Распоряжение от 20 января 2012г. № 77р

Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях

1 Общие положения

1.1 Настоящая Инструкция регулирует порядок проведения в локомотивных депо (далее – депо) основных мероприятий по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях.

Соблюдение требований настоящей Инструкции работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание электровозов, и локомотивными бригадами должно обеспечить высокую эксплуатационную надежность электровозов и безопасность движения.

Требования настоящей Инструкции распространяются на эксплуатируемые на сети железных дорог электровозы постоянного и переменного тока серий ВЛ (кроме серий ВЛ8 и ВЛ22М), 2ЭС4К, 2ЭС6, 2ЭС5К, серий ЧС, электровозы двойного питания серий ВЛ82, ВЛ82М, а также на пассажирские электровозы серии ЭП1, ЭП2К.

1.2 Перечень и объемы работ, приведенные в настоящей Инструкции, в зависимости от местных условий, конструктивных особенностей электровозов, срока их службы, технической оснащенности депо могут быть дополнены в депо при условии обеспечения безопасности движения.

Отступления от перечня и объемов работ, сроков их проведения, предусмотренные в настоящей Инструкции, могут быть разрешены Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» по представлению обоснованных предложений Дирекций по ремонту тягового подвижного состава железных дорог.

1.3 Подготовка электровозов к работе в зимних условиях должна осуществляться в соответствии с указанием ОАО «РЖД» о подготовке железнодорожного транспорта к работе в зимних условиях, планом основных организационно-технических мероприятий Дирекции по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД» по подготовке к работе в зимних условиях, Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях, требованиями настоящей Инструкции, а также приказами, планами (мероприятиями), местными инструкциями, разрабатываемыми в депо, отделениях и управлениях железных дорог.

1.4 Для обеспечения надежной работы электровозов в депо должны быть своевременно и качественно выполнены мероприятия по подготовке

электровозов к работе в зимних и летних условиях, создан зимний запас оборудования, запасных частей и материалов, обучены локомотивные бригады и работники, выполняющие ремонт и техническое обслуживание, учтены недостатки в содержании электровозов в предшествующие периоды работы.

1.5 В соответствии с Инструкцией по подготовке локомотивного хозяйства к работе в зимних условиях железные дороги Российской Федерации подразделяются на две группы.

Октябрьская, Горьковская, Северная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная, Сахалинская железные дороги относятся к первой группе.

Калининградская, Московская, Северо-Кавказская, Юго-Восточная железные дороги относятся ко второй группе.

Мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних условиях должны быть выполнены:

для железных дорог первой группы – не позднее 1 октября;

для железных дорог второй группы – не позднее 1 ноября.

На железных дорогах первой группы в зависимости от погодных условий, с разрешения начальника Дирекции по ремонту тягового подвижного состава железной дороги, допускается установка воздухоочистительных фильтров на боковые и крышевые воздухозаборные устройства электровозов до 15 октября.

1.6 Подготовка электровозов к работе в зимних и летних условиях должна, как правило, выполняться соответственно при осеннем и весеннем комиссионном осмотре на очередных текущих ремонтах (ТР).

В случае если электровоз в период проведения комиссионного осмотра, не попадает по графику на ТР, разрешается производить подготовку электровоза к работе в зимних или летних условиях на техническом обслуживании ТО.

1.7 Результаты выполнения мероприятий по подготовке электровоза к работе в зимних или летних условиях заносятся мастерами участков депо в книгу записи ремонта локомотива формы ТУ-28 и отмечаются на специальном графике-экране для приписного парка электровозов. В график-экран заносятся все основные мероприятия по подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях.

График-экран должен находиться у старшего мастера участка текущего ремонта электровозов или у диспетчера по ремонту электровозов, или у заместителя начальника депо по ремонту.

При вводе в эксплуатацию электровозов, поступивших с электровозостроительных или электровозоремонтных заводов, после производства деповского ремонта (ДР), при выдаче из запаса ОАО «РЖД» и резерва железной дороги они должны быть подготовлены к работе в зимних или летних условиях. Об этом делается соответствующая отметка в книге записи ремонта локомотива формы ТУ-28.

1.8 Конкретные сроки подготовки электровозов к работе в зимних или летних условиях устанавливаются Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава железной дороги для каждого депо с учетом требований настоящей Инструкции и местных условий эксплуатации.

При эксплуатации электровозов, обращающихся на двух железных дорогах, сроки подготовки к работе в зимних или летних условиях должны быть установлены в совместном приказе начальников этих железных дорог с учетом требований Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации.

В приложении 1 к настоящей Инструкции для сведения приведены (по данным метеостанций) даты наступления средних суточных температур воздуха ниже и выше 0°С для железнодорожных станций, расположенных на основных электрифицированных участках железных дорог Российской Федерации.

1.9 Электровозы, выпускаемые заводами с капитального ремонта в период с 1 сентября по 15 марта, должны быть подготовлены к работе в зимних условиях, а с 16 марта по 1 сентября – к работе в летних условиях. Подготовка на заводах по ремонту электровозов к работе в зимних или летних условиях производится в соответствии с требованиями настоящей Инструкции за отдельную плату по договорам между Дирекциями по ремонту подвижного состава железных дорог и заводами (если эти работы не учтены в стоимости капитального ремонта электровозов).

1.10 Стойла участков, предназначенные для выполнения технических обслуживании ТО, текущих ремонтов ТР и непланового ремонта электровозов, должны быть оборудованы устройствами для подогрева и сушки увлажненной изоляции обмоток тяговых двигателей (далее – сушка изоляции обмоток), источниками постоянного тока напряжением 200 – 250 В, розетками трехфазного тока промышленной частоты напряжением 380 В для включения двигателей вентиляторов электровозов переменного тока серий ВЛ, 2ЭС5К, 2ЭС6, 2ЭС4К, ЭП2К, ЭП1 и 260 В переменного тока для электровозов переменного тока серий ЧС.

Стойла указанных участков должны иметь также устройства для подогрева и сушки изоляции вспомогательных электрических машин и аппаратов.

Пункты технического обслуживания локомотивов (далее – ПТОЛ), депо должны быть оснащены передвижными калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей горячим воздухом.

Число стойл, оснащенных калориферными установками для сушки изоляции обмоток тяговых двигателей, должно обеспечивать потребность в них для своевременного выпуска электровозов с планового и непланового ремонта.

Все указанные устройства должны быть отремонтированы с проверкой их действия не позднее 1 сентября.

1.11 Должны быть измерены температура и расход воздуха в каждом тяговом двигателе, поступающего от калориферной установки. Расход

воздуха определяется по методике, изложенной в приложении 2 к настоящей Инструкции. Температура горячего воздуха на входе в тяговые двигатели должна быть 90 – 100°С через 30 мин после включения калорифера.

1.12 Приказами по депо назначаются обученные работники, ответственные за содержание изоляции тяговых двигателей и вспомогательных машин в депо, ПТОЛ и пунктах отстоя электровозов в ожидании работы.

На этих работников возлагаются обязанности по подогреву, сушке и измерению сопротивления изоляции обмоток тяговых двигателей (вспомогательных машин), электрических цепей электроотопления вагонов пассажирских поездов, а также других электрических цепей (в случае необходимости) и записи результатов измерений в специальный журнал (форма журнала приведена в приложении 3 к настоящей Инструкции). Сопротивление изоляции электрических цепей и оборудования должно соответствовать нормам, установленным правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов.

1.13 В депо, на ПТОЛ и в местах отстоя электровозов в ожидании работы следует организовать наблюдение за изменением температуры наружного воздуха для принятия решения о подогреве электрических машин при оттепелях в целях предупреждения образования инея на коллекторах и обмотках. Наблюдение осуществляется дежурными по депо или другими назначенными работниками. Запись температуры производится через каждые три часа в настольных журналах дежурного по основному депо (формы ТУ-1 или ТУ-1 ВЦЕ) или дежурного по оборотному депо (форма ТУ-2).

1.14 Отстой электровозов в ожидании работы разрешается в основных и оборотных депо, ПТОЛ, а также в пунктах, имеющих необходимые условия для обеспечения их сохранности и штат для технического обслуживания. Для отстоя электровозов в ожидании работы должны быть выделены и подготовлены специальные пути, очищенные от снега, имеющие устройства для подачи на электровоз сжатого воздуха давлением 500 – 600 кПа и розетки напряжением 50 – 110 В постоянного тока для питания цепей управления и освещения электровозов.

1.15 Установки для подогрева и сушки изоляции оборудования после окончания зимних условий работы осматриваются и консервируются. Гибкие брезентовые патрубки для подвода горячего воздуха к тяговым двигателям снимаются, ремонтируются и сдаются в кладовую на хранение. Воздухопроводы в местах присоединения брезентовых патрубков заглушаются.

1.16 Должен быть обеспечен контроль за соблюдением габарита на тракционных путях депо, ПТОЛ и экипировки. Локомотивным бригадам и работникам, выполняющим ремонт и техническое обслуживание, при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта электровозов необходимо обращать особое внимание на состояние кожухов тяговой зубчатой передачи и принимать меры по устранению выявленных неисправностей.

1.17 В депо и на ПТОЛ создается запас в необходимом количестве антигололедной смазки ЦНИИ-КЗ, трансформаторного масла, а также запас пневматических вибраторов (далее – вибропантограф), гололедоочистительных устройств с пневмоприводом (далее – пневмобарабан) для борьбы с гололедом на токоприемниках и контактной сети.

Данные о механических средствах для борьбы с гололедом: вибропантографах и пневмобарабанах приведены в приложении 4 к настоящей Инструкции.

1.18 Электровозы, находящиеся в запасе МПС России и резерве железной дороги, должны быть подготовлены к содержанию их в надлежащем техническом состоянии, как в зимних, так и в летних условиях, в соответствии с Инструкцией по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги.

1.19 Порядок эксплуатации, ремонта и технического обслуживаия электровозов в зимних и летних условиях должен быть отражен в приказах структурных подразделений. Приказы доводятся до причастных должностных лиц и ответственных исполнителей под роспись. Выписки из приказов, инструкций и другой нормативно-технической документации должны быть оформлены в виде наглядных пособий и должны находиться в учебных классах, технических кабинетах, комнатах инструктажа локомотивных бригад, участках и отделениях по ремонту электровозов, помещениях дежурных по депо и других помещениях с учетом их назначения.

1.20 Ежегодно в марте – апреле, августе – октябре необходимо проводить изучение настоящей Инструкции и местных инструкций, приказов, касающихся особенностей технического обслуживания, ремонта и эксплуатации электровозов в зимних и летних условиях, с работниками, выполняющими ремонт и техническое обслуживание, локомотивными бригадами и другими причастными работниками с последующей проверкой их знаний.

1.21 При подготовке электровозов к работе в зимних или летних условиях, техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации электровозов должны соблюдаться требования следующих правил и инструкций по охране труда:

«Правила по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава» ЦТ/4770;

«Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу» ПОТ РО-32-ЦТ-668-99;

«Типовая инструкция по охране труда для слесарей по ремонту электроподвижного состава» ТОИ Р-32-ЦТ-535-98;

«Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад» ТОИ Р-32-ЦТ-555-98;

«Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях» № ЦЭ/346.

Продолжение в полной версии документа…

xn--1-htbf.xn--p1ai

Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)

]]>]]> Ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) предназначена для поражения истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации противника в воздушных боях на средних дистанциях днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном и маневренном противодействии противника.

Ракета прошла в ГосМКБ «Вымпел» цикл создания в 1982 — 1989 гг. Одним из основных требований к ней была компактность, позволяющая размещать ракеты на внутренней подвеске перспективных боевых самолетов с целью повышения аэродинамических качеств и снижения заметности. Принята на вооружение в феврале 1994г. Ею оснащаются модификации истребителей 4-го поколения — МиГ-29СД (СЭ, СМ, М), Су-35, Су-37, МиГ-31М и др.

Сразу после появления информации об «Изделии-170» (так в проекте называлась РВВ-АЕ, которая, в дальнейшем, стала называться в НАТО — «AAM-AE» (Air-to-Air Missile, Actve, Energetic), а в российских ВС — Р-77) в 1992 году, западные журналисты дали ей прозвище «Amraamski» (намекая на её схожесть с американской ]]>AMRAAM]]> — AIM-120A).

По своим тактико-техническим характеристикам РВВ-АЕ значительно превосходит отечественные ракеты ]]>Р-24]]>, ]]>Р-27]]>, зарубежные AIM-7F «Sparrow», ]]>»Skyflash»]]>, «Matra super» 530F, а по ряду характеристик — американскую ракету АIМ-120А AMRAAM.

ГосМКБ «Вымпел» ведет работы по модернизации ракеты Р-77 в направлениях повышения эффективности, дальности поражения, технологичности и унификации ее применения в других комплексах. Предусматривается комплектация ракеты инфракрасной ГСН с захватом цели на траектории полета. Разрабатаны варианты с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем, позволяющим увеличить дальность, для поражения самолетов ДРЛО на дистанциях до 150 км.

На базе Р-77 спроектирована зенитная ракета, отличающаяся от прототипа увеличенным диаметром РДТТ.

Состав

]]>]]>Ракета Р-77 — управляемая ракета средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. УР применяется по следующим целям: высокоманевренные самолеты, крылатые ракеты, ракеты классов «земля—воздух» и «воздух—воздух», стратегические бомбардировщики, вертолеты, в т.ч. на режиме висения, и т.д. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности по принципу «пустил—забыл», в т.ч. с многоканальным обстрелом.

Ракета РВВ-АЕ перехватывает цели, совершающие полет со скоростями до 3600 км/ч в диапазоне высот от 20 м до 25 км с превышением (принижением) целей относительно носителя до 10 км и не накладывает ограничений на перегрузку носителя в момент пуска. Дальность пуска по высоколетящим целям — до 80 км, с захватом цели собственной ГСН на дальность в 20 км. Поражение низколетящих целей возможно на дальности до 20 км, вдогон — до 25 км. Ракета способна поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 ед. Способна атаковать цели при ракурсе до 90° относительно самолета — носителя.

Ракета Р-77 (см.]]>схему]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме, крыло — редуцировано до узких пластин тонкого профиля, а рули, расположенные на хвосте, могут складываться и имеют решетчатую конструкцию, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при бессрывном обтекании. Такие рули, впервые опробованные на баллистической ракете ]]>»Точка»]]>, дают возможность конформного и внутрифюзеляжного размещения ракеты на самолете-носителе и определяют ее высокие маневренные характеристики. Каждая поверхность состоит из металлической рамки с ножевидной решёткой внутри её. Такая конструкция обеспечивает большую управляющую площадь при меньшем весе. К тому же, для управления такими рулями требуются менее мощные приводы, чем для классических плоскостей. Потребный момент не превышает 1,5 кГм, что позволило применить малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, в результате возрастает и маневренность на больших углах атаки, доводя её у Р-77 до 150°/сек. Складывающиеся рули позволили сделать ракету компактной, «укладывая» ее в квадрат со стороной 300мм. Твердотопливный двигатель Р-77 позволяет ей развивать скорость до М = 4.

Р-77 имеет комбинированное наведение: инерциальное с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное по сигналу бортового вычислителя, определяющего дистанцию захвата цели собственной ГСН типа ]]>9Б1348Э]]>. На случай срыва захвата продолжается формирование «математической модели» цели с помощью самолета-носителя, позволяя осуществить траекторный захват цели или перенацелить ракету на другую цель. В условиях помех ГСН может осуществить пассивное самонаведение на их источник, совмещенный с целью и поразить обороняющегося по его же сигналам. Если бой идет на минимальных дальностях — в этом случае сразу включается активная головка и наведение осуществляется без использования командно-инерциального этапа. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. А в условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может снабжать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям.

Ракета оснащается лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель для случаев прямого попадания или падения на земную или водную поверхность в целях самоликвидации. Боевая часть ракеты ]]>стержневая]]> с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.

Для подвески ракеты служат пусковые АПУ-170 и катапультные АКУ-170, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя.

Тактико-технические характеристики

Длина ракеты, мм 3600
Диаметр ракеты, мм 200
Калибр, мм 200
Размах крыла, мм 454 (400)
Размах оперения, мм 750 (740)
Стартовая масса ракеты, кг 175
Масса боевой части, кг 22 (18)
Тип боевой части стержневая с микрокумулятивными элементами
Максимальная дальность пуска, км 80
Минимальная дальность пуска, км 0,3
Перегрузка поражаемых целей 12
Скорость, число М 4,5
Вероятность поражения цели 0,7

rbase.new-factoria.ru

Ракета Р-77: технические характеристики, фото

Управляемая ракета типа Р-77 относится к зарядам средней дальности модификации «воздух-воздух». Тактически-ракетное вооружение под кодовым наименованием «Изделие 170-1» разработали и создали специалисты конструкторского бюро «Вымпел» имени Торопова И. И. Заряд ориентирован на поражение воздушных мишеней различных конфигураций, независимо от времени суток и ракурсов поверхности. В качестве носителей указанных боеприпасов выступили современные и перспективные истребители отечественного производства.

История создания

Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.

Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

Самонаведение

Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.

Характеристики ракеты Р-77

Ниже приведены основные параметры рассматриваемого снаряда:

  • Длина – 3,6 м.
  • Диаметр – 20 см.
  • Размах оперения/крыла – 750/454 мм.
  • Стартовый вес ракеты – 175 кг.
  • Масса боевой начинки – 22 кг.
  • Дальность запуска по максимуму/минимуму – 80/0,3 км.
  • Степень вероятности поражения заданной мишени – 0,7 единицы.
  • Тип боевой нагрузки – стержневые микрокуммулятивные элементы.

Управление

В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Поражение целей

Произведенная в России ракета «воздух-воздух» большой дальности типа Р-77 РВВ-СД в состоянии поразить цель на высоте до 25 километров. Большую часть пути боеголовка пролетает за счет инерционной системы навигации. На завершающей стадии выполняется активация радиолокационной самонаводящейся головки. Дальность захвата мишени и длительность финальной части полета под управлением ГСН зависит от нескольких показателей. Основным из них является заметность цели. К примеру, воздушное судно противника с ЭПР на уровне трех квадратных метров засекается с дистанции порядка 20 км. Окончательное наведение на цель производится через ГСН (головки самонаведения).

По официальным сведениям, Р-77 способна ликвидировать цели, перемещающиеся со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Предельная перегрузка мишени, степень которой позволяет ракете продолжать атаку с наведением, составляет 12 единиц. У модернизированных версий этот параметр достигает 40 ед. с возможностью разворота до 150 градусов в секунду.

Носители

Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.

В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.

fb.ru

Р-77 (РВВ-СД)

Ракета «воздух-воздух» средней дальности действия  

Р-77 (РВВ-СД) / К-77 разработана ГосМКБ «Вымпел». Разработка ракеты средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения и массой до 160-165 кг начата по решению ВПК при Совете министров СССР от 19 марта 1980 г. ОКР по созданию ракеты велась ГосМКБ «Вымпел» совместно с НПО «Молния», ГосНИИАС и ЦАГИ. Главный конструктор ракеты — В.Г.Богацкий (ГосМКБ «Вымпел»). 

Испытания ракеты баллистическими пусками прототипа начаты в 1983 г. Начиная с мая 1984 г. ракета К-77 проходила летные испытания с носителя МиГ-29. До конца 1984 г. выполнено 18 пусков ракет без системы наведения. В декабре 1984 г. к программе испытаний присоединились еще несколько МиГ-29. В 1984 г. начато серийное производство ракеты К-77 на киевском заводе им.Артема (Украина, производство ракет велось до распада СССР). Государственные испытания с пусками по мишеням Ла-17 и беспилотным самолетам-мишеням Ту-16 и МиГ-21 проводились пусками с самолетов МиГ-29 в период с 1988 г. по 1991 г. В 1992-1993 г.г. ракета проходит войсковые испытания. Ракета К-77 официально принята на вооружение ВВС России 23 февраля 1994 г. Серийное производство ракет К-77 для нужд ВВС в России не велось, серийное производство ракет К-77 для поставок на экспорт велось опытным производством ГосМКБ «Вымпел».

Ракета К-77-1 / РВВ-СД является вариантом ракеты К-77 с использованием компонентов только российского производства. По состоянию на 2011 г. ракета К-77-1 принята на вооружение или завершает программу государственных испытаний.

.

Ракета РВВ-СД на авиасалоне МАКС-2011
(фото Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com/)

 

Западное наименование ракеты Р-77 / К-77 / РВВ-СД — AA-12 ADDER.

Самолеты-носители ракет Р-77 в ВВС России

С 2011 г. ракета Р-77 принята на вооружение ВВС России и по информации СМИ находится в серийном производстве. Ракета применяется с авиационных катапультных установок АКУ-170 / АКУ-170Е, а так же с пусковых установок АПУ-140 или АКУ-140. На перспективных истребителях ракета применяется из внутренних отсеков. Носителями ракет Р-77 являются следующие самолеты:

  • МиГ-29 / МиГ-35
  • МиГ-31М
  • МиГ 1.42
  • Су-27К / Су-35 
  • Су-34
  • Су-39
  • Су-57 / ПАК ФА
  • Як-141

Конструкция ракеты

Ракета Р-77 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с удлиненным корпусом и трапецевидными крыльями с большой хордой и малым удлинением, стабилизаторы решетчатые раскрывающиеся. Особенность конструкции обусловлена необходимостью размещения ракеты во внутренних отсеках самолетов-носителей. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления..

Ракета оснащена двухрежимным стартово-маршевым твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ).

ТТХ ракеты РВВ-CД

Длина - 3710 мм
Диаметр корпуса - 200 мм
Размах крыла – 420 мм
Размах стабилизаторов – 680 мм
Масса  – 190 кг
Масса боевой части  – 22,5 кг

Дальность действия: 
- 300 м (минимальная)
- до 110 км
Скорость полета - 4 - 4.5 М
Высота полета поражаемых целей - 20 - 25000 м
Перегрузка маневрирующей цели - до 12 G

Ракета Р-77 под крылом штурмовика Су-39
(Техника и вооружение. №9 / 2005 г.)


Боевое оснащение

Ракета оснащена стержневой боевой частью с микрокумулятивными элементами. 
Радиус поражения - 7 м

Устройство  ракеты Р-77: 1 — головка самонаведения (ГСН), 2 — лазерный взрыватель, 3 — автопилот, 4 — предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ), 5 — боевая часть, 6 — двигатель, 7 — тепловой источник электрического тока, 8 — электрическая рулевая машинка

 

Система управления и наведение

Система управления ракетой инерциальная с радиокоррекцией на начальном этапе полета и всеракурсной активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) с коррекцией данных по математической модели цели от ЭВМ самолета-носителя и автоматическим поиском цели в случае срыва самонаведения по математической модели. Так же в ракете реализована возможность пассивного наведения на источник пассивных помех.
Все режимы работают по методу модифицированного пропорционального наведения. Угол целеуказания с носителя - до 90 градусов по курсу. Включение ГСН происходит по команде бортовой ЭВМ ракеты. 

Модификации:

К-77 / Р-77 / РВВ-АЕ — первый вариант ракеты принятый на вооружение в 1994 г.

Р-77М — модернизированный вариант ракеты

К-77-1 / Р-77 / РВВ-СД — более современная модификация ракеты К-77, используются компоненты только российского производства.

РВВ-АЕ-ПД — вариант ракеты с ПВРД и увеличенной дальностью.

dfnc.ru

Р-77 Википедия

Р-77 (РВВ-АЕ)
по ификации НАТО: AA-12 Adder

РВВ-АЕ на МАКС-2009
Тип УРВВ средней дальности
Статус эксплуатируется
Разработчик / ГосМКБ «Вымпел», НИИП (АРЛГСН),[1]НИИЭП (система ближней локации),[2]
Годы разработки 1985 — 1993 год
Принятие на вооружение 1994 год[3]
Производитель Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ММЗ «Коммунар»[4]
Основные эксплуатанты
Модификации РВВ-ПД
РВВ-АЕ-ЗРК
РВВ-СД
Основные технические характеристики

Максимальная дальность пуска: 110 км
Скорость полёта: 4250 км/ч
Масса боевой части: 22 кг

↓Все технические характеристики
 Изображения на Викискладе

Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО — AA-12 Adder (рус. Гадюка)) — российская управляемая ракета средней дальности (110 км) класса «воздух-воздух» с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения[5]. Разработана в ГосМКБ «Вымпел». Принята на вооружение в 1994 году.

Р-77 предназначена для борьбы с воздушными целями: самолетами, вертолетами, ракетами классов «земля — воздух» и «воздух — воздух» в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех. Вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7[6].

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Аэродинамическая схема
    • 2.2 Двигатель
    • 2.3 Система управления
    • 2.4 Взрыватель
    • 2.5 Боевая часть
    • 2.6 Электрический рулевой привод
  • 3 Сравнительная характеристика
  • 4 Модификации
  • 5 ТТХ
  • 6 Совместимость
    • 6.1 Крепление к носителю
    • 6.2 Носители
  • 7 На

ru-wiki.ru

Р-77 (РВВ-АЕ)

Р-77 (РВВ-АЕ)

    Перспективная управляемая ракета средней дальности РВВ-АЕ с активной радиолокационной головкой самонаведения разработана в ГосМКБ «Вымпел». На выставке МАКС-95 был представлен ее макет. Ракета средней дальности РВВ-АЕ является аналогом американской управляемой ракеты AIM-120 (AMRAAM) и предназначается для замены существующей ракеты Р-23. Разработка этой ракеты велась приблизительно с 1985 г. (1982-89 гг.)
    Ракета РВВ-АЕ (Р-77) создана для борьбы с различными целями: самолетами, вертолетами (в том числе в режиме висения), ракетами классов «земля-воздух» и «воздух-воздух». Применение ракеты возможно круглосуточно, в любых метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех противника, на фоне земной и водной поверхностей по принципу «пустил-забыл», в том числе с многоканальным обстрелом. Способна атаковать цели с бортовым углом 90° относительно носителя.
    Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему. Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий профиль, что очень важно для минимизации волнового сопротивления ракеты и для размещения ее во внутренних отсеках вооружения самолетов-носителей.
    Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъемную силу ракеты. Наиболее интересным решением в компоновке является использование решетчатых рулей, которые при незначительном увеличении аэродинамического сопротивления и радиолокационной заметности обладают рядом важных преимуществ. У них очень малый (в пределах 1,5 кгм) шарнирный момент, стабильный во всем диапазоне чисел М и высот полета, углов атаки и углов ориентации плоскости симметрии относительно плоскости атаки. Это позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности.
    За счет такой структуры рулей реализуется бессрывное обтекание, а значит сохраняется эффективность, до углов атаки порядка 40°. Имеется широкая возможность изменения характеристик хвостового оперения при помощи варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики.
    Конструкция решетчатых рулей позволяет их складывать и при необходимости автоматически раскрывать после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), что облегчает внутрифюзеляжное размещение ракеты и решение задачи по снижению общей эффективной отражающей поверхности самолета.
    Ракета РВВ-АЕ, как и AMRAAM, оснащена твердотопливным двигателем, реализующим энергичный начальный отлет от носителя при одновременном обеспечении максимальной дальности полета. При этом достигается скорость полета, соответствующая числу 4М.
    Для ракеты РВВ-АЕ московским НИИ «Агат» совместно с ГНПП «Исток» была разработана комбинированная (инерциальная с радиокоррекцией на маршевом участке и активная радиолокационная — на конечном) система наведения. Многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1348Э диаметром 200 мм обеспечивает возможность захвата воздушной цели класса «легкий истребитель» (с ЭПР 5 м2) на дистанции не менее 16 км. Достижения в области проектирования и изготовления компонентов РГС, миниатюризация СВЧ устройств, освоение новой элементной базы позволили создать систему наведения ракеты массой (без обтекателя) всего 16 кг.
    Схема применения. Самолет-носитель производит поиск, захват и сопровождение целей своей бортовой радиолокационной станцией. (Число атакуемых целей является характеристикой самолетной станции, а ракета сконструирована таким образом, что любая из подвешенных под носителем может быть пущена по своей цели). Примерно за 10 секунд до входа в зону разрешенного пуска или по команде «Пуск» ракета начинает работу в предпусковом режиме и получает от носителя информацию о цели. По команде «Пуск» включается автономное питание, запоминается информация о параметрах носителя и цели, разарретируются рули. Им дается предварительное отклонение для безопасного отделения ракеты от носителя. Если она располагается на рельсовой пусковой установке, то сразу после этого происходит включение двигателя, а если на катапультной, то сначала срабатывают толкатели, отделяющие ракету от самолета, а затем с некоторой, зависящей от тактической ситуации, задержкой включается двигатель. После удаления ракеты от самолета на безопасное для него расстояние (150 — 300 м), взводится механизм взрывателя. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, который определяет дистанцию захвата цели головкой. При этом, в случае стрельбы на минимальной дальности, командно-инерциальное наведение не используется, а сразу по сходу включается активная головка самонаведения. После перехода на самонаведение линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае ее потери на траектории организуется повторный поиск с использованием этой модели. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. В условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может обеспечивать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.
    По сравнению с ракетой AMRAAM Р-77 имеет более высококачественную диаграмму направленности антенны головки самонаведения и за счет этого она обладает более высокой эффективностью поражения малоразмерных низколетящих целей на догонных курсах.
    Ракета оснащена лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) в целях самоликвидации.
    Боевая часть ракеты РВВ-АЕ стержневая с микрокумулятивными элементами. Вес ее 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
    Пуск ракеты осуществляется с катапультного устройства АКУ-170.
    Сейчас в ГосМКБ «Вымпел» ведутся работы по модернизации ракеты РВВ-АЕ в направлениях повышения эффективности, дальности поражения, технологичности и унификации ее применения в в зенитных ракетных комплексах (вариант РВВ-ЗРК). Планируется создание варианта с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем (вариант РВВ-ПД) увеличенных габаритов для увеличения дальности пуска на малых высотах и для поражения целей типа самолетов ДРЛО на дальностях до 150 км и более. В дальнейшем предусматривается комплектация ракеты ИК ГСН с захватом цели на траектории полета.
    В начале 1990-х гг. ракета Р-77 успешно прошла государственные испытания и в 1994 г. была принята на вооружение. Ею вооружили истребители Су-27, МиГ-29, МиГ-31М и БМ.
    Впервые макет ракеты Р-77 был показан в 1992 году (?) на Мосаэрошоу-92. Позже ракета демонстрировалась на многих выставках на стендах ГосМКБ «Вымпел» и на статической экспозиции около самолетов-носителей.

Описание
Разработчик ГосМКБ «Вымпел»
Обозначение Р-77 (РВВ-АЕ)
Принята на вооружение 1994
Тип ГСН командно-инерциальная + радиолокационная активная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 3,6
Диаметр, м 0,2
Размах крыла, м 0,4
Размах оперения, м 0,7
Стартовая масса, кг 175
Масса БГ, кг 22
Тип БЧ стержневая с микрокумулятивными элементами
Силовая установка
Двигатель РДТТ
Летные данные
Скорость, м/с (М=) (4)
Диапазон высот поражения, м 20-30000
Максимальная скорость цели, км/ч 3600
Перегрузка цели до 12
Дальность пуска, км 0,3-100

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
  3. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  4. Авиационная ракета РВВ-АЕ (Р-77) / Aviation.ru /
  5. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  6. AA-12 ADDER-77 / FAS /
  7. Russian Air-to-Air Missile AA-12 (Adder) / Watson’s military page /

testpilot.ru

Ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ, РВВ-СД)

Одна из лучших ракет «воздух-воздух» советской разработки, прямой конкурент американской ракеты AIM-120 AMRAAM.

Ракета Р-77 (РВВ-АЕ) предназначена для поражения на средней дальности аэродинамических целей: высокоманевренных самолетов, крылатых ракет, ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», вертолетов (в т. ч. на режиме висения) и пр. В ракете реализован принцип «выстрелил-забыл», в т. ч. при многоканальном обстреле.

Разработка Р-77 началась в 1982 году в ГосМКБ «Вымпел» (ныне в составе корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Испытания официально завершены в 1991 году, ракета принята на вооружение в 1994 году. Предназначена для вооружения самолетов четвертого поколения: Су-27/30/33/35, МиГ-29/35, МиГ-31 и пр.

Ознакомившись в 1992 году с Р-77, западные авиажурналисты прозвали ее «Amraamski», намекая на очевидную функциональную схожесть советской ракеты с американской AIM-120 AMRAAM.


Ракета Р-77 / РВВ-АЕ и имитаторы ракет Р-73 на выставке военной технике на авиабазе Gong Kedak, Малайзия, 2010 год. Фото: Afiqflanker

Р-77 — твердотопливная управляемая ракета средней дальности, оснащенная активной радиолокационной головкой самонаведения. Масса ракеты 175 кг, длина 3,6 метра, максимальная скорость — до 4 М. Ракета способна маневрировать с перегрузкой в 12g и перехватывать цели, идущие на скоростях до 3600 м/с в диапазоне высот от 20 метров до 25 км. При этом превышение (принижение) относительно высоты носителя в момент старта допускается в пределах 10 км.

Дальность пуска по высококолетящим целям — до 80 км, по низколетящим до 20 км, при стрельбе «вдогон» — до 25 км.

Наведение комбинированное: инерциальное с радиокоррекцией на начальном этапе, на завершающем — с переходом на активное радиолокационное. В случае срыва захвата ракета способна перенацелиться на другой объект.

Боевая часть стержневая, массой 22 кг, с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены так, что при подрыве образуют сплошное кольцо, которое расширяется и буквально режет собой цель. Микрокумулятивные элементы применяются при противоракетной обороне самолета-носителя.

В 2009 году разработчики показали новую версию ракеты Р-77 под обозначениев РВВ-СД («средней дальности»). Ракета слегка потяжелела (до 190 кг) и имеет увеличенную до 110 км максимальную дальность применения.

defendingrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *