В самом начале 30-х годов Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота (ныне Министерство гражданской авиации), ощутив настоятельную необходимость в легком самолете для обслуживания линий местной авиации, связи областных центров с районными и выполнения иных задании местного характера, разработало технические условия на постройку такого самолета. Проектировать машину было решено поручить А. С. Яковлеву, который к тому времени окончил Военно-воздушную инженерную академию и стал работать на заводе имени Менжинского.

Как и все предыдущие машины, первый пассажирский самолет А. С. Яковлева, получивший индекс АИР-5, создавался во внерабочее время при поддержке Осоавиахима К этому времени сложился и небольшой, но дружный коллектив, насчитывающий около десяти человек; проектированием занимался А. С. Яковлев, которому помогали девятнадцатилетний конструктор К. Синелыциков и его сверстник чертежник В. Алексеев, в группу входили также 7-8 опытных производственников.

О более или менее приличных условиях для работы энтузиастам приходилось только мечтать: на заводе группа не имела даже определенного места и располагалась там, где в данный момент она не мешала основному производству. Поэтому большим праздником стал день, когда коллективу выделили уголок сборочного цеха. Отгородив его шкафами группа продолжала проектирование. Когда же настала пора сборки самолета, отведенной площади оказалось маловато. Приходилось хитрить и ночами передвигать шкафы, «захватывая» необходимую для работы территорию.

Несмотря на то, что изготовление самолета было подчинено выполнению основной программы завода - все работы по машине прекращались, когда предприятие попадало в полосу прорыва, - не без помощи комсомольской ячейки АИР-5 удалось построить в рекордно короткий срок - за три месяца. Следует отметить, что столько же времени заняло и проектирование самолета.

В ноябре 1931 года АИР-5 совершил первый вылет, подытожив таким образом работу талантливого коллектива. Появление нового самолета стало большой победой не только непосредственных строителей самолета, но и заводской общественности, комсомольской ячейки предприятия.

Государственные испытания АИР-5 в НИИ ГВФ закончились в апреле 1932 года. По отзывам испытателей, создателям АИРа удалось сконструировать прекрасный образец «исполкомовского» самолета. По заключению НИИ ГВФ, он был признан вполне пригодным к серийной постройке в качестве пассажирского, почтового, связного и самолета для аэрофотосъемки.

Сравнивая новую машину с зарубежными аналогами, отмечали ее хорошую устойчивость и управляемость, эффективность действия рулей, легкий отрыв от земли. Большой удачей конструкторов оказался стабилизатор с регулируемым углом атаки. Установка его на оптимальный угол даже позволяла летчику бросать управление, и самолет при этом шел вполне устойчиво как при подъеме, так и в горизонтальном полете. Машина быстро и устойчиво выполняла маневры, легко перекладывалась из виража в вираж, прощая пилоту грубые ошибки и оперативно восстанавливая нормальное положение при их исправлении. Эти качества самолет приобрел благодаря мощным элеронам большой площади.

Испытатели отмечали также хорошую реакцию самолета на действия рулями. Весьма ценным качеством АИР-5 была его способность парашютировать. Стоило задросселировать двигатель и полностью выбрать на себя ручку управления - и при достижении скорости 55 км/ч машина начинала парашютировать, не проявляя при этом ни малейшего стремления к сваливанию на крыло, что является, как известно, предпосылкой к штопору. При дальнейшем уменьшении скорости самолет плавно опускал нос и в свободном падении вновь набирал скорость.

Что же касается взлетно-посадочных свойств, то они были выше всяких похвал. Так, для посадки самолету требовалась полоса не более 250 м, а исключительная управляемость АИРа позволяла летчику маневрировать на минимальной высоте без риска потери скорости, исправляя тем самым ошибки при расчете захода на посадку. Все это делало АИР-5 доступным для пилотов средней квалификации. Немаловажным было и то, что машина оказалась очень простой в обслуживании.

Запуская самолет в серию, предполагали устанавливать на него отечественный двигатель М-48 мощностью 200 л. с. К сожалению, завод-изготовитель не смог вовремя обеспечить выпуск этого мотора, поэтому в 1932 году по схеме АИР-5 был построен двух-трехместный самолет АИР-6 под стосильный советский двигатель М-11. С ним машина и пошла в серию, став, таким образом, первым крупносерийным самолетом А. С. Яковлева.

Лето 1932 года стало этапным для молодого конструкторского коллектива, получившего статус «группы легкой авиации». Но через некоторое время, сочтя группу на заводе «чужой», директор этого предприятия потребовал «очистить помещение». Существование конструкторского коллектива оказалось под угрозой. Лишь вмешательство наркома Рабоче-крестьянской инспекции, председателя Центральной контрольной комиссии ВКП(б) Я. Э. Рудзутака смогло предотвратить эту непродуманную акцию.

Беседуя с наркомом, Яковлев упомянул про последнюю разработку коллектива - «воздушный автомобиль» АИР-5. Ян Эрнестович заинтересовался самолетом: особенно заинтриговало его то, что машина сможет сесть на любой лужайке. Решив проверить самолет в деле, Я. Э. Рудзутак предложил А. С. Яковлеву прислать машину к нему на дачу в Горки.

В ближайший выходной день Яковлев и механик Демешкевич на небольшом заливном лужке перед дачей Рудзутака разложили белое полотнище и на краю развели костер. Около полудня на горизонте показался красный моноплан. Покачивая крыльями, он пролетел на бреющем полете над дачей, затем, очертив круг, зашел против ветра и приземлился.

Внимательно осмотрев самолет, Ян Эрнестович удобно устроился вместе с Яковлевым в салоне и предложил пилоту - Ю. И. Пионтковскому - продемонстрировать самолет в воздухе. Юлиан Иванович озадаченно посмотрел на Яковлева: во внеаэродромных условиях на новом самолете поднимать в воздух народного комиссара... В этом был элемент риска, но просьбу наркома надо было выполнять.

Короткий разбег, взлет... И вот уже внизу запетляла Москва-река, проплыли Звенигород, Перхушково.., Через несколько минут Пионтковский мягко посадил машину на тот же лужок в Горках. «Ну молодцы, не ожидал - очень хорошо! - оценил работу конструктора нарком. - Настоящий воздушный автомобиль».

hobbyport.ru

Антология Як

4-местный пассажирский подкосный высокоплан смешанной конструкции.
Фюзеляж ферменный сварной из стальных труб с дюралюминовой обшивкой носовой части и полотняной в средней и хвостовой частях. Состоит из передней части, образующей каркас пилотской кабины, и отъемной хвостовой части. Поперечное сечение фюзеляжа прямоугольное, со сводчатым верхом в районе кабины. Изнутри фюзеляж подкреплен проволочными расчалками. В застекленной кабине располагались четыре кресла: два впереди - для пилота и пассажира - и два сзади. Двери кабины напротив передних кресел. Моторный отсек и кабину разделяла противопожарная перегородка.

Двигатель "Райт" I-4А мощностью 200 л.с. При серийном производстве предполагалась установка отечественного двигателя М-48 той же мощности. Моторама, сваренная из стальных труб, крепилась к фюзеляжу четырьмя болтами. Спереди двигатель закрывался алюминиевым обтекателем с отверстиями для охлаждения картера двигателя, с боков - съемными алюминиевыми капотами.
Топливные баки склепаны из листового дюралюминия. Подача топлива в карбюратор - бензиновой помпой. Суммарная емкость баков - 425 л.
Крыло имело прямоугольную форму и состояло из двух консолей, шарнирно присоединенных к верхней части фюзеляжа. Каркас каждой из консолей - два коробчатых лонжерона, пять усиленных и 16 нормальных нервюр. В отсеках крыла, непосредственно примыкающих к фюзеляжу, располагались топливные баки - по два с каждой стороны. Профиль крыла - Геттинген-387. Весь каркас крыла деревянный. Передняя его кромка зашита полуторамиллиметровой фанерой. Концы крыла стянуты сосковыми дугами.
Элероны щелевые. Они занимали три четверти длины задней кромки крыла и имели осевую компенсацию. Набор элерона - лонжероны, нервюры и носок - дюралюминиевые, обшивка полотняная. Для осмотра роликов управления в обшивке крыла были сделаны смотровые окна, закрытые целлулоидом.
Набор киля и стабилизатора из дюралюминия. Стабилизатор был управляемым, угол его атаки можно было изменять, поднимая и опуская задний лонжерон стабилизатора. Рули управления компенсированные. Руль высоты связан с ручкой управления жесткими тягами, а руль направления был соединен с педалями тросами. Управление элеронами также тросовое.
Шасси пирамидальное безосное, амортизация резиновая, пластинчатая. Колеса стандартные 750х125 мм, в зимний период они могли заменяться на лыжи. Стальной костыль с амортизацией из резиновых колец закреплялся снаружи в задней части фюзеляжа.
АИР-5 был построен на заводе №39 им. Менжинского по заказу Осоавиахим в конце 1931 г. Первый полет был совершен в ноябре 1931 г (летчик Ю.И. Пионтковский). Государственные испытания АИР-5 в НИИ ГВФ завершены в апреле 1932 года.
Изготовлен в одном экземпляре. Серийно не строился ввиду срыва производства двигателя М-48.

airfield.narod.ru

АИР Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Аир. Первый самолёт А. Яковлева АИР-1.

АИР — семейство первых самолётов Александра Сергеевича Яковлева. Названы в честь председателя ЦС Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова. За 1927—1933 гг. было создано 10 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-10.

АИР-1

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-1 (англ.).

Двухместный расчалочный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции.

Кабины открытые. Передняя кабина предназначалась для пассажира. Двигатель рядный 4-цилиндровый «Циррус» М-1 мощностью 60 л. с.

Проектирование самолёта было начато в конце 1926 года. Первый полёт был совершён 12 мая 1927 года (пилот — Юлиан Иванович Пионтковский). 19 июля 1927 года на нём был совершён рекордный беспосадочный перелёт Севастополь — Москва (1420 км за 15 часов 30 минут, пилот — Ю. И. Пионтковский)

[1][2].

Осенью 1927 года самолёт использовался в манёврах Красной Армии, безупречно выполняя задания штаба по связи с передовыми частями. После манёвров он был официально назван лучшей из советских авиеток. За хорошую конструкцию самолёта А. С. Яковлева зачислили слушателем Академии им. Н. Е. Жуковского.

Построен в одном экземпляре. В 1977 году по оригинальным чертежам был построен второй экземпляр, который выставлен в музее техники Вадима Задорожного.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 6,99
Размах крыла, м 8,80
Высота самолёта, м 2,65
Площадь крыла, м² 18,70
Двигатели 1 ПД Cirrus, 60 л. с.
Макс. скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 121
Высота полёта, м 3850
Масса пустого, кг 335
Макс. взлётный вес, кг 535
Экипаж 2
Дальность полета, км 500
Рекордная дальность полета, км 1420

АИР-2

Поплавковый вариант двухместного самолёта АИР-1 с мотором Сименс, мощностью 60 л. с.[3][4]

Спроектирован на основе АИР-1. Известно несколько модификаций АИР-2:

  • С двигателем Циррус с незначительными изменениями планёра.
  • С пятицилиндровым звездообразным двигателем Вальтер мощностью 60 л. с. Построен в 4 экземплярах.
  • С пятицилиндровым звездообразным двигателем Сименс мощностью 85 л. с. Построен в одном экземпляре.
  • С отечественным трёхцилиндровым звездообразным двигателем М-23 (НАМИ-3) мощностью 65 л. с. Построен в одном экземпляре.

18 мая 1931 г. на Москве-реке были произведены испытания. За 1 час 10 мин было заменено шасси. Летчик Б. Л. Бухгольц с В. Б. Шавровым проделал первый взлет по прямой и сразу же 10-минутный полет по кругу. Потом летал Ю. И. Пионтковский с А. С. Яковлевым и другие. Все полеты прошли без малейших недоразумений. Впоследствии на этом самолёте было сделано много полетов над Москвой-рекой у Крымского моста.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,00
Размах крыла, м 8,90
Высота самолёта, м 2,65
Площадь крыла, м² 18,70
Двигатели 1 ПД М-23, 65 л. с.
Макс. скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 125
Высота полёта, м 3850
Масса пустого, кг 403
Макс. взлётный вес, кг 646
Экипаж 2
Практическая дальность, км 540
Практический потолок, м 3534

АИР-3

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-3 (англ.).

Двухместный подкосный моноплан-парасоль.

Построен в 1929 году в одном экземпляре. АИР-3 испытывали и эксплуатировали известные летчики Ю. И. Пионтковский, Д. А. Кошиц, А. Б. Юмашев[5]. Лётчики отмечали лёгкость взлета и посадки, короткий разбег и пробег, прекрасную устойчивость по всем осям, возможность полёта с брошенной ручкой. В лучшую сторону выделялась управляемость: самолёт легко ходил за ручкой, был простым, приятным и не утомительным в пилотировании. 6 сентября 1929 года лётчики — слушатели Академии А. Филин и А. Ковальков на АИР-3 совершили беспосадочный перелёт Кавказские Минеральные Воды — Москва, установив два мировых рекорда для двухместных маломощных самолётов: дальности (1750 км) и скорости (170 км/ч).

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,05
Размах крыла, м 11,00
Высота самолёта, м 2,40
Площадь крыла, м² 16,50
Двигатели 1 ПД Walter, 60 л. с.
Макс. скорость, км/ч 146
Крейсерская скорость, км/ч 131
Высота полёта, м 3850
Масса пустого, кг 335
Макс. взлётный вес, кг 535
Экипаж 2
Практическая дальность, км 2000
Практический потолок, м 4000

АИР-4

АИР-4
Тип Лёгкий самолёт
Разработчик ОКБ имени Яковлева
Главный конструктор А. С. Яковлев
Первый полёт Сентябрь 1930 года
Единиц произведено 5
Базовая модель АИР-3
Варианты АИР-8
«Невидимый самолёт»

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси.

Спроектирован на основе АИР-3 с незначительными изменениями. Первый экземпляр изготовлен на заводе Авиаработник в сентябре 1930 года. Построена была небольшая серия из 3 самолётов с двигателем Вальтер.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 705
Размах крыла, м 11,00
Высота самолёта, м 2,30
Площадь крыла, м² 16,50
Двигатели 1 ПД Walter, 60 л. с.
Макс. скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 131
Высота полёта, м 3850
Масса пустого, кг 335
Макс. взлётный вес, кг 535
Экипаж 2
Практическая дальность, км 2500
Практический потолок, м 4000

АИР-5

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-5 (англ.).

Подкосный высокоплан с закрытой четырёхместной кабиной и двигателем «Райт» мощностью 220 л. с. Построен в 1931 г, серийно не выпускался.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 8,00
Размах крыла, м 12,80
Высота самолёта, м 2,46
Площадь крыла, м² 23,00
Двигатели 1 ПД Wright, 220 л. с.
Макс. скорость, км/ч 193
Крейсерская скорость, км/ч 152
Высота полёта, м 4275
Масса пустого, кг 812
Макс. взлётный вес, кг 1390
Экипаж 1
Дальность полета, км 1000
Полезная нагрузка до 3 пассажиров

АИР-6

Лёгкий многоцелевой самолёт — подкосный высокоплан с закрытой трёхместной кабиной. Машину АИР-6 называли в то время «исполкомовский самолёт» или «летающий автомобиль». Для связи глубинных населённых пунктов с районными и областными центрами требовался небольшой самолёт, способный работать на маленьких аэродромах. Первоначально получил традиционное для яковлевских машин того периода обозначение АИР-6, однако после ареста в 1937 г. А. И. Рыкова обозначался как «Самолёт инж. Яковлева № 6» или «Я-6». Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. В кабине спереди размещено сиденье для лётчика, за ним — диван на два места для пассажиров. Опытный экземпляр был построен на заводе им. Менжинского весной 1932 г. Первый полёт совершён в мае 1932 г. (лётчик Ю. И. Пионтковский). АИР-6—первая серийная машина А. С. Яковлева. В период с 1934 по 1936 гг. было выпущено 468 экземпляров АИР-6, из которых 20 в санитарном варианте. В мае 1937 года на поплавковом варианте АИР-6 лётчик Я. В. Письменный установил рекорд дальности беспосадочного полёта. Он пролетел по маршруту Киев — Батуми, покрыв расстояние 1297 км за 16 часов 25 минут.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,10
Размах крыла, м 12,08
Высота самолёта, м 3,03
Площадь крыла, м² 19,80
Двигатели 1 ПД М-11, 100 л. с.
Макс. скорость, км/ч 169
Крейсерская скорость, км/ч 120-130
Высота полёта, м 4600
Масса пустого, кг 616
Макс. взлётный вес, кг 961
Экипаж 1
Дальность полета, км 750

АИР-7

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-7 (англ.).

Двухместный расчалочный низкоплан смешанной конструкции.

Двухместная кабина закрыта целлулоидным фонарём. Девятицилиндровый двигатель М-22 мощностью 480 л. с. закрыт кольцом Тауненда (обтекателем).

АИР-7 был построен на заводе им. Менжинского в конце лета 1932 г. Первый полёт был совершён 19 ноября 1932 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Во втором полёте 20 ноября 1932 г. Ю. И. Пионтковский с пассажиром А. С. Яковлевым получил рекордную для нашей страны скорость 325 км/ч. Изготовлен в одном экземпляре. Самолёт планировалось использовать для быстрой доставки матриц газет в крупные города. Но в 1934 г в одном из пробных полётов произошла авария, в полёте оторвался элерон из-за флаттера, тогда ещё совершенно неизученного. Ю. И. Пионтковский сумел посадить машину на неподготовленную местность. Больше полётов не было. Для самого А. С. Яковлева эта авария имела печальные последствия. Его вместе с коллективом КБ выселили в помещение кроватной мастерской на Ленинградском шоссе. Именно там были созданы широко известные учебные самолёты УТ-1 и УТ-2 и это при том, что с кроватной мастерской требовали план и по выпуску основной продукции — кроватей! Над А. С. Яковлевым тогда подшучивали, мол, выискался фабрикант — выпускает 10 тысяч кроватей в год и один самолёт.

АИР-7 впервые в нашей авиации продемонстрировал преимущество моноплана перед бипланом.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,80
Размах крыла, м 11,00
Высота самолёта, м 3,10
Площадь крыла, м² 19,40
Двигатели 1 ПД М-22, 480 л. с.
Экипаж 2

АИР-8

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси.

Спроектирован на основе АИР-4 с незначительными изменениями в схеме. Фюзеляж деревянный, прямоугольного сечения. Двигатель — первоначально НАМИ М-23 мощностью 65 л. с. Позднее из-за неустранимых вибраций вместо него был установлен двигатель Вальтер (60 л. с.), впоследствии заменённый на Сименс (85 л. с.) Постройка самолёта была завершена летом 1933 г. Первый полёт совершён в августе 1933г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Испытания в НИИ ГВФ проходили в 1934 г. Построен в одном экземпляре.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,05
Размах крыла, м 11,00
Высота самолёта, м 2,30
Площадь крыла, м² 16,50
Двигатели 1 ПД Siemens, 85 л. с.
Макс. скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 131
Высота полёта, м 3850
Масса пустого, кг 395
Нормальный взлётный вес, кг 630
Макс. взлётный вес, кг 805
Экипаж 2
Практическая дальность, км 2500
Практический потолок, м 4000

АИР-9

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-9 (англ.).

Двухместный низкоплан смешанной конструкции. Построен в одном экземпляре. Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Обе кабины закрыты прозрачным фонарём. Двигатель М-11 мощностью 100 л. с. Первый полёт совершён 2 октября 1934 г (лётчик Ю. И. Пионтковский).

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 6,97
Размах крыла, м 10,20
Высота самолёта, м 2,60
Площадь крыла, м² 16,87
Двигатели 1 ПД М-11, 100 л. с.
Макс. скорость, км/ч 215
Крейсерская скорость, км/ч 175
Высота полёта, м 6080
Масса пустого, кг 516
Макс. взлётный вес, кг 768
Экипаж 1-2
Дальность полета, км 695

АИР-10

Двухместный низкоплан смешанной конструкции. Построен в одном экземпляре. Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Обе кабины открытые, защищены козырьками. Двигатель М-11 мощностью 100 л. с. Первый полёт совершён 11 июля 1935 г (лётчик Ю. И. Пионтковский).

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 6,80
Размах крыла, м 10,20
Высота самолёта, м 2,60
Площадь крыла, м² 16,87
Двигатели 1 ПД М-11, 100 л. с.
Экипаж 2

АИР-11

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-11 (англ.).

АИР-11 - самолет, по конструкции подобный предыдущему, но трехместный, туристский, с закрытой кабиной и с двигателем de Havilland Gipsy Major в 120 л. с. Выпущен в конце 1936 г., успешно прошел госиспытания, но в серии не мог строиться из-за отсутствия подходящего отечественного двигателя. На этом самолете С. В. Ильюшин при перелете Москва-Воронеж потерпел аварию по вине механика, не заправившего самолет маслом.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,32
Размах крыла, м 10,20
Высота самолёта, м 2,60
Площадь крыла, м² 16,80
Двигатели 1 ПД de Havilland Gipsy Major, 120 л. с.
Макс. скорость, км/ч 209
Крейсерская скорость, км/ч 195
Масса пустого, кг 566
Макс. взлётный вес, кг 891
Экипаж 3
Практическая дальность, км 720
Практический потолок, м 4480

АИР-12

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-12 (англ.).

Двухместный самолёт, предназначенный для полётов на дальность.

Вся конструкция самолёта была предельно облегчена для достижения наилучших результатов. Головки цилиндров двигателя М-11 без обтекателей, шасси убираемое в центроплан, колёса баллонные.

Самолёт был выпущен в июле 1936 г. 21 сентября лётчик Ю. И. Пионтковский в ходе заводских испытаний выполнил на нём беспосадочный перелёт Москва — Харьков — Севастополь — Харьков. 24 октября 1937 г. лётчица В. С. Гризодубова и штурман М. М. Раскова выполнили перелёт Москва — Актюбинск (1444 км по прямой). Оба перелета были рекордами для этого класса самолётов.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,17
Размах крыла, м 11,00
Высота самолёта, м 2,20
Площадь крыла, м² 15,60
Двигатели 1 ПД М-11, 100 л. с.
Макс. скорость, км/ч 235
Крейсерская скорость, км/ч 212
Макс. взлётный вес, кг 1240
Экипаж 2

АИР-13

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-13 (англ.).

АИР-13 представлял из себя двухмоторный моноплан смешанной конструкции. Проект был разработан в 1935 году и предназначался для скоростного перелета 1936 года, но реализован не был.

Фюзеляж ферменного типа из стальных труб с проволочными расчалками. Обшивка дюралевая в носовой части и полотняная на фанерном и реечном каркасе в средней и хвостовой частях. Кабина закрытая с целлулоидным фонарем.

Крыло деревянное двухлонжеронное, неразъемное, с работающей фанерной обшивкой, снаружи оклеенной миткалем. Хвостовые части за задним лонжероном обтянуты только полотном. Элероны с щелевой компенсацией, разрезные, дюралюминиевые с полотняной обшивкой. Под крылом за задним лонжероном установлены дюралевые щитки. Каркас хвостового оперения выполнен из дюралевых профилей и обшит полотном.

Два рядных шестицилиндровых двигателя воздушного охлаждения мощностью 240 л.с. установлены на сварных моторамах из стальных труб в мотогондолах в крыле и закрыты дюралевыми капотами. Бензобаки расположены в крыле, маслобаки — в мотогондолах за противопожарной перегородкой.

Основные стойки шасси с ломающимися подкосами убираются в полете в мотогондолы. Амортизация шасси гидравлическая. Хвостовой костыль неубирающийся с амортизацией резиновыми шнурами.

АИР-14

УТ-1 — советский учебно-тренировочный самолёт, созданный в ОКБ имени Яковлева. Использовался для подготовки пилотов высокой квалификации в мирное время. В годы войны около 50 самолётов были вооружены 1-2 пулемётами и подвесками для 2-4 небольших бомб или реактивных снарядов РС-82. Этот штурмовой вариант назывался УТ-1б, применялся на юге советско-германского фронта.

В 1930-е годы лётчики проходили обучение в аэроклубах Осоавиахима на двухместных учебных самолётах У-2 и УТ-2. Для повышения качества лётной подготовки и мастерства пилотов требовались более скоростные самолёты, что привело к появлению учебно-тренировочного самолёта УТ-1. При разработке самолёта перед конструкторами была поставлена задача: добиться максимально возможной скорости при минимальных массе, габаритах и мощности двигателя.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 5,75
Размах крыла, м 7,30
Высота самолёта, м 2,34
Площадь крыла, м² 9,58
Двигатели 1 ПД М-11, 100 л. с.
Макс. скорость, км/ч 241
Крейсерская скорость, км/ч 212
Высота полёта, м 6080
Масса пустого, кг 442
Нормальный взлётный вес, кг 611
Экипаж 1
Практическая дальность, км 670
Практический потолок, м 5000

АИР-15

АИР-15 (УТ-15) — гоночный самолёт, разработанный Александром Сергеевичем Яковлевым. Он был одним из немногих яковлевских самолётов про которые практически ничего не известно. АИР-15 представлял собой низкоплан с крылом профиля Ф. Г. Гласса (безмоментным). Был построен и испытан в начале 1938 года, а затем единственный экземпляр самолёта был передан в ЦАГИ для исследований.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 5,80
Размах крыла, м 7,30
Высота самолёта, м 2,40
Площадь крыла, м² 9,60
Двигатели 1 ПД М-11, 100 л. с.
Экипаж 1

АИР-16

АИР-16
Тип Лёгкий многоцелевой самолёт
Главный конструктор Владимир Котов
Е. Г. Адлер
Первый полёт Не взлетал
Единиц произведено 1
Базовая модель АИР-11
В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev AIR-16 (англ.).

Легкий многоцелевой самолёт АИР-16 по схеме и внешнему виду повторял АИР-11, но четырёхместный с закрытой кабиной, модифицированным крылом и с двигателем Renault Bengali 6 в 220 л. с. Построен и выведен на аэродром в 1937 году, но в полёт не выпускался из-за отсутствия двигателя.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,30
Размах крыла, м 10,20
Высота самолёта, м 2,70
Площадь крыла, м² 17,00
Двигатели 1 ПД Renault Bengali 6, 220 л. с.
Экипаж 4

АИР-17

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev UT-3 (англ.).

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 6,40
Размах крыла, м 7,80
Высота самолёта, м 2,05
Площадь крыла, м² 9,58
Двигатели 1 ПД Renault 6Q, 220 л. с.
Макс. скорость, км/ч 322
Крейсерская скорость, км/ч 290
Практический потолок, м 7000
Масса пустого, кг 611
Макс. взлётный вес, кг 831
Экипаж 1
Практическая дальность, км 715

АИР-18

В августе 1936 рабочая комиссия ГУАП (в которую входил и А. С. Яковлев) совершила поездку по ряду столиц западных стран. Одним из результатов поездки стало подписание в Париже соглашения о лицензионном производстве двигателей фирмы Renaul - Bengali 4 и Bengali 6. Выпуск этих двигателей был налажен на Рыбинском ГАЗ № 26 под маркой МВ-4 и МВ-6, соответственно.

Первый из этих двигателей Яковлев решил установить на свой учебно-тренировочный самолета УТ-1 (АИР-14). Кроме замены двигателя самолет получил так же новую закрытую кабину и убирающее шасси. Новый самолет получил обозначение АИР-18.  Первый полет на нем совершил летчик-испытатель Пионтковский в конце 1937 года. Испытания самолета дали отличные результаты - более мощный двигатель и улучшенная аэродинамика позволили развить максимальную скорость на 70 км/ч больше чем у УТ-1. Хорошие летные характеристики самолета позволили Яковлеву заявить АИР-18 на  авиационные гонки Осоавиахима, запланированные на лето 1941 года. К сожалению начало Великой Отечественной помешало этим планам.

Всего было изготовлено три экземпляра АИР-18, один из них, по данным В. Б. Шаврова, был установлен на поплавковое шасси.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 5,99
Размах крыла, м 7,30
Высота самолёта, м 2,34
Площадь крыла, м² 9,58
Двигатели 1 ПД МВ-4 (Renaul Bengali 4), 140 л. с.
Макс. скорость, км/ч 310
Крейсерская скорость, км/ч 260
Высота полёта, м 6080
Масса пустого, кг 475
Нормальный взлётный вес, кг 645
Экипаж 1
Практическая дальность, км 600

АИР-19

В другом языковом разделе есть более полная статья Yakovlev Ya-19 (англ.).

Я-19 (самолет № 19; АИР-19) — гражданский вариант УТ-3, пассажирский для местных линий и санитарный. По конструкции в целом повторял своего предшественника. Двигатели МВ-6 в 220 л. с. при 2100 об/мин. Пассажирских мест 5. Фюзеляж в виде ферм, сварной из труб стали 30ХГСА, с лентами-расчалками, носовая часть дуралюминовая, обшивка кабины фанерная, хвостовая часть - полотняная. Крыло - как в УТ-3, щитки Шренка, управляемые от гидросистемы. Элероны и оперение - дуралюмин и полотно. Шасси - по типу самолета СБ, колеса 650х250 мм. Самолет был выпущен в конце 1938 г. (ведущий инженер О. К. Антонов, работавший в то время в ОКБ А. С. Яковлева).

Я-19 успешно прошел госиспытания в НИИ ГВФ 18 - 26 октября 1939 г. (летчик - Э. И. Шварц, ведущий - Г. А. Муратов). Была признана целесообразной его серийная постройка. В отчете по госиспытаниям отмечалось, что самолет прост в технике пилотирования, прост в техническом обслуживании и ремонте; по своим летным данным и эксплуатационным качествам удовлетворяет потребностям республиканских линий ГВФ, а также может быть использован на отдельных участках магистралей для замены самолетов "Сталь" и К-5, и, кроме того, в качестве санитарного. Особо отмечалось, что Я-19 обеспечен базой для серийной постройки, и его серийное производство фактически освоено выпуском самолета Я-17 (УТ-3). Начальник ГУ ГВФ В. С. Молоков планировал использовать Я-19 для регулярных рейсов на коротких линиях. Но в предвоенной обстановке, когда было прекращено производство УТ-3, выпуск Я-19 не мог быть осуществлен. Признание такого типа самолета пришло позже в Як-6.

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 10,02
Размах крыла, м 15,00
Высота самолёта, м 3,70
Площадь крыла, м² 32,42
Двигатели 2 ПД МВ-6 (Renaul Bengali 6), 220 л. с.
Макс. скорость, км/ч 271
Крейсерская скорость, км/ч 235
Высота полёта, м 6080
Масса пустого, кг 2134
Макс. взлётный вес, кг 2950
Экипаж 2
Практическая дальность, км 783
Практический потолок, м 5600
Полезная нагрузка до 5 пассажиров

Невидимый самолёт

Невидимый самолёт
Прозрачный самолёт
Тип Лёгкий самолёт
Разработчик ВАКШС
Главный конструктор С. Г. Козлов
Первый полёт Вторая половина июля 1935 года
Базовая модель АИР-4
Запрос «Невидимый самолёт» перенаправляется сюда; О технологиях снижения заметности военных летательных аппаратов см. Стелс-технология.

«Невидимый самолёт» или «Прозрачный самолёт» (сокр. ПС) — дальнейшее развитие АИР-4, строился бригадой ВАКШС под руководством проф. С. Г. Козлова в 1935 г. Целью проекта было создать самолёт, по возможности незаметный в небе. Отличительной особенностью самолёта была обшивка его поверхностей прозрачным материалом — «родоидом» — органическим стеклом французского производства. Однако, для достижения эффекта невидимости самолёта в полёте одной прозрачной обшивки было недостаточно, — требовалось обеспечить отражение света от поверхностей, которые не были прозрачными. Капот, кабины, колёса, стойки и прочие детали были окрашены белой краской с алюминиевым порошком и отлакированы. Стенки лонжеронов крыла и другие поверхности в конструкции были оклеены родоидом, покрытым изнутри слоем амальгамы, подобно зеркалу. Фермы и раскосы, нервюры, расчалки, ободы и другие части были окрашены серебристо-белой краской. Обшивка из родоида крепилась к каркасу на алюминиевых заклёпках и пистонах. Разработчикам удалось добиться значительных результатов: Самолёт в воздухе быстро исчезал с глаз наземных наблюдателей. Для визуального контроля эффекта невидимости самолёта непосредственно в воздухе были проделаны опыты полётов «Невидимого самолёта» рядом с У-2 на определённом расстоянии. С третьего самолёта оба были засняты на киноплёнку. На кадрах кинохроники изображение самолёта не визуализировалось, а на больших расстояниях не было видно даже пятен. Тем не менее, материал покрытия — родоид — вскоре потускнел, потрескался и эффект невидимости снизился. По окончании испытаний самолёт был разобран и работы по нему прекращены. Проектировался, но не был построен специальный «невидимый» самолёт с каркасом из хромированных труб[6]. Другие, более срочные работы отвлекли изобретателей и конструкторов. Начиналась Вторая мировая война[7]. В дальнейшем, сам вопрос существования данного проекта, в силу его необычности вообще и нетипичного характера для советского и российского авиастроения, неоднократно дебатировался[8].

Лётно-технические характеристики

Параметр Показатель
Длина, м 7,11
Размах крыла, м 11,00
Высота самолёта, м 2,70
Площадь крыла, м² 16,50
Двигатели 1 ПД Walter, 60 л. с.
Макс. скорость, км/ч 150
Крейсерская скорость, км/ч 132
Высота полёта, м 4000
Масса пустого, кг 395
Макс. взлётный вес, кг 630
Экипаж 2
Дальность полёта, км 500

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

5. Аир болотный

О целебных свойствах аира знали ещё задолго до нашей эры. Корни аира пользуются большой популярностью не только при желудочно-кишечных заболеваниях, но и в качестве тонизирующего средства при ревматизме и угнетённом состоянии нервной системы, для улучшения зрения и слуха, при нарушении менструального цикла и поражении трихомонадами, как бактерицидное средство во время эпидемий гриппа, тифа, холеры, как отхаркивающее средство при бронхитах и бронхиальной астме, при холециститах и камнях в почках. Используют аир даже при хронических заболеваниях спинного мозга с потерей чувствительности, при сердцебиениях.

Аир стараются включать во многие травяные сборы, где без него трудно обойтись. Вот один из таких удачных, проверенных жизнью сборов.

ПАНКРЕАТИТ. Взять по 50 г корней аира и одуванчика, по 25 г корней крапивы, травы чабреца, листьев мяты перечной и шишек хмеля. Все смолоть в кофемолке 2-3 раза – до состояния однородного порошка. Смешать 5 столовых ложек порошка с 200 г мёда, повидла или варенья. Принимать по 1-2 чайные ложки 1-2 раза в день в течение длительного времени. Хранить в холодильнике.

МИОМА. 1 столовую ложку порошка сухого корня аира (или 2 столовые ложки свежего корня) смешать с 50 мл сока алоэ и 50 г мёда. Настоять 3 дня. Принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в день до еды. Это одно из довольно-таки эффективных средств лечения миомы, особенно если сочетать в комплексе с дополнительнымлечением: приёмом настойки боровой матки или марьиного корня и специальными спринцеваниями, либо тампонами с травяным маслом (об этом будет говориться в рассказах о других растениях).

ЗРЕНИЕ. 1 чайную ложку корней залить 300 мл виноградного вина, настоять 2-3 недели и принимать по 10-30 капель на ложке воды (дозировка индивидуальная).

ТОНЗИЛЛИТ (хронический). 2 столовые ложки корней залить 1 стаканом кипятка, закрыть крышкой и поставить в кипящую водяную баню. Парить 20-30 минут, процедить. Полоскать горло как можно чаще.

ДИСКИНЕЗИЯ ЖЕЛЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ. 1 столовую ложку измельчённых корней залить 1 стаканом кипятка, закрыть крышкой и настоять 20 минут. Принимать по 2 столовые ложки 3-4 раза в день за полчаса до еды.

ДЕПРЕССИЯ. 100 г корня залить 1 л красного десертного вина, настоять 15 дней. Пить по одной трети стакана до еды.

* * *

Аир имеет противопоказания при высокой кислотности желудочного сока. В случае крайней необходимости можно вводить его в тщательно сбалансированные сборы, куда в состав входят травы, погашающие повышенную секрецию соляной кислоты.

В старинных источниках указывается, что нельзя пользоваться аиром при остром воспалении почек.

Настой аира нежелателен при острой фазе язвенной болезни желудка.

Известно, что порошок аира, взятый «на кончике ножа», подавляет самую упорную изжогу. Некоторые люди ленятся мельчить корень и жуют его, а это может вызвать сильную рвоту.

Необходимо знать и о том, что экстракт аира снижает давление – это памятка для гипотоников.

6. Аистник цикутовый

В погоне за «модными» растениями в наше время об аистнике почти забыли, хотя по своему действию он способен дать фору многим из них. Во всяком случае при сборе трав я мимо него не пройду. У аистника довольно приличный химический состав: дубильные вещества, флавоноиды, горечи, смолы, ацетилхолин, каротин, сахара, органические кислоты, витамины С, К. Если это кому-то мало о чём говорит, то скажу хотя бы о флавоноидах. Разновидностей у них много и говорить о них можно долго: как они помогают лечению бронхов, способствуют удалению радиоактивных веществ из организма, укрепляют стенки капилляров, понижают артериальное давление, обладают противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим, противоопухолевым действием. Достаточно ещё сказать, что флавоноиды – главная составная часть прополиса.

В народной медицине водный настой травы аистника применяли при простудных заболеваниях, воспалении лёгких, плеврите, грудной жабе, женских болезнях воспалительного характера, геморрое, метеоризме.

Я включал аистник при лечении рака лёгких с экссудативным плевритом в сложный лечебный комплекс, не отдельно. Использовал при эписиндромах.

ЭПИЛЕПСИЯ. 1 полную чайную ложку травы залить 1 стаканом кипятка, закрыть крышкой и настоять 2 часа. Процедить. Принимать по одной четверти стакана, капая в каждую принимаемую порцию из пипетки по 20 капель настойки корней дягиля. (Лечение велось комплексное, в него входили и другие растительные лекарства.)

* * *

Аистник противопоказан при запущенных формах сахарного диабета.

Аистник способен влиять на протромбиновый индекс, не рекомендуется применять его при повышенной свёртываемости крови, при варикозах и тромбофлебитах.

studfiles.net

АИР - это... Что такое АИР?

У этого термина существуют и другие значения, см. Аир. Первый самолёт А. Яковлева АИР-1.

АИР — семейство первых самолётов Александра Сергеевича Яковлева. Названы в честь председателя ЦС Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова. За 1927—1933 гг. было создано 10 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-10.

АИР-1

Двухместный расчалочный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции.

Кабины открытые. Передняя кабина предназначалась для пассажира. Двигатель рядный 4-цилиндровый «Циррус» М-1 мощностью 60 л.с.

Проектирование самолёта было начато в конце 1926 года. Первый полёт был совершён 12 мая (лётчик Юлиан Иванович Пионтковский).

Осенью 1927 года самолёт использовался в манёврах Красной Армии, безупречно выполняя задания штаба по связи с передовыми частями. После манёвров он был официально назван лучшей из советских авиеток. За хорошую конструкцию самолёта А. С. Яковлева зачислили слушателем Академии им. Н. Е. Жуковского. Построен в одном экземпляре. В 1977 году по оригинальным чертежам был построен второй экземпляр и выставлен в музее ОКБ им. Яковлева

АИР-2

Поплавковый вариант двухместного самолета АИР-1 с мотором Сименс, мощностью 60 л.с.[1][2]

Спроектирован на основе АИР-1. Известно несколько модификаций АИР-2:

  • С двигателем Циррус с незначительными изменениями планёра.
  • С пятицилиндровым звездообразным двигателем Вальтер мощностью 60 л.с. Построен в 4 экземплярах.
  • С пятицилиндровым звездообразным двигателем Сименс мощностью 85 л.с. Построен в одном экземпляре.
  • С отечественным трёхцилиндровым звездообразным двигателем М-23 (НАМИ-3) мощностью 65 л.с. Построен в одном экземпляре.

АИР-3

Самолёт АИР-3

Двухместный подкосный моноплан-парасоль.

Построен в 1929 году в одном экземпляре. 6 сентября 1929 года лётчики — слушатели Академии А. Филин и А. Ковальков на АИР-3 совершили беспосадочный перелёт Кавказские Минеральные Воды — Москва, установив два мировых рекорда для двухместных маломощных самолётов: дальности (1750 км) и скорости (170 км/ч).

АИР-4

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси.

Спроектирован на основе АИР-3 с незначительными изменениями. Первый экземпляр изготовлен на заводе Авиаработник в сентябре 1930 года. Построена была небольшая серия из 3 самолётов с двигателем Вальтер.

АИР-5

Подкосный высокоплан с закрытой четырёхместной кабиной и двигателем «Райт» мощностью 220 л. с. Построен в 1931 г, серийно не выпускался.

АИР-6

Лёгкий многоцелевой самолёт — подкосный высокоплан с закрытой трёхместной кабиной.

Машину АИР-6 называли в то время «исполкомовский самолёт» или «летающий автомобиль». Для связи глубинных населённых пунктов с районными и областными центрами требовался небольшой самолёт, способный работать на маленьких аэродромах.

Первоначально получил традиционное для яковлевских машин того периода обозначение АИР-6, однако после ареста в 1937 г. А. И. Рыкова обозначался как «Самолёт инж. Яковлева № 6» или «Я-6».

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. В кабине спереди размещено сиденье для лётчика, за ним — диван на два места для пассажиров. Вес пустого — 583 кг, взлётный — 843 кг. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с. максимальная скорость самолёта — 166 км/час, потолок — 4500 м.

Опытный экземпляр был построен на заводе им. Менжинского весной 1932 г. Первый полёт совершён в мае1932 г. (лётчик Ю. И. Пионтковский). АИР-6—первая серийная машина А. С. Яковлева. В период с 1934 по 1936 гг. было выпущено 468 экземпляров АИР-6, из которых 20 в санитарном варианте.

В мае 1937 года на поплавковом варианте АИР-6 лётчик Я. В. Письменный установил рекорд дальности беспосадочного полёта. Он пролетел по маршруту Киев — Батуми, покрыв расстояние 1297 км за 16 часов 25 минут.

АИР-7

Двухместный расчалочный низкоплан смешанной конструкции.

Двухместная кабина закрыта целлулоидным фонарём. Девятицилиндровый двигатель М-22 мощностью 480 л.с. закрыт кольцом Тауненда (обтекателем).

АИР-7 был построен на заводе им. Менжинского в конце лета 1932 г. Первый полёт был совершён 19 ноября 1932 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Во втором полёте 20 ноября 1932 г. Ю. И. Пионтковский с пассажиром А. С. Яковлевым получил рекордную для нашей страны скорость 325 км/ч. Изготовлен в одном экземпляре. АИР-7 впервые в нашей авиации продемонстрировал преимущество моноплана перед бипланом.

АИР-8

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси.

Спроектирован на основе АИР-4 с незначительными изменениями в схеме. Фюзеляж деревянный, прямоугольного сечения. Двигатель — первоначально НАМИ М-23 мощностью 65 л.с. Позднее из-за неустранимых вибраций вместо него был установлен двигатель Вальтер (60 л.с.), впоследствии заменённый на Сименс (85 л.с.) Постройка самолёта была завершена летом 1933 г. Первый полёт совершён в августе 1933г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Испытания в НИИ ГВФ проходили в 1934 г. Построен в одном экземпляре.

АИР-9

Двухместный низкоплан смешанной конструкции.

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Обе кабины закрыты прозрачным фонарём. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с.

Первый полёт совершён 2 октября 1934 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Построен в одном экземпляре.

АИР-10

Двухместный низкоплан смешанной конструкции.

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Обе кабины открытые, защищены козырьками. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с.

Первый полёт совершён 11 июля 1935 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Построен в одном экземпляре.

АИР-12

Двухместный самолёт, предназначенный для полётов на дальность.

Вся конструкция самолёта была предельно облегчена для достижения наилучших результатов. Головки цилиндров двигателя М-11 без обтекателей, шасси убираемое в центроплан, колёса баллонные.

Самолёт был выпущен в июле 1936 г. 21 сентября лётчик Ю. И. Пионтковский в ходе заводских испытаний выполнил на нём беспосадочный перелёт Москва — Харьков — Севастополь — Харьков. 24 октября 1937 г. лётчица В. С. Гризодубова и штурман М. М. Раскова выполнили перелёт Москва — Актюбинск (1444 км по прямой)

АИР-13

АИР-14

АИР-15

АИР-16

Ссылки

Примечания

dal.academic.ru

АИР - это... Что такое АИР?

У этого термина существуют и другие значения, см. Аир. Первый самолёт А. Яковлева АИР-1.

АИР — семейство первых самолётов Александра Сергеевича Яковлева. Названы в честь председателя ЦС Осоавиахима Алексея Ивановича Рыкова. За 1927—1933 гг. было создано 10 типов самолётов — от АИР-1 до АИР-10.

АИР-1

Двухместный расчалочный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции.

Кабины открытые. Передняя кабина предназначалась для пассажира. Двигатель рядный 4-цилиндровый «Циррус» М-1 мощностью 60 л.с.

Проектирование самолёта было начато в конце 1926 года. Первый полёт был совершён 12 мая (лётчик Юлиан Иванович Пионтковский).

Осенью 1927 года самолёт использовался в манёврах Красной Армии, безупречно выполняя задания штаба по связи с передовыми частями. После манёвров он был официально назван лучшей из советских авиеток. За хорошую конструкцию самолёта А. С. Яковлева зачислили слушателем Академии им. Н. Е. Жуковского. Построен в одном экземпляре. В 1977 году по оригинальным чертежам был построен второй экземпляр и выставлен в музее ОКБ им. Яковлева

АИР-2

Поплавковый вариант двухместного самолета АИР-1 с мотором Сименс, мощностью 60 л.с.[1][2]

Спроектирован на основе АИР-1. Известно несколько модификаций АИР-2:

  • С двигателем Циррус с незначительными изменениями планёра.
  • С пятицилиндровым звездообразным двигателем Вальтер мощностью 60 л.с. Построен в 4 экземплярах.
  • С пятицилиндровым звездообразным двигателем Сименс мощностью 85 л.с. Построен в одном экземпляре.
  • С отечественным трёхцилиндровым звездообразным двигателем М-23 (НАМИ-3) мощностью 65 л.с. Построен в одном экземпляре.

АИР-3

Самолёт АИР-3

Двухместный подкосный моноплан-парасоль.

Построен в 1929 году в одном экземпляре. 6 сентября 1929 года лётчики — слушатели Академии А. Филин и А. Ковальков на АИР-3 совершили беспосадочный перелёт Кавказские Минеральные Воды — Москва, установив два мировых рекорда для двухместных маломощных самолётов: дальности (1750 км) и скорости (170 км/ч).

АИР-4

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси.

Спроектирован на основе АИР-3 с незначительными изменениями. Первый экземпляр изготовлен на заводе Авиаработник в сентябре 1930 года. Построена была небольшая серия из 3 самолётов с двигателем Вальтер.

АИР-5

Подкосный высокоплан с закрытой четырёхместной кабиной и двигателем «Райт» мощностью 220 л. с. Построен в 1931 г, серийно не выпускался.

АИР-6

Лёгкий многоцелевой самолёт — подкосный высокоплан с закрытой трёхместной кабиной.

Машину АИР-6 называли в то время «исполкомовский самолёт» или «летающий автомобиль». Для связи глубинных населённых пунктов с районными и областными центрами требовался небольшой самолёт, способный работать на маленьких аэродромах.

Первоначально получил традиционное для яковлевских машин того периода обозначение АИР-6, однако после ареста в 1937 г. А. И. Рыкова обозначался как «Самолёт инж. Яковлева № 6» или «Я-6».

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. В кабине спереди размещено сиденье для лётчика, за ним — диван на два места для пассажиров. Вес пустого — 583 кг, взлётный — 843 кг. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с. максимальная скорость самолёта — 166 км/час, потолок — 4500 м.

Опытный экземпляр был построен на заводе им. Менжинского весной 1932 г. Первый полёт совершён в мае1932 г. (лётчик Ю. И. Пионтковский). АИР-6—первая серийная машина А. С. Яковлева. В период с 1934 по 1936 гг. было выпущено 468 экземпляров АИР-6, из которых 20 в санитарном варианте.

В мае 1937 года на поплавковом варианте АИР-6 лётчик Я. В. Письменный установил рекорд дальности беспосадочного полёта. Он пролетел по маршруту Киев — Батуми, покрыв расстояние 1297 км за 16 часов 25 минут.

АИР-7

Двухместный расчалочный низкоплан смешанной конструкции.

Двухместная кабина закрыта целлулоидным фонарём. Девятицилиндровый двигатель М-22 мощностью 480 л.с. закрыт кольцом Тауненда (обтекателем).

АИР-7 был построен на заводе им. Менжинского в конце лета 1932 г. Первый полёт был совершён 19 ноября 1932 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Во втором полёте 20 ноября 1932 г. Ю. И. Пионтковский с пассажиром А. С. Яковлевым получил рекордную для нашей страны скорость 325 км/ч. Изготовлен в одном экземпляре. АИР-7 впервые в нашей авиации продемонстрировал преимущество моноплана перед бипланом.

АИР-8

Двухместный подкосный моноплан-парасоль с пирамидальным шасси.

Спроектирован на основе АИР-4 с незначительными изменениями в схеме. Фюзеляж деревянный, прямоугольного сечения. Двигатель — первоначально НАМИ М-23 мощностью 65 л.с. Позднее из-за неустранимых вибраций вместо него был установлен двигатель Вальтер (60 л.с.), впоследствии заменённый на Сименс (85 л.с.) Постройка самолёта была завершена летом 1933 г. Первый полёт совершён в августе 1933г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Испытания в НИИ ГВФ проходили в 1934 г. Построен в одном экземпляре.

АИР-9

Двухместный низкоплан смешанной конструкции.

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Обе кабины закрыты прозрачным фонарём. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с.

Первый полёт совершён 2 октября 1934 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Построен в одном экземпляре.

АИР-10

Двухместный низкоплан смешанной конструкции.

Фюзеляж сварен из стальных труб и дополнительно расчален. Обшивка фюзеляжа — полотняная. Обе кабины открытые, защищены козырьками. Двигатель М-11 мощностью 100 л.с.

Первый полёт совершён 11 июля 1935 г (лётчик Ю. И. Пионтковский). Построен в одном экземпляре.

АИР-12

Двухместный самолёт, предназначенный для полётов на дальность.

Вся конструкция самолёта была предельно облегчена для достижения наилучших результатов. Головки цилиндров двигателя М-11 без обтекателей, шасси убираемое в центроплан, колёса баллонные.

Самолёт был выпущен в июле 1936 г. 21 сентября лётчик Ю. И. Пионтковский в ходе заводских испытаний выполнил на нём беспосадочный перелёт Москва — Харьков — Севастополь — Харьков. 24 октября 1937 г. лётчица В. С. Гризодубова и штурман М. М. Раскова выполнили перелёт Москва — Актюбинск (1444 км по прямой)

АИР-13

АИР-14

АИР-15

АИР-16

Ссылки

Примечания

med.academic.ru

Обзор и технические характеристики Apple iPad 5 Air

Мощность легче легкого

Особенности Apple iPad Air :

Дисплей Multi – Touch с диагональю 9,7 дюйма, IPS – матрицей и подстветкой LED.
Олеофобным покрытием, которое препятствует появлению отпечатков пальцев.
Процессор А7 с 64- битной архитектурой и сопроцессор М7.
Две камеры.
Два микрофона.
Высокоскоростной Wi – Fi.
До 10 часов автономной работы по сети Wi – Fi, воспроизведения фильмов и музыки.

Невероятная легкость

Новый iPad Air поражает своим дизайном – планшет стал легче на 0,5 кг по сравнению с iPad предыдущего поколения. Толщина планшета в 7,5 мм очень удачно сочетается с элегантной конструкцией unibody (монолитный бесшовный алюминиевый корпус ) и делает корпус простым и надежным. Вы почувствуете это сразу, как только возьмете новый iPad Air в руки, тем более, что он стал более компактным на 24%.


Дисплей Retina и технология Multi -Touch

Совершая покупки в сети, пользуйтесь кешбэком — это сервис, который вернёт часть потраченных Вами денег на покупку того или иного товара.

iPad Air оснащен дисплеем Retina с IPS – матрицей высокого разрешения (2048×1536) и диагоналюю 9,7 дюймов. Поэтому Вы с легкостью можете в интерактивном режиме смотреть как фильмы, так и фотографии, получая при этом высокую четкость и яркость изображения. А взаимодействие с экраном Multi -Touch обеспечит Вам идеальное удобство использования.


Чрезвычайно высокая мощность

Приложения теперь запускаются вдвое быстрее благодаря новому процессору А7 ! При этом Вы можете наслаждаться невероятными визуальными эффектами и детализацией графики. Кроме этого, делать Вы это сможете гораздо дольше, поскольку новый iPad Air от аккумулятора без подзарядки работает до 10 часов!


Скоростной Wi – Fi

Загружать файлы, отправлять документы и фотографии, открывать веб – сайты стало еще проще, ведь скорость подключения к сети Wi – Fi на новом iPad Air стала вдвое больше благодаря двум антеннам и технологии МІМО (несколько входов – несколько выходов). За счет этого скорость загрузки может достигать до 300 Мбит/c.


5- мегапиксельная камера iSight

Делать отличные кадры теперь легко как никогда. 5- мегапиксельная камера iSight фокусируется и позволяет снимать Full HD видео 1080р. А процессор А7 обеспечивает отличное качество изображения и открывает новые горизонты для творчества.


Основные характеристики iPad Air 9,7 ” :
Операционная система: IOS 7
Дисплей : 9.7 “, IPS (2048×1536 )
Основная камера : 5 Мп, автофокус, запись HD видео
Фронтальная камера: 1.2 Мп, запись HD видео
Процессор : Apple A7 1.3 ГГц
Оперативная память: 1 Гб
Встроенная память: 16 Гб
Беспроводные технологии: LTE, 4G, 3G ( UMTS), Wi – Fi, Bluetooth
Автономность : встроенный литий -полимерный аккумулятор 32.4 Вт / ч
Габариты: 240 x 169.5 x 7.5 мм
Вес: 478 г

Спасибо, что читали! Делитесь прочитанным, и подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен

Больше интересного:


Facebook

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Twitter

Pinterest

Мой мир

itcrumbs.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *