Константинопольский ипподром (апгрейд) — sarmata

Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений Константинополя, но и центром общественно-политической жизни столицы империи.

Кроме состязаний колесниц и разнообразных зрелищ, здесь происходило оглашение императорских указов и иных распоряжений властей, устраивались триумфальные шествия и праздненства. Здесь кипели спортивные и политические страсти, враждовали между собой партии «зеленых» и «синих» (названные так по цвету одеяний возниц), а иногда вспыхивали народные восстания, самое известное из которых (восстание «Ника!») произошло в 532 году и едва не стоило трона императору Юстиниану.


Монументальный каменный ипподром был построен в Византии при императоре Септимии Севере в 203 году (до этого на его месте существовал скромный деревянный ипподром), затем он неоднократно перестраивался. Масштабная реконструкция ипподрома была предпринята Константином Великим в 324-330 годах, после переноса столицы Римской империи из Рима в Константинополь.

По своему устройству ипподром представлял собой прямоугольную песчанную арену длиной более 400 метров и шириной около 120 метров, которую с трех сторон окружала Сфенда — зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, напоминающим по форме вытянутую подкову.

Сфенда состояла из 16 (по другим данным — 30) повышающихся рядов мраморных скамей, над которыми возвышался подиум — сквозной крытый портик, кровля которого покоилась на двух рядах восьмиметровых колонн, увенчанных коринфскими капителями. Промежутки между колоннами были украшены статуями, вывезенными со всей империи. В жаркие или ненастные дни над трибунами натягивали матерчатый тент.

Константинопольский ипподром (современная реконструкция, к сожалению, не очень точная)

Четвертую сторону арены замыкала Кафисма – большая постройка с ложами для сановников и императорской трибуной, которая была соединена крытым переходом с находившимся рядом Большим императорским дворцом. Кафисму увенчивала бронзовая Квадрига (четверка коней), вывезенная из Греции, считавшаяся творением великого скульптора Лисиппа. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Квадрига была перевезена в Венецию и установлена над центральным порталом собора Сан-Марко.

Квадрига с константинопольского ипподрома (в настоящее время находится в музее Сан-Марко, а на ее месте установлена копия)

Под императорской трибуной, на специальном балконе, располагались музыканты, а еще ниже находились ворота, через которые выезжали на арену колесницы.

Рельеф постамента обелиска Феодосия I с изображением императора на трибуне ипподрома. В руке он держит венок, которым увенчивали победителя состязаний.

Кафисма. Капитель в виде четырех пегасов. Паросский мрамор. 203 год. Стамбульский археологический музей.

По центру арену пересекал невысокий каменный разделительный барьер (СпИна) шириной 10 метров, богато украшенный обелисками, статуями и колоннами.

Диптих из слоновой кости с изображением состязаний колесниц на ипподроме. В нижней части диптиха изображена спина с установленным на ней обелиском.

К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) ипподром был расширен за счет надстройки деревянных трибун на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Теперь он мог вместить до 60 тысяч зрителей (по другим оценкам: до 120 тыс. зрителей).

Константинопольский ипподром приводил в изумление очевидцев своими размерами и великолепием. Известно описание ипподрома, сделанное участником Четвертого крестового похода Робером де Клари: «… А в другом месте города было другое чудо: близ дворца Львиная Пасть находилась площадь, которую называли Игралищем императора. И эта площадь была вытянута в длину на полтора выстрела из арбалета, а в ширину — почти на один выстрел; и вокруг этой площади было 30 или 40 ступеней, куда греки забирались, чтобы глядеть на ристалище; а над этими ступенями имелась весьма просторная и весьма красивая ложа, где, когда шли состязания, восседали император с императрицей и другие знатные мужи и дамы. И когда устраивались состязания, то их бывало сразу два, и император и императрица бились об заклад, кто в каком из двух выиграет, и все, кто глядел на ристалище, также бились об заклад. Вдоль этой площади была стена, которая имела с добрых 15 стоп в высоту и 10 — в ширину; и сверху на этой стене были фигуры и мужчин, и женщин, и коней, и быков, и верблюдов, и медведей, и львов, и множества других животных, отлитых из меди. И все они были так хорошо сделаны и так натурально изваяны, что ни в языческих странах, ни в христианском мире не сыскать столь искусного мастера, который смог бы так представить и так хорошо отлить фигуры, как были отлиты эти. Некогда они обычно двигались силою волшебства, как бы играючи, но теперь уже больше они не играют; и французы глядели на это императорское Игралище как на чудо, когда они его видели».

Фреска собора Св. Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома

 

Ипподром сильно пострадал во время латинской оккупации (1204-1261 гг.), а после захвата Константинополя турками в 1453 году завоеватели превратили его в каменоломню. Некогда величественное сооружение было буквально стерто с лица земли. В настоящее время остатки ипподрома находятся на глубине четырех метров от уровня почвы. Доступны осмотру лишь развалины юго-западной части сфенды.

Ипподром в 15 в. Гравюра из книги Onofrio Panvinio «De ludis circensibus»(Венеция, 1600)

 
То же. В большом размере (2000 х 1286)


Площадь ипподрома на турецкой миниатюре XVI века
 

Площадь ипподрома на гравюре XIX века. Турки называли ее Ат-Мейдан, что означает «Площадь лошадей»

Из украшавших ипподром скульптур и архитектурных сооружений сохранились лишь: Квадрига (находится в Венеции), Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна.

Обелиск Феодосия представляет собой обелиск фараона Тутмоса III — монолит из розового гранита, привезенный Феодосием I Великим из египетского города Гелиополя, помещенный на массивное основание из 2 каменных блоков, украшенных барельефами.

Обелиск Феодосия

 
База обелиска Феодосия

Обелиск Константина был воздвигнут Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) в честь своего деда — императора Василия I (866-886 гг.). 25-метровый обелиск из песчаника, облицованный листами позолоченной бронзы, называли также «Золотой колонной» (бронзовые листы обшивки содрали крестоносцы).

Обелиск Константина. Фрагмент рисунка 1575 года

Бронзовая Змеиная колонна, изображающая свившихся змей, привезенная из императором Константином Великим из Дельф, отлита в 478 г. до н.э. в честь победы греков над персами (на ней имеется надпись с перечнем греческих городов, принимавших участие в битве при Платеях).

О Змеиной колонне, на которой когда-то стоял золотой треножник, говорит Геродот: «Когда добыча была собрана (после битвы при Платеях), эллины отделили десятую часть дельфийскому богу (Аполлону). Из этой десятины был сделан и золотой треножник, который стоит в Дельфах на трехглавой медной змее непосредственно у алтаря» (IX, 81).

Змеиная колонна в Дельфах. 5 в. до н.э. Реконструкция


База Змеиной колонны в Дельфах. Современное состояние. Реставрация

Змеиная колонна является древнейшим памятником Стамбула. Верхняя часть колонны со змеиными головами утрачена. Сохранившийся фрагмент одной из змеиных голов хранится в Стамбульском археологическом музее.

Змеиная колонна (на заднем плане – обелиск Феодосия)

Провозглашение императора на ипподроме. Болгарский список летописи Константина Манассия. XIV в.

Султан Сулейман I проезжает через руины ипподрома. Гравюра 1533 года.
Изображение отличается высокой достоверностью (за исключением фантастических фигур по бокам). В центре изображен Обелиск Феодосия, справа от него – Змеиная колонна и Обелиск Константина. Кроме того, на гравюре (справа) видны несохранившиеся посвятительные колонны и часть сфенды с возвышающимся портиком подиума (пропорции несколько нарушены).
 

sarmata.livejournal.com

Третьяковские путешествия: Ипподром Константинополя — Площадь Султанахмета. Стамбул

Сегодня от ипподрома осталось немного, но это очень важная часть города. Сегодня на места ипподрома располагается главная площадь Стамбула — Султанахмет. Та сама, где которой располагается храм Айя София и Голубая мечеть.
Итак, немного об ипподроме.
Ипподром (Большой ипподром, Большой цирк) — крупнейший из пяти ипподромов Константинополя, второй по величине в Средиземноморье после римского Большого цирка. Константинопольский Большой ипподром был построен в 324-330 гг. на месте ипподрома древнего Византия по образцу римского Большого цирка в масштабе 1: 1,277. Его ширина стала составлять 117,5 м, а длина — без малого 470 м. По центру арену пересекал невысокий каменный барьер (спина) шириной 10 м. Тогда же ипподром был дополнительно украшен мрамором и скульптурами
Перед началом проведения игр над трибунами с помощью лебедок натягивался матерчатый тент, защищавший зрителей от палящего солнца или редких дождей. В начале правления Юстиниан I Великого (527-565) ипподром был расширен. Веками ипподром использовался не только для проведения конских ристаний, но и как место травли зверей, триумфальных шествий и празднеств, проведения церемоний коронации, передачи или сложения императорской власти, а также для приведения в исполнение смертных приговоров, вынесенных особо опасным государственным преступникам. Ипподром был своеобразным центром общественно-политической жизни столицы, местом непосредственного общения главы государства с народом.
В последний период существования империи часть помещений трибун была переоборудована под зверинец.
После захвата Константинополя в 1453 г. турки превратили ипподром в каменоломню. Его камни и колонны использовались для возведения мечети Мехмета Завоевателя и других построек. Территория сооружения, постепенно приходящего в запустение, периодически использовалась турками для проведений праздничных шествий, парадов и смотров, казней или как место сборищ янычар, выдвигавших требования к верховной власти. К настоящему времени остатки ипподрома находятся на глубине 4 м.
Реконструкция

Итак, сегодня можно увидеть обелиски и колонны в центральной части ипподрома и остатки стен. Но смотрится все мощно, колоссально. Особенно, если задумаешься о возрасте этих камней.




А это остатки стен ипподрома





Вид на Айя Софию с площади Султанахмет (с ипподрома)


Площадь Султанахмет

С краю стоят вот такие милые машинки

За месяц до нашего приезда на этой площади произошел теракт. Сейчас очень много полицейских. 


В Стамбуле вообще много полицейских.

Оглавление

mansa-t.blogspot.com

Про один фанатский бунт: Lenta.ru

Однажды в первых числах января 532 года, во время скачек на константинопольском ипподроме, к императору Юстиниану подступилась толпа жалобщиков. Многие из них были облачены в зеленые одежды. Они просили у государя защиты от притеснявших их чиновников. Юстиниан лишь отмахнулся от них, заявив, что они приходят на ипподром не смотреть скачки, а устраивать политические провокации.

Эти жалобщики были прасинами — болельщиками одной из двух сильнейших команд, состязавшихся на константинопольском ипподроме. Возницы этой команды одевались в зеленое, и многие болельщики приходили на ипподром в одежде того же цвета. Главными соперниками прасинов были венеты — их цветом был голубой.

Эти два «фан-клуба» объединяли множество людей из разных социальных слоев: и среди венетов, и среди прасинов попадались как знатные люди, так и простые ремесленники, как богачи, так и бедняки. За определенную команду, как правило, болели целыми кварталами. «Зеленые» и «голубые» кварталы в Константинополе были перемешаны в хаотичную мозаику.

Ипподром, расположенный у самых стен императорского дворца, был сердцем византийской столицы. Гонки на колесницах — древний аналог «Формулы-1» — на протяжении нескольких веков были излюбленным зрелищем римлян и византийцев (в особенности начиная с 400 года, когда были запрещены гладиаторские бои). Это зрелище объединяло всех, от императора до нищего гончара.

От античных демократических традиций, народных собраний, форумов и тому подобного в Византии VI века не осталось и следа. Юстиниан, одержимый желанием отвоевать у варваров Италию и восстановить былую Римскую империю, непрестанно поднимал налоги. Бюрократический аппарат все разрастался. Константинопольский люд мог напрямую обратиться к императору только на ипподроме.

Еще в 331 году император Константин Великий издал эдикт об аккламациях, который легализовал подобные обращения. Технология была простая: в перерывах между заездами некая часть публики принималась скандировать слоган, например, требование отставки какого-либо чиновника. Чтобы «кидать заряды», нередко нанимались специально обученные горлопаны, но скандирование могло возникать и стихийно. Реагировать на него или нет — решать было императору, но когда несколько десятков тысяч человек (всего ипподром вмещал около 100 тысяч зрителей) хором что-то скандируют — не реагировать трудно.

По-видимому, именно посредством таких «зарядов» прасины и обратились к Юстиниану в тот злополучный январский день в 532 году.

Крупнейшие «фан-клубы» складывались многие десятилетия. Хотя в каждом из них были люди самого разного происхождения, положения и убеждений, можно было уловить некоторые «тяготения». Венеты ассоциировались главным образом со старой земельной аристократией из западных владений Византии; прасины же — с торговцами и новой служилой аристократией, происходящими в основном из восточных провинций. «Пехоту» составляла беднота, пользующаяся покровительством этих влиятельных людей. Западные провинции были оплотом православия, восточные — монофизитства и других ересей; соответственно, среди венетов преобладали православные, а среди прасинов — еретики.

Юстиниан, с его мечтами об отвоевании Запада у варваров, с его стремлением к религиозной унификации Византии на основе православия, был, разумеется, венетом.

В тот январский день прасины, помимо всего прочего, пожаловались Юстиниану на то, что к ним относятся как к людям второго сорта, наказывают без вины, а венетов никогда не наказывают за нападения на прасинов. Они рассказали ему о 26 убийствах, совершенных за последнее время на почве противостояния «фан-клубов» ипподрома. Венеты ответили, что это была «подстава», и Юстиниан их поддержал.

В обоих «фан-клубах» имелись сравнительно немногочисленные группировки особо буйной молодежи, которая, как правило, и затевала потасовки на ипподроме и вокруг него. Эти беспокойные юноши именовались стасиотами. Для них в порядке вещей было затеять драку прямо на ипподроме, а потом, насладившись ею, спокойно досмотреть скачки и разойтись по-приятельски. Впрочем, нередко происходили и настоящие побоища и погромы с человеческими жертвами. Многие стасиоты с детства тренировались в особых школах при «фан-клубах» под руководством ветеранов движения — осваивали приемы уличных драк.

Не добившись справедливости у Юстиниана, прасины демонстративно покинули ипподром, тем самым оскорбив и императора, и венетов. Когда скачки закончились, венеты бросились на улицы Константинополя и схлестнулись там со своими врагами. Полилась кровь.

Последовали массовые задержания. Среди разбушевавшихся фанатов выявили семерых зачинщиков беспорядков и приговорили их к смерти. То ли в тот же, то ли на следующий день троих вешали, но сломалась виселица, и двое упали на землю живыми. Появившиеся у места казни монахи объявили, что Господь спас их от смерти, и увели их в церковь. Это было священное убежище, которое не смели осквернить даже солдаты императора, — они дежурили снаружи.

Из этих двоих один был венетом, а другой — прасином. Когда 13 января на ипподроме опять были скачки, оба «фан-клуба» хором скандировали: «Помиловать спасенных Богом!» Это продолжалось несколько часов. Скачки никто не смотрел. Юстиниан, тем не менее, не внял требованиям собравшихся.

С ипподрома венеты и прасины вместе отправились к резиденции градоначальника с требованием убрать солдат от церкви, где скрывались их приговоренные к смерти товарищи. Градоначальник отказал им — и толпа подожгла его дом.

В Константинополе начался бунт. Его участники узнавали друг друга по кличу «Ника!», что по-гречески значит «Побеждай!» Это был, во-первых, традиционный клич болельщиков на ипподроме, а во-вторых, своеобразный «привет» императору, которого было положено приветствовать тем же кличем, но на латыни: «Tu vincas!»

В первый же день мятежа была разгромлена тюрьма, все заключенные разбежались. Были сожжены многие величественные здания вокруг императорского дворца, в том числе собор святой Софии. Пожар охватил значительную часть города, началось мародерство. Под вечер Босфор заполнился лодками: многие горожане в панике бежали на азиатский берег.

Хаос, погромы, пожары и грабежи продолжались несколько дней. Мятежники требовали отменить непомерные налоги и поборы (в частности, «налог на воздух» — штраф за нарушение расстояния между домами) и казнить некоторых одиозных чиновников. Император этих чиновников уволил, но это не помогло. Уже через пару дней мятежники стали пытаться возвести на престол кого-нибудь из потомков прежнего императора Анастасия, — кстати, прасина. В столицу были стянуты дополнительные войска, начались уличные бои.

18 января Юстиниан обратился к толпе на ипподроме с речью, в которой каялся за то, что был несправедлив к прасинам. Но и это не помогло унять мятеж. Часть императорского войска примкнула к мятежникам, большинство подразделений попросту отказались защищать Юстиниана.

Император, вернувшись во дворец, готов был тут же бежать из Константинополя. Немногочисленные придворные, еще оставшиеся при нем, в основном поддерживали его в этом решении. Резко против выступила жена Юстиниана, императрица Феодора. «Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо», — сказала она.

Заявление Феодоры заставило Юстиниана взять себя в руки и дать мятежникам решительный бой. Он произошел там же, где все началось, — на ипподроме. Там, в императорской ложе, восседал Ипатий, племянник Анастасия, которого толпа провозгласила новым правителем. Десятки тысяч собравшихся скандировали ему хвалебные аккламации. Нарсес, подручный Юстиниана, тайком переговорил с несколькими наиболее влиятельными венетами, напомнил им о неизменной симпатии, которую питал к ним Юстиниан, и подкрепил свои слова щедрыми денежными подачками. Вскоре от единодушия бунтовщиков не осталось и следа. На ипподроме началась свалка. Тут ворвались солдаты, руководимые прославленным полководцем Велизарием, началось избиение.

Мятеж был потоплен в крови — на ипподроме были перебиты около 35 тысяч человек. Ипатий был схвачен и казнен на следующий день.

Вскоре Юстиниан приступил к восстановлению разгромленного Константинополя. На месте сожженного собора святой Софии был возведен новый, стоящий и по сей день, — одно из величайших произведений мировой архитектуры.

Юстиниан умер в 565 году, оставив после себя образцово кодифицированное законодательство и пустую казну. Он до конца жизни оставался рьяным венетом, и время от времени всплески насилия на почве соперничества фанатских группировок на ипподроме заставляли жителей Константинополя с содроганием вспомнить мятеж 532 года. Преемник Юстиниана, Юстин II, в качестве одного из первых своих шагов после воцарения направил два послания. Одно было адресовано прасинам, столько претерпевшим от прежнего императора: «Для вас Юстиниан жив». Другое — венетам, которые пользовались его неизменным покровительством: «Для вас Юстиниан умер».

lenta.ru

Ипподром


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Ипподром

Ипподром (Большой ипподром, Большой цирк) — крупнейший из пяти ипподромов

Константинополя, второй по величине в Средиземноморье после римского Большого цирка. Константинопольский Большой ипподром был построен в 324-330 гг. на месте ипподрома древнего Византия, представлявшего из себя относительно небольшое сооружение из камня и дерева, характерное для провинциального города. В 203 г., в правление императора Септимия Севера, византийский ипподром был капитально перестроен по образцу римского Большого цирка в масштабе 1: 1, 277, и значительно увеличился в размерах. Его ширина стала составлять 117,5 м, а длина — без малого 470 м. По центру арену пересекал невысокий каменный барьер (спина) шириной 10 м. Тогда же ипподром был дополнительно украшен мрамором и скульптурами; в массивах западной и восточной трибун появились 2 пары ворот, еще 2 ворот были сделаны между левым и правым крыльями стартовых стойл и трибунами. При расширении ипподрома в его юго-западной части были возведены колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном. На них была построена Сфенда — зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром вдоль поворота беговой дорожки. В 324 г., с основанием на месте Византия Нового Рима при императоре
Константине Великом
, началась вторая капитальная перестройка ипподрома, получившего столичный статус. Тогда он приобрел тот вид, что сохранял практически до конца истории Византийской империи. В связи со строительством комплекса Большого дворца, вплотную примыкавшего к внешней стороне восточной трибуны, ворота в ней были замурованы, за исключением северо-восточных ворот между восточной трибуной и стартовыми стойлами. Здание стартовых стойл располагалось наискось относительно самого ипподрома: под острым углом к западной, а тупым углом — к восточной трибунам. Спина увеличила свою длину до 269 м. Над стартовыми стойлами в северо-западной части ипподрома появилась изящная надстройка с двумя башнями по сторонам и средней башенкой, украшенной знаменитой квадригой бронзовых коней, предположительно работы знаменитого ваятеля Лисиппа. Количество рядов зрительских мест на трибунах увеличилось до 16. При этом совокупная глубина прохода и сидений достигла 1,5 м. Высота мраморных скамей составляла 0,38 м, при ширине около 0,7 м на каждого зрителя. Императорская ложа (кафизма), появившаяся на восточной трибуне ипподрома еще в ходе первой реконструкции, была украшена статуями и получила прямое сообщение с одним из триклиниев Большого дворца. Кафизма стала, по сути, дворцовым балконом. Над верхними зрительскими рядами был возведен подиум со сквозным крытым портиком, кровлю которого поддерживали два ряда восьмиметровых колонн. Между колоннами стояла полуметровая решетка, игравшая роль ограждения. К портику вели лестницы, он использовался как дополнительный проход на верхние зрительские ряды. Сами лестницы и многоуровневые выходы на трибуны были расширены, как и проемы ворот. Удобная система входа и выхода позволяла 30-35 тыс. зрителей в течение 10 минут занять свои места или покинуть ипподром. Статуи, свезенные со всей империи, украсили подиум ипподромного портика, оконечности зрительских трибун, судейскую трибуну и разделительный барьер беговых дорожек. Реконструированы и расширены были места общего пользования внутри трибун: афедроны (туалеты) с водяным смывом и торговые площадки. В 80-х гг. и в начале 90-х гг. IV в., в ходе исполнения антиэллинских (антиязыческих) указов императора
Феодосия I Великого
(379-395) и повсеместного закрытия или уничтожения языческих храмов в империи статуи языческих богов, изъятые из мест поклонения, дополнительно украсили Спину ипподрома. Перед началом проведения игр над трибунами с помощью лебедок натягивался матерчатый тент, защищавший зрителей от палящего солнца или редких дождей. В начале правления Юстиниан I Великого (527-565) ипподром был расширен за счет дополнительных деревянных трибун на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика. Это резко повысило пожароопасность сооружения. Впоследствии именно ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 гг. это случалось восемь раз. Как правило, очаги возгорания появлялись в результате вандализма во время массовых драк с применением холодного оружия и факелов между болельщиками — членами цирковых партий венетов (синих) и прасинов (зеленых), а также примыкавших к ним левков (белых) и русиев (красных). Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания «Ника» в 532 г. против императора Юстиниана I Великого. Тогда сгорели деревянные трибуны, сильно пострадали остатки сквозного портика и верхние ряды мраморных трибун. Позже, еще при Юстиниане I, ипподром был восстановлен. В правление императора
Константина VII Багрянородного
(911-959) на разделительном барьере появился обелиск в честь Василия I (866-886), деда правящего императора (так называемый «Обелиск Константина»), Это было одно из последних архитектурных сооружений, возведенных на ипподроме в имперский период его существования. Веками ипподром использовался не только для проведения конских ристаний, но и как место травли зверей, триумфальных шествий и празднеств, проведения церемоний коронации, передачи или сложения императорской власти, а также для приведения в исполнение смертных приговоров, вынесенных особо опасным государственным преступникам. Ипподром был своеобразным центром общественно-политической жизни столицы, местом непосредственного общения главы государства с народом. Во время восстания «Ника», когда император Юстиниан решил в критический момент обратиться к толпе восставших, он пришел именно на ипподром, хотя в тот момент вовсе не было игр. Всякий раз, когда народ хотел обратиться к императору с жалобой, просьбой или требованием, он использовал для этого игры на ипподроме. Не случайно значительные волнения произошли в Константинополе в 491 г., когда префект города Юлиан запретил сборища горожан на ипподроме; народ увидел в этом узурпацию своих прав. Беря пример со столицы Византии, великий киевский князь
Ярослав Мудрый
(1016-1018; 1019-1054) во второй период своего правления построил в стольном городе ипподром с кафизмой для княжеской семьи, украсив его бронзовой квадригой, вывезенной из Херсонеса Таврического святым князем Владимиром. Однако в конце XII — начале XIII в. константинопольский ипподром пришел в упадок. В результате пожара сгорела надстройка западной трибуны. В годы латинской оккупации большинство бронзовых статуй было разбито, а металл пущен на монеты; другие скульптуры, в том числе квадрига, вывезены в Западную Европу. В числе немногих сохранившихся после латинской оккупации памятников ипподрома оставались: Змеиная колонна, все египетские обелиски, посвятительные императорские колонны (без статуй), остов Обелиска Константина, Две Колонны, статуя Справедливого и четыре мраморных изваяния, стоявших в кафизме. После 1204 г. ристания в Константинополе не проводились; в освобожденной в 1261 г. столице империи ипподром стал использоваться аристократической молодежью для игры в поло, также там проводились всевозможные празднества и торжества.

В последний период существования империи часть помещений трибун была переоборудована под зверинец. После захвата Константинополя в 1453 г. турки превратили ипподром в каменоломню. Его камни и колонны использовались для возведения мечети Мехмета Завоевателя и других построек. Территория сооружения, постепенно приходящего в запустение, периодически использовалась турками для проведений праздничных шествий, парадов и смотров, казней или как место сборищ янычар, выдвигавших требования к верховной власти. К настоящему времени остатки ипподрома находятся на глубине 4 м. Для просмотра доступны лишь колоссальные аркады Сфенды на юго-западной оконечности руин, несколько элементов восточной трибуны и фрагмент западной трибуны, возвышающийся над уровнем земли примерно на 9 м.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 415-418.

 

Древние архитектурные сооружения Рима и Второго Рима — Константинополя впечатляют своим величием и капитальностью постройки. Представьте в воображении: на ипподроме к портику вели лестницы, благодаря чему этот портик использовался как дополнительный проход на верхние зрительские ряды. А что сегодня? При всей относительной скромности современных построек им всё равно нужны лестницы и ограждения к ним. Этого требуют не столько утилитарные задачи строительства, сколько законы архитектуры как рода искусства.

 

 

 

 

www.hrono.info

Константинополь. Ипподром — spqr_ru



Четверка лошадей с ворот ипподрома. Находится сейчас в небольшом музее при венецианском соборе Сан Марко. На фасаде собора стоит ее копия. Скан из альбома.

«Ипподром, очертания которого еще угадываются в топографии второй части площади, был сооружен императором Септимием Севером — это самая древняя постройка города (строительство началось в 196 году). Константин Великий, превращая рядовую приморскую колонию в столицу мира, Ипподром полностью перестроил, задав ему поистине имперский масштаб — почти пол- километра в длину и около 120 метров в ширину. Он был рассчитан на 100 тысяч человек— при том что население Константинополя даже в лучшие времена вряд ли превышало 600 тысяч.
Вход на Ипподром был с северной стороны — примерно там где сейчас стоит Немецкий фонтан (Almati Qesmesi). Его подарил Стамбулу в 1901 году кайзер Вильгельм и в память о своем августейшем визите; фонтан сделали в Германии и в разобранном виде привезли в Турцию.



Остатки Ипподрома.


Противоположная, закругленная, сторона Ипподрома — сфендон — находится далеко за пределами нынешней площади, на клоне холма над морем. Часть опорной стены сфендона нависает сейчас над лабиринтом узких улочек за Голубой мечетью: ее гигантские кирпичные арки дают представление о циклопическом, истинно римском масштабе сооружения.
Поле Ипподрома разделяла в длину спина — длинное возвышение, украшенное монументами и статуями, свезенными
со всех концов Империи. Одним из наиболее ценных украшений была четверка бронзовых коней, которых увезли крестоносцы, сейчас они красуются на фасаде Сан-Марко в Венеции. До наших дней на Ипподроме сохранилось только три монумента, и они буквально ушли в землю: их основания, когда-то стоявшие на высоте около двух метров над землей, теперь покоятся на глубине около четырех с половиной метров.
Первый и самый древний памятник — это Египетский обелиск Dikilitas) XVI века до н.э., привезенный из Луксора по приказу Константина Великого (это самый древний предмет в Стамбуле), обелиск установлен на мраморном постаменте, рельефы которого (около 390 года) изображают разные сцены на Ипподроме- том числе и операцию по установке самого обелиска. Старательный византийский резчик абсолютно точно передал даже египетские иероглифы, которые для него были бессмысленными значками.


Император Феодосий с сыновьями Гонорием и Аркадием.

Кстати, люди с щитами и длинными волосами справа — это германская стража.

Еще один древний памятник — античная Змеиная колонна (Yilanh Sutun) из храма Аполлона в Дельфах (v век до н.э.) — поставленная в память победы над персами, она была отлита из бронзовых щитов павших врагов. Свившиеся в колонну змеи держали на головах золотую чашу. Чаша пропала еще в античные времена, а змеиные головы пребывали в сохранности, пока таинственно не исчезли в одну апрельскую ночь 1700 года. Кто их от-пилил и зачем — так и осталось тайной, но одна из голов была найдена через 150 лет и теперь выставлена в Археологическом музее.




На краю площади высится третий монумент — так называемый Колосс (Orme Sutun): тоже обелиск, но на сей раз византийской работы. Он сложен из каменных блоков и имеет высоту около 21 метра. Обелиск был облицован позолоченными бронзовыми листами, которые содрали и переплавили крестоносцы, когда грабили город в 1204 году (квадратные выбоины указывают места, где крепилась драгоценные пластины). В османские времена любимым развлечением горожан было наблюдать, как акробаты карабкаются на Колосс или ходят по канату, натянутому между двумя обелисками.»
Текст из путеводителя Афиши. Фото и подписи мои.

С ипподромом связана кровавая страница в истории города. В правление императора Юстиниана ипподром был местом начала (и подавления) восстания спортивных фанатов, которое вошло в историю под названием Ника — это победный клич, обращенный к наездникам колесниц.



Реконструция ипподрома, сделанная на телеканале Россия.



Кони теперь украшают Сан Марко в Венеции.

spqr-ru.livejournal.com

Большой Константинопольский ипподром или История Площади Ипподром в Стамбуле.: vladimirkrym

Ипподром в Константинополе являлся одним из самых грандиозных сооружений Византийской империи строительство которого было начато римским императором Септимием Севером в 203 году, когда город ещё назывался Византием. Большой Ипподром (или Большой цирк) — крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье, после Большого цирка в Риме. Он использовался как место конских ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий и праздненств, проведения публичных актов связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнения смертных казней. Ипподром также являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы.

Сейчас мало что осталось от былого великолепия этого сооружения — скорее сама Площадь Ипподром в историческом центре Стамбула и руины сфенды которые лишь приблизительно напоминают о его славной истории. Поэтому в этом материале я как раз и сделаю попытку дать возможность своему читателю представить это уникальное общественное сооружение Восточной Римской империи. Мы по крупицам соберем образ Константинопольского Ипподрома, узнаем его историю и любопытные подробности связанные с ним.

Первоначально, в византийский период, Ипподром представлял собой сооружение из камня и дерева, характерное для богатого, но провинциального города, несмотря на стремление последнего обладать столь необходимым в социальном и престижном отношении сооружением. При императоре Септимии Севере, в 203 году, ипподром капитально перестраивается и по габаритам приближается к своим нынешним: 118 метров в ширину и 470 метров — в длину. При перестройке за эталон берется Большой цирк в Риме. Соотношение — примерно 1: 1,277. В массиве западной трибуны были возведены двое сквозных ворот, и, вероятно, зеркально — в восточной трибуне.

Сейчас об Большом Ипподроме Константинополя напоминает только сама Площадь Ипподром, два обелиска — Феодосия, Египетский и Змеиная колонна.
02.

Площадь Ипподром в Стамбуле

Так выглядел прообраз Константинопольского ипподрома — Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме.
03.

Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме. Реконструкция на карте Google.

Еще двое ворот находились между левым и правым крыльями стартовых стойл и трибунами. Благодаря изогнутому фасаду стартовых стойл, опирающихся флигелями на трибуны и охватывающих по дуге северо-восточную оконечность спи́ны (разделительная стена ипподрома, рассекающая его «U»- образное поле практически по продольной оси на две беговые дорожки, соединяющиеся поворотами. Стартовые стойла располагались наискось относительно продольной оси ипподрома: под острым углом к западной и тупым углом к восточной трибунам. В связи с расширением ипподрома и понижением рельефа местности, в его юго-западной части возводятся колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном, на которых возводится сфенда — зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Ипподром облицовывается мрамором и дополняется скульптурными украшениями.
04.

Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция.

Планы основания Второго Рима и переноса в новый город столицы Римской империи самым благоприятным образом затронули византийский ипподром, перешедший в разряд столичного. В 324 году, при императоре Константине Великом, начинается вторая капитальная перестройка сооружения, закончившаяся к маю 330 года. После этой масштабной перестройки размер сооружения составлял около 450 метров в длину и 120 метров в ширину. Вместимость ипподрома была до 100 000 человек. Количество рядов зрителей увеличивается до шестнадцати. При этом глубина места, включая проход и собственно сиденья, достигает полутора метров. Высота мраморной скамьи — 0,38 метра, а ширина (в расчете на одного сидящего) — около 0,7 метра.

Кафисма (на реконструкции ниже в правой части кадра) — императорская ложа на восточной трибуне не только дополнительно украшается, как, впрочем, и весь ипподром, но превращается в составляющую часть Большого дворцового комплекса, вплотную примыкающего к ней с внешней, восточной стороны. Несмотря на наличие ступеней и арки для возможности прохода к императору победителя ристания для награждения, кафисма является по существу укрепленным пунктом, позволяющим гвардии без труда сдерживать нападающих по ее периметру до эвакуации на территорию Большого дворца всех в ней находящихся
05.

Большой Ипподром в Константинополе. Вид с южной стороны. Реконструкция.

На нижнем ярусе была расположена так называемая ложа Пи, охватывающая Кафисму с трех сторон и рассеченная лестницей, ведущей к местонахождению императора. Над верхними зрительскими рядами возводится подиум со сквозным крытым портиком, кровля которого покоится на двух рядах восьмиметровых колонн. По обеим его краям, между колонн, устанавливается великолепная полуметровая решетка, играющая роль ограждения и позволяющая зрителям безопасно двигаться внутри. Сам портик является дополнительным проходом на верхние зрительские ряды и соединен с ними ступенями, а также соединен с лестницами входа-выхода из сооружения.
06.

Большой Ипподром в Константинополе. Вид с южных трибун. Реконструкция.

Расширяются лестницы и многоуровневые выходы на трибуны, а также входные проемы. Все это позволяло зрителям, как и прежде, несмотря на увеличение количества мест до 30-35 тысяч, в течение до десяти минут занять свои места или покинуть ипподром. Расширяются и обустраиваются места общественного пользования в самих трибунах: афедроны — туалеты с водяным смывом и торговые площади под лавки.Ипподром дополнительно украшается произведениям искусства, свозимыми со всей империи. Статуи раполагаются на спи́не, по краям подиума портика, на оконечностях зрительских трибун, кафисме, судейской трибуне и на здании стартовых стойл.07.

Капитель в виде четырех пегасов. Кафисма. Стамбульский археологический музей.

Сейчас можно только представить все эти впечатляющие мраморные изваяния и архитектурные детали Кафисмы.
08.

Капитель в виде четырех пегасов. Кафисма. Стамбульский археологический музей.

После антиэллинских указов императора Феодосия I Великого (379-395 гг.) 384-385 и 391 годов и повсеместного закрытия или уничтожения языческих храмов, статуи и древнейшие сакральные изображения богов были выставлены в публичных местах, в том числе на Константинопольском ипподроме (конные статуи братьев Диоскуров, сакральное изображение Арктура и т.д.).
09.

Статуя Ники. Предположительно находилась в объеме Кафисмы. Стамбульский археологический музей.

Грандиозная стамбульская мечеть Süleymaniye Camii, стоящая на вершине холма, имеет перед восточным входом мраморную паперть, окруженную портиком. 28 куполов портика опираются на 24 древние колонны взятые как раз при разборке императорской Кафисмы Большого Ипподрома. Скорее всего и мраморные плиты пола двора мечети взяты оттуда же.

10.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Две из этих колонн, стоящие рядом с главными дверьми, сделаны из порфира и имеют по 90 см в диаметре, десять других — из мрамора, а еще двенадцать — из розового гранита.

11.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
12.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Если идти вдоль ограды Голубой мечети, то заметно, что каменная приступка самой ограды — это ступени византийских трибун Ипподрома.

13.

В начале 1990-х гг. администрация мечети Sultanahmet по собственной инициативе начала раскопки во дворе. На свет были извлечены колонны с монограммами, мраморные скамьи Ипподрома, арки проходов. Однако вскоре изыскания были остановлены вмешательством властей, а находки закопаны обратно. Даже обмеров тогда не сделали. Теперь лишь одна целая скамья лежит посреди газона мечети. На фото ниже некоторые находки у дерева и скамья на дальнем плане. Добраться туда не удалось — рядом была охрана.

14.

Вход на ипподром был с северной стороны, примерно там, где сейчас установлен Немецкий фонтан (на фото ниже в левой части кадра).
15.

В связи со строительством комплекса Большого дворца, примыкавшего к внешней стороне восточной трибуны, ворота в ней закладываются, за исключением северо-восточных ворот между восточной трибуной и стартовыми стойлами. Спи́на (разделительный барьер поля ипподрома) достигает 269 метров. Над северо-восточной частью ипподрома, стартовыми стойлами, возводится великолепная надстройка с двумя башнями над крыльями сооружения и центральной, которая украшается знаменитой квадригой Лисиппа.
16.

Квадрига Лисиппа. Фото wise-travel.ru.

Ипподром приобретает тот вид, который, в последующие столетия, останется в памяти современников.
17.

Большой Ипподром в Константинополе. Состязания колесниц. Вид с юго-восточной стороны.
18.

Северная сторона Большого Ипподрома Константинополя. На втором плане — Айя-София.

Фреска собора Святой Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома.
19.

Как и в ранний период существования, над трибунами натягивался матерчатый тент, двигавшийся с помощью лебедок по направляющим, крепившимся в верхней части трибун. Позже, с началом производства шелка, открытая часть Кафизмы над знатью закрывалась шелковой материей. К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) Большой Ипподром был расширен за счет надстройки трибун из дерева на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика.

Это, однако, резко повысило пожароопасность сооружения. Именно Ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 годы — восемь раз. Причем, эти пожары возникали не из-за неосторожного обращения с огнем (освещение, жаровни торговцев), а в результате вандализма схлестнувшихся между собой партий ипподрома — «синих» и «зеленых», и примыкавших к той, либо иной сторонам «красных» и «белых». Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания «Ника!» в 532 году при императоре Юстиниане I Великом (527-565 гг.). Сгорели надстроенные трибуны из дерева, очень сильно пострадали остатки сквозного портика и верхние ряды мраморных трибун. Но позже, еще при Юстиниане I, ипподром был полностью восстановлен.

20.

Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) на разделительном барьере возводится обелиск (т.н. «Обелиск Константина») в честь своего деда — императора Василия I (866-886 гг.). Практически это была последнее архитектурное сооружение, возведенное на ипподроме в имперский период существования города.
21.

Впоследствии подавляющее количество статуй было разбито, а металл использован для выпуска монет. Часть статуй, в том числе Квадрига, были вывезены в Западную Европу. К немногим сохранившихся можно отнести Змеиную колонну, все египетские обелиски, посвятительные императорские колонны (без статуй), остов Обелиска Константина, сакральное изображение Арктура, статую Справедливого и четыре мраморных изваяния в кафисме.

По данным итальянского историка, церковного археолога Онофрио Панвинио Ипподром в Стамбуле В XV веке выглядел так (фото гравюры ниже). Это гравюра из книги Onofrio Panvinio «De ludis circensibus»(Венеция,1600). И хотя на гравюре даже Змеиная колонна не идентифицируется, видно что в османский период в пределах спи́ны еще находилось четернадцать объектов. Отмечу, что упоминаются в том числе несколько египетских обелисков. Какие именно разъехались и куда — информации у меня пока нет.
22.

После 1261 года на ипподроме ристаний не проводили (последние прошли в 1204 году), хотя его территория использовалась аристократической молодежью для игры в поло и проводились всевозможные праздненства и торжества. В последний период существования империи часть помещений трибун была переоборудована под зверинец. После захвата Константинополя турками в 1453 году Большой ипподром превратили в каменоломню для возведения построек и, в первую очередь, мечети Мехмеда Завоевателя, на строительство которой были использованы, в частности, колонны (кроме уцелевших колонн сфенды). Сама территория сооружения, постепенно затягивающаяся культурным слоем, использовалась турками примерно в тех же целях, что и византийцами: для проведений праздничных шествий, парадов и смотров, казней или протестов янычар против верховной власти.

Сейчас, кроме обелиска Константина на Площади Ипподром можно увидеть только Змеиную колонну…
23.

… и Египетский обелиск Тутмоса III привезенный из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия I и установленный на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте.
24.

Да еще так называемый Немецкий фонтан — подарок султану Абдул-Хамиду II от немецкого кайзера Вильгельма II, который посетил Стамбул в 1898 году. Фонтан сделали в Германии и в разобранном виде привезли и установили на площади Ипподром в 1900 году.

25.

Из украшавших Большой Ипподром Константинополя скульптур и архитектурных сооружений известны лишь: Квадрига, Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна. Достоверной информации о каких-либо других сохранившихся произведениях искусства, кроме барельефов и баз от скульптур, сейчас нет.

Беря пример со столицы Византии, великий киевский князь Ярослав Мудрый (1016-1018; 1019-1054) во второй период своего правления построил в стольном городе ипподром с кафизмой для княжеской семьи, украсив его бронзовой квадригой, вывезенной из Херсонеса Таврического святым князем Владимиром.

В настоящее время основа массива Ипподрома находится до четырех метров в глубину от современного уровня почвы. С западной стороны Площади Ипподром можно найти несколько фрагментов руин фундаментов возможно его западных трибун.

26.

Поскольку культурный слой в этих местах составляет 4-5 метров, фактически вся Площадь Ипподром расположена над его подземной частью. И вообще все эти места вокруг в историческом центре Стамбула находятся над подземным Константинополем…

27.

На выходе с Terzihane sok. на At Meidan (западная дорожка площади Ипподром — примерно напротив и между обелиском Константина и Змеиной колонной), когда-то стояла западная трибуна Ипподрома, а по земле проходила белая черта, на которой забег заканчивался. Сейчас на этом углу находится очень глубокая яма с водным источником и византийскими плитами на дне. Вот на этой глубине и находился настоящий Ипподром. Совсем недавно турецкие археологи обнаружили начинающийся отсюда подземный ход, вернее, целую сеть ходов, шедших вокруг Ипподрома и в разные стороны от него. Один из них привел в обширное помещение с саркофагом. Вытащить его наружу оказалось невозможно, потому что наверху — сплошная застройка.28.

Площадь Ипподром со стороны Немецкого фонтана

29.

Здание университета Мармара в южной части Ипподрома (его торцевая сторона выходящая к Мраморному морю). Оно как раз и находится на месте сфенды (сфендона) — зрительских трибун, некогда расположенных полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Сейчас мы обойдем это здание слева и начнем спускаться по узким улочкам к Мраморному морю.

30.

Сейчас к реальному просмотру доступны лишь колоссальные аркады сфенды на юго-западной оконечности, несколько элементов восточной трибуны и фрагмент западной трибуны, возвышающийся над уровнем земли примерно на девять метров.

31.

При расширении ипподрома в его юго-западной части и были возведены эти колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном.

32.

Остатки сфендоны впечатляют. Именно по ним можно воочию дорисовать в своем воображении Большой Константинопольский ипподром. Сфендона казалась обычной частью Ипподрома только со стороны трибун — в действительности же она представляла собой циклопическую субструкцию, то есть искусственно достроенный кусок скалы, компенсировавший недостаточность ровного пространства для беговых дорожек. Если надземные сооружения Сфендоны теперь исчезли и на их месте выстроена школа, то субструкция никуда не делась. Изнутри субструкция полая, а ключ от нее хранится у директора школы. Но легального доступа туда нет.

33.

Рассмотрим с любопытством стендоны для пущего погружения в исторический контекст.

34.

35.

Толщина стен Сфендоны — около трех метров; за ними — 25 сводчатых комнат, связанных коридором, идущим вдоль всего полукруга. Первоначально здешние помещения предназначались для диких зверей, которых травили на Ипподроме. Уже в v в., вероятно, травля была запрещена, и это пространство превратили в цистерну. Здесь и сейчас стоит вода глубиной больше метра; судя по отзывам тех, кому удавалось сюда попасть, вынести здешнее зловоние нелегко.

36.

37.

Еще пара кадров кирпичной кладки сфенды крупным планом.

38.

39.

40.

Здание школы на массиве кирпичной кладки сфенды Константинопольского Ипподрома.
41.

42.

В заключении панорама Площади Ипподром в Стамбуле с восточной стороны… Сумерки.
43.

Оригинал взят у https://vladimirdar.livejournal.com/131683.html

vladimirkrym.livejournal.com

Большой Константинопольский ипподром или История Площади Ипподром в Стамбуле


Всего 41 фото

Ипподром в Константинополе являлся одним из самых грандиозных сооружений Византийской империи строительство которого было начато римским императором Септимием Севером в 203 году, когда город ещё назывался Византием. Большой Ипподром (или Большой цирк) — крупнейший из пяти константинопольских ипподромов, второй по величине в Средиземноморье, после Большого цирка в Риме. Он использовался как место конских ристаний, гладиаторских боев, триумфальных шествий и праздненств, проведения публичных актов связанных с передачей или сложением императорской власти и приведением в исполнения смертных казней. Ипподром также являлся своеобразным центром общественно-политической жизни простонародья столицы.

Сейчас мало что осталось от былого великолепия этого сооружения — скорее сама Площадь Ипподром в историческом центре Стамбула и руины сфенды которые лишь приблизительно напоминают о его славной истории. Поэтому в этом материале я как раз и сделаю попытку дать возможность своему читателю представить это уникальное общественное сооружение Восточной Римской империи. Мы по крупицам соберем образ Константинопольского Ипподрома, узнаем его историю и любопытные подробности связанные с ним.

Первоначально, в византийский период, Ипподром представлял собой сооружение из камня и дерева, характерное для богатого, но провинциального города, несмотря на стремление последнего обладать столь необходимым в социальном и престижном отношении сооружением. При императоре Септимии Севере, в 203 году, ипподром капитально перестраивается и по габаритам приближается к своим нынешним: 118 метров в ширину и 470 метров — в длину. При перестройке за эталон берется Большой цирк в Риме. Соотношение — примерно 1: 1,277. В массиве западной трибуны были возведены двое сквозных ворот, и, вероятно, зеркально — в восточной трибуне.

Сейчас об Большом Ипподроме Константинополя напоминает только сама Площадь Ипподром, два обелиска — Феодосия, Египетский и Змеиная колонна.
02.

Площадь Ипподром в Стамбуле

Так выглядел прообраз Константинопольского ипподрома — Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме.
03.

Большой Цирк (Циркус Максимус) в Риме. Реконструкция на карте Google.

Еще двое ворот находились между левым и правым крыльями стартовых стойл и трибунами. Благодаря изогнутому фасаду стартовых стойл, опирающихся флигелями на трибуны и охватывающих по дуге северо-восточную оконечность спи́ны (разделительная стена ипподрома, рассекающая его «U»- образное поле практически по продольной оси на две беговые дорожки, соединяющиеся поворотами. Стартовые стойла располагались наискось относительно продольной оси ипподрома: под острым углом к западной и тупым углом к восточной трибунам. В связи с расширением ипподрома и понижением рельефа местности, в его юго-западной части возводятся колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном, на которых возводится сфенда — зрительские трибуны, расположенные полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Ипподром облицовывается мрамором и дополняется скульптурными украшениями.
04.

Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция.

Планы основания Второго Рима и переноса в новый город столицы Римской империи самым благоприятным образом затронули византийский ипподром, перешедший в разряд столичного. В 324 году, при императоре Константине Великом, начинается вторая капитальная перестройка сооружения, закончившаяся к маю 330 года. После этой масштабной перестройки размер сооружения составлял около 450 метров в длину и 120 метров в ширину. Вместимость ипподрома была до 100 000 человек. Количество рядов зрителей увеличивается до шестнадцати. При этом глубина места, включая проход и собственно сиденья, достигает полутора метров. Высота мраморной скамьи — 0,38 метра, а ширина (в расчете на одного сидящего) — около 0,7 метра.

Кафисма (на реконструкции ниже в правой части кадра) — императорская ложа на восточной трибуне не только дополнительно украшается, как, впрочем, и весь ипподром, но превращается в составляющую часть Большого дворцового комплекса, вплотную примыкающего к ней с внешней, восточной стороны. Несмотря на наличие ступеней и арки для возможности прохода к императору победителя ристания для награждения, кафисма является по существу укрепленным пунктом, позволяющим гвардии без труда сдерживать нападающих по ее периметру до эвакуации на территорию Большого дворца всех в ней находящихся
05.

Большой Ипподром в Константинополе. Вид с южной стороны. Реконструкция.

На нижнем ярусе была расположена так называемая ложа Пи, охватывающая Кафисму с трех сторон и рассеченная лестницей, ведущей к местонахождению императора. Над верхними зрительскими рядами возводится подиум со сквозным крытым портиком, кровля которого покоится на двух рядах восьмиметровых колонн. По обеим его краям, между колонн, устанавливается великолепная полуметровая решетка, играющая роль ограждения и позволяющая зрителям безопасно двигаться внутри. Сам портик является дополнительным проходом на верхние зрительские ряды и соединен с ними ступенями, а также соединен с лестницами входа-выхода из сооружения.
06.

Большой Ипподром в Константинополе. Вид с южных трибун. Реконструкция.

Расширяются лестницы и многоуровневые выходы на трибуны, а также входные проемы. Все это позволяло зрителям, как и прежде, несмотря на увеличение количества мест до 30-35 тысяч, в течение до десяти минут занять свои места или покинуть ипподром. Расширяются и обустраиваются места общественного пользования в самих трибунах: афедроны — туалеты с водяным смывом и торговые площади под лавки.

Ипподром дополнительно украшается произведениям искусства, свозимыми со всей империи. Статуи раполагаются на спи́не, по краям подиума портика, на оконечностях зрительских трибун, кафисме, судейской трибуне и на здании стартовых стойл.

07.

Капитель в виде четырех пегасов. Кафисма. Стамбульский археологический музей.

Сейчас можно только представить все эти впечатляющие мраморные изваяния и архитектурные детали Кафисмы.
08.

Капитель в виде четырех пегасов. Кафисма. Стамбульский археологический музей.

После антиэллинских указов императора Феодосия I Великого (379-395 гг.) 384-385 и 391 годов и повсеместного закрытия или уничтожения языческих храмов, статуи и древнейшие сакральные изображения богов были выставлены в публичных местах, в том числе на Константинопольском ипподроме (конные статуи братьев Диоскуров, сакральное изображение Арктура и т.д.).
09.

Статуя Ники. Предположительно находилась в объеме Кафисмы. Стамбульский археологический музей.

Грандиозная стамбульская мечеть Süleymaniye Camii, стоящая на вершине холма, имеет перед восточным входом мраморную паперть, окруженную портиком. 28 куполов портика опираются на 24 древние колонны взятые как раз при разборке императорской Кафисмы Большого Ипподрома. Скорее всего и мраморные плиты пола двора мечети взяты оттуда же.

10.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Две из этих колонн, стоящие рядом с главными дверьми, сделаны из порфира и имеют по 90 см в диаметре, десять других — из мрамора, а еще двенадцать — из розового гранита.

11.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
12.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле

Если идти вдоль ограды Голубой мечети, то заметно, что каменная приступка самой ограды — это ступени византийских трибун Ипподрома.

13.

В начале 1990-х гг. администрация мечети Sultanahmet по собственной инициативе начала раскопки во дворе. На свет были извлечены колонны с монограммами, мраморные скамьи Ипподрома, арки проходов. Однако вскоре изыскания были остановлены вмешательством властей, а находки закопаны обратно. Даже обмеров тогда не сделали. Теперь лишь одна целая скамья лежит посреди газона мечети. На фото ниже некоторые находки у дерева и скамья на дальнем плане. Добраться туда не удалось — рядом была охрана.

14.

Вход на ипподром был с северной стороны, примерно там, где сейчас установлен Немецкий фонтан (на фото ниже в левой части кадра).
15.

В связи со строительством комплекса Большого дворца, примыкавшего к внешней стороне восточной трибуны, ворота в ней закладываются, за исключением северо-восточных ворот между восточной трибуной и стартовыми стойлами. Спи́на (разделительный барьер поля ипподрома) достигает 269 метров. Над северо-восточной частью ипподрома, стартовыми стойлами, возводится великолепная надстройка с двумя башнями над крыльями сооружения и центральной, которая украшается знаменитой квадригой Лисиппа.
16.

Квадрига Лисиппа. Фото wise-travel.ru.

Ипподром приобретает тот вид, который, в последующие столетия, останется в памяти современников.
17.

Большой Ипподром в Константинополе. Состязания колесниц. Вид с юго-восточной стороны.


18.

Северная сторона Большого Ипподрома Константинополя. На втором плане — Айя-София.

Фреска собора Святой Софии в Киеве, изображающая кафисму (императорскую ложу) константинопольского ипподрома.
19.

Как и в ранний период существования, над трибунами натягивался матерчатый тент, двигавшийся с помощью лебедок по направляющим, крепившимся в верхней части трибун. Позже, с началом производства шелка, открытая часть Кафизмы над знатью закрывалась шелковой материей. К началу правления Юстиниана I Великого (527-565 гг.) Большой Ипподром был расширен за счет надстройки трибун из дерева на месте рухнувших во время землетрясений пролетов портика.

Это, однако, резко повысило пожароопасность сооружения. Именно Ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 годы — восемь раз. Причем, эти пожары возникали не из-за неосторожного обращения с огнем (освещение, жаровни торговцев), а в результате вандализма схлестнувшихся между собой партий ипподрома — «синих» и «зеленых», и примыкавших к той, либо иной сторонам «красных» и «белых». Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания «Ника!» в 532 году при императоре Юстиниане I Великом (527-565 гг.). Сгорели надстроенные трибуны из дерева, очень сильно пострадали остатки сквозного портика и верхние ряды мраморных трибун. Но позже, еще при Юстиниане I, ипподром был полностью восстановлен.

20.

Константином VII Порфирородным (911-959 гг.) на разделительном барьере возводится обелиск (т.н. «Обелиск Константина») в честь своего деда — императора Василия I (866-886 гг.). Практически это была последнее архитектурное сооружение, возведенное на ипподроме в имперский период существования города.
21.

Впоследствии подавляющее количество статуй было разбито, а металл использован для выпуска монет. Часть статуй, в том числе Квадрига, были вывезены в Западную Европу. К немногим сохранившихся можно отнести Змеиную колонну, все египетские обелиски, посвятительные императорские колонны (без статуй), остов Обелиска Константина, сакральное изображение Арктура, статую Справедливого и четыре мраморных изваяния в кафисме.

По данным итальянского историка, церковного археолога Онофрио Панвинио Ипподром в Стамбуле В XV веке выглядел так (фото гравюры ниже). Это гравюра из книги Onofrio Panvinio «De ludis circensibus»(Венеция,1600). И хотя на гравюре даже Змеиная колонна не идентифицируется, видно что в османский период в пределах спи́ны еще находилось четернадцать объектов. Отмечу, что упоминаются в том числе несколько египетских обелисков. Какие именно разъехались и куда — информации у меня пока нет.
22.

После 1261 года на ипподроме ристаний не проводили (последние прошли в 1204 году), хотя его территория использовалась аристократической молодежью для игры в поло и проводились всевозможные праздненства и торжества. В последний период существования империи часть помещений трибун была переоборудована под зверинец. После захвата Константинополя турками в 1453 году Большой ипподром превратили в каменоломню для возведения построек и, в первую очередь, мечети Мехмеда Завоевателя, на строительство которой были использованы, в частности, колонны (кроме уцелевших колонн сфенды). Сама территория сооружения, постепенно затягивающаяся культурным слоем, использовалась турками примерно в тех же целях, что и византийцами: для проведений праздничных шествий, парадов и смотров, казней или протестов янычар против верховной власти.

Сейчас, кроме обелиска Константина на Площади Ипподром можно увидеть только Змеиную колонну…
23.

… и Египетский обелиск Тутмоса III привезенный из Луксора в 390 году по приказу императора Феодосия I и установленный на Ипподроме на специально изготовленном мраморном постаменте.
24.

Да еще так называемый Немецкий фонтан — подарок султану Абдул-Хамиду II от немецкого кайзера Вильгельма II, который посетил Стамбул в 1898 году. Фонтан сделали в Германии и в разобранном виде привезли и установили на площади Ипподром в 1900 году.
25.

Из украшавших Большой Ипподром Константинополя скульптур и архитектурных сооружений известны лишь: Квадрига, Обелиск Феодосия, Обелиск Константина и Змеиная колонна. Достоверной информации о каких-либо других сохранившихся произведениях искусства, кроме барельефов и баз от скульптур, сейчас нет.

Беря пример со столицы Византии, великий киевский князь Ярослав Мудрый (1016-1018; 1019-1054) во второй период своего правления построил в стольном городе ипподром с кафизмой для княжеской семьи, украсив его бронзовой квадригой, вывезенной из Херсонеса Таврического святым князем Владимиром.

В настоящее время основа массива Ипподрома находится до четырех метров в глубину от современного уровня почвы. С западной стороны Площади Ипподром можно найти несколько фрагментов руин фундаментов возможно его западных трибун.
26.

Поскольку культурный слой в этих местах составляет 4-5 метров, фактически вся Площадь Ипподром расположена над его подземной частью. И вообще все эти места вокруг в историческом центре Стамбула находятся над подземным Константинополем…
27.

На выходе с Terzihane sok. на At Meidan (западная дорожка площади Ипподром — примерно напротив и между обелиском Константина и Змеиной колонной), когда-то стояла западная трибуна Ипподрома, а по земле проходила белая черта, на которой забег заканчивался. Сейчас на этом углу находится очень глубокая яма с водным источником и византийскими плитами на дне. Вот на этой глубине и находился настоящий Ипподром. Совсем недавно турецкие археологи обнаружили начинающийся отсюда подземный ход, вернее, целую сеть ходов, шедших вокруг Ипподрома и в разные стороны от него. Один из них привел в обширное помещение с саркофагом. Вытащить его наружу оказалось невозможно, потому что наверху — сплошная застройка.

28.

Площадь Ипподром со стороны Немецкого фонтана
29.

Здание университета Мармара в южной части Ипподрома (его торцевая сторона выходящая к Мраморному морю). Оно как раз и находится на месте сфенды (сфендона) — зрительских трибун, некогда расположенных полукруглым амфитеатром, повторяющим юго-западный поворот беговой дорожки. Сейчас мы обойдем это здание слева и начнем спускаться по узким улочкам к Мраморному морю.
30.

Сейчас к реальному просмотру доступны лишь колоссальные аркады сфенды на юго-западной оконечности, несколько элементов восточной трибуны и фрагмент западной трибуны, возвышающийся над уровнем земли примерно на девять метров.

31.

При расширении ипподрома в его юго-западной части и были возведены эти колоссальные кирпичные субструктуры, залитые изнутри римским бетоном.
32.

Остатки сфендоны впечатляют. Именно по ним можно воочию дорисовать в своем воображении Большой Константинопольский ипподром. Сфендона казалась обычной частью Ипподрома только со стороны трибун — в действительности же она представляла собой циклопическую субструкцию, то есть искусственно достроенный кусок скалы, компенсировавший недостаточность ровного пространства для беговых дорожек. Если надземные сооружения Сфендоны теперь исчезли и на их месте выстроена школа, то субструкция никуда не делась. Изнутри субструкция полая, а ключ от нее хранится у директора школы. Но легального доступа туда нет.
33.

Рассмотрим с любопытством стендоны для пущего погружения в исторический контекст.
34.

35.

Толщина стен Сфендоны — около трех метров; за ними — 25 сводчатых комнат, связанных коридором, идущим вдоль всего полукруга. Первоначально здешние помещения предназначались для диких зверей, которых травили на Ипподроме. Уже в v в., вероятно, травля была запрещена, и это пространство превратили в цистерну. Здесь и сейчас стоит вода глубиной больше метра; судя по отзывам тех, кому удавалось сюда попасть, вынести здешнее зловоние нелегко.

36.
37.

Еще пара кадров кирпичной кладки сфенды крупным планом.
38.

39.

40.

Здание школы на массиве кирпичной кладки сфенды Константинопольского Ипподрома.
41.

42.

В заключении панорама Площади Ипподром в Стамбуле с восточной стороны… Сумерки.
43.

Источники:

Форум Византийская держава. theatron.byzantion.ru.
Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Википедия
Фото реконструкции Константинопольского ипподрома из разных неидентифицированных источников.

© Vladimir d’Ar, 2017

vladimirdar.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *