Бой подводной лодки «Торичелли» против трех английских эсминцев
«Бой итальянской подводной лодки и английских эсминцев у острова Перим в Красном море»
Итальянские подводные лодки в Красном море
Италия вступила во Вторую Мировую войну с весьма боеспособным флотом и на первых порах вполне успешно противостояла английским военно-морским силам на средиземноморском театре боевых действий. Одной из действительно «горячих» точек этого тетра было Красное Море, расположенное далеко от основных баз итальянского флота.
Местные климатические условия были настолько суровы, что не один другой военный флот не рисковал использовать здесь подводные лодки. Этим итальянцы решили воспользоваться в первую очередь — с началом войны в этих водах «прописались» сразу 8 субмарин. В чем-чем, а в своих моряках страна была уверена.
Но там где скрепя зубами, теряя сознание от жара, все-таки несли свою вахту матросы, категорически отказалась работать техника: виной всему была чрезвычайно несовершенная система вентиляции итальянских подлодок. Тепловой удар это только половина беды. Гораздо страшнее отравление ядовитыми парами хлора — неизбежного спутника залива аккумуляторов лодки морской водой, что во время атак случается не так уж и редко. Вентиляция в этом случае в мгновение ока разносила отраву по отсекам.
***
Английский эсминец ведет на буксире захваченную итальянскую подводную лодку «Галилей»
В начале июня 1940 года, в Красном море англичанам удалось без боя захватить одну из итальянских субмарин. Это была подводная лодка «Галилей» (тип «Архимед») — практически «корабль призрак» беспомощно дрейфовавший в надводном положении: почти весь экипаж лодки погиб от отравления ядовитым газом. Противнику досталось все оборудование корабля, а главное — маршруты движения других боевых кораблей в этом районе.
На итальянские субмарины началась настоящая охота, и удача улыбалась англичанам. «По горячим следам» была обнаружена и потоплена подводная лодка «Гальвани» (тип «Брин»), но поиски продолжались. Англичане знали — где-то рядом находилась и « Торичелли» («Эванжелиста Торичелли»), ещё одна лодка того же типа.
***
«Торичелли» ведет бой
Субмарина «Торичелли» приступила к боевому патрулированию в районе южной части Красного моря и Аденского залива, 15 июня 1940 года. Через неделю над кораблем нависла уже хорошо известная на флоте «болезнь» системы охлаждения. Исправить поломку своими силами в море было невозможно, а погружаться лодка не могла. Командир корабля, капитан-лейтенант Сальваторе Пелози принял трудное решение — добираться до ближайшей базы флота в надводном положении.
Капитан-лейтенант Сальваторе Пелози, командир лодки «Торичелли»
К рассвету 23 июня «Торричелли» удачно прошла мимо британских патрулей в проливе Перим, однако когда солнце взошло, её засек английский шлюп «Шорхэм». Англичане запросили подкрепление, и вскоре к «Торричелли» шли уже 5 кораблей — 2 шлюпа («Шорхэм» и «Индус») и 3 эсминца («Кандагар», «Хартум» и «Кингстон»).
От одинокого шлюпа лодка ещё могла удрать, но шансы уйти от стаи эсминцев равнялись нулю. Британская «мини-эскадра» имела в распоряжении 18х 120-мм и 4х 102-мм орудия, а итальянская подлодка могла противопоставить этому только 1х 100-мм пушку и 4 пулемета. И ещё решимость своего капитана.
Был поднят боевой флаг и в 05.30 минут по местному времени, единственное орудие «Торричелли» сделало первый выстрел. Англичане открыли ответный огонь, однако, он был на удивление отвратителен — снаряды падали куда угодно, но только не рядом с «Торричелли».
Уже на второй минуте боя выстрел подводников точно поразил «Шорхэм» — шлюп получил серьезные повреждения машинного отделения и вышел из боя. Эсминцы противника наседали, однако их огонь по прежнему был беспорядочен, а вот артиллеристы подводной лодки действовали на редкость хладнокровно: через несколько минут ещё один снаряд с «Торричелли» поразил эсминец «Хартум», вызвал пожар, и вывел из строя торпедный аппарат. В горячке боя англичане не обратили серьезного внимания на это повреждение (зря!). Теперь их суда приблизились настолько , что осыпали субмарину ливнем огня, что называется, «с пистолетной дистанции».
В 06.05 один из 120-мм снарядов достиг цели. Рубка «Торричелли» была повреждена, вышло из строя рулевое управление, отважный капитан был ранен. Не оставляя присутствия духа, он отдал последний приказ: затопить лодку.
Бой подводной лодки «Торичелли» против трех английских эсминцев
Так она и отправилась ко дну — с поднятым флагом, не доставшаяся врагу. Экипаж был поднят эсминцами «Кандагар» и «Кингстон». А сам Сальваторе Пелози на палубе эсминца «Кандагар» услышал от его командира удивительные для недавнего противника слова:
«Хотя нас было пятеро против одного, мы не смогли ни потопить вас, ни захватить, ни заставить сдаться»
Итальянец безусловно был «звездой» вечера — в Адене, куда прибыли британские суда его ждало приглашение на официальный обед и встреча с контр-адмиралом Маррейем, сказавшим:
«Вы отважно сражались в Перимском проливе. Я никак не могу назвать бой британской победой. Даже не считая наших потерь и повреждений, наши корабли расстреляли 700 снарядов и 500 пулеметных патронов, но все-таки не смогли потопить ваш корабль«.
Однако, почти наверняка, сердце подводника больше тронула другая новость: пожар на эсминце «Хартум», вызванный попаданием снаряда с «Торричелли» потушить так и не удалось. Через пару часов, команда была вынуждена оставить судно, которое вскоре взлетело на воздух.
За бой у острова Перим, Сальваторе Пелози был награждён высшей военной наградой Италии — Золотой медалью «За воинскую доблесть».
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
Бой подводной лодки и дирижабля — уникальный инцидент 18 июля 1943 года.
Картина Кортни Скиннера, посвященная этому бою. Бой подводной лодки и дирижабля — инцидент 18 июля 1943 года, в ходе которого американский дирижабль K-74 атаковал немецкую подводную лодку U-134, находившуюся в надводном положении. В результате этой атаки K-74 стал единственным дирижаблем, сбитым во Второй мировой войне, а этот случай — единственным поединком подводной лодки и дирижабля[1].Описание K-74
K-74 на заводе Goodyear.K-74 — мягкий дирижабль типа К, которые производились компанией Goodyear. Эти дирижабли не имели металлического каркаса и состояли из мягкой оболочки длиной 76,5 метров и диаметром 17,6 метров и подвешенной под оболочкой гондолы. Экипаж состоял из 10 человек.
K-74 имел на борту радиостанцию, РЛС, магнитометр и гидроакустические буи, а также 12,7-мм пулемёт M2 Browning и глубинные бомбы двойного назначения Mark 17 (с ударным и глубинным взрывателями).
Дирижабли типа К могли находиться в воздухе до 24 часов.
Описание U-134
Схема подлодки типа VIIC.U-134 — средняя подводная лодка типа VII-C, построенная на заводах Bremer Vulkan AG. Надводное водоизмещение ПЛ составляло 769 тонн. Длина корпуса лодки равнялась 67,1 метров, ширина корпуса достигала 6,2 метров, надводная скорость — 17,7 узлов (32 км/ч). Экипаж состоял из 48 человек.
U-134 была вооружена пятью 533-мм торпедными аппаратами, одной палубной 88-мм пушкой C35/L45 и одним 20-мм зенитным орудием FlaK 30.
Автономность плавания лодки составляла 15170 километров. U-134 могла пройти под водой до 150 километров на глубине до 295 метров.
К июлю 1943 года U-134 совершила 8 боевых походов, в ходе которых потопила 2185-тонный немецкий транспорт Steinbek (по ошибке), британский транспорт из состава конвоя PQ 7a, перевозивший 3700 тонн военных грузов для СССР, а также 4827-тонный панамский транспорт SS Scapa Flow, предварительно предупредив его об атаке.
Описания боя
Дирижабль типа К на патрульной службе.Вечером 18 июля 1943 американские дирижабли К-32 и К-74 патрулировали у берегов Флориды маршрут, по которому должны были пройти танкер и грузовое судно. В это же время немецкая подводная лодка U-134 находилась в надводном положении для вентиляции отсеков.
В 23:30 экипаж дирижабля K-74 обнаружил на экранах радаров неизвестную цель. Визуальный контакт с целью был установлен после того, как дирижабль вышел из облаков — это была подводная лодка U-134.
Согласно действовавшим предписаниям, дирижабль должен был оставаться на высоте, не приближаться к цели и вызвать помощь по радио. Однако командир экипажа лейтенант Нельсон Гриллс (Nelson C. Grills) решил нарушить правила и атаковать подводную лодку, опасаясь за судьбу танкера и грузового судна.
В 23:50 на скорости 55 узлов (101 км/ч) дирижабль пошел в атаку на лодку с высоты около 150 метров, расстреливая её из пулемёта. Лодка изменила курс и ответила огнем из зенитного орудия и, по некоторым данным, выстрелами из палубного орудия.
К-74 удалось пройти прямо над лодкой, но механизм сброса глубинных бомб заклинило и произвести бомбометание не удалось. К этому моменту огонь с борта лодки повредил двигатели дирижабля и, главное, пробил оболочку с газом. Дирижабль начал терять высоту, и в 23:55 его хвост медленно коснулся воды. Дирижабль успел подать сигнал SOS, который принял K-32 и передал на базу.
При столкновении К-74 с водой его экипаж не пострадал и в спешке покинул гондолу, надев спасательные жилеты. Воздухоплаватели опасались подрыва глубинных бомб и постарались отплыть как можно дальше от обломков дирижабля.
U-134 подошла к месту крушения и собрала часть обломков К-74 для последующего изучения.
Члены экипажа дирижабля провели ночь в воде и были подобраны на следующее утро эсминцем USS Dahlgren (DD-187) и охотником за подводными лодками USS SC-657.
За несколько минут до спасения главный старшина механиков Изадор Стрессель (Isadore Stressel) был атакован акулой и утонул, став единственным погибшим в результате этого боя.
Последующие события
U-134 атакована летающей лодкой Martin PBM Mariner. 8 июля 1943 года.В результате атаки дирижабля U-134 получила повреждения цистерн и вскоре получила приказ вернуться в док для ремонта.
Уже после ремонта, 21 августа, лодка была атакована самолётами авиагруппы авианосца USS Croatan, защищавшего конвой UGS-14. Лодка смогла уйти от преследования, однако уже 24 августа U-134 была потоплена в Северной Атлантике шестью глубинными бомбами с британского самолёта типа Vickers Wellington. На дно ушёл весь её экипаж — 48 подводников.
Что касается экипажа К-74, то командира воздушного судна сначала осудили за нарушение правил, но уже после войны, в 1961-м немецкие документы о бое были проанализированы, и флотская бюрократия решила, что нарушение было оправдано: Нельсон Гриллз пожертвовал дирижаблем, но спас танкер и грузовое судно. Через 20 лет после боя Гриллза наградили Крестом лётных заслуг.
Примечания
- ↑ Vaeth J. Gordon «Incident in the Florida Straits» United States Naval Institute Proceedings (August 1979) стр.84–86
Литература
- Ровер Ю. Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2004. — 416 с. — ISBN ISBN 5-9524-1237-8
- Vaeth J. Gordon Incident in the Florida Straits. — Proceedings. — Москва: United States Naval Institute, 1979, August.
Галерея
K-74 на заводе Goodyear.
Схема глубинной бомбы двойного действия Mark 17.
Гондола дирижабля К-74.
Схема подлодки типа VIIC.
Адмирал Карл Дёниц приветствует подводников лодки U-94 типа VIIC.
Дирижабль класса К на патрульной службе.
Картина Кортни Скиннера, посвященная этому бою.
Эсминец USS Dahlgren (DD-187).
Боевой рапорт командира К-74.
U-134 атакована летающей лодкой Martin PBM Mariner. 8 июля 1943 года.
Летающая лодка Martin PBM-5 Mariner.
Британский двухмоторный бомбардировщик Vickers Wellington.
Видео
wiki.wargaming.net
Бой подводной лодки М-32. Морские сражения
Бой подводной лодки М-32
В октябре 1942 года советская подводная лодка М-32 XII серии под управлением капитан-лейтенанта Н. А. Колтыпина атаковала немецкий миноносец «Змеул». К несчастью для Колтыпина, торпеда не попала в цель и лишь указала на место нахождения подводной лодки.
Противник сразу же начал сбрасывать бомбы. Подводная лодка М-32 не могла уйти из-под обстрела, так как глубина под килем не превышала 4 м. Близкие взрывы глубинных бомб вызвали сильную ударную волну, под ее действием лопнули задрайки крышек. Люк в рубке открылся, и отсек стал быстро заполняться водой.
Вода через шахту перископа стала перетекать в центральный пост. На судне погас свет. Яркие сигнальные флаги всплыли из затопленной рубки, обнаруживая точное положение подводной лодки. Солярка стала вытекать из топливной цистерны, создавая на поверхности моря жирные пятна.
В третьем отсеке моряки уже стояли по грудь в воде. Залило радиорубку, в которой находились все приборы. Кроме того, из строя вышло управление вертикальным и горизонтальным рулями, отказали компасы, разбились часы, тахометры и амперметры. Масляная и солярная магистрали оказались разорванными. Короткое замыкание проводки вызвало пожар на борту подлодки М-32.
А в это время немецкий «Змеул» продолжал сбрасывать новые бомбы, которые, разрываясь, создавали на субмарине новые повреждения. Наконец противник решил, что ему удалось уничтожить М-32, и бомбометание прекратилось. Трижды о корпус подводной лодки ударился лот, спущенный с вражеского авианосца для проверки гибели М-32. Подождав еще 15 минут, «Змеул» удалился. Однако враг просчитался. С первых минут бомбардировки экипаж начал бороться за жизнь своего корабля. Морякам удалось предотвратить гибель М-32. Они смогли осушить затопленные отсеки и поднять лодку на поверхность. Большой дифферент на нос заставил командира отдать приказ матросам выходить на палубу через люк кормового отсека.
Четверо суток занял переход к Кавказскому побережью, лодка плыла над водой. Компас починить не удалось, и подводники ориентировались по звездам. Радиоаппаратура также оставалась неисправной. Дизель неоднократно останавливался, так как топливо смешалось с водой.
Подводной лодке пришлось преодолеть 600 миль в условиях штормовой погоды, когда ветер и волна доходили до 6 баллов. М-32 постоянно держала артиллерийское оружие наготове.
«Борьба личного состава за живучесть корабля была тяжелой, героической и возможной только для людей, в совершенстве владеющих своей техникой, сильных своей организацией и воспитавших в себе высокие боевые качества хладнокровия, бесстрашия, моральной и физической выносливости», — так оценил сражение подводной лодки М-32 командир бригады контр-адмирал П. И. Болтунов.
…
Огневым валом в военно-морском деле называется сплошная огневая завеса перед фронтом своих кораблей. Перенос огневой завесы осуществляется, как правило, одновременно всеми кораблями по сигналу командира.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Атомные подлодки в бою » Военное обозрение
Раннее утро недоброго дня, в толще холодных вод Южной Атлантики движется корабль Её Величества «Конкерор». Уже 30 часов британская подлодка непрерывно следит за аргентинским соединением во главе с крейсером «Хенераль Бельграно». Вот он – в 7 милях прямо по курсу, покачивается в пене на океанской волне, уверенный в своей неуязвимости. Крейсер прикрывают два эсминца – аргентинская эскадра представляет смертельную опасность для надводных кораблей англичан. 15 шестидюймовых пушек старого «Бельграно» могут разорвать в клочья утлые фрегаты и десантные корабли флота Её Величества. Немалую угрозу представляют и аргентинские эсминцы, вооруженные ракетами «Экзосет».
В полутьме центрального поста субмарины «Конкерор» царит напряженное молчание, офицеры ждут приказа из штаба эскадры…
В это же время в лондонском особняке на Даунинг-стрит 10 происходит разговор примерно следующего содержания:
— Адмирал Вудвард спятил. Он хочет потопить аргентинский крейсер.
— Это правильное решение.
— Мы не имеем права атаковать. Аргентинские корабли пока находятся вне объявленной 200-мильной зоны военных действий.
— Сэр, уже сама «200-мильная зона военных действий», объявленная нами в одностороннем порядке, является нарушением всех международных правил. Потопите «Хенераль Бельграно», если это необходимо.
— Мисс Тэтчер, вы уверены?
— Уничтожьте крейсер и больше не задавайте глупых вопросов.
Месяц назад ни один адмирал Королевского флота не отважился возглавить рискованный поход к Фолклендам. Маргарет Тетчер пришлось лично назначить командующим контр-адмирала Вудварда – не самого опытного, но крайне «безбашенного» морского офицера. Для успешного выполнения задачи тот без малейших колебаний потребовал включить в состав эскадры подводный стратегический ракетоносец «Резолюшн» — в случае уничтожения всех британских кораблей, на аргентинские военные базы с небес сойдет ядерный огонь. Трудно сказать – была ли это жестокая шутка или реальная угроза, но решительность Вудварда была хорошо известна в адмиральских кругах. «Железная леди» Маргарет знала, кому стоит доверить «безнадежную» экспедицию.
И вот сейчас, находясь на авианосце «Гермес», адмирал Вудвард недоумевал, почему подводники не получили его приказ на уничтожение аргентинского крейсера. По непонятной причине Центр спутниковой связи в Челтеме блокирует передачу. Впрочем, причина очевидна – трусы из военно-морского штаба боятся принять ответственное решение. Черт бы их побрал! Аргентинский флот берет в клещи британскую эскадру – нужно, пока не поздно, ломать хотя бы одну из вражеских «клешней». Штабные крысы! Якорь вам в глотку! Осьминога без мазута в надраенный клюз!
Только в полдень, с опозданием на много часов, на атомную подлодку «Конкерор» поступила радиограмма из Лондона: «Срочно. Атаковать группу «Бельграно».
Крейсер шел в 36 милях от границы объявленной «зоны военных действий» и, очевидно, чувствовал себя в абсолютной безопасности. Бравые мучачос не пытались укрыться на мелководье, аргентинские эсминцы бестолково рыскали на правом траверзе «Хенераль Бельграно», прикрывая крейсер со стороны банки Бредвуд, где, разумеется, никаких подлодок быть не могло. Они даже не позаботились включить гидролокаторы!
Глядя в перископ на всю эту странную компанию, коммэндер Рефорд-Браун удивленно пожал плечами и приказал дать полный ход. Огромная стальная «щука» рванулась сквозь толщу воды к своей цели. Завершив циркуляцию вправо, лодка беспрепятственно вышла в точку атаки в 1000 метрах по левому борту «Бельграно». Победа была уже в руках британских моряков, осталось лишь выбрать подходящее оружие. Собственно, дилемма заключалась в двух типах торпед: новейшей самонаводящейся Мk.24 «Тайгерфиш» или старой доброй Mk VIII времен Второй мировой войны. С учетом всех сложившихся обстоятельств, и справедливо полагая, что «Тайгерфиш» еще недостаточно надежен, коммэндер Рефорд-Браун предпочел прямоидущую торпеду старого типа. В это время «Хенераль Бельграно» безмятежно покачивался на волнах, двигаясь 13-ти узловым ходом навстречу своей смерти. Командир аргентинского крейсера каперанг Эктор Бонзо сделал все возможное, чтобы погубить свой корабль.
В 15:57 атомная субмарина «Конкерор», находясь практически в полигонных условиях, произвела трехторпедный залп по соединению «Бельграно». Через 55 секунд две торпеды Mk VIII вонзились в левый борт аргентинского крейсера. Взрывы 363-килограмовых боевых частей отдались гулким эхом в отсеках подлодки, боевые посты огласились радостными криками.
Коммэндер Редфорд-Браун увлеченно наблюдал за атакой в перископ: он видел, как первый взрыв оторвал всю носовую часть крейсера. Через несколько секунд сверкнула новая вспышка и в районе кормовой надстройки «Хенераль Бельграно» взметнулся огромный столб воды. Все происходящее в этот момент на поверхности было похоже на сон. Рэдфорд-Браун зажмурился и еще раз заглянул в окуляр перископа, чтобы убедиться, что он только что потопил крупный боевой корабль противника. Впервые в истории атомного подводного флота!
Впоследствии Редфорд-Браун вспоминал: «Честно говоря, учебные стрельбы в Фаслейне были сложнее этой атаки. Королевский Флот потратил 13 лет, чтобы подготовить меня именно к такой ситуации. Было бы печально, если бы я с ней не справился».
Уничтожение двух оставшихся эсминцев подводники посчитали излишним и неоправданно рискованным – все-таки британских моряков готовили к войне с сильным и умелым противником, который, в данной ситуации, должен был принять активные меры по обнаружению и уничтожению находящейся где-то поблизости подлодки. «Конкерор» проваливалась на глубину, осторожно отползая в сторону открытого океана, акустики в любую секунду ожидали услышать включившиеся гидролокаторы аргентинских кораблей и серии взрывов глубинных бомб. К их немалому удивлению, ничего подобного не случилось. Аргентинские мучачос оказались законченными трусами и бездельниками: эсминцы, бросив на произвол судьбы свой тонущий корабль, понеслись на всех парах в разных направлениях.
Кстати, в борту одного из эсминцев – «Ипполито Бушар» — по возвращению на базу была обнаружена приличная вмятина, предположительно от третьей, неразорвавшейся торпеды, выпущенной «Конкерор». Кто знает, может аргентинцам действительно повезло. Хотя можно ли это назвать везением?
Очевидцы гибели «Хенераль Бельграно» вспоминали, что по помещениям корабля пронесся настоящий «огненный ураган», превращая все живое на своем пути в растерзанное барбекю – порядка 250 моряков погибли в первые же секунды атаки. Этот факт ясно свидетельствует о том, что все люки и двери внутри крейсера в момент трагедии были открыты нараспашку, аргентинские военные моряки в очередной раз продемонстрировали удивительную беспечность.
Взрыв второй торпеды разрушил генераторы и обесточил корабль, отключились помпы и радиостанция, по палубам обреченного крейсера перекатывалась холодная вода… Спустя 20 минут после торпедной атаки экипаж покинул корабль. Еще через пару минут «Хенераль Бельграно» лег на левый борт и скрылся под водой, унеся с собой в морскую пучину 323 человеческих жизни.
Тонущий крейсер. Хорошо виден изуродованный обрубок носовой части. Фотография сделана со спасательного плотика
Вернувшая через сутки в квадрат подлодка «Конкерор» наблюдала, как аргентинские эсминцы спасали уцелевших моряков из экипажа крейсера. Преисполненные благородными чувствами, британцы не посмели провести новую торпедную атаку – эффект от потопления «Бельграно» и без того превысил все их ожидания.
По аргентинским данным, из находившихся на борту крейсера 1093 человек удалось спасти 770.
Значение атаки «Конкерор» было столь велико, что событие получило оценку «Лодка, выигравшая войну». Потеря крейсера и трех сотен человек произвела ужасающее впечатление на аргентинское командование: опасаясь новых потерь, аргентинский флот вернулся в свои базы, обеспечив британцам полное господство на море. Впереди было еще много жестоких схваток, но блокированный гарнизон Фолклендских островов был обречен.
Что касается этической стороны потопления «Бельграно», то здесь имеется ряд противоречивых моментов. Крейсер был потоплен вне объявленной «зоны военных действий» радиусом 200 миль вокруг Фолклендов. В то же время, нет ни одного юридического документа, устанавливающего порядок появления этих «зон» — британцы лишь в одностороннем порядке предупредили корабли и самолеты всех стран мира, что им стоит держаться подальше от Фолклендских островов, в противном случае, они могут быть атакованы без предупреждения.
Патрулирующий вдоль южных границ объявленной «зоны войны», аргентинский крейсер представлял явную опасность для британской эскадры, и естественно, он пришел в этот квадрат явно не для того, чтобы любоваться океанскими закатами.
Чтобы избежать ненужных разговоров и бессмысленных расследований, британцы со свойственным им спокойствием, по возвращении на базу взяли и «потеряли» бортовой журнал атомной подлодки «Конкерор». Как говорится, концы в воду!
Стоит учесть, что зачинщиком Фолклендской войны все-таки была Аргентина, чей десант высадился на спорных территориях с целью спровоцировать «маленькую победоносную войну».
Экипаж крейсера «Хенераль Бельграно» допустил ряд серьезных ошибок, однако, не стоит клеймить вечным позором аргентинских моряков – буквально через 2 дня, 4 мая 1982 года, в аналогичной ситуации оказался британский эсминец «Шеффилд». Британские «морские волки» проявили непростительную глупость, отключив в зоне военных действий поисковый радар. За что тут же поплатились.
Действующие лица морской драмы:
HMS Conqueror (Завоеватель)
Британская многоцелевая атомная подводная лодка типа «Черчилль».
Спущена на воду 28 августа 1969 г.
Водоизмещение надводное/подводное – 4200/5000 тонн,
Экипаж 103 человека,
Скорость подводная 28 узлов ( ≈50 км/ч),
Вооружение: 6 носовых торпедных аппаратов, 16 торпед Mk VIII, Mk.24 «Тайгерфиш» или противокорабельных ракет Sub-Harpoon.
Первая и единственная на сегодняшний день атомная субмарина, потопившая корабль противника в боевых условиях. После победоносного возвращения из Южной Атлантики, лодка «Конкерор» приняла участие еще в одной зловещей операции под кодовым названием «Официантка» — краже советской гидроакустической станции в Баренцевом море.
В августе 1982 г. арктические воды бороздил мирный советский противолодочный патруль, замаскированный под траулер под флагом Польши. За кормой судна тащился длиннющий «трал» с закрепленным на конце секретным прибором. Неожиданно из морских глубин появилась стальная «щука» с закрепленными на ее корпусе автоматическими кусачками. «Чик!» — инструмент перекусил трал и лодка с добычей бесследно растворилась в океане.
С тех пор, по утверждению одного из британских офицеров, имя лодки «Конкерор» произносят в штабе «с большим уважением и всегда полушепотом».
ARA General Belgrano
Бывший американский крейсер «Феникс», типа «Бруклин».
Спущен на воду 13 марта 1938 г. Продан Аргентине в 1951 г.,
Полное водоизмещение 12 000 тонн,*
Экипаж около 1100 чел.,*
Скорость 32 узла,
Главный броневой пояс 140 мм стали,
Вооружение: *
— 15 х 152 мм орудий главного калибра;
— 8 х 127 мм универсальных орудий;
— 2 британских зенитно-ракетных комплекса Sea Cat;
— 20 мм и 40 мм автоматические пушки для самообороны;
— легкий вертолет «Алуэтт» производства Франции.
*все данные справедливы на 1982 год
Крейсер, обманувший судьбу в гавани Перл-Харбора, но бесславно погибший спустя 40 лет в Южной Атлантике. Говоря откровенно, к началу 1980-х крейсер «Хенераль Бельграно» представлял собой музейный артефакт. Однако, с учетом статуса «великой морской державы» Аргентины и реалий Фолклендской войны, он все еще сохранял достаточную боеспособность. Если бы «Бельграно» удалось прорваться к британской эскадре, он бы безнаказанно расстрелял все эсминцы и фрегаты Её Величества из своих крупнокалиберных орудий – у английских моряков не было никаких серьезных противокорабельных средств, кроме трех десятков дозвуковых штурмовиков «СиХарриер» с обычными свободнопадающими бомбами.
Эсминцы «Пьедра Буэна» и «Ипполито Бушар»
Бывшие американские эсминцы типа «Аллен М. Самнер».
Спущены на воду в 1944 году, проданы Аргентине в 1974 г.,
Полное водоизмещение 3500 тонн,
Скорость 34 узла,
Вооружение: 6 х 127 мм универсальных орудий, мелкокалиберная зенитная артиллерия, противокорабельные ракеты «Экзосет» (с конца 70-х).
Эсминец ВМС Аргентины «Пьедра Буэна»
В годы Второй мировой 59 эсминцев типа «Аллен М. Самнер» скромно считались лучшими в мире. Вообще американские эскадренные миноносцы тех лет значительно отличались от британских, немецких или советских кораблей аналогичного класса – достаточно сказать, что они были крупнее лидера «Ташкент»! Здоровенные посудины с океанской дальностью хода (6000 миль на 15 уз.), шестью орудиями главного калибра и полным комплектом радиолокационного и гидроакустического оборудования.
К началу 80-х годов они уже изрядно устарели, и любой развитой стране было просто неприлично иметь такой хлам в составе своего флота. Однако, учитывая реалии Фолклендского конфликта, в котором «бодались» обнищавшая Великобритания с такой же бедной Аргентиной, старые американские эсминцы все еще представляли грозную силу. В случае возможной дуэли с эсминцем «Шеффилд» последний не имел ни единого шанса – шесть 127 мм орудий против единственной 114 мм пушки! Жаль, что аргентинское командование оказалось настолько трусливо…
Подводем итоги
В Первую мировую войну англичане слишком самоуверенно заявили, что подводные лодки – «оружие бедных». Но, несмотря на презрение со стороны британского адмиралтейства, маленькие злобные рыбки быстро доказали, что могут больно кусаться. Легендарная подводная лодка U-9 потопила в одном бою три британских крейсера: «Хок», «Абукир» и «Крейси»…
В годы Второй мировой подводные лодки стали одной из самых страшных напастей – немецкие «волчьи стаи» потопили порядка 3000 транспортов и военных кораблей! Увы, несмотря на потрясающие успехи, немцам стало ясно, что никакой героизм и высокие технологии не способны принести победу, когда у противника развернута целая противолодочная система. Битва за Атлантику была проиграна, блокаду Британских островов осуществить не удалось, а на дно океана легло более 700 «стальных гробов» с запертыми внутри 28 тысячами моряков Кригсмарине.
Ситуация резко изменилась с появлением ядерных силовых установок – с этого момента лодки стали действительно «подводными», а не «ныряющими», как это было ранее. Резко повысилась их скрытность – до сих пор не найдено надежного средства, способного противостоять АПЛ. При наличии опытного экипажа и капли везения, современная атомная «щука» может незамеченной пробраться сквозь все системы охраны хоть в Мексиканский, хоть в Кольский залив.
Звучит потрясающе, но мощные атомоходы, способные пройти подо льдом до самого Северного полюса и обогнуть в подводном положении Земной шар, за 60 лет своего существования потопили всего один корабль – тот самый аргентинский крейсер! (Конечно без учета таких случаев, как, например, потопление японской рыболовной шхуны «Эхимэ Мару», случайно перевернутой при всплытии подлодки ВМС США «Гринвилл»).
19 января 1991 года американская атомная подводная лодка «Луисвилл» (SSN-724), открыла огонь по позициям иракских войск, выпустив два десятка крылатых ракет «Томагавк» из акватории Красного моря. В последующие годы, многоцелевые атомные подлодки типа «Лос-Анджелес» регулярно привлекались к обстрелу наземных целей на территории Ирака, Югославии и Афганистана. Например, АПЛ «Ньюпорт-Ньюс» выпустила 19 «Томагавков» во время вторжения в Ирак (2003 г.), а подводные лодки «Провиденс», «Скрэнтон» и «Флорида» били «Томагавками» по позициям ливийской армии в 2011 г. Особенно отличилась «Флорида» (модернизированная АПЛ типа «Огайо»), выпустившая по территории Ливии за сутки 93 «топора»!
Все это, безусловно, можно считать боевым применением атомных подлодок. Тем не менее, общий итог закономерен – атомным подлодкам ни разу не довелось вступить в настоящий морской бой – тот, для которого они создавались. Остались ржаветь в шахтах межконтинетальные баллистические ракеты подводного базирования «Трайдет» и «Синева», никуда не летали супер-ракеты комплекса «Гранит», никогда не покидали своих стеллажей 50 торпед из боекомплекта атомных подлодок типа «Сивулф». Могучие атомоходы так и остались, к счастью, оружием сдерживания, лишь изредка до смерти пугающим группировки надводных кораблей, неожиданно появившись и столь же неуловимо исчезнув в глубинах океана.
Атомный подводный «киллер» типа «Лос-Анджелес»
«Томагавки» в ракетных шахтах бывшего стратегического ракетоносца «Майами». Вместо каждой межконтинентальной баллистической ракеты поместилось по 7 крылатых ракет — итого 154 «Томагавка» в 22 шахтах. Оставшиеся две шахты заняты снаряжением для подводных диверсантов
topwar.ru
Бой 22 сентября 1914 года | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Первая мировая война | |||
Тонущий броненосный крейсер «Кресси» | |||
Дата | 22 сентября 1914 | ||
Место | Северное море | ||
Итог | Победа немцев, полное уничтожение британского соединения | ||
Противники | |||
| |||
Командующие | |||
| |||
Силы сторон | |||
| |||
Потери | |||
| |||
Аудио, фото, видео на Викискладе |
ru.wikipedia.org
Бой подводной лодки С-13. Морские сражения
Бой подводной лодки С-13
В 1945 году советская подводная лодка С-13 находилась на патруле в южной части Балтийского моря. Однажды акустический прибор лодки уловил звуки движения винтов. Командир подводной лодки тотчас же отдал приказ направить судно навстречу противнику. В 21 час 10 минут от сигнальщика поступило донесение о том, что обнаружены два немецких судна.
Шум исходил от лайнера «Вильгельм Густлов» и большого теплохода «Ганза». Вражеские корабли покидали Данцигскую бухту. А. Маринеско отдал приказ медленно приблизить субмарину к немецкому лайнеру и вести ее под дизелями.
Сигнальщики «Вильгельма Густлова» обнаружили подводную лодку, когда та приблизилась к немецкому кораблю уже на значительное расстояние. Преследование продолжалось несколько часов. Подводная лодка легла на боевой курс. В 23 часа 10 минут моряки С-13 навели прицелы орудий на вражеское судно и затем совершили четырьмя торпедами выстрел по неприятелю. Минуту спустя раздался грохот разорвавшихся снарядов. Одна торпеда достигла фок-мачты «Вильгельма Густлова», другая разрушила машинное отделение, а третья уничтожила грот-мачту. Лайнер получил дифферент на нос и стал погружаться в воду. Маринеско удалось добиться цели.
Патрульная подводная лодка с заданием справилась.
…
Морским охотником называют небольшой корабль, использующийся для поиска и уничтожения подводных лодок. Применявшиеся в ходе Второй мировой войны морские охотники имели на вооружении глубинные бомбы калибра 45–75 мм и пулеметы.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Орудийные дуэли на подводных лодках
Когда я смотрел фильмы про подводников, меня всегда удивляли (как же они потом там под водой? А подготовка к бою?) орудия у подводных лодок. Странно было представлять себе сферу их применения и функционирования в таких сложных условиях. Ну, а уж когда я увидел вот такие орудия на подводной лодке, как на первой фотке — это вообще был шок. Кстати, про человек-корабль мы уже обсуждали подробнее.
Режим полной тишины, напряженная работа акустика, маневры под водой и обмен торпедными залпами – именно такие ассоциации могут возникать при упоминании словосочетания «дуэль подводных лодок». Такой стереотип вполне правдив – в самом деле, трудно ожидать от субмарин поединка в стиле «Бисмарк» против «Худа». Тем не менее, в истории подводной войны имеются случаи, не укладывающиеся в эти рамки. В них подводные лодки вели артиллерийские дуэли на близких дистанциях в лучших традициях парусного флота времен Нельсона и Ушакова. Примером могут служить два поединка британских и итальянских субмарин в Средиземном море во время Второй мировой войны.
О них я и прочитал только что на сайте warspot.ru от автора Владимира Нагирняка. Предлагаю и вам узнать подробности …
«Триад» против «Энрико Тоти»
Этот необычный бой произошел у самой подошвы итальянского «сапога» – у мыса Колонне. 9 октября 1940 года британская подлодка T-класса «Триад» (HMS Triad) лейтенант-коммандера Джорджа Солта (George Stevenson Salt) вышла в поход с Мальты. 15 октября в 01:10 «Триад» установила обоюдный визуальный контакт с итальянской крейсерской подлодкой «Энрико Тоти» (R.SMG. Enrico Toti) под командованием капитано ди корветта (капитан 3-го ранга) Бандино Бандини (Bandino Bandini). «Тоти» возвращалась на базу в Бриндизи после неудачного выхода в море – у нее вышли из строя электромоторы.
Итальянцы опознали замеченную лодку как субмарину класса «Персей». Противники поменяли курс и начали сближение друг с другом. Британцы первыми открыли огонь из своего 102-мм палубного орудия. Итальянцы ответили огнем из двух спаренных 13,2-мм пулеметных установок и сделали три выстрела из 120-мм палубной пушки, добившись двух попаданий в «Триад». Британцы попали в «Тоти» один раз, всадив снаряд в рубку и ранив при этом двух итальянских подводников.
Во время артиллерийской дуэли противники не забыли и о торпедном вооружении. Первой торпеду выпустила «Триад». Выстрел был точным, но итальянцам чудом удалось увернуться, и торпеда прошла буквально в нескольких метрах от «Тоти». Бандини также ответил торпедой, которая попала в британскую лодку, но… не взорвалась – ее взрыватель не успел встать на боевой взвод из-за небольшой дистанции до цели!
Чуть позже командир «Триад» решил выйти из боя и погрузиться, но уходящая под воду лодка была поражена двумя очередными торпедами, которые успела выпустить «Тоти». Итальянцы не обнаружили на поверхности выживших – «Триад» погибла со всем экипажем. С момента обнаружения лодками друг друга до гибели «англичанки» прошло, по разным данным, не более 30–45 минут.
«Триад» была совсем новой подводной лодкой, вступившей в строй лишь в сентябре 1939 года.
Долгое время считалось, что жертвой «Тоти» пала другая британская субмарина – «Рэйнбоу» (HMS Rainbow). Она в паре с однотипной подлодкой «Регент» (HMS Regent) была отправлена для действий в районе залива Таранто и ни разу не вышла на связь после того, как покинула гавань Александрии 23 сентября 1940 года. В 1988 году эта версия была изменена, и теперь принято считать, что «Рэйнбоу», находясь в подводном положении, была протаранена и потоплена в Адриатическом море итальянским судном «Антониетта Коста» (Antonietta Costa) в 60 милях к северу-востоку от Бари.
Таким образом, «Рэйнбоу» уступила «Триад» печальную славу единственной британской субмарины, потопленной итальянскими подлодками в ходе Второй мировой войны. Итальянцы были столь горды этой победой, что включили сюжет боя в художественный фильм «Альфа Тау!» (Alfa Tau!), снятый ими в 1942 году.
Интересный факт – сын Джорджа Солта, родившийся за полгода до гибели отца, пошел по его стопам и тоже сумел печально прославиться. Когда 4 мая 1982 года в ходе конфликта из-за Фолклендских островов ракета с аргентинского штурмовика попала в британский эсминец «Шеффилд» (HMS Sheffield) и отправила его на дно, командиром корабля был кэптен Джеймс Фредерик Томас Джордж «Сэм» Солт. «Шеффилд» стал первым британским военным кораблем, потопленным с момента окончания Второй мировой.
Лодка «Энрико Тоти», вступившая в строй в 1928 году, единственная из всех упомянутых в рассказе пережила войну. В 1943 году она была выведена в резерв, а в 1946 году пущена на слом.
Почему бой «Триад» и «Тоти» вообще состоялся? Причины, побудившие Бандини принять вызов, понятны – у «Тоти» были неисправны электромоторы, что лишало её возможности уклониться от боя погружением. Не ясно, почему Солт так лихо, в стиле корсаров XVII века, бросился сражаться с итальянцами, что в итоге привело к гибели его самого, «Триад» и всего экипажа. Возможно, на этот вопрос поможет ответить история второго подобного боя между итальянской и британской субмаринами, который произошел полгода спустя.
«Триумф» против «Сальпы»
26 июня 1941 года британская подлодка T-класса «Триумф» (HMS Triumph) лейтенант-коммандера Уилфрида Вудса (Wilfrid John Wentworth Woods) вышла в поход из Александрии, чтобы занять позицию в заливе Сирт у побережья нынешней Ливии, и уже утром следующего дня добилась успеха в лучших традициях британского флота.
В восемь часов утра Вудс в перископ заметил на расстоянии в 2000 ярдов всплывающую вражескую субмарину. Противник набрал ход и начал активно маневрировать, что делало невозможным торпедную атаку. Тогда Вудс решился на то, что можно назвать только лихим кавалерийским наскоком.
Вошедшая в строй флота в мае 1939 года, подлодка «Триумф» действовала на Средиземном море, где потопила и повредила более десятка немецких и итальянских кораблей и судов. Лодка погибла в январе 1942 года у берегов Греции — вероятнее всего, подорвавшись на мине.
Спустя 11 минут после обнаружения противника «Триумф» всплыл и, сблизившись до дистанции в 1500 ярдов, открыл огонь из палубного орудия и пулемета. Удивительно, но противник бой принял! На палубу субмарины выскочили артиллеристы, которые открыли огонь по «Триумфу».
Бой длился семь минут, за это время британцы выпустили 33 снаряда, добившись, по их данным, пяти попаданий. Если сделать расчет по времени, то палубное орудие «Триумфа» выпускало по противнику один снаряд в 12–13 секунд. Получается, что Вудс в буквальном смысле пер на противника, сокращая дистанцию, чтобы его артиллеристы били по врагу в упор, практически не целясь.
Тактика огневого подавления противника себя оправдала. Вражеская пушка после пяти выстрелов замолчала, брошенная расчетом. После попаданий неприятельская лодка начала садиться в воду кормой. Видимо, Вудс этого и ждал, так как в 08:18 с расстояния в 600 ярдов «Триумф» выпустил две торпеды, одна из которых поразила врага, вызвав мощный взрыв. Когда осела вздыбившаяся вода, и рассеялся дым, на поверхности осталось только нефтяное пятно. Британцы не заметили в воде ни одного человека.
Подводная лодка «Сальпа» вступила в строй итальянского флота в декабре 1932 года. До своей гибели она успела совершить 15 боевых походов. Фото сделано во время спуска субмарины на воду — орудие на палубе еще не установлено.
Так нашла свою гибель итальянская субмарина «Сальпа» (R.SMG. Salpa) под командованием тененте ди вашелло (капитан-лейтенант) Ренато Гуанньи (Renato Guagni). Вместе с ней на дно отправились четыре офицера и 44 рядовых и старшины.
Бой у Бенгази
28 июня Вудс получил приказ перейти к мысу Матапан, где ожидался проход вишистского конвоя, везшего подкрепления в Сирию. Никого не обнаружив, «Триумф» 2 июля вновь занял позицию в заливе Сирт, где спустя трое суток у Бенгази снова дал бой в лучших традициях сэра Френсиса Дрейка.
5 июля в 22:22 Вудс заметил стоявшие на якоре судно и траулер ПЛО. Он принял решение атаковать, и спустя 20 минут лодка сократила дистанцию до 100 ярдов (!), в упор открыв огонь из орудия и пулемета по траулеру. Шесть первых выстрелов зажигательными снарядами были результативными, и, выпустив седьмой снаряд под ватерлинию полыхавшему траулеру, Вудс перенес огонь на торговое судно, которое он оценил в 1500 брт. По «торговцу» лодка вела огонь уже с расстояния 800 ярдов. Выпустив 15 зажигательных снарядов, Вудс решил перейти на обычные, тем более, что судно уже горело.
102-мм палубное орудие британской подлодки T-класса. Орудие устанавливалось на надстройку впереди рубки и защищалось волноотбойником. Часть надстройки, на которой стояло орудие, имела возможность поворачиваться в обе стороны на 90 градусов. На снимке орудие и его его обслуга подводной лодки «Талисман» (HMS Talisman), февраль 1942 года (Imperial War Museums).
В этой атаке «Триумфом» на самом деле были потоплены итальянские буксир «Данте ди Лютти» (Dante de Lutti) на 266 брт и торговое судно «Нинфеа» (Ninfea) на 607 брт.
Стоит отметить, что после того, как первый снаряд был выпущен, «Триумф» вписала себя в историю подводной войны весьма необычным образом. Дело в том, что дерзкая атака Вудса переполошила береговые батареи, которые начали обстреливать наглеца. Один из залпов с берега лег рядом с лодкой, окатив подводников на мостике водой. Вудс решил покинуть разворошенное осиное гнездо и приказал отходить в сторону глубокой воды. Как оказалось впоследствии, фонтан воды сопровождал попадание в лодку, хотя англичане этого не поняли. Как выяснилось по возвращении на базу, снаряд с береговой батареи продырявил балластную цистерну №1, но для «Триумфа» и его экипажа всё закончилось благополучно.
«Ныряющие пушки»
Описанные случаи, на самом деле, далеко не единственные, когда командиры подводных лодок шли на подобный риск и атаковали при помощи артиллерии вражеские подлодки, малые военные корабли, береговые объекты и т.п. Разумеется, это не означало, что британские подводники не использовали торпеды. Часто после неудачной торпедной атаки их субмарины всплывали для того, чтобы завершить начатое при помощи пушек.
Порой при ознакомлении с действиями английских субмарин возникает ощущение, что британцы считали их больше «ныряющими пушками», чем носителями торпед. Это косвенно говорит как об исключительной агрессивности командиров, желавших добиться результата в поражении одиночных целей, так и о недостаточном противодействии авиации ПЛО противника, позволявшей британским субмаринам применять артиллерию.
Артиллеристы немецкой крейсерской подлодки U 103 (тип IXB) за обслуживанием палубного 105-мм орудия. Несмотря на то, что немецкие субмарины также несли сильное артиллерийское вооружение, концепция его применения существенно отличалась от тактики английских подлодок — немцы предпочитали действовать наверняка и в артиллерийские дуэли не вступать.
Любопытно, что основные противники британцев, немцы, имели совершенно иной взгляд на использование подводными лодками артиллерии. Так, ряд пунктов из V раздела их «Наставления для командиров подводных лодок» гласил:
«271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения, и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т.е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей».
В одном из своих произведений Валентин Пикуль утверждал, что командиры английских подводных лодок были заинтересованы в каждом пуске торпед в боевых походах, так как производящие их фирмы якобы выплачивали им за это премию. Однако скорее можно предположить, что подобные премии выплачивали производители артиллерийских снарядов, так как на примере Вудса и его коллег видно – англичане жалели их куда меньше, чем торпеды. Конечно, в обоих случаях это не так – бравые британские моряки воевали исключительно за отечество и корону.
[источники]источники
http://warspot.ru/7848-nyryayuschie-pushki
U-boat Commander’s Handbook – Thomas Publications, 1989
The Admirality. His Majesty’s submarines – Merriam Press, 2007
Кемп П.К. Подводные лодки Его Величества – М.: ACT; Транзиткнига, 2003
http://uboat.net
http://www.grupsom.com
http://www.wrecksite.eu
http://www.regiamarina.net
http://rnsubs.co.uk
http://www.hmstriumph2942.com
http://www.naval-history.net
Что нибудь еще вам напомню интересного про подводные лодки: вот недавно у нас была история про Подводную лодку под парусом, а вот тут еще посмотрите, Куда тянут лодку. Вот тут интересная история про Операцию «Бегемот-2». Залп баллистическими ракетами и самая большая подводная лодка в мире
masterok.livejournal.com