Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка».


В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова.


Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Оригинальный дизайн колёсных дисков был защищён специальным патентом.

На автомобиль ЗИЛ-4102 установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 объёмом 7756 см? мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.

Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди. В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя.
Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.

ЗИЛ-4102 имел электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическую систему с 10 динамиками.

Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи.
Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров. И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.

Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.

Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты.
До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером.
В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:
Кузов — четырёхдверный седан
Компоновка:
двигатель — спереди
ведущие колёса — задние
Максимальная скорость, км/ч — 190
Двигатель — ЗИЛ-4104, бензиновый, карбюраторный, V-образный
число цилиндров — 8
объём двигателя — 7756 см?
число клапанов — 16
расположение — верхнее
мощность, л.с/кВт — 315/231,8 при 4600 об/мин
Коробка передач — автоматическая трехступенчатая (первая передача — 2,02, третья — прямая, главная пара — 3,6)
Подвески:
передняя — независимая, на продольных торсионах задняя независимая, пружинная
Тормоза — гидравлические, с вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями
спереди — дисковые
сзади — дисковые
Электрооборудование — 12 В
Размер шин — 9.35-15
auto.mirtesen.ru
Миролюбивый характер внешней политики нашей Родины, ее статус великой державы определяют чрезвычайно интенсивный характер обмена партийными, правительственными, парламентскими и другими делегациями между СССР и другими государствами. Действительно, «все флаги в гости… к нам» посланцев многих стран мира встречает советский народ. Немаловажное место в ритуале торжественных встреч отводится поездке от аэропорта или вокзала до отведенной гостю резиденции. В особо торжественном случае для этой цели выделяется правительственный или представительский автомобиль, который еще образно называют визитной карточкой страны. И в самом деле, такая машина показатель успехов не только автомобильной промышленности страны, но и всей индустрии государства. Эти лимузины представляют собой специфическую ветвь на могучем и разветвленном древе автомобильной техники: и по принципам конструирования, и по особенностям производства, и по эксплуатации. Машинам высшего класса, как известно, присущи повышенная надежность, комфорт. А этого в наш век можно достигнуть только одним путем совершенством конструкции. Комфортность создается, например, тем, что машина идет по любой дороге без вибраций, раскачиваний, кренов, гула колес, для этого необходимо тщательно согласовать жесткость пружин, рессор, тормозов. Подвеска колес обеспечивает определенную зависимость изменения их схода и развала от перемещения в вертикальной плоскости. Все это достигается ценой значительного усложнения ходовой части. Много внимания конструкторы представительских автомобилей уделяют плавности трогания с места и торможения, устанавливая гидромеханические трансмиссии. Они характеризуются очень плавным переходом с одного режима движения на другой. Машины высшего класса практически бесшумны, поскольку на них применяются гипоидные шестерни главной передачи, многоступенчатая система глушения отработавших газов, эффективная звукоизоляция. Достаточно привести такой пример: на скорости 100 км/ч в салоне так тихо, что слышно тиканье часов на панели приборов.При взгляде на представительские автомобили сразу бросается в глаза их необычно большая высота до 1750 мм. Это тоже требования повышения комфортности, человек среднего роста в шляпе может войти в салон, лишь слегка пригнувшись. Поворот руля тяжелой машины требует немалых физических усилий. Естественно, что на них всегда применяются гидравлические усилители руля. Все современные легковые автомобили высшего класса оснащаются V-образными восьмицилиндровыми двигателями, отличающимися хорошей уравновешенностью. Гидравлические толкатели, автоматически выбирая зазор в клапанном механизме двигателя, способствуют снижению шума, а сдублированные системы зажигания и подачи топлива страхуют от случайных неполадок. С 1981 года на ряде американских моделей восьмицилиндровые двигатели имеют отключаемые на ходу цилиндры (то есть машина может работать на 4 и 6 цилиндрах) для снижения расхода топлива. Приближаясь к затяжному подъему, скажем, водитель может по своему усмотрению переходить с 6 цилиндров на 8.В настоящее время работы по повышению эксплуатационных качеств и комфортности представительских автомобилей успешно продолжаются, причем многие из перспективных конструкторских решений проходят предварительную проверку на экспериментальных или серийных автомобилях высшего или даже среднего класса. Характерным направлением в последние годы стало, например, внедрение ЭВМ непосредственно в систему управления автомобилем. Наиболее широкую известность получила установка синтезатора голоса, совмещенная с бортовым компьютером, которая служит для выдачи ряда простейших команд и предупреждения о неполадках. Блок синтезатора голоса основан на постоянном запоминающем устройстве, собранном на микросхемах, и не содержит механических элементов типа лентопротяжного тракта магнитофона. Подобный синтезатор голоса, предназначенный для системы управления серийного автомобиля «Рено», может воспроизводить 130 слов, объединенных в 18 предложений. Они построены тан, что вслед за стандартной фразой (командой или уведомлением) следует довольно пространное разъяснение того, что в данной ситуации должен сделать водитель. Показателен в этом отношении автомобиль высшего класса фирмы «Форд», созданный на базе серийной модели «Сандерберд» и косящий условное наименование «Концепция-100». Синтезатор голоса, разработанный для этой машины, весьма сложен по конструкции. Он не только автоматически воспроизводит команды и уведомления при появлении различных неполадок (снижение давления в шинах, разблокировка дверей и тому подобное), но при нажатии соответствующей кнопки выдает (голосом!) информацию о текущем времени, мгновенном расходе топлива, расстоянии до пункта назначения, температуре окружающего воздуха и температуре внутри салона, средней скорости движения и т. д. В синтезаторе голоса предусмотрен «блок обучения», позволяющий запомнить несколько команд, подаваемых голосом водителя (усиление или ослабление громкости звучания радиоприемника, работа стеклоочистителей, включение и выключение фар и ряд других). Приборный щиток этой машины на жидких кристаллах с четырехцветной индикацией. Автомобиль оснащен системой связи со спутниковой системой навигации, позволяющей определять его местоположение с точностью до 400 м в любой точке земного шара. Сигналы навигационного спутника принимаются антенной на крышке багажника и поступают в бортовой вычислитель, где сопоставляются с данными от независимого гирокомпаса и от датчиков скорости. Информация о местоположении машины выводится на экран дисплея, где также высвечивается дорожная карта. Маломощный локатор переднего и заднего обзора предупреждает водителя о низких предметах перед бамперами, не попадающих в поле его зрения. На машине установлен семидиапазонный радиоприемник, кассетный стереомагнитофон, телевизор. Пассажиры, разместившиеся на заднем сиденье, могут пользоваться отдельным телеэкраном как для просмотра телепередач, так и для электронных игр. Электроника применяется и для управления работой пневматической подвески и тормозной системы. Другой пример автомобиль «Бьюик Квестор» фирмы «Дженерал моторс», имеющий в общей сложности 14 микро-ЭВМ различного назначения. Одна из них, в частности, по сигналам лазерного датчика может поднимать и опускать машину на 15 см для того, чтобы облегчить посадку пассажиров. Необходимая водителю информация высвечивается на дисплее; на его экран можно вывести и дорожную карту страны, района или города.Использование ЭВМ в конструкции современных автомобилей не исчерпывается системами управления и устройствами, создающими повышенный комфорт. Несомненный интерес представляет попытка применить вычислительную технику непосредственно для контроля работы передней и задней подвески. Вариант такой подвески, названной «активной», предложен сотрудниками английской фирмы «Лотус». В ее конструкции отсутствуют традиционные элементы пружины и демпфирующие устройства. Они заменены системой качающихся рычагов, положение которых контролируется гидросистемой, а та, в свою очередь, управляется двумя ЭВМ. Первая обрабатывает информацию о состоянии дорожного полотна, условиях движения и положении кузова, а вторая выдает необходимые корректирующие сигналы, определяя реакцию колес. Компенсация неровностей дороги и нагрузок при прохождении поворотов возможна во всех трех плоскостях. Быстрота реакции системы вполне достаточна для обеспечения движения со скоростью выше 300 км/ч. Качество работы подвески таково, что при скорости 100 км/ч наезд автомобиля на препятствие, скажем, кирпич, ощущается лишь едва заметным толчком, без каких-либо повреждений элементов ходовой части. Подвеска подстраивается под вес автомобиля, отслеживая его изменение в ходе выработки топлива, принятия дополнительного груза и т. д. Ценным качеством «активной» подвески является возможность ее использования в экспериментальной доводке автомобиля для имитации различных условий движения, что позволяет сократить программу испытаний с одного года до нескольких дней. Практически каждые пять-семь лет наши инженеры и рабочие создают новую модификацию правительственного лимузина, практически полностью «осовременивая» его внешний вид и значительно совершенствуя конструкцию. Выпуск представительских лимузинов в Москве был развернут в 1936 году. Первой такой машиной стал ЗИС-101, за ним последовал ЗИС-101 А, после Великой Отечественной войны появился ЗИС-110, затем ЗИЛ-111, ЗИЛ-114. Самым современным в ряду таких автомобилей является ЗИЛ-4104. |
hobbyport.ru
технические характеристики, фото :: SYL.ru
Аббревиатура завода ЗИЛ (ЗИС) ассоциируется у большинства с грузовыми автомобилями или холодильниками, которые он также выпускал в больших количествах. Но еще одной сферой деятельности завода был выпуск представительских автомобилей для руководства СССР.
Представительский седан
В 1985 году в производственной программе завода появился новый лимузин ЗИЛ-41047. Появление новой машины практически совпало со сменой руководства страны – главой СССР стал М. Горбачёв. Машина базировалась на узлах своего предшественника модели 41045 и отличалась элементами отделки передней части, светотехникой и отсутствием форточек в передних дверях. Новое руководство страны положительно восприняло новую модель и использовало лимузин в течение некоторого времени.

Но ближе к концу 1986 года у М. Горбачёва возникло желание получить менее громоздкий представительский автомобиль. Спустя год это желание оформилось в техническое задание и поступило на ЗИЛ. Заказчиком машины стал кремлёвский ГОН. К этому времени конструкторы легкового подразделения ЗИЛ несколько лет вели работы над проектом нового лимузина, полностью отличавшегося от выпускаемых машин.
Проект обрел окончательные черты и предусматривал две версии машины – семиместный лимузин ЗИЛ-4101 с удлиненной базой и короткий пятиместный седан ЗИЛ-4102. Теоретически кузова машин могли иметь жесткий или мягкий верх.
Новые решения в конструкции кузова
Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.

В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.
Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.
Комфорт для водителя и пассажиров
В салоне имелось два ряда сидений. Сиденья имели обивку из велюра высокого качества. Кузов не имел перегородки между отделением водителя и задним рядом сидений.
Впервые в СССР машину оснастили бортовым компьютером с функцией голосовых оповещений. Систему разработали на одном из предприятий Западной Германии по заказу ЗИЛ.
Задний ряд состоял из двух индивидуальных сидений и подлокотника. Теоретически при сложенном подлокотнике там мог разместиться третий пассажир. Два кресла заднего ряда имели индивидуальные регулировки с электроприводами. На потолке в задней части кузова имелся пульт управления микроклиматом и освещением. На полу имелись откидные подставки для ног пассажиров. Интерьер салона ЗИЛ-4102 на фото ниже.

Подвеска и тормоза
Впервые для легковых автомобилей ЗИЛ внедрили независимую подвеску всех колес. В качестве амортизирующих элементов использовались пружины с функцией гашения «клевков» при разгоне и торможении. При разработке подвесок использовался опыт ведущих автомобилестроительных концернов мира. Узлы подвесок собирались на отдельных подрамниках. Рулевой механизм с редуктором типа «винт и зубчатый сектор» оснащался гидроусилителем.
Заднюю подвеску оснастили косыми продольными рычагами и стабилизатором. Передняя подвеска не имела в конструкции шкворней и также оснащалась стабилизатором.
Тяжелый и динамичный автомобиль нуждался в производительной тормозной системе. Все тормозные механизмы на ЗИЛ-4102 дисковые. Из-за выросшего диаметра тормозных дисков машина получила новые 17-дюймовые колеса. В прежних 16-дюймовых колесах новые тормозные механизмы попросту не помещались. В гидравлическом приводе тормозов было три усилителя – один вакуумный и два гидровакуумных.
Силовой агрегат и приводы
Силовой агрегат был намного более традиционной для машин ЗИЛ схемы. Для обеспечения заданных технических характеристик ЗИЛ-4102 оснастили мощным 315-сильным восьмицилиндровым мотором модели ЗИЛ-4104. Благодаря объему цилиндров около 8 литров он обладал достаточно высоким крутящим моментом (до 62 кгс/м). Для подачи топлива использовался четырехкамерный карбюратор К 259. Двигатель практически без изменений перешел с предыдущей модели. Основным отличием от мотора лимузина стала бесконтактная система зажигания.
Коробка передач — классический трехскоростной гидроавтомат модели 4105-01 — была идентична коробке ЗИЛ-41047. Благодаря мощному мотору динамические и технические характеристики ЗИЛ-4102 (фото ниже представляет общий вид силового агрегата) значительно повысились. В итоге они оказались выше, чем у лимузина предыдущего поколения.

Технические характеристики ЗИЛ-4102:
- Максимальная скорость машины достигала 200 км/час.
- Динамика разгона – 10,5 секунды до 100 км/час.
- Расход топлива – в среднем 18 литров/100 км.
Поскольку автомобиль имел независимую заднюю подвеску, то для привода колес использовали ШРУС. Редуктор привода задних колес жестко крепился на подрамнике.
Первые и последние образцы
Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент заводы «Вольво» и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.

Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».
Судьба прототипов
Доработки и испытания машин продолжались в лабораториях и на полигонах завода до 1991 года. В новых экономических условиях завод ЗИЛ лишился основного заказчика, а найти новых было нереально.

В итоге проект ЗИЛ-4102 закрыли, прототип черного цвета утилизировали, а золотистый сохранялся в музее ЗИЛ. В настоящее время он находится в одной из частных коллекций. От черного автомобиля сохранился ряд деталей, в том числе отпиленная передняя часть кузова в сборе с фарами, решеткой радиатора и бампером.
www.syl.ru