Содержание

Сбруя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Лошадь с одноконной дуговой упряжью (сбруей): дуга (сверху) и хомут (облегает шею) с супонью (ремень внизу хомута) и гужами (связывают хомут с дугой и оглоблями) Конская упряжь

Сбруя — это конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми[1]. Другой термин — конская амуниция[2].

Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.

Запряжки подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.

Предметы одноконной дуговой упряжи:

  • хомут с гужами и супонью;
  • седёлка с подпругой;
  • чересседельник;
  • подбрюшник;
  • дуга;
  • шлея[3];
  • узда с удилами, псалиями и поводьями;
  • вожжи;
  • зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «
    зга
    » в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга»)[4].

Предметы одноконной бездуговой упряжи:

  • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки;
  • ремённые

ru.wikipedia.org

Упряжь для лошади и других животных: как подобрать правильную

06.06.2018

Сбруя или упряжь для лошади является специальным комплексом приспособлений и ремней, надеваемых на корпус животных для запрягания в повозке, а также для управления ездой. В основном под сбруей подразумеваются конская упряжь. Упряжь, пребывая на корпусе при соприкосновении с телом, передает непосредственное тягловое усилие животного для повозки. Собственно благодаря этому, ошибочно подобранные или подогнанные упряжи неравномерно распределят давление и вызовут не одни лишь сложности при езде, но также и причинят болезненные и дискомфортные ощущения животным. Кроме того, неправильная затяжка ремней может вызвать ожоги в мягких тканях, натертости и прочие повреждения, из-за чего животное потеряет работоспособность.

Переоснащаемая упряжь для одной лошади

Каждая часть упряжи должна отличаться прочностью, универсальностью, а также легкостью, простой в процессе ухода и ремонта. Поскольку чаще всего сбруя изготавливается из особой мягкой сыромятной кожи, то к ней требуется определенный уход. Следует знать, что от качества ремней зависит безопасность езды.

Кстати, после работы, пропитанные потом упряжи, развешивают на специальных вешалках или деревянных костылях в сухих хорошо проветриваемых местах. После полного просушивания все ремни необходимо смазать с помощью технического масла или жира.

Перед тем как запрячь лошадь, нужно провести внимательный осмотр сбруи, обследовать каждую часть упряжи, цельность всех ремней. Также убедиться в исправном состоянии защелок и пряжек. Кроме того, проверяют все ремни, которые приходят в соприкосновение с телом животных, чтобы убедиться в отсутствии заломов или загрязнений.

Для каких животных может применяться упряжь

В упряжь могут запрягаться многие животные как общепринятые, так и экзотические. Итак, упряжь может быть:

  • для лошадей;
  • для собак;
  • для быка;
  • осла;
  • верблюда;
  • для козла;
  • для лося и пр.

Упряжь для последних двух животных, хоть и можно назвать экзотической, но она существует.

Боевые лоси РККА

Типы конской упряжи

На сегодняшний день существуют такие типы упряжей:

  • Одноконные;
  • Постомочно-дышловые;
  • Постромочные;
  • Тачаночные;
  • Комбинированые;
  • ЦУГ.

Виды и строение упряжи

Исходя из назначений и условий работы (транспортные экипажи, полевые работы), готовят специальную сбрую для лошадей. По своему строению различаются две основных разновидности упряжи: с наличием хомута или нагрудника. Их отличие в том, что передача тяговой силы осуществляется или хомутом, или шлейным нагрудником. Кроме того, упряжи различаются численностью запрягаемых лошадей. Они бывают одноконными, пароконными, четверками и прочими. Также рабочие или транспортные упряжи подразделяются на дуговые, дышловые и бездуговые.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Хомут является основой тяговой силы

В таких конструкциях упряжей кроме дуг важными элементами являются также и хомуты. Раз они используются и в дышловых, и бездуговых видах, то их роль и строение желательно рассмотреть более детально. Вообще, хомуты, являясь основной частью упряжи, и служат для того, чтобы передавать тяговое усилие животного для телеги, повозки или плуга.

Как и в старые времена, в наше время хомуты изготавливают самых разнообразных величин. Длина измеряется от верха внутренней подушки до клещей, а ширина по расположению отверстий через которые продеваются гужи. Хотя в одноконных и пароконных запряжках хомуты могут отличаться. В первом варианте они обладают гужами, во втором – мочками. Конструкцию хомута можно рассмотреть при помощи более распространенного примера – с гужами.

Упряжь для быков

В хомуты входят:

  • Пара клещей;
  • Подушка;
  • Пара гужей;
  • Хомутина;
  • Покрышка;
  • Супонь;
  • Горт;
  • Подкладка.

Важное значение имеет правильный подбор такой части конской упряжи как хомут. Подгоняется он с учетом индивидуальных размеров. Так как эта часть упряжи ложится на шею животных, то тесные хомуты могут затруднить дыхание, вплоть до спазма легких, а большие и свободные — будут качаться до потертостей.

Иные части конской упряжи

Седелка – деталь упряжи, которую располагают на спине ниже холки. Она нужна для распределения части тяговых усилий на спину. Кроме того, она предназначена для амортизации толчков во время движения. Седелки подбираются в соответствии с размерами холки.

Чересседельник – часть конской упряжи, которую располагают около седелки. Он предназначен для удерживания оглоблей и хомутов с дугами путем распределения веса оглобель.

Подбрюшник – элемент упряжи, предназначенный для снятия резких колебаний хомутов, оглобель и дуг в процессе быстрого движения.

Пароконная упряжь

Шлея – часть конской упряжи, которая облегает корпус животного. Она предназначена для поддержания хомута при торможении или при движении под уклон.

Уздечка является элементом конской упряжи. В основном используются обычные трензельные.

Вожжи — еще один элемент упряжи. С одного конца они оснащены пряжками или карабинами, чтобы пристегивать к удилам (трензелям). Вожжи должны быть предельно сподручными. Материалом для их изготовления, как правило, служит плотная тесьма или кожа.

Нередко вместе с дугами встречается термин «зга». Он является диалектным обозначением кольца на дуге, через которое должен продеваться повод. В нынешних дуговых упряжках зга не употребляется, а сами вожжи без затруднений располагают по обоим бокам животного.

Бездуговые постромочные одноконные упряжи

В бездуговых хомутовых упряжах основные роли тяговых усилий выполняют хомуты. Только в таких случаях они крепятся к повозкам при помощи постромок. При этом хомуты с оглоблями скрепляются ременными гортами. В конструкцию такой сбруи входят:

  • Хомуты с наличием гужевых мочек;
  • Постромки;
  • Седелки;
  • Подпруги;
  • Чересседельники;
  • Горты, заменяющие гужи;
  • Уздечки с вожжами.

При рассмотрении варианта без хомутов или европейского варианта упряжи, их роль играют шорки, которые изготовляются из прочных видов кожи и состоят из нагрудных широких ремней с наличием колец. К этим кольцам пристегивают постромки. В таких конструкциях грудь и шея лошадей опоясывается нагрудными и шейными ремнями с кольцами для вожжей.

Дышловые пароконные упряжи

Дышловая пароконная упряжь

В пароконных упряжах  применяется в основном дышло.

Такая сбруя обладает:

  • Дышлом;
  • Хомутом;
  • Постромками;
  • Уздечкой с вожжами;
  • Цепью-напильником.

В такой сбруе дышлом регулируются повороты повозок, а постромками передаются от хомутов тяговые усилия для повозок. Принято считать такую упряжь очень простой. Ее чаще используют для одного животного.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

из чего состоит сбруя, виды упряжи

Упряжь для лошади – практически незаменимый аксессуар, который используется для удобства и самого хозяина, и животного. Первый с помощью такого снаряжения обозначает свой доминантный статус и получает возможность управлять конем без принуждения. Лошадь же с помощью упряжи учится исполнять возложенные на нее обязанности.

Сегодня мы подробнее рассмотрим, что же такое конская упряжь – для чего она необходима, из чего состоит, какие вариации имеет. Также мы предлагаем подробную пошаговую инструкцию, из которой можно будет понять, как грамотно запрягать лошадь.

Упряжь для лошади

Содержание пошаговой инструкции:

Когда люди начали использовать сбрую для лошадей?

Археологические находки убедительно доказали, что примитивные варианты конской упряжи человек стал использовать за 2000 лет до н.э. Наибольшее распространение она получила в эпоху античности, когда начались великие военные походы.

Древние греки, а за ними и древние римляне придавали большое значение оснащению своих боевых коней, а потому и сбруя для них изготавливалась с особым мастерством. В те времена было принято делать упряжь не только прочной, но и красивой.

Римкий всадник

Обычай парадного облачения лошадей переняли европейцы. В средние века, в эпоху расцвета рыцарства, боевых коней и вовсе начали превращать в передвижные крепости, навешивая на них тяжеленные латы из железа. К счастью, данный вид упряжи быстро канул в небытие — не каждая лошадь могла нести на себе такой груз, только мощные, рослые, коротконогие породы, которые были не способны пускаться галоп, зато прекрасно умели выполнять роль живых танков и могли топтать своих противников.

В эпоху Возрождения и Просвещения в моду стали входить изящные тонконогие арабские скакуны, для которых требовалась легчайшая упряжь. Некоторые ее элементы перешли из обихода арабских кочевников, другие были изобретены западными наездниками самостоятельно.

Лошади средневековых рыцарей

В России лошадь издавна исполняла сразу несколько ролей: была не только боевой подругой, но и верной помощницей в хозяйстве. Поэтому русские крестьяне придумали свой вариант упряжи, приспособленный специально для плуга и телеги. А еще коней запрягали по праздникам в красивые экипажи или сани, если дело было зимой, для чего использовались декоративные элементы сбруи.

Знаменитые конные тройки с расписными дугами, бубенцами и лентами на них, с узорчатыми хомутами и красными кисточками на уздечках — это визитная карточка традиционной русской культуры и узнаваемый образ: «Русь — птица-тройка».

Конная тройка в санях

Читайте также: Телега для лошади

Особенности конской упряжи

Лошади — свободолюбивые и темпераментные животные, которых невозможно подчинить своей воле силой. Чтобы найти с ними общий язык, людям следует проявлять терпение и заботу, но также обозначать свое приоритетное положение. Нельзя использовать в обращении с лошадьми грубость и причинять им боль, поэтому человеку пришлось придумать другой способ управления — так появилась конская упряжь.

Для молодых животных облегченный вариант упряжи — это элемент воспитания, который служит для привития дисциплинарных навыков. Недаром до сих пор существует процедура «укрощения» молодняка. Коня объезжают, первый раз надевая на него уздечку и седло. После этого он признает человека своим хозяином и покоряется ему.

Процесс объездки

Управление конем осуществляется с помощью системы ремней и вспомогательных деталей, которые в особом порядке размещаются на туловище. Сбрую используют как для езды верхом, так и для передвижения в повозке.

Подобный вид снаряжения включает в себя множество элементов, которые в зависимости от конкретной ситуации, могут использоваться в разных комбинациях. Например, для того, чтобы тянуть повозку, лошадь придется обрядить по полной программе, а для вывода на смотровую дорожку на выставке достаточно только уздечки.

Кожаные сбруи на мордах лошадей

Чаще всего сбрую изготавливают из хорошей мягкой кожи. Ее качество играет огромную роль, потому что материал самым тесным образом соприкасается с телом животного.

Упряжь должна быть легкой, но в то же время прочной, ее размещают на крупе особым образом, чтобы конь не испытывал дискомфорта и не поранился. Если ремни случайно натрут кожу лошади, она не сможет работать, а еще такой инцидент грозит серьезными заболеваниями.

Неправильно размещенное седло, слишком туго затянутые удила, тесный повод заставят животное сбросить всадника или вызовут неконтролируемый стресс. Поэтому коневодам очень важно знать, как следует взнуздывать своих четвероногих питомцев.

Лошадь в одной уздечке

Из чего состоит сбруя?

Снаряжение для лошади включает в себя множество элементов. Все они определенным образом состыкуются между собой, образуя единую систему. Состав деталей может изменяться в зависимости от типа упряжи. Например, хомут не используют для верховой езды, а седло — для повозки.

Таблица 1. Основные элементы конской сбруи

ЭлементОписание

Хомут

Главная часть тягловой упряжи, используемой для прикрепления повозки или плуга. Представляет собой снаряд из двух деревянных изогнутых половинок, накладываемых на шею лошади. К хомуту присоединяют оглобли от возка.

Седелка

Накладывается на верхнюю часть спины, чуть дальше холки, служит для амортизации и смягчения толчков в то время, как лошадь тянет повозку.

Чересседельник

Закрепляется рядом с седелкой, служит для фиксации хомута и оглоблей.

Подбрюшник

Амортизирующий элемент, который смягчает толчки от хомута во время поездки.

Шлея

Ремень, опоясывающий круп лошади, который удерживает всю сбрую на теле во время резкого торможения.

Уздечка

Длинный тонкий ремень, закрепленный на голове и соединенный с удилами и поводом.

Удила

Железный короткий стержень, просовываемый рот лошади и закрепляемый между зубами.

Вожжи (поводья)

Пристегиваются к удилам и служат для управления конем.

Седло

Предназначено для езды верхом, также служит средством защиты спины лошади от чрезмерных нагрузок. Иногда данный элемент используют и при запрягании животного в повозку.

Элементы конного снаряжения

Основные виды упряжи

Существует несколько классификационных групп конного снаряжения. Так, в зависимости от сферы использования, выделяют упряжь сельскохозяйственного назначения (для полевых работ), выездную (для конного спорта) и транспортную (для повозок). Кроме того разделение осуществляется по числу коней в упряжках, которые бывают одиночными, парными и многолошадными (от трех до 6-8 животных).

Конно-спортивная упряжка

Классификация производится также по способу запрягания, потому что от этого зависит, какие элементы сбруи будут или не будут использоваться. В данном случае выделяют семь групп.

  1. Одноконно-дуговая — в повозку запрягают только одно животное, используют при этом деревянную дугу и полное гужевое облачение.
  2. Оглобельно-постромочная — в данном случае присутствуют все элементы предыдущего варианта, кроме дуги. Ведущую роль гужевой детали выполняет шлея. Оглобли имеют укороченный размер и крепятся не к хомуту, а седелке.
  3. Постромочно-дышловая — основным элементом является дышло, с помощью которого регулируются поворотные движения повозки. Таким манером можно запрягать и одного, и двух коней.
  4. Постромочная — максимально упрощенный вариант без дуги и оглобель. Конструкция фиксируется с помощью хомута и постромочных ремней. Такой вид упряжи часто снабжают ручным тормозом, потому что иначе трудно остановить чересчур разогнавшуюся лошадь.
  5. Тачаночная — устаревший вид упряжи, рассчитанный на 4 животных. Два из них в середине запрягаются с помощью дышла, а боковые лошади — с помощью постромок.
  6. Комбинированного типа — применяется для большого количества коней: 6-8. Снаряжение включает в себя дышло, постромки и оглобли.
  7. Цуговая — используется для шестерки лошадей. В дышло впрягаются коренные животные, а выносные пристегиваются постромками.

Комбинированная упряжка из шести лошадей

Как правильно запрягать лошадь?

Непосредственно перед надеванием сбруи на животное, снаряжение необходимо проверить. Все ремни и скрепляющие элементы должны быть целыми. Поврежденная упряжь может лопнуть из-за нагрузки, что опасно и для лошади, и для человека-возницы. Также нужно осмотреть коня, особое внимание уделить состоянию копыт и спины.

Животное должно быть спокойным, если оно нервничает и мечется, то сначала следует выяснить причину такого поведения, которое может быть следствием стресса либо начинающегося заболевания.

Расположение элементов упряжи

Таблица 2. Пошаговая инструкция по запряганию лошади

ИллюстрацияОписание
Шаг первый: сначала в рот вставляют удила, а сверху накидывается уздечка.
Шаг второй: правой же рукой поднимите уздечку и проденьте ее между ушей, располагая на своих местах залобный и налобный ремни.
Шаг третий: расправьте конструкцию, затем затяните ремень под нижней челюстью, но не сильно, чтобы не придушить животное — в зазор должен проходить кулак. Все ремни должны лежать ровно, без перекручиваний.
Шаг пятый: наденьте на шею хомут, клещами вниз.
Шаг четвертый: далее положите на переднюю часть спины лошади седелку и затяните снизу подпругу. Фиксировать этот элемент нужно в меру туго, чтобы не съезжал, но и не давил на живот.
Шаг шестой: теперь подойдите к животному слева, пристегните и расправьте шлею, проследите, чтобы между крупом и ремнем остался зазор толщиной с ребро ладони.
Шаг седьмой: далее возьмите в руку оглоблю и повод чересседельника — закрепите его петлей на деревянной палке, перекиньте через спину коня и повторите процедуру с другой стороны.
Шаг восьмой: наденьте седельник и хорошо затяните подпругу.
Шаг девятый: подровняйте оглобли до одинаковой длины, установите вертикально дугу, соедините ее с оглоблями и затяните гуж узлом. То же самое проделайте с другой стороны.
Шаг десятый: возьмите ремень чересседельника, пропустите его под оглоблей и плотно примотайте к ней.
Шаг одиннадцатый: перейдите к голове лошади, расправьте вожжи и протяните их через кольца удил, сначала слева, потом справа.
Завершение: еще раз проверьте все узлы и натяжение подбрюшного ремня и шлеи.

Видео — Процесс запрягания лошади

Как распрягают лошадь?

После тяжелой работы или долгой поездки животное сильно устает, поэтому снимать с него сбрую нужно быстро, но аккуратно. Сначала избавляются от повозки и ослабляют подруги, давая лошади отдохнуть около десяти минут. Ей необходимо успокоиться, иначе она может лягнуть или укусить человека в приступе раздражения.

После того, как конь придет в благодушное настроение, с него снимают вожжи, подбрюшник и чересседельник, далее избавляются от хомута и седелки. Теперь животное необходимо тщательно протереть от пота, а если в конюшне холодно, то укрыть сверху попоной.

После работы животное аккуратно избавляют от упряжи

Уход за конной упряжью

После снятия амуницию следует тщательно осмотреть на предмет возможных повреждений. Упряжь контактирует с кожей животного, а потому пропитывается потом, еще на ней оседают дорожные пыль и грязь. Все загрязнения тщательно стирают влажной губкой, а затем сбрую просушивают, после чего намазывают специальным воском.

Раз в две недели все ремни промазывают седельным маслом, иначе они начнут трескаться. Не использующуюся упряжь развешивают на специальных стойках в хорошо проветриваемой комнате и тщательно расправляют, чтобы не образовывалось заломов.

При должном уходе упряжь прослужит не один год

Заключение

Для управления лошадью используется специальная конструкция, называемая конной упряжью. Она представляет собой систему ремней и вспомогательных элементов, которые закрепляются на теле животного особым образом. Запрягать лошадь следует по определенному алгоритму. Непосредственно перед процедурой следует убедиться, что животное не нервничает и не испытывает проблем со здоровьем.

Снаряжение тоже тщательно проверяют на предмет целостности. После того, как упряжь будет снята, ее нужно почистить и просушить, а затем развесить на стойках для хранения.

Видео — Как сделать уздечку

svoimi-rykami.ru

Лошади, мифы, мифические существа, лекарственные растения

Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.

Главный элемент сбруи верховых лошадей — седло.

Запряжка подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую.

 

Предметы одноконной дуговой упряжи:

  • хомут с гужами и супонью,
  • седёлка с подпругой,
  • чересседельник,
  • подбрюшник,
  • дуга (упряжь),
  • шлея,
  • узда с удилами, псалиями и поводьями,
  • вожжи,
  • зга (диалектное) — кольцо у дуги, через которое продевают повод оброти. Некоторые источники указывают, что слово «зга» в выражении «ни зги не видно» обозначает кольцо на дуге конской упряжки, в которое продевают повод. Современная лингвистика считает, что «зга» в выражении «ни зги не видно» — это искажённое слово «стезя» (дорога, от древнерусского варианта «стьга»).

Предметы одноконной бездуговой упряжи:

  • хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки,
  • ремённые горты (вместо гужей), скрепляющие хомут с оглоблями.
  • Предметы пароконной упряжи:
  • хомуты (иногда заменяемые шорками),
  • нагрудные ремни,
  • постромки,
  • шлеи, уздечек с удилами и парных вожжей.

 

Узда с удилами служит для управления лошадью. Состоит из ремней — суголовного, щечного, налобного, подбородного, намордного; удил с двумя кольцами и грызлами и поводьев с темляком. Сельскохозяйственные узды изготовляют четырех номеров.

Удила — это приспособление для взнуздывания лошади. Является одним из элементов управления лошадью. К удилам относятся: Трензель, Мундштук, Пелям.

Предназначение: физическим воздействием на беззубый край рта с одной стороны заставляет животное сгибать голову и поворачивать в эту сторону. Воздействием с двух сторон одновременно — останавливаться. Применяется как при верховой езде (управление поводьями), так и в упряжке (управление вожжами).

Впервые Удила появились в бронзовом веке.

 

В настоящее время Удила подразделяются на:

  • Трензель или Трензельное железо — это один из видов «удил», состоящих из грызла и двух колец, за которые трензель крепят к щечным ремням уздечки. Трензельное железо различается по материалам исполнения грызла, по количеству и форме составных частей грызла, а также по форме колец.
  • Мундштук — удила с боковыми «щечками», оказывающими усиленное воздействие на рот лошади. Мундштуки усиливают мундштучной цепочкой, которая пристёгивается за крючочки, имеющиеся на верхних кольцах и охватывает нижнюю челюсть лошади. Используются при манежной езде, для более точного и тонкого управления лошадью.
  • Пелям — мундштук с подвижным грызлом. По силе воздействия на рот лошади занимает промежуточное положение между трензелем и мундштуком. При взнуздывании на пелям трензель не употребляют.

Ногавки — это снаряжение лошади, предназначенное для защиты конечностей лошади от механических повреждений. Ногавки бывают рабочие и Транспортировочные. Рабочие ногавки используются в тренировочном процессе и на выступлениях. Транспортировочные ногавки используются при транспортировке лошади.

Попона — это покрывало для лошади, которое предохраняет ее от простуды, мух (сеточные попоны). Делятся на зимние (изготовляются из шерсти, флиса, синтепона и пр.) и летние (изготавливаются из хлопка, сетки и прочих легких материалов). Большие попоны имеют капор для дополнительного закрывания шеи.

Вальтрап — Покрывало под седло. Основное назначение — защитить спину лошади от повреждения седлом или седёлкой.

 

В России подобные украшения конского убора с XIV по XVIII век назывались платами, чепраками, чандарями. При Петре Великом, с введением обмундирования немецкого покроя, чепраки были сохранены, без определенной формы. В 1763 году названия «чепрак» и «вальтрап» имели одинаковое значение.

В гусарских полках цвет вальтрапа был связан с цветом обмундирования.

Подпруга — широкий прочный ремень, предназначенный для удерживания седла (у упряжных лошадей седелки). Охватывает корпус лошади снизу и с обоих боков пристегивается к седлу. Бывают из кожи, тесьмы и прочих материалов. Некоторые виды седел имеют по 2-3 подпруги.

Недоуздок — это уздечка без удил, назначение которой — содержание лошади на привязи. Относится к предметам конюшенного обихода и бывает из кожи, тесьмы.

Чомбур — это веревка, с помощью которой привязывают лошадь, когда она находится в недоуздке. Бывают тесьмяные, цепные или веревочные.

Хакамора — это уздечка без железа. Представляет собой кожаный недоуздок с обшитой мехом или кожей металлической дужкой от концов которой идут металлические пластинки для пристегивания поводьев. Эта дужка находится на переносье у лошади и в сочетании с подбородной цепочкой позволяет осуществлять управление лошади с помощью действия поводьев на носовые кости.

Шпрунт (или скользящий повод) — вспомогательный ремень (длиной ~280 см), который прикрепляется одним концом к подпруге, а другим к переносному ремню уздечки. Он не дает лошади задирать голову до горизонтального положения, когда управление становится невозможным, или двигать носом дальше длины шпрунта. Как правило, используется для того, чтобы лошадь прекратила «носить» и сдала голову. Возможны варианты: стандартный тонкий шпрунт или шпрунт с петлей.

Хомут является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза.

Дуга — элемент сбруи.

Шлея — часть конской упряжи, представляет собой длинный кожаный ремень.

Стре́мя, стремено́ — седельная принадлежность, помогающая всаднику сесть на коня и сохранять равновесие во время езды.

Значение стремени заключалось в том, что оно позволило стабилизировать всадника в седле. Посадка стала намного более надёжной, так как можно было не только упираться ногами, но и маневрировать центром тяжести.

Имея опору на стремя, всадник более не рисковал свалиться при замахе и, вместо привязных сарисс, коротких копий для верхнего удара и кривых мечей, кавалерией стали использоваться длинные копья, наносить удары которыми можно было в любом направлении, тяжёлые топоры и длинные мечи, а позже — и сабли.

Седло — часть снаряжения для езды и перевозки грузов на спине животного.

 

Главная задача седла для верховой езды заключается не только в создании максимального удобства для всадника, но и в защите спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается.

 

Существует несколько классификаций сёдел, одна из которых выглядит следующим образом:

сёдла английского типа — это сёдла для большинства видов классического конного спорта, к которым относятся:

 

  • выездковое;
  • конкурное;
  • троеборное;
  • универсальное спортивное седло, а также
  • седло для шоу;
  • седло для конного поло;
  • охотничье;
  • скаковое седло;
  • седло для рысистых бегов;

сёдла типа вестерн или пастушьи сёдла такие сёдла используются в вестерне, иногда в туристических походах, поскольку их конструкция такова, что при правильном подборе такого седла лошадь может проводить под ним до 5 часов в день без ущерба для мышц спины;

к пастушьим сёдлам относятся:

 

  • собственно седло вестерн;
  • австралийское пастушье седло;

сёдла азиатского типа современные азиатские сёдла принято делить на две группы:

  • сёдла Центральной Азии;
  • сёдла Восточной Азии (эта группа делится на несколько типов).

Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.

znaxarka.jimdo.com

Основные части упряжки для лошади и популярные типы конной сбруи

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно. Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня. Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

Содержание материала:

Основные детали упряжи

Основные части конской сбруи такие:

  1. Хомут, который является самым важной частью упряжи. Его главной задачей принято считать равномерное расположение веса повозки на шею и плечи лошади. Эта деталь размещается на шее коня около его холки, а внизу проходит вдоль основания шеи. Размеры и форму хомута необходимо подбирать строго индивидуально.
  2. Шлея, которая помогает избежать сползания хомута при движении лошади. Она представляет собой пару продольных, откосных и поперечных кожаных ремней.
  3. Узда, которая одевается на голову животного и используется для его управления. Она изготавливается с одним, несколькими или без удил. Уздечка без удил применяется для сдерживания коня при его передвижении без упряжи.
  4. Вожжи, которые необходимы для дистанционного контроля животного. Они изготавливаются в виде гладких, длинных и прочных ремней. Края вожжей нужно соединить с удилами.
  5. Седелка, которая является конструктивной частью упряжи. Она используется для поддержки оглобель.
  6. Чересседельник, который изготавливается в виде ремня и крепится на оглобле через седелку.
  7. Подпруга, которая применяется для надежного крепежа седла. Она представляет собой прочный и широкий ремень.

Основные виды сбруи

Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи. Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.

Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

Также рекомендуем прочитать:

Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

Одноконная сбруя

Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте. Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади. Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея. Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

Постромочная сбруя

Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги. Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги. Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

Постромочно-дышловая сбруя

Она используется для пароконных и одноконных повозок. При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги. В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве. Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

Сбруя комбинированного типа

Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе. Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения. Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.

Упряжь для лошади

Внимание, только СЕГОДНЯ!

mnogo-krolikov.ru

Упряжь

(Конская упряжь — разновидность упряжи, совокупность приспособлений, обеспечивающих возможность управления лошадью. Подразделяются на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую. Мы будем говорить о одноконной дуговой упряжи, как наиболее распространенном  варианте).
     

Еще каких-то 70 лет назад запрячь лошадь было для многих делом обыденным и естественным. Любой деревенский мальчишка умел это делать, так же, как сейчас подростки знают как подкачать велосипедное колесо или подтянуть цепь. Хомут и шлея были привычными для слуха словами, как сейчас тормоз и карбюратор. Наши деды еще ходили в ночное и знали как управиться с конской упряжью.
  

Мир меняется. Но наверное еще очень долго мы будем считать крутизну двигателей автомобилей в лошадиных силах и употреблять фразы «хомут на шею», «закусить удила» в определенных жизненых ситуациях… А слова эти вообще-то из набора, который называется «упряжь», без которой телега не поедет. 😉
  

Сначала смотрим вариант конской упряжи из популярного журнала «Наука и жизнь», потом элементы упряжи из одноконной русской запряжки:



Элементы упряжи


В комплект одноконной русской запряжки входят: уздечка, хомут, постромки, седелка с чересседельником и подбрюшником, шлея, вожжи и дуга.
  

1 — узда с поводьями;
2 — хомут с гужами;
3 — дуга;
4 — седелка с подпругой;
5 — шлея;
6 — чересседельник с подбрюшником;
7 — вожжи


Уздечка. Состоит из нескольких ремней: суголовного (часть узды, к которой прикреплен щечный ремень, подбородный ремень и налобный ремень), подбородного (его длина регулируется с помощью застежки, что не позволяет уздечке соскальзывать на уши лошади), налобного (кожаный ремень, который крепится кверху уздечки и не позволяет ей соскальзывать назад на шею лошади), щечных (это часть уздечки, к которой прикрепляются удила, а также шоры и переносье, если ими пользуются), переносье (кожаный ремень, прикрепляемый к щечному ремню. По всей длине переносья сделаны отверстия).

Шоры — наглазники, ограничивающие поле зрения лошади; крепятся к щечному ремню. Ливерпульские удила — это обычные удила, используемые для лошадей, запрягаемых в повозки. Две или три прорези на металлическом мундштуке делают удила более или менее жесткими, что позволяет наезднику лучше управ-лять лошадью.

Хомут — главная часть сбруи, служит для передачи повозке тягового усилия лошади. Изготавливается из кожи, надевается на шею лошади. Иногда вместо хомута используется шорка.

Гуж — кожаная петля, предназначена для крепления оглобель к хомуту или чересседельнику (в бездуговой запряжке).

Постромки — толстые кожаные ремни, используемые при дышловой (бездуговой) парной запряжке. Они передают тяговое усилие лошади от хомута к валькам. Седелка — кожаная подушка под чересседельником. Предназначена для поддержки посредством чересседельника в определенном положении хомута и оглобель.

Чересседельник — кожаный ремень, проходящий через седелку. Закреплен обоими концами на оглоблях.

Подбрюшник — длинный ремень. Вместе с чересседельником поддерживает оглобли.

Шлея — состоит из нескольких ремней, пристегивается к хомуту. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы. Продольный (наспинный) ремень — один из ремней шлеи.

Подпруга — предназначена для удержания седелки на спине лошади. Оглобли — упряжное устройство в виде двух прямых или изогнутых прочных жердей, соединенных с концами передней оси повозки. Запрягаемую лошадь ставят между оглобель.

Вожжи — длинные поводья. Служат для управления лошадью с повозки. Пристегиваются к удилам обычным способом.

Дуга — часть запряжки, скрепляющая хомут с помощью гужей с оглоблями и смягчающая воздействие на лошадь толчков экипажа или повозки.

bucephal.blogspot.com

история возникновения, виды, основные части конской упряжи

Для жителей мегаполисов и крупных городов увидеть лошадь на улице практически нереально. В наш век, когда про них часто слышишь исключительно в рекламе о машинах: у данного авто — 120 лошадиных сил, а у другого все 150. Прогуливаясь по городу можно изредка увидеть красивую карету, запряжённую тройкой лошадей с нарядной сбруей, если мужчина завоёвывает женщину с помощью необычного свидания. Иногда достаточно окунуться в мир русской классической литературы, чтобы вспомнить, какое огромное значение уделялось конной упряжке, их сбруе — неотъемлемому атрибуту любой поездки.

Содержание материала

Сбруя лошади — главный атрибут упряжки лошадей

В современности все это уходит на второй план, история постепенно стирается из памяти людей. На смену каретам с пристяжным конём давно пришли автомобили, мотоциклы, велосипеды. Никому в голову не придёт отправиться в путешествие на лошадях — многие предпочтут поезд или самолёт. Как говорится, технологии не стоят на месте, мир меняется. Но несмотря на это, история остаётся, поэтому сегодня хотелось бы вернуться к истокам и немного вспомнить о лошадях и их красивом обмундировании — сбруе.

Что такое сбруя для лошади?

Сбруя — это конская амуниция (упряжь), состоящая из элементов запряжки и управления для грузовых и беговых лошадей (ипподром) и предметов седлания для лошадей скаковых.

Для того чтобы понять такое хитрое определение нужно разобрать все по полочкам. Из чего состоит сбруя:

  • Хомут — это главный элемент, призванный для равномерного распределения нагрузки на животное. Крепиться он на шее (холке) лошади.
  • Шлея — это часть упряжи, представляющая собой ряд ремней вдоль тела животного, которая фиксирует хомут. Шлея очень важна для упряжки.
  • Узда — элемент управления пристяжной. Надевается на голову и может иметь от одного до двух удил или же вовсе без них.
  • Вожжи — ремни для управления лошадью, которые крепятся к удилам, расположенным на узде.
  • Дуга — состояла из гнутого дерева и скрепляла оглоблю с хомутом. Дугу можно увидеть в русских сказках, это главный атрибут истинно русской упряжки.
  • Седёлка — элемент к которому крепятся оглобли повозки.
  • Подпруга — это часть сбруи в виде ремня, отходящего от седёлки или седла, который затягивается под брюхом животного. Подпруга для лошади должна быть широкой и крепкой.
  • Чересседельник — ремень от оглобли, проходящий через седёлку.
  • Подпруга для коня — это крепкий ремень широкой формы, который должен держать седло в статичном состоянии.
  • Постромка — это часть упряжки, представляющая собой ремешок, который крепится к хомуту. Используется при дышловой запряжке лошадей.

Экскурс в прошлое

Известно, что первая примитивная сбруя была придумана за много тысяч лет до нашей эры и была создана только как элемент крепления к паре колёс. Она разительно отличалась от того, что можно рассмотреть в книгах о древних персах и греках, которые огромное внимание уделяли красоте упряжи, постромке и вожжам. Это была эпоха войн, богатства и новизны и именно лошади являлись главными «боевыми» подругами завоевателей, без которых представить то далёкое время просто невозможно. Упряжи тогда украшались, делая пристяжных показателем роскоши, успеха и достатка. Чем богаче был хозяин упряжки, тем изысканнее и ценнее выглядела сбруя.

В Средние века красота конской сбруи претерпевает ряд разительных изменений. Упряжки рассматриваются, как средства передвижения, механически крепкие и не более того. Украшения не используются, за редким исключением, если это высокопоставленный вельможа или представитель знати. Свой окончательный вид, тот который знаком современному человеку, сбруя приобрела в середине шестнадцатого начале семнадцатого веков. С того времени все составные части упряжи так и остались практически без изменений.

Также рекомендуем прочитать:

Виды и типы сбруй для лошадей

Итак, перейдём к рассмотрению. Виды:

  • Выездные.
  • Транспортные.
  • Сельскохозяйственные.
  • Спортивные.

Типы:

  1. Одно конная. Такая упряжь для лошади может быть как дуговой, так и бездуговой, которые, в свою очередь, состоят из самой дуги для лошади, гужи, хомута, подпруги, супони, седёлки, вожжей, постромки и других принятых частей конской сбруи.
  2. Постромочная. Облегчённая версия конской сбруи, не всегда удобная в использовании, из-за чего требует дополнительного оснащения тормозами.
  3. Постромочно-дышловая. Это наиболее безопасная упряжка для человека, но у животного она вызывает определённые неудобства за счёт давления хомута. Здесь нужно быть внимательным с подпругой и не применять такой вид запряжки в сельскохозяйственных целях.
  4. Комбинированные — это упряжь, применяемая для повозок из шестёрки либо восьмёрки лошадей.
  5. Цуг — немецкое изобретение, при котором запрягают шесть рысаков, идущих гуськом и непременно парами.

Подведём итог

То, что касается конской сбруи да и лошадей в целом, уходит на второй план в нашей жизни, но забывать про нашу историю не стоит. Ведь как приятно будет рассказать нашим любознательным детям, задающим кучу вопросов о том, что это надето на лошадку, для чего и кто это придумал.

pro-selhoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *