Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года. Хроника | Вопрос-Ответ

Краткая предыстория

До распада СССР Абхазия и Южная Осетия входили в Грузинскую ССР, однако на волне самоопределения национальных республик бывшего Советского союза обе они выразили желание получить независимость от официального Тбилиси.

После вооруженных конфликтов в 1991-1992 годах Грузия фактически утратила контроль над Абхазией и Южной Осетией, однако продолжила считать их своей территорией де-юре. Обе территории де-факто сформировали собственные органы власти и стали считаться непризнанными республиками. В то же время существенная часть населения Абхазии и Южной Осетии в 1990-е получила российское гражданство.

Напряженность в отношениях Грузии и Южной Осетии в августе 2008 года перешла в фазу открытого противостояния.

Хроника событий августа 2008 года

1 августа

Столица Южной Осетии город Цхинвал и ряд других населенных пунктов подверглись обстрелу. Согласно информации официальных российских источников, обстрел производили подразделения грузинской армии. Появились первые жертвы и разрушения, началась эвакуация жителей в Северную Осетию.

2 августа

Министр Грузии по вопросам реинтеграции  Темур Якобашвили заявил о готовности проведения переговоров без предварительных условий с представителями Южной Осетии.

3 августа

К границе республики продолжили стягиваться войска Грузии. В свою очередь, в режим готовности были приведены миротворческие силы России на территории Южной Осетии.

Ночь с 4 на 5 августа

По одним сведениям, произошел обстрел постов правоохранительных органов Южной Осетии со стороны грузинских военных, по другим – осетины обстреляли грузинский полицейский участок.

Разрушенные дома в Цхинвали. Август 2008 г. Источник фото: Андрей Архипов, РИА Новости

6 августа

Возле границ Южной Осетии сосредоточились грузинские подразделения и боевая техника, в том числе ракетные системы залпового огня «Град» и артиллерийские орудия. Численность грузинских военнослужащих на момент вторжения в Цхинвал превысила десять тысяч человек.

7 августа

Планировавшаяся встреча вице-премьера Южной Осетии Бориса Чочиева и Темура Якобашвили не состоялась. Во второй половине дня Цхинвал подвергся артиллеристскому обстрелу. Вечером Якобашвили заявил, что Грузия на некоторое время прекратит огонь в одностороннем порядке. Около восьми вечера к народу обратился президент Грузии Михаил Саакашвили и заявил, что отдал приказ не открывать ответного огня по Южной Осетии.

Ночь с 7 на 8 августа

Грузия начала наступательную операцию против Южной Осетии. В сопровождении стрельбы из  гранатометов и минометов грузинские войска начали продвижение к восточной части города Цхинвал.

8 августа

Утром территория Южной Осетии подверглась авиационной бомбардировке. Во второй половине дня грузинским войскам удалось взять под свой контроль большую часть города Цхинвал. Российская сторона направила в зону конфликта дополнительные подразделения для защиты жизни российских граждан на территории Южной Осетии.

9 августа

Дополнительные военные подразделения РФ вступили в бой с армией Грузии на Зарском направлении.  Акваторию у побережья Абхазии начали патрулировать российские корабли.  Позднее в этот день главнокомандующий сухопутных войск РФ генерал армии Владимир Болдырев  сообщил, что Цхинвал освобожден от грузинских подразделений. Боевые действия российских и грузинских армий распространились за территорию Южной Осетии.

10 августа

МИД Грузии передал в российское посольство ноту, согласно которой военные силы Грузии прекратили огонь и выводятся за территорию конфликта.  Были организованы два коридора для вывода беженцев из Южной Осетии.

11 августа

Российские миротворцы провели превентивные мероприятия в зоне грузинской военной базы в Южной Осетии, чтобы не допустить новых наступлений. Президент России Дмитрий Медведев согласился пойти на перемирие с Грузией. Посредником выступила Франция, которая представила план мирного урегулирования конфликта, включавший полный вывод грузинских и российских войск из зоны конфликта и помощь раненым.

12 августа

Продвижение российских войск было приостановлено. Россия и Франция обсудили и согласовали план урегулирования  конфликта в Южной Осетии. Грузия согласилась подписать соответствующий документ, исключив, однако, из него вопросы предоставления автономного статуса Южной Осетии.

14-15 августа «план Медведева-Саркози» подписали Михаил Саакашвили и лидеры Южной Осетии.

21 августа

Абхазия и Южная Осетия направили в РФ свои обращения с просьбой признать их независимость.

22 августа

Россия завершила отвод с территории Грузии частей российской армии. По сообщениям ряда источников, СКП РФ признал погибшими в ходе конфликта в августе 2008 года 67 российских военнослужащих. 283 российских солдата были ранены. Из числа мирного населения Южной Осетии погибли 162 человека, 255 получили ранения, десятки тысяч стали беженцами. Согласно докладу правительственной комиссии Грузии, погибли 412 грузинских военнослужащих и мирных жителей, получили ранения почти 1750 человек.

Смотрите также:

www.aif.ru

Грузино-южноосетинский конфликт. Причины и последствия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Грузино- ю жно о сетинский конфликт . Причины и последствия

Выполнил: Круглов

Максим Владимирович

Кострома 2008

План

1. «Республика» Южная Осетия

2. Война в Южной Осетии 2008

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии (2008)

4. Перемирие

5. Воинские потери и жертвы войны

6. Последствия

Вывод

1. «Республика» Южная Осетия

Столица — Цхинвал (Цхинвали).

Население — около 85 тыс., осетины — около 67%, грузины — около 25%, другие национальности — около 7% (2003). Около 40 тыс. беженцев из Южной Осетии находятся в Северной Осетии. 95% населения имеют российское гражданство(1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, который предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии), в том числе значительная часть грузинского населения имеет как грузинское, так и российское гражданство.

Политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный статус, Тбилиси, считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.

2. Война в Южной Осетии

Не успели хотя бы чуть утихнуть выстрелы и взрывы от предыдущих, как на Кавказе разразилась новая война, теперь уже между Грузией и Южной Осетией. Позднее в этом конфликте появились и новые участники со стороны Южной Осетии, Россия и Абхазия.

Данное вооружённое противостояние стало следствием обострения Южноосетинского конфликта, официальной датой начала которого принято считать 10 ноября 1989г., когда советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской Советской Социалистической Республики было принято решение о создании автономной Юго — Осетинской республики.

Наиболее яркие витки этого конфликта происходили и ранее: в 2004 году (когда 31 мая грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжёлой военной техникой в зону грузино-осетинского конфликта), в феврале 2006 года, а также в 2007 году, когда произошёл инцидент с падением «российской» ракеты в районе грузинского посёлка Цителубани.

Тем не менее, обострение грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, бесспорно, является самым кровопролитным за всю его историю.

В конце июля — начале августа 2008 года происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Днём 7 августа 2008 года секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики».

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии

Аналитики выделяют несколько версий причин по, которым разгорелась война на территории Южной Осетии. Рассмотрим основные из них.

· Версия Грузии:

8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок „Град“ нанесли удар по Цхинвали — враньё! Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя, в том числе авиацию и „Град“. Подчеркиваю, не населенные пункты».

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» заявил, что «с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта»

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий»

· Версия Южной Осетии:

В южноосетинской интерпретации, война вызвана этническим конфликтом между осетинами, которые защищали исконно-осетинские земли, и грузинами, которые ущемляли права осетин и виновны в геноциде; осетины при умеренной поддержке русских войск навсегда изгнали грузин и добились независимости. 8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа. В своем интервью Кокойты так же признал случаи мародерства в грузинских селах.

· Версия России:

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев».

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии — граждане России и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ». Лавров заявил, что Россия «этот конфликт не готовила» и выступала с предложением принять резолюцию Совбеза ООН, призывающую Грузию и Южную Осетию отказаться от применения силы. По мнению Лаврова, «военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален». Необходимость бомбардировок военной инфраструктуры, находившейся вне зоны конфликта, Лавров объяснил тем, что она использовалась для поддержки грузинского наступления. Лавров назвал обвинения в том, что Россия, прикрываясь югоосетинским конфликтом, пыталась сбросить правительство Грузии и установить контроль над этой страной, «несусветной чепухой». Он отметил, что как только безопасность в регионе была восстановлена, президент России объявил об окончании военной операции.

11 августа замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима М. Саакашвили.

15 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что «господину Саакашвили надоела вся эта дипломатия, и он попросту решил вырезать мешающих ему осетин».

По утверждению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция «Чистое поле» против Южной Осетии была разработана Грузией совместно с США.

· Версия Абхазии:

22 августа начальник Генерального штаба военно-служащих Абхазии Анатолий Зайцев заявил, что грузинская армия после полного захвата Южной Осетии планировала через 3 часа начать наступательную военную операцию против Абхазии. По его словам, планы у Грузии были таковы: «наносился мощный авиационный удар, производилась высадка первого эшелона десанта с моря в количестве 800 человек на быстроходных катерах, затем еще раз 800 человек должно было высадиться в г. Сухуми, а 6 тысяч человек должны были наносить удар артиллерией и реактивными системами, дальностью стрельбы 45 км, по нашим горно-стрелковым батальонам в Кодорско

mirznanii.com

Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года

Картирование конфликта.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии происходил в августе 2008 года, 7-16 августа. Конфликт происходил на территории республики Южная Осетия, на границе Грузии и России. Соответственно в конфликте принимали участие Грузия с одной стороны и Россия, Южная Осетия, Абхазия с другой стороны.

Во многих источниках относительно Южно Осетинского конфликта наблюдается обвинительная позиция к Грузии. Бесспорными участниками, т.е. явными, в данном конфликте, на основе публикаций СМИ, являются Грузия, Южная Осетия., Россия. Но прослеживается тенденция к введению в этот конфликт такого участника как США.

Анализ ресурсов сторон: со стороны Грузии – вооруженные силы Грузии и предположительно участие иностранных инструкторов или наемников. Со стороны Южной Осетии – Вооруженные силы Южной Осетии, а так же 15 тыс. личного состава России.

Экономические ресурсы: в экономическом плане Грузия находилась на хорошем уровне, что создало почву для создания необходимой военной мощи. В ходе конфликта Грузия понесла значительные экономические убытки в военном отношении. Южная Осетия же в экономическом плане, на мой взгляд сама по себе несколько слаба, но покровительство России в сыграло важную роль в этом конфликте.

Вооруженный конфликт в Южной Осетии возник по причине:

— согласно официальной позиции Южной Осетии, России и Абхазии: Ответ на агрессию Грузии против мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев. В южноосетинской интерпретации, война вызвана агрессией Грузии против Южной Осетии, произошедшей в канун Олимпийских игр. Кодовое название блицкрига — «Чистое поле» — раскрывает суть планов Грузии — провести этническую чистку, превратить в «чистое поле» всю Южную Осетию.

— согласно официальной позиции Грузии: Проведение военной операции в Цхинвальском регионе в ответ на провокации южноосетинских вооружённых формирований; агрессия России против Грузии, которая началась с территории Украины за 6 дней до боевых действий в Южной Осетии. Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

Конфликт Грузии и Южной Осетии это не только вооруженное противостояние в августе 2008 года, этот конфликт имеет давнюю историю и появление данного конфликта как таковое выделить трудно. Рост конфликта происходил в течении многих лет и самый пик его настал в августе 2008 года. Во многом на рост конфликта повлиял не только тот факт что Южная Осетия автономизировалась от Грузии, но факт неблагоприятных отношений России и Грузии.

В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было объявлено, что Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено МИД Грузии как «поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытая попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии».

В конце июля — начале августа происходила эс

mirznanii.com

Вооружённый конфликт в Южной Осетии 2008

План
Введение
1 Основные события
2 Предыстория конфликта
2.1 1989—1992
2.2 1992—2007
2.2.1 План «Бросок тигра»
2.2.2 Вывод российских войск из Грузии

2.3 Финансовая, политическая и военная поддержка Южной Осетии
2.4 Политическая и военная поддержка Грузии. Военный бюджет Грузии
2.5 Внешнеполитический контекст
3 Нарастание напряженности (начало 2008)
4 Эскалация грузино-южноосетинского конфликта
5 Разные интерпретации повода войны
5.1 Версия Грузии
5.1.1 Критика

5.2 Позиция правительства Южной Осетии
5.3 Версия России
5.3.1 Критика

5.4 Версия Абхазии
6 Ход боевых действий
6.1 8 августа
6.2 9 августа
6.3 10 августа
6.4 11 августа

7 Перемирие
7.1 12 августа
7.2 13 августа
7.3 14 августа
7.4 15 августа
7.5 16 августа
7.6 Террористические акты, обстрелы и покушения после заключения перемирия

8 Потери сторон и жертвы войны
8.1 Воинские потери и жертвы среди мирного населения
8.1.1 Южная Осетия
8.1.1.1 Официальные данные
8.1.1.2 Другие данные

8.1.2 Россия
8.1.2.1 Официальные российские данные
8.1.2.2 Другие данные

8.1.3 Грузия
8.1.3.1 Официальные данные Грузии
8.1.3.2 Другие данные

8.1.4 Пострадавшие среди журналистов

8.2 Беженцы
8.3 Удерживаемые Грузией граждане России
8.4 Удерживаемые Южной Осетией граждане России
8.5 Разрушения и потери в технике
8.5.1 Потери в технике Грузии
8.5.1.1 Потери авиации Грузии
8.5.1.2 Потери в бронетехнике Грузии
8.5.1.3 Потери флота Грузии
8.5.1.4 Трофейная техника

8.5.2 Потери в технике России
8.5.2.1 Потери авиации России
8.5.2.2 Потери в бронетехнике России


9 Юридические оценки действий сторон
9.1 Военные преступления в зоне конфликта
9.2 Другие юридические аспекты

10 Информационное освещение конфликта
11 Геополитические и экономические последствия конфликта
11.1 Экономические последствия

Список литературы
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Введение

Вооружённый конфли́кт в Ю́жной Осе́тии (2008) — военное противостояние в августе 2008 года между Грузией с одной стороны и Россией вместе с непризнанными республиками Южная Осетия и Абхазия с другой.

1. Основные события

Грузинские и южноосетинские войска вели перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности с конца июля 2008 года[38]. Вечером 7 августа стороны договорились о прекращении огня[39], что, однако, реально сделано не было[40].

В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. (в 0:06[41]) грузинские войска начали массированный артиллерийский обстрел столицы Южной Осетии города Цхинвал(и) и прилегающих районов. Через несколько часов последовал штурм города силами грузинской бронетехники и пехоты. Официальным поводом для атаки на Цхинвал, по заявлениям грузинской стороны, послужило нарушение режима прекращения огня со стороны Южной Осетии, которая, в свою очередь, утверждает, что первой огонь открыла Грузия.[42]

8 августа 2008 года (в 14:59[41]) к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия в рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру, 9 августа 2008 года — Абхазия в рамках соглашения о военной помощи между членами Содружества непризнанных государств. 12 августа 2008 года Россия официально объявила об успешном окончании операции по принуждению грузинских властей к миру[43], 13 августа 2008 года Абхазия официально заявила о завершении операции по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья[44], после чего активные боевые действия закончились[45].

С 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлечённых в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта («План Медведева — Саркози»).

2. Предыстория конфликта

Истоки современного грузино-осетинского конфликта лежат в событиях конца 1980-х годов, когда активизация грузинского национального движения за независимость от союзного центра (при одновременном отказе малым народам Грузии в праве на автономию) и радикальные действия его руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа)[46][47] на фоне слабости центрального руководства СССР привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами (в первую очередь, абхазами и осетинами, имевшими собственные автономные образования и уже тогда выдвигавшими требования повышения их статуса — и, в конечном счёте, самостоятельности).

2.1. 1989—1992

В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год — объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по шести административным районам Грузии.

В 1990 году закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», предоставил право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР». Исполком народных депутатов Южной Осетии воспользовался предоставленным правом, и, когда 9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе.

Политическая борьба быстро переросла в вооружённые столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий в ходе которых безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс.[48] (см. статью Южноосетинская война (1991—1992) ).

19 января 1992 года в Южной Осетии состоялся референдум по вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией». Большинство участвовавших в референдуме поддержало это предложение[49].

Весной 1992 года, после некоторого затишья, вызванного государственным переворотом и гражданской войной в Грузии, военные действия в Южной Осетии возобновились. Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии.

14 июля 1992 года был прекращен огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского.

В Цхинвали была размещена Миссия наблюдателей от ОБСЕ.

2.2. 1992—2007

После 1992 года Южная Осетия была де-факто независимым государством, обладала собственной конституцией (принята в 1993 году) и государственной символикой. Власти Грузии по-прежнему рассматривали её как административную единицу Цхинвальский регион, но активных действий по установлению контроля над ней не предпринималось[51].

В 1990-е годы активно шёл процесс принятия российского гражданства населением Южной Осетии.[52] 1 июля 2002 года в России был введён новый закон о гражданстве.[53][54][55][56] Этот закон закрывал возможность бывшим гражданам СССР получать российское гражданство в крайне упрощённом порядке. В связи с этим, Конгресс русских общин Абхазии в июне 2002 года инициировал акцию по массовому получению российских паспортов жителями страны. С этой целью, по сведениям издания «Время новостей», в Сочи специально командировали сотрудников российских МВД и МИДа и был открыт специальный штаб, который занимался оформлением российского гражданства для жителей Абхазии. Это привело к тому, что в июне российское гражданство получали до восьми тысяч абхазцев в сутки. По завершении акции российское гражданство имели примерно 220 из 320 тысяч жителей Абхазии.[57] К концу июля 2002 года количество российских граждан в Южной Осетии превышало 60 % населения,[58] к 2006 году — 80 % населения.[56] В 2006 году заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявлял, что Россия намерена способствовать усилению конфронтации в Южной Осетии. Предоставление населению Южной Осетии российского гражданства заместитель министра назвал «аннексией грузинских территорий».[59] Представитель МИД России заявил, что принятие российского гражданства населением Южной Осетии происходит в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны[53].

5 декабря 2000 года по инициативе российской стороны был введён визовый режим между Россией и Грузией, создавший трудности для граждан Грузии, 500 тысяч которых в то время работало в России. В то же время был оставлен безвизовый режим для жителей Абхазии и Южной Осетии, что вызвало протесты Грузии. 1 марта 2001 года были отменены льготы, предусматривавшие безвизовый проезд для грузинских дипломатических представителей и жителей приграничной полосы.[60][61].

Очередное усиление напряжённости в зоне конфликта со

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *