МФД-2018 — смотр достижений российского двигателестроения

ОДК, интегрирующая в своем составе более 90 % активов отрасли, была сформирована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. №1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения.   Наиболее значимыми стратегическими целями ОДК являются: полное выполнение заданий государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений; поддержание и развитие компетенций во всех основных сегментах: авиадвигателестроение, наземные и морские ГТД, ракетные двигатели; обеспечение достаточных ресурсов для реализации перспективных программ и проектов развития.

Председатель экспертного совета коллегии ВПК Михаила Ремизов: «Сегодня мы открываем III Международный форум двигателестроения. В наше быстрое время три раза – это уже традиция, но на самом деле форум имеет более давнюю предысторию, связанную с выставкой «Двигатели» АССАД, имеющую многолетнюю историю.  В этом году форум выходит на новый уровень, потому что его взяла под крыло ОДК. Это знаменательно, учитывая то, какой юбилей мы отмечаем в этом году и в этом месяце — 10 лет создания ОДК. Думаю, что за эти 10 лет удалось сделать так, чтобы целое было больше чем сумма частей. Мы находимся в той фазе, когда от интеграции, консолидации, оздоровления активов, от антикризисной повестки можно переходить к повестке технологического и экономического развития.

Есть еще один юбилей — 110-летие со дня рождения выдающегося двигателестроителя Архипа Михайловича Люльки. Это один из столпов отечественного двигателестроения. Один из тех людей, благодаря которым наша страна вошла в высшую лигу промышленных держав. Я думаю, вы со мной согласитесь, что критерием членства в этой лиге во многом является способность делать двигатели в разных «категориях». Благодаря заделу, созданному этими людьми, мы по сей день сохраняем позиции в этой лиге. Сегодняшний форум и выставка – это хорошая возможность посмотреть, представить и обсудить достижения отечественного двигателестроения за последние годы.»

Генеральный директор ОДК Александр Артюхов: «От имени ОДК и от имени организаторов Международного форума двигателестроения я приветствую всех участников и гостей форума. Сегодня мы получаем немало авансов, с точки зрения наших успехов, потому что у нас целый ряд масштабных проектов находятся только на старте. И только результатами этой работы мы сможем подтвердить те позитивные ожидания, которые от нас ждут.  Вместе с тем должен сказать, что ОДК 10 лет назад и ОДК сегодня – это две разные организации. За это время сделан большой масштабный шаг вперед. Главным достижением я считаю то, что мы сегодня сфокусировали все усилия, которые есть в нашей отрасли, в одном направлении,  для решения одной задачи — повышение конкурентоспособности. От разрозненных предприятий, которые решали свои частные задачи, мы перешли к реализации масштабных государственных проектов. За прошедший период мы, с 2016 года, вышли на положительные результаты работы, что дает дополнительные возможности инвестировать в программы развития. Сегодня инвестиционная программа ОДК одна из самых масштабных в отрасли и должна привести к реализации проектов, которые стоят на повестке дня. Это двигатели ПД-14, ПД-35, двигатели для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, перспективные вертолетные двигатели. Мы желаем, чтобы на этом форуме состоялись плодотворные встречи, удачи и успехов всем участникам.»

Президента АССАД Виктор Чуйко: «Дорогие друзья, участники нашего форума, глубокоуважаемые гости, у нас III форум и XV конгрессно-выставочное мероприятие по авиационному двигателестроению. Я искренне желаю всем участникам с максимальной эффективностью провести время на форуме. Все три дня нашей работы вы будете открыты для контакта с руководителями ОДК. Я также с удовольствием приветствую иностранных участников нашего форума, которые активно хотят сотрудничать с предприятиями ОДК. Искренне желаю ОДК, ее руководству, всем работникам аппарата, директорам, присутствующим здесь, коллективам предприятий новых успехов, выполнения очень больших задач по продвижению российских технологии на  мировой рынок.»

В рамках мероприятия состоялись: форум «Двигатели будущего» с участием ведущих специалистов в авиационной отрасли, в том числе зарубежных экспертов, презентация двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21 и другие мероприятия. Экспозиция ОДК на МФД-2018 отразила все основные направления работы холдинга – от двигателей для боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения.

Впервые на выставке был продемонстрирован натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и предназначенного для оснащения регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Также состоялась презентация ПД-14 – базового турбовентиляторного двигателя, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных.  Двигатель не уступает находящимся в эксплуатации зарубежным аналогам, а по многим параметрам, в частности, выбросам в атмосферу, шумам и т.д., превосходит их. Процедура сертификации базового двигателя ПД-14 как по российским, так и по международным стандартам, идет в соответствии с установленными сроками. В 2018 г. планируется получение сертификата Росавиации, а в 2019 г. – EASA.

Также гражданское авиадвигателестроение было представлено силовой установкой SaM146, которой оснащаются самолеты Superjet 100 (SSJ100). Двигатель производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации. Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов.

Направление боевой авиации открывает двигатель АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО «ОДК-УМПО». Это турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, глубокая модернизация двигателя АЛ-31Ф. От предшественника двигатель отличается увеличенным ресурсом и тягой в 14,5 тонны. АЛ-41Ф-1С позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

РД-33МК – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой – модификация базового двигателя РД-33, подвергнутая серьезной конструкторской доработке. Двигатель предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а так же для  новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. В январе 2017 г. двигатели РД-33МК отработали без замечаний в ходе первого испытательного полета МиГ-35. При создании РД-33МК были сохранены все преимущества базовой платформы, при этом двигатель обладает повышенной тягой (на форсированных режимах повышена на 10%).

На МФД-2018 также был представлен разработанный АО «ОДК-Климов» новейший цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Применение БАРК-88 в системе управления и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя.

Ещё один двигатель АЛ-31ФН это турбореактивный двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, форсажной камерой и всережимным регулируемым сверхзвуковым реактивным соплом. Двигатель является модификацией двигателя АЛ–31Ф с нижним расположением коробок двигательных и самолетных агрегатов. Он предназначен для однодвигательных истребителей китайского производства. На МФД-2018 представлен вариант с реактивным соплом с управляемым вектором тяги. Данное сопло разработки московского АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» является дополнительной опцией для двигателя, позволяющей существенно повысить летно-технические характеристики самолета.

В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25, которым оснащаются учебно-боевые самолеты Як-130. В настоящее время он изготавливается московским НПЦ газотурбостроения «Салют» полностью из российских комплектующих. Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из-за рубежа.

АО «ОДК-Климов» разработана и успешно испытана новейшая модификация вертолетного турбовального двигателя ВК-2500 – двигатель ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС – новейший гражданский вертолет Ми-171А2. Ранее ОДК обеспечила постановку двигателя ВК-2500 на производство в России.

«Вертолетное» направление продолжает представленный на форуме насос-регулятор НР-2500 (разработчик — пермское АО «ОДК-СТАР»). Его применение обеспечивает надежность и качество управления вертолетными двигателями ВК-2500ПС за счет исполнения гидромеханическим агрегатом команд от электронного блока управления. Вложенные в НР-2500 конструктивные решения повышают его надёжность, обеспечивая работу двигателя в условиях влажного и жаркого тропического климата.

Двигатель ТРДД-50АТ предназначенный для установки на беспилотные летательные аппараты специального назначения. Основными требованиями к подобным ГТД являются минимальные габариты и масса, высокая экономичность и надежность.

На МФД-2018 также был демонстририрован морской газотурбинный двигатель М70ФРУ разработки и производства ПАО «ОДК-Сатурн». ОДК в рамках программы импортозамещения на базе данного предприятия создала базу морского газотурбостроения. Успешно завершены три опытно-конструкторские работы (ОКР) по разработке и постанове на производство корабельных газотурбинных двигателей.

Конечно же невозможно было на столь представительном форуме не показать жидкостный ракетный двигатель НК-33, который был создан легендарным советским конструктором Николаем Кузнецовым для «лунного» космического проекта Н1. Он стал первым в мире в своем классе — двигателем, выполненным по замкнутой схеме, работающим на компонентах кислород-керосин, имеющим многоразовый запуск и многократное применение. Представленный на форуме НК-33А разработки и производства самарского предприятия ОДК ПАО «Кузнецов» отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей. За несколько дней до открытия форума, 29 марта 2018 г. двигатель НК-33А, обеспечил успешный старт ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» с военного космодрома Плесецк (Архангельская область).

Промышленный двигатель ГТД-4РМ (ПАО «ОДК-Сатурн») входит в семейство газовых турбин для привода газовых компрессоров газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов в составе теплоэлектростанций малой и средней мощности (от 4 до 80 МВт и выше). Среди его преимуществ: высокая топливная эффективность

 высокая надежность и безопасность эксплуатации.

Возможности ОДК на «промышленном» направлении демонстрирует и представленный макет компрессорной станции с газоперекачивающим агрегатом ГПА-25 — одной из последних разработок рыбинского АО «ОДК — Газовые турбины», головной компании ОДК по производству газотурбинных энергетических агрегатов и газоперекачивающих комплексов. ГПА-25 вобрал в себя самые совершенные и современные технологии газотурбинной и компрессорной отрасли. Агрегат имеет высокие технические показатели. В качестве привода центробежного компрессора в нем используются высокоэффективные двигатели ПС-90ГП-25, созданные на основе авиационного двигателя ПС-90А, различные модификации которого поднимают в воздух такие легендарные самолеты как Ил-96 и Ил-76. 

www.aex.ru

МФД-2018 — смотр достижений российского двигателестроения

15:01 / 19.04.18

Смотр достижений российского двигателестроения / Фото: www.aex.ru


С 4 по 6 апреля 2018 г. на ВДНХ в Москве проходил III Международный Форум Двигателестроения МФД-2018, на котором Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) представила новейшие разработки в области авиационных, морских и наземных двигателей, а также рассказала о ключевых достижениях российской двигателестроительной отрасли за 10 лет с момента образования Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).


ОДК, интегрирующая в своем составе более 90 % активов отрасли, была сформирована во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 497 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04 октября 2008 г. №1446-р с целью консолидации интеллектуального и производственного потенциала отечественного двигателестроения.   Наиболее значимыми стратегическими целями ОДК являются: полное выполнение заданий государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений; поддержание и развитие компетенций во всех основных сегментах: авиадвигателестроение, наземные и морские ГТД, ракетные двигатели; обеспечение достаточных ресурсов для реализации перспективных программ и проектов развития.



Фото: www.aex.ru


Председатель экспертного совета коллегии ВПК Михаила Ремизов: «Сегодня мы открываем III Международный форум двигателестроения. В наше быстрое время три раза – это уже традиция, но на самом деле форум имеет более давнюю предысторию, связанную с выставкой «Двигатели» АССАД, имеющую многолетнюю историю.  В этом году форум выходит на новый уровень, потому что его взяла под крыло ОДК. Это знаменательно, учитывая то, какой юбилей мы отмечаем в этом году и в этом месяце — 10 лет создания ОДК. Думаю, что за эти 10 лет удалось сделать так, чтобы целое было больше чем сумма частей. Мы находимся в той фазе, когда от интеграции, консолидации, оздоровления активов, от антикризисной повестки можно переходить к повестке технологического и экономического развития.



Фото: www.aex.ru


Есть еще один юбилей — 110-летие со дня рождения выдающегося двигателестроителя Архипа Михайловича Люльки. Это один из столпов отечественного двигателестроения. Один из тех людей, благодаря которым наша страна вошла в высшую лигу промышленных держав. Я думаю, вы со мной согласитесь, что критерием членства в этой лиге во многом является способность делать двигатели в разных «категориях». Благодаря заделу, созданному этими людьми, мы по сей день сохраняем позиции в этой лиге. Сегодняшний форум и выставка – это хорошая возможность посмотреть, представить и обсудить достижения отечественного двигателестроения за последние годы.»



Фото: www.aex.ru


Генеральный директор ОДК Александр Артюхов: «От имени ОДК и от имени организаторов Международного форума двигателестроения я приветствую всех участников и гостей форума. Сегодня мы получаем немало авансов, с точки зрения наших успехов, потому что у нас целый ряд масштабных проектов находятся только на старте. И только результатами этой работы мы сможем подтвердить те позитивные ожидания, которые от нас ждут.  Вместе с тем должен сказать, что ОДК 10 лет назад и ОДК сегодня – это две разные организации. За это время сделан большой масштабный шаг вперед. Главным достижением я считаю то, что мы сегодня сфокусировали все усилия, которые есть в нашей отрасли, в одном направлении,  для решения одной задачи — повышение конкурентоспособности. От разрозненных предприятий, которые решали свои частные задачи, мы перешли к реализации масштабных государственных проектов. За прошедший период мы, с 2016 года, вышли на положительные результаты работы, что дает дополнительные возможности инвестировать в программы развития. Сегодня инвестиционная программа ОДК одна из самых масштабных в отрасли и должна привести к реализации проектов, которые стоят на повестке дня. Это двигатели ПД-14, ПД-35, двигатели для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, перспективные вертолетные двигатели. Мы желаем, чтобы на этом форуме состоялись плодотворные встречи, удачи и успехов всем участникам.»



Фото: www.aex.ru


Президента АССАД Виктор Чуйко: «Дорогие друзья, участники нашего форума, глубокоуважаемые гости, у нас III форум и XV конгрессно-выставочное мероприятие по авиационному двигателестроению. Я искренне желаю всем участникам с максимальной эффективностью провести время на форуме. Все три дня нашей работы вы будете открыты для контакта с руководителями ОДК. Я также с удовольствием приветствую иностранных участников нашего форума, которые активно хотят сотрудничать с предприятиями ОДК. Искренне желаю ОДК, ее руководству, всем работникам аппарата, директорам, присутствующим здесь, коллективам предприятий новых успехов, выполнения очень больших задач по продвижению российских технологии на  мировой рынок.»


В рамках мероприятия состоялись: форум «Двигатели будущего» с участием ведущих специалистов в авиационной отрасли, в том числе зарубежных экспертов, презентация двигателя ПД-14 для новейшего российского авиалайнера МС-21 и другие мероприятия. Экспозиция ОДК на МФД-2018 отразила все основные направления работы холдинга – от двигателей для боевой авиации до газотурбинных установок промышленного назначения.



Фото: www.aex.ru


Впервые на выставке был продемонстрирован натурный образец турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ, разработанного санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и предназначенного для оснащения регионального авиалайнера Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.



Фото: www.aex.ru


Также состоялась презентация ПД-14 – базового турбовентиляторного двигателя, который создан в широкой кооперации предприятий ОДК для авиалайнера МС-21-300 с применением новейших технологий и материалов, в том числе, композитных.  Двигатель не уступает находящимся в эксплуатации зарубежным аналогам, а по многим параметрам, в частности, выбросам в атмосферу, шумам и т.д., превосходит их. Процедура сертификации базового двигателя ПД-14 как по российским, так и по международным стандартам, идет в соответствии с установленными сроками. В 2018 г. планируется получение сертификата Росавиации, а в 2019 г. – EASA.



Фото: www.aex.ru


Также гражданское авиадвигателестроение было представлено силовой установкой SaM146, которой оснащаются самолеты Superjet 100 (SSJ100). Двигатель производится рыбинским ПАО «ОДК-Сатурн» на условиях равноправного партнерства с компанией Safran Aircraft Engines (Франция). SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации. Общая наработка находящихся в эксплуатации силовых установок SaM146 на март 2018 г. превысила 830 000 летных часов.




Фото: www.aex.ru


Направление боевой авиации открывает двигатель АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО «ОДК-УМПО». Это турбореактивный двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, глубокая модернизация двигателя АЛ-31Ф. От предшественника двигатель отличается увеличенным ресурсом и тягой в 14,5 тонны. АЛ-41Ф-1С позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.




Фото: www.aex.ru


РД-33МК – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой – модификация базового двигателя РД-33, подвергнутая серьезной конструкторской доработке. Двигатель предназначен для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а так же для  новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. В январе 2017 г. двигатели РД-33МК отработали без замечаний в ходе первого испытательного полета МиГ-35. При создании РД-33МК были сохранены все преимущества базовой платформы, при этом двигатель обладает повышенной тягой (на форсированных режимах повышена на 10%).




Фото: www.aex.ru


На МФД-2018 также был представлен разработанный АО «ОДК-Климов» новейший цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Применение БАРК-88 в системе управления и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя.




Фото: www.aex.ru


Ещё один двигатель АЛ-31ФН это турбореактивный двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков внутреннего и наружного контуров за турбиной, форсажной камерой и всережимным регулируемым сверхзвуковым реактивным соплом. Двигатель является модификацией двигателя АЛ–31Ф с нижним расположением коробок двигательных и самолетных агрегатов. Он предназначен для однодвигательных истребителей китайского производства. На МФД-2018 представлен вариант с реактивным соплом с управляемым вектором тяги. Данное сопло разработки московского АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» является дополнительной опцией для двигателя, позволяющей существенно повысить летно-технические характеристики самолета.




Фото: www.aex.ru


В 2015 году ОДК завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя АИ-222-25, которым оснащаются учебно-боевые самолеты Як-130. В настоящее время он изготавливается московским НПЦ газотурбостроения «Салют» полностью из российских комплектующих. Ранее примерно половина комплектующих поставлялась из-за рубежа.




Фото: www.aex.ru


АО «ОДК-Климов» разработана и успешно испытана новейшая модификация вертолетного турбовального двигателя ВК-2500 – двигатель ВК-2500ПС
с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС – новейший гражданский вертолет Ми-171А2. Ранее ОДК обеспечила постановку двигателя ВК-2500 на производство в России.



Фото: www.aex.ru


«Вертолетное» направление продолжает представленный на форуме насос-регулятор НР-2500
(разработчик — пермское АО «ОДК-СТАР»). Его применение обеспечивает надежность и качество управления вертолетными двигателями ВК-2500ПС за счет исполнения гидромеханическим агрегатом команд от электронного блока управления. Вложенные в НР-2500 конструктивные решения повышают его надёжность, обеспечивая работу двигателя в условиях влажного и жаркого тропического климата.




Фото: www.aex.ru


Двигатель ТРДД-50АТ предназначенный для установки на беспилотные летательные аппараты специального назначения. Основными требованиями к подобным ГТД являются минимальные габариты и масса, высокая экономичность и надежность.




Фото: www.aex.ru


На МФД-2018 также был демонстририрован морской газотурбинный двигатель М70ФРУ
разработки и производства ПАО «ОДК-Сатурн». ОДК в рамках программы импортозамещения на базе данного предприятия создала базу морского газотурбостроения. Успешно завершены три опытно-конструкторские работы (ОКР) по разработке и постанове на производство корабельных газотурбинных двигателей.



Фото: www.aex.ru


Конечно же невозможно было на столь представительном форуме не показать жидкостный ракетный двигатель НК-33, который был создан легендарным советским конструктором Николаем Кузнецовым для «лунного» космического проекта Н1. Он стал первым в мире в своем классе — двигателем, выполненным по замкнутой схеме, работающим на компонентах кислород-керосин, имеющим многоразовый запуск и многократное применение. Представленный на форуме НК-33А разработки и производства самарского предприятия ОДК ПАО «Кузнецов» отличается надежностью и совершенством технических параметров, демонстрирует максимальное отношение тяги к массе среди современных двигателей. За несколько дней до открытия форума, 29 марта 2018 г. двигатель НК-33А, обеспечил успешный старт ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в» с военного космодрома Плесецк (Архангельская область).




Фото: www.aex.ru


Промышленный двигатель ГТД-4РМ (ПАО «ОДК-Сатурн») входит в семейство газовых турбин для привода газовых компрессоров газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов в составе теплоэлектростанций малой и средней мощности (от 4 до 80 МВт и выше). Среди его преимуществ: высокая топливная эффективность, высокая надежность и безопасность эксплуатации.




Фото: www.aex.ru


Возможности ОДК на «промышленном» направлении демонстрирует и представленный макет компрессорной станции с газоперекачивающим агрегатом ГПА-25 — одной из последних разработок рыбинского АО «ОДК — Газовые турбины», головной компании ОДК по производству газотурбинных энергетических агрегатов и газоперекачивающих комплексов. ГПА-25 вобрал в себя самые совершенные и современные технологии газотурбинной и компрессорной отрасли. Агрегат имеет высокие технические показатели. В качестве привода центробежного компрессора в нем используются высокоэффективные двигатели ПС-90ГП-25, созданные на основе авиационного двигателя ПС-90А, различные модификации которого поднимают в воздух такие легендарные самолеты как Ил-96 и Ил-76. 

МОСКВА, издание AEX.RU, Михаил Вахнеев
12

Оригинал

www.arms-expo.ru

Конструкторы обсудили цифровизацию в двигателестроении на «Армии-2018»

Кубинка, Московская область,
27 августа 2018, 12:00 — REGNUM  Руководители и конструкторы ведущих российских предприятий в сфере двигателестроения приняли участие в дискуссии о процессах цифровизации отрасли в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018», сообщает 27 августа пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Ростех).

Мероприятие организовали Союз машиностроителей России и Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям». ОДК на встрече представлял генеральный конструктор предприятия Юрий Шмотин. В работе Инновационного клуба также принимали участие генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО «ОАК» Сергей Коротков, генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова» Михаил Гордин, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» Юрий Равикович и другие.

Из сообщения следует, что предметом дискуссии стало применение в работе компаний оборонно-промышленного комплекса «цифровых двойников» изделий, проведение виртуальных испытаний и использование их результатов для сертификации. Участники встречи обсудили способы наиболее эффективного применения цифровых технологий в деятельности предприятий оборонного комплекса, а также их поставщиков и подрядчиков, государственных заказчиков и военных представительств, регулирующих и надзорных органов, в том числе, при их взаимодействии в процессе создания и модернизации изделий военного назначения, их серийного изготовления и поддержания в эксплуатации.

«Эффективность применения технологий «цифрового двойника» мы определяем через конечный результат, — сказал Юрий Шмотин. — Например, при создании таких перспективных двигателей как ПД-14 и SaM146 применение цифровых технологий позволило получить первый натурный образец, отвечающий требованиям технического задания, через 3,5 года. Раньше для этого требовалось значительно больше времени».

Генконструктор пояснил, что ключевым вопросом при этом остается подтверждение натурными испытаниями характеристик двигателя, полученных при разработке и заложенных в «цифровой двойник».

В свою очередь Михаил Гордин пояснил, что при создании двигателей предприятия используют «детали повышенной ответственности», а потому требуется собирать и сохранять эту информацию о каждом изделии. Накопление такой информации и создание на ее основе «цифрового двойника» позволит повысить скорость доступа к этой информации, и, соответственно, скорость работы с изделиями на всех стадиях жизненного цикла.

Читайте также: Применяемые на самолетах Су-27 и Як-130 двигатели показали на «Армии-2018»

Добавим, под цифровым двойником понимают программный аналог физического устройства, моделирующий внутренние процессы, технические характеристики и поведение реального объекта в условиях воздействий помех и окружающей среды.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, форум «Армия-2018» прошел с 21 по 26 августа. Традиционно главной площадкой форума стал Конгрессно-выставочный центр «Патриот», а также аэродром «Кубинка», полигон «Алабино» и озеро Комсомольское.

Читайте также: На «Армии-2018» инженеры показали разработки в сфере аддитивных технологий

regnum.ru

Перспективы развития вертолётного двигателестроения в России: diana_mihailova

На прошедшей в конце мая 11-й Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia 2018 был проведён Круглый стол «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолётов», на которой основным докладчиком был начальник отдела малоразмерных газотурбинных двигателей (МГТД) Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Юрий Фокин. Ниже приводится систематизированное изложение его доклада.

Введение

В 1990-2000-х годах в отечественном вертолётном двигателестроении сложилась драматическая ситуация, связанная с тем, что после развала СССР Россия осталась без серийного производства вертолётных двигателей, в частности, основного авиадвигателя семейства ТВ3-117, который выпускался запорожским предприятием «Мотор Сич». Кроме того, в течение долгого времени не разрабатывались и не вводились в эксплуатацию новые отечественные вертолётные двигатели. Некоторые проекты были начаты, но так не завершены, например, вертолётный авиадвигатель РД-600.

Отсутствие отечественных авиадвигателей привело к тому, что практически на всех отечественных разрабатываемых и модифицированных вертолётах были применены авиадвигатели иностранного производства. На вертолётах Ка-226, Ка-226Т, «Ансат», «Ансат-У», Ка-62, Ми-26 применяются двигатели зарубежного производства. Сейчас рассматривается вариант применения иностранного двигателя на перспективном среднем транспортном вертолёте. Причём даже на вертолёте средней грузоподъёмности Ми-38 первоначально планировалась установка иностранного двигателя, и только отказ поставщика этого двигателя в поставках двигателей в Россию заставил отечественных разработчиков создать российский двигатель (ТВ7-117В). На сегодня после многолетнего обсуждения решён вопрос об освоении серийного производства двигателей ВК-2500 в России.

Что сделано «Объединенной двигателестроительной корпорацией»

С начала нынешнего десятилетия была запущена программа импортозамещения в вертолётном двигателестроении, в рамках которой выполнен весьма существенный объём работ. Основными результатами можно считать освоение серийного производства двигателей семейства ВК-2500 в России. Помимо сборки двигателей базовой версии полностью из отечественных комплектующих, проведены работы по созданию глубоко модернизированных двигателей ВК-2500П/ПС, в частности сертифицирован ВК-2500ПС-03 для новейшего вертолёта Ми-171А2. Двигатель ВК-2500ПС представляет собой модификацию двигателя ВК-2500 с новой полностью цифровой системой управления типа FADEC. Сейчас на повестке дня прохождение Государственных совместных испытаний ещё одной модификации двигателя ВК-2500 — ВК-2500П для модернизированного вертолёта Ми-28НМ, находящегося на этапе лётных испытаний.

Кроме того, сертифицирован вертолётный двигатель ТВ7-117В для Ми-38. Базовый вариант был разработан в 1980-е годы, но сертифицирован двигатель довольно недавно, Сертификат получен с определёнными ограничениями эксплуатационного диапазона. В течение 2018 года должен быть завершён весь комплекс мероприятий по расширению эксплуатационного диапазона в рамках заданного Техническим заданием, дополнил Ю. Фокин.

Рассматривается возможность разработки двигателя ПД-12В для перспективных тяжёлых вертолётов и ВК-800В — для лёгких вертолётов. Так на базе газогенератора двухконтурного двигателя ПД-14, предназначенного для пассажирского перспективного самолёта МС-21, разрабатывается двигатель ПД-12В для тяжёлых вертолётов класса Ми-26. Что касается ВК-800, в настоящее время ведутся работы по самолётной версии двигателя, предназначенной для использования в составе силовой установки самолёта L-410. В то же время, ЦИАМ поддерживает возобновление работ по созданию вертолётной версии ВК-800В.

Наконец, запущены работы по формированию облика перспективного вертолётного двигателя. В настоящее время компания «ОДК-Климов» формирует предложения по перспективному двигателю по программе «Перспективный двигатель для вертолётов», в ЦИАМ этот проект экспертизу пока не проходил. Но пока известно, что будет предложен авиадвигатель в большем классе мощности, чем ТВ7-117В, превосходящий существующие аналоги по технологичности и удельной массе.

Создание опережающего научно-технического задела

Создание перспективных авиадвигателей невозможно без создания опережающего научно-технического задела (НТЗ). Цели и программы разработки НТЗ уже определены. В соответствие с принятой программой, перспективные авиадвигатели должны иметь значительно лучшие характеристики по сравнению, например, с авиадвигателем ВК-2500.

Параметр Технологии 2025 Технологии 2035
Удельный расход топлива Снижение на 10-15% Снижение на 15-20%
Удельная масса Снижение на 20-25% Снижение на 25-30%
Надёжность и ресурс Повышение в 1,5-2 раза Повышение в 2-3 раза
«Доступность» двигателя Повышение в 2-3 раза

Основные направления развития вертолётных авиадвигателей

Специалистами ЦИАМ разработаны семь основных направлений развития авиадвигателей для перспективных отечественных вертолётов

№ п/п Направление Решаемая задача
1 «Неметаллический» Повышение удельных и ресурсных показателей
за счёт применения перспективных
композиционных материалов
2 «Простой двигатель» Упрощение конструкции двигателя,
сокращение числа ступеней лопаточных машин
и общего числа деталей
3 «Стойкий двигатель» Повышение эксплуатационной технологичности
(упрощение обслуживания,
обеспечение работоспособности
в неблагоприятных внешних условиях)
4 «Электрический двигатель» Исключение из конструкции двигателя
коробки приводов,
применение электрического привода агрегатов
5 «Сухой» двигатель» Исключение из конструкции двигателя
системы смазки,
применение «неохлаждаемых» подшипников различных типов
6 «Умный двигатель» Развитие и совершенствование систем управления,
контроля, диагностики и прогнозирования
технического состояния двигателя
7 «Доступный двигатель» Внедрение ресурсосберегающих технологий проектирования,
испытаний и производства,
снижение цены двигателя и стоимости эксплуатации

Также стоит задача совершенствования методов 3D-проектирования.

В обеспечение данных направлений работ ЦИАМ разрабатывает целый комплекс прорывных технологий. Совместно с предприятиями отрасли институтом реализуется программа под названием «Разработка технологий перспективных МГТД и АПД», целью этой программы является создание одиннадцати демонстраторов перспективных технологий.

  1. Демонстрационный «электрический» МГТД;
  2. Высокооборотный редуктор МГТД;
  3. Сопловой аппарат турбины из КМ;
  4. Теплообменник для МГТД «сложного» цикла;
  5. Камера сгорания МГТД с элементами из КМ;
  6. Экспериментальный одноступенчатый ЦБК
  7. Экспериментальный двухступенчатый ЦБК;
  8. Высокоскоростная ступень вертолётного редуктора.
  9. Демонстрационный турбокомпаундный авиационный поршневой двигатель;
  10. Демонстрационный МГТД на газовых опорах;
  11. Демонстрационный роторно-поршневой двигатель.

В соответствие с программой, в 2017 году выполнены предусмотренные расчётно-проектные исследования с условным разделением по уровням на технологии 2025 и 2035 гг., а в 2018-2019 планируется провести изготовление и испытания демонстраторов.

Для достижения заявленного прогресса характеристик вертолётных двигателей, ЦИАМ определён набор технологий, позволяющих получить изделия заданного уровня совершенства. Так к «Технологиям 2025» относятся:

  • Двухступенчатый ЦБК;
  • Компактная низкоэмиссионная КС;
  • РК турбины типа «Блиск»;
  • Рабочее колесо ЦБК из КМ;
  • Корпус компрессора из КМ Корпус КС из КМ;
  • Жаровая труба КС из КМ;
  • СА турбины из КМ;
  • Гибридные подшипники;
  • Электрический привод агрегатов;
  • Беспроводные датчики САУ;
  • БСКД с удалённым доступом;
  • МГТД «сложного» цикла с ТО.

«Технологии 2035» включают в себя:

  • Неохлаждаемые РК турбины из КМ;
  • Корпусные детали в ГЧ из КМ;
  • Неохлаждаемые маслом опоры;
  • Валы из КМ.

diana-mihailova.livejournal.com

ОДК представляет на «Армии-2018» достижения в области военного двигателестроения

7:02 / 22.08.18

ВК-2500ПС / Фото: Ладислав Карпов


Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) примет участие в открывающемся 21 августа Международном военно-техническом форуме (МВТФ) «Армия-2018». Холдинг продемонстрирует на нем силовые установки для авиации и военно-морского флота, а также проведет переговоры с российскими и зарубежными партнерами. 


Форум пройдет с 21 по 26 августа в Московской области. В рамках мероприятий «Армии-2018» предусмотрены экспозиционная, демонстрационная и научно-деловая программы.           


МВТФ станет площадкой для переговоров с традиционными партнерами, включая Министерство обороны РФ, и перспективными заказчиками, в том числе, иностранными. Холдинг также примет участие в деловой программе выставки – в частности, в мероприятиях Инновационного клуба. 



АИ-222-25 / Фото: Ладислав Карпов


Двигатели разработки и производства ОДК представлены на стенде корпорации в демонстрационном центре Ростеха. Экспозиция отражает различные направления работы корпорации – от двигателей для боевой авиации до морских силовых установок. Гости форума смогут увидеть самолетные двигатели АЛ-31Ф и АИ-222-25, вертолетный двигатель ВК-2500ПС и морской ГТД М70ФРУ. 


«Полное выполнение государственного оборонного заказа и государственной программы вооружений, а также создание новых передовых силовых установок для Вооруженных сил России является первоочередной задачей ОДК, – говорит генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александр Артюхов. – Мы также активно развиваем систему сервиса и технического обслуживания нашей военной продукции. Форум «Армия» для нас – это не только возможность продемонстрировать наши разработки, но и площадка для обсуждения путей дальнейшего развития сотрудничества с  партнерами».



АЛ-31Ф / Фото: Ладислав Карпов


АЛ-31Ф – турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и регулируемым реактивным соплом. Эти двигатели устанавливаются на истребители Су‑27, Су-33, Су‑30, а также на фронтовые бомбардировщики Су‑34. Эксплуатируется в широком диапазоне высот и скоростей полета, обеспечивает уникальные маневренные характеристики самолета.


Турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель АИ-222-25 предназначен для учебно-боевого самолета Як-130 (включая экспортные модификации). Ранее ОДК успешно завершила мероприятия по импортозамещению деталей и узлов двигателя.


Вертолетное направление представлено турбовальным двигателем ВК-2500ПС, базовое применение которого – новейший вертолет Ми-171А2. ВК-2500ПС – это последняя модификация двигателя ВК-2500 с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Создан в гражданской и военной версиях.



М70ФРУ / Фото: Ладислав Карпов


Морской газотурбинный двигатель М70ФРУ мощностью 14000 л.с. предназначен для установки на корабли различного класса и размерности (в зависимости от конфигурации энергетической установки). Особенности новых российских морских ГТД – увеличенные показатели эффективности (КПД) и межремонтного ресурса по сравнению с применяемыми ранее аналогами.


МОСКВА, Пресс-релиз ОДК
21

www.arms-expo.ru

Россия готовит революцию в авиационном двигателестроении

О супердвигателе человечество мечтало давно, но, судя по всему, именно в России мечта воплотится в реальность. Стремительное развитие отечественной науки и промышленности не оставляет без внимания и отрасль двигателестроения. С 4 по 6 апреля 2018 года в Москве проходит III Международный форум двигателестроения, на котором, в частности, обсуждаются вопросы создания перспективных двигателей будущего. 
 

Заместитель генерального директора «Объединенной двигателестроительной корпорации», генеральный конструктор Юрий Шмотин рассказал, что в России планируется настоящая революция в сфере двигателестроения. Модернизацию производства авиационных, морских и промышленных газотурбинных двигателей планируется осуществить посредством использования полимерных композиционных материалов, высокотемпературных материалов, конструктивных схем, суперкомпьютеров, аддитивных технологий.

В состав многокомпонентных композиционных материалов входят пластичная основа (матрица) и армирующие наполнители, жесткость и прочность которых являются качествами, обеспечивающими востребованность в двигателестроении. Благодаря таким свойствам двигатель получает большой запас прочности, одновременно снижается масса авиационного двигателя, улучшается его конструкция. 

Характеристики двигателя улучшаются и в результате использования электричества. Работа двигателя становится более интенсивной в том случае, если традиционные гидравлические и пневматические элементы заменяются электрическими приводами. Большую роль для повышения эффективности двигателей играют и высокотемпературные материалы, созданные на основе керамической матрицы и интерметаллидов алюминия и никеля. Если говорить об аддитивных технологиях, то они способны значительно сократить количество деталей, используемых в процессе создания двигателя, что неизбежно повысит общую эффективность двигателестроения, а с другой стороны сократит затраты производства за счет сокращения количества используемых в двигателе деталей. Сейчас с помощью аддитивных технологий Объединенная двигателестроительная корпорация изготавливает не менее 3 тонн деталей в год и эти цифры, скорее всего, будут только расти. 

Наиболее перспективным двигателем для дозвуковых летательных аппаратов, по мнению Юрия Шмотина, в будущем сможет стать электродвигатель с вентилятором с лопатками, сделанными из полимерного композиционного материала, что позволит использовать все преимущества электрической энергии. Когда создается турбинный двигатель, около 15-20 лет уходит на исследовательскую работу, еще 5-8 лет идут испытания, двигатель получает необходимые сертификаты, а следующие 40-50 лет двигатель может использоваться. Поэтому исследования в сфере двигателестроения необходимо планировать заранее, начиная с постановки задач и определения стратегии развития отрасли на ближайшие пятнадцать – двадцать лет.

maxpark.com

Вертолетное двигателестроение на HeliRussia 2018

01.03.2018 Вертолетное двигателестроение на HeliRussia 2018

Теги: HeliRussia 2018

Фото: ОДК-Климов

Авиационное двигателестроение является одной из самых инновационных и сложных сфер вертолетной индустрии и машиностроения в целом. Разработка новых технологий для применения в авиационных двигателях порой выступает стимулом развития научно-технического прогресса. В рамках выставки HeliRussia 2018 вертолетному двигателестроению будет уделено особенное внимание.

В деловой программе выставки 25 мая запланировано новое мероприятие – конференция на тему «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов». Мероприятие организовано Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) при поддержке Национального авиационного журнала «Крылья Родины». Модератор конференции – Президент АССАД, доктор технических наук, профессор Виктор Чуйко.

В последние годы российская авиационная промышленность активно развивает вертолетное двигателестроение: так, «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» наращивает выпуск в России двигателей типа ВК-2500, устанавливающихся на большинство отечественных вертолетов; работу по модернизации и проектированию новых двигателей ведет «ОДК-Климов»; о разработках вертолетных силовых установок нового поколения заявили холдинг «Технодинамика», НПП «Аэросила» и Уральский завод гражданской авиации. На конференции обсудят реалии и перспективы двигателестроения для вертолетов, средне- и долгосрочные перспективы в этой области.

Все упомянутые компании являются регулярными участниками выставки HeliRussia, где ежегодно демонстрируют свои разработки, знакомят с новостями и ходом развития проектов. Кроме того, в выставке принимает участие ряд других компаний, занимающихся разработкой, производством и обслуживанием вертолетных двигателей – это в том числе «Борисфен», H+S Aviation, Lom Praha, PBS Velká Bíteš и Safran Helicopter Engines.

Собирая всех главных участников отрасли вертолетного двигателестроения, HeliRussia 2018 позволит познакомиться как с нынешними, так с перспективными проектами в этой области.

Выставка будет проводится в Москве в МВЦ «Крокус Экспо» при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии с 24 по 26 мая 2018 года.

www.helicopter.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о