Т-26Э

Т-26Э

Танк Т-26 – самый массовый довоенный танк СССР, построенный на основе английского «Виккерса Е», для своего времени был хорошей машиной, но к концу 30-х уже устарел. Еще начиная с боев в Испании стало ясно что в реалиях современной войны для ведение успешных боевых действий противопульного бронирования недостаточно. Конструкция шасси танка не позволяла увеличить толщину брони, не снизив существенно при этом ходовых качеств. Временным решением стало появление новой башни конусной формы, а впоследствии и подбашенной коробки с наклонными листами. Оставив массу танка почти не изменой удалось немного повысить его бронезашиту.
Но недостойность броневой защиты данного танка вновь вскрылась в ходе «Зимней войны». Финские 37-мм противотанковые орудия Бофорс, легко поражали наши танки на достаточной дистанции. Поэтому в срочном порядке началась работа над проектом экранирования танка. Успешно пройдя испытания схема доп. бронирования была признана удачной и за время зимней войны на ленинградском заводе было забронировано около 70 танков. В этом варианте экранировки дополнительная броня крепилась при помощи гужонов и электросварки на башню, подбашенную коробку, борта и лоб танка. Маска орудия делалась подвижной, и тоже имела бронирование. Масса танка возросла, что привило к перегрузке подвески и двигателя, но зато теперь танк стал выдерживать попадания 45 мм снарядов с расстояния до 400 метров.

Во время Великой Отечественной войны, также были попытки улучшить броню Т-26, особенно в этом преуспели там, где был острый дефицит в танках и возможность заводского бронирования, а и именно в осажденных городах Одессе, Севастополе и Ленинграде. Бронировка того периода не отличалась изяществом и изобретательностью, чаще всего это были листы стали (иногда даже не броневой), закрепленные при помощи сварки на некоторых частях корпуса.

(фото 1)-Т-26 экранированный в Ленинграде в 1941. Допброня закреплена электросваркой, маска пушки неподвижна. Экраны стоят на башне, подбашенной коробке и лобовом листе, борта без дополнительной брони. Танк получил минимум два попадания одно — фугасным, другое — бронебойным снарядом калибром примерно 50 мм.

(фото2)-Т-26 экранированный во время советско-финской войны. допброня установлена при помощи гужонов, маска пушки подвижна.

(фото 3)-Танк с аналогичной экранировкой хорошо виден трехцветный желтозеленокоричневый камуфляж, свойственный советской БТТ на северо-западном направлении. Экранировка башни состоит из коротких отрезков стали, как и неподвижность маски в совокупности с применением электросварки это убыстряло процесс бронирования. В заводском «промышленом» бронирования в финскую компанию была возможность использовались большие листы и штамповку.

(фото4)-Экранировка повышала живучесть, но не была «панацеей», как было видно на фото выше танк легко выводился из строя снарядами калибром от 50 мм, а данный танк со следами внутреннего взрыва, видимо сдетанировал БК. Хорошо видно что в отличии от экранировки 41 года, заэкранированны и борта.

(фото 5)-На этом снимке хорошо видна работа доп бронирования, в лобовом листе видно попадание от 37 мм снаряда, которое видимо не оставило значимых повреждений, обычный Т-26 мог быть поврежден и 20 мм выстрелом

Более подробно об экранировке Т-26 можно прочитать в изданиях за авторством М. Коломиец, из крайних это «Т-26. Тяжелая судьба легкого танка».

The following two tabs change content below.

warweapons.ru

Т-26Э — War Thunder Wiki

Т-26Э

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3/1.3/1.3БР

3 человекЭкипаж

Подвижность

12,0 тоннМасса

5 вперёд
1 назадКПП

Вооружение

205 снарядовбоезапас

-6° / 22°УВН

1 890 снарядовбоезапас

63 снарядовразмер обоймы

600 выстрелов/минскорострельность

Экономика

510/510/370ремонт450 обучение экипажа3 000 эксперты40 асыx 2,00 награда за бой

Описание

Т-26 Экранированный (сокращённо Т-26Э) — модификация советского легкого танка Т-26, оснащённая экранами дополнительной брони. Основное бронирование было противопульным, однако дополнительные 30-мм экраны полностью закрывали башню танка, подбашенную коробку (кроме люка механика-водителя), верхнюю лобовую деталь и заднюю часть корпуса. Как и обычные Т-26, экранированные танки вооружались 45-мм орудием и спаренным с ним пулемётом. Из-за возросшей массы за счёт установки дополнительных бронеэкранов увеличилась нагрузка на подвеску и двигатель, что привело к снижению ходовых качеств танка.

Выпуск Т-26Э начался в начале 1940 года. Боевое крещение танк прошел в Советско-финской войне, где зарекомендовал себя с хорошей стороны, так финская противотанковая артиллерия уже не могла так легко поражать экранированные танки, как обычные. После начала Великой Отечественной войны экранировка осуществлялась в полевых условиях специальными комплектами экранов, подручными средствами, а также на заводах осажденных Ленинграда, Одессы и Севастополя, некоторое количество танков Т-26 (20-30) штук было усиленно экранами и на московских заводах осенью 1941 года. Ввиду экранировки в полевых условиях и не ведения учета экранированных танков на заводах осажденных городов, точное количество выпущенных Т-26Э установить невозможно.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Сам по себе танк Т-26 обладает крайне слабой бронёй, которую могут пробивать даже крупнокалиберные пулемёты. В отличие от линейных версий, Т-26Э имеет дополнительные 30-мм бронеэкраны, которые несколько увеличивают живучесть машины. Дополнительные экраны полностью прикрывают башню и подбашенную коробку, кроме люка механика-водителя, а также верхнюю лобовую деталь и заднюю часть корпуса.

Все длинноствольные и/или крупнокалиберные орудия могут без труда пробить Т-26Э, но крупнокалиберные пулемёты, которые раньше могли пробить обычные Т-26, уже не могут так просто уничтожить экранированную версию танка. Наибольшую эффективность броня имеет на дальних дистанциях. Тем не менее у Т-26Э имеются и уязвимые зоны, которые могут поражаться почти всеми видами орудий противника: это небольшой зазор между башней и подбашенной коробкой толщиной 15 мм, люк механика-водителя и нижние бронелисты бортов. В эти места танк поражается даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести танка негативно сказывается расположение части боекомплекта в башне, но это легко исправить выгрузив четверть боекомплекта. Экипаж — три члена экипажа, два из которых расположены в башне, плотная внутренняя компоновка приводят к тому, что танк может быть уничтожен одним точным попаданием.

Наиболее уязвимые зоны Т-26Э:

  • Нижние бортовые бронелисты

  • Узкая полоска брони между башней и подбашенной коробкой

  • Люк механика-водителя

Подвижность

Расположение экипажа и модулей внутри Т-26Э

Несмотря на то, что Т-26Э классифицируется как лёгкий танк, его подвижность и ходовые характеристики больше подошли бы среднему танку, если не тяжёлому. По сравнению с большинством аналогичных машин, у Т-26Э очень низкая максимальная скорость — 30 км/ч. Набирается она довольно медленно и каждый маневр или препятствие значительно снижают скорость машины.

Маневренность танка неплохая, но с места танк разворачивается очень медленно, поэтому для более быстрого разворота на месте лучше включить хотя бы вторую передачу. Проходимость машины низкая — он с трудом преодолевает склоны, водные преграды и прочие ландшафтные препятствия, значительно теряется скорость при преодолении таких препятствий, как заборы, деревья и прочее. Разочаровывает и скорость заднего хода — всего 3 км/ч, которая, зачастую, не даст вовремя отъехать за укрытие или быстро откатиться назад при необходимости. Минусом является сильная раскачка танка при резкой остановке, что на 1-2 секунды исключает ведение точного огня.

Вооружение

Основное орудие

Основное вооружение Т-26Э — 45-мм орудие 20-К с боезапасом 205 снарядов. Орудие имеет хорошее для своего боевого рейтинга (БР) пробитие и может справиться абсолютно с любым потенциальным противником. Орудие имеет быструю перезарядку и хорошую скорострельность.

Для орудия доступно два типа снарядов:

  • БР-240 — бронебойный тупоголовый каморный снаряд. Бронепробитие ниже, чем у БР-240СП, но значительно лучше заброневое действие. Способен эффективно бороться со всеми противниками на своём БРе. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • БР-240СП — бронебойный остроголовый сплошной снаряд. Самое высокое бронепробитие, но посредственное заброневое действие из-за отсутствия каморы со взрывчатым веществом. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным целям, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противников.

Пулемётное вооружение

Т-26Э вооружен 7,62-мм пулемётом ДТ, спаренным с пушкой, боезапас составляет 1890 патронов. Пулемёт не имеет достаточного бронепробития для борьбы с танками, однако может быть эффективен против зенитных самоходных установок (ЗСУ) на базе грузовиков, а также при стрельбе по членам экипажа противников, которые расположены вне корпуса танка противников, например по кормовым пулемётчикам американского танка-амфибии LVT(A)(1).

Применение в бою

Уязвимый корпус спрятан за подбитым танком

Из-за плотной компоновки и как следствие низкой живучести, а также низкой скоростью, по сравнению с аналогами, не даст одним из первых приехать на точку, а низкая живучесть приведет к тому, что при обороне точки машина будет быстро выведена из строя.

Наибольшую эффективность Т-26Э имеет при ведении стрельбы по противникам из хорошо защищенных позиций, на которых игрок может скрыть свой корпус, не подставляя его под вражеский огонь, а в случае необходимости заезжать за укрытие для перезарядки или ремонта. Машина хорошо себя зарекомендовала и для фланговых обходов противника, однако низкие скорость и проходимость не дадут быстро выйти на нужную позицию. Несмотря на увеличенную бронезащиту танк может быть легко уничтожен в ближнем бою, поэтому в перестрелки с противником лучше вступать на средних дистанциях. Неплохо машина себя показывает и в поддержке атакующих сил, следуя за ними и прикрывая их с флангов или ведя огонь по противникам, появившимся перед авангардом союзной команды. Чтобы игрока не застали врасплох, необходимо избегать открытых участков карт лишенных укрытий, которые Т-26Э не сможет быстро покинуть или сложных рельефных участков, которые машина будет преодолевать медленно, тем самым превращаясь в удобную мишень.

Достоинства и недостатки

Наличие дополнительных экранов в купе с основной броней может спасать от случайных выстрелов, но существуют ослабленные зоны во всех проекциях, которые стоит скрывать, скорострельное и пробивное орудие даёт шанс на ошибку.

Достоинства:

  • Дополнительные 30-мм бронеэкраны
  • Скорострельное орудие
  • Хорошее бронепробитие

Недостатки:

  • Низкая подвижность и проходимость
  • Наличие уязвимых зон, не защищенных бронеэкранами
  • Раскачка при резкой остановке
  • Плотная компоновка

Историческая справка

В 1928-1929 годах английской компанией Vickers-Armstrongs был разработан легкий танк Mk.E, предназначавшийся для экспорта. Этим танком сразу заинтересовалось военное командование СССР и 28 мая 1930 года был подписан контракт на поставку в Советский Союз 15 танков Mk.E. После прохождения испытаний зимой 1930-1931 годов танк был запущен в серийное производство и получил индекс Т-26. За долгие годы он постоянно модернизировался и улучшался под современные требования. Так, в 1933 году вместо двух пулеметных башен на танк установили одну с 45-мм пушкой, подвергалась модернизации и броня танка. Боевое крещение Т-26 получил в гражданской войне в Испании, после принимал участие в столкновениях СССР с Японией в конце 30-х годов, где зарекомендовал себя с наилучшей стороны.

Экранировка танков Т-26 на Ленинградском заводе

Начавшаяся 30 ноября 1939 года Советско-финская война показала, что бронирование Т-26 уже не соответствует современным требованиям и его может пробивать финская противотанковая артиллерия калибра 37-мм и 20-мм противотанковые ружья. Проекты по усилению бронирования Т-26 начали создаваться еще по окончании гражданской войны в Испании, однако ни один из проектов не был воплощен в реальность. После чувствительных потерь от противотанковой артиллерии финнов к этому вопросу вернулись вновь. В 20-х числах декабря 1939 года на заводе № 174 им. Ворошилова начались работы по экранировке танков Т-26 дополнительными бронелистами толщиной 30-40 мм, причем работы были направленны на усиление бронирования танков Т-26 всех типов, включая огнемётные машины. 31 декабря 1939 года в ленинградском городском комитете ВКП(б) состоялось специальное совещание Военного совета Ленинградского военного округа, на котором обсуждалась и возможность экранировки танков Т-26. На совещании присутствовал главный конструктор завода № 174 С. Гинзбург, который доложил о том, что проект уже готов и прошел успешные испытания — экранированные версии танков Т-26 выдержали огонь 45-мм орудий с расстояния 50 метров не получив серьёзных повреждений. На заседании было принято решение в срочном порядке приступить к изготовлению экранированных танков Т-26 и Т-28. Завод № 174 получил заказ на экранировку 27 танков Т-26 образца 1939 года и 27 ХТ-133. Готовые экранированные танки получили наименование Т-26Э, где индекс «Э» означал экранированный.

Выполнение заказа затянулось и первые образцы танков Т-26Э поступили в войска РККА только в феврале 1940 года. После первых же боёв было отмечено, что финская противотанковая артиллерия уже не может пробивать экранированные версии Т-26, однако были выявлены и недостатки — увеличенный вес танка, за счет установки экранов, негативно влиял на ходовые качества танка и создавал дополнительную нагрузку на подвеску. Тогда военное командование сделало заказ еще на 20 экранированных танков, однако эти машины уже не успели поступить на фронт до окончания боевых действий и участия в боях уже не принимали. С Ижерского завода в войска стали поступать комплекты брони для экранирования уже эксплуатировавшихся танков Т-26 в полевых условиях, крепление экранов осуществлялось с помощью электросварки. Экранировка переднего листа маски орудия делалась подвижной, что делало процесс экранировки весьма трудоёмким. Поэтому в скорости после окончания советско-финской войны вплоть до лета 1941 года экранировка танков Т-26 не производилась.

Т-26Э во дворе заводского цеха

После нападения Германии на СССР в июне 1941 года вновь массово начали производить экранировку танков Т-26 на местах, причём не только комплектами экранов, но и подручными материалами, такими как более тонкие броневые листы или просто листы обычной стали. Т-26Э успешно применялись против немецких лёгких танков Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II, которые не могли их пробивать, но средние танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV с более мощными орудиями эти экраны словно бы и не замечали. Сложно сказать о точном количестве выпущенных Т-26Э, так как в 1941 году официально экранировка не производилась, а велась в полевых условиях и на заводах осажденных Ленинграда и Одессы, где было не до заполнения документов и учета статистики. Экранировка велась и в Севастополе, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные немецкими солдатами в 1942 году, на которых были запечатлены два захваченных Т-26Э, толщина экранов которых была 15-20 мм. На Ленинградском же заводе статистики учета тоже не велось, но там было экранировано не более 100 машин, причем для сокращения времени работ экраны на маску орудия устанавливались неподвижно, а в них прорезались щели для орудия, пулемета и смотровых приборов. Экранирование танков велось и на московских заводах осенью 1941 года, где выпустили примерно 20-30 танков.

Медиа

  • Т-26Э рядом с советским селом

  • Т-26Э передвигается по лесу

  • Брошенный экипажем Т-26Э со сбитой гусеницей

  • Немец осматривает брошенный экипажем Т-26Э

  • Немцы позируют рядом с захваченным Т-26Э

  • Т-26Э в заводском дворе

См. также

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.


wiki.warthunder.ru

Т-26Э: ww_tank_ru


Танк Т-26 – самый массовый довоенный танк СССР, построенный на основе английского «Виккерса Е», для своего времени был хорошей машиной, но к концу 30-х уже устарел. Еще начиная с боев в Испании стало ясно что в реалиях современной войны для ведение успешных боевых действий противопульного бронирования недостаточно. Конструкция шасси танка не позволяла увеличить толщину брони, не снизив существенно при этом ходовых качеств. Временным решением стало появление новой башни конусной формы, а впоследствии и подбашенной коробки с наклонными листами. Оставив массу танка почти не изменой удалось немного повысить его бронезашиту.
Но недостойность броневой защиты данного танка вновь вскрылась в ходе «Зимней войны». Финские 37-мм противотанковые орудия Бофорс, легко поражали наши танки на достаточной дистанции. Поэтому в срочном порядке началась работа над проектом экранирования танка. Успешно пройдя испытания схема доп. бронирования была признана удачной и за время зимней войны на ленинградском заводе было забронировано около 70 танков. В этом варианте экранировки дополнительная броня крепилась при помощи гужонов и электросварки на башню, подбашенную коробку, борта и лоб танка. Маска орудия делалась подвижной, и тоже имела бронирование. Масса танка возросла, что привило к перегрузке подвески и двигателя, но зато теперь танк стал выдерживать попадания 45 мм снарядов с расстояния до 400 метров.


Т-26 экранированный во время советско-финской войны. допброня установлена при помощи гужонов, маска пушки подвижна.

Во время Великой Отечественной войны, также были попытки улучшить броню Т-26, особенно в этом преуспели там, где был острый дефицит в танках и возможность заводского бронирования, а и именно в осажденных городах Одессе, Севастополе и Ленинграде. Бронировка того периода не отличалась изяществом и изобретательностью, чаще всего это были листы стали (иногда даже не броневой), закрепленные при помощи сварки на некоторых частях корпуса.


Т-26 экранированный в Ленинграде в 1941. Допброня закреплена электросваркой, маска пушки неподвижна. Экраны стоят на башне, подбашенной коробке и лобовом листе, борта без дополнительной брони. Танк получил минимум два попадания одно — фугасным, другое — бронебойным снарядом калибром примерно 50 мм.


Танк с аналогичной экранировкой хорошо виден трехцветный желтозеленокоричневый камуфляж, свойственный советской БТТ на северо-западном направлении. Экранировка башни состоит из коротких отрезков стали, как и неподвижность маски в совокупности с применением электросварки это убыстряло процесс бронирования. В заводском «промышленом» бронирования в финскую компанию была возможность использовались большие листы и штамповку.


Экранировка повышала живучесть, но не была «панацеей», как было видно на фото выше танк легко выводился из строя снарядами калибром от 50 мм, а данный танк со следами внутреннего взрыва, видимо сдетанировал БК. Хорошо видно что в отличии от экранировки 41 года, заэкранированны и борта.


На этом снимке хорошо видна работа доп бронирования, в лобовом листе видно попадание от 37 мм снаряда, которое видимо не оставило значимых повреждений, обычный Т-26 мог быть поврежден и 20 мм выстрелом

Более подробно об экранировке Т-26 можно прочитать в изданиях за авторством М. Коломиец, из крайних это «Т-26. Тяжелая судьба легкого танка».

ww-tank-ru.livejournal.com

Танк Т-26. Основные модификации | Танки, модели танков, всё о бронетехнике и военных машинах.

Танки серии Т-26 были использованы в качестве базовой модели для создания различных образцов вооружений и военной техники достаточно часто. На основе указанного танка производились:

  1. собственно танки различных модификаций;
  2. бронированные тягачи и бронетранспортёры;
  3. самоходные артиллерийские системы;
  4. инженерно-сапёрная техника.

В данной статье я кратко остановлюсь на наиболее известных из них. Из 54 типов машин лишь 23 выпускалось серийно.

Начало серии положило соревнование между двумя ОКБ:

  • ОКБ С.А.Гинзбурга, которому было поручено модернизировать имевшийся в то время на вооружении РККА отечественный танк Т-19 с учётом конструкторских решений, заложенных в закупленный английский танк «Виккерс-Армстронг» Mk 6. Проект «Т-19У»;
  • ВАММ им. Сталина. Проект «ТММ». Работы по этому проекту были признаны бесперспективными и в 1932 году прекращены.

Первый проект был доведён до серийного производства и получил наименование Т-26 (по типу устанавливаемого на танке двигателя).

Серия началась с двухбашенных танков, вооружённых пулемётами. Позднее в правой башне начали устанавливать 37 мм пушку. Начиная с 1933 года, Т-26 комплектовался только одной башней. Калибр пушки увеличился до 45 мм. Танк претерпел существенные конструктивные изменения в конструкции башни, корпуса, ходовой части.

  1. ТММ-1. В 1931 году был изготовлен опытный образец этого двухбашенного танка. Вооружение: 2 пулемёта «Виккерс» и пулемёт ДТ;
  2. ТММ-2. Опытный образец выпущен в 1931 году и проходил испытания и модернизацию до 1932 года. Двухбашенный. Вооружение: пушка «гочкис» (37 мм) и пулемёт «виккерс»;
  3. Т-26 образца 1931-33 годов. Двухбашенный. Вооружение:
    1. модификация один: два пулемёта ДТ-29;
    2. модификация два: 37 мм пушка Б-3(чаще ПС-1) или «гочкис», пулемёт ДТ. Пушка устанавливалась в башне, разработанной для экспериментального танка Т-35-1. Изготовлено 1626 танков;
  4. Т-26РТ. В 1933 году появился первый радиофицированный танк. В остальном данная модификация практически ничем не отличалась от предыдущей версии. В войска поступило 96 таких машин;
  5. ОТ- 26, другое название ХТ-26. Данный огнемётный (химический) танк выпускался в 1933-1934 годах. Вооружение: пулемёт ДТ и огнемёт. Количество выпущенных машин точно установить не удалось;
  6. Т-26 с башней цилиндрической формы. Выпускался в период с 1933 по 1936 годы. Вооружение: танковая пушка (45 мм) образца 1932 года, два пулемёта ДТ. На вооружение РККА поступило 2127 танков;
  7. Т-26РТ. Годы выпуска 1933-1940. Имел башню цилиндрической формы, радиостанцию с дальностью действия до 15 км. В остальном модификация аналогична предыдущей. Произведено 2938 танков;
  8. Т-26-4. Иное наименование Т-26А. Выпускался в 1933 году в качестве артиллерийского танка. Вооружение: пушка КТ-26 (76,2 мм) и два пулемёта ДТ. Изготовлен мелкой серией;
  9. СТ-26. Выпускался в период с 1933 по 1935 годы. Танк-мостоукладчик (сапёрный танк). Длина моста 7 м. Грузоподъёмность — 14 тонн. Вооружение: пулемёт ДТ. Выпущено 65 танков;
  10. ТТ-26 + ТУ-26. Так называемая телемеханическая группа. Производилась в 1935-36 годах. ТТ-26 — лёгкий огнемётный (химический) танк подавления, имевший на вооружении пулемёт ДТ и огнемёт. ТУ-26 – так называемый танк управления, вооружался танковой пушкой (45 мм) образца 1932 года и пулемётом ДТ. Произведено 55 машин;
  11. ОТ- 130. Производился в 1938 году. Огнемётный танк. Вооружение: пулемёт ДТ и огнемёт. Выпускался серийно, но общее количество выпущенных танков точно установить не удалось;
  12. От-131. 1938 год. Аналогичен предыдущему. Разница только в установленной огнемётной установке. Изготовлен мелкой серией;
  13. От-132. 1938 год. Отличался от № 11 только огнемётной установкой. Выпущен мелкой партией;
  14. ОТ-133. 1939 год. Серийная машина. Вооружение: огнемётная установка и два пулемёта ДТ;
  1. 15.ОТ-134. 1940 год. Вооружение: пушка калибра 45 мм (1932/38), два пулемёта ДТ, огнемётная установка. Изготовлен в единственном экземпляре. За период с 1935 по 1940 годы было изготовлено в общей сложности 1336 огнемётных танков;
  2. ТТ-ТУ. 1938 год. Телемеханическая группа в составе двух единиц: телемеханического танка, имевшего сбрасываемый подрывной заряд большой мощности и танк управления. Опытные образцы;
  3. Т-26-1. Годы выпуска 1939-1940. башня конической формы. Вооружение: 45 мм пушка (1932/38) два или три пулемёта ДТ. Модификации: с наклонной и прямой подбашенной коробкой. Изготовлено 1975 танков. Из которых 204 имели зенитный пулемёт ДТ-П-40;
  4. СУ-1. 1932 год. Закрытая САУ. Вооружение: ПС-3 (пушка калибра 76,2 мм) и два пулемёта ДТ. Изготовлен опытный экземпляр;
  5. СУ-5-1. Самоходная установка (СУ). Выпускалась в 1934-35 годах. Вооружение: 76,2 мм полевая пушка образца 1902/30 года. Изготовлена экспериментальная партия;
  6. СУ-5-2. 1934 год. СУ. Вооружение: гаубица образца 1910/30 года калибра 122 мм. В 1937 выпускалась мелкой серией;
  7. СУ-5-3. 1934. СУ. Вооружение: мортира образца 1931 года калибра 152,4 мм. Изготовлен опытный образец. За всё время изготовлено 15 СУ-5 различных модификаций. Данная серия получила условное наименование «малый триплекс»;
  8. АТ-1. 1935 год. Артиллерийский танк. Закрытая САУ.Вооружение: ПС-3 (76,2 мм),два пулемёта ДТ. Заложено 10 танков. Изготовлено 2;
  9. СУ-6. 1935. Зенитная СУ. Вооружение: зенитная пушка 3К калибра 76,2 мм образца 1931 года. Два ДТ. Произведена опытная партия;
  10. Т-263. Проходил испытания в 1935-38 годах. Лёгкий танк, имевший электротрансмиссию. Выпущен в единственном экземпляре. Вооружение: 45мм пушка (1932) и два ДТ;
  11. Т-25. 1935 год. Колёсно-гусеничный вариант танка на шасси Т-26. Вооружался 45 мм пушкой (1932/34) и двумя ДТ. Создан опытный образец;
  12. СТ-25. 1939 год. Гусеничный вариант Т-25. Вооружение аналогично предыдущей модификации. Выпущен в единственном экземпляре;
  13. ТР-26, ТР-4. 1934 год. Бронетранспортёры для перевозки личного состава. ТР-4-1 бронетранспортёр для подвоза боеприпасов;
  14. Т-26Ц. Испытывался в 1935-36 годах. Бронетранспортёр для подвоза горючего;
  15. Т-26-2 артиллерийский тягач. Опытные разработки;
  16. Т-26-ПХ. 1935-1940 годы. Изготовлено несколько опытных образцов для изучения возможности преодоления водных преград по дну.
  17. По состоянию на 01.01.41 на вооружении РККА находилось 9665 танков Т-26 различных модификаций. Общее количество выпущенных за период с 1931 по 1941 годы танков указанной серии составило 11218.
Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Читать онлайн книгу Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка

сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Назад к карточке книги
РЕМОНТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

В ходе эксплуатации танков Т-26 в войсках, машины подвергались различным ремонтам, в результате чего многие танки ранних выпусков приобретали черты машин более позднего изготовления. Часть узлов и агрегатов менялась силами воинских частей, а часть – в заводских условиях. К 1940 году ремонтом и модернизацией танков Т-26 занимались заводы № 104, № 105 имени Кагановича (г. Хабаровск), подъемно-транспортного оборудования имени Кирова (г. Ленинград), «Красный металлист» (г. Витебск). Головным предприятием по модернизации Т-26 был завод имени Кирова, а после начала Великой Отечественной войны (и вплоть до 1945 года) – хабаровский завод № 105.

Согласно отчета завода № 105 за 1940 год, модернизация Т-26 заключалась в следующем: «Нижние катки старой подвески (речь идет о цельнорезиновых катках. – Прим. автора) заменялись на катки новой конструкции за исключением передних катков (по одному с каждой стороны) – проводилось с сентября 1939 года; забронировалась фара; заменялись внутренние и внешние половины направляющего колеса (детали 20–18 и 20–14) на внутренние и внешние половины с усиленным оребрением по чертежам 1938 года завода № 174. Выполнение начато в срок, но из-за отсутствия новых деталей прекращено в октябре 1940 года.

Ремонт Т-26 на заводе № 105 в Хабаровске. Весна 1942 года. Судя по клепаному корпусу машина могла быть изготовлена в 1934–1935 годах (АСКМ).

После эксперимента по наварке усиленных ребер жесткости, проведенного в ноябре, с 1 декабря 1940 года опять приступили к выполнению данного пункта; на двухбашенных машинах дверка водителя (речь идет о нижней створке люка механика-водителя. – Прим. автора) толщиной 6 мм заменялась на новую толщиной 10 мм; установка прибора ПТ-1 с броневым стаканом и колпаком на линейных танках; установка прибора ПТ-К с броневым стаканом и колпаком на радийных танках; на однобашенных и двухбашенных машинах с мая 1940 года производилась вырезка общего лючка над мотором, маслобаком и бензобаком».

Аналогичные работы велись и на других ремонтных предприятиях. Правда справедливости ради следует отметить, что количество модернизированных машин было невелико. Например, за 1940 года было модернизировано: заводом № 105–107 Т-26 (при плане 110), заводом имени Кирова – 136 (при плане 220), заводом «Красный металлист» – 12 (при плане 14). План по заводу имени Кирова на 1941 год составлял 115 Т-26 (из них 30 химических), за первое полугодие здесь прошло модернизацию 65 линейных и 20 химических танков.

Двухбашенный Т-26 (с пулеметным вооружением) с модернизированной ходовой частью. НИБТ полигон, 1940 год (ЦМВС).

Двухбашенный Т-26 (с пулеметным вооружением), прошедший ремонт и модернизацию. ВАММ имени Сталина, 1940 год (АСКМ).

Т-26 ВЫПУСКА 1941 ГОДА

В первых числах февраля 1941 года цеха завода № 174 покинули последние Т-26, принятые представителями военной приемки. После этого завод начал перестройку производства и модернизацию цехов для организации серийного производства танка Т-50, которое должно было начаться с 1 июня 1941 года. Дело в том, что новая машина была значительно сложнее Т-26 и для ее изготовления требовалось установить большое количество новых станков и организовать новые рабочие участки. Однако работы по реорганизации завода шли очень медленно из-за несвоевременной подачи станков и оборудования, а никакого производства (за исключением изготовления незначительного количества деталей Т-26 для ремонта в войсках) не было. В марте 1941 года дирекция завода № 174 вышла с предложением об организации выпуска танков Т-26 из имеющегося задела узлов и агрегатов, но эта инициатива не нашла поддержки у руководства Автобронетанкового управления РККА.

Колонна танков Т-26 на марше. Западный фронт, декабрь 1941 года. На переднем плане Т-26-1 (АСКМ).

К 22 июня 1941 года выпуск танков Т-50 так и не был начат. Поэтому сразу после начала войны на заводе № 174 начались работы по изготовлению Т-26, благо имелся большой задел корпусов, башен и других агрегатов.

Однако данные по количеству выпущенных в 1941 году Т-26 сильно разняться. По данным представителя военной приемки, до эвакуации завода в Чкалов в сентябре 1941 года было изготовлено 116 танков Т-26, из них 49 в июле и 67 в августе. Кроме того, «проводилась экранировка танков, а также установлены для усиления обороны Володарского района огневые точки с башнями танков Т-26, Т-50 и Т-46».

«Годовой отчет завода № 174 за 1941 год (Ленинградский филиал)», представленный дирекцией руководству Наркомата танковой промышленности в январе 1942 года, приводит другие сведения. В этом документе сказано следующее: «С начала отчетного 1941 года изготовлено:

Т-26 – 47.

Моторы Т-26 – 1070.

Ремонт Т-26 – 77.

Коробки перемены передач Т-26-21.

Изготовление и переделка кругов и башен машины 133 на линейные Т-26 – 130.

Изготовление надмоторных жалюзи – 150.

Восстановление Т-26 в войсковых частях -846.

Изготовление, испытание и установка огневых точек с башнями – 50.

Изготовление и установка артточек – 25».

Таким образом, в сведениях военпреда и дирекции завода налицо большая разница в числе изготовленных Т-26. По мнению автора, сведения дирекции являются наиболее достоверными. Вероятнее всего, по данным представителя военной приемки в число изготовленных включено какое-то количество отремонтированных Т-26. Кроме того, заслуживает внимания факт установки в башни XT-133 45-мм орудий. Видимо часть из 130 переделанных башен была установлена в качестве огневых точек, а часть установлена на ремонтные Т-26.

Танк Т-26-1 выдвигается к линии фронта. Западный фронт, декабрь 1941 года. Установка прибора ПТК отсутствует (РГАКФД).

Но скорее всего точно выяснить картину о выпуске Т-26 летом 1941 года вряд ли удастся. Подтверждением этому служит документ, обнаруженный автором в фондах Российского государственного архива экономики. Приведем его полностью:

«АКТ

22 августа 1942 года директор завода № 174 имени Ворошилова Жарков И. Г. и главный бухгалтер Репин Н. Н. в присутствии представителя Омского завода № 174 т. Покидько составили настоящий акт в том, что погруженные в ноябре 1941 года на платформу вагона документы завода № 174 за январь-октябрь 1941 года в количестве 44 ящика, предназначенные для отправки в город Чкалов, действительно были вывезены с завода на станцию Сортировочная, откуда вновь возвращены на завод. При этом все ящики были частью разбиты, а частью вскрыты и находившиеся в них указанные документы оказались в хаотическом состоянии в разбросанном виде, мокрыми и пришедшими в негодность, почему при передаче завода № 174 Ижорскому заводу в июле 1942 года (речь идет о передаче производства, оставшегося на территории завода № 174 в Ленинграде – Прим. автора), все оставшиеся указанные документы, как негодные, были уничтожены. Ввиду порчи и отсутствия указанных документов полного отчета по основной деятельности завода № 174 за январь – октябрь 1942 года не представляется возможным, в чем и составлен настоящий акт».

Как говорится, комментариев не требуется. Хотя не исключено, что какие-то документы о работе ленинградского завода № 174 в 1941 году найдутся в архивах.

В заключение два слова о судьбе завода № 174. В конце августа 1941 года завод был эвакуирован в Челябинск, а в конце сентября в Чкалов, где на базе Чкаловскою паровозоремонтного завода предполагалось организовать завод по выпуску танков Т-50. Однако по ряду причин сделать этого не удалось (было собрано несколько машин из привезенного задела). В начале 1942 года завод № 174 был эвакуирован в Омск, где приступил к производству танков Т-34.

ЭКРАНИРОВКА Т-26

То, что броня танка Т-26 уже не защищает его от огня появившихся малокалиберных противотанковых орудий, показала еще гражданская война в Испании. Поэтому в 1937–1938 годах остро встал вопрос об усилении бронирования танка. В это время был разработан ряд проектов по повышению защиты Т-26, но реально ни один из них осуществлен не был. Конструкторы завода № 174 ограничились лишь введением башни конической формы и наклонного расположения листов подбашенной коробки. Толщина брони при этом осталась прежней – конструкция ходовой части, и без того работавшей на пределе, не позволяла увеличить массу танка.

К проблеме повышения бронезащиты Т-26 вынудила вернуться начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская война.

Экранированный танк Т-26 (с цилиндрической башней и прямой подбашенной коробкой) после испытания пробегом, вид спереди. Весна 1940 года. Танк заэкранирован по схеме, разработанной заводом № 174 во время советско-финляндской войны для Т-26-1 и XT-133 (АСКМ).

Экранированный танк Т-26 после испытания пробегом, вид справа. Весна 1940 года. Танк заэкранирован по схеме, разработанной заводом № 174 во время советско-финляндской войны для Т-26-1 и XT-133 (АСКМ).

Экранированный Т-26-1 выпуска начала 1940 года. Экранировка этой машины выполнена в ходе советско-финляндской войны на заводе № 174 имени Ворошилова. Танк был захвачен финнами летом 1941 года во время боев в Карелии (фото из коллекции Е. Muikku).

Экранированный Т-26 с цилиндрической башней. Экранировка выполнена при помощи сварки и гужонов по типу разработанной для Т-26-1 и XT-133 в ходе советско-финляндской войны.

Танк Т-26, экранированный в Севастополе. Лето 1942 года. Хорошо видна установка дополнительных бронелистов на башне, передней части и бортах корпуса (БА).

Экранированный Т-26 с цилиндрической башней. Экранировка выполнена в Ленинграде при помощи гужонов и сварки в 1941–1942 годах.

Первые же бои показали, что противотанковые орудия финнов без труда поражают танки, с трудом продвигавшиеся по глубоким снегам Карельского перешейка. В 20-х числах декабря по инициативе С. Гинзбурга, главного конструктора завода № 174 им. Ворошилова, начались работы по экранировке танков Т-26 дополнительными бронелистами толщиной до 30–40 мм. В течение короткого времени в КБ спроектировали варианты экранировки для всех типов танков Т-26 (с цилиндрической и конической башнями и различными вариантами подбашенной коробки). 30 декабря 1939 года на полигоне завода № 174 был испытан обстрелом первый заэкранированный Т-26, показавший хорошие результаты – машина выдерживала огонь из 45-мм противотанковой пушки на дистанции 400–500 м. 31 декабря в ленинградском городском комитете ВКП(б) под председательством А. Жданова прошло специальное совещание Военного совета Ленинградского военного округа, на котором рассматривались различные предложения по снабжению частей Действующей Армии всем необходимым для ведения боевых действий. Среди прочих изучался вопрос и об экранировании танков.

Экранированный танк Т-26 на позиции. Ленинградский фронт, февраль 1944 года. Танк экранирован бронелистами, установленными «по месту» при помощи электросварки и гужонов (АСКМ).

Экранированный Т-26-1. Экранировка выполнена при помощи сварки в Ленинграде в 1941–1942 годах.

Присутствующий на заседании С. Гинзбург доложил о результатах испытания заэкранированного Т-26. В ходе обсуждения было принято решение в срочном порядке приступить к изготовлению таких танков, причем в первую очередь речь шла о Т-26 и Т-28. Завод № 174 получил задание заэкранировать 27 Т-26 образца 1939 года и 27 XT-133. Выполнение этого заказа затянулось, и только в середине февраля 1940 года эти танки поступили в войска. Первые же бои экранированных Т-26 показали, что противотанковые орудия финнов не могут пробить их брони. Поэтому последовал дополнительный заказ на экранировку еще 20 линейных Т-26. Однако до конца войны эти танки на фронт не попали и сдавались в войска уже после окончания боевых действий.

Немецкие солдаты у захваченного экранированного танка Т-26. Район Ленинграда, весна 1942 года. Дополнительные броневые листы установлены при помощи сварки (фото из коллекции М. Свирина).

Экранированный Т-26 с конической башней. Экранировка выполнена в Ленинграде при помощи гужонов и сварки в 1941–1942 годах.

Кроме того, в начале марта 1940 года в мастерских г. Суоярви (полоса 8-й армии) бригадой рабочих завода № 174 им. Ворошилова было заэкранировано 15 Т-26 образца 1939 года. Комплекты дополнительной брони поступили в войска с Ижорского завода. Таким образом, в ходе советско-финляндской войны в боях на фронте использовалось 69 экранированных Т-26 и ХТ-133 и еще 20 находилось в производстве.

Экранировка всех этих машин велась по единой схеме с креплением дополнительных листов брони на гужонах и электросварке.

Следует отметить, что экранировка переднего листа маски орудия или огнемета делалась подвижной, что повышало трудоемкость изготовления. В дополнительных бронелистах, устанавливаемых на бортах танка, делались специальные вырезы, обеспечивающие работу тележек подвески. Масса экранированного Т-26 образца 1939 года достигала 12 т, что приводило к сильной перегрузке подвески и двигателя танка. Поэтому рекомендовалось эксплуатировать экранированные Т-26 на пониженных передачах.

В апреле 1940 года, после окончания советско-финляндской войны, КБ завода № 174 разработало специальную памятку для экранирования танков Т-26 в войсках. В ней приводились схемы экранирования различных типов корпусов и башен, расчет времени и количества человек, необходимых для экранировки одного танка, а также другие сведения, необходимые для организации работ в мастерских. Однако вплоть до июня 1941 года никаких работ по экранировке Т-26 не велось.

В ходе Великой Отечественной войны также было заэкранировано некоторое количество Т-26, но работы эти велись на местах из подручных материалов и не носили какого-то планового характера. Поэтому никаких данных о количестве заэкранированных машин не существует, а в документах по учету матчасти того времени экранированные танки не отделялись от обычных. Тем не менее, некоторые данные по экранировке Т-26 в годы Великой Отечественной войны привести можно.

Пионерами в этой области были, видимо, предприятия Ленинграда и Одессы. В последней работы эти не имели большого размаха ввиду небольшого количества имевшихся в распоряжении защитников города танков Т-26. Каких-либо документов по этому вопросу пока не найдено, кроме упоминания в сводках Отдельной Приморской армии, датированных августом 1941 года, о работах по экранировке танков Т-26 и БТ. Судя по имеющейся у автора информации, экранировке стальными плитами толщиной 15–20 мм, крепившимися к основной броне при помощи электросварки, подвергалась только лобовая часть башни и, возможно, корпуса. Причем, скорее всего для этой цели использовалась не броневая, а обычная сталь. Но на сегодняшний день обнаружить фото Т-26 одесской экранировки пока не удалось. Кроме Одессы, экранировали Т-26 и в осажденном Севастополе. Документов по эту вопросу пока не найдено, зато имеются две фотографии, сделанные частями вермахта летом 1942 года во время последнего штурма Севастополя. Судя по ним, экранирование велось стальными листами толщиной 15–20 мм. Они приваривались к металлическим бонкам, закрепленным на основной броне танка.

Но, пожалуй, наиболее активно велась экранировка Т-26 на предприятиях Ленинграда. Это и понятно – здесь находился завод-производитель этих машин, а многие заводы имели опыт ремонта Т-26, полученный в ходе советско-финляндской войны. Однако точных данных, характеризующих масштабы экранировки в Ленинграде, обнаружить в архивах не удалось. Например, в отчете о работе завода № 174 за июнь – октябрь 1941 года (до момента эвакуации) никакой информации об экранировке Т-26 нет. Нет ее и в материалах представителя военной приемки на этом предприятии. Но на основе имеющихся у автора данных можно предположить, что их было сделано несколько десятков, но вряд ли более 100 машин.

Экранировка танка Т-26 на одном из предприятий Ленинграда. Осень 1941 года. Обратите внимание, что крепления для установки глушителя и буксирного троса приварены к дополнительной броне (РГАКФД).

Установка дополнительной брони на коническую башню танка Т-26 на одном из заводов Ленинграда. Сентябрь 1941 года. Бронелисты крепятся при помощи сварки и гужонов (АСКМ).

Насколько можно судить по имеющимся фото Т-26, экранированные в Ленинграде, встречаются двух типов, которые различаются между собой способом крепления дополнительной брони. Часть машин имеет экранировку при помощи сварки и гужонов, по типу схожую с разработанной на заводе № 174 в ходе советско-финляндской войны. Второй тип – это экранировка при помощи электросварки без использования гужонов. Все экранированные Т-26 различаются толщиной дополнительной брони – от 15 до 40 мм, а также способом ее расположения. Как правило, раскрой бронелистов был довольно грубым, так как велся «по месту» в достаточно сжатые сроки. Следует отметить, что в отличие от варианта экранировки, используемого в ходе советско-финляндской войны, в 1941 году от установки подвижной бронировки маски пушки отказались из-за экономии времени. Как правило Т-26, экранированные в Ленинграде, имели неподвижную бронировку орудийной маски, в которой прорезались отверстия для пушки, пулемета и прицела. Экранированные Т-26 использовались на Ленинградском фронте вплоть до лета 1944 года. Естественно, их масса по сравнению с базовой машиной значительно возросла, как и нагрузка на ходовую часть, коробку передач и двигатель. Однако в условиях позиционной войны, которая велась под Ленинградом в 1942–1943 годах, больших маршей танкам совершать не приходилось, а экранировка позволяла значительно повысить бронезащиту и живучесть Т-26.

Кроме Ленинграда и Одессы, экранировкой Т-26 занимались и на предприятиях Москвы осенью 1941 года. Сколько было изготовлено таких машин – неизвестно, но едва ли больше 20–30 штук. Достоверно можно сказать, что в 5-ю танковую бригаду прибыло «с заводов Москвы 8 экранированных Т-26».

Т-26 СТРАНЫ СУОМИ

Рассказ об использовании трофейных Т-26 в финской армии интересен прежде всего тем, что эти машины имели множество переделок и модернизаций, нигде более не встречавшихся. Кроме того, заслуживает внимания тот факт, что Т-26 состояли на вооружении финской армии рекордно долго – аж до 1961 года! Поэтому автор счел необходимым выделить финские Т-26 в отдельную главу.

Первые Т-26 попали в руки финнов в ходе советско-финляндской войны 1939–1940 годов. Всего им удалось захватить и эвакуировать в тыл около 70 Т-26 различных модификаций, а также химические (огнеметные) ХТ-26 и ХТ-130. К июню 1941 года на заводе в Варкаусе, ставшим основной ремонтной бронетанковой базой финской армии, удалось отремонтировать и ввести в строй 10 двухбашенных Т-26, 20 Т-26 с цилиндрической башней, 2 Т-26 с конической башней, 2 ХТ-26 и 4 ХТ-130. Кроме того, имевшиеся на вооружении финнов английские танки «Виккерс 6-тонный» были перевооружены трофейными советскими 45-мм танковыми пушками и получили обозначение Т-26Е.

В ходе боевых действий лета – осени 1941 года финская армия захватила еще более 100 Т-26 различных модификаций (включая несколько экранированных), часть из которых была восстановлена и введена в строй. По состоянию на 1 июля 1942 года на вооружении у финнов имелось 102 танка Т-26 различных типов. Часть из этих машин – двухбашенные и огнеметные – использовались главным образом как учебные.

Трофейные Т-26 различных годов выпуска на ремонте в Варкаусе. Весна 1940 года (фото из коллекции Я. Магнуского).

Финская «модернизация» Т-26: башня линейного танка, установленная на корпусе XT-26 справа (видны заклепки крепления петель люка для заправки огнесмеси). В лобовом листе подбашенной коробки – бронировка шаровой установки пулемета ДТ. Карелия, лето 1943 года (фото из коллекции Е. Muikku).

Танк XT-133 с дополнительным бронированием установленным в ходе советско-финляндской войны. Данная машина была захвачена финнами в 1941 году и включена в состав финской армии. Танк прошел модернизацию на заводе в Варкаусе, где его перевооружили 45-мм пушкой. Люк механика-водителя был переделан и стал откидываться влево. Фото сделано летом 1944 года, после захвата этого Т-26 частями Красной Армии (фото из коллекции Г. Петрова).

В 1942–1943 годах на заводе в Варкаусе была проведена модернизация этих танков с целью повышения их боевых характеристик. В частности, на шести двухбашенных Т-26 установили пушечные цилиндрические башни с Т-26 и БТ, не подлежащих ремонту. Два двухбашенника получили конические башни от разбитых Т-26.

Серьезным переделкам подвергались и химические Т-26, так как их боевая ценность оказалась весьма невысокой. На ХТ-130 и XT-133 демонтировали баки и специальную аппаратуру и устанавливали цилиндрические и конические башни линейных Т-26, превращая таким образом огнеметные танки в пушечные. На некоторых из них в лобовом листе подбашенной коробки слева монтировалась шаровая установка с пулеметом ДТ.

ХТ-26 также модернизировались. На часть из них ставили башни линейных Т-26 и БТ слева, а на некоторых справа. Причем танки, у которых башня была справа также оборудовались установкой пулемета ДТ в лобовом листе подбашенной коробки (переделанные корпуса ХТ-26 легко узнать по заклепкам для крепления баков и петель люка для заправки огнесмеси на левом борту, а также по заваренному отверстию для слива остатков смеси на правом борту за передней тележкой). Два переделанных таким образом танка сохранились до наших дней в экспозиции финского бронетанкового музея в Пароле. Один из них представляет собой корпус ХТ-26 с установленной на него башней танка БТ-5 (с малой кормовой нишей). До сих пор все отечественные и зарубежные авторы считали, что это один из ранних вариантов Т-26, хотя на корпусе танка хорошо видны все конструктивные особенности, характерные для ХТ-26. Другой танк – это ХТ-26 с установленной на него цилиндрической башней от БТ-7 (цилиндрическая башня БТ-7 отличается от Т-26 конструкцией револьверного отверстия – на БТ это пробка, а у Т-26 отверстие закрывается заслонкой изнутри).

Следует отметить, что финские Т-26 имели укладку ЗИП, отличающуюся от типовой, принятой в Красной Армии, а на кормовом листе многих танков устанавливалась специальная балка для буксировки орудий и поврежденных машин.

Финская модернизация Т-26. На корпус XT-133 установлена башня Т-26-1, в лобовом листе подбашенной коробки смонтирована шаровая установка пулемета ДТ.

Финская переделка Т-26 – коническая башня линейного танка на корпусе XT-130 с шаровой установкой для пулемета ДТ в лобовом листе подбашенной коробки. Осень 1942 года (фото из коллекции Е. Muikku).

Назад к карточке книги «Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка»

itexts.net

Максим Коломиец — Т-26. Тяжёлая судьба лёгкого танка

Ремонт Т-26 на заводе № 105 в Хабаровске. Весна 1942 года. Судя по клепаному корпусу машина могла быть изготовлена в 1934–1935 годах (АСКМ).

После эксперимента по наварке усиленных ребер жесткости, проведенного в ноябре, с 1 декабря 1940 года опять приступили к выполнению данного пункта; на двухбашенных машинах дверка водителя (речь идет о нижней створке люка механика-водителя. — Прим. автора) толщиной 6 мм заменялась на новую толщиной 10 мм; установка прибора ПТ-1 с броневым стаканом и колпаком на линейных танках; установка прибора ПТ-К с броневым стаканом и колпаком на радийных танках; на однобашенных и двухбашенных машинах с мая 1940 года производилась вырезка общего лючка над мотором, маслобаком и бензобаком».

Аналогичные работы велись и на других ремонтных предприятиях. Правда справедливости ради следует отметить, что количество модернизированных машин было невелико. Например, за 1940 года было модернизировано: заводом № 105–107 Т-26 (при плане 110), заводом имени Кирова — 136 (при плане 220), заводом «Красный металлист» — 12 (при плане 14). План по заводу имени Кирова на 1941 год составлял 115 Т-26 (из них 30 химических), за первое полугодие здесь прошло модернизацию 65 линейных и 20 химических танков.

Двухбашенный Т-26 (с пулеметным вооружением) с модернизированной ходовой частью. НИБТ полигон, 1940 год (ЦМВС).

Двухбашенный Т-26 (с пулеметным вооружением), прошедший ремонт и модернизацию. ВАММ имени Сталина, 1940 год (АСКМ).

Т-26 ВЫПУСКА 1941 ГОДА

В первых числах февраля 1941 года цеха завода № 174 покинули последние Т-26, принятые представителями военной приемки. После этого завод начал перестройку производства и модернизацию цехов для организации серийного производства танка Т-50, которое должно было начаться с 1 июня 1941 года. Дело в том, что новая машина была значительно сложнее Т-26 и для ее изготовления требовалось установить большое количество новых станков и организовать новые рабочие участки. Однако работы по реорганизации завода шли очень медленно из-за несвоевременной подачи станков и оборудования, а никакого производства (за исключением изготовления незначительного количества деталей Т-26 для ремонта в войсках) не было. В марте 1941 года дирекция завода № 174 вышла с предложением об организации выпуска танков Т-26 из имеющегося задела узлов и агрегатов, но эта инициатива не нашла поддержки у руководства Автобронетанкового управления РККА.

Колонна танков Т-26 на марше. Западный фронт, декабрь 1941 года. На переднем плане Т-26-1 (АСКМ).

К 22 июня 1941 года выпуск танков Т-50 так и не был начат. Поэтому сразу после начала войны на заводе № 174 начались работы по изготовлению Т-26, благо имелся большой задел корпусов, башен и других агрегатов.

Однако данные по количеству выпущенных в 1941 году Т-26 сильно разняться. По данным представителя военной приемки, до эвакуации завода в Чкалов в сентябре 1941 года было изготовлено 116 танков Т-26, из них 49 в июле и 67 в августе. Кроме того, «проводилась экранировка танков, а также установлены для усиления обороны Володарского района огневые точки с башнями танков Т-26, Т-50 и Т-46».

«Годовой отчет завода № 174 за 1941 год (Ленинградский филиал)», представленный дирекцией руководству Наркомата танковой промышленности в январе 1942 года, приводит другие сведения. В этом документе сказано следующее: «С начала отчетного 1941 года изготовлено:

Т-26 — 47.

Моторы Т-26 — 1070.

Ремонт Т-26 — 77.

Коробки перемены передач Т-26-21.

Изготовление и переделка кругов и башен машины 133 на линейные Т-26 — 130.

Изготовление надмоторных жалюзи — 150.

Восстановление Т-26 в войсковых частях -846.

Изготовление, испытание и установка огневых точек с башнями — 50.

Изготовление и установка артточек — 25″.

Таким образом, в сведениях военпреда и дирекции завода налицо большая разница в числе изготовленных Т-26. По мнению автора, сведения дирекции являются наиболее достоверными. Вероятнее всего, по данным представителя военной приемки в число изготовленных включено какое-то количество отремонтированных Т-26. Кроме того, заслуживает внимания факт установки в башни XT-133 45-мм орудий. Видимо часть из 130 переделанных башен была установлена в качестве огневых точек, а часть установлена на ремонтные Т-26.

Танк Т-26-1 выдвигается к линии фронта. Западный фронт, декабрь 1941 года. Установка прибора ПТК отсутствует (РГАКФД).

Но скорее всего точно выяснить картину о выпуске Т-26 летом 1941 года вряд ли удастся. Подтверждением этому служит документ, обнаруженный автором в фондах Российского государственного архива экономики. Приведем его полностью:

«АКТ

22 августа 1942 года директор завода № 174 имени Ворошилова Жарков И. Г. и главный бухгалтер Репин Н. Н. в присутствии представителя Омского завода № 174 т. Покидько составили настоящий акт в том, что погруженные в ноябре 1941 года на платформу вагона документы завода № 174 за январь-октябрь 1941 года в количестве 44 ящика, предназначенные для отправки в город Чкалов, действительно были вывезены с завода на станцию Сортировочная, откуда вновь возвращены на завод. При этом все ящики были частью разбиты, а частью вскрыты и находившиеся в них указанные документы оказались в хаотическом состоянии в разбросанном виде, мокрыми и пришедшими в негодность, почему при передаче завода № 174 Ижорскому заводу в июле 1942 года (речь идет о передаче производства, оставшегося на территории завода № 174 в Ленинграде — Прим. автора), все оставшиеся указанные документы, как негодные, были уничтожены. Ввиду порчи и отсутствия указанных документов полного отчета по основной деятельности завода № 174 за январь — октябрь 1942 года не представляется возможным, в чем и составлен настоящий акт».

Как говорится, комментариев не требуется. Хотя не исключено, что какие-то документы о работе ленинградского завода № 174 в 1941 году найдутся в архивах.

В заключение два слова о судьбе завода № 174. В конце августа 1941 года завод был эвакуирован в Челябинск, а в конце сентября в Чкалов, где на базе Чкаловскою паровозоремонтного завода предполагалось организовать завод по выпуску танков Т-50. Однако по ряду причин сделать этого не удалось (было собрано несколько машин из привезенного задела). В начале 1942 года завод № 174 был эвакуирован в Омск, где приступил к производству танков Т-34.

ЭКРАНИРОВКА Т-26

То, что броня танка Т-26 уже не защищает его от огня появившихся малокалиберных противотанковых орудий, показала еще гражданская война в Испании. Поэтому в 1937–1938 годах остро встал вопрос об усилении бронирования танка. В это время был разработан ряд проектов по повышению защиты Т-26, но реально ни один из них осуществлен не был. Конструкторы завода № 174 ограничились лишь введением башни конической формы и наклонного расположения листов подбашенной коробки. Толщина брони при этом осталась прежней — конструкция ходовой части, и без того работавшей на пределе, не позволяла увеличить массу танка.

К проблеме повышения бронезащиты Т-26 вынудила вернуться начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская война.

Экранированный танк Т-26 (с цилиндрической башней и прямой подбашенной коробкой) после испытания пробегом, вид спереди. Весна 1940 года. Танк заэкранирован по схеме, разработанной заводом № 174 во время советско-финляндской войны для Т-26-1 и XT-133 (АСКМ).

Экранированный танк Т-26 после испытания пробегом, вид справа. Весна 1940 года. Танк заэкранирован по схеме, разработанной заводом № 174 во время советско-финляндской войны для Т-26-1 и XT-133 (АСКМ).

Экранированный Т-26-1 выпуска начала 1940 года. Экранировка этой машины выполнена в ходе советско-финляндской войны на заводе № 174 имени Ворошилова. Танк был захвачен финнами летом 1941 года во время боев в Карелии (фото из коллекции Е. Muikku).

Экранированный Т-26 с цилиндрической башней. Экранировка выполнена при помощи сварки и гужонов по типу разработанной для Т-26-1 и XT-133 в ходе советско-финляндской войны.

profilib.org

Экранированный Т-26 от UM (набор №402)

  Не секрет, и я об этом писал и раньше, что с началом войны, фашисты смогли уничтожить или захватить большую часть танков имеющихся в распоряжении СССР. Количество потерь бронетехники исчислялось тысячами. Наши войска отступая, были вынуждены, зачастую сами, уничтожать вверенную матчасть, а страна не могла быстро наверстать потери. 

  Одним из основных советских танков, был Т-26. Немалое количество серийных, опытных и экзотических фронтовых модификаций воевало по обе стороны фронта. Обладая, в общем-то хорошим для своего времени вооружением, надежным двигателем, машина имела один, но очень критический недостаток — противопульное бронирование. Стремясь, хоть как-то повысить срок жизни этого легкого танка, наша промышленность шла на ухудшение динамических характеристик, снижение времени службы ходовой, утяжеляя танк дополнительными накладными бронелистами толщиной 15-20 мм. Это повышало боевую устойчивость танка. Причем экранирование зачастую производилось силами ремонтных батальонов да и просто экипажей, прямо в перерывах между боями. Вот в память об одном из вариантов экранированных Т-26 украинская фирма UM и выпустила свой набор №404

Бокс-арт модели

Мне не удалось достоверно установить, где был разработан данный тип экранирования. Судя по картинке на коробке, это или Ленинградский фронт или Заполярье. Но есть такие фото, где этот танк захвачен немецкими войсками под Севастополем.

Захваченный немцами экранированный Т-26

А на приведенном ниже фото, подбитый экранированный тем же видом Т-26 на дороге либо в средней полосе России, либо в Ленинградской области. На фото явно видны березы не характерные для Крыма

Иногда, танки камуфлировали. У меня нет боковика окраски Т-26 с таким экранированием, но имеющиеся фото подтверждают нанесение камуфляжа на танк.


на этих фото камуфлированный танк (скорее всего один и тот же снятый с разных ракурсов)

Таким образом данный вид бронировки явно фабричного типа или же типа который применялся по всем фронтам. На просторах сети мной был найден один чертеж данного типа экранирования. Скорее всего данный чертеж и был создан либо моделистом, либо просто любителем техники времен ВОВ.

схема экранировки 

Что касается самой модели, то она выполнена в ставшей уже традиционной манере для UM унификации всех Т-26 под одну гребенку. Гусеницы, правда, в этот раз наборные, что меня очень порадовало. Это уже шаг вперед по отношению к Т-26-А43 Экранировка дана травлением, что не может не радовать. Сходимость модели на твердую четверку. Это в принципе характерно для UM. Первоначально хотел опробовать на модели технологию нанесения зимнего камуфляжа («зимника») но приведенные выше фото танков остановили. Камуфляж кистью я тогда побоялся делать. Первый опыт камо в 1/72 был еще впереди. О нем позже. В итоге я решил оставить все в стандартном для Красной Армии БО4. Пора бы UM задуматься о том что б ручки делать из того же травления. Ведь характерной особенностью этой фирмы, является наличие травления почти в каждой модели. Но пока ребята до этого не дошли, я спилив их пластиковые имитации, поставил ручки из проволоки. Добавил сварной шов на бронировке башни (справедливости ради скажу что не самое лучшее мое исполнение). Разумеется заменил грустную пластмассу на сетку от чая в вентиляционном кожухе, и поставил фару «Эльф». Для антуражности, при фотосъемке использовал 2 копейки первого военного года. Красилась модель акрилом AK Interactive. Фильтр наложил один-коричневый. Смывка маслом, масляные точки я на моделях в 1\72 не делаю. Получился у меня такой вот середнячок моей коллекции.







modelysm.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *