Противолодочный самолет Ил-38Н: технические характеристики, вооружение

В конце 90-х для обеспечения эффективного противостояния натовским подлодкам российскими конструкторами были начаты работы по модернизации самолета Ил-38. Новая доработанная авиационная модель получила обозначение Ил-38Н.

Модернизированный самолет поступил на вооружение ВМФ России в 2000-х и был справедливо назван американцами «убийцей подлодок». В статье представлено описание противолодочного самолета, его технических характеристик и вооружения.

Начало работ

В 90-х авиационным конструкторам от Министерства обороны России поступил заказ на переоснащение строевых Ил-38 новым радиоэлектронным оборудованием. Перед разработчиками была поставлена задача: создать самолет, который так же, как и его предшественник, применялся бы для уничтожения подлодок противника, но отличался бы большей эффективностью.

Разработчик

Проектом Ил-38Н занимались в Конструкторском бюро С.В. Ильюшина. Суть работ заключалась в модернизации уже имеющегося Ил-38.

Данный самолет в свое время был создан в КБ Ильюшина на базе пассажирского Ил-18В в рамках проекта «Тунец». Выпуск данной модели осуществлялся с 1967 по 1972 годы. За это время было собрано 65 таких самолетов. Ил-38 в строю уже почти 50 лет. Это считается немалым сроком службы авиационной единицы. В связи с этим некоторые военные эксперты предполагали, что после такой продолжительной эксплуатации Ил-38 порежут на металлолом или сдадут в качестве экспоната в музей. Однако в самолете используется очень качественная «начинка» и надежный планер. За все годы службы с Ил-38 случилось всего два летных происшествия, причиной которых стал человеческий фактор. Теперь же конструкторы решили Ил-38 максимально улучшить, оснастив новой поисково-прицельной системой и продлив его эксплуатационный ресурс на 15 лет. Одновременно с модернизацией самолета, предназначенного для российского ВМФ, в КБ Ильюшина проектировалась аналогичная авиационная модель для ВМС Индии: Ил-38 SD. Российскими специалистами были модернизированы шесть базовых моделей Ил-38. Самолеты были заново переоборудованы и переданы заказчику в 2010 году. На данный момент службу в ВМС Индии несут уже четыре Ил-38 SD.

Испытания

Впервые Ил-38Н с красным бортовым номером тестировался в апреле 2001 года. Управление самолетом осуществлялось командиром экипажа В.М. Иринарховым и помощником командира, заслуженным летчиком-испытателем России В.И. Бутовым. Через несколько лет противолодочный самолет с желтым бортовым номером был отправлен на повторное тестирование. Испытания были окончательно завершены в 2012 году. Модернизированный Ил-38 был передан для нужд Северного флота России. На сегодня сведения об использовании данной авиационной единицы не предоставлены к свободному доступу.

О системе от ОАО «Ленинец»

Усовершенствованый Ил-38Н отличается от предыдущих моделей наличием новой поисково-прицельной системы, наделяющей его значительно расширенными возможностями. Базой для данной системы стала экспортная модель Sea Dragon («Морской змей»), которая была начата американскими авиационными конструкторами еще в 1962 году. Российский вариант значится как система «Новелла-П-38». По получению заказа Минобороны российскими конструкторами было решено оснастить старый Ил-38 данным поисково-прицельным комплексом. Благодаря внедрению этой системы стало возможным выявление самолетом Ил-38Н воздушных целей на дистанции до 90 тыс. метров. Кроме того, модернизированный Ил-38 способен осуществлять слежку за 50 надводными объектами в радиусе не более 32 тыс. метров. Положение целей не влияет на эффективность слежения.

Устройство кабины

Управление поисково-прицельным комплексом выполняется из кабины Ил-38Н при участии двух операторов. Кабина оборудована двумя автоматизированными рабочими местами.

Операторам предоставлены два жидкокристаллических цветных многофункциональных экрана, пульт управления и клавиатура. На экранах изображается тактическая обстановка и цифровая навигационная карта.

Компоненты системы

Установка «Новелла-П-38» является навигационным прицельно-поисковым комплексом. Система состоит из следующих компонентов:

  • Радиолокационной системы высокого разрешения.
  • Телетепловизионной системы «Ланнер-А» с лазерными, телевизионными и тепловизионными каналами, для которых предусмотрена гироскопическая стабилизация.

  • Радиогидроакустической системы.
  • Магнитометрической системы.
  • Командно-тактической.
  • Системы, отвечающей за радиоэлектронную разведку.

Характеристики Ил-38Н

Самолет оборудован четырьмя двигателями АИ-20М. Мощность каждого составляет 4250 л. с. Самолет, достигнув высоты 6 км, способен развить максимальную скорость до 650 км/ч. Ил-38Н обладает крейсерской скоростью 465 км/ч. В разных авиационных версиях имеется свой практический потолок, который варьируется в пределах 8-10 км. Модернизированный Ил-38 способен транспортировать груз весом до 8400-9000 кг.

Состав самолета

Экипаж состоит из семи человек:

  • Два пилота. Из них один выполняет функции командира корабля, а второй – его помощника.
  • Штурман-навигатор.
  • Штурман-оператор радиолокационной станции.
  • Оператор СПИУ (самолетного приемного индикаторного устройства).
  • Бортинженер.
  • Бортрадист.

Внешнее оформление

Фюзеляж модернизированного Ил-38 темно-серого цвета. Бортовой номер самолета указан желтыми цифрами. Ил-38Н комплектуется новым навесным оборудованием, которое представляет собой систему РТР, осуществляющую радиотехническую разведку.

Местом расположения навесного оборудования стал специальный контейнер над фюзеляжем. Существует предположение, что система РТР в дальнейшем будет использоваться для поддерживания связи с морской космической системой разведки и целеуказания РТР «Лиана». Однако достоверность данной информации, ставшей известной СМИ, пока не проверена.

Местом для расположения обзорно-поисковой системы является носовая часть фюзеляжа. Для системы разработан специальный сферический контейнер.

О вооружении

Для боевой версии модифицированного Ил-38 предусмотрены:

  • Противолодочные глубинные бомбы.
  • Радиогидроакустические буи разных типов. Общее количество буев не превышает 150 единиц.
  • Торпеды АТ-1 или АТ-2 и АПР-2.
  • Осветительные авиационные бомбы.
  • Морские мины.

Дополнительно усовершенствованный Ил-38 может комплектоваться ракетами воздушного базирования «Калибр-А», дальность полета которых составляет 5 тыс. км. Полезная нагрузка, на которую рассчитан противолодочный самолет, не более девяти тонн.

О предназначении

В свое время Ил-38 самостоятельно или совместно с кораблями выполнял следующие задачи:

  • Поиск и уничтожение подлодок противника.
  • Проводил морскую разведку и поисково-спасательные операции.
  • С привлечением Ил-38 устанавливались минные заграждения.

Как утверждают эксперты, появление Ил-38 у берегов даже на большом отдалении оказывает ощутимое психологическое воздействие на потенциального противника. Для этого достаточно осуществления плановых полетов без нарушений правил использования воздушного пространства. Ярким тому примером может стать срыв американо-японских учений в 2010 году. Обе стороны опасались, что российский Ил-38, настроенный на их частоту радаров, сможет перехватить сверхсекретную информацию. По этой причине военные маневры США и Японии были свернуты.

В результате проведенной модернизации (см. выше) боевые возможности данного противолодочного самолета были увеличены в четыре раза. Благодаря внедрению компонентов новой поисково-прицельной системы, стало возможным использование усовершенствованного Ил-38 для решения различных военных задач, в том числе обнаружения подводных и надводных целей, а также быстрого уничтожения подлодок при помощи глубинных бомб. В зависимости от боевой задачи, состав оборудования может меняться. Самолет способен патрулировать заданный ему район в течение продолжительного времени. Получив необходимую информацию о цели, командир Ил-38Н может передать полученные сведения другим самолетам или кораблям, а также успешно атаковать противника самостоятельно.

Применение самолета не ограничивается только борьбой с вражескими подводными лодками. Данную авиационную модель используют для решения различных народно-хозяйственных задач. Благодаря наличию специальных датчиков, позволяющих выявлять любые гравитационные аномалии, модернизированный Ил-38 очень востребован в океанологии, экологии, геологоразведке, ледовой разведке и т. д.

Сегодня при помощи Ил-38, оборудованного системой «Новелла-П-38», составляются магнитные и гравитационные карты Северного Ледовитого океана.

fb.ru

Противолодочный самолет Ил-38 — обзор и летно-технические характеристики

Ил-38 является противолодочным самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро С. В. Ильюшина в 1961 году.

История создания Ил-38

Конец 50-х – начало 60-х годов XX века характеризуется новым витком напряжённости между США и СССР. Основной причиной этому явилась революция на Кубе, превратившейся из фактического сателлита США в союзника СССР. В этой связи руководство Советского Союза осознавало возросшую роль ВМФ в возможном будущем конфликте, особенно подводных лодок. В этой связи родилась идея создания противолодочного самолёта, который смог бы минимизировать риски со стороны подводных лодок противника и позволить очистить от них, например, целый район. Итогом всех этих соображений стало постановление Совета Министров СССР, изданное летом 1960 года, поручавшее опытно-конструкторскому бюро Ильюшина разработать противолодочный самолёт, который мог бы применяться в различных климатических условиях (как в условиях Севера, так и в тропическом климате).

Первоначально перед ОКБ Ильюшина встала задача определить базовую модель для будущего противолодочного самолёта. После рассмотрения нескольких вариантов было принято решение взять за основу пассажирский самолёт Ил-18. Данный самолёт обладал необходимыми аэродинамическими характеристиками, а также имел весьма подходящую компоновку. В ходе разработки было также решено отказаться от оборонительного вооружения, которым до этого в обязательном порядке вооружались противолодочные и противокорабельные самолёты. В опытно-конструкторском бюро это было мотивировано тем, что кормовая турельная пушечная установка при массе в 1-1,5 тонны существенно увеличить взлётную массу самолёта, что повлияет на его маневренность и необходимую длину взлётно-посадочной полосы.

Новый самолёт, который получил название Ил-38, создавался быстро, и первый его опытный образец уже был построен к осени 1961 года. В сентябре того же года был осуществлён первый полёт Ил-38. В воздухе машина показала себя хорошо: она была устойчива, легко шла на взлёт и посадку.

Хотя Ил-38 и позаимствовал основные элементы конструкции от Ил-18, но в ходе разработок машина подверглась ряду серьёзных изменений:

  • крыло самолёта было перемещено на три метра вперёд, а также существенно изменено конструктивное наполнение самолёта;
  • для увеличения максимальной дальности полёта в фюзеляже Ил-38 расположили дополнительный топливный бак;
  • в фюзеляже самолёта было выделено два специальных помещения для торпед и бомб, а также для буев;
  • многие системы самолёта были кардинально переработаны. Также это касается и внутренней «начинки» самолёта: установлена специальная радиоэлектронная аппаратура и бортовые системы.

Период государственных испытаний Ил-38 начался летом 1965 года и продолжался почти 6 месяцев. После того как самолёт выдержал эти испытания, он был принят на вооружение Военно-морского флота. Серийное производство Ил-38 продолжалось пять лет – с 1967 по 1972 год. За этот период было выпущено 65 самолётов, что примерно в 4 раза меньше заявленной, на тот момент, потребности в них.

С самого начала эксплуатации Ил-38 вскрылся целый ряд его недостатков и проблем. Так, отказ поисково-прицельного комплекса самолёта, как правило, происходил уже примерно через два часа использования. Брак некоторых элементов оборудования (в частности, радиогидробуёв) также не способствовал надёжности самолёта. В итоге был сделан вывод, что боевая эффективность Ил-38 находится на очень низком уровне, ввиду чего уже в 1969 году было решено продолжать работы по его улучшению.

Первоначально для модернизации самолёта планировалась почти полная замена его бортового оборудования. Так, например, планировалось заменить прицельно-поисковой комплекс «Беркут-38» на более надёжный и точный «Коршун-М», устанавливавшийся на другом противолодочном самолёте — Ту-142М. Кроме этого, предусматривалось установить новый магнитометр, усовершенствованное радионавигационное оборудование, а также инфразвуковые буи, которые должны были иметь намного большую чувствительность.

Однако весь этот план развалился по причине полнейшей несовместимости комплекса «Коршун-М» с вычислительной системой «Пламя-264». Таким образом, стало ясно, что для проведения всего объема улучшений необходима и полная замена бортового электронного оборудования Ил-38, что в конечном итоге привело бы к растянувшимся на долгие годы работам. В конце концов, на самолёте был заменен лишь магнитометр.

Однако в 1980-е годы было принято решение всё же провести работы по модернизации Ил-38 ввиду его морального устаревания. В этой связи специально для Ил-38 была оборудована система «Изумруд», которая отличалась большей надёжностью и устойчивостью. В итоге из всего количества самолётов было модернизировано лишь 12.

Также в конце 80-х годов начались работы над современным противолодочным комплексом «Новелла», установка которого предполагалась именно на Ил-38. Однако после развала Советского Союза, из-за тяжёлой экономической ситуации, комплекс «Новелла» оказался никому не нужным в России. Впрочем он вызвал интерес в Индии, где новым комплексом были оснащены шесть противолодочных самолётов Ил-38 получивших обозначение SD — Sea Dragon. Лишь в 2010-х годах данный комплекс был использован и в России. Всего по состоянию на конец ноября 2018 года «Новеллой» было оснащено семь Ил-38, находящихся в составе российского Военно-морского флота.

Обзор самолёта и его лётно-технические характеристики

Ил-38 представляет собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. Оперение самолёта Ил-38 – однокилевое. Шасси – трёхстоечное.

Также Ил-38 оборудован двумя отсеками для расположения средств обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Под кабиной пилотов расположен обтекатель антенны РЛС (радиолокационной станции) комплекса «Беркут-38». Кормовая часть самолёта, расположенная за хвостовым оперением, несколько удлинена за счёт расположения в ней обтекателя датчика магнитометра. Ил-38 имеет четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М. Также стоит отметить, что на Ил-38 впервые в СССР была установлена бортовая вычислительная машина («Пламя-264»).

Лётно-технические характеристики Ил-38:

  • Экипаж, чел. – 7
  • Длина, м – 40
  • Размах крыла, м – 37,4
  • Высота, м – 10,1
  • Площадь крыла, м² – 140
  • Средняя аэродинамическая хорда, м – 3
  • Колея шасси, м – 9
  • Масса пустого, кг – 34 700
  • Максимальная взлётная масса, кг – 68 000
  • Максимальная посадочная масса, кг – 52 200
  • Масса топлива во внутренних баках, кг – 26 650
  • Силовая установка – 4 × ТВД АИ-20М
  • Мощность двигателей – 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт – АВ-64 серии 04А
  • Диаметр винта, м – 4,5
  • Масса двигателя, кг – 1040
  • Лётные характеристики:
  • Максимальная скорость, км/ч – 650 на высоте 6000 м
  • Боевой радиус, км – 2200
  • Техническая дальность, км – 9500
  • Практический потолок, м – 8000 м (с полётной массой 66 000 кг)
  • Длина разбега, м – 1700
  • Длина пробега, м – 1070
  • Вооружение:
  • Боевая нагрузка:
  • Нормальная, кг – 5430
  • максимальная, кг – 8400
  • Бомбы: противолодочные:
  • свободнопадающие: ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50
  • корректируемые: ПЛ250-120 «Загон»
  • Торпеды: АТ-1, АТ-2, АТ-3 (УМГТ-1), АПР-1, АПР-2
  • Гидроакустические буи: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3
  • Морские мины: АМД-2

Модификации Ил-38

За всю историю разработки и использования Ил-38 были созданы три его модификации:

  • Ил-38 — базовая модель самолёта, оснащённая бортовой вычислительной системой «Пламя-264» и поисково-прицельным комплексом «Беркут-38».
  • Ил-38SD — модификация Ил-38, оснащённая прицельно-поисковым комплексом «Новелла» и более усовершенствованной бортовой вычислительной системой. Находится на вооружении ВМФ Индии.
  • Ил-38Н — модель самолёта, практически не отличающаяся от Ил-38SD, находящаяся в составе ВМФ России.

Достоинства и недостатки Ил-38

Прежде чем начать общее описание достоинств и недостатков самолёта Ил-38, следует учесть, что он был разработан на основе пассажирского самолёта Ил-18. Таким образом, Ил-38 «позаимствовал» основные аэродинамические особенности своего «старшего брата», в том числе его положительные и отрицательные стороны.

Аэродинамические характеристики Ил-38 весьма неплохи, что позволило ему стать очень даже мобильным противолодочным самолётом. Во многом это также было достигнуто за счёт небольшой массы самолёта, а также благодаря отказу от оборонительного вооружения. Высокая надёжность Ил-38 была обусловлена тем, что самолёт изначально планировался для северных акваторий, поэтому и испытывался он в самых различных климатических условиях.

Однако для первых самолётов Ил-38 существовал главный недостаток, который по сути сводил на нет их противолодочное назначение – аппаратура отличалась своим несовершенством. Так, самолёт мог пролетать лишь 1,5 часа, прежде чем поисково-прицельный комплекс выходил из строя. Воевать такой самолёт не мог.

Всё решила модернизация Ил-38 в конце 80-х – начале 90-х годов. Однако ввиду того, что самолёт к этому времени морально устарел, его нельзя назвать удачной машиной. В конечном итоге, Ил-38 так и не смог решить всех потребностей флота в мощном противолодочном самолёте.

Заключение

В настоящее время Ил-38 находится на вооружении ВМФ России. Однако ввиду того, что разработан он был ещё в начале 60-х, моральное устаревание самолёта всё же постепенно берёт своё. В этой связи уместно сделать вывод, что скоро (в пределах 10-15 лет) противолодочный самолёт Ил-38 будет заменён другими, более современными моделями.

militaryarms.ru

Ильюшин Ил-38. Фото и видео. Характеристики. История.

 

Ил-38, который по кодификации НАТО получил название May, – противолодочный советский самолет разработки ОКБ Ильюшина. Базой для его создания послужил пассажирский Ил-18В. Предназначение самолета заключалось в самостоятельном или совместном с противолодочными кораблями поиске подводных лодок и их уничтожении, для осуществления морской разведки, выполнения поисково-спасательных операций.

История Ил-38

Начало проектирования противолодочного самолета Ил-38 датируется 18.06.1960, когда вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку аппарата ОКБ-240 ГКАТ. Еще до этой даты определились с базовой моделью, с которой будет вестись проектирование. Ею стал хорошо зарекомендовавший себя Ил-18В. Хотя альтернативы как таковой на то время не существовало, а постройка самолета с нуля требовала огромных капитальных ресурсов и большого количества времени.

Тактико-технические требования к новой противолодочной машине были утверждены главнокомандующим ВВС 4.05.1961.

Завершение постройки первых экземпляров Ил-38 без специального оборудования наметили на второй и четвертый кварталы 1962 г.

В ОКБ-240 в 1961 году защитили эскизно-технический проект противолодочного самолета Ил-38, имеющего в составе оснащения поисково-прицельную систему «Беркут».

На защите было сказано, что в основном регионом применения Ил-38 станут акватории Норвежского моря для обнаружения ПЛАРБ. К сожалению, самолет не имел достаточного оснащения для применения его в арктических условиях северных морей.

Ил-38 видео

Самолет проектировался в период, когда практически все военные летательные аппараты (разведчики, бомбардировщики, перехватчики и т.д.) комплектовались оборонительным вооружением. Это давало возможность создать иллюзию неуязвимости и повышало шансы успешного завершения выполняемой операции. Но на Ил-38 места под оборонительное вооружение не выделили. Ильюшин решил, что установка даже самой обычной кормовой турельной пушечной установки весом 1,5-1,8 т потребует увеличения числа экипажа, наличия радиолокационного прицела, который вместе с весом самого оружия существенно увеличит взлетную массу самолета, что, несомненно, скажется на ухудшении ЛТХ.

Самолет Ил-38 впервые был поднят в небеса летчиком-испытателем В.К. Коккинаки 27.09.1961.

По сравнению с базовым Ил-18В, самолет претерпел множество доработок и изменений.

  • В фюзеляже выделили два обогреваемых отделения для расположения буев, торпед и бомб, суммарной массой до 5370 кг.

  • Крыло переместили на 3 м вперед и изменили конструктивное наполнение.

  • В фюзеляже поместили дополнительный бак для топлива.

  • Разъединили управление двигателями и самолетом.

  • Внесли существенные доработки в конструкцию многих систем.

В мае-июне 1962 г. в Москве проходила оценка макета самолета Ил-38, оснащенного РЛС «Беркут». Главным стало заключение о том, что противолодочный самолет полностью соответствует заданным тактико-техническим характеристикам и аппаратура системы «Беркут» размещена удобно. Основной проблемой оставалось оснащение самолета противолодочным комплексом. Институт, разрабатывавший систему «Беркут», раньше не сталкивался с подобными заданиями, а специализировался лишь на создании радиотехнических средств.

Госиспытания Ил-38 с бортовой РЛС «Беркут» проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 г. вблизи Феодосии, совершено 87 полетов длительностью свыше 287 часов. Самолет выдержал программу испытаний, и 17.01.1969 Ил -38 с ППС «Беркут» приняли на вооружение ВМФ СССР.

Серийный выпуск противолодочных самолетов Ил-38 начался в 1967 году и продолжался до 1972 г. За это время было построено 65 аппаратов, что в 4 раза меньше заявленной потребности того времени.

Конструкция Ил-38

Фюзеляж самолета имеет длину 40,07 м. Длина хвостовой балки с немагнитной и металлической частью – 5,6 м. Диаметр фюзеляжа – 3,5 м. Переднюю часть занимает кабина экипажа. Ее площадь составляет 28 м2. Экипаж состоит из семи человек: командира корабля, его помощника, штурмана-оператора, штурмана-навигатора, штурмана-оператора СПИИУ, радиста и бортинженера.

Выпуск и убирание шасси, поворот переднего колеса, закрытие и открытие грузолюков, торможение колес – все это выполняется при помощи гидро-азотной системы. На самолете установлена также азотная система, за счет которой происходит аварийное торможение, аварийное флюгирование винтов и т.д.

Ил-38 имеет в расположении систему кондиционирования, предназначение которой состоит в наддуве, вентиляции и отоплении гермокабины. Особенность данной системы заключается в отборе воздуха от компрессоров двигателей.

В состав силовой установки самолета входят четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М и воздушные винты АВ-64. До того момента, как Ил-38 поставили на вооружение, его снабжали дополнительной системой автоматического флюгирования, что повышало безопасность полета. Пуск моторов можно произвести через внешние аэродромные источники электроэнергии или при помощи турбогенераторного оборудования ТГ-16, которое поместили в хвостовой части фюзеляжа. Главным минусом силовой установки, применяемой на Ил-38, стало большое количество времени, требуемое на прогрев двигателей (до 10 мин.).

ППС «Беркут», которая размещалась в составе оборудования самолета, была разработана, опираясь на многие научные достижения 50-х и 60-х годов прошлого века. В состав этой эргастической автоматизированной системы входят радиоакустические буи (сбрасываемая составляющая) и бортовая аппаратура.

Бортовое оборудование представлено радиолокационной станцией, самолетным приемоиндикаторным устройством СПИУ, цифровой вычислительной системой ЦВМ, блоком связи с ЦВМ, панелью географических координат ПГК, пультом ввода данных ПВД, и т.д. К исполнительным и индикаторными устройствам относят пилотажно-навигационную систему Путь-4Б-2К, АРК-Б, АП-6Е, пульты управления выбрасывания средств поражения и поиска, световые табло.

Ил-38 характеристики:

Модификация   Ил-38
Размах крыла, м   37.42
Длина самолета,м   39.60
Высота самолета,м   10.16
Площадь крыла,м2   140.00
Масса, кг  
  пустого самолета   33700
  максимальная взлетная   63500
Внутреннее топливо, л   30000
Тип двигателя   4 ТВД Прогресс АИ-20М
Мощность, э.л.с.   4250
Максимальная скорость, км/ч   650
Крейсерская скорость, км/ч   456
Перегоночная дальность, км   9500
Практическая дальность, км   7100
Боевой радиус действия, км   2500
Практический потолок, м   10000
Экипаж, чел   10
Вооружение:   Боевая нагрузка — 5000 кг в отсеке оружия
  Противолодочные 450-мм торпеды АТ-1 или АТ-2,  глубинные бомбы ГБ, осветительные бомбы ОАБ, маркеры

 

Боевые самолеты

Самолет ОКБ Ильюшина

avia.pro

Противолодочный самолет Ил-38Н

Новейшая модернизация самолета Ил-38 с установкой современного комплекса бортового оборудования.

Противолодочный самолет Ил-38 создавался в рамках проекта «Тунец» на базе турбовинтового авиалайнера Ил-18В, оказавшегося удобной платформой для создания экономичной машины, способной держаться в воздухе длительное время.

Самолет — четырехдвигательный, двигатели АИ-20 М мощностью по 4250 л. с. каждый. Максимальная взлетная масса 68 тонн, максимальная скорость 650 км/ч на высоте 6000 метров, крейсерская скорость 465 км/ч. Практический потолок у разных версий 8−10 тыс. метров. Несет 8400 кг полезной нагрузки.


Ил-38Н. Фото: Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина

Самолет вооружается двумя противолодочными торпедами типов АТ-1, АТ-2, АПР-2, противолодочными и осветительными авиабомбами, радиогидроакустическими буями (до 150 штук разных типов), морскими минами. В поисково-спасательной версии может оснащаться спасательными контейнерами.

Основным отличием модификации Ил-38Н от базовой версии является установка «Новеллы-П-38» — навигационного прицельно-поискового комплекса, включающего в себя:

  • радиолокационную систему высокого разрешения;
  • двухканальную телетепловизионную систему «Ланнер-А» с гироскопической стабилизацией;
  • радиогидроакустическую систему;
  • магнитометрическую систему;
  • систему радиоэлектронной разведки;
  • командно-тактическую систему.


Ил-38Н. Фото: Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина

Многопроцессорный комплекс «Новелла-П-38» разработан санкт-петербургским «НИИ Системотехники». Позволяет обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 км, надводные — до 320 км. Возможно одновременное сопровождение до 50 целей.

Отдельные системы «Новеллы» могут быть задействованы в поисково-спасательных операциях (в частности, телетепловизионная система позволяет отыскивать людей на поверхности моря).

На борту самолета оборудованы три универсальных рабочих места, позволяющих отслеживать и корректировать работу любой из систем «Новеллы». Рабочие места оборудованы жидкокристаллическими мониторами с сенсорным управлением.

defendingrussia.ru

Ил-38Н – главный «актив» ближней и средней морской зоны

Немалое значение сейчас уделяется разработкам перспективной военно-морской техники. И оборонительные воздушные комплексы пилотируемой и беспилотной противолодочной патрульной авиации являются не менее значимыми, чем проекты кораблей класса «корвет» или «фрегат». Многократное уменьшение шумности современных многоцелевых атомных подводных лодок, а также появление сверхмалошумных анаэробных ВНЭУ, позволяющих неатомным подлодкам находиться под водой более месяца определило необходимость в модернизации большого количества имеющихся противолодочных самолётов Ил-38, а также Ту-142М3.

Дело в том, что уменьшение шумности современных ПЛ позволяет им оставаться практически невидимыми даже для самых высокочувствительных ГАК уже начиная с первой дальней зоны акустической освещённости, т.е. 40 и более километров от ГАС, благодаря чему они способны обойти корабельные ударные группировки с большими противолодочными кораблями и приблизиться на дистанцию возможного применения ракетного вооружения (СКР BGM-109C/D и др.).

И в этом случае именно патрульный противолодочный самолёт способен поправить ситуацию: полное оперативное превосходство над кораблями даёт возможность за равный участок времени просканировать своим прицельно-поисковым комплексом гораздо больше подводного пространства и перекрыть подводные участки, недосягаемые для «просмотра» корабельными ГАК. В морской авиации России существует два основных противолодочных комплекса, проверенных временами холодной войны — Ил-38 и Ту-142. Их БРЭО от недавнего времени не соответствует современным угрозам, поэтому и по одному и по второму самолёту стартовали программы по глубокому усовершенствованию систем навигации, поиска целей и обработки информации. В планах создание «цифровых бортов» для как можно большего количества самолётов.

Однажды мы уже готовили материал относительно дальнего противолодочного самолёта Ту-142М3. Его радиус действия без дозаправки составляет 6500 км, что наделяет его способностью «охоты» за АПЛ НАТО и США в самых удалённых участках Мирового океана (Западной Атлантике или АТР). Ведётся модернизации более 20 таких самолётов, а также ведутся работы по совершенно новому противолодочному самолёту. Доработанные Ту-142М3 сейчас являются классовым аналогом американского P-8C «Орион».

Но в ближней обороне морских рубежей страны гораздо более важную роль играют самолёты типа Ил-38, — противолодочные самолёты «на каждый день». Их цель – защита ближних рубежей стратегических оперативных направлений в омывающих морях и океанах от атомных ударных подводных лодок противника, несущих крылатые ракеты, способные причинить огромный ущерб материальному состоянию страны в любом региональном неядерном конфликте.

В мае 1961 года были поставлены основные тактико-технические требования к патрульному противолодочному самолёту Ил-38, который создавался на базе пассажирского Ил-18В. И уже летом-осенью 1965 года прошли испытательные полёты с использованием прицельно-поисковой системы «Беркут», доводка которой продолжалась около 8 лет. Система представляла собой достаточно сложное на то время оборудование: БЦВМ для обработки акустической информации с поисковых РГБ-1, корректирующих РГБ-3 и РЛС «Инициатива». Радиогидроакустические буи позволяли обнаруживать подводные лодки в радиусе 60 км в состоянии штиля или небольшого волнения моря.

На испытаниях самолёты Ил-38 зарекомендовали себя хорошо и пошли в серийное производство. И уже в 1975-м году был подписан первый контракт между СССР и Индией, которая нуждалась в создании достойной ПЛО от пакистанских ДЭПЛ французской постройки «Дафне». Самолёт вполне удовлетворял требованиям ВМФ СССР/России и заказчиков вплоть до конца 90-х гг., пока во флотах стран НАТО, Японии не появились шведские ДСЭПЛ типа «Gotland», немецкие ДЭПЛ типа «U-212» и японские ДЭПЛ/ДСЭПЛ типа «Оясио». Основную же угрозу представляли 3 американские МАПЛ класса «Sea Wolf», которые на тот момент были одними из самых тихих и «зрячих» ударных ПЛ в Мире, приближающихся по ТТХ к современному отечественному проекту 885 «Ясень». Тогда и стали задумываться о модернизации Ил-38Н.

Модернизацию самолётов Ил-38 до версии «Н» курировал известнейший авиаконструктор ОКБ Ильюшина Радий Папковский ещё с начала 90-х гг., именно в честь него и был назван первый модернизированный Ил-38Н, который после передачи Военно-морскому флоту сразу отправился на авиабазу 859-го Цента боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации в кубанском городе Ейск.

Все Ил-38 требуют срочной модернизации до версии «Н». Ниже приведено фото АРМ операторов устаревших P-3C «Орион»

 

Самолёт получил совершенно новый цифровой поисково-прицельный комплекс «Новелла-П-38», и список выполняемых задач был значительно расширен. Комплекс «Новелла», производимый ОАО «ХК» Ленинец», является изделием высоких технологий: помимо стандартной РЛС обнаружения морских надводных целей и БЦВМ обработки акустических данных (в ППС «Беркут»), «Новелла-П-38» имеет ряд вспомогательных пассивных датчиков и систем радиоэлектронной и оптико-электронной разведки для определения намерений противника на морском ТВД.

Станция РЭР способна обнаруживать источники радиолокационного излучения (корабельные РЛС/МРЛС систем ПВО), перехватывать каналы тактической радиосвязи в самом широком диапазоне волн: по частоте излучения определять, «обзорный» или «стрельбовой» режим использует РЛС противника, а также передавать данные, необходимые для постановки РЭП другим подразделениям.

На изображении операторская с рабочими местами комплекса «Новелла-П-38» (Ил-38Н) (отставание полностью ликвидировано)

«Новелла-П-38» имеет и оптико-электронный комплекс ТВ/ИК-диапазона «Ланнер-А». Комплекс устанавливается в герметичной гиростабилизированной турели, размещённой под носовым обтекателем Ил-38Н. Работает в простых и осложнённых метеоусловиях, имеется возможность обнаружения человеческих силуэтов и спасательных плотов в воде в ходе поисково-спасательных операций. «Ланнер-А» способен работать и по наземным объектам, что даёт «Ильюшину» некоторые возможности разведывательного Ту-214Р. «Ланнер-А» (НВ-0101) имеет зону обзора по азимуту 200 градусов, по углу места от -20 до +115 градусов.

Радиолокационный комплекс высокого разрешения способен обнаружить F/A-18E на расстоянии до 85 км, РКр класса «Тикондерога» — 300 км. Пропускная способность – не менее 50 целей. Данная система гораздо более совершенная, чем та, что установлена на американские «Орионы», британские «Нимроды» и французские «Атлантики ATL3».

Комплекс обнаружения магнитных аномалий устанавливается в хвостовой части самолёта, он может определять расчётное место присутствия металлического подводного объекта (ПЛ) по изменению геомагнитного поля: уйти от этой системы не сможет ни современная ДСЭПЛ «Сорю», ни «Скорпене».

Командно-штабное применение в связке с Су-34

Мало где упоминается, что Ил-38Н может использоваться в связке с самым массовым и совершенным тактическим истребителем-бомбардировщиком Су-34. Этот самолёт также имеет детектор магнитных аномалий, способен функционировать в системе ПЛО и обрабатывать информацию от 72 РГБ. Радиолокационный комплекс и противолодочные системы «Сушки» разработаны всё той же холдинговой компанией «Ленинец», благодаря чему Су-34 и Ил-38Н могут действовать в единой системе ПЛО с помощью командно-тактического связного оборудования установленного на Ил-38Н.

В ходе подобной совместной операции звено или даже эскадрилья Су-34 может быть распределена между несколькими обширными морскими/океанскими секторами: вся получаемая информация будет передаваться на АРМ операторов Ил-38Н (выступающим командно-штабным самолётом), где будет сформирована общая картина подводной и надводной обстановки целого оперативного направления, передаваемая в цифровом виде в Главный штаб ВМФ России.

Такая «связка» сможет проконтролировать любое стратегическое направление: от Балтийского до Северо-Западного, что ликвидирует отставание временно слабой системной увязки наших противолодочных кораблей перед западными КУГ с участием «Иджис-кораблей». Не зря именно многоцелевой Су-34 сейчас в наиболее массовой серии. Помимо этого, Су-34 способны прикрывать Ил-38Н от палубной истребительной авиации противника, так как сами умеют вести воздушный бой.

Для ВМС Индии разработана модификация самолёта Ил-38SD (“Sea Dragon”) с одноимённой ППС «Морской Змей» система обладает аналогичными параметрами радиолокационного комплекса, что и «Новелла», отсутствует только элементная база системы радиоэлектронной разведки, которая ещё долго будет засекречена и не разрешена для экспорта.

Вооружение самолёта представлено противокорабельными ракетами Х-35У, различными современными активно-пассивными РГБ, торпедами АТ-1/2, глубинными и осветительными бомбами, общая нагрузка может доходить до 8,5 тонн. АРМ двух операторов имеют 4 широкоформатных ЖК МФИ, каждый из которых может в одном интерфейсе открывать одновременно несколько информационных окон БРЭО (одновременно ПО РЛК и ГАС или тактическую карту), командир имеет более крупный дисплей информации. Ил-38Н может на удалении 1000 км от берега контролировать морскую зону протяжённостью до 2500 км, совместно с эскадрильей Су-34 – до 5 – 7 тыс. км, продолжительность дежурства может быть увеличена при наличии самолёта-танкера Ил-78М.

30 июня Военно-морской флот России получил 5-й модернизированный Ил-78М «Фёдор Золотухин». В данный момент поэтапно модернизируются и распределяются по флотам все самолёты этого типа, именно от них зависит сейчас безопасность морских подступов к России.

army-news.ru

28 модернизированных противолодочных самолетов Ил-38Н к 2020 году

Авиационный комплекс имени Ильюшина в интересах Минобороны РФ модернизирует почти три десятка противолодочных самолетов Ил-38 к 2020 году.

Об этом ИТАР-ТАСС сообщил генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «Ил» Виктор Ливанов.
«Минобороны России мы должны сделать (модернизировать) до 2020 г. 28 таких самолетов», — рассказал Ливанов. Он добавил, что программа модернизации этих самолетов уже идет, отказавшись уточнить ее параметры.
«Машина абсолютно секретная», — отметил глава «Ильюшина», говоря о модернизированном варианте Ил-38.

Видео по теме: http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=562817

Ил-38 (по кодификации НАТО: May) — противолодочный самолёт, предназначенный для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.

Самолeт Ил-38 называют легендой в морской авиации.
Почти 40 лет он выполняет задачи противолодочной обороны страны.
По надeжности и эффективности ему до сих пор нет равных в воздушном парке России.

Не случайно, Ил-38-й стал настоящей грозой иностранных субмарин. он может находить их под толщей воды не только по изменению гидроакустического и магнитного полей, но и по тепловому и газовому следам.

Для уничтожения атомных ракетоносцев типа «Огайо» самолeт располагает 5-ю тоннами вооружений, включая: ядерные торпеды, противолодочные ракеты, мины и глубинные бомбы.

Сегодня Ил-38 переживает второе рождение.
Благодаря новейшей поисково-прицельной системе «Морской змей», самолeт способен обнаруживать и уничтожать не только субмарины, но и надводные корабли противника, следить за воздушными целями и выполнять патрульные задачи.

Недавно ВМФ России получил первый модернизированный морской самолет-разведчик Ил-38Н.

С тех пор как Ил-38Н поступил на вооружение одиннадцать лет назад в него было внесено несколько обновлений.
Последняя модернизация самолета позволяет ему обнаруживать корабли на расстоянии до 320 километров.
На нем также расположен новый термический (тепловой) датчик, более мощные компьютеры и увеличены возможности всех датчиков.

Оборудование самолета включает РЛС с синтезированной апертурой/обратной синтезированной апертурой (используется ночью и в тумане), бортовую инфракрасную аппаратуру переднего обзора с высоким разрешением, систему передачи телевизионного изображения в условиях низкой освещенности и реальном масштабе времени, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и магнитометр.
Самолет также может нести гидроакустические и магнитные буи.

Первый полёт выполнен 27 сентября 1961 года.
Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе №30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до середины 1970-х годов.
Всего построено 65 машин.

По конструкции, Ил-38 — четырёхдвигательный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным трапециевидным прямым крылом, традиционным однокилевым оперением и трёхстоечным шасси.

По сравнению с Ил-18 (на основе которых самолет разработан), на Ил-38 в средней части фюзеляжа оборудованы два грузоотсека для средств поиска и поражения подводных лодок.
Крыло смещено вперёд на три метра, под кабиной находится обтекатель антенны РЛС поисково-прицельного комплекса «Беркут-38».

В корме машины, за хвостовым оперением расположен обтекатель датчика магнитометра.

Экипаж Ил-38 состоит из семи человек: два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), штурман-навигатор, штурман-оператор РЛС, оператор самолётного приёмного индикаторного устройства (СПИУ), бортинженер, бортрадист.

Оборудование
Пилотажно-навигационная система «Путь-4Б-2К»;
Автопилот АП-6Е
Навигационный прибор АНП-3В
Курсовая система ТКС-П
Радиокомпас АРК-Б
Поисково-прицельная система «Беркут-38»;
Магнитометр АПМ-60 или АПМ-73.

Вооружение
Средства поиска ПЛ — ненаправленные радиогидролокационные буи РГБ-1, пассивные направленные РГБ-2, автономные гидроакустические пассивно-активные станции РГБ-3, РГБ-16 (144 РГБ-1, 10 РГБ-2, 3 РГБ-3).
Средства поражения ПЛ — две противолодочные торпеды АТ-1 или АТ-2 или АПР-1 или АПР-2.
Противолодочные свободнопадающие и корректируемые бомбы, морские мины, спасательные контейнеры КАС, морские маркеры (ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-12Д) и т. д.
Оборонительное стрелково-пушечное вооружение — отсутствует.

Часть самолётов (около 12) прошла модернизацию по применению более современных радиогидробуев РГБ-16.
Для этой цели на самолёт установили аппаратуру «Изумруд», в составе которой 68-канальное приёмное устройство «Волхов», аппаратура обработки и отображения информации, блоки сопряжения с ППС «Беркут».

Технические характеристики
Экипаж: 7
Длина: 40,075 м
Размах крыла: 37,4 м
Высота: 10,12 м
Максимальная взлётная масса: 68 000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 26 650 кг
Силовая установка: 4 × ТВД АИ-20М
Мощность двигателей: 4 × 4250 л. с. (4 × 3126 кВт (взлётная))
Воздушный винт: АВ-64 серии 04А
Диаметр винта: 4,5 м
Масса двигателя: 1040 кг

Лётные характеристики:
Максимальная скорость: 650 км/ч на 6000 м
Боевой радиус: 2200 км
Техническая дальность: 9500 км
Практический потолок: 8000 м (с полётной массой 66000 кг)
Длина разбега: 1700 м

Вооружение:
Боевая нагрузка:
нормальная: 5430 кг
максимальная: 8400 кг

На 2013 год в авиации Военно-морского флота находится 40 Ил-38.

Кстати, в декабре 2010 года именно российские самолеты Ил-38 прервали совместные учения флотов США и Японии в Японском море.
Глава аппарата кабинета министров Японии Йошито Сенгоку подтвердил информацию о том, что во время учений российские военные самолеты вошли в воздушное пространство над Японским морем.
Из опасений, что сверхсекретная информация, такая как, например, частоты радаров, может быть перехвачена российскими самолетами, учения были временно приостановлены.

Сейчас экипажи самолетов морской авиации выполняют полеты на постоянной основе и в Арктических широтах Северного Ледовитого океана.
Летчики поднимают в воздух противолодочные самолеты с аэродромов морской авиации Северного флота в Мурманской и Вологодской областях.

[по материалам]
http://armstass.su/?page=article&aid=126426&cid=25
http://news.tochka.net/56022-rossiya-sorvala-ucheniya-ssha-i-yaponii-foto/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-38
http://militaryrussia.ru/blog/topic-511.html
http://worldweapon.ru/sam/il38.php
http://rnns.ru/77791-morskoj-zmej-il-38.html
http://topwar.ru/12514-modernizirovannyy-il-38n.html
http://pressa-sf.livejournal.com/63929.html

dobriy-vasya.livejournal.com

Ил-38Н — Найти невидимку… — В ДВИЖЕНИИ …

Модернизированные Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина противолодочные самолеты Ил-38Н поступили на вооружение Морской авиации Тихоокеанского флота России. Самолеты базируются на авиабазах Елизово (г. Петропавловск-Камчатский) и Николаевка (Приморский край). Личный состав авиабаз прошел переучивание на новый тип авиационной техники и начал полеты с аэродромов базирования. Переучивание проходило в Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России в г. Ейске, где эксплуатируется первый модернизированный Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина противолодочный самолет Ил-38Н.

Начальник авиации Тихоокеанского флота полковник Сергей Геннадьевич Рассказов уточнил, что модернизация, которая заключалась в установке на самолеты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», значительно расширила объем решаемых самолетами задач и их боевые возможности. По его оценке, поисковые возможности самолета качественно улучшились и увеличились в несколько раз по сравнению с базовым Ил-38. Появилась возможность применения радиоакустических буев нового поколения, в состав оборудования самолета дополнительно была включена станция радиоэлектронной разведки, тепловизор, работающий в инфракрасном и видимом спектре.

С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолет может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

По согласованию с командованием Морской авиации, пятому модернизированному самолету было присвоено имя Федора Золотухина, главного конструктора поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», которым оснащаются самолеты Ил-38Н.

По словам командира 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России генерал-майора Алексея Сердюка, поисковая производительность Ил-38 увеличилась в четыре раза. Один обновленный самолет сможет выполнять задачи на площади, в четыре раза превышающей прежний район работ Ил-38. Есть возможность провести техническую разведку, выдавать целеуказания. Планер самолета вполне позволяет выполнять задачи в дальней и ближней морской зоне.

Серийное производство самолетов Ил-38 началось в 1967 г. и продолжалось до 1972 г. За этот период на заводе «Знамя труда» было построено 65 машин.

Фюзеляж самолета длиной 40 метров заканчивается хвостовой балкой из металлической и немагнитной части длиной 5,60 м. Специальное оборудование и вооружение вызвали необходимость значительного изменения планера самолета по сравнению с Ил-18Д (положение крыла сместили на 4 шпангоута вперед). Благодаря этому, в отсеке вооружения стало возможно размещать торпеды, имеющие значительную длину. В носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель мощной поисковой РЛС. В оконечной части фюзеляжа за хвостовым оперением в длинном коке установили датчик детектора магнитных аномалий.

Максимальный диаметр фюзеляжа — 3,5 м. Экипаж — семь человек: командир корабля, помощник командира корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор, штурман-оператор самолетного приемно-индикаторного устройства (СПИУ), бортовой инженер, радист.

Для подсветки подводной лодки используется гидроакустическая станция. Гидроакустические буи и развернутая антенная решетка ADS обнаруживают подводную лодку в мультистатическом режиме.Помимо гидролокации, лодка может быть обнаружена еще по трем десяткам различных физических полей и вызываемых действиями лодки явлений.Соответствующие датчики отслеживают изменения в естественном фоне среды, которые вызываются присутствием корабля. Например, в результате прохождения лодки изменяется давление воды, образуется волна повышенного гидростатического давления, что легко может быть зафиксировано. Сейсмические датчики могут отследить вызванные прохождением подводной лодки колебания морского дна (лодка оказывает давление на воду, а та в свою очередь на морское дно). Из-за прохождения лодки изменяются освещенность подводного дна, магнитное поле, гравитационное поле Земли. Наконец, со спутника при определенных условиях можно увидеть волновой след лодки, даже если она идет глубоко под водой. Современные системы противолодочной борьбы используют целый комплекс средств поиска.

Модернизация ранних версий Ил-38 до уровня Ил-38Н вполне обоснованна. В НАТО до сих пор на вооружении ровесники Ил-38 — Р-3С Orion. Они, как и раньше, сопровождают выходы российских кораблей в плавание.

На сегодняшний день поиск, обнаружение, сопровождение и уничтожение современных подводных лодок не требует больших скоростей. Ил-38 имеет радиус действия в 2,2 тысячи км. и этого вполне достаточно, чтобы патрулируя вблизи побережья, вести разведку.

В случае если лодка или отряд кораблей будут обнаружены иными средствами флота, Ил-38 окажется в этой точке раньше и сможет самостоятельно начать преследование или даже атаку на цель или целую группу целей. Такими возможностями он вполне обладает.

За всё время эксплуатации Самолет Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливой, надежной и достаточно экономичной машиной.

Минобороны России приняло решение о полной модернизации парка противолодочных самолетов Ил-38, находящихся на вооружении. Об этом заявил командующий Морской авиацией генерал майор авиации Игорь Кожин: —
«Заключение контракта сейчас обсуждается. Точную цифру назвать невозможно, но весь парк будет модернизирован».

На сегодня Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина завершил исполнение государственного контракта на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолетов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных самолетов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России.

tankasan.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о