Украинский национальный костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки , напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулыукрашали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: «верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, черного цвета, а кожухи — из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков».

Основу украинского женского костюма составляет рубашка

— кошуля, сорочка . Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубойматерии. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.

Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.

На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным.

Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».

Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью — суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки».

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:

1. С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.

Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.

Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан. На Дону шушпан носили с поясом.

Халатообразная одежда украинцев — кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.

2. Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.

3. Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка — женский жакет без рукавов. 

4. В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка.

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс . В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем — рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра.

Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме — это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

В числе последних — высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль). В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки.

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) — длинному полотенцу, который завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины.

Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.

Упрощенный вариант головного убора украинских женщин — мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продергивали шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями.

Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они — круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу — последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва «очипок» (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы — под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу

Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.

Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.

В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге

Обрядовая символика костюма — признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки — сапоги, которые зять дарил теще; намитка — подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX — XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку . Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные — преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные — для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и булорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже — с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. 15 Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность — траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: «С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно.

Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастiе найти такое сокровище.

Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько имнадобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде.

Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет».

В конце XIX — начале XX вв. украинцы перешли на городской костюм, и многие черты национальной традиционной одежды были утрачены.

  • Вышивка Полесья
  • История народной вышивки на Украине

art-stitch.com.ua

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ (УКРАИНА. РАЗНООБРАЗИЕ ВЫШИВАНОК В ЖЕНСКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ.)

Знаю слово «вышиванка» с детства, так в Украине называют народные вышитые рубашки (укр. сорочки). Всегда любовался красивыми орнаментами и узорами этой детали одежды, вышитыми (обязательно!) вручную. Поэтому и решил представить вам разнообразие узоров и орнаментов на вышиванках женского народного костюма Украины.

Как известно, само вышивание известно чуть ли не с эпохи первобытной культуры, когда люди научились делать стежки при шитье одежды. По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Искусство вышивания в Украине тоже имеет свою многовековую историю. Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, приезжавший на территории Украины в 1412 и 1421 годах, вспоминал, что «рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой». Апофеозом распространения и появления различных вариаций вышивки для украинских мастериц стал XIX век. Отмечу, что особенности и традиции каждого региона, как правило, находили отображение в орнаменте рубашек. И не только их, вышивкой украшали верхнюю одежду, головные уборы, даже обувь. Вышивка украинского костюма всегда была богата и разнообразна. Мотивы орнаментов, композиции, цвета у каждой области и региона были свои, они передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Отрадно, что в последние годы вышиванка снова входит в моду, на улицах украинских городов сам видел людей, одетых в красивые расшитые народные сорочки. Видел, что даже, что и свадебные наряды порой шьются в народном стиле. И это здорово!

Я собрал галерею портретов украинских красавиц, чтобы вы, в первую очередь, рассмотрели многообразие и красоту вышивки на рубахах. Попутно помещу несколько интересных фактов о вышиванке, которые вычитал в Википедии и на интернетных сайтах. Мне, как не специалисту в области самих вышивок , сложно было рассортировать картины согласно описания вышивки, присущей определенному региону Украины. Поэтому прошу у читателей помощи в поисках соответствия на картинах орнаментов и узоров тому описанию, которое я поместил ниже.

Михаил Алексеевич Ряснянский (1926-2003) Девушка в национальном костюме. 1952 г.

Дроздова Портрет женщины в народном костюме. Музей Киевской Академии художеств

Федор Федорович Клычко (1911-1942) Женский портрет. 1938 г.

Изначально основными темами вышивки были символики разных древних культур. При этом темы орнаментов делились на три основные группы: абстрактный рисунок, растения и животные.
1. Геометрические (абстрактные) орнаменты, которые, впрочем, присутствуют во всей славянской мифологии, очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии и крестики.
2. В основе орнамента с растениями лежит желание показать красоту природы, ее плодородность. Поэтому в украинской вышивке присутствуют изображения винограда, хмеля, дубовых листьев, яблок и даже «дерева жизни». Например, узор «яблоко», разделенный на четыре сектора, противоположные части которых были вышиты одним цветом, означал символ любви.
3. Животный мир в вышивках тоже разнообразен, мастерицы вышивали коня, зайца, рыб и лягушек, из птиц — петуха, сову и голубя. Даже насекомые – бабочка и паук, попадали в узоры.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) Украинка у плетня. 1876 г. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Михаил Маркелович Гужавин (1888-1931) Украинка. 1925 г.

Василий Вениаминович Хвостенко (1896-1960) Украинка. 1952 г

Узоры и орнаменты разделяются и отличаются, прежде всего, вышивальными швами, которых в Украине известно около ста. Техника отдельных вышивальных швов характерна для разных районов только Украины, а отдельные виды швов встречаются также в белорусской и русской вышивках. Расскажу о некоторых особенностях вышивок в разных областях Украины.

Буковина
Здесь очень популярны растительные и геометрические мотивы, часто также используются и изображения животных, вышитых белой гладью, мелким крестиком, штаповкой и крученным швом. Вышивальным материалом на Буковине служат бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки. Гуцулы часто используют соединение красного цвета с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Двумя или тремя оттенками желтого цвета просветляют вышивку, что придает рисунку золотистый отблеск.

Винницкая область
На Винничине особо разнообразны техники вышивания: низь, крестик, настилка, верхошов, зерновой вывод и вырезание. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные, например, вышивка росписью шов «вперед иголкой» или контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции. При этом используются разнообразные виды черных, белых и цветных стежков.

Николай Ефимович Рачков (1825-1895) Девушка-украинка. Вторая половина XIX века Черниговский исторический музей

Семен Маркович Прохоров (1873-1948) Украинка с цветами. 1924 г.

Екатерина Николаевна Кацура-Фалилеева (1886-1948) Украинская крестьянка.

Закарпатье
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения. Цветовая гамма вышивок широка: красный цвет часто соседствует с черным (при этом выделяется какой-то один цвет — либо черный, либо красный), используют также белый цвет и многокрасочный орнаменты.

Карпаты и Прикарпатье
Этому этнографическому району Украины можно посвятить целое исследование, поскольку в Карпатах каждое село отличается от других своим колоритом, своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.

Константин Егорович Маковский (1839-1915) Украинка. 1884 г.

Константин Егорович Маковский (1839-1915) Портрет девушки в украинском костюме. Вторая половина XIX века Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Константин Егорович Маковский (1839-1915) Голова старухи. Этюд. 1890-е г. Новгородский музей-заповедник

Киевская область
В этом центральном регионе обычно используют растительно-геометрический орнамент, в котором соединены стилизованные гроздья винограда, цветы с восьмью лепестками, цвет хмеля с ромбами и квадратами. Основные цвета вышивок — белый, кораллово-красный и черный.

Львовская область
В народной вышивке этой области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок обычно геометрический, при этом, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.

Александр Александрович Дерученко (род. 1977) Украинская девочка (этюд). 2008 г.

Николай Корнилович Пимоненко (1862-1912) Молодиця (Молодая женщина).

Николай Корнилович Пимоненко (1862-1912) Молодая хозяйка. Воронежский музей изобразительных искусств

Подолье
Подолье славится яркостью красок и разнообразием швов. Основным является стежок «паучок», которым украшают вставки на рукава и клинья, часто используется и цветная строчка «шабак».
В орнаментах подольских вышивок преобладает черный цвет, в который добавляются красный, синий, желтый и зеленый. Наиболее распространены двухцветные (красный и черный цвета) вышивки, реже трехцветные.

Полесье и Волынь
Этнографы отмечают, что вышивки на Полесье и в Волыни простые и четкие по композиции, в которой несколько раз повторяются ромбовидные линии, образующие геометрический узор. Обычно вышивка делается красной нитью по белому-серому фону льняной холстины. Отмечается также, что в южных районах Волынской области преобладают растительные мотивы.

Александр Иванович Вахрамеев (1874-1926) Фигура девушки в украинском костюме. 1905 г.

Игнат Гаврилович Яременко (1874-1915) Портрет Неговской. 1914 г. Черниговский художественный музей

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) Крестьянская девочка. 1906 г.

Полтавская область
Здесь используют такие техники вышивания, как «крестик», шов «вперед иголкой» и шов «за иголкой». Рубашки вышиваются белыми нитями, очень редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старину украшались белым узором, выполненным гладью. А сам узор обводился черными или цветными полосами.

Тернопольская область
На юге этой области узоры и орнаменты вышивают хлопковыми нитями со сгущенными стежками. Отдельные элементы узора обводятся цветными нитями, что обеспечивает рельеф и цветовой эффект. Вышивки такой техникой обычно размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.

Михаил Федорович Андреенко-Нечитайло (1894-1982) Сельская девушка. 1932 г.

Юрий Матвиенко Портрет пожилой модели. 2000 г.

Александр Кутив Украинка.

Черниговская область
Для этой области также характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями с вкраплением красного и черного цветов. Выполняется узор и орнамент очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для этой области.

Харьковская область
Для этой области свойственны своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают обычно грубой нитью, в результате чего узор создает впечатление рельефного рисунка.

Лариса Иванова Портрет Елизаветы Милорадович (Скоропадськой).

Роман Васильевич Гершаник (1898-1984) Украинская девушка.

Василий Акимович Арлашин (1923-1998) Украинка в желтом платке.

Южные области Украины
Здесь техника вышивки имеет много общего с центральными районами страны, но на юге часто орнаменты выполняются крестиком и полукрестиком.

Константин Александрович Вещилов (1878-1945) Крестьянская девушка.
Мария Александровна Подкопаева (род. 1981) Украинка. 2010 г.

Олег Шупляк (Украина, род. 1967) Девочка в национальной одежде. 2010 г.

parashutov.livejournal.com

Украинский национальный костюм

TR | UK | KK | BE | EN |
украинский национальный костюм, украинский национальный костюм украины
Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим раз­нообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатст­во отделки, насыщенный колорит.

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин

Содержание

  • 1 Мужской костюм
  • 2 Женский костюм
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

  • Вышиванка
  • Одежда запорожских казаков
  • Русский национальный костюм
  • Белорусский национальный костюм

Примечания

  1. Ознакомление школьников с национальной одеждой народов России и СНГ. Школа и труд.
  2. журнал Слово. — 1988. — Вып. 1—6. — С. 50.

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.
  Украинцы
КультураЛитература • Музыка • Кухня • Изобразительное искусство • Кинематограф • Интернет • Театр • Архитектура • Имена • Танец • Костюм • Алфавит • Спорт • Свадебный обряд
ДиаспораАвстралия • Австрия • Аргентина • Белоруссия • Бельгия • Бразилия • Великобритания • Венгрия • Испания • Казахстан • Канада • Киргизия • Латвия • Молдавия • Польша • Россия • Румыния • США • Узбекистан • Уругвай
СубэтносыБойки • Волыняне • Гуцулы • Лемки • Литвины • Ополяне • Пинчуки • Полещуки • Русины
Отношение к религии
(алфавитный порядок)
Греко-католицизм • Православие (УПЦ (МП) • УПЦК • УПЦ в США • УАПЦ • УПЦ КП) (основные)
Католицизм • Протестантизм • Ислам (малочисленные)
Украинский языкУкраина • В диаспоре • Диалекты • Суржик
РазноеНациональное движение • Всемирные форумы украинцев • Голодомор • Украинская эмиграция • История • Правители • Расселение • Этногенез • Этнокультурные регионы • Этнонимы

украинский костюм, украинский национальный костюм, украинский национальный костюм австрии, украинский национальный костюм башкир, украинский национальный костюм молдованов, украинский национальный костюм русских, украинский национальный костюм украинцев, украинский национальный костюм украины, украинский национальный костюм франции, украинский национальный костюм шотландии


Украинский национальный костюм Информацию О




Украинский национальный костюм Комментарии

Украинский национальный костюм
Украинский национальный костюм
Украинский национальный костюм Вы просматриваете субъект

Украинский национальный костюм что, Украинский национальный костюм кто, Украинский национальный костюм описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *