Содержание

таблица, для ножей, дома, как узнать и выбрать, в чем измеряется, классификация

Точильные камни представлены породой песчаников, они имеют острую зернистость, что позволяет производить точение металлических режущих инструментов. Для того чтобы камень обладал эффективностью, его зерна не должны быть надежно связаны, это обусловлено тем, что сверху расположенные острые углы при использовании стираются и становятся гладкими, тогда как они отделяются и на верхний слой выступают острые углы зерен.

Разновидности точильных камней и брусков.

По этой причине в практике для различных целей применяются камни всевозможных характеристик и происхождения.

Читайте также:

Ремонт бензопилы Штиль.

Этапы полного ремонта бензопилы.

Как мамому заточить цепь бензопилы подробнее>>>

Натуральные камни

Арканзасский камень имеет в основе традиционный кристаллический кремнезем, иными словами, кварц. Однако структура у этого материала особенная. Среди первых характеристик можно выделить то, что эта порода выступает в качестве наиболее чистой из всех кварцевых. Так, SiO

2 в ней содержится в количестве 99,5%. Если производить сравнение с горным хрусталем, то даже в нем посторонних включений гораздо больше.
Вторая особенность арканзаса выражена в том, что он обладает однородной породой с кристаллическим кварцем: он имеет самую мелкую зернистость, так, размер зерна равен пределу 1-6 микрон. Последнее на что следует обратить внимание, это прочность связей между фракциями, которая является очень сильной. Это обусловлено импликационной структурой, что выражено тем, что зубчатые границы фракций словно вплетаются друг в друга. Этот материал очень редок, единственное место в мире, где найдено его месторождение, бассейн реки Арканзас, которая протекает в Америке. Именно она и дала название камню.

Рисунок 1. Таблица зернистости камней арканзас, вашита и индия.

В давние времена порода залегала в местности массивными пластами, однако в конечном итоге люди начали производить интенсивные разработки, которые сделали залежи более скудными. На сегодняшний день этот материал имеет опасность быть причисленным к драгоценным камням. Сравнение позволит понять, насколько редок этот материал. Даже алмаз добывают в нескольких десятках мест. Описываемая горная порода, как сибирский чароит, вполне может и вовсе бесследно исчезнуть. При более крупной зернистости арканзаса его пористость больше, это указывает на то, что порода в этом случае обладает не столь значительной твердостью. Он представлен различными сортами, среди них: твердый, средний, а также мягкий, залегает порода отдельными, часто смежными пластами.

Вернуться к оглавлению

Точильный камень Вашита

Вышеописанному камню довольно часто сопутствует иной, однако он наиболее распространен и может быть представлен несколькими цветами, среди них: серый, бурый или черный. Он носит название «вашита». Упомянутая порода — это только лишь вариация мягкого арканзаса.

Вашита имеет более крупную зернистость, если производить сравнение с основным камнем, кроме того, в его составе содержится большее количество всевозможных примесей.

Но это не делает вашиту менее качественным точильным камнем. На рис. 1 можно увидеть сравнительную таблицу примерной зернистости камней арканзас, вашита и индия.

Вернуться к оглавлению

Японские водные камни

Рисунок 2. Маркировка и размеры точильных камней.

Японские камни натурального происхождения уже довольно давно признаны во всем мире, более того, они имеют статус камней, которые занимают одни из первых позиций в своем классе. В течение многих лет данные камни, особенно касается тех, что добываются около каменоломен, расположенных вблизи Киото, выступают в качестве предмета вожделения. Это объясняется тем, что упомянутые материалы имеют несравнимые абразивные характеристики.

На территории около Киото можно встретить огромное количество каменоломен, которые занимаются производством отличных точильных камней, однако в отношении стоимости и качественных характеристик все камни можно разделить на две большие группы, первая из которых — Восточные вещи, которая звучит в переводе на японский как 東物; и Западные вещи, в переводе на японский язык — 西物. При этом Восточные материалы имеют гораздо более высокую стоимость, кроме того, они являются более ценными и уважаемыми. К группе Восточных камней относятся некоторые разновидности, среди которых: Накаяма (Nakayama), Оозуку (Oozuku), Нарутаки (Narutaki), Шабудани (Shoubudani), Окудо (Okudo). Если сравнивать названные камни, то Накаяма имеет среди остальных большую славу.

Вернуться к оглавлению

Искусственные камни

Среди точильных камней в общем понимании нельзя не отметить абразивные искусственные материалы, которые еще называются брусками. В основном в их составе зерна электрокорунда, последний из которых представлен чрезвычайно твердым материалом, созданным на базе оксида алюминия, который имеет в таблице следующее обозначение Al

2O3.

Рисунок 3. Таблица применения японских точильных камней.

Основа может содержать и карбид кремния, техническое название которого карборунд; тогда как химический состав представлен обозначением SiC, в составе может содержаться и связующий материал. От качества последнего и равноразмерности фракций зависят качественные характеристики бруска. Если предполагается точить инструмент с использованием искусственного абразивного камня, то следует применять смазку, в роли которой может выступить вода или мыльный раствор. В противном случае основание довольно скоро засалится стальной пылью. На рис. 2 можно увидеть точильные искусственные камни, выполненные на базе карбида кремния с добавлением керамической связки.

Вернуться к оглавлению

Искусственные водные камни

Искусственные японские водные камни — это результат труда, в момент необходимости менее дорогостоящая альтернатива, ведь природные запасы камней высокого качества в данный момент продолжают истощаться. Это влечет за собой, что стоимость на них неустанно растет. Так, цена натурального камня, габариты которого эквивалентны размерам кладочного кирпича, может варьироваться в пределах нескольких тысяч долларов. Однако у искусственного камня, представленного синтетическим водным материалом, будет гарантированная единая зернистость по всей структуре, на что никак нельзя рассчитывать в случае с натуральным природным материалом. Японские точильные камни, которые имеют природное происхождение, как правило, применяют частные мастера, а также те люди, которые считают себя любителями заточного дела в традиционном смысле.

На рис. 3 можно увидеть таблицу, в которой представлены главные особенности точильных японских водных камней, среди которых не только показатели зернистости, но применение, а также абразивный материал в основе.

Вернуться к оглавлению

Алмазные бруски

Таблица соответствия абразивных материалов.

Алмазные бруски тоже могут иметь разную степень зернистости, таким образом, материал содержит в составе разную величину фракций алмазной крошки. Ввиду того что алмаз значится наиболее твердым материалом, посредством алмазного бруска можно заточить нож в самые короткие сроки. Алмазный абразив формирует достаточно агрессивную режущую кромку, которая имеет второе название — микро-пила, однако она достаточно скоро выкрашивается, что становится причиной того, что режущая кромка тупится. Тогда как водные камни с абразивным зерном незначительной величины формируют куда более гладкое основание кромки, она гораздо медленнее выкрашивается. Это обуславливает то, что режущая кромка в течение долгого периода эксплуатации не затупляется. Монокристаллы и поликристаллы, которые присутствуют в алмазах, не столь подвержены выкрашиванию.

Вернуться к оглавлению

Украинские точильные камни

В Украине тоже производятся точильные камни. Они предназначаются специально для заточки ножей. Такое предназначение чрезвычайно важно, поскольку требования, предъявляемые к подобному камню, отличаются от тех, что нужны при промышленной механической обработке. Ввиду того что производство камней осуществляется из собственного сырья, цена их гораздо ниже зарубежных аналогов. В качестве плюсов такого материала выступает не только доступность, но и характеристики, выраженные оптимальными качествами связующего вещества, которое способно обеспечить наиболее подходящее соотношение износостойкости и обновляемости зерна. Такие камни выпускаются в большом ассортименте размеров.

Схема маркировки точильного камня.

При разработке этого камня были опробованы всевозможные варианты рецептур. Каждая была проверена на пригодность к процессу заточки, где была учтена и комфортность проведения работ. Один из вариантов пришлось отвергнуть ввиду того, работа сопровождалась значительным недостатком, выраженным образованием излишнего количества грязи. Несмотря на то что мастера готовы терпеть такое неудобство при осуществлении ручной заточки, точильный прибор с подобной рецептурой не стали производить, так как при использовании этого абразива в системе точилки марки Apex грязь оказывается лишней.

Вернуться к оглавлению

Южно-Африканские точильные камни Zulu Grey

Эти камни получили свое название из-за местности, в которой они добываются, в провинции Kwa Zulu-Natal. Несмотря на отличные качественные характеристики, эти камни не столь распространены среди отечественных заточников, ведь они не обладают вековой историей, кроме того, материал имеет весьма высокую стоимость, эти факторы не способствуют их скорому распространению.

Для бритвы производить доведение рабочей поверхности камня и бока рекомендуется в обязательном порядке. При использовании такие камни не выделяют суспензию, однако если использовать еще один, то, возможно, она и появится. В работе такой материал проявляет себя довольно хорошо. Некоторые мастера заблаговременно производят замачивание для того, чтобы достичь более комфортной работы. Делают это, как правило, примерно на полчаса или чуть больше, однако при осуществлении таких процедур с описываемым камнем особенной разницы не отмечается.

Таблица маркировки зернистости по различным стандартам.

Работает материал отлично как с мыльной водой, так и с той, что не имеет добавок. При широком подводе ближе к завершению работ и использовании воды бритва начинает несколько подлипать.

Часто в тандеме с арканзасами используют масло. Если применить описываемый материал с ним, то результат окажется отличным. Предварительно предстоит капнуть масло, растерев его, посредством салфетки можно избавиться от лишнего количества. Мастера отмечают хорошие и приятные тактильные ощущения, материал на ощупь словно бархатный. Независимо от того, какие бритвы используются, проявляет поверхность для точения себя хорошо с ними со всеми.

Специалисты, которые используют для заточки камни Zulu Grey, подмечают, что инструмент после свободно режет и отвечает всем требованиям остроты.

Если вы намерены заточить бритву с помощью такого камня, то в завершение доводки необходимо несколько поднимать угол, при этом нужно делать около 30-50 проходов для каждой стороны инструмента, совершая такое давление, которое не превышает веса бритвы.

Специалисты отмечают, что не используют бритвы, которые прошли реставрацию, однако при тестировании описываемого камня и доведении бритв различного производства результаты оказались хороши и показательны.

Способы заточки на водных камнях.

Некоторые утверждают, что Южно-Африканские камни можно считать лидерами финишной обработки среди всех остальных, в том числе если производить сравнение с Coticule и Guangxi и Тюрингским шифером. Рекомендовано использовать масло, однако вода себя проявляет в качестве смазки ничуть не хуже. В качестве единственного минуса в этом случае выступает цена, однако если производить эксплуатацию очень бережно и для собственных нужд, то он проявит себя весьма экономично. Он хорошо справляется и с доведением чрезвычайно твердых клинков, которые не под силу некоторым другим камням. Зернистости камня хватает для проведения такого рода работ.

Прежде чем приобретать точильную поверхность натурального или искусственного происхождения, следует определиться, для каких целей и с какой интенсивностью вы будете его использовать.

Если раньше вы не имели опыта работы с камнями, предназначенными для точения, а впоследствии планируете применять их не столь часто, то предпочтительнее не приобретать дорогостоящий материал, а воспользоваться помощью специалиста.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе камня:

  • область использования;
  • интенсивность применения;
  • зернистость.

Вернуться к оглавлению

Производство камней Coticule

Таблица абразивной способности материалов.

Бельгийские камни известны своей историей, которая началась 140 лет назад. Карьер имеет следующие размеры: 300х100 м, а добыча производится на глубине в пределах от 50 до 60 м. Для того чтобы получить 1 кг упомянутого материала, необходимо добыть примерно 2 т породы.

Производство точильных камней предполагает нарезку на отдельные пластины, которые обладают толщиной, равной 7-14 мм. Ввиду того что природный материал обладает высокой хрупкостью, в качестве его основы используют черный бразильский или португальский сланец. Это позволяет получить крепкий точильный камень. На последнем этапе осуществляется шлифовка брусков. Эти работы производятся вручную, в процессе этого используется алмазный камень. Каждая сторона полируется, а края скругляются. В конечном итоге удается получить камни разного качества и сорта и размера.

Габариты кусков определяет мастер, в процессе чего используется таблица размеров. Каждый камень Coticule является результатом исключительно ручной работы, это указывает на то, что каждое изделие — единственное в своем роде.

Существует еще Бельгийский Синий Камень, производство которого полностью идентично предыдущему, однако в качестве исключения выступает последний этап склеивания.

moiinstrumenty.ru

Выбор зернистости камня для заточки

Если вы захотите начать точить ножи своими собственными руками, то у вас обязательно возникнет вопрос, камни с какой зернистостью необходимо будет приобрести. Собственно можно отметить, что чем больше зернистость камня тем более агрессивней он снимает металл и тем больший он оставляет след и заусенец на режущей кромке, а это не есть хорошо, ведь в идеале режущая кромка должна быть отполирована, как зеркало. Но использование таких камней необходимо, например, для полной переточки ножа или когда режущая кромка изрядно пострадала и имеет сильные сколы, когда вам нужно максимально быстро снять большое количество металла.

Так же возникает еще один вопрос, сколько камней и какой зернистости необходимо иметь под рукой. Ответ может показаться не совсем однозначным, можно сказать, что чем больше камней различной зернистости у вас под рукой, тем более быстрой и качественной будет заточка. Дело в том, что если вы начнете точить нож, скажем, камнем с зернистостью в JIS 150 (японские водные камни), а затем перейдете на камень с зерном в JIS 3000, то возникнет проблема удаления следов на режущей кромке от камня большей зернистости. Чтобы убрать следы от обработки столь меньшим камнем вам придется изрядно попотеть.

А вот если вы будете переходить на камни меньшей зернистости более плавно, например, после JIS 150, пойдут камни JIS 320, 600, 1000, 2000, а потом 3000. То конечный результат будет достигнут гораздо быстрей и он будет более качественным! Поэтому, чтобы убрать следы работы от грубого камня максимально быстро и качественно, необходим камень с менее мелким зерном, если вы возьмете сразу очень мелкий камень, то на это у вас уйдет уйма времени, это все равно, что засыпать огромную яму используя лопаты вместо того чтобы пригнать экскаватор.

Для простого обывательского использования, для правки ножа, либо людям которые только начинают учиться затачивать ножи, вполне подойдет камень с зернистостью в JIS 1000 (японские камни) или 10 мкм (М10) (отечественные абразивы). Камень с такой зернистостью не будет сильно снимать металл, тем самым вы продлите жизнь вашему ножу и не нанесете ему серьезного вреда в процессе обучения. Ниже хочу привести таблицу зернистости и шероховатости в сравнении с разными системами измерения (обратите внимание на столбец «Назначение» он показывает для каких операций подойдут те или иные камни).

knife-mag.ru

Тонкости выбора точильного камня (бруска) // ОПТИМИСТ

≡  10 Январь 2018

А А А


Каждый из нас время от времени сталкивается с такой проблемой: надо быстро и много нарезать продукты, а нож тупой. Чтобы эффективность работы ножом была высокой, его необходимо наточить. Конечно, можно собрать все свои ножи и пойти в мастерскую, где мастер вам их наточит. Но стоит такая операция недешево. Особенно, если у вас несколько ножей. Однако если знать, как точить ножи, то сделать это самостоятельно сможет каждый.

Точильные камни представлены породой песчаников, они имеют острую зернистость, что позволяет производить точение металлических режущих инструментов. Для того чтобы камень обладал эффективностью, его зерна не должны быть надежно связаны, это обусловлено тем, что сверху расположенные острые углы при использовании стираются и становятся гладкими, тогда как они отделяются и на верхний слой выступают острые углы зерен.По этой причине в практике для различных целей применяются камни всевозможных характеристик и происхождения.

Разновидности точильных камней и брусков.

Натуральные камни

Арканзасский камень имеет в основе традиционный кристаллический кремнезем, иными словами, кварц. Однако структура у этого материала особенная.

Среди первых характеристик можно выделить то, что эта порода выступает в качестве наиболее чистой из всех кварцевых. Так, SiO2 в ней содержится в количестве 99,5%. Если производить сравнение с горным хрусталем, то даже в нем посторонних включений гораздо больше.

Вторая особенность арканзаса выражена в том, что он обладает однородной породой с кристаллическим кварцем: он имеет самую мелкую зернистость, так, размер зерна равен пределу 1-6 микрон. Последнее на что следует обратить внимание, это прочность связей между фракциями, которая является очень сильной. Это обусловлено импликационной структурой, что выражено тем, что зубчатые границы фракций словно вплетаются друг в друга. Этот материал очень редок, единственное место в мире, где найдено его месторождение, бассейн реки Арканзас, которая протекает в Америке. Именно она и дала название камню.

В давние времена порода залегала в местности массивными пластами, однако в конечном итоге люди начали производить интенсивные разработки, которые сделали залежи более скудными. На сегодняшний день этот материал имеет опасность быть причисленным к драгоценным камням. Сравнение позволит понять, насколько редок этот материал. Даже алмаз добывают в нескольких десятках мест. Описываемая горная порода, как сибирский чароит, вполне может и вовсе бесследно исчезнуть. При более крупной зернистости арканзаса его пористость больше, это указывает на то, что порода в этом случае обладает не столь значительной твердостью. Он представлен различными сортами, среди них: твердый, средний, а также мягкий, залегает порода отдельными, часто смежными пластами.


Таблица зернистости камней арканзас, вашита и индия.

Точильный камень Вашита

Вышеописанному камню довольно часто сопутствует иной, однако он наиболее распространен и может быть представлен несколькими цветами, среди них: серый, бурый или черный. Он носит название “вашита”. Упомянутая порода – это только лишь вариация мягкого арканзаса.Вашита имеет более крупную зернистость, если производить сравнение с основным камнем, кроме того, в его составе содержится большее количество всевозможных примесей. Но это не делает вашиту менее качественным точильным камнем.

Японские водные камни

Японские камни натурального происхождения уже довольно давно признаны во всем мире, более того, они имеют статус камней, которые занимают одни из первых позиций в своем классе. В течение многих лет данные камни, особенно касается тех, что добываются около каменоломен, расположенных вблизи Киото, выступают в качестве предмета вожделения. Это объясняется тем, что упомянутые материалы имеют несравнимые абразивные характеристики.

На территории около Киото можно встретить огромное количество каменоломен, которые занимаются производством отличных точильных камней, однако в отношении стоимости и качественных характеристик все камни можно разделить на две большие группы, первая из которых – Восточные вещи, которая звучит в переводе на японский как 東物; и Западные вещи, в переводе на японский язык – 西物. При этом Восточные материалы имеют гораздо более высокую стоимость, кроме того, они являются более ценными и уважаемыми. К группе Восточных камней относятся некоторые разновидности, среди которых: Накаяма (Nakayama), Оозуку (Oozuku), Нарутаки (Narutaki), Шабудани (Shoubudani), Окудо (Okudo). Если сравнивать названные камни, то Накаяма имеет среди остальных большую славу.

Искусственные камни

Среди точильных камней в общем понимании нельзя не отметить абразивные искусственные материалы, которые еще называются брусками. В основном в их составе зерна электрокорунда, последний из которых представлен чрезвычайно твердым материалом, созданным на базе оксида алюминия, который имеет в таблице следующее обозначение Al2O3.

Основа может содержать и карбид кремния, техническое название которого карборунд; тогда как химический состав представлен обозначением SiC, в составе может содержаться и связующий материал. От качества последнего и равноразмерности фракций зависят качественные характеристики бруска.




Если предполагается точить инструмент с использованием искусственного абразивного камня, то следует применять смазку, в роли которой может выступить вода или мыльный раствор. В противном случае основание довольно скоро засалится стальной пылью. На рисунке можно увидеть точильные искусственные камни, выполненные на базе карбида кремния с добавлением керамической связки.

Искусственные водные камни

Искусственные японские водные камни – это результат труда, в момент необходимости менее дорогостоящая альтернатива, ведь природные запасы камней высокого качества в данный момент продолжают истощаться. Это влечет за собой, что стоимость на них неустанно растет. Так, цена натурального камня, габариты которого эквивалентны размерам кладочного кирпича, может варьироваться в пределах нескольких тысяч долларов. Однако у искусственного камня, представленного синтетическим водным материалом, будет гарантированная единая зернистость по всей структуре, на что никак нельзя рассчитывать в случае с натуральным природным материалом. Японские точильные камни, которые имеют природное происхождение, как правило, применяют частные мастера, а также те люди, которые считают себя любителями заточного дела в традиционном смысле.

На рисунке можно увидеть таблицу, в которой представлены главные особенности точильных японских водных камней, среди которых не только показатели зернистости, но применение, а также абразивный материал в основе.

Алмазные бруски

Алмазные бруски тоже могут иметь разную степень зернистости, таким образом, материал содержит в составе разную величину фракций алмазной крошки. Ввиду того что алмаз значится наиболее твердым материалом, посредством алмазного бруска можно заточить нож в самые короткие сроки. Алмазный абразив формирует достаточно агрессивную режущую кромку, которая имеет второе название – микро-пила, однако она достаточно скоро выкрашивается, что становится причиной того, что режущая кромка тупится. Тогда как водные камни с абразивным зерном незначительной величины формируют куда более гладкое основание кромки, она гораздо медленнее выкрашивается. Это обуславливает то, что режущая кромка в течение долгого периода эксплуатации не затупляется. Монокристаллы и поликристаллы, которые присутствуют в алмазах, не столь подвержены выкрашиванию.


Таблица соответствия абразивных материалов.

Украинские точильные камни

В Украине тоже производятся точильные камни. Они предназначаются специально для заточки ножей. Такое предназначение чрезвычайно важно, поскольку требования, предъявляемые к подобному камню, отличаются от тех, что нужны при промышленной механической обработке. Ввиду того что производство камней осуществляется из собственного сырья, цена их гораздо ниже зарубежных аналогов. В качестве плюсов такого материала выступает не только доступность, но и характеристики, выраженные оптимальными качествами связующего вещества, которое способно обеспечить наиболее подходящее соотношение износостойкости и обновляемости зерна. Такие камни выпускаются в большом ассортименте размеров.

При разработке этого камня были опробованы всевозможные варианты рецептур. Каждая была проверена на пригодность к процессу заточки, где была учтена и комфортность проведения работ. Один из вариантов пришлось отвергнуть ввиду того, работа сопровождалась значительным недостатком, выраженным образованием излишнего количества грязи. Несмотря на то что мастера готовы терпеть такое неудобство при осуществлении ручной заточки, точильный прибор с подобной рецептурой не стали производить, так как при использовании этого абразива в системе точилки марки Apex грязь оказывается лишней.


Схема маркировки точильного камня.

Южно-Африканские точильные камни Zulu Grey

Эти камни получили свое название из-за местности, в которой они добываются, в провинции Kwa Zulu-Natal. Несмотря на отличные качественные характеристики, эти камни не столь распространены среди отечественных заточников, ведь они не обладают вековой историей, кроме того, материал имеет весьма высокую стоимость, эти факторы не способствуют их скорому распространению.

Для бритвы производить доведение рабочей поверхности камня и бока рекомендуется в обязательном порядке. При использовании такие камни не выделяют суспензию, однако если использовать еще один, то, возможно, она и появится. В работе такой материал проявляет себя довольно хорошо. Некоторые мастера заблаговременно производят замачивание для того, чтобы достичь более комфортной работы. Делают это, как правило, примерно на полчаса или чуть больше, однако при осуществлении таких процедур с описываемым камнем особенной разницы не отмечается.

Работает материал отлично как с мыльной водой, так и с той, что не имеет добавок. При широком подводе ближе к завершению работ и использовании воды бритва начинает несколько подлипать.

Часто в тандеме с арканзасами используют масло. Если применить описываемый материал с ним, то результат окажется отличным. Предварительно предстоит капнуть масло, растерев его, посредством салфетки можно избавиться от лишнего количества. Мастера отмечают хорошие и приятные тактильные ощущения, материал на ощупь словно бархатный. Независимо от того, какие бритвы используются, проявляет поверхность для точения себя хорошо с ними со всеми.

Специалисты, которые используют для заточки камни Zulu Grey, подмечают, что инструмент после свободно режет и отвечает всем требованиям остроты.


Таблица маркировки зернистости по различным стандартам.

Если вы намерены заточить бритву с помощью такого камня, то в завершение доводки необходимо несколько поднимать угол, при этом нужно делать около 30-50 проходов для каждой стороны инструмента, совершая такое давление, которое не превышает веса бритвы.

Специалисты отмечают, что не используют бритвы, которые прошли реставрацию, однако при тестировании описываемого камня и доведении бритв различного производства результаты оказались хороши и показательны.


Способы заточки на водных камнях.

Некоторые утверждают, что Южно-Африканские камни можно считать лидерами финишной обработки среди всех остальных, в том числе если производить сравнение с Coticule и Guangxi и Тюрингским шифером. Рекомендовано использовать масло, однако вода себя проявляет в качестве смазки ничуть не хуже. В качестве единственного минуса в этом случае выступает цена, однако если производить эксплуатацию очень бережно и для собственных нужд, то он проявит себя весьма экономично. Он хорошо справляется и с доведением чрезвычайно твердых клинков, которые не под силу некоторым другим камням. Зернистости камня хватает для проведения такого рода работ.

Прежде чем приобретать точильную поверхность натурального или искусственного происхождения, следует определиться, для каких целей и с какой интенсивностью вы будете его использовать.

Если раньше вы не имели опыта работы с камнями, предназначенными для точения, а впоследствии планируете применять их не столь часто, то предпочтительнее не приобретать дорогостоящий материал, а воспользоваться помощью специалиста.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе камня:

область использования;
интенсивность применения;
зернистость.

Производство камней Coticule

Бельгийские камни известны своей историей, которая началась 140 лет назад. Карьер имеет следующие размеры: 300х100 м, а добыча производится на глубине в пределах от 50 до 60 м. Для того чтобы получить 1 кг упомянутого материала, необходимо добыть примерно 2 т породы.
Производство точильных камней предполагает нарезку на отдельные пластины, которые обладают толщиной, равной 7-14 мм. Ввиду того что природный материал обладает высокой хрупкостью, в качестве его основы используют черный бразильский или португальский сланец. Это позволяет получить крепкий точильный камень. На последнем этапе осуществляется шлифовка брусков. Эти работы производятся вручную, в процессе этого используется алмазный камень. Каждая сторона полируется, а края скругляются. В конечном итоге удается получить камни разного качества и сорта и размера.

Габариты кусков определяет мастер, в процессе чего используется таблица размеров. Каждый камень Coticule является результатом исключительно ручной работы, это указывает на то, что каждое изделие – единственное в своем роде.


Таблица абразивной способности материалов.

Бельгийский Синий Камень

В Бельгии добывается природный точильный камень голубовато-серого светло-желтоватого цветов, из которого выпиливают бруски разного размера для заточки.

По разновидности породы это гранатовые сланцы.

Считаются одними из лучших, наравне с арканзасами.

Покупка точильных камней

Определите, какой тип камня вам нужен.

Сначала выберите камень с алмазным абразивом. Это самый прочный материал, и заточка с помощью этого камня займет наименьшее количество времени.
Далее, выберите керамический. Этот материал потребует больше усилий, чем алмазный, однако меньше, чем все остальные.

Наконец, выберите «твердый» камень. Популярная идея, но с ним вы потратите гораздо больше времени, потому что он лишь немного тверже стали.

Выберите грубость камня. Вы можете выбрать мелкий, средний и крупный по зернистости камни.

Если вы не сильно затупили свои ножи, перед тем как точить их, можете начать со среднего или мелкозернистого камней. Если же нож лишь едва потерял остроту, мелкозернистый камень подойдет лучше всего.

Если ваши ножи достаточно затупились, вы должны начать с крупнозернистого камня и двигаться к мелкозернистому. Вы не сможете сделать их острыми, используя только один (тот или другой) камень.

Практикуем угол заточки

Изучите правильные углы для различных типов ножей, которые вы затачиваете.

Большинство изготовителей рекомендует угол в 20 градусов к камню.

Используйте меньший угол при работе крупнозернистым камнем, чем при работе с камнями средней и мелкой зернистости. Грубый камень будет снимать больше материала с лезвия, а вам не нужно, чтобы ширина ножа значительно уменьшалась. Мелкозернистый и средний камни снимают меньше материала, так что вы можете использовать их под углом в 20 градусов.

Учитывайте размеры и прочность ножа. Толстые ножи, использующиеся в диких условиях или при разделке мяса, требуют больший угол по отношению к точильному камню, чем маленький нож для очистки овощей.

Потренируйтесь два-три десятка раз брать рукой правильный угол к камню. Учите, что лучшие результаты достигаются при постоянных, одинаковых движениях, – так режущая кромка ножа выйдет идеальной.

Если у вас проблемы с тем, чтобы взять на глаз нужный угол, поставьте нож под углом в 45 градусов (половина от прямого угла в 90 градусов), а затем, уменьшите угол еще в два раза, так, у вас выйдет приблизительно 20 градусов. Регулируйте, если потребуется.

Определите, требует ли камень воды

Прочитайте инструкцию к камню, прежде чем начать. Там будет написано, нужно ли смазывать камень маслом или водой для начала работы.
Масло в работе с точильными камнями применяют для того, чтобы устранять мелкую стружку с камня. В процессе заточки производятся мелкие металлические опилки. Ваш камень может и не требовать ни масла, ни воды, потому как многие современные точильные камни не нуждаются в этом.

Алмазные камни и водные камни требуют воду для смазки. Обрызгайте поверхность камня небольшим количеством воды из распылителя.

С индийскими и арканзасскими камнями для смазки обычно используется масло. Покройте поверхность камня тонким слоем масла, обрызгав его из распылителя.

Затачиваем нож

Поместите точильный камень на устойчивый стол. Он должен быть повыше, чтобы вы могли легко двигать рукой по камню.

Поместите нож на поверхность камня. Отрегулируйте необходимый угол касания ножа и камня, согласно описанию выше.
Убедитесь, что камень установлен параллельно вашему телу. Движения заточки должны быть параллельны вашему телу, а не перпендикулярны ему.

Начните с одного края камня. Убедитесь, что вся кромка лезвия касается камня.

Проводите ножом по дуге. Это позволит произвести заточку всех частей лезвия, находящихся над камнем.

Повторяйте штрихи до тех пор, пока на противоположной стороне не начнут появляться заусенцы. Вам может потребоваться от 6 до 12 штрихов, чтобы они начали возникать.

Вы можете заметить заусенцы, аккуратно потрогав противоположную сторону режущей кромки ножа. Будьте крайне осторожны, когда проводите кожей поперек лезвия, – это касается всех ножей.

Натачивайте нож на другой стороне лезвия, пока также точно не станут возникать заусенцы.

Переходите к мелкозернистому камню и повторите весь процесс с обеих сторон. Используйте немного больший угол. Это устранит заусенцы и сделает нож острее.

Если вы начали с камня средней зернистости, вы можете и не обнаружить заметных заусенцев. Они более заметны при работе крупнозернистым камнем. Делайте одинаковое количество движений на каждой стороне ножа.

Проверьте нож, разрезав лист бумаги. Повторите процесс, если нож недостаточно острый.

Почистите точильные камни, согласно инструкции их производителя. Это позволит устранить металлическую стружку к следующему использованию.

Что вам понадобится

Крупнозернистый точильный камень
Среднезернистый/мелкозернистый точильный камень
Вода
Масло
Бутылка с распылителем
Листок бумаги
Устойчивый стол


Метки: брусок • заточка • интересно • полезное • точильный камень

Комментарии:


oppps.ru

Секреты точильного камня — Охотники.ру

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

 

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно.

Можно долго изучать и сравнивать разные марки стали, технологии их производства, закалку. Все это здорово, но!.. Ни один нож не будет выполнять свои функции, если он тупой. и если еще вчера он вас радовал своей бритвенной остротой, то сегодня его нужно точить или хотя бы подправлять.

Процесс затупления ножа неизбежен. Даже если вы им активно не пользуетесь и лишь изредка достаете из ножен, чтобы показать друзьям, все равно режущая кромка от контакта с ножнами, тупится, не сильно, но неизбежно. И вот настает извечный российский вопрос: «Что делать?» Можно отнести в киоск «Точу ножи, ножницы, бритвы правлю» где-нибудь у базара (в провинции я такие видел практически в каждом городе). Но вид небритого «дяди Васи», дышащего на вас перегаром и пытающегося провести заскорузлым пальцем по лезвию, явно отбивает всякое желание не только отдать ему в руки нож стоимостью несколько сотен «зеленых», но и доверить даже ржавый колун. А случайно заглянув в окошко этого заведения, по недоразумению названного гордым именем «мастерская», и увидев в сумраке помещения огромный точильный станок с камнем диаметром в полметра, зернистость которого видна даже с расстояния двух метров, понимаешь, что на таком оборудовании точить можно только якоря с небольшой баржи.

Я в молодости после третьего курса института проходил практику в штамповочном цехе завода по производству комбайнов. Здесь точильных станков не было, и я пошел к приятелям с факультета обработки металлов в токарный цех, чтобы наточить любимый складной ножичек с рукояткой в форме попугая. По сравнению с современными ножами, он, конечно, ничего собой не представлял, но тогда этот ножичек мне очень нравился, и я им дорожил. Так вот, пришел я его поточить, мне указали, где стояло точило, на котором затачивали твердосплавные резцы.

Включил я станок, обороты жуткие, меня чуть ветром не сносило от вращения камня (это я, конечно, утрирую немного). Не успел я поднести лезвие к точильному камню, «вжик» — и в руках у меня одна рукоятка и пара миллиметров оставшегося клинка. Хорошо, что пальцы остались целы! Так я поучился точить на станках ножи. Много воды утекло с тех пор, и арсенал клинков количественно и, главное, качественно у меня изменился, и точильных камней разных фирм приобрел немалое количество. О них и хочу я вам поведать.

Точильные камни бывают натуральные и искусственные. К натуральным относят Вашиту и Арканзас, к искусственным все остальные (алюминиевую керамику, алмазные…). Кроме того, камни условно подразделяются на водные и масляные. Что это значит? А это значит, что перед использованием одни камни нужно замачивать в воде 10-15 мин, на другие достаточно капнуть капельку специального масла. Смысл этих манипуляций прост, и не надо из этого делать шаманства и танцев с бубном, что я встречал у некоторых авторов. Тайного смысла тут нет, просто нужно четко представлять, из чего состоит процесс.

Абразивное зерно в натуральных камнях связано между собой более мелким зерном, в искусственных камнях абразивное зерно держится на клеевой связке. В японских камнях Naniwa связку традиционно делают более мягкой, чем в европейских, но это еще зависит от серии: в Corase stones и Super stones связка более вязкая и жесткая по сравнению с серией Media, Economical. Смазка нужна для того, чтобы промежутки между зернами не забивались, то есть камень точильный не заглянцовывался стальными опилками.

Теоретически процесс заточки прост, как «колумбово яйцо»: берешь нож и плавно проводишь режущей кромкой по точильному бруску, плоскость ножа держишь под определенным углом к камню. Но вот тут-то для новичков лежит «подводный камень»! Поскольку клинки в большинстве своем не просто прямая полоска стали, а имеют зачастую изогнутый профиль, угол нужно держать постоянным, а наклон лезвия менять. Но все приходит с опытом, для новичков же выпускаются разные приспособления — от простеньких до достаточно сложных и дорогих. К примеру, камень фирмы Naniwa Combo 1000/3000 серии Economical комплектуется простеньким держателем угла, а мой любимый и недешевый прибор для восстановления угла Lansky позволяет не только восстановить утраченный при неоднократных заточках угол жала клинка, но и изменять этот угол. На приборе нанесена соответствующая маркировка: 17′, 20′, 30′, в комплект входят пять камней с различной зернистостью для полировки режущей кромки и натуральное масло. Вот мы подошли и к масляным камням.

Доморощенные «специалисты» имеют особое мнение, дескать, фирменное масло для заточки ножей — это все ерунда, можно любым маслом пользоваться, в том числе и нейтральным оружейным, и WD-40. Да, можно, конечно, но только клинок потом нужно отмывать полчаса моющим средством для посуды. Иначе эту же химию вы будете кушать вместе с теми продуктами, которые режете этим ножом. Может, кому-то и все равно, а мне как-то не хочется, чтобы печень отвалилась через некоторое время.

Ближайший конкурент прибора Lansky Crock Stick — это Spyderco Tri-Angle, конструкция которого состоит из пластиковой подставки и двух пар камней разной зернистости, которые вставляются вертикально в подставку и составляют рабочими поверхностями V-образную щель между камнями. Лезвие ножа проводят от рукояти до кончика, при этом перемещая клинок сверху вниз и на себя. На мой субъективный взгляд, чисто дилетантское приспособление, которое стоит немалых денег, а дает минимальную пользу.

Такое мнение сложилось из того, что качественную заточку произвести практически невозможно, можно лишь слегка подправить кромку, а при неосторожном движении и вовсе испортить ее. Так что кажущаяся привлекательность этого прибора весьма сомнительна. В походных условиях весьма неплохо зарекомендовал себя алмазный брусок. У меня он еще советского времени выпуска, как написано на невзрачной упаковке, для правки опасных бритв. Это небольшой брусок 30×10 × 100 мм из алюминия с напылением около 2 мм алмазной крошки; подобную конструкцию имеют и фирменные точилки (например Lansky Double-Sided Folding Diamond). Они более компактны, пластиковый чехол при раскладывании становится удобной ручкой, но напыление алмазного абразива всего несколько микрон, изнашиваются достаточно быстро, а стоят несоизмеримо дороже нашего камня. На алмазном камне подточить лезвие можно достаточно быстро.

К сожалению, то, что быстро точится, так же быстро и тупится. Смысл тут прост: алмаз формирует агрессивную режущую кромку с более высокими и крупными вершинками (собственно, они и режут материал), но они и быстрее выкрашиваются, а следствие — затупление режущей кромки. Водные же камни с мелким абразивным зерном формируют соответственно и более мелкие вершинки кромки и выкрашиваются медленнее, поэтому режущая кромка долго не затупляется. Точно такой же результат дает камень из натурального Арканзаса, и поэтому останавливаться на нем я не буду.

Твердый Арканзас у меня был от фирмы Boker, и мне он совершенно не понравился, не смог я к нему приноровиться. Это не значит, что он плохой, просто к моему стилю заточки он не подошел. А вот мягкий камень от фирмы Norton в комплекте со специальным маслом для заточки той же фирмы живет у меня до сих пор, и пользуюсь я им с неизменным удовольствием. Из довольно большого разнообразия точильных камней я формирую комплект для каждого конкретного случая.

Если я отправляюсь на однодневную охоту по перу, то беру легкую и компактную двухстороннюю точилку Spyderco, этого достаточно, чтобы в полевых условиях подправить клинок, более серьезную заточку можно и дома при надобности провести. На зверовую охоту беру алмазный брусок, шкура у кабана, а главное, его щетина вкупе с песком и грязью, в которой он валялся, затупляет клинок намного быстрее, чем, скажем, шкура лося. Мне заточки ножа в среднем хватает на разделку двух кабанчиков (на самом деле тут масса факторов, влияющих на конечный результат: марка стали, ее закалка, угол заточки, размер кабана…). Всю основательную заточку делаю дома в спокойной обстановке, не спеша и не отвлекаясь. И хотя я и упоминал об отсутствии таинства при заточке, все же это действо сродни медитации: клинок вперед, назад, вжик-вжик. Не знаю, как вас, но меня этот процесс завораживает и успокаивает. Чем больше размеры клинка, тем большего размера следует выбирать и камень — удобнее точить. И совсем здорово, если в комплект камня входит
препятствующая скольжению подставка. На моих японских камнях Naniwa она есть, на двустороннем Economical 1000/3000 она из формованной резины. А вот Naniwa Super 10000 на пластиковой подставке с резиновыми вставками закреплен неподвижно.

Как-то в одном солидном охотничьем журнале я прочитал статью про заточку ножей. Автор рекомендовал перед заточкой взять газету, намочить ее, положить на стол, а уже на нее точильный камень, тогда, дескать, камень не будет скользить по поверхности стола. На свою беду я решил попробовать сей опыт. Да, камень не скользит по столу, и мокрая газета прилипла к нему, все вроде здорово. Но какой скандал закатила мне моя благоверная, после того как газету я отодрал от крышки стола, на которой можно было читать передовицу местного печатного органа! Я минут сорок с тряпкой и моющими средствами оттирал это безобразие под неумолкаемый шепот супруги, переходящий порой в шипение.

Но вернемся к нашим баранам, то бишь к точильным брускам из Страны восходящего солнца. При пользовании ими есть маленький нюансик: замачивать-то их, конечно, в воде надо, но вот в чем изюминка: когда брусок вынут из емкости, в которой он отмокал минут этак 10-15, надо выждать некоторое время, чтобы влага впиталась, а поверхность бруска осталась влажной, но не сырой, в этот момент камень становится наиболее агрессивным по отношению к клинку и врезается в металл с максимальной эффективностью. Если на рабочей поверхности будет стоять вода, брусок точит лезвие хуже и изнашивается быстрее. Когда я первый раз точил, то подумал: «Э, брат, так тебя надолго не хватит!» Но потом уловил момент, и все встало на свои места. Поскольку зернистость абразива очень мелкая, то и очень быстро заглянцовывается рабочая поверхность. Во время заточки я несколько раз промываю брусок под струей проточной воды с губкой и моющим средством для ванн.

После окончания заточных операций брусок промываю опять и сушу в вертикальном положении, чтобы доступ воздуха был со всех сторон. В последнее время арсенал моих клинков пополнился ножами с серейторной и полусерейторной заточкой. Сначала я их покупал ради интереса, но с некоторой долей скепсиса, а потом они мне настолько понравились, что сомнений при очередной покупке не вызывают. Но тут возник вопрос, как и чем править и подтачивать их волнистую режущую кромку? У разных фирм-производителей профиль серейтора разный, поэтому выбор пал на универсальные абразивные камни, позволяющие приспособиться к любой форме серейтора. Как всякое новое дело, первоначально получалось довольно коряво, но при соответствующей практике все вышло замечательно. Под заточку серейтора я пользуюсь тремя видами камней: набор Spyderco — два бруска разной зернистости и камень от Lansky с каплеобразным сечением. Все три камня из алюминиевой керамики, очень удобные и эффективные.

Об эффективности разных камней


Раньше в подавляющей массе клинки выпускались небольшой или средней твердости, в пределах 54-56 HRC, и точились, и правились практически любыми точильными камнями без проблем. В настоящее время высококлассные ножи выпускаются из экзотических сортов сталей. Даже известные и популярные сорта сталей выпускают с применением новейших современных технологий, отсюда твердость и износостойкость их становится все выше и выше, порядка 58-62 HRC. И это здорово. Но ножи с такой твердостью точить на натуральных камнях (Арканзас) несколько затруднительно. Почему? Потому, что твердость абразивного материала должна быть тверже, чем сталь клинка.

Вот что я нашел в литературе. Оказывается, у абразивных точильных камней существует своя шкала твердости — твердости минералов по Моосу. Стали клинков обычно обладают твердостью 5,0-6,5, а алмаз 10,0, но алмаз самый твердый материал, а у натуральных камней значение твердости 6,5-7,2. Если твердость клинка приближается или равна твердости абразива, путного ничего не получается. Клинок скользит по поверхности точильного бруска без должного эффекта. И нам, простым потребителям, приходится еще раскошеливаться на достаточно дорогие точильные камни, но, впрочем, кто считает потраченные деньги, когда дело касается наших увлечений? Тут уж если имеешь в арсенале высококлассные клинки, то и точилки к ним приходится такого же класса подбирать, иначе и быть не может.

А вывод из всего сказанного такой: если клинок твердостью 54-56 HRC, то подойдет любая точилка или абразивный брусок, а если 58-62 HRC, то я рекомендую (исходя из своего субъективного опыта) обратить внимание на японские водные камни фирмы Naniwa зернистостью 1000/3000, 4000, 10000, серий Economical, Super, Finishing. На данный момент я лучше абразива для домашнего использования не встречал, а перепробовал много, уж поверьте мне на слово. А для походных условий наилучший (на данный момент) Spyderco Pocket Stones Fine & Medium или Lansky Double-Sided Folding Diamond Sharpening Paddles.

А если вам вдруг покажется, что в магазине слишком дорого стоит хороший точильный камень, вспомните «дядю Васю» из киоска «Точу ножи, ножницы и бритвы правлю». Поверьте, вам сразу полегчает, потому что лучше потратить деньги на действительно нужную и классную вещь, чем корить потом себя за то, что доверил свой любимый клинок неизвестно кому и получил, к сожалению, известно что… Ибо сказано давно и не мной: «Скупой платит дважды».

А. Лопухов

27 ноября 2011 в 00:40

www.ohotniki.ru

Зернистость — с чем ее едят?

Введение

Наверняка вы знаете о существовании разных классификаций зернистости абразивов: в Европе — FEPA, в Японии — JIS, в России — ГОСТ. Разные производители пользуются разными системами, что вносит сложность в идентификации зернистости.

Вопрос на засыпку (попробуйте ответить на него сами или задайте его опытному заточнику, если вы пока не разбираетесь в предмете). Есть алмазная гранула размером 9 мкм. Какова ее зернистость в разных классификациях зернистости?

Скорее всего вы (или ваш визави) откроете одну из многочисленных сводных таблиц, чтобы найти однозначный ответ. И в этом случае ваш ответ будет неверным, вне зависимости от того, какие значения вы назовете. Потому что заданный вопрос просто не имел смысла.

Зернистость во всех существующих классификациях определяет статистический состав абразива как конгломерата огромного количества частиц. С отдельными частицами классификации не работают. Нельзя присвоить зернистость отдельно взятой частице, потому что частица одного размера может входить в совершенно разные фракции абразива. (Частица 9 мкм из нашего примера может входить в 4 фракции по ГОСТ 9206-80, и в целых 8 фракций по JIS!)

Что такое зернистость

Человек всегда будет стремиться свести любую сложную проблему к одному числу, и зернистость – не исключение. Вне всяких сомнений, присвоить любому точильному камню одно единственное число – зернистость – является очень соблазнительной идеей, так как задача сравнения становится тривиальной. Жонглируя значениями зернистости, вы должны отчетливо понимать – что стоит за цифрами. Пользуясь таблицами преобразования – знать фундаментальные недостатки и ограничения каждой классификации.

Основные классификации зернистостей объемных абразивов, которыми пользуются в деле заточки:

  • FEPA-F – европейская классификация, которой также пользуются в США
  • JIS – японская классификация
  • ГОСТ 9206-80 – российская классификация алмазных абразивов
  • ГОСТ 3647-80 – российская классификация не-алмазных абразивов

Каждая из этих классификаций дает определение своего набора зернистостей. Зернистость – величина дискретная (не непрерывная). К примеру, FEPA-F дает определение зернистости 800 и 1000, а зернистостей 801 или 900 не существует.

Любой абразив (неважно – твердый, паста или порошок) состоит из громадного числа частиц. В мире пони и бабочек (в котором живут многие маркетологи компаний-производителей) все частицы имеют одинаковый размер. В реальном мире абразивные частицы не могут иметь одинаковый размер, одни будут больше, другие – меньше. Даже если производитель тщательно сортирует абразивные частицы по размеру, всегда будет определенный диапазон размеров. Как классифицировать абразивный порошок, состоящий из миллиарда частиц разного размера?

Классификации вносят элемент порядка в хаотический мир статистики. Зернистость определяется как интегральная функция предельного распределения размера зерен. Поясняющая картинка – зернистость грубых абразивов (макрогриты) в классификации FEPA-F (мы используем логарифмическую шкалу на всех графиках). Большая часть исследуемого абразива должна находиться внутри указанного диапазона. Особо подчеркну – среднее значение размера зерен не совпадает с центром диапазона, а просто находится внутри.

Примерим на себя роль лаборанта, который должен определить зернистость FEPA-F абразивного порошка. Мы последовательно берем пары эталонных сит – крупнозернистое сверху и мелкозернистое снизу. И сыпем порошок сверху. Если большая часть порошка проходит сквозь верхнее сито и застревает в нижнем сите – значит образец удовлетворяет зернистости. При этом возможны три случая:

  1. Если абразив плохой (слишком большое распределение размеров зерен), он может вообще не удовлетворять ни одной зернистости.
  2. Нормальный абразив удовлетворяет лишь одной зернистости.
  3. Сверхкачественный абразив (с узким распределением размера зерен) может удовлетворять двум или более зернистостям. К примеру, зерно 100±5 мкм можно классифицировать одновременно как F 150 и F 120.

И это – общая проблема при пользовании таблиц зернистостей. Зернистость по одной классификации никогда не совпадает с какой-либо зернистостью другой классификации. Если производитель декларирует соответствие бруска какой-либо зернистости, без тщательного лабораторного анализа невозможно определить соответствие бруска зернистости в другой классификации. Можно лишь делать допущения и упрощения.

Что такое фракция

Вы спросите – неужели нарисованные на графике прямоугольники FEPA так сильно отличаются от аналогичных для других классификаций? Все дело в том, что мы сильно упрощаем суть, так как говорим лишь об основной фракции. Основная фракция – это лишь половина абразивных частиц (размер которых ближе всего к среднему значению). Вторая половина (ее называют смежной фракцией) может находиться за пределами описанного диапазона. Смежная фракция может оказывать существенное влияние на чистоту абразива в целом.

Например, абразив J 2500 (JIS) имеет основную фракцию в диапазоне 5-6 мкм, а зерна смежной фракции могут достигать 14 мкм, что почти втрое крупнее. Если вы взглянете на таблицу преобразования в конце статьи, то увидите, что J 2500 соответствует ГОСТ 7/5. Но ГОСТ 9206-80 запрещает наличие крупных зерен смежной фракции. Поэтому транслировать J 2500 в ГОСТ 7/5 по меньшей мере самонадеянно.

Но и это еще не все! Основная фракция – около 50% частиц, смежная – еще около 40%. Остается еще 9-10% частиц, размер которых может выходить за диапазон смежной фракции. Это называется предельной фракцией. К примеру, абразив с зернистостью J 240 имеет основную фракцию 57±3 мкм, а зерна предельной фракции могут достигать размера 127 мкм! И это не какой-то брак, это такой стандарт.

Разумеется, не стоит кидаться в крайности и считать, что раз стандарт допускает разброс, безобразный с точки зрения заточки ножей, то производители этим пользуются и халтурят. Реальные абразивные бруски скорее всего будут иметь адекватное распределение размера зерен. Но не зная этого наверняка, не стоит делать допущений.

FEPA

Пройдемся по основным классификациям.

FEPA (The Federation of the European Producers of Abrasives, http://www.fepa-abrasives.org/) регулирует стандарты абразивов для Европы. Несмотря на наличие своего национального стандарта ANSI, производители США повсеместно используют стандарты FEPA для обозначения зернистости. Актуальные стандарты: 42-1:2006, 42-2:2006 для объемных абразивов и 43-1:2006, 43-2:2006 для поверхностных абразивов. Отсутствуют в свободном доступе.

Исторически сложилось, что значение зернистости объяснялось как количество частиц в единице объема для объемных абразивов. Так как у поверхностных абразивов объема нет, то для них зернистость объяснялась как количество частиц на единице площади. Этот не очень продуманный подход привел к тому, что один и тот же абразив имеет разную зернистость в точильном камне и на наждачной бумаге. Чтобы не путаться, для объемных абразивов используют обозначение «F» (классификацию называют FEPA-F), для поверхностных абразивов – обозначение «P» (FEPA-P).

Каждый из двух стандартов в свою очередь разделяется на два подстандарта: для макрогритов (грубых зернистостей) и микрогритов (мелкодисперсных зернистостей). Они имеют несколько разные требования к составу фракций.

JIS

JIS (Japanese Industrial Standards) регулирует стандарты абразивов Японии. Актуальный стандарт для объемного абразива:  JIS R 6001:1998. Отсутствует в свободном доступе.

В этой статье анализируются только микрогриты для JIS. (Информации по макрогритам JIS не было найдено.)

ГОСТ

ГОСТ регулирует стандарты абразивов РФ и некоторых стран бывшего СССР. Все стандарты ГОСТ есть в свободном доступе.

Актуальные стандарты, регулирующие зернистость:

  • ГОСТ 9206-80 для алмазных абразивов
  • ГОСТ 3647-80 для не-алмазных абразивов

ГОСТ называет макрогриты шлифзерном и шлифпорошком, микрогриты — микрошлифпорошком.

ГОСТ 9206-80 (для алмазов) используют интуитивно понятное именование зернистостей – в ней указывается диапазон основной фракции. Но в этом скрывается подвох, так как есть еще смежная и предельная фракции (поэтому алмазный порошок 2/1 может включать зерна от 0 до 3 мкм.)

Одна из прелестных черт классификации ГОСТ 9206-80 – это простая система диапазонов для всех фракций: основной, смежной и предельной. Надо лишь запомнить микронную лестницу – последовательность 1 – 2 – 3 – 5 – 7 – 10 – 14 – 20 – 28 – 40 – 60 для микрогритов, и аналогичную для макрогритов. Соседняя пара чисел будет основной фракцией для одноименной зернистости (к примеру 7/5 – основная фракция от 5 до 7 мкм). Смежная фракция – на одну ступеньку вниз (от 3 до 5 мкм). Предельная фракция – еще на одну ступеньку вниз и на одну – вверх (от 7 до 10 мкм, плюс от 2 до 3 мкм).

Для макрогритов смежная фракция – на одну ступеньку вверх и вниз. (Предельной фракции нет.)

В ГОСТ 9206-80 есть еще классификация субмикронных фракций, но мы ее не будем затрагивать в виду малого использования.

Если вы сравните размер полосок основной фракции ГОСТ 9206-80 с FEPA и JIS, вы обратите внимание на их сравнительно большой размер. Но не стоит ругать советский стандарт. В отличии от FEPA и JIS, основная фракция ГОСТ – это от 70% до 80% среднестатистических зерен (в отличии от 50% в FEPA, JIS и даже ГОСТ 3647-80).

ГОСТ 3647-80 (для не-алмазов) использует почти такую же микронную лестницу, но другую систему именования. Для макрогритов зернистость обозначается числом, для микрогритов – числом с индексом «М». При этом разработчики стандарта своеобразным образом «сплавили» макрогриты и микрогриты: зернистость 5 = М63, зернистость 4 = М50 (они полностью эквивалентны за исключением верхней предельной фракции).

Сводный график

Сведем все полученные данные в один график. Вертикальная шкала – размер зерна в логарифмической шкале, на которой горизонтальными линиями отмечены 0, 1, 10 и 100 мкм.

Теперь, приложив немного усилий, вы сможете ответить на некоторые вопросы, которые раньше ставили вас в тупик. Иногда вы видите явное несоответствие каких-либо данных «общепризнанным» таблицам зернистости.

 

Например, бруски Boride серии Golden Star имеют две маркировки – FEPA-F и JIS. На бруске зернистости F 800 отпечатано «J-1500».

Но если вы посмотрите любую таблицу преобразования, то напротив F 800 будет другая зернистость – J 2000. Boride ошиблись? Если абстрагироваться от дискретных значений в таблице и переключиться на график с диапазонами, то все встает на свои места. Boride делает бруски из отборных зерен, и реальный диапазон может быть очень узким. Легко представить где на графике должны быть зерна Golden Star 800, чтобы удовлетворять условиям F 800 / J 1500.

Нерегулируемые зернистости

Как вы, наверное, догадались, все описанные стандарты создавались с большим запасом. Необработанный песок, который черпает ковшом из карьера экскаватор, наверняка подходит под одну из зернистостей. И тем не менее, очень часто производители абразивов сталкиваются с тем, что их продукт не вписывается ни в одну стандартную зернистость. В этом случае вступают в дело маркетологи! И они начинают изобретать свои собственные зернистости.

Boride изобрела несуществующую зернистость F 900, базируясь на среднем размере зерна. Не исключено, что абразивы с маркировкой F 900 не удовлетворяют стандарту FEPA-F для соседних зернистостей: F 800 и F 1000. Eze-Lap изобрела несуществующую зернистость F 250 для своих грубых алмазов.

JIS заканчивает свое существование на отметке 8000 грит. Но уже начиная с 4000 грит начинается настоящая вакханалия. Производители японских водных камней и примкнувший к ним Norton предлагают собственные «продолжения шкалы JIS». Разумеется, каждый гнет свою линию, не оглядываясь на других. 5000, 10000, 15000, вот уже 30000 грит. Что означает та или иная зернистость в этом диапазоне, могут дать лишь данные о размере зерна.

Таблица зернистости

Если вы прочитали все вышесказанное, вы должны понимать необходимость таблиц преобразования с одной стороны, и огромные ограничения их использования с другой. Подавляющее большинство известных производителей абразивов не пользуются никакими стандартами классификаций вообще, либо отходят от них для некоторых продуктов. Но каждая надпись в приведенной таблице – это не точка, а размытое пятно. Пятно может быть маленьким, может быть большим (в зависимости от строгости отбора зерен для конкретного абразива). Если вы конвертируете одну зернистость в другую, не забывайте произносить слово «примерно».

Таблица разделена на серии с соответствующими заголовками. Вертикальная позиция метки – это средний размер зерна в микронах.

Некоторые колонки включают две серии (для компактности), например, в одной колонке вы найдете шкалу «ASTM Sieve» и серию Chosera. В этом случае метки двух серий различаются цветовым оформлением.

Черно-оранжевые вертикальные полосы демонстрируют удвоение размера зерна. Часто считается, что комплект абразивных брусков должен иметь зернистости с логарифмической прогрессией. Так как наша таблица имеет логарифмическую шкалу, то зернистости в наборе должны быть равноудалены друг от друга.

В некоторых колонках вы увидите метки, выделенные красным цветом. Это отмечены серии, которые не имеют своих отдельных колонок.

Цветные метки соответствуют продуктам, имеющим такой же цвет в реальности, например бруски Chosera и алмазы DMT. Цвет алмазных паст, указанный в колонке « Compound», стал стандартом де факто, ей пользуются компании Advanced Abrasives Corporation, Amplex Superabrasives, BORIDE Engineered Abrasives, Engis®, Norton, PPT Pro Polishing Tools, United States Products Co. Российские алмазные пасты выпускаются в других цветах по требованию ГОСТ.

Фиолетовым цветом отмечены метки, которые были смещены по вертикали для того, чтобы избежать наложения друг на друга. Бруски Shapton 8K и 10K, 15K и 16К были смещены по вертикали на 2%. Micro-Mesh™ MXD 600, 800 и 1200 были смещены на 4.5% (они практически идентичны друг другу по зерну). В одном случае два бруска совпадают по зернистости: Norton Hard Arkansas и Spyderco Fine. Соответствующие метки надо читать как «Spyder Fine» и «Hard Ark», находящиеся в одной колонке в одной точке.

Алюмокерамика Spyderco, Wicked Edge, BRKT, а также арканзасы соответствуют «ожидаемой зернистости», то есть по результатам тестов, а не анализа физической структуры.

Продукты с недоказанной зернистостью отмечены серым цветом.

Для стандартных классификаций использовался средний размер зерна основной фракции.

Для продуктов, использующих средний размер зерна в микронах, использовался этот самый размер.

Один пиксел соответствует изменению размера на 1%. Поскольку из статьи вы знаете, что средняя фракция стандартных классификаций имеет существенно больший разброс, положение меток имеет достаточную точность для сравнения.

В колонке «Other» (другие) вы найдете пункт «Table Salt» (поваренная соль). Это шутка автора таблицы.

Сокращения

  • CAMI
  • LF
  • MFF
  • BRKT
  • DMT
  • MM
  • Spyder
  • μ-Mesh
  • Cs
  • Md
  • Fn
  • Ark
  • Crys

Чего в таблице нет?

Вы не найдете в таблице ответа на вопрос, какой результат дадут разные абразивы (в частности нет колонки «класс шероховатости»). Разные абразивы одинаковой зернистости могут давать кардинально разный результат. Класс шероховатости не коррелируется с размером частиц. Класс шероховатости – чрезмерно вариабельная величина, на которую оказывают сильное влияние такие факторы как химическая композиция абразива, его хрупкость, острота и сфероподобие частиц, разброс размеров, характеристики связки, химический состав и твердость обрабатываемого металла, давление и скорость работы.

www.ru-chef.ru

Таблицы соответствия зернистости абразивов | Заточи Клинок

Абразивные материалы в микронной шкале: Grand Logarithmic Grit Chart

Акронимы и Аббревиатуры

—————————

ANSI Американский национальный институт стандартов

ASTM Американское общество по испытанию материалов

КАМИ с абразивным покрытием Производители институт

FEPA Федерация европейских производителей абразивов

Стандарты JIS Японские промышленные

LF Притирка фильм

MFF Microfinishing Фильм

♢ Алмазный

 

BRKT Bark River Knife & Tool

DMT® Технология алмазной обработкой

Спайдер Spyderco

μ-Mesh Micro-Mesh ™

Cs		Coarse
Md		Medium
Fn		Fine
Ark		Arkansas
Crys		Crystolon

Ссылка на автора таблицы http://myplace.frontier.com/~mr.wizard/GLGC/

Соответствие маркировки оригинальных камней для Edge Pro компании Boride по FEPA другим маркировкам

zatochiklinok.ru

Точильные камни и методы заточки стамесок и рубанков

Точильные камни и методы заточки. Заточка ножа рубанка

Обеспечение остроты режущей кромки столярного инструмента – дело первостепенной важности. По сравнению с тупым инструментом, работа с действительно острыми стамесками или рубанками не только позволяет получить идеально поверхность, но и выполняется с легкостью и сопровождается чистым хрустящим звуком разделяемых древесных волокон. Работа с деревом острым инструментом – наслаждение, а тупым – трудная и неприятная задача.

 

 

Нож рубанка или полотно стамески поступают с завода с готовой заточкой, но острыми их назвать нельзя. Поэтому, перед их использованием режущую кромку необходимо выправить или «довести», на точильном камне – оселке, а как только качество их работы станет ниже приемлемого уровня – точить снова.

Как только на режущей кромке появилась щербинка или она деформировалась после многократного затачивания на оселке, необходимо восстановить ту форму, которая была ей придана при изготовлении, на наждачном кругу или крупнозернистом точильном камне.

Остроту деревообрабатывающих инструментов поддерживают путем образования режущей кромки при постепенном стирании металла на специально обработанном абразивном камне. Лучшие из натуральных точильных камней достаточно дороги, но очень неплохие результаты можно получить и с помощью более дешевых синтетически материалов.

Точильный брусок во время заточки должен быть смочен водой или смазан маслом – в зависимости от природы камня, из которого он изготовлен. Это защищает металл от перегрева и создает суспензию, в которую переходят мельчайшие частицы камня и металла, тем самым предохраняя оселок от засорения абразивной поверхности.

Точильные камни следует держать на отдельном рабочем столе рядом с верстаком, чтобы они всегда были под рукой. Хранение камня в упаковочной коробке предохранит от скапливания пыли на его поверхности.

Разновидности точильных камней и брусков: комбинированный брусок с масляным смачиванием, алмазный точильный камень, фасонный точильный камень резчика по дереву, японский точильный камень с водным смачиванием, черный твердый арканзасский камень, твердый арканзасский камень, мягкий арканзасский камень

 

Точильные камни с масляным смачиванием

Большинство деревообработчиков затачивают свой инструмент на прямоугольных блоках или брусках из точильного камня, смоченных маслом. Натуральные арканзасские камни обычно считаются самыми тонкозернистыми из общедоступных видов. Крапчато-серый мягкий арканзасский камень имеет достаточно крупное зерно для быстрой заточки, твердый арканзасский камень (белого цвета) придаст приемлемую остроту режущей кромке, но для окончательной правки используйте черный твердый арканзасский камень. Синтетические эквиваленты этих камней, сделанные из крошки оксида алюминия или карбида кремния, имеют три категории: крупнозернистый, среднезернистый и тонкозернистый.

Некоторые мастера устанавливают камни каждой категории непосредственно на верстаке, чтобы можно было быстро перейти от одного к другому. Однако более экономично покупать бруски, склеенные из камней двух видов зернистости. Обычно объединяют грубое и среднее зерно или среднее и мелкое. Можно приобрести такую же комбинацию из натуральных и искусственных точильных камней.

 

 

Фасонные точильные камни и оселки для резчиков по дереву

Камни с водным смачиванием, имеющие различную форму в соответствии с типом инструмента резчика, выпускаются трех категорий: грубая, средняя и тонкая.

Для правки полукруглых стамесок и долот или инструмента резчика по дереву требуются небольшие камни различной формы. Для этого используются натуральные и искусственные камни различных категорий зернистости, увлажненные или промасленные. Оселки с каплевидной формой поперечного сечения и конические камни наиболее распространены, но также существуют специальные прямоугольные и ножевидные модификации плюс большой выбор «напильников» из точильного камня квадратного, круглого и треугольного сечения. Комбинированные бруски с увлажнением используются для заточки скобелей, топоров и садового инструмента.

 

Алмазные точильные камни

Прочные, износостойкие точильные камни делаются из алмазной крошки, распределенной в пластмассовой основе. Они выпускаются трех типов – экстракрупное зерно, крупное и тонкое. Такие камни могут использоваться даже при выравнивании плоскостей камней с водным смачиванием и натуральных камней с масляным покрытием.

Алмазные точильные камни и бруски

 

Заточка с помощью алмазного напыления

Напыление алмазных частиц из баллончика с особым составом на специальную керамическую пластину-подкладку создает точильную смесь для всех инструментов. Баллончик с частицами размером 15 мк предназначается для общей заточки. Имеются и баллончики с размерами частиц 14 мк (тонкая заточка) и 6 мк (экстратонкая), но для каждой категории существует отдельная керамическая подкладка.

 

Японские камни с водным смачиванием

Увлажненные японские камни, как натуральные, так и синтетические, точат очень быстро и имеют мелкозернистость намного выше, чем у промасленных камней. Она бывает от 800 единиц для грубой категории, 1000 единиц для средней и/или тонкой и до отделочных категорий в 4000, 6000 и 8000 ед.

Натуральные камни с водным смачиванием непомерно дороги, и только наиболее изощренные мастера имеют такие камни высоких категорий. Большинство умельцев, занимающихся деревообработкой, удовлетворяются искусственными камнями, имея один — два натуральных камня такого класса. Комбинированные камни представлены обычными парами. Чтобы повысить качество работы, создайте на его увлажненной поверхности «точильную смесь», натерев ее мелоподобным камнем нагура. Прием особенно эффективен при использовании какого-либо твердого камня экстратонкой зернистости.

 

Уход за точильными камнями

Храните точильные камни так, чтобы на их поверхности не собиралась пыль. При использовании точильного камня в конечном итоге его поверхность становится засоренной, забитой смесью масла и металлической пыли. Как только он перестает нормально точить, натрите его парафином и обработайте грубой мешковиной.

 

Пропитка камней с водным смачиванием

Перед использованием такого камня его следует пропитать водой путем погружения. Грубозернистому камню потребуется для насыщения 4 — 5 минут, а твердому тонкозернистому — немного меньше. Храните такие камни в специальных виниловых коробках, чтобы из него не испарялась влага, и он всегда был готов к применению. Другой способ хранения — держать камень в воде. Ни в коем случае нельзя допускать замораживания такого камня — он почти наверняка треснет.

 

Восстановление точильных камней

После определенного срока работ на точильном камне появляется выработка — впадина, откуда стерлись его частички. Выравнивайте камни с масляным смачиванием шлифовкой карборундовым порошком, смешанным с водой или маслом на стекле. Восстанавливать поверхность камня с водным смачиванием можно шлифовкой на карбидокремниевой наждачной бумаге № 200, прикрепленной к стеклу.

Выравнивание поверхности точильного камня

 

Категории точильных камней

Таблица демонстрирует разнообразие точильных камней и позволяет сравнить эффективность различных способов заточки. Каждому деревообработчику необходимо иметь хотя бы по одному камню средней и тонкой категории.

КатегорияИскусственные  камни, смазываемые  масломНатуральные камни, смазываемые масломЯпонские камни, смачиваемые водой
Экстрагрубая100 – 200 ед.
ГрубаяГрубаяМягкий арканзасский800 ед.
СредняяСредняяТвердый арканзасский1000 ед.
ТонкаяТонкаяЧерный твердый арканзасский1200 ед.
Экстратонкая6000 – 8000 ед.

 

 

Ремни для правки

Наведя инструмент на оселке, применяйте ремень для правки, чтобы удалить остатки заусенцев и довести режущую кромку до остроты бритвы. Для этого можно воспользоваться просто куском толстой кожи или готовым приспособлением — комбинированным ремнем для правки, у которого с одной стороны находится точильный камень, а с трех других — грубая, средняя и гладкая кожа. Смажьте все поверхности, кроме последней кожаной, тонкой шлифовальной пастой.

 

Заточка стамесок и рубанков

Процесс заточки на заводе-изготовителе оставляет на ноже рубанка или стамеске тонкие царапины на тыльной стороне лезвия и плоскости заточки. В результате режущая кромка получается зазубренной и не способна на очень чистую работу. Как плоскость заточки, так и тыльная сторона должны быть выправлены на камнях со средней и тонкой категорией зернистости, чтобы удалить царапины заводской заточки и добиться идеально острой кромки.

 

Выравнивание тыльной стороны нового лезвия

Смажьте камень и положите лезвие всей поверхностью тыльной стороны на камень плоскостью заточки вверх. Водите лезвием по оселку, нажимая на него кончиками пальцев, чтобы оно перемещалось ровно в плоскости, без покачиваний. Повторите операцию на камне тонкой правки, пока сталь не заблестит.

Выровняйте тыльную сторону нового лезвия

 

Правка режущей кромки

Полотна ножа столярного рубанка и стамески заточены пол углом порядка 25º. Некоторые мастера под этим углом делают и правку для работы с мягкими породами древесины, но этот угол слишком слаб для твердых пород. Вторичный скос в 35º точится при выправлении лезвия с тем, чтобы укрепить режущую кромку. Этот процесс заметно ускоряет заточку, так как снимается очень мало металла.

Дополнительная плоскость режущей кромки под углом в 35

Возьмите в правую руку полотно скошенной частью вниз, положите указательный палец вдоль его края. Кончики пальцев свободной руки положите поверх лезвия, а большой палец расположите поперек него снизу, как показано на рисунке ниже. Поместите плоскость заточки на смазанный камень средней зернистости и покачайте полотно, пока не почувствуете, что оно лежит на камне всей плоскостью заточки. После этого чуть увеличьте угол наклона полотна, чтобы заточить вторичную кромку. Кисти рук держите жестко для обеспечения постоянного угла наклона и водите лезвием вперед и назад по всей площади бруска. Полотно немного поверните, чтобы вся режущая кромка была в контакте с камнем. При заточке узкой стамески перемещайте траекторию движения от края к краю бруска для того, чтобы уменьшить его выработку (образование впадины) в средней части. Очень узкие полотна выправляйте на боку камня.

Так держать лезвие при правке
Поверните полотно для одновременной правке всей длины кромки
Перемещайте стамеску по всей поверхности бруска
Проверьте заусенец большим пальцем

Когда ширина новой плоскости заточки достигнет примерно 1 мм, переходите к оселку с более тонкой зернистостью и повторите процесс. Правка на обратной стороне лезвия образует заусенец, который вы можете почувствовать, проводя по этому месту большим пальцем. Уберите его перемещением всей плоскости тыльной стороны по бруску, затем – несколькими легкими движениями по камню плоскостью заточки и, наконец, повторной правкой тыльной стороны. Этот процесс обломит заусенец и заострит режущую кромку.

Сформированная дополнительная плоскость кромки. Маленький скос при правке режущей кромки усиливает полотно

 

Использование направляющего приспособления

Ручная правка — быстрый и эффективный процесс, но, если вы не владеете техникой, можно установить нож рубанка или стамеску в специальное приспособление, которое обеспечит необходимый угол при их заточке.

Использование направляющего приспособления для заточки.

Существует много конструкций, но все они выполняют одинаковые функции.

Приспособление для заточки стамески под углом

 

Заточка круглых стамесок

При заточке круглой стамески с внешней кромкой поверните брусок поперек и перемещайте инструмент от края к краю по длине камня, описывая «восьмерку», чтобы ровно снимать металл. Заусенец с внутренней стороны желобка стамески снимите смоченным фасонным оселком. Пользуйтесь тем же оселком при правке внутренней режущей кромки полукруглой стамески. Заусенец удаляйте, водя горизонтально стамеской от края до края бруска и покачивая полотно. Стамески для резьбы по дереву затачиваются так же. Пользуйтесь ножевидными оселками или надфилями из точильного камня для обработки специализированных резцов, например V-образной формы, или квадратными.

Правка стамески с внешней кромкой
Снимите заусенец фасонным оселком
Правка стамески с внутренней кромкой
Снимите заусенец на камне с масляным смачиванием

 

Заточка японских полотен

Японские рубанки и стамески выправляют похожим образом, но есть и существенные отличия из-за особенностей их внутренней структуры. Поскольку каждое японское лезвие имеет режущую кромку повышенной твердости, отпадает необходимость ее усиления путем формирования дополнительной плоскости заточки.

Выборка материала на тыльной стороне полотна утоньшает его. Это создает более узкую полоску режущей кромки, которую легче прижать к оселку всей поверхностью. Повторные заточки в конечном итоге изнашивают режущую кромку до начала выемки, и она как бы разрывается в середине.

Чтобы снизить негативные последствия этого, после каждой заточки тыльную сторону немного расплющивают. Однако это быстро изнашивает полотно и довольно трудоемко при заточке широких стамесок и ножей рубанков. Японские мастера предпочитают периодически восстанавливать кромку выплющиванием металла из мягкой части полотна в его кромочную область с помощью молотка.

 

Выравнивание нового полотна

Как и с западными полотнами, тыльную сторону новых стамесок и рубанков перед первой заточкой выравнивают. Поскольку металл весьма твердый, это делается на стальной правильной плите или пластине с использованием карборундовой или карбидокремниевого порошка, смешанного с небольшим количеством воды. Держите полотно плотно прижатым к правильной полосе (длинные стороны перпендикулярны направлению перемещения и длинным сторонам полотна), с усилием прижимая его деревянным бруском.

Выравнивание полотна. Точите тыльную сторону полотна, оказывая на него нажим через деревянный брусок.

Когда узкая полоска вокруг поднутрения станет равномерной по цвету и структуре, повторите операцию с более тонким порошком. Начисто вытерев полотно, переходите к среднезернистому точильному камню для продолжения выравнивания тыльной стороны. Заканчивайте выравнивание на камне тонкой категории, работая до тех пор, пока металл не заблестит как зеркало. Правка режущей кромки выполняется так же, как и с западными лезвиями, но точите всю площадь скоса заточки. Не формируйте второй угол заточки.

 

Обработка тыльной стороны

Восстановление ведущей кромки тыльной стороны при наличии поднутрения — работа достаточно тонкая. При традиционном подходе тыльная сторона помещается на торец деревянного бруска. Прямоугольным молотком наносят легкие удары по плоскости заточки, выдавливая металл из тыльной стороны к краю поднутрения и заполняя брешь в режущей кромке. Удары должны наноситься в пределах мягкой части скоса заточки полотна.

Обработка тыльной стороны с поднутрением. Один из способов — выстукивание молотком по мягкой части плоскости заточки.

Твердая режущая кромка очень хрупкая и треснет, если по ней ударить молотком. После восстановления тыльная сторона выравнивается, как было описано ранее.

 

Стенд для обработки тыльной стороны

Поскольку качественная работа молотком требует определенного навыка, можно использовать специальный стенд. Тяжелый металлический стержень, проходящий через направляющую трубу, ударяет по скосу заточки полотна, лежащего на металлической наковальне. Другой способ восстановления японских лезвий – обращение к специалисту.

 

 

 

 

Что бы еще почитать?

remstd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *