Содержание

Засадный полк — Православие сегодня

Революция и Гражданская война перемолотили Россию в щебень, в песок, и, казалось, никто уже не сможет сцементировать, спечь эту шуршащую тонкую массу хотя бы в конгломерат.

Победой не окуплены потери, победой лишь оправданы они

Россия была обречена на гибель – так думали немцы и с ними весь буржуазный капиталистический мир.

Но в 1943 году наступил неожиданный перелом в войне – немцев поперли назад в свое логово. Формальные «союзники» Советской России, уже готовые к союзу с немцами, сначала ошалели, затем быстро переориентировались и наконец-то открыли Второй фронт.

Что же произошло? Почему отступали до Москвы, имея государственную монополию на производство, централизованную и опять же государственную экономику, сильную кадровую армию, мощное для своего времени вооружение? Отчего миллионами попадали в плен, проявляя чудеса малодушия и трусости? Как это получилось, что почти поверженный, обескровленный, лишенный веры в Бога, разобщенный по классовому признаку народ вдруг восстал, как из пепла, расправил плечи и стал показывать «кузькину мать»? Война, заградотряды и мудрые политкомиссары заставили поверить в новую идеологию? Бог вспомнил о русских, отвергнувших Его? Гений товарища Сталина вдохновил? Или опять вышел из укрытия некий засадный полк, как на Куликовом поле?

Подобные вопросы задавали все без исключения: враги, союзники, нейтралы и втайне ночью под шинелью сами политкомиссары. В большинстве своем они все-таки были русскими, а значит — мыслящими «себе на уме», соразмеряющими, что и почем. Оглашенных идиотов, свято веривших в идеалы мировой революции, было среди них совсем мало.

Задавал их и один немец – Курт Книрш, капитан вермахта, всю оставшуюся жизнь положивший, чтобы найти ответ. У него была блестящая карьера: в двадцать один год командир батальона, дошел до Москвы, отступал до реки Березина, где раненым попал в плен. В 1946 году за ударный труд был отпущен домой с вологодского лесоповала. Потомственный военный, он потерял покой и сон, отказался от службы в бундесвере, отверг завидные предложения американцев, англичан и одержимо рылся в архивах, сопоставляя цифры, факты. Изучал аналитические отчеты и справки, выучил русский, переписывался со всеми уцелевшими генералами вермахта, мечтал о наших архивах, но они были за железным занавесом. По всему выходило, что Россия должна быть повергнутой. А она победила.

Пересчитывать количество танков и живой силы, разбирать диспропорции, изучать тактику и стратегию, полководческое искусство, биографии Сталина и Жукова оказалось занятием безрезультатным.

Наконец в конце 80-х занавес рухнул, архивы открылись, но и там не было ответа. Тогда немецкий комбат пошел в народ — в русский народ. И только в этом путешествии постаревший, но все еще одержимый капитан наконец-то соединил все пряди, замкнул все круги своих изысканий. Истина лежала почти на поверхности, но из-за идеологических шор ее никто не замечал, или не хотел замечать.

На защиту Отечества поднялась коренная Русь. До середины 1942 года в регулярную армию брали молодняк, воспитанный на новых коммунистических идеалах, а когда он уже догорал в пекле войны, стали призывать старшее поколение – до 50-летнего возраста включительно. На фронт пошла коренная Россия – это выражение того немецкого комбата. Пошла коренная Россия, дух которой был вскормлен на традиционных русских ценностях, а главная из них – защита Отечества. На передовую пришли зрелые мужики, без комсомольского задора и партийных марксистских воззрений.

Тот самый засадный полк.

В Нарыме – месте ссылки кулачества – о начале войны узнали только через несколько дней, когда к пристани причалила баржа и на берег вышел пьяный комендант комендатуры НКВД, исполнявший обязанности военкома. Началась мобилизация. И пока он собирал редких для этих мест безусых комсомольцев и лояльный к власти молодняк призывного возраста, ссыльные бородатые кулаки собирались сами. Молча, деловито, с котомками, с запасом продуктов и табака, без гармошек и свистопляски. Некоторые из них надели старые гимнастерки, в коих когда-то пришли с Первой мировой. Говорят, даже с чудом сохранившимися крестами и медалями. Жены пришли провожать, но стояли отдельно и тоже молча, никто не плакал, не причитал. Однако всесильный в Нарымском крае комендант посадил комсомольцев на баржу, а кулакам погрозил кулаком: «А вы, суки, недостойны защищать Советскую Родину!».

Эта фраза передана дословно, в том виде, как услышана от очевидцев.

Баржа отчалила, кулаки также молча разбрелись по баракам и землянкам. В следующую навигацию, через год, комендант опять приплыл на барже в Нарым, на сей раз трезвый. Ссыльные переселенцы словно ждали этого момента, опять молча самостоятельно собрались, встали на берегу. Комендант велел сбросить им трап, выставил бочонок с водкой, а сам ушел в трюм. Весь путь до сборного пункта в Колпашеве ни разу не вышел на палубу, ни слова не сказал. Кулаки извинения коменданта не приняли, и к водке не притронулись. Вероятно, ждали иного — покаяния словом. Не дождались.

В 1945 году назад их вернулось немного в сибирскую глушь — отбывать оставшийся срок ссылки. Говорят, комендант после этого запил горькую. Будучи нетрезвым, вывернулся из обласа (лодки) и утонул в Оби.

Мы все помним картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Обратите внимание на построение русских полков: в первых рядах стоят старики, за ними – поколение помладше, а основную гущу войска составляют молодые, здоровые и сильные. Это древний скифский способ построения боевого порядка, гениальный по психологическому замыслу. Первые ряды в стычке с супостатом погибают первыми, это, можно сказать, смертники, потому они в белых рубахах и фактически не имеют доспехов. Отсюда взялась пословица: «Не суйся поперед батьки в пекло». Деды должны умирать на глазах внуков, отцы – на глазах сыновей, и их смерть наполнит сердца молодых яростью ратного духа, вплетет составляющую личной мести. А слово «месть» от места – чисто воинский термин, когда молодой занимает место в строю погибшего старшего из рода.

В красных академиях такой науки не преподавали и выстраивали войска по идеологическому принципу: коммунисты и комсомольцы – вперед. Вот и драпали они назад, пока не докатились до Москвы, а тут и небо стало с овчинку.

А есть ли она сейчас, коренная Россия, найденная немецким комбатом? (Кстати, вернувшись в свой фатерлянд, он скоропостижно скончался – исчез смысл жизни.) Существует ли еще засадный полк, который в решающий час способен выйти из дубравы и вступить в бой?

Василий Скакун

Источник: Вечерка

pravtoday.ru

Куликовская битва кратко: дата, события, значение

Русский мужик долго запрягает, но быстро едет

Русская народная пословица

Куликовская битва случилась 8 сентября 1380 года, но этому предшествовал целый ряд важных событий. Начиная с 1374 года отношения между Русью и Ордой стали заметно осложняться. Если раньше вопросы уплаты дани и главенство татар над всеми землями Руси не вызывали обсуждения, то теперь стала складываться ситуация, когда князья начли чувствовать собственную силу, в которой видел возможность дать отпор грозному врагу, который долгие годы разоряет их земли. Дмитрий Донской именно в 1374 году фактически разрывает отношения с Ордой, не признавая власти Мамая над собой. Такой вольнодумие нельзя было оставлять без внимания. Монголы и не оставили.

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы,  произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки.  Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил  в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них.  Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

istoriarusi.ru

Подвиг преподобного Сергия Радонежского — блог Сергея Трофимовича Алексеева — ЖЖ

Так, подвиг преподобного Сергия Радонежского состоит не только в том, что он был страстным молельником и поборником православия, а более в его нехарактерных для инока действиях, направленных на собирание нации. Благодаря его подвигу и подвигу его учеников (элиты) возникли не только монастырские братства, но и вся закабаленная Русь прониклась братской любовью (чувственное, совестливое сознание), которая и положила начало освобождению от ига.

Опыт самоорганизации этноса и вытекающее отсюда следствие – вскармливание элиты («кормить» – это не значит давать пищу, как сейчас понимается в обществе потребления; «кормить» – править кормовым веслом) можно рассматривать не только на основе казачества; есть еще один ярчайший, но почти неизвестный пример – подвиг Сергия Радонежского, которого принято видеть лишь святым угодником и страстным молельником. Ситуация в раздробленной и покоренной Руси была ничуть не лучше нынешней: обложенная данью, терзаемая нескончаемыми набегами Золотой Орды с юга, крестоносцами с севера, а также внутренними междоусобицами страна, казалось бы, вообще была не в состоянии выкормить элиту, способную поднять и совокупить духовно-волевой потенциал.
Но что произошло? Никому тогда не ведомый монах уходит в леса и создает там первый на Руси монастырь, куда стекаются некие люди, в том числе и высокородного, боярского происхождения. Никто на Руси, а тем паче в Орде, тщательно контролирующей огромные пространства, не знает, что делается в Сергиевой обители. Вскоре оттуда по Русскому Северу, будто рои из улья, разлетаются ученики Радонежского и тоже основывают десяток монастырей, куда также собираются некие отроки-послушники. А в свой срок уже ученики учеников разбредаются по лесам и закладывают новый «духовный рубеж» потаенных монастырей.
Таким образом на протяжении примерно тридцати лет было создано около тридцати (!) монастырей – рекордное, никем никогда в истории христианства не повторенное деяние, которым бы Церкви гордиться надо. А она почему-то стыдливо умалчивает или не придает должного значения этой стороне подвига Сергия Радонежского.
Что за монахи сидели в этих тайных обителях, мир того времени узнал лишь на Куликовом поле. Или чуть раньше, когда прославленный полководец, однажды уже разгромивший войска Мамая на р. Вожа, Великий князь Дмитрий Иванович, будущий Донской, вдруг ни с того ни с сего просит благословения не у официального иерарха, а у малоизвестного монаха Сергия. И почему-то берет у него двух странных черноризных иноков, неприемлемых для христианства вообще и православия в частности: иноков-воинов с языческими именами Ослябя и Пересвет, хотя известно, что такого быть не может по определению, ибо монах – живой мертвец, не имеет права брать в руки оружия, тем паче носить нехристианское имя после пострига. Кроме того, они – настоящие богатыри, а не полузаморенные аскетичные постники и способны сражаться с богатырем противной стороны – Челубеем, такой же исторической личностью, как и сами Ослябя и Пересвет (есть их реальные могилы).
И еще, невесть откуда у Дмитрия оказывается Засадный Полк – неизвестное, прекрасно обученное и экипированное «спецподразделение», почему-то не имеющее своего командира, что вообще невозможно для той эпохи. (У каждого полка, пришедшего на Куликово поле, был свой воевода.
– чужому никто не станет подчиняться, таковы правила времени.) Командовать засадниками Дмитрий назначает своего боярина, князя Боброк-Волынского, или Бренка, передав ему свои одежды и броню, – имя звучит на немецкий манер, но на самом деле это прозвище и абсолютно русского происхождения: «бренк», или «бренка», означает тощего человека, буквально скелет, бренчащий костями.
В критический момент он выводит Засадный Полк из дубравы и решает исход битвы. Можно себе представить, что творили на бранном поле эти четыреста – семьсот человек, сражаясь с силами примерно со стократным перевесом. Воины в буквальном смысле купались в крови, ибо когда одна плотная масса проникает в другую, начинается давка похлеще, чем в метро в час пик; там богатырским своим мечом не размахнешься, а орудовать приходится засапожником, колычем, а чаще всего оружием для рукопашного боя – наручами. Представляют они собой стальную пластину с полуобхватом запястья и тремя ремешками, которыми наручи плотно пристегивают к внешней стороне обеих рук до локтевого сгиба поверх кольчуги. Для удержания их в ладонях есть рукоятки, а на них сверху и снизу, а также спереди и сзади наручей имеются короткие, до пяти-шести сантиметров, острые конусные зубья – жала, для того чтобы пробивать любую кольчугу или панцирь. Подготовленный, натренированный боец с одними только наручами, как нож в масло, проникает сквозь любую вражескую массу, в том числе и вооруженную мечами и саблями, собственно откуда и возникали легенды о заговоренных, ни мечом, ни стрелою не уязвимых воинах. Это особый, сейчас практически забытый вид рукопашной борьбы в толчее сражения. Засадный Полк был подготовлен в Сергиевых обителях прежде всего психологически – именно для такого многочасового боя, когда надо разить супостата, когда с ним лицо в лицо, когда надо плавать в крови его и ходить по горячим еще трупам. Подобной подготовки невозможно достичь, используя христианские нормы морали и нравственности.

Сергию Радонежскому удалось, казалось бы, невероятное: используя двойную маскировку – от официальной Церкви и неоднородного, зачастую предательского общества, на основе древних традиций, обычаев и верований (христианские догмы не годились для воспитания этого «спецназа»), воссоздать духовно-волевой потенциал и вскормить элиту внутри этноса, которую составляли не только ученики преподобного Сергия, но в большей мере представители светского, княжеско-боярского сословия. Образ Радонежского, словно незримый стяг, реял над головами многих потомков, благодаря чему элита просуществовала целый исторический виток и только с реформами Петра была заменена на новую…

Сергей Алексеев «Россия: мы и мир»

stragasevera.livejournal.com

Куликовская битва: как князь Дмитрий Мамая перехитрил

Опубликовано в Воентернете

Ровно 633 года назад, 8 сентября 1380 года, русская рать под предводительством князя Дмитрия Ивановича нанесла сокрушительное поражение войску ордынского хана Мамая на Куликовом поле. Победу русским принёс внезапный удар Засадного полка в тыл и фланг прорвавшимся монголам. Но, как ни странно, до сих пор нет чёткого ответа на вопрос: как Дмитрий сумел перехитрить Мамая и заставил его войска «подставиться» под решающую атаку.

Начну, как обычно, с предыстории, тем более, битве предшествовал целый клубок политических хитросплетений в Восточной Европе. Итак, вторая половина XIV века. Русь находится в зависимости от монгольской Золотой Орды, но в стране уже наметились центробежные тенденции: «собирателем земель» становится Москва. Здесь княжит молодой Дмитрий Иванович, после Куликовской битвы оставшийся в истории под прозвищем Донской. Москва успешно борется с мятежной Тверью, а в начале 1370-х годов, пользуясь чехардой ханов в Орде, фактически выходит из повиновения монголам. В то же время на западных границах Руси растёт вполне себе независимое Великое Княжество Литовское, которое тоже имеет свои виды на русские земли. Открытое противостояние начинается после того, как в Орде утверждается на троне бывший темник (т. е. начальник 10-тысячного отряда, этакий дивизионный командир) по имени Мамай. В 1378 году он отправляет на Русь крупное войско под началом мурзы Бегича. Князь Дмитрий встретил это войско на реке Воже и разбил наголову, после чего Мамай начал готовить масштабное вторжение.


Русское войско на Куликовом поле (репродукции — с картин художников XIX-XX веков)

Обе стороны, как водится, активно искали себе союзников. Мамай заручился поддержкой одного из крупнейших в то время торговых городов Западной Европы — Генуи — и получил в своё распоряжение отряды пеших генуэзских копейщиков. На стороне ордынского хана ожидаемо выступил литовский правитель Ягайло, зато его братьев, Дмитрия и Андрея Ольгердовичей, московскому князю удалось переманить на свою сторону. В плюс Дмитрию Ивановичу стоит, по всей видимости, занести и историю с рязанским князем Олегом, которого Мамай и Ягайло считали своим союзником. Ягайло должен был напасть на русских, предварительно соединившись с дружиной Олега, но рязанец его, говоря современным языком, «продинамил» — попросту не явился на оговоренное место (есть все основания полагать, что это случилось не без помощи Москвы). 40-тысячное войско Литвы опоздало к битве, а после поражения Мамая было вынуждено уйти обратно ни с чем.


Великий князь Дмитрий Иванович по прозвищу Донской. Портрет из «Царского титулярника» 1672 года

Монгольское вторжение началось в конце лета 1380 года. Московский князь не стал отсиживаться за стенами крепостей, а вышел с войском навстречу, намереваясь разбить Мамая до того, как он соединится с армией Литвы. Перейдя реку Дон и перегородив таким образом Мамаю дорогу в русские земли, Дмитрий Иванович расположил войска на Куликовом поле — обширной и довольно болотистой равнине между тем же Доном и речкой Непрядвой. Традиционно схема построения войска, в которое входили отряды профессиональных воинов почти всех русских княжеств, изображается так. Впереди — Сторожевой и Передовой полки. В центре — Большой полк, состоящий в основном из пехоты, которая вооружена копьями против конницы, арбалетами, а также мечами для плотного, контактного боя. Справа и слева — соответственно полки Правой и Левой руки (частично конные, частично пешие), а чуть дальше за полком Левой руки, в Зелёной дубраве на холме — Засадный полк из отборной тяжёлой конницы. Кроме того, московский князь выделил в резерв сильный пеший отряд литовского князя-перебежчика Дмитрия Ольгердовича. Общая численность русского войска, по современным оценкам, составляла порядка 60 тысяч человек. Мамай привёл на поле боя около 90-100 тысяч монгольской конницы, в том числе знаменитых конных лучников, но не будем забывать о генуэзской пехоте: чтобы успешно биться с центром русских, эти подразделения должны были насчитывать не менее 10-15 тысяч бойцов. Основные силы монголов участвовали в битве с первых минут, но при ставке хана, на Красном холме, находился небольшой резерв.


Современная реконструкция русской пехоты в Куликовской битве

Ход сражения 8 сентября обычно описывается так: монголы прорвали левый фланг русских, на котором удобнее всего было действовать лёгкой коннице, вышли в тыл Большому полку, угрожая разгромом всей армии московского князя. Но вместо этого получили сокрушительный удар Засадного полка. Известный историк И.Б.Греков выдвинул версию (и я склонен согласиться с ней), что отступление Полка левой руки планировалось заранее — с целью подставить ордынскую конницу под удар русской засады.

Интересный момент: зачем Дмитрию Ивановичу понадобились сразу два, по современной терминологии, авангарда? Что касается Сторожевого полка, то его задача, в общем, понятна — втянуть монголов в сражение, пока к месту битвы не подоспел Ягайло (отсюда, возможно, и легенда о поединке русского инока Пересвета с монгольским богатырём Челубеем). Но к чему ещё и Передовой полк? Историки высказывают разные мнения. А.В.Митяев, например, считает, что этот полк должен был принять на себя первый и самый яростный натиск ордынцев. И.Б.Греков пишет, что никакого Передового полка на самом деле не было — просто Большой полк стоял в две линии, подобно тому, как за 400 с лишним лет до этого князь Святослав строил свои войска при Доростоле. Версия интересная, но, на мой взгляд, есть ещё одно возможное объяснение: манипуляции с Передовым полком должны были отвлечь монголов от прочёсывания местности в поисках засад.


Поединок инока Александра Пересвета и монгольского богатыря Челубея. На самом деле, вероятно, был одним из эпизодов боя русского Сторожевого полка с передовыми монгольскими частями

Но ключевой вопрос касается всё-таки Засадного полка. А именно: каким образом ордынский военачальник проморгал исчезновение из строя русских отборной тяжёлой кавалерии?Даже в монографиях, посвященных истории Руси XIV века, этот вопрос освещён очень слабо. Мол, не подозревал Мамай, что русские могут устроить засаду. Но это очевидная неправда! Несомненно, Мамай имел на Руси множество лазутчиков. Он наверняка был хорошо осведомлён о примерном количестве войск у Дмитрия, в том числе — о соотношении пехоты и конницы. Более того — монголы были отлично знакомы с тактикой русских князей ещё со времён битвы на реке Сить 1238 года. Малоизвестный факт — засадный полк владимирского князя Юрия тогда был своевременно обнаружен и разбит войсками Батыя, что предопределило поражение русичей. Так что Мамай предвидел возможные сюрпризы — не случайно он оставил резерв при ханской ставке.


Традиционная схема Куликовской битвы. Правда, авторы «потеряли» Сторожевой и Передовой полки великокняжеского войска

Однако ордынец даже помыслить не мог, на какой серьёзный риск решится Дмитрий. Летописи сообщают, что Засадный полк на Куликовом поле составлял чуть ли не треть всего русского войска — то есть, порядка 15-20 тысяч бойцов. По существу, князь Дмитрий Иванович применил приём гораздо более поздних войн — разделил одну армию на две, причём каждая действовала в бою самостоятельно, по обстановке. Это нарушало все тогдашние правила войны, и к такому ходу Мамай оказался не готов — его резерв, судя по всему, был в разы меньше русской засады, что и привело к поражению монголов.

Совершенно замечательно русский князь определился с командованием Засадного полка, а по сути — второй армии. Его командиром был назначен князь Дмитрий Боброк-Волынский — опытнейший воевода, у которого сам Дмитрий Иванович учился военному делу. Именно Боброк должен был решить, когда именно Засадный полк вступит в бой. А в пару к нему, своего рода заместителем, был приставлен удельный князь Владимир Серпуховский по прозвищу Храбрый, который ранее успешно воевал на стороне Москвы против Твери и Литвы и пользовался непререкаемым авторитетом у воинов.

Версию о том, что Мамай подозревал о засаде, отчасти подтверждает ход битвы. Хан Золотой Орды первоначально обрушил главный удар вовсе не на Полк левой руки, а на центр русского расположения. Здесь действовала умелая и закалённая в боях генуэзская пехота, которую поддерживала своими наскоками конница монголов. В жестоком бою пал боярин Бренок, охранявший княжеский стяг, а сам Дмитрий, который бился в первых рядах вместе с простыми воинами, был контужен и, с трудом выбравшись из схватки, добрался до перелеска (там его и найдут после битвы — без сознания, в помятых доспехах, но живого и без серьёзных ран). Строй Большого полка почти распался надвое, но положение спасли владимирские и суздальские дружины под командой князя Глеба Брянского — они вытеснили ордынских воинов из образовавшейся бреши и восстановили боевой порядок.


Так изображалось «Мамаево побоище» в русских летописях

У Мамая не оставалось других вариантов, кроме как атаковать Полк левой руки. Казалось, всё идёт по плану московского князя, но бойцы русского полка не смогли проявить достаточно хладнокровия, и притворное отступление превратилось в настоящее бегство. Судьба битвы повисла на волоске. Отход смог остановить резервный отряд Дмитрия Ольгердовича. Пешая рать литвинов встала стеной на пути монгольской конницы, и именно в этот момент Боброк отдал приказ об атаке Засадному полку. Тысячи ордынцев, смявших левый фланг русских, оказались, образно говоря, между молотом и наковальней. «Молотом» были тяжёлые всадники Боброка и Владимира Храброго, буквально летевшие под попутным ветром с холма на равнину, а «наковальней» — литвины. Мамай бросил в бой резерв, но навстречу ему перешли в контратаку Большой полк и Полк правой руки. Монгольское войско дрогнуло, военачальнику изменило присутствие духа — Мамай бежал, а следом побежала и вся его огромная армия.


Атака Засадного полка в Куликовской битве стала переломным моментом сражения

На плечах бегущих 50 вёрст висела русская конница, и в итоге, как сообщают летописцы, с поля боя ушёл лишь каждый девятый из монгольских воинов. Вскоре погиб и сам Мамай. Русские потеряли около трети армии, то есть — порядка 20 тысяч человек, но эти жертвы были не напрасны. Хотя зависимость Москвы от Орды вскоре восстановил новый хан Тохтамыш, миф о непобедимости монголов был развеян раз и навсегда. Русь медленно, но последовательно освобождалась ордынских пут, окончательно сбросив их ровно 100 лет спустя — в 1480 году, при правнуке Дмитрия Донского Иване III.

Любопытный факт. Самый яркий эпизод Куликовской битвы, похоже, нашёл отражение в западном кинематографе. Речь идёт о знаменитой трилогии режиссёра Питера Джексона «Властелин колец». В конце второй части («Две башни») на помощь людям-роханцам, осаждённым силами зла, приходит тяжёлая конница того же Рохана. В фильме эта атака — с высоты на равнину, во фланг и тыл прорывающемуся противнику — почти с абсолютной точностью воспроизводит удар Засадного полка на Куликовом поле. К слову, в оригинальной книге Дж.Р.Р.Толкиена эпизод выглядит совершенно по-другому.


Роханская конница во «Властелине колец» — как ни странно, во главе с эльфом

artofwars.livejournal.com

Угланов В.Ю. | Алексеев С. | Волчья хватка

ДВОЙНАЯ МАСКИРОВКА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

      Сергию Радонежскому удалось, казалось бы, невероятное: используя двойную маскировку – от официальной Церкви и неоднородного, зачастую предательского общества, на основе древних традиций, обычаев и верований (христианские догмы не годились для воспитания этого «спецназа»), воссоздать духовно-волевой потенциал и вскормить элиту внутри этноса, которую составляли не только ученики преподобного Сергия, но в большей мере представители светского, княжеско-боярского сословия. Образ Радонежского, словно незримый стяг, реял над головами многих потомков, благодаря чему элита просуществовала целый исторический виток и только с реформами Петра была заменена на новую.
     Сергей Алексеев      «Россия: мы и мир»

Волчья хватка 1,2 Сергей Алексеев


АРСЕНАЛ ЗАСАДНОГО ПОЛКА СЕРГИЯ

     Основной риск открыть тайный арсенал Засадного Полка заключался не в «высшем пилотаже», общеизвестном среди араксов и в какой-то степени ставшим достоянием людской, мирской молвы, пусть в виде легенд, мифов и суеверий. Настоящий шок и последующее немедленное действие мог вызвать иной трюк, весьма современный, ибо новая, неожиданная грань состояния Правила была открыта случайно и всего около ста лет назад.
     Собранные в монастыри воины, воспитанное и посвящённое в древние тайны царских скифов-араксов чёрное воинство, тогда называемое просто иноческим войском, было передано князю Дмитрию из рук в руки и определено Сергием Радонежским как засадный полк (откуда потом и возникло название). Тысяча засадников после поединка Пересвета с Челубеем стояли в привычном месте — в дубраве Куликовского Урочища и ждали своего часа. И когда он пробил, вышли и мечами, засапожными ножами, а то и просто рукопашным боем решили исход битвы.
     Это был шок для противника, когда один Сергиев воин дрался с тремя-четырьмя десятками пеших и конных врагов и был неостановим ни саблей, ни ударом копья или пущеной стрелой. Они в буквальном смысле прорубали в рядах монголов одновременно тысячу дорог, по которым потом устремлялись оставшиеся в живых княжеские дружинники, и страшны были своей неуязвимостью. Почти не имея доспехов — широкие пояса да железные бляхи, прикрывающие сердце — араксы невероятным образом уворачивались от смерти и поражали воображение не только противника; свои взирали с удивлением и страхом, ибо чудилось, что это не засадный полк вышел из дубравы — десница Господня, спустившись с небес, разит поганых.
     Они и сейчас, коль явился бы Сергий и собрал весь Полк, смогли бы одолеть супостата с засапожниками и наручьями, но с началом века электричества и проводной связи засадниками было замечено одно странное явление: если поблизости от Урочища, где происходил поединок, или рядом с домом аракса, где он вздымался на правило, оказывалась линия или электроприборы, то время от времени случался пожар. Ни с того ни с сего загорались провода, лопались и гасли лампочки, вылетали предохранители и дымились электромоторы.
     И когда эти происшествия наконец-то соединили с состоянием Правила, точнее, с холостым выбросом энергии, если аракс набирал её, а потом отказывался от реализации в том или ином упражнении, но не опускался на землю, чтобы заземлиться, — только тогда стало ясно, каким оружием обладает теперь Засадный Полк.
     И не зря говорят, все новое — хорошо забытое старое: сразу же вспомнили, что были когда-то в Сергиевом воинстве иноки, способные останавливать грозу, отклонять молнии или, наоборот, насылать их на супостата. И все поголовно, кто овладел Правилом, обладали способностью не просто выбрасывать рассеянные мощные заряды в стратосферу, отчего иногда и над южными районами светилось полярное сияние, но сворачивать, скручивать его в небольшой и сверхнасыщенный энергией шар, обыкновенно называемый в миру шаровой молнией. Мало того, каждый аракс мог управлять шаром, как хотел, ибо её, на первый взгляд, стихийный, подчинённый ветру и сквознякам полет подчинялся строжайшей воле того, кто произвёл его на свет.
     Этот летающий сгусток энергии мог преодолевать огромные расстояния, подпитываясь на ходу единственной пищей — золотом, к которому имел притяжение, как к сверхпроводимому и аппетитному энергетическому продукту. Потому часто шаровая молния, брошенная на произвол судьбы, появлялась возле золотых рудников, в хоромах богатых людей, а если прижмёт, то и в бедных домах, чтобы слизнуть с пальца венчальное колечко или нательный крестик. 

ЯРОЕ СЕРДЦЕ ЗАСАДНОГО ПОЛКА

     Преподобный Сергий собирал в свои монастыри не кротких овечек, не послушное стадо рабов Божьих, но воинов, имеющих от рождения Ярое сердце. Суть Засадного Полка в том и состояла, чтобы внезапным, неотвратимым и беспощадным ударом нанести сокрушительное поражение врагу, всадить засапожный нож в самое сердце, перехватить ему жилы, переломать кости и вышибить мозги. Тут действительно придётся идти по трупам и плавать в крови. Душа мирского человека, рождённого, чтобы жить и наслаждаться великим даром жизни, даже при особой любви к отечеству и ненависти к врагам не могла бы остаться чистой и непорочной.
     Засадники, принявшие постриг к иной, иноческой жизни, брали на себя все грехи мира…
     Вместе с утратой ярого сердца аракc переставал быть араксом — защитником, и выходил из лона Сергиева воинства. Ражный ещё не вышел, однако теперь явственно осознал, что связан с ним не особым состоянием духа, а формально, по принадлежности к древнему роду засадников. Поджаров заметил это, когда просматривал видеозапись поединка с Колеватым, где Ражный и на самом деле снял рубаху лишь потому, что не хватало в сердце воинской ярости… 

МАГОГ — СЕВЕРНЫЙ БОГАТЫРСКИЙ НАРОД

     Так вот, судя по этим преданиям, Ражный сделал вывод, что такое явление, как Ослаб, восходит к древним скифским временам, ибо оно полностью отождествляется с Гогом — князем северного богатырского народа Магог. Во всех сказках о военных походах этого народа на восток, его князь Гог был ослабленным по особому ритуалу: ему распаривали руки и ноги в «немтыре» — горячем отваре травы, от которой немели, становились бесчувственными мягкие ткани, после чего он сам подрезал себе сухожилия, и так, чтобы оставалась возможность передвигаться, ездить на коне, совершать руками нехитрые действия. Но нельзя было владеть ни мечом, ни другим оружием, ни даже ударить кулаком. Если сухожилия срастались и крепли, то князь подрезал их снова или слагал с себя верховную власть. Когда же они рвались, Ослаб был обязан сложить свои полномочия, и не по причине своей неподвижности; разорванные сухожилия означали, что духовный управитель управлял не только словом… 
     Точно такой же ритуал совершал инок, которого на тайном соборе пожизненно избирали Ослабом.
     Главным оружием Гога и Ослаба оставалось вещее слово.
     Ослаб не только вершил суды и управлял духовной жизнью Воинства; обязанности походного судьи, прокурора и полкового священника занимали времени меньше, чем основной его труд — Радение о будущем. Здесь он становился предсказателем, оракулом, астрологом, тонким аналитиком и ретивым молитвенником. Прежде чем протрубить Сбор Засадного Полка, Ослаб должен был получить благое слово Преподобного Сергия, который денно и нощно молился на небесах за всё русское воинство.
     Именно для Радения о будущем Ослаб собирал опричину, бывшую ему глазами и ушами. Он никогда не выходил в мир из своей кельи, расположенной неподалёку от боярских хором, за исключением момента, когда объявлял Сбор Засадному Полку. А так обычно довольствовался тем, что ему приносили приближённые араксы и иноки, которых он рассылал по всему свету.
     Его вотчиной была Судная Роща, где старец не только судил и наказывал провинившихся араксов; здесь, как в глубокой древности, вершились все самые важные праведные дела и принимались судьбоносные решения.
     На древе Правды в Судной Роще не было живого места от жертвенных знаков, когда-то вбитых, вколоченных в его ствол. Ражный стоял под ним и слушал, как трещат и лопаются живые волокна…
     Суд начался в тот же миг, как появился Ослаб — глубокий медлительный старец в чёрной рясе схимо-монаха. На вид он был иссохшим, утлым, выветрелым от времени, однако былую мощь выдавал низкий, далеко не старческий голос и жёсткие на вид, длинные седые волосы, охваченные главотяжцем. Бороду он не носил, дабы лицо было всегда открытым, но не брил её, а выщипывал суровой нитью. Взгляд его казался самоуглублённым и, верно, оттого расплывчатым, неуловимым; в руках Ослаб держал костяные чётки, увенчанные крестообразным мечом.

КТО ТАКОЙ ОСЛАБ

     Само существование Ослаба, сама фигура этого старца была, пожалуй, самой таинственной, сакральной частью Сергиева Воинства. Некоторые вольные араксы, ведущие более мирской, бытовой образ жизни, никогда с ним не встречались и закономерно считали его некой притчей, мифом, символом, которого нет на самом деле, что он — сосредоточение мудрости, своеобразный духовный канон, по которому полагается жить защитнику Отечества и с помощью коего воспитывать новое поколение. Он носил не имя, данное от рождения, а титул, как и Пересвет, и потому казался слишком отстранённым и далёким, но все отлично знали и толковали этот титул — Ослаб (с ударением на последний слог), и означал он ослабленного человека. Разумеется, физически ослабленного, для усиления другой ипостаси — духовной.
     Считали, что Ослаб, как традиционный соуправитель Засадного Полка, появился при Сергии Радонежском, который лично и через учеников своих, собирая иноков в воинские монастыри — не простых крестей, черносошенных смердов, не богатырского телосложения людей, а иных — дерзких, ярых, своевольных, среди которых были всякие, большей частью, лихие разбойники, по природе своей обладающие воинским духом и удалью. Ему не нужны были смиренные молельники, боязливые и робкие перед жизнью и Богом, напротив, и потому, дабы испытать их возможности, а потом привести к чувству, требовался духовный полководец, способный пробудить в них не силу, коей было в избытке, но Ярое сердце. Так вот, преподобный испытывал найденных и приведённых в монастыри послушников с помощью слабосильного, но досужего умом старца Ослаба (более известного, как Ослябя), который ведал способ достижения высшей духовной власти в умерщвлении плоти.

БОЙЦОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ МОПАТЕНЕ

     Хоори раскололся, поведал, чего хочет.
     Он сделал паузу, стараясь вызвать любопытствуюший вопрос, — не вызвал, но интереса к своему рассказу не потерял.
     — Он проводил исследования древнекитайских источников, обошёл чуть ли не все монастыри Тибета, сделался ламой и нашёл то, что искал — самую древнюю и таинственную школу единоборств Мопатене. Этим стилем владеют единицы особо посвящённых монахов. После нескольких лет ученичества Хоори овладел Мопатене, однако его гуру открыл ему ещё одну тайну: глубинную суть тибетской школы этого вида борьбы можно познать… в России. И дали ему прочитать древний манускрипт, где к этому было прямое указание.
     Финансист боролся с собственными чувствами.
     — У нас в России существует некая бойцовская традиция, эдакая древняя кузница богатырей, тайный орден борцов. И будто дожил он до наших дней, сохранился и существует благодаря русскому святому Сергию Радонежскому. Живут обыкновенно, с виду не выделяются физической мощью, а то и этого не заметно… Говорит, если за таким человеком несколько лет пристально наблюдать, можно уловить некоторые отклонения, странности. Например, необъяснимые отлучки раза два-три в год, несколько необычный образ жизни, страсть к одиночеству, поздняя женитьба, особое воспитание детей…

КТО ТАКИЕ КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ

     Калики перехожие — наказанные араксы, жили общинно в Сиром Урочище, своеобразном скиту. И были ещё там калики верижные, носящие на теле своём тридцатипудовые цепи — вериги, которыми усмирялась взбесившаяся плоть. Иначе их называли болящими, поскольку они когда-то переусердствовали в достижении Правила, перетрудились на правиле и, единожды войдя в состояние аффекта, более никогда не выходили из него и, не чувствуя, не соразмеряя силы своей, переступали неписаные законы — до смерти били соперников в Урочищах, буйствовали и колотили народ в миру. Тяжкие вериги приносили им со временем обратный эффект, достигаемый на правиле: наказанные араксы слабели и превращались в «ослабков» — уродливых, кривоногих, горбатых и физически убогих людей, кончающих жизнь свою в том же Сиром Урочище, где исполняли нехитрые обязанности по хозяйству, или уходили в мир, становились юродивыми, блаженными мудрецами.
     Традиция эта соблюдалась жёстко и неизменно со времён Сергия Радонежского, который не бросал в тюрьмы и подземелья провинившихся, а напротив, приближал к себе, держал под рукой и перед своим недремлющим взором.
Накануне схватки приход калика мог означать самое неприятное и обидное — потерю поединка.

ИКОНА СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

     Ражный промыл совершенно пустой желудок более для того, чтобы соблюсти ритуал, и поднялся из лога в дубраву. Боевая одежда лежала в рюкзаке, ношеная, стираная и штопаная: на первый поединок по обыкновению сын выходил в отцовской рубахе и портках и только пояс надевал свой, изготовленный каликами перехожими в Сиром Урочище и принесённый ко дню появления на свет. Младенца повивали этим поясом сразу же, как только отрезали пуповину.
     Будут победы на ристалищах — новых рубах калики нанесут столько, что и внукам будет в чем выйти в рощу…
     Он разложил одежду на траве, после чего извлёк из рюкзака икону Покровителя Засадного Полка — Сергия Радонежского и поставил в развилку дуба Почитания. Ему не нужно было ни молиться, ни просить о чем-либо; важнее для всякого поединщика, и особенно для того, кто выходил на ристалище впервые, считалось символическое присутствие Святого в момент приготовлений. В некоторых родах с иконой Преподобного шли до самого ристалища, дабы уберечься от дурного глаза, но большинство араксов смеялись над подобным обычаем и выходили на поединок со светочем — очистительным огнём, зажжённым в чаше, подвешенной на цепях к треноге. И если не угасал этот огонь до конца состязания, то становился или факелом победы, или огнём позора.

ПОКЛОНЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМ УРОЧИЩА

     Существующие обычаи засадников складывались во времена татаро-монгольского ига, при Сергии Радонежском, и соблюдались очень строгие и весьма насущные правила конспирации, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Вместе с тем, было в этих обычаях и кое-что более древнее, архаичное, не связанное с христианством и теперь ставшее чистой символикой. Поклонение и приношение жертв деревьям Урочища было привычным и обыденным, но кроме того, например, приносить дары вотчиннику, на чьей земле произойдёт схватка. Каков дар, зависело от важности поединка: по обыкновению это был жеребёнок или ловчий сокол, но если для аракса борьба на земляном ковре была решающей, судьбоносной, значимость дара увеличивалась соразмерно и не имела привычного понятия цены. Победитель мог одарить самым дорогим — вторым или третьим по счёту сыном, отдав его вотчиннику на воспитание и обучение, если у того нет сыновей и некому наследовать Рощу, или дочь в жены, если хозяин Урочища недавно вступил в сборный возраст и холост.

ВАЛДАЙСКОЕ УРОЧИЩЕ

     Ражный отлично понимал, что Воропай поступил как всякий сильный и страстный поединщик, и не его это вина, что он одолел на ристалище отца, в сече изуродовал руку, лишил его полноценной жизни аракса, отнял кафтан с шапкой, хоромы и Валдайское Урочище — единственное не наследственное, а передающееся боярому мужу сразу же после победы над бывшим его владельцем. Так была устроена жизнь Засадного Полка, да и воинская жизнь вообще: самый сильный, дерзкий и даже беспощадный занимал воеводское место. Потому-то его называли боярый муж.
     Лишь единственный раз за всю историю это правило было нарушено, когда боярин Пересвет пал в поединке и князь Дмитрий своей волей назначил вести засадный полк воеводу Боброка, поскольку Ослаб мог водить его только на духовное поле брани.

ЯРОЕ СЕРДЦЕ АРАКСА

     У тебя истинно Ярое сердце, аракс! Ты ведь не родителя своего защищаешь — в нем самого Сергия.
     Он же сказал однажды: научитесь за отцов постоять, а за отчину уж постоите сполна!

www.alpha-omega.su

«Засадный полк» | Warspot.ru

В ходе Томашовской оборонительной операции 13–16 июня 1915 г. армейской группы В. А. Олохова и 3-й армии Северо-Западного фронта русские войска выполняли важнейшую задачу: остановить германское наступление, которое развивалось на наиболее опасном операционном направлении. Ситуация, в которой оказались русские армии летом 1915 г. в целом и в Томашовском сражении в частности, была для них крайне неблагоприятной. Их судьба зависела только от силы оборонительных позиций, на которых им приходилось оперировать, и от доблести входящих в их состав частей и соединений. Сковать, остановить противника любым способом, сорвать его «летние стратегические Канны» по окружению русских армий в Польше – вот важнейшая задача, стоявшая перед русскими войсками на этом этапе Первой мировой войны.

Годилась любая оборонительная тактика – для бронечастей это тактика засад.

В Томашовской операции 1915 г. отличился 14-й автопулеметный взвод – одно из самых доблестных броневых подразделений русской армии в годы Первой мировой войны.

15-го июня взвод (2 пулеметных бронеавтомобиля «Остин» первого образца – английского производства, но с броней Ижорского завода) прибыл в г. Томашов (Польша), где получил задачу: «прикрыть отход лейб-гвардии Волынского полка».

Сильный артиллерийский огонь противника не позволил взводу выдвинуться по шоссе за южную окраину города, и для выполнения поставленной ему задачи подразделение заняло позицию на северной окраине Томашова.

К вечеру подразделение разместилось в засаде – фронтом к своим отступающим частям. Командир взвода принял тактически грамотное решение – проанализировав местность, он решил прикрыть отходившие от города части 3-й гвардейской пехотной дивизии и 2-го Кавказского армейского корпуса от наседавшего противника. Около 18 часов 30 минут показались первые германские разъезды. Автопулеметный взвод, подпустив их к себе на 40 шагов, открыл огонь. Германский разъезд был полностью уничтожен.

Противник приостановил преследование и, развернув орудия, открыл по броневикам огонь. Успешно маневрируя под сильным артиллерийским огнем, взвод отошел на километр к северу – и вновь встал в засаду.

Действуя на новой позиции, около 20 часов 30 минут броневики метким огнем рассеяли кавалерийскую часть противника. Решив не рисковать машинами, оставаясь на позиции в ночное время, командир вывел взвод из боя и отвел подразделение к северу.

На следующий день он решил вновь применить отлично себя зарекомендовавшую тактику засадного боя.

16 июня к северу от дер. Криница бронеавтомобили были замаскированы и встали в засаде на шоссе, прикрывая отход частей 2-го Кавказского армейского корпуса. Офицер 13-го лейб-гренадерского Эриванского Царя Михаила Федоровича полка Кавказской гренадерской дивизии К. Попов позднее вспоминал: «Идя по шоссе, мы прошли мимо двух бронированных автомобилей, замаскированных ветками. Их присутствие здесь было весьма уместно, но работы броневиков за всю Германскую войну мне ни разу не пришлось видеть».

Но главное, что их боевую работу вновь довелось увидеть наступающим германским частям.

Когда около 13 часов противник, численностью до батальона, повел наступление вдоль шоссе из дер. Избица, он был расстрелян метким пулеметным огнем русских бронеавтомобилей. Причем, так как местность в районе шоссе имела скат в сторону от Избицы, германский батальон был уничтожен почти полностью. Противник вновь открыл сильный артиллерийский огонь, и лишь после этого бронеавтомобили отошли к своей пехоте.

Ведя арьергардный бой, броневой взвод действовал инициативно и самостоятельно, применив необходимые тактические приемы. Так как огневая мощь германцев исключала для взвода возможность прямой атаки, ему пришлось прибегнуть к засаде как единственно приемлемому способу действий в условиях сложившейся обстановки. Правильная оценка обстановки и удачный выбор позиции для засады (во втором случае – за скатом) дали возможность полностью выполнить возложенную на подразделение задачу. Замечательны были тактический эффект от действий взвода, его боевая устойчивость и огневая мощь – подразделения и части противника уничтожались почти полностью.

Дневник военных действий взвода гласит: «Командир батальона Ардаганского пехотного полка (204-го пехотного Ардагано-Михайловского полка 51-й пехотной дивизии 2-го Кавказского армейского корпуса – А. О.) оценивал силу взвода в 1 ¼ пехотного полка».

То есть, броневой взвод по силе огня и мощи маневра равнялся полку пехоты – и в боях под Томашовом именно он был «засадным полком» русской армии, эффективно выполнив все боевые задачи.

Бронеавтомобили «Остин». Илл.: Нива. – 1915. — № 30

warspot.ru

«Куликовская битва. Удар засадного полка». Куликово поле. 16 сентября 1380 года. — Волков бояться, в лес не удаляться, а если удалился

«Куликовская битва. Удар засадного полка». Куликово поле. 16 сентября 1380 года.

Куликовская битва — сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая, состоявшееся на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча, в настоящее время относящейся к Кимовскому и Куркинскому районам Тульской области.
Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый поединок татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Оба поединщика пали мёртвыми. Далее последовал бой сторожевого полка с татарским авангардом, возглавляемым военачальником Теляком.
Бой в центре был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места.
Основной удар татары направили на русский полк левой руки, он не удержался, оторвался от большого полка и побежал к Непрядве, татары преследовали его, возникла угроза тылу русского большого полка.

Владимир Серпуховской, командовавший засадным полком, предлагал нанести удар раньше, но воевода Боброк удерживал его, а когда татары прорвались к реке и подставили засадному полку тыл, приказал вступить в бой. Удар конницы из засады с тыла на основные силы ордынцев стал решающим. Татарская конница была загнана в реку и там перебита. Одновременно перешли в наступление полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Татары смешались и обратились в бегство.

Ход боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. У татар отсутствовали резервы, чтобы попытаться повлиять на исход боя или хотя бы прикрыть отступление, поэтому всё татарское войско побежало с поля битвы.
Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст.

Потери русского войска составили около 20000 воинов. Потери ордынцев точно неизвестны, но по некоторым данным при наличии войска, которое насчитывало от 90 до 150 тысяч человек, Мамай потерял 8/9 часть своего войска.


kstk71.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *