Macchi MC.200 «Saetta» итальянский истребитель Макки MC.200 «Саетта»
Макки МС.200 Саетта, 7-я серия
Macchi MC.200 «Saetta» — цельнометаллический истребитель-моноплан, созданный в рамках конкурса, объявленного в 1936 г. Проектирование под руководством М. Кастольди велось ещё с весны 1935 г., но после объявления официальных требований в проект пришлось внести ряд изменений — вместо предполагавшегося мотора жидкостного охлаждения пришлось поставить двигатель воздушного охлаждения «Фиат» А,74 с солидным «лбом», существенно подпортившим идеальную аэродинамику моноплана. Ещё одно ухудшение аэродинамики было вызвано тактическими соображениями — для улучшения обзора кабину пилота приподняли, придав фюзеляжу характерные «горбатые» очертания. Весьма оригинально решалась на истребителе проблема компенсации реактивного момента от воздушного винта -левая консоль имела на 190 мм больший размах, чем правая и, соответственно, большую площадь.
Первый из двух прототипов вышел на испытания 24 декабря 1937 г. На испытаниях МС.200 показал хорошие летные качества, особенно скороподъемность и скорость пикирования — в одном из полетов на пикировании машину удалось разогнать до 800 км/ч без вредных последствий для управляемости и прочности планера. Максимальная скорость в горизонтальном полете составляла 504 км/ч. Летом 1938 г. Прототипы приняли участие в сравнительных испытаниях с другими участниками истребительного конкурса, по результатам которого победил именно МС.200. Хотя к тому времени уже был выдан заказ на самолеты «Фиат» G.50, «Макки» также получила контракт на выпуск 99 истребителей. Первые серийные машины сошли со сборочной линии в июне 1939 г. Таким образом, цикл создания самолета составил более четырех лет, а внедрения в производство (от первого полета прототипа до начала серийного производства) — полтора года, что было длительным сроком для того времени, когда темп развития авиатехники был довольно высоким.
Технические характеристики самолета Макки МС.200
Двигатель: Фиат A.74RC38
мощность, л.с.: 840
Длина самолета, м.: 8,20
Высота самолета, м.: 3,51
Площадь крыла, кв. м. 16,80
Масса, кг:
пустого самолета: 2014
взлетная: 2533
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4500 м.: 504
Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 3’24»
Практический потолок, м.: 8900
Продолжительность полета, ч.: 1,33
Основные модификации истребителя Macchi MC.200 «Saetta»
Серийно строилась одна основная модификация — МС.200. Самолеты комплектовались моторами A.74RC38 мощностью 840 л.с. и вооружались двумя синхронными 12,7-мм пулеметами (боекомплект на первых 12 самолетах — 310 патронов на ствол, на остальных — 370). Первые 240 самолетов имели закрытую кабину, затем ввели полуоткрытую и, наконец, -открытую. В 1942 г. последние серии МС.200 получили усиленные консоли крыла от МС.202 7-й серии с дополнительно установленными в консолях 7,7-мм пулеметами. Такие машины получили фирменный индекс С.200А2. Часть самолетов получали не полностью крыло, а лишь переднюю кромку от МС.202 — они обозначались С.200В2. В войсках С.200А2 и С.202В2 сохраняли прежнее обозначение — МС.200.
Производство МС.200 осуществляли три фирмы, выпустившие в общей сложности 1135 самолетов. В частности, завод «Макки» в Варезе, помимо двух прототипов, выпустил в течение трех лет (с июня 1939 по июнь 1942 г.) 395 серийных машин. В июле 1940 г. выпуск МС.200 начали фирмы «Бреда» и «САИ-Амброзини». Первая из них до октября 1942 г. на заводе в Брессо изготовила 556 самолетов, а завод второй в Пассиньяно до августа 1942 г. сдал 200 машин.
Путем переоборудования было получено несколько подвариантов МС.200. «Североафриканский» вариант MC.200AS отличался от стандартного наличием фильтров на воздухозаборниках карбюраторов. Модификация МС.200СВ была истребителем-бомбардировщиком, снабженным подкрыльевыми бомбодержателями. Боевая нагрузка состояла либо из восьми 15-кг бомб, либо из двух бомб более крупного калибра — 50, 100 или 150 кг. Вместо бомб под крыло можно было подвесить два 100-л или 150-л топливных бака. Кроме того, десять самолетов в 1941 г. переоборудовали в разведывательный вариант, снабдив их аэрофотоаппаратами.
Остались на стадии опытных образцов варианты MC.200bis и МС.201 с более мощными двигателями воздушного охлаждения.
Боевое использование Макки MC.200 «Саетта»
Единственной попыткой продать МС.200 за рубеж, доведенной до стадии контракта, стала продажа 12 самолетов авиации ВМС Дании. Но соглашение, подписанное в марте 1940 г., не успели реализовать ввиду оккупации Дании.
После капитуляции Италии несколько МС.200 стали германскими трофеями и использовались в учебной истребительной эскадре JG 108.
Лидерной частью для МС.200 должна была стать 91-я эскадрилья, входящая в 10-ю группу 4-го стормо. Эта часть считалась элитой истребителей «Реджиа Аэронаутика» и специализировалась на высшем пилотаже и групповых демонстрационных полетах. Казалось бы, лучшей части для освоения новых машин подыскать трудно. Но опытные мастера пилотажа, опробовав МС.200 в августе 1939 г., встретили скоростной и относительно маломаневренный моноплан в штыки, и 10-я группа продолжила летать на Фиат CR.32. В итоге первыми на МС.200 пересели 152-я и 153-я группы 54-го стормо (север Италии), а затем 6-я отдельная группа на Сицилии. К 10 июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» имела 156 МС.200 (77 исправных).
Макки MC.200, 1941 год, Греция
Будучи лучшими на момент начала войны итальянскими истребителями, МС.200 оказались выведенными из строя — вследствие ряда аварий был введен запрет на полеты этих самолетов, действовавший до сентября 1940 г. Лишь 15 сентября МС.200 из 6-й группы дебютировали над Мальтой. В сравнении со своим наиболее опасным противником — «Харрикейном» — «Саетта» выглядела весьма неплохо. Итальянский истребитель превосходил конкурента по скороподъемности, маневренности, скорости в пикировании. Отличался он и более прочной конструкцией. «Харрикейн» развивал более высокую скорость в горизонтальном полете, а его вооружение из восьми 7,7-мм пулеметов обеспечивало более высокую массу секундного залпа. Но 12,7-мм пулеметы МС.200 обладали большей дальностью стрельбы.
С марта 1941 г. 22-я и 150-я группы, вооруженные МС.200, участвовали в боевых действиях против Греции. С начала 6 апреля 1941 г. операции «Марита» — вторжения Германии в Югославию и Грецию -итальянские ВВС существенно активизировались. Помимо двух упомянутых групп, в бой бросили 4-й и 54-й стормо (в общей сложности четыре группы), 8-ю и 153-ю группы, а также две отдельные АЭ, вооруженные МС.200 — в общей сложности 216 самолетов (почти 3/4 всех итальянских истребителей, привлекавшихся к операции). Часть сил после поражения Греции и Югославии остались там в качестве оккупационных. Среди них была и 150-я группа, перевооруженная с МС.200 обратно на Fiat CR.42 — эти машины оказались более подходящими для противопартизанских операций.
Макки МС.200 Итальянского экспедиционного корпуса в России
Лишь в апреле 1941 г. первые «Саетты» появились в Ливии — туда прибыла 374-я АЭ 153-й группы. Правда, в течение месяца часть не принимала участие в боях, проходя «адаптацию» (её самолеты вылетали на патрулирование воздушного пространства над Триполи и прилегающими акваториями). В начале июля перебросили ещё две эскадрильи МС.200, доведя 153-ю группу до полного состава. А в конце месяца в Ливию прибыла и 157-я группа, также вооруженная «Саеттами». В дальнейшем МС.200 весьма интенсивно применялись в боях. Но они с трудом могли противостоять «Харрикейнам» и новым «Томагавкам» Р-40, поступавшим из США. Поэтому МС.200 применялись, главным образом, как штурмовики. И на этом поприще им удалось несколько компенсировать скромные успехи в воздушных боях. Обе группы воевали в Северной Африке до конца года, после чего убыли на отдых в Италию. Но на смену им прибыли новые части. К середине 1942 г. в Северной Африке на «Саеттах» воевали 8-я и 13-я группы, чьи самолеты использовались, главным образом, как штурмовики, а также 150-я группа, обеспечивавшая ПВО Триполи. Вскоре в Ливию прибыла и 18-я группа. Таким образом, к началу решающего сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. четыре из семи итальянских истребительных групп в Северной Африке летали на МС.200. На последней стадии боев в Северной Африке — обороне Туниса — «Саетты» применялись как истребители-бомбардировщики и для сопровождения транспортных самолетов.
157-я группа с января 1942 г. по июнь 1943 г. несла службу на Додеканезских островах.
С августа 1941 г. 22-я группа в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR — Corpo di Spedizione Italiano in Russia) принимала участие в боевых действиях против СССР, летая над территорией Украины на «свободную охоту», сопровождение и штурмовку наземных целей. В начале мая 1942 г. 22-ю группу вернули в Италию, а на смену ей прибыла 21-я группа, также вооруженная МС.200. На Восточном фронте она пробыла до января 1943 г. За 17 месяцев боевых действий на Восточном фронте истребители 22-й и 21-й групп выполнили 2557 вылетов на «свободную охоту», 1983 — на сопровождение, 1310 — на штурмовку и 511 — на прикрытие наземных войск. Было уничтожено в воздухе и на земле (по итальянским данным) 88 самолетов противника.
Лучшим асом Восточного фронта стал капитан Г. ла Ферла, одержавший шесть побед. Собственные боевые потери составили 15-19 истребителей.
К моменту капитуляции Италии 8 сентября 1943 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала 77 Макки МС.200, 40 из них было в строевых частях — 8-й группе в Италии (24 самолета), а также двух АЭ в Греции и Далмации (соответственно, 16 и 4).
В послевоенной Италии несколько МС.200 эксплуатировались в летной школе в Лечче до 1947 г
www.airaces.ru
Macchi-Castoldi MC.200 «Saetta» | World Of Man Dreams
Истребитель
Истребитель МС.200 был результатом целого ряда работ, проведенных главным конструктором фирмы Macchi Марио Кастольди. Им была предложена схема свободонесущего моноплана с закрытой кабиной пилота и убираемым шасси, что позволяло добиться более высоких скоростных показателей. Проектирование началось весной 1935 года, но только в 1936 году Министерство авиации выдало официальные требования на истребитель-перехватчик, предназначенный для защиты национальной территории. Помимо высокой скорости требования включали установку 12,7-мм пулеметов при относительно небольшой продолжительности полёта.
Первый прототип истребителя, получившего обозначение МС.200 (номер ММ.336) и собственное название “Saetta”, был поднят в воздух пилотом Джузеппе Буреи 25-го декабря 1937 года. Заводские испытания завершились успешно, после чего прототип перегнала на авиабазу в Гвидонии. Здесь в одном из полётов Буреи развил скорость на пикировании 805 км\ч без каких-либо последствий для самолёта.
В 1938 году МС.200 был включен в программу развития итальянской авиации, известной как “Программа R”. Истребитель фирмы Macchi выиграл конкурс и, после постройки второго прототипа (ММ.337), был получен заказ на производство 99 самолётов установочной серии. Однако, по целому ряду причин, дальнейший выпуск МС.200 был временно приостановлен и к началу 1939 году только один истребительный полк располагал 29 самолётами этого типа. Параллельно с ним серийно начали выпускать истребители-монопланы FIAT G.50 и Reggiani Re.2000, а также явно устаревший биплан FIAT CR.42, что создало дополнительные трудности с поставками двигателей и эксплуатацией.
В первой половине 1942 года была проведена попытка модернизации истребителя. По инициативе инженера Марио Питтони, работавшего на фирме Breda, на МС.200 запланировали установку двигателя Piaggio P.XIX RC.40 мощностью 1000 л.с. Идея понравилась командованию Regia Aeronautica, поскольку поставки лицензионных рядных моторов шли с задержками, и для этой цели был выделен серийный самолёт XXI-серии (ММ.8191), который стал прототипом модернизированного истребителя МС.200bis. Итересно, что ранее это обозначение собирались присвоить двухместному тренировочному варианту, который так и не появился.
Первый прототип МС.200bis поступил на испытания 11 апреля 1942 года, однако планируемого эффекта достигнуть не удалось. По требованию Кастольди были проведены доработки, но и в модифицированном виде МС.200bis сильно уступал новым типам истребителей. В результате, работы по модернизации прекратили, а все улучшения серийных МС.200 свелись к установке наружных бомбодержателей для 50-кг бомб.
Боевая карьера МС.200 начиналась далеко не на мажорной ноте. По состоянию на 10 мая 1940 года в строю находилось 77 МС.200, которые приняли активное участие в боях над Средиземным морем. Хотя в кампании против Франции эти истребители не применялись, Regia Aeronautica бросило их бои против “непотопляемого авианосца” Великобритании, которым тогда являлся остров Мальта. Несмотря на то, что островная авиационная группировка RAF была исключительно слабой, пилоты МС.200 (как впрочем и других итальянских истребителей) не смогли проявить себя здесь с лучшей стороны. Более того, “макки” неплохо сбивались даже устаревшими британскими бипланами “Gladiator”. Так и не взяв Мальту итальянцы переключились на бомбардировки острова и удары по британским конвоям, где МС.200 использовались в качестве истребителей прикрытия. С осени 1941 года их начали заменять на более современные МС.202 и Re.2001.
В течении марта-апреля 1941 года истребители МС.200 участвовали в Балканской кампании. На этот раз успехи были более внушительными – пилоты “макки” добились серии побед над британскими “Gladiator” и бомбардировщиками, однако в боях с “Hurricane” ситуация менялась с точностью до наоборот. Несмотря на новые потери кампания против Греции и Югославии завершилась успешно.
Гораздо ожесточеннее проходили бои в Северной Африке. Первые МС.200 прибыли туда в начале 1941 года и в скором времени пилотам “макки” пришлось вступить в воздушные схватки не только с “Hurricane”, но и гораздо более современными “Spitfire” и Curtiss P-40. Между июлем и декабрем 1941 года было заявлено о 19 подтвержденных победах и 12 вероятно сбитых самолётах противника. Кроме того, итальянцы претендовали на 35 самолётов уничтоженных на земле. Даже с учетом некоторого завышения этих цифр действия групп оснащенных МС.200 можно было признать успешными. Вместе с тем, суровые условия эксплуатации привели к сокращению количества боеспособных самолётов. Например, по состоянию на апрель 1942 года летать могли только 6 самолётов, но после прибытия пополнения и ремонта в декабре их число удалось довести до 25. После битвы у Эль-Аламейна итало-немецкие войска стали откатываться к Тунису, где “африканская” карьера МС.200 подошла к концу. Последние боевые задания были выполнены в январе-феврале 1943 года, после чего уцелевшие истребители эвакуировали в Италию и задействовали для противодействия оккупации острова Пантеллерия.
Не менее яркой была карьера МС.200 воевавших на Восточном фронте. Истребители своим ходом перебрасывались из Тираны под Одессу и в августе 1941 года они вступили в бои против ВВС РККА. По донесениям итальянских пилотов первые месяцы войны выдались для них очень успешными, а потери составили всего три самолёта, которые ошибочно были сбиты немецкими зенитчиками. Однако, в декабре 1941 года суровые морозы приковали к земле значительную часть итальянской авиации, а воздушные схватки стали приносить новые потери. Хотя командование 22 Gr.Aut.C.T записало на счета своих пилотов в общей сложности 22 сбитых самолёта противника, собственные потери умалчивались.
В начале 1942 года, после серии новых успехов, наступил длительный перерыв и только в мае “макки” снова пошли в бой, на этот раз на сталинградском направлении. В это время 22 Gr.Aut.C.T была отправлена в Италию, а её место заняла 21 Gr.Aut.C.T, оснащенная модернизированными МС.200 с подкрыльевыми держателями для 50-кг бомб. Самые существенные потери пришлись на июнь-август, а в январе 1943 года итальянцы были вынуждены бросить на аэродроме Сталино 15 “макки” в нелётном состоянии и срочно эвакуироваться в Италию. В общей сложности в воздушных боях МС.200 добились 74 (по другим данным – 88) побед при потере 15 своих самолётов.
По состоянию на июль 1943 года Regia Aeronautica располагала 81 истребителем МС.200, из которых только 40 находились в боеготовом состоянии. К моменту подписания перемирия с союзниками их общее количество сократилось до 33, причем только 10 из них достались немцам. Самолёты, вошедшими в обновленные ВВС Италии, непродолжительное время использовались для эскорта кораблей. Трофейные немецкие “макки” до лета 1944 года эксплуатировали в качестве учебных истребителей. Последние уцелевшие МС.200 летали до 1947 года.
Тактико-технические данные истребителя Macchi-Castoldi MC.200 “Saetta” :
Длина – 8,25 м
Размах крыла – 10,58 м
Площадь крыла – 16,82 м.кв.
Высота – 3,05 м
Вес пустого – 1964 кг
Вес взлетный – 2393 кг
Скорость максимальная – 503 км\ч на высоте 4500 метров
Скорость крейсерская –
Скороподъёмность (время набора высоты) – 6000 метров за 7 минут 33 секунды
Дальность – 571 км на 6000 м при 465 км/ч
Потолок – 8900 метров
Экипаж – 1 человек
Двигатель – 14-цилиндровый двухрядный FIAT A.74 RC38 мощностью 870 л.с. на взлете и 740 л.с. на уровне моря
Вооружение – два 12,7-мм синхронных и два 7,7-мм крыльевых пулемета Breda-SAFAT
Бомбовая нагрузка – до 150 кг бомб
wofmd.com
Macchi C.200 Saetta — это… Что такое Macchi C.200 Saetta?
C.200 Saetta | |
---|---|
C.200 с опзнавательными знаками 372° эскадрильи Regia Aeronautica | |
Тип | истребитель |
Разработчик | Aeronautica Macchi |
Производитель | «Макки» (Лонате-Поццоле) «Бреда» (Сесто-СанДжованни) «SAI-Амброзини» (Пассиньяно) |
Главный конструктор | Марио Кастольди |
Первый полёт | 24 декабря 1937 |
Начало эксплуатации | август 1939 |
Конец эксплуатации | 1947 |
Статус | снят с эксплуатации |
Основные эксплуатанты | Regia Aeronautica |
Годы производства | июль 1939 — декабрь 1942 |
Единиц произведено | 1 153 |
Варианты | Macchi C.202 |
Изображения на Викискладе |
Макки C.200 Саетта (итал. Macchi C.200 Saetta, «Молния») — одноместный итальянский истребитель Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро компании «Аэронаутика Макки» под руководством Марио Кастольди. Серийное производство самолёта продолжалось с июля 1939 по конец 1942 года. Всего выпущено 1 153 самолёта.
На вооружение ВВС Италии самолёт поступил в августе 1939 года. К началу Второй мировой войны большинство C.200 были сосредоточены в частях ПВО. Боевая карьера истребителей началась в сентябре 1940 года во время налётов на Мальту. С апреля 1941 по апрель 1943 года применялись в Северной Африке. С августа 1941 по январь 1943 года использовались на Восточном фронте. Как боевые самолёты применяли до лета 1944, далее использовались как учебные.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации C.200:
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
- Пулемётное: 2× 12,7 мм пулемёта Breda-SAFAT по 370 патронов на ствол
- Бомбовая нагрузка:
- 8× 15 кг бомб или
- 2× 50 кг или 100 кг или 150 кг бомбы по крылом
См. также
- Аналоги
Ссылки
dic.academic.ru