздники, посвященные местным богам-покровителям. Эти празднества, как правило, сопровождались спортивными соревнованиями, а иногда, как, например в Дельфах, еще и состязаниями музыкантов и поэтов.

Истмийские игры проходили в Коринфе – одном из сильных и развитых государств Античности. Местом их проведения стала узкая перемычка между полуостровом Пелопоннес и материком. Этот перешеек в древности назывался Истмом (в настоящее время Коринфский перешеек).

Соревнование проходили каждые два года рядом с храмом Посейдона – покровителя Коринфа. Из этого ясно, какому богу посвящали Истмийские игры.

Легенды и мифы Истмийских игр

Несмотря на то что Олимпийские игры в эпоху Античности пользовались большей популярностью, с Истмийскими было связано множество мифов.

По одной версии, начало этим играм было положено самим Посейдоном, который поспорил с Гелиосом за право покровительствовать землям Коринфа и Аргоса. В итоге бог морей спор проиграл, и в его власти остался лишь Истм. Но чтобы компенсировать свое поражение, Посейдон провел конные соревнования, ведь, как известно, этот бог обычно разъезжал на колеснице. С тех пор Истмийские игры всегда включали в программу такой вид соревнований.

В другом мифе рассказывается, что спортивные соревнования на Истме возродил Сизиф – царь-основатель Истмийских игр. Сделал он это в честь чудесного спасения своего малолетнего племянника, на помощь которому пришел Посейдон.

Есть и еще версия, согласно которой, учредителем этих игр считается Тесей. Одним из его подвигов была победа над разбойником Скироном, которого он сбросил в море. Разбойник оказался сыном Посейдона, и Тесей в качестве искупительной жертвы организовал спортивные соревнования.

Реальная история

Истмийские игры в Древней Греции получили статус общенационального праздника во времена правления коринфского царя Периандра, предположительно, в 582 году до н. э. Вторым «куратором» этих соревнований было государство Аргос, хотя позднее там стали организовывать собственные игры.

На Исмийских играх также имели право присутствовать представители других регионов Древней Греции, кроме элейцев – организаторов Олимпийских игр. Они когда-то неуважительно отнеслись к юному Периандру, и из-за этого на Истм их не пускали.

Коринф был богатым государством, поэтому игры проводились с большим размахом. Победители соревнований, кроме венка из ветвей плюща и сосны, получали ценные призы, учрежденные другими полисами, например, Афинами. Подобная «коммерциализация» соревнований многими осуждалась, ведь игры считались священными, а съехавшиеся со всей Греции атлеты подчас даже забывали, какому богу посвящали Истмийские игры.

Тем не менее соревнования пользовались популярностью даже в период Пелопоннесской войны и после разрушения Коринфа.

Программа спортивных состязаний

Центральное место на играх занимали гонки на колесницах, в которые запрягалась четверка лошадей, в память о соревнованиях, проведенных самим Посейдоном. Проводились также скачки верхом, хоть они и не были столь популярны в Древней Греции.

Из атлетических соревнований можно назвать бег, кулачный бой, борьбу и панкратион – аналог современного боя без правил. Существовали разные возрастные категории, в которых могли выступать атлеты: мальчики, юноши и мужчины.

Победителю вручали пальмовую ветвь, венок и часто немалый денежный или ценный приз, учрежденный государствами-участниками.

Среди победителей Истмийских игр были и мифические персонажи. Например, Кастор стал победителем в беге, его брат-близнец Полидевк – в кулачном бою, а в панкратионе всех соперников одолел Геракл.

Соревнования музыкантов и поэтов

Истмийские игры в Древней Греции также включали в себя состязания флейтистов и кифаредов – мастеров игры на популярном в эпоху Античности музыкальном инструменте – кифаре.

Наряду с музыкантами выступали и поэты, причем оценивалось не только качество самих стихов, но и артистический талант их исполнителя. По легенде, однажды в состязаниях кифаредов участвовал даже сам Орфей и, конечно, стал победителем.

Продолжавшиеся несколько дней соревнования завершались награждением и чествованием победителя, получавшего венок из плюща и ветвей сосны (позднее — из сельдерея) и пальмовую ветвь. Хоть поэтические и музыкальные соревнования были не менее популярны, чем спортивные, но ценных призов их победителям не полагалось, по крайней мере, нигде в исторических источниках нет упоминания о них.

Закат Истмийских игр связан с распространением римского владычества и всеобщим увлечением гладиаторскими боями. Последнее упоминание о них относится к IV веку нашей эры.

fb.ru

Истмийские игры — это… Что такое Истмийские игры?

Истми́йские игры (др.-греч. Ίσθμια) — один из 4-х общегреческих агонов. Древнегреческие игры в честь бога Посейдона на Коринфском (Истмийском) перешейке проводились через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов олимпиады.

Предания относят их учреждение к доисторическому времени и называют основателем агона самого бога Посейдона[1][2]. Согласно одному из мифов, Сисиф, похоронив утонувшего в море Меликерта, учредил Истмийские игры в память о нём [3]. Другое предание приписывает учреждение игр Тесею после умерщвления Скирона или Синиса. Исторически они вероятно возникли или, по крайней мере, получили свое общегреческое значение лишь после свержения тирании Кипселидов (ок. 582 года до н. э.).

Заведовали агоном коринфяне, но почётное председательство на нем имели афиняне, в честь их героя Тезея. Элейцам, напротив, доступ был закрыт. Время игр начиналось, как и в прочих агонах, объявлением священного перемирия.

Состязания были гимнастические, конные, поэтические и музыкальные[2]. О том, что частью Истмийских игр были также музыкальные соревнования, свидетельствует, в частности, древнегреческий поэт Эвфорион Халкидский, сочинение которого «Об истмийских играх» сохранилось в позднейших пересказах Афинея.

Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее и в императорское время плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея[1].

Во время Истмиийских игр древнеримский полководец Тит Квинкций Фламинин принародно объявил об окончании гегемонии Македонии, что изображено на рисунке английского карикатуриста и иллюстратора Джона Лича (англ. John Leech), годы жизни 1817–1864.

Наряду с другими античными играми, эти празднества были запрещены как языческие при утверждении христианства в IV веке императором Феодосием I.

Примечания

Литература

  • Unger. «Die Isthmien u. Hyakinthien» («Philol.» XXXVII, 1877, стр. 1 сл.)  (нем.)
  • Krause. «Die Pythien, Nemeen und Isthmien». Leipzig 1841.  (нем.)
  • М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре.— М.: 1996. ISBN 5-86793-008-4
  • И. А. Лисовый, К. А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А. И. Немировский. — 3-е изд. — Мн: Беларусь, 2001.
  • Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

См. также

dic.academic.ru

Истмийские игры в Древней Греции

В Древней Греции проводилось несколько великих общенациональных спортивно-религиозных игр. Олимпийскими играми, проходившими на западе Пелопоннеса, заведовали жители расположенной там области Элиды.

Пифийскими играми в Средней Греции руководили дельфийские амфиктионы; они раздавали победителям венки, сплетенные из ветвей священного лавра. Сильные государства Восточного Пелопоннеса, Коринф и Аргос, считали, что не соответствует их достоинству не иметь национального праздника, заведование которым принадлежало бы им. Они решили придать блеск религиозным праздникам, которые с незапамятных времен совершались на отделявшим Пелопоннес от остальной Греции перешейке Истм и в Немее.

В сосновой роще на Истме был праздник в честь богов Посейдона и Зевса, а также героя Адраста. По одному из мифов, Истмийские игры учредил Сизиф. Другая легенда признавала их основателем героя Тесея. Этим древним праздникам коринфяне и аргосцы придали такое великолепие, что они сравнялись с олимпийским и пифийским. Это было сделано в то время, когда в Коринфе и Сикионе были низвергнуты тираны, и власть возвратилась в руки дорийской аристократии.

Древнегреческие состязания на играх по бегу в полном вооружении. Античная ваза ок. 550 до Р. Х.

Автор фото — MatthiasKabel

 

Истмийские игры получили в Древней Греции значение общего национального праздника с 582 г. до Р. Х. (3-й год 49-й олимпиады), а немейские с 537 г. до Р. Х. (4-й год 51-й олимпиады). На них, как на пифийских играх, кроме гимнастических состязаний, скачек и бега колесниц, были состязания в искусстве муз. Истмийскими играми, происходившими каждый второй или третий год, заведовали коринфяне. Они приглашали другие древнегреческие государства к участию в празднике, обещая безопасность пути для посольств. Наградой на этих играх был венок из плюща или сосновых ветвей.

 

rushist.com

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ — это… Что такое ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ?


ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ

Истмии (Istmia), — в период античности обшегреч. состязания, сопровождавшие праздник в честь Посейдона. Согласно преданию, вели свое происхождение от погребальных игр в честь Меликерта (морское божество). По другому мифу, эти состязания были впервые учреждены в честь Посейдона аттич. героем Тесеем. Происходили раз в 2 года летом в роще близ Коринфа, где находился храм истмийского Посейдона. На время И. и. провозглашался священный мир, но т. к. нек-рые греч. племена (элейцы) не принимали участия в играх, популярность И. и. была меньше, чем у Олимпийских и Пифийских состязаний, в к-рых принимало участие все греч. население. И. и. состояли из гимнастич., конных, поэтич. и музыкальных состязаний. Победители получали венки из сельдерея или сосновые, в к-рые вплеталась пальмовая ветвь. И. и. прекратились с победой христианства. Археол. раскопки 1883 обнаружили близ Коринфа театр, ипподром и стадион, а также остатки храмов Посейдона и Меликерта.

Лит.: Латышев В. В., Очерк греч. древностей, 2 изд., ч. 2, СПБ, 1899; Nilsson M. P., Griechische Feste von religiöser Bedeutung, mit Ausschluss der attischen, Lpz., 1906; его же, Geschichte der griechischen Religion, 2 Aufl., Bd 1, Münch., 1955.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

Смотреть что такое «ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ» в других словарях:

  • ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ — от греч. isthmos, перешеек. Древнегреческие игры в честь Нептуна, отправлявшиеся чрез каждые пять лет на Коринфском перешейке. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ — в Др. Греции общегреческие празднества и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные) в честь бога Посейдона; проходили на Истме 1 раз в 2 года …   Большой Энциклопедический словарь

  • Истмийские игры — Истмийские игры (др. греч. Ίσθμια)  один из 4 х общегреческих агонов. Древнегреческие игры в честь бога Посейдона на Коринфском (Истмийском) перешейке проводились через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов… …   Википедия

  • Истмийские игры — в Древней Греции общегреческие празднества и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные) в честь бога Посейдона; проходили на Истме 1 раз в 2 года. * * * ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ, в Др. Греции общегреческие празднества и …   Энциклопедический словарь

  • Истмийские игры — Istmo žaidynės statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Antikos žaidynės jūrų dievo Poseidono garbei Istme (dabar – Korinto sąsmauka). Buvo rengiamos kas 2 arba 4 metai nuo 581 m. pr. Kr. Į Istmo žaidynių programą įėjo sporto varžybos …   Sporto terminų žodynas

  • Истмийские игры — один из 4 х общегреческих агонов (см.). Они справлялись на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвертого из годов олимпиады. Предание относит их учреждение к доисторическому времени. Основателем агона… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Истмийские игры — Истм ийские игры (в Древней Греции) …   Русский орфографический словарь

  • Истмийские игры —         Истмии, в древности общегреческие празднества и состязания в честь бога Посейдона. Устраивались на Истмийском (современном Коринфском) перешейке 1 раз в 2 года. Имели первоначально местное, а с начала 6 в. до н. э. общегреческое значение …   Большая советская энциклопедия

  • Истмийские игры — (греч. Isthmias)    общегреческий праздник в честь Посейдона; проводился один раз в два года на Истме (Коринфский перешеек), неподалеку от храма Посейдона Истмийского. В программу игр входили гимнастические, конные и мусические состязания.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Истмийские игры —          Истмии в период античности общегреч. состязания, сопровожд. праздник в честь Посейдона. Согл. преданию, вели свое происхожд. от погребал. игр в честь Меликерта (мор. божество). По др. мифу, эти состязания были впервые учреждены в честь… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Сизиф, Ковалев Алексей Л.. Согласно древнегреческим мифам, Сизиф славен тем, что организовал Истмийские игры (вторые по значению после Олимпийских), был женат на одной из плеяд и дважды сумелвыйти живым из царства… Подробнее  Купить за 268 руб
  • Сизиф (изд. 2003 г. ), Алексей Л. Ковалев. Согласно древнегреческим мифам, Сизиф славен тем, что организовал Истмийские игры (вторые по значению после Олимпийских), был женат на одной из плеяд и дважды сумелвыйти живым из царства… Подробнее  Купить за 251 грн (только Украина)

dic.academic.ru

Истмийские игры Древней Греции

Кристина
Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

В двух своих предыдущих статьях, я писала о том, что Олимпийские игры проводились  в честь главного бога Олимпа — Зевса, Пифийские же игры – в честь его сына от богини Лето —

Аполлона Пифийского.

Существуют, конечно, разные версии, легенды и предания, объясняющие учреждение этих игр, но общепризнанные (широко популярные) версии именно таковы.

Сейчас же настала очередь узнать, в честь кого проводились и кем были основаны Истмийские игры.

Учреждение Истмийских игр

 

Истмийские игры, согласно словарю-справочнику по истории Древней Греции под ред. Немировского А.И., проводились в честь бога морей — Посейдона, неподалеку от его одноименного храма, который был расположен  на Истме (так греки называли Коринфский перешеек – естественный мост длиною 42 км, соединяющий между собой полуостров Пелопоннес и материковую часть Греции). Сейчас там, наверняка, совершаются грузоперевозки.

Впрочем, сам Посейдон и учредил их, сделав это в ознаменование спора с Гелиосом. Спор между морским владыкой и богом Солнца Гелиосом завершился дележом Коринфа и окрестных земель, в результате которого зачинатель этого спора, а именно сам Посейдон, получил только перешеек Истм. Но желая обозначить свою власть и продемонстрировать свою силу и удаль, он провел гиппические состязания (конные забеги и гонки колесниц). Провести – провел, да на том все и закончилось.

Возрождение Сизифом Истмийских игр

 

Возобновил их только первый коринфский царь Сизиф. И сделал он это в честь все того же Посейдона, который спас, обреченного утонуть, младенца.

А дело было так.

Мстительная жена Зевса – Гера наслала на семью царя Беотии Афаманта страшную кару – безумие, в результате которого отец семейства убивает одного их своих сыновей. И все из-за того, что в семье беотийского царя своего приемного сына Диониса (сестры царицы) посмели назвать– божеством.

Схватив своего второго ребенка Меликерта, царица бросилась в море, где его и подхватил Посейдон, обратившись дельфином.

По другой версии, тело младенца, выброшенное на берег, нашел царь Сизиф. В этом теле он узнал своего племянника. Морские божества, дав Меликерту новое имя – Палемон, сделали его покровителем всех спасенных и помощником всех моряков и рыбаков. Вот в его-то честь и стали в дальнейшем проводить Истмийские игры.*

* Базунов Б. «Кумиры стадионов Эллады»

Истмийские игры и Тесей

 

Есть еще одна версия учреждения Истмийских игр и связана она с именем Тесея. Того самого, которому не давали покоя лавры Геракла и который вошел в историю, кроме всего прочего, и как  освободитель Кносского дворца на Крите от власти страшного чудовища — Минотавра.

Но к учреждению Истмийских игр имеют отношения совсем другие его подвиги.

Так, по преданию, отправившись из Пелопеннеса в Афины по Истмийской дороге, Тесей сталкивается с бандитами, промышлявшими на этом участке пути. Расправившись с негодяями и злодеями, он у пограничного камня на Истме установил алтарь Посейдону и пригласил всех жителей к участию в играх.

Один из таких бандитов носил имя Скирон. Я не зря акцентирую на нем внимание. Как утверждал Плутарх, Тесей сбросил Скирона со скалы, как это делал сам Скирон в  отношении чужеземцев. В частности, он приказывал каждому, кто попадался на его пути, мыть его ноги и когда тот приступал к исполнению, Скирон, ударом пятки сбрасывал его в море.

Другие же писатели опровергают эту версию и настаивают на том, Скирон был сыном самого Посейдона (также, как и Тесей) и сам карал грабителей.  Убив Скирона и в качестве искупления своей вины, Тесей посвятил ему Истмийские игры.*

* Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перевод С.П. Маркиша.

Таким образом, мы видим, что у нас, в современном мире, любая победа сопряжена с распитием спиртных напитков в неимоверных количествах, а древние греки любой триумф отмечали созданием новых видов спортивных состязаний. А игр этих было огромное множество, о чем я расскажу далее. Равно как и то, что из себя представляли Истмийские игры.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

rithelp.ru

Истмийские игры — это… Что такое Истмийские игры?


Истмийские игры

один из 4-х общегреческих агонов (см.). Они справлялись на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвертого из годов олимпиады. Предание относит их учреждение к доисторическому времени. Основателем агона оно называет бога Посейдона, впервые справившего его по утонувшем в море Меликерте. Другое предание приписывает учреждение игр Тезею после умерщвления Скирона или Синиса. На самом деле они, вероятно, возникли или, по крайней мере, получили свое общегреческое значение лишь после свержения тирании Кипселидов (ок. 582 г. до Р. Хр.). Заведовали агоном коринфяне, но почетное председательство на нем имели афиняне, в честь их героя Тезея. Элейцам, напротив, доступ был закрыт. Время игр начиналось, как и в прочих агонах, объявлением священного перемирия. Состязания были гимнастические и конные; музические присоединились лишь в императорскую эпоху. Игры продолжались, вероятно, несколько дней. Победитель получал пальмовую ветвь и венок, который в древнейшее время (а также в императорское) плелся из сосновых ветвей, а в классическую эпоху — из сельдерея. Ср. Unger, «Die Isthmien u. Hyakinthien» («Philol.» XXXVII, 1877, стр. 1 сл.).

А. Щ.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

  • Истмен Чарльз Гэмидж
  • Истмо

Смотреть что такое «Истмийские игры» в других словарях:

  • ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ — от греч. isthmos, перешеек. Древнегреческие игры в честь Нептуна, отправлявшиеся чрез каждые пять лет на Коринфском перешейке. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ — в Др. Греции общегреческие празднества и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные) в честь бога Посейдона; проходили на Истме 1 раз в 2 года …   Большой Энциклопедический словарь

  • Истмийские игры — Истмийские игры (др. греч. Ίσθμια)  один из 4 х общегреческих агонов. Древнегреческие игры в честь бога Посейдона на Коринфском (Истмийском) перешейке проводились через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов… …   Википедия

  • Истмийские игры — в Древней Греции общегреческие празднества и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные) в честь бога Посейдона; проходили на Истме 1 раз в 2 года. * * * ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ, в Др. Греции общегреческие празднества и …   Энциклопедический словарь

  • Истмийские игры — Istmo žaidynės statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Antikos žaidynės jūrų dievo Poseidono garbei Istme (dabar – Korinto sąsmauka). Buvo rengiamos kas 2 arba 4 metai nuo 581 m. pr. Kr. Į Istmo žaidynių programą įėjo sporto varžybos …   Sporto terminų žodynas

  • Истмийские игры — Истм ийские игры (в Древней Греции) …   Русский орфографический словарь

  • Истмийские игры —         Истмии, в древности общегреческие празднества и состязания в честь бога Посейдона. Устраивались на Истмийском (современном Коринфском) перешейке 1 раз в 2 года. Имели первоначально местное, а с начала 6 в. до н. э. общегреческое значение …   Большая советская энциклопедия

  • ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ — Истмии (Istmia), в период античности обшегреч. состязания, сопровождавшие праздник в честь Посейдона. Согласно преданию, вели свое происхождение от погребальных игр в честь Меликерта (морское божество). По другому мифу, эти состязания были… …   Советская историческая энциклопедия

  • Истмийские игры — (греч. Isthmias)    общегреческий праздник в честь Посейдона; проводился один раз в два года на Истме (Коринфский перешеек), неподалеку от храма Посейдона Истмийского. В программу игр входили гимнастические, конные и мусические состязания.… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Истмийские игры —          Истмии в период античности общегреч. состязания, сопровожд. праздник в честь Посейдона. Согл. преданию, вели свое происхожд. от погребал. игр в честь Меликерта (мор. божество). По др. мифу, эти состязания были впервые учреждены в честь… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Сизиф, Ковалев Алексей Л.. Согласно древнегреческим мифам, Сизиф славен тем, что организовал Истмийские игры (вторые по значению после Олимпийских), был женат на одной из плеяд и дважды сумелвыйти живым из царства… Подробнее  Купить за 268 руб
  • Сизиф (изд. 2003 г. ), Алексей Л. Ковалев. Согласно древнегреческим мифам, Сизиф славен тем, что организовал Истмийские игры (вторые по значению после Олимпийских), был женат на одной из плеяд и дважды сумелвыйти живым из царства… Подробнее  Купить за 251 грн (только Украина)

dic.academic.ru

Программа состязаний древнегреческих Истмийских игр

Кристина
Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Приветствую тебя, мой дорогой читатель, на блоге «Жизнь и философия»!

Древние греки, боги и дух соперничества – понятия неразделимые.

Мы уже выяснили, что древнегреческие Истмийские игры были посвящены богу морей – Посейдону, который по своим владениям мчался непременно на, запряженной конями, колеснице, олицетворяя тем самым собой и коня, и воду.

Именно поэтому он сам, при учреждении им Истмийских игр, что было скорее всего в эпоху микенской цивилизации, ввел в их программу конные соревнования и гонки на колесницах.

Было это настолько давно, что что такое технический надзор там еще и близко не знали. Да и ладно, с этим надзором — это удел нашего времени, непонятно только почему в Греции, практически окруженной морями, не были распространены соревнования на воде? Во всяком случае, они не входили ни в одну из программ спортивных состязаний, объединенных общим названием —  Панэллинские празднества.

И хоть Истмийские игры были особо значимым мероприятием, информации о них сохранилось не так много, как, к примеру, о древних Олимпийских или Пифийских играх.

Главное – победа

Большинство историков сходятся во мнении, что впервые Истмийские игры прошли в 582 г. до н.э. на Истмийском перешейке недалеко от Коринфа.

Истмийский  или Коринфский перешеек — это естественный мост между материковой частью Греции (Афины) и полуостровом Пелопоннес. Что примечательно, к участию в Истмийских играх, которыми заведовали  коринфяне,  допускались только жители одной стороны, а именно афиняне. Жителям Пелопеннеса (Элиды) участвовать в играх запрещалось.

Как бы там не было, особую популярность Истмийские игры получили только в период существования классической Греции (V—IV вв. до н. э.).

Объясняется это тем, что Эллада к этому времени достигла  наивысшего расцвета своей цивилизации, которая далась им ценой «пота и крови». Пережив разобщенность и междоусобицы, древние греки постоянно держали оружие наготове и всегда были готовы доказать свое превосходство, как на поле военных действий, так и в спортивных состязаниях или философских спорах.

Состязания ради самих состязаний, что звучит в привычном нам формате, как  «главное не победа, а участие»,  для греков было неприемлемым.

Победа, победа и еще раз победа – главный девиз жизни древних эллинов.

Как утверждает  Миронов В.Б., ни один другой народ в мире не смог приблизиться к уровню развития физической культуры, заданному древними греками. Большую роль в этом сыграла  система агонистики (многогранное физическое обучения), в основе которой лежали регулярные тренировки и состязания спортсменов.

Принципу состязательности были подчинены все крупные города-полисы, соперничавшие между собой, где каждый стремился прославиться своими достижениями. Спорт, в отличие от войны, объединял греков, а не разделял.

Интересный нюанс описывает тот же Миронов В.В. в своей книге «Древняя Греция»: у юных  спортсменов Спарты было принято устраивать состязания перед могилами героев (предков) (а не осквернять их, в отличие от действий современного поколения), что способствовало воспитанию в них чувства чувство гордости и ответственности за свою историю.

Программа Истмийских игр

В программу Истмийских состязаний входили такие дисциплины, как гимнастические, конные и музыкальные соревнования.

В свою очередь,  гимнастические состязания состояли из бега длинную и короткую дистанции, единоборства и кулачных боев, а также панкратиона и пентатлона.

Специфика кулачных боев заключалась в том, руки обвязывались специальным ремнем, на которые позже стали насаживать шишки и гвозди.  Панкратион же, соединявший в себе борьбу и кулачный бой, таких ремней не предусматривал.

Пентатлон – это пятиборье, состоявшее из прыжков в длину, бега, метания диска и копья и борьбы.

В состав конных соревнований входили верховые скачки и гонки на колесницах, запряженных четверкой лошадей .

Музыкальные состязания вошли в программу Истмийских игр значительно позже силовых единоборств и состояли  из чтения стихов и игр на музыкальных инструментах (флейте и кифаре), что, вероятнее всего, было заимствовано от Пифийских игр.

Победитель Истмийских игр награждался только почетным венком, что давало его обладателю особый повод для гордости. Вначале такой венок изготавливался из сельдерея, впоследствии замененный на венок из сосны.

Продолжение следует.

В следующей статье я расскажу об исчезновении Истмийских игр.

На этом пока все. До новых встреч на страницах блога http://rithelp.ru!

rithelp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *