Содержание

Боевой монах — Викитропы

Архетип персонажа, популярный в современной культуре. Основан на эстетике буддийского монашества, реже — христианского, какого-то их синтеза или вообще на чём-то абстрактном.

Так как монахи — что христианские, что буддийские, — постулируют своей целью уход от мира и борьбу со страстями, убийство для них как минимум… форс-мажор. Потому такого персонажа обычно делают техническим пацифистом и отягощают рефлексией на тему «соотношения цели со средствами». Либо в сеттинге зло насто-олько явное и нечеловеческое, что ни о каком милосердии речи нет. Ну в крайнем случае можно сослаться на то, что в Библии не говорится ни слова о коленных чашечках (с другой стороны, это уже порождает вопрос о лицемерии, потому что жизнь с увечиями может оказаться хуже смерти).

Чаще положительный персонаж, но есть и антигеройские, и злодейские варианты. Тогда переживаний о чужой жизни будет поменьше.

Боевой монах бывает одиночкой, но базируются они, как правило, в монастырях, которые по совместительству тренировочные базы. Пожилой представитель типажа идеально подходит на роль ментора.

Монах в Стандартном наборе классов почти всегда — именно сабж. Чаще встречается в мужском варианте, но в особо хардкорных сеттингах по этому пути идут и представительницы прекрасного пола.

Характерные черты[править]

  • Упор на ловкость вместо грубой силы. Если не сражается голыми руками, то оружие наверняка боевой шест, в космоопере — энергетическое оружие. Может использовать разные бытовые предметы как подспорье в битве. Часто владеет особыми ментальными техниками, достигаемыми при помощи медитации, молитв или зелий.
    • При этом такой монах бывает и толстым. Но это не вредит его параметру ловкости! Взять хоть брата Тука в европейском варианте или пухлых пандаренов из «Варкрафта».
  • Лёгкая одежда типа рясы, балахона. Ну, какая у монаха и должна быть. В бою не стесняет движения. Иногда вообще полуголые.
  • Философия «минимизации насилия», «соблюдения баланса», по кускам надёрганная из постулатов христианства и восточных учений (среди которых, со всей очевидностью, не только буддизм). Если боевые монахи выступают как отрицательные персонажи, это переходит в иезуитскую доктрину типа «убил без крови — не считается», а хладнокровие переходит в равнодушие ко всему, кроме своего учения.
  • Живут в монастырях, где проводятся спартанские тренировки и прививается адептам соответствующая философия. Порог вхождения в такую общину традиционно высок (как и в реале, да). Боевой монах, утративший терпение и милосердие при сохранении навыков, — типовой кандидат в повернувшие налево.
  • Обеты. Самый популярный — безбрачия, а также ограничения в пище и развлечениях. Ещё встречаются послушания — разный тяжёлый труд типа работы на огороде и переписывания книг, ибо позволяют тренировать выдержку.
    • Из обета безбрачия следует раздельное обучение мужчин и женщин, исключения редки.
  • Ступени посвящения. От простейших типа «учитель-ученик», «послушник-монах» до сложных.

Где встречаются[править]

Фольклор[править]

  • Легенды о Робине Гуде: отец Тук — именно что боевой монах.

Литература[править]

  • «Путешествие на Запад» — Сунь Укун, Чжу Базцэ и Ша Сэн, все они боевые монахи сопровождающие святого наставника в его паломничестве в Индию за священными буддийскими сутрами.
  • «Дюна» — Бене Гессерит, женский религиозно-боевой орден. Злодейский вариант. Славится нечеловеческой в прямом смысле выдержкой. Начинают как послушницы, желательно с раннего детства, проходят лютые тренировки для превращения в тайную элиту Империи. Высшее звание — Преподобная матерь, тоже как бы намекает, что отыгрывается сабжевый архетип.
  • ПЛиО: о местном Утае почти ничего неизвестно, да и культурный шаблон славян представлен лишь частично, второстепенным Норвосом. Так что сабж присутствует нестандартно.
    • «Воробьи» — теократическая группировка в Королевской гавани, занимающаяся борьбой с разными «общечеловеческими» пороками, в том числе — в среде аристократии. Вообще, их глава, Воробейшество, — септон, то есть как бы священник культа Семерых, но ведёт себя именно как монах-аскет, а его подручные одеваются «по ГОСТу» архетипа. Да и вообще, в реале многие из монахов — священноиноки[1]
    • Сложная субверсия с Ночным Дозором. Есть определённые черты монашества типа чёрных облачений, обета безбрачия, неучастия в политике. Альзо, в самом известном русском переводе дозорных зовут чернецами, а их жилища — кельями. Постоянные тренировки тоже в наличии. Но никакой философии «внутреннего баланса» нет и не предвидится: смысл в ней, когда по другую Сторону стены — или буйные варвары, или совершенно недоговороспособная нежить и ее инфернальные повелители — зловещие ледяные эльфы Иные?
  • Анафем: монахи-учёные из Звонкой долины — не только умники, как все остальные ордена, но ещё изобретатели боевой техники искводо. Один тренированный долист способен вынести толпу разъярённых обывателей. Бреются налысо, носят что-то типа хитона. Женщины обучаются абсолютно равноправно с мужчинами. В финальном квесте долисты блестяще проворачивают диверсию на корабле инопланетян.
  • В. Пелевин, «t» — такой образ пародирует граф Т. (Лев Толстой). Тут и технический пацифизм, и боевая шляпа с острыми краями, и руконогомашество, и поиски Оптиной Пустыни, которая более походит на какую-нибудь Шамбалу. Ну, и учитывая, что Пелевин — буддист, то своего главгероя он наделил миксом из реальной философии Льва Николаевича[2] и собственных взглядов. Над первой автор изрядно поиронизировал: непротивлением у графа Т. считается первый удар: ведь если ты ни на что не отвечал, то и противления нет.
    • А ещё за протагонистом охотятся боевые православные монахи К. Победоносцева. Тоже владеющие единоборствами и разными видами оружия.
  • Г. Л. Олди, «Мессия очищает диск» — таких там целый Шаолинь.
    • Отдельной жизнью зажил фрагмент этого романа, песенка «Шёл монах за подаяньем…», иронически обыгрывающая легенду о Бодхидхарме (Путидамо, Дамо), заложившем основу боевого искусства Шаолиня. По сюжету книги её сначала сочиняет попаданец из нашего времени и мира, угодивший в тело шаолиньского послушника, а затем песня идёт в народ, и простые обитатели Поднебесной досочиняют куплеты. В реальной жизни вышло примерно так же: из романа это шуточное стихотворение О. Ладыженского о превращении беззащитных монахов в крутых воинов скользнуло в среду околоролевых «менестрелей», и сейчас есть минимум три разных варианта исполнения.
  • Сердце меча — сохэи[3] из «Синдэна» («Ками-но хицуги-но синдэнгун» — «Воинство Гроба Господня»). Монашеский орден с боевыми крейсерами и вооружёнными до зубов монахами-десантниками в экзоскелетах.
  • Трудно быть богом — армия Святого Ордена состоит из них, и именно они вторгаются в Арканар под шумок, устроенный серыми штурмовиками и ночными головорезами Ваги Колеса.
  • Сто полей — упоминаются и появляются в сюжете боевые монахи, но в бой ни разу не вступают, а присутствуют как Fleet in being.

Кино[править]

  • Любые фильмы о боевых монахах Востока — с Брюсом Ли, Джеки Чаном и пр.
  • «Убить Билла» — главная героиня проходит курс тренировки в даосском монастыре у ментора-трикстера.
  • Star Wars: Джедаи и Ситхи — сабж в сеттинге космооперы.
    • «Изгой-1» — слепой Чиррут, канонiчный образец. После того, как джедайское искусство было утеряно, этот монах-энтузиаст имеет славу юродивого.
  • Priest («Пастырь»): несмотря на оба варианта названия, Пастыри — именно что боевые монахи в просторной тканевой одёжке, с аскетичным арсеналом, прыгающие на четыре метра в высоту и проч. Одна из соратниц протагониста так и зовётся — просто Монахиня.

Телесериалы[править]

  • Walking Dead: такого амплуа придерживается Морган. Сражается боевым шестом, людей изо всех сил старается не убивать. Иногда это вредит команде.

Мультфильмы[править]

  • Аватар: Легенда об Аанге: народы Земли и Воздуха (если ещё кто, дополните).
  • «Первый отряд: Момент истины» (российско-японское поделие на тему «я у мамы Кота Хирано») — в качестве второстепенного персонажа есть боевой православный монах с шестом, в качестве главных отрицательных — лично фон Фельфен (почему-то названный «фон Вольфом» — при том, что имена аналогично возвращенных с того света советскими оккультистами пионеров-героев сохранены в историческом виде) с верными рыцарями-монахами Тевтонского Ордена, второй раз призванный на службу Германии уже энтузиастами ариософии из Аненэрбе.

Комиксы[править]

  • Top Cow Artifacts: владелец Тринадцатого — типичный боевой монах, чья сила из-за артефакта просто невообразима.
  • «Инок» от Bubble. Чисто православный вариант.

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat: ряд защитников земли, как Лю Канг или Кунг Лао. Да и бог грома Рейден в таком же духе бьётся.
  • Street Fighter: Далсим, индийский монах. В амплуа попадает точнейше.
  • Warcraft: монахи Пандаренов. Помимо боевых искусств, занимаются алхимией[4] и всякими магическими уловками типа сообразить на троих создания иллюзий. По механике исполняет в группе роль танка-«уклониста», бойца или лекаря. Носят монахи кожаную броню, дерутся разным одноручным оружием. С открытием материка Альянсом и Ордой монахами научились быть и другие расы. Что очевидно для механики MMO, монахами могут быть мужчины и женщины; впрочем, никаких препятствий к этому в лоре нет[5].
    • Особо хардкорный орден — Шадо-Пан, несущий службу на «китайской» Стене. Явный оммаж Дж. Мартину с его Ночным дозором в ПЛиО.
  • Diablo: боевые монахи Ивгорода. В целом восточные, но с лёгким славянским колоритом (взять хотя бы название города).
  • Lineage II — такая профессия есть у орков, «рукопашный» вариант По описанию профессии, дерётся исключительно руками, так как тело лучшее оружие. На деле же бьёт голыми кулаками так же плохо, как и все другие профессии, его оружие — кастеты. С ними он и сражается. Что забавно, многие из высокоуровневых «кастетов» — это уже по сути не кастеты, а боевые когти. Также с обновлением GD 2.4 появилась раса Артея, воительницы которых также используют кастеты и боевые когти, природную ловкость и лёгкость для сражения врагов.
  • Overwatch: Дзеньятта, киборг омник  — боевой монах. На тормозах, так как исполняет роль саппорта. Но может и зарядить залпом энергии.
  • Kingdom Rush: Origins — монахи ордена Поющих Клинков (Bladesingers), воспринимающие бой как высшее искусство. По стилю боя чем-то похожи на ассасинов из Frontiers, хотя не умеют прятаться и инстакиллить врагов.
  • Majesty: Монахи Дауроса из первой части — классическое оно.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons: класс монах, собсно. Кодификатор в игровых сеттингах.
  • Warhammer 40 000: субверсия у Адепта Сороритас (Сёстры Битвы). Некоторые выглядят в стиле сестёр милосердия, с характерным головным убором. Только вот щадить вас они не будут — в рвении вырезать врагов Императора «сороритки» дадут фору многим гвардейцам и космоморячкам.
  • Magic: the Gathering: у Белой масти есть такие. Например, человек-носорог!
  • Mage: The Ascension — Акашитское Братство в индийско-буддийском стиле, У Лун в стиле китайского даосизма, и Небесный Хор (и его боевая ветвь, Тамплиеры) в европейском стиле.

Реальная жизнь[править]

  • Среди восточных монахов есть и такие. Но в целом их воинственность преувеличена массовой культурой.
    • Исключением являлась разве что средневековая Япония. Преувеличивать воинственность тамошних сохэев из буддистских монастырей и синтоистских отшельников-ямабуси бессмысленно: они настолько активно участвовали в междоусобицах вплоть до конца периода Сэнгоку (XV — начало XVII вв.), что оставили громадный след в истории — вплоть до существования «монашеских княжеств», провинций, управляемых не самураями, а лидерами буддистских общин. Кстати, заодно монахи резались и друг с другом. В последнем случае споры шли не о путях к просветлению и прочих божественных вопросах, а о вполне мирских делах — делили земли, влияние, доходы от монастырей[6]. Кроме того, в монахи часто уходили самураи: или потерявшие господина, но не желавшие ни делать харакири, ни становиться ронином, либо несогласные со своим господином (уход в монастырь был способом разорвать клятву верности, не теряя лица и не становясь предателем). Изрядная часть таких самураев потом оказывалась в рядах сохэев.
  • Александр Пересвет и Андрей Ослябя, иноки Троице-Сергиева монастыря и участники Куликовской битвы. Так как происходили из бояр (в Древней Руси это были не «толстяки на мешках с золотом», а воины с младых ногтей), в порядке редкого исключения были благословлены игуменом Сергием защищать Русь с оружием в руках.
  • Духовно-рыцарские ордена — на тормозах. Дело в том, что помимо собственно боевых монахов, составлявших ядро ордена, у орденов на подхвате были и оьычные рыцари, принявшие лишь часть обетов ордена, называемые «полубратьями», и толпы обычных солдат, никаких обетов не приносивших. Впрочем, некоторые ордена (такие, например, как орден Святого Антония в Эфиопии — один из немногих орденов православного христианства[7]) от монастырей отличались мало.
  1. ↑ Если Мартин достаточно прошарен в истории, Воробьи могут быть отсылкой к православным активистам общине парабаланов в Византии IV—V столетий, занимавшейся помощью больным и увечным, а также погромами. Попадание в образ довольно точное, ведь Воробейшество завоёвывает популярность в народе, именно апеллируя к борьбе за простой люд.
  2. ↑ Тоже близкой к восточной, взять то же непротивление.
  3. ↑ Что любопытно, слово переводится с японского примерно как «священник-солдат».
  4. ↑ Да-да, варка волшебного пивка — это именно оно, а не просто подспорье к запущенному алкоголизму субъектов типа Чэня!
  5. ↑ В отличие от эльфиек-друидок и эльфов-мужиков-жрецов, которым обоснуй прикрутили постфактум.
  6. ↑ В этом, кстати, характерное отличие от духовно-рыцарских орденов в Европе: японские сохэи даже не притворялись, что воюют за истинную веру, а открыто признавали, что убивают врагов не потому, что те «мерзки Будде», а потому что такова политика.
  7. ↑ Эфиопская церковь считается православной, хотя и сохраняет множество норм ещё Ветхого Завета. В частности, там существует запрет на свинину, практикуется обрезание (к сожалению, часто и женское), и т. п.

wikitropes.ru

Шаолиньские монахи: бойцы или миф?

Когда началась эпоха «видеосалонов» мой первый фильм там был «Шаолинь: претенденты на смерть». Сказать, что это оставило во мне неизгладимый след — это ничего не сказать.

Это уже потом я узнал, что за всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – прародитель. Это северный монастырь Суньшань.

Монастырь Шаолинь основан в 495 году н.э. индийским монахом – Бодхидхармой, или по другому его называли Дамо. Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится – «Монастырь в лесу, на горе Шао».

Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи?

Монастырь был основан еще в 495 году, но лишь в 530 обрел свой путь. Дело в том, что именно в этом году в Шаолинь прибыл первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков.

Дамо был родом из Индии и пришел для того, чтобы обучить местных монахов своему учению. И он пришел не на пустошь, а в монастырь, еще построенный в начале III века даосскими монахами. Этот монастырь был крепостью на горе Суньшань. Учение стало называться «Чань» — которое основано на созерцании мира и медитации.

Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.

Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.

Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.

В течение полутора тысяч лет существования монастыря в нем создавались, отбирались и передавались новым поколениям уникальные формы ушу, отличные от других школ и направлений. Фундаментальные основы шаолиньского стиля сформировались уже к концу правления династии Суй (581-618 гг.) — началу царствования династии Тан (618-907 гг.).

Монахи ШаолиняЭпоха Суй — время расширения владений Шаолиня. Так как постройки монастыря и его земли раскинулись в предгорьях гряды Суншань, где находили прибежище вооружённые шайки, промышлявшие грабежом, монастырь вынужден был создать для самообороны собственный небольшой военизированный отряд. Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов.

Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.

После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж.

За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств.

В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапаМонахи храма Шаолинь ученик должен был сдавать экзамен.

В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах – удары руками.
В третьих – ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.

Когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Посох — главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.

Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.

По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.

Но к 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров. А в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань так и вовсе поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань.

Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них.

Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь.

Боевое искусство монахов называется Шаолинь-Сы Цюань-Фа, или сокращенно Шаолинь-Цюань. Сюда входит не только рукопашный бой, но и уникальные способы владения оружием.

Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.

[источники]
источники
http://kungfu-shaolin.ru/shaolin/history/nachalnyj-ehtap
http://dnpmag.com/2017/10/09/shaolinskie-monaxi-bojcy-ili-mif/
http://azialand.ru/shaolin/

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

masterok.livejournal.com

Монахи Шаолинь. Тренировки монахов Шаолиня. 10 мифов о монахах Шаолиня :: SYL.ru

В центральном Китае на горе Суншань стоит буддийский монастырь Шаолинь, окутанный многочисленными легендами и мифами. Храм был основан индийским монахом Бхадра в 495 году. В начале VI века патриарх чань-буддизма Бодхидхарма передал послушникам свои знания о медитации, тайные методы религиозных практик, а также ряд приемов, направленных на поддержание физического здоровья. Как центр боевых искусств монастырь прославился в VII веке, когда монахи Шаолинь помогли удержаться на престоле Ли Шиминю.

Секретные техники

В XII веке монах Цзюэюань отправился искать настоящих мастеров боевых искусств. После продолжительных странствий он познакомился с тремя воинами, которые поддержали его стремления изучить секретные знания. Будущие монахи Шаолинь перерабатывали уже имеющиеся техники, внося свои изменения. Например, «18 рук архатов» переродился в комплекс «72 руки», который был дополнен 170 приемами. Один из четверых мастеров Бай Юнфэн создал систему «кулак пяти составляющих». Данная техника соотносилась с движениями пяти животных – леопарда, дракона, тигра, журавля и змеи.

Храм Шаолинь сейчас

Благодаря СМИ и развитому туризму популярность монастыря достигла огромных высот. Государственные деятели Китая вложили большие средства в благоустройство региона и формирование индустрии туризма. В расчете на привлечение иностранцев, вокруг Шаолиня был построен ряд коммерческих школ боевого искусства.

В 1994 г. в США был основан шаолиньский храм. В нем широкому кругу желающих преподается философия чань-буддизма посредством освоения медитативных техник и боевых искусств кунг-фу, цигун, тайцзицюань.

В 2006 году в России открылась школа цигун и кунг-фу (основатель – воин-монах Ши Янбин). Здесь могут обучаться основам боевых искусств и дыхательной гимнастике как взрослые, так и дети.

Утро в храме

Монахи монастыря Шаолинь просыпаются в пять утра. После подъема все ученики и мастера собираются у главного храма во дворе. Здесь два часа они предаются медитации. Это обязательное правило, которое соблюдают все послушники, независимо от возраста и погодных условий. В помещениях могут медитировать только настоятель и старейшины совета. Рядом с монахами стоят надзиратели, которые будят ударами палок тех, кто начинает засыпать. Послушники должны поблагодарить за бдительность, тем самым прививается уважение к старшим.

После медитации монахи переходят к гимнастическим упражнениям, направленным на развитие гибкости тела. Нагрузки тяжелые, неподготовленный человек с ними не сможет справиться. Тренировки монахов Шаолинь начинаются с самого детства. К гимнастике добавляются дыхательные упражнения. По окончании первых занятий проводятся водные процедуры и массаж. Обливание осуществляется холодной водой из горных рек. Массаж проводится по специальным методикам с использованием мазей.

Далее монахи идут на легкий завтрак, а затем приступают к изучению канонов. Воины, размещаясь в главном храме, слушают лекции о жизненном пути, религии, просветлении, знакомятся с текстами священных книг. Также в это время проводится обучение основам права, медицины, красноречия, философии. В заключение настоятель распределяет обязанности между новичками.

Тренировки монахов Шаолинь

После обучения воины выполняют упражнения, направленные на совершенствование физического тела, включая техники для развития сухожильной и мышечной силы. Монахи Шаолинь отличаются фантастической выносливостью. Ее секрет заключается в ежедневных и планомерных изнурительных тренировках, к которым организм пытается адаптироваться.

После физических упражнений монахи переходят к занятиям боевыми искусствами. Новички изучают пять стилей Шаолинь цюань: тигр, дракон, змея, леопард, богомол. Каждое направление развивает определенное индивидуальное качество ученика. После трехлетнего обучения пяти стилям послушник получает статус монаха-воина и надевает специальный пояс. После этого начинаются более суровые тренировки, все они проходят согласно древним традициям храма.

Основы питания

После окончания утренних тренировок, около двух часов дня, начинается обед. Воины не употребляют мяса. Основное питание монахов Шаолиня подразумевает употребление злаков, бобовых и масличных культур, овощей и фруктов. Меню варьируется в зависимости от времени года. Обязательными добавками к блюдам являются лекарственные коренья и травы. После обеда монахам дается один час личного времени.

Вечерние тренировки

По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Итог освоения навыка — образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.

После изнурительных тренировок в семь вечера послушников ожидает ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до глубокой ночи.

Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе послушники демонстрируют свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.

Выступления и бои монахов Шаолиня

Воины монастыря не так часто демонстрируют обычным людям искусство владения телом, которое основано на старинных духовных практиках. В основном выступление монахов Шаолиня можно наблюдать на территории самого храма. Их проводят для привлечения внимания к искусству боя. Но иногда ученики Шаолиня выезжают в другие страны. Так, в 2015 году в Латвии проводилась демонстрация уникальных навыков буддистских воинов. В Москве также периодически выступают мастера легендарного храма, показывая умелое владение разным оружием и боевыми стилями.

Монахи Шаолинь на ринге тоже периодически появляются. Битвы проводятся между учениками разных боевых школ. Древние традиции не поощряют показные бои, но современный мир требует более плотного ознакомления с тайнами искусства. Так, одним из известных воинов является Лю Илун, который был участником ряда соревнований со спортсменами разных стилей. Но принадлежность мастера к настоящему искусству Шаолинь не доказана, скорее всего, он проходил обучение на территории монастыря в одной из множества школ. После боя выигранные деньги должны быть переданы монастырю.

Заповеди мастеров

Составленные некогда Цзюэюанем правила жизни для воинов соблюдают до сих пор все монахи Шаолиня. Возможности человека, посвятившего себя развитию и совершенствованию в этом монастыре, запредельны. Какие же это заповеди? Перечислим некоторые из них:

  1. Главной задачей является совершенствование тела и души. Поэтому нужно тренироваться каждый день, без отвлечений.
  2. Боевое искусство храма Шаолинь используется только в качестве самозащиты.
  3. К наставникам и учителям нужно относиться с почтением и уважением.
  4. С братьями необходимо быть искренним, не обманывать их и уважать.
  5. Нельзя использовать силу для выяснения отношений.
  6. Нельзя употреблять мясо и вино.
  7. Стараться не увлекаться женщинами сверх меры.
  8. Боевым техникам нельзя обучать обычных людей, можно поделиться только медицинскими навыками.
  9. Не должны восхвалять свои достижения монахи Шаолинь.

Секреты долголетия, которыми обладают мастера, основаны на соблюдении данных заповедей. Существуют еще внутренние запреты храма. Например, нужно избегать нерадивости и лени, зависти и гнева и обязательно пройти все ступени обучения.

Как стать истинным монахом Шаолиня?

Воины монастыря рассказывали об огромной работе над совершенствованием своего тела и разума. Нужно доказать мастерам, что у ученика светлая душа и выносливое тело. Послушника никто не торопит в усвоении знаний и навыков, наставник будет ждать, сколько потребуется. Когда начинающий воин будет готов, мастер ему сообщит и отправит на экзамен.

Истинными монахами Шаолиня заведомо являются основатели монастыря и учений в нем. Так, первый патриарх Бодхидхарма после себя оставил два труда: «Канон об очищении костного мозга» и «Канон об изменении мышц», а также боевой стиль «Кулак архатов раннего неба». Мастер Цзэ Хунбэй, живший во времена династии Тан, внес в ушу «обманный стиль». Наставник Фу Ю разработал искусство коротких ударов на ближних дистанциях. Бай Юйфэн вместе с монахом Цзяо Юанем создал новый стиль, который включал приемы школ Леопарда, Тигра, Змеи, Журавля и Дракона.

При династии Цин жил известный мастер Чжэнь Цзюнь. Монах в совершенстве владел «искусством легкости». Он без труда запрыгивал на крыши домов и перелетал со скалы на скалу. «Живой легендой» был Хай Дэн, который родился в провинции Сычуань. Во время занятий он достиг совершенства в управлении внутренней энергией и мог, например, заставить забурлить в тазу воду. Мастер принимал участие в написании книг и пособий по боевым искусствам, был известен как знаток нетрадиционной медицины. Хай Дэн был способен исполнить сто комплексов Шаолиня, владел 18 видами оружия, а в возрасте 75 лет мог стоять на двух пальцах в течение часа. Несмотря на небольшой рост, сила его удара достигала 500 килограмм. Имена монахов Шаолиня, оставивших неизгладимый след в истории монастыря, достойны того, чтобы их помнили. Все мастера отличались преданностью своему делу и верой в боевое искусство.

Секреты и мифы о жизни воинов Шаолиня

Сущность невероятных способностей мастеров заключена в использовании энергии Ци. Ее применение, например, помогает контролировать болевые ощущения. Неотъемлемой частью в освоении чань-буддизма является полное развитие пяти чувств ученика, а также улучшение его мышления, памяти и интуиции. Конечная цель боевого искусства — постижение себя и слияние с Абсолютом. Обретение душевного равновесия дарует ученику способность быть непоколебимым в любых ситуациях. Длительные медитации и развитие мудрости способствуют приобретению уникальных способностей, например таких, как ясновидение.

Второй из распространенных 10 мифов о монахах Шаолиня – это заимствование основных черт у индийских животных в некоторых видах боевых техник. По словам историков, все приемы формировались внутри группы воинов, которая изначально исполняла роль частной армии. Существует легенда о том, что тринадцать мастеров Шаолиня победили стотысячную армию солдат, чтобы спасти императора Тан Тэйзонг. Однако сведения были несколько искажены. Монахи действительно сыграли важную роль в исходе битвы, но появились они только в решающем сражении.

Воинов наделяли сверхъестественными способностями. Например, существует сказание о битве с японскими пиратами, когда трое монахов закопали себя при помощи тростника и уползли под землей, тем самым сохранив себе жизнь.

Финальные испытания в монастыре тоже обросли множеством легенд. Так, до сих пор не доказано существование учебного лабиринта-ловушки с деревянными манекенами.

Уход из монастыря, по преданиям, тоже был нелегким. Желающему покинуть стены обители нужно было объединиться с тремя монахами и сразиться против 18 воинов. В случае победы монастырь лишался сильнейших бойцов.

До сих пор существует легенда о поваре храма, который тайно развивал в себе физические и духовные умения. Звали его Цзи Нау Лоу. Он смог обратить в бегство группировку «Красные тюрбаны», напавшую на монастырь.

Почитаемый в храме Шаолинь Бог Вапрапни тоже окутан мифами. Так, он заставил съесть запретный кусок мяса монаха Шенгчоу, над которым в монастыре издевались. В награду за содеянное воин получил силу и возможность расправиться с обидчиками. Такая легенда противоречит заповедям монастыря.

Многие бойцы и обычные люди хотели обучиться боевому искусству Шаолиня. Так, один из мифов повествует об индийском принце Бодхидхарма, осуществившем свою мечту путем заточения себя в пещере, где он медитировал девять лет. Настоятели монастыря были впечатлены и предоставили ему отдельную комнату.

Но этим сказание не ограничивается. Существует продолжение легенды о принце. Так, рассказывают, что на седьмом году заточения Бодхидхарма уснул. Чтобы больше этого не повторилось, он обрезал веки. Упав на землю, они превратились в чайные кусты.

В сети можно найти видео, в котором буддийский монах пробивает броском иглы шарик, находящийся за стеклом. Однако и это чудо оказалось не более чем мифом. Его удалось развенчать команде «Разрушителей легенд».

Еще много невероятных историй рассказывают о знаменитом месте – храме Шаолинь. Это только поддерживает интерес к жизни в монастыре и привлекает все больше туристов в Китай.

www.syl.ru

Вся правда о таинственных боевых монахах Шаолинь (7 фото)

Древний китайский монастырь Шаолинь давно превратился в культурное явление. Распространение буддизма из Азии на Запад, Брюс Ли и даже история о «Звездных Войнах» и «Кунг-фу Панде» была вдохновлена этим монастырем. Однако большинство из нас практически ничего не знает о том, кем на самом деле являются таинственные боевые монахи Шаолинь. 

Его основали индийцы

Монастырь Шаолинь является неотъемлемой частью китайской культуры, но основателем его был странствующий буддийский монах из Индии — Батуо. Под его руководством был построен первый монастырь, который постепенно развился в целую школу.

Боевые монахи

Многие думают, что Шаолинь стал первым монастырем, где практиковали боевые искусства. На самом деле, еще за столетия до его создания существовали центры обучения воинов-монахов в Индии. Кроме того, в Тибете также существовал особый орден, пользовавшийся покровительством самого Далай-ламы.

Кунг-фу

История кунг-фу также началась задолго до Шаолиня. Ко времени становления династии Мин (1368-1644 г. н) Шаолинь действительно стал ассоциироваться именно с этим боевым искусством, но на деле эталонные техники кунг-фу зародились примерно в 500 г. до Р. Х.

Оборотень из Шаолинь

Во второй половине 19-го века жил человек по имени Тай Джин, прозванный Оборотнем Шаолиня. Мальчик родился с гипертрихозом: испуганные родители отнесли младенца в лес, где его нашли монахи монастыря. Здесь его вырастили и воспитали воином-буддистом — легенда гласит, что Тай Джин стал единственным за полвека человеком, который овладел техникой Дим Мак, смертельного прикосновения.

Японские пираты

В начале 16-го века прибрежные города Китая постоянно разорялись японскими корсарами-вака. В 1553 году они обнаглели настолько, что атаковали и захватили огромный прибрежный город, Ханчжоу. Император Китая направил 120 шаолиньских монахов на борьбу с вака, и эта небольшая группа смогла полностью зачистить побережье страны.

Цзеба

В фильмах о кунг-фу часто показывают, как шаолиньским монахам на лбу наставники рисуют девять круглых точек (по три в каждом ряду), которые носят название «Цзеба» (Jieba). Эта священная метка служит признаком того, что монах завершил своё обучение. Каждая точка символизирует одно из девяти основополагающих правил поведения, которым должен следовать каждый монах.  Миру известно всего 43 человека, которым удалось до конца пройти церемонию нанесения священной метки. Среди них есть один итальянец – Франко Тестини (известный как Ши Янь Фан), настоятель буддийского храма в Калифорнии. 

Звездные войны

В одном из интервью Джордж Лукас признавался, что на создание саги «Звездные войны» его вдохновили монахи Шаолиня. Между историями появления Ордена джедаев и Шаолиньского монастыря также есть немало общего. В фильме «Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов» Палпатин приказывает Анакину Скайуокеру совершить нападение на храм джедаев и убить всех юношей, которые там обучаются. Шаолинь имел схожую судьбу: в XVIII веке император Цянь Лун распорядился уничтожить монастырь и всех его обитателей, включая детей.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Шаолинь живая боевая легенда китайской культуры и религии

Шаолинь – самое известное в Мире боевое искусство, покрытое тайной и легендами о
мастерстве ведения боя монахами Храма Шаолинь.

Мастерство бойцов Шаолиня и пугает и удивляет совершенством над телом человека и законами физики. Эти способности монахов не поддаются логическому объяснению. Одно известно, что главным отличием в технике ведения боя и достижения сверхчеловеческих способностей, является развитие духа и контроль над энергией жизни – ЦИ, с полной гармонией с природой и животными.

История Шаолинь

Из 5 священных гор Китая, горы Суньшань — центральные. Их местоположение дает мощную энергию, обладающую целительной силой. Еще до первых поселений, возникших еще в первом тысячелетии до .н.э., здесь селились монахи, отшельники, мистики, колдуны, философы – ищущие истинных знаний о бытие.

Это место посещения правителей средневекового Китая для общения с духами. Эти горы стали прародиной Ушу и различных мистических школ даосских учений. Здесь и начинается история Великого знаменитого на весь мир монастыря Шаолинь.

Мир не знает более известного монастыря, чем монастырь боевых искусств Шаолинь. Слава и известность монастыря не преувеличена. Воины-монахи действительно были грозной силой и ни чуть не уступали профессиональным военным Китая, даже их превосходили.

Монастырь Шаолинь

За всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – прародитель. Это северный монастырь Суньшань.

Монастырь Шаолинь основан в 495 году н.э. индийским монахом – Бодхидхармой, или по другому его называли Дамо. Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится – «Монастырь в лесу, на горе Шао». Уже в 620 году монастырь получил право от китайского правителя содержать свое собственное войско.

Основатель Шаолинь Бодхидхарма (Дамо)

Дамо был родом из Индии и пришел для того, чтобы обучить местных монахов своему учению. И он пришел не на пустошь, а в монастырь, еще построенный в начале III века даосскими монахами. Этот монастырь был крепостью на горе Суньшань. Учение стало называться «Чань» — которое основано на созерцании мира и медитации.

Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.

Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.

Дамо считал, что достигнуть «Будды» можно лишь длительными упражнениями не только духа, но и всего тела. В здоровом теле – здоровый дух. Тело и дух равны по силе, и только равное развитие даст «Будду». В этой концепции отличие учения Дамо с классическими учениями монахов тех времен.

После долгих медитаций тело Дамо потеряло свою гибкость. Он изобрел систему упражнений для обновления и усовершенствования связок и костного мозга. И научил монахов, так как видел, что их тела страдают от долгих медитаций.

Путь Шаолиня

В воспитанники в монастырь Шаолиня принимаются дети от 4 до 6 лет. К 18 годам они должны сделать выбор: или уйти в мирскую жизнь, где продолжать учение и распространять его среди мирных людей или остаться в Храме Шаолинь навсегда.

Ученики занимаются весь день. Но лучшее время для тренировок, считают монахи, с 3 до 7 утра.

Еще до появления Дамо, существовали боевые искусства, основанные на стиле пяти животных. Но Дамо вместе с этим принес еще и свою особенную философию. Что изменило в корне суть тренировок и мировоззрение.

Философия Шаолинь

Его заслуга – он подарил Китаю концепцию «Уде». Эта философия боевых искусств означает воинскую добродетель, честь. До появления Дамо, китайцы изучали боевые искусства для того, чтобы унижать и отбирать у слабых людей нажитое. После принятия «Уде» китайцы стали стремится к духовному развитию, к самозащите и защите слабых.

«Воин не должен убивать. Он должен защищаться. Использовать тайны медицины и анатомию человека и использовать ее во благо». Можно ударить человека в точку на теле, и он потеряет сознание на время, но жизнь его будет сохранена.

Во все времена монахи странствовали по всему свету и распространяли свое учение, о чем и говорит слава и известность монастыря Шаолинь. Эти странствия были направлены на сбор денег для своего Храма, так как пять заповедей монаха Шаолиня не давали возможности добыть много денег.

В начале становления Шаолинь на монахов часто нападали разбойники, а при малейшем неповиновении и сопротивлении их убивали. Со временем положение изменилось. Разбойники стали обходить стороной послушников монастыря Шаолинь и боялись их намного больше чем солдат. В чем причина?

Путем длительных уникальных физических тренировок и медитаций, монахи шаолиня достигали невероятной силы духа и тела. При этом уходили многие годы для достижения таких целей, но результаты того стоили. Дзен буддизм помог монахам обрести полный контроль над телом, над разумом и эмоциями.

Один ученик монастыря Шаолинь мог противостоять целому отряду солдат и при этом остаться в живых, тем самым создавая мифы и слухи о непобедимости монахов.

Иная сторона учения Дамо

Однако концепция пути шаолиня никогда не рассматривала боевые навыки как основное направление. В основу бралось духовное развитие человека.

Заповедь боевой добродетели гласит:

• монах никогда не будет биться с монахом
• монахи не должны нападать первыми

Шаолиньские монахи никогда не считали себя солдатами или бойцами. Они вынуждены были использовать свое умение только для самозащиты или восстановление справедливости.

При главном входе в монастырь Шао-Линь стоит памятник шаолиньского монаха  в полный рост, в приветственном боевом поклоне. Что говорит: «Мы пришли с миром и не желаем зла, но можем за себя постоять». Поэтому главная цель очень сложных физических тренировок — это самосовершенствование и полный контроль над потоком энергии тела, чистый разум и добро души.

Секрет способностей монахов Шаолиня

Энергия «Ци» — в переводе с китайского означает дух или жизненная энергия. В других боевых учениях она называется по другому, но суть одна. Именно правильное использование энергии Ци, понимание ее позволяет достичь невероятных высот по управлению своим телом и духом.

Эффект применения Ци мастером может быть невероятным и неправдоподобным. Человек может контролир,овать боль, может совершать, то, что простым людям это покажется невозможным.

Чань-буддизм основан на развитии всех пяти чувств человека на все 100 процентов и улучшение памяти, мышления, логики и интуиции.

Так возник особый вид боевых искусств Китая — Шаолинское Ушу, с его легендарными физическими тренировками и боевым психотренингом. О которых снято множество художественных и документальных фильмов. Конечная цель — постижение самого себя и полное слияние с Абсолютом.

И достигнув прозрения человек не выпадает из жизни, а приобретает другое, иное видение реальности, получив силу изменения законов физики и бытия. Путем приобретения душевного равновесия человек становится непоколебим. Путем длительных медитаций и развития внутренней мудрости монахи шаолиня приобретают сверхчеловеческие способности, могут видеть прошлое и будущее.

Благодаря практике чань-буддизма монах в бою может выбрать лучший вариант ведения боя, это помогает также и в любой экстренной жизненной ситуации. При этом появляется способность мгновенно отреагировать на любую неожиданность — на стресс или внезапное нападение. Именно это умения чань привлекает множество мастеров боевых искусств и простых людей в монастырь шаолиня.

Застать врасплох монаха шаолиня невозможно, так как он на духовном уровне заранее почувствует негативную энергию, направленную против него и будет готов к этому. Боевой комплекс созданный сотнями лет боевыми наставниками шаолиня вобрал в себя наиболее эффективные приемы, в том числе тайные приемы воздействия на болевые точки человека, захваты и освобождения от захватов.

Этот комплекс получил название «Кулак шаолиня». Почему один монах мог противостоять 10 солдатам профессиональной китайской армии. За это их боятся и уважают. О чем гласит легенда, основанная на реальных событиях о 13 воинов монахах шаолиня.

Легенда о тринадцати воинах монахах

Впервые известность монахов шаолинь проявилась в рассказах китайского народа, когда в начале 7 века понадобилась помощь императору династии Тан — Ли Шиминь.

В 617-621 годах случилась «Великая смута» в Поднебесной. Император потерял трон и обратился к монахам за помощью. В защиту императора был отправлен отряд монахов из тринадцати человек.

Этот прославленный отряд возглавил один из лучших инструкторов по боевым искусствам – Таньцзун. Он был знаменит своим умением в бою на коне с посохом. В походе участвовали знаменитые мастера ушу Шаньху, Хуэйян, Чжицяо.

13 монахов приняли тяжелый бой, и враги императора были разбиты. Император снова взошел на трон. А монастырю были пожалованы земли. Тогда монахам было разрешено пить вино и есть мясо. Но монахи шаолинь не едят мясо и не пьют вино. Хотя сила слова того императора не отменена и есть и пить можно и по сей день.

Монахи шаолинь, как и все буддисты придерживаются пяти заповедей:

  • Не убивай
  • Не воруй
  • Не прелюбодействуй
  • Не пей вина
  • Не лги

Спасенный император жаловал монастырю Шаолинь почетный титул — Первый монастырь Поднебесной. С разрешением содержать особые монашеские боевые войска, численностью в 500 человек.

На территории монастыря до сих пор сохранилась каменная Стелла с надписью самого императора Ли Шиминя, подтверждающие все привилегии данные монастырю Шаолинь. Благодаря императору увеличена библиотека монастыря. Эта легенда о справедливости, силе, мужестве, добродетели монахов Шаолинь – это реальность, доказанная документально и обоснована реальными фактами из истории Китая.

Реформы Шаолиня

В 10-11 веках был создан спец.отряд из монахов бойцов. Отряд — почитаемый в Поднебесной. Монахи Шаолинь всегда были готовы защищать свою обитель и своего императора. А чтобы защищать страну и свой Дом, нужно уметь обладать воинским искусством. Для монахов выйти на тропу войны, не обучившись боевым навыкам заранее – значит предать свое учение и страну.

В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапа ученик должен был сдавать экзамен.

В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах – удары руками.
В третьих – ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия. 

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.

Поэтому монахами становятся не все – это правило работает и в наше время.

Роль Шаолинь в Китайской истории и истории Мира

В 13 веке, когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Посох — главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами. А его монахи — ученики безо всякого труда и малейшего страха на лице отбивали посохами град стрел, летящих в них.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.

Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.

По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Лес Пагод

Конечно, монахи пали в неравном бою, но имена смелой четверки навеки выбиты на монастырском кладбище. Оно называется «Лес Пагод». Где захоронены Великие мастера и настоятели шаолиня. Эти пагоды сохранились и до наших времен, несмотря на века, ветра, дожди, пожары и разрушения.

Самая старая Пагода построена в 8 веке н.э. Великий полководец очистил Китай от японских пиратов и разбойников. После этого слава Шаолиня и хранителей боевых искусств осталась на века.

Выдержки про Шаолинь

В уездных хрониках области Юн Бо говорится, что Шаолинь не имеет себе равных в Поднебесной по техники кулачного боя. Что один странствующий монах может устоять против врагов, превосходящих его в количестве в десятки раз.

Золотой век Шаолиня

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.

Современный Шаолинь

По сей день монастырь охраняется стражами, которых называют Хум и Ха. Эти статуи строго наблюдают за намерениями, входящих в храм. Настоящие мастера боевых искусств могут парализовать противника одним лишь боевым кличем. О связи голоса с нервными центрами хорошо знали в Шаолине.

Поэтому все упражнения монахов сопровождаются мощными выкриками и выбросом энергии Ци. Хум произносится с закрытым ртом, а Ха с открытым.

В своих записках и отчетах, путешественники рассказывали, что занятия монахов боевыми искусствами подчинены лунному календарю. Монахи тренировались обычно на рассвете. И особенно активно в первую половину лунного месяца. В этот период все силы человека на подъеме. Линии звезд в Шаолине учитывались и других мероприятиях, таких как военные походы.

Шли века, и боевое искусство монахов росло. Монастырь Шаолинь развивался за счет прихода новых мастеров боевых искусств и нововведений. Но продолжительные тренировки не рассматривались монахами Шаолинь как основное направление. Совершенствование тела – это всего лишь продолжение религиозной практики и медитации.

В 1920 годах, когда в стране случилась неразбериха. Когда каждый регион, любая деревушка объявила свою независимость, и где был свой правитель – монастырь был разбит и сожжен. Монахи разбрелись по всему Китаю. Кто-то пошел на военную службу. Многие стали профессиональными военными, так как имели боевую подготовку на высоком уровне.

Воевали во второй мировой. И только в 1970-х годах японский последователь учения Дамо, при помощи японского правительства, которое выделило денежные средства – восстановил Храм Шаолиня и отыскал оставшихся в живых монахов.

Сегодня учение Шаолинь и Храм Шаолинь – более похож на музей, где билеты очень дорогие. На прилегающей территории монастыря работают мелкие сувенирные лавочки, небольшие ресторанчики, закусочные.

Когда то здесь была благоговейная тишина, покрытая тайнами. Иногда слышны выкрики тренирующихся монахов. Сейчас бродят толпы туристов, рассматривая красоты монастыря, памятники культуры.

Однако в закрытую часть монастыря, где тренируются и медитируют монахи, попасть невозможно и в наши дни. Многие считают, что Шаолинь медленно, но верно уходит в историю, однако настоятели монастыря всеми силами стараются сохранить и приумножить сокровища Шаолиньских мастеров.

О величии Шаолинь и его послушников, можно узнать о регулярно проходящих фестивалей Шаолинь, где демонстрируется сила и умение монахов, не подвластные логическому объяснению.

Интересно! Боевые искусства Китая

Судьба Шаолиня величественна, удивительна, противоречива и трагична. По сути, Шаолинь – это живая легенда китайской культуры и религии, корнями уходящая в глубину китайской боевой традиции.

Шаолинь видео

azialand.ru

Боевой монах | EG.RU

Инок, воюющий бок о бок с луганскими ополченцами, сочинил гимн Новороссии

В Луганске рядом с парнями в камуфляже можно встретить мужчину в черном подряснике. Это схимонах Илия (РЕТИНСКИЙ), совместивший монашеские четки с гитарой и автоматом Калашникова. Отец Илия стал духовником батальона «Леший».

— Вот мой шестиствольный миномет, — улыбается схимонах, поглаживая гитару.
На духовный путь он стал в середине 90-х из-за необычного обещания Богу.
— Был момент выбора, в это время как раз играла песня Высоцкого, и я начал молиться: «Господи, дай мне талант, как у Высоцкого, я бы только Тебе пел, ушел бы из этого мира!» Через какое-то время ложусь спать, только голову донес до подушки, мне открылась первая песня, — вспоминает Илия.
Ретинский сдержал слово. На монашество его в 1995 году благословил старец схиархимандрит Илий из Оптиной пустыни — духовник патриарха Кирилла. Нынче схимонах с ополченцами и на передовой, и на дежурствах, и на построениях. Воюет, поддерживает молитвой, а в минуты отдыха — поет под гитару. Его композиция «Новороссия», которая может стать гимном народных республик, стала популярной у ополченцев.

Схимонах ИЛИЯ действует по ситуации: он знает, когда на бойца лучше подействует слово Божье, а когда душевная песня

Батюшка берет инструмент и напевает:
Сеющие слезами
Радостью великою пожнут.
И я тоже с вами,
Только бы хотелось попозже.
Плачьте, люди, о своих детях,
И еще будет свежий ветер —
С новыми песнями, песнями
Да с благою вестью, вестью.

И умоешься ты еще росами,
И с улыбкою такою красивою
Станешь с Россиею рядом, с Россиею,
Новороссия, Новороссия.

ПЕРЕСВЕТ отправился на войну с благословения Сергия РАДОНЕЖСКОГО и одолел «непобедимого» татарского богатыря ЧЕЛУБЕЯ

К слову, на счету отца Илии 18 альбомов. Несколько песен он записал с экс-солистом «Коррозии Металла» Сергеем Боровом (Высокосовым).
По словам отца Илии, на поездку в Новороссию он получил благословение своего архиерея:
— Здесь бойцов благословляю. Многим повязываю пояс с молитвой «Живый в помощи Вышняго». У нас здесь боевое братство. Есть православные, родноверы, мусульмане. В одном случае Господь сказал «я с миром пришел», в другом — «я принес меч». Вспомните, схимника Пересвета на бой с татарами благословил игумен всея Руси преподобный Сергий!

www.eg.ru

Монахи -воины на Руси.: well_p

Набрел я тут недавно на один лубок, посвященный Сергию Радонежскому.Обратите внимание -цензура его дозволяет.

Книгу: Изображение жития и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца учеников и собеседников его [Изоматериал] : Список сподвижников преподобного Сергия Радонежского чудотворца : [лубок] / Цензор А. Смирнов. — Москва : Хромо-лит.М.Т. Соловьева, 1902. — [1] л. : : хромолитогр.; 79 х 60 (разм. изобр.), 86,8 х 64 (разм. л.) см.Под изобр.: «От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва 30 сентября 1902 г.


Весь смотреть его не будем, только небольшую часть.

Ну тут все понятно и знакомо по учебникам истории.

Это тоже известный сюжет с Пересветом и Ослябей.

Дальше их подвиги.

А вот эта картинка уже интересней. Это не инок.Одежда как у Сергия,светлая вставка с крестом на черной одежде.

Сейчас в Вики пишут — Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Сергий несмотря на запрет инокам участвовать в боях под угрозой отлучения от Церкви и гибели бессмертной души благословил на битву пожелавших стать добровольцами и выйти против преступников из орды Мамая не только с крестом, но и с оружием в руках двух схимонахов боярского рода — опытных в военном деле Пересвета и Ослябю[Коммент. 4 .

А вот судя по этому лубку, прошедшему цензуру, участвовать в битве для монахов было делом обычным.Ну а почему нет? Что мы вообще знаем о монахах на древней Руси? Да в общем то ничего особого. В летописях обычно пишут про князей да битвы, в которых они участвовали. Собственно мы знаем о Пересвете и Ослябе тоже ведь только благодаря битве.
Вообще в те времена, когда с производительностью труда было туго и с налогами тоже, еле еле хватало на войну, держать нахлебников монахов было в принципе невозможно.Они должны были приносить какую то пользу обществу, что бы народ не роптал и не возмущался, что какие то там лентяки отлынивают от тяжелой работы. Так что не исключено, что принимать участие в военных походах для монахов тогда было делом нормальным.

well-p.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о