Детальные фото танка Т-55М

Основной советский танк Т-55М представлен напротив музея-панорамы "Прорыв блокады Ленинграда" (Ленинградская область, г.Шлиссельбург-г. Кировск)

warbook.info

Стальные звери Сирии. T-55 » Военное обозрение


Четырехлетняя гражданская война продолжает в настоящее время оказывать свое влияние на парк танков Сирии и тактику их применения в боевых действиях. На данный момент танки рассредоточены на территории Сирии, обеспечивая огневую поддержку многим сторонам конфликта. Расскажем в этом обзоре подробнее о танках Т-55.

Кто фактически эксплуатирует танки Асада в Сирии остается не совсем ясным. Хотя многие считают, что Сирийская арабская армия (САА) несет ответственность за все действующие танки в Сирии, большая же часть её личного состава и вооружения перешло к Национальным вооруженным силам (НВС) и другим формированиям ополчения. Впрочем, САА до сих пор отвечает за несколько бригад и многочисленные гарнизоны, разбросанные по всей Сирии. Все танки, находящиеся в них, остаются под командованием Сирийской арабской армии.

Парк танков Сирии может быть разделен на три основных типа: T-55, T-62 и T-72. Другие два типа танков T-54 и ПТ-76, когда-то также стояли на вооружении, но большая часть сохранившихся танков Т-54 была передана Ливану, а другие поставлены на хранение. И только сейчас некоторое количество танков было возвращено в войска. Считается, что танки ПТ-76 были сданы на металлолом в конце прошлого десятилетия.

Принято считать, что Сирия до начала Гражданской войны имела на вооружении почти 5000 танков с грубым делением на: 2000 танков T-54/55, 1000 танков T-62 и 1500 танков T-72. Впрочем, эти цифры по большому счету искажены, в действительности количество танков, состоявших на вооружении Сирии в начале этого десятилетия, ближе к цифре 2500, она делится примерно на 1200 танков T-55, 500 танков T-62 и 700 танков T-72. Не все 2500 танков эксплуатировались одновременно, большая часть парка T-55 и T-62 была в резерве и на хранении.

Из этих 2500 танков за годы Гражданской войны было потеряно более 1000 машин. В то время как большей частью это были T-55, но достаточно большое количество танков компенсирует эти потери. По некоторым оценка 700 танков T-55 сохраняли пригодность к эксплуатации на конец 2014 года. Многие группировки, сражающиеся за контроль над Сирией, также имеют на вооружении большое число танков T-55. Крупным оператором является Исламское государство, которое стало основным эксплуатантом после захвата нескольких десятков танков в 93-ей бригаде. Большая часть захваченной техники 93-ей бригады была развернута при наступлении Исламского государства в Кобане.


Танки T-55 можно разделить на четыре варианта: стандартный T-55A, северокорейский модернизированный T-55, T-55AM и T-55MV. Из них вариант T-55A является самым распространенным, за ним идет северокорейская модернизация, T-55MV и, наконец, T-55AM. Танки T-55A и северокорейские T-55 в основном состоят на вооружении НВС, тогда как варианты T-55AM и T-55MV продолжают служить в рядах САА.

Северокорейские варианты отличаются созданным в Северной Корее лазерным дальномером, а на некоторых из них установлены пусковые установки дымовых гранат и крупнокалиберный 14,4-мм пулемет. По меньшей мере, известно о двух лазерных дальномерах производства Северной Кореи, установленных на сирийские танки T-54/55. Модернизация этих танков на базе опыта, полученного в войне 1973 года, была проведена в начале 70-х и в 80-х годах в качестве более дешевой альтернативы модернизации танков T-55 Советским Союзом, В результате часть сирийского парка танков Т-55 была доведена до стандарта T-55AM. Эта модернизация состояла в установке лазерного дальномера КТД-2, фальшбортов и системы пуска дымовых гранат. Впрочем, добавление накладной брони на башню и в передней части корпуса не было реализовано из-за бюджетных ограничений. Танк T-55AM, состоящий на вооружении повстанческой группировки Ghurabaa Houran Battalion, действующей в городе Дара, показан на фото внизу.


Танк T-55MV является самым современным вариантом T-55, стоящим на вооружении Сирии. Он мог бы поспорить с боевой эффективностью или даже превзойти по своим боевым возможностям сирийские танки T-72. 200 танков T-55 были модернизированы до стандарта MV на Украине в 1997 году. В противоположность сирийским T-55AM танки T-55MV прошли глубокую модернизацию, включая новый двигатель и блоки динамической защиты, повышающие уровень защиты от реактивных гранат.

Сирийские танки T-55MV также имеют на вооружении противотанковую ракету 9M117M Бастион, отстреливаемую через 100-мм ствол танка. Хотя прежде о 9M117M ничего не было известно (стояла ли она на вооружении сирийской армии), повстанцы захватили десятки ракет в гарнизоне Тель Ахмар, провинция Кунейтра. Кунейтра традиционно была базой для парка танков T-55MV, и эти ракеты стали бы неприятным сюрпризом для израильской бронетехники в случае войны. Из-за высокой стоимости этих ракет в каждом танке в укладке было всего несколько штук. Большая часть ракет хранятся на складах боеприпасов, например в Тель Ахмар или вдоль Голанских высот в случае возможного применения в будущем против израильской бронетехники.


Некоторые танки T-55MV также получили загадочное устройство, установленное над дальномером. Это устройство, скорее всего, является неким типом камеры. Похожее устройство было также замечено на модернизированной БМП-1, предлагаемой Украиной. Только съемка внутри танка может дать реальное этому подтверждение.
На танки Т-55 в настоящее время постепенно устанавливают решетчатые экраны, усиленные мешками с песком с целью повышения уровня защиты от РПГ, хотя подобные доработки уже реализованы на танках Т-72 Республиканской гвардии. Танк Т-55 с такой самодельной защитой мы можем видеть на фото внизу. Впрочем, большинство же модернизированных T-55 получили только решетчатые экраны вокруг башни.

В то время как НВС продолжают задействовать свои танки T-55 в атакующих операциях, уничтожая опорные пункты повстанцев с безопасной дистанции, Сирийская арабская армия использует большинство танков Т-55 в качестве стационарных огневых точек, что делает их легкой добычей для противотанковых ракет повстанцев. Большая часть танковых потерь в Сирии является прямым результатом этих зачастую бесплодных попыток усилить местные гарнизоны и заградительные посты.

В связи с тем, что парк танков Т-55 достаточно большой, нет непосредственной угрозы для Сирийской арабской армии и Национальных вооруженных сил, что у них закончатся танки, обеспечивающие огневую поддержку своим солдатам. Самая серьезная угроза для сирийских танков заключается в огромном дефиците топлива. Большая часть имеющегося топлива идет таким подразделениям как Республиканская гвардия или Suqur al-Sahara (Пустынные соколы).

Дефицит топлива послужил толчком для широкого применения танковых трейлеров, поскольку просто нет достаточного количества топлива, чтобы танки могли сами добираться своим ходом до районов своего развертывания. Скорее всего ситуация с топливом не улучшится до тех пор, пока нефтяные месторождения вокруг города Дейр-эз-Зор не будут захвачены обратно законными сирийскими властями.

Использованы материалы:

www.spioenkop.blogspot.ru
www.ru.wikipedia.org

topwar.ru

Т-64-55 – танк-гибрид. Необычное решение по модернизации Т-55

 

 

Танки семейства Т-55 (рис. 1) являются самыми распространенными танками мира. Не будет преувеличением заявление, что танк Т-55 принимал участие во всех войнах и сколько-нибудь значимых вооружённых конфликтах второй половины ХХ в. 

Действительно, машина, состоящая на вооружении почти 70 стран мира, заслужила любовь и уважение танкистов своей надёжностью, неприхотливостью, простотой управления и живучестью. Эти качества обусловили широкое распространение машины – в общей сложности их было выпущено более 70 000 (по другим данным – 80 000) единиц – число выпущенных Т-55 (с учётом копий и клонов) сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после Второй Мировой войны. В настоящее время на вооружении состоят около 40 000 танков, 20 000 из которых в рабочем состоянии.

Танк Т-55 является неофициальным чемпионом мира по способности к ремонту в полевых условиях. Простота конструкции обуславливает низкую стоимость машины и высокую боевую эффективность. Кроме экономических и технических аспектов, существуют также психологические моменты, связанные с танком Т-55. Среди них – традиции, опыт подготовки не одного поколения специалистов, знающих этот танк, привычка и очень большое количество (в ряде стран – до нескольких миллионов) снарядов для100 ммпушки Д-10Т2С, запасов которых хватит ещё на долгие годы.

Но вечных машин не бывает. Танк, созданный в 1956 году, на сегодняшний день не соответствует требованиям подвижности и защищённости. Шасси практически исчерпало свой модернизационный потенциал и не позволяет сколько-нибудь серьёзно усилить бронезащиту, двигатель В-55 мощностью580 л.с. не обеспечивает необходимых динамических характеристик.

Естественно, для повышения боевых характеристик машины и продления срока эксплуатации в ряде стран осуществляется её модернизация.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция обращения заказчика к экономичным вариантам модернизации Т-55. Основными направлениями являются модернизация башни, модернизация шасси с целью увеличения защиты, улучшение динамических характеристик путем установки более мощного двигателя, модернизации трансмиссии и подвески.

Одним из примеров может служить проводившаяся в рамках египетской программы «Ramses-2» установка на Т-55 американского дизеля AVDS-1790-5A мощностью620 л.с. и гидродинамической трансмиссии TSM-304 (немецкая лицензионная RK 304). Следует отметить, что простая замена силового блока не является комплексным решением проблемы. Возросший поток мощности, пропускаемый через бортовые передачи и ходовую часть, не рассчитанные на такие нагрузки, привёл к их поломкам. Для бортпередачи это – выкрашивание и срезание зубьев шестерён, разрушение подшипников. В ходовой части происходит срезание зубьев ведущего колеса, разрушение пальцев траков, перегрев и разрушение резинового массива опорных катков, поломка торсионных валов, выход из строя подшипников ведущих колёс, опорных катков и направляющих колёс, вследствие перегрева нарушается работа гидравлических амортизаторов. Замена всех этих узлов на усиленные приведёт к увеличению стоимости модернизации машины до суммы, сопоставимой со стоимостью современного танка.

Кроме того, современные западные силовые установки имеют большие габариты, чем двигатель В-55 и требуют для своего функционирования развитых и габаритных систем охлаждения и воздухоочистки, гидродинамические трансмиссии также требуют применения собственной системы охлаждения, что ещё более осложняет «вписывание» силового блока в существующее моторно-трансмисионное отделение. Это неизбежно приведёт к увеличению высоты моторно-трансмисионного отделения, и, как следствие – ограничению углов обметания танковой пушки.

Другие варианты модернизации также имеют довольно высокую стоимость. Если мы рассмотрим их с точки зрения критерия соотношения эффективность/стоимость, то увидим, что большинство фирм стараются в первую очередь реализовать высокотехнологическую дорогостоящую продукцию, не имея при этом комплексного подхода к модернизации машины. Предлагаемые узлы и системы зачастую не предназначены для согласованной работы как друг с другом, так и с узлами и системами модернизируемого танка.

Более выгодным, как по экономическим, так и по эксплуатационным показателям, является комплексное решение проблемы, предложенное Харьковским БТРЗ.

Модернизация танка предусматривает, при сохранении башни Т-55, замену всего шасси Т-55 на шасси основного боевого танка Т-64 (рис. 2). Данная схема предпочтительнее по целому ряду соображений. Во-первых, все узлы и системы шасси конструировались специально для совместной работы и идеально соответствуют друг другу. Во-вторых, предлагаемое решение не требует переделки бронекорпуса, создающей ослабленные зоны вследствие большого количества сварных швов. В-третьих, предлагаемое шасси имеет отработанную конструкцию, оптимизированную в ходе длительной эксплуатации в войсках.

Предлагаемое шасси принадлежит боевой машине следующего поколения и имеет существенно более высокие боевые характеристики. В первую очередь это касается двухтактного 5-цилиндрового оппозитного дизеля 5ТДФ мощностью 700  л.с. На сегодняшний день этот двигатель имеет лучшую в мире удельную мощность (как габаритную, так и литровую). Ближайший его аналог – двухтактный 10-цилиндровый оппозитный дизель M-12ZG «Мitsubishi» японского танка «Тип-90» имеет массу в 3 тонны (против 1 тонны у 5ТДФ). Кроме того, «японец» имеет моторесурс в 400 моточасов (5ТДФ имеет гарантийный ресурс 500 моточасов, а квалифицированный механик-водитель может увеличить его в 2-3 раза). Следует также отметить, что M-12ZG имеет на 7 процентов больший удельный расход топлива.

Сходное решение было применено на оппозитном многотопливном дизеле Leyland L50 со встречным движением поршней в цилиндре (установленном на английском ОБТ «Чифтен») – он был вертикально-оппозитным с номинальной мощностью в750 л.с. Для 55-тонного танка двигатель был явно слабоват, а при установке в танк выяснилось, что он еще и не добирал до номинала. Возможно, из-за потерь в системе охлаждения и выхлопа.

По желанию заказчика штатный двигатель мощностью 700 л.с. может быть заменён одним из форсированных вариантов двигателей семейства 5ТДФ мощностью до 850  л.с. в тех же самых габаритах.

По сравнению с шасси Т-55, шасси танка Т-64 обладает большей надёжностью, его бронезащита повышена более чем в два раза за счёт разнесённого бронирования. Кроме того, механическая система управления Т-55 заменена более совершенной гидромеханической, существенно увеличена энергоёмкость подвески. За счёт заложенной в конструкции ходовой части способности к самоочищаемости и применения поддерживающих роликов, а в гусенице резинометаллических шарниров, снижены потери мощности в ходовой части, значительно увеличена её надёжность и долговечность при снижении объёмов обслуживания. Кроме того, её конструктивное исполнение повысило противоминную стойкость и снизило уязвимость от напалмов, пирогелей и прочих зажигательных средств.

За счёт применения шасси Т-64 гибридная машина имеет более высокие разгонные характеристики, большие максимальную и маршевую скорости, больший запас хода по топливу, большую глубину водной преграды, преодолеваемую без подготовки.

За счёт того, что башня танка Т-55 легче башни Т-64, гибридный танк Т-64-55 (рис. 3) имеет массу 33,8 тонн – на 7 тонн меньше, чем собственно Т-64. Вследствие этого элементы шасси танка Т-64 с башней Т-55 имеют больший срок эксплуатации, уменьшается нагрузка на двигатель, меньшее удельное давление на грунт обуславливает более высокую проходимость. Кроме того, более лёгкая башня даёт возможность усиления бронезащиты за счёт установки контейнеров ДЗ, часть из которых расположена под наклоном и на определённом расстоянии от основной брони (так называемые «брови»), использования более мощных систем вооружения и/или применения различных дополнительных систем и комплексов (см. ниже).

 

Комплекс конструкторских мероприятий – введение дополнительного бака-стеллажа и дополнительных креплений боеукладки – (рис. 4) позволил увеличить боекомплект с 43 до 55 снарядов. 

Башня гибридного танка Т-64-55 – это башня танка Т-55 с 100-мм пушкой Д-10Т2С, но её стойкость к поражению противотанковыми средствами может быть значительно увеличена за счёт установки на ней элементов динамической защиты (рис. 5). Таким образом, для эксплуатации машины не требуется переучивание экипажей, сохраняется возможность применения 100-мм снарядов к пушке Д-10Т2С, увеличивается боекомплект, сохраняется вращающийся полик боевого отделения Т-55.

Несмотря на плотную компоновку, доступ к двигателю для обслуживания не представляет сложности, за счёт крыши моторно-трансмисионного отделения, легко поднимающейся при помощи специального механизма (рис. 6).

Предлагаемый гибрид Т-55 и Т-64 – это не образец высокой технологии, а машина, кардинально сокращающая разрыв между танками первого послевоенного поколения и современными машинами.

Предложенный вариант модернизации имеет высокое соотношение эффективность/стоимость, вследствие чего, с экономической точки зрения, оставляет далеко позади потенциальных конкурентов. Модернизированный танк по характеристикам вплотную приближается к современным танкам.

 

Сравнительная таблица тактико-технических характеристик Т-55 и Т-64-55

 

Т-55

Т-64-55

Боевая масса, т

36

33,8

Экипаж, чел.

4

4

Пушка, тип, калибр

Д-10Т2С,100 мм

Д-10Т2С,100 мм

Боекомплект

43

55

Длина с пушкой вперед

9000

9000

Ширина

3270

3270

Высота

2218

2200

Клиренс

425

500

Броня, мм: лоб корпуса

100

80+105
(2 плиты стеклотекстолита
СТБ) +20 +30

Удельное давление на грунт, кг/см2

0,81

0,78

Скорость по шоссе, км/ч

50

65

Запас хода по шоссе, км

300
(с дополнительными
бочками 480)

600

Подъем, град.

32

32

Крен, град.

 

30

30

Высота стенки, м

0,80

0,80

Ширина рва, м

2,70

2,70

Глубина брода, м

1,40 с предварительной
подготовкой
(с ОПВТ – 5 м)

1,80 без подготовки
(с ОПВТ – 5 м)

Мощность, л.с.

 

580

700

Удельная мощность, л.с/т.

 

16,11

20,71

 

 

 

Предлагаемая машина может быть оснащена дополнительными системами и комплексами:

 

• Мобильной системой подавления радиочастот в диапазоне 20-2000 MHz. Для защиты от радиоуправляемых взрывных устройств;

Комплексами оптико-электронного подавления различных типов. Для постановки помех дальномеру противника и/или срыва наведения ПТУР, а также для осуществления быстрого поиска атакующего ПТС с целью подавления ПТС огнем из собственного вооружения;

• Динамической защитой последнего поколения «Нож». Для защиты от всех типов противотанковых боеприпасов, включая бронебойные подкалиберные снаряды (БПС).

• Комплексом активной защиты «Заслон». Для дистанционного уничтожения подлетающих противотанковых боеприпасов.

• Минным тралом (как вариант – с электромагнитной приставкой). Для преодоления минных полей.

• Маскировочная конструкция с многоспектральной маскировочной сетью «Контраст». Для снижения заметности танка в инфракрасном, тепловом и радиолокационном диапазонах – позволяют уменьшить дальность захвата цели средствами высокоточного оружия в 9 раз.

 

Предлагаемая машина может на выбор комплектоваться одним из двух типов гусениц:

• Первый – для каменистых и песчаных грунтов (рис 7).

• Второй – для болотистых грунтов (рис 8).

Оба типа гусениц выдерживают подрыв на 4 кгвзрывчатого вещества.

 Аналогичные мероприятия по созданию гибридного танка можно осуществить, совмещая шасси Т-64 с башней танка Т-62 или Т-54.

 

После модернизации танка у заказчика высвобождается шасси Т-55. На его базе ГП «Харьковский БТРЗ» разработал тяжёлую боевую машину пехоты БМП-55 с полной документацией. Был изготовлен действующий образец этой машины (рис. 9). В случае заинтересованности эта БМП также может быть предложена заказчику.

Исходя из опыта последних вооружённых конфликтов, машины данного класса являются наиболее востребованными и динамично развивающимися на современном рынке вооружений. В отличие от других машин такого класса, использование танкового шасси позволяет реализовать уровень бронезащиты, сопоставимый с бронезащитой основного боевого танка, а также использовать боевые модули с высокой огневой производительностью. В случае применения контейнеров динамической защиты можно получить машину, защищённую от большинства существующих на сегодняшний день противотанковых средств.

При создании БМП-55 дизель В-55 танка Т-55 меняется на 5ТДФ мощностью700 л.с., обеспечивая унификацию с Т-64-55. Двухтактный многотопливный оппозитный дизель придаёт машине высокие динамические характеристики. Большая часть трансмиссии Т-55 также заменяется бортовыми коробками передач танка Т-64. Верхняя часть бронекорпуса сваривается из плоских бронелистов, формируя машину с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, средним расположением отделения управления и задним расположением боевого/десантного отделения. Это позволяет сочетать высокую защищённость экипажа от фронтального огня с возможностью безопасного спешивания десанта под прикрытием корпуса машины.

 

Помимо шасси Т-55, в процессе переоборудования высвобождается танковая башня Т-64 с пушкой калибра125 мми механизмом заряжания. На сегодняшний день кроме России и Украины механизмами заряжания смогли оснастить свои танки только французы (ОБТ «Леклерк») и японцы (ОБТ «Тип-90»).

ХБТРЗ предлагает использовать освобождающиеся башни в качестве безэкипажных (необитаемых) боевых модулей БМ-125-64, основу которых составляют отработанный и надёжный механизм заряжания вместе с мощной 125-мм пушкой (рис. 10). Данные модули целесообразно применять для противодесантной защиты побережья, создания укреплённых районов в пограничной полосе, прикрытия особо важных объектов. Автоматика управления башни перерабатывается под внешний контур, оптические каналы прицелов пушки и зенитного пулемёта дублируются видеокамерами. Пушечный модуль может дополняться пулеметным, вооружённым крупнокалиберным пулемётом НСВТ калибра 12,7 мм. Модули могут находиться в боевой готовности неограниченно долгое время, круглосуточно, не требуют постоянного пребывания операторов, могут вести огонь с высокой точностью на расстояние до 10 километров. Ранее подобные боевые системы, не требующие присутствия операторов, на мировом рынке вооружений не экспонировались.


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Средний танк Т-55 - армия получила новое оружие.

История самого массового и, пожалуй, самого известного послевоенного танка мира уходит своими корнями к 1944 году, когда на свет появилось  грозное оружие танк Т-44, конструкция которой стала классической для всех последую­щих советских танков. На последних машинах серии Т-44-100 конструкторам удалось установить мощную 100-мм пушку, чему была рада армия , отличавшуюся превосходными для своего времени характеристиками. Послє выпуска 965машин в 1946 году на сме­ну Т-44 пришел новый танк Т-54 с принципиально новой башней, лобовая броня которой достигала 200мм. Сегодня, по прошествии десятилетий, можно смело сказать, что на тот момент Т-54 просто не имел себе равных, настолько зна­чительно по своим боевым характеристикам он превосходил все существовавшие тогда в мире танки. С1951 года на Т-54 стали устанавливаться новые башня и, главное, модернизированная пушка со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости, опять же не имевшая аналогов в мире ( см. фото ).

 

   Одновременно с усовершенствован­ным вариантом танк Т-54 Б в 1956 году на вооружение Советской Армии был при­нят созданный на его базе танк Т-55 ( см. фото ), созданный конструкторским бюро заво­да № 183 под руководством Л. Н. Карце­ва. Первые машины поступили в войска через два года, а первый публичный по­каз нового танка состоялся 7 ноября 1961 года на Красной площади Москвы во время военного парада.

Советские танки Т-55 на учениях.
Эта машина, разработанная конс-
трукторским бюро завода № 183 под
руководством Л. Н. Карцева и приня-
тая на вооружение Советской Армии
8 мая 1958года, стала первым со-
ветским танком, снабженным пол-
ноценной системой противоатомной
защиты ( см. фото ).

Боевая масса, вооружение и брониро­вание Т-55 по сравнению с предшествен­ником не изменились, зато использова­ние новых баков-стеллажей позволило существенно увеличить боекомплект пушки и возимый запас топлива.

Установленная на танке Т-55 система противоатомной защи­ты в случае ядерного взрыва мгновенно регистрирует поток гамма-излучения и выдаст сиг- на і на исполнительные оріаны. обес­печивающие герметизацию корпуса и башни, обссточивание основных це­пей пиіания и остановку двигателя. После прохождения фронт і ударной волны рк дючаегся сепаратор-наї нета- гель, подающий ь (битаемые помеще­ния танка очищенный воздух и создаю­щий вну фи танкь избыточное давле­ние, препятствующее проникновению радиоактивной пыли.

 

Советские автоматчики отрабаты-
вают на учениях высадку с танковой
брони. В настоящее время д. гя доставки
пехотинцев используются не танки,
а БМП ( см. фото ).

Обеспечение полной герметизации корпуса и башли ганка позволило уста

­нови гь на нем оборудование для пре­одоления по дну водных прсфад глуби­ной до 5 м шириной до 1 ООП м.

Модерни іации пс івергся также двигатель ганка, мощность которого за счет изменения настроек систем распределения и подачи топлива воз­росла до 5»0 л. с„ что. в свою очередь, повлекло за собой необходимость до­работки остальных узлов и аі регатов силовой установки.

Практически одновременно с танком Т-55 в серийное производство был запушен его командирский ва­риант — танк Т-55 К, принятый на вооружение в 1959 году. От линей­ного Т-55 он отличается наличием второй радиостанции и зарядного а1 регата АБ-1-П/30. Для их разме­щения пришлось на шесть выс гре- лов уменошить боекомплект пушки и отка иться от курсового 7,62-мм пулемета СГМТ.

В мае 1963 года появилась модифи­кация танка, получччшая обо мачение Т-55 А, главным нововведением в кон­струкции которой СТс'ПО применение выс ги тавшего броню внутри танка противорадиационного подбоя. На танк были установлены модернизиро­ванные средства сгязи. более мошный генератор, а гакже усовершенствован­ные приборы наблкь. :ния и навсния.

 

В задней частн башни смонтированы дымовые гранатометы, срабатывающие автоматически по сигналу датчиков, ре­гистрирующих облучение танка лазерны­ми лучами противника.

В литой шаровидной башне располагаются места для трех членов экипажа (командира, наводчика и заря­жающего).

Ходовая часть танка состоит из пяти об- резиненных опорных катков с индиви­дуальной торсионной подвеской (в узлах подвески первого и последнего катков установлены гидравлические амортизато­ры), заднего ведущего колеса и переднего направляющего колеса.

Ксрпус танка Т-55 выполнялся пол-
ностью герметичным и конст-
руктивно подготовленным к преодо-
лению глубоких водных преград. На
фото — танк Т-55, оснащенный
оборудование.'! для преодоления вод-
ны. препятствии (ОПВГ) ( см. фото ).

В дальнейшем в конструкцию танка вносились многочисленные несущест­венные изменении. Одной из послед­них качественно новых моделей, пос­тупивших в войска, стала принятая на вооружение в 1983 году модификация Т-55 АМ Танки этой версии отлича­ются от своих предшественников, в первую очередь, установкой комп­лекса управляемого вооружения 9К116 «Ьастион», способного вести огонь противотанковыми управляемыми ра­кетами, дополнительными экранами из многослойной комбинированной брони на башне и усиленным брони­рованием лобовой части корпуса. Это, естественно, привело к существенно­му увеличеник боевой массы танка — с 36 до почти 42 т, что заставило радг-1 сохранения подвижности танка на прея нем уровне еще раз модернизи­ровать двигатель, мощность которого увеличи гасьдо 620 л. с.

Еще через два года на вооружение была принята очередная модифика­ция танка Т-55 АМВ г элементами навесной динамической «агциты. В 1985 году был принлт на воор* же- ние Т-55 АД — первый в мире танк, оснащенный комплексом активной защиты. Система вооружения обеспе­чивала отстред защитного боеприпаса ЗУОФ14 и подрыв его на заданной дистанции. Поражение нападающего противотанкового снаряда осущест- вля іась осколочно-фуі асным дей­ствием ^гцитього боеприпаса.

Вместо стандартной для танков тех лет смотровой щели, на Т-54/Т-55 устанавливались два перископа, что позволило повысить прочность лобовой плиты и улучшить обзор с места механика-водители.

100-мм нарезная пушка Д-10Т, устанав­ливавшаяся на Т-54 и Т-55, не имела себе равных на протяжении более 10 лет. В на­стоящее время на танк устанавливаются еще более эффективные орудия, напри­мер, американская 105-мм пушка М-68.

Учения советского пехотного подраз-д
еления. Отрабатывается Операция
прорыва вражеской обороны танко-
вым удавом с пехотным десантом
на броне На каждом из танков
Т-55— пехотш е отделение из 6 че-
ловек (один из них — пулеметчик
с ручным пулеметом) ( см. фото ).

 

Танки семейства Т-54/Т-55 стаж са­мыми массовыми и паспрослраненны- ми, что вполне естественно, ведь маши­ны модификаций Т-55 и Т-55 Аэкс- портировадисы 40 сфан мира а также выпускались в Чехословакии и Польше по лицензии. Всего было построено более 70 ООО единиц (из них около 50 ООО — в Советском Союзе), что со­поставимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после Вто­рой мировой войны. К этой более чем внушительной цифре следует приба­вить танки Тип 59 и Тип 64 китайского производства, являющиеся ничем иным, как копией танков Т-54 и Т-55.

Танк Т-55 выпускался серийно с 1958года более 20 лет
предприятиями СССР, ЧССР, ПНР и КНР. Общее ко-
личество выпущенных танков Т-54/55оценивается
в 70 ООО единиц (без учета производства в КНР).

 

После ухода советских войск из Аф-
ганистана танки Т-55 (вероятно,
китайского производства) исполь-
зовались различными группировками
душманов в войне друг против друга,
а также вооруженными отрядами
движения Талибан ( см. фото ).

 

Кроме модернизации танка Т-55 в СССР, обширные работы по повыше­нию его боевых качеств проводились и до сих пор проводятся во многих странах мира. Наиболее известны сле­дующие зарубежные модификации:

  • Т1-67— израильская модифика­ция танков Т-54/55, захваченных у египетских и сирийских войск (при­мерно 200 машин). На танке установ­лена американская 105-мм пушка М68 с израильской системой управ­ления огнем «Matador», новые сило­вая установка и трансмиссия и навес­ная динамическая защита «Blaser»;
  • Т-54 Е « Ramses-1» — модифика­ция египетских танков Т-54/55, про­веденная американской фирмой «Teledyne». На танке была установле­на американская 105-мм пушка М-68 с бельгийской системой управления огнем «Titan» Mkl;

Т-55, модернизированный в Ира­ке. В ходе модернизации на лобовых деталях и бортах корпуса и в передней части баш­ни установлены много­слойные броневые пане­ли общим весом 4,6 т. Для уравновешивания брони, установленной в передней части башни, в ее кормовой части смонтирован противовес. Танк оборудован также новыми приборами ноч­ного видения;

  • Т-580-танк Т-55, модернизированный в Румынии. В удлинен­ном моторно-трансмис- сионном отделении уста­новлен новый дизельный двигатель, на бортах наве­шены стальные броневые Э1фаны, применена шес- тикатковая ходовая часть;
  • Т-55 АМ чехословацкого произ­водства. Танк оборудован разработан­ной в ЧССР системой управления ог­нем «СЫуто», обеспечивающей эф­фективное поражение целей на дальности 1000—1600 м.

Причина феномена танка Т-55 кроется в простоте конструкции, низкой цене, больших возможностях по модернизации, заложенными из­начально советскими кон­структорами, а также вы­сокой боевой эффектив­ности. Неудивительно, что танки Т-54 и Т-55 являются и самыми «воюющими» послевоен­ными танками. Они ак­тивно и весьма успешно применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Индии и Камбодже, в Анголе и Сомали, Ира­не и Ираке, а также во многих других «горячих» точках планеты.

Технические данные танка

36,5 т

Экипаж 4 человека

Вооружение 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С,

2 х 7,62-мм пулемета СГМТ

Боекомплект 43 выстрела, 3500 патронов

Двигатель В-55В, дизельный, мощность 580 л. с

Удельное давление на грунт 0,81 кг/см-

Скорость по шоссе 50 км/ч

Запас хода по шоссе 480 км

Габаритные размеры:

длина с пушкой вперед 9000 мм

ширина 3270 мм

высота 2218 мм

клиренс 425—500 мм

лоб корпуса 100 мм

лоб башни 105—200 мм

борт 80 мм

Преодолеваемые препятствия:

подъем 32°

высота стенки 0,8 м

ширина рва 2,7 м

глубина брода без ОПВТ 1,4 м

глубина брода с ОПВТ 5 м

 

 

 

 

 

 

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

National Interest считает Т-54 и Т-55 "калашниковыми" мира танков

«В большинстве войн 21 века танку не обязательно быть сложным – достаточно быть недорогим, доступным и смертоносным»

Большинство улучшений Т-55 по сравнению с предшественником, замечает  О-Йонг, коснулись внутренних систем. В частности, была обеспечена герметизация командного отсека и защита от радиоактивной пыли на случай ядерного удара. Танковая пушка получила дополнительные девять снарядов. Вместо танковых пулеметов СГМ, Т-55 был оснащен пулеметами Калашникова, а после 1961 года был дополнен противорадиационной защитой и системой фильтрации воздуха. Изначально создатели Т-55 отказались от идеи использования пулемета ДШКМ, поскольку сочли его неэффективным против реактивных истребителей, однако, с появлением новых боевых противотанковых вертолетов пулемет вернули.

При этом аналитик подчеркивает, что в большинстве войн 21 века танку не обязательно быть сложным – достаточно быть недорогим, доступным и смертоносным. А значит, приходит к выводу автор, спроектированные в СССР "стальные монстры" Т-54 и Т-55 еще не одно десятилетие сохранят свою популярность вопреки некоторым боевым недостаткам, сообщает РИА Новости.

Средние танки Т-54 и Т-55 (СССР)

Создание

Танк Т-54Разработка Т-54 была начата в конце Великой Отечественной войны с учетом опыта боевого применения танков. Необходимо было создать танк, превосходящий по своим тактико-техническим характеристикам средние танки Т-34 и Т-44.

Первая машина увидела свет весной 1945 года. При его создании прежде всего уделяли внимание высоким боевым характеристикам1, эксплуатационные характеристики2 со­бирались доводить в ходе серийного производства и эксплуа­тации в войсках — как это было со всеми советскими предшественниками Т-54.

Т-54 / Фото: www.modernarmy.ru

Одновременно, весной 1945 года, командующий бронетан­ковыми и механизированными войсками Советской Армии мар­шал бронетанковых войск Яков Федоренко составил и направил Сталину справку о состоянии и перспективах развития бронетанковых войск и вообще советского танкос­троения. Следует заметить, Сталин в проблемы танкостроения вникал весьма дотошно.

Записка Я. Федоренко заканчивалась неожиданно — пе­речислив все советские танки, в том числе и новейшие, он делал вывод, что они не отвечают требованиям эксплуатации в мир­ное время. Они слишком затратны и имеют низкую надежность всех систем. И вот маршал предложил оставить на вооружении американские «Шерманы» и английские «Валентайны»! Либо со­здавать танки, которые имели бы такой уровень надежности, как вышеперечисленные машины.


Я. Федоренко был настоящим руководителем государствен­ного уровня. Одновременно с запиской он организовал допол­нительные ресурсные испытания всем танкам, состоящим на вооружении, и направил в КБ-520 (Нижний Тагил) генерала Александра Сыча — оказывать помощь в доводке Т-54.

Т-54 на учениях / Фото: www.modernarmy.ru

Колонна Т-54 В 1946 году была выпущена серия танков Т-54, направленная в части 5-й гвардейской танковой армии. Однако вскоре из войск начали массово поступать рекламации на машину (в свое время похожая история была и с Т-34).

Получив заверения руководства Министерства среднего машиностроения (бывший Танкопром) и Федоренко в том, что есть возможности довести Т-54 до должного уровня надеж­ности, Сталин дал указание остановить производство танка, с сохранением выплаты средней заработной платы рабочим и инженерам трех заводов (Нижнетагильского, Харьковского и Омского), и в двухлетний срок провести работы по улучшению конструкции и повышению технологичности производства тан­ка. Все это получило название «Программа устранения конс­труктивных недостатков».

Благодаря этому с 1947 года производство Т-54 не только возобновилось, а стало нарастать с каждым месяцем. А Со­ветская Армия получила на вооружение не просто вполне современный танк, а надежный и эффективный, верой и правдой прослуживший целых 40 лет!

Основные характеристики танка Т-54

Годы выпуска:      1947-1959    
Масса, т 36
Экипаж, чел4
Габаритные размеры, мм:длина - 9000;
ширина - 3270;
высота - 2400
Вооружение:нарезная пушка Д-10Т калибра 100 мм;
2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм
Броня, мм 20...200
Мощность двигателя, л.с.520
Максимальная скорость, км/ч50
Запас хода, км
350...400

Примерно за 5 лет Т-54 был доведен до высокого уровня надеж­ности, а огневые возможности танка были повышены благодаря установке стабилизатора танкового вооружения. Таким образом эффективность огня танка Т-54 возросла с 30% до 50% вероятности попадания в цель. Главное — танк получил возможность совершать длительные марши в составе танковых подразделе­ний (не менее 300 км в сутки) и вести высокоподвижные боевые действия (стрельба с ходу становилась основным видом огня для советских танкистов)

Средний танк Т-55 / Фото: www.modernarmy.ru

Танк Т-55Т-55 был создан в ходе поэтапной модернизации Т-54. Разработчиком его было КБ УВЗ (г.Нижний Тагил), при участии ХКБМ (Харьковское конструкторское бюро по машиностроению).

Обычно его называют «ядерным танком», то есть вариантом Т-54, приспособленным к ведению боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Однако, это далеко не все отличия Т-55 от его предшественника.

Леонид Карцев, создавая Т-55, впервые в мире подошел к со­зданию танка, как к комплексной многофункциональной боевой машине. Внешне Т-54 и Т-55 мало чем отличаются. Но внутренние отличия значительные. Прежде всего, на Т-55 удалось достигнуть надежности в той сфере, где мы всегда были догоняющими — в электронике. Начиная с Т-55,советская танковая электроника уверенно держит пальму первенства. Да, звучит неожиданно. Но это так.

Основные характеристики танка Т-55

Годы выпуска:      1958-1979    
Масса, т 36
Экипаж, чел4
Габаритные размеры, мм:длина - 9000;
ширина - 3270;
высота - 2400
Вооружение:нарезная пушка Д-10Т калибра 100 мм;
пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм;
2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм
Броня, мм 20...200
Мощность двигателя, л.с.580
Максимальная скорость, км/ч50
Запас хода, км
450...500

Главными новинками Т-55 были:
  • система противоатомной защиты (ПАЗ)
  • унифицированная аппаратура противопожарного обо­рудования (УА ППО)
  • оборудование для подводного вождения (ОПВТ)
  • стабилизатор танкового вооружения (СТВ)
Особенностями этих систем были ком­пактность, надежность и эффективность. Нашего уровня первых двух показателей Запад не достиг и сегодня. Да и с эффективностью тоже не все однозначно — она ниже.

Т-55 / Фото: www.modernarmy.ru

ПАЗ и ППО представ­ляют собой целый комплекс, работающий в автоматическом режиме. Элементы ПАЗ и ППО в автоматическом, полуавтоматичес­ком или ручном режиме защищали экипаж танка и его обору­дование от поражающих факторов ядерного взрыва. А фильтровентиляционная установка (ФВУ), входящая в состав ПАЗа, с успехом заменила башенный вентилятор. Уровень очистки воздуха от радиоактивной пыли составлял 96%. Все это давало возможность преодолевать участки местности, зараженные ра­диоактивными веществами, с ходу.

Экипажи, находясь внутри танков, средства защиты могли не надевать, что значительно снижало их утомляемость и не снижало боевых возможностей. Какое-то время еще сохранялся норматив по надеванию ОЗК в танке, но это была чаще нездоровая инициатива млад­ших командиров, применявших этот норматив в воспитатель­ных целях.

Недостаток у этих систем был один — они защищали только от радиоактивной пыли, но не были преградой для проникновения внутрь танка отравляющих и бактериальных веществ. И тут никак нельзя было обойтись без надежных друзей солдата второй половины XX века — противогаза и ОЗК. Этот недостаток был устранен только при создании Т-64.


МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru
12    

www.arms-expo.ru

55 - советский средний танк

Т-55 был создан на основе Т-54 и принят на вооружение в 1958 г. Практически одновременно было запущено серийное производство этой машины. За время производства было создано более 60 000 таких машин. Т-55 отличался от своих предшественников рядом новшеств. В первую очередь следует отметить повышение мощности двигателя с 520 до 580 л.

с., для более эффективного пуска которого на машине был установлен воздушный компрессор. Компрессор позволял также сохранять ресурс аккумуляторных батарей, не заменяя отработанные воздушные баллоны на заряженные.

Видео Т-55

Запас топлива и боекомплекта существенно увеличился за счет использования баков-стеллажей, установленных в носовой части корпуса. Здесь можно было разместить 18 снарядов к пушке и 300 л топлива. Использование плотной компоновки обусловило увеличение суммарной емкости забронированных топливных баков до 680 л. Боекомплект увеличился с 34 до 43 снарядов.

Т-55 обладал полностью герметизированным корпусом, что позволяло ему не только успешно преодолевать водные преграды, но и защищало в условиях ядерного излучения. Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало машине свободное прохождение через водные преграды, ширина которых достигала 1000 м. Трансмиссия танка включала комбинированные двухрядные бортовые редукторы, в которых один из рядов являлся планетарным. На машине была установлена система противоатомной защиты со счетчиком рентгеновского излучения, термодымовая аппаратура. Конструкторы также оснастили Т-55 автоматической системой ППО «Роса», которая использовала более эффективный, чем углекислота, огнетушащий состав «3,5». На танке были установлены планетарный бортовой редуктор и гидропневматическая очистка смотрового прибора механика-водителя.

В 1960 г. в конструкцию танка были внесены изменения, благоприятно отразившиеся на его технических характеристиках. Именно с этого года в Т-55 стали устанавливаться дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом и призменный прибор у наводчика. В 1965 г. изменение претерпела конструкция съемных венцов ведущих колес, поскольку на танке были установлены гусеницы с РМШ. Если первоначально вооружение Т-55 составляли 2 пулемета СГМТ 7,62-мм калибра и пушка Д-10Т2С, у которой пробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 390 мм, то позднее к ним присоединился зенитный пулемет ДШКМ. Значительно позднее на танке был установлен лазерный дальномер КДТ-1 «Нева», а также прицел наводчика ТШС-32ПМ. На основе Т-55 российские конструкторы создали еще несколько удачных моделей.

Командирский танкТ-55К был принят на вооружение в 1959 г. и оснащен дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-112, а также бензоэлектрическим агрегатом. Боекомплект этой модели уменьшили на 6 выстрелов и убрали курсовой пулемет.

Средний танк Т-55А. Модель была принята на вооружение в 1962 г. На ней конструкторы установили противорадиационные материалы как снаружи, так и внутри корпуса, что существенно повысило уровень противоатомной защиты машины. На Т-55А не было курсового пулемета. На базе этой машины выпускался командирский танк Т-55АК, который имел усиленную противорадиационную защиту. Средний танк Т-55АМ является модернизацией Т-55А. Здесь установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». На машине получили дополнительное бронирование корпус и лобовая часть башни. Еще один вариант Т-55АМ, получивший название Т-55АМВ, лишен дополнительного бронирования и оснащен навесной динамической защитой.

На среднем танке Т-55АД впервые в мире была установлена активная защита, что повысило уровень защищенности танка в несколько раз, сильно не увеличив при этом его массу. На вооружение эта машина была принята в 1983 г. Т-55АД оснастили комплексом активной защиты 1030-М «Дрозд», действие которого заключалось в подрыве, механическом повреждении или отклонении от заданной траектории ПТУР неприятеля. Немаловажное значение при этом приобретал радиолокационный способ обнаружения и сопровождения подлетающего к танку снаряда или гранаты. По бортам башни располагалось по два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом. Здесь же находились и две радиолокационные станции, размещенные в герметичных броневых корпусах. Подрыв снаряда противника осуществлялся на расстоянии 6,6 м от танка. Комплекс активной защиты работал, как правило, в автоматическом режиме, однако можно было перейти и на ручное управление выстрелом для ликвидации живой силы неприятеля, которая могла находиться вблизи танка.

Огнеметный танк ТО-55 был принят на вооружение в 1960 г. Серийное ее производство стало осуществляться с 1968 г. В отличие от исходной модели танк обладал новой базой и огнеметным вооружением. Вместо спаренного пулемета на ТО-55 в башне был установлен автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях наведения. Именно поэтому прицельное огнеметание можно было производить с места и с ходу со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту. Вместо топливных баков-стеллажей в носовой части корпуса был расположен бак для огнесмеси емкостью 460 л. Подвод огнесмеси в башню осуществлялся через вращающееся жидкостное устройство, находящееся на днище в средней части корпуса. Таким образом, боекомплект ТО-55 состоял из 25 выстрелов к пушке, 12 огневых выстрелов к огнемету и 750 патронов к курсовому пулемету. По остальным боевым и техническим данным машина практически не отличалась от Т-55.

Т-55М — результат значительной модернизации среднего танка Т-55. Существенные изменения были внесены в систему защиты танка. К верхнему лобовому листу корпуса здесь приварена специальная конструкция, представляющая собой коробку из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой на расстоянии 30 мм друг от друга расположены 5-мм стальные пластины. Пространство между ними заполнено пенополиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни осуществляется посредством двух блоков, размещенных по краям от амбразуры пушки. Эти конструкции повторяют строение дополнительной брони лобовой части корпуса. На Т-55М также установлены противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны толщиной 10 мм.

От действия мин механика-водителя защищает дополнительное бронирование днища, к которому снаружи привариваются каркас и броневые листы толщиной 20 мм. Защита аварийного люка усилена броневой крышкой, перекрывающей его контуры и крепящейся изнутри с помощью гайки через отверстие в основном люке. Между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем установлен вертикальный брус.

Мощность двигателя В-55У, установленного на Т-55М, достигает 620 л. с. с инерционным наддувом штатными обслуживающими системами. На 40 л. с. мощность двигателя повышает новое устройство впускных коллекторов. В таком коллекторе существует перегородка, которая разделяет поток поступающего воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая — в оставшиеся три цилиндра.

Динамический ход опорных катков увеличен до 162—182 мм вследствие использования торсионных валов, сделанных из стали электро-шлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. Это позволило существенно улучшить плавность хода машины. Сбрасыванию гусеницы с РМШ мешает специальный ограничительный диск, приваренный к ступице ведущего колеса. Кроме того, из-за повышения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности гусеницы Т-55М имеют значительный коэффициент сцепления с грунтом. Длительность ее использования увеличена путем усиления резинометаллических шарниров.

Т-55М сильно отличается от своего предшественника своим вооружением. Он оснащен комплексом управляемого вооружения 9К11С «Бастион», который включает в себя выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. При этом выстрел ЗУБК10-1 можно разместить в любой боеукладке. Начальная скорость ракеты 400—500 м/с удерживается с помощью маршевой двигательной установки. Ракета управляется посредством полуавтоматической системы наведения по лучу лазера, имеющей усиленную помехозащищенность.

Т-55М оснащен также СУО «Волна», состоящей из лазерного дальномера КДТ-2, баллистического вычислителя БВ-55, прицела ТШСМ-32ПВ и стабилизатора «Циклон» Ml. При этом диапазон измерения КДТ-2 варьируется от 500 до 4000 м, а точность измерения — 10 м.

На вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего находится зенитный пулемет, боекомплект для которого, состоящий из 300 патронов, располагается снаружи на правом борту башни. Пушка снабжена теплозащитным кожухом, который снижает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола.

Модели Т-55М, оснащенные двигателем В-46-5М, получившие название Т-55М-1, имели навесную динамическую защиту.

Т-55 послужил базой и для создания специальных военных машин. Так, шасси танка использовались для создания мостоукладчика МТУ-20. Некоторые Т-55 переконструировали для работы с минным катковым тралом ПТ-55, бульдозером БТУ-55, плавсредствами ПСТ-63. Сам Т-55 и его варианты экспортировались в 40 стран мира. Танк долгое время выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше. Только в 1994 г.

Т-54 и Т-55 были сняты с вооружения. Всего было произведено около 70 000

Тактико-технические характеристики танка Т-55

Фото танка Т-55

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о