Содержание

Грузовики ЗИЛ: редкие и знаменитые

Все началось в 1916-м с итальянского Fiat 15 Ter — полуторатонного грузовика, выпущенного в Италии тремя годами ранее. Автомобиль оснащали 4-цилиндровым двигателем объемом 4,4 л (35 л.с.) и четырехступенчатой коробкой передач. Тормоза у машины снаряженной массой 1920 кг были механическими и только на задних колесах. Пока достраивали московский завод, в 1917-1919 годах вели сборку из итальянских деталей. Итог — чуть больше 1300 готовых автомобилей.

Начались другие времена. Главного инженера завода Д. Д. Бондарева рабочие вывезли на грязной тачке к трамвайной остановке и высадили в луже (позже Бондарев служил у белых, затем вновь вернулся на завод, но в 1937 году был расстрелян). А завод с горем пополам стал ремонтировать изношенные импортные автомобили и с трудом делать для них некоторые комплектующие. Лишь осенью 1924-го в Москве собрали несколько АМО-Ф15 (все тот же Fiat), которые десятилетиями принято было считать первыми советскими автомобилями.

Ранний АМО-Ф15, он же в прошлой жизни Fiat 15 Ter. Многие годы автомобиль называли «первым советским». Но это, строго говоря, не так

Машина грузоподъемностью 1500 кг к тому времени явно устарела. Поэтому ее неоднократно модернизировали. В частности, ввели электрическое освещение, стартер и даже звуковой сигнал. Вместо брезентовой сделали нормальную жесткую крышу. Изменили задний мост в расчете на груз в 2 т. Но было очевидно: древнему грузовику пора в отставку.

С приветом из Америки

Договорились с довольно известной в те годы американской фирмой Autocar, чьи грузовики оснащали надежными моторами Hercules. Завод капитально реконструировали, и в 1930-м появились первые АМО-2, собранные еще из американских деталей. Автомобиль грузоподъемностью 2500 кг оснащали рядным 6-цилиндровым мотором объемом 4,9 л мощностью 60 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач.

АМО-2 грузоподъемностью 2,5 т, собранный еще из американских комплектующих

Передние тормоза были гидравлическими, задние — механическими. Позднее от гидравлики отказались, поскольку советская промышленность не могла освоить надежные уплотнения. До 1931 года изготовили 1710 АМО-2, на смену которым пришел АМО-3, несколько измененный и собранный полностью из отечественных комплектующих.

Именно на базе этой модели в 1932-м создали первый для завода седельный тягач АМО-7. Но он остался опытным образцом, серийное производство тягача ЗИС-10 — уже на базе знаменитой трехтонки ЗИС-5 — начали только в 1935-м.

Первый седельный тягач завода — опытный АМО-7

Уважаемый «Захар Иванович»

Эпохальный для завода, теперь знаменитый ЗИС-5 («трехтонка», «Захар Иванович», а чаще просто «Захар»), пошел в производство в 1933-м. В Москве грузовиков этой модели и ее модификаций сделали до 1948-го более полумиллиона. А полный тираж трехтонки, которую производили в Ульяновске на УльЗИС (позднее — УАЗ) и на УралЗИС в Миассе приблизился к миллиону. Автомобиль по сравнению с АМО-3 сильно изменили. До 3000 кг подняли грузоподъемность, двигатель объемом 5,6 л развивал уже 73 л.с. Тормоза были механическими. А на часть машин, особенно во время Великой Отечественной войны, ставили только задние тормоза. На базе ЗИС-5 делали множество модификаций, в том числе газогенераторные и газобаллонные автомобили, длиннобазные версии ЗИС-11 и ЗИС-12.

Длиннобазный ЗИС-12 с низкой рамой для монтажа мощных прожекторных установок

В 1937-м в Москве изготовили первый опытный образец грузовика нового поколения. По плану грузоподъемность должна была составлять 5000 кг по хорошим дорогам и 3500 кг по грунтовым. Автомобиль отличала цельнометаллическая трехместная кабина, топливный бак на 100 л, форсированный до 82 л.с. мотор (такой уже ставили на автобусы ЗИС-16). До начала войны сделали еще несколько прототипов, но в серию новый грузовик пошел только в 1947-м.

ЗИС-15, поздний опытный образец 1939 г

Причем первые послевоенные ЗИС-150 отличались частично деревянной кабиной, поскольку в стране тогда не хватало металла. Грузоподъемность ограничили четырьмя тоннами, зато мотор 5,6 л развивал 90, а затем и 95 л.с. ЗИС-150 (позднее ЗИЛ-164) делали во множестве модификаций, в том числе в Румынии и Китае. Всего собрали более 750 тысяч грузовиков.

Ранний послевоенный ЗИС-150 еще с деревянно-металлической кабиной

Грузовик — миллионник

Но абсолютный рекорд принадлежит, конечно, ЗИЛ-130. Работы по новой модели с запланированной грузоподъемностью 4000 кг начали в 1956-м.

Один из прототипов будущего ЗИЛ-130, 1956 г.

Предполагали ставить на нее мотор V6 мощностью 130 л.с. Но грузоподъемность подняли до 5000 кг, кроме того планировали делать версию для постоянной работы с прицепом и седельный тягач.

Опытный образец ЗИЛ-130 с пластиковой кабиной

Поэтому автомобиль получил двигатель V8 объемом 6 л, созданный на базе агрегата для лимузина ЗИС-111. Мощность в 150 л.с. поначалу даже считали избыточной.

Серийное производство ЗИЛ-130 начали в 1963-м, а дожил этот грузовик, немного модернизированный и уже под именем ЗИЛ-431410 до… 1995-го! Общий тираж составил почти 3,5 миллиона экземпляров! За эти годы сделали десятки разнообразных модификаций и построили множество опытных образцов для отработки тех или иных технических решений. В частности, создали 130-й с пластиковой кабиной в американском стиле.

Носатый

С появлением трехосного ЗИЛ-133 150-сильного мотора стало не хватать. Спроектировали модификацию с дизелем ЯМЗ-641 — позднее КамАЗ-740. Заодно усилили трехоске заднюю подвеску и поставили унифицированные с КамАЗом тормоза. Новый мотор потребовал изменения передка автомобиля — ЗИЛ-133ГЯ получил кабину с характерным выступающим «носом» и крупными прорезями решетки радиатора. Серийное производство начали в 1979-м. При снаряженной массе 7610 кг грузоподъемность составляла 10 000 кг. Дизель рабочим объемом 10,85 л развивал 210 л.с. и позволял достигать скорости 85 км/ч. Трехосное семейство ЗИЛ-133 с различными моторами официально выпускали аж до 2000 г.

Трехосный ЗИЛ-133ГЯ оснащали дизелем КамАЗ

Задолго до появления капотного дизельного автомобиля, еще в 1968-м, ЗИЛ получил задание создать 8-тонный грузовик с бескапотной кабиной и тремя осями для уменьшения нагрузки на дорогу. Первый автомобиль — тягач ЗИЛ-170В-75 (последние цифры указывали на запланированный срок начала серийного производства) — появился уже в конце 1968-го. На передке кабины красовались большие буквы — ЗИЛ. Затем построили шасси КамАЗ-5510 и бортовой КамАЗ-5320. Автомобили получили ярославский (позднее его делали на КамАЗе) мотор мощностью 210 л.с., пятиступенчатую коробку передач с делителем, блокируемый межосевой дифференциал. В 1971-м автомобили прошли госиспытания, серийное производство в Набережных Челнах начали по плану — в 1975-м.

Опытный образец бортового КамАЗа-5320 нес на кабине огромный логотип ЗИЛ

«Бычок» слабого здоровья

В начале 1990-х спрос на выпускаемые ЗИЛом грузовики стал катастрофически падать. На заводе задумали малотоннажный автомобиль, поскольку интерес к машинам такого класса был заметно выше. Основным условием было максимально использовать имеющиеся узлы и агрегаты, а также кабину ЗИЛ-4331, поскольку для ее производства завод закупил дорогое оборудование.

Прототип трехтонки новой эпохи — ЗИЛ-5301 «Бычок» — оснастили еще круглыми фарами

Был объявлен конкурс. К. Лебедев предложил бескапотный автомобиль, прототип которого построили на шасси Mercedes-Benz, а К. Потехин полукапотный, собранный на базе Renault. Выбрали второй вариант, под именем ЗИЛ-5301 «Бычок» он пошел в серию в конце 1994 г. Единственным подходящим двигателем оказался минский тракторный четырехцилиндровый ММЗ-245 объемом 4,75 л мощностью 109 л.с. Машина грузоподъемностью 3000 кг получила гидравлические тормоза с пневмоусилителем, спереди — дисковые.

Это все тот же ЗИЛ-4331, но с китайской кабиной и минским мотором

«Бычок» стал главной надеждой завода. Росло число модификаций, но огромного спроса на автомобили не было. Водители жаловались на неудачно подобранные передаточные числа трансмиссии, низкое качество изготовления, вибрации от двигателя. Со временем появился 136-сильный форсированный минский мотор, предлагали и импортные агрегаты, но производство постоянно падало и окончательно сошло на нет в 2013-м.

За три года до этого завод показал новый среднетоннажный бескапотный автомобиль, который, по сути, представлял собой… ЗИЛ-4331, то есть — модернизированный ЗИЛ-130 с кабиной китайского производства и все тем же минским тракторным мотором, мощность которого довели до 157 л.с. Похоже, даже создатели машины не верили в ее перспективы. В истории она останется, скорее, неким курьезом — документом эпохи окончательного упадка некогда знаменитого завода…

auto.mail.ru

грузовики ЗИЛ, которых больше уже не будет

Автор:
11 апреля 2018 06:16

Завод имени Лихачёва является одной из старейших автомобилестроительных компаний СССР и России. Его история и традиции насчитывают уже более 100 лет. К сожалению сейчас завод фактически прекратил своё существование. Но его наследие в виде сотен тысяч грузовых, легковых и специальных автомобилей продолжает жить.

Завод был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности

Источник:

Источник:

Однако, из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство завода не было завершено в срок

Источник:

Источник:

15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Завод, хотя и медленно, но достраивался

Источник:

Источник:

Первый собственный полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади

Источник:

Источник:

В 1930 году для выпуска на заводе была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» , который впоследствии массово выпускался под названием ЗИС-5

Источник:

Источник:

С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. А с 1957 года перешёл на выпуск ЗИЛ-164

Источник:

Источник:

В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130

Источник:

Источник:

В конце 1960-х завод ЗИЛ разработал конструкцию бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания. В 1976 году на завод КамАЗ была передана техническая документация и в 1976 году начался выпуск КамАЗ-5320 на базе разработок ЗИЛ

Источник:

Источник:

К 1976 году гордость завода, ЗИЛ-130, серьёзно морально устарел, а новые модели не оправдали ожиданий

Источник:

Источник:

Из-за технических и экономических проблем новый ЗИЛ-4331 смог дойти до производства только к моменту распада СССР

Источник:

Источник:

После долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен лишь в сентябре 2011 года, но проработал недолго и в 2013 году производство на заводе вновь было остановлено

fishki.net

Легендарные грузовики ЗИЛ / Назад в СССР / Back in USSR

Завод имени Лихачёва является одной из старейших автомобилестроительных компаний СССР и России. Его история и традиции насчитывают уже более 100 лет. К сожалению сейчас завод фактически прекратил своё существование. Но его наследие в виде сотен тысяч грузовых, легковых и специальных автомобилей продолжает жить.
Завод был основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности

Однако, из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство завода не было завершено в срок


15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Завод, хотя и медленно, но достраивался


Первый собственный полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади


В 1930 году для выпуска на заводе была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С», который впоследствии массово выпускался под названием ЗИС-5


С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150. А с 1957 года перешёл на выпуск ЗИЛ-164


В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130


В конце 1960-х завод ЗИЛ разработал конструкцию бескапотных грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания. В 1976 году на завод КамАЗ была передана техническая документация и в 1976 году начался выпуск КамАЗ-5320 на базе разработок ЗИЛ


К 1976 году гордость завода, ЗИЛ-130, серьёзно морально устарел, а новые модели не оправдали ожиданий


Из-за технических и экономических проблем новый ЗИЛ-4331 смог дойти до производства только к моменту распада СССР


После долгого простоя, конвейер ЗИЛа вновь был запущен лишь в сентябре 2011 года, но проработал недолго и в 2013 году производство на заводе вновь было остановлено


В 2014 году завод начал производство грузовиков ЗИЛ-432940 с новым стеклопластиковым интегральным оперением кабины. Но их выпуском уже занималось ООО «ЗИЛ», которое не имело никакое отношение к заводу, лишь арендовало его помещения


В сентябре 2016 года Завод имени Лихачева выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль. Это был грузовик модели ЗиЛ 43276Т

back-in-ussr.com

Модельный ряд ЗИЛ — история и наиболее известные автомобили

Завод, известный сегодня под именем ЗИЛ (завод имени Лихачева) был основан более ста лет назад, 2 августа 1916 года. За это столетие конвейеры завода покинуло свыше 8 миллионов транспортных средств. Модельный ряд ЗИЛ включает в себя как легковые, так и грузовые автомашины, а также различные типы спецтехники. На сегодняшний день завод практически прекратил свое существование: грузовые автомобили уже не производятся, выпуск легкового транспорта также практически свернут. Тем не менее данное предприятие оставило очень яркий след в истории отечественной автомобильной промышленности.

Вернуться к оглавлению

Легенда автопрома — ЗИС 5 «Захар Иванович»

В 1933 году увидела свет ставшая впоследствии эпохальной для автозавода машина — знаменитейший ЗИС 5 (широко известный под прозвищем «Захар Иванович», или даже просто «Захар»). Вплоть до 1948 года только на московском заводе ЗИЛ было выпущено более 500 тысяч экземпляров этого автомобиля, способного перевозить грузы весом до 3000 килограмм. В целом же с учетом производственных мощностей заводов в Ульяновске (УльЗИС, будущий УАЗ) и Миассе (УралЗИС) тираж выпуска превысил один миллион экземпляров.

Автомобиль получил массу изменений и доработок по сравнению с предыдущей моделью — АМО 3. Грузоподъемность была повышена до трех тонн, мощность двигателя объемом 5,6 литра достигла 73 л. с. Грузовик был оснащен механическими тормозами, причем на ряде модификаций, в первую очередь выпускавшихся во время Великой Отечественной войны, тормоза устанавливались только на задние колеса. На базе модели ЗИС 5 за многие годы были выпущены самые различные модификации ЗИЛ, включая автомашины с газовым генератором и газовым баллоном, а также вариации ЗИС 11 и 12 с удлиненной базой.

В 1937 году на московском заводе состоялся выпуск первой опытной модели нового поколения грузового транспорта — ЗИС 150. Расчетный показатель грузоподъемности новой машины составляла пять тонн при движении по хорошей дороге и 3,5 тонны — по бездорожью или грунтовке.

Отличительные особенности нового грузовика.

АспектыЦифровые показатели
Цельнометаллическая кабина.На три места.
Топливный бак.Объемом 100 л.
Двигатель.Мощность была форсирована до 82 л. с. (аналогично уже выпускавшимся автобусам марки ЗИС 16).

Прототипы новой модели несколько раз выпускались еще до начала Великой отечественной войны, однако в серийное производство новый грузовой автомобиль попал лишь в 1947 году. В первые годы после войны автомобили ЗИЛ 150 имели кабину, выполненную частично из древесины, ведь с металлом в стране была огромная проблема. Показатель грузоподъемности был снижен до четырех тонн, зато мощность двигательной установки объемом 5,6 литра повышена до 90, а позже и до 95 лошадиных сил.

ЗИС 150 (позже — ЗИЛ 164) выпускался в самых различных модификациях, включая бортовой ЗИЛ и многие другие. Общий выпуск составил свыше 750 тысяч автомобилей.

Вернуться к оглавлению

Рекордсмен ЗИЛ 130 и его развитие

Вне всяких сомнений, абсолютным рекордсменом является грузовик ЗИЛ 130. Разработка этой усовершенствованной модели началась в 1956 году. Планируемая грузоподъемность машины составляла четыре тонны, автомобиль должен был быть оснащен 130-сильным двигателем V6. Однако в процессе разработки вместимость была повышена до 5 тонн, а с учетом планов по созданию таких модификаций, как грузовик с постоянным прицепом и седельный тягач ЗИЛ, машина в результате была оснащена мотором V8. Объем установки составлял 6 литров, в его основе лежал агрегат, применявшийся в представительских ЗИС 111 и имевший мощность 150 л. с., которую многие изначально расценивали как избыточную.

Грузовики ЗИЛ 130 поступили в серийное производство в 1963 году и выпускались вплоть до 1995, то есть более 30 лет! За это время так называемый «колхозник» был выпущен в количестве свыше 3,5 миллиона штук. На его базе было изготовлено огромное количество модификаций, включая полноприводный тягач, вездеход с пластиковой кабиной, имитирующей американские машины и многие другие.

Со временем тест-драйв ЗИЛ выявил, что мощности двигателя в 150 л. с. уже оказывается недостаточно, поэтому модификация ЗИЛ 133 была оснащена дизельным мотором ЯМЗ-641, а позже — КамАЗ 740. Этот обновленный ЗИЛ 4×4 получил также усиление задней подвески и новые тормоза. Серийный выпуск новой модели начался в 1979 году.

Машина, габариты которой варьировались в зависимости от модификации, а объем кузова ЗИЛ позволял перевозить грузы массой до 10 тонн, была оснащена дизельным двигателем, имевшим объемом 10,85 литра при мощности 210 л. с. и максимальной скорости 85 км/ч. Трехосный ЗИЛ марки 133, оснащаемый различными моделями силовых установок, производился вплоть до 2000 года.

В 1968 году, задолго до выпуска капотного грузовика с дизельным мотором, заводу было выдано задание разработать восьмитонный полноприводный грузовик, имеющий кабиной без капота и три оси, позволяющие снизить нагрузку на дорожное покрытие. Первым образцом этой модели в 1968 году стал автомобиль ЗИЛ 170В75, из последних цифр в маркировке которого можно понять, что его серийный выпуск был запланирован на 1975 год. Передняя часть кабины автомобиля была украшена крупными буквами «ЗИЛ», однако впоследствии на базе этой разработки были выпущены шасси КамАЗ моделей 5510 и 5320. Отличительными особенностями новой модели стали:

  • мощность двигателя, равная 210 л. с.;
  • улучшенный расход бензина;
  • 5-ступенчатая коробка переключения передач, оснащенная делителем;
  • колесная формула 6×4;
  • функция блокировки межосевого дифференциала.

В 1971 году были проведены госиспытания автомобилей. Их серийный выпуск, как и планировалось, начался в 1975 году в Набережных Челнах и под маркой КамАЗ 5320, хотя на кабинах первых опытных образцов красовался логотип ЗИЛ.

Вернуться к оглавлению

Не самый крепкий и здоровый Бычок

В начале 90-х годов ХХ века спецтехника ЗИЛ стала пользоваться все меньшим спросом. Завод решил выпустить автомобиль малого тоннажа — именно такие машины тогда были наиболее востребованы. При этом ставилось обязательное условие: максимально задействовать уже имевшиеся в наличии агрегаты и узлы, включая кабину от модели 4331, производство которой осуществлялось на специально приобретенном дорогостоящем оборудовании. Прототипом нового трехтонника стал ЗИЛ 5301 Бычок с круглыми фарами.

По результатам конкурса был выбран проект полукапотного грузовика, собираемого на базе шасси Renault. Серийное производство автомобиля началось в конце 1994 года. Технические характеристики ЗИЛ 5301 позволили оснастить его двигателем ММЗ 245 с четырьмя цилиндрами, объемом 4,75 литра и мощностью 109 л. с. Автомобиль был способен перевозить грузы весом до трех тонн. Фактически новый грузовик представлял собой вариант ЗИЛ 4331 с обновленными кабиной и силовой установкой.

Завод возлагал на «Бычок» огромные надежды, выпуская самые различные модификации. Однако машина так и не получила широкой популярности. Владельцы автомобили предъявляли к нему множество претензий, включая:

  • неверный подбор передаточных чисел КПП;
  • низкое качество сборки;
  • создаваемые двигателем вибрации, особенно заметные с учетом того, сколько весит мотор в целом.

Мотор грузовика был со временем заменен на минский агрегат мощностью 136 л. с., пробовались и некоторые импортные модели. Но спрос на машину продолжал падать, и в 2013 году ее производство полностью прекратилось. Складывалось ощущение, что в успех Бычка не слишком верят даже его разработчики.

В истории Бычок так и останется некой неудачной попыткой предотвратить окончательный упадок прежде великого и легендарного завода.

kranigruz.ru

модели, характеристики. Колхида, Урал, ЗИЛ

В Советском Союзе создавалось большое количество как грузовых, так и легковых автомобилей. В этой статье будут рассмотрены самые известные грузовые автомобили СССР.

В прежние времена наша страна остро нуждалась в автомобилях, способных перевозить большие грузы. Попросту говоря, в грузовиках. Модели советских грузовиков имеют интересную историю. Именно поэтому на Кутаисском заводе приступили к производству автомобиля, который впоследствии получил название «Колхида». История грузовиков СССР начинается с опытных образцов, представленных Министерству автотранспорта, которые были разработаны в 1958 году. А уже в 1959 году автомобили Кутаисского автомобильного завода демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства.

Всего завод представил два типа автомобиля, один из которых был бортовым и имел аббревиатуру КАЗ-605, а другой был изготовлен по принципу седельного тягача и назывался КАЗ-606. После знакомства с продукцией грузинского автозавода Министерство автомобильной промышленности одобрило серийный выпуск только одной модели. Приоритет был отдан проекту КАЗ-606. Грузовики СССР пополнились седельным тягачом.

Достоинства автомобиля

Автомобиль КАЗ «Колхида» имел отличную площадь остекления кабины водителя, что делало управление и выполнение манёвров движения удобным. В отличие от ранее выпускаемых автомобилей, кабина которых была частично деревянной, КАЗ «Колхида» был изготовлен с цельнометаллической кабиной. В кабине, кроме водительского, было всего одно пассажирское место, но малая вместимость компенсировалась наличием спального места. Такое решение в то время было революционным в отечественной автомобильной промышленности.

Этот автомобиль не имел привычного капота, что на тот момент было новинкой. Силовой агрегат находился под кабиной, а это очень радовало зимой и огорчало летом. Внешний вид грузовика был современным и стильным, ведь конструкторы перенесли расположение фар в нижнюю часть кабины.

Недостатки автомобиля КАЗ-606

Самым главным недостатком грузовика «Колхида» были частые поломки и большой расход топлива. На сто километров пути машина расходовала 50 литров бензина. Из-за расположенного под кабиной силового агрегата летом было сложно долго управлять грузовиком. Не только из-за повышенной температуры салона, но и вследствие скопления выхлопных газов.

Заключение

Несмотря на все имеющиеся достоинства, грузовик «Колхида» не стал популярным у водителей. И те обратили свои взоры на другие модели.

Грузовой автомобиль «Урал»

Гордость отечественного автомобилестроения создавалась со времён Великой Отечественной войны. Задача грузовика — вывоз заготовленного леса из района добычи. Учитывая отдалённость таких мест, к автомобилям «Урал» (лесовозы) выдвигались жёсткие требования по проходимости и эксплуатации в сложных условиях. Благодаря кропотливой работе советских инженеров и конструкторов удалось добиться всех поставленных перд грузовиками-лесовозами задач.

Достоинства лесовозов «Урал»

Лесовозы отечественного производства имеют феноменальную проходимость и высокое качество изготовления.

В таких машинах страна всегда нуждалась особенно остро, учитывая наличие богатых лесных ресурсов. Грузовики СССР всегда пользовались большим спросом как внутри страны, так и за её пределами.

Конструкционной особенностью лесовозов «Урал» является различная колёсная формула — от 4х4 до 8х8. Благодаря этой формуле и достигается легендарная проходимость. Рабочий диапазон температур составляет -40 … + 40 оС. Такой разброс позволяет применять машины данного типа в различных климатических условиях.

Максимальная длина перевозимого груза составляет почти 25 метров. Прицеп, присоединяемый к лесовозу, имеет поворотный механизм, что увеличивает маневренность при перевозке. «Урал» — лесовоз, который комплектуется мощными силовыми агрегатами свыше 200 лошадиных сил.

Современные лесовозы «Урал» оснащаются специальным гидравлическим погрузчиком-манипулятором, который позволяет грузить лес без привлечения крана. Конструкция подъёмника и система управления — простые и надёжные. Такой метод позволяет сократить расходы и время на добычу леса.

Двигатели соответствуют евростандартам, а значит, машины практически не загрязняют окружающую среду.

Недостатки лесовозов «Урал»

Пожалуй, к единственному недостатку лесовозов «Урал» можно отнести высокий расход топлива. Хотя, если учесть условия эксплуатации этих машин, можно сказать, что такое явление вполне оправдано.

Заключение

Разработанная концепция грузовика для перевозки лесных ресурсов, потребовавшая долгих лет кропотливой работы, до сих пор стоит на службе у человека. Лесовозы продолжают выполнять свою задачу на всей территории России и зарубежья. Эксплуатируясь в жёстких климатических условиях, они по-прежнему остаются надёжными помощниками людей.

Карьерные самосвалы

Создавая автомобили БелАЗ, Белорусский автомобильный завод ставил целью обеспечить эффективный вывоз полезных ископаемых с места добычи. Разрабатывая концепцию такого большого автомобиля, инженеры и конструкторы приобрели бесценный опыт в этой отрасли. Наша страна известна большими объёмами добычи природных запасов. Обеспечить качественную и эффективную перевозку грузов могли только большие и надёжные машины. Министерство автомобильной промышленности СССР постановило создать производственные мощности по разработке и созданию большегрузных автомобилей для работы в карьерах страны. Так появился Белорусский автомобильный завод, где начали создавать автомобили БелАЗ.

Начатое в 1948 году производство карьерных самосвалов завоевало мировую признательность. Постоянно разрабатывая и внедряя новые технологии в области автомобилестроения, завод стал одним из лидеров рынка большегрузных автомобилей.

Первым детищем Белорусского автозавода стал сошедший с конвейера в 1961 году БелАЗ-540. Этот 27-тонный монстр был гордостью советского народа. С момента изготовления с первым детищем автоконцерна БелАЗ проводилось большое количество необходимых испытаний.

Свою официальную рабочую «карьеру» теперь уже Белаз-540А начал в 1965 году. Конечно, это старые советские грузовики, и им далеко до современных карьерных самосвалов, самым новым из которых является БелАЗ-75710. В погоне за эффективностью Белорусский концерн создал, пожалуй, самый грузоподъёмный карьерный самосвал в мире. Вес перевозимого груза составляет 450 тонн!

Конструкторы БелАЗ-75710 уже подготавливают заявку о занесении этого чуда техники в Книгу рекордов Гиннеса. На самом же деле успехом этой модели явилась сумма всех достижений автомобилестроения в этой области. Работники завода посвятили 65 лет развитию и улучшению своей продукции.

Новая модель отличается от прежних использованием восьми колёс вместо шести. Такое решение позволило брать на борт больше полезного груза. Радиус поворота этого исполина составляет около 20 метров, что, учитывая его габаритные размеры, очень даже немного. Поработали инженеры и с маневренностью автомобиля. Применив принцип двух поворотных осей, удалось улучшить общую маневренность грузовика.

Огромная работа была выполнена с силовой установкой машины. Тип силового агрегата, используемый в самосвале, — дизельный, спаренный. Мощность, выдаваемая силовой установкой, составляет 4600 л/с. Все системы БелАЗа-75710 подверглись глубокой модернизации, что в итоге улучшило и обезопасило управляемость автомобилем. Кроме тогоь, погрузка и выгрузка груза тоже стали удобнее и проще, улучшилась плавность хода и проходимость самосвала. Гордость белорусских инженеров, БелАЗ-75710, получился на редкость сбалансированным и надёжным автомобилем.

Резюме

Несмотря на внушительные размеры и огромный вес, каждый элемент рассматриваемого нами грузовика отвечает самым строгим требованиям безопасности и надёжности. Поистине, список «Грузовики СССР» был бы неполным без карьерных самосвалов БелАЗ. Но на этой машине наш обзор не заканчивается. Идем далее.

Грузовой автомобиль ЗиЛ-131

В 1966 году автомобильный завод имени Лихачёва (ЗиЛ) начал производство обновлённой модели ЗИЛ-130. Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с улучшенными по сравнению с его предшественниками характеристиками. Конструкторы завода решили оставить капотную схему, видоизменив лишь некоторые части кабины.

Достоинства автомобиля ЗИЛ-131

Благодаря отличному прохождению по практически любому бездорожью ЗИЛ-131 стал хорошим помощником в различных областях сфер деятельности человека.

Узлы и механизмы модели, показавшие свою надёжность на прошлых образцах, модернизировались и продолжали надёжно служить и дальше.

Автомобиль получился на удивление выносливым и живучим. Диапазон температурной эксплуатации более чем впечатляет. ЗИЛ-131 может работать при температуре воздуха от -40 до +50 градусов Цельсия.

Машина активно использовалась в воинских частях и выполняла различные задачи. На её базе создавались модификации автомобилей, предназначенных для перевозки личного состава вооружённых сил, полевые кухни и мобильные госпитали.

На базе ЗИЛ-131 размещали различные типы вооружений и радиотехнического оборудования. Автомобиль активно использовался в авиационной сфере как транспортное средство для заправки самолётов, вертолётов и прочих механизмов обеспечения полётов авиации.

Машина применялась в геологическом разведывании, строительной сфере и даже снегоуборочных работах.

Недостатки ЗИЛ-131

Судя по отзывам, машина много кушает. Впрочем, расход топлива 40 литров на 100 км к недостаткам можно отнести достаточно условно.

Вывод

Как и все грузовики СССР, ЗИЛ-131 унаследовал свой собственный «характер». В надёжности таких автомобилей не приходится сомневаться. Даже сегодня, спустя много десятков лет, ЗИЛ-131 продолжает выполнять свою нелёгкую миссию.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *