Fairey Rotodyne — это… Что такое Fairey Rotodyne?
Фейри Ротодайн (англ. Fairey Rotodyne) — британский винтокрыл, разработанный фирмой Fairey Aviation. Предназначался для гражданского и военно-транспортного применения. Прошел успешные испытания в 1957—1959. Программа закрыта в 1962.
Конструкция
Винтокрыл был оснащен четырехлопастным несущим ротором и коротким крылом самолетного типа, на котором монтировались два турбовинтовых двигателя с тянущими винтами. Привод несущего ротора — реактивный, посредством двигателей на законцовках лопастей, куда подавалось топливо и сжатый воздух от компрессора. Привод ротора использовался только в вертолетном режиме — для вертикального взлета, посадки и висения: на крейсерском режиме полета ротор вращался в режиме авторотации. Пропульсивную тягу в этом случае создавали тянущие воздушные винты.
Силовая установка винтокрыла представляла собой два ТВД Napier Eland N.E.L.3, по одному на каждом крыле. Эти двигатели приводили во вращение тянущие винты, а также использовались для привода несущего ротора. На взлете и посадке мощность от двигателей через муфту передавалась на компрессор, вырабатывавший сжатый воздух. Сжатый воздух, в свою очередь, через систему трубопроводов подавался к реактивным двигателям на законцовках лопастей, где смешивался с топливом и сгорал, создавая тягу для раскрутки ротора. Такой привод обеспечивал отсутствие реактивного момента несущего ротора, что позволило отказаться от системы его компенсации. Для управления по рысканью на малых скоростях и висении использовалось дифференциальное изменение шага тянущих винтов. После вертикального взлета производился набор горизонтальной скорости, затем (на скорости около 60 миль в час) привод несущего ротора отключался и вся мощность передавалась на тянущие воздушные винты. Органы управления в кабине были подобны вертолетным: ручка циклического шага, ручка общего шага и педали путевого управления.
Разработка и испытания
Предшественником данного винтокрыла был Fairey FB-1 Gyrodyne — первый летательный аппарат выполненный по схеме гиродина (гиродин можно считать комбинацией вертолета и автожира). Экспериментальный FB-1 установил мировой рекорд скорости в своем классе в 1948, но после катастрофы с гибелью пилота конструкция была изменена в пользу установки несущего ротора с реактивным приводом. Второй аппарат FB-1 Jet Gyrodyne был уже оснащен таким ротором, а также двумя двигателями для создания горизонтальной тяги.
Компания Fairey исследовала различные варианты компоновки гиродинов, и в 1954 британское Министерство Снабжения заключило с компанией контракт на постройку экспериментального образца (серийный номер XE521).
Первый успешный переход из вертикального в горизонтальный полёт и обратно аппарат совершил 10 апреля 1958. Пятого января 1959 Rotodyne установил мировой рекорд скорости в классе конвертопланов — 307,2 км/ч на замкнутом маршруте в 100 км. Помимо значительной скорости, аппарат показал преимущество и в плане безопасности: он мог выполнять устойчивое висение при одном неработающем двигателе с зафлюгированным винтом. Прототип совершил несколько посадок в режиме автожира с выключенным приводом несущего ротора. Реактивный привод ротора и в целом компоновка аппарата обеспечивали значительные преимущества аппарата перед вертолетами, в частности — скорость горизонтального полета до 324 км/ч, что безусловно превосходило скорости вертолетов того времени.
В описываемый период времени среди авиаперевозчиков возрос интерес к воздушным перевозкам с доставкой пассажиров непосредственно в центр городов, минуя загруженные загородные аэропорты. Аппарат Rotodyne мог вертикально взлетать с вертолетной площадки в черте города, затем, отключив привод ротора, переходить в горизонтальный полет со скоростью порядка 280—300 км/ч (например, выполняя рейс из Лондона в Париж) и выполнять вертолетную посадку в пункте назначения на аналогичной вертолетной площадке. В крейсерском режиме, за счет авторотации ротора, его общий шаг мог быть малым, что снижало сопротивление, а 50 % подъемной силы создавалось крылом. Винтокрыл произвел хорошее впечатление на потенциальных заказчиков. Аппарат демонстрировался и совершал полеты на авиасалонах в Париже и Фарнборо. На испытаниях винтокрыл перевозил грузы на внешней подвеске. Было выполнено несколько полетов над Лондоном со взлетом и посадкой на вертолетной площадке Battersea Heliport в центре города.
Авиакомпания British European Airways выразила готовность приобрести шесть винтокрылов с перспективой до двадцати, чем в большой степени способствовала развитию проекта (следует сказать, что ВАЕ выдвинули условия покупки -совершенствование прототипа в сторону повышения грузоподъемности, скорости и ряда других параметров). Королевские ВВС Великобритании заказали 12 машин в военно-транспортном исполнении, компания New York Airways — пять аппаратов, армия США — 200 (планировалось лицензионное производство на заводе Kaman Helicopters в Блумфилде). Интерес выразили представители Канады и Японии. Однако в это же время выявился и недостаток аппарата, снижающий его привлекательность для гражданских авиаперевозчиков — высокая шумность ротора с реактивным приводом. Недостаток этот был значительным, учитывая нормативы по шуму для аппарата, эксплуатирующегося с вертолетных площадок в городе.
Закрытие проекта
В 1959 правительство Великобритании, в целях снижения затрат, сократило число подрядчиков на производство авиатехники, что, в свою очередь, вынудило многих производителей сливаться с другими фирмами и образовывать более крупные предприятия. Компании Fairey Aviation (бывшая тогда подразделением Bristol), и компания Saunders-Roe вошли в состав Westland. Это привело к трудностям в производстве двигателей для винтокрыла. В последней конфигурации (модель Y, заказчик — BEA) винтокрыл Rotodyne должен был оснащаться ТВД Rolls-Royce Tyne (5,250 л.с./3,910 кВт), перевозить 57-75 пассажиров либо груз около 8 тонн с крейсерской скоростью 370 км/ч. Было обещано правительственное финансирование на сумму порядка 5 млн фунтов стерлингов. Однако по ряду причин королевские ВВС Великобритании отказались от закупки аппарата. Одновременно появились проблемы с силовой установкой: двигатели Tyne не обеспечивали достаточной мощности для аппарата с возросшей скоростью и грузоподъемностью, а компании Rolls-Royce было отказано в необходимом, по мнению компании, финансировании этой части программы и предложено производить конструкторские изыскания по новым двигателям за собственный счет. В это же время выяснилось, что, несмотря на некоторые успехи разработчика, шумность реактивного несущего ротора не удалось снизить до приемлемых (для городской эксплуатации) пределов.
Окончательную точку в судьбе Rotodyne поставил отказ компании BEA от закупок аппарата. В отсутствие гражданских и военных заказов правительственное финансирование программы было прекращено в начале 1962. Непосредственно за этим разработчик, компания Westland, закрыла программу Rotodyne.
Лётно- технические характеристики (модель Y)
Экипаж: 2
Вместимость: 48 (в перспективе до 75) пассажиров
Длина: 17,9 м
Высота: 6.76 м
Диаметр несущего ротора: 27.4 м
Нагрузка ротора: 25 кг/м²
Площадь, ометаемая несущим ротором : 591 м²
Взлетный вес: 15,000 кг, максимальный − 17,000 кг
Силовая установка:
4× реактивных двигателя на законцовках лопастей несущего ротора
2× ТВД Napier Eland, каждый 2,800 л.с. (2,100 кВт)
Максимальная скорость: 343 км/ч
Дальность: 830 км
Источники
- Charnov, Dr. Bruce H. From Autogiro to Gyroplane: The Amazing Survival of an Aviation Technology. Westport, Connecticut: Praeger Publishers, 2003. ISBN 978-1-56720-503-9.
- Gibbings, David. Fairey Rotodyne. Stroud, Gloucestershire, UK: The History Press, 2009. ISBN 978-0-7524-4916-6.
- Winchester, Jim, ed. «Fairey Rotodyne.» Concept Aircraft (The Aviation Factfile). Rochester, Kent, UK: Grange Books plc, 2005. ISBN 1-84013-809-2.
Ссылки
Статья о Rotodyne в авиационной энциклопедии «Уголок неба»
Описание и фотографии винтокрыла
Статья о Rotodyne на сайте, посвященном СВВП
dic.academic.ru
fairey_rotodyne [ScaleWiki.ru]
Британский винтокрыл (по зарубежной классификации гиродин), разработанный фирмой Fairey Aviation. Предназначался для гражданского и военно-транспортного применения. Прошел успешные испытания в 1957—1959. Участвовал в авиашоу в Фарнборо в 1958 и 1959. После слияния Fairey и Westland в 1959 году, из-за недостатка финансирования и в 1960 отмены заказов на перспективный аппарат со стороны коммерческих авиакомпаний, работы над аппаратом были прекращены. Программа закрыта в 1962.
Винтокрыл был оснащен четырехлопастным несущим ротором и коротким крылом самолетного типа, на котором монтировались два турбовинтовых двигателя с тянущими винтами. Привод несущего ротора — реактивный, посредством двигателей на законцовках лопастей, куда подавалось топливо и сжатый воздух от турбокомпрессора. Привод ротора использовался только в вертолетном режиме — для вертикального взлета, посадки и висения: на крейсерском режиме полета ротор вращался в режиме авторотации. Пропульсивную тягу в этом случае создавали тянущие воздушные винты.
Всего существовал один летный экземпляр с регистрационным номером XE521. До настоящего времени сохранились лишь некоторые части «Ротодайна», большинство из которых попали в вертолетный музей Вестона: верхняя часть ротора, одна из лопастей, ГТД «Илэнд» и секция фюзеляжа. В авиационном колледже Грэнфилда находится шасси этой машины.
1/72
Frog 1/72 Fairey Rotodyne
Производитель: Frog
Индекс производителя: C.358P
Технология: ЛВД
Модель вышла в 1959 году.
По имеющимся данным модель имела гораздо менее подробную деталировку и была худшего качества нежели модель от Airfix вышедшая в том же году.
До снятия модели с производства было выпущено всего около 1500 коробок.
Модель — серебристый пластик, подставка — черный пластик.
81 деталь, из них 11 прозрачных, 4 подставка. Декаль на 1 вариант.
Ссылки:
Ветка ошибочно помечена как 1/78 Frog Rotodyne. На самом деле этот кит выпускался в масштабе 1/72.
Литники
Tri-Ang/France 1/72 Fairey Rotodyne
Производитель: Tri-Ang/France
Индекс производителя: 385P
Технология: ЛВД
По окончании выпуска в Англии выпускался на пресс-формах Frog во Франции. Модель — белый пластик, подставка — серебристый пластик.
На данный момент пресс-форма считается утерянной. По одной из версий при транспортировке морем в Tri-Ang/New Zealand.
Airfix 1/72 Fairey Rotodyne
Производитель: Airfix
Индекс производителя: 482 / 04002-8 / 04002
Технология: ЛВД
Модель вышла в 1959 году.
С 1959 по 1971 выпускался под индексом 482 (с 1965 новая графика).
С 1973 по 1977 выпускался под индексом 04002-8.
Перевыпускался в 1996-1997 под индексом 04002.
По имеющейся информации, был более удачным нежели кит от Frog.
115 деталей включая 11 прозрачных, декаль на 1 вариант.
Ссылки:
Литники
Ruch 1/72 Fairey Rotodyne
Производитель: Ruch
Индекс производителя: неизвестен
Технология: ЛВД
Перепаковка модели от Airfix.
Coopexim 1/72 Fairey Rotodyne
1/78
Revell 1/78 Fairey Rotodyne
Производитель: Revell
Индекс производителя: h285-198 / 00013
Технология: ЛВД
Впервые вышел в начале 1960 под индексом h285-198.
Перевыпущен в 2009 под индексом 00013 в серии «Revell Classics Limited Edition» общим числом 7500 коробок.
125 деталей включая 26 прозрачных, декаль на 1 вариант. Несмотря на непривычный масштаб на начало 60-х являлся наиболее детальной моделью. Внутренняя расшивка, проработанный салон включая фигурки пассажиров и экипажа, багаж. Съемная панель по правому борту открывает вид в салон.
Ссылки:
Литники
Heller 1/78 Fairey Rotodyne
Производитель: Heller
Индекс производителя: неизвестен
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Revell. Выпущена приблизительно в 1963 году.
Литники
1/144
Lincoln 1/144 Fairey Rotodyne
Производитель: Lincoln
Индекс производителя: #117
Технология: ЛВД
Различные источники указывают разные масштабы. Помимо 1/144 фигурируют также 1/141, 1/145 и 1/150.
Plasty 1/144 Fairey Rotodyne
Производитель: Plasty
Индекс производителя: 1644 Number 2 (по другим данным 1164 no.8)
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Lincoln.
Kader 1/144 Fairey Rotodyne
Производитель: Kader
Индекс производителя: 3918
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Lincoln. 1970 годы.
International Modeling 1/144 Fairey Rotodyne
Anigrand 1/144 Fairey Rotodyne
Производитель: Anigrand
Индекс производителя: входит в набор #AA-4057
Технология: Смола
Не является отдельным набором. Доступен только как один из трех бонусов к модели Raytheon Sentinel R.1.
Ссылки:
Литники
Декали
1/72
S&M Decals 1/72
Производитель: S&M Decals
Индекс производителя: SM72-37 / SM72-144 / SM72-187 / SM72-455
SM72-37 BEA RED SQ ROTODYNE AIRFIX
SM72-144 BEA SPEEDJACK ROTODYNE AIRFIX
SM72-187 NEW YORK ROTODYNE AIRFIX
SM72-455 BA HELICOPTERS ROTODYNE AIRFIX
1/78
S&M Decals 1/78
Производитель: S&M Decals
Индекс производителя: SSM78-001
1/78 — SSM78-001 prototype and BEA markings
Декаль на 3 варианта. Один вариант прототип после слияния с Westland и два варианта BEA.
scalewiki.ru
Fairey Rotodyne — Википедия
Фейри Ротодайн (англ. Fairey Rotodyne) — британский винтокрыл, разработанный фирмой Fairey Aviation. Предназначался для гражданского и военно-транспортного применения. Прошел успешные испытания в 1957—1959. Программа закрыта в 1962.
Конструкция
Винтокрыл был оснащен четырёхлопастным несущим ротором и коротким крылом самолетного типа, на котором монтировались два турбовинтовых двигателя с тянущими винтами. Привод несущего ротора — реактивный, посредством двигателей на законцовках лопастей, куда подавалось топливо и сжатый воздух от компрессора. Привод ротора использовался только в вертолетном режиме — для вертикального взлета, посадки и висения: на крейсерском режиме полета ротор вращался в режиме авторотации. Пропульсивную тягу в этом случае создавали тянущие воздушные винты.
Силовая установка винтокрыла представляла собой два ТВД Napier Eland N.E.L.3, по одному на каждом крыле. Эти двигатели приводили во вращение тянущие винты, а также использовались для привода несущего ротора. На взлете и посадке мощность от двигателей через муфту передавалась на компрессор, вырабатывавший сжатый воздух. Сжатый воздух, в свою очередь, через систему трубопроводов подавался к реактивным двигателям на законцовках лопастей, где смешивался с топливом и сгорал, создавая тягу для раскрутки ротора. Такой привод обеспечивал отсутствие реактивного момента несущего ротора, что позволило отказаться от системы его компенсации. Для управления по рысканью на малых скоростях и висении использовалось дифференциальное изменение шага тянущих винтов. После вертикального взлета производился набор горизонтальной скорости, затем (на скорости около 60 миль в час) привод несущего ротора отключался и вся мощность передавалась на тянущие воздушные винты. Органы управления в кабине были подобны вертолетным: ручка циклического шага, ручка общего шага и педали путевого управления.
Видео по теме
Разработка и испытания
Предшественником данного винтокрыла был Fairey FB-1 Gyrodyne — первый летательный аппарат выполненный по схеме винтокрыла (винтокрыл можно считать комбинацией вертолета и автожира). Экспериментальный FB-1 установил мировой рекорд скорости в своем классе в 1948, но после катастрофы с гибелью пилота конструкция была изменена в пользу установки несущего ротора с реактивным приводом. Второй аппарат FB-1 Jet Gyrodyne был уже оснащен таким ротором, а также двумя двигателями для создания горизонтальной тяги.
Компания Fairey исследовала различные варианты компоновки гиродинов, и в 1954 британское Министерство Снабжения заключило с компанией контракт на постройку экспериментального образца (серийный номер XE521).
Первый успешный переход из вертикального в горизонтальный полёт и обратно аппарат совершил 10 апреля 1958. Пятого января 1959 Rotodyne установил мировой рекорд скорости в классе конвертопланов — 307,2 км/ч на замкнутом маршруте в 100 км. Помимо значительной скорости, аппарат показал преимущество и в плане безопасности: он мог выполнять устойчивое висение при одном неработающем двигателе с зафлюгированным винтом. Прототип совершил несколько посадок в режиме автожира с выключенным приводом несущего ротора. Реактивный привод ротора и в целом компоновка аппарата обеспечивали значительные преимущества аппарата перед вертолетами, в частности — скорость горизонтального полета до 324 км/ч, что безусловно превосходило скорости вертолетов того времени.
В описываемый период времени среди авиаперевозчиков возрос интерес к воздушным перевозкам с доставкой пассажиров непосредственно в центр городов, минуя загруженные загородные аэропорты. Аппарат Rotodyne мог вертикально взлетать с вертолетной площадки в черте города, затем, отключив привод ротора, переходить в горизонтальный полет со скоростью порядка 280—300 км/ч (например, выполняя рейс из Лондона в Париж) и выполнять вертолетную посадку в пункте назначения на аналогичной вертолетной площадке. В крейсерском режиме, за счет авторотации ротора, его общий шаг мог быть малым, что снижало сопротивление, а 50 % подъемной силы создавалось крылом. Винтокрыл произвел хорошее впечатление на потенциальных заказчиков. Аппарат демонстрировался и совершал полеты на авиасалонах в Париже и Фарнборо. На испытаниях винтокрыл перевозил грузы на внешней подвеске. Было выполнено несколько полетов над Лондоном со взлетом и посадкой на вертолетной площадке Battersea Heliport в центре города.
Авиакомпания British European Airways выразила готовность приобрести шесть винтокрылов с перспективой до двадцати, чем в большой степени способствовала развитию проекта (следует сказать, что ВЕA выдвинули условия покупки -совершенствование прототипа в сторону повышения грузоподъемности, скорости и ряда других параметров). Королевские ВВС Великобритании заказали 12 машин в военно-транспортном исполнении, компания New York Airways — пять аппаратов, армия США — 200 (планировалось лицензионное производство на заводе Kaman Helicopters в Блумфилде). Интерес выразили представители Канады и Японии. Однако в это же время выявился и недостаток аппарата, снижающий его привлекательность для гражданских авиаперевозчиков — высокая шумность ротора с реактивным приводом. Недостаток этот был значительным, учитывая нормативы по шуму для аппарата, эксплуатирующегося с вертолетных площадок в городе.
Закрытие проекта
В 1959 правительство Великобритании, в целях снижения затрат, сократило число подрядчиков на производство авиатехники, что, в свою очередь, вынудило многих производителей сливаться с другими фирмами и образовывать более крупные предприятия. Компании Fairey Aviation (бывшая тогда подразделением Bristol), и компания Saunders-Roe вошли в состав Westland. Это привело к трудностям в производстве двигателей для винтокрыла. В последней конфигурации (модель Y, заказчик — BEA) винтокрыл Rotodyne должен был оснащаться ТВД Rolls-Royce Tyne (5,250 л.с./3,910 кВт), перевозить 57-75 пассажиров либо груз около 8 тонн с крейсерской скоростью 370 км/ч. Было обещано правительственное финансирование на сумму порядка 5 млн фунтов стерлингов. Однако по ряду причин королевские ВВС Великобритании отказались от закупки аппарата. Одновременно появились проблемы с силовой установкой: двигатели Tyne не обеспечивали достаточной мощности для аппарата с возросшей скоростью и грузоподъемностью, а компании Rolls-Royce было отказано в необходимом, по мнению компании, финансировании этой части программы и предложено производить конструкторские изыскания по новым двигателям за собственный счет. В это же время выяснилось, что, несмотря на некоторые успехи разработчика, шумность реактивного несущего ротора не удалось снизить до приемлемых (для городской эксплуатации) пределов.
Окончательную точку в судьбе Rotodyne поставил отказ компании BEA от закупок аппарата. В отсутствие гражданских и военных заказов правительственное финансирование программы было прекращено в начале 1962. Непосредственно за этим разработчик, компания Westland, закрыла программу Rotodyne.
Лётно- технические характеристики (модель Y)
Экипаж: 2
Вместимость: 48 (в перспективе до 75) пассажиров
Длина: 17,9 м
Высота: 6.76 м
Диаметр несущего ротора: 27.4 м
Нагрузка ротора: 25 кг/м²
Площадь, ометаемая несущим ротором : 591 м²
Взлетный вес: 15,000 кг, максимальный − 17,000 кг
Силовая установка:
4× реактивных двигателя на законцовках лопастей несущего ротора
2× ТВД Napier Eland, каждый 2,800 л.с. (2,100 кВт)
Максимальная скорость: 343 км/ч
Дальность: 830 км
Источники
- Charnov, Dr. Bruce H. From Autogiro to Gyroplane: The Amazing Survival of an Aviation Technology. Westport, Connecticut: Praeger Publishers, 2003. ISBN 978-1-56720-503-9.
- Gibbings, David. Fairey Rotodyne. Stroud, Gloucestershire, UK: The History Press, 2009. ISBN 978-0-7524-4916-6.
- Winchester, Jim, ed. «Fairey Rotodyne.» Concept Aircraft (The Aviation Factfile). Rochester, Kent, UK: Grange Books plc, 2005. ISBN 1-84013-809-2.
Ссылки
Статья о Rotodyne в авиационной энциклопедии «Уголок неба»
Описание и фотографии винтокрыла
Статья о Rotodyne на сайте, посвященном СВВП
wiki2.red
|
|
|
voinanet.ucoz.ru