Содержание

Сколько авианосцев у США в 2018 году

В настоящее время в составе военного флота США имеется 11 атомных авианосцев. Каждый из этих судов, помимо своего названия, имеет специальное обозначение, содержащее три буквы (CVN), указывающие на то, что данный корабль является многоцелевым ядерным авианосцем, и цифры, являющиеся порядковым номером конкретного авианосца.

10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц». Строительство первого авианосца данного класса началось в 1968 году. Эти боевые корабли считаются самыми большими военными судами в мире: их длина превышает 300 метров, водоизмещение равно практически 100 000 тонн, а для обслуживания каждого такого авианосца требуется 5-6 тысяч человек.

Список авианосцев США

  • «Нимиц» (CVN-68) — был введён в состав американского флота в 1975 году. Данный авианосец использовался во время войны в Ираке.
  • «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69) — числится в составе ВМС США с 1977 года. Авианосец принимал участие в известной операции американских войск «Буря в пустыне».
  • «Карл Винсон» (CVN-70) — стал частью ВМФ США в 1982 году. За то время, что авианосец находится в боевом строю, на его палубе успели побывать два американских президента — Билл Клинтон и Барак Обама.
  • «Теодор Рузвельт» (CVN-71) — введён в эксплуатацию в 1986 году. Сыграл одну из ключевых ролей в операции «Буря в пустыне».
  • «Авраам Линкольн» (CVN-72) — был спущен на воду в 1989 году. Это первый авианосец американского флота, на котором стали служить женщины.
  • «Джордж Вашингтон» (CVN-73) — числится в составе ВМФ США с 1992 года. Авианосец несёт службу преимущественно в водах Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей.
  • «Джон Стенни

usamagazine.ru

Сколько авианосцев в США? Названия и типы американских авианосцев

Морской флот – это, безусловно, предмет особой гордости любой современной морской державы. На сегодняшний день в мире самой мощной флотилией безоговорочно обладают Соединенные Штаты Америки. Именно эта страна, активно претендующая на мировое господство, уделяет самое пристальное внимание техническому развитию своих кораблей, выполняющих самые различные боевые задания во всех уголках планеты. В данной статье будут рассмотрены ныне действующие авианосцы США.

В качестве вступления

В наше современное время в мире есть всего лишь десять государств, которые имеют в составе своих военно-морских сил авианосцы. Безусловными лидерами условного рейтинга являются именно американцы, у которых есть 11 авианосцев. Второе место поделили между собой Италия и Испания. У этих стран есть по два таких корабля. Далее следуют Китай, Россия, Франция, Бразилия, Индия, Таиланд, Великобритания. У всех этих государств имеется по одному авианосцу.

Назначение

Современные авианосцы Соединённых Штатов – по сути, яркий символ власти и силы. Адмиралы США именуют эти корабли «становыми хребтами» всего военно-морского флота их страны. В принципе, это легко объяснимо, поскольку данные морские суда способны на протяжении нескольких месяцев пребывать в автономном режиме в открытом море или океане, вдалеке от своих сухопутных баз, а также с большой скоростью перемещаться в любую точку на планете, принимать участие в боевых действиях против абсолютно любого противника и при этом находиться от него на громадном расстоянии, обеспечивая тем самым себе высокий уровень собственной безопасности.

Ядро команды

Несмотря на то, сколько авианосцев в США сейчас и сколько их будет в будущем, эти корабли были, есть и будут основой авианосной ударной группы. При этом любое такое судно не имеет собственного мощного оборонительного вооружения и не адаптировано для проведения самостоятельных действий. Авианосец перемещается по водной глади под прикрытием других кораблей. Отличительной чертой ударной группы является ее способность за сутки пройти расстояние почти 1500 километров и параллельно с этим остаться незамеченной для потенциального противника.

Задачи военного времени

Рассматривая боевые задания авианосцев, целесообразно ознакомиться с предназначением всей авианосной ударной группы, которая создана для:

  • Нанесения ударов по различным объектам, которые расположились как на побережье, так и на суше.
  • Авиационного прикрытия и оказания поддержки десанту и сухопутным частям, которые проводят свои действия в прибрежной зоне.
  • Завоевания и удержания абсолютного превосходства в воздушном пространстве в районе проведения запланированной военной операции.
  • Обеспечения противовоздушной обороны других кораблей, десанта, конвоев во время движения их по морю.
  • Блокады прибрежной линии противника.
  • Ведения тактической авиационной разведки.

Собственно говоря, в мирное время Соединённые Штаты путем использования авиационных ударных групп показывают всему миру свою мощь и силу в ключевых с политической точки зрения для страны регионах планеты.

Американские титаны

Итак, давайте же подробнее рассмотрим, сколько авианосцев в США. Как уже было сказано выше, их насчитывается одиннадцать штук. Список авианосцев США имеет следующий вид:

  • «Нимиц».
  • «Дуайт Эйзенхауэр».
  • «Теодор Рузвельт».
  • «Карл Винсон».
  • «Авраам Линкольн».
  • «Джордж Вашингтон».
  • «Джон К. Стеннис».
  • «Гарри Труман».
  • «Джордж Буш».
  • «Рональд Рейган».
  • «Джеральд Р. Форд».

Теперь давайте познакомимся с ними поближе.

Шестой корабль типа «Нимиц»

Именно таким по счету является авианосец «Джордж Вашингтон». Судно был спущено на воду в июле 1990 года. Технические возможности корабля позволяют ему нести на себе около 90 самолетов и вертолетов, для подъема которых непосредственно на палубу используются четыре грузовых лифта. Суммарная площадь палубы составляет 18 000 квадратных метров. Авианосец способен разместить на своем борту порядка 6250 человек. Для остановки судно использует два якоря, вес каждого из которых составляет 30 тонн.

Корабль стал первым для США судном с ядерной энергетической установкой, которое было надолго размещено на военной базе на территории иностранного государства. Произошло это в 2008 году, когда авианосец был откомандирован в Японию. В том же году на корабле произошло чрезвычайное происшествие – сильный пожар. Экипаж смог полностью погасить возгорание лишь через 12 часов, а сумма ущерба составила порядка 70 миллионов долларов. Пострадало при этом 37 человек.

Корабль президентов

«Карл Винсон» – авианосец, вступивший в строй в мае 1982 года. Корабль назван в честь конгрессмена, который на протяжении 29 лет был главой Комитета по делам вооруженных сил. Основным местом службы корабля был Индийский и Тихий океан, а также Персидский залив. Судно было задействовано в съемках киноленты «Лучший стрелок».

После уничтожения Усамы бен Ладена весной 2011 года его тело было доставлено именно на этот авианосец, после чего отправлено в воды Аравийского моря. А через полгода Барак Обама и его жена побывали на баскетбольном матче между студенческими командами, который проводился на палубе этого морского гиганта.

Корабль для женщин

На самом деле ничего оскорбительного в этой фразе для моряков-мужчин нет. Просто авианосец «Авраам Линкольн» стал первым в своем роде судном, на котором получили разрешение служить и женщины. К сожалению, здесь не обошлось без трагедии. В октябре 1994 года во время захода на посадку после выполнения учебного полёта погибла офицер Кара Халтринг.

Во время боевой операции в Ираке 2003 года с корабля было совершено свыше 16 500 боевых вылетов.

Авианосец – место, где все подчиняется очень четкой координации и порядку. Поскольку длина взлетно-посадочной полосы - всего лишь 150 метров, то истребители для взлета используют так называемую катапульту, которая, можно сказать, буквально выбрасывает самолет в воздух.

Но самым важным элементом взлетно-посадочной полосы является тормозной трос. Во время посадки пилот самолета должен суметь зацепиться крюком за один из четырех таких стопорных элементов. При этом самолет совершает посадку на полном ходу. Это связано с тем, что в случае неудачи он будет обязан вновь пойти на экстренный взлет. Кстати, на корабле есть так называемая красная комната, в которой пилоты дежурят в полной боевой готовности круглосуточно, будучи готовыми в любую минуту взлететь для выполнения задания.

Интересный факт: два раза в сутки абсолютно каждый член палубной команды выходит на марш. Все эти военные идут вплотную друг к другу и детально рассматривают палубу с целью найти различные посторонние предметы, которые могут нанести крайне нежелательные механические повреждения дорогостоящей турбине.

Борец с ИГИЛ

Авианосец «Гарри Труман» был спущен на воду 25 июля 1998 года при участии тогдашнего президента США Билла Клинтона. Постройка корабля обошлась бюджету страны в 4,5 миллиарда долларов. Стоит также отметить, что этот американский авианосец имеет засекреченное бронирование и ресурс работоспособности, рассчитанный на 20-25 лет.

Первым боевым походом для судна оказался заплыв в Персидский залив в ноябре 2000 года. В конце декабря 2015 года авианосец принял активное участие в операции против террористической организации «Исламское государство». С палубы корабля были совершены боевые вылеты самолетов для совершения ударов по позициям боевиков. Судно и его авиационное крыло взаимодействовали с французскими военно-морскими силами, которые также участвовали в операции в Сирии.

Корабль будущего

Авианосец типа «Форд» – американское боевое судно, которое пришло на смену уже морально и физически устаревшим кораблям «Нимиц». Введение в эксплуатацию нового авианосца планируется на 2017 год.

Отличительной чертой нового судна является наличие на нем электромагнитной катапульты, которая работает с использованием линейного электрического двигателя. Катапульта дает возможность осуществлять разгон истребителей более плавно и аккуратно, что позволяет снизить перегрузки, действующие на стальную конструкцию каждого такого дорогостоящего воздушного борта.

Кроме того, пара новых реакторов, созданных специально для этого авианосца, имеют возможность производить на 25 % больше электрической энергии, чем предыдущие аналогичные энергетические установки. Возникший запас мощности позволяет судну гораздо быстрее выполнять перезарядку катапульты. Сократилось и число обслуживающего персонала, которое теперь составляет 4660 человек. Это позволяет снизить нагрузку на бюджет, поскольку этот американский авианосец обойдется в эксплуатации стране дешевле на 4 миллиарда, чем его предшественник.

Сороковой президент США

Авианосец «Рональд Рейган» стал полноправным членом флота в июле 2003 года. У судна есть пара существенных отличий от своих «собратьев». Первое заключается в наличии трех (а не четырех) высокопрочных тормозных тросов. Второе – носовая часть корабля имеет бульбообразную форму, что сделано для увеличения остойчивости всего авианосца.

«Рональд Рейган» способен нести на своем борту порядка девяноста вертолетов и самолетов. Основной ударной силой корабля являются боевые воздушные суда широкого назначения F/A-18 Hornet, которые уже были многократно испытаны на практике в различных боевых операциях США.

«Грязный» авианосец

Кораблю «Джордж Буш» такое прозвище присвоено неслучайно, а все потому, что на судне очень часто выходит из строя вакуумная система слива туалетов. То есть, проще говоря, забиваются все 423 унитаза корабля. Первые проблемы с ними возникли еще в 2011 году, когда авианосец совершал свой поход в Персидский залив для выполнения боевого задания.

Однако есть и положительные качества у этого корабля. Так, в частности, модернизирована система электроники и коммуникации. Также процесс выполнения заправки выведен на полуавтоматический уровень. На палубе обновлены газоотбойники.

Активный участник спецопераций

Изучая действующие авианосцы США, нельзя обойти своим вниманием и «Теодора Рузвельта». Этот корабль был первым из ныне существующих авианосцев, который собирался с применением модульной конструкции. Каждый модуль строился отдельно друг от друга, а монтаж всех этих частей производился уже в единой точке путем сваривания. Такой принцип постройки судна позволил значительно сократить заявленные изначально сроки выполнения строительных работ. В итоге 25 октября 1986 года корабль был принят на военную службу и стал полноправным членом военно-морских сил США. Начиная с 16 января 1991 года авианосец принимал участие в боевых действиях в Персидском заливе. С его палубы было выполнено 4200 вылетов, которые позволили сбросить почти 5 миллионов фунтов боеприпасов на территорию противника.

После террористических актов, произошедших 11 сентября 2001 года, корабль вышел в боевой поход против Аль-Каиды, базирующейся на тот момент в Афганистане. 4 октября 2001 года с авианосца были нанесены разрушительные ракетные удары из Аравийской акватории по позициям боевиков. В результате операции судно провело 159 дней в море, чем поставило рекорд пребывания кораблей в открытом море после Второй мировой войны.

Вне зависимости от того, сколько авианосцев в США находятся на боевом посту, каждый из них в обязательном порядке регулярно проходит полноценный капитальный ремонт. Не стал исключением в этом вопросе и «Теодор Рузвельт». С лета 2009-го по лето 2013 года он пробыл на верфи Newport News Shipbuilding (штат Вирджиния). Благодаря этой реконструкции корабль сможет пробыть в рядах флота США еще 23 года. Итоговая стоимость работ составила 2,6 миллиарда долларов.

Корабль мира

В заключение, заканчивая рассматривать вопрос о том, сколько авианосцев в США, обратим внимание на корабль данного типа под названием «Дуайт Эйзенхауэр».

Это боевое судно было сдано в эксплуатацию в 1977 году. В период 1985-1987 годов корабль пребывал на первой своей плановой реконструкции, а вторая пришлась на 2001-2005 годы. Почти двадцать лет авианосец был «мирным» и не принимал участия в каких-либо военных операциях. Однако в 1991 году его привлекли в зону боевых действий – Персидский залив. В 2000 году корабль обеспечивал бесполетные зоны в Иране во время выполнения операции «Южный дозор».

fb.ru

Сколько авианосцев у США?

Америка давно признана страной, у которой самое мощное вооружение. Именно там находится самый крупный авианосный флот в мире.

На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки располагают одиннадцатью действующими авианосцами, десять из которых находятся в строю военно-морских сил и один – в стадии строительства. Все 10 авианосцев были построены из кораблей класса Нимиц, которые пришли на смену вышедшим из строя предыдущим. До авианосцев типа «Нимиц» существовало еще несколько видов, например, класс «Мидуэй» 1952 года, эскорт авианосцы «Сэнгамон» 1942 года, корабли «Форрестол» с 1955 года, «Кити-Хок», разработанный еще в 1960-х (примечательно, что выпущено было только четыре корабля такого типа), «Сайпан» с 1940-х (насчитывается лишь два судна). Все перечисленные модели на данный момент сняты с вооружения и более не выпускаются.

Зарегистрированные боевые суда в ВМС Америки по состоянию на сегодняшний день:

  • “USS Nimit”» номер CVN-68 – это первый авианосец, который сейчас располагается в Эверет;
  • “Дуайт Эйзенхауэр” номер CVN-69;
  • “Карл Винсон” номер CVN-70, находится в Сан-Диего;
  • “Теодор Рузвельт” номер CVN-71;
  • “Авраам Линкольн” с номером CVN-72, до 2015 года будет находиться в Норфолке на перезарядке активной зоны атомного реактора;
  • “Джорж Вашингтон” номер CVN-73, отправлен в Йокосука;
  • “Джон К. Стеннис” номер CVN-74;
  • “Гарри Трумэн” номер CVN-75;
  • “Рональд Рейган” номер CVN-76;
  • “Джордж Буш” номер CVN-77, последний корабль класса Нимиц, находящийся в боевом состоянии.
Все это авианосцы снабжены ядерной силовой установкой, имеют водоизмещение около 106 тысяч тонн и действуют в составе авианосных ударных групп. Предназначены они для обороны военно-морских связок и поражения надводных целей. Вооружение таких кораблей состоит из истребителей-бомбардировщиков, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, транспортных, а так же противолодочных вертолетов. Бортовое вооружение составляют зенитные, ракетные установки и артиллерийский комплекс. Все суда данного класса имеют бортовой номер, который обозначает, что этот корабль многоцелевой с ядерной энергоустановкой и имеет порядковый номер в особом списке военно-морских сил Америки.

Первый авианосец в США был введен в действие в 1975 году, а последний – в 2009 году.

Содержание каждого корабля из этой серии обходится правительству страны около 160-170 миллионов долларов в год. Соединенные Штаты активно использовали данные корабли во многих военных действиях, в том числе и в конфликтах с Ираком и Югославией. Так во время войны в Ираке было совершено 87 тысяч вылетов.

Одиннадцатый авианосец США под гордым именем «Джеральд Форд» с присвоенным ему порядковым номером CVN-78 строится в новом классе Форд. Постройка этих атомных многоцелевых судов запущенна с 2009 года. Они являются улучшенной версией авианосцев класса «Нимиц». Различия в них заключаются в существенном увеличении размеров и усовершенствовании вооружения. В кораблях класса «Форд» планируют внедрять новейшие разработки и элементы стелс-технологии. Из-за этого экипаж нового судна уменьшиться на 500-900 человек. Строительство авианосца «Джеральд Форд» планируется закончить в 2015 году. Помимо него запланирован запуск еще двух кораблей аналогичных моделей для пополнения флота США. После, согласно специальной программе, разработанной министром ВМС Америки, через каждые пять лет будет выпускаться по одному кораблю, пока количество новых судов в составе флота не будет равняться десяти.

«Джеральд Форд» – это первый авианосец, который был полностью сконструирован в 3D-дизайне. Кроме того, существенные изменения были внесены во внутреннее наполнение судна:

  • расширена площадь, предназначенная для вылетов самолетов;
  • ядерный реактор после модернизации сможет работать непрерывно до 50 лет без замены топливных стержней;
  • боезапас будет состоять из бомб, ракет типа «воздух-земля».

Эти авианосцы смогут нести около девяноста вертолетов и самолетов, а также других летательных аппаратов. В США планируют, что суда этого класса заменят старые, которые приближаются к конечному сроку эксплуатирования, составляющему 50 лет.

yach.su

Авианосцы США — корабли, которые делают политику

Военные действия на полях сражений Второй Мировой войны стали свидетельством того факта, что отныне авиация становится одним из решающих факторов для достижения победы над противником, как в тактическом плане, так и в стратегическом. На сухопутном фронте свидетельством растущей мощи авиации сначала стала «Битва за Англию». Чуть позже авиация продемонстрировала свою силу при бомбардировках союзнической авиацией городов Германии и во время массированных налетов американской авиации на японские острова. На море картина от действия авиации была более еще впечатляющей. Атака в декабре 1941 года Японией американской базы Перл-Харбор, битва у атолла Мидуэй и разгром японского флота в заливе Лейте продемонстрировали всему миру боевые возможности авианосцев и авиации морского базирования. Американские авианосцы оказались наиболее эффективным и действенным инструментом для ведения войны на океанских просторах.

Авианосцы

С этого момента авианосец становится ключевой фигурой в разыгрываемой геополитической шахматной партии. Соединенные Штаты Америки стали единственной страной в мире, которая с окончанием Второй Мировой войны обладала подавляющей военно-морской мощью. Послевоенное развитие событий и «холодная война» только упрочили позиции США на арене мировой геополитики. Нынешние сила и могущество Америки держатся на военно-морской силе, где пальма первенства принадлежит авианосцам.

Авианосцы США – инструмент военно-политического влияния

Соединенные Штаты с окончанием Второй Мировой войны стали ведущей мировой державой. Этому способствовали набравшая силу американская экономика и состояние вооруженных сил страны. Никогда прежде США не имели такой мощной армии и военного флота. В отличие от других стран, участвующих в глобальном конфликте, Америка вышла из войны с самыми мощными и современными военно-морскими силами. К линкорам и крейсерам, спущенным на воду в течение войны и считавшимися основными боевыми единицами флота, американцы сумели добавить огромный авианосный флот. Это несмотря на то, что потери американских ВМС во время военных действий на море были достаточно ощутимы. За годы войны с американских верфей сошли 151 авианосец, часть из которых продолжала долгую службу, часть была пущена в скором времени на слом.

Орискани. Затопление

Учитывая тот факт, что львиная доля американских авианосных судов, спущенных на воду в годы войны, приходится на эскортные авианосцы, такие темпы строительства военных судов поражают воображение и вызывают восхищение. Если строительство эскортных кораблей было поставлено на поток и здесь главным было количество, то постройка полноценных боевых кораблей требовала куда больше времени, больших технических усилий и ресурсов. Несмотря на это со стапелей было спущено 20 тяжелых авианосцев, которые своим участием положили начало разгрому японского флота. Следует отметить высокий технологический уровень, который удалось сохранить американским судостроителям при постройке новых судов. Это неизбежно отразилось на боевых характеристиках кораблей, которые на долгое время стали хрестоматийными. Американские тяжелые авианосцы типа «Эссекс», вошедшие в строй еще в период военных действий, оказались настолько успешными, что еще длительное время оставались самыми современными и мощными военными кораблями в мире.

Заложенная при строительстве авианосцев военного периода концепция тяжелого авианосца, сохранилась на долгие годы, став примером для последующего развития кораблей этого класса. После войны США продолжали наращивать свою военно-морскую мощь, клепая крупные военные суда быстрее всех в мире. Авианосцы стали основной боевой и ударной силой флота и со временем превратились в эффективный военный инструмент демонстрации американской внешней политики.

Архитектура корабля

После войны на американских верфях строились тяжелые авианосцы с обычной силовой установкой. Размеры судов постоянно увеличивались, совершенствовались системы обеспечения воздушных судов. Это были уже не просто плавучие боевые платформы, перевозившие большое количество боевых самолетов и обеспечивавшие техническое обеспечение авиационной группировки. Теперь это были настоящие плавучие города, обладающие колоссальной огневой мощью и огромными техническим ресурсом. Появление реактивной авиации привело к стремительному увеличению размеров и водоизмещения судов. Вместе с кораблями типа «Эссекс» основу боевой мощи американского флота составляли авианосцы типа «Индепендес», Первыми послевоенными авианосцами в американских ВМС стали корабли типа «Эссекс», «Индепендес», «Мидуэй» и «Сайпан». Проверенные в боях тяжелые авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» оказались наиболее удачными. Подтверждением тому служит количество судов этих типов, построенных на американских верфях.

Архитектура корабля. Часть 2

Корабли действительно были очень хорошими. Именно они составили основу авианосного флота ВМС США в послевоенный период. Для тех кораблей, которым было не суждено пройти горнило войны на Тихом океане, в начале 50-х годов представилась хорошая возможность показать себя, участвуя в Корейской войне.

Боевые корабли этих типов продолжали строиться в послевоенные годы, составляя основу боевой мощи американских ВМС. Некоторые американские корабли по праву можно назвать долгожителями, прослужившими почти пол столетия. Последние авианосцы типа «Эссекс» и «Мидуэй» были выведены из состава ВМФ США только в начале 90-х годов. Отдельные суда военной постройки были переданы Франции и Испании, странам союзникам США по блоку НАТО или стали музейными экспонатами.

Кабот Испания

Тяжелые многоцелевые авианосцы — козырная карта Соединенных Штатов

По стоимости строительства и расходов на содержание авианосцы сравнялись с военными бюджетами целых стран. Несмотря на огромные затраты, связанные со строительством судов этого класса и их содержание, правительство США продолжало строить новые авианосцы, наращивая свою военно-морскую мощь.

Следующим этапом в развитии авианосца стали корабли типа «Форрестол». Это были уже огромные корабли. Водоизмещение стремительно выросло, достигнув отметки в 80 тыс. тонн. Длиной полетной палубы корабль превосходил авианосцы типа «Мидуэй» на целых 20 метров. Причина такого быстрого роста размеров и водоизмещения новых кораблей стало стремительное развитие авиации. Поступившие на вооружение армии и флота США истребители «Фантом» обладали огромной скоростью, могли нести большую бомбовую нагрузку. Соответственно для таких машин требовалась полетная палуба большей длины, увеличилась площадь ангаров. Экипаж такого монстра составлял уже свыше 4 тыс. человек.

Форрестол

Всего было построено 4 корабля этого типа, головной корабль CVN-59 «Форрестол», CVN-60 «Саратога», CVN-61 «Рейнджер» и CVN-62 «Индепендес». Этим кораблям выпала судьба принять участие в военных действиях в Юго-Восточной Азии. С американских авианосцев взлетали для бомбардировки вьетнамских городов самолеты «Скайхок» и «Фантом». Американский флот сосредоточил в Тонкинском заливе крупные военно-морские силы, среди которых одновременно в разные периоды присутствовало 3-4 авианосца.

Следует отметить, что во время Вьетнамской войны выявились слабые стороны современных авианосцев. В процессе боевых действий, существенно возросла интенсивность полетов. Самолеты находились прямо на палубе в полном боевом оснащении, что неизбежно приводило к возникновению чрезвычайных происшествий. Корабль, на палубе которого одновременно находилось столько боевой техники и вооружений, представлял собой пороховой погреб. Аварии и частые пожары стали постоянными спутниками авианосцев ВМС США.

Для справки: Примечателен пожар, вспыхнувший на палубе авианосца CVN-59 «Форрестол» 25 июля 1967 года. Причиной возгорания, в результате которого пожар на палубе бушевал полдня, стал случайный самопроизвольный пуск авиационной ракеты «Zippo». Инцидент стал самым громким в истории военно-морского флота США в послевоенный период. Флот потерял 131 человека, а 161 человек получило ранения различной степени тяжести. Помимо людских жертв флот недосчитался 21 самолета. Сам корабль получил тяжелейшие повреждения корпуса и надстроек. На сенатских слушаниях поднимался вопрос о списании корабля из состава флота ввиду большого технического ущерба. Общий ущерб от пожара составил 72 млн. долларов в ценах 1967 года.

Пожар на Форрестоле

Катастрофа с авианосцем «Форрестол» наглядно показала, насколько такие огромные боевые суда являются беззащитными и беспомощными. Для того, чтобы вывести огромный корабль из строя достаточно одного ракетного удара и пороховая бочка сама взлетит на воздух. Американский флот понес значительные потери в небоевых условиях. Требовались кардинальные меры по усилению живучести боевых судов этого класса. Результатом анализа катастрофы в Южно-Китайском море стали не только усиление средств контроля взлета и посадки самолетов на палубу авианосцев, но и совершенство средств противопожарной безопасности на кораблях. Следующие корабли, заложенные и спущенные на воду в середине 60-х годов, оказались на порядок успешнее и безопаснее.

Авианосцы типа «Китти Хоук» представляли собой последний вариант развития тяжелого ударного авианосца с обычной силовой установкой. Благодаря внедрению в конструкцию кораблей новых технологий суда получили огромный технический ресурс, обеспечивший им долгую и успешную боевую службу. Корабли этого типа являлись в 80-х годах основными авианосными силами ВМФ США.

Китти Хоук

Именно эти корабли участвовали в налетах американской авиации на Ирак в ходе Первой войны в Персидском заливе в 1991 году, оказывая поддержку американским частям и войскам союзников. Последним боевым применением боевых судов типа «Китти Хоук» стала бомбардировка сербских позиций во время военной операции сил НАТО в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг.

Атомная энергия в эпоху господства авианосцев

Важно отметить тот факт, что в разные периоды, в эпоху политических кризисов и во время экономического спада Америка продолжала строить крупные боевые суда. Этот процесс подстегивала гонка вооружений, где ВМС США соревновались с военно-морских флотом СССР, роль мирового полицейского, которую после Второй Мировой войны выполняли Соединенные Штаты. Военно-морское командование и Комитет Начальников Штабов стремился постоянно поддерживать военно-морское присутствие во всех горячих точках планеты США на постоянном уровне. Для этого требовалось иметь не только многочисленный боеспособный флот, состоящий из надводных кораблей и подводных лодок, но и специально подготовленные ударные соединения.

На верфи

Вместе с постройкой и вводом в строй атомных подводных лодок, военно-морское командование предприняло попытку создать надводный корабль с атомной энергетической установкой. Результатом такого решения стал спуск на воду в 1961 году первого атомного авианосцы «Энтерпрайз». Корабль был построен в единственном экземпляре. Сказалась его большая стоимость и отсутствие у высшего военного руководства четкого представления о том, каким должен быть многоцелевой ударный авианосец с ядерным реактором на борту. Этот корабль стал испытательным полигоном, на котором отрабатывались технические приемы управления, обслуживания и обеспечения надводных кораблей такого класса.

Кеннеди

Спуск на воду последнего авианосца CVN-62 «Джон Ф. Кеннеди» типа «Китти Хоук» в 1968 году совпал по времени с закладкой второго тяжелого авианосца класса «Нимиц». Новый корабль должен был стать головным кораблем целой серии авианосных судов нового поколения и нового класса. Это были корабли совершенно иного типа. К этому времени изменилась, как сама концепция постройки судов этого типа, так и подходы в системе управления и организации авианосных соединений на флоте.

Новый авианосец имел ядерную энергетическую установку. Водоизмещение корабля составляло уже почти 100 тыс. тонн. Длина полетной палубы составляла 317 метров. Для того времени (1975 год) это был самый крупный боевой корабль, спущенный на воду. Планировалась постройка еще 10 однотипных судов в течение последующих 30 лет. Предполагалось, что первые пять судов должны качественно улучшить и увеличить количественно авианосную группировку ВМС США. Последующие суда будут вводиться в строй по мере износа авианосцев ВМС США более ранней постройки. К 2000 году американский флот должен был стать полностью атомным.

Стоянка кораблей

Следом за головным кораблем, авианосцем класса «Nimitz» под номером CVN-68, в строй вошли следующие суда:

  • CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр» введён в эксплуатацию 18 октября 1977 года;
  • CVN-70 «Карл Винсон» введён в строй 13 мая 1982 года;
  • CVN-71 «Теодор Рузвельт» вступил в состав флота 25 октября 1986 года;
  • CVN-72 «Авраам Линкольн» вошел в состав флота 11 ноября 1989 года;
  • CVN-73 «Джорж Вашингтон» зачислен в состав флота 4 июля 1992 года;
  • CVN-74 «Джон К. Стеннис» введён в состав флота 9 декабря 1995 года;
  • CVN-75 «Гарри Трумэн» вступил в строй 25 июля 1998 года;
  • CVN-76 «Рональд Рейган» вошел в состав флота 12 июля 2003 года;
  • CVN-77 «Джордж Буш” введён в состав флота 12 июля 2003 года.

Авианосец «Джорж Буш» является последним кораблем класса «Nimitz», который введен в строй. Следующим этапом в программе кораблестроения ВМС США стал новейший авианосец «Джеральд Р. Форд», которые введен в строй в июле 2017 года.

Джеральд Р. Форд

В 1992 году боевая структура авианосных соединений была преобразована. Существующие авианосные боевые группы, подобие тех соединений, с которыми американский флот воевал на Тихом океане во время Второй Мировой войны, были преобразованы в авианосные ударные группы. Основным ударным элементом такой группы становился американский авианосец, способный нести 60-80 самолетов различных классов. Помимо авианосной компоненты в состав группы входили корабли других классов. По штату в АУГ входят 1-2 ракетных крейсера, 3-5 эсминца, фрегаты и 1-2 атомные подводные лодки.

АУГ

На сегодняшний день в составе ВМФ США имеется 10 авианосных ударных групп, которые базируются в разных частях света. Последняя 11-я АУГ находится только в стадии формирования. Где будет нести службу новый авианосец до сих пор неизвестно, однако вероятно это будет район Индийского океана или Дальний Восток.

warways.ru

Авианосные ударные силы США: настоящее и будущее

Авианосные ударные силы ВМС США, объединяя в своем составе авианосцы, авиакрылья палубной авиации, суда охранения и снабжения, являются, по сути, специфическим видом флота. Авианосцы имеются и во флотах других стран, таких, например, как Великобритания, Франция, Италия, но по боевой мощи и масштабу возлагаемых на него задач авианосный флот США уникален.

 

БОЕВОЙ СОСТАВ АВИАНОСНЫХ СИЛ США

На текущее время и ближайшие 30 лет военно-политическим руководством США предусматривается наличие в действующем составе авианосных сил 11 крупных авианосцев. Такое количество должно обеспечить развертывание авианосных групп на боевую службу как в плановом, так и в экстренном порядке, и выполнение задач, предусмотренных военной доктриной США.

Многоцелевые авианосцы с базирующимся на них авиакрылом (75-85 самолетов) являются ядром авианосных ударных групп (АУГ), и авианосных ударных соединений (АУС), которые входят в состав оперативных флтов ВМС США в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, и Средиземном море. В XXI веке корабли этого класса останутся важнейшим средством ВМС США для завоевания и удержания господства на море, а также воздушного превосходства на сухопутных театрах военных действий.

В настоящее время в составе ВМС США числится 11 авианосцев, из них 10 – типа «Нимитц» и 1 - «Энтерпрайз».  Все они оснащены ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Последний авианосец с неядерной энергетической установкой CV-63 «Китти Хок» был выведен из состава флота в 2009 году, одновременно с вводом в строй CVN-77 «Джордж Буш».

 

СРОКИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАНОСЦЕВ

В ВМС США (НА НАЧАЛО 2010 ГОДА)

 

Бортовые номера

и названия

Месяц и год

закладки киля

Месяц и год

передачи ВМС

Сроки

эксплуатации,

лет

CVN-65 «Энтерпрайз»

Февраль 1958

Ноябрь 1961

48

CVN-68 «Нимитц»

Июнь 1968

Май 1975

34

CVN-69 «Дуайт

Эйзенхауэр»

Август 1970

Октябрь 1977

31

CVN-70 «Карл

Винсон»

Октябрь 1975

Март 1982

 27

CVN-71 «Теодор

Рузвельт»

Октябрь 1981

Октябрь 1986

 23

CVN-72 «Авраам

Линкольн»

Ноябрь 1984

Ноябрь 1989

 19

CVN-73 «Джордж

Вашингтон»

Август 1986

Июль 1992

 17

CVN-74 «Джон С.

Стэннис»

Март 1991

Декабрь 1995

 14

CVN-75 «Гарри

Трумэн»

Ноябрь 1993

 

Июль1998

 11

CVN-76 «Рональд

Рейган»

Февраль 1998

Июль 2003

  6

CVN-77 «Джордж

Буш»

Сентябрь 2003

Январь 2009

  1

 

В проекте авианосца «Джордж Буш» уже были заложены конструктивные особенности, делающие его переходной ступенью на пути к новому поколению авианосцев XXI века. В 2008 году был заложен первый авианосец этого типа «Джеральд Р.Форд» (CVN-78), который планируется ввести в строй в 2015 году.

В настоящее время авианосец CVN-65 «Энтерпрайз» практически исчерпал свой эксплуатационный ресурс, и будет выведен из строя в 2013 году. При сохранении темпов строительства CVN-78 «Джеральд Р.Форд» флот США на протяжении 2 лет и 9 месяцев будет располагать лишь десятью авиносцами.

В дальнейшем все авианосцы типа «Нимитц» по исчерпании эксплуационного ресурса (45-50 лет) будут последовательно выводиться из боевого состава флота, и заменяться авианосцами типа «Джеральд Р.Форд» таким образом, чтобы ВМС США постоянно располагали 11 авианосцами. Согласно планов строительства авианосцев «Джеральд Р.Форд», второй авианосец этого типа CVN-79 будет заложен в 2012 году, передан флоту в 2019, а последний - CVN-88 заложен в 2051 году и введен в строй в 2058.

В соответствии с регламентом технической готовности авианосцев ВМС США, каждый из них после истечения половины срока службы (25 лет) должен проходить регламентный ремонт длительностью 3,5 года, с перезарядкой ЯЭУ. На это время корабль выбывает из боевого состава ВМС США. Данные работы проводятся на судоверфи компании «Нортроп-Груманн шипбилдинг» «Ньюпорт Ньюс» (штат Виргиния). В настоящее время ремонт проходит авианосец CVN-71 «Теодор Рузвельт». Последним из кораблей типа «Нимитц» станет на ремонт CVN-77 «Джордж Буш» (ориентировочно 2026-2028 гг).

По информации проектировщиков, первый авианосец типа «Джеральд Р. Форд» (CVN-78) сохранит конструкцию корпуса своего предшественника CVN-77. Однако на нем будет установлена более мощная ЯЭУ, и электромагнитные катапульты, которые обеспечат скорость взлета самолетов массой 45 т до 130 миль/ч. Размеры полетной палубы будут увеличены, что обеспечит базирование и использование любых типов самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, которые существуют в составе морской авиации США сейчас, а также появятся в будущем. Численность экипажа авианосца будет уменьшена с 5000 до 4300 человек. Водоизмещение корабля составит более 100 тыс. тонн.

На авианосцах типа «Джеральд Р.Форд» планируется внести существенные изменения в систему технического обслуживания палубной авиации. Это сократит время подготовки к вылетам. Вместе с тем максимальное число самолето-вылетов в сутки возрастет со 120 с авианосцев типа «Нимитц» до 160 с авианосцев типа «Джеральд Р.Форд».

Согласно административной организации флота США, авианосцы входят в состав авианосных ударных групп (АУГ). В Атлантическом флоте США имеются 2, 8, 10 и 12-я АУГ. В Тихоокеанском флоте – 1, 3, 5, 7, 9, 11 АУГ. Кроме авианосца, в каждой АУГ имеется от 1 до 4 крейсеров управляемого ракетного оружия типа «Тикондерога».

 

Состав и базирование АУГ США:

2-я: CVN-71 «Теодор Рузвельт», CVN-77 «Джордж Буш», КР УРО: CG-66 «Хью-Сити», CG-68 «Анцио», CG-72 «Велла Галф», CG-61 «Монтеррей». В данной АУГ числится два авианосца, но поскольку CVN-71 находится на ремонте, в строю находится только 1 авианосец. 

8-я: CVN-69 «Дуайт Эйзенхауэр», КР УРО CG-60 «Норманди», CG-64 «Геттисберг».

10-я: CVN-75 «Гарри Трумэн», КР УРО CG-55 «Лейте Галф», CG-58 «Филлипин Си».

12-я: CVN-65 «Энтерпрайз», КР УРО CG-56 «Сан Джасинто», CG-69 «Виксбург».

1-я: CVN-70 «Карл Винсон», КР УРО CG-52 «Банкер Хилл».

3-я: CVN-74 «Джон С.Стеннис», КР УРО CG-57 «Лейк Чемплейн», CG-54 «Энтиетам».

5-я: CVN-73 «Джордж Вашингтон», КР УРО CG-63 «Коупенс», CG-67 «Шайло».

7-я: CVN-76 «Рональд Рейган», КР УРО CG-62 «Чанселлоросвилл», CG-71 «Кейп-Сент-Джордж».

9-я: CVN-72 «Авраам Линкольн», КР УРО CG-53 «Мобил Бей».

11-я: CVN-68 «Нимитц», КР УРО CG-59 «Принстон».

При выходе в море для выполнения боевых или учебных задач авианосец принимает самолеты соответствующего авиакрыла, а в состав АУГ включаются корабли охранения и боевого обеспечения.

 

ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ

Является основным ударным компонентом АУГ. Включает в себя 1117 самолетов и вертолетов основных сил, и до 70 – в резерве. Кроме собственно, палубной авиации, в составе Корпуса морской пехоты США имеется 182 истребителя-штурмовика и 24 самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также 48 самолетов в резерве.

Структурно палубная авиация делится на воздушные силы Атлантического и Тихоокеанского флотов, те состоят из авиакрыльев, которые делятся на эскадрильи.

Воздушные силы Атлантического флота включают:

1) Авиакрыло истребителей-штурмовиков (место базирования – Ошеана, штат Виргиния). Включает 10 эскадрилий   F/A-18E/F «Супер Хорнет» (140 машин) и 8 эскадрилий F/A-18A/B/C/D «Хорнет» (122 машины).

2) Авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения (Норфолк, Виргиния): 6 эскадрилий самолетов ДРЛО E-2C «Хокай» (32 машины), 1 эскадрилья самолетов снабжения С-2A «Грейхаунд» (13 машин).

3) Ударное вертолетное авиакрыло (Мейпорт, Флорида): 5 эскадрилий противолодочных вертолетов SH-60B«Си Хок» (66 машин).

4) Авиакрыло боевых вертолетов (Норфолк): 5 эскадрилий противолодочно-спасательных вертолетов SH-60F«Оушен Хок» и спасательных  HH-60H «Рескью Хоук» (45 машин), 5 эскадрилий многоцелевых вертолетов MH-60S «Кнайтхоук» (45 машин), 2 эскадрильи тяжелых военно-транспортных вертолетов MH-53E«Си Дрэгон» (25 машин).

Воздушные силы Тихоокеанского флота:

1) Авиакрыло истребителей-штурмовиков (Лемур, Калифорния): 10 эскадрилий   F/A-18E/F«Супер Хорнет» (140 машин) и 10 эскадрилий F/A-18A/B/C/D«Хорнет» (181 машина).

 2) Ударное авиакрыло РЭБ (Уидби-Айленд, Вашингтон): 14 эскадрилий самолетов РЭБ EA-68 «Проулер»/EA-18G «Гроулер» (69 машин).

3) Авиакрыло боевого управления и тылового обеспечения (Норфолк, Виргиния): 5 эскадрилий E-2C«Хокай» (26 машин), 1 эскадрилья С-2A «Грейхаунд» (20 машин).

4) Ударное вертолетное авиакрыло (Норт-Айленд): 6 эскадрилий SH-60B «Си Хок»  (78 машин), 1 эскадрилья противолодочно-ударных MH-60R «Си Хок» (12 машин).

5) Авиакрыло боевых вертолетов (Норт-Айленд): 5 эскадрилий SH-60F «Оушен Хок», HH-60H «Рескью Хок»   (50 машин), 5 эскадрилий MH-60S «Кнайтхок» (51 машина), 1 эскадрилья MH-53E «Си Дрэгон» (14 машин).

В настоящее время реализуется ряд программ, направленных на обновление авиапарка палубной авиации. Во-первых, это разработка перспективного истребителя F-35C и F-35B «Лайтнинг-2». Для авиации создается палубный вариант этого самолета, а для морской пехоты  вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Предполагается, что истребители F-35 заменят F/A-18 «Хорнет» устаревших модификаций. Всего планируется закупить 480 новых машин. Также для замены «Хорнетов» во флот поступают более современные F/A-18E/F «Супер Хорнет». В настоящее время ими перевооружены 20 из 38 истребительно-штурмовых эскадрилий морской авиации. В настоящее время в составе авиации флотов США имеется 280 самолетов «Супер Хорнет», к 2015 году их число будет доведено до 548.

На базе F/A-18F создан самолет РЭБ EF-18G «Гроулер». До 2015 года их количество во флотах США достигнет 90, и они полностью заменят устаревшие EA-6B «Проулер».

Аналогично, к 2015 году самолеты ДРЛО E-2C «Хокай» будут заменены более современными E-2D «Супер Хокай» в количестве 75 единиц.

Также активно обновляется вертолетный парк палубной авиации США. Водятся в строй новые многоцелевые вертолеты MH-60S «Кнайтхок». Эти вертолеты предназначены для снабжения и выполнения вспомогательных миссий. Сейчас в строю 96 таких машин, до 2012 года будет 237.

До 2015 года ВМС США намерены приобрести 254 вертолета многоцелевых MH-60R «Страйк Хок», которые будут использоваться для противолодочных и спасательных миссий.

Новые вертолеты MH-60S и MH-60R способны будут решать весь спектр задач, который стоит перед палубной вертолетной авиацией ВМС США. Таким образом, в будущем количество типов боевой техники вертолетного парка будет существенно снижено, что сделает более удобным ее обслуживание.

В обозримом будущем численность самолетного и вертолетного парков палубной авиации США сохранится на прежнем уровне, однако произойдет замена большинства машин на новые образцы. Самолетный парк обновится примерно на 80 %, а вертолетный – на 90-100%. Поступление на вооружение современного радиоэлектронного оборужования и высокоточного оружия позволит существенно повысить ударные возможности палубной авиации, в том числе, по поражению групповых целей. Силами палубных и экспедиционных (авиация морской пехоты) ударных групп может быть нанесен удар по нескольким сотням целей. Самолеты РЭБ смогут не только подавлять радиоэлектронные системы противника, но и поражать их ракетно-бомбовыми ударами.

При выходе в море авианосец принимает на борт приписанное к нему авиакрыло. Поскольку в каждый момент времени 1 авианосец проходит ремонт, в составе флота США насчитывается 10 таких авиакрыльев (CVW-1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 14, 17). Каждое авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, и меняет корабль-носитель только в случае его длительного ремонта.

В состав типового аиакрыла палубной авиации входит:

  • 4 эскадрильи истребителей-штурмовиков (VFA) - 48 машин,
  • эскадрилья самолетов РЭБ (VAQ) – 4 машины,
  • эскадрилья ДРЛО (VAW) – 4 машины,
  • эскадрилья боевых вертолетов (HSC)– 9 машин,
  • эскадрилья противолодочных вертолетов (HS) – 6 машин,
  • эскадрилья палубных транспортных самолетов C-2A (VRC) – 2 машины.

Таким образом, общая численность палубной авиации на одном авианосце составляет 70-80 машин. При этом авианосец рассчитан на 90-100 машин. При необходимости тому или иному авиакрылу придается истребительно-штурмовая эскадрилья морской пехоты (VMFA).

 

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АВИАНОСНЫХ УДАРНЫХ СИЛ ФЛОТА США

Происходит в составе авианосных ударных групп (АУГ) или авианосных ударных соединений (АУС) оперативных флотов, развертываемых в зоне конфликта. При развертывании на боевую службу на базе корабельных соединений воздушных сил флота формируются оперативные АУГ. В них, кроме авианосца и крейсера (крейсеров) УРО, включаются фрегат и два эсминца УРО, атомная подводная лодка и транспорт снабжения.

В настоящее время 1-2 АУГ постоянно несут боевую службу в районе Персидского залива, и 1- в Средиземном море. Период боевой службы одной АУГ – 6 месяцев, затем происходит ротация. АУГ «Джордж Вашингтон» с 5 Акр с 2009 года на постоянной основе входит в состав 77-го оперативного соединения 7-го флота в Западной части Тихого океана. Одна-три АУГ постоянно принимают участие в маневрах в Атлантике, зоне Центральной и Южной Америки, либо Тихом океане в составе флотов США или объединенных ВМС НАТО.

Согласно плана оперативного развертывания сил флота (FRP – Fleet Response Plan), в случае необходимости в Мировом океане в тридцатидневный срок должны быть развернуты 6 АУГ, и еще две – в последующие 90 суток. Главная проблема здесь заключается в том, что все авианосцы США не могут находиться в одинаково боеготовом состоянии. После возвращения авианосца с боевой службы он проходит плановый ремонт сроком 18 месяцев. Для обеспечения возможностей оперативного развертывания согласно FRP планируется сократить сроки ремонта авианосцев до 9 месяцев.

В соответсвии с требованиями, предъявляемыми командованием ВМС США к авианосцам будущего «Джеральд Р.Форд», в течение суток должно обеспечиваться 160 самолето-вылетов, а в экстремальных ситуациях – 270, однако для этого необходимо задействовать дополнительный летно-технический состав.

В связи с усилением Китая в будущем США прийдется усиливать военное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уже в 2010 году количество АУГ в составе Тихоокеанского флота было увеличено до с 5 до 6 за счет сил Атлантического флота.

Некоторые специалисты полагают, что боевая мощь авианосных сил ВМС США чрезмерна, и ее поддержание обходится бюджету слишком дорого. Для выполнения боевых задач, стоящих перед ВМС США достаточно 7-8 современных авианосцев. Однако направленность финансирования американского флота в последние годы остается прежней, и нет оснований  считать, что в будущем США сократят количество своих авианосцев.

(По статье капитана 1 ранга Д.Рюрикова, капитана 2 ранга О.Подражанец в журнале «Зарубежное военной обозрение» 5/2010)

www.modernarmy.ru

Авианосцы типа «Нимиц» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стабильная версия была проверена 27 июля 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах. Стабильная версия была проверена 27 июля 2018. Имеются непроверенные изменения в шаблонах или файлах. Перейти к навигации Перейти к поиску
Авианосцы типа «Нимиц»
Nimitz class aircraft carriers

USS Nimitz — головной корабль серии
Проект
Страна
  • США США
Изготовители
  • Newport News Shipbuilding,
    Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
Операторы
  • ВМС США
Предшествующий тип тип «Китти-Хок»

ru.wikipedia.org

Авианосец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2018; проверки требуют 6 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску

Авиано́сец — класс боевых кораблей, приспособленный для обслуживания и базирования авиационных групп в качестве мобильной авиабазы, действующей в открытом море. Основной ударной силой авианосца является базиру

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *