Содержание

Российские беспилотники (БПЛА) | Сайга 12.ru


Несколько дней назад в российских и зарубежных СМИ прошла информация о применении в Сирии российских боевых роботов для очистки  одной из высот от радикальных исламистов. Никаких фото- и видеоматериалов с реального места событий опубликовано не было, что позволило усомниться в истинности этой новости.

Однако, учитывая, что программа создания роботизированных боевых комплексов в России засекречена, вполне возможно, что огласка в СМИ и не была нужна, т.к., возможно, проводились боевые испытания перспективных образцов робототехники.

Попробуем проанализировать открытую информацию о том, какими боевыми роботами Россия располагает в данное время. Первую часть статьи начнем с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Беспилотный вертолёт «Ка-37»

Ка-37 — российский беспилотный летательный аппарат (беспилотный вертолёт) предназначенный для аэрофотосьёмки, трансляции и ретрансляции теле- и радиосигналов, проведения экологических экспериментов, доставки медикаментов, продуктов и почты при оказании экстренной помощи в процессе ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах.

Назначение

  • Многоцелевой беспилотный вертолет
  • Первый полёт: 1993

Технические характеристики

  • Диаметр несущего винта: 4,8 м
  • Длина фюзеляжа: 3,14 м
  • Высота с вращ. винтами: 1,8 м
  • Масса Макс. взлётная 250 кг
  • Двигатель: П-037 (2х24,6 кВт)
  • Крейсерская скорость: 110 км/ч
  • Макс. скорость: 145 км/ч
  • Радиус действия: 20 км
  • Дальность полёта: ~100 км
  • Практический потолок: 3800 м

Беспилотный вертолёт «Ка-137»

Ка-137 — разведывательный БПЛА (вертолёт). Первый полёт совершил в 1999 году. Разработал: ОКБ Камова. Беспилотный вертолёт Ка-137 выполнен по соосной схеме. Шасси четырёхопорное. Корпус имеет шарообразную форму с диаметром 1,3 м.

Оборудованный спутниковой навигационной системой и цифровым автопилотом Ка-137 движется по заранее намеченному маршруту автоматически и выходит в заданное место с точностью до 60 м. В интернете получил неофициальное прозвище «Пепелац» по аналогии с летательным аппаратом из фильма «Кин-дза-дза!».

Технические характеристики

  • Диаметр главного винта: 5,30 м
  • Длина: 1,88 м
  • Ширина: 1,88 м
  • Высота: 2,30 м
  • Масса:
    • пустого: 200 кг
    • максимальная взлётная: 280 кг
  • Тип двигателя 1 ПД Hirht 2706 R05
  • Мощность: 65 л. с.
  • Скорость:
    • максимальная: 175 км/ч
    • крейсерская: 145 км/ч
  • Практическая дальность: 530 км
  • Продолжительность полёта: 4 ч
  • Потолок:
    • практический: 5000 м
    • статический: 2900 м
  • Полезная нагрузка:
    • нормальная: 50 кг
    • максимальная: 80 кг

ПС-01 Комар — оперативный беспилотный самолёт, дистанционно-пилотируемый аппарат.

Первый полет совершил в 1980 году, разработан в ОСКБЭС МАИ (Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ). Построено три образца аппарата. На аппарате была разработана схема кольцевого оперения с толкающим винтом и рулями, размещенными внутри кольца, которая впоследствии была применена при создании серийного комплекса типа Шмель-1.

Конструктивные особенности ДПЛА – применение складывающихся крыльев и модульная конструкция фюзеляжа. Крылья аппарата складывались таким образом, что в собранном (транспортировочном) виде самолет размещался в контейнере 2,2x1x0,8 м. Из транспортировочной конфигурации в полетную самолет “Комар” приводился за 3-5 с при помощи шарниров с самозащелкивающимися фиксаторами крайних положений всех складывающихся элементов.

Фюзеляж ДПЛА имел отделяемый головной модуль с тремя быстродействующими замками, которые обеспечивали простую смену модулей. Это сокращало время замены модуля с целевой нагрузкой, время для загрузки самолета ядохимикатами или средствами биологической защиты сельскохозяйственных площадей.

Технические характеристики

  • Нормальная взлётная масса, кг 90
  • Максимальная скорость у земли, км/ч 180
  • Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 100
  • Длина самолёта, м 2,15
  • Размах крыла, м 2.12

«Шмель-1»

Шмель-1 — разведывательный БПЛА. Первый полёт совершил в 1983 году. Работы по созданию мини-БПЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 году на основе опыта изучения боевого применения израильских БПЛА в войне 1982 г. В 1985 г началась разработка БПЛА «Шмель-1» с четырёхопорным шасси. Лётные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащённом телевизионным и ИК оборудованием, начались в 1989 г. Аппарат рассчитан на 10 запусков, хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере. Оснащён сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Способ посадки парашютный.

Технические характеристики

  • Размах крыла, м 3.25
  • Длина, м 2.78
  • Высота, м 1.10
  • Масса, кг 130
  • Тип двигателя 1 ПД
  • Мощность, л.с. 1 х 32
  • Крейсерская скорость, км/ч 140
  • Продолжительность полёта, ч 2
  • Практический потолок, м 3000
  • Минимальная высота полёта, м 100

«Шмель-1» послужил прототипом для более совершенной машины “Пчела-1Т” с которой внешне практически не различим.

 Пчела-1Т

Пчела-1Т — советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгоранияП-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.

Технические характеристики

  • Размах крыла, м: 3.30
  • Длина, м: 2.80
  • Высота, м: 1.12
  • Масса, кг: 138
  • Тип двигателя: поршневой
  • Мощность, л.с.: 1 х 32
  • Радиус действия комплекса, км: 60
  • Диапазон высот полёта над уровнем моря, м: 100—2500
  • Скорость полёта, км/ч: 120—180
  • Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138
  • Способ управления:
    • автоматический полёт по программе
    • дистанционное ручное управление
  • Погрешность измерения координат ДПЛА:
    • по дальности, м: не более 150
    • по азимуту, град: не более 1
  • Высота старта над уровнем моря, м: до 2 000
  • Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м: 100—1000
  • Угловая скорость разворота ДПЛА, град/с: не менее 3
  • Время развёртывания комплекса, мин: 20
  • Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град: 5 — −65
  • Продолжительность полёта, ч: 2
  • Количество взлёто — посадок (применения для каждого ДПЛА): 5
  • Диапазон рабочих температур комплекса, °С: −30 — +50
  • Время обучения обслуживающего персонала, ч: 200
  • Ветер при старте ДПЛА, м/с: не более 10
  • Ветер при посадке ДПЛА, м/с: не более 8

Ту-143 «Рейс» —  разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА)

Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Входит в состав комплекса ВР-3. По окончании полёта Ту-143 разворачивался по программе и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и манёвра «горка» осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси.

Применение комплекса отрабатывалось в 4-м Центре боевого применения ВВС. В 1970—1980-х годах было выпущено 950 штук. В апреле 2014 года Вооружённые силы Украины расконсервировали беспилотники, оставшиеся от СССР, и провели их испытания, после чего началось их боевое применение на территории Донецкой и Луганских областей.

  • Модификация Ту-143
  • Размах крыла, м 2.24
  • Длина, м 8.06
  • Высота, м 1.545
  • Площадь крыла, м2 2.90
  • Масса, кг 1230
  • Тип двигателя ТРД ТРЗ-117
  • Тяга, кгс 1 х 640
  • Ускоритель СПРД-251
  • Максимальная скорость, км/ч
  • Крейсерская скорость, км/ч 950
  • Практическая дальность действия, км 180
  • Время полета, мин 13
  • Практический потолок, м 1000
  • Минимальная высота полета, м 10
Название модели Краткие характеристики, отличия
М-143 Беспилотный самолёт-мишень; предназначен для имитации полёта аэродинамических, в том числе крылатых ракет, воздушных целей.
Ту-143 Базовая модификация разведывательного БПЛА.
Ту-243 Модернизированный аппарат с новой разведывательной аппаратурой.

«Скат» — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат

«Скат» — разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в качестве полноразмерного макета, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений.

По заявлению генерального директора РСК «МИГ» Сергея Короткова, разработка беспилотного ударного летательного аппарата «Скат» прекращена. Решением Министерства обороны России по результатам соответствующего тендера головным разработчиком перспективного ударного БЛА избрана АХК «Сухой». Однако задел по «Скату» будет использован при разработке «семейства» БЛА «Сухого», и РСК «МИГ» будет принимать участие в этих работах. Проект был приостановлен в связи с отсутствием финансирования. 22 декабря 2015 года в интервью (газете Ведомости) с генеральным директором РСК “МиГ” Сереем Коротковым было сказано, что работы по “Скату” продолжаются. Работа идёт совместно с ЦАГИ. Финансирование разработки осуществляет Минпромторг РФ.

Назначение

  • Ведение разведки
  • Нанесение ударов по наземным целям авиабомбами и управляемыми ракетами (Х-59)
  • Уничтожение радиолокационных систем ракетами (Х-31).

Технические характеристики

  • Длина: 10,25 м
  • Размах крыла: 11,50 м
  • Высота: 2,7 м
  • Шасси: трёхопорное
  • Максимальная взлетная масса: 20000 кг
  • Двигатель: 1 × ТРДД РД-5000Б с плоским соплом
  • Тяга: бесфорсажная: 1 × 5040 кгс
  • Тяговооружённость: при максимальной взлетной массе: 0,25 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: 850 км/ч (0,8 М)
  • Дальность полёта: 4000 км
  • Боевой радиус: 1200 км
  • Практический потолок: 15000 м

Вооружение

  • Боевая нагрузка: 6000 кг
  • Точки подвески: 4, во внутренних бомбоотсеках
  • Варианты подвески:
  • 2 × Х-31А «воздух-поверхность»
  • 2 × Х-31П «воздух-РЛС»
  • 2 × КАБ-250 (250 кг)
  • 2 × КАБ-500 (500 кг)

«ZALA 421-08»

Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба. Эффективен в проведении аэрофото- и видеосъемки на небольшом удалении. Производится ижевской компанией «ZALA AERO GROUP» под руководством Захарова А. В.

Беспилотный летательный аппарат разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления автопилотом, органов управления и силовой установки, бортовой системы питания, системы посадки на парашюте и съемных блоков целевой нагрузки. Для того, чтобы самолет не терялся в позднее время суток, на корпусе установлены миниатюрные светодиодные светильники, требующие малого потребления энергии. Запускается ZALA 421-08 с рук. Метод посадки — автоматически с парашютом.

Характеристики:

  • Радиус действия видео/радиоканала 15 км / 25 км
  • Продолжительность полета 80 мин
  • Размах крыла БЛА 810 мм
  • Длина БЛА 425 мм
  • Максимальная высота полета 3600 м
  • Запуск за корпус БЛА или катапульта
  • Посадка – парашют/в сеть
  • Тип двигателя – электрический тянущий
  • Скорость 65-130 км/ч
  • Максимальная взлетная масса 2,5 кг
  • Масса целевой нагрузки 300 г
  • Навигация ИНС с коррекцией GPS/ГЛОНАСС, радиодальномер
  • Целевые нагрузки Тип «08»
  • Планер – цельное крыло
  • АКБ – 10000 мАч 4S
  • Максимально допустимая скорость ветра 20 м/с
  • Диапазон рабочих температур -30°C…+40°C
  • Встроенный модуль автоматического сопровождения цели

В следующей части статьи мы расскажем о боевых роботах, состоящих на вооружении российской армии.


Загрузка...

sayga12.ru

области применения, производитель :: SYL.ru

По утверждениям специалистов, беспилотные летательные аппараты имеют неоценимо важное значение для современной военной авиации. Появление беспилотников (БПЛА), или дронов, как их еще называют, изменило тактику проведения боевых действий. «Беспилотный бум» произошел в конце 70-х XX века. Общепризнанными лидерами в мировом производстве дронов являются американцы.

Об использовании БПЛА в России серьезно задумались только в 2008 году. Основанием для этого стал грузинский конфликт. После событий в Грузии стали очевидными все преимущества, которые может дать использование беспилотников. Информация о военных БПЛА России представлена в статье.

Знакомство с аппаратом

Аббревиатура БПЛА расшифровывается как «беспилотный летательный аппарат». Она указывает на то, что для управления этим воздушным судном пилот не нужен. Регулировать движение БПЛА можно дистанционно: с самолета, с земли или из космоса.

О классификации

Сегодня для нужд авиации выпущено огромное количество различных беспилотников. Каждой модели присущи свои особенности конфигурации и характеристики компонентов. Как утверждают специалисты, в России производителем БПЛА пока не выработаны стандарты для изготовления дронов. Это, в свою очередь, привело к отсутствию требований к беспилотнику. Классифицировать БПЛА можно, используя следующие параметры:

  • Дизайн.
  • Тип старта.
  • Целевое назначение.
  • Технические характеристики.
  • Тип питания силовой установки.
  • Навигационные характеристики и радиочастотный спектр.

Типы дронов

Беспилотные летательные аппараты, представленные на мировом авиационном рынке, бывают:

  • Неуправляемыми.
  • Дистанционно управляемыми.
  • Автоматическими.

В зависимости от габаритов, беспилотники подразделяются на несколько групп:

  • Микродроны. Их вес не превышает 10 кг. Такие воздушные суда рассчитаны на одночасовой полет.
  • Мини-дроны. БПЛА весят в пределах 50 кг. В воздухе могут находиться от 3 до 5 часов.
  • Миди. Масса такого дрона - около тонны. Он способен преодолевать 15-тичасовые перелеты.
  • Тяжелые. Масса таких аппаратов превышает тонну. Из всех вышеперечисленных типов эти дроны считаются самыми совершенными. Для межконтинентальных перелетов подходят именно тяжелые БПЛА.

В России отсутствует производственная база, ориентированная на коммерческий или потребительский рынок.

О достоинствах беспилотников

В отличие от пилотируемых самолетов и вертолетов, беспилотным летательным аппаратам присущи следующие сильные стороны:

  • В БПЛА снижены габаритные характеристики, чего нельзя сказать о традиционных летательных аппаратах (ЛА).
  • Производство беспилотников менее затратно.
  • У военного командования имеется возможность использовать БПЛА в боевых условиях, не подвергая риску жизнь пилота. Ввиду относительной дешевизны устройства, при необходимости им не жалко «пожертвовать».
  • Поскольку БПЛА способны передавать полученную информацию в реальном времени, их можно использовать в разведывательных целях.
  • Дроны обладают высокой боеготовностью и мобильностью. Для их запуска нет необходимости поднимать весь летный состав.
  • Из нескольких БПЛА можно сформировать небольшие мобильные комплексы.

О недостатках

Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, беспилотные летательные аппараты не лишены некоторых недостатков. Слабыми сторонами БПЛА являются:

  • В отличие от традиционной авиации, для беспилотников в недостаточной мере продуманы такие нюансы, как посадка и спасение летательного аппарата.
  • Дроны значительно уступают управляемым самолетам и вертолетам в таком параметре, как надежность.
  • В мирное время эксплуатация беспилотников ограничена.

Задачи дронов на «гражданке»

БПЛА появились сразу после создания первых самолетов. Однако производство беспилотников было поставлено на поток лишь в 1970-х годах. Как вскоре оказалось, при помощи данных устройств можно производить аэрофотосъемку, мониторинг различных объектов, геодезические исследования, а также доставлять покупки на дом.

Области применения БПЛП

В России беспилотные летательные аппараты предназначены для выполнения следующих задач:

  • Мониторинга и охраны государственных границ.
  • Разведки и выявления террористической угрозы.

Беспилотники широко используются военными в ходе проведения спецоперации в Сирии. Применяются беспилотники также и в сельском хозяйстве. При помощи БПЛА осуществляется аэрофотосъемка и осмотр нефтепроводов. Как утверждают авиационные специалисты, гражданская сфера в использовании БПЛА в России (дронов) занимает только 30%.

Об использовании в армии

Направление для производства БПЛА в России задано военными. Армейским командованием дроны используются преимущественно для выполнения разведывательных задач. Именно в данном направлении работают основные производители БПЛА в России. В последние годы, кроме разведывательных беспилотников, начали выпускать ударные дроны. К отдельной группе принадлежат дроны-камикадзе. Кроме того, некоторые модели БПЛА приспособлены для радиоэлектронной борьбы с противником, для ретрансляции радиосигналов. Беспилотники также могут подавать целеуказания для артиллерийских орудий. Во время военных учений в России БПЛА используются как относительно недорогие воздушные мишени. Дешевое производство дронов позволяет при выполнении военными важных задач жертвовать этими беспилотными аппаратами.

О первых моделях российских дронов

По сравнению с Израилем и США, Россия в производстве БПЛА сегодня значительно проигрывает. Многих россиян интересует вопрос о том, какими же беспилотными летательными аппаратами располагает военная авиация их страны. Одной из первых, еще советских, моделей считается беспилотник «Пчела-1Т».

Свой первый полет БПЛА совершил в 1990 году. Его задача: осуществлять корректировку стрельбы с артиллерийских орудий «Смерч» и «Ураган». Сегодня данная модель состоит на вооружении России. БПЛА «Пчела-1Т» рассчитан на радиус действия до 60 тыс. м. Вес аппарата составляет 138 кг. Для старта дрона предусмотрены специальная установка и ракетные ускорители. Посадку беспилотник совершает при помощи парашюта. «Пчела-1Т» использовался российской армией во время чеченского конфликта. В ходе военных действий данный БПЛА России совершил десять вылетов. Две модели были сбиты боевиками. Как утверждают авиационные специалисты, сегодня данный образец устарел.

Еще одним разведывательным российским беспилотником старого образца является модель «Дозор-85». После успешно пройденных в 2007 году испытаний, военными была заказана первая партия из 12 беспилотников. Предназначается «Дозор-85» для пограничников. Масса аппарата составляет 85 кг. В воздухе БПЛА данной модели может пребывать не более 8 часов.

О воздушном судне 2007 года выпуска

«Скат» является разведывательно-ударным БПЛА России. Спроектирован летательный аппарат в опытно-конструкторском бюро Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Местом показа БПЛА стал авиасалон МАКС-2007. Аппарат был представлен в виде полноразмерного макета. Министерством обороны РФ в качестве главного разработчика ударного БПЛА России был АКХ «Сухой». Вскоре, как заявил генеральный директор РСК «МИГ» Сергей Коротков, проектировочные работы по беспилотнику были прекращены. Причиной этого стало недостаточное финансирование проекта. Однако, как заявил гендиректор, по состоянию на 2015 год производство беспилотника было снова возобновлено. Проект финансируется Министерством промышленной торговли России. Предназначается беспилотный аппарат для ведения разведки. Кроме того, при помощи авиабомб и управляемых ракет с этого аппарата можно осуществлять обстрел наземных целей.

Размер БПЛА составляет 10,25 м. Высота беспилотника - 2,7 м. Дрон оборудован трехопорным шасси и одним двигателем ТРДД РД-5000Б, для которого предусмотрено плоское сопло. Вес БПЛА - не более 20 тыс. кг. Воздушное судно способно транспортировать боевую нагрузку до 6 тыс. кг. Беспилотник оборудован четырьмя точками подвески. Местом их расположения стали внутренние бомбоотсеки. Дрон способен развивать максимальную скорость 850 км/ч. Рассчитан на преодоление 4-х км дистанций. Показатель боевого радиуса составляет 1200 км.

О российско-израильском проекте

2010-й стал годом подписания между российским военным ведомством и израильской компанией IAI контракта на изготовление беспилотников. Согласно договору, машины собираются на авиастроительных предприятиях РФ. За основу был взят дрон израильского производства Searcher 1992 года выпуска. В России БПЛА был улучшен и переименован в «Форпост». Взлетная масса дрона составляет 400 кг. Показатель дальности полета не превышает 250 км. Для аппарата предусмотрены спутниковая навигационная система и тепловизионные камеры.

Другие модели

С 2007 года разведывательная деятельность осуществляется авиационными моделями БПЛА «Типчак». Стартовая масса воздушного судна составляет 50 кг. Продолжительность полета дрона не превышает двух часов. Для БПЛА предусмотрены обычная и инфракрасная камеры.

В 2009 году российская компания «Транзас» выпустила БПЛА «Дозор-600». Воздушное судно является многоцелевым дроном. Впервые оно было представлено на выставке МАКС-2009. Эксперты считают, что данный беспилотник – это аналог MQ-1В Predator. Однако о точных характеристиках американского БПЛА достоверных сведений нет. В дальнейших планах российских авиаконструкторов оборудовать радиолокационную систему видеокамерой и тепловизором. Также для беспилотника разрабатывается система целеуказаний. Используя «Дозор-600», военные осуществляют разведку и наблюдение в прифронтовых зонах. Информация, указывающая на ударные возможности данного беспилотника, пока отсутствует.

В военной авиации России используются модели БПЛА «Орлан-3М» и «Орлан-10». С помощью данных аппаратов осуществляются: разведка, поисковые работы и целеуказание для залпового огня из артиллерийских орудий. Внешне обе модели «орланов» очень похожи. Небольшие различия заключаются в их взлетной массе и дальности полета. Для старта обоих беспилотников применяется специальная катапульта. Посадка БПЛА выполняется при помощи парашюта.

О новом БПЛА России

Для нужд военных авиастроительной компанией Zala Aero Group была создана новая модель беспилотного летательного аппарата, которая известна как Zala 421-08. Главный руководитель проекта: Захаров А.В. Основная задача БПЛА: осуществлять наблюдение, корректировать залповый огонь из артиллерийских орудий. Кроме того, при помощи беспилотника можно производить оценку ущерба. Как утверждают специалисты, отличительной особенностью данного воздушного судна является возможность выполнять видео- и фотонаблюдение с небольшого удаления. Для дрона применена схема «летающее крыло». Для беспилотника предусмотрены:

  • Планер с автопилотом.
  • Органы управления.
  • Силовая установка.
  • Питающая бортовая система.
  • Съемные блоки, содержащие целевую нагрузку.
  • Система, которая отвечает за посадку с использованием парашюта.

Корпус беспилотника оборудован специальными миниатюрными светодиодными светильниками. Благодаря им беспилотник не теряется в ночное время суток. Для машины также предусмотрена автоматическая парашютная посадка. Видеоканал работает в радиусе 15 км, аудио – 25 км. Беспилотник обладает небольшой продолжительностью полета – всего 80 минут. Размах крыла – 81 см. Показатель максимальной высоты полета составляет 3600 м. Запускается дрон с катапульты. Посадка осуществляется при помощи парашюта или специальной сети. Воздушное судно оборудовано электрическим двигателем тянущего типа. Дрон обладает скоростью от 65 до 130 км/ч. Показатель максимальной взлетной массы составляет 2,5 кг. Эксплуатация беспилотника возможна в температурном режиме от -30 до +40 градусов, а также при максимально допустимой скорости ветра 20 м/с. Летательный аппарат оборудован специальным модулем, с помощью которого сопровождение цели осуществляется автоматически.

Об «Охотнике-Б»

Авиационными конструкторами компаний «Сухой» и «МиГ» ведутся проектировочные работы по изготовлению современной модели БПЛА России. 2017-2020 годы - такие сроки отведены конструкторам для создания воздушного беспилотного судна. В документации дрон значится как «Охотник-Б». В российских СМИ бывшим руководителем Объединенной авиастроительной корпорации заявлялось, что главным разработчиком дрона считается компания «Сухой», а корпорация «МиГ» выступает в данном проекте как соисполнитель. По мнению ведущего российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, БПЛА внешне ничем не будет отличаться от разведывательно-ударных аппаратов, которые производят США и технологически развитые европейские страны. При изготовлении беспилотника российскими конструкторами была применена схема «летающее крыло». На данный момент более детальной информации о будущем летательном аппарате не имеется. Известно, что «Охотник-Б» будет принадлежать к типу тяжелых дронов, а его летные и боевые характеристики будут максимально приближены к параметрам X-47В, выпускаемого американской компанией Northrop Grumman. Для российского беспилотного судна будут возможны дозвуковые скорости, радиус его действия составит 4 тыс. м. Планируется вооружить «Охотник-Б» разнообразной целевой нагрузкой, в том числе и ударной. Как заявил эксперт, масса нагрузки составит не менее двух тонн. В 2018 году запланированы летные испытания. На вооружение России беспилотник поступит не ранее 2020 года.

О производителях

Компаниями «Геоскан Аэро», Tranzas, Armair и Zala Aero (дочерней фирмой концерна «Калашников») ведутся проектировочные работы по созданию беспилотных воздушных судов для экономического и военного сектора страны.

Разработкой нового российского беспилотника занимаются авиационные специалисты на заводе Туполева. Продукция данных компаний востребована как в военной и промышленной, так и в коммерческой отраслях. При помощи БПЛА, выпущенного Zala Aero, сегодня мониторят трубопроводы, водоемы, государственные границы, заповедники. С использованием дронов проводят оперативно-розыскные мероприятия. Машины, производимые «Геоскан Аэро», применяются преимущественно в коммерческом секторе. С их помощью осуществляются фото- и видеосъемка и доставка заказчику различных товаров.

www.syl.ru

какие новейшие беспилотники поступят на вооружение Российской армии в ближайшие годы — РТ на русском

Российская армия достигла серьёзных успехов в развитии беспилотной авиации. Об этом заявил начальник управления строительства и развития системы применения БПЛА Генштаба ВС РФ генерал-майор Александр Новиков. По его словам, в Вооружённых силах РФ насчитывается почти 2 тыс. дронов. Боевое крещение беспилотники получили в Сирии, контролируя наземную обстановку. В Минобороны уверены, что возможности войск заметно вырастут в связи с грядущим поступлением «многоцелевых БПЛА большой дальности». О беспилотном пополнении ВС РФ — в материале RT.

За минувшие пять лет Российская армия получила значительный опыт применения беспилотной авиации, в том числе в боевых условиях, сообщил в интервью «Красной звезде» начальник управления строительства и развития системы применения БПЛА Генштаба ВС РФ генерал-майор Александр Новиков.

По его словам, сейчас Вооружённые силы России оснащены более 1,9 тыс. дронов. В штабах и соединениях функционируют службы беспилотной авиации. С первых дней сирийской операции (сентябрь — октябрь 2015 года) БПЛА выполнили свыше 23 тыс. полётов.

«Применение беспилотной авиации обеспечило эффективное использование высокоточного оружия по инфраструктуре международных террористов и при этом исключило возможные жертвы среди мирного населения», — пояснил Новиков.

В частности, дроны применялись «в составе разведывательно-ударных и разведывательно-огневых контуров». Генерал-майор добавил, что беспилотники обеспечивали контроль режима прекращения огня, проведение гуманитарных и поисково-спасательных мероприятий.

Новиков выразил уверенность, что полученный в Сирии опыт позволит повысить возможности подразделений беспилотной авиации и расширит спектр задач. Ещё одним залогом успеха, по мнению начальника управления Генштаба, является грядущее поступление в Российскую армию «многоцелевых БПЛА большой дальности», которые по своим характеристикам превосходят зарубежные аналоги.

Новейшие образцы

 

В настоящее время основу беспилотной авиации российских войск составляют небольшие тактические разведывательные аппараты «Элерон-3» и «Орлан-10». Они широко используются разными видами и родами войск в основном в наблюдательных целях.

Также по теме

Универсальный разведчик: каким будет российский реактивный беспилотник

Конструкторское бюро им. Симонова получило контракт от Минобороны РФ на разработку сверхскоростного реактивного беспилотника....

Единственным крупногабаритным комплексом является «Форпост» (семейство IAI Searcher), который производится на Уральском заводе гражданской авиации. Масса аппарата — 456 кг, длина корпуса — 5,85 м, размах крыла — 8,55 м, продолжительность полёта — 16 часов.

«Форпост», как и остальные отечественные дроны, применялся в том числе в Сирии. Как полагают эксперты, операция в арабской республике выявила потребность российских ВС в более совершенных тяжёлых аппаратах, способных выполнять разведывательные и ударные миссии.  

«России необходима целая линейка беспилотных комплексов, способных выполнять задачи за сотни километров от места запуска. Также необходимо принимать на вооружение системы различной дальности, позволяющие выполнять целеуказание и наносить удары по наземным объектам», — отметил в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.

Эксперт подчеркнул, что в современной войне даже против технологически слабого противника невозможно обходиться без БПЛА разного типа. По его словам, Россия постепенно восполняет бреши в беспилотной авиации, испытывая новейшие образцы различной дальности.

  • Подготовка беспилотника к запуску на учениях РВСН
  • © Пресс-служба Минобороны

«Корсар», «Иноходец», «Охотник»

 

По информации Минобороны, нишу аппаратов оперативного назначения (дальность до 100—200 км), способных выполнять разведывательные и ударные задачи, займут беспилотники «Корсар» (самолётный тип) и «Катран» (вертолётный тип), которые были продемонстрированы на параде Победы 9 мая 2018 года.

5 мая замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил журналистам о завершении госиспытаний «Корсара». Серийное производство этого дрона может быть запущено уже в 2018 году. Масса БПЛА составляет 200 кг, радиус боевого применения — до 200 км. 

Также Борисов сообщил о скором завершении испытаний «оперативного беспилотника» «Иноходец» (в СМИ часто упоминается название «Орион») с полезной нагрузкой 450 кг. Детище компании «Кронштадт» массой 1,2 тонны может находиться в воздухе до 30 часов.

В 2018 году, по словам Борисова, Минобороны закупит партию тяжёлого ударного БПЛА «Зеница» массой около одной тонны. Внешне беспилотник напоминает крылатую ракету. Такая форма корпуса была выбрана специально, чтобы обеспечить высокую манёвренность аппарата и устойчивость к большим перегрузкам.

Также в 2018 году планируется развернуть серийное производство пятитонного БПЛА «Альтаир». Детище ОКБ имени Симонова и компании «Кронштадт» может находиться в воздухе около 48 часов и вести разведку с высоты 12 тыс. м.

Завершающий этап наземных испытаний проходит сейчас тяжёлый ударный беспилотник «Охотник» разработки ОКБ Сухого. Корпус аппарата выполнен по схеме «летающее крыло». Первый полёт необычного дрона ожидается в 2019 году.

Главным «тяжеловесом» беспилотной авиации России должен стать 20-тонный дрон ОКБ Сухого.

Аппарат разработан на основе технологий, воплощённых в самолёте пятого поколения Су-57. На вооружение этот БПЛА поступит, предположительно, в 2020 году.

  • Изображение БПЛА «Альтаир»
  • © militaryrussia.ru

В беседе с RT член Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРОНЕТ) Эдуард Багдасарян отметил, что в сфере тяжёлых БПЛА Россия пока уступает Западу. Однако статус догоняющей страны даёт ряд важных преимуществ.

«Россия наверняка учитывает опыт зарубежных государств и потому способна реализовать более совершенные технические решения. Вполне возможно, что по отдельным характеристикам российские образцы превзойдут зарубежные аналоги. Уже сейчас наша армия обладает современными комплексами до 30 кг. А через год-два в войска начнут поступать тяжёлые аппараты, которые заметно усилят возможности ВКС», — резюмировал Багдасарян.

russian.rt.com

Как в России тренируют операторов военных беспилотников? » Военное обозрение

Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и ныне мы занимаем в этой сфере лидирующие позиции в мире. А что такое крылатая ракета, как не беспилотный самолет? В СССР же был построен космический челнок «Буран», который задолго до Boeing X-37 слетал в беспилотном режиме на орбиту и вернулся.


Реактивные и одноразовые

Отечественные БПЛА с разведывательными функциями тоже имеют давнюю историю. В середине 1960-х на вооружение строевых частей начали поступать тактические беспилотные самолеты-разведчики (ТБР-1) и дальние беспилотные самолеты-разведчики (ДБР-1), ставшие развитием беспилотных самолетов-мишеней. Это была серьезная авиатехника совсем не компактных размеров. ТБР весил почти три тонны, мог летать на высоте до 9000 м со скоростью до 900 км/ч, для чего был оснащен турбореактивным двигателем. Цель — фоторазведка при дальности полета 570 км. Пуск осуществлялся с направляющих под углом 20 градусов к горизонту, а для разгона применялись пороховые ускорители. ДБР-1 и вовсе летал на сверхзвуке (до 2800 км/ч) и имел дальность до 3600 км. Взлетная масса — более 35 т! При всем этом у разведывательных БПЛА первого поколения была неважная точность выхода к заданному объекту, и эти аппараты — тяжелые, турбореактивные — были… одноразовыми, а потому применение их оказалось делом накладным.

БПЛА «Гранат-4» Самый «дальнобойный» аппарат в комплексе «Наводчик-2». Он оснащен бензиновым мотором, а корпус выполнен из композитных материалов. Вес аппарата — порядка 30 кг, дальность — около 100 км.


В середине 1970-х на вооружение Советской армии поступил беспилотный разведывательный комплекс ВР-3, основой которого стал турбореактивный БПЛА «Рейс». Это уже была многоразовая система, предназначенная для ведения воздушной разведки объектов и местности в тактической глубине в интересах сухопутных войск и ударной авиации. Самолет был полегче своих одноразовых предшественников — взлетная масса 1410 кг, имел маршевую скорость до 950 км/ч и техническую дальность полета 170 км. Нетрудно подсчитать, что даже при полной заправке полет «Рейса» мог длиться не более десяти минут. Аппарат способен вести фото-, телевизионную и радиационную разведку с передачей данных на командный пункт почти в реальном времени. Посадка БПЛА осуществлялась по команде бортовой автоматической системы управления. Стоит заметить, что «Рейс» до сих пор стоит на вооружении армии Украины и применялся в так называемой АТО.

В 1980-е годы в мире стало развиваться третье поколение БПЛА — легких недорогих дистанционно управляемых аппаратов с разведывательными функциями. Нельзя сказать, что СССР остался в стороне от этого процесса. Работы по созданию первого отечественного мини-ДПЛА были начаты в 1982 году в НИИ «Кулон». К 1983 году был разработан и прошел летные испытания ДПЛА многоразового применения «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенный для ведения телевизионной разведки и постановки радиоэлектронных помех средствам связи, работающим в УКВ-диапазоне. Но потом началась перестройка, а за ней 90-е, которые для развития отечественной беспилотной авиации оказались потерянными. К началу нового тысячелетия старые советские наработки морально устарели. Пришлось срочно пускаться вдогонку.


В тренажерном классе военнослужащие, проходящие обучение в коломенском Центре, осваивают управление БПЛА пока что в виртуальном пространстве. Лишь пройдя подготовку на тренажере, оператор допускается к управлению реальным аппаратом. На такое обучение может уйти от 2,5 до 4 месяцев.


Для настоящих авиаторов

В старинном русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой знаменитой яблочной пастилы расположился Государственный центр беспилотной авиации МО. Это, как сейчас принято говорить, главный российский центр компетенции по обучению и переподготовке техников и операторов, управляющих БПЛА военного назначения. Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под разными названиями и с разными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но именно сейчас БПЛА попали в сферу особого внимания военного руководства страны. Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру военный городок (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) активно перестраивается и обустраивается. Часть зданий сносят (вместо них будут построены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены новый клуб и стадион. Через Центр проходит вся поступающая в войска беспилотная техника, специалисты Центра подробно ее изучают, а затем передают свои знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.

Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в наших Вооруженных силах) требуются усилия трех специалистов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, производит маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит непосредственно ведение разведки с помощью тех или иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка). В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата. Подготовка всех этих трех категорий военнослужащих и ведется в стенах Центра. И если место техника всегда рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Интересно, что оператор управления собственно аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, в то время как картинку с камеры в реальном времени получает оператор управления целевой нагрузкой.


BirdEye 400 («Застава») предназначен для разведки целей, корректировки огня, обнаружения мест падения других БПЛА. Радиус действия — 10 км. Продолжительность полета — 1 ч. Взлетный вес — 5,5 кг.


В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в наших ВС пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с реальной стихией, который имеют настоящие пилоты, весьма предметно представляющие себе поведение ЛА в неблагоприятных метеоусловиях. У нас пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с профессиональной авиационной подготовкой — бывшие пилоты и штурманы. Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, дальности и функциональной нагрузки летательного аппарата.

Запуск аппарата BirdEye 400 производится с помощью резиновых жгутов. «Птичка» с электромотором быстро взмывает в небо и действительно становится похожей на птицу. Еще немного — и аппарат исчезнет из виду



Пока малые формы

В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в США, приходилось наносить ракетные удары по людям на другом конце земного шара. Начальство, чьи приказы герой фильма был обязан выполнять, считало этих людей террористами. Человеческая драма разворачивается на фоне очень красиво и эффектно показанных сцен дистанционной войны с помощью ударных БПЛА. Нашим военнослужащим оказаться на месте героя «Хорошего убийства» в ближайшем будущем, к счастью или к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников в нашей стране сейчас активно разрабатываются, некоторые из них уже выходят на испытания, но до принятия их на вооружение пока далеко. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад по сравнению с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем только сейчас. Отсюда пока еще не очень широкая номенклатура БПЛА, применяющихся в нашей армии.

Когда стало ясно, что быстро подтянуть отечественные технологии к минимальным современным требованиям не получится, наша оборонная промышленность решила наладить сотрудничество с одним из мировых лидеров в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. Согласно договору, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries Ltd., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под названиями «Застава» и «Форпост» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в наших ВС «на снабжение», как боеприпасы, а не «на вооружение», как боевая техника), который взлетает и садится по-самолетному, то есть с разбегом и пробегом. Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это говорит о том, что пока в нашей армии эксплуатируются БПЛА в основном небольшого размера с малой полезной нагрузкой и сравнительно небольшим радиусом действия.

Показателен в этом смысле комплект БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут применяются четыре аппарата под общим названием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.


БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в большой авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех узлов и систем к работе. Оранжевый мешок на снимке — это оболочка специальной подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об землю.


«Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА небольшого радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разного рода полезную нагрузку: фото/видеокамеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи. Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге армейского грузовика «Урал». Тем не менее этот БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с металлических направляющих с помощью резинового жгута.

Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные системы», что, конечно, является шагом вперед по сравнению с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в этой области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы или оптические системы, приходится покупать за рубежом, и даже компактные бензиновые моторы нужных параметров наша промышленность пока не освоила. При этом в области программного обеспечения наши конструкторы демонстрируют мировой уровень. Осталось доработать «железо».

Растворившиеся в небе

Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В день посещения Центра здесь отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и вскоре аппарат исчезает в небе. Только тут понимаешь главное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не смотрит. Перед ним пульт управления, который условно можно назвать «ноутбуком», и вся информация о местоположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится лишь активно работать стилусом. Когда BirdEye спускается на небольшую высоту и становится видимым, его можно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в поисках добычи. Только скорость явно побольше птичьей. И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о землю с помощью надутой «подушки безопасности».


Большинство принятых на снабжение Российской армии БПЛА взлетают с помощью катапульт и садятся на парашюте. Исключение составляет БПЛА «Форпост» (производимый по лицензии израильский SEARCHER), который требует аэродрома для взлета и посадки.


Конечно, нашей армии нужны БПЛА большей дальности, с б? льшим радиусом действия, с большей полезной нагрузкой, с ударными функциями. Рано или поздно они встанут в строй и обязательно прибудут в Коломну. Здесь будут учить работать с ними. Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема военных беспилотников в России явно на подъеме.

topwar.ru

Перспективные российские беспилотники

19:42 &nbsp23 Сентября 2016

22 869

Пять лет назад Россия серьёзно отставала от других стран в разработке и внедрении беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). С тех пор ситуация значительно изменилась. Министерство обороны РФ серьёзно занялось этим спектром военной техники и уже активно закупает лёгкие беспилотники отечественной разработки.

Теперь очередь за более тяжёлыми беспилотными системами. Российские предприятия по заказу Министерства обороны дорабатывают и разрабатывают тактический БПЛА, два средневысотных БПЛА с дальним радиусом действия, высотный аппарат и разведывательно-ударный малозаметный БПЛА. Помимо этого, ведётся модернизация тактического беспилотника «Форпост».


«Форпост»

bastion-opk.ru

Этот беспилотный летательный аппарат был разработан израильским концерном Israel Aerospace Industries и собирается по лицензии на заводе УЗГА в Екатеринбурге. Эти беспилотники пришлись по душе российским военным, и они заказали ещё партию данных систем, а это 150 аппаратов. Сейчас ведётся глубокая модернизация и локализация комплекса. В частности, все бортовые системы будут отечественными.


«Корсар»

sdelanounas.ru

Это чисто российский проект в области тактических беспилотных систем. «Корсар» разрабатывается Рыбинским конструкторским бюро «Луч», входящим в концерн «Вега». В прошлом году уже стало известно, как он будет выглядеть, к концу текущего года будут изготовлены первый образцы, а со следующего года аппарат пойдёт в серию. «Корсар» предназначен для разведки и наблюдения в радиусе до 50 километров.


Средневысотные БПЛА большой продолжительности полёта

В России разрабатываются два комплекса этого класса, которые смогут конкурировать с американскими Predator и Reaper. Один из них разрабатывается группой «Кронштадт». Аппарат будет весить 1.2 тонны и сможет нести до 300 кг свободной нагрузки. Длительность полёта этой машины, пока не получившей названия составит 24 часа. Весной этого года прототип данного БПЛА начал лётные испытания в ЛИИ им. Жуковского.

wikipedia.org

Более тяжёлый БПЛА «Альтаир» весом пять тонн, с полностью композитным планером, двумя двигателями, V-образным хвостовым оперением и размахом крыльев в 30 метров разрабатывается в Казани в ОКБ им. Симонова. Дальность полёта этого аппарата при крейсерской скорости 250 км/ч составит 10 тысяч километров. Максимальная высота полёта — 15 км. В июле начались лётные испытания «Альтаира», а в 2018 году начнётся его серийный выпуск.


Разведывательно-ударный БПЛА

С 2012 года компания «Сухой» совместно с МиГ ведут разработки тяжёлого разведывательно-ударного беспилотника. Весит он будет около двадцати тонн. Первый его полёт ожидается не раньше 2018 года. По характеристикам этот аппарат будет близок к американскому Х-47 производства компании Northrop Grumman. Больше об этом проекте ничего не известно.


Высотные БПЛА

ЦАГИ и ЭМЗ им. Мясищева в настоящее время работают над созданием высотного беспилотного летательного аппарата, который должен стать демонстратором технологий. Детали проекта не разглашаются, но можно предположить, что он будет соперничать с американским Global Hawk. В настоящее время российские разработчики строят первый образец аппарата.

defence.ru

Высотный БПЛА «Сова», разрабатываемый компанией «Тайбер» при поддержке Фонда перспективных исследований, в июне успешно прошёл лётные испытания. Особенностью «Совы» является наличие солнечных батарей на крыльях, от которых питается двигатель, благодаря чему этот аппарат может выполнять длительные полёты. Например, испытательный полёт длился больше двух суток. У первого прототипа размах крыла составлял 9 метров при взлётной массе аппарата 12 кг. В настоящее время готовятся лётные испытания прототипа с размахом крыла 28 метров.


Как видно из этого обзора, Министерство обороны не фокусируется на каком-то одном классе БПЛА, а работает по всему фронту. Затрудняет работу то, что для нашей страны это дело новое, поэтому просто не хватает ещё специалистов в этой области и отработанных технологий. Несмотря на это, лёгкие и средние БПЛА скоро будут выпускаться серийно, а с тяжёлыми аппаратами придётся ещё немного подождать. Но и у американцев основную работу выполняют именно лёгкие и средние аппараты. В целом курс нашим Минобороны выбран правильно. И хотя мы тут не первые, но это и не беда, поскольку можно проанализировать все успехи и ошибки американцев и сосредоточиться только на том, что работает.

slovodel.com

Российские беспилотные системы | Армейский вестник

• Неоднократные инциденты с использованием беспилотных летательных аппаратов в небе Абхазии, а затем и в ходе войны в Южной Осетии вызвали ощутимый резонанс в СМИ. Неожиданно оказалось, что наши соседи, бывшие республики СССР, активно взялись за перевооружение собственных армий, уделяя при этом существенное внимание их оснащению беспилотными системами как эффективным средством разведки.
• Подобная ситуация дает повод к тому, чтобы в очередной раз обратить внимание на состояние дел в этом плане в Вооруженных Силах РФ, произвести некоторую «ревизию» того, что стоит на вооружении, что есть, но не закуплено, а также что существует пока еще только в проекте.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

• Разговор о беспилотных аппаратах в нашей стране часто начинают с рассказа о разработках КБ Туполева. Действительно, эта организация является одним из «пионеров» в области создания беспилотных систем в нашей стране – первые разработки относятся к 60-м годам прошлого века. Именно здесь были созданы такие комплексы, как «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д». Впрочем, сейчас ситуация с беспилотными проектами в КБ далеко не однозначна.

• Одна из последних беспилотных разработок КБ – Ту-300 «Коршун» – часть комплекса «Строй-Ф», разработка которого начиналась еще в 80-е годы прошлого века. Он планировался в двух вариантах – разведывательном и ударном. Однако, по имеющимся сведениям, работы по этому комплексу так и не были доведены до конца.

• Что же касается упомянутых комплексов «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д», то, несмотря на более чем почтенный возраст, они до сих пор остаются на вооружении Российской армии. Предложенная «туполевцами» программа по их реанимации вряд ли способна кардинально повысить их ценность. Думается, что разумнее направить средства на новые разработки, в которых могли бы найти свое применение также и некоторые технические решения, созданные ранее.

• Если говорить как раз о таких новых разработках, в которых аккумулируются и опыт, и самые передовые знания отечественных специалистов, то это проект боевого БПЛА «Скат» над которым работает Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Его демонстрация на авиасалоне МАКС-2007 произвела настоящую сенсацию. На фоне подавляющего преобладания беспилотных аппаратов малых размеров, корпорация «МиГ» решила не размениваться на подобные «мелочи» и занять пустующую нишу крупных ударных БПЛА.

• Разрабатываемый БПЛА «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО в условиях сильного противодействия сил противника, так и по подвижным наземным и морским целям. Предполагается, что БПЛА «Скат» будет способен участвовать как в автономных, так и в групповых, в том числе совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, боевых действиях.

• Размах крыла БПЛА «Скат» составляет 11,5 м, длина – 10,25 м, высота – 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата – 10000 кг. БПЛА оснащается двигателем РД-5000Б – бесфорсажным вариантом РД-93 с тягой 5040 кг. Максимальная скорость БПЛА у земли – 800 км/ч.

• При проектировании БПЛА использованы инженерные решения, направленные на максимальное снижение радиолокационной заметности. Для аппарата выбрана аэродинамическая схема «летающее крыло» – исключено вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение. Воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носовой частью аппарата. Двигатель оснащен плоским соплом, что облегчает применение радиопоглощающих конструкций, кроме того, оно само по себе является более слабым отражателем по сравнению с традиционным осесимметричным соплом. В конструкции аппарата широко использованы композиционные материалы.

Боевая нагрузка БПЛА, общая масса которой может достигать 2000 кг, размещается не на внешних подвесках, а во внутреннем отсеке. В качестве примера возможных средств поражения на МАКС-2007 перед аппаратом были выложены противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг.

• Первый заместитель генерального директора РСК «МиГ» Сергей Цивилев сообщил, что работа по созданию БПЛА состоит из нескольких этапов. В настоящее время построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», который предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также оптимизации характеристик аппарата.
• Далее предполагается создание летающей лаборатории-демонстратора. Любопытно, что в отличие от подобных проектов в США и Европе, где первоначально создавались более компактные версии аппаратов, в России принято решение сразу строить полноразмерный БПЛА. Причем, для окончательной доработки технологий создаваемого БПЛА, включая применение оружия, предполагается создать два аппарата – пилотируемый и беспилотный. На последнем этапе планируются постройка и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций.

• Еще одним из беспилотников, также способных нести на борту оружие, является БПЛА «Дань-БАРУК» казанского КБ «Сокол». Новый аппарат, который ОКБ считает одним из наиболее перспективных своих проектов, предназначен для выполнения барражирующих полетов большой продолжительности, ведения воздушной разведки. Кроме того, среди функций БПЛА и есть и ударные – поражение движущихся и неподвижных целей. Комплекс рассчитан на выполнение задач как в дневное, так и в ночное время, в широком диапазоне метеоусловий.

• По своей размерности этот БПЛА «Дань-БАРУК» близок к израильским Hermes-450, закупленных Грузией. Размах крыла аппарата составляет 5,63 м, длина фюзеляжа – 4,6 м. БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 15 часов на высотах до 6000 м. Диапазон скоростей аппарата – от 150 до 300 км/час.

• Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 500 кг, из которых 100 кг приходится на полезную нагрузку, в состав которой может входить как различное оборудование разведки и наблюдения, так и контейнеры с авиационными средствами поражения – самоприцеливающимися и кумулятивно-осколочными боевыми элементами.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

• Весьма существенную нишу, в которой могут с успехом применяться беспилотные авиационные системы, представляют задачи Сухопутных войск. Головным российским предприятием, ответственным за разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного назначения является Концерн радиостроения «Вега». Беспилотники, имеющиеся сегодня в линейке Концерна, в основном предназначены для Сухопутных войск.

• Так, модернизированный комплекс воздушной разведки полкового уровня «Строй-П», изначально бывший более мобильным и предназначавшийся для нужд ВДВ, теперь, став более универсальным, все же, думается, более подходит именно для «сухопутчиков». Впрочем, по-видимому, модернизация «Пчелы» – временная мера. Это уже достаточно старая система, которая более способна напугать противника своим внешним видом, чем реальными возможностями.

• В развитие комплекса «Строй-П» московский НИИ «Кулон» сейчас занимается созданием более крупного аппарата – БПЛА «Юлия». Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом малой стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 550 кг, включая полезную нагрузку до 100 кг. БПЛА будет способен выполнять полет в течение 12 часов и в реальном масштабе времени передавать информацию с датчиков полезной нагрузки на наземный пункт управления, расположенный на удалении до 250 км. Взлёт и посадка беспилотника осуществляются «по-самолетному».

• Датчики обзорной разведки, размещаемые на борту БПЛА «Юлия», представлены широкозахватной двухспектральной (ТВ/ИК) строчной аппаратурой «Радуга-Э» и/или радиолокационной станцией бокового обзора с синтезированной апертурой РСА – М402К3. Для детального наблюдения используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-630) в составе совмещенных ТВ-, ИК-камер и лазерного дальномера.
• Предполагается, что новый аппарат будет работать в тандеме с «Пчелой», что позволит расширить возможности комплекса с тактической до оперативно-тактической глубины.

• Комплекс «Типчак», созданный рыбинским КБ «Луч», также входящим в состав Концерна «Вега», изначально проектировался именно под задачи Сухопутных войск, точнее Ракетных войск и артиллерии. Уже завершены госиспытания комплекса, ведутся работы по организации его серийного производства. Первые комплексы уже начинают поступать в войска.

• Судя по опыту других стран, в военных конфликтах последних лет достаточно хорошо проявили себя также и беспилотники класса «мини». Одним из эффективных технических решений в этой области на российском рынке является беспилотная система дистанционного наблюдения «Элерон», созданная казанской компанией «Эникс». БПЛА имеет размах крыла 1,47 м и взлетную массу порядка 2,8 кг. На борту мини-самолета устанавливается аппаратура наблюдения, позволяющая применять систему как днём, так и ночью. Компактный переносной комплекс может использоваться для обеспечения оперативной разведки «за холмом». Время подготовки к полету – всего 5 минут.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

• В уже упоминавшемся «Эниксе» также активно развивается направление БПЛА для применения в интересах Военно-морского флота. Правда, об этом направлении работ пока известно немного. В частности, то, что специалисты компании отрабатывают посадку при помощи сети – традиционное решение для корабельных БПЛА небольшой размерности.
• По-видимому, для нужд ВМФ были бы весьма полезны также и аппараты вертикального взлёта – посадки. Такого рода проект существует в МВЗ им.Миля, который предлагает на базе Ми-34 создать беспилотный вертолет, подобный американскому БПЛА FireScout.

• По информации компании, этот БПЛА в перспективе может быть использован для обзора земной поверхности и передачи на землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или конкретных объектов на местности, химической и радиационной разведки, транспортировки грузов различного назначения массой до 300 кг.

• На борту вертолета предполагается установить разнообразное съемное или стационарное специальное оборудование в пределах располагаемой грузоподъемности. В состав базового комплекса войдет система управления вертолетом, автопилот, система траекторного управления, система посадки, станция управления, радиолиния связи «вертолет – наземная станция управления», специальное оборудование.

• Впрочем, проект этот достаточно сложен и дорог. О работах в этом направлении в МВЗ было заявлено еще несколько лет назад, однако до настоящего времени программа все еще остается в стадии предварительного проектирования. Так что, по-видимому, даже в случае начала финансирования он будет создаваться и отрабатываться еще достаточно долго.

• Гораздо ближе к реализации – проекты компании «Радар-ММС» из Санкт-Петербурга. Эта компания долгие годы занималась разработкой и созданием радиоэлектронных комплексов, размещаемых на воздушных и морских судах военного и гражданского назначения, а также обеспечивающих их эффективную и безопасную навигацию и эксплуатацию.

• В последние годы предприятие развертывает собственное производство, нацеленное на использование новых наукоемких технологий. В числе подобных новинок компания предлагает мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Проект реализуется с участием Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

• В настоящее время в линейке беспилотников, предлагаемых компанией «Радар-ММС», аппараты от 5 кг до 450 кг. Беспилотные вертолёты компании оснащаются ТВ-камерами, а также другим оборудованием по желанию заказчика. Средства управления беспилотными аппаратами унифицированы. Пункт дистанционного управления, состоящий из двух автоматизированных рабочих мест и приемо-передающей системы, обеспечивает управление вертолетом, прием, отображение и регистрацию информации, а также контроль функционирования элементов комплекса.

ФСБ И ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

• Федеральная служба безопасности России также использует беспилотники. Несколько лет назад в КБ «Искатель» Московского авиационного института для Центра спецтехники ФСБ был создан беспилотный комплекс с малоразмерным БПЛА вертолетного типа «Ворон».

БПЛА «Ворон» – это мини-вертолет, который может применяться с небольших площадок, что делает его незаменимым при проведении специальных операций в городских условиях. Взлетная масса БПЛА составляет 32 кг. При этом вертолет берет на борт до 16 кг полезной нагрузки. Продолжительность полета составляет два часа при скорости 100-120 км/час. Комплекс позволяет наблюдать за местностью, различая людей, номерные знаки машин и другие мелкие детали.

• Из особых качеств беспилотника «Ворон» разработчики отмечают возможность его применения в сложных метеоусловиях, а также малую акустическую заметность – на расстоянии 100 метров шум двигателя уже практически не слышен.
• Что касается Пограничной службы ФСБ России, то уже упоминавшийся комплекс «Элерон» получил известность после демонстрации его возможностей президенту и руководителям силовых структур РФ на погранзаставе в Дагестане летом 2005 г. Причем это не была показная акция. По словам представителей компании, комплекс реально используется. На настоящий момент БПЛА этого типа в общей сложности совершили сотни полетов.

• Вместе с тем, в силу малых размеров функциональные возможности данной системы ограничены. Пограничникам требуются также и более крупные аппараты, имеющие большие дальность, продолжительность полета, массу полезной нагрузки.

• В качестве подобной системы, возможно, будет использован новый беспилотный комплекс «Дозор-4», созданный петербургской компанией «Транзас». Комплекс предназначен для сбора и обработки информации о заданных объектах и районах в целях обеспечения государственных министерств и ведомств данными, необходимыми для успешного решения задач в ходе их служебной и хозяйственной деятельности.

• Максимальная взлетная масса аппарата – 60 кг. Взлет и посадка осуществляются по-самолетному. Максимальная продолжительность полета БПЛА составляет порядка 10 часов. Дальность полета может достигать 1200 км.

• Диапазон областей применения данного комплекса достаточно широк – это мониторинг чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, дистанционный контроль объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и природопользования, патрулирование сухопутных и морских границ, обеспечение геодезической и картографической деятельности, производственно-экологический мониторинг и охрана важных объектов.
• По словам главного конструктора беспилотных систем компании «Транзас» Геннадия Трубникова, в производство уже запущена партия БПЛА «Дозор-4», которая поступит в опытную эксплуатацию Пограничной службы ФСБ РФ.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

• Российское МВД также использует для своих нужд беспилотные летательные аппараты – около двух лет назад на вооружение Центра авиации МВД были приняты первые беспилотники ижевской фирмы «Беспилотные системы».

БПЛА ZALA 421-04 – аппарат схемы «летающее крыло» массой порядка 6 кг и размахом крыла 2,36 м. На борту БПЛА размещается оптико-электронная аппаратура массой до 1 кг. Радиус действия БПЛА до 15 км. Максимальная продолжительность полета – 1 час. БПЛА оснащен двигателем мощностью 1,5 кВт. Взлет и посадка БПЛА осуществляются в автоматическом режиме. Комплекс был развернут в Санкт-Петербурге для мониторинга безопасности во время проведения саммита G8.

• Второй комплекс с более компактным БПЛА – ZALA 421-08 поступил на службу милиции в прошлом году. Входящий в состав комплекса легкий 1,7-килограммовый беспилотный самолет, также созданный по схеме «летающее крыло», ставшей в своем роде фирменной для компании «Беспилотные системы», имеет размах крыла всего 0,8 м. На БПЛА устанавливаются 2 камеры: цветная – фронтального, и черно-белая – бокового обзора. Радиус действия комплекса – 10 км. Максимальная продолжительность полета – 90 минут. Запуск БПЛА производится броском руки, а посадка – при помощи парашюта на площадку размером 30х100 м.

• Известно, что этот комплекс применялся в ходе Московского авиационно-космического салона МАКС-2007. ГИБДД с его помощью получила возможность оперативного обнаружения «проблемных» мест на дорогах, и, соответственно, возможность перераспределения транспортных потоков во избежание заторов.
• По словам представителей Центра авиации МВД, есть планы по расширению парка используемых милицией беспилотных систем, в том числе и по приобретению комплекса с БПЛА вертикального взлета – посадки. Причем, по некоторым данным, МВД намеревается диверсифицировать поставщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• Обзорные статьи, подобные этой, в силу специфики, описывают достаточно большое количество различных проектов. Не хотелось бы, чтобы обилие рассмотренных систем дезориентировало лиц, принимающих решения. Количество здесь отнюдь не является показателем успешности развития этого направления в нашей стране.
• Увы, Россия, имевшая лидирующие позиции в данном направлении в прошлом, в настоящее время пропустила далеко вперед США, Израиль, ряд государств Европы.

• Внимание, обращенное в последнее время на проблемы разработки систем с беспилотными летательными аппаратами в нашей стране, со стороны Министерства обороны России, Военно-промышленной комиссии, других министерств и ведомств, безусловно, является положительным моментом.

• Однако само внимание есть условие необходимое, но не достаточное. Изменить ситуацию в лучшую сторону могут лишь масштабные закупки соответствующих систем при параллельной разработке перспективных образцов беспилотной техники, а также необходимых новых технологий.
_____________________________________________________________________________
Полезная информация:
• На современных производственных предприятиях используются различного вида поршневые и винтовые компрессоры. Различие между этими двумя типами оборудования по принципу работы состоит в том, что винтовой компрессор осуществляет нагнетание воздушно-масляной смеси с помощью винтового блока в пневмосистему, а поршневой компрессор осуществляет сжатие воздуха при движении поршней. На небольших производствах чаще используется винтовой компрессор. Это связано, прежде всего, с его экономичностью и компактными размерами, а также с возможностью работы в круглосуточном режиме.

• На сайте компании «ПНЕВМОТЕХНИКА» вы можете заказать винтовые компрессорные станции и установки от ведущих производителей ALUP, ABAC, SULLAIR, VORTEX и запасные части к ним по выгодным ценам. Квалифицированные специалисты компании помогут вам правильно выбрать винтовой компрессор под выполнение любых поставленных задач. Компания «ПНЕВМОТЕХНИКА» готова предложить вам сервисное обслуживание на высоком уровне и осуществить гарантийное и послегарантийное обслуживание купленного оборудования.

/Денис ФЕДУТИНОВ «Национальная оборона» /

army-news.ru

Секретный тяжелый беспилотник России попал на видео — Российская газета

Опытный образец российского тяжелого беспилотного летательного аппарата "Альтаир" попал в интернет. Его можно увидеть на кадрах видеоролика, посвященного посещению Казанского авиационного завода имени Горбунова секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым.

Машина с бортовым номером "02" стоит на выставочной площадке завода. Первым опытным образцом был прототип-демонстратор, начавший полноценные летные испытания в июле 2016 года.

Из открытых источников известно, что беспилотник весит примерно пять тонн, может находиться в воздухе без дозаправки до двух суток и обладает высотным "потолком" до 12 километров. "Альтаир" представляет собой высокоплан с V-образным хвостовым оперением. При общей длине 11,6 метров, он имеет размах крыльев 28,5 метров. Аппарат оснащен двумя дизельными двигателями компании Red Aircraft с тянущими винтами. Максимальная дальность беспилотника составляет десять тысяч километров.

О штатном вооружении БПЛА, который предполагается использовать как ударный или в стратегической разведке.

Напомним, что сейчас российская армия не располагает ударными беспилотниками.

"Операция продемонстрировала критический недостаток - отсутствие у России ударных беспилотников. Помимо БЛА коалиции США, в Сирии уже используются израильские, иранские и турецкие ударные беспилотники среднего класса, а также импровизированные сверхлегкие беспилотные бомбардировщики из коммерческих компонентов, разработанные террористами", - говорится в публикации журнала Moscow Defence Brief.

Зато как отметили эксперты, во время военного конфликта на Ближнем Востоке разведывательные российские беспилотники, прежде всего "Орлан-10", успешно справились с поставленными задачами. Однако вооружить управляемыми контейнерами со взрывчаткой "Орланы" не получится, так как они могут нести ограниченную полезную нагрузку - до пяти килограммов.

rg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о