Британский исполин: противотанковая 183-мм САУ FV4005

История мощнейшей английской противотанковой САУ началась в конце января 1951 года, когда в дополнение к САУ FV4004 Convay, вооружённой 120-мм пушкой L1A1, было решено запустить в разработку ещё более мощный истребитель танков. Ему суждено было стать самой мощной противотанковой САУ в мире из числа созданных в металле. Согласно требованиям заказчика, вооружение новой конструкции должно было уверенно поражать на расстоянии почти в 2 километра цель, имеющую броню 150 мм под углом наклона в 60 градусов. В качестве этой самой цели англичане в первую очередь рассматривали советский тяжёлый танк ИС-3. После появления на Параде победы в Берлине осенью 1945 года в течении почти десятилетия он считался на Западе самым страшным противником из числа танков.

«Противоисовая» пушка QF L4 и варианты САУ с ней

Чтобы их детище соответствовало предъявленным требованиям, конструкторам было необходимо гораздо более мощное орудие, чем L1A1. Англичане не стали мелочиться и остановились на калибре 7,2 дюйма (183 мм). Использование столь внушительного калибра было неслучайным: новое орудие базировалось на наработках по 183-мм гаубице BL 7,2-inch Howitzer, история создания которой восходит ещё к Первой мировой войне. Исходно гаубицы имели длину ствола 22,4 калибра, но уже с версии Mk.VI ствол удлинили до 33,1 калибра. Впрочем, и этой длины для борьбы с советскими тяжёлыми танками было недостаточно.

В 1950 году началась работа над QF L4 — самой мощной в мире танковой пушкой. Вес пушки составил чуть менее четырех тонн, а сила отдачи достигала почти 87 тонн. Для того, чтобы избавить расчёт от облака пороховых газов в боевом отделении, на стволе установили эжектор. Предполагался всего один тип боеприпаса – фугасно-бронебойный со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head, сокращённо HESH). Поражает не только калибр L4, но и масса использовавшихся для пушки боеприпасов. Заряжание сделали раздельным, но и это не особо облегчило работу расчёта: масса снаряда составляла 72 килограмма, а заряда — 32,8 кг.

Проект установки 183-мм орудия на шасси танка FV200, ноябрь 1950 года

9 ноября 1950 года в Военном Министерстве состоялось совещание, посвящённое вопросу создания боевой машины, которую предполагалось оснастить сверхмощным орудием. По итогам совещания были определены 4 варианта перспективной САУ:

  1. полностью забронированная боевая машина (фактически танк) с вращающейся на 360 градусов башней;
  2. самоходная установка с мощным бронированием лобовой части, но с ограниченными по горизонтали углами наводки;
  3. самоходная установка с круговым обстрелом, но с минимальным бронированием;
  4. самоходная установка без бронирования.

Вариант 1/2: FV215

Контракт по разработке первого варианта изначально достался компании Morris, позже он перешёл к Vickers-Armstrongs. В качестве базы использовалось шасси тяжёлого танка FV200 с усиленной ходовой частью от тяжёлого танка FV214 Conqueror. Проект имел несколько наименований – Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, или просто FV215. Индекс Heavy Gun Tank No.2 был неверно интерпретирован историками, и в результате в информационном поле появился мифический проект, известный как FV215B. На самом деле под всеми этими индексами скрывалась одна и та же машина, вооружённая 183-мм пушкой L4.

В этом проекте соединились первый и второй варианты новой машины. Теоретически её башня имела возможность кругового вращения, но для стрельбы угол горизонтальной наводки ограничили 90 градусами. Чтобы огромный ствол не выступал далеко вперёд, башню разместили в кормовой части корпуса. Боезапас составлял всего лишь 20 выстрелов. По проекту скорострельность должна была составить 6 выстрелов в минуту, но те, кто указал подобные требования, оказались очень большими оптимистами. Внутренние размеры башни не позволяли разместить внутри механизм заряжания, а вручную достичь такой скорострельности орудия было нереально. Помимо пушки, вооружение составляли два пулемёта: первый из них был спарен с орудием, а второй выполнял функцию зенитного вооружения.

FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, первый носитель 183-мм пушки L4. Дальше полноразмерного макета этот проект не продвинулся. Обратите внимание на рубленые формы орудийной маски. Они такие потому, что при помощи фанеры литьё показать весьма проблематично

65-тонную машину предполагалось разгонять до 31,7 км/ч, для чего в FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 планировалось установить 810-сильный двигатель Meteor Mk.12. Что касается бронирования, то оно в ходе проектирования постоянно менялось. Толщина верхнего лобового листа корпуса варьировалась от 125 то 152 мм, борта имели толщину 50 мм (плюс бортовые экраны). Что касается башни, то конкретика в её бронировании была лишь в отношении лобовой детали, толщина которой составила 254 мм, то есть 10 дюймов.

Судьба FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась несчастливой. Morris должна была изготовить сначала полноразмерный макет, а затем два прототипа – один для ходовых испытаний, а второй для обстрела. В июне 1954 года Vickers-Armstrongs, к которой перешёл контракт, получила аналогичное задание. Разработка самоходной установки продолжалась до января 1957 года. К тому моменту был изготовлен полноразмерный деревянный макет и 80% чертёжной документации. Но в Военном Министерстве Великобритании завёлся свой Хрущёв: разработка FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась остановлена в угоду разработке управляемых противотанковых ракет.

FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 в представлении художника Валерия Петелина. Эта картинка находится на обложке коробки для модели японской фирмы Amusing Hobby, которая не нашла ничего умнее, чем без разрешения взять за основу игровую модель из World of Tanks. Японцы бездумно скопировали все ошибки игровой модели: лобовая часть башни САУ планировалась как литая, а её рубленые формы в игре связаны с лимитом по полигонам и недостатком информации на момент создания

Вариант 4: FV4005 Stage I

Что касается главного героя этого материала, САУ FV4005, то работы по ней были запущены чуть позже. Интересно, что от третьего проекта изначально отказались, перейдя сразу к небронированному варианту. Связано это с тем, что для достижения скорострельности 6 выстрелов в минуту без автомата заряжания было не обойтись. Vickers-Armstrongs не стала изобретать велосипед и разработала систему механизированной подачи боеприпасов, аналогичную той, что применили на 104-мм зенитной пушке QF 127/58 SBT X1, более известной как Green Mace. Установка 183-мм орудия с механизмом подачи боеприпасов известна как FV4005 Stage I. В качестве базы было использовано шасси танка Centurion Mk.3, которое соответствующим образом переделали. В кормовой части оборудовали массивный сошник, опускаемый при стрельбе, а на лобовом листе появились крепления для установки орудия по-походному.

После проведения испытаний, связанных, прежде всего, с исследованием стабильности машины при стрельбе, от такого воплощения идеи противотанковой САУ отказались. Было решено, что САУ подобных размеров, полностью лишённая брони – это чересчур, и даже механизм заряжания не стоит такого высокого риска для членов расчёта. Кроме того, на деле круговой обстрел оказался условным, так как мощная отдача ограничивала углы горизонтальной наводки орудия.

FV4005 Stage I в заводском цеху

Вариант 3: FV4005 Stage II

В июле 1955 года появилась спецификация на более простой вариант 183-мм САУ, известный как FV4005 Stage II. От громоздкой системы подачи снарядов отказались, посчитав, что двух заряжающих вполне хватит. С учётом того, что даже в этом варианте больше 12 выстрелов на борту не помещалось, это решение выглядело вполне разумным. Взамен машина получила массивную башню. Общая высота 50-тонной САУ достигла 3,6 метра, что сделало её самой высокой боевой машиной, построенной в Англии.

Толщина башенной брони составляла всего 14 мм, так что даже против крупнокалиберного пулемёта она защищала не наверняка. С другой стороны, это было гораздо лучше, чем вообще ничего. Кроме того, Stage II получила спаренный с пушкой пулемёт, что было серьёзным подспорьем для борьбы с пехотой. Для загрузки боекомплекта в корме башни была предусмотрена большая дверь. Создатели FV4005 Stage II предусмотрели систему быстрой подачи запасных снарядов с грузовиков, что в определённой степени компенсировало небольшой боекомплект. Новая орудийная башня также базировалась на шасси Centurion Mk.3, на который установили опускаемый сошник и крепление орудия по-походному.

FV4005 Stage II в ходе испытаний, 1956 год

В марте 1956 года САУ FV4005 Stage II прошла огневые испытания, связанные с определением стабильности машины при стрельбе. В ходе первого этапа испытаний было произведено 32 выстрела на разных углах возвышения орудия. При стрельбе на угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части машины достигала 22 см, а кормовой 12 см. Максимальные колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы. Всего же в ходе испытаний было произведено 133 выстрела. Стрельба проводилась без экипажа, его роль исполняли манекены. Испытания показали, что стрельба не наносит манекенам увечий.

По итогам испытаний был составлен список переделок, но до них в итоге дело не дошло. В августе 1957 года программу FV4005 закрыли. В различных изданиях фигурируют разные теории, почему британцы отказались от сверхмощного истребителя танков. На самом деле причина была той же, что и в случае с FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2. Уже в 1958 году на вооружение английской армии поступили противотанковые ракеты Malkara, установленные на лёгких бронемашинах Humber Hornet. Система получилась на порядок компактнее и мобильнее, и на её фоне 183-мм самоходная пушка выглядела анахронизмом из прошлого.

FV4005 Stage II возле восточного въезда в танковый музей в Бовингтоне

После завершения испытаний оба варианта FV4005 оказались разукомплектованы. Корпуса Centurion Mk.3 отправили на другие программы, а орудийные системы оказались в учебных центрах. Башня FV4005 Stage II долгое время находилась возле стоянки Tank Museum Bovington, и лишь недавно её установили на шасси Centurion Mk.8. Даже в таком виде САУ представляет огромный интерес, являясь своеобразной эпитафией английским истребителям танков. Сейчас FV4005 Stage II находится у восточного въезда в музей. Возможно, что спустя какое-то время найдутся средства на её косметическую реставрацию и установку внутри помещения.


Источники:
  • Bill Munro, The Centurion Tank, The Crowood Press Ltd, 2005
  • David Flether, The Big Gun Centurions, Classic Military Vehicles, 10–2012, Key Publishing Ltd.
  • Документы The Tank Museum, Bovington (TTM).

warspot.ru

FV4005 Stage 2. Последнее, что ты увидишь в бою

В обновлении 9.5 в World of Tanks выбор британской техники будет расширен новыми средними танками и противотанковыми самоходками, а в конце новой ветки будет ожидать своеобразная и любопытная машина – FV4005 Stage 2. В игре она представляет собой в некоторой степени брата FV215b (183), но при этом не близнеца – сходство есть, но эти пт-сау все же разошлись в геймплее. При этом, после проведенной перебалансировки 183-его, которую кто-то называет апом, а кто-то нерфом, он стал больше походить на тяжелый танк. В то время как данная машина – исключительный снайпер, заточенный на игру издалека, из укрытий и желательно не попадая в засвет противника. Играть на нем в ближнем бою – достаточно сложно и потребует определенного опыта и навыков.

В чем же была главная особенность орудия FV4005 Stage 2? Эта огромная пушка стреляла исключительно HESH-фугасами. Никаких бронебойных или других боеприпасов, исключительно снаряды вошедшие в моду в тот период времени, особенно в Великобритании и США. Мощность выстрела можно представить себе, сравнив один лишь вес снаряда – у советских 152-мм гаубиц снаряды весили до 50 килограмм, в то время как боеприпасы для данного орудия обладали весом около 90-100 кг. Данную особенность можно перенести и в реалии нашей игры, сравнив, к примеру, урон от ИСУ-152 и урон от HESH-фугаса топовых британских ПТ. Урон получается фактически удвоенный.

Что такое HESH-фугас? Небольшая историческая справка:
HESH-фугасы – это британская маркировка снарядов, обозначающая фугасные со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head). Основная задача снарядов данного типа – распространение пластичной взрывчатки по максимальной площади брони, сжигание внешних слоев брони, выведение из строя оборудования танка, а также повреждение экипажа осколками брони, отлетающими внутри кабины. Однако против комбинированной брони он уже не оказывал такого действия, равно как и против пехоты – разлет осколков был слишком мал в сравнении с фугасами, поэтому в 1970-х годах от него отказались. Строение таких снарядов схоже с обычными ОФ, но главное его отличие в корпусе с тонкими стенками, который деформируется при соприкосновении с целью,  а в заряде используется пластичная взрывчатка, которая при ударе о преграду растекается  по всей поверхности. При этом хорошие углы брони, обеспечивающие защиту от бронебойных и прочих привычных снарядов, для HESH – лишь на руку, ведь дают еще большую площадь для соприкосновения с взрывчаткой при ударе. В таких снарядах используется только лишь донные взрыватели, которые при детонации освобождают силу давления до нескольких десятков тонн на квадратный сантиметр брони, создают импульсный удар, выводя из строя экипаж и отрывая оборудование, заставляют внутреннюю поверхность разлетаться на осколки, опасные для экипажа. В очень редких случаях случаются и сквозные пробития брони.

В результате разработок было создано несколько прототипов этой машины в разных модификациях, как подсказывает само название, это уже вторая версия комплектации. В первом варианте башни как таковой вообще не было, но при этом установлена немаленькая система кассетного заряжания, которая ни в какую бы башню не влезла. К счастью или сожалению, но кассетная версия этой машины в игру введена не была, так как 12 уровня танков в ветках развития пока не планируется.

Что же мы имеем в игре? На данный момент еще продолжается открытое тестирование обновления 9.5 на тестовом сервере, но как можно судить по патч-ноутам, балансировка техники уже была произведена, и уже можно ожидать, что приблизительно такими машины появятся и на основе. В целом, пройдя ветку новых британских самоходок, мы получим еще одну бабахалку, такую же как на 183-ем, только лучше. Время полного сведения – 3 секунды (вместо 3,4), разброс на 0,02 м на каждых 100 м меньше. Правда сама ПТ немного проигрывает в плане обзора —  не смотря на большие габариты, обзор 390 метров, вместо 400.

В это время старый «ваншот» FV215b (183) в новых обновлениях потерял свою динамику из-за пониженной проходимости и прибавил брони в бортах и лбу и стал чем-то схож с тяжелым танком – все такое же страшное орудие в сочетании с пусть и не абсолютной, но ощутимой броней. Стал ПТ, позволяющей иногда ошибаться. К тому же и количество HP у нее 2000, против 1850 у нововведенной.

FV4005 Stage 2 – машина для нанесения урона, требующая поддержки союзников или опыта игры с долей везения. Каждый ее выстрел будет неприятен для противника, но имбой назвать ее нельзя. У нее нет барабана, а значит, не удержав дистанцию или оставшись наедине с несколькими противниками, пусть даже забрав с одного выстрела один танк, Вы останетесь в неприятной компании, на длительной перезарядке и полностью беззащитны. У нее нет даже брони, чтобы выжить. Но у нее есть огромная башня с 14 миллиметрами брони, которая защитит разве что от пулемета, а промахнуться мимо которой сложно. Поэтому данная самоходка – исключительно для игры на пределе видимости или же на средних дистанциях, второй-третьей линией на фланге за спинами своих союзников, исполняя функцию снайпера, который снимает опасных противников и от которого при умелой игре в немалой степени зависит исход боя. Даже характеристики орудия сами нам подсказывают – время сведения, перезарядки и стабилизация лучше чем у аналога, хоть орудие и то же самое.

Что кроме орудия? Что еще бросается в глаза?
Новый британский топ заметно динамичнее своего родственника, что несомненно, играет большую роль в нашей игре. Средняя скорость около 32 км/час и набирается достаточно быстро. Да и расположение башни ближе к центру корпуса, а не заднее, что также дает свои преимущества в определенные моменты. Немного правда неприятны углы вертикальной наводки – дуло поднимается не особо высоко, хотя с таким калибром и мощностью лучшие результаты вряд ли технически возможны. Да и башня поворачивается не полностью, но приноровиться к этому можно.

При своей относительной картонности, машина все равно остается механизмом сдерживания – хоть выстрел от Вас последует и один, а не очередь и 4-5 снарядов из барабана, но скорее всего любое массовое наступление остановится, заметив Вас на горизонте. Вряд ли кому-то захочется рисковать, тем более, что влететь от Вас может не только бронебойный, но и исторический HESH- фугас, а он ведь заметно больнее! Но и за вашими выстрелами будут следить, стараясь застать врасплох на перезарядке. Взводная же слаженная игра, к примеру со средним танком, сможет спасти от многих неприятных моментов.

Оборудование:

Оборудование, желательное к использованию на данном танке, никого не удивит. Орудийный досылатель снизит время перезарядки, что при скорострельности в 2 выстрела в минуту – весьма полезно. Усиленные приводы наводки – сократят время сведения и без того достаточно точного орудия – необходимо! Улучшенная вентиляция – прибавит 5% к уровню владения экипажем основной специальностью и дополнительными навыками – приятно.

Навыки экипажа:

Из обязательно необходимых данной машине навыков естественно Ремонт на весь экипаж, а также Шестое чувство командиру, Плавный поворот башни наводчику и Плавный ход механику-водителю, для повышения точности и минимализации разброса орудия от передвижения или поворота башни. Так как присутствуют два заряжающих – одному можно выбрать в качестве умения Бесконтактную боеукладку (никогда лишней не бывает), а другому, к примеру, Отчаянного, так как больше особо интересных перков для них и нет. Очередность же выбора умений зависит уже от того с каким экипажем Вы пришли к этой машине, и что уже успели ему прокачать. На момент выбора третьего перка желательно выбрать на всем экипаже Боевое братство – повышение эффективности в бою от него будет заметно.

И напоследок, сравним сильне и слабые стороны обеих машин:

Как результат, заметно, что новая топовая машина ветки британских ПТ обладает всем необходимым для хорошей игры, хотя насколько она будет увлекательна именно для Вас – это уже зависит от ваших личных вкусов и предпочтений. Результативной же она с таким орудием не может не быть!

Сходство же с FV215b (183) , которая в реальной жизни так и не обрела данное орудие, все же относительно. Эти две машины разнятся по геймплею – одной орудие позволяет (а броня даже заставляет!) стоять дальше всех за спинами союзников, другой же для результативности лучше подбираться поближе. Но дуло обеих – это вероятно последнее, что Вы успеете увидеть в бою.

wot-all.ru

FV4005 Stage II: обзор, характеристики, сравнение параметров

Проект тяжёлой противотанковой САУ разрабатывался в первой половине 1950-х годов с использованием узлов и агрегатов Centurion Mk3. Первоначально САУ испытывалась с механизированной боеукладкой. Но поскольку боеукладка не соответствовала габаритам башни, от неё решили отказаться. Был изготовлен один образец, проходивший испытания, однако серийно машина не выпускалась.

Нация Великобритания Великобритания

Уровень Уровень X

Тип ПТ-САУ ПТ-САУ

Стоимость Кредиты 6 100 000 Опыт 195 000

worldoftanks.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *