Содержание

технические характеристики (ТТХ) сверхзвукового, стратегического самолёта

Ту-22М3 – дальний бомбардировщик, модификация известного в Советском Союзе стратегического бомбардировщика Ту-22. Можно сказать, что авиация стратегического назначения получила качественный скачок в своем развитии по мере ухудшения советско-американских отношений.

По своей сути, обе сверхдержавы постоянно развивали свой ядерный потенциал. Но для доставки смертельного груза на территорию врага требовались соответствующие технические возможности.

Так на свет появился Ту-22, который был призван противостоять лучшим американским аналогам, В-58 и А-5.

Прозванный среди пилотов «шилом» за схожую форму, Ту-22 вобрал в себя все самые современные и опережающие время технологии, позволив СССР долгое время на равных соперничать с США в стратегической авиации.

Но его история не была безоблачной. Первые образцы самолетов были настолько ненадежными, что аварии и катастрофы неотступно следовали за самолетами Ту-22. Доходило до того, что бывали случаи, когда пилоты отказывались взлетать на этих стратегических бомбардировщиках.

Содержание статьи

История создания

Сразу после окончания Второй Мировой войны было создано ядерное оружие. Со временем встал вопрос и о способах его доставки на территорию врага. Так начиналась знаменитая гонка вооружений холодной войны.

Две противоборствующие стороны, флагманы того времени в области военных разработок – США и СССР, положили начало стратегической авиации.

Поначалу советская сторона заметно отставала от американских коллег. Само создание самого смертоносного оружия человека – ядерной бомбы, случилось позже, чем в США. Средство доставки оружия, которое использовали в Союзе – был дальний бомбардировщик Ту-4.

Фактически, это была копия американского бомбардировщика В-29.

Но эффективно выполнять стратегические задачи эти самолеты практически не могли. Используемые поршневые двигатели, не могли обеспечить высокую скорость полета, и относительно небольшая дальность беспосадочной работы не гарантировали 100% возможность нанесения ядерного удара по территории противника.

Но технологии развивались, и вскоре позволили совершить большой шаг в становлении стратегической авиации. Уже в 50-х годах 20 века «стратеги» достигли и преодолели скорость звука.

В те времена сверхзвуковой полет на большой высоте гарантировал выполнение всех боевых задач. Средства ПВО ни одной из стран не располагали возможностями уничтожить такие объекты. А, это означало практически 100% вероятность доставки ОМП и проигранную войну.

На удачные модели американских ВВС: В-58 и палубный А-5 «Виджилент» СССР ответил стратегическими бомбардировщиками Мясищева и Туполева: М-50 и Ту-22.

Создание многорежимных сверхзвуковых бомбардировщиков потребовало от конструкторов введения в авиастроение новых технологий, материалов и зачастую революционных решений.

Сконструированные на тот момент самолеты давно ушли в историю, но тем не менее именно на их базе и опыте созданы современные самолеты, занявшие достойные места в «ядерной триаде»

Жизненный отсчет для самолетов Ту-22 начинался в 1954 году. Гениальный конструктор Андрей Николаевич Туполев разработал сразу два проекта качественного улучшения существующих на тот момент бомбардировщиков Ту-16.

В ходе анализа, долгих обсуждений, был выбран вариант Ту-22, который уже в 1958 году впервые поднялся в воздух. Самолет имел классическую компоновку, с достаточно интересным, но тем не менее несколько неудачным на тот момент размещением двигателей.

Они были установлены поверх фюзеляжа, в хвостовой части самолета, прямо под килем. Эта компоновка и создала проблемы в дальнейшем, при эксплуатации на строевых аэродромах.Производством нового самолета занялся Казанский авиационный завод.

На испытаниях Ту-22 выяснилось, что не все получилось гладко. Бомбардировщик не выдавал прогнозируемые результаты по максимальной скорости и дальности полета. Так, скорость полета составляла до 1450 км/ч, хотя изначально предполагалось достичь 1500-1600 км/ч. Дальность полета тоже была ниже прогнозируемой.

Несмотря на недостатки, Ту-22 продолжают дорабатывать, и в 1962 году начинают поставлять в боевые части дальней авиации, для несения службы.

Принятие Ту-22 на вооружение в экономическом плане пробило достаточно большую брешь в бюджете министерства обороны. Режимы посадки и взлета нового бомбардировщика потребовало реконструкции части аэродромов стратегической авиации, так как для посадки Ту-22 требовалось не менее 3-х километров ВПП.

Но все эти недостатки меркнут по сравнению с главным минусом машины. С самого начала испытательных полетов, выяснилось, что Ту-22 терпит аварию за аварией из-за отказов техники и приборов, а также различных поломок и неисправностей.

Существуют статистические данные, согласно которым до 1975 года было потеряно более 70 машин. Для сравнения, до 1990 года было изготовлено 311 машин. Получается, что около 20% из них имели аварийные приземления.

Доработать машину и избавиться от частых отказов смогли только к 1970 годам двадцатого века. Но и после аварии продолжались, хоть и в меньших количествах.

Ту-22 получил плохую славу одного из самых ненадежных самолетов в истории российской авиации. Были известны случаи, когда пилоты попросту отказывались подниматься в воздух на этом самолете.

Но такие отказы были связаны не только с высокой аварийностью, но и с большой сложностью самолета в управлении. Экипаж Ту-22 не подразумевал наличие второго пилота и штурмана, что для таких тяжелых машин было не самым лучшим решением.

И без того трудное управление становилось еще более напряженным из-за того, что на каждого члена экипажа ложились дополнительные обязанности. В действительности, летать на таких самолетах могли только летчики первого класса.

Ту-22 отличался высокой скоростью взлета и посадки.

На тот момент не существовало ни одного эффективного тренажера, на котором можно было отработать эти важные процессы. Поэтому внедрение машин в войска сопровождалось частыми авариями. Гибли люди, выходили из строя полосы аэродромов и техника.

Высокие скорости при посадке несли в себе очень большую нагрузку на шасси. Известно, что были случаи, когда одна из колесных стоек складывалась, и АДД теряла и самолет, и обученный экипаж.

Эргономика кабины также оказалась далека от совершенства. Многие рычаги и тумблеры были расположены так далеко, что до них приходилось тянуться, при этом частота их использования зачастую была очень высокой.

В итоге члены экипажа достаточно быстро уставали при долгом перелете, внимание притуплялось, что также отрицательно влияло на аварийность машины.

Массу нареканий получили неудачно расположенные двигатели. На высоких скоростях машина часто теряла контроль, становилась неуправляемой. В полете сильно нагревалась и деформировалась обшивка самолета из-за очень больших температур.

Ко всему этому можно добавить очень большие сложности с обслуживанием бомбардировщика. Для полета требовалась длительная подготовка, которая в стандарте занимала 3.5 часа.

А для предварительной подготовки всех систем самолета мог уйти целый рабочий день. Двигатели располагались на очень большой высоте, поэтому любая поломка устранялась дольше, чем на других самолетах.

Но все эти многочисленные ошибки позволили создать принципиально новую машину, Ту-22М. Несмотря на похожее имя, новый самолет сильно отличался от предшественника. Разработчики учли многие неудобства и изменили конструкцию самолета таким образом, чтобы сделать один из лучших образцов стратегической авиации мира.

Конструкция и технические характеристики

Пожалуй, самым главным отличием дальнего сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 является изменяемая геометрия крыла. Обусловлено такое свойство, прежде всего, тем, что авиация стратегического назначения современного образца должна обладать возможностью выполнять боевые задачи на разной высоте и скоростях (дозвуковых и звуковых).

Известны случаи, когда советские пилоты творили настоящие чудеса, выполняя на такой большой машине настолько низкий по высоте полет, что его не замечали средства радиолокационной защиты вероятного противника.

Так, в 1986 году во время крупных учений советского флота и авиации в Черном море, два бомбардировщика незаметно дважды пересекли границы стран блока НАТО.

Изменять стреловидность крыла Ту-22М3 может прямо во время полета.

При постройке Ту-22М3 применяются сплавы титана и алюминия, которые обеспечивают высокую сопротивляемость большим температурам. Таким образом, получилось избежать огромного количества отказов, которые случались на предшественнике – Ту-22.

На сегодняшний день на службе ВВС России находится 40 самолетов типа Ту-22М3. Планируется, что до 202 года будет обновлено 30 из них до модификации «Ту-22М3М». Новые модели получат самую современную электронику, средства связи и последние образцы вооружения.

Фюзеляж самолета представляет собой полумонокок. По аэродинамическойкомпоновке он имеет форму, приближенную к классической. Внутри него расположены пять отсеков. Носовая часть отдана под кабину пилотов.

После располагается радиолокационная станция, которая закрывается колпаком, способным пропускать радиоволны.

Третий отсек – место для стойки шасси и топливных баков. Также, в четвертом отсеке присутствуют дополнительные баки с топливом и бомбоотсек. Пятый отсек поместил в себе двигатели. Воздухозаборники двигателей расположены по бокам фюзеляжа.

Двигатели на новых самолетах заменены на усовершенствованную модель РД-7М2.

Эти двигатели более надежны чем ранее устанавливающиеся на самолет, кроме того имеют значительные резервы для модернизации и достаточную тяговооруженность.

Ту-22М3М опирается на три стойки шасси. Для сокращения тормозного пути при посадке с большим грузом или недостаточной длине взлетно-посадочной полосы аэродрома, предусмотрена парашютная система торможения.

Контейнер установлен снизу двигателей и при посадке выбрасывает два крестообразных парашюта.

Экипаж размещается в гермокабине Ф-2, с системами индивидуального катапультирования в виде кресел КМ-1М. Выброс кресла производится вверх и доступен от 350 метров высоты.

На самолете предусмотрено как индивидуальное, так и принудительное катапультирование. Последнее возможно по решению командира корабля: у него для этих целей специальный тумблер.

Технические характеристики стратегического бомбардировщика Ту-22М3:

Максимальная скорость2300 км/ч
Беспосадочный перелетДо 6800 км
Масса самолета с боевой нагрузкой124 т

Крылатые ракеты Х-22 или аэробаллистические Х-15 – основное вооружение бомбардировщиков. Например, на борту размещается не более 10 ракет Х-15. Шесть из них закрепляются в специализированном барабане внутри фюзеляжа, четыре – размещаются под фюзеляжем и на пилонах центроплана.

Свое прозвище «убийца авианосцев» Ту-22М3 получил за способность нести на борту противокорабельные заряды Х-22М, которые при скорости до 3700 км/ч достигают целей на расстоянии в радиусе 480 км.

В этом случае под фюзеляжем, на месте бомбоотсека, в полуутопленном виде, размещается одна ракета типа Х-20, и на пилонах подвешивается две ракеты Х-22

Модификации бомбардировщика и участие в войнах

Ту-22 – дальний бомбардировщик, который послужил базой для организации работы самолетов-разведчиков и самолетов радиоэлектронной борьбы.

Самолет прошел боевое крещение, хоть конфликты, в которых он участвовал, и носили характер региональных. Самолет поставлялся на экспорт, и нес службу в странах Африки и Ближнего Востока.

На стороне советских войск Ту-22 был задействован во время Афганского конфликта.

Задачи авиаполков вооруженных Ту-16 и Ту-22 свелись к ковровым бомбардировкам. Это как психологическое воздействие на мятежников, так и уничтожение рассеянных групп боевиков на труднодоступной местности. Так Ту-22 широко применялись во время Панжерских операций ОКСВА.

Именно после этого конфликта руководство поняло, что Ту-22 – узкоспециализированный самолет. Уже тогда поступившие на вооружение США системы БИУС «Иджис» с ЗУР типа «Стандарт»(SM-1/2) позволили надежно защитить авианосные ударные соединения от атаки бомбардировщиков типа Ту-16 и Ту-22, но в тоже время даже «Иджис» не смог бы предотвратить массированный налет Ту-22 вооружённых Х-22.

Сегодня службу в российских частях продолжает Ту-22М3. Но в ближайшем будущем планируется полноценная замена и усовершенствование существующих машин. Речь идет о Ту-22М3М, которые будут укомплектованы по самым современным стандартам.

Отличительной чертой самолетов станет новейшая система радиолокационной борьбы. Кроме прочего, новые модификации будут оснащаться последними видами крылатых ракет.

Заключение

Ту-22М3 прославился в отечественной и зарубежной прессе под именем «убийца авианосцев». Действительно, можно говорить о том, что в России традиционно был сделан большой упор на развитие стратегической авиации.

И если США имеют большой авианесущий флот, то логично предположить, что в противовес нужно было создавать силы, способные наносить непоправимый вред крупным соединениям кораблей. Такая непростая задача легла на плечи дальнего бомбардировщика Ту-22М3.

Но, если быть честным до конца, то нельзя говорить о способности одного самолета уничтожить целый авианосец. Во-первых, флагманский корабль всегда охраняется усиленными мерами.

Помимо самолетов, он обеспечивается мощной противовоздушной обороной и и истребительной авиацией. Но вот большой по численности отряд самолетов Ту-22М3 способен эффективно противостоять авианосным ударным соединениям противника.

В целом, можно говорить, что Ту-22М3 и его модификации внесли весомый вклад в ядерные тактические силы страны.

Его служба не была с самого начала безупречной, но годами усовершенствований и трудов конструкторы смогли добиться практически идеального сочетания технологичности и высокой скорости полета.

Можно смело говорить, что Ту-22М3 – эффективный бомбардировщик, который способен нанести серьезный удар военным и промышленным точкам противника. Поэтому его роль в силах ядерного сдерживания переоценить сложно.

Видео

warbook.club

Что представляет собой бомбардировщик Ту-22М3? | Справка | Вопрос-Ответ

Минобороны России сообщило, что шесть дальних бомбардировщиков Ту-22М3 взлетели с аэродрома базирования на территории РФ и нанесли массированный удар осколочно-фугасными боеприпасами по объектам запрещённой террористической группировки «Исламское государство» в Сирии. В результате операции был уничтожен крупный полевой лагерь радикалов.

«В результате удара уничтожен крупный полевой лагерь боевиков, три склада боеприпасов и вооружения, три танка, четыре боевые машины пехоты, восемь автомобилей, оборудованных крупнокалиберными пулемётами, а также большое количество живой силы противника. После выполнения задания все Ту-22М3 благополучно вернулись на свои аэродромы», — сообщили в Министерстве обороны РФ.

ТУ-22M3. Фото: Commons.wikimedia.org

Ту-22М3 — стратегический многорежимный сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, предназначенный для поражения цели на территории противника, являющийся глубоко модернизированным вариантом ТУ-22М2 со значительно расширенными боевыми и оборонительными возможностями.

Разработка машины ОКБ А. Н. Туполева велась с 1974 года, первый испытательный полёт состоялся 20 июня 1977 года. На вооружение ВВС СССР машина поступила в 1978 году и выпускалась до 1993 года Казанским авиационно-производственным объединением (КАПО). Выпуск ТУ-22М3 был ограничен рамками соглашения по сокращению стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, и за весь период было выпущено 268 единиц техники.

Ту-22М3 по ряду показателей значительно превосходит своего предшественника Ту-22М2, в частности по скоростному режиму — машина может развивать максимальную скорость до 2300 км/ч, по увеличенному тактическому радиусу действия на 14–45% (в зависимости от режима полёта) и боевой эффективности. Самолёт может одновременно нести и ракеты и бомбы.

Машина оснащена двумя турбореактивными двигателями НК-25. Управление силовой установкой осуществляется электрической системой ЭСУД-25, а в случае выхода её из строя предусмотрены дублирующие системы.

Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности поворотных консолей составляет от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки, трёхсекционные интерцепторы, элероны отсутствуют. Интерцепторы отклоняются дифференциально для управления по крену и синхронно — для использования в качестве аэродинамического тормоза.

Бортовое оборудования состоит из навигационно-пилотажного комплекса, позволяющего самолёту в автоматическом режиме совершать полёт по предварительно заданному маршруту, прицельно-навигационной системы радиолокации и средств, с помощью которых производится радиолокационная разведка, установка помех, оповещение об облучении радарами, выброс тепловых ловушек и отражателей.

Кроме того, на базе Ту-22М3 прорабатывается проект авиационно-космической системы для вывода на орбиту малых спутников весом до 300 кг — это могут быть научно-исследовательские спутники или, к примеру, спутники систем мобильной связи.

Лётно-технические характеристики

Размах крыла — 35 м.
Длина самолёта — 42,46 м.
Высота самолёта — 11,05 м.
Максимальная взлётная масса — 124 т.
Двигатели — 2×ТРДДФ НК-25.
Максимальная скорость полёта — 2000 км/час.
Практический потолок — 14 000 м.
Запас топлива на борту — 50 т.
Экипаж — 4 человека.

Вооружение

  • одна 23-мм пушка ГШ-23Л;
  • 1–3 управляемых ракеты типа Х-22М с ядерной или обычной боеголовкой;
  • 10 аэробаллистических ракет Х-15;
  • противорадиолокационные ракеты Х-15П;
  • авиационные бомбы калибром 9000 кг;
  • УР класса «воздух-поверхность» Х-31А/П и Х-35.

www.aif.ru

Бомбардировщик Ту-22М3М | огнестрельное оружие России

Бомбардировщик Ту-22М3М.

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М — существенная модернизация Ту-22М, относится к бомбардировщикам среднего класса. По отношению к европейским странам, а также государствам, граничащим с Россией в Азии, этот самолет рассматривается как стратегический бомбардировщик — носитель ядерного оружия. Сегодня Россия является признанным лидером и практически монополистом в создании самолетов подобного класса. Ту-22МЗМ предназначен для использования в оперативных зонах морских и сухопутных ТВД для уничтожения бомбами и ракетами неподвижных и подвижных, площадных и радиолокационно-контрастных, невидимых и видимых целей круглосуточно и в любых метеоусловиях.

Заводское обозначение — «изделие 45-03». По классификации НАТО самолету присвоено наименование BACKFIRE-C. В рамках модернизации ВС РФ до версии Ту-22М3М будет усовершенствован самолет Ту-22М3. Первая такая машина в 2012 г. уже по­ ступила в войска и имеет статус экспериментально-боевого бомбардировщика. До 2020 г. подобную модернизацию должны пройти около 30 бомбардировщиков.

Особенности.
Бомбардировщик в варианте Ту-22М3М получил новую СУ полетом на малых и сверхмалых высотах с привязкой к рельефу, что существенно повысило его боевые возможности. Модернизация элементов БРЭО позволяет использовать новейшие образцы высокоточного оружия. Новая РЛС, аналогичная тем, которые устанавливаются в настоящее время на самолетах пятого поколения, прицельно-навигационное оборудование, совместимое с ГЛОНАСС, а также расширение номенклатуры вооружений, которым может оснащаться данный самолет, позволяют говорить о том, что он еще достаточно долго сможет находиться на вооружении и успешно выполнять поставленные боевые задачи.

Конструкция.
Самолет Ту-22М3М выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Это свободнонесущий моноплан, имеющий среднерасположенное крыло изменяемой стреловидности, боковые воздухозаборники, однокилевое оперение и трехопорное шасси. На нем установлены два двухконтурных ТРД НК-25 с форсажными камерами. Максимальная тяга каждого из них на форсаже достигает 25 000 кгс.

Носовая часть фюзеляжа самолета занята радиотехническим оборудованием и собственно РЛС, там же находятся кабины экипажа. В средней части размещены бомбоотсек, ТБ, каналы воздухозаборников. В кормовой части — двигатели и отсек для размещения тормозных парашютов. Конструктивно створки бомбового отсека выполнены таким образом, что позволяют размещать даже КР, чьи габариты превышают размеры этого отсека.

Значительное повышение плотности компоновки Ту-22М3М привело к нетрадиционному решению конструкции кабины экипажа, изготовленной по новой технологии «стеклянной» кабины. Она разделена на две кабины, в которых члены экипажа находятся рядом. В передней размещаются два пилота. В задней — штурман-оператор систем бортового вооружения и штурман-навигатор. Возможности нового прицельно-навигационного комплекса, устанавливаемого на Ту-22М3М, позволяют поражать цели по принципу «запустил-забыл». Для спасения экипажа в аварийных ситуациях используются катапультные кресла. Их конструкция позволяет летчикам покидать самолет на высотах от 0 м до его практического потолка, на скоростях от максимальной до 130 км/ч. Катапультирование возможно как в индивидуальном, так и в принудительном режиме.

Вооружение.
Основной тип вооружения бомбардировщика Ту-22М3М — гиперзвуковые КР большой дальности типа Х-65СЭ (Х-555). Они предназначены для поражения крупных целей (плотин, мостов, кораблей) при активном наведении и РЛС систем ПВО при пассивном. Одна такая ракета пробивает в корпусе корабля отверстие площадью 22 м2 и выжигает все оборудование на глубину до 12 м.

В перегрузочном варианте Ту-22М3М способен нести три ракеты Х-65СЭ. Масса каждой достигает 1500 кг, дальность полета — до 2000 км, а максимальная скорость превышает 840 км/ч. БЧ ракеты может обладать как обычным, так и ядерным оснащением. Бомбовое вооружение также бывает обычным и ядерным. Оно размещается в бомбоотсеке (калибр до 9000 кг) и на внешних держателях (девять бомб по 500 кг). Еще один вариант загрузки — авиационные морские мины. В зависимости от типа их количество может быть от 8 до 18. Возможно смешанное, ракетно-бомбовое вооружение бомбардировщика. При нанесении бомбового удара по объекту или при использовании площадной ракеты самолет единовременно накрывает площадь, равную 35 футбольным полям (или колонну танкового полка на марше). А установленное прицельное оборудование позволяет одной бомбой с высоты 10 000 м попасть в отдельно стоящий сарай.

Самолет получил ПУ барабанного типа на шесть аэробаллистических ракет Х-15, установленную в бомбоотсеке. Еще четыре Х-15 можно подвешивать под крыло. Планируется, что бомбардировщик будет вооружаться ракетами новейших разработок, начинающих поступать на вооружение (Х-101, Х-102). В качестве оружия обороны используется двуствольная кормовая пушка VIII-23 (калибр 23 мм) со скорострельностью до 4000 выстр./мин. Боекомплект — 750 выстр. Дальность захвата и поражения цели — до 4 км. Можно задействовать пушки для постановки помех. В этом случае используются противоинфракрасные и противорадиолокационные снаряды.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Ту-22М3, дальний бомбардировщик

Испытания первых Ту-22М3 показали, что по своим летно-тактическим характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2. Практически по летным характеристикам удалось выйти на требования 1967 года, при значительном повышении боевых возможностей самолета и всего комплекса. Совместные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 году, и самолет был рекомендован к принятию на вооружение.

С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями и в том числе в варианте оснащения аэробаллистическими ракетами. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22М3 официально принимается на вооружение только в марте 1989 года.

Перспективы развития комплекса Ту-22М3 связаны с модернизацией бортового оборудования, довооружением перспективными высокоточными системами вооружения и обеспечением необходимых ресурсов и сроков службы планера самолета-носителя, его систем и оборудования.

В плане модернизации БРЭО на Ту-22М3 необходимо установить новую многофункциональную БРЛС с расширенными возможностями и повышенной помехозащищенностью. В агрегатах и аппаратуре БРЭО требуется переход на новую современную элементную базу, что позволит обеспечить снижение габаритов и массы БРЭО, а также должно снизить энергопотребление аппаратуры.

Предлагаемые мероприятия по модернизации БРЭО в совокупности с проводимыми работами по продлению ресурсных показателей обеспечат возможность эффективной эксплуатации данного авиационного комплекса до 2025 — 2030 годов.

Все эти мероприятия ОКБ постоянно проводит, улучшая и развивая базовую конструкцию комплекса Ту-22М3, спроектировав с момента создания этого комплекса несколько вариантов его развития.

Проведение летно-тактических учений с использованием Ту-22М3 в различных регионах страны показали, что самолет может эксплуатироваться с оперативных аэродромов с минимальными затратами на подготовку оборудования и вооружения. Наглядно это подтвердилось в ходе участия Ту-22М3 в боевых действиях в Афганистане и на Северном Кавказе

Успешному использованию комплекса Ту-22М3 способствовала отработанная система эксплуатации, которая включала в себя:

Наличие ВСУ позволяет проводить подготовку к боевым действиям сразу же после посадки на оперативный аэродром. Отработанная система эксплуатации комплекса позволяет проводить подготовку самолета на базовом аэродроме с применением стационарных средств наземного обслуживания, а на оперативных аэродромах с помощью имеющихся в наличии мобильных средств обслуживания и технических аптечек, используемых ИТС при перебазировании.

Все это позволяет эффективно использовать комплекс на любом театре военных действий, в различных широтах и климатических поясах как на базовых, так и на оперативных аэродромах.

Учитывая большой остаточный ресурс имеющихся самолетов Ту-22М3 и то, что в составе ВВС России имеется достаточно большое количество самолетов Ту-22М3, ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации парка Ту-22М3. Как отмечалось выше, самолет должен получить высокоточное вооружение, обновленный состав БРЭО. В ОКБ также ведутся постоянные работы по увеличению ресурсных показателей комплекса и его составляющих частей. Модернизационные программы по Ту-22М3 должны значительно увеличить ударный потенциал самолета и комплекса, обеспечив его эффективную эксплуатацию еще как минимум в течение 20-25 лет. Таким образом Ту-22М3 с модернизированным бортовым оборудованием, дооснащенный высокоточным вооружением, еще долгие годы будет составлять значительную часть боевого состава ударных сил российской Дальней авиации и авиации ВМФ.

По своей компоновочно-конструктивной схеме Ту-22М3 представляет двухдвигательный цельнометаллический низкоплан с двумя ТРДДФ, установленными в задней части фюзеляжа, с крылом изменяемой в полете стреловидности и стреловидным хвостовым oперением, с трехопорным шасси с передней опорой В конструкции планера и его агрегатов используются в основ ном алюминиевые и титановые сплавы, высокопрочные и жаропрочные стали, неметаллические конструкционные материалы.

Крыло состоит из неподвижного центроплана — средней части крыла (СЧК) и двух поворотных частей (ПЧК) — консолей, имеющих следующие фиксированные положения по углу стреловидности 20, 30 и 65 градусов. Угол поперечного «V» крыла — 0 градусов. Поворотная консоль имеет геометрическую крутку, угол крутки — 4 градуса. Стреловидность СЧК по передней кромке — 56 градусов. Центроплан двухлонжеронный с задней стенкой и несущими панелями обшивки. Поворотные консоли крепятся к центроплану с помощью шарнирных узлов поворота. Механизация крыла состоит из трехсекционных предкрылков и двухщелееых закрылков на консолях и поворотного закрылка на центроплане. Предусмотрено блокировка выпуска закрылков и предкрылков при углах стреловидности более 20 градусов. Консоли оснащены трехсекционными интерцепторами для управления по крену (элероны на самолете отсутствуют) Поворот консолей крыла осуществляется с помощью электрогидровлической системы гидроприводами с шариковинтовыми преобразователями, связанными между собой синхронизирующим валом.

Фюзеляж полумонококовой конструкции, усилен мощными продольными балками (бимсами) в районе грузоотсека В носовой части фюзеляжа размещены РЛС, кабина экипажа, рассчитанная на четырех человек (командир корабля, помощник командира корабля, штурман-навигатор и штурман-оператор), отсеки оборудования, ниша передней стойки шасси. Рабочие места экипажа оснащены катапультируемыми креслами КТ-1М. В средней части фюзеляжа размещаются топливные боки, ниши основных стоек шасси, грузоотсек, каналы воздухозаборников. В задней части фюзеляжа -двигатели и отсек тормозного парашюта

Вертикальное оперение состоит из форкиля и технологически отъемного киля и руля направления Стреловидность киля 57 градусов Горизонтальное оперение состоит из двух цельно-поворотных консолей со стреловидностью 59 градусов Управление консолями гидравлическое с помощью рулевых приводов.

Шасси трехопорное, носовая опора — двухколесная, убирается назад по полету. Основные опоры трехосные шестиколесные, убираются в крыло и частично в фюзеляж. Колеса основных опор оснащены гидравлическими дисковыми тормозами и устройствами антиюзовой автоматики Колеса основных опор имеют размер 1030×350, передней — 1000×280

Силовая установка включает в себя два двухконтурных турбовентиляторных двигателя с форсажными камерами НК-25; регулируемые многорежимные воздухозаборники с горизонтальным управляемым клином и створками подпитки и перепуска; бортовую вспомогательную установку; топливную и масляную системы; системы управления и контроля агрегатов силовой установки. ТРДДФ имеет максимальную форсажную взлетную тягу 25000 кгс и максимальную взлетную бесфорсажную -14500 кгс. Вспомогательная силовая установка ТА-6А обеспечивает запуск двигателей на земле, питание бортовой сети переменного и постоянного тока на земле и в отказных случаях в полете, питание самолетных систем воздухом на земле и в некоторых оговоренных случаях в полете. Топливо размещается в фюзеляжных и крыльевых (центроплан и консоли) протектированных топливных боках, оснащенных системой заполнения нейтральным газом, а также баком в форкиле. Воздухозаборники совкового типа с горизонтальным клином оборудованы створками подпитки и перепуска, а также автоматической системой управления воздухозаборников.

Цифровой пилотажно-навигационный комплекс самолета с инерциальными навигационными системами обеспечивает: автоматическое решение навигационных задач; ручной, автоматический и полуавтоматический маршрутный полет в горизонтальной плоскости с обеспечением предпосадочного маневра и захода на посадку; выдачу необходимой информации для автоматического выхода самолета в заданный район в заданное время; выдачу необходимой информации экипажу самолета, а также в системы комплекса

Самолет оборудован бортовыми средствами дальней и ближней радионавигации (РСДН и РСБН), автоматическим радиокомпасом, прицельно-навигационной РЛС типа ПНА, сопрягаемой с системой управления ракет типа Х-22Н. Самолет оснащен системой слепой посадки, радиовысотомерами больших и малых высот. Связь с землей и самолетами осуществляется с помощью УКВ и KB приемопередающих радиостанций. Внутрисамолетная связь между членами экипажа осуществляется с помощью самолетного переговорного устройства.

Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22Н (или МА), предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость соответствует М=3.

Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.

Ракеты типа Х-22Н размещаются: фюзеляжная в полуутопленном положении в фюзеляжном грузоотсеке на выдвижном балочном держателе БД-45Ф, крыльевые ~ на пилонах, на балочных держателях БД-45К. Аэробаллистические ракеты — но МКУ и катапультных крыльевых установках.

Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах внешней подвески на девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки — 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских целей.

Прицеливание при бомбометании производится с помощью РЛС и оптического бомбардировочного прицела с телевизионной приставкой.

Оборонительное вооружение самолета состоит из системы пушечного вооружения с пушкой типа ГШ-23 (с укороченным блоком стволов, установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин скорострельность) с телеприцелом и вычислительным блоком ВБ-157А-5, сопряженным со стрелковым радиолокационным прицелом. Самолет оснащен развитым комплексом РЭП и автоматом пассивных помех.

www.arms-expo.ru

Ту-22М3 — Туполев

Самолёты серии Ту-22М – передовые для своего времени, технические наработки по которым были затем использованы при разработках как пассажирских, так и боевых машин, по всем авиационным КБ СССР (самолёты 4-го поколения). Самолёт впервые в СССР получил сложный и эффективный комплекс взаимосвязанных как цифровых, так и аналоговых решающих систем АО и РЭО. Самолёты серии Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности. Конструкция выполнена в основном из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей. Угол стреловидности поворотных консолей составляет от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки, трёхсекционные двухщелевые закрылки, трёхсекционные интерцепторы, элероны отсутствуют. Интерцепторы отклоняются дифференциально для управления по крену и синхронно — для использования как аэродинамический тормоз. Стабилизатор — цельноповоротный. Самолёт имеет фюзеляж типа полумонокок и трёхопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ НК-25. В форкиле установлена ВСУ ТА-6А.
Первый самолёт Ту-22М0 был построен к середине 1969 года, и 30 августа он совершил свой первый полёт (командир корабля — лётчик-испытатель В. П. Борисов). Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года был запущен в серийное производство. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.
Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено около 500 самолётов Ту-22М различных модификаций.

 

Летно-технические характеристики:

Размах крыла, м      при стреловидности 20° 34,28
Размах крыла, м      при стреловидности 65° 27,70
Длина самолета, м 42,46
Высота самолета,  м 11,05
Максимальная взлетная масса, т 124
Двигатели 2 х ТРДДФ НК-25
Максимальная скорость полета, км/час 2000
Тактический радиус действия, км 2200
Практический потолок, м 14 000

 

www.tupolev.ru

Ту-22М-3 | АвиаПорт.Ru

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
ДАЛЬНИЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М-3

РАЗМЕРЫ (Ту-22М-3). Размах крыла 34,28/23,30 м, длина самолета 42,46 м; высота самолета 11,08 м, площадь крыла 165 м2; углы стреловидности крыла 20╟-65╟.

ДВИГАТЕЛИ. Самолеты Ту-22М-0 оснащались двумя ТРДДФ НК-144-22 (2 х 20 000 кгс), Ту-22М-1 и Ту-22М-2 — НК-22 (2 х 22 000 кгс), а на Ту-22М-3 и Ту-22МР установлены ТРДДФ НК-25 (2 х 14.500/25.000 кгс).

Система управления двигателем — электрическая, с гидромеханическим дублированием.

Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Общая емкость баков — 50.000 л, заправка выполняется в течение 25-30 мин.

В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа имеются узлы навески двух стартовых ускорителей.

МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг (Ту-22М-3): максимальная взлетная 124.000, максимальная взлетная со стартовыми ускорителями 126.400, нормальная взлетная 112 000, максимальная посадочная 88 000, нормальная посадочная 78.000, топлива 53.550.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ (Ту-22М-3). Максимальная скорость 2300 км/ч, максимальная скорость у земли 1050 км/ч, крейсерская скорость 930 км/ч, взлетная скорость 370 км/ч, посадочная скорость 285 км/ч; практический потолок 13 300 м; боевой радиус действия с боевой нагрузкой 12 000 кг на сверхзвуковой скорости 1500-1850 км, на дозвуковой скорости и предельно малой высоте — 1500-1650 км, на дозвуковой по смешанному профилю — 2410 км, длина разбега 2000-21000 м; длина пробега 1200-1300 м, максимальная эксплуатационная перегрузка 2,5.

ОБОРУДОВАНИЕ. На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ.

Ту-22М-3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой мощности ПНА (разработчик — НПО «Ленинец»), и оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое время суток. Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование. Маловысотный полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты, получающая информацию от радиовысотомера.

Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части фюзеляжа, под килем, размещена РЛС и телевизионный прицел.

Средства РЭП включают системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов).

Для оповещения о подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа, расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной формы.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Самолет Ту-22М выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена, в основном, из алюминиевых сплавов.

Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей (на Ту-22М-3 могут устанавливаться в положение с углом стреловидности 20╟, 30╟ и 65╟, на самолетах более ранних модификаций максимальный угол стреловидности ограничен величиной 60╟). В районе поворотного узла расположены аэродинамические гребни, препятствующие перетеканию воздуха к консолям.

На носке консолей по всему размаху установлены предкрылки. На задней кромке имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми усгановлены трехсекционные интерцепторы.

Диффиренциально отклоняемое горизонтальное оперение обеспечивает продольное управление самолетом и дублирует органы поперечного управления при выходе их из строя.

ВООРУЖЕНИЕ. Ракетное вооружение самолета Ту-22М-3 состоит из одной (под фюзеляжем в полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный вариант) УР Х-22МА, предназначенных для поражения крупных морских и радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость соответствует М=3.

Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими ракетами малой дальности, предназначенными для уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.

Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на четырех узлах внешней подвески на девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки — 69 ФАБ-250 или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М-3 высокоточными корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских целей.

Оборонительное вооружение — две пушки ГШ-23 (23 мм, Ту-22М-2) или одна пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов, установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин скорострельность. Управление пушечным огнем — дистанционное, по телевизионному и радиолокационному каналам.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится в серийном производстве.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по созданию дальнего бомбардировщика-ракетоносца «1-45» с крылом изменяемой геометрии были начаты в ОКБ А.Н. Туполева в 1965 году. Машина рассматривалась как дальнейшее развитие линии самолета «106», направленное на увеличение скорости, дальности и улучшение взлетно-посадочных характеристик исходного самолета. В известном смысле, работы по самолету «106» являлись эволюцией темы самолета Ту-22 и предусматривали оснащение машины более мощными перспективными двигателями.

Замысел создателей самолета » 145″ состоял в интеграции хорошо отработанного планера, бортовых систем и вооружения бомбардировщика Ту-22 с крылом изменяемой стреловидности и перспективными двигателями, создававшимися для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Однако в дальнейшем, по рекомендациям ЦАГИ, а также из-за стремления улучшить технико-эксплуатационные характеристики машины, двигатели, размещавшиеся в отдельных мотогондолах в хвостовой части самолета, были «опущены» в фюзеляж, а регулируемые воздухозаборники с длинными воздушными каналами размещены по бокам фюзеляжа. Самолет оснастили новым трехопорным шасси, основные стойки которого, выполненные по рычажно-баллансирной схеме, убирались в крыло и фюзеляж (а не в крыльевые гондолы, как на Ту-22).

К моменту завершения технического проектирования самолета » 145″ (Ту-22М) от исходного Ту-22 остался, фактически, лишь бомбовый отсек, способный вмещать до 12000 кг боеприпасов. По существу была создана новая машина, отвечаю-щая требованиям к дальнему бомбардировщику 70-х годов, предназначенному для решения двух основных задач: нанесения ударов по стратегическим целям (в пределах континента) и поражения крупных морских целей (в первую очередь — авианосных ударных групп и соединений).

Первый полет опытного бомбардировщика Ту-22М-0 состоялся 30 августа 1969 г. (командир экипажа — летчик- испытатель В.Борисов). В июле 1971 г. на Казанском авиационном заводе приступили к постройке малой серии (девять единиц) самолетов Ту-22М-1, государственные испытания которых завершились лишь в 1975 году. Но уже в 1972 году, не дожидаясь их окончания, началось крупносерийное производство новой модификации бомбардировщика-Ту-22М-2, оснащенного ТРДДФ НК-22 (дальнейшее развитие НК-144-22). В ходе испытаний самолет развил максимальную скорость 1800 км/ч и показал дальность 5100 км. Вооружение cocтояло из одной ракеты Х-22М, полуутопленной в фюзеляже. Кроме того, в перегрузочном варианте самолег мог нести еще две ракеты этого типа. В грузоотсеке и на четырех узлах внешней подвески могло размещаться до 21000 кг свободнопадающих бомб калибром 250-3000 кг. Оборону задней полусферы обеспечивали две дистанционно-управляемые 23-мм пушки ГШ-23Л в установке УКУ-9К-502.

В 1975 году Ту-22М-2 начали поступать в строевые части, а в следующем году бомбардировщик был официально принят на вооружение советских ВВС. Казанским авиационным заводом выпущено 211 Ту-22М-2.

На базе ТРДДФ НК-22 в ОКБ Н.Кузнецова был разработан новый, более мощный и экономичный трехвальный двигатель с электронной системой управления НК-25. В 1974 г. его установили на специально переоборудованный самолет Ту-22М-2, получивший обозначение Ту-22М-2Е.

Под НК-25 в 1977 году была создана следующая модификация бомбардировщика — Ту-22М-3. Самолет имел новый воздухозаборник с горизонтальным клином, что обеспечило двигателю лучшие условия работы. Аэродинамика бомбардировщика была улучшена за счет придания удлиненной на 0,8 м носовой части фюзеляжа более острых обводов. Кроме того, в соответствии с протоколом договора ОСВ-2, была демонтирована штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Максимальный угол стреловидности крыла для достижения более высоких скоростных характеристик увеличили с 60╟ до 65╟. Удалось облегчить ряд силовых элементов планера, с целью снижения массы отказались и от раздвижения средней пары колес основного шасси (практика показала, что эксплуатация самолетов класса Ту-22М с грунтовых ВПП — дело весьма сомнительное), вместо двух пушек ГШ-23 в более узкой хвостовой части фюзеляжа оставили лишь одну пушку. Была несколько усилена конструкция крыла. Бомбардировщик оснастили электрической системой переменного тока стабильной частоты, включающей гидромеханические привод-генераторы постоянных оборотов (это позволило отказаться от громоздких электромашинных преобразователей). В системе постоянного тока появились бесконтактнью генераторы и аккумуляторы новой конструкции. Более компактной и эффективной стала система кондиционирования воздуха, изменилась в лучшую сторону компоновка кабин экипажа.

Ракетное вооружение Ту-22М-3 по сравнению со своим предшественником было значительно усилено: в дополнение к крылатым ракетам Х-22МА самолет получил аэробаллистические ракеты малой дальности (шесть АБР разместились на барабанной многопозиционной пусковой установке в фюзеляже и еще четыре — на внешних узлах подвески).

Первый полет Ту-22М-3 состоялся 20 июня 1977 г , а в 1989 году самолет был принят на вооружение ВВС. По сравнению с Ту-22М-2 новый бомбардировщик имел на 14-45% (в зависимости oт профиля полета) больший тактический радиус действия. При базировании на удалении 800 км от линии фронта глубина боевых действий у Ту-22М-3 увеличилась на 20% при полете по высотному профилю и на 170% — при полете на малой высоте. Суммарная боевая эффективноеть Ту-22М-3 возросла по сравнению с Ту-22М-2 в 2,2 раза.

В 1985 году на базе Ту 22М-3 создан разведывательный самолет Ту-22МР, переданный в серийное производство в 1989 году. Разведчик, предназначенный для действий на сухопутных и морских ТВД, получил комплекс annapaтуры, включающий РЛС бокового обзора, размещенную в гондоле под фюзеляжем, систему радиоэлектронной разведки, тепловизионную разведывательную систему, а гакже средства фоторазведки. Построено или переоборудовано в разведывагельный вариант из бомбардировщиков Ту-22М-3 12 самолетов. Аналогичным образом с 1994 года модернизируется в самолеты -разведчики и часть бомбардировщиков Ту-22М-2.

Был создан самолет радиоэлектронного противодействия Ту-22МП, также являющийся развитием Ту-22М-2.

Таким образом, к настоящему времени построено 497 самолетов Ту-22М (десять Ту-22М-0,девятьТу-22М-1,211 Ту-22М-2, а также 268 Ту-22М-3 и их модификаций).

ВВС России располагает 130 самолетами Ту-22М. Еще 105 машин этого типа имелось в морской авиации. В результате сокращения российской авиации в строю сохранятся лишь бомбардировщики Ту-22М-3 и их варианты. Украина имеет в составе своих ВВС 55 самолетов типа Ту-22М.

Рассматривалась возможность продажи экспортного варианта самолета Ту-22М-3 зарубежным странам (в качестве потенциальных покупателей назывались такие страны, как Иран и Китай), однако по ряду политических причин до настоящего времени ни одного контракта так и не было заключено.

Самолеты Ту-22М-2 и Ту-22М-3 применялись на заключительном этапе войны в Афганистане в 1987-1989 гг., где они наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника (использовались, в частности, бомбы большой мощности ФАБ-3000).

В настоящее время АНТК им А.Н.Туполева ведет работы по дальнейшей модернизации бомбардировщика Ту-22М-3. Предусматривается оснащение самолета новыми системами высокоточного оружия, совершенствование БРЭО (в частности, установка новой БРЛС), снижение радиолокационной заметно-
сти.

РАЗРАБОТЧИК. АНТК им. А.Н. Туполева.

Мониторинг:

www.aviaport.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


10.01.2018

«Туполев» в 2018 году приступит к глубокой модернизации дальних бомбардировщиков Ту-22М3, сообщил «Интерфаксу-АВН» источник в авиационной отрасли.
«Проект глубокой модернизации бомбардировщиков до модификации Ту-22М3М реализуется согласно графику. В 2018 году приступаем к летным испытаниям», — сказал собеседник агентства.
«Затем, в этом же году, начнется модернизация находящихся на вооружении самолетов», — подчеркнул он.
Ранее генеральный директор ПАО «Туполев» (входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию») Александр Конюхов сообщил «Интерфаксу», что первый модернизированный дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М будет представлен в 2018 году.
«По Ту-22М3М работы идут в графике. Покажем машину в следующем году», — заявил А.Конюхов.
По официальным данным, у России есть более 100 ракетоносцев Ту-22М3. До 2020 года около 30 самолетов будут модернизированы до модификации Ту-22М3М, сообщили ранее в Минобороны РФ.
Интерфакс-АВН

06.10.2018

Экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3 выполнили практические пуски управляемых авиационных ракет по наземным целям, обозначающим объекты инфраструктуры условного противника, сообщили журналистам в четверг в пресс-службе Минобороны России.
«Взлет самолетов дальней авиации осуществлялся с аэродрома в Мурманской области. Во время полета экипажи преодолели более 4000 километров. Все цели на полигоне были успешно поражены», — говорится в сообщении.
Экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3 произвели посадку на Арктический аэродром Воркута в ходе летно-тактических учений. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны.
«Экипажи дальней авиации продолжают осваивать арктические аэродромы. В рамках летно-тактического учения с соединением дальней авиации летчики дальних бомбардировщиков Ту-22М3 выполнили посадку на аэродром Воркута. Летный состав отработал беспосадочный перелет с аэродрома базирования на оперативный аэродром в Республике Коми», — рассказали в военном ведомстве.
Самолеты Ту-22М3 выполняют посадки на дальние арктические аэродромы Воркута и Анадырь начиная с 2017 года. Нынешний полет проходил в ходе учений с соединением дальней авиации, которые начались 2 октября.
Как отмечается, учения с соединением дальней авиации начались 2 октября в рамках проведения контрольных проверок в вооруженных силах России за 2018 год. В нем задействовано более 30 экипажей Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Ил-78.
ВТС «Бастион»

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ


ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3

Начало работ по программе создания самолёта Ту-22М относится к 1965 г., когда в ОКБ, возглавляемом А.Н. Туполевым начались инициативные работы по коренной модернизации серийного самолёта-ракетоносца Ту-22К. На первом этапе работ предполагалась глубокая модернизация базовой конструкции Ту-22К с внедрением крыла изменяемой в полёте стреловидности и более мощных двигателей, использованием большого объема наработок по неосуществленному проекту Ту-106 и сохранением основных компоновочных решений Ту-22К. После двух лет работ по теме и полной переработки исходного проекта самолёт получил официальное признание заказчика.
30 августа 1969 г. состоялся полёт первой серийной машины установочной серии Ту-22М0. В течение нескольких лет ОКБ совместно с серийным Казанским авиационным заводом (в настоящее время КАПО им. С.П. Горбунова), предприятиями и организациями МАП и ВВС вело настойчивую работу по совершенствованию самолёта и комплекса, были созданы модификации Ту-22М1 и Ту-22М2. Последняя после серии доводок и испытаний была запущена в крупную серию и в 1976 г. принята на вооружение дальней авиации и авиации ВМФ.
В 1977 г. начинались лётные испытания наиболее совершенной серийной модификации Ту-22М – самолета Ту-22М3, лётнотактические характеристики которого, значительно улучшились по сравнению с предыдущими модификациями. С начала 1980-х гг. Ту-22М3 начал поступать в эксплуатацию в части Дальней авиации и авиации ВМФ. После проведения большой работы по доведению комплекса и внедрения новой системы ракетного вооружения, Ту-22М3 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с ракетами типа Х-22 в 1983 г. был официально принят на вооружение ВВС и авиации ВМФ страны.
В 1989 г. на вооружение принимается Ту-22М3 в варианте вооружения с аэробаллистическими ракетами. Помимо бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М0, Ту-22М1, Ту-22М2 и Ту-22М3, ОКБ подготовило несколько целевых проектов модификаций базовой конструкции: в опытном экземпляре был построен самолет – постановщик помех Ту-22МП, прорабатывался проект дальнего истребителя — «рейдера» Ту-22ДП, в 1980-е гг. велись работы над разведывательной модификацией самолета Ту-22М3 – самолетом-разведчиком Ту-22МР.

В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принял решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. Предполагалось произвести замену двигателей, внести ряд существенных улучшений в конструкцию и аэродинамику самолёта и провести модернизацию большей части бортового оборудования и систем, в частности, предполагалась установка новой РЛС прицельного комплекса. 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 534—187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолёта и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками.
В новой модификации самолёта, получившей название Ту-22М3 («45-03»), были установлены более мощные и экономичные двигатели НК-25 с электронной системой управления ЭСУД-25. Была изменена конструкция воздухозаборников, которые теперь располагались под углом к фюзеляжу (по аналогии с МиГ-25), что несколько разгрузило крыло, так как воздухозаборники стали частью несущей конструкции. Уменьшение динамического сопротивления на малых скоростях улучшило лётные характеристики самолёта.
Дальний многорежимный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для нанесения ракетных и бомбовых ударов в оперативных зонах сухопутных и морских театров военных действий по неподвижным и подвижным объектам управляемыми ракетами и авиационными бомбами, как одиночно, так и в составе группы самолетов, в любое время года и суток, в простых и сложных метеоусловиях, при противодействии современных средств ПВО и применения радиоэлектронных помех.
В результате многолетней работы по развитию данного типа самолета ОКБ совместно с другими предприятиями и организациями отечественного ВПК удалось создать высокоэффективный самолет в классе дальних бомбардировщиков среднего класса, в разработке которых на сегодня Россия является монополистом и признанным лидером.
Летно-тактические характеристики самолета, конструкция, радио-электронное оборудование и ракетно-бомбовое вооружение обеспечивают его успешное применение в широком диапазоне скоростей и высот полета, в различных климатических условиях, днем и ночью.
По своей компоновке и конструкции самолет Ту-22М3 представляет собой свободно-несущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом с изменяемой в полете стреловидностью, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным, убирающимся в полете шасси. Экипаж самолета состоит из четырех человек, размещенных попарно: в передней кабине – два пилота (командир корабля, помощник командира корабля), в задней – штурман-навигатор и штурман-оператор систем вооружения.
Самолет оснащен двумя турбореактивными двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) типа НК-25 с взлетной максимальной форсажной тягой 25000 кгс.
Бортовое радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование самолета (навигационный комплекс НК-45, обзорно-прицельная радиолокационная станция ПНА, оптико-телевизонный бомбардировочный прицел ОПБ-015Т, автоматическая бортовая система управления АБСУ-145М и система управления ракетным оружием) обеспечивают автоматизированное решение навигационных, прицельных и пилотажных задач при полете по заранее запрограммированной или оперативно введенной программе, а также бомбометание и пуск ракет.
Самолет Ту-22М3 может нести управляемые ракеты «воздух–поверхность» типа Х-22 с различными вариантами систем наведения и боевых частей, на балочных держателях внутри грузоотсека и в двух точках внешней подвески под крылом (1, или 2, или 3), а также до десяти аэробаллистических ракет на внутрифюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на двух крыльевых катапультных установках. На балочных и кассетных бомбовых держателях, размещенных внутри грузоотсека и на внешних узлах подвески могут размещаться бомбы калибров 100, 250, 500,1500 и 3000 кг и авиационные мины в габаритах бомб калибра 500 кг. Максимальное значение бомбовой нагрузки – 24 т.
Для защиты задней полусферы самолета от атак истребителей Ту-22М3 оснащен пушечным оборонительным вооружением, установленным в кормовой части фюзеляжа и состоящим из пушки ГШ-23, радиолокационного стрелкового прицела 4ДК, телевизионного прицела ТП-1КМ и вычислительного блока ВБ-157А-5.
В состав бортового оборудования входят современные радиоэлектронные комплексы, позволяющие решать широкий круг задач, возлагаемых на этот ударный авиационный комплекс. Самолет может быть вооружен ракетами типа Х-22, бомбами и другими средствами поражения наземных и надводных целей. Для защиты задней полусферы самолет Ту-22М3 оснащен пушечным оборонительным вооружением, установленным в кормовой пушечной установке. В настоящее время ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 находятся в эксплуатации в частях дальней авиации ВВС и в морских ракетоносных полках авиации ВМФ, составляя значительную часть их ударной мощи.
Первый опытный Ту-22М3 совершил первый полёт 20 июня 1977 года. После выполнения программы лётно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное производство. C 1984 года сворачивается производство Ту-22М2 и в серийном производстве остаётся только модификация Ту-22М3. Несколько поздних Ту-22М2 были построены с крылом Ту-22М3, также часть Ту-22М3 построена с оборудованием и элементами планера Ту-22М2 (переходные машины). С 1981 по 1984 годы самолёт проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями, в частности, отрабатывалось применение ракет Х-15. В окончательном виде Ту-22М3 был принят на вооружение в марте 1989 года.
Последний самолёт Ту-22М3 построен в 1993 году (ввиду неоплаты со стороны заказчика самолёт установлен в качестве памятника возле Казанского авиазавода). Всего на Казанском авиационном производственном объединении было построено 268 Ту-22М3.
ОАО «Туполев» продолжает работать над модернизацией комплекса Ту-22М3 с целью повышения и расширения его возможностей.
Дальняя авиация Военно-воздушных сил России ждет разрабатываемую с начала 90-х годов Конструкторским бюро имени Туполева модернизированную модель сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3, которая способна применять новейшие ракеты Х-32.
В 1992 году на базе серийного самолёта создана летающая лаборатория Ту-22МЛЛ, для натурных лётных исследований.
В распоряжении ВВС России находилось до 70 самолётов Ту-22М3, 83 самолёта имелись у авиации Российского Военно-Морского Флота. Все условно исправные (подготовленные к разовой перегонке) самолёты ВМФ в 2011 году переданы в ВВС.
Существовали и другие проекты развития Ту-22М на основе применения модернизированных двигателей, новых систем оборудования и вооружения — Ту-22М4 (построен один самолёт в 1990 году) и Ту-22М5. Для ВМФ разрабатывался проект «45М», с оригинальной компоновкой и двумя КР Х-45. Проект дальнего ударного перехватчика — Ту-22ДП. Для экспорта за рубеж разработан Ту-22МЭ. В рамках конверсии рассматривался проект административного СПС Ту-344.
На базе Ту-22М3 прорабатывается проект авиационно-космической системы для вывода на орбиту малых спутников весом до 300 кг — это могут быть научно-исследовательские спутники или, к примеру, спутники систем мобильной связи[10]. При этом существенно снижается стоимость запуска (ориентировочно на 20-30 %). Рассматривается создание самолёта-носителя на базе Ту-22М3 в рамках ВКС, в частности, летающей лаборатории с ГПВРД «Радуга-Д2».
На один лётный час Ту-22М3 требуется 51 человеко-час инженерно-технического обеспечения.

Начавшимся в 1990 году работам по модернизации, названным «Адаптация», помешал распад СССР. До производства довели только модификацию Ту-22М4 с новым навигационным оборудованием и двигателями НК-32. Вооружить бомбардировщик планировалось сверхзвуковой крылатой ракетой Х-32. Она создана на базе Х-22 и опробована в конце 80-х годов в 929-м Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ). Сам проект «Адаптация» затянулся на 20 с лишним лет.
Самолет Ту-22М3М от версии Ту-22М3 отличает система нового сверхточного вооружения, находящаяся на борту. У самолета улучшенное навигационное оборудование, улучшены точностные характеристики, он очень точно может отбомбиться и выходить на цели. Системы боевого применения завязаны на GPS и ГЛОНАСС. На борту нового самолета появилось несколько ЖК-дисплеев и цифровая карта. Все это оборудование значительно облегчает работу штурмана во время полета. Порядка 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 дальней авиации будут модернизированы до 2020 года.
Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3 получат новое бортовое радиоэлектронное оборудование СВП-24-22 разработки компании «Гефест ИТ». Предприятие получило контракт Министерства обороны России, по которому до конца 2012 года оно должно установить СВП-24-22 на четыре бомбардировщика Ту-22М3. К 2012 году новый комплекс был установлен только на одном Ту-22М3 для испытаний. Пока он существует в единственном экземпляре и используется для обучения пилотов в Центре боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации в Рязани.
Установка системы велась в рамках программы по модернизации бортового оборудования бомбардировщиков; она реализуется отдельно от другой программы глубокой модернизации, через которую должны пройти 30 самолетов. СВП-24-22 позволит сократить время наземной подготовки и контроля самолета до пяти раз. Новый комплекс позволит бомбардировщикам повысить точность авиационных систем поражения, а также навигацию. Кроме того, СВП-24-22 обеспечивает точный заход боевого самолета на посадку без наземных курсоглиссадных систем и в сложных метеоусловиях. Система БРЭО СВП-24 является универсальной и может быть установлена на многие типы самолетов и вертолетов ВВС России, включая бомбардировщики Су-24М, Ту-22М3 и вертолеты Ка-52.
В феврале 2012 года стало известно, что Министерство обороны России заказало модернизацию 30 бомбардировщиков Ту-22М3 до версии Ту-22М3М. К тому времи на вооружении ВС России, по разным данным, стоят от 93 до 150 дальних бомбардировщиков Ту-22М разных версий.

В разработке находится ракета Х-32, которая, предположительно, будет способна поражать цели на расстояниях до 1000 км с огромной точностью. К 2020 году 30 Ту-22М3 должны быть модернизированы до версии Ту-22М3М и будут вооружены именно этими ракетами.
Как планировало МО РФ в 2014 году ВВС должны были получить полный объем — все 10 самолетов, и уже с 2015–2016 годов выходить на график — 12 самолетов в год. В 2017 году Казанский авиазавод обещает сдать первый глубоко модернизированный бомбардировщик Ту-22М3.
Глубокая модернизация девяти бомбардировщиков Ту-22М3 будет завершена в 2015 году и они будут переданы ВВС.
Российские военные активно применяли Ту-22М3 для ударов по ИГИЛ (запрещенная в РФ группировка) в Сирии — самолеты взлетали с территории РФ, совершали перелет над территорией Ирана и Ирака и наносили групповой удар по террористам.
В январе 2017 года 6 бомбардировщиков Ту-22М3 Дальней авиации нанесли с территории России авиационные удары по объектам ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор Сирии.
В ПАО «Туполев» проект радикальной модернизации Ту-22М обозначается как «Изделие 345″ (также используется индекс «45-30″), в связи с чем самолет, возможно, получит официальный индекс Ту-345 (шифр «145» имел при разработке оригинальный самолет Ту-22М, шифр «245» использовался в 1990-е годы для создания оставшегося на бумаге предыдущего модифицированного варианта с индексом Ту-22М5). При создании нового варианта будут активно использованы наработки по проекту Ту-22М3М модернизации строевых самолетов Ту-22М3 ВКС России (по новой ГПВ предусматривается финансирование модернизации в Ту-22М3М 36 строевых машин).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса пустого самолёта, кг 78000
Масса нормальная взлётная, кг 112000
Масса максимальная взлётная, кг 126000
Размах прямого крыла, м 34,28
Размах стреловидного крыла, м 23,3
Длина, м 41,46
Высота, м 11,05
Площадь прямого крыла, кв.м 183,57
Площадь стреловидного крыла, кв.м 175,8
Тяга нефорсажная, кгс 29000
Максимальный запас топлива 50000
Масса топлива нормальная, кг 53550
Макс. скорость у земли, км/ч 1050
Макс. скорость на высоте, км/ч 2300
Крейсерская скорость , км/ч 930
Практическая дальность, км 7000
Практический потолок, м 13300
Боевая нагрузка, кг 21000
Экипаж, чел 4

ВООРУЖЕНИЕ:

до 3 сверхзвуковых управляемых ракет (УР) класса «воздух-поверхность» (1 под фюзеляжем и 2 под крылом) Х-22М (Х-22Н)
до 10 гиперзвуковых аэробаллистических УР Х-15
обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и на четырех узлах внешней подвески (69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500)
пушка ГШ-23

Источники: ИТАР-ТАСС, lenta.ru, РИА Новости, Военно-промышленный курьер, bmpd.livejournal.com, ru.wikipedia.org, otvaga2004.ru, vpk-news.ru и др.

ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2017
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2017
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2015-2016
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3. НОВОСТИ 2012-2014

ОСНАЩЕНИЕ ДАЛЬНИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ТУ-22М3 НОВЫМИ КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТИПА ТУ-22М3 (ИЗДЕЛИЕ 345)
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3М
РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М3 НА АРМИЯ-2015
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК-РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3 НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК — РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-22М3 НА МАКС
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Х-32
ДАЛЬНИЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-22М (ТУ-22М2)
ОАО «ТУПОЛЕВ»

bastion-karpenko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *