F-4 Phantom II

Характеристики F-4 Фантом II
  F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Разработчик МакДоннел Дуглас, США                  
Год 1960 1961 1963 1965 1967 1973 1978 1968 1977  
Экипаж, чел 2                  
Размеры
  F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Размах крыла, м 11,7 11,7     11,77 (11,781)          
Длина, м 19,2 17,76     19,19 (19,201)          
Высота, м 5 4,96     5,02          
Площадь крыла, м2 49,2 49,2     49,2          
Массы
  F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Масса пустого самолета, кг 13760 12808     13760          
Взлетная масса, кг нормальная   20860 20000   18818 (208001; 215001)          
максимальная   24800 24770 24770 28000 (263301; 275002) 26300 26400 25200 25370 26330
Полезная нагрузка, кг   7250     7250          
Удельн. нагр. на крыло, кг/м2 нормальная   424     382          
максимальная   503     570          
Силовая установка»)
  F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Двигатели 2 x ТРДФ Дженерал Дайнемикс J79-GE-17                  
Тяга, кГс (кН) нефорсажная 2×5400 (2×53,0)                  
форсажная 2×8120 (2×79,6)   2×7700 2×7700 2×8120 2×8500 2×8120 2×9600 2×8070  
Тяговооруженность нормальная   0,72     0,85          
максимальная   0,61     0,57          
Лётные данные
  F-4 F-4B F-4C F-4D F-4E/J F-4F F-4G F-4M F-4S RF-4E
Максимальная скорость, км/ч у земли 1200 (M=1,15) 1300     1460   1400      
на высоте 2300 (M=2,2) 2400 2550 2160 2300 (24141) 2400 2300 2160 2500  
Максимальное число Маха   2,27     2,27          
Посадочная скорость, км/ч   240     240          
Скороподъемность, м/с   152 175   200 (1521)          
Максимальная скороподъёмность, м/с   245       220   140 200  
Потолок, м   19000     19685 (166001; 184201)          
Практическая дальность   3700 (23801) 3700 3700 4000 (31841; 25901) 3700 3180 3000 3700  
Радиус действия, км   1450-1600     1266          
Длина разбега, м 1340 1525     1369-1792          
Длина пробега с тормозным парашютом, м 950                  
Посадочная дистанция, м   1704     1704          
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6       7,3 8        
Число узлов подвески 9                  

    1. — по другим данным
    2. — в перегруз

Описание

После не очень удачной для американских ВВС войны в Корее (там советские МиГи доказали свое преимущество над «Сейбрами») в США была поставлена задача создать истребитель, способный обеспечить Соединенным Штатам безоговорочное преимущество в воздухе. Им должен был стать «Фантом» II фирмы «Макдоннел». И если достигнуть этой цели в полной мере так и не удалось, то все же одним из самых распространенных истребителей мира «Фантом» стал. F-4 — наиболее массовый многоцелевой реактивный истребитель. Имеет высокие лётные характеристики, подтверждённые серией мировых рекордов. В период с 1950 по 1969 год на «Фантоме» было установлено 16 мировых рекордов (скорости, высоты подъёма, скорости по замкнутым 100- и 500-километровым маршрутам и др.). Более пяти лет продолжалась его разработка до первого вылета, который состоялся 27 мая 1958 года. За это время было затрачено 6,8 млн. человеко-часов. 5000 из них заняли испытания в аэродинамической трубе, где сняли характеристики с более чем 100 моделей оперения и 75 моделей крыла. В результате «Фантом» получил действительно оригинальные и несущие поверхности и оперение, которые выделяют его из всех существующих самолетов.

В соответствии с тактико-техническими требованиями «Фантом» проектировался как всепогодный сверхзвуковой многоцелевой истребитель с большим радиусом действия, способный выполнять самые разнообразные задания на больших и малых высотах, в широком диапазоне скоростей и при этом мог бы базироваться как на стационарных аэродромах, так и на авианосцах. Это ограничило габариты машины, а требование повышенной безопасности предопределило выбор двухдвигательной схемы.

Еще одно отличие — экипаж из двух человек. Среди истребителей это достаточно редкое явление. Разработчики посчитали, что на тот период это наиболее верный способ обеспечить высокую эффективность обнаружения и уничтожения любых целей (как скоростных воздушных, так и наземных) и прорыва противовоздушной обороны противника. Причем в модификации для Военно-морских сил (F4H-1) во второй кабине размещался оператор бортовой радиолокационной станции, а для ВВС (F-110A) — второй летчик с задублированной системой управления.

Серийное производство обеих модификаций началось в 1961 году. В следующем, из-за изменения системы обозначений «Фантом» был переименован просто в F-4. Под этим индексом он и стал известен во всем мире. В общей сложности до 1980 года построили более 5000 «Фантомов» различных модификаций. По лицензии они производились также в Японии и ФРГ. Его цена постоянно росла. Если в 60-х годах он стоил 2,3 млн. долл., то в 1975 году уже 4,5 млн. долл. Как истинно многоцелевой самолет «Фантом» выпускался модификации истребителя-бомбардировщика (F-4A, F-4B, F-4C, F-4D, F-4J, F-4K, F-4N, F-4S), дальнего истребителя сопровождения (F-4E и F-4F), перехватчика (F-4EJ), самолета радиолокационной борьбы (РЭБ F-4G). В 1974 году был подготовлен даже экспериментальный образец (F-4CCV) с дополнительным оперением в носовой части фюзеляжа. На этой машине проводились исследования перспективной системы управления.

Конструкция

Конструкция самолёта выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением.

Фюзеляж самолёта — полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины лётчика, вмещающей двух членов экипажа.

Крыло самолёта (стреловидность по передней кромке 45°) составлено из профилей NACA 0006.4-64M в корневой части и NACA 0003.0-64 на конце.

Особенностью конструкции крыльев и вертикального оперения является использование толстой обшивки (10-20 мм), оно обусловлено требованиями аэроупругости и боевой живучести.

Самолёт оборудован системой автоматического управления AN/ASA-32.

Система кондиционирования воздуха в кабинах обеспечивает полёт без скафандров на высоте до 19 км.

Целевое оборудование

В состав системы управления оружием самолёта входит: импульсно-допплеровская РЛС AN/APQ-120 (способна обнаруживать цели до 70 км только на фоне свободного пространства), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счётно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91.

Многие модификации были оснащены БРЛС AN/APG-59

Средства РЭБ включают приёмники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALQ-71/72/87.

В состав пилотажно-навигационной системы F-4E входит ИНС AN/ASN-63, счётно-решающее устройство AN/ASN-46 и радиовысотометр малых высот AN/APN-155. Для связи, радионавигации и опознования имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приёмопередатчик TACAN.

Целевое оборудование дополнялось контейнерами с лазерными дальномерами-целеуказателями. На F-4D/E, (по-моему еще во Вьетнаме — [YG]), применялся AN/AVQ-12 Pave Spike («Пэйв Спайк»), по другим данным он маркировался как AN/AVQ-23 (или это два разных ??). На F-4E позднее применялся AN/AVQ-26 Pave Tack («Пэйв Тэк»), в котором кроме ЛЦУ была еще ИК-станция переднего обзора.

Вооружение

Встроенное: 1 шестиствольная пушка M61-A1 «Вулкан» калибра 20-мм с боекомплектом в 639 патронов (на F-4E и F-4F встроенная, на остальных — только в подвесном варианте).

Подвесное «воздух-воздух»:четыре или шесть УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нишах под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер», «Фалкон» на подкрыльевых узлах подвески.

Германские F-4F/ICE (пока единственные из Фантомов) вооружены AIM-120 AMRAAM.

Английские Фантомы вместо «Спэрроу» несли ее английский вариант — «Скай Флэш».

Подвесное «воздух-поверхность»:, «Булпап» или «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также блоки с НАР, свободнопадающие бомбы. «Фантомы» могут нести по две ядерные бомбы Mk.43, Mk.57, Mk.61 или Mk.28.

Контейнеры обеспечивали применение лазерных УАБ GBU-10, GBU-12, GBU-16. Кроме того, во Вьетнаме Фантомы применяли GBU-8 и GBU-9 с телевизионным наведением. Также в составе вооружения Фантомов УАБ AGM-62 Walleye и GBU-15/AGM-130.

Для действий по наземным целям — шесть УР AGM-65 «Мэйврик». Самолёт F-4G берёт на борт две противорадиолокационные УР AGM «Шрайк», или две AGM-78 «Стандарт», или две AGM-88 HARM.

Модификации

  • AH-1 — Прототип F-4 «Phantom»2. Контракт выдан 18 ноября 1954 года.
  • F-4A — первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис
  • F-4B — улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.
  • F-4C — «сухопутная» модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)
  • F-4D — улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.
  • F-4E — усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.
  • F-4EJ Kai — вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.
  • F-4G «Wild Weasel» («Уайлд Уизл») — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.
  • F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).
  • F-4К — Phantom FGR.1
  • F-4M — Phantom FGR.2
  • F-4N — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).
  • F-4S — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18
  • RF-4C — невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).
  • RF-4E — невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация «Фантома», оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке.
  • Phantom FGR.2 (F-4M) — перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.
  • Phantom-2000 — F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности — нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты «воздух-земля» «Попай» и «воздух-воздух» «Питон-3» и «Питон-4». Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.

Производство самолётов «Фантом» 2 для ВВС, ВМС и КМП США продолжалось до 1976 года.

Самолёт F-4 стал наиболее массовым реактивным истребителем. Его модификации закупили 11 стран: Австралия, Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Иран, Испания, Турция, ФРГ, Южная Корея и Япония. Всего в США было построено 5195 самолётов «Фантом».

Источники

  • Юрий Голдаев
  • Н.И.Рябинкин. «Современные боевые самолёты»
  • Энциклопедия вооружений Кирилла и Мефодия

Ссылки

Фотогалерея

  • [ x] «Wild Weasel» — самолёт РЭБ// Corel Professional Photos CD-ROM: Air Force.
  • [ x] Залп. «Фантом» наносит удар НУРами//
  • комментарии (2)

     

    www.airbase.ru

    McDonnell Douglas F-4F Phantom II



     

    IFX McDonnell . -. Northrop F-5A, . 1971 , F-104, у компании McDonnell , F-4E(F). . , F-4E, F-4F. F-4F Mirage F.1 CL-1200 Lancer, F-4E(F).

    175 F-4F. , . F-4F Sparrow, 7 . AN/APQ-120 , AIM-7 AIM-4. F-4F AGM-65, AGM-45 AGM-62. ˻ 1500 F-4E.

    F-4F 18 1973 . MBB VFW-Fokker. J79-MTU-17A Motoren-und-Turbinenen-Union Munchen GmBH.

    F-4F 5 1973 1976 . ( JG-71 JG-74) (JBG-35 JBG-36). F-4F — , TF-4F .

    1980 F-4F , AIM-7, AGM-65 AIM-9L. , .




     :
















      F-4F
    ,   10,70
    ,   19,2
    ,   4,95
    , 2   49,20
    ,  
         13760
         26308
      2 General Electric J79-MTU-17
    ,   2 8120
    , /   2390
    ,   2590
    ,   16600
      2
    :

      SUU-16/A SUU-23/A c 1200 , AIM-7E/F/M Sparrow, AIM-9 Sidewinder, AGM-12, AGM-65, свободнопадающие , BLU-10/B

    5 1401



     . :

     



    :






    . 2004 
    (: 



       :



    )

    www.airwar.ru

    Многоцелевой истребитель F-4 Phantom 2 (США)

    Многоцелевой истребитель F-4 Phantom 2 фирмы McDonnell Douglas предназначен для нанесения ударов по наземным целям, непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и решения задач завоевания превосходства в воздухе. В сентябре 1953 г. компания McDonnell Douglas приступила к созданию всепогодного двухдвигательного истребителя, и в июле 1955 г. был заключен контракт на постройку двух опытных XF4H-1 и пяти предсерийных самолетов, которые получили название Phantom 2 (ранее уже был самолет под названием «Фантом»), Техническое проектирование истребителя завершилось в августе 1956 г. Свой первый полет Phantom 2 совершил 27 мая 1958 г. 23 самолета опытной серии в дальнейшем получили обозначение F-4A Phantom 2 и использовались только для проведения летных испытаний, в ходе которых были получены более высокие летно-технические характеристики, чем предполагалось.

    В декабре 1960 г. для ВМС США начались поставки серийного варианта, который в сентябре 1962 г. получил обозначение F-4A Phantom 2. Когда в октябре 1979 г. производство F-4 Phantom 2 прекратилось, было уже выпущено 5057 машин, из них 1196 для зарубежных потребителей. Кроме того, компания «Мицубиси» по лицензии построила 127 самолетов F-4. Общее число произведенных самолетов, таким образом, достигло 5195 машин (с чем могут конкурировать только истребители МиГ-21).

    Самолеты F-4 Phantom 2 в свое время установили абсолютные мировые рекорды высоты полета (30040 м) 6 декабря 1959 г. и скорости (2585,43 км/ч) 22 ноября 1961 г. Мировой рекорд скорости на малой высоте (1452 км/ч) продержался 16 лет. Учитывая огромную роль, которую сыграли самолеты F-4 в боевых действиях во Вьетнаме, можно сказать, что F-4 Phantom 2 был одним из лучших в мире военных самолетов своего времени.

    В процессе модернизации созданы следующие модификации F-4 Phantom 2:
    F-4B (F4H-1) — вариант с двигателями J79-GE-2/-2А тягой по 7326 кг. Ударный вариант F-4B оснащался РЛС управления огнем APQ-72 и мог нести до 7257 кг различного ударного вооружения.

    QF-4B — обозначение самолетов F-4B, переоборудованных в беспилотные мишени.

    RF-4B (F4H-1Р) — невооруженный фоторазведчик на основе F-4B с удлиненной носовой частью для ВМС США (первый полет 12 марта 1965 г.).

    F-4C — вариант истребителя-штурмовика, аналогичный F-4B, но с двойным управлением и двигателями J79-GE-15 тягой по 7711 кг и другими изменениями в системах самолета (первый полет 27 мая 1963 г.).

    EF-4C — обозначение самолетов F-4C, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» для ведения РЭБ.

    RF-4C — самолет тактической разведки на базе F-4С, но оборудованный как RF-4B (первый полет 18 мая 1964 г.).

    F-4D — серийный вариант для ВВС США, аналогичный F-4C, но оснащенный оборудованием для решения задач ВВС (первый полет 8 декабря 1965 г.).

    EF-4D — обозначение самолетов F-4D, переоборудованных в конфигурацию «Уайлд Уизел» (радиоэлектронная разведка и огневое подавление РЛС ПВО).

    F-4E — основной серийный вариант с более мощными двигателями J79-GE-17, увеличенным запасом топлива, новой РЛС APQ-120 с меньшими габаритами за счет перехода на микроэлектронные схемы, с предкрылками для улучшения маневренности и встроенной 20-мм шестиствольной пушкой с боекомплектом 639 снарядов (первый полет 30 июня 1967 г.). На ряде истребителей F-4E в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолеты противника на большом удалении.

    F-4E(J) — вариант F-4E, производимый в Японии по лицензии компаниями «Мицубиси» и «Кавасаки».

    RF-4E — экспортный вариант F-4E, оборудованный для ведения тактической разведки.

    RF-4E(J) — невооруженный разведывательный вариант F-4E(J) для ВВС Японии.

    F-4F — вариант F-4E для ВВС Германии, модернизированный корпорацией МВВ в 1991 г.

    F-4G «Уайлд Уизел» — вариант самолета F-4B (первый полет 20 марта 1963 г.), применявшегося во Вьетнаме с системой линии передачи данных ASW-1 о боевых действиях по наземным целям. Впоследствии такое обозначение получили самолеты серии F-4E, переоборудованные в конфигурацию «Уайлд Уизел» (первый полет 6 декабря 1975 г.). Переоборудование первого самолета F-4G серийной конфигурации завершилось в апреле 1978 г., и в этом же году он стал поступать на вооружение.

    F-4G «Уайлд Уизел» предназначен для обнаружения и подавления РЛС ПВО на маршрутах полета ударных самолетов к объектам ударов при прорыве ПВО противника, а также для выполнения самостоятельных операций по подавлению системы ПВО. Для поражения средств ПВО противника применяются ПРЛР, УР класса «воздух—поверхность» AGM-65 «Мейверик» с оптоэлектронной ГСН и кассетные боеприпасы для поражения площадных целей.

    При выполнении этой задачи самолеты F-4G должны первыми войти в зону боевых действий для подавления наземных средств ПВО противника. Сопровождение ударных самолетов осуществляется при прорыве зоны ПВО и глубоком проникновении в тыл противника. При этом перед F-4G ставится задача создать безопасный коридор пролета ударным самолетам к цели. В зависимости от типа цели, установленного вооружения и характера боевых действий самолет F-4G может совершать полет на средних и малых высотах. Атака цели и полет вблизи ее осуществляются на высоте 60-300 м при больших дозвуковых скоростях.

    На самолетах F-4G и Е используются: прицельно-навигационная РЛС AN/APQ-120, ЭВМ системы управления пуском ракет AN/ASQ-91, цифровая ИНС AN/ARN-101. аппаратура сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек AN/ALE-40, совмещенная с системой предупреждения о радиолокационном облучении. В отсеке вооружения установлены 25 быстросъемных блоков станции радиотехнической разведки-обнаружения и определения местоположения источников радиолокационного излучения APR-38.

    В состав оборонительного радиоэлектронного оборудования F-4G входит контейнер с оборудованием AN/ALQ-119-12 (-14) для постановки помех в диапазоне частот от 2-3 до 8-10 ГГц или контейнер с оборудованием для постановки помех AN/ALQ-131. Основным БРЭО самолета F-4G является система AN/APR-38. включающаяся вычислитель HAWC для представления членам экипажа классифицированных данных об угрозе, об управлении системой при различных режимах ее работы, блок индикации CIS, оптический прицел AN/APQ-30 (Mod) и супергетеродинный блок. Система AN/APR-38 предназначена для обнаружения радиолокационного излучения ото всех существующих советских импульсных РЛС и РЛС непрерывного излучения.

    Самолет F-4G вооружен высокоскоростной ПРЛР AGM-88A/C HARM, которая может применяться для самообороны или поражения указанных или внезапно обнаруженных целей. В состав вооружения самолета могут входить также другие ПРЛР, управляемое оружие, запускаемое вне зоны объектовой ПВО противника, и обычное вооружение.

    F-4J — палубный многоцелевой истребитель ВМС США (первый полет 27 мая 1966 г.), с двигателями J79-GE-10 тягой по 8119 кг, увеличенным крылом и переделанным хвостовым оперением для улучшения взлетно-посадочных характеристик, оснащенный автоматической системой посадки на авианосец.

    F-4K — модифицированный вариант F-4J для английских ВМС с двигателями Роллс-Ройс Спей RB.168-25R Мк.202/203 тягой по 9305 кг. В английских ВМС эти самолеты получили обозначение Phantom FG Mk.1.

    F-4M — модернизированный вариант F-4K, обозначенный в английских ВМС как Phantom FGR Mk.2.

    F-4N — палубный истребитель ВМС США на базе F-4B с усиленной конструкцией и оснащенный современным электронным оборудованием (первый полет 4 июня 1972 г.).

    F-4S — модернизированный вариант F-4J с усиленной конструкцией и установленными предкрылками.

    Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным стреловидным трапециевидным крылом, имеющим складные консоли, и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж самолета типа полумонокок, его носовая часть опущена вниз для улучшения обзора из кабины летчика. Шасси трехопорное. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад, основные стойки — в крыло.

    Самолет F-4E оснащен двумя ТРДФ. Топливо размещается в семи мягких топливных баках в верхней части фюзеляжа и двух интегральных баках в сродней части крыла. Кроме того, под крылом и фюзеляжем предусмотрена подвеска двух ПТБ. Имеется система дозаправки топливом в полете при помощи телескопической штанги (для самолетов ВВС) и по системе «шланг-конус» (для палубных машин).

    Управление необратимое бустерное, с гидравлическим приводом и системой демпфирования по трем осям. Имеется САУ AN/ASA-32. В состав системы управления оружием самолета F-4E входит импульсно-доплеровская РЛС AN/APQ-120 (способна обнаруживать воздушные цели только на фоне свободного пространства на максимальной дальности 70 км), оптический прицел AN/ASQ-26, навигационно-бомбардировочная подсистема AN/AJB-7 и счетно-решающее устройство бомбометания AN/ASQ-91. Средства РЭБ включают приемники обнаружения радиолокационного излучения AN/APR-36/37 и передатчики помех AN/ALO-71/72/87.

    Пилотажно-навигационная система F-4E состоит из ИНС AN/ASN-63, счетно-решающего устройства AN/ASN-46 и радиовысотомера малых высот AN/APN-155. Для связи радионавигации и опознавания имеется комплексная система AN/ASQ-19, включающая приемопередатчик навигационной системы TACAN.

    На девяти узлах внешней подвески самолет F-4E может нести четыре УР средней дальности AIM-7 «Спэрроу» в нише под фюзеляжем, УР «Спэрроу», «Сайдуиндер» и «Шрайк» на подкрыльевых узлах подвески, а также два-три контейнера SUU-16/A или SUU-23/A с пушками М61А1 (боекомплект 1200 снарядов на орудие), блоки с НАР, свободнопадающие бомбы, выливные авиационные приборы на подкрыльевых и центральном подфюзеляжном узлах. Самолет может быть вооружен двумя ядерными бомбами Мк.43, Мк.57. Мк.61 или Мк.28. Для действия по наземным целям может оснащаться шестью УР АСМ-65 «Мейверик».

    Истребитель F-4 длительное время оставался основным самолетом завоевания превосходства в воздухе американских ВВС и ВМС. «Боевое крещение» «Фантома» состоялось 2 апреля 1965 г. во Вьетнаме, где самолеты этого типа встретились с северовьетнамскими истребителями МиГ-17Ф. С 1966 г. основными противниками «Фантома» стали самолеты МиГ-21ПФ. «Фантомы», состоящие на вооружении ВВС Ирана, применялись в ирано-иракской войне (1980-1988 гг.).

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-4E
    Экипаж, чел. 2
    Скорость, км/ч:
    максимальная на высоте около 10 км 2301
    максимальная на высоте до 3 км 1464
    крейсерская 925
    Практический потолок, м 18975
    Дальность, км:
    перегоночная 3180
    действия 795—1270
    Масса, кг:
    максимальная взлетная 28030
    нормальная взлетная 21500
    пустого самолета 13757
    Максимальная боевая нагрузка, кг 7257
    Габариты самолета, м:
    размах крыла 11,71
    длина 19,20
    высота 5,03
    Двигатель: ТРДДФ General Electric J79-GE-17A, кгс 5044/8127

    www.dogswar.ru

    Ф-4 Фантом — это… Что такое Ф-4 Фантом?

    F-4 Phantom II
    Назначение: многоцелевой истребитель 
    Первый полёт: 27 мая 1958 
    Принят на вооружение: 1961 
    Производитель: McDonnell Douglas 
    Характеристики
    Экипаж: 2 чел
    Макс. скорость: 2390 км/ч
    Боевой радиус: 644 км
    Дальность полёта: 2817 км
    Практический потолок: 18898 м
    Размеры
    Длина: 17,78 м
    Высота: 4,95 м
    Размах крыла: 11,7 м
    Площадь крыла: 49,23 м²
    Масса
    Пустой: 12701 кг
    Макс. взлётная: 20231 кг
    Силовая установка
    Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8 
    Тяга (мощность): 2 x 7711 кгс 
    Вооружение
    Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61А1 Vulcan 
    Боезапас: 725 
    Кол-во точек подвески: 10 
    Масса подвесных элементов: 7275 кг
    AIM-7, AIM-9, AGM-12,

    свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
    до пяти 1401 литровых ПТБ

    Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) — многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки.

    Общие сведения

    F-4 по праву можно считать одним из самых удачных и универсальных боевых самолётов. Этот самолёт был разработан по заданию Военно-морского флота США в основном с целью защиты кораблей и предназначался для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того на него возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость большую чем у F-104 «Старфайтер», находящегося в то время на вооружении ВВС США, последние так же проявили к этой машине самый живой интерес, и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

    Поначалу F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который использовался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

    F-4 был снабжён новейшей электроникой. Он первым, среди американских машин, был способен без помощи наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами визуального контакта. Во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт около 150 побед в воздушных боях.

    Обладая способностью легко достигать скорость в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» был любим своими лётчиками, как надёжная и простая машина. На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на низкой высоте — 1452 км/час, который продержался в течение 16 лет.

    «Фантом» находился в производстве с 1958 по 1979 и всего было построено 5195 машин. 5057 из них были изготовлены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 построили по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 самолёта в месяц. Американские ВВС имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты — 1264 машин.

    Постоянно дорабатываясь и обновляясь «Фантомы» несли службу в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был списан в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты этого типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё находился на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. Израиль, Япония, Германия, Турция, Греция, Южная Корея и Египет планируют провести модернизацию своих F-4, с тем, чтобы эти самолёты оставались на боевом дежурстве вплоть до 2015 года.

    БПЛА

    9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля». Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» — подавление средств ПВО противника. Предполагается, что использование беспилотных модификаций «Фантомов» позволит сократить потери пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника. Также БПЛА впервые продемонстрировал возможность вести ответный огонь.[1]

    Модификации

    Первоначально самолёты для ВМС носили обозначались F4H, а самолёты для ВВС — F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

    Варианты для ВМС и морской пехоты США

    • F4H-1F (F-4A) — первая модификация, состоявшая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.
    • F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или −8B). Построено 649 машин.
    • RF-4В (F4Н-1Р) — невооружённый фоторазведчик на основе F-4В (первый полёт 12.03.1965).
    • F-4G (не следует путать с F-4G «Уайлд Уизл») — вариант самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.
    • F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).
    • F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).
    • F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

    Варианты для ВВС США

    • F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально обозначалась F-110A.
    • RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на основе F-4С (первый полёт 18.05.1964).
    • F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).
    • F-4Е — усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолёты противника на большом удалении.
    • F-4G «Уайлд Уизл» V (не следует путать с F-4G для ВМС) — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

    Экспортные варианты

    • F-4EJ — обозначение F-4E, производившихся по лицензии в Японии.
    • F-4F — обозначение экспортных F-4E для ВВС ФРГ. Построено 175 машин.
    • F-4K — варирант для Королевских ВМС Великобритании. Построено 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).
    • F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

    Примечания

    1. Беспилотные «Фантомы» первыми вступят в бой, cnews.ru 21.01.08

    Ссылки

    Wikimedia Foundation.
    2010.

    dic.academic.ru

    Многофункциональный истребитель F-4 Phantom | Вооружение России и других стран Мира

    Несовершенство противовоздушной обороны авианосцев конца 50-х годов явилось предпосылкой созданию палубных самолетов нового поколения. Формированием ПВО американцы начали заниматься сразу после окончания войны. Основные исследования по программе «Шмель» велись в университете имени Джона Хопкинса. Результатом ее выполнения стали знаменитые зенитные комплексы серии Т: «Талое», «Терьер» и «Тартар». Размещенные на кораблях охранения, они образовывали три оборонительных кольца ПВО: дальнее – «Талое» (радиусом 130 км), среднее-»Терьер» (80 км) и ближнее-»Тартар» (18 км). Четвертое составляла сама палубная авиация. Интересно отметить, что ракетами «Талое» было вооружено большинство тяжелых авианосцев. Возникает вопрос – зачем авианосцу, у которого есть несколько эскадрилий всепогодных перехватчиков, такие ракеты? Оказывается, появление тяжелых авиационных крылатых ракет (КР) накладывало особые штрихи на облик палубных истребителей. Стремление отодвинуть рубежи перехвата как можно дальше от корабля пагубно отражалось на взлетно-посадочных характеристиках самолетов. Для взлета «демонов» и «крусейдеров» с боевым снаряжением уже требовался ветер умеренной силы, который, как известно, дует не всегда. Следовательно, в штиль или в шторм единственным боеспособным средством против ракет и бомбардировщиков на больших дальностях становились ЗРК «Талое». С каждым годом положение усложнялось: «Талое» уже не доставал носители КР. Да и ракеты стали летать на малых высотах.

    Логичным выходом должен был стать новый истребитель-перехватчик с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Основную борьбу за заказ на такую машину повели фирмы «Грумман», «Воут» и «Макдоннол». Первая предложила самолет G-118, позже обозначенный XF-12F. Его отличала необычная силовая установка, состоящая из двух турбореактивных и одного жидкостного ракетного двигателя. «Воут» модернизировала «Крусейдер», а «Макдоннэл» вспомнила о модификации истребителя «Демон» – F3H-G/H. Последний самолет более известен под обозначением AH-1; проектировался он как истребитель-бомбардировщик, и использовать его в качестве перехватчика без переделки было невозможно. Изменили состав вооружения, оборудование и конструкцию. Исходя из опыта проектирования «сухопутного» «F-101 Вуду, новую машину сделали двухместной: первым сидит летчик, за ним оператор системы вооружения. Такая схема позволяла пилоту сосредоточиться на пилотировании.

    К 1958 году фирмы «Воут» и «Макдоннэл» построили опытные образцы своих самолетов. Крусейдер F8U-3 взлетел 2 июля 1958 года. Максимальная скорость F8U-3 достигла 2500 км/ч, существенно изменилось оборудование, но взлетно-посалочные характеристики не улучшились. В последнем, безусловно, лидировала машина «Макдоннэла». Поднявшись в воздух 27 мая 1958 года, она поразила всех своими передовыми летными характеристиками. Не случайно на F-4H «Фантом-2″ (так назвали новый перехватчик) было установлено около двух десятков мировых рекордов в различных категориях. Но главное то, что «Фантом» стал первым истребителем США, способным взлетать с палубы в полное безветрие. Для этого ему требовался лишь полный ход авианосца и стандартная паровая катапульта.

    Построили 23 предсерийные машины YF-4H-1 ; на последних пяти из них установили бортовую РЛС APQ-72 вместо временной APQ-50, взятой от «Крусейдера». После этого F-4H получил возможность применять ракеты «Спарроу» – ведь дальность действия РЛС увеличилась в три раза и достигла величины 90 км. Для гарантированного поражения цели система управления оружием рассчитывалась на залповый пуск ракет, по две одновременно.

    Первая серийная модификация F-4H-1F выпускалась с 1960 по 1961 год, всего 24 самолета. Из них сформировали две учебные эскадрильи: VF-121-для обучения летчиков и технического персонала на Тихом океане, и VF-101 – на Атлантическом. В 1962 году истребители получили новое обозначение F-4A. Для вооружения первых боевых частей фирма выпустила новую модификацию «Фантома» – F-4B, с усовершенствованным оборудованием. Она находилась в производстве до 1966 года и послужила основой для всех последующих модификаций.

    Боевое крещение лучшего истребителя флота состоялось осенью 1962 года. «Фантомы» 102-й эскадрильи, действуя с авианосца «Энтерпрайз», сопровождали палубные разведчики F8U-1P, которые фотографировали советские корабли на пути к Кубе во время Карибского кризиса. Правда, до применения оружия дело не дошло.

    F-4 быстро вытеснял с палуб другие типы истребителей. К 1963 году на флоте насчитывалось 10 эскадрилий «фантомов», 4 эскадрильи «демонов» и 14 «крусейдеров». Через год «демолы» исчезли совсем, a F-8 находились только на устаревших авианосцах типа «Хенкок» и «Эссекс» (8 эскадрилий). Такое соотношение сохранялось до 1971 года, после которого на флоте остались только F-4.

    Вытесняя другие самолеты, F-4 были не единственным средством борьбы с воздушным противником. По общему замыслу структура вышеупомянутого четвертого кольца ПВО состояла из двух авиационных комплексов – среднего и дальнего. Первым стал уже известный нам F-4. Барражируя на удалении 200 км от авианосца, в течение 1,5 часа он образовывал полосу обороны шириной 120 км (от 130 до 250 км от корабля). Поле деятельности второго начиналось за пределами дальности «Фантома» (более 250 км). Говоря о «пределе дальности», мы имеем в виду не радиус действия самолета, а удаление зоны патрулирования.

    Разработка самолета для второго комплекса началась в 1958 году, когда основные характеристики первого были уже известны. Работу поручили фирме «Дуглас», у которой имелся опыт создания всепогодных дозвуковых перехватчиков («Скайнайт»). Новый самолет получил название «Миссилер» F-6D; по сути, он являлся летающей стартовой платформой для ракет большой дальности класса «воздух – воздух». Управляемую ракету «Игл», которой планировали вооружить F-6D, предполагалось наводить с помощью радиолокатора с антенной диаметром 1,5 м. Время патрулирования машины на дальности 250 км достигало нескольких часов. Через три года под давлением министра обороны финансирование проекта было прекращено и место «Миссилера» в иерархии ПВО занял самолет TFX (F-111В). До его появления задачи дальней обороны временно возложили на F-4, компенсируя слабость его РЛС использованием базовых самолетов радиолокационного дозора ЕС-121 «Варнинг Стар» (WV-3).

    Специалисты «Макдоннэла» постоянно совершенствовали свое детище. Даже в пределах одной модификации F-4B (649 самолетов) насчитывается 29 разновидностей или серий машины. Внешних отличий у них практически нет. Наиболее известными стали F-4 «Фантомы» 14-й серии; им даже присвоили новый буквенный индекс G. F-4G могли наводиться на воздушную цель полуавтоматически с помощью специальной системы. Интересно заметить, что до этого наведение производилось голосом по рации, так как на палубных самолетах ДЛРО «Трейсер» системы передачи данных отсутствовали. Сначала построили 5 машин F-4G, затем еще семь. Все они вошли в состав эскадрильи VF-213 и действовали во Вьетнаме.

    Вьетнамская война стала настоящим испытанием для F-4. Именно ему принадлежит первая победа в воздушном бою. Утром 8 апреля 1965 года F-4 «Фантом» сбил ракетой «Спарроу» вьетнамский МиГ-17, после чего сам был подбит из пушки другого МиГ-17. Экипаж не успел катапультироваться и утонул в море вместе с поврежденным самолетом. Общие результаты боев были, как известно, не в пользу американцев, и, учитывая недостатки в конструкции и характеристиках, они начали производство модификации F-4J с новыми двигателями и РЛС. Кроме этого, 228 машин F-4B доработали на заводах фирмы и вернули в части под обозначением F-4N. Темпы серийного производства достигали 50-70 машин в месяц.

    После окончания войны появилась последняя модификация истребителя для ВМС F-4S. В нее «превратили» 260 штук F-4J. В настоящее время F-4N и F-4J сняты с вооружения, а четыре эскадрильи F-4S находятся в резерве корпуса морской пехоты США. В боевых подразделениях остался только разведывательный вариант – RF-4B, образца 1965 года (одна эскадрилья).

    Описание конструкции F-4

    F-4 «Фантом» представляет собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом (45 градусов), концевые части которого отогнуты вверх на 12 градусов, что способствует повышению путевой устойчивости. Киль большой площади имеет руль направления. Поверхности стабилизатора установлены с отрицательным углом поперечного V и на больших углах атаки играют роль подфюзеляжных килей, затягивая сваливание самолета. Фюзеляж имеет плоскую нижнюю поверхность, плавно переходящую в крыло, обеспечивая увеличение подъемной силы. При размещении на авианосце концевые части крыла складываются. Механизация крыла включает в себя: закрылки, элероны и отклоняемые носки. Для повышения эффективности управления и снижения лобового сопротивления имеется система сдува пограничного слоя с закрылков и носка крыла. Обшивка средней и задней частей фюзеляжа (над двигателями и за ними) выполнена двухслойной. Между слоями прогоняется воздух для охлаждения внешней поверхности. В хвостовой части установлен тормозной парашют диаметром около 5 м (в палубной авиации он используется как противоштопорный). Для зацепления за тросы аэрофинишера в задней части фюзеляжа шарнирно закреплен тормозной крюк. Выпускается он под действием давления пружины амортизатора. Крепление F-4 к челноку катапульты при взлете осуществляется с помощью биделя — стального троса, середина которого закрепляется на челноке, а концы на «крючках» в корневой части крыла. Применение этой системы связано с большой базой шасси самолета. После взлета трос сбрасывается. Шасси трехстоечное; основные стойки одноколесные и убираются в фюзеляж. Передняя стойка двухколесная, убирается назад.

    Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках, общая емкость которых – 7570 л. Под крылом F-4 могут подвешиваться дополнительно два бака емкостью по 1400 л каждый. Есть еще топливный бак, подвешиваемый под фюзеляжем; он вмещает 2270 л горючего. Имеется также система дозаправки топливом в воздухе; штанга топливоприемника установлена справа у кабины летчика.

    На самолете используются двигатели семейства J-79 с тягой от 7325 до 8120 кг, в зависимости от модификации машины. На F-4S установлены двигатели с пониженным дымлением. Последнее существенно снизило заметность истребителя в воздухе. До этого опытные летчики замечали F-4 «Фантом» на дальности почти 100 км, при высоте полета 10 000 м.

    Оборудование F-4 состоит из бортовой РЛС, инфракрасной системы обнаружения, навигационной системы, бомбардировочного прицела, автоматической системы посадки на авианосец и системы автоматического управления полетом. Разведывательная модификация (RF-4B) отличается удлиненной носовой частью, в которой установлены различные фотоаппараты и инфракрасная станция разведки. Кроме этого, на RF-4B имеется РЛС бокового обзора. Все модификации самолета F-4 оборудованы системой РЭБ, антенны которой расположены в верхней части воздухозаборников.

    Вооружение самолета

    Характерным отличием F-4 является отсутствие встроенного пушечного вооружения. В бою это стало серьезным недостатком истребителя. Попытка конструкторов решить проблему за счет установки подвесных пушечных контейнеров не дала положительных результатов. Точность стрельбы, «благодаря» вибрациям контейнера, была практически нулевой. Стационарную же пушечную установку ставить не захотели, избегая утяжеления конструкции. Основным вооружением стали управляемые ракеты «Спарроу» (до 6 шт.) и «Сайдуиндер» (до 4 шт.). Для нанесения ударов по наземным целям могут использоваться УР класса «воздух – земля»: «Буллпап», «Мейверик» и «Шрайк». Возможна подвеска на истребитель управляемых бомб практически всех типов, в том числе и GBU-15. Обычные и управляемые бомбы, НУР и УР размещаются на 9 узлах подвески. Четыре подфюзеляжных узла предназначены исключительно для ракет «Спарроу»; в последних модификациях на передний левый подфюзеляжный узел могут подвешивать станцию РЭБ.

    Модификации истребителя F-4 «Фантом» 2

    AH-1 — Прототип F-4 «Phantom»2. Контракт выдан 18 ноября 1954 года.

    F-4A — первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис

    F-4B — улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.

    F-4C — «сухопутная» модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)

    F-4D — улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.

    F-4E — усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.

    F-4EJ Kai — вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.

    F-4G «Wild Weasel» («Уайлд Уизл» — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.

    F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).

    F-4К — Phantom FGR.1

    F-4M — Phantom FGR.2

    F-4N — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).

    F-4S — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18

    RF-4C — невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).

    RF-4E — невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация «Фантома», оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке.

    Phantom FGR.2 (F-4M) — перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.

    Phantom-2000 — F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности – нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты «воздух-земля» «Попай» и «воздух-воздух» «Питон-3″ и «Питон-4″. Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.

    Производство самолетов F-4 «Фантом» для ВВС, ВМС и КМП США продолжалось до 1976 года.

    Самолет F-4 стал наиболее массовым реактивным истребителем. Его модификации закупили 11 стран: Австралия, Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Иран, Испания, Турция, ФРГ, Южная Корея и Япония. Всего в США было построено 5195 самолетов F-4 «Фантом».

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    ТТХ

    F-4A F-4B F-4E F-4F F-4M F-4-S
    Год 1960 1961 1967 1973 1968 1977
    Экипаж, чел 2 2 2 2 2 2
    Размах крыла, м 11,7 11,7 11,7
    Длина, м 19,2 17,76 19,19
    Высота, м 5 4,96 5,02
    Площадь крыла, кв.м 49,2 49,2 49,2
    Масса пустого, кг 13760 12808 13760
    Масса нормальная, кг 20860 18818
    Масса максимальная, кг 24800 28000 26300 25200 25370
    Полезная нагрузка, кг 7250 7250
    Тяга нефорсажная, кгс 2х5400
    Тяга на форсаже, кгс 2х8120 2х8120 2х8500 2×9600 2х8070
    Скорсоть у земли, км/ч 1200 1300 1460
    Скорсоть на высоте, км/ч 2300 2400 2300 2400 2160 2500
    Скорсоть посадочная, км/ч 240 240
    Скороподъёмность, м/с 245 220 140 200
    Потолок, м 19000 19865
    Практич. дальность, км 3700 4000 3700 3700 3700
    Радиус действия, км 1600 1266
    Длина разбега, м 1340 1525 1792
    Длина пробега, м 950
    Макс. перегрузка 6 7,3 8
    Число узлов подвески 9

     

    ФОТОГРАФИИ

     

    Читайте также:

    Предназначен для нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику, в том числе малозаметному (с малым ЭПР), с целью завоевания превосходства в воздухе. Су-37 является дальнейшим развитием Су-35. 2 апреля 1996 …

    ДАЛЕЕ

    Вплоть до последнего времени российские и зарубежные эксперты задавались вопросами: что представляет собой многофункциональный истребитель (МФИ), известный также как проект 1.42? на каком этапе находится данная разработка? cпособен …

    ДАЛЕЕ

    Долгое время на вооружении советских авианосцах были лишь самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и его модификации. Этот неплохой для своего класса самолет не мог соперничать с «обычными» самолетами, стартующими …

    ДАЛЕЕ

    В 1985 году в ОКБ П.О. Сухого приняли решение о проведении испытаний по дозаправке топливом в воздухе машин типа Су-27 и выяснения возможностей экипажа при длительном нахождении в …

    ДАЛЕЕ

    Внешне схожий с МиГ-15, истребитель МиГ-17 в действительности представлял собой совершенно другой самолет. Западные аналитики полагают, что эту модель спешно разработали после Корейской войны, наглядно выявившей недостатки МиГ-15 …

    ДАЛЕЕ

    Многофункциональный истребитель Су-37

    Многофункциональный истребитель МиГ проект

    Многофункциональный истребитель Су-33

    Многофункциональный истребитель Су-30

    Фронтовой истребитель/истребитель-перехватчик МиГ-17ПФ/ПФУ

    истребители, самолеты

    worldweapon.ru

    McDonnell Douglas F-4 Phantom

    Автор:

    Категории:

    Военная авиация

    Многофункциональный палубный или наземный истребитель

       Несовершенство противовоздушной обороны авианосцев конца 50-х годов явилось предпосылкой “.созданию палубных самолетов нового поколения. Формированием ПВО американцы начали заниматься сразу после окончания войны. Основные исследования по программе “Шмель” велись в университете имени Джона Хопкинса. Результатом ее выполнения стали знаменитые зенитные комплексы серии Т: “Талое”, “Терьер” и “Тартар”. Размещенные на кораблях охранения, они образовывали три оборонительных кольца ПВО: дальнее — “Талое” (радиусом 130 км), среднее—“Терьер” (80 км) и ближнее—“Тартар” (18 км). Четвертое составляла сама палубная авиация. Интересно отметить, что ракетами “Талое” было вооружено большинство тяжелых авианосцев. Возникает вопрос — зачем авианосцу, у которого есть несколько эскадрилий всепогодных перехватчиков, такие ракеты? Оказывается, появление тяжелых авиационных крылатых ракет (КР) накладывало особые штрихи на облик палубных истребителей. Стремление отодвинуть рубежи перехвата как можно дальше от корабля пагубно отражалось на взлетно-посадочных характеристиках самолетов. Для взлета “демонов” и “крусейдеров” с боевым снаряжением уже требовался ветер умеренной силы, который, как известно, дует не всегда. Следовательно, в штиль или в шторм единственным боеспособным средством против ракет и бомбардировщиков на больших дальностях становились ЗРК “Талое”. С каждым годом положение усложнялось: “Талое” уже не доставал носители КР. Да и ракеты стали летать на малых высотах.

       Логичным выходом должен был стать новый истребитель-перехватчик с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Основную борьбу за заказ на такую машину повели фирмы “Грумман”, “Воут” и “Макдоннол”. Первая предложила самолет G-118, позже обозначенный XF-12F. Его отличала необычная силовая установка, состоящая из двух турбореактивных и одного жидкостного ракетного двигателя. “Воут” модернизировала “Крусейдер”, а “Макдоннэл” вспомнила о модификации истребителя “Демон” — F3H-G/H. Последний самолет более известен под обозначением АН-1 ; проектировался он как истребитель-бомбардировщик, и использовать его в качестве перехватчика без переделки было невозможно. Изменили состав вооружения, оборудование и конструкцию. Исходя из опыта проектирования “сухопутного” F-101 “Вуду”, новую машину сделали двухместной: первым сидит летчик, за ним оператор системы вооружения. Такая схема позволяла пилоту сосредоточиться на пилотировании.

       К 1958 году фирмы “Воут” и “Макдоннэл” построили опытные образцы своих самолетов. “Крусейдер” F8U-3 взлетел 2 июля 1958 года. Максимальная скорость F8U-3 достигла 2500 км/ч, существенно изменилось оборудование, но взлетно-посадочные характеристики не улучшились. В последнем, безусловно, лидировала машина “Макдоннэла”. Поднявшись в воздух 27 мая 1958 года, она поразила всех своими передовыми летными характеристиками. Не случайно на F4H “Фантом-2” (так назвали новый перехватчик) было установлено около двух десятков мировых рекордов в различных категориях. Но главное то, что “Фантом” стал первым истребителем США, способным взлетать с палубы в полное безветрие. Для этого ему требовался лишь полный ход авианосца и стандартная паровая катапульта.

       Построили 23 предсерийные машины YF4H-1 ; на последних пяти из них установили бортовую РЛС APQ-72 вместо временной APQ-50, взятой от “Крусейдера”. После этого F4H получил возможность применять ракеты “Спарроу” — ведь дальность действия РЛС увеличилась в три раза и достигла величины 90 км. Для гарантированного поражения цели система управления оружием рассчитывалась на залповый пуск ракет, по две одновременно.

       Первая серийная модификация F4H-1F выпускалась с 1960 по 1961 год, всего 24 самолета. Из них сформировали две учебные эскадрильи: VF-121—для обучения летчиков и технического персонала на Тихом океане, и VF-101 — на Атлантическом, В 1962 году истребители получили новое обозначение F-4A. Для вооружения первых боевых частей фирма выпустила новую модификацию “Фантома” — F-4B, с усовершенствованным оборудованием. Она находилась в производстве до 1966 года и послужила основой для всех последующих модификаций.

       Боевое крещение лучшего истребителя флота состоялось осенью 1962 года. “Фантомы” 102-й эскадрильи, действуя с авианосца “Энтерпрайз”, сопровождали палубные разведчики F8U-1P, которые фотографировали советские корабли на пути к Кубе во время Карибского кризиса. Правда, до применения оружия дело не дошло.

       F-4 быстро вытеснял с палуб другие типы истребителей. К 1963 году на флоте насчитывалось 10 эскадрилий “фантомов”, 4 эскадрильи “демонов” и 14 “крусейдеров”. Через год “демолы” исчезли совсем, a F-8 находились только на устаревших авианосцах типа “Хенкок” и “Эссекс” (8 эскадрилий). Такое соотношение сохранялось до 1971 года, после которого на флоте остались только F-4.

       Вытесняя другие самолеты, “фантомы” были не единственным средством борьбы с воздушным противником. По общему замыслу структура вышеупомянутого четвертого кольца ПВО состояла из двух авиационных комплексов — среднего и дальнего. Первым стал уже известный нам F-4. Барражируя на удалении 200 км от авианосца, в течение 1,5 часа он образовывал полосу обороны шириной 120 км (от 130 до 250 км от корабля). Поле деятельности второго начиналось за пределами дальности “Фантома” (более 250 км). Говоря о “пределе дальности”, мы имеем в виду не радиус действия самолета, а удаление зоны патрулирования.

       Разработка самолета для второго комплекса началась в 1958 году, когда основные характеристики первого были уже известны. Работу поручили фирме “Дуглас”, у которой имелся опыт создания всепогодных дозвуковых перехватчиков (“Скайнайт”). Новый самолет получил название “Миссилер” F-6D; по сути, он являлся летающей стартовой платформой для ракет большой дальности класса “воздух — воздух”. Управляемую ракету “Игл”, которой планировали вооружить F-6D, предполагалось наводить с помощью радиолокатора с антенной диаметром 1,5 м. Время патрулирования машины на дальности 250 км достигало нескольких часов. Через три года под давлением министра обороны финансирование проекта было прекращено и место “Миссилера” в иерархии ПВО занял самолет TFX (F-111В). До его появления задачи дальней обороны временно возложили на “Фантом”, компенсируя слабость его РЛС использованием базовых самолетов радиолокационного дозора ЕС-121 “Варнинг Стар” (WV-3).

       Специалисты “Макдоннэла” постоянно совершенствовали свое детище. Даже в пределах одной модификации F-4B (649 самолетов) насчитывается 29 разновидностей или серий машины. Внешних отличий у них практически нет. Наиболее известными стали “Фантомы” 14-й серии; им даже присвоили новый буквенный индекс G. F-4G могли наводиться на воздушную цель полуавтоматически с помощью специальной системы. Интересно заметить, что до этого наведение производилось голосом по рации, так как на палубных самолетах ДРЛО “Трейсер” системы передачи данных отсутствовали. Сначала построили 5 машин F-4G, затем еще семь. Все они вошли в состав эскадрильи VF-213 и действовали во Вьетнаме.

       Вьетнамская война стала настоящим испытанием для “Фантома”. Именно ему принадлежит первая победа в воздушном бою. Утром 8 апреля 1965 года “Фантом” сбил ракетой “Спарроу” вьетнамский МиГ-17, после чего сам был подбит из пушки другого МиГ-17. Экипаж не успел катапультироваться и утонул в море вместе с поврежденным самолетом. Общие результаты боев были, как известно, не в пользу американцев, и, учитывая недостатки в конструкции и характеристиках, они начали производство модификации F-4J с новыми двигателями и РЛС. Кроме этого, 228 машин F-4B доработали на заводах фирмы и вернули в части под обозначением F-4N. Темпы серийного производства достигали 50—70 машин в месяц.

       После окончания войны появилась последняя модификация истребителя для ВМС F-4S. В нее “превратили” 260 штук F-4J. В настоящее время F-4N и F-4J сняты с вооружения, а четыре эскадрильи F-4S находятся в резерве корпуса морской пехоты США. В боевых подразделениях остался только разведывательный вариант — RF-4B, образца 1965 года (одна эскадрилья).

       “Фантом” представляет собой цельнометаллический низкоплан со стреловидным крылом (45 градусов), концевые части которого отогнуты вверх на 12 градусов, что способствует повышению путевой устойчивости. Киль большой площади имеет руль направления. Поверхности стабилизатора установлены с отрицательным углом поперечного V и на больших углах атаки играют роль подфюзеляжных килей, затягивая сваливание самолета. Фюзеляж имеет плоскую нижнюю поверхность, плавно переходящую в крыло, обеспечивая увеличение подъемной силы. При размещении на авианосце концевые части крыла складываются. Механизация крыла включает в себя: закрылки, элероны и отклоняемые носки. Для повышения эффективности управления и снижения лобового сопротивления имеется система сдува пограничного слоя с закрылков и носка крыла. Обшивка средней и задней частей фюзеляжа (над двигателями и за ними) выполнена двухслойной. Между слоями прогоняется воздух для охлаждения внешней поверхности. В хвостовой части установлен тормозной парашют диаметром около 5 м (в палубной авиации он используется как противоштопорный). Для зацепления за тросы аэрофинишера в задней части фюзеляжа шарнирно закреплен тормозной крюк. Выпускается он под действием давления пружины амортизатора. Крепление “Фантома” к челноку катапульты при взлете осуществляется с помощью биделя — стального троса, середина которого закрепляется на челноке, а концы на “крючках” в корневой части крыла. Применение этой системы связано с большой базой шасси самолета. После взлета трос сбрасывается. Шасси трехстоечное; основные стойки одноколесные и убираются в фюзеляж. Передняя стойка двухколесная, убирается назад.

       Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых баках, общая емкость которых — 7570 л. Под крылом могут подвешиваться дополнительно два бака емкостью по 1400 л каждый. Есть еще топливный бак, подвешиваемый под фюзеляжем; он вмещает 2270 л горючего. Имеется также система дозаправки топливом в воздухе; штанга топливоприемника установлена справа у кабины летчика.

       На самолете используются двигатели семейства J-79 с тягой от 7325 до 8120 кг, в зависимости от модификации машины. На F-4S установлены двигатели с пониженным дымлением. Последнее существенно снизило заметность истребителя в воздухе. До этого опытные летчики замечали “Фантом” на дальности почти 100 км, при высоте полета 10 000 м.

       Оборудование F-4 состоит из бортовой РЛС, инфракрасной системы обнаружения, навигационной системы, бомбардировочного прицела, автоматической системы посадки на авианосец и системы автоматического управления полетом. Разведывательная модификация (RF-4B) отличается удлиненной носовой частью, в которой установлены различные фотоаппараты и инфракрасная станция разведки. Кроме этого, на RF-4B имеется РЛС бокового обзора. Все модификации самолета оборудованы системой РЭБ, антенны которой расположены в верхней части воздухозаборников.

       Характерным отличием F-4 является отсутствие встроенного пушечного вооружения. В бою это стало серьезным недостатком истребителя. Попытка конструкторов решить проблему за счет установки подвесных пушечных контейнеров не дала положительных результатов. Точность стрельбы, “благодаря” вибрациям контейнера, была практически нулевой. Стационарную же пушечную установку ставить не захотели, избегая утяжеления конструкции. Основным вооружением стали управляемые ракеты “Спарроу” (до 6 шт.) и “Сайдуиндер” (до 4 шт.). Для нанесения ударов по наземным целям могут использоваться УР класса “воздух — земля”: “Буллпап”, “Мейверик” и “Шрайк”. Возможна подвеска на истребитель управляемых бомб практически всех типов, в том числе и GBU-15. Обычные и управляемые бомбы, НУР и УР размещаются на 9 узлах подвески. Четыре подфюзеляжных узла предназначены исключительно для ракет “Спарроу”; в последних модификациях на передний левый подфюзеляжный узел могут подвешивать станцию РЭБ.

    Модификации истребителя F-4 «Фантом» 2:

    AH-1 — Прототип F-4 “Phantom”2. Контракт выдан 18 ноября 1954 года.
    F-4A — первый серийный самолёт данной серии, начал выпускаться в декабре 1960г. в г. Сент-Луис
    F-4B — улучшенный вариант палубного всепогодного истребителя ПВО ВМС, начал поставляться ВМС с июня 1961г.
    F-4C — “сухопутная” модификация истребителя для ВВС США (583 самолёта с 1963 по 1966 г.). F-4C остались только в варианте разведчика (RF-4C)
    F-4D — улучшенный вариант F-4C (825 самолётов с 1966 по 1968 г.). F-4D все еще используются в Иране и Южной Корее.
    F-4E — усовершенствованный многоцелевой истребитель для ВВС США (1387 самолётов с 1967 по 1976г.). Выпускается также в варианте тактического боевого самолета (до 7260 кг ракет и бомб на внешней подвеске). Все еще используется во многих странах.
    F-4EJ Kai — вариант F-4E для Японии (Japan) отличается от F-4E установкой радара AN/APG-66 (модификация радара F-16) и подвеской ПКР ASM-1 местной разработки.
    F-4G “Wild Weasel” (“Уайлд Уизл”) — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из F-4E. Снят с вооружения и заменен F-16C Wild Weasel.
    F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель, выпускался с декабря 1966 по июль 1972 г. (522 самолёта).
    F-4К — Phantom FGR.1
    F-4M — Phantom FGR.2
    F-4N — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4B и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (148 самолётов с февраля 1973 по март 1978г.).
    F-4S — палубный истребитель ВМС США, переоборудованный из F-4J, также имеет упрочнённую конструкцию конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель. В настоящее время F-4S снят с вооружения и заменен F/A-18
    RF-4C — невооружённый разведчик на основе F-4C (505 самолётов с 1964 по 1974 г.).
    RF-4E — невооружённый разведчик на основе F-4E. Единственная модификация “Фантома”, оставшаяся на вооружении ВВС США. Воевали в Ираке.
    Phantom FGR.2 (F-4M) — перехватчик английских ВВС. Снят с вооружения и заменен на Tornado.
    Phantom-2000 — F-4E модернизированный в 1991 году израильскими фирмами. Установлена авионика, аналогичная самолету Lavi, разработка которого была запрещена американцами. В частности — нашлемная система целеуказания, радар EL/M-2032, новые ракеты “воздух-земля” “Попай” и “воздух-воздух” “Питон-3” и “Питон-4”. Кроме израильских самолетов в этот вариант модернизируются 54 F-4E ВВС Турции.

     

    Производство самолетов «Фантом» 2 для ВВС, ВМС и КМП США продолжалось до 1976 года.

    Самолет F-4 стал наиболее массовым реактивным истребителем. Его модификации закупили 11 стран: Австралия, Великобритания, Греция, Египет, Израиль, Иран, Испания, Турция, ФРГ, Южная Корея и Япония. Всего в США было построено 5195 самолетов «Фантом».

     

    www.metaljournal.com.ua

    McDonnell Douglas F-4 Phantom II

    F-4 Phantom II
    Назначение: многоцелевой истребитель 
    Первый полёт: 27 мая 1958 
    Принят на вооружение: 1961 
    Производитель: McDonnell Douglas 
    Характеристики
    Экипаж: 2 чел
    Макс. скорость: 2586 км/ч
    Боевой радиус: 644 км
    Дальность полёта: 2817 км
    Практический потолок: 18898 м
    Размеры
    Длина: 17,78 м
    Высота: 4,95 м
    Размах крыла: 11,7 м
    Площадь крыла: 49,23 м²
    Масса
    Пустой: 12701 кг
    Макс. взлётная: 20231 кг
    Силовая установка
    Двигатели: 2 х ТРДФ General Electric J79-GE-8 
    Тяга (мощность): 2 x 7711 кгс 
    Вооружение
    Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20 мм М61А1 Vulcan 
    Боезапас: 725 
    Кол-во точек подвески: 10 
    Масса подвесных элементов: 7275 кг
    Подвесные вооружения AIM-7, AIM-9, AGM-12,

    свободнопадающие, кассетные бомбы, зажигательные бомбы
    до пяти 1401 литровых ПТБ 

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантом.

    Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) — многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения[1][2].

    Общие сведения

    F-4 по праву можно считать одним из самых удачных и универсальных боевых самолётов[источник не указан 671 день]. Этот самолёт был разработан по заданию Военно-морского флота США, в основном, с целью защиты кораблей и предназначался для замены устаревшего F-3 «Демон». Кроме того, на него возлагалась задача по перехвату советских стратегических бомбардировщиков. Но когда F-4 показал скорость, большую чем у F-104 «Старфайтер», находившегося в то время на вооружении ВВС США, последние так же проявили к этой машине самый живой интерес, и впоследствии заказали «Фантом» и для себя.

    Поначалу F-4 использовался ВМС США как перехватчик, но вскоре он поступил в Корпус морской пехоты в качестве самолёта наземной поддержки. Невероятная гибкость конструкции сделала его первым типом самолёта среди американских машин, который использовался одновременно ВВС США, Военно-морским флотом и Корпусом морской пехоты. «Фантом» преуспел в качестве самолёта воздушного превосходства, перехватчика, самолёта наземной поддержки, самолёта ПВО, ударного самолёта дальнего радиуса действия, самолёта для обороны флота и разведчика.

    F-4 был снабжён новейшей электроникой. Он первым среди американских машин был способен без помощи наземной станции наведения находить и уничтожать цели, находящиеся за пределами визуального контакта. Во Вьетнаме F-4 записали на свой счёт около 150 побед в воздушных боях.

    Обладая способностью легко достигать скорость, в два раза превышающую скорость звука, «Фантом» был любим своими лётчиками как надёжная и простая машина. На F-4 было установлено несколько мировых рекордов, таких как рекорд высоты полёта в 30040 метров (6 декабря 1959), рекорд скорости — 2585,425 км/час (22 ноября 1961) и рекорд скорости на малой высоте — 1452 км/час, который продержался в течение 16 лет.

    «Фантом» находился в производстве с 1958 по 1979 и всего было построено 5195 машин. 5057 из них были изготовлены в Сент-Луисе, Миссури, США и ещё 138 построили по лицензии на заводах Мицубиси в Японии. Пик производства F-4 пришёлся на 1967 год, когда завод МакДоннела выпускал 72 самолёта в месяц. Американские ВВС имели на вооружении 2874 Фантомов, в то время как ВМС и Корпус морской пехоты — 1264 машин.

    Постоянно дорабатываясь и обновляясь, «Фантомы» несли службу в ВВС 11 стран: Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии. В Великобритании «Фантомы» несли службу одновременно в ВВС и на Флоте начиная с 1968 года и последний самолёт был списан в январе 1992 года. В США Фантом ушёл из активной службы в 1996. К этому времени самолёты этого типа налетали более 2735000 километров. В 1998 году, когда отмечалось его 40-летие, «Фантом» всё ещё находился на вооружении девяти стран: Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи, Японии. При этом Германия, Греция, Египет, Израиль, Турция, Южная Корея и Япония планируют провести модернизацию своих F-4, с тем, чтобы эти самолёты оставались на боевом дежурстве вплоть до 2015 года.

    Согласно официальным данным США [3], за всё время эксплуатации F-4 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 215 самолётов противника. Все победы были одержаны во Вьетнамской войне.

    БПЛА

    9 января 2008 года с беспилотного самолёта QF-4 (модификации F-4 «Фантом») впервые осуществлён пуск боевой ракеты класса «воздух-земля». Основное боевое предназначение переоборудованных в БПЛА «Фантомов» — подавление средств ПВО противника. Предполагается, что использование беспилотных модификаций «Фантомов» позволит сократить потери пилотов при выполнении операций по подавлению средств ПВО противника. Также БПЛА впервые продемонстрировал возможность вести ответный огонь.[4]

    Модификации

    Зависимость скорости самолёта от высоты

    Первоначально самолёты для ВМС обозначались F4H, а самолёты для ВВС — F-110 «Спектр». В 1962 году в связи с унификацией системы обозначений летательных аппаратов в вооружённых силах США все «Фантомы» получили обозначение F-4.

    Варианты для ВМС и морской пехоты США

    • F4H-1F (F-4A) — первая модификация, состоявшая на вооружении ВМС США. Построено 45 машин.
    • F4H-1 (F-4B) — истребитель-бомбардировщик для ВМС США с двигателями J79-GE-8A (или −8B). Построено 649 машин.
    • RF-4В (F4Н-1Р) — невооружённый фоторазведчик на основе F-4В (первый полёт 12.03.1965).
    • F-4G (не следует путать с F-4G «Wild Weasel») — вариант самолёта F-4В (первый полёт 20.03.1963). Переоборудовано 12 машин.
    • F-4J — усовершенствованный палубный многоцелевой истребитель (первый полёт 27.05.1966).
    • F-4N — палубный истребитель, переоборудованный из F-4В и имеющий упрочнённую конструкцию и усовершенствованное оборудование (первый полёт 04.06.1972).
    • F-4S — палубный истребитель, переоборудованный из F-4J, также имеющий упрочнённую конструкцию, модернизированные оборудование и двигатель.

    Варианты для ВВС США

    • F-4С — первая серийная модификация для ВВС США (первый полёт 27.05.1963). Первоначально обозначалась F-110A.
    • RF-4С (RF-110А) — невооружённый разведчик на основе F-4С (первый полёт 18.05.1964).
    • F-4D — улучшенный вариант F-4С (первый полёт 08.12.65).
    • F-4Е — усовершенствованный многоцелевой истребитель (первый полёт 30.06.1967), масса БРЭО этого истребителя при переходе на микроэлектронные схемы уменьшилась на 40 % [источник не указан 1026 дней]по сравнению с истребителем F-4В, на ряде истребителей F-4Е в носке правой консоли крыла была установлена телевизионная система слежения за воздушными целями «Тисео», позволяющая опознавать самолёты противника на большом удалении.
    • F-4G Wild Weasel V (не следует путать с F-4G для ВМС) — противорадиолокационный самолёт, переоборудованный из истребителя F-4Е (первый полёт 06.12.1975).

    Экспортные варианты

    • F-4EJ — F-4E, производившиеся по лицензии в Японии корпорацией «Мицубиси дзюкогё»[5].
    • F-4F — обозначение экспортных F-4E для ВВС ФРГ. Построено 175 машин.
    • F-4K — вариант для Королевских ВМС Великобритании. Построено 50 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FG.1 (обозначение F-4K не использовалось).
    • F-4M — вариант для Королевских ВВС Великобритании. Построено 116 машин. В Великобритании они носили название «Фантом» FGR.2 (обозначение F-4M не использовалось).

    Аварии и катастрофы

    См. также

    Фантом (песня)

    Примечания

    Литература

    • Ильин В. «Фантомы» в бою (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 27-28. — ISSN 0130-2701.
    • Ильин В. «Фантомы» в бою (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 1. — С. 28-29. — ISSN 0130-2701.
    • Ильин В. «Фантомы» в бою (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 2. — С. 28. — ISSN 0130-2701.
    • Ильин В. «Фантомы» в бою (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 3. — С. 29. — ISSN 0130-2701.
    • Ильин В. «Фантомы» в бою (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 5. — С. 27-28. — ISSN 0130-2701.
    • А. Алексеев. Модификации тактических истребителей F-4 «Фантом-2» // «Зарубежное военное обозрение», № 2 (611), 1998. стр.36-42
    • Тактический истребитель F-4 «Фантом-2» // «Зарубежное военное обозрение», № 11 (656), 2001. стр.39-40

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о