Иван Кабатов: Самолеты Ил-114-300 будут построены полностью из отечественных комплектующих

14 ноября 2018 г., AEX.RU –  Сегодня г. Якутске состоялось расширенное совещание по вопросам эксплуатации и обслуживания Ил-114-300 в специфических условиях региона при участии министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и  ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Об этом сообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Разработчиками самолета  Ил-114 отмечено, компоновка самолета Ил-114-300 будет разработана в трех вариантах:

— в варианте 68 пассажирских мест;

— в варианте 60 пассажирских мест с увеличенным расстоянием между рядами пассажирских кресел и незначительным увеличением переднего багажного отсека;

— в варианте 52 пассажирских места с увеличенными передним багажным отсеком для перевозки коммерческого груза.

Директор программы Ил-114, Иван Кабатов: «Предлагается самолет с изменяемой компоновкой салона от 68 пассажиров и ниже, в сторону увеличения багажных отсеков. Самолеты будут построены полностью из отечественных комплектующих. В настоящее время двигатель ТВ7-117СТ-01 находится в разработке, это новый двигатель с увеличенной мощностью и ресурсом. Именно он позволит увеличить грузоподъемность Ил-114-300, сократить время разбега самолета. Прежде всего, самолет создается для обеспечения транспортной доступности внутри российских регионов». 

Самолет Ил-114-300 рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах. Для этой цели Ил-114-300 будет иметь вспомогательную силовую установку, встроенный бортовой трап для входа и выхода пассажиров, так же на самолете обеспечен быстрый и легкий доступ ко всем точкам технического обслуживания.

Генеральный директор авиакомпании «Якутия», Владимир Горбунов: «Авиакомпания «Якутия» экстремально нуждается в замене флота до 2023, и сейчас крайне важно найти пути подхода по совершенствованию самолета Ил-114-300 для его адаптации в условиях эксплуатации Крайнего Севера.  И, главное, обеспечить транспортную доступность населения. Задача, которую мы преследуем сейчас – это «научить» самолет летать в Республике Саха. Если он будет адаптирован с помощью нашего опыта и нашей эксплуатации на аэродромной сети, то этому самолету уже ничего не страшно».

 

Первый заместитель генерального директора АК «Полярные авиалинии»,  Андрей Корякин: «Авиакомпания «Полярные авиалинии» давно заинтересована самолетом Ил-114. Презентованный новый самолет порадовал более мощным двигателем, и на сегодняшний день это перспективная замена эксплуатируемым самолетам Ан-24 и Ан-26, которых в авиапарке компании 8 судов». 

Для самолета Ил-114-300 принята система эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, обеспечивающая поддержание требуемого уровня безопасности при минимальных эксплуатационных расходах в пределах проектного ресурса 30000 л.ч. или 30000 полетов и срока службы 30 лет. Сертификация самолета будет завершена в конце 2022 года.

www.aex.ru

ИЛ-114: Доработки и летные испытания

С целью повышения весовой отдачи приняты решения по снижению массы пустого самолета. Список доработок включает новый кабельный план, с переходом на современные провода. Это дает экономию массы порядка 400 кг — весьма существенная цифра для самолета регионального класса. Кроме того, изменению подвергнется ряд элементов конструкции. За счет перехода на авионику нового поколения, масса блоков ЦПНК-114 сокращается вдвое, до 265 кг. Вкупе с другими мероприятиями, это позволит сократить вес пустого снаряженного самолета до 14,8 тонн, и повысить дальность полета с 68 пассажирами до 1750 км.

Чертежи самолета Ил-114-300 выполняются в цифровом виде. Пока идет передача документации от АК «Ил» заводам в Луховицах, Нижнем Новгороде и Воронеже, специалисты опытного конструкторского бюро займутся восстановлением летной годности одного из самолетов, ранее собранных в Ташкенте.

Планируется, что он будет выполнять полеты по ряду сертификационных задач. Во-первых, требуется работа по расширению разрешенной области эксплуатации в условиях пониженных температур окружающего воздуха. На сегодняшний день доказана возможность полетов при температуре окружающего воздуха -35 градусов, а требуется дойди до -55. По мнению специалистов АК «Ил», самолет полностью готов к эксплуатации в жестких климатических условиях Сибири и Дальнего Востока, и осталось лишь показать это на практике, «поймав» соответствующие погодные условия (что, к сожалению, не получилось в ходе пребывания опытной машины в Якутии годами ранее).

Во-вторых, первому самолету предстоят полеты в условиях естественного обледенения. На ранее выпущенных Ил-114 установлена электро-тепловая противообледенительная система (ПОС), которая требует отбора мощности у силовой установки. При полетах зимой, особенно над горами, затраты мощности двигателя на ПОС приводят к снижению ЛТХ самолета. Это, в частности, показала эксплуатация Ил-114-100 в Узбекистане. Принято решение установить на Ил-114-300 электро-импульсную противообледенительную систему. Она опробована на широкофюзеляжном лайнере Ил-86 и сегодня успешно применяется на Ил-96. Опыт оказался успешным, и его надо распространить на региональную авиацию.

Третий вопрос, который решается с использованием опытной машины — модернизация пилотажно-навигационного комплекса. Самолеты, эксплуатируемые в Узбекистане, оснащены ЦПНК-114М разработки НИИАО с использованием блоков фирмы Collins. Следуя в русле политики импортозамещения, разработчики Ил-114-300 полностью отказываются от американского  оборудования.

Четвертый вопрос, который планируется решить — полеты на все виды аэродромов, включая грунтовые, заснеженные и тому подобное. На прошлом этапе сертификационных испытаний, из-за недостатка финансирования, программа соответствующих испытаний была выполнена лишь частично. Тем не менее, в апреле 1997 года АР МАК выдал АК «Ильюшин» сертификат типа, подтверждающий его летную годность по нормам НЛГС-3.

Сегодня стоит вопрос о сертификации Ил-114-300 по требованиям АП-25. Разработан директивный план-график по сертификации, который прошел согласование со всеми службами. На соответствие ему разбито и финансирование, причем, средства будут выделяться по мере завершения очередного этапа работ. Разработчики самолета надеются зачесть часть испытаний базовой машины, полученных ранее в рамках сертификации АР МАК. Согласно постановлению Правительства РФ, сегодня за сертификацию новой авиатехники отвечает Росавиация. Продолжительность и итоги сертификации Ил-114-300 зависят от качества работы большого круга специалистов промышленности и государственных структур.

https://www.aex.ru/docs/3/2017/3/12/2578/

rt.vk34.ru

МС-21 и Ил-114 будут решать разные задачи

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс и стратегические проекты двойного назначения, заявил, что сибирский авиапром готовит ответ западному авиастроению в виде перспективных авиапроектов МС-21 и Ил-114.

Рогозин поддержал иркутских авиастроителей

Это заявление является словами поддержки иркутским авиастроителям, которые были сказаны во время визита Рогозина на главное авиастроительное предприятие Иркутска.

При этом, ремарка Рогозина интересна сама по себе, поскольку все российские проекты в области гражданской авиации, которые реализуются в последнее время, в качестве своей цели имеют не борьбу с западными конкурентами в лице компаний Airbus или Boeing, а заполнение внутреннего рынка. Это необходимо для того, чтобы в России не было засилья иностранных самолетов.

В этой связи, возникает вопрос, а какая цель в проектах МС-21 и Ил-114 является приоритетной. К тому же, у нас на сегодня существует пример Superjet-100, который пока коммерчески не окупился.

Главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что МС-21 и Ил-114 являются по своим задачам совершенно разными проектами.

МС-21 и Ил-114 – это совершенно разные проекты

«Не надо здесь все валить в одну кучу – это совершенно разные по своему предназначению проекты. Ведь, если взять МС-21, то он предназначен для перевозок на магистральных воздушных линиях, независимо от их национальной принадлежности», — заключает Гусаров.

Это крайне важный момент, учитывая тот факт, что географические особенности России не похожи ни на одну страну мира, что отражается и на задачах отечественного авиастроения.

«Поэтому если МС-21 будет эксплуатироваться российскими авиакомпаниями, то граждане нашей страны будут летать не только по России, но и за границу. Поэтому во главе этого проекта, само собой, будет стоять его коммерческая привлекательность», — резюмирует Гусаров.

В конце концов, в рамках подобных перевозок речь идет о бизнесе, что и послужило причиной отказа России от отечественных самолетов в девяностые годы.

Ввиду этого, МС-21 должен рассматриваться, как коммерческий продукт, который обязан не уступать и даже в чем-то превосходить свои аналоги из линейки Airbus и Boeing.

МС-21 должен быть коммерчески успешным проектом

«Таким образом, МС-21 будет прямым конкурентом самолетов Airbus и Boeing, причем это означает задачу его продаж с прибылью для корпорации «Иркут» – непосредственного производителя этого самолета. Для этого нужно продавать МС-21 не только дороже себестоимости, но и строить его крупносерийно, чтобы оправдать затраты на этот проект», — констатирует Гусаров.

По словам Романа Владимировича, проблема заключается в том, что наш национальный рынок является очень маленьким, чтобы окупить такой авиационный проект, как МС-21.

«Поэтому МС-21, конечно же, рассчитан на продажу на мировом рынке, где он должен будет выиграть конкуренцию у мировых лидеров. Для этого данный проект реализуется в рамках широкой международной кооперации, когда мы в качестве компонентов для МС-21 взяли все самое лучше и передовое с мирового авиационного рынка», — заключает Гусаров.

Как считает эксперт, это логичное решение, поскольку, чтобы ворваться на этот рынок в ситуации, когда собственного имени и доверия со стороны потенциальных покупателей у нас еще нет, нужно предлагать конкурентоспособный продукт, в чем-то превосходящий мировых лидеров.

Ил-114 – это самолет для региональных коммуникаций

«Что касается самолета Ил-114, то в рамках этого проекта существует совершенно другая история. Это по большей части чисто российский проект, поскольку перед нами самолет, главной задачей которого является перевозка российских граждан не за границу, а на внутренних линиях по всей территории нашей страны», — резюмирует Гусаров.

Поэтому последний вариант этого самолета в виде модификации Ил-114-300 создается, исходя из природных и климатических условий России, а также состояния аэродромной сети в нашей стране, которая по вполне понятным причинам оставляет желать лучшего.

«В этом проекте мы исходим из тех факторов, которых нет в большинстве стран мира, на что накладывается и другая проблема – создание универсальных самолетов дело очень сложное, которое требует значительных финансовых затрат», — констатирует Гусаров.

Соответственно, во главу угла здесь не ставятся коммерческие задачи, поскольку, в противном случае, такой самолет просто никогда не будет создан, а он нужен нашей стране и сегодня.

«Наличие этого самолета позволит нам вернуться к воссозданию широкой сети региональных воздушных линий, которая когда-то была в Советском Союзе», — заключает Гусаров.

Поэтому в проект Ил-114 изначально закладывалось государственное субсидирование ввиду важности реализации этого проекта для всей транспортной инфраструктуры нашей страны.

«Все это позволяет сделать вывод – МС-21 является чисто коммерческим продуктом, который нужно будет окупить путем его продаж на мировом рынке, а Ил-114 – это уже вопрос внутренних транспортных коммуникаций, подвижности населения и, более того – возможности выполнять хозяйственную деятельность по всей территории России», — резюмирует Гусаров.

Это в первую очередь касается северов, Дальнего Востока и других российских регионов, где очень мало населения, но имеются огромные расстояния и плохие аэродромы.

Читайте нас в Яндексе

Автор:
Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru

Узкофюзеляжный ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-114

Ил-114 является турбовинтовым узкофюзеляжным ближнемагистральным пассажирским самолётом. Разработан опытно-конструкторским бюро Ильюшина в 1990 году.

Обзор самолёта и летных характеристик

Максимальная пассажировместимость самолёта Ил-114 составляет 64 человека (всё зависит от варианта компоновки салона и модели). Обычно самолёт имеет лишь эконом-класс с местами, расположенными по схеме «2-2» (как и указано на схеме пассажирского салона). При этом лучшими местами для бронирования билетов являются места первого, второго и девятого рядов (согласно схеме), а наихудшими — места рядов с номерами 16 и 17.

Аэродинамически самолёт Ил-114 представляет собой двухмоторный турбовинтовой низкоплан нормальной схемы. Оперение – однокилевое. Также интересной особенностью является и то, что корпус самолёта на 10 процентов состоит из композитных материалов, что положительно влияет на его прочность, надёжность и устойчивость, а также снижает массу самолёта.

Конструкция крыла позволяет Ил-114 использовать взлётно-посадочные полосы длиной до 1600 метров, а встроенные трапы дают возможность его использования и на необустроенных аэродромах.

Лётно-технические характеристики Ил-114:

  • Длина: 26,9 м.
  • Высота: 9,2 м.
  • Вес пустого: 15900 кг.
  • Размах крыла: 30 м.
  • Площадь крыла: 81,9 кв.м.
  • Потолок: 8000 м.
  • Дальность полета с максимальной загрузкой: 1500 км.
  • Двигатели: 2хP&WCPW127H.
  • Тяга: 2×2750л. с.
  • Количество пассажирских мест: 64 места.
  • Максимальный взлетный вес: 23500 кг.
  • Максимальный посадочный вес: 23500 кг.
  • Макс. коммерческая загрузка: 6500 кг.
  • Емкость баков с топливом: 8360 кг.
  • Длина разбега: 1400 м.
  • Длина пробега: 900 м.
  • Удельный расход топлива: 20.8 г/пас/км.
  • Часовой расход топлива: 590 кг.
  • Ширина салона: 2,3 м.

История создания самолёта и эксплуатация

Начало 80-х годов XX века для гражданской авиации СССР характеризуется прочным положением Ан-24 на внутренних ближних пассажирских рейсах. Однако ввиду того, что данный самолёт уже практически морально устарел и не соответствовал всё возрастающим требованиям и объёмам пассажирских авиаперевозок, в ОКБ Ильюшина было принято решение о начале разработки нового турбовинтового самолёта, который смог бы заменить Ан-24. Также, в случае успеха проекта, планировалось заменить новым самолётом и устаревшие Ту-134 и Як-40, также использовавшиеся в гражданском воздушном флоте СССР. В 1986 году Совет Министров СССР выпустил постановление о начале разработки такого самолёта.

Создание нового пассажирского самолёта, вскоре после начала разработок получившего название Ил-118, стимулировалась ещё и тем, что за рубежом также в это же время проектировались лайнеры подобного типа. Планировалось, что Ил-114 будет по возможности поставляться и странам социалистического лагеря.

К началу 1990 года первый образец Ил-114 был выпущен, и уже весной прошёл его первый полёт. В этом полёте машина зарекомендовала себя хорошо, и вскоре начались её испытания. При этом стоит отметить, что испытывался самолёт в различных климатических условиях, которые только могла предоставить Россия. Также Ил-114 демонстрировался на авиационных выставках, где был встречен положительно.

Однако ввиду недостатка финансирования, а также тяжёлой ситуации в стране, сертифицирован новый самолёт был лишь весной 1997 года.

Первоначально планировалось запустить первую партию серийного производства Ил-114 в размере 100 машин. Однако в действительности по состоянию на 2012 год было произведено всего 20 Ил-114, из которых два вообще никогда не летали. Всё это произошло по причине того, что главный заказчик – авиакомпания «СЗАТК Выборг» — прекратила свою деятельность. После этого основным эксплуататором Ил-114 стала узбекская авиакомпания «Узбекские авиалинии», которая, по состоянию на 2014, имела в своём парке 7 самолётов.

В течение 2014-2015 годов осуществлялись попытки возобновления серийного производства Ил-114. Также летом 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин внёс предложение начать разработку нового турбовинтового самолёта, который должен был стать усовершенствованной модификацией Ил-114. Однако все попытки «реанимировать» самолёт потерпели фиаско (в основном – по причине больших затрат на возобновление производства и разработок) и были отклонены.

В конце 2018 – начале 2018 года появилась информация о возобновлении производства Ил-114 на заводе в Нижнем Новгороде в сотрудничестве с Ташкентским авиастроительным заводом. В течение всего 2018 года шли работы по проектированию и подготовке к серийному производству, которые закончились лишь осенью.

В качестве вывода можно отметить, что если финансирование программы по производству Ил-114, а также по созданию его новых модификаций не будет прекращено или урезано, то самолёт ожидают большие перспективы, причём как на отечественном рынке, так и за границей. Прежде всего это касается стран юго-восточной Азии и Латинской Америки. Последние новости лишь подтверждают то, что разработки новых модификаций Ту-114 будут возобновлены.

Модификации Ил-114

В настоящее время производилось или разрабатывалось (разрабатывается) 13 модификаций Ил-114.

  • Ил-114 – базовая модификация самолёта, оснащённая двигателями PW127H фирмы Pratt&Whitney.
  • Ил-114-100 – модификация самолёта с улучшенными характеристиками (повышенной эксплуатационной экономичностью и увеличенной дальностью полёта). Другое обозначение модели – Ил-114РС.
  • Ил-114-300 – модификация Ил-114, оснащённая более мощными двигателями (ТВ7-117СМ), а также усовершенствованной системой бортовой электроники.
  • Ил-114ЛЛ – модификация, оборудованная в качестве летающей лаборатории для испытаний радарных систем.
  • Ил-114М – модификация с более мощными двигателями ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой. В настоящее время проектируется.
  • Ил-114МА – модификация, оборудованная двигателями фирмы Pratt&Whitney и обладающая увеличенной пассажировместимостью (более 70 человек). В проекте.
  • Ил-114МП – модификация Ил-114, переоборудованная в морской патрульный самолёт. Также может вести борьбу против торпедных катеров и подводных лодок противника. В настоящее время проектируется.
  • Ил-114П – патрульная модификация Ил-114, предназначенная для охраны водных рубежей. Оснащён комплексом «Стриж». Проектируется.
  • Ил-114ПР – модификация самолёта, оборудованная и предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы и разведки. В проекте.
  • Ил-114Т – грузовая модификация самолёта, оборудованная грузовой кабиной, а также имеющая увеличенную полезную нагрузку.
  • Ил-114ФК – модификация Ил-114, предназначенная для ведения разведки и работ по картографированию. В настоящее время разрабатывается.
  • Ил-140 – модификация, предназначенная для работ по обеспечению контроля над воздушной обстановкой. В проекте.
  • Ил-140М – вариант Ил-140 для нужд МЧС. В настоящее время находится в проекте.

Достоинства и недостатки Ил-114

Основным достоинством данного самолёта является его экономичность в обслуживании и эксплуатации, а также неприхотливость к качеству взлётно-посадочной полосы. Так, обладая устойчивым шасси и встроенным трапом, Ил-114 способен совершать рейсы даже в отдалённые уголки страны, благодаря чему очень быстро приобрёл уважительной прозвище «деревенского» самолёта.

Новейшая отечественная система бортовой электроники способна существенно облегчить работу экипажа, а также серьёзно увеличивает надёжность самолёта.

Главным недостатком пассажирского самолёта Ил-114 является именно экономический фактор. Будучи разработанным в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, самолёт сегодня требует уже больших сумм на восстановление серийного производства, а также на разработку новых модификации, без которых он обречён на быстрое моральное устаревание.

Тем не менее, данная модель весьма удачна как для своего времени, так и для сегодняшнего дня.

Заключение

Ил-114 весьма удобный и неприхотливый скромный труженик пассажирских авиаперевозок. Его надёжность, удобство в эксплуатации и экономичность были по праву оценены авиакомпанией «Узбекские авиалинии», благодаря чему эти самолёты используются там до сих пор, в условиях засушливого климата Узбекистана. Если говорить откровенно, то этому самолёту просто «не повезло» — он появился в трудное для государства время, когда разваливались целые отрасли экономики, а уж до Ил-114 и подавно дела никому не было. Именно это и сыграло с самолётом злую шутку. Тем не менее, время покажет и прояснит дальнейшие перспективы Ил-114. И лишь в последнее время (осень 2018 года) новости о возможном перерождении этого самолёта радуют.

militaryarms.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о