Распоряжение от 20 января 2012г. № 77р
Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях
1 Общие положения
1.1 Настоящая Инструкция регулирует порядок проведения в локомотивных депо (далее – депо) основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.
Соблюдение требований настоящей Инструкции работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание электровозов, и локомотивными бригадами должно обеспечить высокую эксплуатационную надежность электровозов и безопасность движения.
Требования настоящей Инструкции распространяются на эксплуатируемые на сети железных дорог электровозы постоянного и переменного тока серий ВЛ (кроме серий ВЛ8 и ВЛ22М), 2ЭС4К, 2ЭС6, 2ЭС5К, серий ЧС, электровозы двойного питания серий ВЛ82, ВЛ82М, а также на пассажирские электровозы серии ЭП1, ЭП2К.
1.2 Перечень и объемы работ, приведенные в настоящей Инструкции, в зависимости от местных условий, конструктивных особенностей электровозов, срока их службы, технической оснащенности депо могут быть дополнены в депо при условии обеспечения безопасности движения.
Отступления от перечня и объемов работ, сроков их проведения, предусмотренные в настоящей Инструкции, могут быть разрешены Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» по представлению обоснованных предложений Дирекций по ремонту тягового подвижного состава железных дорог.
1.3 Подготовка электровозов к работе в зимних условиях должна осуществляться в соответствии с указанием ОАО «РЖД» о подготовке железнодорожного транспорта к работе в зимних условиях, планом основных организационно-технических мероприятий Дирекции по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» по подготовке к работе в зимних условиях, Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, требованиями настоящей Инструкции, а также приказами, планами (мероприятиями), местными инструкциями, разрабатываемыми в депо, отделениях и управлениях железных дорог.
1.4 Для обеспечения надежной работы электровозов в депо должны быть своевременно и качественно выполнены мероприятия по подготовке
электровозов к работе в зимних и летних условиях, создан зимний запас оборудования, запасных частей и материалов, обучены локомотивные бригады и работники, выполняющие ремонт и техническое обслуживание, учтены недостатки в содержании электровозов в предшествующие периоды работы.
1.5 В соответствии с Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях железные дороги Российской Федерации подразделяются на две группы.
Октябрьская, Горьковская, Северная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги относятся к первой группе.
Калининградская, Московская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная железные дороги относятся ко второй группе.
Мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних условиях должны быть выполнены:
для железных дорог первой группы – не позднее 1 октября;
для железных дорог второй группы – не позднее 1 ноября.
На железных дорогах первой группы в зависимости от погодных условий, с разрешения начальника Дирекции по ремонту тягового подвижного состава железной дороги, допускается установка воздухоочистительных фильтров на боковые и крышевые воздухозаборные устройства электровозов до 15 октября.
1.6 Подготовка электровозов к работе в зимних и летних условиях должна, как правило, выполняться соответственно при осеннем и весеннем комиссионном осмотре на очередных текущих ремонтах (ТР).
В случае если электровоз в период проведения комиссионного осмотра, не попадает по графику на ТР, разрешается производить подготовку электровоза к работе в зимних или летних условиях на техническом обслуживании ТО.
1.7 Результаты выполнения мероприятий по подготовке электровоза к работе в зимних или летних условиях заносятся мастерами участков депо в книгу записи ремонта локомотива формы ТУ-28 и отмечаются на специальном графике-экране для приписного парка электровозов. В график-экран заносятся все основные мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях.
График-экран должен находиться у старшего мастера участка текущего ремонта электровозов или у диспетчера по ремонту электровозов, или у заместителя начальника депо по ремонту.
При вводе в эксплуатацию электровозов, поступивших с электровозостроительных или электровозоремонтных заводов, после производства деповского ремонта (ДР), при выдаче из запаса ОАО «РЖД» и резерва железной дороги они должны быть подготовлены к работе в зимних или летних условиях. Об этом делается соответствующая отметка в книге записи ремонта локомотива формы ТУ-28.
1.8 Конкретные сроки подготовки электровозов к работе в зимних или летних условиях устанавливаются Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава железной дороги для каждого депо с учетом требований настоящей Инструкции и местных условий эксплуатации.
При эксплуатации электровозов, обращающихся на двух железных дорогах, сроки подготовки к работе в зимних или летних условиях должны быть установлены в совместном приказе начальников этих железных дорог с учетом требований Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.
В приложении 1 к настоящей Инструкции для сведения приведены (по данным метеостанций) даты наступления средних суточных температур воздуха ниже и выше 0°С для железнодорожных станций, расположенных на основных электрифицированных участках железных дорог Российской Федерации.
1.9 Электровозы, выпускаемые заводами с капитального ремонта в период с 1 сентября по 15 марта, должны быть подготовлены к работе в зимних условиях, а с 16 марта по 1 сентября – к работе в летних условиях. Подготовка на заводах по ремонту электровозов к работе в зимних или летних условиях производится в соответствии с требованиями настоящей Инструкции за отдельную плату по договорам между Дирекциями по ремонту подвижного состава железных дорог и заводами (если эти работы не учтены в стоимости капитального ремонта электровозов).
1.10 Стойла участков, предназначенные для выполнения технических обслуживании ТО, текущих ремонтов ТР и непланового ремонта электровозов, должны быть оборудованы устройствами для подогрева и сушки увлажненной изоляции обмоток тяговых двигателей (далее – сушка изоляции обмоток), источниками постоянного тока напряжением 200 – 250 В, розетками трехфазного тока промышленной частоты напряжением 380 В для включения двигателей вентиляторов электровозов переменного тока серий ВЛ, 2ЭС5К, 2ЭС6, 2ЭС4К, ЭП2К, ЭП1 и 260 В переменного тока для электровозов переменного тока серий ЧС.
Стойла указанных участков должны иметь также устройства для подогрева и сушки изоляции вспомогательных электрических машин и аппаратов.
Пункты технического обслуживания локомотивов (далее – ПТОЛ), депо должны быть оснащены передвижными калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей горячим воздухом.
Число стойл, оснащенных калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей, должно обеспечивать потребность в них для своевременного выпуска электровозов с планового и непланового ремонта.
Все указанные устройства должны быть отремонтированы с проверкой их действия не позднее 1 сентября.
1.11 Должны быть измерены температура и расход воздуха в каждом тяговом двигателе, поступающего от калориферной установки. Расход
воздуха определяется по методике, изложенной в приложении 2 к настоящей Инструкции. Температура горячего воздуха на входе в тяговые двигатели должна быть 90 – 100°С через 30 мин после включения калорифера.
1.12 Приказами по депо назначаются обученные работники, ответственные за содержание изоляции тяговых двигателей и вспомогательных машин в депо, ПТОЛ и пунктах отстоя электровозов в ожидании работы.
На этих работников возлагаются обязанности по подогреву, сушке и измерению сопротивления изоляции обмоток тяговых двигателей (вспомогательных машин), электрических цепей электроотопления вагонов пассажирских поездов, а также других электрических цепей (в случае необходимости) и записи результатов измерений в специальный журнал (форма журнала приведена в приложении 3 к настоящей Инструкции). Сопротивление изоляции электрических цепей и оборудования должно соответствовать нормам, установленным правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов.
1.13 В депо, на ПТОЛ и в местах отстоя электровозов в ожидании работы следует организовать наблюдение за изменением температуры наружного воздуха для принятия решения о подогреве электрических машин при оттепелях в целях предупреждения образования инея на коллекторах и обмотках. Наблюдение осуществляется дежурными по депо или другими назначенными работниками. Запись температуры производится через каждые три часа в настольных журналах дежурного по основному депо (формы ТУ-1 или ТУ-1 ВЦЕ) или дежурного по оборотному депо (форма ТУ-2).
1.14 Отстой электровозов в ожидании работы разрешается в основных и оборотных депо, ПТОЛ, а также в пунктах, имеющих необходимые условия для обеспечения их сохранности и штат для технического обслуживания. Для отстоя электровозов в ожидании работы должны быть выделены и подготовлены специальные пути, очищенные от снега, имеющие устройства для подачи на электровоз сжатого воздуха давлением 500 – 600 кПа и розетки напряжением 50 – 110 В постоянного тока для питания цепей управления и освещения электровозов.
1.15 Установки для подогрева и сушки изоляции оборудования после окончания зимних условий работы осматриваются и консервируются. Гибкие брезентовые патрубки для подвода горячего воздуха к тяговым двигателям снимаются, ремонтируются и сдаются в кладовую на хранение. Воздухопроводы в местах присоединения брезентовых патрубков заглушаются.
1.16 Должен быть обеспечен контроль за соблюдением габарита на тракционных путях депо, ПТОЛ и экипировки. Локомотивным бригадам и работникам, выполняющим ремонт и техническое обслуживание, при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта электровозов необходимо обращать особое внимание на состояние кожухов тяговой зубчатой передачи и принимать меры по устранению выявленных неисправностей.
1.17 В депо и на ПТОЛ создается запас в необходимом количестве антигололедной смазки ЦНИИ-КЗ, трансформаторного масла, а также запас пневматических вибраторов (далее – вибропантограф), гололедоочистительных устройств с пневмоприводом (далее – пневмобарабан) для борьбы с гололедом на токоприемниках и контактной сети.
Данные о механических средствах для борьбы с гололедом: вибропантографах и пневмобарабанах приведены в приложении 4 к настоящей Инструкции.
1.18 Электровозы, находящиеся в запасе МПС России и резерве железной дороги, должны быть подготовлены к содержанию их в надлежащем техническом состоянии, как в зимних, так и в летних условиях, в соответствии с Инструкцией по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги.
1.19 Порядок эксплуатации, ремонта и технического обслуживаия электровозов в зимних и летних условиях должен быть отражен в приказах структурных подразделений. Приказы доводятся до причастных должностных лиц и ответственных исполнителей под роспись. Выписки из приказов, инструкций и другой нормативно-технической документации должны быть оформлены в виде наглядных пособий и должны находиться в учебных классах, технических кабинетах, комнатах инструктажа локомотивных бригад, участках и отделениях по ремонту электровозов, помещениях дежурных по депо и других помещениях с учетом их назначения.
1.20 Ежегодно в марте – апреле, августе – октябре необходимо проводить изучение настоящей Инструкции и местных инструкций, приказов, касающихся особенностей технического обслуживания, ремонта и эксплуатации электровозов в зимних и летних условиях, с работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание, локомотивными бригадами и другими причастными работниками с последующей проверкой их знаний.
1.21 При подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях, техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации электровозов должны соблюдаться требования следующих правил и инструкций по охране труда:
«Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава» ЦТ/4770;
«Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу» ПОТ РО-32-ЦТ-668-99;
«Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава» ТОИ Р-32-ЦТ-535-98;
«Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад» ТОИ Р-32-ЦТ-555-98;
«Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях» № ЦЭ/346.
Продолжение в полной версии документа…
xn--1-htbf.xn--p1ai
Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)
]]>]]> Ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) предназначена для поражения истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации противника в воздушных боях на средних дистанциях днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном и маневренном противодействии противника.
Ракета прошла в ГосМКБ «Вымпел» цикл создания в 1982 — 1989 гг. Одним из основных требований к ней была компактность, позволяющая размещать ракеты на внутренней подвеске перспективных боевых самолетов с целью повышения аэродинамических качеств и снижения заметности. Принята на вооружение в феврале 1994г. Ею оснащаются модификации истребителей 4-го поколения — МиГ-29СД (СЭ, СМ, М), Су-35, Су-37, МиГ-31М и др.
Сразу после появления информации об «Изделии-170» (так в проекте называлась РВВ-АЕ, которая, в дальнейшем, стала называться в НАТО — «AAM-AE» (Air-to-Air Missile, Actve, Energetic), а в российских ВС — Р-77) в 1992 году, западные журналисты дали ей прозвище «Amraamski» (намекая на её схожесть с американской ]]>AMRAAM]]> — AIM-120A).
По своим тактико-техническим характеристикам РВВ-АЕ значительно превосходит отечественные ракеты ]]>Р-24]]>, ]]>Р-27]]>, зарубежные AIM-7F «Sparrow», ]]>»Skyflash»]]>, «Matra super» 530F, а по ряду характеристик — американскую ракету АIМ-120А AMRAAM.
ГосМКБ «Вымпел» ведет работы по модернизации ракеты Р-77 в направлениях повышения эффективности, дальности поражения, технологичности и унификации ее применения в других комплексах. Предусматривается комплектация ракеты инфракрасной ГСН с захватом цели на траектории полета. Разрабатаны варианты с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим увеличить дальность, для поражения самолетов ДРЛО на дистанциях до 150 км.
На базе Р-77 спроектирована зенитная ракета, отличающаяся от прототипа увеличенным диаметром РДТТ.
Состав
]]>]]>Ракета Р-77 — управляемая ракета средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. УР применяется по следующим целям: высокоманевренные самолеты, крылатые ракеты, ракеты классов «земля—воздух» и «воздух—воздух», стратегические бомбардировщики, вертолеты, в т.ч. на режиме висения, и т.д. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности по принципу «пустил—забыл», в т.ч. с многоканальным обстрелом.
Ракета РВВ-АЕ перехватывает цели, совершающие полет со скоростями до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км с превышением (принижением) целей относительно носителя до 10 км и не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска. Дальность пуска по высоколетящим целям — до 80 км, с захватом цели собственной ГСН на дальность в 20 км. Поражение низколетящих целей возможно на дальности до 20 км, вдогон — до 25 км. Ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 ед. Способна атаковать цели при ракурсе до 90° относительно самолета — носителя.
Ракета Р-77 (см.]]>схему]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме, крыло — редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули, расположенные на хвосте, могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при бессрывном обтекании. Такие рули, впервые опробованные на баллистической ракете ]]>»Точка»]]>, дают возможность конформного и внутрифюзеляжного размещения ракеты на самолете-носителе и определяют ее высокие маневренные характеристики. Каждая поверхность состоит из металлической рамки с ножевидной решёткой внутри её. Такая конструкция обеспечивает большую управляющую площадь при меньшем весе. К тому же, для управления такими рулями требуются менее мощные приводы, чем для классических плоскостей. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, в результате возрастает и маневренность на больших углах атаки, доводя её у Р-77 до 150°/сек. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300мм. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.
Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа ]]>9Б1348Э]]>. На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам. Если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка и наведение осуществляется без использования командно-инерциального этапа. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. А в условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может снабжать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям.
Ракета оснащается лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель для случаев прямого попадания или падения на земную или водную поверхность в целях самоликвидации. Боевая часть ракеты ]]>стержневая]]> с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
Для подвески ракеты служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя.
Тактико-технические характеристики
Длина ракеты, мм | 3600 |
Диаметр ракеты, мм | 200 |
Калибр, мм | 200 |
Размах крыла, мм | 454 (400) |
Размах оперения, мм | 750 (740) |
Стартовая масса ракеты, кг | 175 |
Масса боевой части, кг | 22 (18) |
Тип боевой части | стержневая с микрокумулятивными элементами |
Максимальная дальность пуска, км | 80 |
Минимальная дальность пуска, км | 0,3 |
Перегрузка поражаемых целей | 12 |
Скорость, число М | 4,5 |
Вероятность поражения цели | 0,7 |
rbase.new-factoria.ru
Ракета Р-77: технические характеристики, фото
Управляемая ракета типа Р-77 относится к зарядам средней дальности модификации «воздух-воздух». Тактически-ракетное вооружение под кодовым наименованием «Изделие 170-1» разработали и создали специалисты конструкторского бюро «Вымпел» имени Торопова И. И. Заряд ориентирован на поражение воздушных мишеней различных конфигураций, независимо от времени суток и ракурсов поверхности. В качестве носителей указанных боеприпасов выступили современные и перспективные истребители отечественного производства.
История создания
Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.
Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.
Устройство
Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:
- Общая длина – 3710 мм.
- Корпус в диаметре – 200 мм.
- Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
- Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
- На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
- Начальная масса изделия – около 190 кг.
В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.
Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.
Самонаведение
Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.
Характеристики ракеты Р-77
Ниже приведены основные параметры рассматриваемого снаряда:
- Длина – 3,6 м.
- Диаметр – 20 см.
- Размах оперения/крыла – 750/454 мм.
- Стартовый вес ракеты – 175 кг.
- Масса боевой начинки – 22 кг.
- Дальность запуска по максимуму/минимуму – 80/0,3 км.
- Степень вероятности поражения заданной мишени – 0,7 единицы.
- Тип боевой нагрузки – стержневые микрокуммулятивные элементы.
Управление
В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.
Эксплуатация
Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.
В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.
Поражение целей
Произведенная в России ракета «воздух-воздух» большой дальности типа Р-77 РВВ-СД в состоянии поразить цель на высоте до 25 километров. Большую часть пути боеголовка пролетает за счет инерционной системы навигации. На завершающей стадии выполняется активация радиолокационной самонаводящейся головки. Дальность захвата мишени и длительность финальной части полета под управлением ГСН зависит от нескольких показателей. Основным из них является заметность цели. К примеру, воздушное судно противника с ЭПР на уровне трех квадратных метров засекается с дистанции порядка 20 км. Окончательное наведение на цель производится через ГСН (головки самонаведения).
По официальным сведениям, Р-77 способна ликвидировать цели, перемещающиеся со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Предельная перегрузка мишени, степень которой позволяет ракете продолжать атаку с наведением, составляет 12 единиц. У модернизированных версий этот параметр достигает 40 ед. с возможностью разворота до 150 градусов в секунду.
Носители
Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.
В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.
fb.ru
Р-77 (РВВ-СД)
Ракета «воздух-воздух» средней дальности действия
Р-77 (РВВ-СД) / К-77 разработана ГосМКБ «Вымпел». Разработка ракеты средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения и массой до 160-165 кг начата по решению ВПК при Совете министров СССР от 19 марта 1980 г. ОКР по созданию ракеты велась ГосМКБ «Вымпел» совместно с НПО «Молния», ГосНИИАС и ЦАГИ. Главный конструктор ракеты — В.Г.Богацкий (ГосМКБ «Вымпел»).
Испытания ракеты баллистическими пусками прототипа начаты в 1983 г. Начиная с мая 1984 г. ракета К-77 проходила летные испытания с носителя МиГ-29. До конца 1984 г. выполнено 18 пусков ракет без системы наведения. В декабре 1984 г. к программе испытаний присоединились еще несколько МиГ-29. В 1984 г. начато серийное производство ракеты К-77 на киевском заводе им.Артема (Украина, производство ракет велось до распада СССР). Государственные испытания с пусками по мишеням Ла-17 и беспилотным самолетам-мишеням Ту-16 и МиГ-21 проводились пусками с самолетов МиГ-29 в период с 1988 г. по 1991 г. В 1992-1993 г.г. ракета проходит войсковые испытания. Ракета К-77 официально принята на вооружение ВВС России 23 февраля 1994 г. Серийное производство ракет К-77 для нужд ВВС в России не велось, серийное производство ракет К-77 для поставок на экспорт велось опытным производством ГосМКБ «Вымпел».
Ракета К-77-1 / РВВ-СД является вариантом ракеты К-77 с использованием компонентов только российского производства. По состоянию на 2011 г. ракета К-77-1 принята на вооружение или завершает программу государственных испытаний.
.
Ракета РВВ-СД на авиасалоне МАКС-2011
(фото Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com/)
Западное наименование ракеты Р-77 / К-77 / РВВ-СД — AA-12 ADDER.
Самолеты-носители ракет Р-77 в ВВС России
С 2011 г. ракета Р-77 принята на вооружение ВВС России и по информации СМИ находится в серийном производстве. Ракета применяется с авиационных катапультных установок АКУ-170 / АКУ-170Е, а так же с пусковых установок АПУ-140 или АКУ-140. На перспективных истребителях ракета применяется из внутренних отсеков. Носителями ракет Р-77 являются следующие самолеты:
- МиГ-29 / МиГ-35
- МиГ-31М
- МиГ 1.42
- Су-27К / Су-35
- Су-34
- Су-39
- Су-57 / ПАК ФА
- Як-141
Конструкция ракеты
Ракета Р-77 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с удлиненным корпусом и трапецевидными крыльями с большой хордой и малым удлинением, стабилизаторы решетчатые раскрывающиеся. Особенность конструкции обусловлена необходимостью размещения ракеты во внутренних отсеках самолетов-носителей. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления..
Ракета оснащена двухрежимным стартово-маршевым твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ).
ТТХ ракеты РВВ-CД
Длина - 3710 мм Диаметр корпуса - 200 мм Размах крыла – 420 мм Размах стабилизаторов – 680 мм Масса – 190 кг Масса боевой части – 22,5 кг Дальность действия: - 300 м (минимальная) - до 110 км Скорость полета - 4 - 4.5 М Высота полета поражаемых целей - 20 - 25000 м Перегрузка маневрирующей цели - до 12 G
Ракета Р-77 под крылом штурмовика Су-39
(Техника и вооружение. №9 / 2005 г.)
Боевое оснащение
Ракета оснащена стержневой боевой частью с микрокумулятивными элементами. Радиус поражения - 7 м
Устройство ракеты Р-77: 1 — головка самонаведения (ГСН), 2 — лазерный взрыватель, 3 — автопилот, 4 — предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ), 5 — боевая часть, 6 — двигатель, 7 — тепловой источник электрического тока, 8 — электрическая рулевая машинка
Система управления и наведение
Система управления ракетой инерциальная с радиокоррекцией на начальном этапе полета и всеракурсной активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) с коррекцией данных по математической модели цели от ЭВМ самолета-носителя и автоматическим поиском цели в случае срыва самонаведения по математической модели. Так же в ракете реализована возможность пассивного наведения на источник пассивных помех. Все режимы работают по методу модифицированного пропорционального наведения. Угол целеуказания с носителя - до 90 градусов по курсу. Включение ГСН происходит по команде бортовой ЭВМ ракеты.
Модификации:
К-77 / Р-77 / РВВ-АЕ — первый вариант ракеты принятый на вооружение в 1994 г.
Р-77М — модернизированный вариант ракеты
К-77-1 / Р-77 / РВВ-СД — более современная модификация ракеты К-77, используются компоненты только российского производства.
РВВ-АЕ-ПД — вариант ракеты с ПВРД и увеличенной дальностью.
dfnc.ru
Р-77 Википедия
Р-77 (РВВ-АЕ) | |
---|---|
по ификации НАТО: AA-12 Adder | |
РВВ-АЕ на МАКС-2009 | |
Тип | УРВВ средней дальности |
Статус | эксплуатируется |
Разработчик | / ГосМКБ «Вымпел», НИИП (АРЛГСН),[1]НИИЭП (система ближней локации),[2] |
Годы разработки | 1985 — 1993 год |
Принятие на вооружение | 1994 год[3] |
Производитель | Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ММЗ «Коммунар»[4] |
Основные эксплуатанты | |
Модификации | РВВ-ПД РВВ-АЕ-ЗРК РВВ-СД |
Основные технические характеристики | |
Максимальная дальность пуска: 110 км | |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО — AA-12 Adder (рус. Гадюка)) — российская управляемая ракета средней дальности (110 км) класса «воздух-воздух» с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения[5]. Разработана в ГосМКБ «Вымпел». Принята на вооружение в 1994 году.
Р-77 предназначена для борьбы с воздушными целями: самолетами, вертолетами, ракетами классов «земля — воздух» и «воздух — воздух» в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех. Вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7[6].
Содержание
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 2.1 Аэродинамическая схема
- 2.2 Двигатель
- 2.3 Система управления
- 2.4 Взрыватель
- 2.5 Боевая часть
- 2.6 Электрический рулевой привод
- 3 Сравнительная характеристика
- 4 Модификации
- 5 ТТХ
- 6 Совместимость
- 6.1 Крепление к носителю
- 6.2 Носители
- 7 На
ru-wiki.ru
Р-77 (РВВ-АЕ)
Р-77 (РВВ-АЕ) Перспективная управляемая ракета средней дальности РВВ-АЕ с активной радиолокационной головкой самонаведения разработана в ГосМКБ «Вымпел». На выставке МАКС-95 был представлен ее макет. Ракета средней
дальности РВВ-АЕ является аналогом американской управляемой ракеты AIM-120 (AMRAAM) и предназначается для замены существующей ракеты Р-23. Разработка
этой ракеты велась приблизительно с 1985 г. (1982-89 гг.)
Ракета РВВ-АЕ (Р-77) создана для борьбы с различными целями: самолетами, вертолетами (в том числе в режиме висения), ракетами классов «земля-воздух» и
«воздух-воздух». Применение ракеты возможно круглосуточно, в любых метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех противника, на фоне земной и водной поверхностей по
принципу «пустил-забыл», в том числе с многоканальным обстрелом. Способна атаковать цели с бортовым углом 90° относительно носителя.
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему. Цилиндрический корпус и крылья являются основными
элементами, создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий
профиль, что очень важно для минимизации волнового сопротивления ракеты и для размещения ее во внутренних отсеках вооружения самолетов-носителей.
Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъемную силу ракеты. Наиболее интересным решением в компоновке является использование решетчатых рулей, которые при незначительном увеличении аэродинамического сопротивления
и радиолокационной заметности обладают рядом важных преимуществ. У них очень малый (в пределах
1,5 кгм) шарнирный момент, стабильный во всем диапазоне чисел М и высот полета, углов атаки и углов ориентации плоскости симметрии относительно плоскости атаки. Это позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности.
За счет такой структуры рулей реализуется бессрывное обтекание, а значит сохраняется эффективность, до
углов атаки порядка 40°. Имеется широкая возможность изменения характеристик хвостового оперения при помощи варьирования количества ячеек руля, которые
практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по
сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики.
Конструкция решетчатых рулей позволяет их складывать и при необходимости автоматически раскрывать
после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм),
что облегчает внутрифюзеляжное размещение ракеты и решение задачи по снижению общей эффективной отражающей поверхности самолета.
Ракета РВВ-АЕ, как и AMRAAM, оснащена твердотопливным двигателем, реализующим энергичный начальный отлет от носителя при одновременном обеспечении
максимальной дальности полета. При этом достигается скорость полета, соответствующая числу 4М.
Для ракеты РВВ-АЕ московским НИИ «Агат» совместно с ГНПП «Исток» была разработана комбинированная (инерциальная
с радиокоррекцией на маршевом участке и активная радиолокационная — на конечном)
система наведения. Многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная
радиолокационная головка самонаведения 9Б-1348Э диаметром 200 мм обеспечивает возможность захвата воздушной цели класса «легкий
истребитель» (с ЭПР 5 м2) на дистанции не менее 16 км. Достижения в области проектирования и изготовления компонентов
РГС, миниатюризация СВЧ устройств, освоение новой элементной базы позволили создать систему наведения ракеты массой (без обтекателя) всего 16 кг.
Схема применения. Самолет-носитель производит поиск, захват и сопровождение
целей своей бортовой радиолокационной станцией. (Число атакуемых целей является
характеристикой самолетной станции, а ракета сконструирована таким образом, что
любая из подвешенных под носителем может быть пущена по своей цели). Примерно за 10
секунд до входа в зону разрешенного пуска или по команде «Пуск» ракета начинает
работу в предпусковом режиме и получает от носителя информацию о цели. По команде «Пуск»
включается автономное питание, запоминается информация о параметрах
носителя и цели, разарретируются рули.
Им дается предварительное отклонение для безопасного отделения ракеты от носителя.
Если она располагается на рельсовой пусковой установке, то сразу после этого
происходит включение двигателя, а если на катапультной, то сначала срабатывают
толкатели, отделяющие ракету от самолета, а затем с некоторой, зависящей от тактической
ситуации, задержкой включается двигатель.
После удаления ракеты от самолета на безопасное для него расстояние (150 — 300 м),
взводится механизм взрывателя. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, который определяет дистанцию захвата цели головкой.
При этом, в случае стрельбы на минимальной дальности, командно-инерциальное наведение
не используется, а сразу по сходу включается активная головка самонаведения. После перехода на самонаведение линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае ее потери на
траектории организуется повторный поиск с использованием этой модели.
Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального
наведения. В условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может обеспечивать
ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по
специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также
возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.
По сравнению с ракетой AMRAAM Р-77 имеет более высококачественную диаграмму направленности антенны головки
самонаведения и за счет этого она обладает более высокой эффективностью поражения
малоразмерных низколетящих целей на догонных курсах.
Ракета оснащена лазерным взрывателем. Его работа
заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя
адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого
попадания или падения на землю или в воду) в целях самоликвидации.
Боевая часть ракеты РВВ-АЕ стержневая с микрокумулятивными элементами. Вес ее 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой
части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
Пуск ракеты осуществляется с катапультного устройства АКУ-170.
Сейчас в ГосМКБ «Вымпел» ведутся работы по модернизации ракеты РВВ-АЕ в направлениях повышения эффективности, дальности поражения, технологичности и унификации ее
применения в в зенитных ракетных комплексах (вариант РВВ-ЗРК). Планируется
создание варианта с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем (вариант
РВВ-ПД) увеличенных габаритов для увеличения дальности пуска на малых высотах и для поражения целей типа самолетов ДРЛО на
дальностях до 150 км и более. В дальнейшем предусматривается комплектация
ракеты ИК ГСН с захватом цели на траектории полета.
В начале 1990-х гг. ракета Р-77 успешно прошла государственные испытания
и в 1994 г. была принята на вооружение. Ею вооружили истребители Су-27, МиГ-29, МиГ-31М и БМ.
Впервые макет ракеты Р-77 был показан в 1992 году (?) на Мосаэрошоу-92. Позже
ракета демонстрировалась на многих выставках на стендах ГосМКБ «Вымпел» и на статической экспозиции около самолетов-носителей.
Описание | |
---|---|
Разработчик | ГосМКБ «Вымпел» |
Обозначение | Р-77 (РВВ-АЕ) |
Принята на вооружение | 1994 |
Тип ГСН | командно-инерциальная + радиолокационная активная |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | 3,6 |
Диаметр, м | 0,2 |
Размах крыла, м | 0,4 |
Размах оперения, м | 0,7 |
Стартовая масса, кг | 175 |
Масса БГ, кг | 22 |
Тип БЧ | стержневая с микрокумулятивными элементами |
Силовая установка | |
Двигатель | РДТТ |
Летные данные | |
Скорость, м/с (М=) | (4) |
Диапазон высот поражения, м | 20-30000 |
Максимальная скорость цели, км/ч | 3600 |
Перегрузка цели | до 12 |
Дальность пуска, км | 0,3-100 |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Авиационная ракета РВВ-АЕ (Р-77) / Aviation.ru /
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- AA-12 ADDER-77 / FAS /
- Russian Air-to-Air Missile AA-12 (Adder) / Watson’s military page /
testpilot.ru
Ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ, РВВ-СД)
Одна из лучших ракет «воздух-воздух» советской разработки, прямой конкурент американской ракеты AIM-120 AMRAAM.
Ракета Р-77 (РВВ-АЕ) предназначена для поражения на средней дальности аэродинамических целей: высокоманевренных самолетов, крылатых ракет, ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», вертолетов (в т. ч. на режиме висения) и пр. В ракете реализован принцип «выстрелил-забыл», в т. ч. при многоканальном обстреле.
Разработка Р-77 началась в 1982 году в ГосМКБ «Вымпел» (ныне в составе корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Испытания официально завершены в 1991 году, ракета принята на вооружение в 1994 году. Предназначена для вооружения самолетов четвертого поколения: Су-27/30/33/35, МиГ-29/35, МиГ-31 и пр.
Ознакомившись в 1992 году с Р-77, западные авиажурналисты прозвали ее «Amraamski», намекая на очевидную функциональную схожесть советской ракеты с американской AIM-120 AMRAAM.
Ракета Р-77 / РВВ-АЕ и имитаторы ракет Р-73 на выставке военной технике на авиабазе Gong Kedak, Малайзия, 2010 год. Фото: Afiqflanker
Р-77 — твердотопливная управляемая ракета средней дальности, оснащенная активной радиолокационной головкой самонаведения. Масса ракеты 175 кг, длина 3,6 метра, максимальная скорость — до 4 М. Ракета способна маневрировать с перегрузкой в 12g и перехватывать цели, идущие на скоростях до 3600 м/с в диапазоне высот от 20 метров до 25 км. При этом превышение (принижение) относительно высоты носителя в момент старта допускается в пределах 10 км.
Дальность пуска по высококолетящим целям — до 80 км, по низколетящим до 20 км, при стрельбе «вдогон» — до 25 км.
Наведение комбинированное: инерциальное с радиокоррекцией на начальном этапе, на завершающем — с переходом на активное радиолокационное. В случае срыва захвата ракета способна перенацелиться на другой объект.
Боевая часть стержневая, массой 22 кг, с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены так, что при подрыве образуют сплошное кольцо, которое расширяется и буквально режет собой цель. Микрокумулятивные элементы применяются при противоракетной обороне самолета-носителя.
В 2009 году разработчики показали новую версию ракеты Р-77 под обозначениев РВВ-СД («средней дальности»). Ракета слегка потяжелела (до 190 кг) и имеет увеличенную до 110 км максимальную дальность применения.
defendingrussia.ru