Содержание

Женщины пилоты гражданской авиации | Умная Россия

Женщин пилотов Российской гражданской авиации насчитывается порядка трёх десятков. В 2009 году самой отличившийся из них, стала Ольга Грачёва, получившая должность командира воздушного судна компании «Аэрофлот». В этой авиакомпании насчитывается 13 женщин. Трое из которых – командиры. Остальные пилотессы стали появляться лишь с 2012 года;

– Одна из них – Мария Уваровская. Она получила титул командира в 2014 году. В детстве Мария не горела желанием стать пилотом. Закончив школу, она поступила в институт архитектуры, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. Во времена её молодости была возможность учиться бесплатно, в отличии от нынешнего времени, когда аэроклубы стали коммерческими. И первым её опытом, полететь на маленьком пилотажном самолёте, произошло в возрасте 17 лет.  Её образование позволило поступить в гражданскую академию авиации. К 24 годам Мария успела налетать порядка 100 часов, благодаря её работе архитектором на шестиместном самолёте – “Як-18Т”. Ведь своё обучение приходилось оплачивать самой и для того, чтобы стать пилотом, было просто необходимо налетать определённое время, исчисляющееся часами, проведёнными за штурвалом.

– Следующим выдающимся женщиной – пилотом, стала красивая и голубоглазая блондинка – Светлана Ерёменко. Своим внешним видом, она заставила всех особей мужского пола буквально ликовать и стать «опьянёнными», особенно после того, когда в интернете появились её фотографии в летней форме. Сама Светлана говорит, что – неважно какого пола человек и какие его внешние данные. Главное чтобы его желание, здоровье и специальное образование, позволили добиться успеха и заниматься любимым делом!

– Дарья Синичкина. Она единственная пилотесса в России, которая управляет мощным самолётом – «Sukhoi Superjet 100». Поступив на учёбу в гражданскую авиацию, девушка решительно изменила свою жизнь. В 23 года она стала летать, несмотря на то, что у неё к тому времени уже была работа. Но ей она не доставляла никакого удовольствия. Тогда Дарья и решила внести разнообразие в свою жизнь. Она убеждена, что спустя примерно 10 лет, в нашей стране станет женщин – пилотов ничуть не меньше, чем в других странах мира. 

– Ларина Ермурзаева. Эта девушка родом из Чеченской республики. Решив пойти по стопам своего родного отца, быстро выбрала для себя подходящую профессию. После удачного окончания лётного училища, она устроилась в местную авиакомпанию «Грозный – Авиа». На тот момент ей исполнился полный 21 год. Хотя изначально, будучи юной девочкой, Ларина мечтала стать медиком, так же ей симпатизировала работа фотографом. После предложения отца, она окончательно определилась с выбором профессии, несмотря на все опасения матери, что эта работа не для женщин! Ларина умело подтвердила, что для женщин, открыты абсолютно любые вакансии!

Все женщины – пилоты говорят о своих коллегах – мужчинах практически одни и те же слова… Что нет совершенно с их стороны ни малейшей капли недоверия или неуважения. Как правило, вторым пилотом у каждой, является именно мужчина. И все они ведут себя сдержанно и достойно! Даже за глаза ни разу не слышали в свой адрес, что-то плохое (хотя шутки про них однозначно существуют). Пилотессы говорят с улыбкой, что лёгкий дискомфорт присутствует только в начале нескольких полётов, с новым напарником. Когда чувствуют, когда их второму пилоту неловко и что мужчины не всегда понимают, что происходит в кабине, когда штурвал в руках женщины. В основном такая разница полов никак не влияет на суть работы. Только иногда возникают трудности в общении, на отвлечённые темы!

cleverrussia.ru

Женщины смогут стать пилотами истребителей ВКС России » Военное обозрение

Россия готова официально открыть должность пилотов истребительных самолетов для девушек-пилотов. Данную информацию озвучил в интервью ТАСС зам главкома Воздушно-космических сил (ВКС) России.

Воздушно-космические силы Российской Федерации дадут девушкам-летчицам возможность претендовать на прохождение службы в любом из родов авиации. Если раньше первые потоки военных летчиц могли служить лишь в транспортной авиации, то теперь им открыта дорога в кокпит истребителей.

Информацию о нововведении в интервью ТАСС сообщил заместитель главнокомандующего ВКС Российской Федерации генерал-лейтенант Андрей Юдин.По его словам, главным критерием должны стать способности и таланты.

Мы посмотрим в процессе подготовки, кто на что способен для того, чтобы направить девушек в соответствующий их талантам и способностям род авиации. Если у нее получится летать на истребителе, эта возможность будет рассмотрена.


— отметил Юдин.

Зам главкома пояснил, что в ходе обучения летчики проходят ряд специальных испытаний. В них, среди прочего, включена проверка психологических и когнитивных качеств. Испытания проводятся как на вступительных экзаменах, так и во время обучения. По их итогам принимается решение о пригодности летчика к тому или иному виду службы.

Первый набор летчиц проходит допуск к полетам


Тем временем, как сообщил департамент информации и массовых коммуникаций министерства обороны Российской Федерации, девушки-курсанты из Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. А.К.Серова проходят зачеты на доступ к полетам.

В число первых зачетов входят прыжки с парашютом с высоты более 800 метров. Подготовка к прыжкам, которые входят в обязательную программу подготовки курсантов, длилась около двух месяцев. На специальном тренажере с подвесными системами девушки отрабатывали порядок действий. По итогам зачет сдали все 16 курсантов первого набора.

По словам начальника поисково-спасательной и парашютно-десантной службы училища подполковник Илья Дулатов, ежегодно каждый летчик обязан выполнить не менее двух прыжков с парашютом. В ходе зачета будущие летчицы выполнили годичный норматив, и теперь не имеют препятствий для допуска к летной практике по этой дисциплине.

Военные летные специальности официально открылись для девушек в 2017 году, когда министр обороны Сергей Шойгу принял решение о создании первого подобного курса. За прошедшие два года на курс была зачислена 31 девушка, в 2019 году планируется организовать третий набор курсанток.

topwar.ru

11 эффектных девушек-пилотов покорили небо и инстаграм, и вам тоже стоит на них подписаться

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Несмотря на то что большая часть мира давно приняла тот факт, что женщины отлично справляются с любой работой и занимают самые разные должности, профессия пилота у большинства людей ассоциируется с хладнокровным и опытным работником-мужчиной. На самом деле многие авиакомпании имеют в своем штате девушек-пилотов, которые не уступают в своих профессиональных качествах мужчинам. И они действительно умеют покорять: не только своими навыками и умом, но и красотой.

AdMe.ru нашел пилотов женского пола, которые умудряются совмещать нелегкий высококвалифицированный труд и уменение быть женственной. Стоит брать с них пример.

11. Луана Торрес из Бразилии, 90 тыс. подписчиков

28-летняя Луана Торрес — экономист по образованию и пилот вертолетов по призванию. Ее брат и его жена — тоже пилоты вертолетов. У Луаны всегда был их пример перед глазами, и девушка сама начала грезить о небе. Ее история — пример того, что осуществить свою мечту никогда не поздно.

10. Мишель Гурис из Нидерландов, 110 тыс. подписчиков

Мишель — из Амстердама, в 19 лет она поступила в авиационную академию родного города и в 2013 году стала пилотом. Сейчас красавица работает в испанской авиакомпании «АльбаСтар» и летает на самолетах «Боинг-737». Девушка ведет популярный блог на своем сайте и на YouTube. Делает это она для того, чтобы показать людям авиацию изнутри и развеять многие мифы. А еще для того, чтобы доказать:

стать пил

www.adme.ru

За штурвалом самолета — женщина! ))

Женщина в кабине воздушного судна в качестве пилота — явление не частое… В бытность моей жизни в Казахстане, мы гордились единственной в СНГ женщиной-капитаном экипажа воздушного судна на территории СНГ Тоты Амировой.

Всего в России на пассажирских рейсах работает меньше двух десятков женщин-пилотов. Так в 2011 году а/к «Россия» приняла первую-женщину-пилотессу в свой штат Светлану Казачкову. А на неделе мне попался материал о российской пилотессе из «Нордавиа».

Всего в России на пассажирских рейсах работает меньше двух десятков женщин-пилотов. А в авиакомпании НордАвиа Мария Трунина и вовсе единственная пилотесса. Накануне Международного женского дня она рассказывает нам о своем пути в профессию, которую традиционно принято считать мужской.

— Мария, пилотировать пассажирский самолет – сложно? Наверняка, чтобы поднять и посадить такую машину требуется применение физической силы, которой у женщин гораздо меньше, чем у мужчин.
— Я летаю на Боинг-737, управлять которым под силу любой физически развитой женщине. Там тросовая проводка идет через гидравлическую систему, и, если все в порядке, усилий нужно прилагать не больше, чем при вождении «Жигули». Вот если отказывают гидросистемы, то необходимы серьезные физические усилия на штурвале. Этот случай мы отрабатывали на тренажерах, тогда даже мальчишки потели, и не у всех получалось. Но я не слышала, чтобы в полете у кого-нибудь отказывала гидросистема. Считается, что для девушек больше подходят «Аэробусы». Там управление идет с помощью джойстика, и, насколько я понимаю, тросовых проводок нет вообще.

— Как Вы пришли в профессию?
— Я с детства мечтала управлять самолетом. Но, поскольку у меня в авиации не было ни родственников, ни знакомых, долгое время была уверена, что осуществить эту мечту невозможно. После школы поступила в Институт электронной техники, а потом перевелась в Московский Государственный Технический Университет гражданской авиации, на факультет менеджмента. Раньше специальность называлась инженер-экономист, а в менеджмент она была переименована в годы перестройки. Окончив институт, работала в наземных службах авиакомпаний, занималась обслуживанием пассажиров, грузов и самолетов. Пока однажды мой молодой человек по моей же просьбе не подарил мне пилотаж на ЯК-52…

— Это стало поворотным моментом?
— Да, пожалуй. Мы поехали на аэродром Кубинка, и там я впервые поднялась в воздух в качестве пилота. И тогда поняла, что, оказывается, научиться летать может любой желающий! Я загорелась этой идеей. По выходным ездила на небольшой аэропорт и училась управлять маленьким ЯК-18Т, нашей прославленной «летающей партой» (улыбается). После освоения его у меня появилась возможность переучиться на самолет побольше — Л-410, с последующей перспективой стать внештатным пилотом в дроп-зоне на соседнем аэродроме. И я продолжила летать там. Одновременно обучалась в различных учебных заведениях, получала знания, необходимые для работы в «большой» авиации, в таких областях как навигация при выполнении международных полетов, метеорология, воздушное право… А после трудоустройства в «НордАвиа» прошла переподготовку на Боинг–737.

— Вы помните ощущения от первого полета на пассажирском лайнере? Ведь пилотировать небольшой самолет – это одно, а нести ответственность за жизнь многих людей – совсем другое.
— Поначалу в эту роль вжиться было непросто. На маленьком самолете твоя главная задача – пилотировать, удерживать направление. Если на заднем сидении есть пассажир, всегда можно обернуться и спросить, как он себя чувствует. А здесь сзади тебя глухая стенка, и ты не знаешь, что происходит в салоне. И ответственность за людей добавляет волнения. Еще, когда летишь на высоте 8-9 тысяч метров, земли почти не видно – это тоже сначала смущало. На маленьких самолетах земля служит ориентиром, а тут вокруг – сплошные облака. Но потом привыкаешь.

— Ваше желание управлять самолетом немного удивляет. Обычно девушки мечтают о карьере бортпроводниц…
— Знаете, мне всегда нравилось иметь связь с техникой, у меня это хорошо получалось. Даже в детстве я чаще играла в машинки, чем в куклы.

— Сейчас на пассажирских рейсах в России работает около двадцати девушек-пилотов. Вы общаетесь с кем-нибудь из них?
— Общаться – не общаюсь, но слышала о многих. Параллельно со мной училась девушка Татьяна, она тоже пошла в большую авиацию, сейчас летает в авиакомпании «Якутия» на «Боинге-737». Сейчас у моего инструктора две курсантки, они не планируют работать на пассажирских рейсах, но летают с удовольствием. Это в большой авиации пилотессы — редкость, а в малой – нет.

— Как к Вам относятся мужчины – знакомые и коллеги?
— Наверное, процентов семьдесят – положительно, помогают, поддерживают. Пятнадцать процентов – нейтрально и столько же – отрицательно. Есть и такие, которые говорят: «Что она вообще тут делает? Пусть идет на кухню и варит щи!» Некоторые российские авиакомпании принципиально не принимают на работу женщин-пилотов. Что же касается моих знакомых – они давно знали о моей мечте летать, поэтому не удивляются.

— Что Вы чувствуете, когда приходится лететь в пассажирском кресле?
— Некоторый дискомфорт. Маленький обзор, ты не видишь, что происходит, не видишь, кто сидит за штурвалом. Не обладаешь всей полнотой информации. И ощущение, что ситуацию контролируешь не ты, напрягает.

— На каких рейсах Вас можно встретить?
— В основном я сейчас летаю по трем маршрутам: из Москвы в Мурманск, в Нарьян-Мар и в Сыктывкар.

— А если говорить о личном – остается ли время на хобби?
— Тут двоякая ситуация. С одной стороны, сейчас я стала дома бывать чаще, чем когда работала пять дней в неделю. С другой стороны – даже в свободное время мысли только о полетах. Постоянно анализирую прошедший полет, думаю о будущем, стараюсь развиваться в профессиональном плане. Хотя иногда хочется заняться чем-нибудь творческим. Например, флористика мне интересна — с удовольствием бы составляла цветочные композиции. Но сейчас совсем не получается по времени.

— У Вас есть дети?
— У меня дочка, ей 13 лет.

— Наверное, гордится Вами и Вашей профессией?
— Нет, к сожалению, она совершенно равнодушна к авиации. Мне даже немного обидно. У нее совсем другие интересы – увлекается театром.

— Если бы не сложилось с небом, в какой области Вы могли бы состояться?
— У меня уже есть вполне земная профессия, связанная с небом. И, если бы я не пошла в летчики, то работала бы в наземных авиационных службах. В любом случае, осталась бы в авиации тем или иным образом.

— О чем Вы мечтаете?
— Я мечтаю иметь свой частный дом. Очень люблю кошек, а жить с ними в небольшой двухкомнатной квартире тесновато. Надеюсь, когда будет свой дом, смогу расширить численность домашних животных!

Беседовала Елена Яркова
Фото из личного архива Марии Труниной

Для журнала «Люди летают» (авиакомпания НордАвиа, март 2012)

max-sky.livejournal.com

МИР ТВ | Российские женщины-пилоты ломают стереотипы

Передача: Новости

Москва, 12 апреля. День Космонавтики по праву считают своим праздником и пилоты военной и гражданской авиации. Именно из их рядов выходят потенциальные покорители Вселенной. Причем, в своих амбициях слабый пол ни в чем не уступает своим коллегам-мужчинам. В этом убедилась корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.

Ларина Евмурзаева у себя на родине — знаменитость. Она стала первой женщиной-пилотом в истории гражданской авиации Чеченской республики. В свои 23 года Ларина управляет лайнером по маршруту Грозный-Москва, смело преодолевая турбулентность, непогоду и предрассудки.

«Я считаю, что это досужие разговоры, что не может быть женщина пилотом. Может. Наглядный пример», — заметил командир Як-42 Валерий Забияко.

То, что она сможет управлять самолетом не хуже мужчины, пришлось доказывать еще в училище. Ларину туда просто не хотели брать. Объяснение: женщин в летчики не принимаем. Но она уговорила приемную комиссию, сдала экзамены и стала единственной девушкой на всем курсе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Американка сменила потерявшего сознание пилота

В семейном кругу все разговоры только о полетах. Ведь у Евмурзаевых целая летная династия. Отец, дядя, родные и двоюродные братья Ларины — тоже пилоты. В ее выборе никто не сомневался.

Мария Уваровская тоже пилот. Каждый раз перед полетом она проходит медосмотр, ведь от ее самочувствия зависит безопасность сотен пассажиров.

«На самом деле я никогда не думала, что буду летать в профессиональной авиации. Если бы мне десять лет назад, когда я летала в аэроклубе, это сказали, я бы наверное просто улыбнулась», — рассказала Уваровская.

Она и сейчас улыбается, когда ее принимают за стюардессу. Пассажиры просто не верят, что эта хрупкая девушка может управлять самолетом. Между тем, Мария Уваровская — капитан воздушного судна. Женщин — первых пилотов в «Аэрофлоте» всего трое.

«Реакция? Ну, она очень разная бывает: от очень сильного удивления до восторга. Все-таки стереотип, что должен быть мужчина главным, он присутствует», — отметила она.

Уже семь лет Мария Уваровская ломает стереотипы и доказывает, что перед небом все равны. Коллеги не всегда принимают ее на равных, но все издержки этой нелегкой и неженской профессии в один миг отходят на второй план как только она садится за штурвал и по громкой связи объявляет «Добрый день, дамы и господа, говорит командир корабля».

Передает mir24.tv.

mirtv.ru

Пилотессы. часть 2 — Tala Laponeda — LiveJournal

Сегодня в России летают около двух десятков женщин-пилотесс.
За рубежом их, конечно, намного больше, там это явление более привычное.

Первое, что требуется — отменное здоровье.
Аналитический склад ума. Упорный бойцовский характер. И обязательно — призвание!!

Я покажу пилотесс, все фото и имена, конечно же, реальные.


Алина Залетова, КВС Боинг-737

[Spoiler (click to open)]Алина Залётова — единственная женщина — пилот гражданской авиации ЛР.

Опыт воплощения в жизнь несбыточной мечты.
Дело даже не том, что эта простая девчонка из рабочего поселка Каугури стала профессиональным летчиком. А в том, что при желании она могла добиться чего угодно: стать прима-балериной, дрессировщицей тигров, покорить Эльбрус, победить в марафоне.
…Прохожие принимают ее за стюардессу. Белая блузка, синий летный костюм, стройная фигура, элегантные туфли — она выглядит как героиня Ренаты Литвиновой из фильма «Небо. Самолет. Девушка». Никогда не подумаешь, что хрупкая Алина уверенно поднимает свой «Боинг-737-500» c более чем сотней пассажиров на борту.

«Очкарикам не место в авиации!»
Когда Алину спрашивают, как она стала пилотом самолета, она отшучивается: благодаря фамилии… Если говорить серьезно, Алина с 12 лет знала, чего хочет в этой жизни. В «бред ребенка про самолеты» никто из взрослых, кстати, не верил.
Алина ни с кем не спорила, ничего никому не доказывала — просто упорно готовилась к профессии: подвергала себя всяким психологическим тестам на развитие внимания, быстроты реакции, изучила всю доступную и недоступную литературу по авиации, нажимала на учебу в школе, серьезно занималась спортом и выучила английский (хотя в школе преподавали немецкий).
К 10-му классу у Алины село зрение. Это было неожиданным ударом, ломавшим все ее выстраданные планы! Близоруким претендентам невозможно пройти медкомиссию в летное училище. Алина, оценив ситуацию, решила поступить в Рижский авиационный институт, который окончила по специальности «инженер-авионик» (обслуживание оборудования самолетов).

Шесть лет у самолета
Вопреки скептицизму многих, Алину (одну женщину из десятков претендентов-мужчин) приняли в компанию airBaltic авиатехником. Романтики мало, а грязи и ответственности хоть отбавляй.
Мужчины-коллеги очень быстро убедились, что Алина не пигалица, а свой парень, которому можно доверять. А ведь уровень ответственности на этой работе — человеческие жизни: каждый день Алина ставила подпись о том, что самолет исправен и готов к полету. Если бы она хоть раз сделала что-то не так, ошиблась, недосмотрела — даже страшно подумать.

Ей иногда снились кошмарные сны.
— Очень опасно, — объясняет Алина, — забыть инструмент в двигателе. Такие варианты в мире случались и лайнеры загорались в воздухе от такой, казалось бы, мелочи — забытой кем-то отвертки, фонарика, даже гайки. Я просыпалась ночью в холодном поту, гадая: это был сон или на самом деле случилась беда?

Пилот-любитель без денег и спонсоров
И все эти шесть лет работы в аэропорту Алина мечтала о небе. Собрала деньги на операцию по исправлению близорукости. Как только прооперировалась, тут же начала поиски курсов по подготовке частных пилотов. И снова уперлась в стену: на обучение требовалось шесть тысяч долларов. Таких денег у девочки просто не было. Впрочем, как и богатых родителей и спонсоров.
Алина стала копить, целый год отказывала себе даже в мелочах — экономила на транспорте и обедах. Но не наскребла даже половины нужной суммы. Тогда собралась на заработки в США. Но тут, к счастью, выяснила, что в Рижском аэропорту открылся аэронавигационный центр, где готовят пилотов-любителей по более приемлемым ценам.
— Самый первый полет я совершила на легендарном «ЯК-18», — вспоминает Алина. — Помню, перед тем как залезть в его кабину, размышляла: а вдруг окажется, что все это — и небо, и самолет — не мое, вдруг мне станет худо или страшно?
Но худо Алине не стало. Все было, как и мечталось, — из первого полета она вернулась совершенно счастливым человеком. Правда, потом у нее долго не получалось мягкой посадки, она никак не могла, как говорят пилоты, почувствовать высоту. Но и с этим справилась.
А потом осознала, что столь долгожданный диплом пилота-любителя не дает никакого шанса для работы в авиакомпании.

Рухнули небоскребы… и надежды
Родная airBaltic, пойдя Алине навстречу, планировала обучить ее до конца (был такой проект — обучать своих же сотрудников), но тут как раз случилось 11 сентября, когда рухнули небоскребы в Нью-Йорке. Вместе с ними рухнули все надежды Алины — из-за удорожания летных страховок и многого другого в гражданской авиации план по перепрофилированию сотрудников благополучно прикрыли. До лучших времен.
Чтобы выучиться теперь уже на коммерческого пилота, Алине опять требовались бешеные деньги. Минимальный налет для экзамена — 200 часов, а стоимость каждого — 60 латов (сегодня уже 100 латов!). Ну не было этих латов у простой девушки!
Алина упрямо искала выход… Она выяснила, что в Литве открыли летную школу, где обучение намного дешевле. Понеслась туда. Работала, параллельно училась. Исхудала до такой степени, что ребята-техники от жалости пытались бледную коллегу с синяками под глазами подкармливать — совали ей пирожки, тортики.
Настал момент, и Алина получила долгожданную летную лицензию, сразу конвертировав ее в Латвии. Казалось бы, все, можно облегченно вздохнуть. Но не тут-то было — изменились законы, и чтобы работать пилотом авиалиний в странах ЕС, ей нужно было пройти еще один дополнительный профессиональный курс, равноценный высшему образованию пилотов.
Это было уже чересчур — Алина была на грани нервного срыва. Но снова взяла себя в руки и сосредоточилась на своей мечте о небе. И тогда чудесным образом ситуация обернулась так, что airBaltic решила оплатить настойчивой девушке обучение в Швейцарской летной академии.
Вот уже полтора года как Алина Залётова летает вторым пилотом «Боинга-737-500».

Мужская профессия
Иногда, очень редко, Алина чувствует, что мужчины из экипажа начинают вдруг волноваться, если она сидит за штурвалом, а за бортом погода плохая. Коллеги не говорят ничего обидного, вроде бы и вида не подают, но по их замершим лицам она читает: настроены скептически!
Алина доказывает делом, что она умеет летать. Даже в непредвиденных ситуациях ведет себя как подобает. Как-то она сажала самолет в Гамбурге: уже шла на выравнивание, до полосы оставалось метра два, и вдруг увидела гусей на взлетной полосе. Если бы птицы попали в движок — страшно подумать, что было бы! Алина не дрогнула, не запаниковала и все сделала правильно.
А что делать, когда мечта сбылась? Алина, став пилотом «боинга», не успокоилась. Теперь она задумала долетать до капитана экипажа. И почти никто не сомневается, что рано или поздно так оно и будет.

Ольга Кирсанова. КВС Боинга. Аэрофлот.

[Spoiler (click to open)]Овсяная каша, хороший кофе и звонок сыну — «мама собирается в полет, не волнуйся». Потом — самолет в другую страну, короткая прогулка между рейсами, вылет обратно в Россию. Служебная машина, дом, опять звонок сыну — не переживай, мама прилетела. Ребенку Ольги Кирсановой — всего пять лет, сейчас он проживает с бабушкой в Минводах. Маму видит раз в месяц: у гражданского летчика мало свободного времени, но все, что есть, Ольга посвящает сыну.

Музыка, байдарка, самолет
Ольга Кирсанова — пилот гражданской авиации, водит самолет весом более ста тонн и вместимостью 180 пассажиров. За все эти жизни она в ответе. Свою работу она обожает — говорит, по-другому никак, ради такой профессии ей пришлось пройти огонь, воду и кабинеты чиновников.В Советском союзе женщин пилотов не жаловали.

«У меня в семье все мужчины были авиаторами, все женщины — педагогами. Поэтому по первому образованию я — филолог, однако доучивалась на последних курсах, уже поступив в летное училище, — рассказывает Ольга Кирсанова. — Я попала в знаменитое Волчанское, это было фактически единственное место, куда принимали женщин. Для нас — всего четыре места на весь Советский союз!».

Ольга место получила — пришлось дойти до самых «высших кабинетов», пробравшись даже в здание министерства обороны. Она была уверена — должна учиться на летчика, ведь есть все, что нужно: сильный характер, опыт полетов в аэроклубе, спортивный разряд. Ольга — мастер спорта по гребле на байдарках, уже в 15 лет попала в юношескую сборную страны. Собиралась в большой спорт, но не прошла по росту — не хватало 10 сантиметров. Отец даже записывал девочку на прием к Елизарову — вдруг получится «вытянуть». Но отговорили: с возрастом такие эксперименты с телом могли аукнуться большими проблемами.

Ольгу в училище, в итоге, взяли: началась служба и жизнь в казармах. Обязательно — в кирзовых сапогах. «Они были жутко неудобными. Я думала, что за дежа вю: когда-то я, такая рафинированная худенькая девочка, пришла после музыкальной школы в секцию гребли. До крови стирала руки, теперь вот такие же мозоли на ногах». Училась Ольга на Украине, куда переехала из теплого Ташкента, поэтому местные зимы ее шокировали. Мужчинам выдавали длинные шинели и шапки-ушанки, женщинам — модельную форму, короткое пальто до колен и каракулевая пилотка. Красиво, но совершенно не греет. Однако — положено по уставу, ничего не поделать. Зато мечта о небе начинала сбываться.

Стать любимым сыном.
После окончания учебы был «трудяга» АН-2. Однако хотелось летать выше. Мечты о космосе привели в Университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Но мужчины сказали: техническое — это хорошо, но нужно по специальности. Чтобы окончательно закрыть вопрос, Ольга окончила Академию гражданской авиации — высшую ступень в образовании пилота. Все это время она летала, повышала квалификацию, доказывала мужчинам, что способна летать на равных.

«Понимаете, у меня родители ждали первенца-сына, а получилась я, — шутит Ольга. — Потом-то они научились: у меня родились еще два брата, но я всегда хотела стать для папы самым-самым любимым сыном — потому что всеми своими успехами я обязана ему. Он меня вдохновлял, он ради нас ушел из большой авиации в маленький аэроклуб — чтобы дать своим детям почувствовать вкус неба».

Папа поддерживал Ольгу во всем: учил «видеть землю» — способность пилота безошибочно определять высоту «на глаз» приходится долго тренировать. Нужно правильно выбрать точку, куда посмотреть — только тогда можно рассчитать расстояние до земли. Папа ставил Ольгу на крыло самолета, брал обычную покрышку и показывал, куда правильно должен быть направлен взгляд на посадке. Объяснял дочери, как прыгать с парашютом, поддерживал перед полетами.

«Сейчас я управляю большой крылатой машиной, а раньше, когда летала на маленьких, обязательно должна была прыгать с парашютом два раза в год, — рассказывает Ольга. — Было очень страшно — не потому, что боялась расшибиться и умереть, а потому, что если сломаю руку или ногу, на карьере пилота можно будет поставить крест. Но я думала, мой дедушка прыгал, мой папа прыгал, не могу же я посрамить наш род. Значит, у меня обязательно получится».

Ольга говорит, прыжку с парашютом разум пилота сопротивляется — зачем выпрыгивать из исправно летящего самолета? Первый блин был, как положено комом. Прыжок завершился приземлением прямо в центр стада коров. «На мне был красный костюм, а я слышала, что быков это приводит в бешенство, как же я оттуда неслась! А буквально через пару дней посмотрела по ТВ передачу: там говорили, что они реагируют не на цвет, а на движение».

После окончания учебы Ольга получила распределение в авиацентр, но случился развал СССР, сокращение штатов — не хватало места даже опытным пилотам. Ольга вернулась в родной Ташкент. После поисков сумела пробиться в ряды пилотов санитарной авиации — престижно, ответственно. Но вылетов было мало — в основном, дежурства. Ольга скучала по небу и хотела работать. Начала получать допуски на работу с «химией» — грузы особого назначения. Профессия вредная, но можно чаще летать. «У руководства волосы дыбом встали, женщину, на химию, да никогда! — вспоминает Ольга. — Я сказала, на все готова ради полетов. Мне предложили: давай тебя лучше переучим на ЯК-40. Согласилась. Отлетала на нем 11 лет».

Дальше было обучение на ТУ-154 и иностранном Airbus. В те годы Ольга уже перебралась в Москву — по счастливой случайности, помог бывший коллега. «Я прилетела в Домодедово, у меня в столице было два дня, чтобы что-то посмотреть, вкусного домой купить. Внезапно позвонил знакомый командир: у тебя есть 15 минут, гладь рубашку, и приходи на заседание квалификационной комиссии». Ольга успела и попала на работу к крупному гражданскому перевозчику.

Рубашки — больная тема для любого летчика. На работу нужно приходить «как на праздник», в сверкающе чистом и выглаженном, а после целого дня полетов сил на это просто на оставалось. «Я всегда завидовала мужчинам: они прилетают, а им жена и ужин приготовила, и рубашки погладила. Хорошо хоть, сейчас у нас работает прачечная — столько моего времени сберегает!».

Во время работы летчице пришлось скрывать свою беременность — будучи на седьмом месяце, она «на отлично» отлетала госэкзамен на новеньком Airbus A320. Но скоро скрывать живот было невозможно.

«Я пришла к начальству, говорю: можно я сейчас быстро рожу и вернусь, а они так кричали… — говорит Ольга. — Я думала, что у меня начнутся преждевременные роды. Мне сказали, что я обманщица, что надо выбирать, ребенок или самолеты. И уволили. Я была одинокой мамой, с ребенком на руках, с родителями-пенсионерами, которых должна содержать. Это была катастрофа — она мне стоила 15 килограммов веса и море слез».

Три страны в день
Сейчас Ольга — сотрудница «Аэрофлота», про свою работу говорит «звезды сложились»: карьеру в гражданской авиации она начинала именно в этой компании: в Ташкентском отделении, больше двадцати лет назад. Летает по всему миру — в Лондон, Дубай, Мадрид. Времени, чтобы посмотреть мир, немного, но оно есть — в сумочке всегда ждет легкий наряд. Есть специальный, для арабских государств — очень закрытый. За один рабочий день Ольга может сменить три страны. Полеты практически ежедневно.

Каждые полгода — специальные тренировки для отработки аварийных процедур. Тренажер имитирует все до мелочей — пилот тренируется в 3D-моделях реальных аэродромов. Другая тренировка — в бассейне, отрабатывают эвакуацию в случае посадки на воду. Опытные пилоты давно все знают и умеют, но практика должна быть регулярной — чтобы довезти все до чистого автоматизма.

Полет-то, что каждый пилот любит всей душой, хотя не все в этом признаются, считает Ольга. Работа очень тяжелая — каждую секунду в кабину поступает информация, при этом летчик одновременно следит за пятью мониторами — в таком потоке нужно успевать обрабатывать все, что получаешь, и быстро принимать решения. Стандартная схема — один летчик пилотирует воздушное судно, другой ведет связь, на обратном пути — меняются. Но при этом должны контролировать друг друга — от ошибок не застрахован никто.

«Меня папа с детства научил не витать в облаках, не думать о своем, погружаться в работу с головой, — считает Ольга. — Потому что я в ответе за сотни жизней. Совсем недавно человек на борту был на грани жизни и смерти. Ко времени прилета нашего рейса, воздушное пространство над Москвой было очень загружено, но службы отработали слажено, спасли еще одну жизнь. К счастью все обошлось, но переживания — очень тяжелые».

Алкоголь на борту — больная тема для большинства авиаперевозчиков. «Часто человек зарегистрировался, и пошел в кафе или в дьюти фри выпивать, опаздывает страшно, но уверен, что его дождутся. Раньше так и было, но теперь мы отменили эти поблажки. Я вообще не приветствую алкоголь, от него в воздухе одни беды!»

Так, чтобы похлопали.
Женщину-пилота коллеги-мужчины воспринимают по-разному, чаще — вполне адекватно, но бывают и конфликты. «Я давно заметила, когда у человека в семье есть дочь, общение сложится лучше» — считает Ольга. Пассажиров необычный пилот обычно радует — иногда после полета подходят за автографами. Или просто поговорить, познакомиться, сделать комплимент.

Летчики, в свою очередь, очень любят, когда их работу ценят. «Всегда стараюсь, если есть возможность, очень мягко сажать самолет — чтобы обязательно похлопали мне, это же так приятно! Еще пассажиры любят прилетать чуть раньше расписания, поэтому мы стараемся порадовать их, даже жертвуя своими часами налета» — рассказывает Ольга.

Ольга, как и все пилоты, немного суеверна: недолюбливает черных кошек и число 13. 2013й год начался для нее тяжело — умер папа, самый родной человек. «У него случился сердечный приступ, я была рядом, но на своем рабочем месте — летала в небе прямо над домом» — вспоминает Ольга. Говорить без слез не может до сих пор. Бережно отбирает фотографии для публикации: «обязательно поставьте папу».

«Мы не успели достроить дом, а вот дерево я уже посадила, и сына родила, все, чтобы папа мной гордился, — говорит Ольга. — Сын без деда тоже ужасно переживает. Я приезжаю к нему каждый месяц, беру два дня выходных, чтобы побыть хорошей мамой — поговорить, поухаживать, подстричь ему ногти — бабушке он не дает. Уезжаю, рыдаю, сын тоже плачет. Фонарик мне подарил — переживает за меня, чтобы я по темноте не ходила. Ждет с каждого рейса. Тяжело это все, но такова моя жизнь, моя работа».

В промежутках между поездками к сыну — будни гражданского пилота. Целый день в небе, домой — поспать — и снова в полет. На вопрос, хочет ли Ольга, чтобы ее сын стал летчиком, однозначного ответа у нее нет. «Небо стало суровое, тяжелое. Вырастет — посмотрим. Я хочу, чтобы он сделал выбор сам. Вы только посмотрите, какой у меня классный мужчина!» — Ольга открывает на телефоне фотографии сына. Они у нее всегда под рукой — так немного проще пережить расставания.
=================================================================================================================================================

Ну, а вот об этой «Королеве небес» наверняка кто-то слышал..
Многократная абсолютная чемпионка мира, Европы и РОсии по высшему пилотажу.
Награждена медалью FAI как лучший пилот столетия!!
Светлана Владимировна Капанина. Пилот ОКБ Сухого.

Ею восхищаются, перед коллегой сни­мают шлемы лучшие пилоты-мужчины, на её «работу» засматриваются военные асы Японии и Испании, Кореи и Франции, Америки и Эмиратов, фотографии удивительно красивой женщины украшают главные журналы, во многих странах отрыты фан-клубы. Даже столь неэмоциональная Поднебесная замирает, когда над ней под музыку рычащего двигателя «танцует» наша русская «королева небес». А еще в 1998 г. в Великобритании Светлана открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС и газета «Evening Standard» на следующий день вышла с огромным заголовком «Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл».
Ещё бы, ведь сегодня Светлана Капанина — самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: шестикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 2 кратная чемпионка Европы, неоднократный чемпион России. Только в Чемпионатах мира она завоевала 38 золотых медалей, а, по мнению Главного тренера Сборной команды
Касума Гусейновича Нажмудинова, «запаса прочности» у Светланы еще лет на десять.
Вообще-то, и за меньшие заслуги Родина вручала и вручает «Героя России», но… уж слишком эта хрупкая на вид женщина категорична, непримирима в отстаивании своих представлений о правде и лжи, добре и зле, справедливости и беззаконии. Особенно, когда дело касается её профессиональной и гражданской совести. Многим высокопоставленным функционерам, из-за лени и корысти которых мы практически потеряли спортивную авиацию, доставалось и достаётся от Капаниной при любой возможности: интервью ли это на ТВ или личная беседа с президентом Путиным.
И откуда такое непримиримое «правдоискательство»? Откуда такое упорство, уверенность в себе у этой родившейся в далёком казахском городке Щучинске дочки простых рабочих? Скорей всего, именно из этого «простого» и чистого детства. Невысокая, худенькая, но вечно чем-то увлекающаяся девочка, сколько помнит себя, всегда любила машины и скорость. В четвёртом классе Светлана выпросила себе мопед, к шестому классу получила звание кандидата в мастера спорта по гимнастике. А ещё втайне мечтала о подвигах бойца спецназа, о чёрном поясе карате, о прыжках с парашютом.
Окончив в 1987 году медучилище, Капанина по распределению приехала в Курган, работала в аптеке. Но разве с её характером жить размеренной тишиной среди пробирок, бутыльков и таблеток? Светлана решилась зайти в местный авиаспортклуб. «Девушка, вы на кого хотите записываться?» — «На парашютистку» — «Давайте на лётчицу, все-таки летать интереснее, чем прыгать». Раз «интереснее», значит интереснее, и через год она уже села за штурвал. Профессиональные азы Капаниной привил Леонид Солодовников, а первым инструктором стал Николай Голубцов.
…Су-26M3 взмывает в небо и, повисев, с отключённым двигателем падает вниз. Оглушающая тишина и снова рёв мотора: самолёт выравнивает полёт уже над самым полем. А затем — виражи, петли, бочки, рассчитанные с точностью до градуса. Нужно без помарок выполнить 12 элемен­тов высшего пилотажа. В правилах чётко прописаны и границы: нельзя опускаться ниже 100 метров и подниматься выше 1000. Но под руками Светланы «сушка», повинуясь штурвалу, не «исполняет элементы», а танцует. С земли тяжёлый самолёт, словно капелька ртути, сверкает и переливается в бескрайнем просторе. Легко, красиво. При этом перегрузка для лётчика «+10», то есть хрупкое, стройное тело невысокой Светланы «весит» более полтонны! Кроме того, Су-26M3 — серийный самолет, с сильным двигателем, который сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Коллеги «витязи» шутят: «летаешь на перине, как «принцесса на горошине»». Смеются, но донести подушки до кабины самолёта помогают.
Она — первая. Это общепризнано. А что, кроме технического мастерства, кро­ме доведённого до совершенства ремесла, нужно, чтобы стать лучшей в мире? Смелость? Да. Расчётливость? Терпение? Тоже. И ещё воля воля, которая преодолевает боль рвущихся при перегрузках сосудов. Врождённую, природную тягу к лидерству она сформулировала так: «Космонавтом я быть никогда не собиралась, потому что не люблю стоять в очереди».
Она — лучшая. Член сборной РФ, лётчик-инструктор I класса пилотажной группы ЛИИДБ ОКБ Сухого, заслуженный тренер России и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, лауреат премии «Олимпия» и «Слава», дамакавалер ордена Почета, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, именной медали «100 лет со дня организации FAI» как лучшему пилоту столетия. Этой медалью, кстати, нашу лётчицу награждали вместе с астронавтом Армстронгом, первым из землян ступившим на поверхность Луны. Так кто же в России не знает Светлану Капанину?!
А ещё Светлана — мама двоих чудных малышей. И у неё, естественно, спортивная семья. Муж Владимир Степанов — четвёртый дан по карате, заслуженный тренер России и судья Международной категории воспитывает крохотных Пересвета и Есению в самых что ни на есть спартанских традициях. И вряд ли им удастся избежать скрипучих тренажёров, мышечных болей и преодоления травм.
И обязательных великих побед — ведь они дети русской «Королевы небес».

И ещё пилотессы:
[Spoiler (click to open)] Тоты Амирова, КВС Боинга

Ольга Грачева, мастер спорта по высшему пилотажу, КВС Боинга в Аэрофлоте, 20 тыс часов полетов.

Мария Трунина а/к Нордстар

Надежда Кужельная, пилот аэробуса А320

Наталья Яловенко. Шимкент пилот CRJ-200

Полина Павлова в/п Боинг

Татьяна Казачкова, КВС, Трансаэро

Татьяна Киселева пилот Боинга-737 NG авиакомпании «Якутия».

Татьяна Рыманова. Пилот.

Елена Кожухарь. пилот.

Ларина Евмурзаева, пилот.

Добавлю, фото в основном иностранных пилотесс, посмотрите лица
[Spoiler (click to open)]
Ронни Цукерман, истребитель ВВС, Израиль


Яэль Ром-Финкельштейн


Маиса Хазем, женщина-пилот из Бахрейна.


Капитан Кирсти Мур



Alina Andersen Eira


Capt. Roopa has ratings on Airbus A319, Airbus A320 and Airbus A321.


Capt. Shweta Singh


Кейт Моран пилот а/к Flybe


























Видео с Тоты Амировой. Тогда она была единственной пилотессой в СНГ.

Ираида Вертипрахова.
возглавляла женский экипаж в составе: Тамара Павленко — 2й пилот, Евгения Мартова — 2й пилот, Галина Козырь — штурман, Галина Смагина — бортинженер, Нина Столярова — бортрадист, установил 5 мировых рекордов на дальнемагистральном пассажирском авиалайнере Ил-62. В том числе,мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км).

До 1985г. была командиром экипажа Ту-154 в Красноярском Управлении Гражданской Авиации. В дальнейшем работала руководителем полетов, авиадиспетчером.

Летчица Людмила Пукито, работала преподавательницей аэродинамики в Борисоглебском высшем военном авиационном училище. Погибла.

Выпускница МАИ Светлана Протасова — единственная в мире женщина-истребитель, летающая на МиГ-29. Сейчас работает вторым пилотом в «Аэрофлоте».

Мария Уваровская,командир Airbus A320 «Аэрофлот»
В «Аэрофлоте» сейчас 3 женщины-командира и 10 вторых пилотесс.


Светлана Слегтина. в/п Л-410 КрасАвиа.


Оксана Ширяева, а/к «UTair»


laponeda.livejournal.com

ПЕРВЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ, Ч. 1

В канун международного женского дня, мы хотели бы вспомнить самых выдающихся женщин в России. Ошибочно считать, что самыми большими и первыми достижениями в тех или иных областях славятся исключительно мужчины, и в этой статье мы докажем обратное. Итак, первые женщины России, ч. 1 — «Авиатриссы».

Авиатрисса — название женщин-авиаторов в Российской империи в начале XX века. Женщины-пилоты в России появились в 1911 году. Именно тогда их стали называть авиатриссами.

В современном русском языке слово авиатрисса функционирует как историзм и употребляется исключительно в повествованиях об истории русской авиации дореволюционного периода. Но в начале ХХ века оно было таким же фактом русского языка, как и слово авиатор, дожившее с изменениями в семантике до настоящего времени.

1

Первой (недипломированной) авиатриссой стала Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник (1886—1962), которая поднялась в воздух в мае 1911 года во время Второй международной авиационной неделе в Санкт-Петербурге.

Чета авиаторов Кузнецовых, Павел Андрианович и Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник

5 июня 1911 года «Петербургская газета» вышла с сенсационным материалом о первой русской женщине-авиаторе. Знаменательное событие произошло в мае 1911 года в Санкт-Петербурге во время II Международной недели воздухоплавания. Домникия, обладая лишь теоретическими знаниями о воздухоплавании и управлении самолетом, поднялась в воздух на самолете своего супруга «Блерио-ХI», но не смогла удержать его в воздухе и рухнула на землю. После неудачного эксперимента продолжать полеты на самолете авиатрисса не решилась, оставшись в истории авиации с пометкой «недипломированная». После неудачи в воздухоплавании посвятила себя театральному искусству, ее карьера актрисы и режиссера была весьма успешна. Кузнецова-Новолейник скончалась в 1962 году в Кисловодске

2

Первой дипломированной женщиной-авиатором стала Лидия Виссарионовна Зверева (1890—1916), которая 23 августа 1911 года получила диплом авиатора № 31.

Лидия Виссарионовна Зверева

Родилась в Петербурге в 1890 году. Первая официально признанная русская женщина-авиатор, дочь героя войны на Балканах Виссариона Ивановича Лебедева, Лидия, мечтала подняться в воздух с юных лет. Еще обучаясь в Белостокском институте благородных девиц, после уроков она могла часами наблюдать за полетами аэростатов. После окончания института, 5 июня 1911 году Лидия поступает в Гатчинскую авиационную школу «Гамаюн». 10 августа 1911 года Зверева успешно сдает выпускные экзамены и получает диплом пилота-авиатора. В школе воздухоплавания пионерка авиации не только нашла свой жизненный путь, но встретила своего верного спутника жизни, будущего супруга — пилота-инструктора Владимира Слюсаренко.

Вместе с мужем Лидия участвует в демонстрационных полетах на «фарманах». Авиационные машины тех лет не отличались особой надежностью: кабины не закрывались и часто переворачивались от сильного порыва ветра. Только за 1912 год в мире погибло 112 авиаторов, пилотирующих на «Фарманах».

В конце 1912 года супруги переезжают в Ригу. В то время город являлся центром российской авиации, чтобы принять участие в испытании продукции Русско-Балтийский вагоностроительный завод, в дальнейшем известный как завод «Мотор». Слюсаренко и Зверева получают разрешение не только на испытание самолетов, но и на их строительство. В октябре 1913 года с конвейера их предприятия сходят первые два самолета-разведчика «Фарман XVI».

В Риге Лидия Зверева открывает собственную школу пилотов.

В 1913 году на территории завода «Мотор» Зверева совершила воздушную фигуру, которая навсегда вошла в историю авиации — мертвую петлю.

Лидия Зверева скончалась в возрасте 25 лет, 15 мая 1916 года, от тифа в Петербурге, куда переехала вместе с мужем после начала Первой мировой войны.

3

Спустя неделю, 29 августа 1911 года, в Германии диплом авиатора № 247 получила княжна Евгения Михайловна Шаховская. Состояла в родстве с царской семьёй Николая II. Первая в мире женщина-военный лётчик.

В результате авиакатастрофы в 1913 году по её вине погиб известный лётчик Всеволод Абрамович, и Шаховская решила прекратить карьеру авиатриссы. Но в начале Первой мировой войны подала прошение Николаю II об отправке её на фронт в качестве военной лётчицы. Царь удовлетворил её просьбу, и Шаховская в чине прапорщика оказалась в 1-м армейском авиаотряде.

Позже возникло обвинение (как тогда считали, сфабрикованное) в шпионаже в пользу Германии. Евгению Михайловну арестовали и приговорили к смертной казни. И только благодаря личному вмешательству царя она избежала смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. Княгиню освободили большевики после Февральской революции. Во время Гражданской войны служила следователем в Киевской ГубЧК и смогла отомстить тем, кто вёл против неё дело о шпионаже. Убита во время случайной перестрелки в 1920 году. Замужем не была, детей не было.

4

16 октября 1911 года лётную школу П. Р. Т. В. в Гатчине успешно закончила одесситка Евдокия Васильевна Анатра. Ей был вручен диплом авиатора № 54.

На фото она стоит и у неё на голове — шапочка с белой каймой

Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе Артура Антоновича Анатра (была женой его младшего брата, погибшего в авиакатастрофе, когда ему было всего 18 лет).

Евдокия Анатра успешно закончила школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» 3 (16) октября 1911 года. Ей был вручён диплом авиатора за номером 54. Она стала третьей дипломированной авиатриссой в царской России.

В 1913 году Е. Анатрой был установлен рекорд высоты (для женщин) — три километра.

5

21 октября 1911 года та же школа вручала в Гатчине диплом авиатора № 56 профессиональной певице Любови Алексеевне Голанчиковой, бросившей сцену ради любви к авиации. Первая женщина лётчик-испытатель.

Родилась в бедной петербургской семье. Профессиональная певица и актриса. Выступала под псевдонимом «Молли Море».

9 (21) октября 1911 года окончила авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» и получила диплом пилота – авиатора № 56. И ранней весной 1912 года имя «Молли Море» навсегда исчезает со столичных афиш, зато появляется другое «Любовь Голанчикова. Выступления женщины-авиатриссы».

Она совершает большое турне по российским городам с показательными выступлениями на стареньком аэроплане. Турне заканчивается авиааварией 2 мая 1912 года в Риге. В это же время происходит её знакомство с Антонни Фоккером, известным в будущем авиаконструктором.

Любовь Голанчикова покоряет А.Фоккера мастерством пилотажа, а уже в ноябре 1912 года ставит в Берлине на самолёте «Фоккер» мировой рекорд высоты для женщин — 2200 метров. Так Любовь Голанчикова становится шеф-пилотом фирмы «Фоккер».

Летом 1913 года по предложению известного французского авиакон­структора Морана участвует в перелёте Берлин-Париж на новом двухместном самолете «Моран-Солнье».

С началом 1-й Мировой войны Любовь Александровна, вышедшая к тому времени замуж (её муж был богатым купцом), возвращается в Россию, на время отходит от лётного дела, но любовь к небу берёт своё. И вскоре Голанчикова начинает проводить испытания аэропланов, выпускаемых фабрикой Ф.Ф.Терещенко.

Поначалу Голанчикова принимает революцию и даже вступает в тренировочную эскадрилью ВВС Красной Армии, совершает несколько боевых вылетов, но в основном занимается подготовкой красноармейцев-пилотов.

После окончания Гражданской войны Голанчикова вместе с мужем принимает решение эмигрировать сначала в Германию, затем в США. Жила в Нью-Йорке, где с 1942 года подрабатывала шофёром.

Любовь Александровна Голанчикова скончалась в Нью-Йорке в 1961 году.

Ещё находясь в зените своей славы, Любовь Голанчикова делилась с журналистами: «Мы, воздушные странницы, самые смелые люди. Время как будто остановилось для нас. Вечность задевала нас своим крылом. И пусть до звёзд ещё далеко, но «вольный сын эфира» — аэроплан — поднимет воздухоплавательных Тамар ещё высоко над землей».

6

Летом 1913 года в школе Б. Масленникова Елена Павловна Самсонова сдала пилотский экзамен и получила диплом пилота-авиатора № 167 от 23 августа 1913 года.

Как и Лидия Зверева, окончила курс Белостокского института благородных девиц. Увлекалась автомобилями, а в сентябре 1913 года, участвуя в соревнованиях в пригороде Москвы, даже завоевала специальный приз.

Елена Павловна Самсонова стала первой женщиной-пилотом, получившей диплом на Московском аэродроме.

После начала 1-й Мировой войны работала сестрой милосердия в военном госпитале в Варшаве, затем служила армейским шофёром.

Весной 1917 года премьер-министр Временного правительства А.Ф. Керенский официально разрешил женщинам служить в армии. Е. Самсонова попала служить в 26-й КАО и, возможно, совершила несколько боевых вылетов на разведку в качестве наблюдателя. После Гражданской войны Самсонова работала преподавателем физкультуры в Сухуми. Умерла в 1958 году.

7

5 апреля 1914 года Софья Алексеевна Долгорукая, окончив школу пилотов Императорского Российского Аэро-Клуба (ИВАК), получила удостоверение пилота № 234.

«Княгиня Долгорукая на автомобиле «Делоне-Бельвиль» 18 л.с. Рядом с ней сидит её первый муж, князь Сергей Александрович Долгорукий, флигель-адъютант, полковник Конного лейб-гвардии полка. 1910 год. Киевский автопробег.»

Графиня Софья Алексеевна Бобринская, в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская (1887 — 1949) — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов.

В Женском институте изучала медицину. Во время сербско-болгарской войны за работу в холерном лагере награждена сербским королём Петром I.

Княгиня Долгорукая одна из первых в России женщин-автомобилисток и авиатрисс. Состояла членом Императорского Российского Автомобильного Общества. Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега протяжённостью 3200 км на приз Его Императорского Величества Николая II, проходившего с 16 по 29 июня 1910 года .

В начале 1910-х годов увлеклась авиацией. В 1911 году прошла курс обучения в авиашколе Блерио, во Франции. Вернувшись в Россию, поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и 5 апреля 1914 года получила удостоверение пилота №234. В эти же годы разводится со своим первым мужем.

С началом 1-й Мировой войны ходатайствовала о назначении в военную авиацию, но прошение было отклонено и княгиня Долгорукая ушла на фронт сестрой милосердия.

Уже при советской власти в Петрограде (25.11.1918) Софья Алексеевна вторично выходит замуж, за князя П.П.Волконского (1872-1957), а позже уезжает в Англию. В 1921 году возвратилась в СССР, чтобы вызволить из тюрьмы своего мужа и уже вместе с ним вернулась в Лондон. С 1926 года работает водителем такси, секретарём, гидом-переводчиком.

Софья Алексеевна — автор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации-«Горе побеждённым» (1934, Париж), её перу принадлежат статьи и обзоры в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 года посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции 12 декабря 1949 г., похоронена на одном из кладбищ Парижа.

Продолжение следует…

Читайте также:

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ В АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕ

ЖЕНЩИНЫ В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ

ЖЕНЩИНЫ О ЖЕНЩИНАХ: ЧТО ГОВОРЯТ ИНОСТРАНКИ О РОССИЯНКАХ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *