Содержание

Жизнь на высоте. Район Пулковских высот может стать одним из лучших мест окраинного Петербурга

Фото: Сергей Ермохин

Благодаря малоэтажному строительству, красивому ландшафту и хорошей экологии район Пулковских высот может стать одним из лучших мест окраинного Петербурга.

Как рассказал руководитель ГК «СТОУН» Андрей Кузнецов, в отличие от популярных пригородных территорий Петербурга (таких как Мурино, Кудрово и Девяткино, где в основном и были сконцентрированы спрос и предложение) территория Пулковских высот долгое время оставалась в стороне. Однако с некоторых пор застройщики стали весьма активно интересоваться этой локацией. «Это вызвано рядом обстоятельств, однако главное среди них — стоимость земельных участков, — убежден Андрей Кузнецов. — Цена земли под застройку в районе Пулковских высот была значительно ниже по сравнению с осваиваемыми лакомыми кусочками на севере города, что и привлекло первых застройщиков».

Звездная быль. Строители подступают к Пулковским высотам Недвижимость

Звездная быль. Строители подступают к Пулковским высотам

Однако дальше уже свою роль сыграли так называемые потребительские характеристики: относительная близость к паркам и зонам отдыха, историческим пригородам Петербурга, а также хорошая транспортная доступность города. «Возводимые объекты в ряде случаев могут предложить покупателям отличные виды из окон, да и экологическая ситуация здесь несравнимо лучше за счет того, что участки расположены на возвышенности — в продуваемой зоне», — объясняет Андрей Кузнецов.

Территорию новой застройки по достоинству оценили не только девелоперы, но и покупатели. На симпатии потребителей во многом повлиял запрет на строительство многоэтажных домов, поскольку все проекты расположены вблизи парковой зоны Пулковской обсерватории, имеют охранный статус. В связи с этим высота зданий в проектах на Пулковском шоссе не должна превышать 18 м. «Благодаря этому здесь формируется качественная и комфортная для жизни территория, более дружелюбная к человеку с точки зрения урбанистики, чем, например, каменные гетто за пределами КАД», — говорит Андрей Кузнецов.

Генеральный директор строительной компании «Красная стрела» Николай Урусов подтверждает, что малоэтажный характер застройки является весомым плюсом для покупателей. «В наших проектах присутствует определенный процент покупателей, ранее проживавших в новых районах высотной застройки, таких как Мурино и Кудрово. Оценив плюсы и минусы этих территорий, многие покупатели сознательно отдали предпочтение квартире в малоэтажном доме с гораздо меньшей плотностью населения, — комментирует эксперт. — Хотя все же основными интересантами выступают жители южных районов Петербурга, а также Пушкина и Павловска. Большинство покупателей традиционно улучшают жилищные условия в рамках уже хорошо знакомой им локации».

Вокруг царскосельских

Основным проектом, реализуемым в районе Пулковских высот, является «На Царскосельских холмах» (316 га), предусматривающий строительство 2,5 млн м2 недвижимости. В рамках освоения территории застройщик — ООО «Центр Развития» реализует ЖК «Образцовый квартал», продажи в нем стартовали еще в 2016 году. Часть земель «Центр Развития» продал под застройку СК «Красная стрела» (МЖК «Неоклассика» и «Неокласска–2»), ГК «Лидер Групп» (ЖК «Царский двор»), ООО «Патриот–Нева» (ЖК «Пушгород»), СК «Петротрест» (ЖК «Трио»), СК «Вита» (ЖК «Экспоград»).

Кроме того, здесь расположены крупные проекты, находящиеся в разработке: «Город цветов» («Земельный фонд»), «Парадный Пушкин» («Колвэй»), «Югтаун» («ВТБ Девелопмент») и др.

Как рассказала руководитель отдела проектного консалтинга КЦ «Петербургская Недвижимость» Евгения Литвинова, решение суда определит и возможность продолжения строительства ЖК «Планетоград», которое было остановлено из–за близости будущего квартала к Пулковской обсерватории. «В Setl City уверены в своей победе, — говорит Евгения Литвинова. — В конце мая этого года Верховный суд отменил решение петербургского суда о признании недействующим ППТ, в соответствии с которым возводится ЖК «Планетоград». Таким образом, проект планировки остается в силе». По словам эксперта, проект показал высокий спрос на такой формат — за время реализации было заключено 540 договоров с покупателями. «Решения местных судов оставили дольщиков без квартир здесь, но компания Setl City в соответствии с законодательством вернула им деньги с процентами. Тем не менее многие ждут возобновления проекта», — говорит Евгения Литвинова.

Защита не взяла высоты. Застройщики Пулковских высот нашли недочеты в отзыве градозащитников Строительство

Защита не взяла высоты. Застройщики Пулковских высот нашли недочеты в отзыве градозащитников

Добраться без проблем

По мнению экспертов, в ближайшие годы район Пулковских высот продолжит поступательное развитие. «Вдоль Петербургского шоссе предусмотрено создание обширной общественно–деловой зоны, где разместятся супермаркеты, бизнес–центры и торгово–развлекательные объекты», — рассказывает Николай Урусов.

В ближайшее время будет также улучшена транспортная доступность локации. Как рассказала Евгения Литвинова, это произойдет за счет увеличения количества автобусных перевозчиков на Петербургском шоссе, а также увязки с большим количеством станций метрополитена, в том числе организации маршрутного сообщения с будущим ТПУ «Шушары».

Кроме того, на 2019 год запланировано открытие железнодорожной станции Пулковские высоты на перегоне Шоссейная — Александровская Варшавской железнодорожной линии. Будущая станция будет расположена в непосредственной близости к территории жилой застройки в рамках микрорайона «На Царскосельских холмах».

По словам Николая Урусова, благодаря этому можно будет за полчаса добраться до Балтийского вокзала и станции метро «Балтийская». Кроме того, открытие платной трассы Москва — Петербург в конце этого года позволит разгрузить Пулковское шоссе и сократить время в пути до станции метро «Московская».

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

www.dp.ru

Перспективы развития нового микрорайона в Пулково — Энциклопедия Царского Села

Чтобы обеспечить общественным транспортом жителей возникающих в чистом поле новостроек южного пригорода Пулковское, а также посетителей соседнего «Экспофорума», придется задействовать железную дорогу. В 2017 году на Варшавском ходу, на перегоне между Александровской и Шоссейной, должна появиться новая остановка электричек. Кроме того, для нужд автомобилистов реконструируют Петербургское шоссе.

Новый микрорайон возводится на Пулковских высотах рядом с Пушкином. В глубине его расположатся жилые новостройки, а ближе к Петербургскому шоссе и к Варшавской железнодорожной линии разместят общественно-деловые зоны. Эта земля относится к муниципальному образованию поселок Шушары Пушкинского района, хотя исторический район Шушары находится довольно далеко, в 6,5 километра к северо-западу. Поэтому высказывалась идея передать участки в Московский район, другому муниципалитету – «Пулковскому меридиану». Но она пока не получила развития. Здесь уже стоят 5 жилых домов, построенных в 1970 – 1980-е годы для работников совхоза.

Общая площадь осваиваемой территории – 316 гектаров, из которых 113 предназначены для средне- и многоэтажной застройки. По данным администрации Пушкинского района, население нового пригорода составит около 35 тысяч человек. Проектом комплексного освоения территории занимается компания «Центр развития». Возведение жилых домов здесь ведут сразу несколько застройщиков. Между тем микрорайон пока небогат даже такой социальной инфраструктурой, как магазины. Местный житель Александр Аладышкин в беседе с нами вспомнил только один.

Ближайшая школа расположена возле обсерватории – на Пулковском шоссе, 88. Учебное заведение сравнительно небольшое, двухэтажное. Его основали еще в 1965 году. Строительство новой школы на 650 учеников непосредственно в новом микрорайоне пока только планируется. В сентябре 2015-го было выдано разрешение на возведение детского сада к северу от перекрестка Кокколевской и Соколиной улиц – двух новых проездов местного значения. Помимо них прокладывают также Образцовую, Переведенскую и Сарицкую улицы.

Впрочем, хотя бы немного комфорта новоселам обеспечит видный сосед – конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», который разместился к северу от микрорайона. Летом там впервые пройдет Петербургский международный экономический форум (в прошлый раз это мероприятие состоялось в «Ленэкспо»). «Экспофорум» ввели в октябре 2014 года, правда, только частично. Как мы уже рассказывали, тогда заработали три выставочных павильона в глубине участка.

В пяти зданиях, расположенных ближе к Петербургскому шоссе (две гостиницы, два бизнес-центра и конгресс-центр), до последнего времени завершалась отделка. Один из отелей откроется после ПМЭФ, конгресс-центр – к его началу. Вторая гостиница начнет работу к концу года, уточнили нам в «Экспофоруме». А строительство второй очереди «Экспофорума» отложили из-за сложной экономической ситуации.

Транспортное обеспечение для такого крупного экспозиционного комплекса, пожалуй, не менее важно, чем для жилого микрорайона. Оба зависят от одной магистрали – Петербургского шоссе. Недавно его расширили с двух до четырех полос на участке между Пулковским шоссе и «Экспофорумом». Движение по обновленной дороге пустили на прошлый День города. Позже, в конце декабря, был открыт подземный переход возле конгрессно-выставочного комплекса (возле дома # 30 по территориальной зоне Пулковское), по которому можно добраться до автобусной остановки.

На этом работы не остановились. К сентябрю намечено построить развязку продолжения Соколиной улицы с Петербургским шоссе, которая призвана облегчить новоселам путь в город. Примерно к этому же сроку планируется завершить расширение Петербургского шоссе от «Экспофорума» до Витебского проспекта. В рамках этого расширения ведется строительство путепровода через Варшавскую железную дорогу и развязки с Витебским проспектом.

Есть и планы на перспективу, сроков по ним пока нет. Так, к югу от микрорайона должна появиться новая магистраль, которая соединит Пулковское и Московское шоссе и пойдет в сторону Петро-Славянки. О ее будущем появлении напоминает разворотная петля, заблаговременно предусмотренная на развязке Пулковского и Волхонского шоссе.

Это важно для автомобилистов, что же насчет пешеходов? По Петербургскому шоссе ходит лишь один автобус – 187-й. Ему помогают две маршрутки – 299-я и 545-я. В дни мероприятий от конгресс-центра запускается автобус # 187А, а также бесплатные «шаттлы» до «Московской» и «Ленинского проспекта». Но от жилых комплексов или «Экспофорума» до центра Петербурга уже можно добраться и на электричке – примерно за полчаса. По нашим подсчетам, ближайшая железнодорожная станция – расположенная примерно в 2,5 километра к юго-востоку платформа «21-й километр», а также удаленная на 5 км в том же направлении станция Царское Село Витебского направления Октябрьской железной дороги. Примерно в трех километрах к юго-западу от нового микрорайона расположена станция Александровская Варшавской железной дороги.

Но в недалеком будущем на той же ветке появится новая железнодорожная платформа – в непосредственной близости от строящегося микрорайона. В соответствии с проектом планировки территории, она разместится в конце Соколиной улицы. На излете минувшего года специальная комиссия уточняла место ее размещения. Проектное название – «19-й километр». Остановка расположится на перегоне Шоссейная – Александровская. На ней будут две боковые платформы и вокзал.

Как рассказал «СПб ведомостям» начальник Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений Тимофей Шманев, проектирование должно быть завершено уже в нынешнем году. Также к концу года будет получено разрешение на строительство. Ввести остановочный пункт в эксплуатацию планируется уже в 2017-м. При этом неясно, правда, появятся ли на Варшавском ходу дополнительные электрички (а без них платформа может быть не слишком востребована). По словам Шманева, с инициативой об изменении расписания должно выступить петербургское правительство. 

26/02/2016

Санкт-Петербургские ведомости

фото tsarselo.ru

tsarselo.ru

Пульс предместий 20 февраля 2018

вадим петров

Общество 20 Февраля 2018

Иллюстрация pixabay.com

Платформа на высотах

Для обывателей микрорайона «Пулковское» и новоселов жилых кварталов, что возводятся за Петербургским шоссе, откроют новую железнодорожную платформу. Она разместится на 19-м километре Варшавской железнодорожной линии между остановкой «Аэропорт» и станцией Александровская и позволит быстро добираться до Петербурга.

Платформу построят у перекрестка планируемых к пробивке улиц — Сарицкой и Соколиной. По всей видимости, новый вокзал получит название «Пулковские высоты». Ранее начальник Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений Тимофей Шманев сообщал автору, что станция будет готова уже в нынешнем году. Но возникла задержка, связанная, по-видимому, с тем, что Пулковское расширяется медленнее, чем планировалось, и пока в новой станции нет большой потребности.

Как сообщили в управлении Октябрьской железной дороги, на сегодня завершено проектирование платформы «Пулковские высоты». В следующем году, как полагают железнодорожники, документация должна пройти экспертизу. Тогда же рассчитывают получить разрешение на строительство. Открытие данного остановочного пункта теперь планируется на 2019 год.

Комфортный остров

Жители Кронштадта выступили с инициативой создать новый парк в микрорайоне «19-й квартал», что возле улицы Гидростроителей. Задумку поддержала рабочая группа проекта «Формирование комфортной городской среды», в которую входят представители районных властей, а также краеведы. Разработать проект зеленой зоны предложили районной администрации. Рабочей группой рассматриваются и другие предложения жителей. Среди них, например, создание новых рекреационных зон на берегу Финского залива и благоустройство существующего городского пляжа.

Гольф-клуб для форумчан

На радость самым состоятельным жителям Петергофа, в городе построили новый гольф-клуб площадью более 80 гектаров. Под него отдали территорию между Санкт-Петербургским шоссе, Гофмейстерской улицей и полосой отвода Балтийской железнодорожной линии. До последнего времени здесь были поля. Застройщиком выступила фирма «Гольф-клуб «Михайловка», которая, по данным сайта www.kartoteka.ru, учреждена московской компанией «Ника».

Любопытно, что прежде учредителями «Ники» были Андрей Дементьев и Андрей Реус, тезки бывших заместителей экс-министра промышленности и торговли России Виктора Христенко. Сам Христенко с середины февраля 2015 года возглавляет Ассоциацию гольфа России. Церемония открытия состоялась еще в июне во время Международного экономического форума. Но официально строительство завершилось лишь недавно, когда было выдано разрешение на ввод гольф-клуба в эксплуатацию.

Сталинский ампир снесут

В Колпине продолжается проект реновации, формально направленный на улучшение жилищных условий петербуржцев. Недавно были снесены еще три малоэтажных жилых дома сталинской эпохи. Это здания на Павловской улице: № 57, а также два корпуса дома № 61.

Напомним, реновация в Колпине идет в квартале, ограниченном проспектом Ленина, улицами Губина, Павловской и Танкистов. На сегодня здесь уже разрушена примерно половина отданных под снос домов. Взамен строятся новые многоквартирные дома высотой до восьми этажей. Одни из них уже сданы в эксплуатацию, еще два — в процессе возведения. Занимается этим делом компания «СПб реновация». В фирме считают, что новое жилье, которое они строят, комфортнее старого. В то же время проекты реновации нередко сравнивают с уплотнительной застройкой.


Материалы рубрики

spbvedomosti.ru

Пулковские высоты — Howling Pixel

Пу́лковские высо́ты[1] — цепь холмов, расположенных к югу от Санкт-Петербурга и тянущихся на юго-запад в направлении Ижорской возвышенности. На самом высоком холме — Пулковской горе — расположена Пулковская обсерватория.

Пулковские высоты — северная кромка Ижорской возвышенности, часть нижнего уступа Балтийско-Ладожского глинта, сложенного кембрийскими глинами, перекрытыми ледниковыми наволоками. Представляют собой длинную гряду, протянувшуюся с запада на восток от бывшей деревни Финское Койрово до микрорайона Большое Кузьмино (Пушкин) (северная часть Пушкина). Образуют эту гряду три слившиеся воедино холма. Самый высокий из них — средний, его высота над уровнем моря 75 метров.

Это Пулковская гора, которую с востока огибает Пулковское (Киевское) шоссе. Ещё восточнее к Пулковской горе примыкает высота 58,0, на которой видны постройки бывшего Пулковского отделения совхоза «Шушары» (нынешнее название — Микрорайон Пулковское) и здания нового выставочного центра Экспофорум. От Пулковской горы отделяет их речка Пулковка и Пулковское водохранилище, а на западе Пулковских высот возвышается Глиняная горка (66,9 метров над уровнем моря), увенчанная радиолокаторами аэропорта «Пулково».

Название «Пулковские Высоты» планируется присвоить проектируемой железнодорожной платформе вблизи «Экспофорума»[2].

История и современность

Во времена неолита (примерно 7500—5000 лет назад) Пулковские высоты являлись берегом Литоринового моря. Его дно представляет собой современная Приневская низменность с раскинувшимся на ней Санкт-Петербургом. Древнее море постепенно отступало и заняло место нынешнего Балтийского моря. По всей видимости, данные места изобиловали непроходимыми лесами и болотами. Густой лес покрывал и Пулковские высоты, но его постепенно вырубали.

В XVIII веке у подножия Пулкова располагались деревни Галлерово, Толмачёво, Пески, Нижнее и Верхнее Коерово, Камень, Кискино, Глиняная Горка, а на месте микрорайона Пулковское — деревня Пулково, основанная в 1714 году при Пулковской мызе. Через Пулково шла дорога из Копорья в Ладогу[3]. Местность вокруг Пулковской горы имеет историческое название Дальняя Рогатка.

Господствующее положение Пулковских высот, позволяющее вести наблюдение за прилегающим районом вплоть до Санкт-Петербурга, определило их важное значение в боевых действиях во время Гражданской 1918—1920 и Великой Отечественной 1941—1945 войн.

31 октября (13 ноября) 1917 года в районе Пулковских высот были разбиты войска генерала П. Н. Краснова, наступавшие на Петроград с целью подавления Октябрьского вооружённого восстания, 18—20 октября 1919 года Красная Армия остановила у Пулковских высот белогвардейские войска генерала Н. Н. Юденича, а 21—26 октября в ожесточённых боях разгромила их.

Во время Великой Отечественной войны 13 сентября 1941 года немецкие войска подошли к Пулковским высотам, где до 23 сентября происходили упорные бои, в которых врагу не удалось прорвать оборону советских войск; стабилизировавшаяся (до января 1944 года) линия фронта прошла у подножия Пулковских высот.

В 1967 году на 20-м километре Киевского шоссе установлен мемориальный комплекс «Пулковский рубеж» (бетон, мозаика, архитектор Я. Н. Лукин, скульптор Л. Л. Михайлёнок, живописец-монументалист А. П. Ольхович).

В настоящее время район Пулковских высот страдает от накопившихся бытовых отходов на мусорном полигоне (Южная свалка) и неконтролируемой застройки крупными жилыми и деловыми кварталами[4]. Если ситуация не изменится, то через 5—10 лет будет застроена почти вся территория Пулковских высот, что угрожает деятельности Пулковской обсерватории[5]

Примечания

  1. ↑ Пулковские высоты // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Станцию Пулковские Высоты в микрорайоне Пулковское собираются открыть в 2019 году
  3. ↑ Краткая история села Большое Пулково и храма Смоленской иконы Божией Матери
  4. ↑ Охранную зону вокруг Пулковской обсерватории действующее законодательство не может защитить от застройки — Аргументы Недели
  5. ↑ Пулковские высоты захвачены коррупцией › «Новая газета» в Санкт-Петербурге
Балтийско-Ладожский глинт

Балтийско-Ладожский уступ, также Балтийско-Ладожский глинт (дат. Klint — обрыв, уступ) — природное образование, уступ, тянущийся на протяжении приблизительно 1100—1200 км от шведского острова Эланд через острова и материковую территорию Эстонии и Ленинградскую область до Ладожского озера. Наиболее ярко уступ выражен на территории эстонского уезда Ида-Вирумаа, где его высота достигает 56 метров.

Волковка (река)

Во́лковка — река на территории Петербурга длиной 17 км, от истоков на склонах Пулковских высот до устья, искусственно созданного в начале XIX века при прокладке Обводного канала; до этого была левым притоком Невы. Отрезанные таким образом низовья Волковки, включая её прежнее устье, составили реку Монастырку, причём направление движения воды в этой части русла изменилось на противоположное — от Невы к Обводному каналу.

С конца XIX века и вплоть до 1920-х годов по руслу Волковки в районе Волковой деревни и Волковских кладбищ проходила часть официальной границы города, земли за которой к 1916 году находились в юрисдикции Московской волости Петроградского уезда.

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна

Гра́ждане! При артобстре́ле э́та сторона́ у́лицы наибо́лее опа́сна — надпись, наносившаяся в период блокады Ленинграда на стены многих зданий города с помощью трафарета.

Донской, Борис Михайлович

Борис Михайлович Донской (1894, с. Гладкие Выселки Рязанской губернии — 10 августа 1918, Киев) — русский революционер, эсер.

Европейский маршрут E95

Европейский маршрут E95 — автомобильная дорога в Восточной Европе на территории России, Беларуси, Украины и Турции. До 1997 года название Е95 носила современная Е105, включающая в себя М10.Имеет важное межгосударственное значение для восточнославянских стран, СНГ, а также важное международное значение. Проходит по территории Ленинградской и Псковской областей России, Витебской, Могилёвской и Гомельской областей Белоруссии, Черниговской, Киевской, Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областей Украины, далее паромом по Чёрному морю, затем по территории Турции (илы Самсун и Амасья).

Основные города: Санкт-Петербург, Гомель, Киев, Одесса, Самсун, Мерзифон. Самый загруженный участок дороги приходится на сегмент между Киевом и Одессой (автострада М-05), где максимальная разрешённая скорость составляет 110 км/ч. Часть панъевропейского коридора IX.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (англ. Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments) — первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включён в список памятников Всемирного наследия на 14-й сессии комитета Всемирного наследия — одновременно с четырьмя другими советскими памятниками (Московский Кремль и Красная площадь, Собор святой Софии и Киево-Печерская лавра, Кижский погост, Ичан-Кала).

Подготовка документов для сессии проходила в авральном режиме под руководством Ю. А. Денисова. Поначалу обсуждалось внесение в перечень отдельных памятников истории и архитектуры, однако довольно быстро возобладало мнение, что «универсальная ценность культурного и природного ландшафта Большого Санкт-Петербурга, сформированного в исторически короткий срок гигантскими усилиями Российского государства, превосходит ценность его составных частей».

Кузьминка (приток Славянки)

Ку́зьминка — северный приток реки Славянки, которая в свою очередь является южным притоком Невы. Течёт с запада на восток с юга огибая Пулковские высоты. Ныне практически полностью находится в городской черте Санкт-Петербурга. Исток реки находится к западу от Пушкина в заболоченном лесу близ Кондакопшино, а устье в поселке Петро-Славянка в 5,4 км от Невы (впадает в реку Славянку). Вблизи устья сооружена плотина, создавшая масштабный разлив среди шушарско-колпинских полей, который называют Нижним Кузьминским водохранилищем. При этом выше по течению в посёлке Ленсоветовский имеется ещё одна плотина, к которой прилегает Среднее Кузьминское водохранилище, а ещё выше у посёлка Александровская — ещё одна плотина, к которой прилегает Верхнее Кузьминское водохранилище.

Длина реки составляет 22 км (по данным РГИС — 26,937 км; длина измеренная по карте OSM — 27,287 км), площадь водосборного бассейна 107 км². Древнее название реки — Киоке, а также Чёрная (швед. Tschorna) на карте 1827 года топографа Бергенгейма. В XVIII веке по Кузьминке проходила граница между Пулково и Царским Селом.

Линдрот, Лев Николаевич

Лев Николаевич Линдрот (1911, Санкт-Петербург — 1988, Ленинград) — советский архитектор, дизайнер и педагог.

Один из создателей школы ленинградского дизайна, заведующий кафедры промграфики в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной.

Московский район (Санкт-Петербург)

Моско́вский райо́н — один из 18 районов — крупнейших территориальных единиц современного Петербурга. Занимает площадь 7305,48 гектаров в центральном секторе южной части города между Кировским и Красносельским районами на западе и Фрунзенским районом на востоке. Южную и юго-западную оконечность Московского района формирует граница с Пушкинским районом, сформированным в 1938—1959 годах на ближайших пригородных территориях, ранее находившихся в прямом подчинении Ленсовету. Район играет роль «южных ворот города», поскольку на его территории расположен международный аэропорт Пулково, а также проходят две крупные автодороги северо-запада России — «Россия» (Московское шоссе) и «Псков» (Пулковское шоссе/Киевское шоссе).

Неуймин, Григорий Николаевич

Григорий Николаевич Неу́ймин (22 декабря 1885 (3 января 1886), Тбилиси — 17 декабря 1946, Ленинград) — русский советский астроном.

Петербургское шоссе (Пушкинский район)

Петербу́ргское шоссе́ — шоссе в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Проходит от Октябрьского бульвара в Пушкине через территорию микрорайона Пулковское до Пулковского шоссе, с которым соединяется на Дальней Рогатке.

Название связано с тем, что шоссе идет из Пушкина в Петербург.

В советское время проезд носил название Ленингра́дское шоссе. 7 июля 1993 года ему вернули прежнее название — Петербургское шоссе.

Пулково

Пу́лково может означать:

Пулково — местность в южной части Санкт-Петербурга.

Пулково (аэропорт) — аэропорт Санкт-Петербурга.

Пулково (платформа) — ликвидированная в 1972 году железнодорожная платформа на линии Лужского направления (Санкт-Петербург — Гатчина-Варшавская — Сиверская — Строганово — Мшинская — Толмачёво — Луга I)

Пулково (авиапредприятие) — до октября 2006 — российская авиакомпания (присоединена к ГТК «Россия»).

ПСК «Пулково» — российская промышленно-строительная корпорация.

Пулковская гора

Пу́лковская гора — холм высотой до 72 метров над уровнем моря, расположенный к югу от центральной части Санкт-Петербурга. Является самой высокой точкой Пулковских высот. Широкую известность горе придаёт расположенная на её вершине Пулковская обсерватория, через которую проходит Пулковский меридиан, и от которой в Российской империи отсчитывались все расстояния.

По восточному склону Пулковской горы проходит трасса Е-95 Санкт-Петербург — Киев (Пулковское или Киевское шоссе). На северо-восточном склоне Пулковской горы, в непосредственной близости от шоссе расположен грот-фонтан «Старик», построенный архитектором Воронихиным в 1806—1807 гг..

Местность вокруг Пулковской горы имеет историческое название Дальняя Рогатка.

В XVIII веке на горе стоял деревянный Пулковский дворец, в 1786 г. под горой была основана деревня Подгорное Пулково.

В годы ВОВ гора оказалась в зоне линии обороны Ленинграда, местность подвергалась сильным бомбардировкам, строения и зелёные насаждения на горе были сильно повреждены.

Пулковское (исторический район)

Пу́лковское (ранее Пулковское отделение совхоза «Шушары») — исторический район в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Является частью местности Пулково. А также входит в границы внутригородского муниципального образования «Посёлок Шушары».

Пулковское шоссе

Пу́лковское шоссе́ — (не путать с территориальной зоной Пу́лковское) улица в Московском районе Санкт-Петербурга. Соединяет площадь Победы (Средняя Рогатка) и Киевское шоссе (южнее Пулкова). Протяжённость — 12,6 км.

Строительство в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург является традиционным местом активного строительства, наряду с Москвой. Крупные строительные компании активно инвестируют в городе, реализуются и планируются крупные строительные объекты. По состоянию на 2018 год главные стройки города — это Лахта-Центр и Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург.

Тужик, Николай Павлович

Николай Павлович Тужик (6 мая 1906 года, Санкт-Петербург — в ночь с 12 на 13 октября 1941 года, в бою возле деревни Каменка на Пулковских высотах) — красноармеец, связист, защитник Ленинграда.

Совершил воинский подвиг, восстановив во время боя оперативный телефонный кабель между штабами полка и дивизии под огнём противника, но при этом погиб.

Посмертно награждён медалью «За оборону Ленинграда».

Шоссейная (станция)

Шоссе́йная — железнодорожный дромоним, от слова шоссе. Может относиться либо к новейшей, ныне действующей, либо к исторической, ныне переименованной станции, расположенных в Московском районе Санкт-Петербурга у пересечения Октябрьской железной дороги с Пулковским шоссе:

изначально станция Шоссейная была устроена по пути на Гатчину-Варшавскую между станциями станция Предпортовая и станция Александровская, в месте пересечения Варшавской ветки и южного железнодорожного полукольца Петрограда-Ленинграда, построенного в 1914-1929 годы. После ликвидации Варшавской ветки на Варшавской улице в 1967 году, станция была перенесена южнее, и в настоящее время находится с южной стороны КАД. В месте пересечения перегоном Предпортовая — Шоссейная Пулковского шоссе была открыта платформа Аэропорт.В конце 1980-х годов название Шоссейная было повторно присвоено служебной платформе, расположенной в нескольких километрах к юго-востоку от прежней Шоссейной, по этой же ветке.По имени станции Шоссейная в 1930-е годы был назван новый аэропорт, построенный в Ленинграде взамен устаревшего Корпусного аэродрома. Название Шоссейная аэропорт носил вплоть до его переименования в 1973 году в аэропорт «Пулково».

Южное железнодорожное полукольцо Петербурга

Южное железнодорожное полукольцо Петербурга (Ленинграда), Южная портовая ветвь, Вторая портовая ветвь — грузовая железнодорожная линия в составе Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Соединяет: со стороны петербургского порта — товарные железнодорожные станции Автово и Нарвская, со станциями Рыбацкое (вологодско-мурманское направление) и Обухово (главный ход Московской линии Октябрьской железной дороги).

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Паровозный музей — станция Шушары.

Много раз проезжал мимо этой платформы под названием «Паровозный музей» и вот сегодня решил наконец туда съездить и глянуть, что же там за «»музей» такой. Хотя из окна электрички я много раз видел, но всё равно решил что не помешает, неспешно пройтись вдоль путей, к тому же погода в Питере продолжает оставаться замечательной.
Да ещё рядом располагается большая грузовая станция.
1. Как только тронулись с Витебского, я вдруг увидел, как на пути вокзала начали затаскивать не особо чистый укропотяг, составленный из всяческого разнобоя. Были тут киевские вагоны от «столичного экспресса», были днепропетровские и харьковские.

2. Одним словом, сборная солянка с маршрутной табличкой: «Руина — Санкт-Петербург».

3. Как-то совсем уж диковато смотрелся украинский трезубец на вагонах, на фоне голубого петербургского неба и всего происходящего в наше время между государствами.

4. Купчино из окна электрички.
Пожалуй самая унылая 9-этажка, из увиденных мною в Петербурге за всё время. Просто её сегодня хорошо солнце подсвечивало.

5. Ну вот и прибыли. Ехать-то минут 20 всего пришлось. Наша ЭР2Т-7194 (год постройки 1991), отправилась дальше на Павловск.
Платформа «Паровозный музей» открыта в 1960-х годах для работников близлежащей сортировочной станции Шушары. Ранее называлась «16 км».
Современное название платформа  получила в 1991 году по располагавшемуся с 1991 года по 2001 год, в непосредственной близости Музею железнодорожной техники имени В. В. Чубарова.
После переноса экспозиции на Варшавский вокзал здесь располагается база запаса жд музея.

6. Рядом проходит узкоколейный путь Малой Октябрьской жд (Детской жд), идущий от Купчино до Царского Села.
Вдали видны дома бывшего посёлка, а теперь района города — Шушары. Я недавно писал об этой местности.

7. Платформа тут короткая и поэтому высадка и посадка пассажиров в электропоезда производится из первых 2-х вагонов электропоезда.
Вид на север, в сторону Санкт-Петербурга.

8. И вид на юг.
Это главный путь на Дно — Витебск — Оршу — Жлобин — (Гомель — Киев) —  Коростень. Эту магистральную дорогу, идущую до Жлобина строго на юг, практически вдоль Пулковского меридиана, построили в начале 20 века. В 1904 году под неё был возведён новый — Витебский вокзал. Дорога связала столицу Российской империи Сантк-Петербург, с двумя важнейшими городами страны — Одессой и Киевом, по кратчайшему маршруту.
До этого тут была только пригородная Царскосельская железная дорога, которая заканчивалась в Павловске.

Южнее платформы расположен путь примыкания идущий с транзитного, грузового парка станции Шушары..

9. Снег полностью расстаял и было очень сухо и пыльно.

10. Вот началась тщательно охраняемая территория запасника питерского жд музея.

11. Из-за этого зеленого забора было мало что видно. Но как говорится, раз уж не поленился приехать, надо было пройтись вдоль всей ограды.
За оградой стояла старая жд техника в совершенно запущенном состоянии.
Марки паровозов определить сможет по этим фотографиям только очень большой специалист. Я, если честно в паровозах разбираюсь пока слабо, ибо их эпоху практически не застал.

12. Вот в этом локомотиве я узнал электровоз ВЛ80. Родной «Выльник» я просто не могу не узнать.

13. Железная дорога на Вырицу была электрифицирована в 1962 году. Вот тут сохранились металлические, ещё самые первоначальные опоры контактной сети.

14. Что-то скоростное. На ЭР200 вроде не похоже.
Ну неужели не могли вместо забора поставить сетку?  Ну хоть в 2 ряда.

15. Старый пассажирский вагон.

16. С другой стороны проходит относительно недавно построенная новая дорога на город Пушкин. В глубине видны Пулковские высоты с обсерваторией.
Кстати именно в этом месте, Варшавский магистральный жд ход, огибая Пулковские высоты, приближается к Витебскому на расстояние прямой видимости.

17. Двигаемся дальше.

18. Видны вагоны от Рижских электропоездов и опять паровозы неизвестных для меня марок.

19.

20. Всё, последний паровоз.

21. Конец базы запаса. Охраняется она надо сказать неслабо, столько колючей проволоки на заборе!

22. Со стороны Питера проследовал ЭТ2-003 (Год выпуска 1994, г. Торжок)

23. А Малая Октябрьская идёт рядом.

24. В этих местах также располагается «односторонняя сортировочная станция Шушары (крупнейшая после станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на Октябрьской железной дороге) с комбинированным расположением парков и сортировочной горкой с двумя механизированными тормозными позициями. Парк приема состоит из 6 путей, сортировочно-отправочный парк — из 16 путей и транзитный парк, расположенный параллельно сортировочно-отправочному, — из 9 путей. На станции имеются пункты технического обслуживания локомотивов и вагонов.»
В данном случае за деревьями и кустарником, мы можем видеть сортировочно-отправочный парк станции Шушары. Были видны стоящия на путях грузовые составы.
Соваться туда с фотоаппаратом — сами понимаете. Там вообще посторонним лучше не шастать.

25. Путь, идущий из запасника жд музея. В очень плохом состоянии.

27. Вид на путь примыкания идущий с транзитного грузового парка к главному ходу на Витебск.

28. Какие-то бомжацкие постройки.
Сама местность очень неприятная. Такое ощущение, что станцию построили прямо на болоте.

29. А вот это здание очень охраняемое. Не знаю что это.

30. Транзитный грузовой парк станции Шушары.

31. Сортировочно-отправочный парк. Обратите ещё раз внимание на характер местности.
Интересная деталь — вокруг ни души.

32.

33. Вот тут мне повезло. Я набрел на ПТОЛ станции Шушары, где мне удалось немного поснимать тепловозы.
Стояли уже хорошо поработавшие «луганки» 2ТЭ116, выпущеные в 80-х годах, при Союзе.

34.

35. Довольно новенький ТЭП70БС-239. Машина выпущена в апреле 2014 года и приписана к депо ТЧЭ-14 СПб-Варшавский.

36. Ещё несколько 2ТЭ116 различных модификаций и годов выпуска.

37. А вот изделие из довоенной Украины. 2ТЭ116У-0080, выпущен в Луганске в 2010 году. Первоначально имел синий окрас.

38.

39. Началась северная горловина станции.

40. Вот уже слева показались пути главного пассажирского хода на Витебск.

41. Одино стоящий у горловины станции и готовый под выдачу ещё один 2ТЭ116.

42. Платформа «Шушары».
Впервые жд платформа появилась тут в 1838 году на Царскосельской железной дороге, став первым железнодорожным разъездом российских железных дорог. До  1876 года (постройка второго пути) была единственным разъездом.
«Толстой в своем произведении «Приключения Буратино» назвал злую и вредную крысу Шушарой, потому что во время нескольких проездов через населенный пункт Шушары его передвижение сильно замедливалось из-за дорожных работ и интенсивности движения. Вот нервы и не выдержали у писателя.»

43. Изначально платформа условно именовалась «У Московского шоссе», в 1910-е—1920-е годы носила наименование «Средняя платформа».

Резервом на большой скорости проследовали два тепловоза 2ТЭ116.

44. Довольно большой Витебский путепровод, по которому проходит шоссе М-10 СПб — Москва.

45. И снова Малая Октябрьская, идущая со стороны Купчино, дома которого уже видны из-за петербургского КАДа.

46. Разъезд «Юный» Малой Октябрьской жд.

И вдобавок:
Сергей Рулёв прислал мне частично железнодорожное видео из Феодосии. Это на самом деле станция Айвазовская, а не вокзал.
Деревья там у них в Крыму цветут. Аж завидно!

flackelf.livejournal.com

Расписание поездов, платформа, Аэропорт, Пулковское шоссе, 44 корпус 1, Санкт-Петербург, Россия, 196158

Примерный ардрес: Пулковское шоссе, 44 корпус 1, Санкт-Петербург, Россия, 196158

НаправлениеДниОстановкиВремя отправления
Санкт-Петербург (Балтийский вокзал)ежедневнокроме: Электродепо 06:11      06:11      08:47     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Электродепо

Санкт-Петербург (Балтийский вокзал)ежедневнокроме: Электродепо 06:11     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Электродепо

ежедневноЛенинский Проспект, Броневая, Санкт-Петербург (Балтийский вокзал) 23:23     

Дни: ежедневно
Остановки: Ленинский Проспект, Броневая, Санкт-Петербург (Балтийский вокзал)

Луга-1ежедневноАлександровская, Верево, Татьянино, далее везде 07:24      07:24     

Дни: ежедневно
Остановки: Александровская, Верево, Татьянино, далее везде

ежедневнокроме: Кондакопшино, 29 км, Старое Мозино, Новое Мозино, Антонины Петровой 08:59      15:33     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Кондакопшино, 29 км, Старое Мозино, Новое Мозино, Антонины Петровой

ежедневнокроме: Шоссейная 10:33     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Шоссейная

ежедневноШоссейная, Александровская, Татьянино, далее везде, кроме: Прибытково, Карташевская, Антонины Петров 13:48     

Дни: ежедневно
Остановки: Шоссейная, Александровская, Татьянино, далее везде, кроме: Прибытково, Карташевская, Антонины Петров

ежедневнокроме: Кондакопшино, 29 км, Верево, Старое Мозино, Новое Мозино, Антонины Петровой 16:38     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Кондакопшино, 29 км, Верево, Старое Мозино, Новое Мозино, Антонины Петровой

ежедневноШоссейная, Александровская, Татьянино, далее везде 18:15     

Дни: ежедневно
Остановки: Шоссейная, Александровская, Татьянино, далее везде

ежедневнокроме: Антонины Петровой 19:44     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Антонины Петровой

ежедневнокроме: Шоссейная, 29 км, Антонины Петровой 21:17     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Шоссейная, 29 км, Антонины Петровой

ежедневнокроме: Шоссейная, Антонины Петровой 23:32      23:32     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Шоссейная, Антонины Петровой

сбкроме: Антонины Петровой 07:54     

Дни: сб
Остановки: кроме: Антонины Петровой

по выходнымкроме: Шоссейная, Антонины Петровой 09:38     

Дни: по выходным
Остановки: кроме: Шоссейная, Антонины Петровой

по выходнымкроме: Шоссейная, Кондакопшино, Верево, Старое Мозино, Новое Мозино, Антонины Петровой 12:01     

Дни: по выходным
Остановки: кроме: Шоссейная, Кондакопшино, Верево, Старое Мозино, Новое Мозино, Антонины Петровой

всккроме: Антонины Петровой 14:38     

Дни: вск
Остановки: кроме: Антонины Петровой

пт,всккроме: Антонины Петровой 20:34     

Дни: пт,вск
Остановки: кроме: Антонины Петровой

ежедневно по 10 декабрякроме: Шоссейная, Антонины Петровой 23:31     

Дни: ежедневно по 10 декабря
Остановки: кроме: Шоссейная, Антонины Петровой

Мшинскаяпо выходным по 20 сентябрякроме: 29 км 08:10     

Дни: по выходным по 20 сентября
Остановки: кроме: 29 км

по выходнымАлександровская, Татьянино, далее везде, кроме: Прибытково, Карташевская 10:07     

Дни: по выходным
Остановки: Александровская, Татьянино, далее везде, кроме: Прибытково, Карташевская

пт,вск по 20 сентябрякроме: Шоссейная, 29 км 13:14     

Дни: пт,вск по 20 сентября
Остановки: кроме: Шоссейная, 29 км

пт,вск по 20 сентябрякроме: Шоссейная 18:28     

Дни: пт,вск по 20 сентября
Остановки: кроме: Шоссейная

пт,всккроме: Шоссейная, 29 км 16:54     

Дни: пт,вск
Остановки: кроме: Шоссейная, 29 км

пт,всккроме: Шоссейная, 29 км, Суйда, Прибытково, Карташевская 17:50     

Дни: пт,вск
Остановки: кроме: Шоссейная, 29 км, Суйда, Прибытково, Карташевская

птАлександровская, Татьянино, далее везде 19:28     

Дни: пт
Остановки: Александровская, Татьянино, далее везде

Сиверскаяежедневновезде 06:27     

Дни: ежедневно
Остановки: везде

ежедневнокроме: Шоссейная 22:33     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Шоссейная

по буднямвезде 07:54     

Дни: по будням
Остановки: везде

по буднямкроме: Шоссейная 09:38     

Дни: по будням
Остановки: кроме: Шоссейная

кроме пт,вск по 24 сентябрякроме: Шоссейная, 29 км 13:14     

Дни: кроме пт,вск по 24 сентября
Остановки: кроме: Шоссейная, 29 км

кроме всквезде 17:27     

Дни: кроме вск
Остановки: везде

кроме пткроме: Шоссейная 18:43     

Дни: кроме пт
Остановки: кроме: Шоссейная

кроме пт,всквезде 20:34     

Дни: кроме пт,вск
Остановки: везде

пт,всккроме: Шоссейная 22:10     

Дни: пт,вск
Остановки: кроме: Шоссейная

Строгановопо буднямвезде 14:38     

Дни: по будням
Остановки: везде

ежедневнокроме: Шоссейная, 29 км 16:03     

Дни: ежедневно
Остановки: кроме: Шоссейная, 29 км

Луга-1только 29 августакроме: Шоссейная, Антонины Петровой 23:31     

Дни: только 29 августа
Остановки: кроме: Шоссейная, Антонины Петровой

ve7.ru

Выбраться из города. Часть 1. Московская-Пулковские высоты

Наступила осень, а значит, у большинства велосипедистов заканчивается сезон активных путешествий, походов и поездок на работу. Вот и я решил перед отправкой велосипеда в гараж сделать полезное дело — проехать по ближайшим от дома маршрутам и зафиксировать проблемы городской среды. Кто знает, может у государства хватит денег подлатать ямы в асфальте и закрыть люки.

Ниже представлен отчет одной из таких поездок по маршруту Московская(площадь Победы)-Пулковские высоты. Трек поездки с фотографиями можно скачать по ссылке:

[Спойлер]
Я не специалист по различным стандартам градостроительства и ухода за улицами. Не знаю ни ГОСТ-ов, ни СНИП-ов. Мне просто хочется, чтобы по улицам было ездить приятнее. Если я в чем-то не прав или что-то не заметил, пишите и мы все поправим!

По всем замеченным проблемам я отправил письма через сайт http://krasimir.org/. Посмотрим, что будет исправлено через год. В данный момент распределяются бюджеты, поэтому можно надеяться, что какие-то из выявленных замечаний будут исправлены. В идеале, конечно же, все!

Замечаний, на удивление, выявлено не много, но есть и такие, которые просто расстраивают и делают почти невозможной поездку по данному маршруту.

И так, поехали!

Мечта велосипедиста, и не только меня, но и того, что едет впереди. Сзади площадь победы, слева Пулковское шоссе, где-то впереди Пулковские высоты.


Первое пересечение с примыкающей дорогой и первая проблема, совершенно нет съездов. Надо прыгать.


Буквально через 50 метров еще один выезд и та же проблема. Уровень у строителей явно не калиброван.


Через 5 метров провалился асфальт.


Крутимся на том же месте. Открытые люки.


Отличное место, потому что на этом пятачке еще и нет необходимого тротуара для людей. Пока фотографировал, к гипермаркетам пробралось по «народной тропе» три мамы с колясками. Ну не умеют люди ходить углами, надо как в Англии делать дорожки.


Едем дальше и далеко — метров 500, снова поврежден асфальт.


Очередной провал. Убеждаюсь, что любая прокладка коммуникаций в дальнейшем вызовет провал асфальта.


Вот такие вот интересные люки в поле. Не уверен, что они установлены с нарушением, хотя можно было бы и покрасивее все сделать. Не отправлял заявок по ним.


Вроде мелочь, но все же. Продавлен асфальт, обслуживающей территорию техникой, вероятно.


Нагло прикрытые незакрепленные люки. И эстетически выглядят не очень.


Немного выкорчеванный бордюрный камень.


Очередной ремонт — очередной провал.


Рядом еще один, копают трубы в 10-и метрах. Тротуар бы тоже подремонтировали.


Пару мелких ям пропускаем, их сложно адресовать. А вот этот участок создает серьезную проблему для пешеходов и велосипедистов. Нет перехода, нет съездов. Телепортируемся!


Мусор и общая неопрятность у ЖД, куда же без этого.


Едем дальше. Снова открытый люк.


Природа борется с человеком. Пеньки вылезли из-под асфальта.


Уже почти приехали. Но как попасть на платформу «Аэропорт», если нет перехода к переходу? Телепортируемся!



Около платформы пара проблем.


Ямы, куда же без них.


Огорчает пандус. Отметил в обращении его как «высокий». Для кого он сделан?


Снова провалы.


Езда с препятствиями или строительная смекалка. Едешь на велосипеде, а тут из-за угла кирпич иди ДПС-ник 🙂


Ну и кульминация моего рассказа. Ехали мы по дорожке шесть километров, все было вполне сносно. Был широкий тротуар. А вот на повороте в аэропорт Пулково такового не предусмотрено. Да и движение там будь здоров!
Предполагаю, что чиновники со строителями умеют телепортироваться или перелетать такие участки, раз предусмотрели лишь такие варианты. Я не умею, но у некоторых получается, раз мы видим небольшую тропинку слева на фото.
Проехал дальше в сторону аэропорта, увидел несколько перебегающих человек и тропы миграции населения 🙂


Нанотехнологии, куда же без них.

Чудом телепортировался и увидел следующую картину:

Ну был же шесть километров тротуар и через 200 метров снова будет, почему здесь-то его нет?


Дальше как обычно, нет перехода, нет съездов.


Вот и ремонтировали что-то, только следов битумной мастики не обнаружено по краям. Не отправлял обращение, не понятно нарушение это или нет.


И снова съезды. Почему об этом не думают сразу?


Все для людей. Приключение: доберись до надземного пешеходного перехода пешком 🙂


Впереди Пулковская горка с парочкой неорганизованных съездов, но это уже мелочи!

Пока писал эту статью, отправил 29 обращений. Не знаю что из этого выйдет, поживем-увидим. На удивление на этом маршруте мало проблем, потому что из Пулково ездят многие высокие чины.
Большая проблема фактически одна — это съезд до аэропорта Пулково. Он отрезает город от пригорода своей неприспособленностью к преодолению пешком или на велосипеде. Им и надо заниматься в первую очередь.

Остальные части
Часть 2. Купчино-Шушары
Часть 3. Звездная-Шушары
Часть 4. Шушары


vaimr.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *