Корветы проект 20385: военные корабли технологии Стелс «Гремящий» и «Проворный»

13.05.2018

Лето 2018 года ознаменовалось для «Северной верфи», одного из самых крупных судостроительных предприятий России, историческим событием — со стапеля сошел корвет проекта 20385. Корабль еще при закладке вместе с заводским номером получил громкое и звучное название — «Гремящий», легендарное для отечественного флота. С 16 июня корабль переведен на открытый стапель, где будут вести дальнейшие работы по установке и наладке основных систем, узлов и агрегатов корабля. Окончание монтажных работ запланировано на вторую половину, конец 2018 года, после чего новейший боевой корабль должен будет пополнить ряды Северного флота.

Головной корабль проекта 20385

В СМИ периодически появляется информация о том, что все корабли, строящиеся в рамках реализации проекта 20385, будут идти на оснащение Тихоокеанского флота. О том, как будет идти достройка головного корабля и как сложится судьба второго судна, строящегося в рамках этого проекта, покажет время.

Новый корвет является одной из версий целого семейства новых российских боевых судов, построенных в рамках реализации государственной программы развития флота. Основной проектной базой и технологической платформой при создании корвета «Гремящий» является проект 20380, разработанный в стенах Центрального МКБ «Алмаз».

Что послужило причиной рождения корветов проекта 20385

Имея в своем распоряжении огромный опыт практического применения и эксплуатации боевых кораблей проекта 20380, Высшее Военно-морское руководство приняло решение о необходимости внести некоторые коррективы в состав вооружения. Результатом внесения целого ряда технических новшеств и усовершенствований стал проект 20385 – модификация базового проекта 20380.

После того, как в строй были введены 5 кораблей проекта 20380, было решено изменить состав вооружения. В новом виде корабли проекта, как и их предшественники, также считались кораблями 2-го ранга, рассчитанные на действие в ближней морской зоне. Новыми судами предполагалось пополнить состав Тихоокеанского флота, в котором на тот момент имелся только корвет «Совершенный» — корабль базового проекта 20380.

Корвет 20385

Предполагалось увеличить и расширить боевые возможности судов за счет замены противокорабельного комплекса «Уран» на более совершенные и компактные крылатые ракеты «Калибр-НК». За счет этой модернизации новый корабль становился универсальной высоко мобильной боевой единицей, способной одинаково эффективно действовать против боевых судов и соединений кораблей, а также наносить удары по другим объектам в оперативно-тактических и стратегических целях.

Неся такое мощное вооружение, корабль соответственно нуждался в мощной противовоздушной обороне. На корветах проекта 20385 ЗРК «Редут» получил большее количество пусковых ячеек. Боекомплект комплекса увеличен с 12 до 16 единиц. Имея на оснащении такое мощное вооружение, корветы проекта могли уже действовать не только в ближней морской зоне, но и спокойно находиться в любой точке Мирового океана. Дальность полета крылатых ракет «Калибр-НК» позволяли держать под прицелом все военные суда на огромном морском театре и наземные объекты в радиусе 1500-2000 км.

Несмотря на то, что с установкой на боевой корабль крылатых ракет его боевые возможности значительно расширились и увеличились, корвет проекта 20385 являлся универсальным, многоцелевым кораблем. По водоизмещению, дальности хода и составу вооружения новый корабль тяготел к эсминцам — самому универсальному классу кораблей в составе современных флотов. Корабль должен был способен решать целый комплекс боевых задач:

  • поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника;
  • противодействие военным кораблям всех типов и классов в прибрежной и в дальней морской зоне;
  • огневая поддержка десантных операций;
  • проведение патрульных и экспортных операций.

Корвет спуск на воду

Корабль получил на оснащение вертолет Ка-27, способный вести активную воздушную разведку, патрулирование и выполнять спасательные работы. В отличие от своих предшественников, головной корабль — корвет «Гремящий» должен был стать кораблем, обладающим значительно сниженной радиолокационной заметностью. В комплексе с мощным вооружением, малозаметный для вражеских радаров боевой корабль, являлся грозным противником для любого военного корабля. В сравнении с серийными корветами проекта 20380 новый корабль является более мощным и технически современным. У нового судна иные тактико-технические характеристики и соответственно выше боевые возможности. Это касается не только системы вооружений, но и силовой установки, навигационного оборудования.

Изначально предполагалось, что поступит заказ на строительство двух десятков кораблей этого типа. Отечественная оборонная промышленность наладила выпуск деталей кораблей из полимерных и композитных материалов, которые предполагается использовать в дальнейшем не только на строительстве кораблей улучшенного проекта. Вслед за головным кораблем в июле 2013 года были заложен первый серийный корабль — корвет «Проворный».

Основные отличия в конструкции кораблей проекта 20385

Отельного внимания заслуживает конструкция корабля. На «Гремящем», головном корабле проекта 20385, при сооружении корпуса и главных надстроек использованы композитные материалы, разработанные и созданные отечественными специалистами ФГУП «Прометей». Технология уверенно прошла обкатку во время строительства судов базового 20380 проекта. Надстройка корвета изготовлена из композитного материала, который представляет собой негорючий многослойный пластик. Основу материала составляет углеродистые волокна, обладающие высокими прочностными характеристиками. Инновация решения заключается в том, что судно таких размеров, выполненное с использованием стекловолокна, в 2-3 раза легче аналогичной конструкции, сделанной их стали. Еще одним весомым аргументом в пользу такого технического решения является низкая радиолокационная заметность надстройки, которой удалось добиться в результате применения технологии «стелс».

Корвет надстройка

В усовершенствованном варианте корвета конструкторы уделили больше внимания повышению мореходных качеств боевого корабля. Новый корвет обладает лучшей сопротивляемостью поперечной качке и способен успешно выполнять боевые задачи при волнении силой до 5 баллов. Корпус корабля и остров надстройки имеют сниженный в 3 раза показатель кругового рассеивания радиолокационного фона, что в свою очередь существенно увеличивает живучесть корабля в боевых условиях.

Силовая установка корабля на сегодняшний день представлена двумя дизельными агрегатами, которые в свою очередь приводятся в движение двумя двигателями 16Д49, мощностью 6000 л.с. каждый. Дизельные двигатели для головного корабля изготовлены на ОАО «Коломенский машзавод», а основные узлы и агрегаты изготовлены на АО «Звезда». С двигательной установкой для кораблей проекта 20385 возникла целая история, которая долгое время была одной из основных тем в новостных СМИ. Первоначально проект создавался под импортные двигатели, однако ухудшения военно-политических отношений с западными странами привели к срыву поставок необходимого оборудования немецкой компании MTU. Требовалось в срочном порядке найти подходящую замену.

Министерством обороны РФ были приняты решения, в результате которых все строящиеся по двум проектам корабли должны были оснащаться только отечественными силовыми агрегатами в порядке импортозамещения. С трудной задачей успешно справились Коломенские машиностроители, сумевшие в достаточно короткие сроки поставить необходимое оборудование.

Системы вооружений кораблей проекта 20385 корветов «Гремящий» и «Проворный»

Головной корабль проекта, как и его младший брат, корвет «Проворный», должны быть оснащены двумя боевыми универсальными ракетными комплексами «Калибр- НК» с 8 крылатыми ракетами на борту. Основу противовоздушной обороны составляет хорошо знакомый ХРК «Редут». Корветы будут иметь и артиллерийское вооружение. Главный калибр представлен 100 мм автоматической артустановкой А-190-01. В дополнение к нему, ближнюю огневую мощь корабля обеспечивает два 30 мм автоматы АК-630М. Экипаж корабля имеетл в своем распоряжении ПЗРК «Игла».

Гремящий

На кораблях должно быть установлено мощное торпедное вооружение, способное эффективно бороться, как с надводными кораблями противника, так и с подводными лодками. Всем вооружением на корабле управляла автоматизированная система «Пума». Для ближнего боя на корвете стояли пулеметные турели, имелось два гранатомета.

Корветы оснащены не только наступательными и оборонительными видами вооружения. Особое место в обеспечении живучести судна занимает радиолокационное и навигационное оборудование. На корветах стоит хорошо знакомая БИУС «Сигма». Для быстрого выявления противника на море и в воздухе корветы оснащены станцией «Фурке-2». Система управления огнем работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». За состояние подводного горизонта отвечают станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».

Благодаря такой насыщенности радиолокационным, гидроакустическим и навигационным оборудованием корветы проекта 20385 обладают высокой живучестью. Корветы могут на больших расстояниях выявлять суда вероятного противника, оставаясь тем времени вне зоны обнаружения.

Двигатели

Строительство корветов проекта 20385 и ввод в эксплуатацию

Головной корабль, корвет «Гремящий», был заложен зимой 2012 года. Следом за ним через полтора года, летом 2013 года был заложен первое серийное судно, корвет «Проворный». Основанием для начала строительства послужил государственный оборонный заказ и контракт. В соответствии с условиями контракта на «Северной верфи» к 2020 году планировалось заложить и спустить на воду 8 корветом проекта 20385. На сегодняшний день постройка ограничена двумя судами этого класса. Разговоры о закладке еще двух однотипных судов в дополнение к уже строящимся, оканчиваются в коридорах Главного Военно-Морского Штаба и Министерства Обороны РФ. Вероятнее всего дальнейшее строительство судов этого класса будет вестись уже на основе базового проекта, который полностью завязан на отечественное оборудование, детали и механизмы.

Оба судна будут сегодня достраиваться силами отечественных предприятий, которые должны будут поставить все необходимые узлы, агрегаты и оборудование вместо зарубежных аналогов. Качественной и равноценной замены достичь не удастся, однако, по мнению военных экспертов, такие технологические новшества по ходу строительства не могут существенно снизить проектные тактико-технические характеристики кораблей.

На сегодняшний день активная фаза строительства осуществляется только на головном корабле. Корвет «Проворный» будет снова возвращен в колыбель проекта 20380, чтобы комплектоваться отечественными узлами и агрегатами. Это в свою очередь ведет к значительному удешевлению постройки кораблей и позволит выдержать сроки ввода корабля в строй отечественного флота.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

корвет «Гремящий» готов к швартовным испытаниям » Военное обозрение

Судостроители Северной верфи подали электропитание на Главный распределительный щит корвета «Гремящий» проекта 20385. Прием электропитания на «Гремящий» позволяет начать его швартовные испытания и предъявление представителям заказчика общекорабельных систем, сообщила «Военному Обозрению» пресс-служба ПАО Судостроительный завод «Северная верфь»

В ближайшие пять месяцев корабелам предстоит закрыть около 200 швартовных удостоверений.


На корвете завершается монтаж систем вооружения, общекорабельной гидравлики, хозяйственно-бытовых сточных вод, кондиционирования воздуха. Заканчивается обустройство камбуза. Судостроители приступили к монтажу системы управления техническими средствами, которая отвечает за автоматическое управление Главной энергетической установкой и общекорабельными системами. На ходовые испытания «Гремящий» должен уйти в июне 2018 года

— отметили в пресс-службе.

Проект 20385 – модернизированный проект корвета нового поколения, разработанный ЦМКБ «Алмаз». Основная задача – обнаружение и уничтожение надводных вражеских судов или подводных лодок, организация высадки десанта, охрана прибрежной зоны, сопровождение других кораблей. Проектом предусмотрены артиллерийские, ракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы, ангар для вертолета Ка-27. Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, а также встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность.

Основные характеристики корветов проекта 20385:

• Водоизмещение — 2200 тонн.
• Длина — 104 м
• Ширина — 13 м
• Скорость — до 27 узлов
• Дальность плавания — 3500 миль
• Автономность — 15 суток
• Экипаж — 99 человек.
Главная энергетическая установка: • два дизель-электрических агрегата 1ДДА-12000

topwar.ru

Корвет «Гремящий» | Военное обозрение

Корвет «Гремящий» проекта 20385, строящийся для Военно-морского флота России, спустили на воду в пятницу на судостроительном заводе «Северная верфь» (входит в ОСК).

«Сегодня мы производим спуск боевого корабля с новейшими комплексами вооружения», — сказал на церемонии спуска начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников, пожелав корабелам выполнения программы по гособоронзаказу. Как отметил генеральный директор «Северной верфи», вице-президент ОСК Игорь Пономарев, в следующем году «корвет должен вступить в ряды Военно-морского флота».

В августе на корвете «Гремящий» начнутся швартовные испытания. Параллельно будут продолжены достроечные работы, в том числе оборудование и зашивка жилых, санитарно-бытовых помещений и камбузов, устройство изоляции. Сейчас на корвете устанавливается штатное вооружение — ракетный, артиллерийский и зенитный комплексы. Заселение экипажа планируется осенью, весной следующего года корвет отправится на ходовые испытания. Передать корвет «Гремящий» ВМФ РФ необходимо до конца 2018 года.

Проект 20385 разработан ЦМКБ «Алмаз». Многоцелевые корветы этого проекта предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. На кораблях размещены артиллерийские, ракетные, противолодочные, гидроакустические и радиолокационные комплексы. Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, а также встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность.

Корветы проекта 20385 имеют водоизмещение более 2 тысяч тонн, длину — 104 метра, ширину — 13 метров, развивают скорость хода до 27 узлов. Дальность плавания — около 4 тысяч морских миль, экипаж — 99 человек. На вооружении кораблей этого проекта — универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК», зенитный ракетный комплекс «Редут», 100-миллиметровая артиллерийская установка А-190-01, два 30-миллиметровых зенитных автомата АК-630М, противолодочный комплекс «Пакет». На корвет может базироваться противолодочный вертолет Ка-27ПЛ (Ка-27ПС).

Последние военные новости читайте на нашем сайте.

Фото из открытых источников интернета
Источник: ria.ru

militaryreview.ru

на что способен вооруженный «Калибрами» новейший корвет

Заложенный на «Северной верфи» в 2012 году новый корвет к моменту спуска на воду претерпел ряд весьма серьезных изменений. Вспомним о самых главных. Во-первых, взамен планировавшихся на нем для установки немецких дизельных агрегатов компании МТU, которая «дала задний ход» из-за надуманных антироссийских санкций, «Гремящий» получил дизели ДДА 12000 производства АО «Коломенский завод». Мы вернемся к ним чуть ниже.

Во-вторых, помимо планового вооружения, которое должно было включать в себя противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитный ракетный комплекс «Редут», 100-мм артиллерийскую установку, 30-мм зенитные орудия АК-630М, комплекс противолодочного вооружения «Пакет», на корвете теперь будут размещены и ракетные комплексы «Калибр-НК»,  которые в рекламе не нуждаются. Особенно после успешных пусков в том числе по боевикам ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) в Сирии с боевых кораблей в Каспийском море.

В-третьих, новый корвет проекта 20385 за время постройки приобрел за счет использования новых технологий, в том числе «стелс», практическую невидимость для радаров противника, что позволяет назвать его «кораблем-невидимкой».

 

 
Еще одно изменение, которое произошло за время постройки корвета, не касающееся его технических и боевых характеристик, — это его дальнейшее предназначение. Изначально предполагалось, что «Гремящий» войдет в состав Северного флота, но в момент спуска на воду стало известно, что этот корабль отправится на Тихий океан и будет служить в составе КТОФ (Краснознаменный Тихоокеанский флот).

«Корветы проекта 20380 – многоцелевые боевые надводные корабли 2 ранга, которые стопроцентно подходят под определение «мал, да удал»», – говорит военно-морской эксперт капитан 1 ранга Виктор Макаров.

Несмотря на их изначальное предназначение по действиям в ближней морской зоне, предполагающее борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника, артиллерийскую поддержку морских десантов и патрулирование зоны ответственности, корветы сейчас вышли на существенно новый уровень. Этот корабль способен уже действовать в дальней морской зоне как в составе эскадры, так и самостоятельно, то есть его потенциал существенно расширился как за счет вооружения, так и мореходных качеств.

 

Не случайно новый корвет «Гремящий» отправят на Тихий океан, который по определению считается простором для кораблей более высокого класса. И если его предшественники – корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» успешно несут службу в составе Балтийского флота, периодически осуществляя выходы из Балтики в Атлантический океан, то «Гремящий» в океанских водах будет себя чувствовать, образно говоря, как рыба в воде. И если сравнивать этот корабль по классификации с самолетами «четыре плюс», то это практически тот же уровень, если не выше. До тех же фрегатов корвет не дотягивает разве что по водоизмещению».

Водоизмещение «Гремящего» составляет свыше двух тысяч тонн, длина 104 метра, ширина – 13 метров. Скорость корвета достигает 27 узлов, а дальность плавания при автономности составляет около четырех тысяч морских миль.

Многоцелевые корветы проекта 20385 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. Благодаря оригинальной архитектуре, использованию композитных материалов и встроенных в корпус ракетному вооружению и антенным постам, у корветов этого проекта значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность. Плюс полный пакет вооружения, который превращает этот корабль в полноценную самостоятельную боевую единицу.

 
«Фишкой» новейшего корвета стал и его движитель – дизельный агрегат 1ДДА 12000, главная энергоустановка «Гремящего». Силовая схема этой установки необычна: четыре дизеля в виде двух спаренных дизель-редукторных установок с двумя линиями гребных винтов, обеспечивающий режим хода в различных режимах. Ничуть не хуже отвергнутых немецких, а как показали стендовые испытания, еще и лучше. Опять же – никакой зависимости от поставок запчастей и регламентного обслуживания. А «бегает» корвет на отечественных движках весьма резво.

 
«Мы пусть и бедные, но гордые и именно этим сильны, – говорит директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. – Провал в кораблестроении, который последовал после 1991 года, сказался и на воспроизводстве кораблей для отечественного. Мы потеряли верфи на Украине, в частности, в Николаеве. Мы остались без дизель-генераторных установок. Могло показаться, что у флота России нет перспектив. Ан нет! Вырулили и поплыли своим ходом. Есть, конечно, и нюансы во всей этой истории – постройка кораблей ранга крейсеров, больших противолодочных кораблей, авианосцев сдвинулась на ближайшую перспективу в силу объективных причин. Банально – нет сразу столько денег, чтобы строить боевые корабли океанского уровня. С подводными атомоходами – нет проблем, а с надводными кораблями пришлось пойти по пути усиления их класса за счет технологий.

 
Возьмем корвет «Гремящий» – изначально он мог лишь болтаться в прибрежных водах. В результате вышел практически на уровень класса фрегата, не сильно увеличив свою проектную стоимость. То есть, бюджетные корветы закрыли нишу более дорогих фрегатов, а те в свою очередь, при современной оснащенности, вполне заменяют крейсера. При этом и «крупнотоннажный» боевой флот строится и обещает в перспективе обеспечить России преимущество на море. Так что и «Гремящий», и строящиеся сейчас четыре новых корвета «Проворный», «Дерзкий», «Ретивый» и «Строгий», смогут поддержать мощь ВМФ России до подхода основных сил».

Название новейшего корвета «Гремящий» связано не только с небесными силами – громом и молниями. Это имя носил эскадренный миноносец Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны этот корабль выполнил около ста боевых выходов в море в составе Северного флота. Участвовал в обеспечении союзных и отечественных конвоев. Сбивал немецкие самолеты и уничтожал вражеские подводные лодки. В 1956 году эсминец был разоружен и исключен из состава ВМФ. Гремящее прежде имя корабля продолжит теперь корвет «Гремящий».

tvzvezda.ru

Гремящий (корвет, 1822) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Гремящий.
«Гремящий»
Служба
Россия
Класс и тип судна 24-х пушечный корвет
Тип парусного вооружения Трёхмачтовый корабль
Организация Балтийский флот
Изготовитель Охтенская верфь[1]
Корабельный мастер В. Ф. Стокке и А. А. Попов[1]
Строительство начато 11 августа 1821 года[2]
Спущен на воду 30 июня 1822 года[2]
Выведен из состава флота 1830 год[2]
Основные характеристики
Движитель паруса
Вооружение
Общее число орудий 24[2]

«Гремящий» — парусный корвет Балтийского флота России, участник Наваринской кампании.

Парусный корвет, числился в качестве бомбардирского корвета. Вооружение судна состояло из двадцати четырёх орудий[1][2].

Корвет «Гремящий» был заложен на Охтенской верфи 11 августа 1821 года и после спуска на воду 30 июня 1822 года вошёл в состав Балтийского флота. Строительство совместно вели корабельные мастера В. Ф. Сток

ru.wikipedia.org

Гремящий (корвет) Википедия

«Гремящий»
Служба
Россия Россия
Класс и тип судна Корвет проекта 20385
Организация Военно-Морской Флот России
Изготовитель Северная верфь
Строительство начато 1 февраля 2012
Спущен на воду 30 июня 2017[1]
Статус строится
Основные характеристики
Водоизмещение ??? т (стандартное)
2500 т (полное)[2]
Длина 90 м (по КВЛ)
104,5 м (наибольшая)
Ширина 13,0 м (по КВЛ)
13 м (наибольшая)
Осадка 3,7 м (средняя)
7,95 м (наибольшая с бульбом)
Двигатели 4 дизеля 16Д49
2 вала
Мощность 23 320 л. с. (17 140 кВт)
Движитель 2 пятилопастных гребных винта
Скорость хода 27 узлов (полная)
14 узлов (экономическая)
Дальность плавания 4 000 миль (на 14 узлах)
Автономность плавания 15 суток (по запасам провизии)
Экипаж 100 человек
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС «Пал-Н»
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2»
РЛС целеуказания УРО «Монумент-А»
ГАС «Заря-2»
буксируемая ГАС «Минотавр-М»
опускаемая ГАС «Анапа-М»
система спутниковой навигации CH-3101
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Сигма-20830»
СУО 5П-10 «Пума-02»
системы РЭП: 4 × 10 × 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый»
средства РЭБ: ТК-25-2
Артиллерия 1 × 1 × 100-мм АУ А-190 (332 выстрела)
Зенитная артиллерия 2 × 6 × 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов)
Ракетное вооружение 2 × 4 ПКРК «Калибр-НК» (8 ПКР),
16 × 1 ЗРК «Редут»
Противолодочное вооружение 2 × 4 × 330-мм ТА «Пакет-НК» (8 торпед)
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар

ru-wiki.ru

на что способен вооруженный «Калибрами» новейший корвет

На Санкт-Петербургском судостроительном предприятии «Северная верфь» недавно прошла торжественная церемония спуска на воду новейшего фрегата проекта 20385 «Гремящий». Швартовые испытания этого корабля начнутся в августе, а пока на нем устанавливаются вооружение и дооборудуют жилые и технические помещения. По всем прогнозам, новый корвет станет серьезной боевой единицей российского флота. За счет чего?

 

Заложенный на «Северной верфи» в 2012 году новый корвет к моменту спуска на воду претерпел ряд весьма серьезных изменений. Вспомним о самых главных. Во-первых, взамен планировавшихся на нем для установки немецких дизельных агрегатов компании МТU, которая «дала задний ход» из-за надуманных антироссийских санкций, «Гремящий» получил дизели ДДА 12000 производства АО «Коломенский завод». Мы вернемся к ним чуть ниже.

 

 

Во-вторых, помимо планового вооружения, которое должно было включать в себя противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитный ракетный комплекс «Редут», 100-мм артиллерийскую установку, 30-мм зенитные орудия АК-630М, комплекс противолодочного вооружения «Пакет», на корвете теперь будут размещены и ракетные комплексы «Калибр-НК»,  которые в рекламе не нуждаются. Особенно после успешных пусков в том числе по боевикам ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) в Сирии с боевых кораблей в Каспийском море.

 

В-третьих, новый корвет проекта 20385 за время постройки приобрел за счет использования новых технологий, в том числе «стелс», практическую невидимость для радаров противника, что позволяет назвать его «кораблем-невидимкой».

 

Еще одно изменение, которое произошло за время постройки корвета, не касающееся его технических и боевых характеристик, — это его дальнейшее предназначение. Изначально предполагалось, что «Гремящий» войдет в состав Северного флота, но в момент спуска на воду стало известно, что этот корабль отправится на Тихий океан и будет служить в составе КТОФ (Краснознаменный Тихоокеанский флот).

 

 

«Корветы проекта 20380 – многоцелевые боевые надводные корабли 2 ранга, которые стопроцентно подходят под определение «мал, да удал»», – говорит военно-морской эксперт капитан 1 ранга Виктор Макаров.

 

Несмотря на их изначальное предназначение по действиям в ближней морской зоне, предполагающее борьбу с надводными кораблями и подводными лодками противника, артиллерийскую поддержку морских десантов и патрулирование зоны ответственности, корветы сейчас вышли на существенно новый уровень. Этот корабль способен уже действовать в дальней морской зоне как в составе эскадры, так и самостоятельно, то есть его потенциал существенно расширился как за счет вооружения, так и мореходных качеств.

 

Не случайно новый корвет «Гремящий» отправят на Тихий океан, который по определению считается простором для кораблей более высокого класса. И если его предшественники – корветы «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» успешно несут службу в составе Балтийского флота, периодически осуществляя выходы из Балтики в Атлантический океан, то «Гремящий» в океанских водах будет себя чувствовать, образно говоря, как рыба в воде. И если сравнивать этот корабль по классификации с самолетами «четыре плюс», то это практически тот же уровень, если не выше. До тех же фрегатов корвет не дотягивает разве что по водоизмещению».

 

 

Водоизмещение «Гремящего» составляет свыше двух тысяч тонн, длина 104 метра, ширина – 13 метров. Скорость корвета достигает 27 узлов, а дальность плавания при автономности составляет около четырех тысяч морских миль.

 

Многоцелевые корветы проекта 20385 предназначены для обнаружения и уничтожения подводных лодок и кораблей противника, обеспечения высадки десанта, а также решения разнообразных задач в ближней морской зоне. Благодаря оригинальной архитектуре, использованию композитных материалов и встроенных в корпус ракетному вооружению и антенным постам, у корветов этого проекта значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность. Плюс полный пакет вооружения, который превращает этот корабль в полноценную самостоятельную боевую единицу.

 

 

«Фишкой» новейшего корвета стал и его движитель – дизельный агрегат 1ДДА 12000, главная энергоустановка «Гремящего». Силовая схема этой установки необычна: четыре дизеля в виде двух спаренных дизель-редукторных установок с двумя линиями гребных винтов, обеспечивающий режим хода в различных режимах. Ничуть не хуже отвергнутых немецких, а как показали стендовые испытания, еще и лучше. Опять же – никакой зависимости от поставок запчастей и регламентного обслуживания. А «бегает» корвет на отечественных движках весьма резво.

 

«Мы пусть и бедные, но гордые и именно этим сильны, – говорит директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. – Провал в кораблестроении, который последовал после 1991 года, сказался и на воспроизводстве кораблей для отечественного. Мы потеряли верфи на Украине, в частности, в Николаеве. Мы остались без дизель-генераторных установок. Могло показаться, что у флота России нет перспектив. Ан нет! Вырулили и поплыли своим ходом. Есть, конечно, и нюансы во всей этой истории – постройка кораблей ранга крейсеров, больших противолодочных кораблей, авианосцев сдвинулась на ближайшую перспективу в силу объективных причин. Банально – нет сразу столько денег, чтобы строить боевые корабли океанского уровня. С подводными атомоходами – нет проблем, а с надводными кораблями пришлось пойти по пути усиления их класса за счет технологий. Возьмем корвет «Гремящий» – изначально он мог лишь болтаться в прибрежных водах. В результате вышел практически на уровень класса фрегата, не сильно увеличив свою проектную стоимость. То есть, бюджетные корветы закрыли нишу более дорогих фрегатов, а те в свою очередь, при современной оснащенности, вполне заменяют крейсера. При этом и «крупнотоннажный» боевой флот строится и обещает в перспективе обеспечить России преимущество на море. Так что и «Гремящий», и строящиеся сейчас четыре новых корвета «Проворный», «Дерзкий», «Ретивый» и «Строгий», смогут поддержать мощь ВМФ России до подхода основных сил».

 

 

Название новейшего корвета «Гремящий» связано не только с небесными силами – громом и молниями. Это имя носил эскадренный миноносец Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны этот корабль выполнил около ста боевых выходов в море в составе Северного флота. Участвовал в обеспечении союзных и отечественных конвоев. Сбивал немецкие самолеты и уничтожал вражеские подводные лодки. В 1956 году эсминец был разоружен и исключен из состава ВМФ.

 

Гремящее прежде имя корабля продолжит теперь корвет «Гремящий».

 

Виктор Сокирко

anna-news.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *