Забытый «гарнизон»
Вскоре после воцарения императрицы Елизаветы Петровны (1709—1761), 21 августа 1745 года, небольшой русский военный транспорт, шмак* «Дегоп», следуя с грузом из Ревеля в Кронштадт, налетел на подводную скалу недалеко от побережья Эстляндии (Эстония) и сломал себе киль. Это был «старый трудяга», купленный у частного судовладельца еще в 1719 году и тогда же введенный в состав БФ. Корабль участвовал в Северной войне 1700–1721 годов, доставляя провиант и материалы на суда флота и в приморские крепости. В 1722–1724-х, 1728-м и 1730–1745 годах перевозил грузы между портами Финского залива. В 1725–1727 годах ставил вехи в Финском заливе. В 1729 году ходил в Лодейное Поле, доставил провиант на Олонецкую верфь, а с верфи в С.-Петербург — металлические изделия.
Елизавета Петровна
*Шмак – полуторамачтовое грузовое палубное судно с первоначально шпринтовым вооружением, позднее стало использоваться гафельное парусное вооружение. Грузоподъемность (грузовместимость) 60—100 ласт (ласт обычно равнялся 2 рег. т или 5,66 м³, но имелись и местные отклонения). Шмаки возникли в Нидерландах, позднее их стали использовать в Германии. Основным районом использования шмаков были побережья Северного и Балтийского морей. Они имели парусное вооружение шлюпа или кеча в зависимости от размеров. На грот-мачте с неспускаемой стеньгой над шпринтовым гротом на рее несли топсель. В носовой части стояли три стакселя, причем фока-стаксель крепили на фока-штаге раксами, в то время как кливер и бом-кливер были летучими. В большинстве случаев шмаки имели боковые шверты, а их небольшая бизань-мачта стояла достаточно близко к корме. В России 2-мачтовые шмаки с косыми парусами применялись в 1-й половине XVIII века в качестве военных транспортов, а также для перевозки леса на Балтийском и Каспийском морях. Длина 18—27 м, ширина около 7 м, высота борта около 3 м, грузоподъемность 40–140 т, экипаж 20–30 человек.
Шмак русского флота (модель)
Судно спасти не удалось, его разбило прибоем, но команда не только уцелела, но и успела снять наиболее ценное имущество и груз. Командир судна*, доложивши рапортом в Адмиралтейств-коллегию о случившемся несчастии, взял отставку и уехал жить в свое имение, а команду оставил сторожить казенное добро и ожидать указаний из Петербурга. Матросы сложили все имущество в построенный специально большой сарай и стали добросовестно ждать решения своей участи, но ожидание весьма затянулось…
*В фундаментальном труде Л. Конкевича «Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота» командиром корабля на момент крушения указан мичман Л. Голенищев-Кутузов (Логинъ). Эту же информацию со спокойной душей перенес в свою книгу «Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв» современный военно-морской историк А.А. Чернышев. Действительно в «Списках судов Российского флота» указано, что последним командиром шмака был Л. Голенищев-Кутузов. «Командиры: М.Я. Гове (Говий) (1725; 1727), Черевин (1729), И. Чернышев (1730), Л. Голенищев-Кутузов (1735)». Однако при написании статьи возникли большие сомнения, что представитель столь «авторитетного» дворянского рода, мог 10 лет сидеть на должности командира крошечного суденышка. Пришлось поднять послужной список Логина Ивановича – действительно в 1835 году он был назначен командиром «Дегопа» и «плавал за провиантом в Ригу», однако уже 1 сентября 1837 года «назначен в Украинскую экспедицию». В 1841 году вообще выбыл из списков. Ничего другого о личности командира шмака на 1845 год найти не удалось – эта маленькая историческая загадка еще ждет своего исследователя.
Спустя семнадцать лет один из адмиралтейских чиновников, разбирая архив, случайно наткнулся на рапорт командира всеми забытого судна. Резолюции на нем не было!!! О найденной бумаге перепуганный чиновник тотчас доложился по команде. Поднялся переполох – целый экипаж матросов пропал со службы.
Ваше превосходительство – тут я «бумажку» обнаружил….
К месту крушения была снаряжена многочисленная комиссия, с инструкциями найти и строжайше наказать «беглецов», которая обнаружила на ранее ничейном побережье аккуратную процветающую деревушку в окружении тщательно возделанных полей и огородов. Уездные власти, предупрежденные командиром перед убытием об оставление для выполнения специального задания воинской команды, делами «отдельного гарнизона» совершенно не интересовались. А с местным бургомистром самые теплые отношения установил, оставшийся за командира, старший боцман корабля – большой мастер по изготовлению различного рода наливок и настоек. Естественно, никаких повинностей «гарнизон» не нес и налогов не платил.
Молодой крепкий мужик, не зависимо от национальности, на селе во все времена был более чем востребован, а тут целая дружная и дисциплинированная «артель». Поэтому матросы в ожидание решения столичного начальства давным-давно переженились на местных барышнях, обзавелись детьми, капитально отстроились (благо ремесло плотника хорошо знакомо каждому матросу-паруснику), обросли скотиной и инвентарем, но, как и прежде, ревностно оберегали сарай с казенным добром, наличие которого полностью соответствовало описи. Также в полном комплекте был и личный состав, который имел «исключительно бодрый и здоровый вид».
Члены комиссии попали в крайне затруднительное положение – ведь все делалось так, как распорядилось начальство, а нельзя же наказывать за строгое выполнение приказа. Какое решение было принято на этот раз по экипажу пропавшего судна, точно неизвестно, но, учитывая полное отсутствие «итоговых» документов, вполне вероятно, что о нем снова благополучно «позабыли». Это вполне устраивало и здорово оплошавшее адмиралтейское начальство и, конечно же, самих матросов.
Все 17 лет «Дегоп» официально числился без вести пропавшим судном. Далекому от морских дел читателю трудно представить, что боевой корабль с экипажем в десятки, а иногда и сотни человек может бесследно исчезнуть. Но такие случаи, правда редко, в истории российского флота имелись. Пропадали и мелкие суда и даже огромные фрегаты и линкоры, при этом так и не нашли документальных свидетельств их гибели ни в архивах России, ни в архивах других стран (в том числе бывших противников). Вот лишь краткий обзор каких случаев за «парусный период».
Буер «Люстих» (шкипер П. Класен) БФ. Основные размерения 9,2×2,9×1,1 м. Заложен на Сясьской верфи, строитель В. Литкин, спущен в 1704 году. Участвовал в Северной войне (1700–1721). В 1704–1715 годах доставлял провиант и грузы в приморские крепости, на верфи и на суда эскадры. В 1716 году с флотом ходил в Копенгаген (был загружен порохом). На обратном пути пропал без вести.
Гекбот «Астрабад» (мичман А. Арцыбашев) КФл. Длина 24,77 м, ширина 7,42 м, осадка 3,38 м. Построен в 1729 году в Казанском адмиралтействе. В 1731 году пропал без вести в Каспийском море.
Палубный бот № 2 ЧФ (лейтенант А. Мальцов) в сентябре 1772 года был направлен из Кафы (Феодосия) в Керчь и пропал без вести*.
*Существует почти официальная легенда, что когда бот оказался занесенным к абхазским берегам, где его атаковали местные жители, не имея возможности спасти свое судно, лейтенант Александр Мальцов взорвал его вместе с противником и оставшимися живыми к этому времени моряками бота, но она не имеет документального подтверждения.
Линейный корабль «Азия» БФ (капитан 1-го ранга Н.В. Толбузин). Длина 43,57 м, ширина 11,7 м, осадка 5,5 м, вооружение 54 пушки. Заложен 27 февраля 1764 года на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен 13 мая 1768 года, строитель И.В. Ямес, участвовал в войне с Турцией 1768–1774 годов. В составе 3-й Архипелагской эскадры контр-адмирала И.Н. Арфа «Азия» в 1770 году перешла из Ревеля в порт Ауза на острове Парос. В 1771 и 1772 годах корабль крейсировал в Архипелаге, блокировал Дарданеллы. 7 февраля 1773 года он вышел от острова Миконо к острову Имбро и 9 февраля пропал без вести, бесследно исчезли 439 человек.
Бот «Миус» АзФл (капитан-лейтенант Я.И. Лавров). Основные размерения 20,1×5 ×2,3 м, вооружение 12 орудий и фальконетов. Заложен на Новохоперской верфи, спущен в 1772 году, вошел в состав Азовского Флота. Участвовал в войне с Турцией 1768–1774. 22 июля – 9 сентября 1782 года перешел из Херсона в Смирну, доставив туда русского консула И.И. Хемницерова. Возвращаясь на родину, 22 октября бот вышел из Константинополя, но в Херсон не прибыл. Пропал без вести в Черном море.
Фрегат «Крым» ЧФ (капитан 2 ранга Н.Ф. Селиверстов). Длина 39 м, ширина 10,5 м, осадка 3,6 м, вооружение 44 орудия (28 12-фн, 12 6-фн, 4 3-фн). Заложен 29.09.1778 на Новохоперской верфи под первоначальным названием «Десятый», строитель С.И. Афанасьев, спущен 14.04.1779, вошел в состав Азовского Флота, с мая 1783 года – в составе Черноморского флота. Участвовал в войне с Турцией (1787–1791), 31 августа 1787 года в составе эскадры контр-адмирала графа М.И. Войновича вышел из Севастополя к берегам Болгарии на поиск турецких судов. 8 сентября у м. Калиакра эскадра попала в сильный шторм, продолжавшийся пять суток. В ночь на 9 сентября фрегат пропал без вести.
В 1790 году (в ходе Русско-шведской войны 1788–1790) в финляндских шхерах без вести пропали 8 гребных канонерских лодок. Основные размерения 20,7×4,6×1,5 м, вооружение по одной 18-фн и 12-фн пушки, 2 мачты, 15 банок. Строились на Волховской верфи, спущены в 1788 году, вошли в состав БФ. Хотя это были совсем небольшие парусно-гребные суда длиной около 20 м, но экипаж каждой лодки насчитывал 70 человек, в том числе 60 гребцов.
Транспорт № 3 ЧФ (лейтенант К.Т. Алексеев). Бывший турецкий «купец», взят бригом «Орфей» у Сизополя 4 мая 1829 года. 28 сентября 1829 года в составе отряда гребной флотилии вышел из Сизополя в Николаев. 6 октября во время сильного шторма отстал от отряда и пропал без вести.
Шхуна «Стрела» БФ (лейтенант М.Е. Шалухин). Длина 24,4 м, ширина 6,7 м, осадка 2,7 м, вооружение 14 орудий, экипаж 50 человек. Заложена на верфи в Лодейном Поле 19 мая 1829 года и после спуска на воду 3 сентября 1829 года вошла в состав Балтийского флота. В составе отряда мелких судов под командованием контр-адмирала А.П. Лазарева на пути из Ботнического залива к мысу Дагерорт в бурную ночь на 20 августа 1831 года разлучилась с отрядом и пропала без вести. Посланные на поиски шхуны бриги «Феникс» и «Усердие» не нашли ее следов. Бесследно исчезли: командир, 3 офицера, 3 гардемарина и 47 нижних чинов.
Бриг «Курил» ОФл (капитан-лейтенант А.И. Григорьев). Основные размерения 22,4 × 7 × 3,7 м, вооружение 12 орудий, экипаж 42 человека. Заложен 26.11.1839 на Охотской верфи, строитель Штейнгертер, спущен 28.7.1842, вошел в состав ОФл. В 1850 году участвовал в перенесении военного порта из Охотска в Петропавловский порт. 5 июля 1850 года вышел из Охотска с грузом и 38 пассажирами и пропал без вести. Впрочем, тут кое-какие следы со временем обнаружили – найденные в следующем году обломки на острове Ахта, видимо, принадлежащие военному судну, позволяют догадываться о месте крушения брига на этом острове или вблизи его.
Тендер «Камчадал» ОФл (штурман Кузьмин). Водоизмещение 50 т, основные размерения 13,4 × 4,9 × 0,6 м, экипаж 13 человек. Место постройки и фамилия строителя неизвестны. Спущен в 1849 году, вошел в состав ОФл. В 1850–1858 годах поддерживал сообщение между портами Охотского моря. 11 октября 1858 года вышел из Николаевска-на-Амуре с провиантом для Удска, при температуре воздуха –11°С. В пункт назначения тендер не пришел. Точное место и время гибели «Камчадала» неизвестны.
Парусно-паровой клипер «Опричник»
Парусно-паровой клипер «Опричник» БФ. Длина между перпендикулярами 46,3 м, ширина 8,4 м, осадка 3,9 м, водоизмещение 615 т. Машина мощностью 150 номинальных л. с. Скорость 8—9 уз. Вооружение: 60-фн пушка № 1 и две 24-фн карронады. Заложен 5 января 1856 года, спущен 14 июля 1856-го, 24 июня 1858 года в составе 2-го Амурского отряда капитана 1-го ранга А.А. Попова вышел из Кронштадта на Дальний Восток. В Николаевске-на-Амуре отряд присоединился к Дальневосточной эскадре. Клипер занимался исследованием берегов Японских и Корейских островов. В 1861 году «Опричник» под командованием капитан-лейтенанта П.А. Селиванова отправился в обратный путь на Балтику. Из Шанхая он вышел 31 октября. После дозаправки в порту Батавия (Джакарта), 26 ноября 1861 года клипер вышел в Индийский океан и пропал без вести. Поиски экипажа «Опричника» не принесли результатов. По заключению Морского министерства, основанному на свидетельствах судов, находившихся в то время в Индийском океане, вероятно, клипер погиб в ночь с 13 на 14 декабря 1861 года в точке на широте около 22° зюйд, долготы около 67 ¼° ост во время сильного урагана. Однако позже русскими моряками был сделан вывод: «гибель «Опричника» в урагане возможна и до некоторой степени вероятна, но далеко не доказана». 7 апреля 1863 года клипер был исключен из списка судов флота. Пропали: командир, 7 офицеров, 14 унтер-офицеров и 73 нижних чинов.
Поэтому не удивительно, что, имея такую статистику, чиновники Адмиралтейств-коллегии, «прозевав» рапорт командира и не получая сведений о шмаке, без лишнего шума записали его в графу пропавших без вести, где он мирно пребывал, до «открытия», сделанного бдительным архивистом.
Литература
- Веселаго Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. — СПб.: тип. В. Демакова, 1875. – 2, VIII, IV, 652, 4 с., 26 л. илл., портр., 1 л. карт.
- Конкевич Л. Летопись крушений и других бедственных случаев военных судов русского флота. СПб., 1874. – 286 с.
- Кротков А. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте. – СПб.: Военно-морской ученый отдел Главного морского штаба, 1893. – 529 с., 38 л. план.
- Соколов А.П. Летопись крушений и пожаров судов русского флота. От начала его, по 1854 г. — СПб: Типография Императорской Академии Наук, 1855. — 393 с.
- Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Том 2. — 480 с.
- Чернышев А.А. Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв. М.: Издательство «Вече», 2012. – 286 с.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
naukatehnika.com
Кравков, Евдоким Михайлович
— капитан-лейтенант, старовер, род. в 1744 году, ум. после 1796 г. Сын дворянина Владимирской губернии, учился в Морском кадетском корпусе с 1761 г., в 1768 выпущен мичманом; участвовал в архипелагской экспедиции; в 1771 г., по болезни, отправлен в Петербург и служил асессором в береговой корабельной комиссии; после кратковременной службы в эскадре Грейга в 1776 г., в 1777 г. ходил в Черное море и в том же году отставлен за болезнью. Явившись в Петербург хлопотать о пенсии, Кравков ничего не мог добиться и очень бедствовал; затем гр. Р. И. Воронцов определил Кравкова заседателем в верхний земский суд, во Владимире. Вскоре, однако, Кравков который вообще вел жизнь очень нетрезвую, оставил совершенно службу и как-то попал в среду раскольников; некоторое время он провел в скитах; в 1784 г. он был задержан в Нижнем Новгороде, одетый в простое крестьянское платье и с бородой; он объявил, что он раскольник. Раскольники в то время уже не подвергались никаким преследованиям; но дворянин, штаб-офицер, раскольник — это было явление столь необычное, что нижегородский ген.-губ. Ребиндер счел нужным донести об этом в Петербург и по приказанию кн. Вяземского Кравков был доставлен в Тайную Канцелярию. Здесь его долго усовещивали с той именно точки зрения, что неприлично просвещенному человеку следовать учению фанатиков и изуверов, людей совершенно непросвещенных; Кравков неохотно давал ответы, но стоял твердо на том, что он «не только духовенство, но и церковь не почитает, таинств принимать не желает»; он говорил, что его могут пытать и мучить, а ничего другого он не скажет и желает быть отпущенным за границу и там жить с раскольниками. Кравкова, конечно, не пытали и не мучили, а он в течение двух почти месяцев, содержимый в Тайной Канцелярии, не сказал более ни слова. Не подействовали увещания митрополита Гавриила (в феврале 1785 г.). 17 февраля 1785 г. последовал указ, чтобы Кравкова, как человека, который » против звания своего делает поведением и жизнию своею нетерпимый в обществе соблазн», заключить в Ревельскую крепость.
«Евд. Мих. Кравков, дворянин-старовер», статья В. И. Ламанского, в 1 т. сборника: «Памятники новой русской истории», 36—48.
{Половцов}
Источник: Большая биографическая энциклопедия
предыдущие статьи
последующие статьи
mirznanii.com
Мичман — это кто? Корабельные звания
Как в сухопутной армии, так и на флоте существует система офицерских званий и чинов. Мичман — кто это в системе чинов ВМФ? Из статьи можно узнать ответ на этот вопрос, а также познакомиться с другими корабельными званиями.
Происхождение слова
Кто это — мичман, и откуда произошло это понятие?
«Midshipman» дословно переводится с английского как «средний человек на корабле» или «посреди судна».
Это звание на флоте восходит к временам парусного судостроения. На больших многомачтовых кораблях один человек обычно нес службу посередине палубы. Он и назывался мичманом. Обязанностью его было следить за неукоснительным соблюдением экипажем корабля приказов капитана или начальника. Широкие паруса обычно закрывали людям обзор некоторых частей судна. Поэтому мичман служил, по сути, связующим звеном между руководством корабля и подчиненными — матросами.
Чаще всего эта должность предоставлялась тем морякам, которые являлись кандидатами в офицерский состав, — она позволяла им набраться практики и опыта.
История звания
Роль мичмана и круг его обязанностей неоднократно менялись. Во флоте России эта должность впервые появилась в 1716 году в качестве унтер-офицерской. Впоследствии этот чин стал считаться младшим обер-офицерским, примерно соответствуя званию поручика. Так было до 1917 года.
В 1981 в СССР впервые появилось звание старшего мичмана.
К воинскому званию отслужившего гражданина добавляли слова «запаса» или «в отставке».
В 2009 года правительство Российской Федерации заявило, что звания мичмана и прапорщика будут упразднены из состава военных сил страны и замещены сержантами и старшинами. Все представители этих чинов, проходившие службу на тот момент, были переведены на другие должности или списаны в запас. Однако три года назад было сделано заявление о восстановлении их в исходном звании.
Звание присуждалось обычно после окончания школ мичманов.
Корабельные звания в ВМФ Российской Федерации
В наше время мичман — кто это на корабле? Звания и чины во флоте Российской Федерации представляют собой весьма объемную структуру.
Низшим служащим на судне является матрос. В его обязанности входит несение вахты, наблюдение за спасательными приспособлениями, инструментами, оружием. Также он осуществляет контроль палубных механизмов, помогает при погрузке и разгрузке, следит за чистотой и порядком на корабле.
Следом за матросом идет старшинский состав. В него входят корабельные старшины, мичман и старший мичман.
Затем следует младший офицерский состав, в который входят лейтенанты различных званий.
Далее старшие офицеры: каперанг, кавторанг и катреранг.
И высшие чины: адмиралы, включая адмирала флота, — высший воинский чин в составе военно-морских сил России.
Таким образом, мичман — это одно из младших званий на флоте. Оно не является офицерским чином, но приближено к нему. Тем не менее, даже чтобы стать мичманом, необходимо пройти путь в несколько ступеней от низшей корабельной должности — матроса.
Чтобы получить это звание, необходимо прослужить на корабле не менее трех лет в низших чинах. Однако при наличии определенных заслуг этот срок может быть сокращен.
В современной системе знаков различия на погонах мичмана имеется две звезды на черном фоне. Старшие мичманы имеют три звезды.
В сухопутной армии этому званию примерно соответствует прапорщик.
Обязанности
Разобравшись, кто это — мичман, стоит остановиться на его непосредственных служебных обязанностях.
По сути, его должностные инструкции остались теми же, что и в прошлом. Это звание приближено к офицерским, поэтому мичман является посредником при передаче распоряжений высшего руководства низшим корабельным званиям. Он осуществляет контроль исполнения офицерских указаний матросами и старшинами. Кроме того, он следит за корабельным имуществом и ведет его учет.
Звание мичмана есть не только в ВМФ Российской Федерации, но и в других государствах — Соединенном Королевстве, США и пр. Оно присуждается выпускникам военно-морских образовательных учреждений.
Выводы по статье:
- Мичман — неофицерский чин ВМФ, выше корабельных старшин, но ниже любого офицера.
- По обязанностям это посредник между офицерским составом и низшими корабельными званиями.
- Исторически звание менялось, становясь то офицерским, то нет.
- В сухопутной армии мичману соответствует прапорщик.
fb.ru
Как наш старший мичман с Главкомом общался
Получал он свои бешеные деньги по причине сумасшедшей выслуги. Командир нашел его у подводников, на спасательной лодке «Ленок», и уж как он его оттуда вытащил — одному Богу известно. Но только когда финансист принес мне на подпись зарплатную ведомость, первую с участием деда, и я увидел в ней дедову выслугу, то сразу понял, что столько не только не прослужу, но и не проживу.Хоть Дед и пришел к нам с подводных лодок, но в дело своё вошел быстро. Матросы его дико боялись, и дико уважали, потому что через месяц от него на корабле не было тайн. Страстный рыбак, стоило кораблю встать на рейде или лечь в дрейф, как тут же организовывал на юте рыбалку в промышленных объемах. И приглашал на неё всех желающих. Однажды на моих глазах вместе со своими нукерами вытащил посредине Атлантики с километровой глубины морского окуня весом 76 килограмм. Семьдесят шесть — специально взвешивали. В Индийском океане вылавливал каких-то морских гадов, которых нет ни в одной энциклопедии. Там же как-то прямо на ходу надергали полторы тонны(!) тунца. Короче, с дедом на корабле проблем со свежей рыбой в любых количествах не было никогда.
Свой авторитет среди офицерского состава Дед поднял один раз, навсегда и на недосягаемую высоту, непосредственно перед нашим переходом на родной Тихоокеанский флот. Было это так.
Проводить последний советский корабль (а наш «Пантелеев» реально был таковым: мы проходили все испытания с советским военно-морским флагом, потом подняли его при принятии флотом, а уже через две недели поменяли на российский) к месту постоянного базирования прибыл Главком ВМФ адмирал Феликс Громов. Прибыл настолько неожиданно, что ничего не пришлось красить и надраивать. С ним приехала целая куча столичных и местных адмиралов — и все желали проверить, как мы готовы к переходу из Балтийска во Владивосток.
Вся эта адмиральская камарилья поднимается на корабль, командир рапортует Главкому. И тут из-за спины командира под старпомовское шипение вырисовывается широко улыбающееся лицо Деда. И что вы думаете? Грозное лицо Главкома расплывается в ответной улыбке. Он отодвигает командира, и идёт к деду, делая по дороге жест рукой адмиралам: мол, идите и смотрите.
Адмиралы идут, командир и старпом смотрят на происходящее с немым изумлением. Попробуйте и вы оценить её с точки зрения военного чинопочитания. Тут не столько адмирал разговаривает со старшим мичманом. Тут старший мичман периодически бьет адмирала по плечу. И до командира долетают обрывки фраз Деда: «Да ладно звездеть!», «Ой, испугал ежа голой жопой!»
Адмирал же в ответ бьёт шапку оземь (то есть, об палубу), демонстрирует Деду лысину, клянётся мамой, распахивает шинель и показывает орденские планки до пупа. А Дед как бы пытается их у адмирала оторвать, проверяет на прочность. И от сюрреализма всего происходящего у командира со старпомом едет крыша.
Крыша ехала где-то минут сорок, всё то время, пока Дед лихо пикировался на юте с Главкомом. Наконец Главком пальчиком подозвал к себе Командующего Балтийским флотом (тот сам был в шоке, поэтому подлетел на цирлах), сказал: «Акт подпиши, у них всё нормально», и снова повернулся к Деду:
— Григорич, будешь в Москве — заезжай. В баньку сходим, на охоту съездим, — и пошел с корабля. Вслед за ним шумной стайкой слетели проверяющие адмиралы, расселись по своим «волгам», и на корабле повисла мёртвая тишина. Она давила и наваливалась.
— Деда, а скажи-ка, откуда ты Главкома знаешь? — вкрадчиво прервал тишину командир.
— Я на «Адмирале Сенявине» старшиной на главном калибре служил. Уже в авторитете был. Вот он и пришел ко мне командиром группы управления, лейтёхой. Я его пять лет уму-разуму учил… Дай-ка вспомню, где-то в самом начале 60-х…
Снова воцарилась тишина. Она настолько затягивала, что прервать её решился я. Со всем возможным пиететом и нежностью:
— Деда, а ничего, что мы тебя на «ты» называем, и по твоему кораблю в обуви ходим?
— Да идите вы нахер, салабоны!
— То, что мы тут все салабоны и зелень подкильная, сомнению не подлежит, — это подошел старпом, провожавший адмиралов. — Ты скажи, дед, какого хера ты тут делаешь?
— Не понял, — вскинул глаза старший мичман Терехов, главный боцман «Адмирала Пантелеева».
— Ну, на этой жестянке, — продолжал старпом. — С канатами и макаками носишься, вместо того, чтобы папочку в Москве носить? — макаками, обезьянами и гоблинами старпом называл любимый личный состав.
— А-а-а, — ответ Дед. — Звал он меня. Только чего я там делать буду? Мне тут сподручнее. Привык. Ты куда, стервец, краску понёс? — это он уже выхватил глазом очередного гоблина пытавшегося под общую неразбериху что-то куда-то утащить…
Старший мичман Терехов начинал служить в 1953-м году, сделал десяток боевых служб на кораблях и два десятка автономок на подводных лодках, дизельных и атомных, на пенсию вышел в 1998-м. И сейчас, в свои 83 года, выглядит здоровее многих нас.
И два раза в неделю, в любую погоду ездит в бухту Патрокл с удочками. И всегда возвращается с уловом.
fishki.net
Кто такой боцман? Обязанности боцмана
На любом корабле имеется должность, ответственная не только за поддержание хорошего состояния корабля, но и «приглядывающая» за командой. Эти две важные задачи всегда лежали на плечах боцманов. Но кто такой боцман на корабле? Давайте разберемся в особенностях этой профессии более подробно.
Кто такой боцман
До 1798 года на кораблях боцманов не было, их работу выполнял сержант. Свидетельства и своды морских законов, датированные 1886 годом, уже рассказывают подробно, кто такой боцман. Официально это старший унтер-офицер, неофициально — чиновник, который несет ответственность за состояние корабля, проверяет паруса и шлюпки, анкеры, кабели. В общем, делает все, чтобы судно «бегало» гладко и без проблем.
Не все знают, кто такой боцман. Значение слова расшифровывается следующим образом: это человек, которому подчиняется вся команда. Он старший над нижними чинами моряков. Он руководит всеми работами, производимыми командой на судне, отдает приказы, контролирует, помогает команде качественно выполнять свои обязанности, новичков и младший состав обучает морскому ремеслу.
В ведении боцмана всегда находился и порядок на судне. Поведение, споры, разногласия, дебоши и драки, которые в те времена происходили на кораблях, были также подконтрольны боцманам. Они их предотвращали или заглушали в случае, если те уже разгорелись. Чем лучше вела себя команда, чем слаженней она была, тем выше оценивалась работа боцмана.
Боцманы бывают разные, но взаимозаменяемые
На любом судне всегда должен быть порядок. Боцман, что значит на шутливом языке моряков «дракон», — это чин престижный и глубокоуважаемый. Если боцманов на корабле было несколько, то один мог отвечать только за команду, другой — за состояние канатов и якорную стоянку, третий ведал состоянием снастей и парусов.
Если корабль большой, то боцманов разделяют на первого, второго, третьего и т. д. Это очень удобно. Есть и старший боцман. Это означает, что он контролирует не только команду, но и всех остальных боцманов. Кроме этого, он отвечает за выполнение приказов и оповещает моряков о распоряжениях «сверху». По очереди боцманы несут вахту, заменяя один другого. Их работа происходит по определенному графику.
Боцман – что означает это слово? По мнению моряков, так называют человека, который умеет все и успевает контролировать окружающих. Даже если в обязанности входит только наблюдение за состоянием паруса или якоря, то при необходимости один боцман всегда знает работу другого. Он может выполнить ее не менее качественно.
Как потребность в боцманах менялась с годами
Многие считают, что это спорная и противоречивая профессия. Именно к ней относится боцман. Первые упоминания о подобных людях на корабле появились еще в 1667 году. Тогда был написан документ, рассказывающий о «делах и строении корабля». Назывался тогда этот ранг бутман, или ботеман. Позже, как мы уже говорили выше, эту должность переименовали в сержантов. В английском и голландском флоте также была подобная должность. В переводах есть нечто общее. Итак, кто такой боцман? Это лодочный человек (boot — флотилия или лодка, man — мужчина, человек).
В 1720 году в морском уставе боцман появляется снова. Отмечается, что он заведует тросами и канатами, якорями и талями, швартовыми принадлежностями и буксировкой. Этот человек обязан был знать имя каждого матроса, служившего на судне. В документах указано, что боцман обязан был передать свои знания ученику, а лучше нескольким. Служили тогда на флоте долго, поэтому после схождения на берег, смерти или ранения должна быть уже воспитана достойная замена.
В настоящее время
Отменили звание боцман в 1918 году. Однако и в настоящее время на кораблях имеется такая профессия. Моряки говорят, что боцман — человек на судне очень уважаемый, но частенько сильно загруженный работой. На его плечах лежит все. Он помощник капитана, друг для всей команды и координатор ее действий.
Надо отметить, что базы вакансий частенько предлагают морякам пойти работать боцманами, да и заработная плата у этих членов команды всегда на порядок выше, чем у рядового матроса. Единственный минус — отпуска бывают у боцманов редко. Особенно если он на корабле один, и замены нет. Несмотря на тяжелый и длительный график работы (от 6 до 12 месяцев) популярность этой профессии не падает, а только набирает обороты.
Труба боцмана
Боцманская труба — орудие, с помощью которого осуществляется не только связь с командой, но и контроль над ней. Труба издает особый тоновый свист, который «передает» приказы боцмана остальным морякам. На некоторых кораблях в старину даже запрещалось свистеть, дабы не заглушить или не спутать отдаваемый боцманской трубой приказ.
В настоящее время на крупных судах трубы боцмана уже нет. Она используется лишь для торжественных церемоний. А вот на небольших торговых кораблях этот инструмент еще вполне в ходу. С его помощью боцман отдает приказы и делает заказы. Младшим членам команды не разрешалось пользоваться трубой, что еще раз подтверждает высокое положение боцманов на кораблях.
На пиратском корабле
Пиратские суда ничем не отличались от мирных кораблей. На них существовала та же иерархия и воинские звания. Боцман также присутствовал на судне пиратов. Обязанности на нем лежали практически такие же, как и на боцманах мирных кораблей. Однако боцман-пират отвечал за срыв вражеского флага или его уничтожение на захваченном судне.
Кроме того, все споры команды также разрешались не без участия боцмана. И если один член команды пиратов подвел в важном деле, предал или опозорил чем-то капитана, то бремя наказания также возлагалось на боцмана. Отвечал он и за казнь, совершая ее, как правило, собственноручно. Боцман-палач на пиратском судне не редкость, а скорее привычная для тех времен закономерность.
fb.ru
Мичман — это… Что такое Мичман?
Мичман Королевского флота, 1799 год (г.).Ми́чман (от англ. midshipman, дословно — «человек посреди корабля») — корабельное воинское звание военнослужащих в ВМФ (ВМС) ряда стран.
История
Военная квалификация и служебное положение лиц, которым оно присваивалось, неоднократно изменялись. Изначально звание присваивалось морякам парусного флота, исполнявшим соответствующую должность — мичманы несли службу на крупных парусниках примерно посередине палубы (отсюда и название должности) и обеспечивали точное исполнение командой приказов капитана или вахтенного начальника, которым поставленные паруса зачастую ограничивали обзор средней и носовой части палубы. Для наработки практики на эту должность зачастую назначали кандидатов на производство в офицерский чин (гардемаринов). В русском флоте впервые введено в 1716 году как унтер-офицерское звание[1]. С 1732 до 1917 (исключая 1751—1758, когда мичманы относились к унтер-офицерам) мичман — первое офицерское звание — соответствовало поручику в армии. Звание мичмана присваивалось гардемаринам, успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. Мичманы назначались на должности командиров артиллерийских башен кораблей, командирами плутонгов противоминной артиллерии, штурманами малых боевых кораблей и так далее.
В советское время воинское звание мичмана впервые было введено Постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ, морских частей пограничных и внутренних войск. Это постановление действовало до 1972 года. В связи с введением с 1 января 1972 года в Вооружённых Силах СССР института прапорщиков и мичманов (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971)[2] военнослужащие в звании мичмана стали представлять собой отдельную категорию личного состава ВМФ и морских частей пограничных войск. По своему служебному положению, обязанностям и правам они так же, как и прапорщики, имеют статус, близкий к младшим офицерам, являются их ближайшими помощниками и начальниками для матросов (солдат) и старшин (сержантов) одного с ними корабля (части).
Военно-морской флот РФ
Мичман в российском флоте по рангу выше главного корабельного старшины и ниже старшего мичмана.
Звание мичмана как правило присваивается по окончании соответствующих школ (курсов).
Воинское звание мичмана существует и в ВМФ (ВМС) некоторых других государств. В Великобритании, например, оно присваивается курсантам старшего курса военно-морского колледжа, в США — курсантам военно-морского училища (военно-морской академии).
Мичман ВМФ РФ 1994г. | Старший мичман |
См. также
Примечания
Литература
biograf.academic.ru
|
|
|
voinanet.ucoz.ru