Первенец сотой серии (F-100 Super Sabre)

Истребитель F-86 «Сейбр», изрядно повоевавший в Корее и проявив себя с лучшей в боевом отношении стороны, как всякий этапный самолет, долго ждал достойной замены. Превосходный противник советских «МиГов», он выдержал небывало большой тираж, сходя с конвейеров не только заводов США, но и Японии, Канады, Италии и Австралии, использовался длительное время в составе ВВС 30 стран.

Преемником F-86 в 1950-х годах, наконец, стал F-100 «Супер Сейбр», первый самолет так называемой «сотой серии», первый сверхзвуковой истребитель ВВС США. В 60-х он участвовал в боях, не так далеко от тех мест, где недавно сражались и F-86 — в небе Вьетнама. Но его «подвиги» оказались в тени заслуг «Тандерчифа» и «Фантома», которые все-таки лучше проявили себя в рискованных операциях над хорошо защищенными средствами советской ПВО объектами ДРВ.

Начало проектирования F-100 может быть отнесено к февралю 1949 г., когда фирма Норт Америкен Авиэйшн приступила к разработке проекта сверхзвукового самолета на смену «Сейб-ру». Проект был обозначен «Сейбр-45», так как подразумевалась установка крыла стреловидностью 45°, которое рассматривалось компанией как одно из главных нововведений в облике нового самолета.

Первоначально «Сейбр-45» задумывался в качестве всепогодного перехватчика, оснащенного радаром. Предложенный проект вызвал интерес со стороны ВВС США, но дело осложнялось тем, что появление и совершенствование атомного оружия привело к первоочередному распределению средств на развитие и производство стратегических бомбардировщиков В-36, В-47 и В-50. Развитие же тактической авиации оказалось на «голодном пайке».

Несмотря на неблагоприятную деловую атмосферу, фирма Норт Америкен продолжала исследование различных вариантов, проводя продувки в аэродинамической трубе моделей в течение 1949 и 1950 годов. За это время «Сейбр-45» трансформировался из всепогодного перехватчика во фронтовой истребитель, получивший фирменное обозначение NA-180.

Хотя конструкция самолета в этот период претерпела значительные изменения, выбор двигателя оставался неизменным — «Пратт Уитни» J-57. Двигатель строился вместе с развитием проекта самолета. Ожидалось, что его тяга у земли на форсаже достигнет 6800 кгс. Первые наземные испытания J-57 состоялись в январе 1950-го.

Хотя ВВС США с началом Корейской войны еще не выдвинули каких-либо требований, Норт Америкен продолжала настойчиво продвигать проект NA-180 и 19 января 1951-го сделала официальное деловое предложение ВВС. Инициатива компании была подкреплена «Основными боевыми требованиями» к новому истребителю, предназначенному для завоевания господства в воздухе. Предполагалось, что самолет может поступить на вооружение в 1955 — 1957 годах.

В ноябре 1951-го инспекция ВВС осмотрела макет «Сейбра-45». В результате в конструкцию и вооружение были внесены многочисленные изменения, а проект получил официальное обозначение F-100. И, наконец, 3 января 1952-го Норт Америкен была вознаграждена заказом на производство двух опытных самолетов. Сразу же за этим, 11 февраля срочно был заключен контракт на предсерийную партию из 23 F-100A. Вскоре ВВС США, получив значительные ассигнования, разместили заказ на 250 F-100А.

Производство и сборку опытного F-100А производили на заводе в Ин-глвуде, на окраине Лос-Анджелеса. Самолет был закончен 24 апреля 1953-го. В обстановке повышенной секретности его доставили на авиабазу Эдварде. По завершении серии наземных испытаний 24 апреля 1954-го F-100А впервые поднялся в воздух. Первые полеты были примечательны тем, что в одном из них шеф-пилот Норт Америкен Джордж Велч преодолел недостижимый тогда звуковой барьер.

Второй F-100А совершил свой первый полет 14 октября. Вскоре за ним, 29 октября последовал первый серийный F-100А. В это же время состоялся рекордный полет подполковника Франка Эверста из состава испытательного центра ВВС: на первом F-100А он достиг скорости 1216 км/ч на базе 15 км, на малой высоте над Соленым озером. По иронии судьбы, именно Эверст был одним из немногих противников принятия «Супер Сейб-ра» на вооружение.

1953 г. стал для фирмы Норт Америкен весьма удачным. Первые испытания нового истребителя проходили успешно, и большинство требуемых характеристик были достигнуты в ходе испытательных полетов. В декабре тактическое авиационное командование рекомендовало фирме изготовить новый вариант самолета, который мог бы наряду с выполнением задачи перехвата воздушных целей выступать и в качестве истребителя-бомбардировщика. Эти рекомендации нашли свое воплощение в модификации F-100C. Дополнительно рекомендовалось закончить последние 70 F-100A в новом варианте.

F-100 «Супер Сейбр» — одноместный (лишь в серии «F» — двухместный) свободнонесущий моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом, обычной схемой оперения и трехколесным шасси.

Фюзеляж — грушевидного сечения, плоский снизу, практически не имеет вырезов. Конструкция воздухозаборника выбиралась исходя из обеспечения необходимого расхода воздуха ТРД и хорошего обзора летчику даже при’большом продольном наклоне самолета. С этой целью вход воздухозаборника имеет «сплющенную» форму.

Двигатель установлен несколько выше оси фюзеляжа. При таком расположении ТРД под ним и по бокам в фюзеляже удалось разместить мягкие топливные баки, а также колеса шасси. В вертикальной плоскости воздухозаборник имеет извилистую форму. В передней части фюзеляжа он опускается вниз, проходит под сиденьем летчика, затем поднимается и подходит к двигателю, слегка отклоняясь вверх, оставляя место для колес шасси.

Впереди под воздухозаборником размещены антенна радиолокационного прицела и его блоки, радиостанция, аккумуляторы и различное оборудование. За передним отсеком расположена кабина летчика. Под воздухозаборником в носовой части фюзеляжа после убирания находится передняя стойка шасси. По бокам воздухозаборника — по две пушки М-39 калибра 20 мм. Далее под поднятым вверх каналом воздухозаборника — топливные баки, часть крыла, проходящая через фюзеляж, и колеса основного шасси. Запас топлива во внутренних баках—4520 л. Подкрыльевые топливные баки — емкостью 760 или 1040 л каждый.

Подфюзеляжный воздушный тормоз имеет форму прямоугольника с V-об-разным вырезом: тормоз в убранном положении располагается заподлицо с обшивкой фюзеляжа.

Крыло F-100 — трапециевидной формы в плане имеет стреловидность 45° по передней и 25° по задней кромке.

Элероны размещены на задней кромке крыла посередине полуразмаха. При таком их расположении не остается места для закрылков. Предкрылки занимают почти весь размах крыла и играют большую роль при значительных углах атаки. На каждой половине крыла расположены три узла для подвески грузов и вооружения.

Обычно самолет эксплуатировался с двумя типами подвесных баков. Во время взлета, набора высоты и первого этапа полета расходуется топливо из основньн^«дозвуковых» подвесных баков, которые затем сбрасываются. При этом условия обтекания самолета улучшаются, и он достигает сверхзвуковой скорости, сохраняя потенциальную автономию за счет наличия двух «сверхзвуковых» баков.

Одной из характерных особенностей F-100 является свободный доступ к оборудованию, которое располагается всего в нескольких дюймах от поверхности обшивки. Большая крышка люка в носовой части фюзеляжа, продолжающаяся до переднего стекла фонаря кабины, поднимается как автомобильный капот для осмотра отсека радио- и радиолокационной аппаратуры.

К наружным передним стеклам фонаря подведены трубки для разбрызгивания противообледенительной жидкости или подачи воздуха для удаления дождевых капель.

По свидетельству летчиков, на F-100 обеспечен отличный обзор: носовая часть фюзеляжа не мешает наблюдению из кабины. Обзор задней полусферы обеспечивается с помощью зеркала. Катапультируемое сиденье выбрасывается при нажатии кнопок на подлокотниках, летчик автоматически отделяется от сиденья через три секунды, после чего баростатом, находящимся в ранце, обеспечивается свободное падение до высоты 4570 м, где с помощью пружины выпускается, а затем наполняется парашют оригинальной конструкции.

Пилоты утверждают, что F-100 более удобен в управлении, чем F-86. На F-100 легче летать в строю, показания приборов устойчивы. На рулежке двигатель работает мягко, без сильного шума. При торможении самолет «клюет» носом и раскачивается. При работе двигателя на полной тяге машина удерживается тормозами.

При взлете создается очень большое ускорение, ощутима значительная перегрузка. В горизонтальном полете переход к сверхзвуковой скорости не сказывается на управлении и отмечается небольшое изменение балансировки при числе М=0,92 и скачок стрелки М-метра с деления 0,95 за 1,0. Максимальная скорость, достигаемая при снижении, соответствует числу М порядка 1,6, сверхзвуковая скорость полета может поддерживаться при выполнении любого маневра на высотах свыше 1800 м.

Критическая скорость составляет около 240 км/ч, скорость при выравнивании при посадке — 340 км/ч, посадочная — 290 км/ч. Летчик имеет возможность регулировать скорость снижения легко и точно двигателем, имеющим мгновенную реакцию на перемещение РУДа.

Проводились тренировочные бои самолетов F-100 с истребителями канадского производства «Сейбр-5» и «Сейбр-6», английскими истребителями «Хантер» и «Метеор», в которых явно проявлялось преимущество «Супер Сейбра» в скорости.

F-100A стал поступать на вооружение тактической авиации уже через 17 месяцев после первого полета F-100А. Первый серийный F-100A был принят 27 сентября 1954 г. За очень короткий период три эскадрильи были перевооружены со старых «Сейбров». Однако уже 10 ноября все полеты на «Супер Сейбрах» были прекращены из-за неприятных инцидентов. В одном из них 12 октября 1954-го погиб шеф-пилот фирмы Норт Америкен Джордж Велч. Во время выхода с большой перегрузкой почти из вертикального пикирования произошло одновременное продольное и поперечное раскачивание самолета. В результате истребитель свалился на правое крыло и, не выдержав огромной аэродинамической нагрузки, разрушился в воздухе.

Для решения проблемы с управляемостью площадь вертикального оперения была увеличена на 27%, а размах крыла возрос с 11,16 м до 11,81 м. Некоторые изменения были приняты также в системе управления по крену и тангажу. Причем, изменения вносились прямо на сборочной линии, а уже законченные истребители были возвращены на доработку.

Всего к апрелю 1955-го построили 203 F-100A. Из них около 70 — были поставлены в ВВС национальной гвардии. Первой на «Супер Сейбры» в течение 1958 г. была перевооружена 188-я эскадрилья тактической авиации. Вывод F-100A из состава ВВС закончился за три года. Большинство из сокращенных самолетов было передано Тайваню, ВВС которых получили в течение 1959 — 1960 годов 80 истребителей.

Когда окончательно выяснилось, что принятый на вооружение истребитель F-100 не удовлетворяет новым требованиям ВВС США по скорости и грузоподъемности, фирма предприняла попытку его модернизации. В результате была разработана модификация F-100В, которая существенно отличалась от своего прототипа как внешним видом, так и силовой установкой. Позднее эта модификация получила обозначение Y F-107A.

Внешне самолет отличался в первую очередь размещением воздухозаборника над фюзеляжем, позволившим выдвинуть кабину пилота вперед, что обеспечило пилоту отличный обзор. Вместо двигателя J57 был установлен ТРД «Пратт Уитни» J75-P-9 тягой до 7500 кгс и до 11,113 кгс на форсаже. Воздухозаборник имел клиновидное центральное тело и два параллельных канала, которые сходились в один канал круглого сечения.

Всего были закончены три опытных образца. Полет первого состоялся 10 сентября 1956-го. В ноябре на первом опытном образце была достигнута скорость М=2. Тем не менее решили запустить в серийное производство подготовленный к этому времени Е-105 «Тандерчиф». Два опытных образца серии «В» передали исследовательскому центру NACA, а третий — музею в Дейтроне.

Следующим серийным вариантом «Супер Сейбра» стал F-100С, который имел шесть точек подвески вооружения и крыло, усиленное в варианте бомбардировщика, он мог нести до 2270 кг бомб и ракет вплоть до ядерной бомбы Мк.7. Это был также первый «Супер Сейбр», оснащенный британской системой дозаправки топливом в воздухе типа «штанга-конус». Новый вариант отличался от предшественника значительно большей взлетной массой — 17 700 кг против 13 100 кг у F-100A. Самолет стало сажать труднее, а пневматики не выдерживали и 10 посадок.

Производство F-100C началось в 1954-м, а впервые он взлетел в январе 1955-го, поступил на вооружение— в июле. Первая боевая часть, вооруженная этой модификацией, 450-е авиакрыло (авиабаза Фостер, штат Техас). Эта же модификация стала первой за океаном в составе командования ВВС США в Западной Европе.

Что касается летных характеристик, то меньше, чем через месяц после поступления F-100C на вооружение, на этом варианте 20 августа 1955-го был установлен мировой рекорд скорости в 1323 км/ч. Не менее эффективной была и демонстрация дальности полета во время трансконтинентальной гонки «Бендикс Трофи», которую F-100C выиграл, пройдя 3742 км со средней скоростью 982,8 км/ч.

Разумеется, на таком фоне для серии «С» финансовых ограничений не существовало, и выпуск ее осуществлялся высокими темпами. Все запланированные 476 самолетов закончили в апреле 1956-го. Несмотря на меньшую боевую эффективность по сравнению с F-100D, F-100C принял участие в боевых действиях в конце 60-х годов. Несколько эскадрилий национальной гвардии были мобилизованы в 1968-м после захвата флотом КНДР американского разведывательного судна «Пуэбло». Три из них были размещены в Южном Вьетнаме и действовали с баз Пханг Ранг и Туй Хоа до их вывода весной 1968-го.

Последний одноместный вариант «Супер Сейбра» — F-100D. Он оказался самым многочисленным. Его выпустили больше, чем всех остальных моделей вместе взятых. В течение второй половины 50 годов Норт Америкен построила 1274 истребителя этого типа.

Начало проектирования F-100D относится к маю 1954-го. Производство этой модификации началось в июле следующего года в Инглвуде (штат Калифорния). Этот тип самолета был принят ВВС США в ноябре согласно плану, но первый полет он совершил только в январе 1956-го. Тем временем в Колумбусе (штат Огайо) подготовили вторую линию по производству F-100D.

Первый из запланированных 334 самолетов, собранных на этом заводе, поднялся в воздух через шесть месяцев — в июне. Поставки в тактическое воздушное командование начались в конце сентября 1956-го. Первым было перевооружено 405-е крыло истребителей-бомбардировщиков, имевшее на вооружении «Тандестрай-ки» F-84F. После этого производство самолетов модификации «D» стало быстро нарастать, достигнув своего пика в 1957-м, когда ВВС приняли 788 F-100D.

В отличие от предшествующих вариантов F-100D был чистым истребителем-бомбардировщиком и довольно заметно отличался от своих предшественников. Среди наиболее значительных изменений были: увеличение площади крыла и вертикального оперения; установка дополнительного электронного оборудования; новая система дозаправки в воздухе и закрылки на консолях.

Как отмечалось выше, первые варианты F-100 не имели закрылков; чтобы исключить реверс элеронов, их сдвинули к фюзеляжу. В результате места для посадочной механизации на крыле не осталось. Посадочная скорость F-100С доходила до 330 км/ч! Но на F-100D («Супер Доге») нашли место для закрылков. Использовался также и тормозной парашют.

Встроенное вооружение не изменилось и состояло из четырех 20-мм пушек «Понтиак» М-39Е с 200 патронами на ствол, но варианты внешней нагрузки для F-100D значительно расширились. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 3193 кг в различных комбинациях из ракет «воздух-воздух»— «Сайдуиндер», «воздух-земля» «Буллпап», неуправляемых ракет, напалмовых баков, обычных и кассетных бомб, а также атомных бомб — Мк.7, Мк.28 и Мк.43. Система дозаправки в воздухе — «штанга-конус».

Из советских истребителей того времени основным противником F-100 был МиГ-19, который серийно стал выпускаться в 1954-м. Интересно сравнить эти две машины. Соперники были достойны друг друга.

МиГ-19 — первый в СССР серийный сверхзвуковой истребитель. Он на протяжении десятков лет стоял на вооружении многих стран и имел массу модификаций. По геометрическим размерам он был несколько меньше «Супер Сейбра» и значительно, — до 4 т, — уступал ему по массе. Площадь его крыла также была меньше на 14 м2. Но мощность двух его ТРД в сумме, примерно на 700 кгс тяги, превышала мощность двигателя F-100. Однако максимальная скорость горизонтального полета, в силу более высокого аэродинамического качества «Супер Сейбра», у обоих самолетов на высоте была примерно одинакова, порядка 1470 км/ч.

МиГ-19 оказался несколько манев-реннее, обладал лучшей скороподъемностью и имел значительно больший (на 3000 м) максимальный потолок. Пушечное вооружение у обеих машин было равноценно, но F-100 мог нести большее количество ракет. К тому же и предельная дальность у «Супера», в силу более емких подвесных топливных баков, была на 500 км большей, чем у МиГ-19.

F-100 был не новичком в составе Тихоокеанских ВВС США. Подразделения этих истребителей базировались на авиабазах Кадена (Окинава), Итазуке (Япония), Кларк (Филиппины) еще с конца 50-х годов. Правда, к началу вьетнамской войны большинство F-100 из этих подразделений уже были заменены на «Тандерчифы». Тем не менее F-100 стал одним из первых боевых самолетов США, размещенных на Южном Вьетнаме после принятия «тонкинской» резолюции в августе 1964 г. Несколько самолетов из 615-й эскадрильи тактических истребителей, находящихся на дежурстве на базе Кларк, были переброшены 5 августа в Да-Нанг, где к ним скоро присоединились и другие самолеты, перелетевшие с территории США. Вместе они составляли смешанную ударную группу тактического авиационного командования в Юго-Восточной Азии.

Вскоре F-100 приняли участие в первой разведывательно-ударной миссии над Лаосом, совершив налет на дорогу № 8 и путевой мост Нап, который был ключевой точкой «тропы Хошимина». Всего в налете 14 декабря участвовали 15 самолетов: три RF-101 в качестве разведчиков целей и для регистрации результатов удара, четыре F-105 в качестве бомбардировщиков, восемь F-100 для воздушного прикрытия. Налет, совершенный с базы Да-Нанг, оказался безуспешным.

Неделю спустя F-100 снова участвовали в налете. Четыре самолета из 428-й эскадрильи тактических истребителей «прошлись» вдоль дороги № 8, и опять безрезультатно из-за плотного зенитного огня и нехватки топлива. Далее участие США в войне быстро разрасталось, и с конца февраля 1965-го над Южным Вьетнамом были задействованы и тяжелые бомбардировщики В-47.2 марта несколько этих машин совершили налет на военно-промышленные объекты Северного Вьетнама, и вновь их прикрывали F-100. Далее, по мере усиления ПВО Северного Вьетнама, оснащенной советской боевой техникой, и увеличения потерь авиации США, F-100 перенацеливались на действия над менее защищенными объектами. Они действовали в основном для непосредственной поддержки сухопутных войск.

F-сотые на театре вьетнамской войны дослужились до июля 1971-го, когда последний «Супер Сейбр» из 35-го тактического крыла с Фан-Ранга был возвращен в США.

Последней версией «Супер Сейбра», попавшей в серию, стал F-100F — двухместный учебно-боевой самолет. Начало работ над двухместной версией «Супер Сейбра» относится к сентябрю 1955-го, когда Норт Америкен предложила модернизировать один F-100С для проведения испытаний. Вскоре компания получила контракт. Макетная комиссия закончила работу над созданием новой кабины уже в следующем месяце. TF-100С совершил свой первый полет в августе 1956-го, став прототипом для F-100F.

Конструктивно F-100F был практически идентичен F-100D, кроме двухместной кабины и снятых двух 20-мм пушек. Первый серийный F-100F совершил полет в марте 1957-го. Все последующие 338 самолетов были изготовлены на заводе в Инглвуде. А в 1958-м F-100F стал поступать на зарубежные базы США, и к концу года большинство авиакрыльев, вооруженных F-100D, получили по нескольку двухместных машин.

Как и F-100D, F-100F был включен в списки многочисленных программ модернизации и продления срока службы. Наиболее интересной была программа «Уилд Уилз»-1 — создание специального варианта подавления ракетных комплексов ПВО. По этой программе было выпущено семь самолетов. Все их оборудовали специальным комплексом: системой обнаружения работающих локаторов AN/ APR-25, предназначенной для поиска станций управления огнем ракетного комплекса.

Боевая служба F-100F в новом варианте началась в ноябре 1965-го, когда четыре самолета из семи перелетели с авиабазы Эдвин (Флорида) на базу Корат в Таиланде, где они присоединились к 388-му крылу тактических истребителей. Впервые свой боевой вылет они совершили 3 декабря. В конце февраля 1966-го три оставшихся самолета были задействованы в операциях «Айрон хенд» («Железная рука») — подавление ракетных комплексов ПВО.

Первоначально использовались только пушки и обычные бомбы (в основном кассетные), но в 1966-м «Уилд уизл» F-100F оснастили проти-волокационными ракетами АСМ-45 «Шрайк». Впервые их использовали против вьетнамских локаторов (советского производства) управления стрельбой.

Однако вскоре стало ясно: F-100F не подходит для такой задачи, в частности, из-за того, что его характеристики значительно уступали «Тандерчифу», которых «Суперы» должны были прикрывать. Этот недостаток вместе с низкой эффективностью системы обнаружения радиоизлучающих целей привели к быстрому концу карьеры F-100F как «антилокаторщика», а в вариант «Айрон хенд» в течение лета 1966 г. стали переоборудоваться F-105.

Эта замена, однако, не сказалась на дальнейшей военной карьере F-100F. Этот вариант использовался до вывода «Супер Сейбров» из Юго-Восточной Азии летом 1971-го. Большинство из F-100F использовались для непосредственной поддержки войск. Но они еще применялись для предварительной воздушной разведки в основном в таких местах, как « Маршрут снабжения № 1», к северу от демилитаризованной зоны, где мощная система ПВО Северного Вьетнама позволяла участвовать в боях только самолетам с высокими летными характеристиками. Во время выполнения таких заданий, имевших кодовое обозначение «Мисти Фэк» («Туманная разведка»), в задней кабине размещался оператор, который осуществлял связь по радио с ударными самолетами и выдавал им данные целеуказания.

Вывод американских войск из Южного Вьетнама ознаменовал быстрое снятие «Супер Сейбра» с вооружения. К середине 1972-го в боевых частях тактической авиации не осталось ни одного F-100. Однако они еще долго состояли на вооружении ВВС национальной гвардии, откуда последние самолеты этого типа были списаны к началу 80-х. За исключением нескольких машин, большинство «Супер Сейбров» оказалось в центре авиационного складирования на авиабазе Дэ-вис-Монсэн (штат Аризона). Отсюда они отправлялись на переоборудование в управляемые воздушные мишени QF-100. Они использовались для испытания нового оружия и тренировок пилотов.

Что касается самолетов, поставленных другим странам, то ни в Дании, ни во Франции F-100 долго на вооружении не продержались. Но они значительное время еще были на вооружении ВВС Тайваня и Турции. Кроме того, фирма Флайт системе в качестве воздушных мишеней использовала несколько «Супер Сейбров».

Таким образом, первенец «сотой серии» истребителей F-100 «Супер Сейбр» сыграл важную роль в ВВС США в период перехода на сверхзвуковые скорости. Он стал первым сверхзвуковым боевым самолетом, поступившим на вооружение. И хотя ему не суждено было достигнуть славы и знаменитой судьбы F-86 «Сейбра», он завоевал прочное место в истории развития истребителей, имея при этом весьма своеобразную и оригинальную конструкцию.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ F-100D «Супер Сейбр»

Размах крыла, м11,82
Длина (без трубки Пито), м 15,03 Высота, м4,94
Площадь крыла, м237,18
Стреловидность по передней кромке в град. 45 Вес, кг:
пустой9361
боевой13 636
макс.17 258
База шасси, м3,78
Запас топлива во внутр. баках, л4500
Запас топлива в
подвесных баках, л 2×1268 или 2×757
Макс, скорость на Н=10670 м, км/ч1492 или М=1,39
Макс, скороподъемность у земли, м/с113,79 Макс, потолок, м 15 636
Радиус действия с внутр. запасом топлива, км 964
Радиус действия с внутр. запасом топлива и бомбовой нагрузкой, км 448
Перегоночная дальность, км3172

Евгений Подольный, 
Крылья Родины, №2″1997

techno-story.ru

f-100 Википедия

North American F-100 Super Sabre — американский одноместный одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик со стреловидным крылом, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый американский серийный сверхзвуковой истребитель.

Несмотря на то, что первая модель появилась в начале 50-х годов, всевозможные улучшенные модификации самолёта используются до сих пор по всему миру. Прототип самолёта YF-100 совершил свой первый полёт в мае 1953 года, во время этого полёта он преодолел звуковой барьер. За время своего существования этот многоцелевой истребитель поставил множество рекордов по скорости, продолжительности и дальности полёта.

Последние серийные модели F-100D и F-100F в случае уничтожения взлётно-посадочных полос могли запускаться как ракеты — с пусковых установок. Первый взлёт сверхзвукового самолёта (F-100D Super Sabre) без использования взлётно-посадочной полосы произошёл в 1958 году в рамках программы «Zero Length Launch» на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

В дополнение к ядерной бомбе и четырём 20-мм пушкам истребитель мог нести ракеты «воздух—воздух» и «воздух—земля» (например, 4 ракеты с инфракрасным наведением AIM-9 Sidewinder).

Две ранние модели самолёта («A» и «C») установили первые мировые рекорды по скорости на базе 15-25 км среди сверхзвуковых самолётов. В октябре 1953 года полковник Иверст достиг скорости в 1215 км/ч, а в августе 1955 года полковник Хейнс достиг скорости в 1323 км/ч. Последующие модели самолёта развивали максимальную скорость до 1485 км/ч.

Для демонстрации возможностей своих самолётов и пилотов ВВС США выбрало F-100 Super Sabre для участия в международных пилотажных представлениях. На этот самолёт пересела пилотажная группа «Буревестник», став первой сверхзвуковой пилотажной группой. Как правило, группа выступала четвёркой, делая акцент на пролёт и маневрирование на низкой высоте. Шоу «Буревестников» на F-100 увидело более 19 миллионов человек. В Европе подобные демонстрационные полёты проводила пилотажная группа «Skyblazers».

На первые модели F-100 устанавливался двигатель с осевым компрессором Pratt & Whitney J57-P-7. Последующие модели получили двигатель Pratt & Whitney J57-P-21A. Оба двигателя были двухвальными с форсажной камерой и с тягой более 10000 фунтов.

Практический потолок самолёта был более 15 километров, а дальность полёта — более 1600 км.

Помимо тонких, с большим углом стреловидности хвоста и крыла самолёт имел и другие особенности, сделавшие сверхзвуковой полёт возможным. Например, многие детали впервые были выполнены из титанового сплава. Обтекаемый фюзеляж с центральным воздухозаборником в носовой части имел малое лобовое сопротивление. Фонарь плавно перетекал сзади в фюзеляж, что делало профиль самолёта немного выгнутым. Самолёт оснащён автоматическими отклоняемыми предкрылками и низкорасположенным цельноповоротным хвостовым стабилизатором. F-100 стал первым самолётом ВВС США с низкорасположенным горизонтальным хвостовым оперением.

Системы кондиционирования воздуха, поддержания давления в кабине и топливоподачи были полностью автоматическими.

При проектировании особое внимание уделялось эргономике кабины и удобству управления.

Общие сведения

Супер Сейбр, ставший одним из первых в мире сверхзвуковых военных самолётов, разрабатывался компанией Норт Америкэн начиная с 1949 года как замена своему знаменитому предшественнику F-86 Сейбр. Одним из основных технических условий в начале проекта было достижение самолётом в горизонтальном полёте скорости, равной скорости звука. В конструкции планера самолёта впервые широко использованы титановые сплавы[3].

Работы над самолётом продвигались быстрыми темпами, и в мае 1953 года один из прототипов в своём первом полёте достиг ожидаемой скорости.
29 октября 1953 первый серийный F-100 установил новый мировой рекорд скорости в 1215 км/час.

Хотя F-100 поступили в ВВС США в 1953 году, серия катастроф привела к тому, что поставки новой модели самолёта F-100A была задержана на целый год. За это время в конструкцию крыла и киля были внесены необходимые изменения, что позволило улучшить устойчивость самолёта. После этого 200 истребителей F-100A поступили в войска.

Доработанные и оснащенные более мощными двигателями модификации F-100C и F-100D истребители-бомбардировщики поступили на вооружение в 1956—1957 годах. На F-100C установлен более мощный двигатель J57-P-21 и оборудование для дозаправки в воздухе, последнее позволило значительно увеличить дальность полёта. Модель F-100D производилась в самых больших количествах по сравнению с другими модификациями. Эти самолёты оснащались противолокационным оборудованием[каким?] и специальным оборудованием, позволявшим ему осуществлять сброс ядерной бомбы с кабрирования (в зенит). F-100 выпускался также в варианте самолёта-разведчика и двухместного тренировочного самолёта.

Самым совершенным и массовым (выпущено 1274 экз.) из «Super Sabre» стал истребитель-бомбардировщик F-100D, появившийся в 1956 г.

Супер Сейбры были списаны с боевого дежурства в 1972 году, однако некоторое количество самолётов оставалось на службе в Национальной Гвардии США вплоть до 1980 года.

Самолёты этой марки поставлялись в Данию, Францию, Тайвань и Турцию. Именно Турция была последней страной, списавшей F-100 в середине 1980-х.

Боевое применение

ВВС США

F-100D атакует цели над Южным Вьетнамом. 1967 год.

В 1965—1971 гг. F-100 весьма широко (наибольшее количество самолёто-вылетов среди всех самолётов) применялись во Вьетнаме в качестве истребителя-бомбардировщика; на их счету тысячи тонн сброшенного на Вьетнам напалма. 4 апреля 1965 года F-100, эскортирующий бомбардировщики F-105 вступил в бой с северо-вьетнамскими МиГ-17, в результате один МиГ был заявлен как сбитый (в подтверждении воздушной победы высказываются сомнения)[4]. Это первые воздушные бои авиации США во Вьетнаме.

Всего война обошлась США в 242 потерянных «Супер Сейбра», потерь в воздушных боях не было[5][6][7][8][прояснить]

ВВС Турции

9 августа 1964 года турецкие F-100 атаковали греческие патрульные катера возле кипрского порта Гемиконаги. В результате атаки два катера загорелось, однако ответным огнём был сбит один турецкий F-100D.[9]

F-100 ВВС Турции принимали участие в вооружённом конфликте на Кипре в 1974 г. В основном применялись против наземных целей. При этом понесли наибольшие потери среди других турецких машин — потеряно не менее семи «Супер Сейбров»[10][11][12][13][14]. Очень необычная атака с их участием произошла 21 июля, когда около 50 турецких самолётов по ошибке разбомбили свой конвой из нескольких эсминцев и боевых катеров (см. Морское сражение у Пафоса). В результате один турецкий эсминец затонул (погибло 80 турецких моряков) и два получили тяжёлые повреждения. Турецкий флот ответным огнём сбил два-три турецких «Супер Сейбра»[15][16][17].

24 августа 1976 года пара турецких F-100 вторглась в воздушное пространство СССР. Один истребитель был сбит советским ЗРК.[18]

В январе 1983 года два турецких F-100 было сбито иракскими истребителями Mirage F1[19].

Технические характеристики

Схемы F-100 Super Sabre Кабина и приборная доска самолета F-100D

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-100D:

  • Двигатель: Pratt & Whitney J57-P21 турбодвигатель, тягой 7711 кг
  • Максимальная скорость: 1390 км/час
  • Максимальная дальность: 3210 км
  • Практический потолок: 13716 м
  • Максимальный взлетный вес: 15800 кг
  • Вес пустого: 9525 кг
  • Размах крыльев: 11,81 м
  • Длина: 15,09 м
  • Высота: 4,95 м
  • Площадь крыла: 33,77 м²
  • Вооружение:
    • 4 автоматических пушки M39 калибра 20 мм
    • 6 подкрыльных пилонов позволяющих нести до 3402 кг бомбового или другого вооружения
  • F100 C Skyblazers Aerobatic Team

Инциденты

Место падения американского F-100 на школу в Уруме

30 июня 1959 года F-100 ВВС США упал на школу и окружающие дома в японском городе Урума. В результате катастрофы погибло 17 человек (включая 11 учеников), ранено 210 (включая 156 учеников). Американский пилот катапультировался и не пострадал.[20]

7 апреля 1961 года пара F-100 участвовала в тренировочных перехватах стратегического бомбардировщика B-52B. Во время шестого захода на цель один из истребителей по ошибке выпустил ракету AIM-9 Sidewinder и поразил бомбардировщик. Из восьми членов экипажа выжило пятеро, три остальных погибли во время падения[21].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Knaack, Marcelle Size. Encyclopedia of US Air Force Aircraft and Missile Systems: Volume 1 Post-World War II Fighters 1945-1973. Washington, DC: Office of Air Force History, 1978. ISBN 0-912799-59-5.
  2. ↑ три опытных экземпляра; проиграл конкурс конкуренту — F-105
  3. ↑ Boeing Co. F-100 History Архивировано 12 октября 2007 года.
  4. ↑ F-100 Super Sabre Flew Most Missions in Vietnam // defensemedianetwork.com
  5. ↑ U.S. Air-to-Air Victories during the Vietnam War, Part 1
  6. ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
  7. ↑ Hobson, Chris. Vietnam Air Losses: United States Air Force, Navy and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia, 1961—1973. North Branch, Minnesota: Specialty Press, 2001. стр.269
  8. Anderton, David A. North American F-100 Super Sabre. London: Osprey Publishing Limited, 1987. стр. 136,145
  9. ↑ Cyprus, 1955—1973
  10. ↑ Cyprus 1974 — The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
  11. ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
  12. ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
  13. ↑ OPERATION «NIKI» 1974 — A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
  14. ↑ Battle of Nicosia International Airport — Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
  15. ↑ Cyprus, 1974: Turkish Point of View
  16. ↑ USS NORRIS/TCG KOCATEPE
  17. ↑ Greek & Turkish Air-to-Air Victories
  18. ↑ Intrusions, Overflights, Shootdowns and Defections During the Cold War and Thereafter
  19. ↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
  20. ↑ Okinawa school marks 50th year since deadly U.S. fighter crash
  21. ↑ Blue on blue The accidental shoot down of B-52B 53-0380

wikiredia.ru

f-100 Википедия

North American F-100 Super Sabre — американский одноместный одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик со стреловидным крылом, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый американский серийный сверхзвуковой истребитель.

Несмотря на то, что первая модель появилась в начале 50-х годов, всевозможные улучшенные модификации самолёта используются до сих пор по всему миру. Прототип самолёта YF-100 совершил свой первый полёт в мае 1953 года, во время этого полёта он преодолел звуковой барьер. За время своего существования этот многоцелевой истребитель поставил множество рекордов по скорости, продолжительности и дальности полёта.

Последние серийные модели F-100D и F-100F в случае уничтожения взлётно-посадочных полос могли запускаться как ракеты — с пусковых установок. Первый взлёт сверхзвукового самолёта (F-100D Super Sabre) без использования взлётно-посадочной полосы произошёл в 1958 году в рамках программы «Zero Length Launch» на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

В дополнение к ядерной бомбе и четырём 20-мм пушкам истребитель мог нести ракеты «воздух—воздух» и «воздух—земля» (например, 4 ракеты с инфракрасным наведением AIM-9 Sidewinder).

Две ранние модели самолёта («A» и «C») установили первые мировые рекорды по скорости на базе 15-25 км среди сверхзвуковых самолётов. В октябре 1953 года полковник Иверст достиг скорости в 1215 км/ч, а в августе 1955 года полковник Хейнс достиг скорости в 1323 км/ч. Последующие модели самолёта развивали максимальную скорость до 1485 км/ч.

Для демонстрации возможностей своих самолётов и пилотов ВВС США выбрало F-100 Super Sabre для участия в международных пилотажных представлениях. На этот самолёт пересела пилотажная группа «Буревестник», став первой сверхзвуковой пилотажной группой. Как правило, группа выступала четвёркой, делая акцент на пролёт и маневрирование на низкой высоте. Шоу «Буревестников» на F-100 увидело более 19 миллионов человек. В Европе подобные демонстрационные полёты проводила пилотажная группа «Skyblazers».

На первые модели F-100 устанавливался двигатель с осевым компрессором Pratt & Whitney J57-P-7. Последующие модели получили двигатель Pratt & Whitney J57-P-21A. Оба двигателя были двухвальными с форсажной камерой и с тягой более 10000 фунтов.

Практический потолок самолёта был более 15 километров, а дальность полёта — более 1600 км.

Помимо тонких, с большим углом стреловидности хвоста и крыла самолёт имел и другие особенности, сделавшие сверхзвуковой полёт возможным. Например, многие детали впервые были выполнены из титанового сплава. Обтекаемый фюзеляж с центральным воздухозаборником в носовой части имел малое лобовое сопротивление. Фонарь плавно перетекал сзади в фюзеляж, что делало профиль самолёта немного выгнутым. Самолёт оснащён автоматическими отклоняемыми предкрылками и низкорасположенным цельноповоротным хвостовым стабилизатором. F-100 стал первым самолётом ВВС США с низкорасположенным горизонтальным хвостовым оперением.

Системы кондиционирования воздуха, поддержания давления в кабине и топливоподачи были полностью автоматическими.

При проектировании особое внимание уделялось эргономике кабины и удобству управления.

Общие сведения[ | ]

Супер Сейбр, ставший одним из первых в мире

ru-wiki.ru

MK — F100TL — китайский конденсаторный микрофон.

Некоторое время назад мне неожиданно перепал купон от Gearbest на 20 долларов. Неожиданность появления и ограничение по времени его использования внесли свою лепту в выборе товара. Логика выбора была проста: я занимаюсь обзорами, микрофон для обзорщика является весьма полезным приобретением. И вот, увидев в списке новинок магазина этот микрофон, решил заказать, доплатив при этом еще четыре доллара.

Вообще для человека далекого от звукозаписи, но хоть немного слышавшего о микрофонах, конденсаторный микрофон является своего рода пределом совершенства, причем любой. Конечно, я не настолько глуп чтобы считать так, а тем более скепсис тем выше, чем место производства ближе к китаю. (Да и мой друг недавно купил себе один конденсаторный микрофон, который на деле оказался элекретным с крошечным капсюлем, как в дешевом джениусе.) Но отдавать много денег за устройство, произведенное каким-нибудь именитым производителем, нужность которого еще не до конца определена, я не готов.

Пока мой микрофон летел ко мне домой, я начал искать обзоры в интеренете, но не нашел. Все что я нашел — это обзоры и тесты его братьев под названиями BM700 и BM800. И качество записи оказалось на удивление хорошим, для моего неискушенного слуха.

Доставка


Общее время процессинга и доставки заняло ровно месяц. Пришла коробка в плачевном состоянии, я уже готовился делать снимки помятого микрофона и размышлял о том сколько же мне вернут денег за испорченный полубесплатный товар. Настроение мое упало… Но слава богу мне повезло! Микрофон не пострадал!

Упаковка


На коробке изображены наушники, висящие на микрофоне. И выглядит все так будто мне прислали наушники, вот и жена спросила зачем мне наушники — странное оформление коробки.

Также присутствуют маркетинговые ТТХ (по другому я их не могу назвать)

Несмотря на то, что коробка оказалась довольно мягкой для нашей знаменитой почты, но с функцией сохранения товара в целости и сохранности она справилась. Внутри есть дополнительный ложемент из вспененного полиэтилена с несколькими отделениями для микрофона и аксессуаров.

Комплектация


В коробке я обнаружил кабель (довольно толстый и мягкий)

С одной стороны у нас миниджек на 3,5 мм и USB для для подключения питания микрофона (МИКРОФОН РАСЧИТАН ТОЛЬКО НА ПИТАНИЕ ОТ 5В!), с другой — разъем XLR «мама».

Пластиковое пружинное крепление для микрофона, с резьбой для комплектного минитрипода и переходником на какое-то другое крепление, напоминающее крепление для фотоштатива.

А вот и сам триподик. Неплохой тяжеленький трипод со стальными ножками.

Также в коробке я обнаружил ветрозащитный колпачек из поролона

Микрофон


Микрофон довольно увесистый. Качество изготовления микрофона не вызывает абсолютно никаких нареканий. И микрофон просто очень красивый.

На передней (по направленности) грани расположены немногочисленные элементы управления: регулировка громкости и ревербации(эхо). Крутятся ручки мягко, не болтаются.

Комплектация, штатив, да и сама коробка указывает четкую ориентацию устройства на подкастеров. Трипод позволяет установить микрофон на столе у монитора. при этом легкий наклон четко нацеливает микрофон к лицу.

Разборка


Естественно я не смог отказать себе в удовольствии разобрать устройство. Разбирается он очень легко: нижнее кольцо вокруг разъема раскручивается, затем нужно снять ручки регулировок, потянув их вверх, и наконец для того чтобы снять сетку нужно открутить два небольших винта.

Внутри на массивной стальной раме прикреплена плата.

На плате можно обнаружить CD2399 звуковой процессор для создания эффекта эхо, насколько я понял это аналог PT2399 даташит на который можно посмотреть тут

А также усилитель JRC 4558 даташит тут

Плата изготовлена очень качественно, как вы можете видеть на фото, никакой грязи, пайка аккуратная — отлично!

Сняв сетку, доберемся до самого интересного — капсюля.
Диаметр капсюля 17 мм. Ничего по нему сказать не могу я не эксперт, но возможно кому-нибудь будут интересны его фотографии.

Тестирование


Запись голоса совершенно новое для меня занятие, осложненное ненавистью к своему собственному голосу на записи (полагаю, знакомое многим чувство), поэтому я привлек к тестированию своего главного помошника — мою дочку.

Тестирование проводилось в абсолютно неподготовленном для этого помещении — комнате с объемом в 46.872 кубических метров, стены из бруса. Запись производилась встроенным аудиокодеком от realtek. Под боком находился шуршащий вентиляторами компьютер. Первый тест проходил на расстоянии одного метра от микрофона.

ВНИМАНИЕ! Мой голос может вызвать и у вас отвращение! Будьте терпеливы и снисходительны!

Я
yadi.sk/d/xFaFOE_Zk9dHm mp3
yadi.sk/d/XXExIviEk9TRZ flac

Дочка (она еще не знала о записи)
yadi.sk/d/WGR8-GqZk9dHv mp3
yadi.sk/d/1al3hzXzk9LPf flac

Как видно (слышно) с детским вокалом микрофон справляется заметно лучше.

Второй тест проходил в непосредсвенной близости к микрофону, правда для этого пришлось снизить громкость до половины.

Я
yadi.sk/d/4Ni5RSO8k9dH7 mp3
yadi.sk/d/CCiU5jeAk9Tdc flac

Дочка
yadi.sk/d/TJjdmDaek9dHN mp3
yadi.sk/d/_o2sXGoak9Tff flac

Запись музыкальной шкатулки yadi.sk/d/hFixZu6Sk9xEd

И бонусом я озвучил несколько комментариев к моему прошлому обзору (надеюсь, что никого не обидел, и что у слушателей есть чувство юмора)
yadi.sk/d/oB0NvKtIk9dHh mp3
yadi.sk/d/qj_-sS3fk9TkZ flac

Выводы


Поскольку мое мнение предвзято, то рекомендовать или отговаривать от покупки я не могу. Надеюсь предоставленные фотографии и сэмплы, помогут вам сделать выбор.

P.S.
Итак, сегодня пришло большое количество сведующего народа, и все сошлись во мнении, что это таки элекретный микрофон (хоть и с капсюлем побольше), но звук хороший. Так?

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

6.7 Первичная медицинская карточка ф.100

Первичная медицинская карточка (форма 100) является документом персонального медицинского учета, предназначенным для обеспечения преемственности и последовательности в оказании медицинской помощи пораженным на этапе медицинской эвакуации. Заполненная медицинская карточка имеет также юридическое значение – она свидетельствует факт ранения (заболевания) и дает право раненому (больному) на эвакуацию в тыл, а также получения, в дальнейшем, выплат и льгот, связанных с ранением.

Рис. 66

А. Лицевая часть карточки Ф.100

Рис. 67

Б. Обратная сторона карточки Ф.100

Карточка заводится на всех пораженных, выбывших из строя в связи с ранением (заболеванием) на срок не менее одних суток при первом оказании им врачебной помощи. В больнице карточка заполняется в том случае, если пораженный не подлежит лечению в этой больнице и будет эвакуирован в другое лечебное учреждение. Если же он остается на лечение в этой больнице, то заводится история болезни. В отряде первой помощи (или другом этапе, где впервые была оказана врачебная помощь) заполняется только лицевая сторона карточки и ее корешок (записи в корешке и в карточке должны полностью совпадать). После этого корешок отрезается от карточки и используется для составления отчета в том учреждении, которое выдало карточку. Заполненная карточка подписывается врачом, заверяется печатью учреждения и вместе с эвакуируемым пораженным направляется на следующий этап медицинской эвакуации. При этом ф-100 прикрепляется к повязке раненого или вкладывается в левый карман его одежды.

Первичная медицинская карточка пораженного, оставленного в медицинском отряде для лечения используется как история болезни. В этом случае на оборотной стороне карточки ежедневно делаются записи о его состоянии и оказанной медицинской помощи, а по окончании лечения указывается его исход.

Оборотная сторона ф-100 пораженного, поступившего на следующий этап медицинской эвакуации, используется также для записи данных о медицинской помощи, оказанной ему на этом этапе. Заполнение первичной медицинской карточки продолжается до того момента, когда на пораженного заводится история болезни. При этом карточка вклеивается между первым и вторым ее листами.

На оборотной стороне карточки указывается также исход ранения, если он наступил до заполнения история болезни. При возвращении пораженного на производство указывается наименование и почтовый адрес того места, куда он возвращается; в случае смерти – причина и место захоронения умершего. Первичная медицинская карточка пораженного, умершего во время эвакуации, передается в лечебное учреждение, куда был доставлен труп.

Имеющиеся по краям карточки цветные сигнальные полосы предназначены для информирования медицинского персонала последующего этапа медицинской эвакуации о неотложных мероприятиях, в которых нуждается пораженный. Красная полоса «Неотложная помощь» оставляется в тех случаях, когда раненый или больной нуждается в неотложной медицинской помощи. Если необходимости в этом нет, то полосу отрывают при заполнении карточки. Желтая полоса «Санитарная обработка» обозначает необходимость проведения специальной обработки раненого. Черная полоса «Изоляция» оставляется при необходимости временной изоляции раненого (больного). Синяя полоса «Радиационное поражение» оставляется при необходимости в проведении специальных мероприятий при поражении проникающей радиацией. Если раненый нуждается одновременно в нескольких медицинских мероприятиях, на карточке могут быть оставлены две, три или четыре полосы (может не быть и не одной полосы).

6.8 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Управление силами и средствами гражданской обороны здравоохранения осуществляется в соответствии с Законами РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными и распорядительными документами МЗ и СР РФ, приказами и распоряжениями начальников ГО, территориальных органов ГО и ЧС.

Управление – целенаправленная деятельность руководящего состава и органов управления гражданской обороны здравоохранения по поддержанию постоянной готовности подчиненных им формирований и учреждений, подготовке их к медицинскому обеспечению пораженного населения и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Управление представляет собой замкнутую систему (контур), обязательно включающую органы управления, объекты управления и каналы связи (прямые и обратные).

Рис.68

Объект управления

Орган управления

Прямой канал связи

Обратный канал связи

«Замкнутый контур управления»

Под органами управления следует понимать командиров и начальников гражданской обороны здравоохранения разных уровней и их штабы. Объект управления – это учреждения и формирования гражданской обороны здравоохранения, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно осуществляют ЛЭМ.

Сущность управления заключается в непрерывном воздействии органов управления на объекты управления для реализации определенных целей.

Управление базируется на предвидении развития общей и медицинской обстановки в военное время, учете возможностей сил и средств гражданской обороны здравоохранения, быстром реагировании на изменения обстановки, своевременном принятии решений и настойчивом проведении их в жизнь.

Для обеспечения управления гражданской обороны здравоохранения создается система управления, представляющая собой совокупность взаимосвязанных органов управления всех звеньев гражданской обороны здравоохранения, а также пунктов управления, системы связи и оповещения. Система управления создает материальную основу процесса управления.

В любых условиях обстановки основу управления ГОЗ составляет решение начальника службы и организация его выполнения.

Процесс управления ГОЗ включает следующие мероприятия:

  • непрерывное добывание, сбор, прогнозирование и оценка медико-тактической обстановки в зоне ответственности;

  • своевременное принятие решения по организации медицинского обеспечения пораженного населения и доведение задач до подчиненных;

  • разработка планов по медицинскому обеспечению населения в военное время и их корректировка;

  • подготовка органов управления и сил гражданской обороны здравоохранения к выполнению задач;

  • определение состава, мест, порядка развертывания и работы пунктов управления, систем связи и оповещения;

  • организация взаимодействия с другими аварийно-спасательными службами ГО, медицинской службой МО РФ, МВД РФ, ФСБ, ФАПСИ, органами и силами, заинтересованных министерств и ведомств.

Управление силами и средствами ГОЗ носит циклический характер. Первый (заблаговременный) цикл начинается в мирное время при подготовке формирований и учреждений гражданской обороны здравоохранения к действиям по медицинскому обеспечению пораженного населения в военное время. Последующие (оперативные) циклы повторяются в ходе их ведения в результате изменения общей и медицинской обстановки и необходимости уточнения решения и планов начальником ГОЗ, что должно обеспечить эффективное выполнение задач по медицинскому обеспечению пораженных в установленные сроки в любых условиях.

Сложность задач, стоящих перед гражданской обороной здравоохранения и условия, в которых они будут решаться, предъявляют повышенные требования к управлению службой. Управление может быть эффективным, если вся система управления будет находиться в высокой готовности, если оно будет непрерывным, устойчивым, оперативным и скрытным – это требования, предъявляемые к управлению.

Обеспечение постоянной готовности системы управления службы к выполнению поставленных задач в любой обстановке, с первых минут возникновения угрозы войны, в т.ч. при внезапном нападении противника, является одной из главных задач, стоящих перед начальником гражданской обороны здравоохранения и его штабом. Поэтому готовность системы управления гражданской обороной здравоохранения должна быть выше готовности сил ГОЗ, т.е. опережать ее.

Под непрерывностью управления понимают постоянное воздействие начальника штаба гражданской обороны здравоохранения на ход выполнения задач. Непрерывность достигается постоянным знанием обстановки, наличием бесперебойной связи с подчиненными, старшим начальником, взаимодействующими силами.

Устойчивость управления определяется способностью начальника штаба ГОЗ выполнять свои функции в любой обстановке военного времени, достигается заблаговременным созданием системы запасных пунктов управления, подготовкой штабов-дублеров, оснащением их соответствующей документацией и техническими средствами связи.

Оперативность заключается в способности начальника и штаба ГОЗ быстро и точно влиять на ход выполнения задач, своевременно реагировать на любые изменения обстановки. Это достигается высоким уровнем оперативной подготовки руководящего звена службы, умением анализировать обстановку, быстро принимать адекватные решения, разрабатывать четкие документы по управлению силами и средствами ГОЗ. Важную роль в повышении оперативности управления играет использование компьютерных систем автоматизации связи и управления.

Скрытность управления означает сохранение в тайне от противника всех проводимых мероприятий по гражданской обороне и достигается путем использования закрытых каналов связи, ограничением круга лиц, допущенных к секретным документам.

Решающая роль в организации и осуществлении управления принадлежит начальнику гражданской обороны здравоохранения, который руководит подчиненными лично и через штаб ГОЗ. Штабы ГОЗ также руководят и направляют деятельность подчиненных штабов, а также осуществляют непосредственное управление формированиями и учреждениями ГОЗ соответствующего уровня.

Для координации деятельности формирований и учреждений ГОЗ, выполняющих задачи по медицинскому обеспечению пораженного населения, осуществления своевременного маневра силами и средствами ГОЗ в ходе организации ЛЭМ в очаге поражения, а также для организации взаимодействия, создаются оперативные группы. Группы формируются из наиболее опытных специалистов органов управления здравоохранением, имеющих соответствующую оперативную подготовку.

Основными принципами управления ГОЗ являются:

-единоначалие;

-централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

-умение анализировать обстановку, делать правильные выводы из нее и предвидеть ход событий;

-оперативность, творчество и высокая организованность в работе;

-твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;

-личная ответственность начальника ГОЗ, командиров (начальников) учреждений и формирований за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных им задач.

Решение начальника ГОЗ по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, отрабатывается в виде плана медицинского обеспечения населения в военное время. План медицинского обеспечения населения в военное время – это комплекс графических и текстовых документов, определяющих объем, организацию и порядок осуществления мероприятий по переводу ГОЗ на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в условиях войны.

Общая структура и основное содержание планов определяются директивой Начальника ГО РФ. Конкретное наполнение и порядок разработки плана медицинского обеспечения населения в военное время на федеральном, межрегиональном, территориальном, местном и объектовом уровнях регламентируются Положением о гражданской обороне здравоохранения, инструкциями и методическими указаниями МЗ и СР РФ.

В плане дается краткая характеристика возможной радиационной, химической, биологической и медицинской обстановки при различных вариантах развязывания и ведения войны – с применением оружия массового поражения и с использованием только обычных средств вооруженной борьбы, излагаются основные задачи службы, поставленные начальником ГО и начальником вышестоящей ГОЗ, и порядок их выполнения при различных степенях готовности ГО, перечисляются силы и средства ГОЗ и распределение их в группировке сил ГО, предназначенной для ведения спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.

Отдельно в плане излагаются вопросы организации медицинского обеспечения населения при планомерном приведении в готовность ГОЗ и при внезапном нападении противника.

Приложениями к плану являются: карта с нанесенной обстановкой и решением начальника ГОЗ на медицинское обеспечение населения в военное время, календарный план выполнения мероприятий ГО и схема организации управления, связи и оповещения. Дополнительно к плану прилагаются различные справочные и расчетные данные, необходимые для планирования медицинского обеспечения населения в военное время:

Сводные данные о формированиях и учреждениях ГОЗ, расчет сил и средств службы для выполнения поставленных задач, документы скрытой связи, план взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; состав и задачи оперативных групп; расчеты, заявки на получение имущества, проекты решений, приказов, распоряжений, ордера на занятие помещений в загородной зоне при развертывание дополнительных коек ГОЗ и другие материалы.

Условно разработку плана можно разделить на три периода: организационно-подготовительный, практическая разработка документов, согласование и утверждение. Для разработки документов плана штаб ГОЗ организует сбор, изучение и обобщение исходных данных. Исходные данные штаб получает от соответствующих органов ГО ЧС, подчиненных штабов ГОЗ, других аварийно-спасательных служб ГО.

План должен учитывать географические, экономические и демографические характеристики административной территории, особенности ее оперативного положения, реальное состояние местного здравоохранения, военную доктрину вероятного противника о способах начала и ведения войны.

На завершающей стадии разработки документов Плана медицинского обеспечения населения РФ в военное время он согласовывается с МЧС России и утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Планы медицинского обеспечения населения в военное время субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны по согласованию с территориальными органами управления ГО и ЧС и руководителями вышестоящих органов управления здравоохранения.

Корректировка плана осуществляется штабами ГОЗ в порядке и сроки, установленные старшими начальниками. Как правило, она проводится один раз в год по исходным данным на 1 января. Реальность оперативных документов и расчетов плана проверяется в ходе командно-штабных и штабных учений и тренировок.

studfiles.net

Ford F-100. Классика жанра. — DRIVE2


Наверное самый узнаваемый пикап в мире. Внешность этого трудяги начала пятидесятых никого не может оставить равнодушным. Задний привод, грузоподъемость в полтонны, рядная шестерка, а позже классический V8 4,5l 173hp.



Любовь к этому грузовичку поистине всенародна. До сих пор их реставрируют, создают на их базе хот-роды, лоурайдеры, шоустопперы и ещё кучу всяких непонятных слов.



Что удивительно, внедорожный тюнинг F100 считается, наверное, святотатством или карается лишением свободы в некоторых штатах, так как найти проект по подкатыванию переднего моста и задиранию кузова этой машины не так просто. Сходу нашел всего один пример, да и так их немного.


Не обходят его своим вниманием столпы американской кастомизации, в частности Чип Фуз (Foose Design)

На нем Чип катается сам


и Райан Фредлинхаус (West Coast Customs).

А этот делали для народного артиста США Силвестра Гарденциовича Сталонне


Да что там говорить, посмотрите на его кабину и вспомните старый добрый ЗИЛ 130.

6 лет Метки: ford f100, пикапы, американская классика, 50-е

Нравится 20 Поделиться: Подписаться на автора

www.drive2.ru

North American F-100 Super Sabre

Норт Америкен F-100 Супер Сейбр — американский одноместный одномоторный сверхзвуковой истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик, самолёт-разведчик. Первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель.

Общие сведения

Супер Сейбр стал одним из первых в мире сверхзвуковым военным самолётом и был в разработке компанией Норт Америкэн начиная с 1949 года. Он предназначался на замену своему знаменитому предшественнику F-86 Сейбр. Одним из основных технических условий в начале проекта было достижение самолётом скорости 1 Мах в горизонтальном полёте. В конструкции планера самолёта впервые широко использованы титановые сплавы[2].

Работы над самолётом продвигались очень быстрыми темпами, и в мае 1953 года один из прототипов в своём первом полёте достиг ожидаемой скорости.
29 октября 1953 первый серийный F-100 установил новый мировой рекорд скорости в 1215 км/час.

Хотя F-100 поступили в ВВС США в 1953 году, серия катастроф привела к тому, что поставки новой модели самолёта F-100A была задержана на целый год. За это время в конструкцию крыла и киля были внесены необходимые изменения, что позволило улучшить стабильность самолёта. После этого 200 истребителей F-100A поступили в войска.

Доработанные и оснащенные более мощными двигателями F-100C и F-100D истребители-бомбардировщики поступили на вооружение в 1956-1957 гг. F-100C имел более мощный двигатель и оборудование для дозаправки в воздухе, что позволило значительно увеличить дальность полёта. Модель F-100D производилась в самых больших количествах по сравнению с другими версиями. Эти самолёты оснащались противолокационным оборудованием и специальными подвесками, позволявшими ему нести атомное вооружение. F-100 выпускался так же в варианте самолёта-разведчика и двухместного тренировочного самолёта.

Самым совершенным и массовым (выпущено 1274 экз.) из «Super Sabre» стал истребитель-бомбардировщик F-100D, появившийся в 1956 г.

Супер Сейбры были списаны с боевого дежурства в 1972 году, однако некоторое количество самолётов оставалось на службе в Национальной Гвардии США вплоть до 1980 года.

Самолёты этой марки поставлялись в Данию, Францию, Тайвань и Турцию. Именно Турция была последней страной, списавшей F-100 в середине 1980-х.

Боевое применение

В 1965-1971 годах F-100 весьма широко (наибольшее количество самолёто-вылетов среди всех самолётов) применялись во Вьетнаме в качестве истребителя-бомбардировщика.

Технические характеристики

Схемы F-100 Super Sabre Кабина и приборная доска самолета F-100D

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-100D:

  • Двигатель: Pratt & Whitney J 57-P21 турбодвигатель, тягой 7711 кг
  • Максимальная скорость: 1390 км/час
  • Максимальная дальность: 3210 км
  • Практический потолок: 13716 м
  • Максимальный взлетный вес: 15800 кг
  • Вес пустого: 9525 кг
  • Размах крыльев: 11,81 м
  • Длина: 15,09 м
  • Высота: 4,95 м
  • Площадь крыла: 33,77 кв.м
  • Вооружение:
    • 4 автоматических пушки M39 калибра 20 мм
    • 6 подкрыльных пилонов позволяющих нести до 3402 кг бомбового или другого вооружения
  • F100 C Skyblazers Aerobatic Team

См. также

Ссылки

  • д/ф «F-100 Super Sabre» из цикла «Великие самолёты» (англ. Great Planes) (2009, Discovery World)

Примечания

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *