Алексей Петрович Маресьев | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Майор А. П. Маресьев, 1945 год. | |||||||||
Дата рождения | 7 (20) мая 1916(1916-05-20) | ||||||||
Место рождения | Камышин, Саратовская губерния, Российская империя | ||||||||
Дата смерти | 18 мая 2001(2001-05-18) (84 года) | ||||||||
Место смерти | Москва, Россия | ||||||||
Принадлежность | СССР СССР Россия Россия | ||||||||
Род войск | Военно-воздушные силы ВС СССР | ||||||||
Годы службы | 1937—1946 | ||||||||
Звание | (1978) | ||||||||
Часть | 63-й гвардейский истребительный авиационный полк | ||||||||
Сражения/войны | Великая Отечественная война
| ||||||||
Награды и премии |
ru-wiki.ru
Маресьев Алексей Петрович — биография
Летчик, гвардии старший лейтенант, в годы Великой Отечественной войны потерявший ступни обеих ног из-за гангрены, но продолжавший защищать небо Родины. Герой Советского Союза, совершивший 86 боевых вылетов и сбивший одиннадцать самолетов противника.
Детство и юность20 мая 1916 года в многодетной семье Маресьевых родился третий ребенок – мальчик, названный Алексеем. Из всех детей он был самым слабым, часто болел малярией, отчего его кожа имела желтоватый оттенок. Это делало его очень похожим на китайца, а не на русского ребенка, и, как позднее вспоминал сам А. Маресьев, это было очень необычно, ведь семья жила не на Дальнем Востоке, где желтый оттенок кожи был не в диковинку, а в русской глубинке – городе Камышине Саратовской губернии (теперешней Волгоградской области).
Шла Первая мировая война, и отец семейства Петр Маресьев вскоре после рождения младшего сына ушел на фронт. Вернулся он оттуда через полтора года с многочисленными ранениями, сильно сказавшимися на его здоровье. Недолго радовался солдат подрастающим сыновьям – в 1919 году он умер, оставив жену Екатерину с мальчиками – Петром, Николаем и младшим – Алексеем, которому только исполнилось три года, почти без средств к существованию.
Для семьи солдата настали трудные времена. В недалеком прошлом распалась Российская империя, по стране прокатился угар первых лет рабоче-крестьянской власти. Волна перемен докатилась и до Камышина, где мать мальчиков – Екатерина Никитична работала уборщицей на Камышинском деревообрабатывающем заводе. Ее более чем скромная зарплата не давала возможности семье Маресьевых жить на широкую ногу. Экономили практически на всем. Но именно благодаря матери Алексей научился с детства трудиться и преодолевать трудности, воспитывая в себе силу воли и твердый характер. Через много лет для А. П. Маресьева главным положительным качеством человека станет добросовестное отношение к своей работе.
Отца Алеша помнил смутно, но по рассказам матери и старших братьев образ трудолюбивого и настойчивого в достижении целей человека, каким был Маресьев-старший, прочно укрепился в сознании мальчика. Упорство Алексей унаследовал от отца. Поэтому, когда после частых приступов малярии здоровье Алексея, от рождения слабое, еще больше ухудшилось – стали частыми суставные и головные боли, иногда такой силы, что мальчик не мог даже встать с кровати, он, свыкнувшись с болью и стойко преодолевая ее, старался держаться и по мере своих сил помогать матери и братьям. Окончив восьмилетку, парень поступил в ФЗУ при лесозаводе, выучился, и со специальностью слесаря начал работать на этом же предприятии.
С самого детства единственным большим увлечением Алексея было небо. В мечтах он часто рисовал себе, как взмывает ввысь в блестящем на солнце самолете. Поэтому после получения специальности он решил подать документы в Московский авиационный институт. К сожалению, из-за проблем со здоровьем мечту о небе пришлось отложить на неопределенное время.
Юность Алексея пришлась на трудное, но интересное время – молодое советское государство начало создание крупной, технически развитой промышленности. Возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу реки Амур судостроительного завода и города. Уже в 1932 году ударными темпами закипела работа, а в 1934 году по комсомольской путевке в составе группы энтузиастов в таежный край приехал Алексей Маресьев. Новый город Комсомольск-на-Амуре рос очень быстро – молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после – жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. В «городе юности», как называли его сами комсомольцы-строители, они создали аэроклуб, в который одним из первых записался Алексей и начал постигать азы авиатехники. Работу мотористом-дизелистом на водном транспорте, куда его перевели со стройки, парень совмещал с учебой в аэроклубе.
В 1937 году Алексея призвали в ряды Красной Армии. Он сам попросился в авиацию, ведь влажный дальневосточный климат и активная работа на свежем таежном воздухе помогли забыть обо всех проблемах со здоровьем – Алексей Маресьев был здоров.
Начинал службу будущий летчик-ас техником в 12-ом авиационном пограничном отряде на Сахалине, благо занятия в аэроклубе в Комсомольске-на-Амуре не прошли даром – парень хорошо знал материальную часть самолета и мог на слух определить малейший сбой в работе механизмов боевой машины. В 1939 году Алексея направили в авиационную школу в г. Батайске Ростовской области, которую он, будучи в числе самых способных учеников, блестяще закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. По предложению руководства Батайской авиационной школы А. П. Маресьев остался работать летчиком-инструктором.
Военные годы
Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Страну Советов застало А. Маресьева в Батайске. Парень сразу написал рапорт о направлении его на фронт, но руководство летной школы не сразу отпустило грамотного инструктора – стране нужны были хорошо обученные летчики. Только в конце лета первого военного года А. Маресьев попал на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога и получил боевое крещение. Счет сбитым немецким самолетам Алексей Маресьев открыл в начале 1942 года. Первым оказался военно-транспортный «Юнкерс-52». Вскоре список сбитых самолетов противника пополнился еще тремя машинами. В марте 1942 года боевого летчика перевели на Северо-Западный фронт в 580-й истребительный авиаполк.
С января 1942 года Красная Армия вела ожесточенные бои в районе поселка Демянск (теперешняя Новгородская область), постепенно сжимая кольцо вокруг частей и соединений группы армий «Север». В феврале шесть дивизий вермахта численностью более чем 100 000 солдат оказались в «котле». Снабжение окруженных войск противника велось по воздуху. На два немецких аэродрома, расположенных в Демянске и небольшом селе Пески, ежедневно самолетами доставлялось продовольствие, боеприпасы и живая сила. С целью ликвидации воздушного коридора в небо поднимались советские истребители.
4 апреля 1942 года во время очередного вылета на боевое задание над Демянским плацдармом самолет Алексея Маресьева был подбит. Опытный летчик попытался дотянуть машину до замерзшего лесного озерца, но ее мощности оказалось недостаточно и самолет упал на деревья. Тяжелораненый, с простреленными ногами, Алексей Петрович начал свой долгий путь к линии фронта по оккупированной немцами территории.
18 дней и ночей отважный летчик боролся за жизнь, один, в лесу, практически без надежды на спасение. Но непреодолимое желание жить оказалось сильнее мучительной боли, голода, холода и усталости. Сильная воля не позволила ему расслабиться и запаниковать. А упорство, унаследованное от отца, умение переносить любую боль, опыт выживания в тайге (пригодились способности, приобретенные при строительстве Комсомольска-на Амуре) оказались теми составляющими, благодаря которым Алексей Маресьев выжил. Ползком, питаясь замерзшими лесными ягодами, шишками и корой деревьев, пробирался он в расположение советских частей. Перебитые ноги непрерывно болели, расцарапанные руки отказывались слушаться, от голода и начинающейся лихорадки отключалось сознание, но летчик, сцепив зубы, полз и полз.
На 19-е сутки противостояния со смертью Алексей добрался до деревни Плав Кисловского сельского совета Валдайского района, где его вначале заметили местные жители – отец с сыном. Но когда летчик от ранения и усталости не смог объяснить, что он русский, они побоялись оказать ему помощь и вернулись домой. Слухи о странном человеке в лесу быстро распространились среди мальчишек. Два друга – Сережа Малин и Саша Вихров решили сами посмотреть на него и отправились на поиски. Именно этим мальчишкам Алексей Маресьев обязан жизнью.
Это случилось 22 апреля 1942 года. Отец Саши Вихрова на подводе привез летчика в свой дом и деревенские жители стали ухаживать за раненым. Дочь хозяина дома – Ольга Вихрова накануне войны окончила школу медсестер и немного разбиралась в медицине. Поэтому она отпаивала раненого молоком и, зная, что после продолжительного воздержания от пищи нельзя обильно кормить больного, следила за его рационом, втирала в ноги летчика жир. Ни врача, ни медикаментов в деревне не было, а простреленные и обмороженные ноги поразила гангрена. Через два дня за А. Маресьевым прибыл самолет У-2, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Дехтяренко, который и вывез Алексея Петровича с оккупированной немцами территории.
Летчика отправили в московский госпиталь. Его общее состояние было критическим – заражение крови и гангрена прогрессировали. Опытный хирург Николай Наумович Теребинский, обследовав больного и не обращая внимания на плохие прогнозы, решил прооперировать его, ампутировав ноги в области голеней. Придя в сознание после операции, Алексей Маресьев услышал приговор врачей – «Жить будешь, летать — нет!». Это так потрясло и расстроило боевого летчика, что он решил для себя – «Вернусь в строй». Тем более, что один такой прецедент в России уже был – боевой летчик А. Н. Прокофьев-Северский, потеряв в Первую мировую войну правую ногу, смог вернуться в строй, принимал участие в воздушных схватках и одержал 13 побед.
Больше года Алексей Маресьев проходил сначала лечение, затем реабилитацию в санаториях, участь заново ходить… на протезах. Зажившие культи ног саднили и кровоточили, каждый шаг доставлял невыносимую боль, но А. Маресьев упорно продолжал тренироваться, готовясь управлять самолетом с протезами вместо ног. Железная сила воли, помноженная на желание снова подняться в небо и защищать Родину, сделали чудеса. Члены медицинской комиссии, собравшиеся оформлять летчику инвалидность и списывать его из рядов действующей армии, были шокированы, увидев, с какой непринужденностью и легкостью он ходит. Алексею Маресьеву удалось полностью убедить медиков в своей физической пригодности и в начале 1943 года его направили в засекреченную летную военную школу в Чувашии, где проходили дополнительное обучение вышедшие из госпиталей летчики.
Уже в феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет и вскоре его рапорт о направлении на фронт был подписан командованием. В июне 1943 года А. Маресьев вернулся в строй и в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка принимал участие в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны – битве на Курской дуге. Вначале командир летного полка опасался пускать в небо недавно прибывшего после серьезного ранения летчика, да и боевые способности инвалида на протезах в небе накануне величайшего сражения были под знаком вопроса. Алексей Петрович тяжело переживал по этому поводу. Шанс проявить себя как профессионала в военной авиации дал Алексею Маресьеву командир эскадрильи А. М. Числов.
В середине лета 1943 года старший лейтенант А. Маресьев совершил уже несколько успешных боевых вылетов. За один только день – 20 июля 1943 года А. Маресьев дважды поднимал свой истребитель в небо и оба вылета оказались успешными – он спас жизнь двум своим однополчанам, сбив преследовавшие их FW-190. В тот день в авиаполк прибыл корреспондент «Красной звезды» Борис Полевой. Был самый разгар боя, уделить внимание репортеру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку. Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный хроникер был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после целую ночь лихорадочно записывал рассказ А. Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так А. П. Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».
24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных схватках, спасение жизней двух летчиков и личное летное мастерство Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За всю войну отважный летчик сбил 11 вражеских самолетов – 4 до ранения и 7 после ампутации ступней ног.
В 1944 году А. П. Маресьева перевели из боевого полка в управление высших учебных заведений ВВС, где он работал летчиком-инструктором.
Послевоенные годы
В 1946 году здоровье А. Маресьева не позволило ему продолжать службу в ВВС, он был уволен в запас и последующие четыре года учил курсантов специализированной авиационной школы в Москве. Попрощался с небом Алексей Петрович в начале 1950-х годов, совершив свой последний вылет на учебном У-2.
Со всей неукротимой энергией Алексей Петрович взялся за учебу. В 1952 году он стал выпускником Высшей партийной школы при Центральном Комитете КПСС. В 1956 году, успешно окончив аспирантуру Академии общественных наук и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. А. П. Маресьев много времени уделял общественной жизни. В 1956 году его назначили ответственным секретарем Комитета ветеранов войны, а с апреля 1983 года и до последних дней жизни Алексей Петрович работал заместителем председателя этого комитета. О событиях военных лет А. Маресьев написал книгу «На Курской дуге», которая была издана в 1960 году. В 1978 году ему присвоено звание полковника. В 1989 году он стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Последние годы своей жизни легендарный летчик руководил Общероссийским фондом инвалидов ВОВ. Он был частым гостем в школах и техникумах и его встречи с детьми и молодежью всегда проходили в теплой, душевной обстановке.
Заслуги А. П. Маресьева перед Родиной были отмечены многочисленными орденами и медалями. Он – почетный гражданин нескольких городов России – Камышина, Комсомольска-на-Амуре, Орла и болгарского города Стара-Загора. Его имя носят молодежные патриотические клубы, общественный фонд, московские школы № 760 и № 89, улицы и площади многих российских городов.
18 мая 2001 года, накануне 85-летия со дня рождения легендарного летчика Театр российской армии готовился к торжествам. Специально для этого из музея авиации в Монино привезли и установили на сцене настоящий самолет американского производства «Кобра», летать на котором мечтал в конце войны Алексей Петрович. И специально для встречи с ним в Москву приехала та самая девушка Оля Вихрова, которая много лет назад отпаивала молоком раненого летчика в далекой валдайской деревне Плав. Но Ольге Михайловне, как и всем собравшимся в зале, не удалось повидаться с ним. Так случилось, что именно в тот день сердце героя не выдержало – незадолго до начала торжеств он скончался от инфаркта в московской больнице. А юбилейный вечер, начавшийся с минуты молчания, все-таки состоялся.
Похоронен А. П. Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года на его могиле был установлен памятник. А 20 мая 2006 года в 90-й день рождения легендарного аса военных лет на его родине – в городе Камышине в торжественной обстановке был открыт бронзовый памятник. Автором памятника стал заслуженный художник России, скульптор С. Щербаков.
Подвиг мужества, героизма, необыкновенная сила воли и упорство, проявленные в годы войны простым парнем из обыкновенной рабочей семьи служат неоспоримым доказательством возможности преодоления самых тяжелых трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.
www.bankgorodov.ru
Биография Алексея Маресьева — РИА Новости, 29.05.2016
Окончив семь классов, Алексей Маресьев пошел работать на лесозавод масленщиком и стал учиться в школе фабрично-заводского ученичества. После окончания ФЗУ работал токарем на лесозаводе. В 1929 году вступил в комсомол и был избран секретарем цеховой ячейки комсомола.
Мечтая стать летчиком, Маресьев пробовал поступить в летное училище, но по состоянию здоровья его не приняли. Он страдал ревматизмом – осложнение, полученное в результате перенесенной в детстве тяжелой формы малярии.
В 1932 году Алексей Маресьев был зачислен на Камышинский рабочий факультет им. М. Горького Саратовского сельскохозяйственного института.
В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправился в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работал сначала лесорубом, а в 1935-1937 годах — механиком-дизелистом на катере, одновременно занимался в местном аэроклубе, обучаясь летному делу.
В 1937 году Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Затем был направлен в Читинскую авиационную школу пилотов. В 1939 году курсантов Читинской авиационной школы перевели в Батайскую военную авиационную школу.
После окончания в 1940 году авиашколы, Маресьев служил в ней летчиком-инструктором.
В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, а в начале 1942 года сбил первый вражеский самолет. К концу марта 1942 года Маресьев довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех.
5 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолет Алексея Маресьева был подбит и упал на лес в тылу врага.
Во время падения самолета летчика выбросило из кабины, и он, падая на деревья, а затем при ударе о землю, повредил ступни ног. 18 суток Маресьев ползком, с обмороженными ногами, пробирался к линии фронта, питаясь корой, ягодами, шишками. Едва живого, его обнаружили в лесу жители из деревеньки Плав Валдайского района Новгородской области. Через несколько дней Маресьева переправили в госпиталь, где ему ампутировали голени обеих ног. Однако летчик не сдался. Он долго и упорно тренировался, чтобы не только научиться ходить на протезах, но и иметь возможность вернуться в авиацию.
В начале 1943 года Маресьева отправили на медкомиссию, которая разрешила ему вернуться в строй. Он получил направление в Ибресинскую летную школу в Чувашии. В феврале 1943 года Маресьев успешно провел первый пробный вылет после своего ранения.
Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, из них семь — с ампутированными ногами.
В июне 1944 года гвардии майор Маресьев был назначен инспектором-летчиком Управления высших учебных заведений ВВС. В июле 1946 года он был уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС.
В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году — аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.
В 1956 году он стал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году — первым заместителем председателя Советского комитета ветеранов войны (с 1992 года Российского комитета ветеранов войны и военной службы). В этой должности Маресьев проработал до последнего дня своей жизни.
В 1998 году он создал и возглавил региональный общественный фонд «Инвалиды Великой Отечественной войны».
Маресьев — автор мемуаров «На Курской дуге» (1960).
Герой Советского Союза (1943), полковник в отставке (1978) Алексей Маресьев был награжден двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Почета, «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Маресьев был женат, воспитал двоих сыновей.
Легендарный летчик скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Cудьбе Алексея Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1946), по которой в 1948 году был снят одноименный художественный фильм. По ней же Сергеем Прокофьевым была написана опера.
В честь Алексея Маресьева названа малая планета Солнечной системы, его имя присвоено школам в Москве, Орле, лицею в Камышине. Во многих городах именем Маресьева названы улицы. В Камышине в 2006 году был открыт памятник летчику, а в 2010 году в этом же городе на Аллее героев был установлен его бюст. В Москве открыта мемориальная доска на доме, где проживал Алексей Маресьев, в Комсомольске-на-Амуре установлен бюст героя.
В 2004 году распоряжением правительства Москвы была утверждена премия имени А. Маресьева «За волю к жизни». Ее удостаиваются люди, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие мужество и героизм.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Место рождения | Камышин, Саратовская губерния, Российская империя | ||
---|---|---|---|
Дата смерти | 18 мая 2001(2001-05-18) (84 года) | ||
Место смерти | Москва, Россия | ||
Принадлежность | Российская Империя | ||
Род войск | Военно-воздушные силы | ||
Звание | (1978) | ||
Часть | 63-й гвардейский истребительный авиационный полк | ||
Сражения/войны | Великая Отечественная война
| ||
Награды и премии | |||
В отставке |
| ||
Алексей Петрович Маресьев на Викискладе |
Надгробный памятник на Новодевичьем кладбище Москвы | Обелиск на улице Маресьева в городе Ибреси | Почтовый конверт «Герой Советского Союза, летчик А.П. Маресьев» | Мемориальная доска на доме 19 по Тверской улице Москвы |
Фильмы
- Повесть о настоящем человеке. — Режиссёр А. Столпер — драма — Мосфильм, 1948 год — 96 мин. — IMDb ID 0040707
- Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека. — Режиссёр: А.Славин. — Документальный — Телеканал «Россия», 2005 год —- 53 мин.
Музыка
- ВИА «Красные Звёзды» записал песню «Васильки», посвящённую Алексею Маресьеву.
- ВИА «Коммунизм» записал трек «Повесть о настоящем человеке», в котором звучит отрывок из одноимённой повести.
См. также
- Ибресинская лётная школа
- Сорокин, Захар Артёмович (летал и воевал без обеих ступней)
- Белоусов, Леонид Георгиевич (летал и воевал без обеих ног)
- Елькин, Леонид Ильич (летал и воевал, будучи слепым на левый глаз)
- Бадер, Дуглас Роберт (летал и воевал без обеих ног)
- Рудель, Ганс-Ульрих (летал и воевал без ноги)
- Лебедь, Анатолий Вячеславович (десантник, продолжал воевать без ступни ноги)
- Прокофьев-Северский, Александр Николаевич (лётчик-ас Первой мировой войны, летал без одной ступни)
Примечания
- ↑ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=9430
- ↑ 1 2 Оберемко В. Сел и полетел! // Аргументы и факты. — 2011. — № 20 за 18 мая. — С. 46.
- ↑ Электронная версия книги «100 опер» — Л.:»Музыка», 1970 г.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 731 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Маресьева А. П.»
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 4 мая 2000 года № 783 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
- ↑ Фронтовой Приказ
- ↑ Указ Президента СССР от 26 июля 1991 года N УП-2251 «О награждении тов. Маресьева А.П. орденом Почета»
- ↑ Распоряжение Президента Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 245-рп «О поощрении Маресьева А. П.»
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 мая 1996 года N 757-р «О награждении Почётной грамотой Правительства Российской Федерации и памятным подарком Маресьева А. П.»
- ↑ Фотография Обелиска на улице Маресьева в Ибреси
- ↑ Тверская ул., 19
- ↑ Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru
Литература
- Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин, 1996. — 60 с. — 1000 экз.
- А. П. Маресьев. . «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
- Бондаренко А.С., Бородин А.М. (руководитель группы), Логинов И.М., Меринова Л.Н., Науменко Т.Н., Новиков Л.Н., Смирнов П.Н. Строки из биографии // Герои-Волгоградцы / Литературная обработка В.И. Ефимова, В.И. Псурцева, В.Р. Слобожанина, В.С. Смагоринского; вступление А.С. Чуянов. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1967. — С. 221—229. — 471 с. — 25 000 экз.
Ссылки
Маресьев, Алексей Петрович. Cайт «Герои Страны».
- Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
- Алексей Маресьев: «Я человек, а не легенда!»
- Фотографии церемонии открытия памятника в Камышине
- Скан книги «Наш Маресьев» / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с (рус.) (djvu). Камышинский краеведческий музей. Проверено 11 мая 2009. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
- Коровин, Виталий Памятник «Настоящему человеку». www.volgograd.ru (22 мая 2006). Проверено 9 сентября 2008. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
- Коровин, Виталий Виктор Маресьев: Отец был человеком прямым. www.volgograd.ru (22 мая 2006). — Интервью с сыном Маресьева в день открытия памятника в Камышине. Проверено 9 сентября 2008. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
- Воспоминания авиатехника П. Я. Пивкина, служившего вместе с А. П. Маресьевым. otvaga2004.narod.ru (21 февраля 2008). — статья из газеты, 2002 год. Проверено 21 июня 2010. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
маресьев алексей петрович ермолов, маресьев алексей петрович маресьев, маресьев алексей петрович романов, маресьев алексей петрович ситников
Маресьев, Алексей Петрович Информацию О
Маресьев, Алексей Петрович Комментарии
Маресьев, Алексей Петрович
Маресьев, Алексей Петрович
Маресьев, Алексей Петрович Вы просматриваете субъект
Маресьев, Алексей Петрович что, Маресьев, Алексей Петрович кто, Маресьев, Алексей Петрович описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Маресьев Алексей Петрович — это… Что такое Маресьев Алексей Петрович?
Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик, Герой Советского Союза. Прототип Мересьева — героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Биография
Ранняя биография
Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.
После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.
В 1937 году (в возрасте 21 года) призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.
Военные годы
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.
В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей) Михайлович Малин и Саша (Александр) Петрович Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.
Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял ступню, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.
Алексей Маресьев в конце войны
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочуствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.
В 1944 году, Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.
После войны
Алексей Петрович Маресьев в послевоенные годы
С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.
В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.
Смерть Алексея Петровича Маресьева
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но, буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Однако вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Соболезнования семье по поводу кончины героя выразил Президент России Владимир Путин.
Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Память о герое
Памятник в Камышине
- В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
- Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева. [2], в 2005 году там была открыта мемориальная доска [3]. Также имя героя носят улицы в городах Актобе, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
- 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
- Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
- На медали «За верность авиации», учереждённой в 2006 году, изображён А. П. Маресьев. [4]
- Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске [5]
Библиография
- Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. — г. Камышин: 1996. — 60 с. — 1000 экз.
- А. П. Маресьев «На Курской дуге» (рус.). militera.lib.ru. Проверено 11 августа 2008.
Фильмы об А. П. Маресьеве
Примечания
- ↑ Электронная версия книги «100 опер» — Л.:»Музыка», 1970 г.
- ↑ Фотография Обелиска на улице Маресьева в г. Ибреси
- ↑ Сообщение ИТАР-ТАСС:В память о подвиге Алексея Маресьева в чувашском посёлке Ибреси открыта мемориальная доска
- ↑ Описание памятной общественной медали «За верность авиации»
- ↑ Фотографии мемориала в Батайске на сайте airforce.ru
См. также
Ссылки
Маресьев, Алексей Петрович на сайте «Герои страны»
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Биография Маресьева Алексея Петровича
Добавил: Tiero
Почти сто лет назад, 20 мая 1916 года, родился Алексей Маресьев — летчик, герой Советского Союза, легенда Великой Отечественной Войны. Его родина — город Камышин. Он с детства был вынужден приучаться к самостоятельности. Рос в многодетной, полусиротой семье, отец рано умер.
Биография Алексея Маресьева полна чередой преодолений и мужества. Алексей Маресьев в детстве и юности сильно болел, иногда с трудом передвигался и уже тогда начал мечтать о полетах. Излечиться от странной хворобы помог случай. Собиралась комсомольская бригада строить Комсомольск-на-Амуре. Когда Маресьев попал в этот чудодейственный край, полностью исцелился. Тогда он стал продвигаться к своей мечте стать летчиком. Первые уроки Маресьев получил на Амуре, и при зачислении в авиационный погранотряд на Сахалине. Но серьезных полетов не было.
Первый летный опыт Маресьев смог получить только в 1940 году в военной школе Батайска. Настоящий бой он отважно провел в 1942. Его напористое стремление стать мастерским летчиком дало результат. Алексей Маресьев был старательным учеником. Всего за месяц в первый же год боевых вылетов на счету талантливого летчика Маресьева было 4 неприятельских машины. Роковые перемены в биографии Алексея Маресьева случились 4 апреля 1942 года. Самолет-истребитель Маресьева подбили в воздушном бою. Он упал в местности Старая Русса. Отважный летчик находился в лесу 18 суток. Он отчаянно полз к своим. Каким образом выжил израненный летчик — загадка.Старший лейтенант Маресьев мужественно перенес ампутацию обмороженных голеней обеих ног, научился жить на протезах и вернулся в небо.
Поначалу, молодой летчик Маресьев был страшно подавлен, но могучая воля оказалась сильнее увечий. Маресьевым двигали совсем не амбиции. Всю жизнь этот удивительный человек стеснялся своей ненужной ему самому известности. В своих интервью он проявлял необычайную скромность. В разгар войны Маресьев не желал и не мог остаться в тылу. Он чувствовал себя более чем способным защищать свое Отечество. Летчик Маресьев более всего любил небо, приговор о профнепригодности не принял. Несгибаемая сила духа и упорство помогали старшему лейтенанту Маресьеву. 1943 год — он вновь отправился на фронт. Маресьев без ног был более чем годен к полетам. Это — большая победа — самый великий подвиг Маресьева. Героический летчик провел 86 летных боев и сбил 11 самолетов противника.
Родина удостоила Алексея Маресьева звания Героя Советского Союза в августе 1943 года. Это за отчаянное мужество и воинскую доблесть, которую он проявил в борьбе с ненавистными врагами. Слава героя-инвалида прокатилась по всем военным частям, о нем восторженно говорили в тылу. В 15-ю Воздушную армию заспешили корреспонденты. Много было написано о подвигах летчика Маресьева. Писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», не дал своему герою его Маресьева, из боязни, что летчик-герой в будущем совершит нечто не в соответствии с идеологией, и повесть не издадут. Так появился литературный Мересьев. Но, в книге — все то, что на самом деле произошло в биографии Алексея Маресьева.
Не было только девушки, она появилась позже. Реальная жена летчика Маресьева служила в воздушных вооруженных силах. Первым делом самолеты, ну а девушки потом — как поется в знаменитой песне времен войны. На самом деле Алексей Маресьев даже не читал книги о своих подвигах: «Не довелось». Но автографы на долгую память на книге подписывал. В СССР имя Маресьева знал практически каждый. Позже «Повесть о настоящем человеке» была переведена на многие языки мира. Художественный фильм, с Кадочниковым в главной роли, смотрели все в СССР, а в Большом театре была поставлена одноименная опера. Маресьев дослужился до чина Гвардии майор и ушел из армии в 1946 году. Приходилось несладко, сказались тяжелые увечья. Но без дела он не остался — обучал летному мастерству молодых летчиков. Последний раз Маресьев поднялся в небо в 50-х годах. Так закончилась героическая небесная сага героя. В 1952 году Маресьев учится в высшей школе ЦК КПСС, а 1956 году заканчивает аспирантуру Академии общественных наук.
Самообразование и стремление к знаниям могут служить любому примером. Маресьев стал кандидатом исторических наук. Алексей Маресьев много времени уделял благополучию ветеранов. Он стал активистом комитета ветеранов войны. Маресьев опубликовал свои воспоминания о ВОВ. Самая известная его работа — «На Курской дуге», куда вошли воспоминания многих ветеранов, с кем он дружил, о ком заботился. До самой смерти Маресьев поражал своей необыкновенной жаждой жизни, доброжелательностью к людям и любовью к Родине. Жил он скромно, как и многие ветераны ВОВ, привыкшие к невзгодам.
Маресьев не любил жаловаться и просить. На фронте вообще забыл о своих ранах. Одна мечта не сбылась. Не довелось управлять «Аэрокоброй». Конструкция этой машины слишком сложна для инвалида обеих ног. Но Маресьев воплотил свою главную мечту. Он вместе с остальными приблизил Победу. Когда говорили о его подвиге, смущался. Алексей Маресьев не умел жить без отдачи. Когда Великая Отечественная война закончилась, стране по-прежнему требовались герои. Победа далась высокой ценой: миллионы раненых, инвалидов, потерявших близких людей. Всем нужна была иллюстрация настоящего героизма, которой и стал летчик-истребитель Алексей Маресьев.
С началом «перестройки» приступили к тотальному развенчанию героев. Этот цинизм коснулся и Маресьева. Но военные подвиги Маресьева, вся биография были подлинными. Он неоднократно бывал в нашей школе, на самом главном празднике нашей страны Дне Победы. Запомнилось мужественное, доброе улыбающееся лицо, статная осанка летчика-героя Маресьева. Мне посчастливилось слушать его рассказы о временах войны. Он много говорил о простых бойцах, об их мужестве, и казалось — собственная известность его несколько тяготила. Он верил, что мы вырастим преданными своей стране, говорил об этом без пафоса, но проникновенно.
Такие люди как Маресьев — величайшие герои, наши спасители, те, кто подарил нам жизнь. Скончался Алексей Петрович Маресьев в 2001 году, в день своего рождения, когда для него готовили торжественный праздник. Великий герой ВОВ Алексей Маресьев ушел с почестями.
Виктория Мальцева
Кликните на фото для просмотра Фото к статье: 8
22-91.ru
Маресьев Алексей Петрович, подробная биография
(1916-2001) советский летчик
Большая часть жизни Алексея Петровича Маресьева была связана с авиацией. Он родился в приволжском городе Камышине в рабочей семье и после окончания семилетки стал работать токарем на одном из местных заводов. Но вскоре вместе с другими комсомольцами отправился на Дальний Восток на строительство города Комсомольска-на-Амуре. Там Алексей Маресьев и стал заниматься в аэроклубе. В 1937 году по комсомольскому призыву он вступает в Красную Армию и получает направление в Батайскую военно-авиационную школу.
В 1940 году Алексей заканчивает обучение и начинает служить в истребительном полку, где проходит путь от летчика до штурмана полка.
С самого начала Великой Отечественной войны, Алексей Маресьев находится на фронте. Он постоянно совершает боевые вылеты и к концу 1941 года уже имеет на своем личном счету четыре сбитых немецких самолета.
В марте 1942 года во время тяжелых боев в районе Демянского плацдарма, расположенного в Новгородской области, самолет Маресьева был подбит, а летчик получил ранение. Ценой больших усилий ему удалось совершить посадку в тылу противника.
В течение восемнадцати суток Алексей Петрович Маресьев, преодолевая невероятные трудности, пробирался к линии фронта. Наконец ему удалось добраться до прифронтовой полосы, и местные жители помогли летчику укрыться. Они же при первой возможности сообщили о нем командованию.
Друзья-летчики вывезли Маресьева и добились его отправки в Москву в главный военный госпиталь. Отважному пилоту сделали несколько операций, но ноги сохранить не смогли, так как развилась газовая гангрена.
Врачи, естественно, сказали ему, что теперь он уже никогда не сможет летать. Однако Маресьев не смирился с приговором врачей и начал тренировки по собственной системе. Он сумел не только освоить протезы, но и доказать, что может совершенно свободно владеть ими.
В июне 1943 года Маресьев добился разрешения вернуться в строй, и его снова направили в истребительный полк. В том же году ему присваивают звание Героя Советского Союза. Алексей Петрович Маресьев продолжает летать, сбивает еще семь самолетов противника. Всего он совершил 86 боевых вылетов. Учитывая его заслуги, в 1944 году его командируют в Управление высших учебных заведений ВВС.
После войны Маресьев заканчивает Высшую партийную школу и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Он женился, вскоре у него родился сын Виктор.
Еще в 1943 году с ним встретился военный корреспондент «Правды» Б. Полевой. Записав рассказ Маресьева, он вскоре опубликовал небольшой очерк, где назвал своего героя Алексеем Мересьевым. В многочисленных откликах читатели просили рассказать более подробно о его жизни и подвиге. Так появилась «Повесть о настоящем человеке». По инициативе писателя Ф. Панферова она была опубликована в журнале «Октябрь» в 1945 году.
Полевой создал по повести киносценарий, по которому был снят фильм, вышедший на экраны в 1948 году. Главную роль в нем сыграл П. Кадочников.
В 1954 году Полевой пишет и пьесу под тем же названием, которую сразу же поставили на сцене Театра Советской Армии. Она увидела свет не только в театрах Советского Союза, но и во многих странах мира. Образ патриота, преодолевшего невероятные препятствия и все-таки вернувшегося в строй, стал одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.
Мирная жизнь Алексея Петровича Маресьева связана с Советским комитетом ветеранов войны, который он возглавлял с 1983 года. Маресьев неоднократно ездил в разные страны мира, где выступал против войны и насилия.
В 2001 году легендарного советского летчика не стало.
biografiivsem.ru