Лёгкий боевой вертолёт Ансат 2РЦ. Россия
Не смотря на то, что фотографиями этой машины просто наполнен интернет. Какие либо данные о ней найти, было, серьёзной, проблемой. А уж о подробностях создания, нечего и говорить. Их ещё предстоит написать, какому ни будь, из специализированных авиационных изданий.
Я уже писал, что в вертолётной отрасли России наблюдается некий бум. Сразу несколько машин появилось за последние год два. В том числе и данный агрегат. Эта машина примечательна во многих отношениях. Во-первых, её создали не наши корифеи, вроде КБ Миля или Камова, а конструкторское бюро, до этого, ни чем не знаменитого, Казанского Вертолётного Завода. Во-вторых, делали её на свой страх и риск, без предварительного заказа. И даже без конкурса, на котором она бы могла поучаствовать. Чем-то это напоминает зарю авиаэры, когда многие авиафирмы на Западе, разрабатывали свои машины, а уж потом искали на них потребителя. Но сегодня, с непомерной стоимостью разработки, и, почти, полным отсутствием, конструкторов-подвижников, такая практика ушла в прошлое. Но, как видим, не везде. Ну и третье, и последнее, чем на мой взгляд примечательна эта машина, является то, что она представляет класс лёгких боевых машин, ранее полностью отсутствующий у нас.
Разработка этого вертолёта началась в 1997 году. Данных о первом полёте машины я не нашёл. Зато известно, когда эта машина впервые была продемонстрирована широкой публике. Это произошло в 2005 году на выставке МАКС-2005.
Это вертолёт построен на основе обычного, гражданского вертолёта «Ансат». По заявлению разработчиков у двух машин общими являются 90% узлов. Но внешне, машина довольно, серьёзно отличаются – кабина спроектирована полностью заново. В переводе с татарского Ансат обозначает – «простой»
Компоновка вертолёта является уже стандартной для современных боевых машин. Пилоты сидят не рядом а один за другим. Кроме этого, вертолёт имеет просторный грузовой отсек, где может разместиться десант или перевозиться разнообразные грузы. Кстати, грузоподъёмность машины, довольно, приличная – 1300 кг.
Первоначально, этот вертолёт создавался под задачи разведки и целеуказания. Но, по ходу его разработки ему ещё добавили функции и возможности лёгкого штурмовика.
В качестве вооружения для штурмового варианта этого вертолёта планируется установить крупнокалиберный пулемёт в неподвижно фюзеляж и ракетное вооружение на подвесных пилонах.
Лётные технические характеристики машины:
Экипаж: 1 пилот
Пассажировместимость: до 9 пассажиров
Грузоподъёмность: 1300 кг (внутри салона)
Длина: 13,543 м
Длина фюзеляжа без хвостовой балки: 6,91 м
Высота: 3,56 м
Колея шасси: 2,5 м
Максимальная взлётная масса: 3300 кг
Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney РW-207K (Канада)
Мощность двигателей: 2 × 630 л. с. (2 × 463 кВт (взлётная))
Габариты грузовой кабины
Длина: 3,5 м
Ширина: 1,68 м
Высота: 1,3 м
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 285 км/ч
Крейсерская скорость: 250 км/ч
Практическая дальность: 635 км (максимальная)
Практический потолок: 5700 м
Статический потолок: 3300 м
Скороподъёмность: 21,5 м/с
Перспективы данной разработки довольно туманны. По словам гендиректора КВЗ, эксплуатация «Ансата-2РЦ» будет обходиться в 2 раза дешевле, чем Ми-24. А вот о стоимости он скромно умолчал.
Но, по информации, найдённой мною в сети, Российские вооружённые силы заказали 30 боевых машин, со сроком поставки до 2020 года. Но эту информацию я не могу считать на 100% достоверной, так как она мне попалась всего в одном месте. Заказов из-за границы на данную машину нет. А на них, на мой взгляд, рассчитывали в первую очередь, поэтому то, и движки импортные поставили (это то же мои домыслы).
Автор – Карпенко Дмитрий
Источник – сеть Интернет
alternathistory.com
Ансат-2РЦ Википедия
Ансат | |
---|---|
«Ансат-У» ВВС России, 2012 год | |
Тип | Лёгкий многоцелевой вертолёт |
Разработчик | КБ КВЗ |
Производитель | КВЗ |
Главный конструктор | В. Б. Карташев (рук.) А. И. Степанов (гл.) В. В. Двоеглазов (вед.) |
Первый полёт | 17 августа 1999 года[1] |
Статус | производится, используется |
Эксплуатанты | ВВС России МЧС России ВЦМК «Защита» |
Стоимость единицы | $5,5—6 млн (2015 год) $3,9 млн (2017 год)[2] |
Медиафайлы на Викискладе |
«Ансат» (тат. несложный, простой[3]) — российский лёгкий многоцелевой вертолёт класса 7—9 мест, может перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине. Разработан Конструкторским бюро «Казанского вертолётного завода» (КВЗ).
Содержание
- 1 История создания
- 2 Конструкция
- 3 Применение
- 4 Заказчики
- 5 Операторы
- 5.1 Военные
- 5.2 Гражданские
- 6 Лётно-технические характеристики
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки
История создания[ | ]
Типоразмер и функциональный облик вертолёта «Ансат» были определены в результате проведённых в российских авиакомпаниях маркетинговых исследований по определению требований к вертолётам данного класса.
Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года. Первый полёт совершён в 1999 году[4]. В 2011 году начался процесс сертификации гражданской версии вертолёта. В августе 2013 был получен сертификат типа
ru-wiki.ru
Легкий ударный вертолет «ансат-2рц». — О самолётах и авиастроении
Разработчик: КБ КВЗ
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 2005 г.
Сейчас в вертолётной отрасли России отмечается некоторый бум. Сходу пара автомобилей показалось за последние год-два. Среди них и легкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ». Эта машина примечательна во многих отношениях.
Во-первых, её создали не отечественные корифеи, наподобие ОКБ Миля либо Камова, а конструкторское бюро, до этого, ни чем не известное, Казанского Вертолётного Завода.
Во-вторых, делали её на риск и свой страх, без предварительного заказа. А также без конкурса, на котором она бы имела возможность поучаствовать. Чем-то это напоминает зарю авиаэры, в то время, когда многие авиафирмы на Западе, разрабатывали собственные автомобили, а уж позже искали на них потребителя.
Но сейчас, с непомерной ценой разработки и практически, полным отсутствием, конструкторов-подвижников, такая практика ушла в прошлое. Но, как видим не везде. Ну и третье и последнее, чем примечательна эта машина, есть то, что она воображает класс лёгких боевых автомобилей, ранее всецело отсутствующий у нас.
Разработка этого вертолёта началась во второй половине 90-ых годов двадцатого века. Первый полет «Ансат-2РЦ» выполнил 29 июля 2005 года. В этом же году машина в первый раз была показана широкой публике.
Это случилось на выставке МАКС-2005.
Это вертолёт выстроен на базе простого, гражданского вертолёта «Ансат». По заявлению разработчиков у двух автомобилей неспециализированными являются 90% узлов. Но снаружи, машина достаточно, серьёзно отличаются — кабина спроектирована всецело заново.
В переводе с татарского Ансат обозначает — «несложной».
Компоновка вертолёта есть уже стандартной для современных боевых автомобилей. Пилоты сидят не рядом а друг за другом. Также, вертолёт имеет просторный грузовой отсек, где может разместиться десант либо перевозиться разнообразные грузы.
Кстати, грузоподъёмность автомобили, достаточно, приличная — 1300 кг.
Первоначально, данный вертолёт создавался под целеуказания и задачи разведки. Но, по ходу его разработки ему ещё добавили возможности и функции лёгкого штурмовика.
Под носовой частью фюзеляжа нового вертолета устанавливается гиростабилизированная оптико-электронная обзорно-прицельная совокупность ТОЭС-521, а по его бортам — маленькие крылья с четырьмя точками подвески оружия неспециализированной массой до 1300 кг. На протяжении презентации на них были подвешены ракеты «воздух-воздух» типа «Игла» в пусковых контейнерах, блоки неуправляемых ракет Б8В7 на семь ракет С-8 калибра 80 мм любой и авиационная бомба.
Помимо этого, по правому борту фюзеляжа на вертолете размещается неподвижный одноствольный пулемет «Корд-12,7» калибра 12,7 мм. В борта фюзеляжа кроме этого вмонтированы блоки выброса пассивных помех УВ-26 калибра 26 мм.
По последним данным заключён сделку на поставку до 2020 года для ВВС России 30 легких учебно-боевых вертолетов Ансат-2РЦ.
ЛТХ:
Модификация: «Ансат-2РЦ»
Диаметр несущего винта, м: 11,50
Диаметр рулевого винта, м: —
Протяженность, м:: 13,54
Высота , м 3,56
Масса, кг
-безлюдного: —
-обычная взлетная: —
Тип двигателя: 2 х ТВД Pratt Whitney РW-207K
-мощность, кВт: 2 х 463
Большая скорость, км/ч: 285
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Практическая дальность, км: 635
Практический потолок, м: 5700
Статический потолок, м: 3300
Экипаж, чел: 1-2
Нужная нагрузка: до 9 человек
Оружие: 12,7-мм пулемет «Корд-12,7»
На четырех узлах подвески:
-ракеты «воздух-воздух» типа «Игла» в пусковых контейнерах;
-блоки НУР Б8В7 на семь ракет С-8 калибра 80 мм любой;
-авиабомбы.
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
Легкий ударный вертолет «Ансат-2РЦ».
«Ансат-2РЦ» в полете.
«Ансат-2РЦ» в полете.
«Ансат-2РЦ» в полете.
«Ансат-2РЦ» заходит на посадку.
Полноразмерный макет вертолета «Ансат-2РЦ».
Носовая часть вертолета «Ансат-2РЦ».
Пилоны вертолета «Ансат-2РЦ».
Автомат перекоса на вертолете «Ансат-2РЦ».
Автомат перекоса на вертолете «Ансат-2РЦ».
.
.
Перечень источников:
Взлет. Петр Бутовский. Создан новый вариант «Ансата».
Другая История. Лёгкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ».
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «КВЗ Ансат-2РЦ».
Фотоархив сайта russianplanes.net
«Ансат» Русские Вертолетные Системы
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
stroimsamolet.ru
Ансат-2РЦ Википедия
«Ансат» (тат. несложный, простой[3]) — российский лёгкий многоцелевой вертолёт класса 7—9 мест, может перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине. Разработан Конструкторским бюро «Казанского вертолётного завода» (КВЗ).
История создания
Типоразмер и функциональный облик вертолёта «Ансат» были определены в результате проведённых в российских авиакомпаниях маркетинговых исследований по определению требований к вертолётам данного класса.
Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года. Первый полёт совершён в 1999 году[4]. В 2011 году начался процесс сертификации гражданской версии вертолёта. В августе 2013 был получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета[5].
Машины производит Казанский вертолётный завод (в 2017 году на заводе планируется собрать 16 вертолётов[6]).
Существуют планы замены двигателей вертолёта на отечественные ВК-800В производства ОАО «Климов»[7].
28 октября 2016 года – холдинг «Вертолёты России» планирует обеспечить поставку порядка 40 вертолётов «Ансат», как сообщил журналистам заместитель генерального директора компании Александр Щербинин[8].
В июне 2017 года первый в России вертолёт «Ансат», оборудованный модулем реанимации прибыл в Волгоград[9].
В мае 2018 года в рамках выставки HeliRussia «Ансат» получил одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации. Таким образом, на данный момент вертолет Ансат сертифицирован для использования в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по Цельсию. [10]
Конструкция
Построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, с двумя газотурбинными двигателями. Двойное хвостовое оперение.
Вертолёт имеет просторную грузо-пассажирскую кабину, которая переоборудуется под различные варианты целевого применения.
Конструкция вертолета позволяет оперативно трансформировать салон как в грузовой, так и в пассажирский вариант. В 2015 году «Ансат» был сертифицирован для применения с медицинским модулем и может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по Цельсию. Успешно завершены высокогорные испытания, подтвердившие возможность работы вертолета в горной местности на высотах до 3500 метров. «Ансат» в VIP-версии может перевозить до пяти пассажиров, обладает пониженным уровнем шума и вибраций.[11]
На выставке HeliRussia в 2019 году компания «Русские вертолётные системы» продемонстрировала вариант вертолета «Ансат» в противопожарной конфигурации. Модель получила специальное оборудование Fire Attack компании Simplex Aerospace (США).[12]
Применение
Турбовальный двигатель ВК-800В на МАКС 2013Машина может быть использована для решения широкого круга задач: доставка грузов, перевозка пассажиров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, оказание экстренной медицинской помощи, административные перевозки, первоначальное обучение.
Модификация вертолёта повышенной комфортности (VIP) предлагается для организации перевозки высокопоставленных пассажиров.
Вертолёт используется в ВКС РФ для обучения пилотов (ВС РФ закупает вертолёты «Ансат» в учебной версии, «Ансат-У»)[13], а также в МЧС России и ВЦМК «Защита».
На выставке МАКС-2005 была представлена также боевая версия вертолёта — Ансат-2РЦ[14]. О заказах на неё сведений нет.
В мае 2015 г. сертификацию прошла модификация вертолета с медицинским модулем, которая соответствует всем международным стандартам санитарной авиации и позволяет спасти жизнь человека на период транспортировки. Согласно сертификату конструкция вертолета позволяет оперативно трансформировать его как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью перевозки до 7 человек.[15]
Заказчики
Осенью 2016 первый «Ансат» с медицинским модулем был передан Минздраву Республики Татарстан.
В октябре 2016 парк компании «Русские вертолётные системы» (РВС) получил машину, изготовленную в VIP-варианте; которая однако будет использоваться не только для перевозки пассажиров, но и в качестве учебной машины авиационного учебного центра компании.[16]
По состоянию на май 2019 года, компания «Русские вертолётные системы» является крупнейшим гражданским оператором вертолетов «Ансат» и имеет 13 таких вертолетов и ожидает поставку ещё 2-х машин в 2019 году.[17]
В 2016 г. на авиасалоне в китайском Чжухае контракт на поставку двух машин в медицинском исполнении подписала китайская компания Wuhan Rand Aviation Technology Service Co. Ltd.; вертолёты планируется поставить до конца 2017 года. Китайское предприятие также оформило опцион, который предусматривает покупку ещё шести “Ансатов”. Ожидается, что компания получит их до наступления 2019 года.
В конце 2018 г. в Китае, в рамках демо-тура, был заключён твёрдый контракт на 20 вертолетов «Ансат», также было собрано «мягких контрактов» (Вьетнам. Таиланд, Камбоджа и Малайзия) ещё на 30 вертолетов этой модели.[18]
В 2019 году холдинг «Вертолеты России» (входит в «Ростех») начнет поставки в Китай вертолетов «Ансат» с медицинскими модулями, которые соответствуют международным стандартам санитарной авиации и позволяют спасти жизнь человека на период транспортировки.[15]
Операторы
Военные
Россия Россия Военно-воздушные силы Российской Федерации — 45 Ансат-У по состоянию на 2018 год[19].
Гражданские
Россия Россия — 1 вертолет первый поставлен Министерству здравоохранения Республики Татарстан, 13 вертолетов поставлено компании «Русские Вертолётные Системы»[20], 7 вертолетов будет поставлено компании «Полярные Авиалинии».[21]
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Лётно-технические характеристики

Летающая лаборатория на базе вертолёта Ансат
Источник данных: Официальный сайт[22].
- Технические характеристики
Габариты грузовой кабины
- Длина: 3,5 м
- Ширина: 1,68 м
- Высота: 1,3 м
- Лётные характеристики
См. также
«Ансат-У» (учебный) на авиасалоне МАКС-2009Ближайшим зарубежным аналогом является вертолёт EC-145 концерна Eurocopter[23].
Примечания
http://www.podolsk.ru/news/n32501.html
Литература
- Ансат. Первый полёт 10 лет. // Вертолёт / Гл. ред. Хлебников А.. — Казань: «Вертолёт», 2009. — № 3 (46). — С. 1-50.
Ссылки
wikiredia.ru
Ансат-2РЦ Вики
«Ансат» (тат. несложный, простой[3]) — российский лёгкий многоцелевой вертолёт класса 7—9 мест, может перевозить 1300 килограммов полезной нагрузки в кабине. Разработан Конструкторским бюро «Казанского вертолётного завода» (КВЗ).
История создания[ | код]
Типоразмер и функциональный облик вертолёта «Ансат» были определены в результате проведённых в российских авиакомпаниях маркетинговых исследований по определению требований к вертолётам данного класса.
Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года. Первый полёт совершён в 1999 году[4]. В 2011 году начался процесс сертификации гражданской версии вертолёта. В августе 2013 был получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета[5].
Машины производит Казанский вертолётный завод (в 2017 году на заводе планируется собрать 16 вертолётов[6]).
Существуют планы замены двигателей вертолёта на отечественные ВК-800В производства ОАО «Климов»[7].
28 октября 2016 года – холдинг «Вертолёты России» планирует обеспечить поставку порядка 40 вертолётов «Ансат», как сообщил журналистам заместитель генерального директора компании Александр Щербинин[8].
В июне 2017 года первый в России вертолёт «Ансат», оборудованный модулем реанимации прибыл в Волгоград[9].
В мае 2018 года в рамках выставки HeliRussia «Ансат» получил одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации. Таким образом, на данный момент вертолет Ансат сертифицирован для использования в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по Цельсию. [10]
Конструкция[ | код]
Построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, с двумя газотурбинными двигателями. Двойное хвостовое оперение.
Вертолёт имеет просторную грузо-пассажирскую кабину, которая переоборудуется под различные варианты целевого применения.
Конструкция вертолета позволяет оперативно трансформировать салон как в грузовой, так и в пассажирский вариант. В 2015 году «Ансат» был сертифицирован для применения с медицинским модулем и может эксплуатироваться в температурном диапазоне от -45 до +50 градусов по Цельсию. Успешно завершены высокогорные испытания, подтвердившие возможность работы вертолета в горной местности на высотах до 3500 метров. «Ансат» в VIP-версии может перевозить до пяти пассажиров, обладает пониженным уровнем шума и вибраций.[11]
На выставке HeliRussia в 2019 году компания «Русские вертолётные системы» продемонстрировала вариант вертолета «Ансат» в противопожарной конфигурации. Модель получила специальное оборудование Fire Attack компании Simplex Aerospace (США).[12]
Применение[ | код]
Турбовальный двигатель ВК-800В на МАКС 2013Машина может быть использована для решения широкого круга задач: доставка грузов, перевозка пассажиров, проведение поисково-спасательных операций, патрулирование, оказание экстренной медицинской помощи, административные перевозки, первоначальное обучение.
Модификация вертолёта повышенной комфортности (VIP) предлагается для организации перевозки высокопоставленных пассажиров.
Вертолёт используется в ВКС РФ для обучения пилотов (ВС РФ закупает вертолёты «Ансат» в учебной версии, «Ансат-У»)[13], а также в МЧС России и ВЦМК «Защита».
На выставке МАКС-2005 была представлена также боевая версия вертолёта — Ансат-2РЦ[14]. О заказах на неё сведений нет.
В мае 2015 г. сертификацию прошла модификация вертолета с медицинским модулем, которая соответствует всем международным стандартам санитарной авиации и позволяет спасти жизнь человека на период транспортировки. Согласно сертификату конструкция вертолета позволяет оперативно трансформировать его как в грузовой, так и в пассажирский вариант с возможностью перевозки до 7 человек.[15]
Заказчики[ | код]
Осенью 2016 первый «Ансат» с медицинским модулем был передан Минздраву Республики Татарстан.
В октябре 2016 парк компании «Русские вертолётные системы» (РВС) получил машину, изготовленную в VIP-варианте; которая однако будет использоваться не только для перевозки пассажиров, но и в качестве учебной машины авиационного учебного центра компании.[16]
По состоянию на май 2019 года, компания «Русские вертолётные системы» является крупнейшим гражданским оператором вертолетов «Ансат» и имеет 13 таких вертолетов и ожидает поставку ещё 2-х машин в 2019 году.[17]
В 2016 г. на авиасалоне в китайском Чжухае контракт на поставку двух машин в медицинском исполнении подписала китайская компания Wuhan Rand Aviation Technology Service Co. Ltd.; вертолёты планируется поставить до конца 2017 года. Китайское предприятие также оформило опцион, который предусматривает покупку ещё шести “Ансатов”. Ожидается, что компания получит их до наступления 2019 года.
В конце 2018 г. в Китае, в рамках демо-тура, был заключён твёрдый контракт на 20 вертолетов «Ансат», также было собрано «мягких контрактов» (Вьетнам. Таиланд, Камбоджа и Малайзия) ещё на 30 вертолетов этой модели.[18]
В 2019 году холдинг «Вертолеты России» (входит в «Ростех») начнет поставки в Китай вертолетов «Ансат» с медицинскими модулями, которые соответствуют международным стандартам санитарной авиации и позволяют спасти жизнь человека на период транспортировки.[15]
Операторы[ | код]
Военные[ | код]
Россия Россия Военно-воздушные силы Российской Федерации — 45 Ансат-У по состоянию на 2018 год[19].
Гражданские[ | код]
Россия Россия — 1 вертолет первый поставлен Министерству здравоохранения Республики Татарстан, 13 вертолетов поставлено компании «Русские Вертолётные Системы»[20], 7 вертолетов будет поставлено компании «Полярные Авиалинии».[21]
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Лётно-технические характеристики[ | код]

Летающая лаборатория на базе вертолёта Ансат
Источник данных: Официальный сайт[22].
- Технические характеристики
Габариты грузовой кабины
- Длина: 3,5 м
- Ширина: 1,68 м
- Высота: 1,3 м
- Лётные характеристики
См. также[ | код]
«Ансат-У» (учебный) на авиасалоне МАКС-2009Ближайшим зарубежным аналогом является вертолёт EC-145 концерна Eurocopter[23].
Примечания[ | код]
http://www.podolsk.ru/news/n32501.html
Литература[ | код]
- Ансат. Первый полёт 10 лет. // Вертолёт / Гл. ред. Хлебников А.. — Казань: «Вертолёт», 2009. — № 3 (46). — С. 1-50.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Журнал Взлёт 2005 № 10

Пояснительная записка к демонстрировавшемуся на МАКС-2005 «действующему экспериментальному образцу АФАР «Эполет-А» с заводским №002″ гласила, что АФАР «выполнена на отечественной элементной базе и по технологии, унифицированной для различных применений», имеет мощность излучения в каждом из 68 каналов 8-10 Вт при КПД около 30% и коэффициенте шума на прием 3 дБ. Указывалось, что «разработанная технология проектирования и производства позволяет создавать АФАР различных размеров и форм апертуры для максимального использования имеющегося на борту пространства». Таким образом, показанный «Эполет-А» – скорее так называемый технологический демонстратор, но, в то же время, это – реально действующий образец АФАР, опыт разработки и испытаний которой позволит в относительно короткие сроки создать полноразмерную АФАР для истребителя пятого поколения.
Макет новой РЛС семейства «Жук» с ФАР показала на МАКС-2005 и корпорация «Фазо- трон-НИИР» (предположительное название – «Жук-А», на фото слева). И хотя нигде явно не указывалось, что эту станцию планируется оснастить АФАР, выводы об этом можно было сделать, изучив ее отклоненную на 20 о вверх (в сторону математического ожидания наибольшего количества целей) антенную решетку диаметром 700 мм, а также пояснительную табличку с расчетными характеристиками. Например, наработка на отказ у новой РЛС указывалась равной 900 ч (для сравнения: у модификаций «Жук-МФЭ» и «Жук-МСФЭ» с пассивными ФАР – 200 ч). По сравнению с РЛС «Жук- МФЭ», имеющей такую же апертуру антенны (700 мм), новый радиолокатор имеет более высокие тактико- технические характеристики: число сопровождаемых целей повышено с 20 до 30, одновременно обстреливаемых – с 4 до 8, а дальность обнаружения воздушной цели в свободном пространстве возросла со 110 до 200 км (в передней полусфере) и с 50 до 80 км (в задней). Практически аналогичными сохраняются эти показатели и при работе на фоне земли. Удастся ли «Фазотрону» обеспечить столь высокие характеристики РЛС с АФАР – покажет время. Пока на выставке демонстрировался лишь макет такой станции, причем макет, не лишенный «рудиментов» РЛС с пассивными ФАР в виде выкрашенных в ярко желтый цвет волноводов. Зачем они нужны на радиолокаторе с АФАР так и осталось загадкой.
«Копье» для «Яка»
На МАКС-2005 корпорация «Фазотрон-НИ- ИР» впервые представила свое предложение по новому небольшому радиолокатору, предназначенному для установки на легкие учебно- боевые и боевые самолеты типа Як-130. Эта РЛС с щелевой антенной диаметром 500 мм, являющаяся развитием радаров «Копье» и «Копье-М» для самолетов типа МиГ-21, получила название «Копье-Щ» (на фото). При массе всего 80 кг она обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальностях до 80 км, а наземных целей типа «группа танков» – до 25 км («катер» – до 150 км). Пока «Копье-Щ» существует только в виде макета.
«Камов» предлагает систему армейской авиации
Фирма «Камов» впервые представила на нынешнем авиасалоне в Жуковском свое видение перспектив дальнейшего развития армейской авиации России. По мнению генерального конструктора Сергея Михеева, силы и средства армейской авиации следует развивать не обособленно, а в виде единой целостной системы, строящейся на элементах, либо уже принятых на вооружение, либо еще находящихся на стадии испытаний. Функционально такая система обеспечит эффективное взаимодействие всех сил и средств на поле боя, что определяет особые требования к их информационному обеспечению.
Поэтому наряду с дальнейшим совершенствованием армейских боевых вертолетов Ка-50 и Ка-52 фирма «Камов» ведет разработку и испытания вертолетных средств информационного обеспечения боевых действий: сухопутного вертолета радиолокационного дозора и наведения на базе серийного корабельного Ка-31 (предполагаемое обозначение – Ка-35), тактического разведчика Ка-60ТР (на фото справа) с подфюзеляжной РЛС кругового обзора и двумя гиростабилизированными оптико- электронными системами (ГОЭС) на базе проходящих испытания многоцелевого транспортного Ка-60 и учебно-тренировочного Ка-60У, легкого разведывательного вертолета с ГОЭС на базе серийного многоцелевого Ка-226 (на фото вверху слева), а также беспилотного винтокрылого разведчика Ка-137, оснащенного ГОЭС.
Основной ударной силой предлагаемой Системы Армейской авиации, по мнению фирмы «Камов», должны стать армейские боевые вертолеты Ка-50, Ми-28Н и Ка-52 (последний – в качестве командирской машины), а на первом этапе в нее могут быть интегрированы уже имеющиеся на вооружении вертолеты Ми-8АМТШ и Ми-24ПН. На демонстрировавшейся на МАКС-2005 фирмой «Камов» модели-диораме такой системы присутствовал еще один тип летательного аппарата – беспилотный соосный разведывательно-ударный вертолет, оснащенный ГОЭС и противотанковыми ракетами (предполагаемое обозначение – Ка-117, на фото в середине). Кроме того, для поражения бронированных целей на поле боя совместно с вертолетами армейской авиации могут привлекаться самолеты-штурмовики Су-25Т (Су-25ТМ, Су-39), имеющие такие же, как Ка-50 и Ка-52, ПТУР «Вихрь», и фронтовые бомбардировщики Су-24М, вооруженные кассетами с самоприцеливающи- мимся суббоеприпасами. При этом подсвет целей для применения управляемого оружия с самолетов бомбардировочной и штурмовой авиации можно осуществлять с борта вертолетов.
По мнению Сергея Михеева, устойчивость предлагаемой системы армейской авиации придает унификация элементов строящихся по модульному принципу открытой архитектуры комплексов БРЭО входящих в ее состав вертолетов. Это существенно сокращает номенклатуру запчастей, поставка которых может понадобиться в район боевых действий, а также упрощает процедуру переподготовки экипажей.
«Ансат-2РЦ» уже летает

Новый легкий вооруженный двухместный вертолет разведки и целеуказания «Ансат- 2РЦ», разработанный и построенный на Казанском вертолетном заводе (КВЗ) на базе легкого многоцелевого «Ансата», впервые участвовал в статическом и летном показе МАКС-2005. Первый полет на казанской новинке состоялся 29 июля, а уже через пару недель «Ансат-2РЦ» прибыл в Жуковский. Вертолет построен по собственной инициативе КВЗ и предназначен в первую очередь для поставок на экспорт (подробнее о нем – см. «Взлёт» №8-9/2005, с. 56).
Ми-38 – впервые на МАКС

Долгожданный преемник легендарной «восьмерки» Ми-8 – средний многоцелевой вертолет Ми-38 – впервые стал участником авиасалона в Жуковском. Опытный экземпляр машины (RA-38011), поднявшийся в воздух в Казани 22 декабря 2003 г., с конца прошлого года проходит испытания под Москвой, на испытательной базе МВЗ им. М.Л. Миля в Панках(подробнее – см. «Взлёт» №1/2005, с. 19). Создатели вертолета надеются, что его серийный выпуск на КВЗ удастся развернуть в 2008 г. (на снимке – Ми-38 в демонстрационном полете на МАКС-2005 в паре с другим новым вертолетом «Миля» – модернизированным Ми-24ВК-2).
«Второй приход» Ми-54

Первая информация о проекте легкого многоцелевого вертолета Ми-54 распространялась Московским вертолетным заводом (МВЗ) им. М.Л. Миля еще в 1992 г. С тех пор, однако, из-за недостатка финансирования разработка машины продвигалась очень медленно. И вот на статической стоянке МАКС-2005 «Миль» наконец представил полноразмерный деревянный макет его фюзеляжа, что может свидетельствовать о возобновлении работ над проектом. Включенный в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» Ми-54 предназначен для перевозки 12-13 пассажиров или грузов массой до 1500 кг (на внешней подвеске – до 1800 кг). Согласно представленным разработчиком данным, вертолет будет иметь максимальную взлетную массу 4500 кг (с грузом на внешней подвеске – 4700 кг), скорость до 280 км/ч и дальность полета до 600 км.
ГРПЗ дебютирует с собственной вертолетной РЛС
profilib.org
Тендеры, поставки и другие вертолетные успехи » Военное обозрение
Перевооружение российских вооруженных сил набирает обороты. Постепенно в него включаются все новые и новые классы техники. Так, в последние несколько лет военное руководство стало уделять большее внимание вертолетам. И нельзя сказать, что такая техника не стоит вложений, даже наоборот. Рассмотрим последние шаги в области обновления вертолетного парка, которые, в конечном счете, приведут к обещанной тысяче новых бортов к 2020 году.Прежде всего, нужно признать тот факт, что «слухи о смерти» наших вертолетов оказались преувеличенными. Недавний скандально известный тендер на поставку легких вертолетов, в технических требованиях которого ясно виделись европейские машины, был «признан несостоятельным» и завершен. Точные причины такого решения министерства обороны непонятны, хотя имеются некоторые основания подозревать его в своеобразной хитрости. Дело в том, что на момент объявления конкурса отечественный сектор легких вертолетов был, как минимум, немассовым. Возможно, Минобороны заведомо несостоятельным и спорным тендером решило подстегнуть отечественных вертолетостроителей и намекнуть им, что стране нужны легкие машины. Но это только версия, пусть даже и логичная.

Ансат-2РЦ

Ка-226

Ми-34С1
Теперь же у нашей страны есть два готовых типа современных легких вертолетов («Ансат» и Ка-226), а еще один (Ми-34С1), что называется, на подходе. Все эти вертолеты являются в полной мере современными и перспективными. Кроме того, они могут совершенно спокойно состязаться с зарубежными машинами. Поэтому, если принять «конспирологическую» точку зрения на недавний тендер, стоит в ближайшем будущем ожидать начало нового конкурса, где будут участвовать отечественные вертолеты. Результат такого конкурса, в принципе, понятен уже сейчас – победа будет за российскими производителями. Также в пользу закупок отечественных машин говорит тот факт, что вертолеты «Ансат-У» уже находятся в опытной эксплуатации, а в будущем им прочат судьбу преемника учебных вертолетов Ми-2. В ходе опытной эксплуатации на авиабазе Сокол уже было выявлено и устранено немало недостатков, но ряд «детских болезней» до сих пор не ликвидированы. В частности, к ним иногда относят силовую установку вертолета: два турбовальных двигателя Pratt & Whitney РW-207K. Нет, эти двигатели не имеют каких-либо серьезных недостатков. Претензии к ним предъявляются исключительно из-за происхождения. Поэтому к 2015 году планируется провести ряд мер, направленных на замену импортного двигателя отечественным. В таком случае можно будет безо всяких проблем эксплуатировать «Ансаты» в силовых структурах, тем более, в министерстве обороны.

Ансат-У
Помимо первых поставок «Ансатов» в прошлом году начались другие примечательные закупки. Так, заказчик в лице Минобороны уже получил два новых вертолета Ми-26 из предусматриваемых контрактом полутора десятков. Одновременно с этим подходят к концу испытания новой его модификации под названием Ми-26Т2. От предшественников «Т2» отличается новой цифровой авионикой, которая позволяет выполнять полеты днем и ночью, а также сократить экипаж до двух человек. Ожидается, что обновленный вариант самого грузоподъемного вертолета в мире пойдет в серию после того, как будет выполнен нынешний контракт на 15 машин. Вдобавок к этому стоит вспомнить идущий сейчас индийский тендер на поставку тяжелых вертолетов. Примечательно, что в требования этого конкурса полностью вписывается только один вертолет в мире – Ми-26.

Ми-26Т2
В сфере транспортных и многоцелевых вертолетов по-прежнему самым успешным является Ми-8 и его глубокая модернизация Ми-171. Сейчас Минобороны расширяет номенклатуру эксплуатируемых «Восьмерок» транспортно-штурмовой версией этого вертолета. Ми-8АМТШ (он же Ми-171Ш) предназначен для перевозки и огневой поддержки бойцов. В некоторой мере этот вертолет отвечает небезызвестной концепции «летающая БМП», с той разницей, что в отличие от Ми-24 он создавался на основе транспортной машины.

Ми-8АМТШ
Что касается ударных вертолетов, то здесь основной заказ приходится на Ми-28Н и Ка-52. Первых в этом году будет построено 12 единиц, а вторых – около двух десятков. Всего же планируется отправить в войска около сотни Ми-28Н и 140 Ка-52. Закупка этого количества будет растянута по времени. Так, все запланированные Ми-28Н отправятся служить до 2014 года, а поставки Ка-52 будут осуществляться в течение ближайших семи лет.

Ми-28Н

Ка-52
Постепенное наращивание темпов закупки новой техники, напрямую связанное с увеличением финансирования, в самом скором времени сделает вертолеты самым быстроразвивающимся сектором отечественной военной техники. Так, в 2011 году в нашей стране было построено 265 вертолетов, план на текущий год включает в себя уже три сотни, а в 2015 году ежегодный выпуск должен перевалить через отметку в 400 вертолетов. Другое хорошее начинание связано со снабжением и подготовкой летчиков. За последние несколько лет наконец-то пропал дефицит горюче-смазочных материалов, и в войска стало поступать достаточно боеприпасов для учебных стрельб. В итоге увеличилась интенсивность подготовки. В качестве примера можно взять авиабазы Южного военного округа. Благодаря приоритетному оснащению новой техникой и отсутствию дефицита необходимых ресурсов летчикам этих частей в прошлом году удалось впервые за несколько лет довести годовой налет до сорока с лишним часов, около десяти из которых пришлось на ночные полеты.
Текущая обстановка в сфере отечественного вертолетостроения дает все основания полагать, что заявленная тысяча машин до 2020 года является вполне достижимым количеством. Возможно, из-за некоторых обстоятельств нынешние намерения будут реализованы не в полной мере, но все-таки хотелось бы, чтобы план в тысячу бортов был не только выполнен, но и с лихвой перевыполнен.
topwar.ru