Содержание

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер: история и характеристики

Ракетные крейсеры – достаточно новый вид кораблей, выросших не из классических крейсеров с богатой биографией, а образовавшие отдельное направление в мировом кораблестроении на базе эскадренных миноносцев. Особое место в их развитии занял подкласс атомных боевых кораблей.

А поскольку создавались они для ведения ракетно-ядерной войны, то не имели традиционной конструктивной защиты. Да и часть водоизмещения, предназначавшаяся для несения тяжелой брони, поглощалась все более новыми видами вооружения с их изменившимися объемами и энергопотреблением, а также помещениями для экипажа, к которым тоже изменились требования, особенно на судах, предназначенных для длительного автономного плавания.

Проект «Орлан»

В основу проекта была положена предпосылка создания океанского корабля неограниченной автономности, который должен был на просторах Мирового океана искать, а затем и уничтожать атомные подводные ракетоносцы.

Ленинградское Северное ПКБ получило ТЗ на разработку нового проекта, который получил название «Орлан» и номер 1144. Проект предусматривал локальную схему защиты наиболее важных видов вооружения от воздействия ракетного удара. Поэтому большую часть вооружения спрятали под палубу.

Главным врагом нового корабля предполагалась мощная авиация противника. И для борьбы с ней в состав вооружения вводились средства ПВО разного принципа действия и калибров. Противокорабельные ракеты были предназначены для борьбы с авианосцами.

Проект 1144 был очень растянут во времени, дополнялся и перерабатывался. Все четче вырисовывался облик многоцелевого боевого корабля. На одном из этапов будущий корабль получил окончательную классификацию, он стал тяжелым атомным ракетным крейсером.

Аналогов за рубежом корабли проекта «Орлан» (за рубежом он получил обозначение Kirov-class battlecruiser по имени первого ТАРК) не имеют. Полное водоизмещение крейсера составляет почти 26 тысяч тонн, тогда как даже несерийный ракетный крейсер с ядерной силовой установкой «Лонг Бич» ВМФ США в полтора раза меньше.

Правительством Советского Союза было принято решение о строительстве четырех боевых кораблей этого класса.

После закладки первого крейсера проект был доработан, и следующие три крейсера строились по проекту 11442. Все корабли отличаются по видам и количеству вооружения. Предполагалось, что все корабли будут оснащаться по новому проекту, но не все виды вооружения были запущены в серийное производство и добавлялись по мере готовности. Поэтому только последний крейсер соответствует проекту практически полностью.

Корабли проекта 1144

ТАРК «Киров», заложенный в 1977 году весной, вступил в строй в последние дни 1980 года. В 1992 году был включен в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации под новым именем «Адмирал Ушаков» и был списан в 2004 году. Сейчас ожидает утилизации.

Следующим был «Фрунзе», заложенный летом 1978 года и вступивший в строй осенью 1984 года. Новое имя корабля – «Адмирал Лазарев». Атомный крейсер единственный из кораблей проекта «Орлан» проходил службу на Тихоокеанском флоте.

ТАРК «Калинин» заложили с некоторым отставанием, весной 1983 года, в строй он вошел в конце 1988 года. Позднее стал называться «Адмирал Нахимов». Сейчас находится в Северодвинске на ремонте и будет в 2018 году передан Северному флоту.

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, модернизация которого может начаться только после того, как в Северодвинске либо будет утилизирован первый корабль серии, либо завершит реконструкцию и уйдет к месту службы «Адмирал Нахимов», ждет решения своей судьбы у причальной стенки ремзавода на Тихом океане.

Строительство четвертого корабля, завершение первого этапа которого пришлось на распад СССР и в связи с этим резкое сокращение финансирования, растянулось на долгие годы. Заложенный в 1986 году, он вступил в строй только в 1998 году. Но сейчас флагман Северного флота «Петр Великий» единственный несет службу.

Технические данные крейсера

Итак, нынешний «Адмирал Лазарев», атомный крейсер, длина которого составляет 252, ширина – 28,5 и осадка — больше 9 м, стал вторым кораблем проекта «Орлан». Полубак крейсера составляет около 70% длины корабля. Он разделен водонепроницаемыми переборками на шестнадцать отсеков. По всему корпусу располагаются 5 палуб. В корме под палубой оборудован ангар на три вертолета и подъемник для подачи их наверх, помещения для хранения топлива и боезапаса. Основной материал надстроек — алюминиево-магниевые сплавы.

Общего бронирования на крейсере нет, но дно выполнено двойным для защиты от боевых повреждений, а на уровне ватерлинии тянется по периметру утолщенный пояс обшивки, высота его – 1 м ниже ватерлинии и 2,5 м выше нее.

Бронированная защита

Бронированная защита выполнена в машинном и реакторных отсеках, ракетных погребах, вертолетном ангаре, погребах боезапаса, хранилищах топлива. Защищены артиллерийские установки, главный командный пункт корабля и боевой информационный пост.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, характеристики которого позволяют неограниченное время находиться в автономном плавании на ядерном реакторе. А на котлах при заявленной скорости он может находиться в море 1000 дней.

Его максимальное водоизмещение – 26,2 тысячи тонн. На вспомогательных котлах может развивать скорость семнадцать узлов, а на основной установке – 31 узел, или в сухопутном измерении 57 км/час.

Силовая установка

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, двигатели которого работают на ядерном топливе.

Энергетическая установка двухвальная с пятилопастными винтами. В ее состав входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах, мощность которых — 600 мВт, две паровые турбины общей мощностью 140 тысяч л. с.

В состав каждой из двух автономных секций паропроизводящей установки входит реактор с системами и устройствами обслуживания. ППУ находится в реакторном отсеке. По обе стороны от нее по носу и корме корабля располагается паротурбинная установка из двух автономных частей, и каждая из них работает на свою линию.

На крейсере предусмотрен и резервный вариант обеспечения турбин паром. Автоматизированные паровые котлы на органическом топливе производят в час 115 тонн пара каждый.

Подача пара и конденсата осуществляется по любому борту по разветвленной сети трубопроводов.

Электроэнергией корабль обеспечивают четыре турбогенератора, мощность каждого из которых — 3000 кВт, и четыре же газотурбогенератора по 1500 кВт каждый. Размещены они в четырех отсеках.

Такая энергетическая установка позволяет обеспечивать электроэнергией и теплом небольшой город тысяч на 150 населения.

Ракетное вооружение

ТАРК «Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, вооружение которого ракетное, зенитное, артиллерийское, торпедно-минное дополняется авиацией.

Главная ударная сила корабля – двадцать противокорабельных ракетных комплексов (ПКР) «Гранит» — сверхзвуковых крылатых ракет стартовой массой 7 т, низко летящих у цели, с дальностью полета более 600 км. Они располагаются в пусковых установках под палубой в носовой части. Угол возвышения составляет 47°.

Ракеты в полете автономны, одна из них в залпе летит выше других и управляет ими, распределяет цели, перед целью все они выполняют противозенитный сложный маневр.

Для ближней обороны на крейсере установлены по обоим бортам от носовой надстройки ЗРК «Оса-МА» с выдвижными двухбалочными ПУ на 40 ракет.

Основное средство противовоздушной обороны дальней зоны на крейсере – это два зенитно-ракетных комплекса С-300Ф «Форт», с шестью пусковыми установками вертикального старта каждый.

Одна ПУ предназначена для пуска восьми ракет, то есть всего корабль может выпустить 96 ракет одновременно. Цели, скорость полета которых достигает 1,3 км/сек, «Форт» в состоянии поразить на расстоянии до 75 км, на высоте от 25 до 25 тысяч метров.

Артиллерийское и зенитное вооружение

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» был оснащен в качестве артиллерийского вооружения двухорудийной 130-мм башней АК-130, расположенной в корме с системой управления стрельбой М-184, которая может одновременно сопровождать две цели. Горизонтально орудия могут разворачиваться на 180°, вертикально опускаться до минус 10° и подниматься до 85°.

Этот универсальный комплекс может обстреливать воздушные, береговые и морские цели со скоростью до 86 выстрелов в минуту на расстоянии до 25 км.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, зенитная артиллерия ближнего действия на котором была представлена четырьмя батареями по два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М и общим боезапасом 48 тыс. снарядов.

Противолодочное вооружение

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» в качестве противолодочного вооружения был оснащен ракетным комплексом «Водопад», ракето-торпеды модели 83РН или 84РН которого запускались из торпедных аппаратов по бортам корабля. Ракета ныряла в воду, на глубине запускался двигатель, она вылетала и по воздуху долетала до цели на расстояние до 60 км. Только там отделялась боевая часть — 400-мм самонаводящаяся торпеда УМГТ-1 или ядерная глубинная бомба. Боезапас составлял до тридцати ракето-торпед.

В носовой части был установлен реактивный двенадцатиствольный 213-мм бомбомет РБУ-6000 «Смерч-2», а на корме — два 303-мм бомбомета 6 РБУ-1000 «Смерч-3».

Авиаотряд

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, на борту которого базировался авиационный отряд из трех тяжелых вертолётов противолодочной модификации или целеуказания в зависимости от поставленных задач. Они могли выполнять задачи поисково-спасательные, разведки и целеуказания, противолодочного поиска. Кроме ангара под палубой, подъемника и хранилища боезапаса, крейсер был оборудован взлетно-посадочной площадкой на корме и постом управления авиацией с необходимой навигационной аппаратурой. Для экипажей были предусмотрены отдельные каюты.

Крейсеры этого проекта первыми получили такой резерв водоизмещения, чтобы можно было укрыть под палубой и машины, и запас топлива к ним.

Радиолокационное вооружение и средства связи

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер с новейшим радиоэлектронным вооружением. В него входили обзорные РЛС МР-600 «Восход» и МР-710М «Фрегат-М», объединенные в радиолокационный комплекс «Флаг», две навигационные станции «Вайгач», две станции обнаружения низколетящих целей «Подкат», система «Привод-В» для радионавигации вертолетов.

Радиотехническая разведка и радиоэлектронная борьба выполнялись комплексом «Кантата-М». К средствам противодействия относились и две спаренные пусковые установки комплекса выстреливаемых помех с боезапасом в 400 снарядов, буксируемая ложная торпедная цель с мощным шумогенератором.

Комплекс радиосвязи «Тайфун-2» состоял из систем связи в разных диапазонах волн, включая спутниковую связь «Цунами-БМ».

Управление осуществлялось с помощью боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Лесоруб 44».

Команда корабля

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», пр. 1144 /11442, обслуживал экипаж из более чем семисот человек, в том числе от 100 до 120 офицеров.

Для офицеров и мичманов предназначались одно- и двухместные каюты, для матросов и старшин – кубрики, рассчитанные на 6-30 человек. В распоряжении членов команды были две бани, сауна, бассейн размером 6 × 2,5 м, пятнадцать душевых, медицинский блок с рентген-кабинетом, амбулаторией, операционной, лазаретом и аптекой.

Для отдыха на крейсере есть три кают-компании, салон, спортзал.

А еще на борту размещались собственная телестудия, три лифта и сорок девять коридоров протяженностью почти двадцать километров.

Прошлое крейсера

«Адмирал Лазарев», атомный крейсер, до 1992 года носивший имя «Фрунзе», с 1984 по 1996 г. сменил несколько бортовых номеров: 190, 050, 028, 014, 058, 010, 015.
Крейсер был спущен на воду весной 1981 года, в строй вступил осенью 1984 года, а осенью 1985 года совершил с Балтики переход к месту службы во Владивосток.

По пути следования ТАРК заходил в порты Луанда в Анголе, Аден в Южном Йемене и несколько портов Вьетнама.

Распад Советского Союза привел к серьезным проблемам, в том числе и на флоте. Пока с большими усилиями достраивался последний корабль серии, первые два пришли практически в полную негодность. В 90-х годах прошлого века из боевого состава флота «Адмирал Лазарев» был выведен на длительную консервацию и стал на прикол в бухте Абрек. В конце века его готовили к утилизации, затем изыскали малую часть средств для ремонта на одном из региональных ремонтных предприятий.

В конце 2002 года на судне в одном из кубриков возник пожар. С огнем боролись четыре часа, но благополучно его погасили. Спустя два года с крейсера сняли ядерные энергетические установки.

Так еще в 2011 году выглядел «Адмирал Лазарев», атомный крейсер (фото внизу).

Будущее крейсера

Пока корабль стоит на приколе, гадать о его дальнейшей судьбе бесполезно. Решение о модернизации принято, а вот будет ли она проведена, и в каком объеме, покажет время.

«Адмирал Лазарев» — атомный крейсер, модернизация которого должна будет проходить по сокращенному техническому проекту восстановления ТАРК «Адмирал Нахимов», сейчас прошел ремонт в доке для восстановления плавучести на 30 судоремонтном заводе Тихоокеанского флота и ожидает дальнейших изменений в своей судьбе.

Пусть сегодня из четырех высокоавтономных ТАРК в строю всего один, они по-прежнему остаются самыми крупными и мощно вооруженными в мире в своем классе. Первыми и единственными надводными атомными кораблями советского и позднее российского военного флота, не имеющими аналогов в мире.

fb.ru

Атомный Ракетный Корабль, Последние Новости о Модернизации, Ядерное Вооружение, ТАРКР Русского Флота

Атомный ракетный крейсер, бортовой номер 015, «Адмирал Лазарев» относится к четверке самых крупных надводных военных кораблей проекта 1144, построенных на советских верфях. Суда этого проекта строились на Балтийском заводе в Ленинграде и должны были ознаменовать своим появлением господство Советского ВМФ на океанских просторах. Ни до, ни после в отечественном флоте и за рубежом не строились корабли подобного класса таких размеров. По своей мощности и водоизмещению эти советские корабли — последние самые крупные суда в Советском ВМФ. Ракетные крейсера с ядерной энергетической установкой открыли новую страницу в истории современных флотов — эру новых атомных линкоров.

Концепция ракетного крейсера в советском исполнении

Атомные крейсеры, на которые делало ставку Высшее военно-морское командование СССР, должны были стать самыми мощными ударными надводными кораблями на море, не считая авианосцев. С водоизмещением в 25 тыс. тонн и при длине корпуса в 250 м – эти стальные монстры должны были нестись по океанской глади со скоростью 31 узел. Огромная огневая мощь и безразмерная автономность плавания делали эти корабли по-настоящему хозяевами морей. Недаром американцы отнесли советские атомоходы к классу «линейных крейсеров». В Советском ВМФ – корабли проекта 1144 относились к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРКР). По названию головного корабля серии ТАРКР «Киров» корабль получил в классификации НАТО обозначение «Kirov- class battlecruiser».

Экипаж этой махины составлял 750 человек, а энергообеспечение обеспечивала ядерная установка мощность 150 тыс. л.с. Мощности одного реактора, установленного на советские крейсера, было достаточно для обеспечения электричеством целого города.

Появление в составе американских ВМС крейсера УРО «Лонг Бич» с атомной силовой установкой застало Советский флот врасплох. На тот период, к началу 60-х годов в составе ВМФ СССР находились старые крейсера проекта 68-бис, несшие артиллерийское вооружение и ракетные крейсера проекта 58. Первые выполняли представительскую роль и добавляли советскому флоту только количественный аспект. Вторые могли вести борьбу с надводными кораблями противника на ограниченном морском театре. Основной акцент в строительстве надводных кораблей в те времена делался на создание противолодочных и противоминных судов, эсминцев и БПК.

Полноценными ракетными крейсерами можно считать военные корабли проекта 1134, однако они так остались причисленными к классу БПК.

Можно сказать, что спуск на воду за океаном надводного корабля с ядерной энергетической установкой и послужил толчком к началу проектирования в СССР ударных кораблей нового класса. Новые корабли, получив еще на стадии разработки технического задания мощное противокорабельное ракетное вооружение и ядерный реактор, были переведены в класс крейсеров. Советский флот вступал в эпоху бурного развития и поэтому остро нуждался в кораблях океанского класса, способных действовать на большом удалении от родных баз. В 1964 году начались научные изыскания и технические работы по созданию проекта нового атомохода. Первоначально тактико-техническое задание предполагало строительство корабля, идентичного по водоизмещению американским крейсера УРО типа «Лонг Бич». В дальнейшем было принято решение внести изменения в будущий проект, ориентируясь на создание корабля превосходящей огневой мощи.

Рождение проекта

Атомный крейсер, исходя из этапов проектирования, должен был получиться больше и мощнее американского крейсера. Основным критерием, на который опирались советские конструкторы при разработке проекта, считалась достаточная боевая устойчивость. Корабль должен был иметь средства для борьбы на море и вооружение, способное обеспечить отражение ударов авиации. Будущий крейсер должен был иметь эшелонированную ПВО, обеспечивающую защиту всех наиболее важных боевых частей и отделений корабля.

Первоначально возникли трудности с желанием вместить в один корпус мощное противокорабельное оружие, средства противолодочной борьбы и развитую систему ПВО. Высказывались теории о создании двух кораблей, которые должны были действовать в паре. Одна боевая единица выполняла функции ударного корабля. Другая боевая единица обеспечивала противолодочное прикрытие. Средства ПВО двух кораблей, действующих в паре, могли обеспечить эшелонированную оборону по всем горизонтам. Выиграло окончательное решение в пользу того, что атомный крейсер должен быть универсальным кораблем, в котором в одинаковой мере сочетались бы ударные функции и имелись средства для противолодочной борьбы.

Постоянно растущие требования к боевому обеспечению будущего корабля и его техническим возможностями привели к тому, что сильно увеличилась номенклатура вооружения корабля. Существенно выросло количество оборудования. Корабль заметно добавил в водоизмещении. Проектные параметры водоизмещения в 8000 тонн остались далеко позади. В конечном итоге стали вырисовываться контуры универсального многоцелевого корабля с ядерной силовой установкой. Водоизмещение корабля в проектном варианте составляло, ни много, ни мало, 25 тыс. тонн. Боевой корабль уже на этом этапе отличался от всех существующих до сих пор боевых судов. В 1972 году Северное Конструкторское Бюро закончило проект, который получил шифр 1144. Планировалось построить пять судов этого класса. Корабли получили название «Орлан» и закладывались как Атомные Противолодочные Корабли. Однако уже в процессе постройки головного судна стало ясно, что корабль выходит далеко за рамки противолодочного корабля. Военно-морское командование было вынуждено под новый проект создать новый класс кораблей — тяжелый атомный ракетный крейсер.

Строительство крейсеров с атомной энергетической установкой

Головной корабль серии, получивший название «Киров», был заложен весной 1973 года. Строительство атомохода длилось неполных четыре года. Только в 1977 году корабль был спущен на воду. Второй корабль серии атомный крейсер «Фрунзе» был заложен в 1978 году, в период, когда головной корабль еще только оснащался машинами и механизмами. Первый корабль ТАРКР «Киров» вошел в строй Северного флота в 1980 году. Второй атомный крейсер строился для Тихоокеанского флота. Торжественный спуск на воду состоялся 26 мая 1981 года. До лета 1983 на корабль были установлена головная энергетическая установка, основные узлы и агрегаты жизнеобеспечения корабля. Новый атомоход был готов к приему экипажа, который заранее формировался на базе 10-й эскадры ТОФ. После ввода в строй летом 1985 года корабль совершил переход из Североморска во Владивосток протяженностью 2692 мили, обогнув Европу, Африку и Азию. Во время длительного перехода на корабле были опробованы двигательная установка во всех режимах и проведены стрельбы из всех видов корабельного вооружения.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», ныне крейсер проект 1144 «Адмирал Лазарев», стал гордостью Тихоокеанского флота СССР. Свое новое название корабль получил в 1992 году в честь известного российского флотоводца Михаила Петровича Лазарева.

Еще в процессе достройки корабль получил ряд усовершенствований по сравнению с конструкцией первенца серии ТАРКР «Киров». Новый боевой корабль Тихоокеанского флота, появившись на Дальнем Востоке, сразу изменил соотношение сил. Имея высокую автономность и мореходные качества, мощный корабль смог взять под контроль обширные акватории Тихого океана, от Камчатки и до Южно-Китайского моря.

Особенности конструкции ТАРКР «Адмирал Лазарев»

В целом конструкция второго корабля серии была идентична конструкции головного крейсера, однако когда головной корабль еще находился на стапеле, проект был дополнен, получив новый индекс 11442. Главным образом изменения коснулись оборонительного комплекса. Старые боевые комплексы и системы были заменены на новые образцы. Крейсер получил новейший зенитно-ракетный комплекс «Кинжал». Вместо башенных установок шестиствольных автоматов на судне были установлены орудия ЗАК «Кортик».

Противолодочное вооружение ТАРКР «Адмирал Лазарев» привели в более совершенный вид, вместо противолодочного комплекса «Метель» на судне установили новый комплекс «Водопад». Противолодочную оборону усилили реактивными бомбометами РБУ-6000. Атомоход получил усиленное артиллерийское вооружение корабля. Вместо двух башенных орудий АК-100 на крейсере установили спаренную артиллерийскую установку АК-130.

Имея большой технологический ресурс по вооружению, не все советские атомные крейсера смогли получить одинаковое вооружение. Каждый последующий корабль, даже по улучшенному проекту 11442, оснащался в индивидуальном порядке.

Второй и третий корабль серии, атомный крейсер «Калинин», ныне «Адмирал Нахимов», имели промежуточный состав вооружения, в сравнении с первым кораблем серии и с последним ТАРКР «Петр Великий».

На крейсере «Адмирал Лазарев» кормовые батареи 30-мм автоматов были убраны в район надстройки. На их месте установили вертолетную площадку, по периметру которой установили ЗРК «Кинжал». Поскольку крейсер прослужил меньше всего из своих собратьев, модернизация его не коснулась. Новейшие зенитно-ракетные комплексы «Кинжал» на нем так и не проявились. Изменения с основной и с зенитной артиллерией затронули кормовую часть корабля и надстройку, однако и носовая часть корабля претерпела некоторые изменения. Вместо пусковых установок комплекса «Метель» на корабль установили компактные стандартные торпедные аппараты комплекса «Водопад», рассчитанного под ракето-торпеды.

Радиолокационное оборудование на крейсере так же претерпело изменения по сравнению с головным кораблем. На оснащении ТАРКР «Адмирал Лазарев» установили ЛПК МР-800 «Флаг», которая состояла из двух радиолокационных станций МР-600 и МР-700, «Восход» и «Фрегат» соответственно. Крейсер был вооружен БИУС «Лесоруб-44» и МКРЦ «Коралл-БН».

История службы крейсера «Адмирал Лазарев»

После вступления в строй атомный ракетный крейсер «Фрунзе», нынешний ТАРКР «Адмирал Лазарев», не имел флага. Подъем флага на корабле приурочили к годовщине, к 100-летию со дня рождения М.В. Фрунзе, которое приходилось на 2 февраля 1985 года.

Весной 1985 года корабль вышел в море, где были осуществлены пуски ракет из главного ударного противокорабельного комплекса «Гранит». Местом постоянной приписки корабля стал залив Стрелок на внешнем рейде залива Петра в районе Владивостока. Основная боевая служба корабля началась с 1986 года, когда корабль впервые вышел в боевой поход. Зона ответственности корабля включала акваторию Тихого океана восточнее Курильских и Японских островов. Основная цель похода заключалась в слежении за маршрутами следования авианосных групп 7 –го флота США. Атомный ракетный крейсер в этом походе тесно взаимодействовал с другими кораблями ТОФ, авианесущим крейсером «Новороссийск» и большим противолодочным кораблем «Ташкент».

На протяжении 1987 и следующего 1988 года корабль во время боевых походов осуществил очередные пуски ПКР «Гранит». За время активной службы атомный крейсер «Фрунзе» прошел более 65 тыс. морских миль. Развал Советского Союза застал мощнейший корабль Тихоокеанского флота на флотской базе в заливе Стрелка. Приказом Министра Обороны РФ корабль получил весной 1992 года новое имя — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» — и новый бортовой номер.

С этого момента активная боевая жизнь судна прекратилась. Из-за нехватки финансирования в середине 90-х, корабль оставался у причальной стенки, теряя свои уникальные характеристики и боевые возможности. Неясная ситуация с кораблем затянулась на 8 лет. Только в 1999 году было принято вывести боевую единицу из состава Тихоокеанского флота в боевой резерв, присвоив кораблю 2 категорию. Результатом этих решений стала консервация корабля. Со снятым вооружением, обездвиженный крейсер был оставлен у своего причала в поселке Фокино.

Состояние, в котором пребывает корабль сегодня

Корабль, который простаивает долгие годы у причальной стенки, сегодня представляет печальное зрелище. Новости, просачивающиеся в прессу о состоянии ракетного крейсера, крайне противоречивы. ТАРКР «Адмирал Лазарев» на данный момент утратил свою боеспособность. Все основные системы жизнеобеспечения и вооружения на судне приведены в негодность или разворованы. На фоне общего хаоса во внутренних помещениях хорошо видны следы пожара, который вспыхнул на корабле 6 декабря 2002 года. Огонь полыхал четыре часа, затронув не только жилые палубы, но и пробрался в командирский пост. Тушили огонь на протяжении четырех часов.

Сразу после пожара было принято решение удалить с корабля остатки ядерного топлива, сохранившееся в активной зоне реактора. Практические работы по выгрузке ядерного топлива были начаты на Судоремонтном заводе «Звезда» только в 2004 году. Процесс растянулся на целый год, после чего на судне было демонтировано оставшееся вооружение. Последующие десять лет о корабле практически ничего не было слышно. В 2014 году пришли новости о том, что бывший ракетный крейсер собираются доковать. Вместе с доковым осмотром корабль в эти же сроки прошел и доковый ремонт, в ходе которого было установлено состояние корпуса корабля. Наконец-то было принято решение модернизировать корабль с последующим его введением в строй.

Судостроительных мощностей на Дальнем Востоке было явно не достаточно для того, что бы полностью провести комплексную модернизацию боевого корабля такого класса, каким является ТАРКР «Адмирал Лазарев». Чтобы начать ремонт сейчас, крейсер нужно перевести на Северный флот по Северному морскому пути. Самостоятельно выдержать такой длительный и трудный переход старый и потрепанный крейсер не в состоянии. Принято решение дождаться ситуации, когда на судостроительном заводе «Звезда» будут введены в строй два крупнейших сухих дока.

Будущее атомных крейсеров проекта 1144 «Орлан»

На сегодняшний день приняли масштабную государственную программу по модернизации и восстановлению атомных крейсеров проекта 11442 типа «Орлан». В настоящее время в боевом строю пребывает последний из четырех введенных в строй кораблей этого проекта, ТАРКР «Петр Великий».

На повестке дня восстановление и модернизация атомных крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». По мнению экспертов, технологический ресурс конструкции кораблей до конца не исчерпал себя. В планах Высшего военно-морского руководства не предусмотрено строить новые суда подобного класса. Однако восстановить старые атомоходы и вдохнуть в них новую жизнь, задача вполне осуществимая. Планируется иметь в составе флота три корабля подобного класса: два крейсера на Северном флоте и один на Тихом океане. Все работы по модернизации кораблей планируется провести в течение 5 лет. Ввод модернизированных атомных крейсеров запланирован на 2020 год. Одно дело проекты, другое дело реализация задуманного.

По последним данным сегодня ремонт идет только на ТАРКР «Адмирал Нахимов». Модернизация затронула все основные узлы и агрегаты судна. Меняется и вооружение корабля. Вместо пусковых установок для ПКР «Гранит», корабль оснащается пусковыми контейнерами для ПКР П-800 «Оникс» (экспортный вариант ПКР «Гранит»).

С его старшим братом, с крейсером «Адмирал Лазарев» ситуация в лучшую сторону не меняется. Ремонтные работы на корабле до сих пор не начаты. Вероятно, корабль пойдет в утилизацию. Два действующих крейсера после модернизации составят костяк надводных сил Объединенного стратегического командования в Арктическом регионе.

В итоге

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» прочно занял свое место в истории советского и российского военно-морского флота. Этот корабль, как и все его собратья по проекту 1144, имел короткую и красивую боевую жизнь. Корабли появились слишком поздно. Исторические перемены, затронувшие экономику страны не пожалели стальных монстров. Созданные еще во времена Советского Союза, ракетные крейсера продолжают оставаться самыми крупными ударными надводными кораблями российского флота. После ввода в строй последнего корабля серии ТАРКР «Петр Великий» на российских верфях больше не строились корабли таких размеров и такого класса.

Следует отметить, что атомные ракетные крейсера были и самыми дорогостоящими кораблями сначала в Советском флоте, а позже и в российском. По своим боевым характеристикам атомоходы уступали атомным ударным подлодкам проектов 949 и 949А. К тому же атомные подлодки были значительно дешевле атомных крейсеров. Можно сравнивать боевую эффективность надводного корабля с подводной лодкой, однако надводные корабли являются держателями флага государства на море, поэтому время сбрасывать со счетов значение крупных надводных кораблей еще не пришло.

militaryarms.ru

Ракетный крейсер «Адмирал Лазарев»

Подробности
Категория: Военно-морской флот
Опубликовано: 12.03.2018

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» — второй корабль проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1981 году.

  1. История
  2. Назначение
  3. Конструкция
  4. Защита и броня
  5. Технические характеристики
  6. Вооружение
  7. Радиолокационные системы
  8. Современное состояние

История

История тяжелого атомного крейсера «Адмирал Лазарев» как и история нашей страны в последней четверти 20-го века очень непроста, хотя все начиналось отлично. Корабль был спущен на воду в мае 1981 и достраивался еще более двух лет. В октябре 1984 года он вступил в состав Тихоокеанского флота СССР и исправно нес дежурство на дальних рубежах нашей Родины.

С началом девяностых средств на поддержание боеспособном состоянии кораблей такого класса просто не было. В 1999 его вывели из состава флота и даже собирались утилизировать, однако все-таки нашлись средства на консервацию и содержание крейсера в таком состоянии. В 2004 были выгружены атомные силовые установки. В 2011 было принято окончательное решение на поддержание корабля в таком состоянии, и был проведен плановый ремонт. В настоящее время планов по утилизации корабля нет, однако и средств на его восстановление требуется немало и каких-то конкретных данных о будущем корабля нет.

Назначение

К 70-ым годам прошлого века советский флот остро нуждался в кораблях океанского класса, которые долгое время могли бы нести боевое дежурство вдали от родных берегов, при этом иметь весь спектр вооружения, чтобы действовать самостоятельно, без поддержки кораблей другого класса. Проект 1144 «Орлан» изменяли и дополняли практически на ходу. Корабль «Адмирал Лазарев» серьезно отличается от первенца проекта 1144, крейсера «Киров» и первоначально именовался «Фрунзе».

Основа корабля это ракетное вооружение самых разных классов. Крейсер способен в одиночку бороться с серьезными силами врага, при этом дальность ракет позволяет ему первому наносить удар при обнаружении противника, а различные типы систем ПВО бороться авиацией. Автономность плавания неограничена, и крейсер может долгое время оставаться на боевом дежурстве в любой точке мира. Кораблей такого класса в мире просто нет, и наличие их в составе российского флота выводит его возможности на более качественный уровень.

Конструкция

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» стал самым большим кораблем подобного класса в мире. Его длина составляет 252 метра и он состоит из 5 палуб. Есть возможность и принимать вертолеты, в том числе и ударные, однако в состав его авиационной группировки входят вертолеты радиолокационной разведки. На корме корабля расположены три ангара для вертолетов. Большая часть вооружения спрятана под палубу, так как крейсер не имеет бронирования по всему периметру.

В движение корабль приводят две мощные силовые установки, мощность каждой из которых 70 000 лошадиных сил. Турбины в действие приводят два атомных реактора общей мощностью 600 МВт. Электроэнергией корабль обеспечивают четыре турбогенератора с мощностью 3 МВт, и четыре газотурбогенератора мощность по 1,5 МВт каждая.

class=»eliadunit»>

Защита

Общего бронирования по всей корме на корабле нет. Броней защищены основные системы корабля:

  • реакторный отсек
  • машинный отсек
  • топливный отсек
  • вертолетные ангары
  • ракетные погреба и боезапас
  • артиллерийский отсек
  • командный пункт

По периметру корабля на уровне ватерлинии установлена утолщенная обшивка, а дно и вовсе защищено двойным слоем. К средствам защиты корабля можно отнести ложную торпедную цель, в которой используется мощный шумогенератор. Так же на корабле есть и пусковые установки выстреливаемых помех.

Технические характеристики

  • длина — 252 м
  • ширина — 28,5м
  • осадка — 9,1м
  • водоизмещение
    • стандартное — 24300 тонн
    • полное — 26 160
  • максимальная скорость — 31 узел
  • скорость на котлах — 17 узлов
  • автономность плавания — не ограничена, на котлах не более 1000 дней
  • Экипаж — 727 человек

Вооружение

  • Ракетное вооружение — 20 противокорабельных ракет ПКР «Гранит» с дальностью полета 625 км с возможностью установки ядерного заряда
  • Противовоздушная оборона — ЗРК С300Ф «Форт». Всего в боезапасе 96 ракет для данной установки. Максимальная дальность может достигать 150 км в зависимости от типа используемых ракет. Используется данная система против авиации и высотных целей противника. Так же для ПВО используется Оса-М, ее основная задача борьба с ракетами и низколетящими целями.
  • Противолодочная оборона — для обороны от подводных лодок используется два комплекса РБУ-6000 и РБУ-1000, где последняя цифра это дальность стрельбы. Также установлен ракетный противолодочный комплекс «Водопад», способный поражать подводные лодки на расстоянии до 50 км.
  • Артиллерия — 2 корабельных пушки АК-130 калибром 130мм
  • Зенитная артиллерия — восемь шестиствольных 30мм установок АК-630, максимальная дальность поражения которых составляет 4км.
  • В состав корабля входит авиационная группа из трех вертолетов КА-27, способных вести радиолокационную разведку.

Радиоэлектроника

  • РЛС МР-600 «Восход» и МР-710М «Фрегат» используются для дальнего обнаружения и составляют единый радиолокационный комплекс «Флаг».
  • Станция «Подкат» — используется для обнаружения низколетящих целей
  • Система «Привод-В» — используется для навигации вертолетов.
  • Комплекс «Тайфун-М» — комплекс радиосвязи, включающий в себя сразу несколько установок, работающих в разных диапазонах, а так же использующие спутниковую связь.
  • «Кантата-М» — комплекс радиоразведки и РЭБ.
  • «Лесоруб 44» — БИУС корабля (боевая информационно-управляющая система)

 

Современное состояние

В настоящее время тяжелый атомный крейсер «Адмирал Лазарев» находиться в законсервированном состоянии, однако тот факт, что был произведен дорогостоящий ремонт корабля, и он был приведен в нормальный вид, дает основания для предпосылок к модернизации и восстановлению корабля. Однако для этого потребуется практически заново строить все системы вооружения и радиолокации, ведь за время стоянки с корабля было разворовано практически все, где использованы цветные металлы. Да и к тому же многие системы давно устарели, например на ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» устанавливаются пусковые установки уже под новейший гиперзвуковой «Циркон». Несмотря на то, что системы вооружения устарели, силовая установка и корпус корабля отвечают всем требованиям сегодняшнего дня и намного легче модернизировать старый корабль, чем строить новый тяжелый атомный крейсер.

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

«Адмирал Лазарев» до и после докования

.
ТАРКР «Адмирал Лазарев» пр. 11442 был построен на Балтийском заводе в Ленинграде и передан ВМФ 30.10.1984 (30 лет назад) под наименованием «Фрунзе». Флаг поднят 02.02.1985 (День корабля). 21.08-12.11.1985 вместе с эсминцем «Осмотрительный» совершил межфлотский переход на ТОФ.. Переименован 27.05.1992. .В период 1995-1996 г.г. из-за аварии, не связанной с ГЭУ, были заглушены реакторы (сработала аварийная защита), но несмотря на это, по состоянию на середину 1997 г. крейсер был боеспособен (А.Павлов «Атомные крейсера типа «Киров»).


«Адмирал Лазарев» после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Тем не менее, два года спустя (в 1999 г.) «Лазарев» был выведен из боевого состава флота в резерв 2-й категории, а позднее законсервирован. С тех пор крейсер стоит у 7-го пирса в Фокино (бухта Абрек залива Стрелок). В 2004-2005 г.г. на СРЗ «Звезда» в Большом Камне с корабля было выгружено ядерное топливо (операция №1). Постепенно было демонтировано вооружение – именно демонтировано, а к тому, что иногда пишут в прессе следует относиться в высшей степени скептически:


«По свидетельствам дальневосточников, нынче «Адмирал Лазарев» являет собой зрелище не для слабонервных. Все системы жизнеобеспечения и вооружения разворованы. Все, что содержало цветной металл, вырвано самым варварским способом. Картину общего хаоса и разрухи дополняют следы от пожара, вспыхнувшего на крейсере 06.12.2002. Тушить его тогда пришлось около четырёх часов» (конец цитаты) (ссылка 1). Про пожар спорить не будем – где не бывает, про цветной металл на рубеже веков – тоже, но «разворованные системы вооружения» не вызывают ничего, кроме улыбки.

О том, что «Лазарев» готовится к докованию, стало известно 19.03.2014 из записи в журнале alexeyvvo (ссылка 2), в которой сообщалось о заключённом договоре на доковый осмотр ТАРКР силами 30-го СРЗ в период 15.01-25.11.2014 (ссылка 3). Предстоящая операция была воспринята со скепсисом как автором записи («чтобы банально не затонул у пирса?»), так и Вашим покорным слугой, однако, как выяснилось позже (в конце года), крейсер прошёл не только доковый осмотр, но и вполне приличный (для своего состояния) доковый ремонт.


«Адмирал Лазарев» после докования, Фокино, 07.04.2015 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)

Когда именно корабль прибыл в 30-й СРЗ, доподлинно не известно, однако есть сведения, что 28-29.06.2014 он уже стоял там в плавучем доке (ссылка 4). Для справки: 30-й судоремонтный завод расположен недалеко от Фокино – в посёлке Дунай в бухте Чажма залива Стрелок, а его плавучий док ПД-41 грузоподъёмностью 80 000 т – один из двух самых больших плавдоков российского судпрома (второй – ПД-50 в 82-м СРЗ в Росляково, ЗАТО Североморск). 17.12.2014 появилось сообщение о завершении докового ремонта, который «был выполнен для обеспечения непотопляемости корабля, продолжительное время находящегося у причальной стенки, для продления его отстоя в законсервированном состоянии» (вольная цитата – ссылка 5).

Но что бы там ни говорили анонимные «источники в оборонно-промышленном комплексе» о проблематичности проводки «Адмирала Лазарева» Северным морским путём в Северодвинск для дальнейшей модернизации, возможность такого развития событий будоражит умы и активно обсуждается в СМИ и на профильных форумах. Думается, что проводка корабля по СМП – не самая большая проблема: если летом 1942 г. сумели провести с ТОФа на СФ лидер «Баку» и три «хрупких» эсминца, то при надлежащей предпоходовой подготовке проведут и ТАРКР с его гораздо более прочным корпусом. Тут важнее понять другое – сможет ли Севмаш принять в ремонт сразу два 1144-х и нужен ли вообще флоту третий ТАРКР?

По мнению автора блога, на оба вопроса следует ответить положительно. После завершения в 2018-2019 г.г. модернизации «Нахимова») Севмашу будет даже проще (и дешевле) одновременно модернизировать два корабля по одному проекту (запланированный «Пётр Великий» и «Адмирал Лазарев») – это касается и заказа материалов и контрагентских поставок. Главная сегодняшняя проблема предприятия – острая нехватка кадров, при достойной зарплате и условиях труда за 3-4 года может быть успешно решена.

Что касается потребности флота в третьем тяжёлом крейсере, то согласно концепции стратегического неядерного сдерживания, озвученной В. Чирковым 20.12.2013 (ссылка 6), основу группировки сил СНЯС ВМФ, оснащённых высокоточным оружием большой дальности,. в среднесрочной перспективе составят АПКР пр. 885М, 949М и ТАРКР пр. 11442. Для того, чтобы в составе сил постоянной готовности СФ и ТОФ всегда находился хотя бы один тяжёлый крейсер, их общее количество должно быть не менее трёх.


«Адмирал Лазарев» в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, 13.08.2014 (фото от SarBMC с forums.airbase.ru)


Сокращённый экипаж «Лазарева», ПД-41, 30-й СРЗ (фото без даты, группа Оружие России, ВКонтакте)


«Адмирал Лазарев» в плавдоке ПД-41 30-го СРЗ, Дунай, бухта Чажма, 28-29.06.2014 (фрагмент фото zeka_vasch)


«Адмирал Лазарев» за два года до докования, Фокино, 03.2012 (фото от Вованыч_1977 с forums.airbase.ru, 4280 пикс.)


«Адмирал Лазарев» за три года до докования, Фокино, 07.2011 (фото от пытливый808 с forums.airbase.ru)


«Адмирал Лазарев» за 11 лет до докования, Фокино, 7-й пирс, 03.2003 (фото от Bull с сайта «Водный танспорт» – fleetphoto.ru)

navy-korabel.livejournal.com

Атомный крейсер «Адмирал Лазарев» — нелёгкая судьба советского гиганта

Тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) – это уникальный тип военных кораблей, появление которых открыло новую страницу в истории мирового флота. Первые ракетные крейсеры были созданы на базе эскадренных миноносцев.

Среди ракетных крейсеров особое место занимают ядерные или атомные крейсеры. В советское время в рамках проекта 1144 было заложено 4 огромных корабля подобного класса, одним из которых стал крейсер Адмирал Лазарев, построенный на Балтийском заводе. Появление кораблей такого класса в СССР должно было укрепить пошатнувшееся положение советских сил ВМФ, для которых появление американского корабля такого класса стало весьма неприятной новостью.

Так как в те годы Советский Союз должен был внушать трепет всему миру своим новейшим оружием, было решено не только ответить США созданием корабля такого же класса, а создать сразу 4 крейсера, каждый из которых должен был превосходить американский крейсер размерами и вооружением.

Каким должен быть советский атомный крейсер?

Новые военные крейсеры, которые задумало разработать Высшее военно-морское командование СССР, должны были превосходить американские корабли не только в вооружении, но и в размерах. Корабли нового проекта должны были стать самыми большими атомными крейсерами в мире, уступая в размерах только авианосцам, предназначение которых было несколько иное.

По задумке Высшего командования ВМФ, новые боевые корабли должны были обладать следующими характеристиками:

  • Водоизмещение новых крейсеров должно было составлять около 25 000 тонн;
  • Длина корпуса – около 250 метров;
  • Скорость – не менее 31 узла;
  • Корабли должны были нести на борту полный спектр самого современного вооружения в его последних модернизациях;
  • Полная автономность корабля должна была обеспечить ему практически полную независимость.

После реализации проекта, получившего номер 1144, американцы отнесли огромные советские корабли к классу линейных крейсеров, а НАТО присвоил им обозначение «Kirov- class battlecruiser», в честь головного корабля проекта «Киров».

Толчок к появлению атомных крейсеров

Новость о разработке и появлении в составе военно-морских сил США огромного крейсера, использующего в качестве силовой установки ядерный реактор, неприятно поразило командование ВМФ. В начале 1960-х годов советский флот в качестве больших крейсеров мог продемонстрировать только следующие модели:

  • Крейсеры проекта 68-бис, которые в качестве вооружения несли на борту артиллерийское вооружение, и могли напугать противника только своими размерами, так как реальной боевой мощи не имели, несмотря на неоднократные попытки их модернизировать;
  • Ракетные крейсеры проекта 58. Данные боевые корабли могли успешно вести борьбу с надводным флотом, правда, радиус поражения их оружия был сильно ограничен.

Основной акцент в развитии военно-морских сил в то время делался на развитии кораблей совершенно других классов:

  • Создание различных типов противолодочных и противоминных кораблей;
  • Эсминцев;
  • Класса больших противолодочных кораблей (БПК).

К ракетным крейсерам, с небольшой натяжкой, можно было отнести корабли проекта 1134, но их было решено оставить в классе БПК, так как вооружение ВМФ Советского Союза должно было значительно превосходить американские аналоги.

Новые атомные корабли, которые ещё на стадии проектирования получили по техническому заданию мощнейшее ракетное вооружение, были сразу переведены в класс крейсеров. Новая концепция развития Советского Союза включала в себя действие в различных точках мира, поэтому ВМФ остро нуждался в больших океанских крейсерах, способных эффективно выполнять боевые задачи на огромных расстояниях от портов.

В 1964 году начались работы по созданию проекта 1144. Изначально корабли проекта должны были копировать американский атомоход «Лонг Бич», тем более, что документация американского крейсера была уже частично скопирована шпионами СССР. Но так как Холодная война была в самом разгаре, а намерения США по постройке аналогичных кораблей были неясными, командование ВМФ СССР приняло решение строить превосходящие по боевой мощи крейсеры.

Рождение проекта 1144

Так как советский атомный крейсер должен был превосходить корабль США по боевой мощи, советские конструкторы заложили в корабли проекта 1144 огромный боевой потенциал:

  • Мощнейшую эшелонированную систему ПВО, способную защитить все наиболее важные отделения и части крейсера;
  • Противокорабельную систему вооружения;
  • Систему противолодочного вооружения.

В процессе создания проекта высказывались мысли о том, что будет очень проблематично установить на один корабль такое мощное и разнообразное вооружение. Предлагалось создать два взаимодополняющих друг друга корабля. Один должен был обеспечивать полную защиту, особенно акцентируя внимание на защите от подводных лодок, а второй должен был стать мощным ударным кораблём. После раздумий этот вариант был признан нерабочим, так как советскому ВМФ требовался автономный корабль.

Так как процесс проектирования растянулся на долгие годы, а вооружение становилось из года в год совершеннее, в проект постоянно вносились изменения, дополняя его последними новинками в области вооружения. В конечном итоге, первый корабль проекта 1144 стал совершенно не таким, каким он задумывался на начальном этапе проектирования:

  • Вооружение его стало намного мощнее;
  • Количество специального оборудования тоже значительно выросло;
  • Водоизмещение корабля, которое изначально планировалось в районе 8 000 тонн, возросло в итоге более чем в три раза.

Первый корабль проекта 1144 на стадии завершения проектирования получил водоизмещение в 25 000 тонн и стал многоцелевым атомным крейсером.

Разработка проекта, которому был присвоен номер 1144, была полностью закончена в 1972 году. В рамках данного проекта предполагалось построить 5 атомных противолодочных кораблей. Но уже при постройке первого корабля серии стало ясно, что размеры новых военных судов никак не подпадают в класс противолодочных кораблей. В результате этого, Высшее командование военно-морских сил СССР было вынуждено разработать абсолютно новый класс для этих кораблей. Данный класс был назван ТАРКР или класс тяжёлых атомных ракетных крейсеров.

Все корабли проекта 1144

Первым кораблём проекта 1144 стал «Киров», постройка которого была начата в 1977 году. Постройка первого корабля серии длилась всего три года, и в 1980 году корабль был готов. После распада СССР «Киров» был переименован в «Адмирал Ушаков» и включен в состав Северного флота. Военная карьера этого корабля закончилась в 2004 году, после чего он был списан и отправился ждать утилизации.

Следующим кораблём серии стал крейсер «Фрунзе», строительство которого началось в 1978 году. Этот корабль попал на службу в 1984 году. После распада СССР крейсер был переименован в «Адмирал Лазарев». Данный крейсер был единственным кораблём проекта 1144, который проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Третий крейсер был заложен только после того, как первые два корабля серии зарекомендовали себя на службе ВМФ. Его заложили в 1983 году и назвали «Калинин». В состав флота данный корабль попал только в 1988 году. Сейчас он находится на длительном ремонте, а переименовали его в «Адмирал Нахимов».

Судьба четвёртого корабля серии достаточно сложная. Заложенный в 1986 году в строй данный корабль попал лишь в 1998 году, так как пик его строительства пришёлся на распад СССР и тяжёлые годы становления Российской Федерации. Последний корабль проекта был назван «Пётр Великий», и он до сих пор успешно несёт боевую службу.

Первый корабль серии, скорее всего, утилизируют, а вот судьба «Адмирала Лазарева» до сих пор неясна. Он либо будет поставлен на глобальную модернизацию, после того, как «Адмирал Нахимов» завершит свой длительный ремонт, либо будет утилизирован, после того, как разберут на металлолом первый корабль серии. В любом случае, сейчас его судьбы могут решить только на высоком государственном уровне.

Особенности конструкции атомного крейсера «Адмирал Лазарев»

Конструкция атомного крейсера «Адмирал Лазарев» практически ничем не отличалась от конструкции первого корабля проекта, кроме того, что в процессе постройки проект 1144 немного дополнили. В связи с тем, что появились новые, более современные виды вооружения, было решено заменить часть вооружения оборонительного комплекса на более новые образцы. Основными изменениями стали:

  • Получение крейсером новейшего ЗРК «Кинжал»;
  • Башенные установки шестиствольных автоматов заменили на орудия «Кортик»;
  • Противолодочный защитный комплекс «Метель» заменили более современным «Водопадом»;
  • Противолодочная оборона нового корабля получила в дополнение к защитному комплексу бомбомёты РБУ-6000.

Нужно отметить, что вооружение каждого из четырёх кораблей проекта 1144 существенно отличалось друг от друга. Особенно заметно это, если сравнить первый и последний корабль серии. Второй и третий корабль по вооружению представляют промежуточные варианты.

Радиооборудование крейсера «Адмирал Лазарев» тоже существенно отличалось от оборудования первого корабля серии:

  • Корабль получил ЛПК МР-800 «Флаг»;
  • БИУС «Лесоруб-44»;
  • МКРЦ «Коралл-БН».

Всё это радиолокационное оборудование было более мощным, чем оборудование «Кирова».

Авиаотряд и команда крейсера «Адмирал Лазарев»

Крейсер «Адмирал Лазарев» имел свой собственный авиаотряд, состоящий из трёх тяжёлых вертолётов. Вертолёты могли выполнять следующие функции:

  • Противолодочного поиска;
  • Целеуказания;
  • Разведки;
  • Поисково-спасательные операции.

Экипаж вертолётов имел свои собственные, отдельные от экипажа атомного крейсера каюты. Огромные объёмы водоизмещения крейсера позволяли отвести для вертолётов не только ангар под палубой, но и отдельное помещение для хранения внушительного запаса топлива.

Экипаж крейсера «Адмирал Лазарев» составлял внушительное количество членов – более 700 человек. Причём около 110 из них были офицерами. Все офицеры и мичманы располагались в удобных одноместных или двухместных каютах, а матросы и старшины располагались в просторных кубриках на 6-30 человек.

Так как атомный крейсер был автономным, на его борту располагались следующие объекты, предназначенные исключительно для удобства экипажа:

  • Телестудия;
  • Две бани и одна сауна;
  • Бассейн и 15 просторных душевых;
  • Медицинский блок, располагающий своей операционной, рентгеном, аптекой, лазаретом и амбулаторией;
  • Три кают-компании и просторный общий салон;
  • Спортзал.

Весь набор этих функций, которые в то время были только в элитных санаториях, делал службу на корабле «Адмирал Лазарев» настоящим курортом.

История службы атомного крейсера «Фрунзе/Адмирал Лазарев»

Первый выход в море атомного крейсера «Фрунзе» произошёл весной 1985 года. Тогда корабль просто вышел в море и произвёл пробные пуски ракет из противоракетного комплекса «Гранит». Настоящая боевая служба началась в 1986 году. В этом году корабль впервые вышел на боевое дежурство недалеко от Японии. Основной военной задачей корабля было слежение за боевыми авианосцами военного флота США. Эта операция прошла в тесном взаимодействии с другими военными кораблями ВМФ СССР.

В 1987 и 1988 годах крейсер неоднократно выходил на боевые дежурства, осуществляя при этом пробные запуски ракет ПКР «Гранит». После развала СССР корабль был переименован в «Адмирал Лазарев», после чего его служба фактически закончилась. Недостаток финансирования привёл к тому, что мощнейший корабль российского флота простоял на «приколе» около восьми лет, постепенно теряя свои боевые качества.

В 1999 году было принято решение вывести крейсер из состава Тихоокеанского флота в резерв. В настоящее время атомный крейсер «Адмирал Лазарев» ждёт решение, которое позволит ему отправиться на модернизацию или разборку.

Будущее крейсера «Адмирал Лазарев»

Сегодня только один из кораблей проекта 1144 продолжает нести боевую службу в рядах военно-морских сил Российской Федерации. Это последний корабль, который был спущен на воду в 1998 году, – «Пётр Великий». Судьба «Адмирала Лазарева» и «Адмирала Нахимова» по-прежнему остаётся под вопросом.

Не так давно российские эксперты, тщательно осмотрев два корабля, выдали заключение, что они ещё далеко не полностью исчерпали свой ресурс. Модернизация «Адмирала Нахимова» — это дело решённое и давно уже начатое, а вот «Адмирал Лазарев» пока модернизировать просто негде. Вопрос по модернизации двух атомных крейсеров должен быть закрыт до конца 2020 года.

До конца неизвестно, будет ли модернизирован «Адмирал Лазарев», или его просто разберут на металлолом, но так как сам президент Российской Федерации интересовался ходом данной модернизации, можно надеяться, что огромный корабль ещё сможет выйти в открытый океан для защиты интересов России.

warways.ru

Адмирал Лазарев (крейсер) Википедия

«Адмирал Лазарев»

Крейсер «Фрунзе» в 1985 году.
Служба
Россия Россия
Назван в честь Михаил Петрович Лазарев
Класс и тип судна ТАРКР проекта 1144
Порт приписки Фокино
Организация Тихоокеанский флот
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 26 июля 1978 года
Спущен на воду 26 мая 1981 года
Введён в эксплуатацию 31 октября 1984 года
Статус В отстое с 1999 года
Основные характеристики
Водоизмещение 24 300 т (стандартное)
26 190 (полное)
Длина 252 м
228 м (по ватерлинии)
Ширина 28,5 м
24 м (по ветерлинии)
Осадка 9,1 м
10,33 м (наибольшая)
Двигатели ЯЭУ, два реактора, два вспомогательных котла и две турбины
Движитель 2 пятилопастных винта
Скорость хода 31 узел (57 км/ч)
17 узлов на котлах
Дальность плавания не ограничена на реакторе,
1000 дней на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 655—727
(97—105 офицеров)
Вооружение
Артиллерия 1 × 2 АК-130
Зенитная артиллерия 8 ЗУ АК-630
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет),
2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × 12 РБУ-6000,
2 × 6 РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад»)
Авиационная группа 3 вертолёта Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
 Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

Адмирал Лазарев (атомный крейсер) Википедия

«Адмирал Лазарев»

Крейсер «Фрунзе» в 1985 году.
Служба
Россия Россия
Назван в честь Михаил Петрович Лазарев
Класс и тип судна ТАРКР проекта 1144
Порт приписки Фокино
Организация Тихоокеанский флот
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 26 июля 1978 года
Спущен на воду 26 мая 1981 года
Введён в эксплуатацию 31 октября 1984 года
Статус В отстое с 1999 года
Основные характеристики
Водоизмещение 24 300 т (стандартное)
26 190 (полное)
Длина 252 м
228 м (по ватерлинии)
Ширина 28,5 м
24 м (по ветерлинии)
Осадка 9,1 м
10,33 м (наибольшая)
Двигатели ЯЭУ, два реактора, два вспомогательных котла и две турбины
Движитель 2 пятилопастных винта
Скорость хода 31 узел (57 км/ч)
17 узлов на котлах
Дальность плавания не ограничена на реакторе,
1000 дней на котлах при 17 узлах
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 655—727
(97—105 офицеров)
Вооружение
Артиллерия 1 × 2 АК-130
Зенитная артиллерия 8 ЗУ АК-630
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
12 × 8 ЗРК С-300Ф «Форт» (96 ракет),
2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-М» (40 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × 12 РБУ-6000,
2 × 6 РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА (20 торпед или ПЛУР «Водопад»)
Авиационная группа 3 вертолёта Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
 Изображения на Викискладе

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *