«Золотая рыбка» советского флота

Ровно 48 лет назад в строй советского ВМФ вошла подводная лодка К-162 — единственная построенная по проекту 661 «Анчар». Она более известна, как «Золотая рыбка». А натовские военные прозвали её «Папа».

Первая в мире атомная субмарина с титановым корпусом, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», сошла со стапелей северодвинского «Севмаша» 21 декабря 1968 года. А в последний день 1969-го поступила в состав военно-морского флота СССР.

Разрабатывали и строили уникальную подлодку десять лет. В создании субмарины нового поколения было задействовано целых 400 предприятий советского оборонпрома!

18 декабря 1970 года К-162 установила исторический, не побитый до сих пор рекорд скорости под водой — 44,7 узла, или свыше 80 километров в час.

Фото: Минобороны РФ

Подводная лодка несла службу на Северном флоте. В 1984 году она была выведена из эксплуатации, в 1989 году — исключена из состава флота.

В 2008-2010 годах славную субмарину утилизировали. А в марте 2015-го завершилась уникальная операция по выгрузке из неё отработавшего ядерного топлива и герметизации реакторов атомохода.

 

 

Проект «Анчар» стал чрезвычайно дорогим экспериментом в истории нашего подводного кораблестроения. Недаром на флоте эту лодку прозвали «Золотой рыбкой» (а также «Серебряным китом»). Однако опыт, полученный при разработке субмарины, был использован при проектировании атомных подлодок 2-го и 3-го поколений. Развитием данной концепции стали АПЛ проектов 670 «Скат» с боевым комплексом «Аметист» и 670М «Чайка» с новым комплексом П-120 «Малахит». Кроме того, были продолжены работы по созданию лодок с титановыми корпусами.

defendingrussia.ru

Прощальный реверанс чудо-субмарины «Золотая рыбка»

Россия прощается с «Золотой рыбкой». Атомная подводная лодка К-222 переведена с производственного объединения «Севмаш» к причалу Центра судоремонта «Звездочка» для утилизации. Опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 — уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении. «К-162», позднее переименованная в К-222, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая подводная лодка в мире. Скорость ее хода составила 44,7 узла (82,8 км/ч). Это достижение не превзойдено до сих пор нигде в мире. Субмарина, которая должна была стать родоначальницей целого класса подводных лодок, так и осталась в одном экземпляре: государство не нашло денег на строительство уникальных экземпляров. В 1989 году «Золотая рыбка» была исключена из состава ВМФ, передают Вести.

Корабль строился на «Севмаше» 6 лет, и только в 1969 году был произведен пробный запуск. Когда после скоростных испытаний лодка всплыла, члены государственной комиссии поблагодарили и поздравили личный состав, проектантов и друг друга с успешным завершением, а Брежневу с моря направили шифровку: «Докладываем. Голубая лента скорости в руках советских подводников». Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко. Над созданием этого уникального корабля работали тысячи специалистов, и каждый должен был хранить тайну. При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику и оборудование. Из-за этого сильно увеличились сроки разработки проекта, потребовалось больше денег, зато корабль в итоге получился уникальным. За дороговизну постройки субмарина получила среди моряков наименование «Золотая рыбка». За годы плавания «рыбка» не сделала ни одного выстрела: ведь война, которая велась между США и СССР, была холодной.

Капитан «Золотой рыбки» петербуржец Юрий Голубков поделился морскими секретами с корреспондентом издания «Смена». «К-162» была экспериментальной, — рассказывал капитан. — Во-первых, это до сих пор единственная в мире подлодка, корпус которой сделан целиком из титана. Это дерзкое решение позволило лодке погружаться на глубину до 400 метров! В те времена американцы чувствовали себя в Атлантическом океане и Средиземном море вольготно, потому что наши подлодки не могли угнаться за их авианосцами. Быстроходная «К-162», оснащенная крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, вызвала у американских военных страх и уважение. В американских секретных документах ее почтительно называли «Папа». На подлодке «К-162» впервые были использованы цифровые системы телемеханики и автоматики. Те технологии, которые сегодня мы привычно называем компьютерными, были тогда абсолютным новшеством. Секретность вокруг проекта была строжайшая. Даже жена и сын капитана не знали, на какой лодке он выходит в море. Только спустя 40 лет моряки смогли рассказать о том, где работали.

Рассматривалось три альтернативных материала для изготовления корпуса — сталь, алюминий или титан. Выбрали титан, хотя базы по его производству не было — она создавалась одновременно с постройкой лодки. Титан антикоррозийный, маломагнитный и очень прочный. Легкий корпус лодки имел в поперечном сечении круговую форму с кормовой оконечностью типа «раздвоенная корма» с разнесенными на 5 метров гребными винтами (позднее подобная схема расположения винтов будет заимствована на лодки пр.949 и 949А). На флоте такая схема получила название «штаны», пишет Википедия. Носовая часть подлодки состояла из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Они были расположены друг над другом так, что в сечении представляли восьмерку. Верхний цилиндр — первый отсек, нижний цилиндр — второй отсек. Однако, на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только сводил с ума экипаж, но и лишал лодку скрытности. Но это, по сути, был единственный недостаток тайного чудо-корабля.

Кстати, с похожего засекреченного проекта началась история подводного кораблестроения в России. «Потаенное судно» предложил построить в 18 веке плотник Ефим Никонов. Известно, что в 1721 г. лодка была испытана в присутствии Петра Первого. Никонов даже затребовал вооружение для своего подводного корабля, так называемые «огненные трубы», по-видимому, имелись в виду примитивные пороховые огнеметы. Со смертью Петра работа прекратилась, а подводная лодка сгнила в заброшенном сарае. Та же участь постигла и «потаенную» Золотую рыбку, которая годами покрывалась плесенью в доке. Что ж, мир праху твоему, чудо-корабль советского флота.

www.newsinfo.ru

Титановая «Золотая рыбка» :: Флот

Подводные лодки, как и любая другая техника, вырабатывают свой ресурс и списываются. Далеко не всем подводным кораблям удается стать музеем, большинство режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать памятником самой себе и отправилась на слом. Так печально окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей своей стране не только несколько достижений, но и ряд полезных технологий.

История лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новых типов энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была поставлена очень сложная задача. Требовалось создать подводную лодку, характеристики которой превосходили бы данные предыдущих субмарин, а также решить ряд технических вопросов. Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, выглядели следующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, а также добиться максимально возможной скорости подводного хода. Примечательно, что в техническом задании на новый проект присутствовал негласный запрет на использование имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Иными словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина желал видеть совершенно новую конструкцию, выполненную с использованием новых технологий.

Главным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новой скоростной лодки были очень и очень непростыми. То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д. Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Примечательно, что в ходе предварительных работ прорабатывались почти два десятка основных и вспомогательных версий проекта. На этом этапе разработки активно обсуждались все нюансы конструкции и оборудования. К примеру, в качестве основного вооружения для новой подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старые ракеты с надводным стартом, или же доработанные торпеды с повышенной дальностью. Кроме того, основным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий или титан. В результате анализа возможностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Вскоре после окончания предэскизного проектирования началась подготовка полноценного «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и примерно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Стоит отметить, официальная закладка АПЛ К-162 состоялась только в конце 1963 года. Дело в том, что в ходе сборочных работ первых элементов конструкции проявились некоторые недочеты технического характера. На их исправление ушло дополнительное время. Да и после решения этих проблем строительство нового подводного корабля шло долго и с большими сложностями. В первую очередь, на затягивании сроков сказался недостаток титана, который был нужен не только для новой подлодки, но и для строительства некоторых самолетов и ракет. В результате лодка К-162 была спущена на воду только в декабре 1968 года.

Проект 661 подразумевал создание двухкорпусной подлодки с широким использованием в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли в себе валы двух гребных винтов, разнесенные друг от друга на пять метров. Такая схема получила неофициальное название «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок. Внутри легкого корпуса был помещен прочный, имевший оригинальную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из двух частично перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение такой конструкции напоминает цифру 8). Каждый из них имел диаметр в пять с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась девяти метрам, что сходилось с диаметром цилиндрической средней и кормовой части прочного корпуса. Интересно, что «трубы» носовой части прочного корпуса считались отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – поместили торпедные аппараты калибра 533 миллиметра, запас торпед, устройства заряжания и т.п. Кроме того, в первом отсеке располагался пост управления ракетами. Второй отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В третьем отсеке (находился сразу после «восьмеркообразной» части прочного корпуса) находились жилые помещения и остальные аккумуляторы. Четвертый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. Пятый отсек был отдан под реактор, шестой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом располагались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. Наконец, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были размещены в передней части лодки и при необходимости убирались под легкий корпус.

При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с металлическим теплоносителем (сплав свинца и висмута). В результате сравнения сложности конструкций и перспектив был выбран первый вариант. При меньшей эффективности такой реактор мог быть сделан в течение нескольких месяцев и не требовал дополнительных затрат времени и денег. В результате лодка получила два реактора с собственными паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 киловатт каждый. Несмотря на использование уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было применено несколько оригинальных технических решений, повысивших эффективность работы. Наконец, довольно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования резервных дизельных генераторов. На случай проблем с главной энергоустановкой подлодка оснащалась двумя группами серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждой.

Новый проект высокоскоростной подводной лодки подразумевал использование новейших электронных систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось осуществлять при помощи всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись при помощи системы «Сигнал-661». «Ушами» новой подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог одновременно сопровождать две цели и при этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин осуществляла система «Радиан-1». Для визуального наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со встроенным вычислителем координат. Наконец, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения государственной принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 разместили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла производить атаку целей с глубины до 200 метров. Основным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под руководством В.Н. Челомея. В носовой части лодки, по бокам от «восьмерки» первых двух отсеков, размещались десять контейнеров с ракетами, по пять на борт. Ракеты предназначались для пуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера при помощи стартового двигателя, а после подъема в воздух включался маршевый твердотопливный. Все ракеты можно было выпустить двумя залпами с перерывом в несколько секунд. Несмотря на сложности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Примечательно, что контейнеры ракет располагались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную траекторию. При наклонном старте эта задача была гораздо проще, что и повлияло на размещение ракетных контейнеров.

Сложность разработки и строительства новой лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к достаточно большой стоимости проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья. Тем не менее, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а немного позже начались ее испытания. В 1969 году в ходе испытаний К-162 смогла достичь подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При этом энергоустановка работала только на 80% от полной мощности. Таким образом, расчетный показатель максимальной скорости, заданный первоначальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сих пор. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от максимальной мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не ходила с такой скоростью. При разгоне до высоких скоростей наблюдалось несколько интересных явлений. К примеру, по достижении порога в 35-36 узлов появлялся гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это неожиданное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачи, однако его посчитали достаточной платой за высокую скорость. Кроме того, в ряде случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.

Вскоре после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить скоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути советской субмарины и американского авианосца «Саратога». В результате этого в бортовом журнале американского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пытался оторваться от неизвестной подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после этого случая отметил, что характеристики лодки позволяли выбрать наиболее удобную позицию для атаки вражеских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг. Далее несколько лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

К сожалению, подлодка К-162 или К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Одновременно с высокими ходовыми характеристиками она оказалась слишком дорогой для массового производства. Прочный титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Кроме того, к концу восьмидесятых годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист». Также стоит отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно обнаружить К-162 на достаточно больших расстояниях. Высокая шумность лодки на больших скоростях только усугубляла эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у скоростной подлодки просто не оставалось шансов. Поэтому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а затем списали.

Тем не менее, полученный при конструировании и строительстве К-162 опыт не пропал даром. Наработки по титановым конструкциям активно использовались в нескольких дальнейших проектах, а вооружение в виде ракет П-70 использовалось на подлодках проекта 670 «Скат».

По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://atrinaflot.narod.ru/
http://vmfrussia.ru/
http://flot.com/
http://vpk.name/

blackseafleet-21.com

Подводная лодка золотая рыбка

К -162 (‘Золотая Рыбка’) — Убийца авианосцев

К 162 ‘Золотая Рыбка’ Убийца авианосцев

«Золотая рыбка» — гроза американских авианосцев

  • Больше сорока лет назад, в августе 1971 года, в Пентагоне обсуждался мистический инцидент. Представьте себе: авианосец «Саратога», гордость ВМС США, возвращался из Средиземного моря на базу в Майами. Акустики обнаружили «на хвосте» корабля неизвестную подлодку, которая легко обгоняла шедший полным ходом авианосец. Но ни одна из подлодок в мире не могла такого сделать!
Получалось, что загадочный подводный объект должен был двигаться под водой примерно со скоростью торпеды. Но ведь так не бывает! Лишь в середине 80-х годов, когда уже грянула перестройка и все советское рассекречивалось, стало ясно, что подлодка была не мистической, а вполне реальной. А ведь озадаченные американцы даже не знали, что советская подлодка влегкую, как бы играючи, обошла авианосец, шедший на предельной скорости в 30 узлов, лишь на одной из своих двух турбин.Адмирал ВМС США Роберт Карс в своей статье, опубликованной в 1990 году в The Washington Post, впервые применил уже привычный ныне термин «убийца авианосцев» применительно именно к этой уникальной советской подлодке.

Ну, а теперь будем поконкретнее. Именно атомной подлодке К-162 проекта 661 «Анчар» принадлежит мировой рекорд подводной скорости 44,7 узла (только представьте себе — это 80,4 километра в час!). И до сих пор рекорд полной подводной скорости никем еще не побит. В общем, в той истории с американским авианосцем «Саратога», напугавшей все ВМС США, принимала участие самая быстроходная в мире подлодка. Об этом тогда мало кто знал даже среди военных.

Многоцелевая атомная подводная лодка К-162 была заложена 28 декабря 1963 года на Северодвинской верфи «Севмаш» под заводским номером 501, но ее строительство постоянно задерживалось как на чертежных досках, так и на стапелях. Во-первых, по ходу дела вносились серьезные изменения в конструкцию корпуса — титан не привычная корабельная сталь, здесь требовались другие методики расчета прочности. Во-вторых, по существу рождалась новая отрасль в металлургии, а также производственных мощностей по изготовлению изделий из титана в промышленных масштабах. Все это создавалось параллельно, а время шло.

Задержка сроков строительства новой подлодки вызвали рост недовольства «наверху». В итоге было решено в сжатые сроки построить подлодку с таким же ракетным комплексом, но из обычной корабельной стали. И в 1967 году в Горь

pro-rybok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *