Содержание

Двигатель ЗИЛ 157 технические характеристики | Трансмиссия ЗИЛ 157

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

Будь в курсе

Новости, обзоры и акции

29.05.2020

ЗИЛ-157 – легендарный автомобиль, который продолжает пользоваться популярностью у автолюбителей. И это несмотря на то, что выпуск грузовика был прекращен заводом серийного производства в 1992 году. Грузовое транспортное средство отличается улучшенными эксплуатационными характеристиками, высоким качеством деталей и сборки, а также безопасностью эксплуатации.

Стоит подробнее рассмотреть, что представляет собой ЗИЛ-157, какое у него внутреннее наполнение и основные технические характеристики.

Назначение

Запуск грузовых автомобилей ЗИЛ был необходим министерству обороны. К автомобилям этой серии предъявлялись повышенные требования по:

  • проходимости в любых условиях;
  • надежной эксплуатации;
  • возможности использования в разных климатических зонах.

ЗИЛ показал отличную работу во время организации перевозок крупногабаритных грузов, техники и боеприпасов, и до сих пор автомобиль пользуется популярностью в качестве грузового транспортного средства. Конструкция машины оборудована лебедкой и бампером высокой прочности, что позволяло использовать автомобиль для эвакуации техники.

История создания

В конце 1930 года многие конструкторы зарубежных заводов задумались над тем, как повысить проходимость грузовых транспортных средств.

Старания иностранных конструкторов не оставили без внимания отечественные производители. Когда о приближении Второй мировой заговорили открыто, ни у кого не вызывала сомнений, заводы СССР начали уделять особое внимание обороноспособности страны.

Сильнее остальных в решении поставленной задачи выделился Горьковский автомобильный завод, где впервые были использованы шарниры с равными угловыми скоростями. С их помощью удалось превратить передний мост испытуемого грузовика в ведущий, за счет чего повысилась проходимость транспортного средства.

Руководил конструкторами завода Андрей Александрович Липгарт. В процессе разработки нового оборудования были проведены испытания различных грузовиков, которые показали необходимость выпуска полноприводных машин с односкатной ошиновкой. Также было доказано, что для лучшей проходимости автомобиль должен быть оборудован шинами с особым протектором, которые смогут учесть особенности пересекаемой автомобилем местности и подстроиться под них.

ЗИС-32

Первым популярным грузовиком с подобной системой стал ЗИС-32, выпущенный в довоенное время на другом автозаводе. Это была небольшая партия грузовиков. Из-за недостаточных показателей производство этой модели прекратилось практически сразу.

ЗИС-151

Следующим на очереди стал ЗИС-151, выпуск которого прекратился в 1948 году. Остановка производства объяснялась такими же причинами, как и в первом случае, однако у данной модели характеристики все же были лучше.

Однако перед остановкой производства ЗИС-151 конструкторы попытались доработать модель. На базе провального грузовика началась разработка и сборка БТР-152, где впервые были использованы односкатные шины.

С завода выпустили первые экспериментальные образцы обновленных ЗИС-151 с усовершенствованными колесами. Дополнительно конструкторы объединили в машине колею мостов, что повысило проходимость транспортного средства. По результатам проведенных испытаний было принято решение о повторной модернизации в виде увеличения мощности двигателя и повышения надежности транспорта.

При модернизации ЗИС впервые заговорили об использовании специальной системы, посредством которой удастся отрегулировать давление воздуха в колесах. Шинники создали конструкцию, которая повышает проходимость транспортного средства посредством изменения давления в шинах.

Такой подход повысил живучесть автомобиля и понравился военным. Регулировка давления позволяла организовать движение грузовика даже в том случае, если произойдет повреждение отдельного колеса. Объяснялось все довольно просто: система подкачки восстанавливала необходимый уровень воздуха в шине.

Впоследствии конструкторы решили уменьшить количество колес автомобиля с 10 до 6. Данное решение повлекло устранение из конструкции автомобиля колесодержателей, что дало возможность уменьшить расстояние между кабиной и платформой и сделать раму короче.

ЗИЛ-157

Наконец, третьей и более удачной попыткой стал ЗИЛ-157. Доработка предыдущей модели позволила перераспределить нагрузку по осям, что уменьшило массу машины на 100 килограммов. Изначально на автомобилях этой модели регулировка давления в шинах проводилась посредством подводки воздуха специальными трубочками. Для соединения элементов использовали шарниры.

Недостаток такой конструкции в том, что трубки быстро повреждались, а также приходилось постоянно очищать уплотнение, которое образуется в узлах, где находилась ступица. Результатом стала переработка конструкции авто. Было принято решение подавать воздух шине с внутренней стороны колеса. Это заметно упростило задачу.

Технические характеристики

Первый ЗИЛ выпущен с конвейера еще во времена Советов. Несмотря на это, машина востребована до сих пор. Грузовики активно используют для перевозки грузов, транспорт встречается в районах:

  • Алтая.
  • Крайнего Севера
  • Городов Средней Азии.

Также встретить знаменитый грузовик можно на территории стран СНГ. Ключевое преимущество автомобиля – это высокая степень проходимости.

Двигатель

Внутри автомобиля установлен мощный шестицилиндровый мотор. Он поставлен на головку из алюминия. Для улучшения работы системы охлаждения силового агрегата и повышения эксплуатационных характеристик производители заменили карбюратор и модернизировали масляный насос, который также установлен в конструкции.

Основные характеристики силового агрегата ЗИЛ-17:

  1. Максимальное количество цилиндров – 6.
  2. Объем рабочей силы, литры – 5.
  3. Мощность, лошадиные силы – 104.
  4. Тип топлива – бензин.
  5. Максимальное число оборотов в минуту – 2600.

В виде карбюратора используется агрегат К-88АЖ.

Расход топлива

Двигатель ЗИЛ-157 расходует меньше топлива по сравнению со своими предшественниками. На 100 километров грузовому автомобилю потребуется до 40 литров топлива, что значительно меньше, если рассматривать другие силовые агрегаты.

Трансмиссия

На первых грузовиках этой серии сначала стояла пятиступенчатая коробка передач. При этом последняя считалась повышающей. В 1961 году произошел перезапуск популярной серии, где производитель принял решение убрать последнюю передачу и модернизировать коробку передач.

За основу для ЗИЛ-157 взяли коробку от ЗИС-151. Дополнительно коробку оборудовали шестернями, модифицированными сальниками. Конструкторы для быстрого старта автомобиля предусмотрели систему принудительного включения коробки передач.

Карданную передачу в усовершенствованных моделях ЗИЛ-17 переделили полностью. На среднем мосту была установлена промежуточная опора, на которую впоследствии крепили задний мост. Также конструкторы усилили кожухи полуосей ведущих мостов и обновили тормозную систему. Колеса ступицы закрепили на металлических шпильках в количестве 8 штук.

У каждой передачи имеется собственный синхронизатор. Его нет только у первой передачи.

Стандартная схема используемой КП – двухвальная, где у главной передачи имеется одна ступень со спиральными зубчиками.

Особенности подвески и моста

В качестве передней подвески грузового автомобиля выступает половинчатый эллипс. В узле предусмотрен рессор. Дополнительно производитель установил амортизаторы для перераспределения нагрузок и продления срока службы задействованных элементов. Такой подход обеспечил комфортное управление транспортным средством.

Задняя подвеска удерживается полуэллиптическими рессорами. Мосты в обоих случаях планетарные, оборудованные полуосями. Ключевые характеристики подвески:

  1. Величина клиренса на осях в передней части авто – 31 сантиметров.
  2. Величина на остальных осях – 35 сантиметров.
  3. Тип рулевой системы – глобоидный, червячный.

Каждый мост оборудован планетарными мостами. Передаточные показатели работающих шестеренок одинаковы вне зависимости от рассматриваемого комплекта балок.

В передней части моста установлены специальные шарнирные элементы. Они не имеют отличий по угловой динамике, что позволяет владельцу авто своевременно прекратить работу переднего моста, если возникнет такая необходимость. Также каждый мост оборудован карданным валом, поэтому тормоза воздействуют на все колеса в случае остановки транспортного средства.

Конструкция

Как уже было отмечено, в ЗИЛ-157 установлена коробка передач с 5 ступенями. Все передачи, кроме первой, оснащены синхронизаторами. Если рассматривать строение мостов этого грузовика и сравнивать их с ЗИС-151, то можно отметить заметное отличие. Обновленные конструкции дополнены шарнирами для достижения одинаковых угловых скоростей и повышения проходимости автомобиля.

Кабина грузовика также была доработана. Производитель добавил комфорта салону для организации эффективной и безопасной работы оператора. Уменьшенная длина сопок позволила снизить силу удара, которая поступает на руль во время движения транспортного средства.

Удар передают колеса при столкновении с препятствием на пути.

Амортизаторы тоже подверглись изменениям. Их доработка позволила добиться плавности хода. Разработчики автомобиля дополнительно позаботились о комфорте машиниста в зиму. В салоне автомобиля удастся поддержать оптимальную для пребывания температуру даже в сильные заморозки с помощью водяного радиатора, за работу которого отвечает электрический мотор.

Другие изменения и доработки ЗИЛ-17:

  1. В водительском кресле появилась возможность регулировки положения сидения. Конструкторы сделали все, чтобы владельцу авто было комфортно управлять транспортным средствам, а также отдыхать во время остановок.
  2. Кабина претерпела небольшие изменения и практически сохранила характеристики, которые были предусмотрены изначально. Выполненная из металла, она вмещает водителя и двух пассажиров. На крыше кабины расположен люк круглой формы, который при необходимости можно открыть.
  3. Проходимость модели увеличена за счет полноприводной системы, которая задействует все колеса, а также односкатной ошиновки. Такой подход обеспечил востребованность автомобиля во времена военных действий.

Модель ЗИЛ-157 считают универсальным грузовиком, который часто используют в качестве базы, на которую удается установить разные модификации кузова. Дополнительно производитель предусмотрел возможность монтажа на шасси грузовика различных цистерн, фургонов, оборудования для уборки снега, лестниц и других установок.

ЗИЛ-157 долго занимал лидирующие позиции. Однако на данный момент грузовик постепенно теряет популярность, потому что его характеристики не соответствуют современному автомобилестроению. Модель постепенно уходит в прошлое, но при этом транспортным средством до сих пользуются.

Кабина и кузов

В ЗИЛ-157 предусмотрены кузовные борта, которые можно открыть с трех сторон. Такая конструкция заметно упростила процесс загрузки и разгрузки грузовика, а также повысила проходимость транспортного средства.

Пассажиры кабины могут рассчитывать на комфортную поездку, а водитель – на эффективную работу. Посадка в предыдущих грузовиках была неудобной, и конструкторы исправили эту проблему, предусмотрев ступеньку и добавив амортизаторы в рулевую систему.

В течение нескольких лет выпуска ЗИЛ-157 с конвейеров производителем вносились дополнительные изменения. Они были несущественными, поэтому модели удалось сохранить изначальные характеристики. Последний грузовик этой серии представляет собой доработанную и завершенную конструкцию. В салоне транспортного средства, кабина которого представляет цельнометаллическую конструкцию, могут поместиться водитель и два пассажира.

Приборная панель ЗИЛ-157 достаточно большая, что позволило разместить на ней спидометр, а также следующие датчики и индикаторы:

  • датчик для измерения температуры системы отопления и охлаждения;
  • измеритель тока;
  • указатель для отслеживания уровня топлива;
  • манометр для измерения давления;
  • лампы различных элементов.

Под приборной панелью разместился блок краников, предназначенных для настройки уровня давления в шинах. Такое размещение вспомогательного элемента удобно. Также в кабине предусмотрены педали для организации движения транспортного средства. Особенностью грузовика является ножной переключатель света.

Наконец, в салоне находится несколько рычагов. Они отвечают за:

  • установку ручного тормоз;
  • изменение передач;
  • переход на передний мост;
  • регулировку положения лебедки.

Внешний облик транспортного средства тоже привлекает достаточно внимания. Буферная часть модели слегка заострена, что также влияет на проходимость транспортного средства. Крылья широкие и плоские. Все это сделано, чтобы повысить устойчивость автомобиля к любым условиям эксплуатации.

Высота кабины составляет 2 метра, форточки отсутствуют, фары имеют круглую форму и размещены на боковых крыльях. Для защиты фар конструкторами предусмотрена решетка из прочной нержавеющей стали. Основной окрас ЗИЛ-157 – хаки, так как машину создавали для использования в армии.

Кузов транспортного средства – деревянная конструкция, покрытая продольными ребрами из прочной стали для усиления каркаса. Также ребра предохраняли кузов от истирания во время эксплуатации. Борта собирали из деревянных пластин, толщина которых составляла 20 миллиметров, а ширина не превышала 80 миллиметров.

Для повышения прочности конструкции продольные бруски усилили поперечными деревянными брусьями. Крепление брусков осуществлялось за счет металлических кронштейнов. Передний борт автомобиля оставался неподвижным, остальные откидывались. Такое строение обеспечивало возможность для полного открытия платформы кузова грузовика, что упростило загрузку и разгрузку военных грузов.

Преимущества и недостатки

ЗИЛ-157 – надежное транспортное средство. Параметры ключевых узлов автомобиля соответствовали самым жестким требованиям времен СССР, которые предъявлялись к крупногабаритной технике. Машину выпускали для армии Советского Союза, поэтому государство не жалело ни сил, ни средств на сборку качественного транспорта.

Даже сегодня характеристики популярного грузовика не нуждаются в доработках и имеют лишь пару недочетов только потому, что на протяжении нескольких лет технология сборки автомобиля на конвейерах не менялась.

Ключевые достоинства ЗИЛ-157:
  1. Высокая степень проходимости. Грузовик способен справиться с любыми преградами. Он преодолеет любое препятствие даже в условиях современного мира, несмотря на внушительный возраст для автомобиля. Достичь этого удалось с помощью колес односкатного типа, изготовленных по формуле 6х6, в которых можно регулировать давление.
  2. Наличие лебедки для самоэвакуации. Это заметно отличает транспортное средство от прародителя.
  3. Наличие систем отопления и кондиционирования. Заметный прогресс для автомобиля прошлого века. Кроме того, на крыше кабины предусмотрен люк, который при необходимости можно открыть для притока свежего воздуха.

Экономный расход топлива. Для ЗИЛ он составляет чуть больше 40 литров бензина на 100 километров пробега вне зависимости от того, в каких условиях происходит эксплуатация автомобиля.

К недостаткам можно отнести отсутствие ГУР – гидравлического усилителя. Однако стоит отметить, что на востребованность отечественной грузовой машины это практически не отражается. Также автолюбители отмечают, что в процессе эксплуатации «король бездорожья» подвергается поломкам, однако от возникновения неисправностей не застрахован ни один автомобиль. В случае поломки всегда удастся найти запчасти ЗИЛ-157.

Особенности эксплуатации

ЗИЛ-157, несомненно, сильный автомобиль. Это определило его военное назначение. На совмещенном пассажирском сидении смогут разместиться два пассажира средней комплектации, а рядом с водителем находится все необходимое для комфортного управления транспортным средством.

От предыдущих моделей грузовик отличается особым видом шин, в которых предусмотрено несколько внутренних слоев небольшой толщины. Размер каждого слоя не превышает 12-18 дюймов.

Во время поездки владелец авто может менять давление в шинах, что обеспечивает комфортную поездку в любых условиях. Например, своевременная подкачка воздуха компрессором предоставляет возможность преодолеть болотистую местность или проехать по снежной целине. Примечательно, что регулировать давление можно даже в случае наличия пробоины в шинах автомобиля.

Специалисты обратили внимание на качественную сборку узлов и высокую надежность деталей конструкции ЗИЛ-157. Выпуск автомобиля прекратился несколько лет назад из-за маломощной силовой установки, однако многие уверены, что в случае решения этой проблемы удалось бы продолжить сборку популярного грузовика.

Грузовик на службе в армии

Так как транспортное средство предназначалось для реализации военных нужд, грузовик завоевал популярность в армии Советского Союза. Известно множество вариантов применения транспортного средства, среди которых можно выделить следующие:

  • снабжение инженерных служб буровыми установками ПБУ-550 и БГМ для поиска воды и бурения скважин, колодцев до 15 метров;
  • инженерное обеспечение войск с целью перевоза грузов;
  • снабжение инженерно-саперных подразделений комплектом мостостроительных средств.

В последнем случае средства располагали на шасси ЗИЛ. Грузоподъемность моста транспортного средства составляла 50 тонн. Примечательно, что на базе ЗИЛ-157 был сконструирован и собран БМ-13М (Катюша).

Грузовой автомобиль считался востребованным в военные годы, и до сих пор машину активно используют. ЗИЛ-157 – настоящая легенда отечественного автопрома.

Другие статьи

Смотреть

ещё

Какой размер у дисков ЗИЛ 131 и как их установить?

16.06.2020 15:30:00

Какое масло заливать в КПП трактора?

16.06.2020 09:00:00

Электросхема ЗИЛ

15.06.2020 09:00:00

Компрессор ЗИЛ 130 своими руками

15.06.2020 08:30:00

Как работает трансмиссия тракторов?

11.06.2020 08:00:00

Характеристика и устройство трансмиссии трактора Т

29. 05.2020 14:06:00

Схема электрооборудования трактора Т 25

29.05.2020 13:11:00

Характеристики и ремонт двигателя ЗИЛ 131

29.05.2020 11:44:00

Характеристика коробки передач ЗИЛ

29.05.2020 11:15:00

Как отрегулировать клапаны ЗИЛ 130

29.05.2020 10:40:00

Устройство навески МТЗ 83 и конструктивные особенности

31.03.2020

Регулятор тормозных сил камаз — как работает?

31.03.2020

Полка Камаз: как выбрать и установить

31.03.2020

Газ 3307 двигатель: устройство и принцип работы

31.03.2020

Как правильно поменять сальник на КАМАЗЕ? Этапы и технология

31.03.2020

Фильтр топливный для МТЗ 82

30. 03.2020

Двухдисковое фрикционное сцепление КамАЗ –движущая сила грузовой техники

30.03.2020

Кнопка массы КАМАЗ: устройство и принцип работы

30.03.2020

Особенности и значение расхода топлива на КАМАЗ 43118

30.03.2020

Как правильно отрегулировать ТНВД ЯМЗ 240?

27.03.2020

Смотреть

ещё

Возврат к списку

157 — советский грузовой автомобиль, история создания, особенности конструкции и характеристики, достоинства и недостатки, модификации, использование в армии

Грузовые автомобили повышенной проходимости играют важную роль и в народном хозяйстве, и в снабжении армии. Такие машины позволяют доставлять грузы через любые типы местности вне зависимости от погодных условий. Данный аспект особенно ценится при поставках в малоосвоенные территории.

Основное требование к таким грузовикам кроме хорошей проходимости — надежность и ремонтопригодность. Простое техническое обслуживание делает машину востребованной и в условиях срочных доставок нередко становится более важной характеристикой, чем расход топлива.

ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль, созданный почти одновременно с Урал-375. Отличается меньшей грузоподъемностью, однако получил признание за свою простоту и надежность в сочетании с хорошей проходимостью. Данные качества особенно ценились в армейской службе.

Содержание

История создания

ЗИЛ-157 с высокими бортами

История разработки ЗИЛ 157 в немалой степени связана с получаемыми по ленд-лизу американскими машинами Studebaker US6. С учетом их проходимости в 1948 году было запущено серийное производство ЗИС-151. Данный грузовик имел немало общего с американским, однако оказался тяжелее и уступал ему в проходимости.

По мере практического применения ЗИС-151 и военные, и конструкторы смогли выявить основные направления для дальнейшей модернизации линейки. Первая демонстрация ЗИЛ-157 состоялась в Париже в 1958 году.

Новый грузовик сразу получил несколько разновидностей и модификаций. С запуска серийного производства выпускались модели с лебедками и без. Появился седельный тягач ЗИЛ-157В, а также грузовик с экранированными приборами ЗИЛ-157Г.

Практика применения данных машин показала необходимость изменения передаточных чисел в трансмиссии. С учетом данного аспекта в 1961 появился первая крупная модификация ЗИЛ-157К. В данной модели перераспределена нагрузка по осям. Также появилась новая коробка передач, однодисковое сцепление и телескопические амортизаторы.

В 1966 появился ЗИЛ-131, который выгодно отличался рядом параметров. Несмотря на это ЗИЛ-157 было решено оставить в производстве из-за его экономичности. Однако Лихачевский завод не смог справляться с производством нескольких линеек сразу, поэтому часть его было решено перевести на Уральский автомоторный завод (УАМЗ). С учетом этого аспекта грузовик, вопреки некоторым мнениям, мало что имел общего с машинами Горьковского автозавода (ГАЗ).

Вначале УАМЗ производил лишь мосты для ЗИЛ-157 и запчасти для вышедших из производства ЗИЛ-164. Постепенно его мощности расширялись, и в 1977 году весь цикл изготовления ЗИЛ-157КД проходил через этот завод. Производство данных грузовиков продолжалось до 1991 года.

В советском быту данный грузовик имел немало прозвищ — «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Труман», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон». На Украине его называли «Кабанчик», в Болгарии «Джуган», известны названия «Утюг», «Поларис», «Краб», «Зурс».

Описание конструкции

Кабина ЗИЛ-157

Внешняя конструкция ЗИЛ-157 мало чем напоминает ЗИС-151. Позаимствована лишь кабина, однако и она, и большинство других аспектов машины подверглось переработке. С учетом военного заказа на данные грузовики все изменения делались на повышение простоты, надежности и проходимости автомобиля. При этом он получил чуть более удлиненную носовую часть и широкие плоские крылья с круглыми фарами, защищенными металлической решеткой.

Кабина

При разработке кабины учитывались недоработки предыдущих моделей — жесткие сиденья, отсутствие отопления, плохая вентиляция. В итоге кресла стали мягче, появилась регулировка их положения. Укороченные сошки позволили снизить силу ударов по рукам, а телескопические амортизаторы сделали ход машины более плавным. Добавилась и система водяного отопления с обдувом ветрового стекла.

Кузов

Кузов ЗИЛ 157 представлял собой деревянную платформу с продольным металлическим каркасом, защищающим от стирания. Неподвижно крепился лишь передний борт, остальные три открывались.

Ходовая часть и колёса

Управление грузовиком ЗИЛ-137 основывалось на пяти карданных валах:

  • промежуточный между раздаткой и КПП;
  • на передний мост;
  • на средний мост;
  • два вала на задний мост.

Карданные валы на задние мосты крепились на средний промежуточным подшипниковым узлом. Для ведущих мостов предусматривались кожухи с высокой прочностью. Между второй и третьей, а также четвертой и пятой ступенями ставились синхронизаторы.

Колеса грузовика односкатные, с дутыми шинами 12,00-18, крепились восемью шпильками. Была задействована централизованная система регулировки давления шин, всех сразу или по-отдельности. Компрессор позволял продолжать движение даже при небольших повреждения шин, однако в этом случае скорость не должна была превышать 10 км/ч.

Трансмиссия

С учетом наличия пяти карданных валов трансмиссия ЗИЛ-157 довольно сложная. Механическая коробка передач имела пять передних скоростей и одну заднюю. Пятая считалась повышающей, но уже в 1961 конструкторы от нее отказались. Раздаточная коробка заимствована от ЗИС-151, однако получила улучшение в виде прочных шестерней, улучшенных сальников и принудительного включения по необходимости.

Мотор

Испытания ходовых свойств грузовика ЗИЛ-157

Силовая установка на ЗИЛ-157 делалась с учетом недостатков предыдущих поколений данных грузовиков. Используемые двигатели потребляли много топлива, имели невысокий ресурс прочности и часто перегревались при длительной работе.

В контексте данных аспектов грузовой автомобиль получил новый шестицилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением. Процесс производства головок был изменен, применение алюминиевого сплава снизило степень сжатия на 0,2 единицы. Мощность в 104 л.с. достигалась при 2600 оборотах.

Для предотвращения перегрева двигателя задействован новый радиатор с шестилопастным вентилятором. Схема вентиляции полностью пересмотрена и выполнена по типу картера закрытого действия. Сальники также получили новую схему, за счет которой улучшилась работа масляного насоса и всей системы смазки.

Сам двигатель устанавливался на подвеску с высокой прочностью. Все конструктивные изменения позволили не только повысить запас его прочности, но и снизить потребление топлива на 7-22%.

Тюнинг

Простота и надежность ЗИЛ-157 привлекали немало конструкторов, пытающихся улучшить или модернизировать данный автомобиль. Речь шла не только о внешних изменениях, но и о технических аспектах.

Одним из ключевых недостатков машины считается отсутствие гидравлического усилителя руля. Чаще всего технический тюнинг грузовика подразумевал именно данное улучшение. Оно обеспечивало автомобилю лучшую управляемость.

В ЗИЛ 157 тюнинг технического характера — это обычно изменения в карбюраторе, ходовой части, трансмиссии. По желанию владельцы могли заменить и двигатель на Д245-12С, работающий на дизеле. Такой вариант допускался из-за сходства габаритов и нетребовательности к серьезным изменениям в конструкции. Однако в этом случае появлялась тряска во время движения, из-за чего ЗИЛ 157 с дизельным двигателем никогда не выпускался серийно.

Другое направление тюнинга — повышение комфортабельности кабины. Обивка сидений, шумо- и теплоизоляция, переоборудование приборной панели, иные моменты — все это позволяет улучшить машину для удобства водителя и пассажиров.

Технические характеристики

Технические характеристики ЗИЛ-157 уже для базовой модели отличались хорошими показателями. По мере модернизации и выпуска новых модификаций они продолжали дорабатываться.

ТТХ грузового автомобиля позволяет развивать скорость до 65 км/ч по шоссе. Угол подъема составляет 28 градусов, что дает ему хорошую проходимость. Наружный радиус поворота составляет 12 метров.

Расход топлива на 100 км

В зависимости от дорожного покрытия на 100 км расход топлива у ЗИЛ-157 составляет до 40 литров бензина. Бензобака два, на 150 и 65 литров. Их полной заправки при смешанном типе местности хватало на 510 км.

Год выпуска

Официальным годом выпуска ЗИЛ-157 считается 1958. Эта дата — начало серийного производства грузовиков. Конструирование и создание первого образца относят к 1954 году.

Габариты и вес

Габаритные характеристики ЗИЛ-157

По габаритам и весу у ЗИЛ 157 технические характеристики имеют следующие показатели:

  • снаряженная масса — 5,54 т;
  • полная масса — 10,19 т;
  • длина — 6,684 м;
  • ширина — 2,315 м;
  • высота — 2,36 м, с тентом — 2,915 м;
  • размеры платформы, длина-ширина-высота — 3,57х2,09х0,355 м;
  • дорожный просвет (клиренс) — 0,31 м;
  • колея — 1,755 м, задняя на 5 мм уже.

В габаритах следует учитывать различия модификаций, а также зависимость ТТХ от тюнинга и улучшений. Представленные значения относятся к базовой модели.

Раздатка

Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа:

  • 2,27 на первой передаче;
  • 1,16 на второй.

Главная передача ведущих мостов одинарная, главное передаточное число — 6,67.

Грузоподъемность

ЗИЛ-157 на лесозаготовках

Грузоподъемность ЗИЛ-157 зависит от типа местности. По шоссе она составляет 4,5 т, по грунту — 2,5 т. Допустимая масса буксируемого прицепа — 3,6 т.

КПП

Механическая КПП автомобиля ЗИЛ-157 имеет шесть ступеней передач. Передаточные числа:

  • 7,44 на первой передаче;
  • 4,10 на второй;
  • 2,29 на третьей;
  • 1,47 на четвертой;
  • 1,00 на пятой;
  • на задней передаче — 7,09.

В зависимости от модификации передаточные числа могут отличаться. Переключение обеспечивается через напольный рычаг.

Дорожный просвет

Дорожный просвет составляет 31 см. В данном значении также следует учитывать тюнинг и улучшения автомобиля, которые могут повлиять на клиренс.

Модификации

Модификация грузовика ЗИЛ-157 типа колун

За время серийного производства ЗИЛ-157 было выпущено множество модификаций. Основные из них следующие:

  • ЗИЛ-157К — модель, выпускаемая с 1961 года, в конструкции имелись детали и комплектующие от ЗИЛ-130;
  • ЗИЛ-157В — седельный тягач, был разработан почти одновременно с базовой моделью;
  • ЗИЛ-157КВ — модификация седельного тягача, выпускаемая с 1961 года;
  • ЗИЛ-157Ю — модель грузовика для тропического климата;
  • ЗИЛ-157Г — грузовик имел экранированное электрооборудование, с 1961 года также выпускалась модифицированная версия ЗИЛ-157КГ;
  • ЗИЛ-157Э — машина, предназначенная для экспорта;
  • ЗИЛ-157Е — специализированное шасси с двумя бензобаками по 150 литров;
  • ЗИЛ-157КД — стала базовой моделью с 1978 года, имела карбюратор К-88АЖ, некоторые комплектующие были унифицированы с ЗИЛ-130;
  • ЗИЛ-157КДВ — седельный тягач с 1978.

На базе шасси от ЗИЛ-157 был разработан бескапотный автобус «Прогресс». Производились пожарные машины ПМЗ-27 и ПМЗ-56А, а также машины типа колун и самосвал. Собственная модификация ЗИЛ-157 была и в Китае — JIEFANG CA-30.

Военное применение

Как и большинство грузовых автомобилей повышенной проходимости ЗИЛ-157 изготавливался и для армии, и для народного хозяйства. В первом случае особенно ценилось шасси грузовика, которое модифицировалось под различные нужды. Так на базе шасси разрабатывались пусковые установки систем залпового огня. Вариантов было несколько, однако значительных отличий в ТТХ они не имели.

Для инженерных войск имелась модификация с буровой установкой. Таковая использовалась для бурения скважин и колодцев, обеспечивая солдат питьевой водой при ведении затяжных боевых действий. Имелись и машины, рассчитанные для построения мостов и понтонных переправ.

До сих пор на военных складах остаются грузовики ЗИЛ-157 в различных модификациях. Всего за годы производства их было выпущено почти 800 тыс., многие образцы используются и в народном хозяйстве, особенно на лесозаготовках. Приобрести такой грузовик можно за 50-150 тыс. в зависимости от модели, хотя на вторичном рынке остались машины лишь 80-90-х годов выпуска.

Варианты ЗИЛ-157/157К в подробном обзоре книги

СПОНСОР:

ПРИМЕЧАНИЕ:

Внешний вид ВВС США, Армии США, ВМС США, Корпуса морской пехоты США, Береговой охраны США, Министерства обороны или НАСА изображения или произведения искусства не являются одобрением и не являются аффилированными лицами Cybermodeler Online с этими организациями.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС:

Дата проверки ноябрь 2004 г. Название Варианты ЗИЛ-157/157К в деталях
Автор Франтишек Коран и Ян Мартинец Издатель Крылья и колеса Публикации
Опубликовано 2004 ISBN 80-86416-36-4
Формат 120 страниц, мягкий переплёт Рекомендуемая производителем розничная цена (долл. США) 30,50 $

Обзор

Советский Союз был довольно прогрессивной страной в отношении танков и самоходных орудий, но прискорбно отставал в области грузовиков и транспорта в целом. Когда они получили первую серию американских грузовиков по ленд-лизу в 1942 году, они были поражены как сложностью американских грузовиков, так и их надежностью и неприхотливостью. Их собственный стандартный средний грузовик ЗИС-5 имел колесную формулу 4 x 2 с тормозами только на задних колесах и отличался лишь ограниченными внедорожными способностями. GMC CCKW и Studebaker US6 с их конфигурациями 6 x 6 и надежными трансмиссиями и тормозами были шоком.

После войны советская грузовая промышленность построила собственную версию двух американских грузовиков под названием ЗИС-151. Этот грузовик производился с 1948 по 1957 год (смена названия с ЗИС — Завод имени Сталина — на ЗИЛ — Завод имени Лихачева — после 1953 года), когда его место занял ЗИЛ-157. Этот грузовик представлял собой усовершенствованную версию, главным отличием которой были большие одинарные шины вместо более узких и меньших, которые устанавливались парами на задние ведущие мосты ЗИЛ-151. У них также было регулируемое давление в шинах как для преодоления проколов, так и для увеличения проходимости на мягком грунте. Позже было предусмотрено автоматическое управление, которое делало это автоматически. ЗИЛ-157 производился с 1958 по 1961 год; улучшенная модель K с 1961 по 1964 год, ее место позже заняли различные другие улучшенные модели. Последний вариант, ЗИЛ-157КД, производился с 1976 по 1982 год. Большинство из них были экспортными моделями (тем временем СССР перешел на ЗИЛ-131). тонна грузового автомобиля означает, что он имел грузоподъемность 3000 кг или около 6615 фунтов. На дорогах с твердым покрытием это может достигать 7500 кг плюс прицеп, но по большей части автомобиль не подвергается такой большой нагрузке. Он имел экипаж из двух человек и мог перевозить нормальную нагрузку из 12-16 солдат в задней части грузового кузова благодаря складывающимся сиденьям. Машина была снабжена лебедкой для самовытаскивания.

Было построено множество вариантов, наиболее распространенными из которых были так называемые версии «ББВ» (коробчатый кузов) и тягач модели ЗИЛ-157В для использования с полуприцепом.

WWP производит великолепные фотоисследования бывшего советского оборудования, которое использовалось или находилось в Чехословакии, и эта книга не исключение. Он обеспечивает следующее подробное освещение: 36 страниц по базовой модели ЗИЛ-157/ЗИЛ-157К; 9 страниц по тягачу ЗИЛ-157В; 18 страниц на полуприцепе ракетоносца ПР-11Б; 26 страниц о ракете В-750 (СА-2) и ее пусковой установке; 8 страниц в варианте BBV; 6 страниц по варианту РЛС П-15 (FLAT FACE); 6 страниц на BBV, используемом в качестве тренажера для 9М14 (АТ-3) учебный; и две страницы о варианте снегоочистителя местного производства. Как и во всех книгах такого рода, иллюстрации большие, четкие и цветные, с «своего рода» английским текстом (грамматика может быть, гм, интересной). Но авторы различают различия в деталях и делают книги в высшей степени полезными, особенно при моделировании предмета.

Раздел, посвященный SA-2, не слишком полезен для ракеты и различных версий, но в нем есть отличные снимки пусковой установки, в том числе открытые люки, показывающие внутренние части пусковой установки и расположение компонентов. . Если кто-то хотел сделать динамитную модель набора Трубача, это обязательно для справки.

Аналогично другому основному набору, транспортеру полуприцепа. Хотя в книге не показан процесс заряжания (ракета на направляющей транспортера повернута таким образом, что ее задний конец может сначала скользнуть на пустую направляющую пусковой установки), в ней достаточно подробно описан поворотный стол и различные детали и фитинги, которые должны позволять средний модельер, чтобы показать, что один загружается без особых проблем.

В целом, эти книги стоят дорого и во многих случаях являются единственным справочником для моделистов по конкретной теме.

ЗИЛ-157: характеристики и фото

«ЗИЛ 157» (фото автомобиля представлено на странице), мощный грузовик, выпускавшийся в советское время на заводе имени Лихачева, с 1958 по 1991 год. Автомобиль имел характеристики полноприводного вездехода, в связи с чем серийное производство было направлено на обеспечение автотранспортом Вооруженных Сил Советского Союза. При этом некоторое количество «ЗИЛ 157» использовалось в народном хозяйстве.

Улучшения

В 1961 году модель была модифицирована и получила индекс ЗИЛ 157К. В новой версии автомобиль выпускался до 1978 года, затем его производство было передано на Уральский автомобильный завод (УАМЗ), но уже под маркой ЗИЛ 157КД. Новая машина отличалась от предыдущей более совершенной коробкой передач, надежным однодисковым сцеплением, хорошей осевой балансировкой с равномерным распределением нагрузки, телескопическими амортизаторами. Ходовые характеристики модифицированной модели также улучшились, скорость возросла с 60 до 65 километров в час. Обновленная версия какое-то время была недоступна, ЗИЛ 157, фото которого нигде не публиковалось, относился к любой военной технике того времени.

Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта были собраны из деревянных пластин, толщиной 20 и шириной 80 миллиметров. Для прочности продольная конструкция была усилена поперечинами с металлическими скобами. Передний борт был неподвижно закреплен, а боковой и задний откидывались, тем самым полностью открывая кузовную платформу. Таким образом, погрузка и разгрузка военного и любого другого имущества осуществлялась легко и быстро.

Из армии в народное хозяйство

Автомобиль «ЗИЛ 157КД» выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью соответствовали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода «ЗИЛ 131», поставки ЗИЛ 157КД в Вооруженные Силы СССР частично прекратились. Машина все чаще использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесхозах. Надежный, неприхотливый внедорожник стал незаменимым помощником в самых разных сферах.

Модель «ЗИЛ 157В», полуприцеп-тягач без кузова, был особенно удобен при транспортировке на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволили использовать машину для перевозки длинных бревен.

Технические характеристики

Параметры основных узлов и агрегатов «ЗИЛ 157» отвечали самым высоким требованиям того времени. Так как машина изготавливалась для Советской Армии, средств на нее не жалели. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в улучшении, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.

Автомобиль был оснащен двигателем средней мощности и трансмиссией с пятью карданными валами, один из которых соединял раздаточную коробку с коробкой передач, еще два передавали вращение на передний и средний мосты. Четвертый и пятый карданные валы соединяли средний мост с задней осью через промежуточный подшипниковый узел.

Шины

Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку. Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена ​​насосная система, регулирующая давление в шинах. Проколы и небольшие дырки в колесах больше не влияли на ход машины, компрессор автоматически подкачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С места водителя также можно было включить механизм подкачки.

Шины «ЗИЛ 157», в том числе, предназначены для езды по заснеженной целине или заболоченной местности. Для этого нужно было снизить давление до 0,7 атмосферы. Колеса просели, их поверхность стала шире. После прохождения сложного участка шины снова накачали до нормального давления 2,8 атмосферы.

Система охлаждения

Блок цилиндров «Зил 157» с «рубашкой» закрытого типа. Охлаждающая жидкость циркулировала по контуру. Радиатор представлял собой трубчатую конструкцию, снабженную вертикальными жалюзи. Шестилопастная крыльчатка вентилятора обеспечивает дополнительное охлаждение.

К конструктивным недостаткам системы охлаждения автомобиля «ЗИЛ 157» можно отнести чувствительность двигателя к низким температурам. При минус 10 градусах пришлось использовать специальные изолирующие кожухи моторного отсека, так как система охлаждения не поддерживала нужную температуру. В последующем термостат был доработан, но термокожухи по-прежнему входили в оснащение машины.

Двигатель «ЗИЛ 157»

  • Рабочий объем цилиндров 5 559см/3;
  • Тип — бензиновый, карбюраторный;
  • Максимальная мощность 109 л.с.;
  • Количество цилиндров — 6;
  • Диаметр цилиндра 101,6 мм;
  • Степень сжатия — 6,2;
  • Охлаждение — антифриз;
  • Материал — блок цилиндров, чугун, ГБЦ алюминий;
  • Режим работы — четырехтактный;
  • Порядок цилиндров 1-5-3-6-2-4;
  • Топливо А-66, А-72.

Трансмиссия

Механическая коробка передач, пятиступенчатая:

  • Модель 151;
  • Переключение — напольный рычаг.

Передаточное число:

  • Пятая передача (прямая) — 0,81;
  • Четвертая передача 1,00;
  • Третья передача — 1,89;
  • Вторая передача — 3,32;
  • Первая передача — 6,24;
  • Задняя передача — 6,70.

Коробка распределительная двухступенчатая:

Передаточные числа:

  • Первая передача — 2,44;
  • Вторая передача — 1,24;
  • Главная передача ведущих мостов одинарная, 6.67.

Габаритные и весовые характеристики

  • Общий вес 10 190 кг;
  • Длина 6 684 мм;
  • Высота: полная, с тентом 2 915 мм, без тента 2 360 мм;
  • Ширина 2 315 мм;
  • Передняя колея 1 755 мм;
  • Задняя колея 1 750 мм;
  • Базовое колесо 3 665 + 1 120 мм;
  • Дорожный просвет (клиренс) — 310 мм.

Модификации

За время производства ЗИЛ 157 было создано одиннадцать основных модификаций, которые выполняли определенные задачи. Кроме того, имелись автомобили специального назначения:

  • Пожарная машина с баком для воды 4,5 тонны, выдвижной лестницей и двухместной кабиной для личного состава;
  • Автомобиль с аварийной генераторной установкой для электроснабжения временно обесточенных объектов.
  • Модели с усиленным передним бампером для толкания толканием;
  • Автомобили, оборудованные лебедкой, предназначенной для вытаскивания застрявших колесных и гусеничных машин;
  • Базовая модель «ЗИЛ 157», выпуска 1958 года;
  • Седельный тягач «157В»;
  • Базовая модель с 1961 г. «157К»;
  • Седельный тягач с 1961 г.в., «157КВ»;
  • Базовая модель с 1978 г. «157КД»;
  • Седельный тягач с 1978 г.в., «157КДВ»;
  • Тропический вариант с расширенной системой охлаждения и объемным радиатором «157Ю»;
  • Экспортная модель «157Э»;
  • Исполнение с защищенным оборудованием, экранированное — «157Г»;
  • Модель с экранированным, защищенным оборудованием с 1961 г. — «157КГ»;
  • Специализированная модель с двойными топливными баками, общим объемом 300 литров — «ЗИЛ 157Э».

Всего было выпущено 797 934 автомобиля всех модификаций «короля бездорожья», как называли в народе «ЗИЛ 157».

Новый двигатель

Базовая модель 1978 года «157КД» оснащалась двигателем, унифицированным с двигателем автомобиля «ЗИЛ 130». Степень сжатия увеличена с 6,2 до 6,5. Поршневая группа — гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионных колец, шатунные пальцы полностью заимствованы у двигателя «130». Кардинально изменена система смазки, масло теперь проходит очистку в центробежном фильтре.

Значительно увеличена мощность водяного насоса, установлен принципиально новый генератор, компактный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на быстроходный, высокомощный. Обычный трамплер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель был установлен на «ЗИЛ 157КД» в Уральском филиале ЗИЛа.

«ЗИЛ 157», двигатель дизельный

При изготовлении вездехода дизельных силовых установок, которые бы выпускались в промышленных масштабах, не было. Поэтому в СССР все грузовики оснащались только бензиновыми двигателями. Однако на ЗИЛ 157 в принципе можно установить дизель марки Д245-12С, для этого ничего переделывать не нужно, все крепления под мотор и коробки трактора легко приспосабливаются. Нужно только отрезать задние опоры и приварить кронштейны от «ЗИЛ 130» или «ЗИЛ 131». Однако при установке дизеля нужно быть готовым к ощутимой тряске всего автомобиля, это единственный минус от этой модернизации.

Мосты

Автомобиль «ЗИЛ 157», независимо от модификации, комплектуется тремя однотипными узлами шасси. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа одинаковы для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на эллиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой рессорной с пружинами и гидравлическими амортизаторами.

Достаточно жесткие условия эксплуатации ЗИЛ 157, мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышающие надежность подвески автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.

Все полуоси автомобиля соединены чугунными барабанами, входящими в состав достаточно эффективной тормозной системы «157». Колодки из универсального материала «Фередо» работали без нареканий. Автомобиль почти не оставлял следов протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.

Ремонт автомобилей

Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король бездорожья» иногда ломается. Впрочем, нынешним владельцам вездехода беспокоиться не стоит, запчасти ЗИЛ 157 продаются в достаточном количестве. В советский период параллельно с производством легковых автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремкомплектов. И, как правило, запчасти производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки плановой экономики, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все необходимое для ремонта автомобиля.