Лидер эсминцев «Москва» последняя битва (Россия, ТВЦ) 2011 год смотреть онлайн в хорошем качестве

Документальный фильм, с вышеупомянутым названием снят после «обнаружения» лидера «Москва»трагически погибшего, в первые дни войны, в Чёрном море,  у румынского побережья,  о чём было объявлено вначале лета 2011года,  по новостям ТВ канала «Мир» потом был снят фильм. В фильме говорится о том, что в первые дни войны, группой кораблей   ВМФ СССР  был совершён рейд к берегам Румынии, с целью произвести артобстрел румынского порта Констанца, с воздуха моряков должна была прикрывать авиация, которая подвела и не прикрыла.В общем корабли завязали артиллерийскую дуэль с береговой батареей  румын, на помощь которым прилетела авиация и нашим кораблям пришлось сматываться на базу.

В ходе этого боя лидер эсминцев «Москва» наскочил на румынскую, морскую мину, что привело практически сразу к гибели корабля.С лидера «Харьков» успели подобрать несколько матросов, но появилась вражеская авиация и «Харьков» дал ходу.Остальные моряки провели на воде большую часть дня, пока их не пленили румыны.В дальнейшем, находясь, в плену некоторым матросам удалось бежать и партизанить в тылу врага.В общем такая версия событий выдаётся за одну единственно верную.Далее открываем книгу А.Б Широкорада «Флот, который уничтожил Хрущёв» и читаем,  в главе «Линкоры и крейсера в ВОВ» на странице 96-97.Чёрным по белому: В ходе обстрела Констанцы наши лидеры попали под обстрел германской 280мм батареи «Тирпиц» и начали отход.(заметим, про авиацию ни одного слова) При отходе наши корабли вошли в район патрулирования ПЛ Щ-206, которую командование Черноморского флота не предупредило о рейде на Констанцу.В итоге произошла трагедия:Щ-206 торпедировала «Москву» и сама погибла от глубинных бомб эсминца «Сообразительный» Срок возвращения ПЛ Щ-206 из похода истёк 16 Июля 1941г.Официально было объявлено, что она пропала без вести.

В послевоенное время в ходе контрольного траления района Констанцы были обнаружены корпуса лидера «Москва» и подлодки Щ-206.Поднять их было проще простого-так-как лидер «Москва» лежал на глубине всего 40 метров.Но из Москвы поступил строжайший запрет даже на осмотр остатков кораблей водолазами.Возникает вопрос к специалистам по истории флота, занимались ли румыны вообще постановкой мин у своих берегов?


voenhronika.ru

Эсминцы в битве концепций » Военное обозрение

Лучшие в классе эсминцев – новейшие западные образцы или их восточные реплики. Незначительный отрыв наших кораблей от лидеров рейтинга характеризует отечественную инженерно-конструкторскую школу как передовую. В СССР и России еще не строили эсминцев по новейшим концепциям.

В мире более двух десятков типов эсминцев. Мы проанализировали 17. Оценки давались наиболее современным кораблям из основных регионов: Россия, Северная Атлантика (НАТО), Ближний Восток и Индийский океан, Юго-Восточная Азия, Южная Америка. Сравнивались в первую очередь состав вооружения и степень соответствия эсминцев их предназначению в вероятных условиях боевого применения. Была разработана методика, обеспечивающая корректность сопоставления. Мы основывались на единой системе критериев качества и показателей эффективности, а также условий, в которых реализуются боевые возможности.


Рассматривались два варианта: действия кораблей в локальном столкновении со слабым в военно-морском отношении противником и в крупномасштабной войне (в частности Россия против НАТО). В этих конфликтах в общем случае оценивалось решение эсминцами следующих основных задач: уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок, отражение средств воздушного нападения, нанесение ударов по наземным объектам противника. Для каждой определялся весовой коэффициент значимости, который физически понимался как вероятность того, что корабль будет привлечен к решению данной задачи.

И примкнувший к нам «японец»

Окончательные оценки степени соответствия эсминцев стран мира боевому предназначению в вероятных условиях боевого применения приведены в таблице 1.

Анализ свидетельствует о том, что в наибольшей степени соответствуют условиям вероятного боевого применения в возможных конфликтах современности американский «Орли Берк» (http://www.vpk-news.ru/articles/35583), британский «Дэринг» (http://www.vpk-news.ru/articles/37214) и корейский «Король Седжон Великий» (http://www.vpk-news.ru/articles/37598). Причем в локальных войнах последний лидирует, существенно превосходя даже «американца». Эта тройка идет с большим отрывом от ближайших конкурентов – китайского проекта 052D (http://www.vpk-news.ru/articles/35583), российского «Чабаненко» (http://www.vpk-news.ru/articles/36995) и индийского «Дели» (http://www.vpk-news.ru/articles/37598). Первый из них, чуть превосходя нашего и «индийца» в локальных войнах, столь же незначительно уступает обоим в крупномасштабных. Надо отметить, что три лидера рейтинга, а также китайский 052D относятся к новейшим, созданным по концепции 2-го послевоенного поколения, тогда как следующие за ними наш проект 1155.1 и «Дели» – высшие достижения среди кораблей-предшественников.

Следом с относительно небольшим отрывом идут российские проекты 956 (http://www.vpk-news.ru/articles/35868) и 1155, а также японский «Атаго». Странно видеть на этом месте в рейтинге новейший японский эсминец, в значительной мере представляющий собой копию «американца». Сказывается «урезанный» в сравнении с ним состав вооружения. «Атаго» не имеет ПКР и СКР, подобных «Томагавкам», а также высокоэффективной ГАС с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА). Зато наши весьма почтенные эсминец и БПК выглядят весьма прилично, подтверждая высокий уровень советской кораблестроительной школы и мощь отечественного оружия.

Далее в кильватере корабли, созданные в основном в 80-е. Это итальянский «Луиджи Дуранд де ла Пенне» (http://www.vpk-news.ru/articles/35868), французские «Жорж Леги» (http://www.vpk-news.ru/articles/36995) и «Кассар» (http://www.vpk-news.ru/articles/37214), а также японский «Хацуюки» (http://www.vpk-news.ru/articles/37477). Сюда же относятся китайский проект 052С и корейский «Квангэтхо Тэван» (http://www.vpk-news.ru/articles/37878), построенные в начале XXI века. Все они по степени соответствия условиям боевого применения существенно уступают кораблям трех предшествующих групп. То есть фактически должны быть признаны устаревшими или ограниченно пригодными. Хотя «Квангэтхо Тэван» вполне соответствует условиям локальных войн (как, впрочем, и его «соплеменник» – «Король Седжон», который лидирует с большим отрывом по этому критерию).

Завершают рейтинг откровенно устаревшие корабли – китайский «Люйда» (http://www.vpk-news.ru/articles/37477) и индийский проект 61МЭ (http://www.vpk-news.ru/articles/37878). Первый из них вообще представляет собой фактически советский эсминец проекта 41, спроектированный в годы Великой Отечественной, усиленный установкой на нем ПКР китайского производства. Второй новее. Это советский БПК проекта 61 начала 60-х, модернизированный в соответствии с требованиями индийского ВМФ. Хотя он имеет развитое ракетное вооружение, его ЗРК и ПКР уже не отвечают современным требованиям.

Школьные соревнования

Особенность российской миноносной школы – ее выраженная ориентация на борьбу с мощным противником. Наши образцы в наибольшей мере заточены именно на крупномасштабную войну, уступая другим в приспособленности к условиям локального конфликта. В этом же направлении движется и индийская кораблестроительная школа, что неудивительно, ведь она создавалась под большим влиянием советской да и сегодня опирается на тесное сотрудничество с российскими предприятиями. Так что новейший ее продукт – «Дели» демонстрирует высокие показатели соответствия условиям боевого применения именно в крупномасштабной войне.

Выделяется корейская кораблестроительная школа, которая смогла выработать концепцию эсминца, максимально приспособленного к вероятным действиям против КНДР. Другое дело – крупномасштабная война с мощным противником. Для нее «корейцы» пригодны в существенно меньшей мере, уступая в этом отношении даже более старым кораблям.

Китайская кораблестроительная школа отличается стремлением получить эсминцы с опорой на новейшие мировые концептуальные подходы в этой сфере. И это получается. Однако оснастить корабли в полной мере современным оружием пока не удается. Это определяет то, что при, безусловно, передовой концепции китайских эсминцев их степень соответствия условиям боевого применения остается на уровне предшествующего поколения, пусть и наиболее передовых его представителей.


Японская кораблестроительная школа в части строительства эсминцев пошла по пути копирования американских образцов, но с сокращенной номенклатурой вооружения. Вероятно, США побоялись передать союзнику свои «Томагавки» и новейшие ГАС с ГПБА, ориентируя морские силы самообороны преимущественно на обеспечение боевой устойчивости своих авианосных соединений в составе коалиционных группировок. В итоге МССЯ получили эсминец с несопоставимо низкими в сравнении с концептуальным и технологическим уровнем показателями соответствия условиям боевого применения.

Ответы по задачнику

Интересно сопоставить боевые возможности рассмотренных кораблей по решению основных частных задач: уничтожение групп надводных кораблей и подлодок, отражение средств воздушного нападения, нанесение ударов по наземным объектам противника. Эти данные приведены в таблицах 2 и 3.

Анализ свидетельствует, что наиболее сбалансированным по составу вооружения является «американец». По всем боевым задачам он ни разу не спускается ниже третьего-четвертого места, занимая первые по наиболее важным позициям – уничтожению боевых надводных кораблей и подводных лодок. Это отвечает концепции применения эсминцев в американском флоте. Будучи многоцелевыми кораблями, они предназначены решать как важнейшие задачи борьбы с надводными силами противника и нанесения ударов по наземным целям.

Британский «Дэринг», новейший из западноевропейских, имеет выраженную направленность на ПВО. По возможностям решения этой задачи он занимает первое место, оставив далеко позади «американцев», «японцев» и «корейцев». Однако во всем остальном его возможности несопоставимо более низкие, соответствуют скорее возможностям предшествующего поколения. Схожую картину представляют «французы» и «итальянец». У них явно просматривается приоритет возможностей ПВО и ПЛО по отношения к другим. Это отражает роль и место данных кораблей в системе флотов НАТО – преимущественно эскортные, предназначенные для действий в крупных корабельных соединениях, в качестве охранения либо в составе КПУГ решающие задачи борьбы с подлодками в системе зональной ПЛО НАТО на Атлантическом ТВД. Аналогична ситуация с японскими эсминцами, создававшимися для зональной обороны побережья.

Российские корабли проектов 956 и 1155.1, как и американский «одноклассник», отличаются сбалансированностью вооружения. Именно это выводит их, несмотря на устаревшую концепцию, на передовые позиции в мировом рейтинге. Конечно же, важнейшим фактором является передовой характер советского/российского вооружения, его уникальные возможности. Что касается проекта 1155, то это классический противолодочный корабль для решения задач ПВО и ПЛО при весьма ограниченном потенциале в остальном. В этом отношении он соответствует европейской концепции эсминца – служить в эскорте, обеспечивая боевую устойчивость главных сил.

topwar.ru

Эсминец «Гром» — последний бой


ЭМ Гром

1 (14) октября 1917 года — последний бой эсминца»Гром». Это произошло во время боя на Кассарском плесе в ходе обороны Моонзундского архипелага. В боях за Моонзунд прославились линкор «Слава» и эскадренные миноносцы «Новик», «Гром», а также канонерская лодка «Храбрый». Потеряв в этой операции свыше 30 кораблей и транспортов, германское командование было вынуждено отказаться от наступления на Петроград.

В истории этой операции особенно поражает судьба эсминца «Гром». С момента его гибели по сегодняшний день историческая оценка этого события менялась от героико-патетической до полного негатива. Сначала, команду эсминца прославляли за героизм и самоотверженность, проявленные в этом бою, а затем, обвинили в трусости и паническом бегстве с корабля.

Революционная обстановка на Балтике и операция «Альбион»

Переломный 1917 год с самого начала стал для России годом бурных политических событий. Падение монархии, февральская революция и образование временного правительства, ожидание коренных перемен во всех сферах жизни и деятельности общества, а также рост антивоенных настроений в стране оказали огромное влияние на состояние армии и флота. В кампанию 1917 года главной задачей Балтийского флота, в составе которого был и эсминец «Гром», было не допустить противника в восточную часть Финского залива. Об истории Балтийского флота читайте здесь. Это предусматривало оборону четырех уже созданных минно-артиллерийских позиций, прикрывавших входы в Финский, Рижский и Ботнический заливы, а также Моонзундский архипелаг.

Зато германское командование решило в полной мере использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Был разработан план операции «Альбион». Она предусматривала захват Моонзундских островов, заход германского флота в Рижский залив и создание благоприятных условий для нанесения удара по Петрограду.

Для осуществления операции были выделены огромные силы: около 300 единиц корабельного состава, в том числе 11 линкоров и тяжелых крейсеров, 9 легких крейсеров 57 эскадренных миноносцев. Прикрытие и поддержку с воздуха обеспечивали 94 самолета и 6 дирижаблей. (О воздушных боях в ходе этой операции читайте здесь). Десантный корпус для захвата островов насчитывал 25 тыс. человек.

Балтийский флот мог противопоставить этой армаде два устаревших линкора «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и «Слава», 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца, в том числе и эсминец «Гром», а также небольшое количество малых кораблей. Он принадлежал к лучшей в то время серии эсминцев типа «Новик», вошел в состав флота в 1916 году и имел опыт боевых действий на коммуникациях противника.

Командование флотом знало о планах немцев, но не приняло необходимых мер для защиты островов. Инициативу в обороне архипелага взяли на себя революционные организации моряков Балтики. Проходивший в то время в Гельсингфорсе II съезд военных моряков Балтики постановил, что флот исполнит свой долг перед революцией. «Матросы докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, погибнет, но не отступит перед флотом германского империализма», заявили делегаты. Решения съезда сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу в предстоящих тяжелых боях. С большим волнением читали их и балтийцы Великой Отечественной войны на кораблях, в боевых походах и на позициях под Ленинградом.

Эсминец «Гром» в бою на Кассарском плесе

Операция «Альбион» началась 30 сентября высадкой германского десанта в бухте Тага-Лахт на о. Эзель. Пользуясь численным превосходством, германские войска овладели островом. Затем вражеские корабли неоднократно пытались прорваться через пролив Соэлозунд между островами Эзель и Даго на Кассарский плес, но каждый раз получали отпор. Наиболее тяжелый бой произошел 14 (1) октября. В этот день у восточной части пролива Соэлозунд несли дозор «Гром» и еще три наших эскадренных миноносца, а также канонерская лодка «Храбрый».

Около 14 ч 30 мин сигнальщики обнаружили германский линейный корабль «Кайзер», который шел к русским кораблям. «Гром» быстро снялся с якоря, и в тот же момент линкор открыл огонь из орудий главного калибра. Один из тяжелых снарядов пробил правый борт и днище эсминца «Гром». Корабль окутался облаком пара, получил крен и лишился хода. Канонерская лодка «Храбрый», увидев, что эсминец получил повреждение, подошла к его левому борту, пришвартовалась и повела «Гром» в Моонзунд.

В это время выпал туман, скрыв русские корабли от противника. В 15 ч 30 мин 17 немецких эсминцев начали прорыв на Кассарский плес. Их прикрывали огнем своих орудий линейный корабль «Кайзер» и крейсер «Эмден». При форсировании пролива четыре эсминца получили повреждения, задев винтами подводные камни, но остальные 13 продолжали прорыв. Они разделились на две группы, пытаясь отрезать русским кораблям отход к Моонзунду.


Бой эсминца «Гром» на Кассарском плесе
С картины Г.В. Горшкова

Три наших эсминца, прикрывая «Гром» и «Храбрый», открыли огонь по вражеским кораблям. Им удалось повредить два германских эсминца. Русские миноносцы с каждой встречей все более убеждали нас в том, что они являются достойным внимания артиллерийским противником, отметил позднее немецкий историк Ролльман в книге «Война на Балтийском море». Германские корабли продолжали преследование, стараясь добить «Гром» и канонерскую лодку «Храбрый».

В этот критический момент оборвались швартовы, и «Храбрый» на некоторое время отошел от «Грома», однако оба корабля продолжали вести огонь по врагу. Эсминец получил еще ряд попаданий 88-мм снарядов, которые вывели из строя все кроме одного орудия, увеличился крен, бушевал пожар. Команда сражалась до последней возможности. Семь человек было убито и шесть ранено. Окутанный дымом, корабль стал постепенно погружаться в воду. Стало ясно, что «Гром» спасти не удастся.

Канонерская лодка «Храбрый» вновь подошла к гибнущему эсминцу, чтобы снять с него команду. Два неподвижных русских корабля стали хорошей мишенью для противника, возникла реальная опасность потерять еще и «Храбрый». Приняв людей с «Грома», канонерская лодка развернулась и открыла огонь по приближающимся германским эсминцам. Силы были неравные, но наши корабли, хотя и не без труда, отбились от немцев и вернулись в базу.

Версии дальнейшей судьбы «Грома»

Дальнейшая судьба «Грома» утратила свою однозначность и распадается на несколько версий. В советское время она была дополнена красивой легендой о том, что в последний момент старшина Ф.Е. Самончук перепрыгнул обратно на «Гром». Улучив момент, он выпустил торпеду и потопил приближавшийся германский эсминец, а затем уничтожил и свой корабль. В 1955 году за этот подвиг Самончук был награжден орденом Красного Знамени. Эта история освещалась в советской печати, и даже попала и в роман В. Пикуля «Моонзунд».

Германия гибель своего эсминца не подтвердила. Более того, стало известно, что после ухода канлодки «Храбрый», германский эсминец «B 98» подошел к «Грому», высадил на него шесть человек и даже пытался буксировать. Однако, осмотрев корабль, немцы поняли, что он вот-вот утонет и покинули его, забрав с мостика секретные документы. Среди них оказалась карта минных полей, выставленных русскими кораблями в районе Моонзунда.


Немецкий ЭМ буксирует «Гром»

Этот неприглядный факт дал основание постсоветским авторам обвинять команду эсминца в трусости и паническом бегстве с корабля, хотя в архивах имеется ряд документов, свидетельствующих о героизме его матросов и офицеров. Да и факт оставления секретных документов является преступлением не всей команды, а лиц, отвечавших за их сохранность.

К 6 октября немцам удалось захватить только южную часть Моонзундского архипелага. Русские корабли отошли, потеряв в ходе боев линкор «Слава» и эсминец «Гром». Германский флот потерял свыше 30 кораблей и транспортов, кроме того, были повреждены и выведены из строя 5 линкоров, крейсер и 10 эсминцев. В связи с этим германское командование было вынуждено отказаться от наступления на Петроград. Подвиги русских моряков во время Первой мировой войны были приумножены в годы Великой Отечественной, посмотрите, например, статью «Лидер «Ташкент» – герой обороны Севастополя».


Подъем торпедного аппарата эсминца «Гром»

В 30-х годах в эстонских территориальных водах находилось довольно много погибших кораблей, которые затрудняли судоходство и, в то же время, представляли собой значительную материальную ценность. Постепенно их стали разделывать на металл. Эту судьбу разделил и «Гром».

При написании статьи были использованы следующие материалы.

    Боевая летопись русского флота. Москва. 1948 г.
  • Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
  • Рудный В.А. Истинный курс. Москва. 1978 г.
  • Степанов Ю.Г., Цветков И.Ф. Эскадренный миноносец «Новик». Ленинград. 1981 г.

У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение о действиях команды эсминца «Гром», можно ли это назвать подвигом, или это действительно было позорное бегство? Изложите Ваше мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

korvet2.ru

Последний бой эсминца «Фрунзе»: y4astkoviu



21 сентября 1941 года в полдень в районе Тендровской косы советский эсминец «Фрунзе» оказывал помощь тонущей в результате авиаудара канонерской лодке «Красная Армения». Старые турбины фирмы «Кертисс Вулкан» работали на малых оборотах, стрелки тахометров покачивались в начале шкалы. «Фрунзе» спустил шлюпку для подъема личного состава канонерки, когда один из сигнальщиков, осуществляющих наблюдение за воздушной обстановкой, заметил в небе характерные силуэты самолетов. Слишком характерные. Только один тип самолетов в этой части Черного моря имел неубирающиеся шасси в каплевидных обтекателях. И появление их всегда несло смерть и разрушение. Незыблемое спокойствие вод Черного моря было нарушено пронзительным «алярмом» колоколов громкого боя, топотом матросских ботинок, злым стаккато 45-мм зенитных полуавтоматов и нарастающим ноющим ревом моторов фирмы Jumo. Пикирующие бомбардировщики Ju 87 1-й группы 77 «эскадры непосредственной поддержки» (I/Schlachtgeschwader 77) начинали свою смертельную карусель.

Десант
Сентябрь 1941 года на южном участке советско-германского фронта был напряженным. Впрочем, где тогда не было напряженно? Одесса, большой город и крупнейший на юге СССР порт, второй месяц сражалась в окружении. 20 августа немецко-румынские войска, в чью задачу входил захват Одессы, в количестве одиннадцати пехотных, трех кавалерийских дивизий и двух бригад предприняли штурм. Им противостояли три пехотных и одна кавалерийская дивизия Отдельной Приморской армии и ополченцы. Ценой больших усилий и самоотверженности наступающего противника удалось удержать на расстоянии 8-15 километров от города. Но силы Одесского оборонительного района были на пределе.


Эсминец «Фрунзе» в 1930-е годыСказывался огромный расход боеприпасов, нехватка бронетехники и тяжелого вооружения. Имела место значительная убыль личного состава убитыми и ранеными. 14 сентября 1941 года командование Одесским оборонительным районом просит выделить помощь, в первую очередь подкреплениями. По приказу ставки в город из Новороссийска перебрасывается кадровая 157 пехотная дивизия. 17 сентября первые ее части высаживаются в Одесском порту. Несмотря на это, общая обстановка под Одессой внушала опасения. Советское командование решает провести комбинированный контрудар силами Приморской армии с одновременной высадкой воздушного и морского тактического десантов в районе села Григорьевка. Тем временем 21 сентября румынским частям удается вклиниться в советскую оборону в районе Аджалыкского лимана и начать систематический обстрел города из крупнокалиберной артиллерии.

Общее руководство операцией должен был осуществлять контр-адмирал Л.А. Владимирский. Используя старый эсминец «Фрунзе» как временный штабной корабль, Владимирский в 6 утра вышел на нем из Севастополя. Примерно в 14 часов эсминец находился в районе Тендровской косы. Воздушное прикрытие над ним не осуществлялось.

Корабль с биографией
Являясь, по сути, продолжением балтийских «Новиков», эсминец «Быстрый» (такое название получил новый корабль) строился по проекту «эсминца для Черноморского флота» Путиловского завода. Он относился к типу «Счастливый». Пять кораблей этой серии были построены в Николаеве (верфь Николаевского адмиралтейства) и частной верфи А. Ваддона в Херсоне. «Быстрый» 7 июня 1914 года был спущен на воду в Херсоне, 1 июня 1915 года вступил в строй.

На тот момент это был вполне современный корабль с полным водоизмещением 1460 тонн, оснащенный двумя паровыми турбинами английского производства суммарной мощностью 23 тыс. л.с. Вооружение составляло 3×1 102-мм орудия, 2 – 47-мм зенитных орудия (установлены позже, в 1916 году), 5×2 457-мм торпедных аппаратов. Эсминец мог принимать в довесок 80 мин.

«Быстрый» активно использовался русским командованием в различных операциях на Черном море: сопровождение крупных боевых кораблей, обстрелы турецкого угольного района Зунгулдак, охота на коммуникациях.

В декабре 1917 года корабль был зачислен в Красный Черноморский флот. С января 1918 поизносившийся в боях и походах корабль поставили наконец на плановый ремонт в мастерские Севастопольского порта, где в мае того же года его захватывают немецкие войска и под номером «RO2» вводят в состав своего флота. Однако осмотр техническими специалистами показал, что эсминец, турбины которого были разобраны, к эксплуатации в ближайшее время не пригоден. Потом, когда в конце года немцы ушли, их сменили «просвещенные мореплаватели» англичане, которые с барского плеча передали неподвижный корабль Черноморскому флоту Вооруженных сил Юга России. Впрочем, у белых не было ни сил, ни возможностей ввести «Быстрый» в строй и тот продолжал отстаиваться в Севастополе. С корабля демонтировали самое ценное – артиллерию. По причине отсутствия хода «Быстрый» не был использован во время эвакуации войск Врангеля из Крыма. В ноябре 1920 эсминец перешел под контроль Советской России.

В условиях катастрофической нехватки боеспособных кораблей, временной невозможности строить новые «Быстрый» решено было восстановить и ввести в строй. С 1923 по 1927 гг. на Севморзаводе, а позже на заводе имени Андре Марти в Николаеве происходит ремонт и восстановление эсминца, получившего 5 февраля 1925 года имя «Фрунзе». В ходе работ корабль получил новую артиллерию главного калибра с увеличенной дальностью стрельбы, было также усилено зенитное вооружение.

Наконец в декабре 1927 года «Фрунзе» вошел в состав Морских Сил Черного Моря – так тогда называлось соединение кораблей, некогда именовавшихся Черноморским флотом. Из интересных деталей довоенной службы стоит отметить посещение Стамбула в 1928 году, а в 1929 году – Неаполя. В 1936-1940 годах эсминец проходил довольно длительный капитальный ремонт на Севморзаводе, где получил новое зенитное вооружение. Теперь оно составляло одно 76-мм орудие, два 45-мм полуавтоматов 21-К и два 12,7-мм пулемета ДШК. Расширение номенклатуры средств ПВО было достигнуто за счет сокращения числа якорных мин с 80 до 40. Полное водоизмещение корабля увеличилось до 1700 тонн, а экипаж – до 172 человек.

22 июня 1941 года «Фрунзе» встретил, находясь в составе 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В июле-августе осуществлял проводку транспортов. В сентябре – задействован в обороне Одессы.

Противник
Экипажу уже не молодого эсминца предстояло встретиться с серьезным врагом – пилотами 77-й эскадры непосредственной поддержки войск, или, ближе к отечественной терминологии, штурмовой эскадры. Это соединение было сформировано 1 мая 1939 года. На его вооружение поступили новейшие тогда пикирующие бомбардировщики Ju-87. Пилоты эскадры активно участвовали в Польской и Французской компаниях. В Битве за Англию 77-я понесла большие потери в экипажах. Позже была переброшена на Средиземноморский театр, где внесла свою лепту в операции против Греции и Югославии.

Именно самолеты этой эскадры нанесли максимальные разрушения в Белграде. С началом операции «Барбаросса» St77 находилась на центральном участке немецкого наступления, поддерживая части 2-й танковой группы Гудериана, действующей на окружение советского Западного фронта. В середине лета соединение перебрасывается на южный участок советско-германского фронта, где действовало с аэродромов в Яссах и Бельцах. Командовал 77-й эскадрой на тот период майор Граф Клеменс фон Шёрнборн-Визентхайд, кавалер Рыцарского креста.

Непосредственно в атаке на «Фрунзе» принимали участие Ju-87 I группы 77-й эскадры (приблизительный аналог советского авиаполка) под командованием гауптмана Хельмута Брука. Совсем недавно за сотый боевой вылет 4 сентября 1941 года Брук получил Рыцарский крест. Экипажи эскадры, как уже говорилось, имели большой военный опыт. По общей статистике, 77-я штурмовая эскадра входит в пятерку лидеров по награждению Рыцарскими крестами среди соединений люфтваффе.

Последний бой эсминца «Фрунзе»
Для обеспечения высадки в Григорьевке было сформировано оперативное соединение кораблей в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцев «Безупречный», «Беспощадный» и «Бойкий» (последние три все новые – корабли проекта 7) и канонерской лодки «Красная Грузия» (последняя относилась к дореволюционному типу «Эльпидифор»). На борту кораблей находился 3-й Черноморский полк морской пехоты с усиленным вооружением – 2 тыс. человек. Командовал соединением непосредственно контр-адмирал С.Г. Горшков (флаг на «Красном Кавказе»).

В 6 утра «Фрунзе» вышел из Севастополя, на борту находились контр-адмирал Владимирский, который должен был возглавить высадку десанта, и заместитель начальника штаба Одесского оборонительного района, капитан 1 ранга С.И. Иванов. «Фрунзе» вел капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко вместо раненого капитан-лейтенанта П.А. Бобровникова.


Василий Николаевич Ерошенко — Контр-адмирал Советского Военно-Морского Флота (31 мая 1954) Примерно в 14 часов дня, находясь в районе Тендровской косы, с борта корабля заметили терпящую бедствие канонерскую лодку «Красная Армения», которую незадолго до этого атаковали Ju-87, нанесшие ей тяжелейшие повреждения. Сигнальщики доложили на мостик: «Видим притопленную канонерскую лодку «Красная Армения», дым, на корабле – никого».

Канлодка «Красная Армения» Эсминец направляется для оказания помощи. При подходе к месту бедствия замечаются плавающие на воде люди. С борта эсминца спускаются шлюпки. Одна из них подобрала и доставила на борт комиссара канлодки Серова. Из полученной информации выяснилось, что лодка была атакована авиацией противника полчаса назад. Находившемуся поблизости буксиру «ОП-8» контр-адмирал Владимирский дал приказание идти к канлодке и тушить пожар.

Вскоре в небе появляются девять пикирующих бомбардировщиков Ju 87 I группы 77-й эскадры. Очевидно, немцы направлялись к «Армении», чтобы добить ее, однако, обнаружив эсминец, сменили курс и атаковали его. Ерошенко, оставив в районе бедствия шлюпки, приказывает увеличить ход до 23 узлов, чтобы отойти мористее для возможности маневра. Перестроившись в цепочку, немецкие самолеты начинают бомбить. В бой вступают все средства ПВО корабля – даже старая 76-мм пушка Лендера ведет огонь шрапнелью. Пространство над кораблем наполняется трассерами и хлопьями разрывов. Первоначально маневр уклонения срабатывает – первые три самолета промахиваются – от близких разрывов бомб поднимаются высокие столбы воды.

Экипаж 4-й «Штуки» был более точным – 250 кг бомба попадает в корму «Фрунзе» в районе орудия главного калибра №4. Взрывом заклинило руль, и корабль начал описывать циркуляцию вправо. Из строя вышла правая машина, машинный телеграф перестал действовать. Была сброшена за борт кормовая зенитная 76-мм пушка Лендера.
Вслед за этим в районе полубака, рядом с бортом, взорвалась еще одна бомба. Была разрушена часть ходового мостика, палубу осыпало осколками. Погибли капитан 1 ранга С.И. Иванов, комиссар корабля Золкин, тяжелое ранение в руку и живот получил командир корабля Ерошенко. Легко ранены Владимирский и старпом Носов.

Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения, происходит медленное увеличение дифферента на корму с одновременным креном на левый борт. Эсминец находился в тяжелом положении, но у немецких пикировщиков закончились бомбы, и они ушли на свой аэродром. Началась борьба за живучесть. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена, и распространение воды было приостановлено. Еще через полчаса удалось ввести в строй правую машину и частично рулевое управление.
Принявший командование кораблем Владимирский, оценив обстановку, принимает решение приткнуть корабль к отмели. Управление машинами осуществлялось голосовыми командами – распоряжения передавались по цепочке. «Фрунзе» медленно полз к берегу, вновь началось поступление забортной воды. Понимая, что покинуть корабль попросту не на чем – шлюпки были или уже спущены или изрешечены осколками – Владимирский отдает приказание вынести на палубу все койки, расшнуровать пробковые матрасы.

Примерно в 15 часов над кораблем вновь появилась девятка Ju-87 – немцы не хотели упускать свою добычу и пришли добить цель. Ко времени начала атаки положение «Фрунзе» было критическим – он утратил возможность маневрировать и развивать полных ход. Боеприпасы к 45-мм полуавтоматам 21-К почти закончились. Орудие Лендера было выведено из строя. Интенсивность зенитного огня резко снизилась, что позволило экипажам немецких пикировщиков снизить высоту атаки с 800 до 100 метров. После попадания бомбы в полубак, что вызвало пожар, Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб, чтобы избежать детонации.

Вода интенсивно поступает вглубь корпуса, запас плавучести уменьшается. Крен достигает 45 градусов. Считая положение корабля безнадежным, контр-адмирал отдает приказ оставить все внутренние посты и выйти на палубу. Раненых перенесли на ростры. В 15 часов 07 минут «Фрунзе» касается носовой скулой мели в 90 кабельтовых от Тендровского маяка. Корабль перестал крениться, упершись в грунт. Часть настроек оказалась под водой.


Мостик эсминца, выступающий над водой. Послевоенное фото Тут и пригодились пробковые матрасы для личного состава. Раненые оставались преимущественно на рострах, там же находился Владимирский. Немецкие бомбардировщики, израсходовав запас бомб, вновь улетели. К полузатопленному эсминцу подошел буксир «ОП-8», на который увлеченные атакой «Юнкресы» не обращали пока что внимания.

Буксир начал принимать людей – он подобрал всех, кто находился на борту и в воде. Последними «Фрунзе» покинули Владимирский и Ерошенко, отказавшийся эвакуироваться с ранеными, которых переправляли в первую очередь.

Буксиру было приказано двигаться вплотную к берегу, насколько это возможно. Однако 1-я группа 77-й эскадры проявила в этот день истинно тевтонское методичное упрямство, и в 16 часов в небе над Тендровской косой опять надсадно завыли двигатели «Юнкерсов».

Переполненный буксир не мог эффективно маневрировать, и с первого же захода в него угодила бомба, попавшая в машинное отделение. Полученное повреждение оказалось для небольшого кораблика смертельным – «ОП-8» лег на борт. Глубина была небольшой, часть корпуса буксира осталась над водой. Все, кто на нем был, поплыли к берегу.
На полупогруженном «ОП-8» остались несколько тяжело раненных, в том числе Ерошенко. Там же находился Владимирский. Вошедшие во вкус экипажи Ju-87 освободились от бомбовой загрузки и снизились – заработали крыльевые пулеметы. Немцы азартно расстреливали барахтавшихся в воде людей. Оставшимся на буксире пришлось прятаться за фальшборт, чтобы остаться незамеченными. Всего из 238 человек, бывших на борту «Фрунзе» в тот день, спаслись лишь 78. Около 50 человек погибло от взрывов бомб, остальные были расстреляны немцами в воде, когда пытались вплавь добраться до берега.

Примерно через полчаса подошли торпедные катера, которые доставили всех выживших на Тендру. В результате гибели «Фрунзе» был задержан выход кораблей с десантом из Севастополя, командование операцией было передано контр-адмиралу С.Г. Горшкову, а Л.А. Владимирский был доставлен на борт крейсера «Красный Кавказ» уже в ходе операции на торпедном катере. Советская эскадра, хоть и с опозданием, прибыла на место операции. Корабельная артиллерия двух советских крейсеров и трех эсминцев оказала значительную поддержку морским пехотинцам. Десант у Григорьевки имел полный успех и вошел в историю как одна из самых успешных десантных операций советского флота.

После войны
В июне 1949 года «Фрунзе» был обследован водолазами. Корабль лежал с небольшим креном на левый борт на глубине 8-9 метров. Отсутствовало одно 102-мм орудие и палубные механизмы. Корпус корабля имел большие разрушения. Забот у советского флота в те годы хватало, и на лежащий у Тендровской косы старый эсминец махнули рукой, да и навигации он особо не мешал.

Интерес к затонувшему кораблю вернулся уже в конце 60 – начале 70-х гг., когда к истерзанному штормами корпусу «Фрунзе» опустились члены николаевского клуба подводного плавания «Садко». История самого клуба требует отдельной статьи – в Советском Союзе он был известен далеко за пределами Николаева. Группа молодых, увлеченных людей – студентов, спортсменов и просто неравнодушных – решила организовать клуб по обследованию и исследованию подводных объектов. Одним из первых погружения были совершены на обнаруженный «садковцами» монитор «Ударный» и эсминец «Фрунзе».


Подъем 102-мм орудияДля государства в ту пору не составляло особого труда оказывать содействие подобным группам исследователей. Клубу «Садко» выделили экспедиционное судно, необходимое оборудование для подводных работ. В 70-х годах членами клуба был осуществлен подъем двух орудий главного калибра и якоря корабля. Найдены и извлечены на поверхность несколько сейфов с документами, один из которых принадлежал комиссару корабля. На «Фрунзе», к слову говоря, осталась вся штабная документация по предстоявшей десантной операции.

Много обнаружено и личных вещей моряков. Ряд предметов, поднятых с эсминца, выставлен в экспозиции николаевского Музея судостроения и флота. Часть документов передана в Центральный военно-морской архив.


Памятник эсминцу «Фрунзе». Фото сделано членами клуба «Садко» Уже в годы «независимости» корпус «Фрунзе» использовался для дайвинга. Клуб «Садко», зажатый рыночными условиями, мужественно сражается с обстоятельствами, имея в активе только энтузиазм и преданность любимому делу. О погибшем в неравном бою «Фрунзе» напоминают сейчас памятник, воздвигнутый членами клуба «Садко» на Тендровской косе, и орудия главного калибра на внешней площадке николаевского Музея судостроения и флота.

y4astkoviu.livejournal.com

Лидер эсминцев «Москва» последняя битва.2011г: warhistory

k141ufo (k141ufo) wrote in warhistory,
 Документальный фильм,с вышеупомянутым названием снят после «обнаружения» лидера «Москва»трагически погибшего,в первые дни войны,в Чёрном море, у румынского побережья,О чём было обьявленно вначале лета 2011года, по новостям ТВ канала «Мир» потом был снят фильм. В фильме говорится о том,что в первые дни войны,группой кораблей   ВМФ СССР  был совершён рейд к берегам Румынии,с целью произвести артобстрел румынского порта Констанца,с воздуха моряков должна была прикрывать авиация,которая подвела и не прикрыла.В общем корабли завязали артиллерийскую дуэль с береговой батареей  румын,на помощь которым прилетела авиация и нашим кораблям пришлось сматываться на базу.В ходе этого боя лидер эсминцев «Москва» наскочил на румынскую,морскую мину,что привело практически сразу к гибели корабля.С лидера «Харьков» успели подобрать несколько матросов,но появилась вражеская авиация и «Харьков» дал ходу.Остальные моряки провели на воде большую часть дня,пока их не пленили румыны.В дальнейшем,находясь,в плену некоторым матросам удалось бежать и партизанить в тылу врага.В общем такая версия событий выдаётся за одну единственно верную.Далее открываем книгу А.Б Широкорада «Флот,который уничтожил Хрущёв» и читаем, в главе «Линкоры и крейсера в ВОВ» на странице 96-97.Чёрным по белому: В ходе обстрела Констанцы наши лидеры попали под обстрел германской 280мм батареи «Тирпиц» и начали отход.(заметим,про авиацию ни одного слова) При отходе наши корабли вошли в район патрулирования ПЛ Щ-206,которую командование Черноморского флота не предупредило о рейде на Констанцу.В итоге произошла трагедия:Щ-206 торпедировала «Москву» и сама погибла от глубинных бомб эсминца «Сообразительный» Срок возвращения ПЛ Щ-206 из похода истёк 16 Июля 1941г.Официально было обьявлено,что она пропала без вести. В послевоенное время в ходе контрольного траления района Констанцы были обнаружены корпуса лидера «Москва» и подлодки Щ-206.Поднять их было проще простого-так-как лидер «Москва» лежал на глубине всего 40 метров.Но из Москвы поступил строжайший запрет даже на осмотр остатков кораблей водолазами.Возникает вопрос к специалистам по истории флота,занимались ли румыны вообще постановкой мин у своих берегов?
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

warhistory.livejournal.com

Последний бой эсминца «Фрунзе» » Военное обозрение

Эсминец «Фрунзе» в 1930-е годы

21 сентября 1941 года в полдень в районе Тендровской косы советский эсминец «Фрунзе» оказывал помощь тонущей в результате авиаудара канонерской лодке «Красная Армения». Старые турбины фирмы «Кертисс Вулкан» работали на малых оборотах, стрелки тахометров покачивались в начале шкалы. «Фрунзе» спустил шлюпку для подъема личного состава канонерки, когда один из сигнальщиков, осуществляющих наблюдение за воздушной обстановкой, заметил в небе характерные силуэты самолетов. Слишком характерные. Только один тип самолетов в этой части Черного моря имел неубирающиеся шасси в каплевидных обтекателях. И появление их всегда несло смерть и разрушение. Незыблемое спокойствие вод Черного моря было нарушено пронзительным «алярмом» колоколов громкого боя, топотом матросских ботинок, злым стаккато 45-мм зенитных полуавтоматов и нарастающим ноющим ревом моторов фирмы Jumo. Пикирующие бомбардировщики Ju 87 1-й группы 77 «эскадры непосредственной поддержки» (I/Schlachtgeschwader 77) начинали свою смертельную карусель.

Десант
Сентябрь 1941 года на южном участке советско-германского фронта был напряженным. Впрочем, где тогда не было напряженно? Одесса, большой город и крупнейший на юге СССР порт, второй месяц сражалась в окружении. 20 августа немецко-румынские войска, в чью задачу входил захват Одессы, в количестве одиннадцати пехотных, трех кавалерийских дивизий и двух бригад предприняли штурм. Им противостояли три пехотных и одна кавалерийская дивизия Отдельной Приморской армии и ополченцы. Ценой больших усилий и самоотверженности наступающего противника удалось удержать на расстоянии 8-15 километров от города. Но силы Одесского оборонительного района были на пределе. Сказывался огромный расход боеприпасов, нехватка бронетехники и тяжелого вооружения. Имела место значительная убыль личного состава убитыми и ранеными. 14 сентября 1941 года командование Одесским оборонительным районом просит выделить помощь, в первую очередь подкреплениями. По приказу ставки в город из Новороссийска перебрасывается кадровая 157 пехотная дивизия. 17 сентября первые ее части высаживаются в Одесском порту. Несмотря на это, общая обстановка под Одессой внушала опасения. Советское командование решает провести комбинированный контрудар силами Приморской армии с одновременной высадкой воздушного и морского тактического десантов в районе села Григорьевка. Тем временем 21 сентября румынским частям удается вклиниться в советскую оборону в районе Аджалыкского лимана и начать систематический обстрел города из крупнокалиберной артиллерии.

Общее руководство операцией должен был осуществлять контр-адмирал Л.А. Владимирский. Используя старый эсминец «Фрунзе» как временный штабной корабль, Владимирский в 6 утра вышел на нем из Севастополя. Примерно в 14 часов эсминец находился в районе Тендровской косы. Воздушное прикрытие над ним не осуществлялось.

Корабль с биографией
Являясь, по сути, продолжением балтийских «Новиков», эсминец «Быстрый» (такое название получил новый корабль) строился по проекту «эсминца для Черноморского флота» Путиловского завода. Он относился к типу «Счастливый». Пять кораблей этой серии были построены в Николаеве (верфь Николаевского адмиралтейства) и частной верфи А. Ваддона в Херсоне. «Быстрый» 7 июня 1914 года был спущен на воду в Херсоне, 1 июня 1915 года вступил в строй.

На тот момент это был вполне современный корабль с полным водоизмещением 1460 тонн, оснащенный двумя паровыми турбинами английского производства суммарной мощностью 23 тыс. л.с. Вооружение составляло 3×1 102-мм орудия, 2 – 47-мм зенитных орудия (установлены позже, в 1916 году), 5×2 457-мм торпедных аппаратов. Эсминец мог принимать в довесок 80 мин.

«Быстрый» активно использовался русским командованием в различных операциях на Черном море: сопровождение крупных боевых кораблей, обстрелы турецкого угольного района Зунгулдак, охота на коммуникациях.

В декабре 1917 года корабль был зачислен в Красный Черноморский флот. С января 1918 поизносившийся в боях и походах корабль поставили наконец на плановый ремонт в мастерские Севастопольского порта, где в мае того же года его захватывают немецкие войска и под номером «RO2» вводят в состав своего флота. Однако осмотр техническими специалистами показал, что эсминец, турбины которого были разобраны, к эксплуатации в ближайшее время не пригоден. Потом, когда в конце года немцы ушли, их сменили «просвещенные мореплаватели» англичане, которые с барского плеча передали неподвижный корабль Черноморскому флоту Вооруженных сил Юга России. Впрочем, у белых не было ни сил, ни возможностей ввести «Быстрый» в строй и тот продолжал отстаиваться в Севастополе. С корабля демонтировали самое ценное – артиллерию. По причине отсутствия хода «Быстрый» не был использован во время эвакуации войск Врангеля из Крыма. В ноябре 1920 эсминец перешел под контроль Советской России.

В условиях катастрофической нехватки боеспособных кораблей, временной невозможности строить новые «Быстрый» решено было восстановить и ввести в строй. С 1923 по 1927 гг. на Севморзаводе, а позже на заводе имени Андре Марти в Николаеве происходит ремонт и восстановление эсминца, получившего 5 февраля 1925 года имя «Фрунзе». В ходе работ корабль получил новую артиллерию главного калибра с увеличенной дальностью стрельбы, было также усилено зенитное вооружение.

Наконец в декабре 1927 года «Фрунзе» вошел в состав Морских Сил Черного Моря – так тогда называлось соединение кораблей, некогда именовавшихся Черноморским флотом. Из интересных деталей довоенной службы стоит отметить посещение Стамбула в 1928 году, а в 1929 году – Неаполя. В 1936-1940 годах эсминец проходил довольно длительный капитальный ремонт на Севморзаводе, где получил новое зенитное вооружение. Теперь оно составляло одно 76-мм орудие, два 45-мм полуавтоматов 21-К и два 12,7-мм пулемета ДШК. Расширение номенклатуры средств ПВО было достигнуто за счет сокращения числа якорных мин с 80 до 40. Полное водоизмещение корабля увеличилось до 1700 тонн, а экипаж – до 172 человек.

22 июня 1941 года «Фрунзе» встретил, находясь в составе 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В июле-августе осуществлял проводку транспортов. В сентябре – задействован в обороне Одессы.

Противник

Экипажу уже не молодого эсминца предстояло встретиться с серьезным врагом – пилотами 77-й эскадры непосредственной поддержки войск, или, ближе к отечественной терминологии, штурмовой эскадры. Это соединение было сформировано 1 мая 1939 года. На его вооружение поступили новейшие тогда пикирующие бомбардировщики Ju-87. Пилоты эскадры активно участвовали в Польской и Французской компаниях. В Битве за Англию 77-я понесла большие потери в экипажах. Позже была переброшена на Средиземноморский театр, где внесла свою лепту в операции против Греции и Югославии. Именно самолеты этой эскадры нанесли максимальные разрушения в Белграде. С началом операции «Барбаросса» St77 находилась на центральном участке немецкого наступления, поддерживая части 2-й танковой группы Гудериана, действующей на окружение советского Западного фронта. В середине лета соединение перебрасывается на южный участок советско-германского фронта, где действовало с аэродромов в Яссах и Бельцах. Командовал 77-й эскадрой на тот период майор Граф Клеменс фон Шёрнборн-Визентхайд, кавалер Рыцарского креста.

Непосредственно в атаке на «Фрунзе» принимали участие Ju-87 I группы 77-й эскадры (приблизительный аналог советского авиаполка) под командованием гауптмана Хельмута Брука. Совсем недавно за сотый боевой вылет 4 сентября 1941 года Брук получил Рыцарский крест. Экипажи эскадры, как уже говорилось, имели большой военный опыт. По общей статистике, 77-я штурмовая эскадра входит в пятерку лидеров по награждению Рыцарскими крестами среди соединений люфтваффе.

Последний бой эсминца «Фрунзе»
Для обеспечения высадки в Григорьевке было сформировано оперативное соединение кораблей в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцев «Безупречный», «Беспощадный» и «Бойкий» (последние три все новые – корабли проекта 7) и канонерской лодки «Красная Грузия» (последняя относилась к дореволюционному типу «Эльпидифор»). На борту кораблей находился 3-й Черноморский полк морской пехоты с усиленным вооружением – 2 тыс. человек. Командовал соединением непосредственно контр-адмирал С.Г. Горшков (флаг на «Красном Кавказе»).

В 6 утра «Фрунзе» вышел из Севастополя, на борту находились контр-адмирал Владимирский, который должен был возглавить высадку десанта, и заместитель начальника штаба Одесского оборонительного района, капитан 1 ранга С.И. Иванов. «Фрунзе» вел капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко вместо раненого капитан-лейтенанта П.А. Бобровникова. Примерно в 14 часов дня, находясь в районе Тендровской косы, с борта корабля заметили терпящую бедствие канонерскую лодку «Красная Армения», которую незадолго до этого атаковали Ju-87, нанесшие ей тяжелейшие повреждения. Сигнальщики доложили на мостик: «Видим притопленную канонерскую лодку «Красная Армения», дым, на корабле – никого». Эсминец направляется для оказания помощи. При подходе к месту бедствия замечаются плавающие на воде люди. С борта эсминца спускаются шлюпки. Одна из них подобрала и доставила на борт комиссара канлодки Серова. Из полученной информации выяснилось, что лодка была атакована авиацией противника полчаса назад. Находившемуся поблизости буксиру «ОП-8» контр-адмирал Владимирский дал приказание идти к канлодке и тушить пожар.

Вскоре в небе появляются девять пикирующих бомбардировщиков Ju 87 I группы 77-й эскадры. Очевидно, немцы направлялись к «Армении», чтобы добить ее, однако, обнаружив эсминец, сменили курс и атаковали его. Ерошенко, оставив в районе бедствия шлюпки, приказывает увеличить ход до 23 узлов, чтобы отойти мористее для возможности маневра. Перестроившись в цепочку, немецкие самолеты начинают бомбить. В бой вступают все средства ПВО корабля – даже старая 76-мм пушка Лендера ведет огонь шрапнелью. Пространство над кораблем наполняется трассерами и хлопьями разрывов. Первоначально маневр уклонения срабатывает – первые три самолета промахиваются – от близких разрывов бомб поднимаются высокие столбы воды.

Экипаж 4-й «Штуки» был более точным – 250 кг бомба попадает в корму «Фрунзе» в районе орудия главного калибра №4. Взрывом заклинило руль, и корабль начал описывать циркуляцию вправо. Из строя вышла правая машина, машинный телеграф перестал действовать. Была сброшена за борт кормовая зенитная 76-мм пушка Лендера. Вслед за этим в районе полубака, рядом с бортом, взорвалась еще одна бомба. Была разрушена часть ходового мостика, палубу осыпало осколками. Погибли капитан 1 ранга С.И. Иванов, комиссар корабля Золкин, тяжелое ранение в руку и живот получил командир корабля Ерошенко. Легко ранены Владимирский и старпом Носов.

Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения, происходит медленное увеличение дифферента на корму с одновременным креном на левый борт. Эсминец находился в тяжелом положении, но у немецких пикировщиков закончились бомбы, и они ушли на свой аэродром. Началась борьба за живучесть. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена, и распространение воды было приостановлено. Еще через полчаса удалось ввести в строй правую машину и частично рулевое управление. Принявший командование кораблем Владимирский, оценив обстановку, принимает решение приткнуть корабль к отмели. Управление машинами осуществлялось голосовыми командами – распоряжения передавались по цепочке. «Фрунзе» медленно полз к берегу, вновь началось поступление забортной воды. Понимая, что покинуть корабль попросту не на чем – шлюпки были или уже спущены или изрешечены осколками – Владимирский отдает приказание вынести на палубу все койки, расшнуровать пробковые матрасы.

Примерно в 15 часов над кораблем вновь появилась девятка Ju-87 – немцы не хотели упускать свою добычу и пришли добить цель. Ко времени начала атаки положение «Фрунзе» было критическим – он утратил возможность маневрировать и развивать полных ход. Боеприпасы к 45-мм полуавтоматам 21-К почти закончились. Орудие Лендера было выведено из строя. Интенсивность зенитного огня резко снизилась, что позволило экипажам немецких пикировщиков снизить высоту атаки с 800 до 100 метров. После попадания бомбы в полубак, что вызвало пожар, Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб, чтобы избежать детонации. Вода интенсивно поступает вглубь корпуса, запас плавучести уменьшается. Крен достигает 45 градусов. Считая положение корабля безнадежным, контр-адмирал отдает приказ оставить все внутренние посты и выйти на палубу. Раненых перенесли на ростры. В 15 часов 07 минут «Фрунзе» касается носовой скулой мели в 90 кабельтовых от Тендровского маяка. Корабль перестал крениться, упершись в грунт. Часть настроек оказалась под водой. Тут и пригодились пробковые матрасы для личного состава. Раненые оставались преимущественно на рострах, там же находился Владимирский. Немецкие бомбардировщики, израсходовав запас бомб, вновь улетели. К полузатопленному эсминцу подошел буксир «ОП-8», на который увлеченные атакой «Юнкресы» не обращали пока что внимания.

Мостик эсминца, выступающий над водой. Послевоенное фото

Буксир начал принимать людей – он подобрал всех, кто находился на борту и в воде. Последними «Фрунзе» покинули Владимирский и Ерошенко, отказавшийся эвакуироваться с ранеными, которых переправляли в первую очередь.

Буксиру было приказано двигаться вплотную к берегу, насколько это возможно. Однако 1-я группа 77-й эскадры проявила в этот день истинно тевтонское методичное упрямство, и в 16 часов в небе над Тендровской косой опять надсадно завыли двигатели «Юнкерсов».

Переполненный буксир не мог эффективно маневрировать, и с первого же захода в него угодила бомба, попавшая в машинное отделение. Полученное повреждение оказалось для небольшого кораблика смертельным – «ОП-8» лег на борт. Глубина была небольшой, часть корпуса буксира осталась над водой. Все, кто на нем был, поплыли к берегу. На полупогруженном «ОП-8» остались несколько тяжело раненных, в том числе Ерошенко. Там же находился Владимирский. Вошедшие во вкус экипажи Ju-87 освободились от бомбовой загрузки и снизились – заработали крыльевые пулеметы. Немцы азартно расстреливали барахтавшихся в воде людей. Оставшимся на буксире пришлось прятаться за фальшборт, чтобы остаться незамеченными. Всего из 238 человек, бывших на борту «Фрунзе» в тот день, спаслись лишь 78. Около 50 человек погибло от взрывов бомб, остальные были расстреляны немцами в воде, когда пытались вплавь добраться до берега.

Примерно через полчаса подошли торпедные катера, которые доставили всех выживших на Тендру. В результате гибели «Фрунзе» был задержан выход кораблей с десантом из Севастополя, командование операцией было передано контр-адмиралу С.Г. Горшкову, а Л.А. Владимирский был доставлен на борт крейсера «Красный Кавказ» уже в ходе операции на торпедном катере. Советская эскадра, хоть и с опозданием, прибыла на место операции. Корабельная артиллерия двух советских крейсеров и трех эсминцев оказала значительную поддержку морским пехотинцам. Десант у Григорьевки имел полный успех и вошел в историю как одна из самых успешных десантных операций советского флота.

После войны
В июне 1949 года «Фрунзе» был обследован водолазами. Корабль лежал с небольшим креном на левый борт на глубине 8-9 метров. Отсутствовало одно 102-мм орудие и палубные механизмы. Корпус корабля имел большие разрушения. Забот у советского флота в те годы хватало, и на лежащий у Тендровской косы старый эсминец махнули рукой, да и навигации он особо не мешал.

Интерес к затонувшему кораблю вернулся уже в конце 60 – начале 70-х гг., когда к истерзанному штормами корпусу «Фрунзе» опустились члены николаевского клуба подводного плавания «Садко». История самого клуба требует отдельной статьи – в Советском Союзе он был известен далеко за пределами Николаева. Группа молодых, увлеченных людей – студентов, спортсменов и просто неравнодушных – решила организовать клуб по обследованию и исследованию подводных объектов. Одним из первых погружения были совершены на обнаруженный «садковцами» монитор «Ударный» и эсминец «Фрунзе».

Подъем 102-мм орудия

Для государства в ту пору не составляло особого труда оказывать содействие подобным группам исследователей. Клубу «Садко» выделили экспедиционное судно, необходимое оборудование для подводных работ. В 70-х годах членами клуба был осуществлен подъем двух орудий главного калибра и якоря корабля. Найдены и извлечены на поверхность несколько сейфов с документами, один из которых принадлежал комиссару корабля. На «Фрунзе», к слову говоря, осталась вся штабная документация по предстоявшей десантной операции.

Много обнаружено и личных вещей моряков. Ряд предметов, поднятых с эсминца, выставлен в экспозиции николаевского Музея судостроения и флота. Часть документов передана в Центральный военно-морской архив.

Памятник эсминцу «Фрунзе». Фото сделано членами клуба «Садко»

Уже в годы «независимости» корпус «Фрунзе» использовался для дайвинга. Клуб «Садко», зажатый рыночными условиями, мужественно сражается с обстоятельствами, имея в активе только энтузиазм и преданность любимому делу. О погибшем в неравном бою «Фрунзе» напоминают сейчас памятник, воздвигнутый членами клуба «Садко» на Тендровской косе, и орудия главного калибра на внешней площадке николаевского Музея судостроения и флота.

Орудие с эсминца «Фрунзе» на смотровой площадке Музея судостроения и флота в Николаеве

topwar.ru

Эсминцы в битве концепций | Армейский вестник

К большой войне лучше других готовы «Арли Берк» и «Адмирал Чабаненко»

Лучшие в классе эсминцев – новейшие западные образцы или их восточные реплики. Незначительный отрыв наших кораблей от лидеров рейтинга характеризует отечественную инженерно-конструкторскую школу как передовую. В СССР и России еще не строили эсминцев по новейшим концепциям.

В мире более двух десятков типов эсминцев. Мы проанализировали 17. Оценки давались наиболее современным кораблям из основных регионов: Россия, Северная Атлантика (НАТО), Ближний Восток и Индийский океан, Юго-Восточная Азия, Южная Америка. Сравнивались в первую очередь состав вооружения и степень соответствия эсминцев их предназначению в вероятных условиях боевого применения. Была разработана методика, обеспечивающая корректность сопоставления. Мы основывались на единой системе критериев качества и показателей эффективности, а также условий, в которых реализуются боевые возможности.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Чабаненко»

Рассматривались два варианта: действия кораблей в локальном столкновении со слабым в военно-морском отношении противником и в крупномасштабной войне (в частности Россия против НАТО). В этих конфликтах в общем случае оценивалось решение эсминцами следующих основных задач:
— уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок,
— отражение средств воздушного нападения,
— нанесение ударов по наземным объектам противника.

Для каждой определялся весовой коэффициент значимости, который физически понимался как вероятность того, что корабль будет привлечен к решению данной задачи.

И примкнувший к нам «японец»

Окончательные оценки степени соответствия эсминцев стран мира боевому предназначению в вероятных условиях боевого применения приведены в таблице 1.

Анализ свидетельствует о том, что в наибольшей степени соответствуют условиям вероятного боевого применения в возможных конфликтах современности американский «Арли Берк» , британский «Дэринг»  и южнокорейский «Король Седжон Великий». Причем в локальных войнах последний лидирует, существенно превосходя даже «американца». Эта тройка идет с большим отрывом от ближайших конкурентов – китайского проекта 052D , российского «Адмирала Чабаненко»  и индийского «Дели». Первый из них, чуть превосходя нашего и «индийца» в локальных войнах, столь же незначительно уступает обоим в крупномасштабных войнах.

Надо отметить, что три лидера рейтинга, а также китайский 052D относятся к новейшим, созданным по концепции 2-го послевоенного поколения, тогда как следующие за ними наш проект 1155.1 и «Дели» – высшие достижения среди кораблей-предшественников.

Эсминец «Арли Берк»

Следом с относительно небольшим отрывом идут российские проекты 956 и 1155, а также японский «Атаго». Странно видеть на этом месте в рейтинге новейший японский эсминец, в значительной мере представляющий собой копию «американца». Сказывается «урезанный» в сравнении с ним состав вооружения. «Атаго» не имеет ПКР и СКР, подобных «Томагавкам», а также высокоэффективной ГАС с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА). Зато наши весьма почтенные эсминец и БПК выглядят весьма прилично, подтверждая высокий уровень советской кораблестроительной школы и мощь отечественного оружия.

Далее в кильватере корабли, созданные в основном в 80-е. Это итальянский «Луиджи Дуранд де ла Пенне» , французские «Жорж Леги» и «Кассар», а также японский «Хацуюки». Сюда же относятся китайский проект 052С и корейский «Квангэтхо Тэван», построенные в начале XXI века. Все они по степени соответствия условиям боевого применения существенно уступают кораблям трех предшествующих групп. То есть фактически должны быть признаны устаревшими или ограниченно пригодными. Хотя «Квангэтхо Тэван» вполне соответствует условиям локальных войн (как, впрочем, и его «соплеменник» – «Король Седжон», который лидирует с большим отрывом по этому критерию).

Завершают рейтинг откровенно устаревшие корабли – китайский «Люйда» и индийский проект 61МЭ . Первый из них вообще представляет собой фактически советский эсминец проекта 41, спроектированный в годы Великой Отечественной, усиленный установкой на нем ПКР китайского производства. Второй новее. Это советский БПК проекта 61 начала 60-х, модернизированный в соответствии с требованиями индийского ВМФ. Хотя он имеет развитое ракетное вооружение, его ЗРК и ПКР уже не отвечают современным требованиям.

Школьные соревнования

Особенность российской миноносной школы – ее выраженная ориентация на борьбу с мощным противником. Наши образцы в наибольшей мере заточены именно на крупномасштабную войну, уступая другим в приспособленности к условиям локального конфликта. В этом же направлении движется и индийская кораблестроительная школа, что неудивительно, ведь она создавалась под большим влиянием советской да и сегодня опирается на тесное сотрудничество с российскими предприятиями. Так что новейший ее продукт – «Дели» демонстрирует высокие показатели соответствия условиям боевого применения именно в крупномасштабной войне.

Выделяется южнокорейская кораблестроительная школа, которая смогла выработать концепцию эсминца, максимально приспособленного к вероятным действиям против КНДР. Другое дело – крупномасштабная война с мощным противником. Для нее «корейцы» пригодны в существенно меньшей мере, уступая в этом отношении даже более старым кораблям.

Китайская кораблестроительная школа отличается стремлением получить эсминцы с опорой на новейшие мировые концептуальные подходы в этой сфере. И это получается. Однако оснастить корабли в полной мере современным оружием пока не удается. Это определяет то, что при, безусловно, передовой концепции китайских эсминцев их степень соответствия условиям боевого применения остается на уровне предшествующего поколения, пусть и наиболее передовых его представителей.

Японская кораблестроительная школа в части строительства эсминцев пошла по пути копирования американских образцов, но с сокращенной номенклатурой вооружения. Вероятно, США побоялись передать союзнику свои «Томагавки» и новейшие ГАС с ГПБА, ориентируя морские силы самообороны преимущественно на обеспечение боевой устойчивости своих авианосных соединений в составе коалиционных группировок. В итоге МССЯ получили эсминец с несопоставимо низкими в сравнении с концептуальным и технологическим уровнем показателями соответствия условиям боевого применения.

Ответы по задачнику

Интересно сопоставить боевые возможности рассмотренных кораблей по решению основных частных задач: уничтожение групп надводных кораблей и подлодок, отражение средств воздушного нападения, нанесение ударов по наземным объектам противника. Эти данные приведены в таблицах 2 и 3.

Анализ свидетельствует, что наиболее сбалансированным по составу вооружения является «американец». По всем боевым задачам он ни разу не спускается ниже третьего-четвертого места, занимая первые по наиболее важным позициям – уничтожению боевых надводных кораблей и подводных лодок. Это отвечает концепции применения эсминцев в американском флоте. Будучи многоцелевыми кораблями, они предназначены решать как важнейшие задачи борьбы с надводными силами противника и нанесения ударов по наземным целям.

Британский «Дэринг», новейший из западноевропейских, имеет выраженную направленность на ПВО. По возможностям решения этой задачи он занимает первое место, оставив далеко позади «американцев», «японцев» и «корейцев». Однако во всем остальном его возможности несопоставимо более низкие, соответствуют скорее возможностям предшествующего поколения.

Схожую картину представляют «французы» и «итальянец». У них явно просматривается приоритет возможностей ПВО и ПЛО по отношения к другим. Это отражает роль и место данных кораблей в системе флотов НАТО – преимущественно эскортные, предназначенные для действий в крупных корабельных соединениях, в качестве охранения либо в составе КПУГ решающие задачи борьбы с подлодками в системе зональной ПЛО НАТО на Атлантическом ТВД. Аналогична ситуация с японскими эсминцами, создававшимися для зональной обороны побережья.

Российские корабли проектов 956 и 1155.1, как и американский «одноклассник», отличаются сбалансированностью вооружения. Именно это выводит их, несмотря на устаревшую концепцию, на передовые позиции в мировом рейтинге. Конечно же, важнейшим фактором является передовой характер советского/российского вооружения, его уникальные возможности. Что касается проекта 1155, то это классический противолодочный корабль для решения задач ПВО и ПЛО при весьма ограниченном потенциале в остальном. В этом отношении он соответствует европейской концепции эсминца – служить в эскорте, обеспечивая боевую устойчивость главных сил.

/Константин Сивков, доктор военных наук, vpk-news.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *